Региональная и отраслевая дифференциация заработной платы работников бюджетной сферы в Китае: основные тенденции
Омельченко И.Б.
, Агарычева А.В.
, Сергеева М.В.![]()
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Аннотация:
Статья посвящена анализу дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы Китая. Цель статьи – выявить ключевые закономерности дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы в данной стране. Исследование основано на статистических данных Государственного статистического управления Китая за 2005-2023 гг. по трем отраслям: образование, здравоохранение и наука. В результате проведенного исследования сделаны выводы: в Китае наблюдается устойчивый рост заработных плат работников бюджетной сферы во всех рассматриваемых отраслях с наибольшим темпом прироста в здравоохранении. Имеет место конвергенция отраслевых уровней оплаты труда – сокращается отраслевой разрыв. При этом, сохраняется и усиливается региональное неравенство в оплате труда. Практическая ценность данной статьи заключается в том, что она демонстрирует ограниченность политики общего повышения заработных плат для решения проблемы дифференциации и подтверждает необходимость целевых межбюджетных трансфертов, пересмотра системы оплаты с учетом региональных особенностей, усиления роли федерального центра в регулировании трудовых доходов. Полученные результаты имеют важное значение для разработки мер в рамках государственной политики Российской Федерации и могут быть использованы при формировании стратегии реформирования оплаты труда в бюджетном секторе
Ключевые слова: заработная плата, дифференциации, оплата труда, бюджетная сфера, Китай
JEL-классификация: J31, J32, J33, J38
Введение
Системообразующую роль в социально-экономическом развитии государства играет заработная плата работников бюджетной сферы, оказывая влияние на экономику и социальную стабильность. Проблема дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы имеет системный характер, поскольку непосредственно влияет на качество и доступность государственных услуг (т.к. региональная и отраслевая дифференциация создает неравенство в доступе граждан к базовым социальным благам) [7], эффективность бюджетных расходов (неоптимальное распределение квалифицированных кадров ведет к неэффективному использованию значительной части государственного бюджета, направляемой на оплату труда в бюджетном секторе экономики) [5], инвестиционную привлекательность территорий, инновационный потенциал развития экономики [9] (предполагается, что для большей готовности общества к восприятию нововведений необходим соответствующий уровень развития и уровень качества социальных услуг) [10]. Таким образом, дифференциация заработной платы бюджетной сферы выступает не только внутренней проблемой социальной политики, но и системным ограничением экономического роста, требующим комплексного междисциплинарного подхода к решению.
Экономика стран Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан) тесно связана с экономикой Китая благодаря географической близости, взаимовыгодному сотрудничеству и общим экономическим интересам. Совместные инициативы Китая и центральноазиатских государств направлены на улучшение качества жизни, включая поддержку здравоохранения, образования и культуры. Эти меры косвенно влияют на условия работы и оплату труда работников госсектора.
Изучению дифференциации заработной платы бюджетников посвящено множество исследований российских (Е.М. Авраамова, Д.М. Логинов [1], И.Ю. Ильина, Н.В. Красюкова, Ю.Н. Шедько [8], Н.Г. Типенко [13] и др.) и зарубежных (N. Bau, J. Das [15], J. Liu, J. Xie [18], X. Zhao, J. Lei [22]) ученых. Одновременно с этим, ранее авторами текущего исследования показано, что в России подходы по установлению систем оплаты труда в бюджетном секторе экономики не способны эффективно уменьшить межрегиональные и межотраслевые разрывы в заработных платах. Для решения сложившейся проблемы авторы предлагают новые принципы для реформирования системы оплаты труда бюджетников в России, направленные на достижение большей справедливости и эффективности, к которым, в частности, относятся: введение единой «стартовой» величины для установления окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) в отраслях социальной сферы и науки. [2] К аналогичному заключению авторы также пришли при изучении подходов по установлению минимального размера оплаты труда (МРОТ) и механизмам по его регулированию в странах, относящихся к Содружеству Независимых Государств, включая Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, предложив устанавливать размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат на уровне МРОТ во всех организациях бюджетной сферы [3].
К схожим выводам, на примере исследования неравенства доступа к качественному среднему образованию в странах Центральной Азии, пришли С. Алиева и К. Ковязина и др., подчеркнув «хроническое недофинансирование системы образования и особенности региона», обусловленные проблемой неравенства в оплате труда учителей [4].
Вышеуказанные исследования, несмотря на разные национальные контексты, сходятся в идее, что существующие механизмы оплаты труда не способны самостоятельно преодолеть глубокое неравенство в оплате труда работников бюджетной сферы. Перспективным решением по выравниванию дифференциации представляется более активное вмешательство и финансовое участие федерального (национального) правительства. Это яркий пример того, как схожие институциональные проблемы порождают схожие рекомендации в разных странах.
