Комплексная безопасность персонала: от найма до увольнения

Гасанов Д.
1 Академия труда и социальных отношений, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В рамках исследования проанализировано теоретическое содержание концепции комплексной безопасности персонала, охватывающее этапы найма и адаптации, непосредственной деятельности и увольнения. По итогам изучения концептуальных аспектов были разработаны следующие алгоритмы: «Комплексная безопасность персонала в процессе найма и адаптации», «Комплексная безопасность персонала в процессе деятельности» и «Комплексная безопасность персонала на этапе увольнения». Сформулированные выводы и рекомендации предназначены для HR-менеджеров и руководителей организаций, ориентированных на создание безопасной и продуктивной рабочей среды.

Ключевые слова: управление персоналом, комплексная безопасность персонала, корпоративная культура, алгоритм, найм и адаптация, процесс увольнения сотрудника

JEL-классификация: M10, M12, M14



Введение. В условиях нестабильной экономики, усиления конкуренции и роста внешних и внутренних угроз компании вынуждены пересматривать свои подходы к управлению персоналом. Недостаточно просто нанимать талантливых сотрудников, критически важно выстроить систему, надёжно защищающую как их интересы, так и интересы компании. Пренебрежение комплексной безопасностью персонала приводит к негативным последствиям: финансовым потерям, репутационному ущербу, снижению производительности труда и текучести кадров [16]. В связи с чем, исследование данной проблематики является востребованным и актуальным.

Постановка проблемы. Существующие подходы к безопасности персонала зачастую представлены фрагментарно. Отсутствие системного подхода обуславливает концентрацию на отдельных направлениях: охране труда, информационной безопасности или проверке кандидатов при найме. Не существует единой модели, которая охватывала бы кадровые риски на протяжении всего периода работы сотрудников в компании. Ключевой проблемой выступает согласование стратегии управления персоналом и скоординированных мер, направленных на предотвращение угроз, связанных с недобросовестностью сотрудников и утечкой конфиденциальной информации, а также на комплексную защиту персонала на всех этапах его профессиональной деятельности.

Разработанность темы исследования. Вопросы безопасности персонала рассматриваются в различных академических и практических областях: управление персоналом, корпоративная безопасность, психология труда и трудовое право [5; 13; 21]. Существует множество публикаций, посвящённых отдельным аспектам: методам подбора и проверки персонала, системам мотивации и удержания, охране труда и промышленной безопасности [1; 7; 9]. Между тем комплексное исследование, объединяющее все эти элементы в единую концепцию, остаётся недостаточно проработанным.

Цель исследования: разработка и обоснование алгоритмов комплексной безопасности персонала компании, охватывающей этапы – от найма до увольнения, направленной на минимизацию рисков и формирование безопасной рабочей среды.

Практическая значимость результатов исследования. Реализация предлагаемых алгоритмов комплексной безопасности персонала позволит:

– снизить риски, связанные с недобросовестностью сотрудников и утечкой конфиденциальной информации;

– повысить эффективность процесса подбора и адаптации персонала;

– создать безопасную и благоприятную рабочую среду, способствующую повышению лояльности и производительности сотрудников;

– минимизировать финансовые и репутационные потери компании;

– оптимизировать процессы управления персоналом на всех этапах жизненного цикла сотрудника.

Безопасность персонала на этапе найма и адаптации

С концептуальной точки зрения комплексная безопасность персонала на этапах найма и адаптации представляет собой многоаспектный подход, направленный на минимизацию рисков, связанных с человеческим фактором, и создание прочной основы долгосрочного и продуктивного сотрудничества.

Теоретические основы комплексной безопасности на этапе найма содержат:

1. Теорию управления рисками: найм персонала – это процесс, сопряженный с определенными рисками. В контексте найма теория управления рисками означает [15]:

– идентификацию рисков: какие типы сотрудников могут представлять угрозу (например, склонные к кражам, недобросовестные, с низкой мотивацией и др.);

– оценку рисков: насколько вероятно, что кандидат обладает теми или иными качествами;

– меры по оптимизации рисков: проверка рекомендаций, собеседования, тестирование.

2. Теорию социального капитала и доверия: доверие способствует успешному найму и быстрой адаптации новых сотрудников [14]. На этапе найма теория социального капитала и доверия предполагает:

– построение доверия с кандидатом: прозрачность процесса найма, предоставление объективных сведений о предлагаемой вакансии и компании;

– оценку потенциала для построения доверия: насколько кандидат способен к открытому общению и сотрудничеству.

