Трансформация моделей корпоративной социальной ответственности международных ИКТ-компаний в условиях цифровизации и перехода на стандарты ESG
Гусов А.З.
, Сюй Б.![]()
1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва, Россия
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
В статье рассмотрено влияние цифровизации на трансформацию стратегий корпоративной социальной ответственности (КСО) международных компаний в условиях перехода на «зеленые» и социально ориентированные инструменты. Систематизированы преимущества и недостатки цифровизации и внедрения принципов ESG в системы КСО ИКТ-компаний. Показано, что в эпоху климатических перемен внедрение цифровых решений (облачные технологии, искусственный интеллект, большие данные и энергоэффективные платформы корпоративного управления), с одной стороны, оптимизируют подходы к реализации социальных и экологических инициатив международных ИКТ-компаний, однако, с другой стороны, при этом оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду, увеличивая количество потребляемой электроэнергии и выбросов углекислого газа (CO2). Был сделан вывод о том, что цифровизация и корпоративное управление бизнеса крупнейших компаний мира должна быть неразрывно связано с применением энергосберегающих «зеленых» технологий
Ключевые слова: международные ИКТ-компании, транснациональные корпорации, корпоративная социальная ответственность, стандарты ESG, цифровые технологии, защита окружающей среды
JEL-классификация: O31, O32, O33, L51, L52
Введение
В современных условиях цифровизации международного бизнеса корпоративная социальная ответственность (КСО) становится важным элементом стратегий долгосрочного развития транснациональных корпораций (ТНК) и международных компаний, в том числе в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Цифровизация трансформирует сложившиеся модели КСО, позволяя международным компаниям внедрять новые цифровые и ИКТ-инструменты для реализации социальных, экологических и иных инициатив, связанных с управлением и развитием бизнеса.
При осуществлении финансовой и бизнес-деятельности международные ИКТ-компании активно используют новое поколение цифровых решений (технологий, продуктов, услуг), способных трансформировать способы управления потенциальными рыночными, социальными и экологическими рисками при обеспечении устойчивого развития их бизнеса, как на национальных, так и на зарубежных рынках. В эпоху бурного внедрения искусственного интеллекта и больших данных, а также новых стандартов мобильной связи 5G и 6G, ускорение цифровой трансформации бизнеса позволяет международным ИКТ-компаниям получить преимущество перед конкурентами на мировом рынке, а также способствует совершенствованию системы менеджмента и развитию инноваций в области КСО и «зеленых» цифровых технологий, трансформируя их сервисы повышения транспарентность обмена данными и информацией.
Корпоративная социальная ответственность является неотъемлемым элементом стратегического развития крупных корпораций в системе глобализации мирохозяйственных связей и цифровизации. В современных условиях цифровизации международного бизнеса корпоративная социальная ответственность становится особо актуальным и важным элементом стратегий долгосрочного развития транснациональных корпораций и международных компаний.
Цифровизация трансформирует традиционные модели КСО, позволяя внедрять новые цифровые и ИКТ инструменты для реализации имплементируемых социальных инициатив.
При осуществлении финансовой и бизнес-деятельности международные компании активно используют новое поколение цифровых технологий таких, как облачные вычисления, большие данные, интернет вещей, мобильный интернет и искусственный интеллект, чтобы связаться с заинтересованными сторонами - поставщиками, сотрудниками и партнерами - и изменить бизнес-процессы и модели. Кроме того, внедряемые цифровые решения (технологии и продукты) изменяют способы управления социальными и экологическими рисками при обеспечении устойчивого развития их бизнеса. Цифровая трансформация бизнеса позволяет международным компаниям получить преимущество перед конкурентами в эпоху интернета и больших данных, а также способствует инновациям в области КСО через «зеленые» технологии, трансформацию сервисов, повышение прозрачности внешней информации и оптимизацию внутреннего управления.
Теоретические аспекты развития систем КСО в цифровой экономике изучены в работе В.Р. Кулабухова [3] (Kulanbuhov, 2022). В труде И.А. Шичкина [5] были проанализированы основные правовые нормы, стандарты и акты в области КСО в международной и российской практике (Shitchikin,2025). Исследование К.Ю. Белоусовой [2] посвящено систематизации вызовов и рисков устойчивого развития при внедрении системы КСО в российских компаниях (Belousova, 2024).
В исследованиях И.Р. Бадыкова [1], А. Барбейто-Кааманьо, Р. Чалмета [6] отмечалось, что цифровые технологии и искусственный интеллект могут влиять на эффективность КСО. В исследовании Е.Н. Тумилевича [4] был проведен анализ изменения программ КСО в контексте цифровой трансформации компаний, в т.ч. при реализации социальных инициатив компаний, связанных с этим процессом (Tumilevich, 2024).
В работе таких китайских ученых, как Го Хай, Ян Чжунын [9], было рассмотрено воздействие технологий на развитие цифрового бизнеса Китая и предложены пути реализации КСО посредством развития ответственности за открытое сотрудничество и построение устойчивых бизнес-моделей.
Работы Сяо Хунцзюнь [10], Ян Чжэнь, Чэнь Цзинь [11] посвящены изучению модели платформы устойчивого бизнеса при создании системы КСО. Однако, в основном, интересы авторов работ были сосредоточены на теоретических аспектах роли цифровизации в КСО, не имея эмпирических доказательств в поддержку этих утверждений. Системное исследование влияния цифровизации на проблемы разработки и внедрения системы КСО в условиях перехода на принципы Экологического, Социального и Корпоративного Управления (ESG) международных информационно-коммуникационных компаний методология все еще является дискуссионной и изучена не в полной мере.
Данное исследование мотивировано необходимостью совершенствования традиционных систем корпоративного социального управления международных компаний, что становится критически важным для обеспечения их конкурентных преимуществ и устойчивости в эпоху цифровизации.
Целью данного исследования является определение основных тенденций и особенностей цифровой трансформации систем корпоративной социальной ответственности (КСО) международных компаний, направленных на укрепление их конкурентных преимуществ и устойчивого развития в условиях цифровизации.
Научная новизна работы заключается в систематизации цифровых инструментов КСО (ИИ, больших данных, зеленых и социально ориентированных цифровых технологий) и обосновании перехода от традиционных иерархических моделей к сетевым, data-driven решениям, способным генерировать инновации в области экологии и социальной инклюзивности.
Авторская гипотеза состоит в том, что разумная интеграция цифровой платформы КСО, обеспечивающей прозрачность и управление на основе данных, не только значительно повышает социально-экологическую ответственность бизнеса, но и создает ключевое конкурентное преимущество для тех международных компаний, которые способны адаптировать передовой опыт ИКТ-лидеров в других отраслях.
Материалы и методы. Эмпирическую и статистическую базу данной статьи составили документы официальной статистики, аналитические отчеты и бюллетени корпораций Microsoft и Huawei, документы отдельных международных организаций. При составлении данных, согласно руководству Preferred Reporting Items for Systematic reviews and Meta-Analyses (PRISMA) [7], авторы пользовались общенаучными методами, включая сравнительный анализ, синтез и обобщение. В статье также использованы отдельные результаты публикаций зарубежных и отечественных авторов, тематика которых соответствует исследуемой проблеме.
Основная часть. Одним из проявлений современной технологической революции, которую часто называют четвертой промышленной революцией, явилось начало новой эпохи Цифровой экономики, которая привела к преобразованию систем КСО в бизнес-моделях большинства крупных международных компаний. Стало очевидным, что для обеспечения устойчивого развития бизнеса и эффективного применения инструментов КСО недостаточно просто финансовых вложений. Важным аспектом становится обеспечение равного доступа всех участников бизнеса к информации и результатам КСО с учетом требований современных международных стандартов ESG, что не может быть достигнуто без применения цифровых технологий [25].
Акселерация цифровой трансформации в глобальной экономике вынуждает международные компании разрабатывать социальные инициативы, интегрируя цифровые технологии в процессы КСО, тем самым, повышая эффективность управления и способствуя увеличению устойчивости развития бизнеса и достижению синергического эффекта с обществом. В тоже время цифровая трансформация бизнеса требует от международных компаний уделять особое внимание охране окружающей среды и несет определенные вызовы и риски. В таблице 1 представлена систематизация преимуществ и потенциальных вызовов цифровой трансформации системы КСО международных компаний.
Таблица 1
Преимущества и недостатки применения цифровых технологий
для КСО международных ИКТ-компаний в процессе перехода на стандарты ESG
|
Преимущества
|
Недостатки
|
|
- возможность экономии
и увеличения потребительского спроса на социально ответственные товары
|
- излишнее бремя на
финансовые активы компании, поскольку требуются значительные объемы
инвестирования «зеленых» и цифровых технологий
|
|
- снижение текучести
кадров из-за вовлечения в «зеленую» политику компаний и повышение
производительности труда
|
- риски потери
репутации вследствие обвинения в ложном продвижении инициатив КСО, основанных
на принципах ESG (Greenwashing)
|
|
- возможность
привлечения финансирования от социально ориентированных инвесторов,
заинтересованных в развитии ESG
|
- сложность
количественной оценки социальных и экологических благ
|
|
- снижение
социальных и экологических рисков при ведении бизнеса за счет применения
цифровых технологий прогнозирования уровня выбросов и потребления энергии
|
- сложности в
удовлетворении интересов всех участников (стейкхолдеров, инвесторов,
сотрудников, экоактивистов и т.д.) процесса цифровой трансформации КСО
|
В США и Китае расположены одни из самых мощных и инновационных ИКТ-компаний в мире, которые формируют будущее технологий в различных секторах. Эти страны сегодня задают темп для развития глобальных технологических инноваций.
Согласно последним данным рейтингов ESG от MSCI (по состоянию на сентябрь 2025 года), рейтинги ESG MSCI для Microsoft, Apple и Google выглядят следующим образом [19]: Microsoft имеет рейтинг А, Apple и Google - рейтинг ВВВ.
На рисунке 1 показано сравнение объёмов инвестиций в технологические инновации и НИОКР в рамках КСО ведущих китайских компаний в сфере ИКТ.
Рисунок 1. Инвестиции в исследования и разработки для технологических инноваций (в млн юаней) 2024 г.
Источник: составлено авторами.
Как видно из приведенных данных в США лидирующие позиции занимает международная компания Microsoft, а в Китае - Huawei.
Рассмотрим их передовой опыт в области цифровизации реализуемых моделей КСО с учетом стандартов ESG.
Деятельность Microsoft Corp. нацелена на разработку инновационных методов для решения глобальных вызовов устойчивого развития в области экологии с помощью таких цифровых технологий как: облачные вычисления, искусственный интеллект (ИИ), Big Data, а также разработке цифровых решений для географически удаленных мест и уязвимых групп.
В 2024 г. корпорация Microsoft согласно исследованиям Gartner® Magic Quadrant™ признана мировым лидером в категории стратегических услуг для облачных платформ [12]. Облачные технологии (cloud technologies), разработанные корпорацией Microsoft, охватывают свыше 140 стран и обеспечивают: масштабное снижение энергозатрат; инновационную платформу для глобальных экологических инициатив; разработку «зелёных» дата-центров с технологиями декарбонизации [14].
Для развития КСО корпорация Microsoft применяет платформу Microsoft Cloud for Sustainability для корпоративного управления и анализа данных ESG-компаний и облачную платформу с автоматическим генерированием отчётов о выбросах для каждой услуги - Azure (Azure стала первой такой платформой в мире). ИИ платформы Azure прогнозируют спрос на энергию, регулируя рабочие нагрузки в соответствии с доступностью возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Данные платформы позволяют повысить транспарентность процесса как внутреннего контроля, так и внешнего аудита компании за счет возможности интегрированного «трекера углеродного следа» для анализа ESG-данных [13].
Однако, для работы платформы Azure требуется энергия свыше 160 ЦОД, включающих 4 млн серверов, которые расположены в 60 регионах мира. Это приводит к большим затратам электроэнергии. Microsoft активно стремится: сократить потребление энергии; созданию более экологически чистого будущего с помощью передовых решений облачной платформы «Azure»; ускорить переход к углеродно-нейтральным энергосетям и энергосберегающим источникам. В этой связи, компания Microsoft стала одним из крупнейших покупателей экологически чистой электроэнергии в США.
На рисунке 2 представлен коэффициент использования возобновляемых (регенеративной) источников энергии (ВИЭ) [1] корпорации Microsoft.
Прим. авт.: данные за 2021-2022 гг. Microsoft отсутствуют в открытом доступе.
Рисунок 2. Динамика коэффициента ВИЭ Microsoft за 2020-2024 гг. и целевое значение в 2025 г.
Источник: составлено авторами по [24].
Как видно из представленных данных, доля применения ВИЭ за анализируемый период ежегодно росла. При этом наибольший темп прироста их использования в 2024 г. составил 22%, в таргетное значение на 2025 г. - 100%. В 2025 г. корпорация Microsoft приобрела ВИЭ объемом 18,2 ГВт, что составило 100% потребления всех ее дата-центров по всему миру. Дополнительно, в 2024 г. Microsoft внедрила новаторскую систему контроля температуры, которая снизила расход воды на охлаждение на 95%, что привело к экономии 5,7 млрд литров воды в год, а также к снижению энергопотребления [20]. Положительных результатов компания достигла в области сокращения выбросов категорий 1 и 2, которые в 2023 г. сократились на 6,3% по сравнению с 2020 г. [24]. Microsoft также использует усовершенствованную систему жидкостного охлаждения, которая сокращает потери энергии, а подводные центры обработки данных (проект Natick) используют естественное охлаждение для повышения эффективности.
Microsoft использует цифровые технологии ИИ и Big Data для прогнозирования и аналитики возникающих рисков энергоэффективности. Например, применяемые корпорацией алгоритмы машинного обучения снижают риски перебоев электроэнергии и оптимизируют использование ВИЭ. Это позволило корпорации задать траекторию лидерства в области успешного перехода на ESG-принципы устойчивого развития бизнеса.
Многочисленные инструменты для обеспечения совместной работы, предоставляемые цифровыми технологиями Microsoft в рамках платформы «MS Teams», позволяют эффективно обеспечить совместную удалённую работу с файлами и сотрудниками в режиме реального времени. Это позволяет устранять временные и географические ограничения и увеличивает производительность труда сотрудников.
Динамика роста количества активных пользователей MS Teams в мире представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика роста количества пользователей платформы MS Teams в мире за 2020-2024 гг. [22].
Как видно из данных столбчатой диаграммы, за анализируемый период количество пользователей платформы MS Teams увеличилось почти на 300 млн чел. Это свидетельствует о ее существенной популярности и высокой лояльности ее пользователей из разных стран.
Деятельность Microsoft Corp. в повышении эффективности КСО также сосредоточена на устранении цифрового разрыва в своей бизнес деятельности. Корпорация создает и предлагает цифровые решения для географически удаленных мест и уязвимых групп [20]:
- школы с ограниченными ресурсами для обеспечения удаленного доступа к учебным материалам с помощью образовательных платформ Azure;
- технологии для людей с ограниченными возможностями. Microsoft преобразовала текстовые книги в аудиобиблиотеку для слабовидящих совместно с благотворительной организацией «Хунданьдань», охвативший 105 специализированных школ для людей с ослабленным зрением.
В 2025 г. Microsoft было представлены впервые появившихся в ИКТ-отрасли прорывных технологий, установивших абсолютно новые стандарты КСО в двух ключевых областях социальной ответственности:
- цифровой инклюзивности [2];
- забота об уровне психологического состояния работников.
Для повышения уровня цифровой инклюзивности в MS Teams была внедрена новая функциональная возможность - функция перевода на язык жестов в режиме реального времени, на основе применения датчиков Kinect и когнитивных служб Azure [3], обеспечивает преобразование английского языка в американский язык жестов (ASL) с точностью 94%. Этот функционал уже помог 230 тыс. слабослышащих пользователей MS Teams по всему миру и дала им возможность участвовать в удаленных встречах и видеоконференциях [23].
Кроме того, благодаря внедрению функции мониторинга психологического здоровья на платформе Microsoft Viva в MS Teams, корпорацией Microsoft впервые был достигнут прорыв в области идентификации стресса у сотрудников на основе анализа аудио встреч и текстов деловой переписки. Эта функция не только помогает заблаговременно выявлять риски дауншифтинга (профессионального выгорания) сотрудников, но и совершенствует модель КСО в части проявлении заботы об их физическом и психологическом здоровье с помощью ненавязчивых технологических методов [21].
КСО Microsoft сфокусирована на достижении целей в области охраны окружающей среды:
- достижение полной углеродной нейтральности к 2030 г.;
- полное удаление исторического углеродного следа, включая области (Scope) 1 и 2 [4] к 2025 г.
- достижение позитивного водного баланса к 2030 г.;
- достижение нулевого уровня отходов, включая отказ от одноразового пластика в продукции и активах, а также создание центров циркулярной экономики в дата-центрах для повышения уровня повторного использования серверов и компонентов к 2030 г.
Китайская международная корпорация в области ИКТ-инфраструктуры и интеллектуальных устройств Huawei Technologies Co., Ltd. успешно реализует модель КСО в сфере образования, экологии, социальных услуг и управления, используя свои продвинутые (advanced) технологические навыки и инновационный потенциал.
Корпорацией Huawei создана облачная платформа Huawei Cloud Platform, которая помогает управлять бизнесом. Ее центр управления данными DataArts Studio обеспечивает эффективность системы менеджмента на всех этапах жизненного цикла данных, включая информационную архитектуру и качество обработки метаданных. DataArts Studio использует ресурсы платформы Huawei Cloud для:
- обеспечения максимального охвата всех процессов управления метаданными, контроля их качества и уровня безопасности;
- поддержки основных систем обработки данных, помогая завершить трансформацию активации данных.
- обеспечения интеллектуальной эксплуатации и обслуживания сети и масштабируемости технической архитектуры.
Применение данной платформы и центра обработки метаданных позволило снизить затраты на обработку данных корпорации более чем на 30% по сравнению с традиционными методами и обеспечить высокие стандарты безопасности [26].
Совместная программа цифрового инклюзивного образования Huawei TECH4ALL корпорации Huawei и ЮНЕСКО предлагает следующие образовательные инициативы: Открытая школа, Кампус ЮНЕСКО, STEM-образование и другие проекты в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM) в Европе. Программой Huawei TECH4ALL уже охвачено 630 школ по всему миру, а свыше 400 тыс. учителей, молодых и пожилых людей.
Программа DigiTruck, для обучения цифровым навыкам в городах Франции. DigiTruck - это мобильный класс, оборудованный компьютерами, планшетами, смартфонами и подключением к интернету, который может вместить 20 учеников, полностью функционирующий за счет солнечной энергии. Например, по данной программе во Франции уже было обучено свыше 6 300 человек более, чем в 30 городах Франции.
В 2020 г. Huawei впервые представила инновационное цифровое решение RuralStar Pro, нацеленное на обеспечение широкополосной и голосовой связи в малонаселенных удаленных сельских районах для получения удаленного доступа к ИКТ-технологиям и приложениям. В 2023 г. данное цифровое решение использовалась 90 млн пользователями в удаленных районах в 80 странах мира (рис. 4).
Рисунок 4. Динамика количества пользователей RuralStar корпорации Huawei за 2020-2023 гг.
Источник: составлено авторами по [16].
Huawei является единственной в мире ИКТ-компания, которая на протяжении последних 5 лет подряд удерживала позиции по уровню лидерства (A/A-) в рейтинге изменения климата Carbon Disclosure Project (CDP) [15]. Согласно оценкам CDP в 2024 г. Huawei получила высшие баллы по 3-м ключевым показателям: управление выбросами CO2 в цепочке поставок; использование ВИЭ и установление научно обоснованных целевых показателей для мониторинга выбросов.
Huawei стала единственной международной ИКТ-компанией в мире, которая была одновременно удостоена звания «Лидер по вовлечению поставщиков» и лидер списка компаний «категории А» [5] [8].
В 2020 г. Huawei выступила ведущим разработчиком нового стандарта Международный союз по электросвязи (МСЭ) «Оценка энергоэффективности сетей 5G», основанного на принципе «0 бит — 0 ватт». Внедрение данного стандарта сделало корпорацию Huawei мировым эталоном энергосбережения телекоммуникационного оборудования.
Компания также внедрила в практику функцию «Переход в спящий режим и пробуждение за миллисекунды» как один из ключевых показателей стандарта 3GPP R18. В настоящее время базовые станции Huawei способны достигать максимальной глубины сна на 99% при потребляемой мощности меньше 5 Вт с временем пробуждения меньше 1 сек., что позволяет экономить до 40% энергии по сравнению с традиционными решениями [17]. Данная новая технология уже применяется на 120 млн базовых станциях компании в более, чем 80 странах мира, тем самым обеспечивает экономию свыше 81,8 млрд кВт·ч в год электроэнергии. Таким образом, сегодня Huawei стала единственным в мире производителем, чья полная линейка продуктов для базовых станций поддерживает эту технологию.
Согласно исследованиям 5-я Исследовательская комиссия МСЭ-Т (SG5) предложенные Huawei показатели удельные углеродные выбросы сети (NCIe) и коэффициент энергоэффективности сети (NEE) были включены в глобальные стандарты энергопотребления сетей [18].
В 2025 г. совместно с аналитическим подразделением GSMA корпорация Huawei опубликовали аналитическое исследование «Модель оценки зеленых показателей сетей GNI», которое впервые объединило энергоэффективность сети, долю использования зеленой энергии и углеродный след в единой оценочной системе. Данная модель уже принята в практику свыше 20 глобальными операторами мобильной связи (например, China Mobile и Turkcell), что позволило повысить среднегодовую энергоэффективность их сетей на 23%.
Huawei уделяет достаточно внимания сокращению выбросов CO2 (рис. 5), направленную на «последовательное продвижение энергосбережения и сокращения выбросов, расширение использования возобновляемых источников энергии, стимулирование циркулярной экономики и охрану природы с помощью технологий».
Рисунок 5. Совокупное сокращение объем выбросов CO2 корпорации Huawei за 2021-2024 гг. [26].
Как показано на рисунке, объем сокращения выбросов углерода Huawei резко вырос с 230 миллионов тонн в 2021 году до 669 миллионов тонн в 2024 году.
Кроме того, Huawei развивает цифровые технологии в области поддержки экологии окружающей среды, которые включают следующие 3 основных направления [24]:
1. Создание экологически устойчивой ИКТ-инфраструктуры.
Благодаря таким инновационным телекоммуникационным решениям, как телекоммуникационный компонент, объединяющий антенну и радиоблок в одном корпусе Active Antenna Unit (AAU) и приемопередатчик Remote Radio Unit (RRU), подключающий беспроводные устройства к беспроводной сети используется Huawei для реализации модели «5G без роста энергозатрат». Кроме того, для создания энергоэффективных сетей 5G компания Huawei представила свое инновационное цифровое решение по энергосбережению PowerStar, которое представляет собой модель обслуживания вызовов на основе искусственного интеллекта и анализ Big Data сети для реализации стратегии энергосбережения «Одна станция — Одна стратегия». Внедрение этих телекоммуникационных и цифровых решений позволили обеспечить десятипроцентную экономию энергии в беспроводной сети.
2. Ускорение применения ВИЭ и цифровизации традиционной энергетики.
Реализуемая корпорацией Huawei стратегия «Управление ваттами с помощью битов» позволяет создавать продукты и решения для «чистой генерации» [6]; цифровизации энергетики; электрификации транспорта; создании «зелёной» ИКТ инфраструктуры и интеллектуальных гибридных энергосистем; расширения применения встроенных источники питания; технологий интеллектуального распределения энергии и систем накопления энергии (СНЭ).
Корпорация Huawei использует собственную облачную платформу управления энергией, способную подключать Интернет и осуществлять цифровое управление энергией, а также реализовать интеллектуальное низкоуглеродное управление территорий и субъектов инфраструктуры (например, промышленные и бизнес-парки, городские и сельские районы и др.).
3. Предоставление услуг экономии энергии и сокращения выбросов для других отраслей промышленности.
Сокращение выбросов углекислого газа является важным направлением реализации модели КСО в компании Huawei, которая стремится внедрить цифровые технологии в каждый сектор для обеспечения ускоренного цифрового и низкоуглеродного развития экономики Китая.
Итак, КСО Huawei и Microsoft имеет как сходства, так и различия в их моделях (табл. 2).
Таблица 2
Основные сходства и различия в цифровой трансформации моделей КСО международных ИКТ-компаний, лидирующих в США и Китае в процессе перехода на стандарты ESG.
|
Критерий сравнения
|
Сходства
|
Различия
|
|
Экологическая
ответственность
|
1.
Сертификация
научно обоснованных целей;
2. Инвестиции в возобновляемые ресурсы; 3. Снижение выбросов через технологические инновации. |
Huawei: сфокусирована
на эффекте рычага в цепочке создания стоимости клиентов, при этом более 99%
выбросов относятся к категории Scope 3 (сокращение выбросов через
использование клиентских технологий).
|
|
Microsoft: концентрируется
на замкнутом цикле внутреннего управления, сочетая цели снижения выбросов
Scope 1+2 с инновациями в цепочке поставок.
| ||
|
Социальная
ответственность
|
1.
Технологическое
равенство в образовании;
2. Устойчивое управление цепочками поставок; 3. Инициативы по цифровой инклюзии. |
Huawei: выраженная
интеграция с локальными особенностями рынков.
|
|
Microsoft: ярко
выраженная стандартизированная экспансия с глобальной унифицированной
системой этики ИИ и сертификации по ISO 27001.
| ||
|
Корпоративное
управление
|
Глобальные системы
соответствия: Huawei сертифицирована по стандартам UNGC и RBA, в то
время как Microsoft следует нормам ISO 27001 и европейскому регламенту
CSRD.
|
Huawei: высокая
степень согласованности с национальной политикой.
|
|
Microsoft: ярко
выраженный приоритет этических принципов.
| ||
|
Стратегические пути
|
Обе компании
трансформировали КСО из статьи затрат в стратегический актив.
|
Huawei: стимулирует
развитие отрасли через передачу технологий.
|
|
Microsoft: создание
замкнутого цикла ценности.
|
Заключение
Таким образом, в статье выявлены и систематизированы ключевые драйверы трансформации моделей корпоративной социальной ответственности (КСО) международных ИКТ-компаний, обусловленные развитием использованием современных цифровых технологий, таких, как искусственный интеллект, большие данные, зеленые технологии и социально ориентированные цифровые решения.
Теоретически обоснованы и эмпирически верифицированы механизмы формирования конкурентных преимуществ компаний посредством внедрения инновационных решений в сфере экологической защиты, а также обеспечения психологического благополучия и инклюзивной защищенности сотрудников и общества.
Разработан практико-ориентированный подход к адаптации цифровых технологий в системах КСО нетехнологических компаний, основанный на использовании успешного опыта ведущих ИКТ-организаций. Показана и подтверждена эффективность данного подхода, выражающаяся в значительном повышении уровня социальной и экологической ответственности бизнеса и минимизации этических рисков.
[1] Прим. авт.: коэффициент ВИЭ – доля использования энергии, получаемой из природных источников в общем объеме производства энергии.
[2] Прим. авт.: Цифровая инклюзивность - обеспечивающая равное участие и преимущества для всех в цифровом обществе через технологические инновации, системное расширение возможностей и экосистемную координацию.
[3] Прим. авт.: датчики Kinect и когнитивные службы Azure.
[4] Прим. авт.: Scope 1 - Прямые выбросы парниковых газов от источников, принадлежащих конкретной компании или контролируемых ею. Scope 2 - Косвенные выбросы, связанные с потреблением энергии компанией.
[5] Прим. авт.: категория А - В системе рейтингов CDP оценка «A» означает демонстрацию организацией выдающегося лидерства в раскрытии экологической информации, что соответствует передовому отраслевому уровню.
[6] Прим. авт.: "Чистая генерация" - не наносящее вред окружающей среды производство электроэнергии из ВИЭ.
Источники:
2. Белоусов К.Ю. Современные вызовы российских компаний в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности // Oikonomos: Journal of Social Market Economy. – 2024. – № 1. – c. 83–94.
3. Кулабухов В.Р. Теоретические аспекты менеджмента корпоративной социальной ответственности в цифровом пространстве // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2022. – c. 315-318.
4. Тумилевич Е.Н. Анализ программ корпоративной социальной ответственности в условиях цифровой трансформации // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2024. – № 1. – c. 120-127.
5. Шичкин И.А. Институциональная среда корпоративной социальной ответственности в России // Лидерство и менеджмент. – 2025. – № 3. – c. 667-688.
6. Barbaetto-Caamaño A., Chalmata R. Corporate Social Responsibility and Consumer Emotional Marketing in the Era of Big Data: A Brief Literature Review // Front. Psychol. – 2022.
7. Moher D, Liberati A, Tetzlaff J, