Доступность дошкольных образовательных учреждений в России: социально-экономические детерминанты и связь с демографической ситуацией

Скоков И.С., Колганова Н.Ю., Мусин Э.Р.
1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
2 Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Международный опыт показывает, что, в виду произошедших глобальных социальных и экономических изменений, отмечается положительная связь между развитием систем дошкольного образования и количеством рожденных детей. Учитывая актуальную тенденцию снижения рождаемости в России и других странах при росте женской занятости, ключевое значение приобретает вопрос содействия родителям в совмещении воспитания детей и профессиональной реализации. В России, в том числе на региональном уровне, реализуется широкий комплекс мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры дошкольного образования и содействие занятости женщин с детьми. В статье проведен анализ международного опыта влияния развития дошкольного образования на рождаемость и анализ доступности услуг дошкольных образовательных учреждений в регионах России. Также авторами проведен анализ и классификация реализуемых в настоящее время региональных инструментов, способствующих успешному совмещению воспитания детей и профессиональной реализации. В рамках проведения классификации было выделено десять типов мероприятий данной направленности, реализуемых в регионах России.

Ключевые слова: доступность дошкольного образования, региональные программы по повышению рождаемости, совмещение родительских и профессиональных обязанностей

JEL-классификация: J11, J18. J13



Введение

Проблемы снижения численности населения и показателей рождаемости не новы, широко обсуждаемы и причины их вполне известны. И также вполне очевидно, что на снижающуюся численность женщин репродуктивного возраста в настоящее время повлиять невозможно. Однако иные причины снижения рождаемости – откладывание рождения детей молодежью, меньшее, чем раньше, желаемое число детей, снижение интенсивности рождений – на эти параметры возможно и необходимо влиять для улучшения демографической ситуации.

Исследования семей в постпереходных обществах в значительной степени опираются на две различные теоретические перспективы: новая экономика домохозяйства Гэри Беккера, где решение о количестве детей в семье принимается исходя из трейд-оффа между количеством и качеством воспитания и образования детей [7,8], и те, которые подчеркивают идеологические изменения, индивидуалистические ценности, как в последних версиях тезиса о втором демографическом переходе [14,16].

Однако, как показывают современные научные исследования в области рождаемости, в настоящее время решение женщин о рождении детей все больше зависит от их статуса занятости. Если раньше для женщин решающее значение в вопросах деторождения играла роль мужа, уверенность в его «фигуре добытчика» и защитника семьи, то сейчас для женщин не менее важно доверие несемейным институтам, рынку труда и инфраструктуре образования и воспитания детей.

Мировой опыт демонстрирует успешные примеры высоких показателей рождаемости наряду с активным вовлечением родителей, в особенности женщин в рынок труда. Среди стран, где сочетаются высокий уровень женской занятости и относительно высокая рождаемость, лидируют скандинавские государства (Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия), Франция и Германия. Их успех основан на комплексной политике, включающей гибкие формы занятости, доступную инфраструктуру по уходу за ребенком, гендерно-сбалансированные роли в карьере и воспитании детей.

С точки зрения государственных мер, способствующих совмещению работы и семьи, сегодня реализуется достаточно инструментов и прикладываются немалые усилия. Так, в Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2025 г. № 615-р, в качестве одной из целей указано «содействие в успешном совмещении гражданами семейной и профессиональной реализации посредством развития государственных сервисов, а также корпоративной поддержки работников с детьми [1]».

Таким образом, актуальность вопросов совершенствования работы системы дошкольного образования не вызывает сомнения. Данная проблематика представляется особенно важной в свете наблюдаемых демографических вызовов – снижение показателей рождаемости, сокращение населения трудоспособного возраста, общее старение населения. Для современного общества и в особенности для женского населения характерен выбор между рождением ребенка и профессиональным развитием. Воспитание детей для женщины неразрывно связано с «выпаданием» из рынка труда в связи с очевидной необходимостью посвящать время семье и ребенку. Альтернативные издержки в виде временной невозможности получать более высокий доход, продвижение по карьерной лестнице, использовать дополнительные возможности для обучения и развития, в условиях развитости рынка труда и движения к гендерному равенству представляются более существенными для современных женщин.

Закономерным решением представляется создание условий, которые бы облегчили принятие решения при возникновении подобного выбора и позволили бы родителям совмещать воспитание ребенка и профессиональную реализацию. Это ни что иное, как развитая и гармонизированная с потребностями работающих матерей инфраструктура дошкольного образования, предоставляющая услуги по присмотру и уходу за детьми.

Современное состояние инфраструктуры дошкольного образования позволяет выявить дифференциацию ее доступности в регионах России, а также в разрезе городской и сельской местности. Так, валовой коэффициент охвата дошкольным образованием [2] в России в целом в 2024 году составил 75,2%, в то время как отдельно по городской местности его значением равно 80,2%, а в сельской местности – только 59,8% [3].

Таким образом, целью данной работы является выявление и классификация региональных инструментов повышения доступности системы дошкольного образования для семей с детьми как одного из факторов, влияющих на динамику рождаемости в современной России. Авторы ставят перед собой следующие задачи:

· проанализировать международные и отечественные исследования, посвященные связи доступности системы дошкольных учреждений и изменения уровня рождаемости;

· оценить уровень и динамику охвата детей дошкольными учреждениями в регионах России;

· исследовать меры повышения доступности дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ), реализуемые в регионах России, как инструментов повышения рождаемости и поддержки семей с детьми.

Обзор ранее выполненных исследований

Доступ к высококачественным и доступным услугам по уходу за детьми помогает родителям совмещать семейные обязанности с полной или частичной занятостью на рынке труда. Наличие подобных услуг для детей в возрасте до трёх лет после истечения срока оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком может повлиять на решение о рождении ребенка. Когда семьи могут рассчитывать на непрерывную поддержку в виде отпусков и услуг по уходу за детьми в раннем детстве (как, например, в Дании, Норвегии и Швеции), карьера и семейные обязанности становятся более совместимыми, что снижает альтернативные издержки, связанные с рождением детей [10].

На практике положительная связь развитости системы дошкольного образования и показателей рождаемости подтверждалась в межстрановых и внутристрановых исследованиях. Так, на данных стран ОЭСР за период с 2002 по 2019 годы было обнаружено, что увеличение расходов по уходу за детьми в возрасте 0-5 лет на 1000 долларов США по ППС на одного ребёнка связано с увеличением СКР примерно на 1,6% [9].

В большей степени в контексте данного исследования представляют интерес результаты, полученные на данных отдельных государств. Вместе с тем интерпретация подобных результатов должна проводиться с осторожностью в силу культурных, нормативных и институциональных особенностей стран. Данные аспекты непосредственно влияют на результат внедрения или расширения системы рассматриваемых услуг, что не гарантирует аналогичного результата вводимых изменений в контексте иных сопутствующих условий.

В исследовании за авторством Р. Риндфусса и др. были обнаружены долгосрочные и значимые последствия расширения дошкольных образовательных услуг в Норвегии. Так, с ростом доступности услуг по уходу за детьми дошкольного возраста [4] на один процентный пункт, число детей, рождённых женщинами к 35 годам, растет на 0,7%. Наиболее яркий эффект наблюдался в отношении вторых и последующих рождений, где каждый процентный пункт увеличения доступности услуг по уходу за детьми приводил к увеличению числа рожденных детей на 0,6% и 1,1% соответственно [15]. Иными словами, расширение доступности свободных мест в детских садах с 0% до 60%, увеличивает количество детей, рождённое к 35 годам, на 0,5 – 0,7 детей.

Интересным представляется исследование данной связи в разрезе дополнительных социально-экономических характеристик, например, образования женщин, особенности занятости, национальной принадлежности. Эти вопросы были охвачены в группе работ, проведенных на данных Германии. Так, Бауэрншустер С. и др. исследовали связь между рождаемостью и значительными различиями в охвате государственными услугами по уходу за детьми в западных немецких округах в период с 1998 по 2010 год [6]. Исследователи обнаружили, что предоставление государственных услуг по уходу за детьми положительно влияет на рождаемость: 10-процентное увеличение доступности услуг по уходу за детьми [5] приводит к увеличению рождаемости на 3%. Эффект незначителен для первых рождений, но более силен для вторых и третьих рождений: 4,0% и 7,0% соответственно. Также авторы отмечают, что рост рождаемости более вероятен при изначально более высоких значениях суммарного коэффициента рождаемости (далее – СКР) [6].

Другое исследование на данных Западной Германии выявило положительный эффект расширения государственных услуг по присмотру за детьми младше трёх лет среди женщин, чья профессиональная деятельность сопряжена с высокими альтернативными издержками воспитания детей и требует значительного личного участия (например, в профессиях с быстро возрастающей заработной платой по мере опыта или в отраслях, где условия труда не позволяют передавать ключевые обязанности коллегам) [11].

Положительные эффекты расширения услуг дошкольного образования на рождаемость были отмечены и на данных Бельгии [17], где с увеличением охвата детей рассматриваемыми услугами на один процентный пункт наблюдал рост рождаемости первенцев на 2,3%, а для вторых и третьих детей – на +1,2 % и +1,7 %, и для Испании, где было выявлено увеличение вероятности рождения ребёнка не менее чем на 5% при росте доли детей, посещающих детские сады, на один процентный пункт [5].

Вместе с тем, в рассмотренных работах авторы отмечают, что отклик рождаемости первых детей при повышении доступности услуг дошкольного образования может отражать лишь краткосрочную коррекцию семейных планов в ответ на расширение числа учреждений по уходу, тогда как долгосрочные изменения в итоговой рождаемости требуют более продолжительного наблюдения.

Российский опыт исследований рассматриваемой тематики обширен в меньшей степени. Одним из основных исследований по этой теме является работа Казаковой Ю. Исследуя вопросы занятости женщин с детьми и системы ухода и присмотра за детьми дошкольного возраста, Казакова Ю., к недостаткам российской системы по уходу за детьми относит маленький размер пособий, выплачиваемый семьям с маленькими детьми, низкую эффективность системы социального обеспечения, а также заметную нехватку мест в государственных детских садах и малую доступность частных учреждений. Отсутствие мест, по мнению автора, способствует откладыванию принятия решения о втором ребёнке [12].

В этом же исследовании Казакова Ю. обнаруживает, что расширение доступности детских садов в России в период с 2000 по 2015 год привело к увеличению участия матерей в рабочей силе на 3,4%, занятости матерей на 2,9% и занятости матерей на полную ставку на 2,2%. Также автор выявила, что влияние доступности детских садов на участие в рабочей силе матерей-одиночек значительно ниже, чем на матерей, имеющих партнёров. Этот результат расходится с результатами, полученными для других стран, где рост доступности услуг по уходу за детьми оказывает значительно более сильное влияние на одиноких матерей или где это влияние наблюдается исключительно в отношении одиноких матерей. Возможно, это объясняется тем, что одинокие матери в России из-за финансовых ограничений вынуждены использовать неформальные услуги по уходу за детьми, чтобы иметь возможность работать. В этом случае расширение доступности услуг по уходу за детьми вытесняет неформальный уход, не приводя к значительным изменениям в занятости матерей [12].

В работе И.Е. Калабихиной отмечено, что наличие «неродственной помощи», то есть доступность услуг по присмотру и уходу за ребенком в виде института нянь и учреждений дошкольного образования, наряду с другими факторами, способствует более раннему выходу женщины из отпуска по уходу за ребенком и возвращению на рынок труда [3].

Широкий перечень исследований также посвящен вопросу повышения доступности услуг дошкольного образования в России в целом и в отдельных регионах. В качестве инструментов развития действующей инфраструктуры детского образования предлагается взаимодействие государства и частного сектора экономики, создание в школах групп дошкольной подготовки, проведение мониторинга потребности в дошкольном образовании, а также развитие дополнительного образования в ДОУ (объединения, кружки, секции, студии) [1,2,4].

Таким образом, опыт России и зарубежных стран показывает, что расширение доступности услуг по уходу за детьми (особенно создание мест в ясельных/дошкольных группах) систематически связано с ростом рождаемости и повышением занятости матерей в разных странах; эффект сильнее для вторых и последующих рождений и среди пар, где оба супруга работают. Эффективность и сила оказываемого эффекта зависит от сочетания нескольких инструментов – наличия мест и их доступности по цене; качества, режима работы; а также от сопутствующих мер (отпуска по уходу, гендерных норм и условий на рынке труда). В странах и регионах, где доступность рассматриваемых услуг выросла, но не были устранены барьеры на рынке труда или наблюдается заметный гендерный дисбаланс, рост рождаемости был слабым или отсутствовал. В российском контексте расширение сети детсадов повышает участие матерей на рынке труда, но свою роль также играют страхи за карьеру, гендерное неравенство и нехватка яслей для детей до 3-х лет.

Анализ системы услуг, предоставляемых ДОУ в России, региональный аспект

Согласно данным Росстата, обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях за последние годы растет, как в городской, так и в сельской местности (Рис.1). По данным на 2024 год, в России на 1000 детей дошкольного возраста приходится 835 мест в городах, 739 мест – в сельской местности.

Рисунок 1. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, приходится мест на 1000 детей, 2018 – 2024. Составлено авторами по данным Росстата [6].

Вместе с тем обеспеченность учреждениями ДОУ в регионах России крайне различна, так наибольшая обеспеченность отмечается в Кировской области – 1266 мест на 1000 детей, а наименьшая – в Республике Дагестан – 397 мест на 1000 детей соответствующего возраста.

