Осмотрительность при выборе контрагентов – залог экономической безопасности бизнеса
Полякова М.А.
, Носов А.В.
, Ломакин А.А.![]()
1 Пензенский государственный аграрный университет, Пенза, Россия
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
В статье отражается актуальность вопроса проявления осмотрительности хозяйствующего субъекта при выборе потенциальных партнеров, и, как следствие, – возможность финансовых потерь в виде наступления налоговых рисков, отягощенных налоговой ответственностью за их совершение; важность влияния выбранных партнеров на воспроизводственный процесс хозяйствующего субъекта, а также экономической безопасности предприятия или бизнеса. Цель исследования заключается в комплексном рассмотрении рисков, возникающих при выборе контрагентов, что напрямую оказывает финансовое влияние на весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъекта бизнеса. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решены задачи: поиск возможностей должной осмотрительности, определение инструментов по определению благонадежности потенциального партнера, совершенствование мероприятий, нацеленных на формирование инструментов для проведения внутренней оценки благонадежности потенциального партнера и укрепление экономической безопасности хозяйствующего субъекта. При проведении исследования применялись методы: расчетно-конструктивный, монографический, экономико-статистический подход и другие. Информационной базой послужили судебная практика, нормативно-правовая база, регулирующая сферу налогов и налогообложения. В работе приведены характерные черты гражданско-правового риска, налогового риска, уголовно-правового риска, возникающих в результате деятельности по привлечению потенциальных партнеров для осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъекта бизнеса. Исследование показало, что проявление должной осмотрительности при выборе контрагента только в части изменения условий договора по осуществлению расчетов, с отдельным выделенным налогом на добавленную стоимость и указанием отдельных сроков его выплаты партнеру, является существенной гарантией по сохранению доли налоговой нагрузки, установленной Концепцией планирования выездных налоговых проверок, и избежание ее «искусственного» увеличения
Ключевые слова: добросовестность, риски, экономическое обоснование, партнер, контрагент, экономическая безопасность
JEL-классификация: F52, H56, H12
Введение
“Налогообложение – это наиболее гибкий и эффективный, но и весьма опасный инструмент социальной политики. Необходимо очень точно знать, что делаешь, ибо в противном случае результат будет мало сходен с намерениями”.
Гуннар Мюрдаль, 1953г.
Проблемы экономической безопасности все больше беспокоят предпринимателей как мелкого, так и крупного бизнеса, поскольку вопросы стабильности финансово-экономических процессов воспроизводственного цикла затрагивают все сферы функционирования хозяйствующего субъекта на каждой его стадии (производство-распределение-обмен-потребление). Рассмотрение целостного подхода к работе предприятия с позиции экономической безопасности позволяет обеспечивать результативную, высоко доходную деятельность; сохранить репутационные инструменты, что в свою очередь непосредственно влияет на устойчивое развитие и укрепление субъекта бизнеса, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Кроме этого, внутренняя и внешняя среда, охватывающая множество факторов, не может не отразиться на финансово-экономической безопасности.
Если внутренние факторы регулируемы проводимой на предприятии финансовой и управленческой политикой, то с внешними – следует действовать весьма осторожно, только лишь в рамках мониторинга с целью минимизации возникновения различных рисков и их влияния на функционирование субъекта бизнеса [14; 19; 21].
Оценка влияния внутренних и внешних факторов на деятельность хозяйствующего субъекта применяется для защиты экономических интересов предприятия, что необходимо для стабильного функционирования, динамичного развития и минимизации влияния рисков на стадии воспроизводственного цикла, что в совокупности выражает экономическую безопасность субъекта бизнеса. Поскольку затрагивает аспекты финансовой стабильности, защиты активов, соблюдение норм различных отраслей права при обеспечении конфиденциальности данных.
Кроме экономической безопасности мы говорим еще и о финансовой безопасности, которая определяет способность эффективного управления финансами субъекта бизнеса в различных, даже не совсем благоприятных, экономических условиях для стабильного функционирования и развития не зависимо от влияния внутренней и внешней среды. В отличии от экономической безопасности финансовая – основывается на таких компонентах как финансовая независимость, быстрая ликвидность, финансовая устойчивость, проверенной и стабильной клиентской базе и источниках финансирования, а также системе внутреннего контроля, аудита и мониторинга.
