Институционализация профсоюзного движения и социального партнерства в современных условиях

Екатериновская М.А.
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Вопросы ограничения власти капитала на трудовые отношения существенно актуализируются в контексте условий глобализации, сопровождающейся ростом влияния ТНК на сферы потребления, обмена и распределения в экономике. Следует отдельно отметить, что ТНК сегодня препятствуют соблюдению прав трудящихся и росту социального партнерства. Мы считаем, что несмотря на общемировой затухающий тренд развития профсоюзов и социального партнерства, сегодня как никогда необходимо возродить их деятельность, опираясь на новые реалии. Спектр функций профсоюзной деятельности должен стать более широким и адаптированным к цифровым вызовам, расширяя спектр государственного регулирования. Автором обоснована необходимость активизация института профсоюзного движения и социального партнерства в условиях высокой межрегиональной дифференциации доходов. В исследовании автор решает проблему актуализации института профсоюзного движения и социального партнерства в условиях посткапиталистической экономики. Научная новизна исследования заключается в адаптации института профсоюзного движения и социального партнёрства к условиям цифровизации и встраивании его в эко-функцию государства для гармонизации труда, капитала и власти. Среди научных результатов автора следует выделить также авторский подход в определении новых форм участия профсоюзов и социального партнерства в регулировании платформенной занятости, когда существенно возрастает роль институционализации защиты экономических интересов субъектов экономической деятельности. Результаты исследования могут представлять интерес для представителей науки, специализирующихся в сфере экономики труда, а также для органов исполнительной власти федерального и регионального уровней при формировании государственной социальной политики

Ключевые слова: институт, труд, профсоюз, социальное партнерство, государственное регулирование

JEL-классификация: E24, J01, J08, J51, J81



Введение

Проблемы снижения межрегионального неравенства и оттока населения с северных и сельских территорий, концентрации населения в центральной части России и сужения пространства должны не только рассматриваться на государственном уровне в рамках проводимой государственной региональной политик, но и в рамках социальной политики с опорой на институт профсоюзов и социального партнерства. [1, с. 67]

В новых условиях необходимо разработать новые формы поддержки со стороны общественных организаций активного работающего населения в условиях современной цифровой экономики, ориентируясь на необходимость своевременности и полноты достижения национальных целей развития. [2, с. 102]

Это обуславливает постановку задачи формализации новых функций, которые призваны отражать трансформацию государственного управления при переходе от капиталистической модели экономики к новой формационной модели.

Мы считаем, что сегодня институт профсоюза должен обеспечить защиту сферы труда от неограниченных возможностей глобального капитала, предусматривая «донастройку» в части платформенных форм занятости, а также методологически обогатить эко-функцию государства [1] в части сопровождения государственной поддержки трудящихся для повышения устойчивости экономической системы и генерации ею новой ценности. [3, с. 217]

В этой связи вопросы институционализации профсоюзного движения и социального партнёрства в современных условиях выходят сегодня на новый уровень научного переосмысления и практической реализации. Результаты исследования представляют интерес для научных сотрудников, интересующихся вопросами экономики труда. Также исследование может представлять интерес для органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.

Актуальность обусловлена необходимостью поиска подходов к гармонизации трудовых отношений между властью, бизнесом и гражданским обществом в условиях посткапиталистической экономики.

Современные исследователи широко исследуют вопросы регулирования трудовых отношений, региональные особенности дифференциации уровня доходов и занятости, а также вклад экономики труда в достижение национальных целей развития.

Так, Лайпанова З.М., Халкечев Р.Г. в своем исследовании отмечали несопоставимость занятости и доходов между городом и сельскими населенными пунктами. [6, c. 5-19] Вопросам выхода из бедности в депрессивных районах посвящены исследования Овчаровой Л.Н., Прокофьевой Л.М. [7, с. 87-102]

Многие российские исследователи выделяли роль профсоюзного движения и социального партнерства как фактора стабилизации доходов и достижения достойного уровня занятости в российском пространстве. Среди таких ученых следует выделить работы Золотова А.В. [8, c.374], Сошниковой Т.А. [11, c. 346-348], [15, с. 284-290] Осипова Е.М. [17, c. 179-184], Румянцева Н.В., Андреевой С.Н. [13, c. 82-85] и др.