Охват дошкольным образованием детей 3-6 лет высок и составляет 89,9%, а детей в возрасте до 3 лет – 29,6% [7]. Охват детей возраста 1-3 лет дошкольным образованием наибольший в Республике Коми – 55,2%, наименьший также отмечается в Республике Дагестан – 8,8%. Охват детей более старшего возраста наибольший в Республике Карелия – 124,6%, а наименьший также в Республике Дагестан – 53,3%.

Рисунок 2. Охват детей различных возрастных групп дошкольным образованием, 2018 – 2024. Составлено авторами по данным Росстата [8].

Статистика обеспеченности детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в расчете числа мест на 1000 детей во всех регионах России за период 2018-2023 годов характеризовалась позитивной динамикой наращивания числа мест. Однако, по данным за 2023 год, разброс показателя в региональном разрезе велик – от 373 мест на 1000 детей в Республике Дагестан до 1270 мест на 1000 детей в Ненецком автономном округе. В целом, наиболее высокой обеспеченностью местами характеризуется Северо-Западный федеральный округ, наиболее низкая обеспеченность местами наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Обеспеченность детей местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в расчете числа мест на 1000 детей, 2023 год. Составлено авторами по данным Росстата [9].

Поскольку фокус настоящей работы в большей степени сосредоточен не на непосредственном анализе показателей состояния системы дошкольного образования детей, а на роли доступности таких услуг в контексте повышения рождаемости и обеспечения социальной поддержки семьям с детьми, обратимся непосредственно к анализу региональных мероприятий по повышению доступности услуг дошкольного образования детей.

В настоящее время в регионах России реализуются региональные комплексы мероприятий, направленных на повышение рождаемости и улучшение благосостояния семей с детьми. В частности, отдельный блок мероприятий в таких комплексах посвящен содействию родителям в совмещении профессиональной реализации и воспитании детей. В числе таких мероприятий отмечаются меры по содействию занятости граждан с детьми, проработка и реализация внедрения работодателями поддержки сотрудников с семейными обязанностями (корпоративный демографический стандарт), а также совершенствование системы присмотра и ухода за детьми и совершенствование инфраструктуры детского образования для работающих родителей. В данном разделе будет представлен анализ региональных практик совершенствования системы присмотра и ухода за детьми и совершенствования инфраструктуры детского образования для работающих родителей, будут рассмотрены наиболее распространенные мероприятия и уникальные практики, выделены их особенности в соотнесении с региональными характеристиками систем дошкольного образования.

Основой для анализа стали утвержденные региональные программы по повышению рождаемости 85 регионов России. Все мероприятия регионов были собраны в единую базу и классифицированы по характеру мероприятий и направлению их воздействия.

Было получено, что общее количество мероприятий, нацеленных на совершенствование системы дошкольного образования в регионах России, составило 192 мероприятия. Наибольшее число мероприятий рассматриваемой направленности отмечается в комплексах Амурской области, Кировской области, Чувашской Республике – по 6 мероприятий.

Путем исследования специфики мероприятий, авторы разработали классификацию, выделив следующие группы.

1) Компенсация родительской платы за присмотр и уход – в данную категорию были определены мероприятия, предоставляющие полную или частичную компенсацию на оплату родителями услуг дошкольных образовательных организаций. Такие мероприятия составляют 21,4% от числа всех мероприятий рассматриваемой категории и включаются в комплексы региональных программ 37 регионов. Зачастую, величина компенсации зависит от числа детей в семье и многодетным семьям в некоторых регионах предоставляется полная компенсация.

В большинстве регионов уровень компенсации варьируется, как, например, в Сахалинской области, в размере 20% - 50% - 70%/100% от среднего размера родительской платы. Однако в некоторых регионах данная компенсация предоставляется отдельным категориям родителей, например, в Магаданской области: Предоставление компенсации в повышенном размере родительской платы за пребывание ребенка родителей-студентов в дошкольной образовательной организации.

В Республике Крым компенсация предоставляется в 100%-ном размере за присмотр и уход за детьми, посещающими дошкольные образовательные организации в сельской местности, а в Чукотском автономном округе полная компенсация услуг предоставляется неблагополучным, малообеспеченным и многодетным семьям.

2) Обеспечение доступности, в том числе создание дополнительных мест для детей в дошкольных образовательных организациях региона – вторая по численности мероприятий категория, она составляет около 21,4% и встречается в 30 регионах. Данные мероприятия могут различаться по возрасту детей, для которых планируется открытие дополнительных мест. Например, Создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (субсидия) (Астраханская область). В основном, данные мероприятия являются типовыми и практические не наблюдается какой-либо региональной дифференциации.