Таким образом, совокупность финансовой и экономической безопасности позволят обеспечить финансовую стабильность деятельности субъекта бизнеса даже в критических обстоятельствах.
Одним из рисков является работа с контрагентами, которые могут вести двойную игру по своим правилам, не всегда понятным второй стороне, что оказывает существенное влияние на финансовое состояние; налоговую нагрузку и создание условий для ее искусственного увеличения; репутационную составляющую и т.д. Таким образом, осмотрительное поведение представителей хозяйствующего субъекта обеспечивает финансово-экономическую безопасность деятельности всего бизнеса. Вопросы проявления должной осмотрительности при выборе контрагента возникают как правило у должностных лиц налоговых органов при проведении налогового контроля по вопросам выполнения налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, а также при применении специальных налоговых режимов. Изначально данный вопрос разрешался на основании постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды» (далее по тексту – Постановление) [7]. В Постановлении Высшим арбитражным судом были даны разъяснения по вопросу обоснованности получения налоговой выгоды при должной осмотрительности в выборе контрагента. Однако действующее налоговое законодательство, также как и указанное Постановление не отражали понятия «должная осмотрительность» и как правило все споры относительно осмотрительного выбора контрагента разрешались в арбитражных судах. На смену Постановлению в 2017 году в налоговый кодекс Российской Федерации была введена статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», практическое применение которой позволило определить должную осмотрительность для субъектов бизнеса, как самостоятельный комплексный контроль налоговой выгоды, получаемой от взаимоотношений с контрагентами [5]. Проявляя должную осмотрительность в привлечении потенциального партнера хозяйствующий субъект обеспечивает себе «подушку безопасности» ведения предпринимательской деятельности во избежание финансовых потерь и возникновения рисков от негативных последствий выбора непроверенного контрагента [20]. Комплексный подход проявления осмотрительности при выборе потенциального партнера предусматривает не только изучение выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков и учредительных документов, но и формирование его досье, содержащее информацию о полномочиях должностных лиц контрагента, наличия необходимых лицензий, основных средств, кадровых работников, технических возможностей, деловую переписку, свидетельствующую о деловой цели сделки и реальности финансово-хозяйственных отношений, опосредованных товарно-денежными потоками [18].
Обзор исследования
Теоретические аспекты проявления финансово-экономической безопасности на макро- и микроуровнях – являются объектом исследований современных ученых экономистов О. А. Белькова, А. Л. Лазаренко, Е. И. Минакова, Н. А. Думнова, В. П. Мак-Мак, А. Е. Городецкого, И. В. Караваевой и др. [9; 13-14; 21]. Одни рассматривают экономическую безопасность с позиции обеспечения государственной экономической безопасности, направленной на развитие государственной экономики в современных геополитических условиях, способной обеспечивать конституционные гарантии, направленные на поддержку нормальных условий для жизни населения. Другие – с точки зрения микроуровня, т.е. финансовая и экономическая безопасность субъекта бизнеса. При отсутствии единого определения, что такое финансово-экономическая безопасность на уровне хозяйствующего субъекта – разные авторы в свои определения вносят различные инструменты и факторы, характеризующие деятельность, как соблюдение рамок нормативно-законодательных актов, стабильности осуществления детальности, направленной на систематическое получение прибыли и др. [14; 19; 21].
Обращаясь к основным нормативно-правовым актам, применяемым в сфере экономической безопасности страны: Конституции РФ, Федеральному закону Российской Федерации «О безопасности» и Указу Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и др., установлено, что данные документы содержат основные понятия, задачи, особенности обеспечения безопасности интересов граждан страны, а также субъектов бизнеса от влияния различных факторов, при этом само понятие «экономическая безопасность» или «финансовая безопасность»– отсутствует [1-3; 9]. Данный факт нисколько не уменьшает значимость состояния финансово-экономической безопасности как на государственном уровне, так и на уровне субъекта бизнеса.