3. Теорию организационной культуры: интеграция нового сотрудника во многом зависит от корпоративной культуры [3]. На этапе найма теория организационной культуры проявляется в двух аспектах:

– верификации ценностных установок: определение степени соответствия ценностей кандидата корпоративным ценностям;

– способности к межкультурной коммуникации: обеспечение понимания новыми сотрудниками корпоративных норм и правил.

Теоретические основы комплексной безопасности персонала на этапе адаптации охватывают следующие аспекты:

1. Теория организационного обучения и развития: адаптация – это процесс обучения [10]. В контексте безопасности на этапе адаптации теория организационного обучения и развития фокусируется на:

– обучении правилам безопасности: четкое и понятное донесение информации о политиках и процедурах безопасности в компании;

– развитии навыков безопасного поведения: практические тренинги.

2. Теория социальной интеграции: новый сотрудник должен почувствовать себя частью коллектива. На этапе адаптации теория социальной интеграции реализуется через [20]:

– создание благоприятной атмосферы: поддержка со стороны коллег и руководства, помощь в решении возникающих вопросов;

– предотвращение социальной изоляции: вовлечение нового сотрудника в командные проекты, организацию корпоративных мероприятий и неформальное общение.

Исходя из актуализированных теоретических аспектов, автор предлагает внедрить алгоритм «Комплексной безопасности персонала в процессе найма и адаптации» в систему управления компанией (табл. 1).

Таблица 1. Алгоритм

«Комплексная безопасность персонала в процессе найма и адаптации»

Этапы алгоритма
Детализация этапов алгоритма
1. Предварительный отбор и проверка кандидатов
Юридические аспекты проверки
(соблюдение законодательства о персональных данных)
Проверка рекомендаций и предыдущего опыта
Оценка рисков, связанных с кандидатом
(например, наличие судимостей, если это релевантно для должности и др.)
Важность прозрачности процесса для кандидата
2. Оформление трудовых отношений
Грамотное составление трудового договора
(указание должностных обязанностей, условий труда, мер безопасности)
Ознакомление с внутренними политиками и процедурами компании
(включая политику безопасности)
Инструктаж по охране труда и технике безопасности (первичный инструктаж)
3. Адаптация нового сотрудника
Программа адаптации, включающая обучение безопасным методам работы
Назначение наставника, который может помочь в освоении правил безопасности
Создание безопасной рабочей среды с первого дня
Источник: разработано автором.

Для обеспечения стабильного развития компании критически важно внедрить алгоритм комплексной безопасности, охватывающий процессы найма и адаптации сотрудников. Данная необходимость обусловлена следующими факторами:

– снижением рисков: тщательная проверка кандидатов на этапе найма позволяет выявить потенциальные угрозы еще до того, как человек приступит к работе. Это позволяет избежать проблем, связанных с недобросовестностью и нарушениями законодательства;

– защитой корпоративной информации: в условиях цифровизации утечка конфиденциальных данных имеет катастрофические последствия. Комплексный подход к безопасности гарантирует, что сотрудники будут осведомлены о правилах обращения с информацией и соблюдать их;

– соблюдением законодательства: незнание или игнорирование законов, касающихся персональных данных и трудовых отношений приводит к серьезным штрафам и судебным разбирательствам. Алгоритм призван обеспечить полное соответствие нормативным требованиям;

– повышением производительности и лояльности: когда сотрудники чувствуют себя в безопасности и знают, что компания заботится об их благополучии, они более мотивированы, продуктивны и лояльны;

– формированием корпоративной культуры: внедрение правил безопасности формирует у новых сотрудников понимание ценностей компании и их роли в поддержании безопасной и ответственной рабочей среды.

