Малое и среднее предпринимательство в Арктике: реалии и проблемы в условиях санкционных ограничений

Гордячкова О.В., Калаврий Т.Ю.
1 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия
2 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается состояние и функционирование малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в целом и в ее арктической зоне в частности в период действующих санкционных ограничений. Выявлены особенности современного типа экономических санкций и выполнена их систематизация. На основе этой систематизации определены основные последствия введения экономических санкций для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также меры реагирования на них, сложившиеся «де-факто». Выделены особенности малого и среднего предпринимательства в арктической зоне России по видам экономической деятельности по сравнению с общероссийскими. Установлено, что меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемые в Арктике, в наибольшей степени были востребованы ими в период 2022-2023 гг. В то же время отсутствует заметный рост числа фактов государственной поддержки по сравнению с досанкционным периодом. Выделены изменения в направлениях трансформации стратегий функционирования малого и среднего предпринимательства в условиях «новой нормальности», произошедшие в 2025 году по сравнению с 2022 годом.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, санкционные ограничения, стратегия адаптации, меры государственной поддержки, Арктика, Арктическая зона России, Республика Саха (Якутия)

JEL-классификация: L26, M21, F51



Введение

Введение странами коллективного Запада в отношении России 19 пакетов экономических санкций общим количеством в 19992 [1], начиная с марта 2022 года, значительно видоизменило национальную бизнес-среду за счет совокупного влияния на процессы производства и дистрибуции, материально-технического снабжения и логистики, внутренних и международных расчетов, доступа к инвестиционных ресурсам и технологиям.

Особенностью современных санкций в отличие от классических торговых эмбарго тотального типа, применявшихся в ХХ веке, является их селективный характер, позволяющий наносить точечные удары по наиболее чувствительным «узким местам» экономики страны-мишени, а также снизить негативные последствия для страны-инициатора санкций в современных условиях экономической взаимозависимости.

Типология современных экономических санкций в отношении России также разнообразна:

- торговые барьеры (торговые эмбарго, запрет экспорта технологий),

- финансовые санкции (блокировка активов, отключение от системы SWIFT, блокировка доступа к мировому кредитному и фондовому рынку, уход платежных систем Visa и Mastercard),

- секторальные ограничения (энергетика, нефтегазодобыча и переработка, алмазо-бриллиантовый комплекс, металлургия, логистика),

- персональные или адресные санкции (в отношении конкретных физических и юридических лиц),

- объектные санкции (в отношении отдельных объектов недвижимости – морских и воздушных судов),

- первичные и вторичные (косвенные) санкции.

Основной тенденцией санкционного режима является усиление единообразного подхода и общая стратегия сдерживания со стороны-стран-инициаторов, но при этом каждая из этих стран вводит свои санкции, исходя из собственных интересов [15] (Potemkin, 2024). Таким образом, санкционное давление испытывают все субъекты экономики независимо от видов их деятельности, размеров и географического расположения.

Малое и среднее предпринимательстве (МСП) в России в таких условиях находится в противоречивом состоянии: неустойчивое состояние сочетается с адаптационными способностями. Санкционное давление и внутренняя макроэкономическая нестабильность усугубляют традиционные проблемы, но одновременно стимулируют поиск новых путей развития. Малые и средние предприятия сталкиваются с комплексом вызовов, которые делают их положение особенно неустойчивым в условиях кризиса. К таким вызовам относятся:

1. Дороговизна кредитов. Высокая ключевая ставка Центрального банка Б РФ делает кредитные ресурсы малодоступными, повышая издержки бизнеса и сдерживая инвестиции.

2. Инфляция. Инфляция, превышающая 8-9%, ведет к росту издержек и снижению платежеспособного спроса.

3. Кадровый дефицит. Исторически низкая безработица (2,4%) вызывает острую конкуренцию за кадры, вынуждая бизнес повышать зарплаты, что увеличивает расходы.

4. Налоговая политика. Налоговая реформа 2025 года (введение налога на добавленную стоимость (НДС) для части упрощенной системы налогообложения (УСН), прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ)) увеличивает фискальное давление и административные издержки.

5. Регуляторная неопределенность. Частые изменения законодательства создают риски для долгосрочного планирования. Около 20% МСП планируют сократить штат в конце 2025 года [2].

При этом малый и средний бизнес демонстрирует способность к быстрой трансформации и адаптации. Количество малых и средних предприятий показывает положительную динамику, наибольший рост показывает число индивидуальных предпринимателей (ИП) и самозанятых. Индекс деловой активности малого и среднего бизнеса после спада вернулся в зону роста [3]. Санкции стимулируют развитие предприятий, внедрение новых технологий с опорой на принцип импортозамещения. Одновременно с падением реального дохода населения бизнес вынужден применять гибкую ценовую политику и прилагать усилия для сохранения рынков сбыта, адаптировать операционную деятельность. Такая двойственность – уязвимость и одновременная способность к адаптации - определяет текущее состояние малого и среднего предпринимательства.

Целью настоящего исследования является выявление особенностей современного состояния субъектов МСП в условиях санкционных ограничений с позиции последствий введения санкций, адаптации к ним самих субъектов МСП и мер государственной поддержки.

Логика настоящего исследования определила постановку следующих задач:

- поиск, отбор и систематизацию данных, касающихся субъектов МСП в Российской Федерации в целом и в Арктической зоне России (АЗ РФ) в частности;

- анализ полученных данных на предмет выявления негативных и, возможно, позитивных последствий введения экономических санкций для субъектов МСП;

- выявление сформировавшихся способов и механизмов адаптации малого и среднего предпринимательства е новым экономическим условиям функционирования;

- рассмотрение мер государственной поддержки субъектов МСП в настоящее время.