Финансово-экономическая безопасность на макроуровне обеспечивает стабильный бизнес, формирующий в ходе деятельности все макроэкономические показатели, характеризующие экономику страны. Из этого следует, что безопасность каждого субъекта бизнеса независимо от форм собственности, объемов выручки, видов деятельности является составляющей национальной безопасности, что является подтверждением важности каждого хозяйствующего субъекта в экономике государства. Для достижения высокого уровня финансовой и экономической безопасности хозяйствующим субъектам необходимо осуществлять контроль основных функциональных систем безопасности: информационной, кадровой, финансовой, интеллектуальной, политико-правовой, экологической – в совокупности формирующих финансовую политику любого предприятия, направленную на принятие управленческих решений, влияющих на результативную деятельность [16-17]. Исключение какой-либо составляющей этой системы повлечёт за собой сбои и принятие не обоснованных, заведомо неверных решений, которые приведут к возникновению огромного количества рисков, одним из которых является работа с контрагентами.
В ходе осуществляемой деятельности хозяйствующего субъекта не зависимо от формы собственности и вида экономической деятельности (далее – ВЭД) возникает необходимость на одном из этапов производственной деятельности привлекать партнеров. Формирование внешних связей происходит как правило через рекламу, обмен опытом, на выставках, изучение и внедрение новых технологий, расширение географии бизнеса и др., а также при привлечении необходимых контрагентов-поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д. Вопрос о выборе контрагента в последнее время особенно является не только важным для ведения финансово-хозяйственной деятельности, но и актуальным в свете формирования рисков от деятельности с контрагентом [11-12; 15].
Во-первых, с позиции производственных факторов, для ритмичной работы хозяйствующего субъекта производство должно быть обеспечено всем необходимым: основными средствами, качественным сырьем и материалами, квалифицированными работниками и т.д. При этом рассматривается стоимость этих составляющих, их качество и количество, динамичность работы, имеющих большое влияние как на качество выпускаемого блага, так и финансовые результаты деятельности субъекта.
Во-вторых, вопрос финансовых рисков всегда сопровождает производство и их возникновение закладывается еще при заключении договоров с контрагентами для поставки сырья и материалов, оборудования и выполнению своих налоговых обязательств, отражению в бухгалтерском и налоговом учете сделки по реализации в адрес покупателя, заполнение всех необходимых регистров налогового учета необходимых для полного исчисления и уплаты НДС и налога на прибыль, не исполнение которых влечет для покупателя серьезные проблемы проявляющиеся в искусственном росте налоговой нагрузки, через доначисление налогов, пени и штрафов. Соответственно, риски, которые создает контрагент не просто обширны, но и дорогостоящи для хозяйствующего субъекта [11-12; 15]. При этом от вида заключенного договора, его стоимости возникают различные риски, зависящие от осуществляемой сделки с контрагентом (табл. 1).
Таблица 1
Риски, создаваемые контрагентом
|
Вид риска
|
Последствия риска
|
Результат
|
|
Гражданско-правовой риск
|
Риск признания договора недействительным, незаконным
|
Переквалификация договора в суде
|
|
Налоговый риск
|
Риск признания расходов необоснованными, отказ в вычете по НДС
|
Углубленный камеральный контроль, риск назначения выездной
налоговой проверки
|
|
Уголовно-правовой риск
|
Риск уголовного наказания
|
Привлечение к уголовной ответственности [10]
|
Из таблицы 1 прослеживается особая важность вопроса правильного выбора контрагента.
1. Переквалификация договоров обычно осуществляется в случае установления в ходе налогового контроля признаков: получения необоснованной налоговой выгоды; снижения эффективности налогового контроля; «отмывания» денежных средств; незаконного обналичивания; хищения и др. Налоговая выгода по итогам искажения квалификации сделок проявляется в части суммы налога подлежащей уплате в соответствующий бюджет – НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и иных налогов [4-5].
В рамках переквалификации сделок устанавливается обоснованность индивидуального предпринимательства; дробление бизнеса (применение специальных налоговых режимов, освобождение по НДС по ст. 145 НК РФ и др.); осуществление деятельности без регистрации, выделяя при этом мнимые и притворные сделки, которые являются ничтожными, поскольку осуществляются в первом случае – только для вида, без намерения создания соответствующих правовых последствий; а во втором – осуществление одной сделки происходит для прикрытия другой, в т.ч. сделки на иных условиях [4-5].
При этом квалификация и переквалификация заслуживают отдельного внимания, поскольку квалификация сделки – представляет собой оценку юридического статуса сделки исходя из определения ее предмета, существенных условий и деловых целей, а переквалификация – изменение ее юридического статуса исходя из определения предмета, существенных условий и деловых целей.
В ходе юридической квалификации сделок, например, договор цессии, договор лизинга, договор реализации доли в уставном капитале – могут быть переоценены в договор купли продажи или дарения; договор займа – в авансовый платеж.
В результате переквалификации сделок договор аутсорсинга, в зависимости от ситуации, может быть изменен на гражданско-правовой или трудовой договор, договор займа физическому лицу – может рассматриваться как скрытое распределение дивидендов и др.;
2. Углубленный камеральный контроль и риск назначения выездной налоговой проверки отражается не только на самом субъекте бизнеса, которого контролирует налоговый орган, но и затрагивает почти все созданные им и с ним взаимосвязи в результате его деятельности [5].
Налоговый орган выполняя свои обязанности по контролю своевременности и полноты исполнения налоговых обязательств [5]:
– выставляет требования о представлении документов и информации не только проверяемому лицу, но и его контрагентам;
– вызывает на допрос свидетелей (руководителя, главного бухгалтера, менеджеров, рядовых работников, а также иных лиц, которые располагают документами или информацией о проверяемом лице):
– выезжает на обследование территории (и документов), используемой в предпринимательской деятельности;
– запрашивает необходимые сведения у иных государственных органов и банков, в рамках межведомственного обмена данными;
– при необходимости может провести фактическую инвентаризацию с разрешения руководителя налогового органа;
– в случае возникновения возможности сокрытия или порчи документов – проводит их выемку;
– назначает необходимую экспертизу (почерковедческую, техническую, технологическую и др.) или привлекает соответствующего специалиста;
– включает в состав проверяющих – должностные лица правоохранительных органов и др.
Все эти мероприятия налоговому органу необходимы, для сбора доказательственной базы по совершению налогового правонарушения субъектом хозяйствования.
С предпринимательской позиции – существует презумпция добросовестности. Однако для аргументированного проявления своей добросовестности, хозяйствующему субъекту следует подготовиться заранее и показать: именно реальность совершения сделки надлежащим исполнителем; ее экономический смысл и деловую цель, в противовес применению схем ухода от налогообложения путем уменьшения налоговой обязанности и экономии на налоговых платежах [15, 10].
Для перекрывания риска со стороны контрагента хозяйствующему субъекту и проявлению своей осмотрительности при его выборе следует внедрить на постоянной основе следующие мероприятия для проведения проверки потенциального партнера:
– разработать регламент по оценке недвижимости контрагента;
– проверить контрагента через сервис «Прозрачный бизнес» на портале ФНС России, СПАРК, Первое независимое агентство FIRA, Хартия АПК и другие информационные ресурсы (как бесплатные, так и платные) для получения справки по сбору комплексной информации о потенциальном партнере, подтверждающую его добросовестность;
– разработать расширенный договор – не типовой, а позволяющий обеспечить избежание рисков из-за деятельности от работы с выбранным контрагентом и др. [18-20].
В совокупности эти действия позволяют сформировать досье контрагента, которое будет служить доказательством для налогового органа о проявлении должной осмотрительности (табл. 2)
Таблица 2
Структура досье контрагента
|
Вид
|
Характеристика
|
Результат
|
|
Первичные документы
|
книги покупок и продаж; налоговые декларации о расходах, ученных
для целей налогообложения; сопутствующие договоры
|
отражение сделки в бухгалтерском и налоговом учете субъекта
|
|
Локальные акты
|
учетная и финансовая политика, приказы, распоряжения и т. д.
|
соответствие учета и хозяйственных операций действующему
законодательству РФ
|
|
Деловая переписка
|
скрин переписки с мессенджеров
|
подтверждение фактических действий по договоренности заключения
и исполнения договоров
|
|
Штатное расписание
|
персонификация компетентных работников
|
привлечение к допросу компетентных лиц
|
|
Анализ конкурентных поставщиков
|
SWOT-, PEST-анализ,
др.