Безопасность персонала в процессе деятельности

Основные элементы концепции комплексной безопасности персонала в процессе деятельности направленны на защиту сотрудников и создание безопасной рабочей среды, в их числе [6; 18; 19]:

– физическая безопасность: это защита сотрудников от физических угроз (например, несчастные случаи на производстве, пожары, стихийные бедствия и др.). Она включает в себя меры по обеспечению безопасных условий труда, регулярные проверки оборудования и обучение сотрудников технике безопасности;

– психологическая безопасность: работодатель непосредственно находится в ответственности за создание среды, где сотрудники ощущают себя комфортно и безопасно. Это требует мер по предотвращению буллинга, дискриминации и психологического давления, а также систематической поддержки ментального здоровья персонала;

– информационная безопасность: защита данных сотрудников и компании от утечек и кибератак. В рамках обеспечения информационной безопасности осуществляется внедрение современных криптографических/квантовых протоколов [12], проведение корпоративных тренингов по вопросам кибербезопасности и разработка нормативных документов, регламентирующих защиту информации;

– охрана здоровья: обеспечение здоровья сотрудников через программы профилактики заболеваний, доступ к медицинским услугам и создание условий для поддержания физической активности;

– правовая безопасность: соблюдение трудового законодательства и норм, включая защиту прав работников, соблюдение условий труда и обеспечение справедливой оплаты [11];

– экологическая безопасность: учет воздействия деятельности компании на окружающую среду и минимизация негативных последствий. Это содержит в себе программы по утилизации отходов, использование экологически чистых материалов и технологий.

Обеспечение комплексной безопасности персонала при выполнении производственных задач является системной задачей компании, требующей интеграции всех вышеперечисленных элементов и постоянного контроля их эффективности. В целях успешной реализации этого процесса автором предлагается алгоритм «Комплексной безопасности персонала в процессе деятельности» (табл. 2).

Таблица 2. Алгоритм «Комплексная безопасность персонала в процессе деятельности»

Этапы алгоритма
Детализация этапов алгоритма
1. Охрана труда и техника безопасности
Регулярные инструктажи и обучение (повторные, внеплановые)
Обеспечение сотрудников средствами индивидуальной и коллективной защиты
Проведение оценки профессиональных рисков и разработка мер по их снижению
Создание и поддержание безопасных условий труда
Профилактика профессиональных заболеваний
2. Физическая безопасность на рабочем месте
Контроль доступа, видеонаблюдение (с соблюдением законодательства)
Противопожарная безопасность
Меры по предотвращению краж и вандализма
План действий в чрезвычайных ситуациях (эвакуация, первая помощь)
3. Информационная безопасность и защита данных
Политика конфиденциальности и защиты персональных данных сотрудников
Обучение сотрудников основам кибербезопасности
Контроль доступа к конфиденциальной информации
4. Психологическая безопасность и профилактика конфликтов
Создание благоприятной рабочей атмосферы
Профилактика буллинга, моббинга и дискриминации
Механизмы разрешения конфликтов и обратной связи
Поддержка сотрудников в стрессовых ситуациях
5. Здоровье и благополучие сотрудников
Программы корпоративного здоровья
Поддержка здорового образа жизни
Профилактика выгорания
Источник: разработано автором.

Предлагаемый алгоритм, охватывающий пять ключевых этапов, призван систематизировать и укрепить существующие практики, выявить и устранить потенциальные уязвимости.

1. Этап. Охрана труда и техника безопасности являются основой любой организации. Регулярное обучение, как плановое, так и внеплановое, обеспечивает осведомлённость каждого сотрудника о потенциальных рисках и способах их минимизации. Систематическая оценка профессиональных рисков, разработка мер по их снижению и создание безопасных условий труда, включая профилактику профессиональных заболеваний, способствуют развитию культуры безопасности.

2. Этап. Физическая безопасность на рабочем месте – залог уверенного будущего компании. Современные системы контроля доступа и видеонаблюдения, строго соответствующие законодательству, эффективно защищают от несанкционированного проникновения и краж. Не менее важна и пожарная безопасность с четкими планами действий в чрезвычайных ситуациях. Это позволяет оперативно и скоординированно реагировать на непредвиденные обстоятельства.

3. Этап. Информационная безопасность имеют первостепенное значение на всех уровнях организации. Обучение сотрудников кибербезопасности помогает предотвратить утечки информации и защитить компанию от киберугроз. Строгий контроль доступа к конфиденциальной информации минимизирует риск её неправомерного использования.

4. Этап. Психологическая безопасность и предотвращение конфликтов – ключевые элементы здоровой рабочей среды. Создание атмосферы, в которой каждый сотрудник чувствует себя ценным и уважаемым, непосредственно влияет на мотивацию и продуктивность. Активная борьба с травлей, моббингом и дискриминацией, эффективные механизмы разрешения конфликтов и обратной связи обеспечивают оперативное реагирование на возникающие проблемы.