Применительно к современной экономики фокус внимания исследователи концентрировали на вопросах социальных контрактов: Дубенко О.С. [16, c. 197-204], Тюрина И.В., Чернова Л.В. [18, c. 32-47] и др.

Как показал анализ публикаций последних лет, вопросы имплементации института профсоюзного движения и социального партнерства в современную посткапиталистическую экономику недостаточно раскрыты, а вопросы пересмотра форм регулирования труда в условиях цифровизации требуют более глубокого изучения.

Целями исследования являются разработка комплексного подхода к актуализации института профсоюзного движения и социального партнёрства в условиях цифровизации посткапиталистической экономики.

Для достижения поставленных целей в исследовании автор полагает необходимым использование комплексного подхода к активизации института профсоюзного движения и социального партнёрства в рамках расширения состава мер государственного регулирования.

В рамках методологии исследования были использованы методы статистического анализа, сравнения, логического анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Использование количественных методов предпринято для измерения и анализа уровня межрегиональной дифференциации доходов населения, оттока населения в разных регионах, а также в сравнении городов и сельских поселений. Для исследования были использованы статистические данные по 85 регионам.

Применение качественных методов, направленных на изучение и понимание таких социальных явлений как активизация профсоюзного движения и социальных партнерств в новых условиях цифровой экономики, в частности, в работе с платформенной занятостью. Они позволяют глубже понять все сложности и нюансы социального поведения в условиях дистанционной работы между бизнесом и гражданским обществом, выявить резервы для повышения эффективности проводимой государственной социальной политики.

Основная часть

Сегодня во всем мире наметилась тенденция затухания активности деятельности профсоюзного движения, что может привести к усилению неравномерности в распределении доходов от использования труда. [1, с. 65]

В текущих условиях глобальный капитал ТНК и крупных бизнес-структур может диктовать свои правила производственных отношений, которые никем не будет оспариваться, даже если условия катастрофичны для работающих: несоблюдение контрактных условий, рост продолжительности рабочего дня и недели, сокращение реального отпуска (или вообще отказ от него), перманентные требования к повышению квалификации, рост дисциплинарных взысканий и т.д.

Говоря о российских реалиях следует выделить проблему отсутствия рабочих мест и низкую заработную плату, недостаточное предоставление жизненно важных персональных услуг населению не только в районах Сибири и Дальнего Востока, депрессивных регионах (Республика Калмыкия, Республика Тыва и др.), но и в целом в масштабе всех малых городов и сельских поселений. В этой связи нам важно решить вопрос о снижении дифференциации уровня жизни между регионами России, так как национальное пространство существенно сужается к центральной части страны (столичным агломерациям). [4, с. 63]

Возникшая и усугубляющаяся межрегиональная дифференциация стягивает население к центру России, опустошая территорию по периметру. Люди уезжают в поисках возможности лучших заработков и самореализации в профессии, возможности обучать своих детей (в рамках оптимизации системы школьного образования фиксируется резкое сокращение сельских школ) и др.

Переток населения происходит поступательно: из сельских территорий в малые города, а оттуда в крупные города и агломерации. Сегодня столичные агломерации (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область) концентрируют большинство ресурсов, среди которых выделяется трудовой компонент.

Статистика неумолимо фиксирует отток из регионов с высокой долей сельскохозяйственной специализации, что обуславливает риски продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе. Переток сельского населения в города также сопряжен с социальными рисками: люди приезжают, как правило, без профессиональных навыков работы в городской среде.

Как мы видим из Рисунка 1 отмечается существенный отток сельского населения (85% регионов).

Рисунок 1. Индекс роста сельского населения в 2023 к 2022

Источник: по данным Росстата [22], [23]

Как показал проведенный анализ, только 15% регионов с ростом сельского населения, среди которых: Калужская область, Московская область, Калининградская область, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Алтай, Тюменская область. [5, с. 548]

Проблемами, обуславливающими отток населения являются: низкий уровень заработной платы, отсутствие рабочих мест, низкая возможность самореализации, недостаточный уровень жизни населения в части предоставления услуг и др. [6, с. 11], [8, с. 90]

На Рисунках 2 и 3 представлена динамика дифференциации доходов населения и уровня заработной платы за последние годы в разрезе регионов.