|
определение сильных и слабых сторон потенциальных конкурентов
привлекаемого контрагента, для выбора наиболее оптимального партнера
|
|
Фиксация присутствия исполнителя на объекте
|
составление протоколов встреч с представителем контрагента,
фотоотчет встреч, копии идентифицирующих документов представителей
контрагента, номера телефонов, адреса электронной почты и др.
|
подтверждение реальности существования контрагента; определение
выгодоприобретателя от совершенной сделки
|
|
Датированные скрины проверки контрагента
|
«Прозрачный бизнес», «СПАРК», «Хартия АПК» и др.
|
Проявление осмотрительности и изучение разносторонних связей
контрагента
|
Таким образом, в финансово-экономическом арсенале субъекта бизнеса находятся аналогичные инструменты, что и у должностных лиц налоговой службы и умелое распоряжение ими позволит не только избежать, но и не допустить многих проблем и рисков от деятельности с контрагентом.
3. Соответственно, в ходе проведения налогового контроля могут быть выявлены признаки нарушения не только налогового законодательства, но и уголовного, возникновение которых определяется суммой нанесенного ущерба консолидированному бюджету и внебюджетным фондам (табл. 3).
Таблица 3
Формы уголовно-правового риска
|
Нарушение
|
Размер ущерба
|
|
Мошенничество
Ст. 159 УК РФ |
значительный – не менее 250 тыс. руб.
крупный – свыше 4,5 млн. руб. особо крупный – свыше 18 млн. руб. |
|
Преступления в сфере экономической деятельности
Ст. 170.2 УК РФ |
крупный – свыше 3,5 млн. руб.
особо крупный – свыше 13,5 млн. руб. |
|
Незаконная деятельность по представлению потребительских
кредитов (займов)
ст. 171.5 УК РФ |
крупный – свыше 3,5 млн. руб.
|
Рассматривая риски, возникающие при выборе контрагента, рассчитаем на примере предприятия экономический эффект от проявления осмотрительности и легальной экономии на исключении условий возникновения искусственной налоговой нагрузки от взаимоотношений с партнером в рамках одного заключенного договора.
Выявление необоснованной налоговой выгоды не предполагает определения налоговой обязанности в более высоком размере, но может служить основанием для доначисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, как если бы проверяемое лицо не злоупотребляло бы правом [5]. Этот факт приведет к искусственному увеличению налоговой нагрузки, т.к. появятся дополнительные финансовые обязательства по уплате штрафов и пени по результатам контрольных налоговых мероприятий, что не может не сказаться на финансовой и экономической безопасности субъекта бизнеса [8].
Результаты оценивания
Юридической службой ООО «ХХ»» был переработан типовой договор в рамках финансово-экономической безопасности, по пункту расчетов за поставленное оборудование. Согласно изменениям, внесенным в обычную структуру договора, ООО «ХХ» оплачивает за поставку стоимость полученных материалов без НДС. Сумму налога на добавленную стоимость, согласно заключенному договору, ООО «ХХ» оплачивает контрагенту после проведения камеральной налоговой проверки территориальным налоговым органом, в случае отсутствия претензий относительно заключенной сделки и подтверждение правомерности применения налогового вычета в форме «входной НДС» [12; 17-18]. При установлении нарушений по данному договору, ООО «ХХ» предоставляет в налоговый орган корректировочную налоговую декларацию и уплачивает этот НДС в бюджет, максимальная искусственная налоговая нагрузка в этом случае – это сума пени за несвоевременную уплату налогового обязательства [5] (табл.4).
Таблица 4
Экономический эффект от реализации оптимизационных мероприятий, на примере договора с одним контрагентом, тыс. руб.
|
Показатель
|
2024 год
|
Исполнение договора ООО «ХХ»
| |||||
|
Прошлый сценарий
|
Прогноз
| ||||||
|
Стоимость договора с НДС
Сделка отражается в 1 кв. 2024 года. сроки оплаты 25.04.24г., 25.05.24г., .25.06.24 |
1250000
|
1250000
|
1041667
| ||||
|
в т.ч. стоимость договора без НДС
НДС |
1041667
208333 |
|
208333 | ||||
|
Проведение камерального контроля ИФНС налоговой декларации с
заявленным вычетом по данному контрагенту. Обнаружены нарушения и собрана
доказательственная база неправомерного применения права на использование
налогового вычета по НДС.