5. Этап. Здоровье и благополучие сотрудников – это стратегическая инвестиция, приносящая долгосрочные выгоды в виде повышения производительности и лояльности. Эффективные корпоративные программы оздоровления, ориентированные на профилактику выгорания и формирование здоровых привычек, способствуют поддержанию высокого уровня вовлеченности в коллективе.

Внедрение данного алгоритма позволит компаниям соответствовать современным стандартам корпоративной ответственности и создать устойчивую, безопасную и мотивирующую рабочую среду, что в конечном итоге приведет к повышению общей эффективности и конкурентоспособности бизнеса.

Безопасность персонала на этапе увольнения

Увольнение сотрудника – это всегда сложный процесс, затрагивающий как самого увольняющегося, так и компанию. От того, насколько грамотно и профессионально будет реализован этот процесс, зависит репутация и безопасность работодателя, а также эффективность будущих бизнес-процессов. Именно поэтому разработка и внедрение четкого алгоритма действий при увольнении становится критически важной задачей для любой организации. На данном этапе кадровая безопасность призвана минимизировать потенциальные риски и негативные последствия, обеспечивая при этом корректное и безопасное прекращение трудовых отношений [17].

Ключевыми элементами концепции безопасного увольнения являются [4; 8]:

– прозрачность процесса: соблюдение всех правовых норм и процедур, четкое объяснение причин увольнения и соблюдение сроков уведомления;

– дифференцированный подход: учет индивидуальных обстоятельств каждого сотрудника;

– конфиденциальность: обеспечение конфиденциальности информации об увольнении и предотвращение распространения слухов и интриг;

– контроль доступа: своевременное прекращение доступа к информационным системам, физическим помещениям и другим ресурсам компании;

– возврат имущества компании: обеспечение возврата всех активов, принадлежащих компании (ноутбуки, телефоны, ключи, документы и т. д.);

– выходное интервью: проведение интервью при увольнении для получения обратной связи от увольняющегося сотрудника, выявления проблемных областей и оптимизации процессов;

– оценка рисков: проведение оценки рисков, связанных с увольнением конкретного сотрудника, и принятие мер по их минимизации;

– обучение персонала: обучение руководителей и сотрудников отдела кадров правилам и процедурам увольнения, в том числе методам управления конфликтами;

– психологическая поддержка: оказание психологической поддержки увольняющимся сотрудникам, особенно в сложных ситуациях [2].

Реализация концепции безопасности при увольнении требует системного подхода и участия различных подразделений компании, включая отдел кадров, службу безопасности, юридический и финансовый отделы, а также руководство. В целях результативности процесса автор предлагает алгоритм «Комплексной безопасности персонала на этапе увольнения» (табл. 3).

Таблица 3. Алгоритм «Комплексная безопасность персонала на этапе увольнения»

Этапы алгоритма
Детализация этапов алгоритма
1. Процедура увольнения
Соблюдение законодательства при увольнении (оформление документов, выплата компенсаций)
Проведение выходного интервью: сбор обратной связи для улучшения процессов, в том числе в сфере безопасности
Информирование сотрудника о его правах и обязанностях после увольнения
2. Передача дел и конфиденциальной информации
Четкий регламент передачи доступа к системам
Обеспечение сохранности коммерческой тайны и персональных данных
Отзыв всех доступов (физических и цифровых) к ресурсам компании
3. Безопасность после увольнения
Меры по предотвращению утечки информации после ухода сотрудника
Юридические последствия нарушения конфиденциальности
Поддержание позитивных отношений с бывшими сотрудниками (если это целесообразно для компании)
Источник: разработано автором.

Предложенный алгоритм демонстрирует, что обеспечение безопасности сотрудников при увольнении – это не просто формальность, а системный процесс, требующий внимания к юридическим, техническим и межличностным аспектам. Его успешная реализация позволит избежать потенциальных проблем и потерь, сохранить репутацию компании и использовать опыт увольняющихся сотрудников для дальнейшего развития.

Заключение

Проведенное исследование наглядно показало, что комплексный подход к безопасности персонала является главным элементом функционирования любой организации. От момента, когда кандидат впервые переступает порог компании, и до момента его ухода, каждый этап требует тщательной организации безопасности. Это касается не только физической защиты, но и психологического комфорта, обеспечение персональных данных, предотвращения мошенничества и соблюдение законности трудовых отношений.