Главной сложностью при проведении настоящего исследования является значительное сужение эмпирической базы вследствие введенных ограничений в отношении публикации статистических данных в открытом доступе, в первую очередь, на региональном уровне. Научная и практическая значимость данного исследования заключается в осмыслении современного этапа развития малого и среднего предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации в настоящее время

Исследованию современного состояния и особенностей функционирования МСП в России посвящено много актуальных исследований, каждое из которых раскрывает те или иные аспекты этого разнопланового сегмента российской экономики. Есть исследования, посвященные современным тенденциям развития малого и среднего предпринимательства в России с достаточно подробным анализом экономических показателей деятельности субъектов [20, 23] (Shichkin, 2025; Stroev, 2025), анализу антисанкционного законодательства регионов Российской Арктики [12] (Matvienko, 2024), проблемам развития Арктики в условиях санкционного воздействия [7] (Zhuravel, 2022), вопросам государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Севера [8] (Zakharova and Baburina, 2025). В данном исследовании делается акцент на комплексное рассмотрение проблемы функционирования субъектов МСП в условиях санкций с позиции как мер государственной поддержки, так и способов адаптации МСП к деятельности в условиях «новой нормальности».

Субъекты МСП играют не доминирующую, но существенную роль в экономике России. Об этом свидетельствует открытая статистическая информация: вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП России к концу 2023 г. составил 21,7% или 34,5 трлн руб. в абсолютном выражении [4].

В 2025 году В Едином реестре субъектов МСП было зарегистрировано 6,64 млн предприятий – рекордный показатель с момента его введения в 2016 году. При этом более одного миллиона – это новые юридические лица и индивидуальные предприниматели. В структуре субъектов МСП преобладают индивидуальные предприниматели, доля которых 66%, 34% – это юридические лица [5]. Согласно данным Минэкономразвития России, суммарная выручка всех микропредприятий превысила 20 трлн руб., малых предприятий – 7 трлн руб. и средних предприятий – 2,4 трлн рублей. Средний размер выручки в расчете на одного субъекта МСП вырос на 11,2% [6]. Если исследовать территориальное распределение субъектов МСП, то как и во всех других случаях проявления региональных диспропорций развития экономики России, можно заметить значительные различия в плотности распределения по федеральных округам (таблица 1).

Таблица 1

Основные показатели субъектов МСП в РФ в разрезе округов

по состоянию на 10.10.2025

Федеральный округ / субъекты
Население, тыс. чел.
Количество субъектов МСП
Численность занятых в МСП, человек
Среднее число занятых на одном предприятии
Количество видов продукции МСП
Коэффициент предпринимательской активности
Центральный
40198,7
2071417
5125141
2,47
3567
0,052
Приволжский
28540,8
1150984
2831667
2,46
2270
0,040
Южный
16624,1
768428
1427225
1,86
876
0,046
Северо-Западный
13840,4
731677
1809300
2,47
1594
0,053
Сибирский
16567,1
655017
1526915
2,33
975
0,040
Уральский
12262,3
545767
1284083
2,35
749
0,045
Дальневосточный
7866,3
334893
973104
2,1
402
0,043
Северо-Кавказский
10251,1
262295
363991
1,39
206
0,026
Юго-Западные субъекты*
-
119733
153425
1,28
19
-
Российская Федерация
146150,8
6640211
15494851
2,33
10628
0,045

* - К Юго-Западным субъектам относятся Донецкая Народная Республика, Запорожская область, Луганская Народная Республика и Херсонская область.

Источник: составлено и рассчитано по данным Росстата, и ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения 25.10.2025)

Ранжированные в таб. 1 федеральные округа по количеству субъектов МСП отражают как уровень социально-экономического развития регионов, так и условия для осуществления предпринимательской деятельности, так называемый деловой климат. Основные показатели уровня развития субъектов МСП, к которым относятся 1) количество субъектов МСП, 2) среднее число занятых на одном предприятии МСП, 3) коэффициент предпринимательской активности [7] и 4) количество видов продукции, выпускаемой субъектами МСП, отражают уровень развития МСП выше среднероссийского в Северо-Западном и Центральном федеральных округах, и ниже среднероссийского в Северо-Кавказском федеральном округе.

Для регионов Севера и Арктической зоны факторы, определяющие особенности развития МСП, связаны с имеющимися инфраструктурными ограничениями, транспортной труднодоступностью, дисперсностью расселения и малочисленностью населения, экстремальными климатическими условиями проживания, низким уровнем конкуренции на местном рынке [8] (Zakharova and Baburina, 2025). В этой связи вполне закономерно, что количество субъектов МСП, число занятых в них и количество производимых видов продукции сокращаются по направлению от западных к восточным регионам страны. Следуя логике анализа, остановимся на Дальневосточном федеральном округе подробнее (таблица 2). Наиболее высокий уровень развития МСП наблюдается в Приморском, Хабаровском краях и Сахалинской области, чему способствует их приграничное расположение и численность населения.

Таблица 2

Основные показатели субъектов МСП в Дальневосточном федеральном округе по состоянию на 10.10.2025

Субъект Дальневосточного федерального округа
Население, тысяч человек
Количество субъектов МСП
Численность занятых в МСП, человек
Количество видов продукции МСП
Среднее число занятых на одном предприятии
Коэффициент предпринимательской активности
Приморский край
1806,4
91373
198079
82
2,17
0,051
Хабаровский край
1278,1
53359
121352
88
2,27
0,042
Республика Саха (Якутия)
1001,7
44934
56997
71
1,27
0,045
Республика Бурятия
971,9
33578
56497
26
1,68
0,035
Забайкальский край
984,4
30904
61485
12
1,99
0,031
Амурская область
750,1
29376
67949
69
2,31
0,039
Сахалинская область
457,6
23462
53495
16
2,28
0,051
Камчатский край
288,9
15498
31332
29
2,02
0,054
Еврейская автономная область
145,8
3859
7369
-
1,91
0,026
Чукотский автономный округ
48,0
1727
3630
7
2,1
0,036
ДФО
7866,3
334893
973104
402
2,1
0,043
Справочно:
Российская Федерация
146150,8
6640211
15494851
10658
2,33
0,045
Источник: составлено и рассчитано по данным ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения 25.10.2025)

Также весьма показательным является количество видов продукции, заявленных субъектами МСП в различных субъектах. Так, в регионах-лидерах достаточно широкий перечень, хотя, конечно, он значительно скромнее, чем в субъектах МСП Центрального и Приволжского федеральных округов. Коэффициент предпринимательской активности, свидетельствует о более высоком ее уровне в приграничных и приморских регионах федерального округа. В Республике Саха (Якутия), самом большом по площади субъекте России, коэффициент предпринимательской активности находится на достаточно высоком уровне (входит в тройку регионов – лидеров), однако, анализ состава и структуры субъектов МСП в видовом разрезе показывает, что 76,26% всех субъектов МСП – это микропредприятия в форме индивидуальных предпринимателей и 23,74% - микропредприятия в форме юридических лиц. Самую незначительную долю – 0,12% - составляют средние предприятия (таблица 3).

Таблица 3

Наличие и структура субъектов МСП в Республике Саха (Якутия) по состоянию на 10.10.2025

Субъект МСП
Всего субъектов МСП
Наличие и структура от общего количества
Юридические лица
Индивидуальные предприниматели
Количество, ед.
Доля, %
Количество, ед.
Доля, %
Всего
45 442
11 342
25
34 100
75
Микропредприятия
44 335
10 525
23,74
33 810
76,26
Малые предприятия
1 053
769
73,03
284
26,97
Средние предприятия
54
48
88,89
6
11,11

Источник: составлено по данным ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. // URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=8&ssrf=14 (дата обращения 25.10.2025)

Абсолютное преобладание микропредприятий в форме индивидуальных предпринимателей обусловлено тем, что они являются наиболее гибкой формой, им проще всего трансформировать свою бизнес-стратегию.

Функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне России

Динамика изменения численности субъектов МСП по регионам АЗ РФ в целом положительная: начиная с 2020 года средний прирост числа субъектов МСП составил 10% (рисунок 1). Только в двух регионах наблюдается снижение численности: в Республике Коми и в Архангельской области (без учета Ненецкого автономного округа).

Рисунок 1. Темпы прироста числа субъектов МСП по регионам

Арктической зоны Российской Федерации за период 2020-2024 гг., %

Источник: составлено и рассчитано по данным ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения 25.10.2025)

Это может свидетельствовать как о незначительном влиянии санкций на предпринимательскую активность в АЗ РФ, так и о наличии факторов, обеспечивающих компенсацию негативного воздействия ограничительных мер. Одним из важнейших факторов, оказывающих положительное воздействие на деятельность субъектов МСП в Арктической зона РФ, является реализация «Стратегии развития АЗ РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», в рамках которой активно развивается Северный морской путь и целый ряд мегапроектов, оказывающих воздействие на предпринимательскую активность.

Однако, если посмотреть на результаты рейтинга вовлеченности населения в деятельность МСП, то наглядно будут видны относительные лидеры и аутсайдеры среди субъектов РФ, входящих в Арктическую зону (таблица 4):

Таблица 4

Место субъектов Арктической зоны в рейтинге регионов РФ по вовлеченности жителей в малый и средний бизнес

Номер в рейтинге
Субъект РФ
Доля занятых в сфере МСП в общей численности занятых, %
Численность занятых в сфере МСП, тыс. чел.
12
Республика Карелия
47,1
110,7
40
Красноярский край
38,8
547,3
55
Архангельская область
34,6
148,9
58
Мурманская область
33,7
105,6
59
Республика Коми
33,7
113,0
60
Ненецкий автономный округ
33,5
10,3
81
Ханты-Мансийский автономный округ
26,3
289,4
82
Республика Саха (Якутия)
26,2
137,9
83
Чукотский автономный округ
21,6
6,9
84
Ямало-Ненецкий автономный округ
20,7
84,7
Источник: составлено по: Где выгоднее заниматься бизнесом? Вышел рейтинг регионов по вовлеченности жителей в малый и средний бизнес [Электронный ресурс] - https://goarctic.ru/work/gde-vygodnee-zanimatsya-biznesom-vyshel-reyting-regionov-po-vovlechennosti-zhiteley-v-malyy-i-sredni/ (дата обращения 10.10.25)

Этот рейтинг показывает, что основная часть арктических субъектов (за исключением Республики Коми и Красноярского края) относится к числу тех, где доля занятых в сфере МСП незначительна. конечно, для данной ситуации есть объективные причины: значительная доля занятых в сфере добычи полезных ископаемых, в бюджетном секторе, дисперсность расселения по большой территории, низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, высокие издержки и прочее.

Если оценивать отдельные субъекты Арктической зоны, то, например, в Арктической зоне Якутии уровень предпринимательской активности несколько ниже, чем в Дальневосточном федеральном округе и в Арктической зоне России в целом (рисунок 2).

Рисунок 2. Динамика числа субъектов МСП по районам Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коэффициент предпринимательской активности по состоянию на 10.10.2025

Источник: составлено и рассчитано по данным ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. // URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=8&ssrf=14 (дата обращения 25.10.2025)

По данным рисунка 2 наглядно виден рост числа субъектов МСП, произошедший за период действия санкций (2022-2024 гг.) практически по всем районам, за исключением Эвено-Бытантайского национального района, применительно к которому можно отметить его специфику: наличие родовых кочевых общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся оленеводством и не всегда относящихся к субъектам МСП.

Коэффициент предпринимательской активности по всем районам республики достаточно низкий, что отчасти объясняется высоким уровнем занятости в государственном секторе, бюджетных учреждениях и крупных компаниях: например, доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП Якутии составляет 59,6% [8] (Zakharova and Baburina, 2025), а добывающие мощности в значительной степени сосредоточены в Арктической зоне. В этой связи и в структуре видов экономической деятельности субъектов МСП в Арктической зоне Якутии наблюдается некоторая особенность в сравнении со общероссийской структурой (рисунки 3 и 4).

Рисунок 3. Структура субъектов МСП в России по видам экономической деятельности (ОКВЭД) по состоянию на 10.10.2025, %

Источник: составлено и рассчитано по данным ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. // URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=8&ssrf=14 (дата обращения 25.10.2025)

По данным рисунка 3 видно, что наиболее популярными видами деятельности являются торговля, которой занимаются 35% МСП, в том числе по почте и через Интернет – 20%, 18% субъектов МСП специализируются на аренде и управлении недвижимостью, как жилой, так и нежилой, 15% занимаются грузоперевозками и 14% - строительством. Среднее число занятых в расчете на 1 субъект МСП составляет 2,33 человека.

Если же сравнить эти данные с аналогичными по Арктическим районам Якутии, представленным на рис. 4 (к АЗ РС(Я) относятся 13 районов республики), то картина будет несколько иной.

В частности, помимо торговли, которой занимаются почти 24% субъектов МСП, 26,5% субъектов МСП занимается грузовыми перевозками, 12,7% - строительством жилых и нежилых знаний. Очень слабо развитыми видами деятельности являются: деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (2%), прочих персональных услуг (в том числе услуг, относимых к индустрии красоты – 2%), деятельность в области культуры, спорта, досуга и развлечений (0,73%).

Рисунок 4. Структура субъектов МСП в Арктической зоне Якутии по видам экономической деятельности (ОКВЭД 2) по состоянию на 10.10.2025, %

Источник: составлено и рассчитано по данным ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. // URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=8&ssrf=14 (дата обращения 25.10.2025)

В Арктической зоне малое и среднее предпринимательство также занято в добывающей отрасли: 1,6% субъектов МСП занято добычей руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы). Кроме того, 12,8% субъектов МСП занято в первичном секторе, что соответствует разделу А ОКВЭД: «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», а именно: разведение оленей; разведение лошадей и прочих животных семейства лошадиных; охота, отлов и отстрел диких животных; рыболовство пресноводное и морское. Эти виды деятельности относятся к традиционным видам занятости местного населения, которые имеют дополнительную поддержку в рамках федеральных и региональных программ, направленных в том числе на сохранение традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера. Данные виды деятельности с учетом их масштабов не являются высокотехнологичными и ориентированы в значительной степени на местный (республиканский) и российский рынок.

По опросам предпринимателей в Арктике [8] ключевыми проблемами для развития МСП являются транспортные ограничения, и в этом смысле значительный удельный вес субъектов МСП, занимающихся грузовыми перевозками, отражает наличие этой проблемы. Санкции, связанные с запретом ввоза в РФ иностранных грузовых автомобилей и запчастей к ним, оказали сильное негативное влияние на эффективность этого вида деятельности.

Основные последствия введения санкционного режима для субъектов МСП

Последствия санкционного режима, введенного очень стремительно, для субъектов МСП оказались весьма тяжелыми по причинам низкой финансовой устойчивости [2] (Bykova et al, 2023). В течение 2022 года достаточно быстро были предприняты «пожарные» меры, связанные с разрешением параллельного импорта через Турцию, Казахстан, Объединенные Арабские Эмираты, выстраиванием и расширением альтернативных логистических каналов, расширением использования национальных валют в трансграничных расчетах. Это несколько сгладило разрушение традиционных внешнеэкономических связей, но не компенсировало потери утраченных рынков. На сегодняшний день очевидно, что санкционный режим, сформировавшийся как весьма жесткий, не имеет тенденции к смягчению, следовательно, субъекты МСП вынуждены работать условиях «новой нормальности».

На основе выполненной выше классификации санкций, а также анализе проведенных исследований [10, 17, 24] (Kuvalin, 2024; Repnikova and Dmitrieva, 2024; Chawryło and Wiśniewska, 2023) и опросов предпринимателей [9] влияние санкций можно систематизировать следующим образом (таблица 5):

Таблица 5

Социально-экономические последствия санкций для субъектов МСП

Тип санкций
Основные последствия
Меры реагирования
Торговые ограничения
Сокращение товарооборота и клиентской базы у субъектов МСП, связанных с внешней торговлей.
Рост затрат на поиск новых контрагентов, сокращение объемов операционной деятельности, сокращение персонала.
Проблемы с импортом оборудования, снижение технологического уровня производства, рост уровня износа основных производственных фондов.
Поиск новых партнеров и контрагентов
Внедрение политики «отсечения лишнего» в корпоративном финансовом управлении.
Изменение организационно-правовой формы (с юридического лица в ИП)
Логистические ограничения
Разрыв цепочек, рост транспортных расходов, удлинение сроков поставок, снижение оборачиваемости, увеличение рисков
Поиск и оптимизация новых маршрутов, новых посредников
Финансовые ограничения
Ограничение доступа к кредитным ресурсам для субъектов МСП
Ограниченность валютных операций и блокировка счетов за рубежом
Регистрация юридического лица и открытие банковских счетов в нейтральных юрисдикциях
Источник: составлено авторами по [10, 17, 22, 24]

Наиболее полно в актуальных исследованиях раскрываются санкции в торговой, логистической и финансовой сферах. Важно отметить, что санкции не всегда напрямую влияют на деятельность субъектов МСП, но формируют негативную внешнюю предпринимательскую среду. В результате официально введенных антироссийских санкций, внешняя бизнес-среда также подверглась серьезным изменениям вследствие действий правительства РФ, направленных на противодействие введенным санкциям. Применяя подходы PEST-анализа, можно определить факторы внешней среды субъектов МСП (таблица 6):

Таблица 6 – PEST-анализ внешней среды субъектов МСП

Группа факторов
Проявление
Политические факторы
Вследствие частичной мобилизации около 29% малых предприятий и 11% микропредприятий потеряли часть сотрудников [24] (Chawryło, 2023).
Усиление государственного регулирования и внедрение большого числа мер поддержки.
Усиление интеграционных связей со странами Глобального Юга.
Экономические факторы
Нарушения логистических цепочек и запрет поставок привели к дефициту сырья, материалов и комплектующих в ряде отраслей и комплексов: у 56% субъектов МСП выросли издержки, 60% сообщили о снижении выручки [10].
Социальные факторы
Снижение реальных доходов привело к падению спроса на товары, работы и услуги субъектов МСП, о чем заявили 44% субъектов МСП [11].
Усиление проблемы нехватки кадров в отдельных отраслях, повышение уровня стресса у работников, ухудшение психологического климата в коллективах.
Технологические факторы
Субъекты МСП в сфере IT столкнулись с оттоком специалистов, некоторые компании предприняли релокацию (например, в ОАЭ, Болгарию, Сербию).
Государство расширило программы и механизмы поддержки разработчиков российского ПО.
Активизация процессов цифровизации субъектами МСП (онлайн-торговля, удаленная работа, внедрение российского и открытого программного обеспечения)
Источник: составлено авторами

PEST-анализ свидетельствует о двойственной природе санкций, в особенности в технологической сфере. По всем направлениям очевидно усиление государственного регулирования внешней среды и внедрение большого числа мер государственной поддержки по различным направлениям.

Анализ мер государственной поддержки субъектов МСП в условиях санкционных ограничений

Официальные статистические данные [12] показывают рост числа малых и средних предприятий в Арктической зоне РФ. К началу 2025 г. в арктических регионах зарегистрировано более 290 тыс. субъектов МСП, что на 9,1% больше, чем в 2020 г, в том числе в АЗ РС(Я) 45 510 МСП (+16,3%). Такой рост может быть обусловлен в том числе введением в действие в 2020 году целого пакета федеральных нормативных правовых актов о государственной поддержке предпринимательства в Арктической зоне РФ. Этот же пакет позволил отчасти нивелировать действие санкций, учитывая, что глобальные изменения в экономических отношениях на всех уровнях начались до массового введения санкционных ограничений, в пандемийный период. Введенные с 2020 года меры положительно сказались на МСП и в период санкций, которые оказали на арктические регионы схожее негативное влияние.

Анализ принятых на федеральном и региональном уровнях нормативных правовых актов, связанных с оказанием мер государственной поддержки, позволяет систематизировать их по следующим видам и направлениям:

- административные (автоматическое продление лицензий, мораторий на плановые проверки бизнеса, мораторий на банкротство на 6 месяцев, упрощение процедуры предоставления земельных участков, отсрочка внедрения систем прослеживаемости);

- налоговые (продление сроков уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, отсрочка уплаты страховых взносов);

- финансовые (льготные кредиты на оборотные средства, смягчение ранее введенных ограничений в валютной сфере, снижение ответственности за нарушение валютного законодательства);

- макроэкономические (поддержка рыночного спроса со стороны государства, таможенно-тарифные меры, переподготовка кадров и другие).

Для субъектов МСП, функционирующих в Арктической зоне России, правительством разработаны дополнительные специальные меры поддержки, в том числе гранты на создание новых предприятий в АЗ РФ.

Что касается мер государственной поддержки МСП в арктической зоне Якутии, то проведенный анализ выявил многоуровневую систему поддержки, включающую как федеральные, так и региональные программы. Ключевые меры представлены в таблице 7.

Таблица 7

Меры государственной поддержки МСП в арктической зоне Якутии

Мера поддержки
Описание
Ключевые условия и параметры
Субсидии на возмещение затрат
Компенсация части затрат на модернизацию, закупку/обновление оборудования, технологическое присоединение к сетям
Возмещается до 50% подтвержденных затрат, но не более 500 000 рублей на одного субъекта МСП
Преференциальный лизинг
Приобретение производственного оборудования через АО «Региональная лизинговая компания Республики Саха (Якутия)»
Ставка: 6% (для российского оборудования), 8% (для иностранного). Сумма финансирования: от 2,5 млн до 200 млн рублей
Микрозаймы
Предоставление микрозаймов на развитие по приоритетным отраслям
Ставка: 6-8% годовых. Максимальная сумма — 5 млн рублей. Требуется обеспечение (залог или поручительство)
Гарантийная поддержка
Предоставление поручительств по обязательствам перед коммерческими банками
Гарантия покрывает до 70% от суммы основного долга и начисленных процентов по кредиту
Имущественная поддержка
Льготная аренда нежилых помещений в бизнес-инкубаторе
Для субъектов МСП, существующих менее 3 лет. Стоимость аренды составляет 10-30% от рыночной в течение 3 лет
Гранты для молодежного предпринимательства
Участие в федеральной программе грантов для предпринимателей в возрасте 14-25 лет
Размер гранта: от 100 000 до 500 000 рублей. Для предпринимателей из арктических районов Якутии – до 1 млн рублей
Источник: составлено авторами по: [9, 13, 14, 16]

Очевидно, что меры государственной поддержки охватывают различные направления, но помимо указанных в таблице 7, предоставляющихся в денежной форме, есть целый ряд неденежных форм. Все возможные меры поддержки субъектов МСП представлены на рисунке 7.

Рисунок 7. Виды государственной поддержки, оказываемой малым и средним предприятиям в Якутии

Источник: составлено и рассчитано по данным ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. // URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=8&ssrf=14 (дата обращения 25.10.2025)

За период 2019 - 2025 гг. мерами финансовой поддержки воспользовались 15 815 субъектов МСП на общую сумму 24 698 млн руб. Среди этой группы мер наиболее популярной является предоставление субсидий и грантов, чем воспользовались 13 580 получателей (85,9%). Финансирование на возвратной основе было предоставлено 3 193 (20%) получателям. Среди мер информационной поддержки, которыми воспользовались 2 484 получателя самой популярной стали мероприятия, направленные на популяризацию предпринимательства и начало собственного дела, в которых участвовали 1 635 субъектов МСП. Наиболее востребованной мерой образовательной поддержки является организация и проведение семинаров, тренингов, конференций, форумов, круглых столов, бизнес-игр – в данных мероприятиях приняли участие 6 106 субъектов МСП из 6 275 получателей поддержки. Консультационные услуги по мерам государственной поддержки оказались самыми популярными среди всех мер консультационной поддержки (65%). Среди мер имущественной поддержки, которыми воспользовались 381 получатель на общую сумму 208,6 млн рублей, наиболее востребованными являлись передача недвижимого имущества в аренду (280 получателей или 73,5%) и предоставление льгот по арендным платежам (116 получателей или 30,4%).

Из 217386 фактов государственной поддержки МСП в Республике Саха (Якутия) за период 2019-2025 гг. на период санкционного давления (с марта 2022 года) приходится 65275 фактов или 30%. При этом, если анализировать интенсивность оказания поддержки (рисунок 8), то наибольшая доля фактов поддержки приходится на 2023 год (23017 фактов) и на 2022 год, начиная с марта месяца (19996 фактов). В 2024 и в 2025 гг. интенсивность поддержки снизилась и составила 16113 фактов (25%) и 6149 фактов (9%) соответственно.

Рассчитанные показатели позволяют сделать вывод о том, что санкционные ограничения, экстренно введенные странами коллективного Запада, заставили субъектов МСП достаточно быстро адаптироваться к новым условиям, и в 2024 году количество фактов поддержки начинает сокращаться.

Рисунок 8. Динамика государственной поддержки МСП в Республике Саха (Якутия) в санкционный период

Источник: рассчитано по данным ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. // URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=8&ssrf=14 (дата обращения 25.10.2025)

Большинство субъектов МСП сформировали собственные способы адаптации к действующему санкционному режиму и внесли определенные коррективы в свои стратегии и бизнес-модели.

Сравнивая результаты доступных опросов, полученные в 2022 году [13] и в 2025 году [14], можно сопоставить основные стратегии реагирования предпринимательского сообщества на санкции и выявить произошедшие изменения (таблица 8):

Таблица 8

Стратегии реагирования на санкции

Стратегии-2022
Стратегии-2025
Изменение цен на товары и услуги (46%)
Сокращение расходов (66%)
Поиск новых клиентов/рынков сбыта (33%)
Внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий (35%)
Поиск новых поставщиков (28%)
Внедрение цифровых технологий (31%)
Оптимизация материальных затрат (28%)
Интенсификация производства (17%)

Изменение структуры затрат без снижения объема выпуска (16%)
Примечание: в скобках – доля респондентов, выбравших данный вариант ответа; опрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%, данные округлены до целого числа.

Источник: составлено на основе [18, 22]

При очевидном изменении приоритетов применяемых стратегий в 2025 году по сравнению с 2022 годом, в обоих случаях субъекты МСП в качестве ключевой стратегии называли оптимизацию / сокращение расходов. Уточнение данного вопроса показало, что в наибольшей степени сокращению подвергнутся административные и общехозяйственные расходы (80% ответов), деловые услуги (консалтинг и т.д.) (37%), экономия на сырье и комплектующих (24%).

Заключение

В условиях санкционных ограничений малое и среднее предпринимательство демонстрирует способность к быстрой трансформации и адаптации. Количество субъектов МСП показывает положительную динамику, в основном за счет числа индивидуальных предпринимателей и самозанятых, то есть можно сказать, что санкции стимулируют развитие предприятий, внедрение новых технологий с опорой на принцип импортозамещения.

С учетом долгосрочного тренда на сохранение текущего положения и низкую вероятность отмены санкций, стратегии деятельности субъектов МСП будут ориентированы, в первую очередь, на сокращение расходов как за счет материальных затрат путем краткосрочного снижения качества, что увеличит риски, так и за счет смены поставщиков и маршрутов доставки.

Малое и среднее предпринимательство в Арктике в значительной степени ориентировано на местный рынок, при этом существующие объективные ограничения, которые оказывают влияние на функционирование субъектов МСП, конечно в некоторой степени осложнились воздействием санкций, однако с учетом специфических особенностей функционирования субъектов МСП в Арктической зоне значительные возможности для трансформации существующей стратегии функционирования отсутствуют. Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Арктике, процесс внедрения которых начался еще в пандемийный период, позволили смягчить санкционный удар, а в дальнейшем позволят обеспечить стабильное функционирование важнейшего сегмента национальной экономики – малого и среднего предпринимательства.

[1] Статистика Интерфакс по санкциям по состоянию на 01.11.2025 [Электронный ресурс] URL: https://x-compliance.ru/statistics (дата обращения 01.11.25)

[2] Деловой климат в октябре потеплел [Электронный ресурс]. // Коммерсантъ. 21 ноября 2025 года – URL: https://www.kommersant.ru/doc/8227669 (дата обращения 21.11.2025)

[3] Деловой климат в октябре потеплел [Электронный ресурс]. // Коммерсантъ. 21 ноября 2025 года – URL: https://www.kommersant.ru/doc/8227669 (дата обращения 21.11.2025)

[4] Вклад малого и среднего бизнеса в экономику России превысил 34 трлн рублей [Электронный ресурс]. // Известия. 27 февраля 2025 года. URL: https://iz.ru/1845561/2025-02-27/vklad-malogo-i-srednego-biznesa-v-ekonomiku-rossii-prevysil-34-trln-rublei (дата обращения: 22.04.2025).

[5] Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения 25.10.2025)

[6] Малый бизнес России. Малое предпринимательство [Электронный ресурс] // Tadviser: Государство. Бизнес. Технологии. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Малый_бизнес_России (дата обращения 09.09.2025)

[7] Коэффициент предпринимательской активности рассчитывается как отношение количества субъектов МСП к численности населения в регионе

[8] Полевые исследования проводились в рамках гранта РФФИ 20-510-71001 Арктика_т «Осмысление, привязанность к месту и расширение взаимосвязей как источники обеспечения устойчивости в Арктике: российский северо-восточный вектор».

[9] ФОМ оценил негативное влияние санкций на российских предпринимателей // Ведомости. – 2022. – 29 июня. – URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/06/29/929020-fom-otsenil-negativnoe-vliyanie-sanktsii (дата обращения: 20.04.2025).

[10] ФОМ оценил негативное влияние санкций на российских предпринимателей // Ведомости. – 2022. – 29 июня. – URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/06/29/929020-fom-otsenil-negativnoe-vliyanie-sanktsii (дата обращения: 20.04.2025).

[11] ФОМ оценил негативное влияние санкций на российских предпринимателей // Ведомости. – 2022. – 29 июня. – URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/06/29/929020-fom-otsenil-negativnoe-vliyanie-sanktsii (дата обращения: 20.04.2025).

[12] Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. // URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения 25.10.2025)

[13] ФОМ оценил негативное влияние санкций на российских предпринимателей // Ведомости. – 2022. – 29 июня. – URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/06/29/929020-fom-otsenil-negativnoe-vliyanie-sanktsii (дата обращения: 20.04.2025).

[14] Состояние российской экономики и деятельность компаний: результаты мониторинга РСПП в III квартале 2025 года [Электронный ресурс]. // Российский союз промышленников и предпринимателей. – URL: https://rspp.ru/activity/analytics/sostoyanie-rossiyskoy-ekonomiki-i-deyatelnost-kompaniy-rezultaty-monitoringa-rspp-v-iii-kvartale-202/ (дата обращения 25.10.25)


Источники:

1. Белоусов Д.Р., Солнцев О.Г., Михайленко К.В. О некоторых параметрах среднесрочного прогноза: адаптация к условиям санкций. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forecast.ru/_Archive/analitics/DB/foreparam2022.pdf (дата обращения: 05.05.2025).
2. Быкова О.Н., Гарнова В.Ю., Смирнова А.А., Тер-Ованесов Д.М. Влияние международных санкций на малый и средний бизнес в Российской Федерации // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2023. – № 1. – c. 45-53. – doi: 10.12737/2306-627X-2023-12-1-45-53.
3. Вклад малого и среднего бизнеса в экономику России превысил 34 трлн рублей. Известия. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1845561/2025-02-27/vklad-malogo-i-srednego-biznesa-v-ekonomiku-rossii-prevysil-34-trln-rublei (дата обращения: 22.04.2025).
4. Где выгоднее заниматься бизнесом? Вышел рейтинг регионов по вовлеченности жителей в малый и средний бизнес. goarctic.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://goarctic.ru/work/gde-vygodnee-zanimatsya-biznesom-vyshel-reyting-regionov-po-vovlechennosti-zhiteley-v-malyy-i-sredni/ (дата обращения: 15.04.25).
5. Деловой климат в октябре потеплел. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/8227669 (дата обращения: 21.11.2025).
6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. ofd.nalog.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 25.10.2025).
7. Журавель В.П. Проблема освоения Арктики в условиях санкционного давления на Россию // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2022. – № 2926). – c. 32-40. – doi: 10.15211/vestnikieran220223240..
8. Захарова К.А., Бабурина Н.А. Государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Севера // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2025. – № 1(870. – c. 132-148. – doi: 10.37614/2220-802X.1.2025.87.009.
9. Крицкая М. Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2025. Контур. [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/articles/4710 (дата обращения: 26.09.2025).
10. Кувалин Д.Б., Зинченко Ю.В., Лавриненко П.А., Ибрагимов Ш.Ш., Зайцева А.А. Российские предприятия в конце 2023 года: восстановительный рост на фоне санкций, обострение дефицита рабочей силы и удорожание кредита // Проблемы прогнозирования. – 2024. – № 3(204). – c. 41-59. – doi: 10.47711/0868-6351-204-164-181.
11. Малый бизнес России. Малое предпринимательство. Tadviser: Государство. Бизнес. Технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Малый_бизнес_России (дата обращения: 09.09.2025).
12. Матвиенко И.И., Чижова Л.А. Региональные меры поддержки социально-экономической сферы в Российской Арктике в условиях санкционных ограничений // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2024. – № 4. – c. 93-108. – doi: 10.15838/esc.2024.4.94.5.
13. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия). Официальный сайт МО «Мирнинский район Республики Саха (Якутия)». [Электронный ресурс]. URL: https://www.алмазный-край.рф/notices/13285/ (дата обращения: 12.04.2025).
14. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2024 № 671 «Об утверждении государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». arktika.sakha.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://arktika.sakha.gov.ru/api/containers/attachments/download/26399-filename (дата обращения: 12.04.2025).
15. Потемкин А.С. Санкции против России: экономические последствия, стратегии адаптации и перспективы международных отношений // Экономическая безопасность. – 2024. – № 7. – c. 1947-1970. – doi: 10.18334/ecsec.7.7.121468.
16. Преференции для резидентов Арктической зоны РФ. Инвестиционный портал Арктической зоны России Arctic Russia. [Электронный ресурс]. URL: https://arctic-russia.ru/invest/azrf.php (дата обращения: 12.04.2025).
17. Репникова В.М., Дмитриева А.С. Санкционное давление как фактор развития малого и среднего предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 3. – c. 671-680. – doi: 10.18334/epp.14.3.120597.
18. Состояние российской экономики и деятельность компаний: результаты мониторинга РСПП в III квартале 2025 года. Российский союз промышленников и предпринимателей. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/activity/analytics/sostoyanie-rossiyskoy-ekonomiki-i-deyatelnost-kompaniy-rezultaty-monitoringa-rspp-v-iii-kvartale-202/ (дата обращения: 25.10.2025).
19. Статистика Интерфакс по санкциям по состоянию на 01.11.2025. x-compliance.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://x-compliance.ru/statistics (дата обращения: 01.11.2025).
20. Строев П.В. Особенности российского малого и среднего предпринимательства на этапе построения национальной экономической системы // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 10. – c. 6519-6534. – doi: 10.18334/epp.15.10.123839.
21. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 22.04.2025).
22. ФОМ оценил негативное влияние санкций на российских предпринимателей. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/06/29/929020-fom-otsenil-negativnoe-vliyanie-sanktsii (дата обращения: 20.04.2025).
23. Шичкин И.А., Умнов В.А. Современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 1. – c. 61-84. – doi: 10.18334/epp.15.1.122513.
24. Chawryło Katarzyna, Wiśniewska Iwona Mobilisation in Russia: society’s reactions and the economic consequences. OSW Commentary. [Электронный ресурс]. URL: https://www.osw.waw.pl/en/publikacje/osw-commentary/2023-01-20/mobilisation-russia-societys-reactions-and-economic (дата обращения: 22.04.2025).

Страница обновлена: 26.11.2025 в 21:25:39

 

 

Small and medium-sized businesses in the Arctic: realities and challenges amid sanctions restrictions

Gordyachkova O.V., Kalavriy T.Y.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the activities of small and medium-sized businesses in the Russian Federation, both in general and in its Arctic region, during the current period of sanctions. The features of the modern type of economic sanctions are revealed; and their systematization is carried out. Based on this systematization, the main consequences of the introduction of economic sanctions for small and medium-sized businesses, as well as de facto measures to respond to them, are determined. The peculiarities of small and medium-sized businesses in the Arctic zone of Russia by types of economic activity in comparison with the national ones are highlighted. It was found that the measures of state support for small and medium-sized businesses implemented in the Arctic were most in demand by them in the period 2022-2023. At the same time, there is no noticeable increase in the number of government support cases compared to the pre-sanctions period. The changes in the directions of transformation of strategies for the activities of small and medium-sized businesses amid the new normal that occurred in 2025 compared with 2022 are highlighted.

Keywords: small and medium-sized businesses, sanctions restrictions, adaptation strategy, government support measures, Arctic, Arctic zone of Russia, Republic of Sakha (Yakutia)

JEL-classification: L26, M21, F51

References:

Bykova O.N., Garnova V.Yu., Smirnova A.A., Ter-Ovanesov D.M. (2023). THE IMPACT OF INTERNATIONAL SANCTIONS ON SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE Russian Federation. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika firmy. 12 (1). 45-53. doi: 10.12737/2306-627X-2023-12-1-45-53.

Chawryło Katarzyna, Wiśniewska Iwona Mobilisation in Russia: society’s reactions and the economic consequencesOSW Commentary. Retrieved April 22, 2025, from https://www.osw.waw.pl/en/publikacje/osw-commentary/2023-01-20/mobilisation-russia-societys-reactions-and-economic

Kuvalin D.B., Zinchenko Yu.V., Lavrinenko P.A., Ibragimov Sh.Sh., Zaytseva A.A. (2024). RUSSIAN ENTERPRISES AT THE END OF 2023: RECOVERY GROWTH AGAINST THE BACKDROP OF SANCTIONS, WORSENING LABOR SHORTAGES AND RISING CREDIT COSTS. Problemy prognozirovaniya. (3(204)). 41-59. doi: 10.47711/0868-6351-204-164-181.

Matvienko I.I., Chizhova L.A. (2024). REGIONAL MEASURES TO SUPPORT THE SOCIO-ECONOMIC SPHERE IN THE RUSSIAN ARCTIC IN THE CONTEXT OF SANCTIONS RESTRICTIONS. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 17 (4). 93-108. doi: 10.15838/esc.2024.4.94.5.

Potemkin A.S. (2024). SANCTIONS AGAINST RUSSIA: ECONOMIC CONSEQUENCES, ADAPTATION STRATEGIES AND PROSPECTS FOR INTERNATIONAL RELATIONS. Economic security. 7 (7). 1947-1970. doi: 10.18334/ecsec.7.7.121468.

Repnikova V.M., Dmitrieva A.S. (2024). Sanctions pressure as a factor in the development of small and medium-sized businesses. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (3). 671-680. doi: 10.18334/epp.14.3.120597.

Shichkin I.A., Umnov V.A. (2025). Current trends in the development of small and medium-sized business in Russia. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (1). 61-84. doi: 10.18334/epp.15.1.122513.

Stroev P.V. (2025). Particularities of Russian small and medium-sized companies at the stage of building a national economic system. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (10). 6519-6534. doi: 10.18334/epp.15.10.123839.

Zakharova K.A., Baburina N.A. (2025). GOVERNMENT FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN NORTHERN REGIONS. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 28 (1(870). 132-148. doi: 10.37614/2220-802X.1.2025.87.009.

Zhuravel V.P. (2022). THE PROBLEM OF ARCTIC DEVELOPMENT UNDER THE SANCTION PRESSURE ON RUSSIA. Nauchno-analiticheskiy vestnik Instituta Evropy RAN. (2926)). 32-40. doi: 10.15211/vestnikieran220223240..