В случае выставления требования сдается корректировочная налоговая декларация, сумма НДС уплачивается в бюджет вместе с суммой пени на дату представления корректировки. |
Доначислен НДС
(корр. НД) |
25.04.24г. 25.05.24г .25.06.24 |
|
208333
69444 69444 69445 |
208333
69444 69444 69445 | ||
|
Начислены пени за несвоевременную уплату налога в бюджет*
|
25.04.24г. 25.05.24г. 25.06.24 |
|
15955,35
3368,03 5694,41 6892,91 |
3368,03
3368,03 | |||
|
1.
Штраф при неумышленных действиях – 20% от суммы неуплаченного налога
|
|
41666,60
|
0
| ||||
|
2. Штраф
при умышленных действиях – 40% от суммы неуплаченного налога
|
|
83333,2
|
0
| ||||
|
Общая
сумма по итогам доначислений по камеральной налоговой проверке
|
1. 265954,95
2. 307621,55 (54.1 НК РФ) |
211701,03
| |||||
|
Итого
расходы ООО «ХХ»
|
|
1 –
1515954,95
2 – 1557621,55 |
1253368,03
| ||||
|
Результат
|
1.
262586,92
2 . 304253,52 |
3368,03
| |||||
|
Экономический
эффект
|
1. -259219
2. -300885 | ||||||
Следует отметить, что искусственный рост налоговой нагрузки проявится после проведения налоговым органом мероприятий налогового контроля, и вынесения соответствующих регламентирующих документов: Акта проверки – носящего информационный характер, а затем уже и Решения о привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки [5; 13; 17].
Однако, за счет проявления осмотрительности при выборе контрагента можно не допустить налоговый риск увеличения налоговых обязательств, что в денежном выражении позволит Обществу сократить налоговую нагрузку на:
– 259219тыс.руб. (262586,92 тыс. руб. - 3368,03 тыс. руб.), если не доказан умысел;
– 300885тыс.руб. (304253,52 тыс. руб. - 3368,03 тыс. руб.), если умысел доказан.
В нашем примере осмотрительность проявлена через изменение типового договора на поставку оборудования. Принятие компетентностно-грамотного управленческого решения позволяет снизить финансово-экономические, репутационные и даже хозяйственные риски, что напрямую влияет на уровень безопасности ООО «ХХ».
Заключение
Таким образом, проявляя осмотрительность при выборе контрагентов и заключение с ними договорных отношений на осуществление финансово-хозяйственных связей, в целях финансово-экономической безопасности, следует планомерно и основательно проводить комплексный контроль, аудит или регулярный мониторинг, что будет весомым обоснованием исключения возникновения различных рисков, в т.ч. дополнительной финансовой и иной ответственности, влияющей не только на финансовое состояние предприятия, но и в целом на состояние финансово-хозяйственной деятельности субъекта бизнеса. ООО «ХХ» при изменении подхода в работе с контрагентами обеспечит сохранение финансовых ресурсов для использования их в воспроизводственном цикле за счет сохранения прежней величины налоговой нагрузки в размере 300885 тыс. руб., что соответственно в частности повлияет на финансовые показатели предприятия, репутацию, а также в целом на финансово-экономическую безопасность. Проявление должной осмотрительности в системе управления внутренними и внешними факторами при заключений договоров с потенциальным партнером, процесса налогообложения и обеспечения финансовой и экономической безопасности – позволит хозяйствующему субъекту избежать искусственного увеличения налоговой нагрузки за счет исключения «двойной» уплаты налогов (сначала при исполнении договоров, а затем по итогам налогового контроля), репутационных рисков (налоговая история, работа с сомнительными партнерами и т.д.), дополнительных финансовых трат на покрытие возникающих обязательств в рамках не осмотрительного выбора контрагента, что существенно влияет на уровень финансово-экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Существенным обстоятельством здесь выступает высококвалифицированный концептуальный подход в управлении системными элементами финансово-экономической безопасности, что в современных экономических условиях является неотъемлемой частью любого предприятия. Достижение ее высокого уровня, формируется в деятельности постепенно, затрагивая все стадии циклически-расширяющегося воспроизводственного процесса хозяйствующего субъекта через привлечение специалистов разных компетенций, что вызывается потребностью влияния на управление финансово-экономической безопасностью.