Подводя итог, отметим следующее:

1. Безопасность персонала – это инвестиция, а не затраты. Компании, уделяющие должное внимание безопасности сотрудников, снижают риск финансовых потерь от несчастных случаев, краж, утечек конфиденциальной информации и судебных исков, одновременно формируя положительный имидж работодателя, который помогает привлекать и удерживать талантливых специалистов.

2. Комплексность – залог эффективности. Разрозненные меры безопасности, сосредоточенные лишь на отдельных аспектах, недостаточны для обеспечения необходимого уровня защиты. Комплексный подход, охватывающий все этапы управления персоналом, напротив, позволяет создать надежную систему, оптимизирующую риски.

3. От найма до увольнения – непрерывный процесс. Безопасность начинается с тщательного отбора кандидатов, продолжается на этапах адаптации и обучения, поддерживается на протяжении всего трудового стажа и завершается надлежащим и безопасным увольнением. Каждый этап сопряжен с определенными рисками и требует соответствующих мер.

4. Человеческий фактор – ключевой элемент. Технологии и процедуры важны, но осведомлённость, ответственность и обучение каждого сотрудника – основа системы безопасности. Формирование культуры безопасности в коллективе – главный приоритет.

Для компаний, внедряющих или совершенствующих системы безопасности персонала, предлагаются следующие рекомендации:

– проводить комплексный аудит текущей системы кадровой безопасности;

– разрабатывать и внедрять четкие политики и процедуры;

– инвестировать в обучение и повышение осведомленности персонала;

– использовать современные технологии;

– создавать эффективные каналы коммуникации;

– уделять внимание процессу увольнения;

– регулярно пересматривать и обновлять систему кадровой безопасности.


Источники:

1. Архипова Т.А. Нематериальная мотивация, как основа адаптации и удержания сотрудников в организации // Вестник Академии управления и производства. – 2024. – № 4-1. – c. 584-589.
2. Бидар З.А. Управление компенсациями в сфере управления персоналом // Гуманитарный научный журнал. – 2024. – № 2-2. – c. 54-61.
3. Верещагина Л.С., Рашидов Д.Ф., Сергеева Е.Г. Использование эффективных методов управления межличностными отношениями в системе управления персоналом // Экономика и устойчивое развитие региона в контексте цифровой трансформации: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов. Иваново, 2025. – c. 135-138.
4. Гаркуша И.В. Проблемные вопросы осуществления процедуры увольнения работника // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2022. – № 1(35). – c. 54-58.
5. Гасанов Д.Г. Стратегическое управление персоналом: от теории к реализации // Экономическая безопасность. – 2025. – № 6. – c. 1599-1618. – doi: 10.18334/ecsec.8.6.123551.
6. Гурова Е.В. Обучение сотрудников: современный взгляд на проблемы освоения новых навыков и компетенций // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2024. – № 1. – c. 33-38. – doi: 10.12737/2305-7807-2024-13-1-33-38.
7. Захаров Д.К., Каштанова Е.В. Современные практики деловой оценки персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2025. – № 3. – c. 37-42. – doi: 10.12737/2305-7807-2025-14-3-37-42.
8. Игнатова Ю.А. Увольнение и прекращение трудового договора: процедура, основания и последствия // Проблемы государства и права в исследованиях студентов: Сборник материалов XXI Межвузовской научно-практической конференции. Тюмень, 2024. – c. 46-49.
9. Илюхина Л.А., Богатырева И.В., Клименко М.К., Костикова Е.В. Использование прикладных инструментов стратегического управления как основа проведения аудита системы управления // Креативная экономика. – 2023. – № 11. – c. 4113-4130. – doi: 10.18334/ce.17.11.119600.
10. Каштанова Е.В., Лобачева А.С., Ашурбеков Р.А. Поддержка и вовлечение: ценностная адаптация персонала в современной организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2024. – № 6. – c. 39-44. – doi: 10.12737/2305-7807-2024-13-6-39-44.
11. Лев М.Ю. Оценка тенденций мониторинга состояния национальной, социально-экономической безопасности в контексте стратегического планирования // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 27-48. – doi: 10.18334/ecsec.7.1.120347.
12. Лещенко Ю.Г. Перспективы развития и безопасности квантовых технологий // Grand Altai Research & Education. – 2025. – № 1(24). – c. 76-88.
13. Махмудова И.Н., Васюхин А.С. Ключевая роль системы кадровой безопасности в обеспечении корпоративной безопасности // Инновационные стратегии управления человеческими ресурсами: Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2023. – c. 152-160.
14. Миронова Е.Р., Гончарова О.А., Дериглазов Е. Профиль компетенций как инструмент оценки персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2025. – № 3. – c. 86-92. – doi: 10.12737/2305-7807-2025-14-3-86-92.
15. Митрофанова А.Е. Управление персоналом организации на основе концепции жизненного цикла сотрудника // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2025. – № 3. – c. 55-63. – doi: 10.12737/2305-7807-2025-14-3-55-63.
16. Нагибина Н.И., Брагина Д.С. Повышаем эффективность управления персоналом: карьерное развитие как фактор удержания сотрудников в компании – современные инструменты управления карьерой // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2025. – № 1. – c. 66-73. – doi: 10.12737/2305-7807-2025-14-1-66-73.
17. Симонин П.В., Андарова Р.К., Мукашев Т.А. Кадровые стратегии, кадровая безопасность и корпоративная культура в системе трудовых отношений: теория, методология и практика. / Монография. - Москва: ООО «Русайнс», 2025. – 118 c.
18. Скрипниченко Л.С., Передерий В.А. Методы профилактики межличностных конфликтов в организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2024. – № 2. – c. 43-47. – doi: 10.12737/2305-7807-2024-13-2-43-47.
19. Фатеева В.А. Определение обязанностей работодателей по охране труда // Актуальные аспекты развития науки и общества в эпоху цифровой трансформации (шифр-МКАА): Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. Москва, 2024. – c. 330-333.
20. Федорова А.Э., Морохов Н.Д. Субъективное благополучие на рабочем месте: подходы к мониторингу самочувствия персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2024. – № 3. – c. 81-86. – doi: 10.12737/2305-7807-2024-13-3-81-86.
21. Шевченко О.А., Морозов П.Е., Черных Н.В., Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А., Сулейманова Ф.О., Лютов Н.Л. Правовое регулирование управления персоналом. / Учебно-практическое пособие для магистров. - Москва: ООО «Проспект», 2023. – 208 c.