Исследования ученых из Китая также приводят к схожим заключениям. Так, в работе Ш. Лиу и др., посвященной проблеме неравенства в оплате труда в бюджетной сфере (образование) на региональном уровне, эмпирически показана неэффективность существующей системы оплаты труда, в связи с тем, что она не учитывает реальные трудности работы в сельской местности и потому несправедлива к сельским учителям [19].
Интерес к Китаю в контексте дифференциации трудовых доходов работников бюджетной сферы не случаен и обусловлен множеством факторов, среди которых: масштаб и внутреннее разнообразие страны (в том числе определяющее региональное неравенство и растущий сельско-городской разрыв); централизованное управление с высокой степенью фискальной и административной децентрализацией; политической повесткой на решение проблемы неравенства в рамках стратегии «Общего процветания» (共同富裕), открывающей возможности для поиска эффективных мер по сокращению неравенства. [25] Стоит также отметить, что на сегодняшний день идет активное развитие российско-китайских отношений и, например, 2024-2025 гг. объявлены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Годом культуры России – Китая [1].
Исследование китайского опыта решения проблемы дифференциации уровней заработных плат в огромном бюджетном секторе, может быть крайне полезно для развития российской и азиатской практик в этом вопросе. Целью текущей статьи является выявление особенностей дифференциации заработной платы бюджетников в Китае.
Материалы и методы
Для проведения оценки дифференциации заработной платы бюджетных работников Китая применен комплекс методов, основанный на принципах системного и сравнительного анализа. Основой стал анализ официальных статистических данных, публикуемые Государственным статистическим управлением Китайской Народной Республики (далее – КНР) – Статистический Ежегодник за период 2005-2024 гг. [28] В рамках этого направления изучены агрегированные показатели по среднемесячным трудовым доходам работников по отраслям бюджетной сферы: образование, здравоохранение и наука, в том числе по территориальным единицам Китая.
Сравнительно-сопоставительный анализ использован для выявления динамики и масштабов дифференциации трудовых доходов между провинциями Китая, а также между городскими и сельскими территориями.
Полученные количественные данные верифицированы и дополнены с помощью системного анализа научной литературы. Этот этап позволил интерпретировать статистические тенденции через призму существующих теоретических подходов к регулированию трудовых доходов и выявить причины наблюдаемых диспропорций.
Комплексное применение данных методов обеспечило репрезентативность выводов.
Результаты и обсуждение
Государственный сектор в Китае охватывает ключевые области, включая образование, здравоохранение, научные исследования, обеспечивая предоставление базовых общественных услуг и реализацию стратегических национальных политик. По данным за 2023 г. в Китае работало 18,8 млн педагогических работников и преподавателей [26], численность медицинских работников составляла 12,5 млн работников [24], а эквивалент полной занятости работников научных разработок достиг 7,241 млн человеко-лет [23]. Если говорить сопоставительно с Россией, то, например, количество врачей по данным Всемирной организации здравоохранения на 10 000 человек населения в Китае составляет 31,1 врач, тогда как в России данный показатель – 51,1 (весь мир – 17,2) [11], медсестер 36,7 в Китае против 70,4 в России (среднее значение в мире – 37,7) [12].
Исследование
среднегодового уровня заработной платы для выбранных категорий позволило
выявить общий тренд на увеличение номинальных значений этого показателя для
всех выбранных категорий (рисунок 1). Наиболее быстро растущей является отрасль
здравоохранения: среднегодовой темп прироста среднегодового уровня заработной
платы за период 2015-2023 гг. составляет 9,3% в год (против 9,0% для науки,
8,4% для образования, 8,2%). При этом наиболее высокий уровень заработной платы
на протяжении всего
рассматриваемого
периода отмечается в отрасли научные исследования.
Рисунок 1 – Динамика среднегодового уровня заработной платы работников бюджетной сферы в Китае за 2005-2023 гг.
* Для сопоставления приведены среднегодовые значения заработной платы работников Государственного управления, т.е. государственных служащих, т.к. согласно Закону КНР «Об обязательном образовании» [2] средний уровень заработной платы учителей не должен быть ниже среднего уровня заработной платы местных государственных служащих.
Источник: Составлено авторами по материалам [28].
Исходя из полученного графика можно, прежде всего, отметить общий устойчивый рост рассматриваемых показателей: все отрасли, а также общий показатель (всего), демонстрируют сильный и последовательный рост заработной платы на протяжении двух десятилетий.
При этом, несмотря на преобладание уровня трудового дохода в отрасли науки, в Китае наблюдается тренд на изменение отраслевой иерархии в системе оплаты труда бюджетников. Так, в начале периода (около 2004-2006 гг.) наблюдалась заметная отраслевая иерархия по уровню среднегодовой заработной платы:
Наука > Государственное управление ≈ Образование > Здравоохранение
Однако, уже к 2024 г. произошла значительная конвергенция уровней оплаты труда. Разрывы между отраслями существенно сократились, особенно между образованием и здравоохранением. Особенно выделяется резкий рост среднегодовой заработной платы в образовании, начиная примерно с 2014 г. (при всем при том, как отмечает Чжоу Х., значительная часть роста заработных плат нивелирована инфляцией [29]). Подобные изменения могут быть следствием реализации государственных программ реформирования оплаты труда в этих отраслях, таких как стратегия «Общего процветания» или целевые реформы в системе образования и здравоохранения.
Относительно китайской системы образования, стоит отметить, что она за последние 20 лет претерпела серьезные структурные преобразования, что привело к ужесточению требований к педагогам и необходимости реформирования их оплаты труда. Проблемой в этой сфере была низкая заработная плат [16], существенная региональная диспропорция (особенно между восточными и западными регионами), а также разрыв в трудовых доходах между городскими и сельскими учителями. Для решения этих проблем в 2009 г. запущена реформа, которой введена новая модель оплаты труда, состоящая из базовой части (70%) и поощрительных выплат (30%), размер которых зависит от результатов деятельности педагога, уровня его квалификации и успеваемости учащихся. Целью реформы стало достижение уровня заработных плат учителей не ниже окладов государственных служащих. [6]
В Китае принята Программа создания сильной образовательной державы на 2024-2035 гг. (опубликованы Центральным комитетом Коммунистической партии Китая и Государственным советом КНР), одним из пунктов которой предусмотрено повышение статуса учителей через повышение гарантий справедливой оплаты труда (включая надбавки в сельской местности), снижение непрофильной нагрузки, социальные льготы, достойный выход на пенсию, а также системное выявление и популяризацию достижений для укрепления престижа профессии (пункт 30) [27].
Тем не менее, некоторые научные работы по дифференциации заработной платы бюджетников в Китае подчеркивают проблему роста регионального неравенства в рамках выделенных отраслей. Например, С. Эн в своем труде по вопросу регионального неравенства в сфере образования при анализе системы управления базовым образованием в Китае характеризует проводимые реформы как достаточно эффективные, т.к. они обеспечили финансовые гарантии и стабильный рост заработной платы учителей сельских начальных и средних школ и улучшила предложение и качество педагогических кадров в сельской местности. С другой стороны, автор акцентирует внимание на том, что объективный разрыв в заработных платах и льготах между городскими и сельскими учителями привел к миграции педагогов из сельской местности, что вылилось в отток качественных кадров и породило структурный дефицит в сельских школах [14].
Уровень трудового дохода в науке, несмотря на высокий показатель, характеризуется замедлением темпов прироста в последние годы, что может подтверждать идею о достижении определенного «потолка» или о смещении приоритетов финансирования.
Отрасль здравоохранения, которая изначально была в аутсайдерах, заметно подтянулась, но все еще незначительно отстает от других. Это является частым предметом общественных дискуссий в Китае, учитывая высокую нагрузку на медработников в стране.
В рамках реформы здравоохранения в 2009 г. в Китае внедрена новая система оплаты труда, основанная на результатах работы. Эта система, идея которой была впервые официально предложена в 2000 г. и получила дальнейшее развитие в ходе исследований и разработки политики и направлена на связывание заработной платы медицинских работников с достижением целей общественного благосостояния и повышением эффективности работы. Официальный старт ее реализации в учреждениях общественного здравоохранения был дан в октябре 2009 г. в соответствии с новым планом реформы здравоохранения и решением Госсовета КНР. Основными принципами построения новой системы оплаты труда, основанной на результатах работы, в учреждениях здравоохранения Китая стали:
- установление уровня оплаты труда в соответствии со средним уровнем заработной платы в местных государственных учреждениях;
- формирование общего фонда оплаты труда на основе базового оклада работников учреждения за декабрь предыдущего года и стандартизированных надбавок;
- разделение фонда на базовую (60-70%) и стимулирующую части, распределяемые по результатам оценки труда;
- обеспечение финансирования внедрения системы оплаты труда по результатам за счет средств трансфертов из центрального бюджета и местных бюджетов, при этом основная нагрузка «легла» на бюджеты районов и уездов.
Несмотря на общий рост заработной платы медицинских работников после реформы (в диапазоне 28%-38%), система оплаты труда по результатам работы не достигла ожидаемого стимулирующего эффекта из-за отсутствия справедливой связи между объемом труда, квалификацией и вознаграждением, что привело к недовольству персонала и оттоку квалифицированных кадров [21].
При этом как отмечает Лю С., несмотря на множественные попытки реформирования системы оплаты труда медицинских, до сих пор вопрос определения размера оплаты труда и условий работы медицинских работников в Китае не урегулирован. Многие проблемы, возникающие в сфере здравоохранения, прямо или косвенно связаны с недостаточно высокой оплатой труда медицинских работников [20].
Вместе с тем опираясь на полученные данные возможно выделить положительный аспект: одним из главных показателей этого является тот факт, что несмотря на наличие отраслевого разрыва в оплате труда, наблюдается успешное сглаживание дисбалансов между отраслями (образование, наука, здравоохранение) и аппаратом управления. При этом высокие позиции науки и активный рост заработных плат в образовании соответствуют долгосрочной стратегии Китая по переходу к инновационной экономике, основанной на знаниях.
Рассмотрим более детально, как изменилась дифференциация заработных плат работников бюджетной сферы в Китае по регионам (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика заработных плат работников бюджетной сферы в Китае в региональном срезе
|
Показатель
|
2015
|
2017
|
2019
|
2021
|
2023
|
|
Наука
| |||||
|
Минимальный
среднегодовой трудовой доход (юань)
|
55 910
|
66 857
|
79 001
|
91 304
|
97 744
|
|
Город/провинция
с минимальным трудовым доходом
|
Хунань
|
Цзилинь
|
Шаньси
|
Шаньси
|
Хэнань
|
|
Максимальный
среднегодовой трудовой доход (юань)
|
158 906
|
176 383
|
196 767
|
236 279
|
281 661
|
|
Город/провинция
с максимальным трудовым доходом
|
Шанхай
|
Шанхай
|
Шанхай
|
Шанхай
|
Шанхай
|
|
Среднее
значение среднегодового трудового дохода по провинциям
|
78 490
|
93 271
|
112 656
|
129022
|
144 654
|
|
Стандартное
отклонение
|
23 765
|
26 061
|
30 399
|
35 656
|
40 485
|
|
Отношение
максимального значения к минимальному
|
2,84
|
2,64
|
2,49
|
2,59
|
2,88
|
|
Здравоохранение
| |||||
|
Минимальный
среднегодовой трудовой доход (юань)
|
48 349
|
56 466
|
71 111
|
83 104
|
94 660
|
|
Город/провинция
с минимальным трудовым доходом
|
Шаньси
|
Шаньси
|
Шаньси
|
Шаньси
|
Шаньси
|
|
Максимальный
среднегодовой трудовой доход (юань)
|
139 176
|
169 191
|
208 481
|
216 920
|
254 760
|
|
Город/провинция
с максимальным трудовым доходом
|
Пекин
|
Пекин
|
Пекин
|
Пекин
|
Шанхай
|
|
Среднее
значение среднегодового трудового дохода по провинциям
|
71 885
|
88 661
|
106 249
|
123 590
|
140 620
|
|
Стандартное
отклонение
|
21 022
|
24 940
|
32 528
|
35 469
|
40 497
|
|
Отношение
максимального значения к минимальному
|
2,88
|
3,00
|
2,93
|
2,61
|
2,69
|
|
Образование
| |||||
|
Минимальный
среднегодовой трудовой доход (юань)
|
50 152
|
62 807
|
70 640
|
78 468
|
83 020
|
|
Город/провинция
с минимальным трудовым доходом
|
Хэнань
|
Хэнань
|
Шаньси
|
Хэнань
|
Хэнань
|
|
Максимальный
среднегодовой трудовой доход (юань)
|
115 090
|
143 215
|
181 240
|
201 129
|
235 503
|
|
Город/провинция
с максимальным трудовым доходом
|
Тибет
|
Пекин
|
Пекин
|
Пекин
|
Шанхай
|
|
Среднее
значение среднегодового трудового дохода по провинциям
|
69 885
|
85 859
|
98 897
|
113 197
|
126 533
|
|
Стандартное
отклонение
|
16 698
|
19 881
|
24 918
|
32 382
|
36 797
|
|
Отношение
максимального значения к минимальному
|
2,29
|
2,28
|
2,57
|
2,56
|
2,84
|
Источник: Составлено авторами по материалам [28].
Анализ таблицы 1 позволяет выявить несколько ключевых тенденций в динамике заработных плат бюджетников Китая (2015-2023 гг.) с точки зрения регионального неравенства. Прежде всего, можно отметить их абсолютный рост: во всех отраслях и всех провинциях. Это согласуется с общей политикой повышения благосостояния и ростом экономики Китая. Тем не менее, несмотря на абсолютный рост, разрыв между богатыми и бедными регионами увеличивается. На это четко указывает постоянный рост стандартного отклонения в рассматриваемых отраслях. Заработных платы в лидирующих регионах растут быстрее, чем в отстающих.
В науке на протяжении всего периода Шанхай демонстрирует самые высокие средние трудовые доходы бюджетников, что подчеркивает его роль как главного научно-технологического хаба страны. При этом, отношение максимального и минимального значений (по регионам) остается высоким (~2.8), а стандартное отклонение – самым большим среди отраслей в 2023 г. Это говорит о том, что высокие заработные платы в науке сконцентрированы в узком круге развитых регионов.
Здравоохранение характеризуется самыми низкими среднегодовыми трудовыми доходами бюджетников среди рассматриваемых отраслей по данным за 2023 г. Также можно отметить, что Шаньси на протяжении всех 8 лет является регионом с самыми низкими трудовыми доходами для медработников, что указывает на глубокую структурную проблему в этом регионе.
Шаньси, в целом, оказывается среди регионов-«аутсайдеров» во всех рассматриваемых отраслях. Низкие значения среднегодового трудового дохода бюджетников также наблюдаются в провинции Хэнань. Например, Хэнань является постоянным аутсайдером по трудовым доходам учителей, что отражает сложную ситуацию в отрасли образования в этом густонаселенном регионе.
Таким образом, можно заключить, что проблема регионального неравенства обостряется. Несмотря на общий рост трудовых доходов, разрыв между регионами не сокращается, а во многих случаях увеличивается, что создает угрозу для реализации стратегии «Общего процветания». При этом, сформировались «центры» и «периферии», где четко выделились регионы-лидеры (Шанхай, Пекин) и хронические аутсайдеры (Шаньси, Хэнань). Решение этой проблемы требует проведения адресной региональной политики для поддержки отстающих провинций.
Важно отметить, что каждая из рассматриваемых отраслей характеризуется своей спецификой. Так, для науки характерны высокие заработные платы, но неравномерное их распределение, для здравоохранения – низкие трудовые доходы, в среднем, по стране, а для образования – наиболее быстро растущее неравенство, что особенно тревожно из-за роли образования в социальном лифте [17].
В результате, реализация политики общего повышения заработных плат бюджетников оказывается недостаточна для снижения дифференциации трудовых доходов в рассматриваемых отраслях.
Заключение
Проведенное исследование выявило сложную и противоречивую динамику в системе оплаты труда бюджетной сферы Китая. С одной стороны, наблюдается впечатляющий рост заработных плат работников рассматриваемых отраслей (образования, здравоохранения и науки), что является прямым результатом целенаправленной государственной политики, такой как реформа 2009 г. в образовании, стратегия «Общего процветания», рост расходов, направленных на развитие указанных отраслей. Этот рост способствовал некоторому сглаживанию отраслевых диспропорций, особенно между образованием и здравоохранением, и в целом повысил уровень жизни педагогических и медицинских работников.
Однако, с другой стороны, основная системная проблема – углубляющееся региональное неравенство – не только не решена, но и усугубляется. Дифференциация заработной платы работников бюджетной сферы Китая носит системный и структурный характер, определяясь, прежде всего, регионом и отраслью. Несмотря на общий тренд к сокращению отраслевой дифференциации, на данный момент эта проблема полностью не решена. Анализ данных за 2015-2023 гг. четко отражает, что, несмотря на общий рост заработных плат, разрыв между богатыми регионами (такими как Шанхай и Пекин) и бедными провинциями (Шаньси, Хэнань) продолжает увеличиваться. При этом, тот факт, что количество и качество предоставляемых базовых услуг оказывается в прямой зависимости от экономического состояния региона, провоцирует еще большее социальное и региональное неравенство, в том числе, и в том, что касается трудовых доходов бюджетников. Возникающая вследствие этого «утечка мозгов» из сельских районов в города, усугубляет региональный дисбаланс в качестве предоставляемых услуг.
Таким образом, китайский опыт демонстрирует, что даже масштабные реформы и значительное увеличение бюджетных ассигнований, выделенных на оплату труда сами по себе недостаточны для преодоления глубокой региональной дифференциации. Для решения этой проблемы требуется переход от универсальной политики повышения заработных плат к адресной и дифференцированной региональной политике, которая бы учитывала реальную стоимость жизни, сложность работы и специфические потребности отстающих провинций. Этот вывод имеет высокую практическую значимость для России и стран Центральной Азии сталкивающимися со схожими вызовами, и указывает на необходимость разработки комплексных мер, направленных не только на повышение абсолютного уровня трудовых доходов бюджетников, но и на обеспечение справедливого их распределения по территориям стран.
[1] Распоряжение Президента Российской Федерации от 3 января 2024 г. № 3-рп «О проведении Годов культуры России – Китая». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71892946/ (дата обращения: 29.10.2025).
[2] 中华人民共和国义务教育法 (Закон Китайской Народной Республики «Об обязательном образовании»; пер.). [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/guoqing/2021-10/29/content_5647617.htm (дата обращения: 07.11.2025).
Источники:
2. Агарычева А.В., Старокожева В.П. Межрегиональные и межотраслевые различия в оплате труда бюджетников: причины и новые подходы к их уменьшению и устранению // Социально-трудовые исследования. – 2024. – № 3. – c. 73-83. – doi: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-73-83.
3. Агарычева А.В., Старокожева В.П. Минимальный размер оплаты труда в странах, относящихся к Содружеству независимых государств: опыт установления механизма по регулированию его размера // Экономика труда. – 2023. – № 12. – c. 1989-2008. – doi: 10.18334/et.10.12.120095.
4. Алиева С., Ковязина К. Исследовательский центр PaperLab при финансовой и экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Индекс неравенства доступа к качественному среднему образованию, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://paperlab.kz/indeks-nerav-dostupa-k-kach-sred-obraz (дата обращения: 01.11.2025).
5. Байтеряков С.В., Барышникова А.В., Копыток В.К., Филиппова А. Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения. - М.: Счетная палата Российской Федерации. Центр перспективных управленческих решений, 2021. – 118 c.
6. Баранов А.В., Зайцева Т.А. Реформа системы оплаты труда педагогических работников КНР в 1990-2000-е гг. // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VII международной научно-практической конференции, Благовещенск - Хэйхэ, 22–23 мая 2017 года. Том Выпуск 7. – Благовещенск - Хэйхэ: Благовещенский государственный педагогический университет. Благовещенск, 2017. – c. 451-453.
7. Басова Е.А. Региональное неравенство в контексте доступности социально значимых благ: компаративная оценка // Журнал исследований социальной политики. – 2022. – № 1. – c. 83-98. – doi: 10.17323/727-0634-2022-20-1-83-98.
8. Ильина И.Ю., Красюкова Н.В., Шедько Ю.Н. Оплата труда преподавателей вузов в условиях модернизации высшей школы: динамика и дифференциация // Экономика. Налоги. Право. – 2025. – № 3. – c. 100-111. – doi: 10.26794/1999-849X-2025-18-3-100-111.
9. Крамин Т.В., Крамин М.В., Тимирясова А.В. Неравенство в доходах как фактор экономического роста и инвестиционной привлекательности российских регионов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2013. – № 2. – c. 31-44. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=21067984.
10. Лапидус Л.В. Повышение качества услуг социальной сферы в современных условиях // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. – № 2. – c. 34-41. – doi: 10.12737/4308.
11. Плотность врачей (на 10 000 населения) за 2022 г., 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://data.who.int/ru/indicators/i/CCCEBB2/217795A (дата обращения: 05.11.2025).
12. Плотность сестринского и акушерского персонала (на 10 000 населения) за 2022 г., 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://data.who.int/ru/indicators/i/B54EB15/5C8435F (дата обращения: 07.11.2025).
13. Типенко Н.Г. Заработная плата в общем образовании в 2013 г.: межрегиональный анализ, тенденции и перспективы // Вопросы образования. – 2014. – № 4. – c. 148-168. – doi: 10.17323/1814-9545-2014-4-148-168.
14. An X. Teacher Salaries and the Shortage of High-Quality Teachers in China’s Rural Primary and Secondary Schools // Chinese Education & Society. – 2018. – № 51. – p. 103-116. – doi: 10.1080/10611932.2018.1433411.
15. Bau N., Das J. The Misallocation of Pay and Productivity in the Public Sector. World Bank Policy Research Working Paper. – 2017. – WPS8050. – 61 p. [Электронный ресурс]. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/565311493912180970/pdf/WPS8050.pdf (дата обращения: 07.11.2025).
16. Cao W., Chen M. Enlightenment of Two Factor Theory for Performance Salary Policy Reform in China\'s College // Journal of Chongqing University. Social Edition. – 2014. – № 2. – p. 86-91. – doi: 10.11835/j.issn.1008-5831.2014.02.012.
17. Liu J. China\'s Education Policies to Solve Regional Educational Inequality // Journal of Education Humanities and Social Sciences. – 2023. – № 8. – p. 2149-2155. – doi: 10.54097/ehss.v8i.4661.
18. Liu J., Xie J. Invisible Shifts in and Out of the Classroom: Dynamics of Teacher Salary and Teacher Supply in Urban China // Teachers College Record. – 2021. – № 1. – p. 1-26. – doi: 10.1177/016146812112300104.
19. Liu Sh., Wang Sh., Zhu X. Research on the Decision Mechanism of Rural Teachers’ Salary Income under the Rural Revitalization Strategy // Journal of East China Normal University (Educational Sciences). – 2022. – № 6. – p. 1-15. – doi: 10.16382/j.cnki.1000-5560.2022.06.001.
20. Liu X., Li M. // Chinese Journal of Health Policy. – 2012. – № 5. – p. 27-32. – url: http://journal.healthpolicy.cn/html/20121006.htm.
21. Yang X., Dai T., Wang F. // Chinese Journal of Health Policy. – 2013. – № 6. – p. 15-20. – url: http://journal.healthpolicy.cn/html/20130503.htm.
22. Zhao X., Lei J. Analysis of Model Construction for the Factors of Income Gap among Teachers in Vocational Colleges in Zhejiang Province under the Background of Common Prosperity // International Journal of Frontiers in Sociology. – 2024. – № 1. – p. 33-39. – doi: 10.25236/ijfs.2024.060107.
23. 锚定科技强国目标聚力发力(Сконцентрировать силы для достижения цели превращения Китая в ведущую научно-техническую державу; пер.), 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndrc.gov.cn/wsdwhfz/202502/t20250214_1396124.html#:~:text=%E6%A0%B9%E6%8D%AE%E5%9B%BD%E5%AE%B6%E7%BB%9F%E8%AE%A1%E5%B1%80%E6%95%B0%E6%8D%AE,%E4%BA%BA%E6%AC%A1%EF%BC%8C%E6%8E%92%E5%90%8D%E4%B8%96%E7%95%8C%E7%AC%AC%E4%BA%8C%E3%80%82 (дата обращения: 07.11.2025)
24..年我国卫生健康事业发展统计公报解读 (Аналитический обзор официального отчёта о развитии системы здравоохранения Китая за 2023 год; пер.), 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/lianbo/bumen/202408/content_6971248.htm (дата обращения: 07.11.2025).
25. 实现全体人民共同富裕 (Достижение общего процветания для всех людей; пер.), 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndrc.gov.cn/fggz/jyysr/jysrsbxf/202305/t20230515_1355783.html (дата обращения: 29.10.2025).
26. 我国专任教师超1880万人 (Количество штатных учителей в Китае превышает 18,8 млн человек; пер.), 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/lianbo/bumen/202307/content_6890156.htm (дата обращения: 07.11.2025).
27. 中共中央 国务院印发《教育强国建设规划纲要(2024-2035年). (Центральный Комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет КНР опубликовали «Программу создания сильной образовательной державы (2024-2035 гг.)»; пер.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xxgk/moe_1777/moe_1778/202501/t20250119_1176193.html (дата обращения: 01.11.2025).
28. 中国统计年鉴 (Статистический ежегодник Китая; пер.). [Электронный ресурс]. URL: https://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/yearbook/ (дата обращения: 06.11.2025).
29. 周惠 龙怡 发达地区中小学教师工资水平及变动趋势研究:以北京市为例 (Чжоу Х. Исследование уровня и динамики заработной платы учителей средних и начальных школ в развитых регионах: на примере Пекина; пер.). 教育科学研究 (Исследования в сфере образования; пер.). – 2019. – № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cssn.cn/jyx/jyxyl/202211/t20221108_5561087.shtml (дата обращения: 01.11.2025).
Страница обновлена: 04.12.2025 в 10:32:04
Regional and sectoral wage differentiation of public sector employees in China: key trends
Omekchenko I.B., Agarycheva A.V., Sergeeva M.V.Journal paper
Journal of Central Asia Economy
Volume 9, Number 4 (October-December 2025)
Abstract:
The article analyzes wage differentiation of public sector employees in China. The article aims to identify the key patterns of wage differentiation for public sector employees in a given country. The study is based on statistical data from the State Statistical Office of China for 2005-2023 in three sectors: education, healthcare, and science. As a result of the study, the following conclusions were drawn: in China, there is a steady increase in salaries of public sector employees in all the industries under consideration with the highest growth rate in healthcare. There is a convergence of industry pay levels: the industry gap is narrowing. At the same time, regional wage inequality persists and increases. The article demonstrates the limitations of the policy of general wage growth to solve the problem of differentiation and confirms the need for targeted inter-budget transfers, a review of the payment system taking into account regional specifics, and strengthening the role of the federal center in regulating labor income. The results obtained are important for the development of measures within the framework of the state policy of the Russian Federation and can be used in a strategy for reforming wages in the public sector.
Keywords: wages, differentiation, remuneration, public sector, China
JEL-classification: J31, J32, J33, J38
References:
Agarycheva A.V., Starokozheva V.P. (2023). The minimum wage in the countries of the Commonwealth of Independent States: the experience of establishing a mechanism for regulating the minimum wage. Russian Journal of Labour Economics. 10 (12). 1989-2008. doi: 10.18334/et.10.12.120095.
Agarycheva A.V., Starokozheva V.P. (2024). Interregional and interindustry differences in remuneration of public sector employees: causes and new approaches to their. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (3). 73-83. doi: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-73-83.
An X. (2018). Teacher Salaries and the Shortage of High-Quality Teachers in China’s Rural Primary and Secondary Schools Chinese Education & Society. (51). 103-116. doi: 10.1080/10611932.2018.1433411.
Avraamova E.M., Loginov D.M. (2016). The socio-economic value of teacher salaries rise. Economy of the region. 12 (4). 1135-1145. doi: 10.17059/2016-4-15.
Baranov A.V., Zaytseva T.A. (2017). Reform of the remuneration system for teaching staff in the People's Republic of China in the 1990s and 2000s Russia and China: history and prospects of cooperation. 451-453.
Basova E.A. (2022). REGIONAL INEQUALITY IN THE CONTEXT OF THE AVAILABILITY OF SOCIALLY SIGNIFICANT BENEFITS: COMPARATIVE ASSESSMENT. Zhurnal issledovaniy sotsialnoy politiki. 20 (1). 83-98. doi: 10.17323/727-0634-2022-20-1-83-98.
Bau N., Das J. The Misallocation of Pay and Productivity in the Public SectorWorld Bank Policy Research Working Paper. – 2017. – WPS8050. – 61 p.. Retrieved November 07, 2025, from https://documents1.worldbank.org/curated/en/565311493912180970/pdf/WPS8050.pdf
Bayteryakov S.V., Baryshnikova A.V., Kopytok V.K., Filippova A. (2021). Personnel policy in the civil service: current issues and necessary changes
Cao W., Chen M. (2014). Enlightenment of Two Factor Theory for Performance Salary Policy Reform in China\'s College Journal of Chongqing University. Social Edition. (2). 86-91. doi: 10.11835/j.issn.1008-5831.2014.02.012.
Ilyina I.Yu., Krasyukova N.V., Shedko Yu.N. (2025). REMUNERATION OF UNIVERSITY TEACHERS IN THE CONTEXT OF HIGHER SCHOOL MODERNIZATION: DYNAMICS AND DIFFERENTIATION. Economy. Taxes. Law. 18 (3). 100-111. doi: 10.26794/1999-849X-2025-18-3-100-111.
Kramin T.V., Kramin M.V., Timiryasova A.V. (2013). INCOME INEQUALITY AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH AND INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN REGIONS. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (2). 31-44.
Lapidus L.V. (2014). IMPROVING THE QUALITY OF SOCIAL SERVICES IN MODERN CONDITIONS. Service and Tourism: Current Challenges. 8 (2). 34-41. doi: 10.12737/4308.
Liu J. (2023). China\'s Education Policies to Solve Regional Educational Inequality Journal of Education Humanities and Social Sciences. (8). 2149-2155. doi: 10.54097/ehss.v8i.4661.
Liu J., Xie J. (2021). Invisible Shifts in and Out of the Classroom: Dynamics of Teacher Salary and Teacher Supply in Urban China Teachers College Record. (1). 1-26. doi: 10.1177/016146812112300104.
Liu Sh., Wang Sh., Zhu X. (2022). Research on the Decision Mechanism of Rural Teachers’ Salary Income under the Rural Revitalization Strategy Journal of East China Normal University (Educational Sciences). (6). 1-15. doi: 10.16382/j.cnki.1000-5560.2022.06.001.
Liu X., Li M. (2012). Status quo, problems and recommendations of the compensation of health providers: Based on the analysis of labor market theory and human capital theory Chinese Journal of Health Policy. (5). 27-32.
Tipenko N.G. (2014). 2013 SALARIES IN GENERAL EDUCATION: CROSS-REGIONAL ANALYSIS, TRENDS AND OUTLOOKS. Voprosy obrazovaniya. (4). 148-168. doi: 10.17323/1814-9545-2014-4-148-168.
Yang X., Dai T., Wang F. (2013). Pay for performance in primary healthcare institutions: A policy analysis Chinese Journal of Health Policy. (6). 15-20.
Zhao X., Lei J. (2024). Analysis of Model Construction for the Factors of Income Gap among Teachers in Vocational Colleges in Zhejiang Province under the Background of Common Prosperity International Journal of Frontiers in Sociology. (1). 33-39. doi: 10.25236/ijfs.2024.060107.