Источники:
2. Федеральный закон \О безопасности\» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 31.10.2025).
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 \О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации\. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 31.10.2025).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 31.10.2025).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 31.10.2025).
6. \Уголовный кодекс Российской Федерации\» (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 31.10.2025).
7. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 \Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды\». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63894/ (дата обращения: 29.10.2025).
8. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) \Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок\. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения: 25.10.2025).
9. Бельков О. А. Национальная безопасность: опыт концептуализации понятия // Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации: Сборник материалов круглого стола, Москва, 25 августа 2021 года. – Москва: Издательский дом «ИМЦ». Москва, 2021. – c. 86-96.
10. И.В., Широкова А.Ш. Взаимодействие налоговой службы с правоохранительными органами: проблемы и пути решения // Налоговая культура и цифровизация налогового администрирования: Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 18 мая 2022 года. – Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы». Нижний Новгород, 2022. – c. 41-44.
11. Вылегжанина Е. В., Григорьян И. С. Финансовые риски предприятия и способы их минимизации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 1-1. – c. 231-234. – doi: 10.24411/2500-1000-2018-10463.
12. Гончаренко Л. И. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. – 2009. – № 2. – c. 2-11.
13. Лазаренко А. Л., Минакова Е. И., Думнова Н. А. Роль финансовой отчетности в системе управления экономической безопасностью // Политическое пространство и социальное время: Синергия смыслов и ценностей: Сборник научных трудов XXXIV Международного Харакского форума, Ялта, 17–20 мая 2018 года / Под редакцией Т.А. Сенюшкиной. – Ялта: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал». Ялта, 2018. – c. 65-70.
14. Мак-Мак В. П. Служба безопасности предприятия как субъект частной правоохранительной деятельности. / Монография. - Москва: Компания Спутник+, 2003. – 255 c.
15. Митяков Е.С., Митяков С.Н. Оценка рисков в задачах мониторинга угроз экономической безопасности // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2018. – № 1. – c. 44-51. – doi: 10.46960/1816-210X_2018_1_44.
16. Новичкова О. В., Тагирова О. А. Оценка составляющих экономической безопасности и угроз ее снижения в организации // Финансовый менеджмент. – 2023. – № 4. – c. 28-35.
17. Носов А. В., Мурзин Д. А. , Боряева Т. Ф. Оценка уровня налоговой безопасности сельскохозяйственной организации // Сурский вестник. – 2023. – № 3. – c. 95-99. – doi: 10.36461/2619-1202_2023_03_016.
18. Перепелица М. А. Право плательщика на оптимизацию налоговой обязанности и злоупотребление налоговым правом: пределы и юридические последствия // Юридический вестник Кубанского государственного университета. – 2023. – № 3. – c. 31-38. – doi: 10.31429/20785836-15-3-31-38.
19. Полякова М.А., Барбашов С.А.. Екатеринина И.Е. Экономическая безопасность предприятия - путь к финансовой стабильности // Учет. Анализ. Аудит. – 2024. – № 3. – c. 47-59. – doi: 10.26794/2408-9303-2024-11-3-47-59.
20. Русакова О. В., Широкова А. Ш. Побуждение налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств: проблемы и пути решения // Налоговое администрирование в контексте глобальных вызовов: Нижний Новгород, 23 мая 2023 года. – Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы», г. Нижний Новгород. Нижний Новгород, 2023. – c. 183-186.
21. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Колпакова И.А., Иванов Е.А., Быковская Ю.В., Сазонова Е.С. Экономическая безопасность России в новой реальности. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.