Страница обновлена: 28.11.2025 в 23:26:05

 

 

Comprehensive personnel security: from hiring to firing

Gasanov D.

Journal paper

Economic security
Volume 8, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the theoretical content of the concept of integrated personnel security, covering the stages of recruitment and adaptation, direct activity and dismissal. Based on the results of the study of the conceptual aspects, the article develops the following algorithms: "Integrated staff safety in the recruitment and adaptation process", "Integrated staff safety in the process of activity", and "Integrated staff safety at the stage of dismissal." The formulated conclusions and recommendations are intended for HR managers and heads of organizations focused on creating a safe and productive work environment.

Keywords: personnel management, comprehensive personnel security, corporate culture, algorithm, hiring and adaptation, employee dismissal process

JEL-classification: M10, M12, M14

References:

Arkhipova T.A. (2024). INTANGIBLE MOTIVATION AS THE BASIS FOR ADAPTATION AND RETENTION OF EMPLOYEES IN THE ORGANIZATION. Vestnik Akademii upravleniya i proizvodstva. (4-1). 584-589.

Bidar Z.A. (2024). COMPENSATION MANAGEMENT IN THE SPHERE OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT. Gumanitarnyy nauchnyy zhurnal. (2-2). 54-61.

Fateeva V.A. (2024). DEFINITION OF EMPLOYERS' RESPONSIBILITIES FOR LABOR PROTECTION Current aspects of the development of science and society in the era of digital transformation. 330-333.

Fedorova A.E., Morokhov N.D. (2024). SUBJECTIVE WELL-BEING AT WORK: APPROACHES TO MONITORING STAFF SELF-FEELING. Upravlenie personalom i intellektualnymi resursami v Rossii. 13 (3). 81-86. doi: 10.12737/2305-7807-2024-13-3-81-86.

Garkusha I.V. (2022). Problematic issues of the employee dismissal procedure. Bulletin of Taganrog Institute of Management and Economics. (1(35)). 54-58.

Gasanov D.G. (2025). Strategic human resource management: from theory to implementation. Economic security. 8 (6). 1599-1618. doi: 10.18334/ecsec.8.6.123551.

Gurova E.V. (2024). EMPLOYEE TRAINING: A MODERN VIEW OF THE PROBLEMS OF MASTERING NEW SKILLS AND COMPETENCIES. Upravlenie personalom i intellektualnymi resursami v Rossii. 13 (1). 33-38. doi: 10.12737/2305-7807-2024-13-1-33-38.

Ignatova Yu.A. (2024). Dismissal and termination of an employment contract: procedure, grounds and consequences Problems of the State and law in students' research. 46-49.

Ilyukhina L.A., Bogatyreva I.V., Klimenko M.K., Kostikova E.V. (2023). Applied strategic management tools as a basis for conducting an audit of the management system. Creative Economy. 17 (11). 4113-4130. doi: 10.18334/ce.17.11.119600.

Kashtanova E.V., Lobacheva A.S., Ashurbekov R.A. (2024). SUPPORT AND ENGAGEMENT: VALUE ADAPTATION OF PERSONNEL IN A MODERN ORGANIZATION. Upravlenie personalom i intellektualnymi resursami v Rossii. 13 (6). 39-44. doi: 10.12737/2305-7807-2024-13-6-39-44.

Leschenko Yu.G. (2025). Prospects for development and security of quantum technologies. Grand Altai Research & Education. (1(24)). 76-88.

Lev M.Yu. (2024). Assessment of trends in monitoring national socio-economic security in the context of strategic planning. Economic security. 7 (1). 27-48. doi: 10.18334/ecsec.7.1.120347.

Makhmudova I.N., Vasyukhin A.S. (2023). THE KEY ROLE OF THE PERSONNEL SECURITY SYSTEM IN ENSURING CORPORATE SECURITY Innovative human resource management strategies. 152-160.

Mironova E.R., Goncharova O.A., Deriglazov E. (2025). COMPETENCE PROFILE AS A STAFF ASSESSMENT TOOL. Upravlenie personalom i intellektualnymi resursami v Rossii. 14 (3). 86-92. doi: 10.12737/2305-7807-2025-14-3-86-92.

Mitrofanova A.E. (2025). PERSONNEL MANAGEMENT BASED ON THE CONCEPT OF THE EMPLOYEE LIFE CYCLE. Upravlenie personalom i intellektualnymi resursami v Rossii. 14 (3). 55-63. doi: 10.12737/2305-7807-2025-14-3-55-63.

Nagibina N.I., Bragina D.S. (2025). WE INCREASE THE EFFICIENCY OF PERSONNEL MANAGEMENT: CAREER DEVELOPMENT AS A FACTOR IN EMPLOYEE RETENTION IN THE COMPANY - MODERN CAREER MANAGEMENT TOOLS. Upravlenie personalom i intellektualnymi resursami v Rossii. 14 (1). 66-73. doi: 10.12737/2305-7807-2025-14-1-66-73.

Shevchenko O.A., Morozov P.E., Chernyh N.V., Rogaleva I.Yu., Rogaleva G.A., Suleymanova F.O., Lyutov N.L. (2023). Legal regulation of personnel management Moscow: OOO «Prospekt».

Simonin P.V., Andarova R.K., Mukashev T.A. (2025). HR strategies, personnel security, and corporate culture in the labor relations system: theory, methodology, and practice Moscow: OOO «Rusayns».

Skripnichenko L.S., Perederiy V.A. (2024). METHODS FOR PREVENTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS IN THE ORGANIZATION. Upravlenie personalom i intellektualnymi resursami v Rossii. 13 (2). 43-47. doi: 10.12737/2305-7807-2024-13-2-43-47.

Vereschagina L.S., Rashidov D.F., Sergeeva E.G. (2025). USING EFFECTIVE METHODS OF MANAGING INTERPERSONAL RELATIONS IN THE HUMAN RESOURCES MANAGEMENT SYSTEM The economy and sustainable development of the region in the context of digital transformation. 135-138.

Zakharov D.K., Kashtanova E.V. (2025). MODERN PRACTICES ASSESSMENT OF STAFF. Upravlenie personalom i intellektualnymi resursami v Rossii. 14 (3). 37-42. doi: 10.12737/2305-7807-2025-14-3-37-42.