Рисунок 2 Динамика дифференциации доходов между субъектами РФ

Источник: по данным Росстата [15, с. 287]

Как мы видим из Рисунков 2 и 3, уровень регионального разрыва в доходах возрастает с 12,5 % в 2018 г. к 14,4% в 2024 г.

Это свидетельствует о возрастании неравенства между регионами в уровне жизни.

Первопричиной такого положения выступает низкий уровень заработной платы (в основном, высокая заработная плата в агломерациях, ЯНАО – у них выше уровень, чем в среднем по Российской Федерации) и нехватка рабочих мест в депрессивных регионах, районах Сибири и Дальнего Востока, в малых городах и сельских поселений.

Рисунок 3. Заработная плата в субъектах РФ

Источник: по данным Росстата [22], [23]

Все эти проблемы прямо или косвенно находятся в зоне компетенций профсоюзного движения. Именно сейчас необходимо поднимать эти вопросы не только на региональном, но и на федеральном уровне, привлекая всех акторов и расширяя их состав для решения острых проблем. [9, с. 381]

Российские профсоюзы должны занять здесь не только регулирующую, но и созидательную роль, реализуя инициативы по созданию дополнительных рабочих мест и консолидации трудящихся для развития производств.

Это позволит снизить разрыв в качестве жизни с акцентом на уровне заработной платы между крупными, средними и малыми городами.

Нужно уже сегодня сократить разрыв по доходам в городах и сельских территориях, между большим и малым городом, агломерации должны перестать быть местом единственного притяжения населения. Для этого необходимо начать с повышения доходов на всей территории России до среднероссийского уровня. [6, с. 12]

В условиях высокой дифференциации доходов, неравномерной занятости по регионам существенно возрастает интерес к занятости в условиях цифровизации, платформ и др. Положительным сопутствующим эффектов платформенной работы в цифровизации занятости может стать снижение дистанции власти и работника, что можно рассматривать как фактор повышения производительности труда.

Вместе с тем, следует выделить новые вызовы и риски в сфере регулирования трудовых отношений в условиях цифровой экономики, среди которых: низкая проработка условий трудовых договоров в части условий работы, дополнительного обучения, социальных гарантий и др. [18, с. 38], [20, c. 151].

Мы полагаем, институт профсоюзов должен существенно активизироваться и стать механизмом взаимодействия «государство-бизнес-гражданское общество». Целесообразность синергии от такого взаимодействия определяется, прежде всего, необходимостью минимизации трансакционных издержек связанных с использованием ресурсов, которыми владеет каждая из сторон.

Цифровизация экономики обусловила необходимость появления новых форм занятости, автоматизации рабочих процессов, индивидуализацию работников и их удаленный формат деятельности. В таких условиях существенно возросла роль институционализации защиты экономических интересов субъектов экономической деятельности, т.к. отношения труда и капитала могут вступать в конфликт в рамках производственных отношений, подразумевающих взаимодействие владельцев различных экономических ресурсов. [20]

Для достижения таких задач мы предлагаем комплексный подход, предусматривающий актуализацию института профсоюзного движения и социального партнёрства в условиях цифровизации посткапиталистической экономики. Предлагаемый подход предусматривает актуализацию самого института в рамках государственного регулирования, включает новые формы института в условиях цифровизации и платформенной занятости и расширяет эко-функцию государства в части гармонизации интересов труда, капитала и власти.

Мы предлагаем рассмотреть новые формы участия профсоюзов и социального партнерства в регулировании платформенной занятости.

1. Участие в обсуждении стандартов с отраслевыми площадками или регуляторами, что позволит платформам активно влиять на формирование стандартов платформенной экономики.

2. Формирование локализованных отдельных профсоюзов, т.к. платформенные формы занятости существенно дифференцированы по узким специализированным платформам;

3. Институционализация условий комфортной рабочей среды и высокого уровня социальной защищённости, что сегодня нередко выпадает из сферы регулирования;

4. Регулирование вопроса о программах дополнительного профессионального обучения и медицинского страхования. В свете появления новых компетенций и технологий меняется структура человеческого капитала и его образовательных компонент, что требует перенастройки самих профсоюзных организаций с целью реагирования на запросы рынка труда и формируемых для их удовлетворения новых профессиональных компетенций.

Следует отметить, что снижение издержек на создание профсоюзных органов может способствовать повышению и доступности получаемых услуг по снятию конфликтных ситуаций с работодателем. В платформенной занятости затраты на организацию процесса взаимодействия и согласование позиций участников существенно ниже прежних форм профсоюзной деятельности. То есть сама институционализация профсоюзного органа в цифровом формате на платформах должна позволить оперативно решать вопросы гармонизации между работодателем и работниками.

Указанный подход позволит повысить популярность у гражданского общества платформенной занятости и расширению предоставляемых услуг в цифровом формате.

Таким образом, очевидно, что в новых условиях роль государства должна адаптироваться к требованиям общества, которое переходит от капиталистической модели экономики к новой формационной модели, ориентированной на гармонизацию между всеми участниками экономической системы: государство- бизнес- гражданское общество, используя потенциал цифровизации. [21, с. 39], [24, с. 424]

Мы считаем, что государство должно обеспечить гармоничное единство государства, бизнеса в рамках реализации своей эко-функции, которая заключается формировании институциональных условий, в которых каждая экономическая система с максимальной отдачей реализует свой потенциал, поддерживая устойчивость и генерацию (развитие) высшего порядка всей экосистемы. [3, с. 217]

На Рисунке 4 представлена графическая интерпретация построения новой модели экономической системы в рамках реализации эко-функции государства.

Рисунок 4. Эко-функция государства

Источник: составлено автором

В такой модели профсоюзное воздействие должно через стимулы поддержки и мотивацию развития реализовывать гармонизацию интересов всех участников экономической системы, осуществляя эффективное сотрудничество между трудом, капиталом и властью. [3, с. 217]

Указанный институт призван через стимулы поддержки и мотивационные механизмы снизить дистанцию власти и повысить доверие к ней. Таким образом, институт должен стать связующим звеном между государством, бизнесом и гражданским обществом.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что в настоящий момент роль указанного института носит «затухающий» характер. При этом в условиях возрастающей дифференциации доходов между регионами, между городом и сельской местностью в России необходим институт, восполняющий пробел в связке между государством, бизнесом и гражданским обществом.

В этой связи сегодня следует выделить важность возрождения института профсоюзов в России.

Мы считаем, что на современном этапе необходима актуализация института профсоюзного движения и социального партнерства, учитывая требования цифровой экономики. Сегодня крайне важно, чтобы функции профсоюзов стали охватывать новые формы занятости, в том числе, в платформенной занятости.

Сегодня профсоюзное движение должно стать консолидирующей основной согласования усилий государства- бизнеса- гражданского общества при решении социально-экономических проблем. Это может быть реализовано на государственном уровне в рамках расширения мер государственного регулирования через реализацию эко-функции государства в части привлечения института профсоюзного движения и социального партнерства для активизации стимулов поддержки и мотивацию развития трудящегося населения. Данные меры позволят усилить устойчивость и генерацию в экономике.

При этом роль и состав функций профсоюзов должны актуализироваться в соответствии с новыми реалиями цифровой экономики. В настоящий момент профсоюзы должны стать акторами проводимой государственной политики в сфере повышения занятости и повышения благосостояния населения, снижая региональное неравенство, но и, главное - стать скрепами между государством, бизнесом и гражданским обществом.

[1] Эко-функция государства призвана формировать институциональные условия, в которых каждая экономическая система с максимальной отдачей реализует свой потенциал, поддерживая устойчивость и генерацию (развитие) высшего порядка всей экосистемы. [3]


Источники:

1. Клинов В. Г. Сдвиги в распределении доходов между трудом и капиталом: факторы, последствия и проблемы регулирования // Вопросы экономики. – 2016. – № 7. – c. 64–77.
2. Широкова Л. Н., Сковпень В. А., Старокожева В. П. Отражение национальных целей развития Российской Федерации в Генеральном и отраслевых соглашениях // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 4. – c. 94-110.
3. Екатериновская М.А. Дискурс власти в пространственном развитии // Креативная экономика. – 2025. – № 2. – c. 203-220. – doi: 10.18334/ce.19.2.122692.
4. Екатериновская М.А. К вопросу развития экономики Сибири и Дальнего Востока // Региональная экономика: теория и практика. – 2025. – № 1. – c. 60-72.
5. Екатериновская М.А. Подходы к управлению пространственным развитием // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 1. – c. 545-558. – doi: 10.18334/epp.15.1.122485.
6. Лайпанова З.М., Халкечев Р.Г. Налогообложение и налоги ЛПХ: отчетность, порядок представления отчетности // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 1. – c. 5–19.
7. Величина прожиточного минимума и численности населения с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума) в целом по России и по субъектам РФ. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 (дата обращения: 17.10.2025).
8. Овчарова Л.Н., Прокофьева Л.М. Система социальной поддержки, направленной на активизацию выхода из бедности, в регионах Российской Федерации // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. – 2014. – № 19. – c. 87–102.
9. Золотов А. В. Развитие профсоюзного движения России. / Монография. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2011. – 374-391 c.
10. Социальное партнерство в России: состояние и проблемы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/away.php?to=httpsFsotsialnoepartnerstvo-v-sovremennoy-rossii-sostoyanie-iproblemy&cc_key (дата обращения: 17.10.2025).
11. Сошникова Т. А. Принципы социального партнерства и их классификация // Образование и право. – 2022. – № 5. – c. 346-348.
12. Осипов Е. М. Новая парадигма развития социального партнерства // Образование и право. – 2021. – № 2. – c. 179–184.
13. Румянцев Н. В., Андреева С. Н. Социальное партнерство: субъекты, принципы, проблематика // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – № 2. – c. 82-85.
14. Социальное партнерство. Электрон. дан. Санкт-Петербург: Лань, 2018. - 89 с. [Электронный ресурс]. URL: https://labor_protection.academic.ru] (дата обращения: 17.10.2025).
15. Сошникова Т. А. Роль социального партнерства в регулировании проблем занятости и трудоустройства // Образование и право. – 2021. – № 8. – c. 284–290.
16. Дубенко О.С. Социальный контракт как новая форма оказания адресной социальной помощи // Труды Института государства и права РАН. – 2016. – № 3. – c. 197-204.
17. Лучшие практики Социального контракта. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/2235 (дата обращения: 17.10.2025).
18. Социальный контракт: история возникновения и развития Тюрина И.В., Чернова Л.В. Социальный контракт: история возникновения и развития // Л. В. Чернова, И. В. Тюрина, 2019. № 1. С. 32–47
19. Платформенная занятость: вызовы и возможные решения. Центр стратегических разработок. Апрель 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www. csr. ru /upload/ block / 6ca / krk89ha0yxx3ystj a243obvc7ly8bntv.pdf (дата обращения: 17.10.2025).
20. Казаков С. О. Регулирование участия работников в управлении организациями на уровне отраслевых соглашений // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – № 5. – c. 149–166.
21. Наумов С.Н., Власов С.В., Екатериновская М.А. Пространственное развитие как приоритет государственной политики России // Научно-аналитический журнал «Наука и практика» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2024. – № 2. – c. 36-42.
22. Официальная статистика 2024. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 17.10.2025).
23. Новости Росстата. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/179769 (дата обращения: 17.02.2025).
24. Фахрутдинова Е. В. Качество жизни населения в системе социально-экономических отношений (институциональный подход). / дис. д-ра экономических наук: 08.00.01 / Фахрутдинова Елена Валерьевна. - Казань, 2010. – 420 - 434 c.

Страница обновлена: 25.11.2025 в 12:03:50

 

 

Institutionalization of the trade union movement and social partnership in modern conditions

Ekaterinovskaya M.A.

Journal paper

Creative Economy
Volume 19, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
The issues of limiting the power of capital on labor relations are becoming significantly relevant amid globalization and the growing influence of multinational companies on consumption, exchange and distribution. Nowadays multinational companies hinder the provision of employees' rights and the growth of social partnership. The author believes that despite the global fading trend in the development of trade unions and social partnership, today more than ever it is necessary to revive their activities based on new realities. The range of functions of trade union activity should become broader and adapted to digital challenges, expanding the range of government regulation. The author substantiates the need to activate the institution of the trade union movement and social partnership in conditions of high interregional income differentiation. In the study, the author solves the problem of actualizing the institution of the trade union movement and social partnership in a post-capitalist economy. The scientific novelty of the research lies in adapting the institution of the trade union movement and social partnership to the conditions of digitalization and integrating it into the eco-function of the state to harmonize labor, capital and power. The article presents the author's approach in defining new forms of trade union participation and social partnership in regulating platform employment, when the role of institutionalization of the protection of economic interests of economic entities is significantly increasing. The results of the study may be of interest to scientists specializing in the field of labor economics, as well as to executive authorities at the federal and regional levels for the development of state social policy.

Keywords: institute, labor, trade union, social partnership, government regulation

JEL-classification: E24, J01, J08, J51, J81

References:

Dubenko O.S. (2016). Social contract as a new form of targeted social assistance. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. (3). 197-204.

Ekaterinovskaya M.A. (2025). Approaches to spatial development management. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (1). 545-558. doi: 10.18334/epp.15.1.122485.

Ekaterinovskaya M.A. (2025). Discourse of power in spatial development. Creative Economy. 19 (2). 203-220. doi: 10.18334/ce.19.2.122692.

Ekaterinovskaya M.A. (2025). ON THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF SIBERIA AND THE RUSSIAN FAR EAST. Regional Economics: Theory and Pactice. 23 (1). 60-72.

Fakhrutdinova E. V. (2010). The quality of life of the population in the system of socio-economic relations (institutional approach)

Kazakov S. O. (2019). SECTORAL AGREEMENT’S REGULATION OF EMPLOYEES’S PARTICIPATION IN ENTERPRISE AFFAIRS. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. (5). 149–166.

Klinov V. G. (2016). TRENDS IN THE DISTRIBUTION OF INCOME BETWEEN LABOR AND CAPITAL: FACTORS, CONSEQUENCES AND PROBLEMS OF ADJUSTMENT. Voprosy Ekonomiki. (7). 64–77.

Laypanova Z.M., Khalkechev R.G. (2024). TAXATION AND TAXES OF PRIVATE HOUSEHOLDS: REPORTING, REPORTING PROCEDURE. Progressivnaya ekonomika. (1). 5–19.

Naumov S.N., Vlasov S.V., Ekaterinovskaya M.A. (2024). SPATIAL DEVELOPMENT AS A PRIORITY OF RUSSIA STATE POLICY. Nauchno-analiticheskiy zhurnal «Nauka i praktika» Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. (2). 36-42.

Osipov E. M. (2021). NEW PARADIGM FOR SOCIAL PARTNERSHIP DEVELOPMENT. Obrazovanie i pravo. (2). 179–184.

Ovcharova L.N., Prokofeva L.M. (2014). The system of social support aimed at boosting the way out of poverty in the regions of the Russian Federation. Sotsialnaya politika: ekspertiza, rekomendatsii, obzory. (19). 87–102.

Rumyantsev N. V., Andreeva S. N. (2021). SOCIAL PARTNERSHIP: SUBJECTS, PRINCIPLES, PROBLEMS. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. (2). 82-85.

Shirokova L. N., Skovpen V. A., Starokozheva V. P. (2020). NATIONAL DEVELOPMENT OBJECTIVES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE GENERAL AND INDUSTRIAL AGREEMENTS. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (4). 94-110.

Soshnikova T. A. (2021). THE ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE REGULATION OF EMPLOYMENT AND EMPLOYMENT PROBLEMS. Obrazovanie i pravo. (8). 284–290.

Soshnikova T. A. (2022). PRINCIPLES OF SOCIAL PARTNERSHIP AND THEIR CLASSIFICATION. Obrazovanie i pravo. (5). 346-348.

Zolotov A. V. (2011). Development of the Russian trade union movement