Страница обновлена: 03.12.2025 в 19:01:16
Diligence when selecting counterparties as the key to the business economic security
Polyakova M.A., Nosov A.V., Lomakin A.A.Journal paper
Economic security
Volume 8, Number 11 (November 2025)
Abstract:
The article analyzes the issue of exercising diligence when selecting potential partners and, as a result, the possibility of financial losses in the form of tax risks burdened with tax liability. The article examines the importance of the influence of selected partners on the reproduction process of an economic entity, as well as the economic security of a company or business. The article aims to identify the risks that arise when choosing counterparties, which directly has a financial impact on the entire process of financial and economic activity of a business entity. The article evaluates the possibilities of due diligence and defines tools for identifying the trustworthiness of a potential partner, improving measures aimed at forming tools for conducting an internal assessment of the trustworthiness of a potential partner and strengthening the economic security of an economic entity.
During the research, the following methods were used: computational and constructive, monographic, economic and statistical approach, etc. Judicial practice and the regulatory framework governing taxes and taxation served as the information base. The article presents the characteristic features of civil law risk, tax risk, and criminal law risk arising from activities aimed at attracting potential partners to carry out financial and economic activities of a business entity. The study showed that due diligence in choosing a counterparty only in terms of changing the terms of the settlement agreement, with a separate allocated value-added tax and specifying separate deadlines for its payment to the partner, is an essential guarantee for maintaining the share of the tax burden established by the Concept of On-Site Tax Audits, and avoiding its "artificial" increase.
Keywords: fair practice, risk, economic justification, partner, counterparty, economic security
JEL-classification: F52, H56, H12
References:
Belkov O. A. (2021). National security: the experience of conceptualizing the concept Projected challenges and threats to the national security of the Russian Federation and the directions of their neutralization. 86-96.
Goncharenko L. I. (2009). Tax risks: theory and practice of management. Finance and credit. (2). 2-11.
Gorodetskiy A.E., Karavaeva I.V., Lev M.Yu., Bukhvald E.M., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Kolpakova I.A., Ivanov E.A., Bykovskaya Yu.V., Sazonova E.S. (2021). Russia´s Economic Security in the New Reality
I.V., Shirokova A.Sh. (2022). Interaction of the tax service with law enforcement agencies: problems and solutions Tax culture and digitalization of tax administration. 41-44.
Lazarenko A. L., Minakova E. I., Dumnova N. A. (2018). The role of financial reporting in the economic security management system Political space and social time: Synergy of meanings and values. 65-70.
Mak-Mak V. P. (2003). Enterprise security service as a subject of private law enforcement activity
Mityakov E.S., Mityakov S.N. (2018). Risk assessment in the tasks of monitoring threats to economic security. Economics. (1). 44-51. doi: 10.46960/1816-210X_2018_1_44.
Nosov A. V., Murzin D. A. , Boryaeva T. F. (2023). ASSESSMENT OF THE LEVEL OF TAX SECURITY OF AN AGRICULTURAL ORGANIZATION. Surskiy vestnik. (3). 95-99. doi: 10.36461/2619-1202_2023_03_016.
Novichkova O. V., Tagirova O. A. (2023). ASSESSMENT OF THE COMPONENTS OF ECONOMIC SECURITY AND THREATS TO ITS DECLINE IN THE ORGANIZATION. Financial management. (4). 28-35.
Perepelitsa M. A. (2023). THE PAYER'S RIGHT TO OPTIMIZE TAX LIABILITY AND ABUSE OF TAX LAW: LIMITS AND LEGAL CONSEQUENCES. Yuridicheskiy vestnik Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta. (3). 31-38. doi: 10.31429/20785836-15-3-31-38.
Polyakova M.A., Barbashov S.A.. Ekaterinina I.E. (2024). ECONOMIC SECURITY OF AN ENTERPRISE IS THE WAY TO FINANCIAL STABILITY. International Scientific and Practical Journal “Accounting. Analysis. Auditing”. 11 (3). 47-59. doi: 10.26794/2408-9303-2024-11-3-47-59.
Rusakova O. V., Shirokova A. Sh. (2023). Encouraging taxpayers to voluntarily clarify their tax obligations: problems and solutions Tax administration in the context of global challenges. 183-186.
Vylegzhanina E. V., Grigoryan I. S. (2019). FINANCIAL RISKS OF THE ENTERPRISE AND METHODS OF THEIR MINIMIZATION. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (1-1). 231-234. doi: 10.24411/2500-1000-2018-10463.