3) Оптимизация графика работы учреждений ДОУ в соответствии с запросами родителей. В данную категорию относится около 10,4% мероприятий, входящих в состав комплексов 20 регионов. Примерами таких мероприятий являются: Оценка оптимальности с точки зрения работающих родителей графика работы дошкольных образовательных организаций, при необходимости внесение изменений в указанный график (Приморский край),. Практики в данных категориях являются типовыми, однако способствуют повышению гибкости системы дошкольного образования и снижению ограничений или возможных неудобств для родителей, возникающих из-за несоответствия рабочего графика и графика ДОУ.

4) Оказание услуг по кратковременному присмотру за детьми. В данную категорию входит около 11,5% рассматриваемых мероприятий, входящих в состав комплексов 20 регионов. Данные услуги различаются по категориям семей и, в основном, предоставляются малоимущим или многодетным семьям, одиноким родителям на дому или на базе учреждений социального обслуживания. В данную категорию также относятся мероприятия по предоставлению услуг социальной няни. Примерами мероприятий, вошедшими в данную категорию, являются:

Оказание помощи по присмотру за детьми службой сертифицированных нянь (Кировская область), Оказание услуги по кратковременному присмотру за детьми семьям, нуждающимся в таких услугах (Ростовская область).

5) Строительство и открытие новых детских садов. Данная категория отчасти предполагает создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях, однако в настоящей работе мы рассмотрим ее отдельно. Мероприятия по строительству новых детских садов предусмотрены в 11 регионах и составляют 8,3% от всех мероприятий рассматриваемой категории. Наибольшее число мероприятий по строительству детских садов запланировано в Республике Чувашия, например, Строительство детского дошкольного учреждения на 180 мест с отдельно строящейся котельной в микрорайоне № 3 жилого района "Новый город" г. Чебоксары.

6) Ремонт и модернизация учреждений ДОУ. Данная категория включает мероприятия по проведению капитального ремонта зданий детских садов в регионах. Такие мероприятия включены в региональные программы 5 регионов и составляют 2,6% от числа всех рассматриваемых мероприятий.

7) Обеспечение местами в учреждениях ДОУ. Данная категория является малочисленной и предполагает гарантию или первоочередное предоставление места в дошкольной образовательной организации семье-благополучателю. Это такие мероприятия, как:

Обеспечение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет местами в дошкольных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования (Амурская область).

Эти мероприятия составляют 2,1% от числа всех рассматриваемых мероприятий.

8) Развитие сети частных детских садов. Частная форма собственности для учреждений дошкольного образования в меньшей степени распространена в регионах, однако также имеет место. Мероприятия по развитию частой сети дошкольных организаций не многочислены, были обнаружены в региональных программах 3 регионов, например: Развитие сети частных детских садов, реализующих образовательные программы дошкольного образования (Республика Тыва).

9) Открытие и функционирование групп продленного дня. Несмотря на то, что группы продленного дня открываются в школах и фактически не относятся к дошкольного образованию, такие мероприятия не менее важны для совмещения родителями работы и присмотра за ребенком. Группы продленного дня обеспечивают безопасность и развитие ребенка и позволяют родителям не прерывать рабочий день после окончания учебного дня ребенка. Такие мероприятия отмечаются в комплексах 13 регионов и составляют 7,3% от всех рассматриваемых мероприятий. Например, Открытие дежурных групп (групп продленного дня) в дошкольных образовательных организациях (Республика Марий Эл).

10) Иные мероприятия. В данную категорию включены мероприятия, которые не могут быть отнесены к категориям, указанным выше. Эти мероприятия встречаются в региональных программах в единичных случаях и являются уникальными практиками. Например: Организация и осуществление деятельности по дополнительному образованию детей (Рязанская область).

Таким образом, можно утверждать, что в регионах России реализуется широкий перечень разнообразных инструментов, направленных на повышение доступности услуг дошкольного образования. Составленная авторами классификация по 10 группам позволяет выявить структуру мер поддержки рассматриваемой направленности – в ней заметно преобладание таких типовых мероприятий, как компенсация родительской платы за присмотр и уход, а также создание дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях.

Заключение

Взаимосвязь между занятостью женщин и рождаемостью подтверждается многочисленными исследованиями, проведенными как на международных данных, так и по России. Развитие системы услуг по уходу за детьми, и как следствие повышение занятости женщин с детьми, связано с повышением рождаемости. Однако также важную роль играет не просто наличие мест в детских садах, но и доступная стоимость услуг и оптимальный с точки зрения работающих родителей график работы, а также такие более глобальные факторы, как гендерные нормы и наличие барьеров на рынке труда.

Таким образом, для того чтобы услуги по уходу за детьми стали эффективным инструментом демографической политики в России, нужно сочетать масштабное и целевое расширение яслей/садов (особенно для категории 0–3 лет) с финансовой доступностью, поддержкой кадров и мерами по уменьшению «стоимости» материнства (как в финансовом, так и в карьерном плане). Важным фактором также является создание «бесшовного перехода» от родительского отпуска к услугам по уходу за детьми. Только такая подобная связка мер даёт устойчивое положительное влияние на рождаемость.

Анализ системы дошкольного образования в России показал, что охват детей в возрасте 3-6 лет дошкольным образованием высок и составляет 89,9%, а детей в возрасте до 3 лет – только 29,6%. Также наблюдается существенная дифференциация охвата дошкольным образованием на региональном уровне: для детей в возрасте до 3 лет наибольшее значение показателя отмечено в Республике Коми (55,2%), а наименьшее – в Республике Дагестан (8,8%). Охват детей более старшего возраста наибольший в Республике Карелия – 124,6%, а наименьший также в Республике Дагестан – 53,3%.

Содействие в успешном совмещении родителями семейной и профессиональной функций является важной задачей государственной политики России в том числе в контексте повышения рождаемости, что подтверждается обозначением его в качестве одной из целей Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики до 2036 года. Как на федеральном, так и на региональном уровне осуществляется активная работа в содействии совмещению профессиональных и родительских обязанностей. Региональные программы по повышению рождаемости, реализующиеся в России с лета 2023 года, содержат в себе отдельный раздел, посвященный мероприятиям данной направленности. Преимущественно к нему относятся такие мероприятия, как мероприятия по содействию занятости работников с детьми, проработка и внедрение работодателями корпоративных мер поддержки сотрудников с семейными обязанностями (корпоративный демографический стандарт), а также совершенствование системы присмотра и ухода за детьми и развитие инфраструктуры детского образования для работающих родителей.

В настоящем исследовании авторами были проанализированы мероприятия региональных программ, направленные на повышение занятости работающих родителей, а также составлена их классификация, в результате которой были выделены 10 классов мероприятий. На основании проведенного анализа мероприятий, направленных на повышение доступности услуг дошкольного образования, можно заключить, что в регионах России реализуется широкий перечень мероприятий соответствующей направленности, многие из которых являются типовыми. Кроме того, распространенность типов мероприятий существенно различается: например, на категорию «Ремонт и модернизация учреждений ДОУ» приходится всего 2,6% мероприятий, а на категорию «Компенсация родительской платы за присмотр и уход» – 21,4%.

Было выявлено, что многие из классов мероприятий являются типовыми и не отличаются какой-либо региональной спецификой. Учитывая региональную дифференциацию обеспеченности детей местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, а также в охвате дошкольным образованием, представляется востребованным включение регионами с низкими значениями охвата и обеспеченности дошкольным образованием дополнительных мероприятий данной направленности.

[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 марта 2025 г. N 615-р «Об утверждении Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 г.» // Система Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411631987/ (дата обращения: 10.10.2025).

[2] Определяется отношением численности детей, состоящих на конец отчетного года в списках организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, к общей численности детей в возрасте 1-6 лет на 1 января года, следующего за отчетным.

[3] Валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте 1-6 лет ЕМИСС государственная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59529# (дата обращения: 20.10.2025).

[4] Измеряется как процент детей в возрасте 0-6 лет, посещающих государственные и частные детские сады в разбивке по муниципалитетам (данные есть по всем 435 муниципальным образованиям Норвегии) и годам (1973 – 1998 гг.). Фактически, как сами авторы отмечают, это в буквальном смысле показатель использования, а не доступности.

[5] Измеряется как процент детей в возрасте от 0 до 3 лет, посещающих государственные и частные детские сады

[6] Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, приходится мест на 1000 детей. ЕМИСС государственная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59530 (дата обращения: 20.10.2025).

[7] Основные показатели в сфере дошкольного образования по Российской Федерации (с 2014 г.) // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения: 03.10.2025).

[8] Основные показатели в сфере дошкольного образования по Российской Федерации (с 2014 г.) // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения: 03.10.2025).

[9] Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, приходится мест на 1000 детей. ЕМИСС государственная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59530 (дата обращения: 20.10.2025).


Источники:

1. Батракова Л.В., Захарченко И.С., Манилова О.Ю., Нефёдов П.В. Анализ статистических показателей обеспеченности дошкольными образовательными организациями детей, проживающих в Краснодарском крае // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2024. – № 1. – c. 86-90. – doi: 10.24412/2075-4094-2024-1-2-6.
2. Вавилова В.И. Анализ рынка дополнительного образования на базах дошкольных образовательных учреждений в городе Архангельск // Вестник магистратуры. – 2024. – № 1-3(148). – c. 156-158. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rynka-dopolnitelnogo-obrazovaniya-na-bazah-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v-gorode-arhangelsk/viewer.
3. Калабихина И.Е., Кузнецова П.О. Кому (не) нужен трехлетний отпуск по уходу за ребенком? // Демографическое обозрение. – 2022. – № 3. – c. 24-43. – doi: 10.17323/demreview.v9i3.16468.
4. Третьякова Е.А. Проблемы дошкольного образования в регионах Южного федерального округа // Современное дошкольное образование. – 2018. – № 3(85). – c. 32-46. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-doshkolnogo-obrazovaniya-v-regionah-yuzhnogo-federalnogo-okruga.
5. Baizán P. Regional child care availability and fertility decisions in Spain // Demographic Research. – 2009. – p. 803-842. – doi: 10.4054/DemRes.2009.21.27.
6. Bauernschuster S., Hener T., Rainer H. Children of a (policy) revolution: The introduction of universal child care and its effect on fertility // Journal of the European Economic Association. – 2016. – № 4. – p. 975-1005. – doi: 10.2139/ssrn.2439616.
7. Becker G.S. An Economic Analysis of Fertility. Demographic and Economic Change in Developed Countries. National Bureau of Economics Research, conference series. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nber.org/system/files/chapters/c2387/c2387.pdf (дата обращения: 20.11.2025).
8. Becker G.S. Landes E.M., Michael R.T. An economic analysis of marital instability // Journal of Political Economy. – 1977. – № 6. – p. 1141-1187.
9. Fluchtmann J., van Veen V., Adema W. Fertility, employment and family policy: A cross-country panel analysis. oecd.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/publications/reports/2023/09/fertility-employment-and-family-policy_8daa2477/326844f0-en.pdf (дата обращения: 20.11.2025).
10. Gray E. et al. Impacts of Policies on Fertility Rates. Australian national university. [Электронный ресурс]. URL: https://population.gov.au/sites/population.gov.au/files/2022-03/ANU_Impacts-of-Policies-on-Fertility-Rates-Full-report.pdf (дата обращения: 20.11.2025).
11. Huber K. The role of the career costs of children for the effect of public child care on fertility and maternal employment. Passauer Diskussionspapiere-Volkswirtschaftliche Reihe. [Электронный ресурс]. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/203469/1/1676542043.pdf (дата обращения: 20.11.2025).
12. Kazakova Y. Childcare availability and maternal labour supply in Russia. ISER Working Paper Series. [Электронный ресурс]. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/227781/1/1685158757.pdf (дата обращения: 20.11.2025).
13. Kleven H., Landais C., Posch J., Steinhauer A., Zweimüller J. Do family policies reduce gender inequality? Evidence from 60 years of policy experimentation // American Economic Journal: Economic Policy. – 2024. – № 2. – p. 110-149. – doi: 10.1257/pol.20210346.
14. Lesthaeghe R. et al. The second demographic transition in Western countries: An interpretation. researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/257928736_The_Second_Demographic_Transition_in_Western_Countries_An_Interpretation (дата обращения: 20.11.2025).
15. Ronald R. Rindfuss,David K. Guilkey,S. Philip Morgan,ØYstein Kravdal Child‐care availability and fertility in Norway // Population and development review. – 2010. – № 4. – p. 725-748. – doi: 10.1111/j.1728-4457.2010.00355.x.
16. Van de Kaa D.J. Second demographic transition // Encyclopedia of population. – 2003. – p. 872-875.
17. Wood J., Neels K. First a job, then a child? Subgroup variation in women’s employment-fertility link // Advances in Life Course Research. – 2017. – p. 38-52. – doi: 10.1016/j.alcr.2016.09.003.

Страница обновлена: 03.12.2025 в 19:35:15

 

 

Accessibility of preschool daycare institutions in Russia: socio-economic determinants and relation to demographic situation

Skokov I.S., Kolganova N.Y., Musin E.R.

Journal paper

Creative Economy
Volume 19, Number 12 (december 2025)

Citation:

Abstract:
International experience shows that, because of the global social and economic changes, there is a positive relationship between the development of preschool education systems and the number of children born. Considering the current downward trend in the birth rate in Russia and other countries with an increase in the level of female employment, the issue of assistance to parents in combining parenthood and professional realization is of key importance. In Russia, including regional level, a wide range of measures is being implemented aimed at developing the infrastructure of preschool education and promoting employment for women with children. The article analyzes the international experience of the impact of the development of preschool education on fertility and analyzes the availability of preschool educational institutions in the regions of Russia. The authors analyzed and classified the regional measures currently being implemented that contribute to the successful combination of child rearing and professional realization. Based on the results of the classification, ten types of supporting measures in this area were identified.

Keywords: accessibility of preschool education, regional programs to increase fertility, combining parental and professional responsibilities

JEL-classification: J11, J18. J13

References:

Baizán P. (2009). Regional child care availability and fertility decisions in Spain Demographic Research. 21 803-842. doi: 10.4054/DemRes.2009.21.27.

Batrakova L.V., Zakharchenko I.S., Manilova O.Yu., Nefyodov P.V. (2024). STATISTICAL INDICATORS ANALYSIS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AVAILABILITY FOR CHILDREN LIVING IN KRASNODAR KRAI. Vestnik novyh meditsinskikh tekhnologiy. Elektronnoe izdanie. 18 (1). 86-90. doi: 10.24412/2075-4094-2024-1-2-6.

Bauernschuster S., Hener T., Rainer H. (2016). Children of a (policy) revolution: The introduction of universal child care and its effect on fertility Journal of the European Economic Association. 14 (4). 975-1005. doi: 10.2139/ssrn.2439616.

Becker G.S. An Economic Analysis of Fertility. Demographic and Economic Change in Developed CountriesNational Bureau of Economics Research, conference series. Retrieved November 20, 2025, from https://www.nber.org/system/files/chapters/c2387/c2387.pdf

Becker G.S. Landes E.M., Michael R.T. (1977). An economic analysis of marital instability Journal of Political Economy. 85 (6). 1141-1187.

Fluchtmann J., van Veen V., Adema W. Fertility, employment and family policy: A cross-country panel analysisoecd.org. Retrieved November 20, 2025, from https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/publications/reports/2023/09/fertility-employment-and-family-policy_8daa2477/326844f0-en.pdf

Gray E. et al. Impacts of Policies on Fertility RatesAustralian national university. Retrieved November 20, 2025, from https://population.gov.au/sites/population.gov.au/files/2022-03/ANU_Impacts-of-Policies-on-Fertility-Rates-Full-report.pdf

Huber K. The role of the career costs of children for the effect of public child care on fertility and maternal employmentPassauer Diskussionspapiere-Volkswirtschaftliche Reihe. Retrieved November 20, 2025, from https://www.econstor.eu/bitstream/10419/203469/1/1676542043.pdf

Kalabikhina I.E., Kuznetsova P.O. (2022). WHO NEEDS (OR DOESN'T) THREE YEARS OF PARENTAL LEAVE?. Demograficheskoe obozrenie. 9 (3). 24-43. doi: 10.17323/demreview.v9i3.16468.

Kazakova Y. Childcare availability and maternal labour supply in RussiaISER Working Paper Series. Retrieved November 20, 2025, from https://www.econstor.eu/bitstream/10419/227781/1/1685158757.pdf

Kleven H., Landais C., Posch J., Steinhauer A., Zweimüller J. (2024). Do family policies reduce gender inequality? Evidence from 60 years of policy experimentation American Economic Journal: Economic Policy. 16 (2). 110-149. doi: 10.1257/pol.20210346.

Lesthaeghe R. et al. The second demographic transition in Western countries: An interpretationresearchgate.net. Retrieved November 20, 2025, from https://www.researchgate.net/publication/257928736_The_Second_Demographic_Transition_in_Western_Countries_An_Interpretation

Ronald R. Rindfuss,David K. Guilkey,S. Philip Morgan,ØYstein Kravdal (2010). Child‐care availability and fertility in Norway Population and development review. 36 (4). 725-748. doi: 10.1111/j.1728-4457.2010.00355.x.

Tretiakova E.A. (2018). THE PROBLEMS OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE REGIONS OF THE SOUTH FEDERAL DISTRICT. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. (3(85)). 32-46.

Van de Kaa D.J. (2003). Second demographic transition Encyclopedia of population. 2 872-875.

Vavilova V.I. (2024). Analysis of the market of additional education on the bases of preschool educational institutions in the city of Arkhangelsk. Vestnik Magistratury. (1-3(148)). 156-158.

Wood J., Neels K. (2017). First a job, then a child? Subgroup variation in women’s employment-fertility link Advances in Life Course Research. 33 38-52. doi: 10.1016/j.alcr.2016.09.003.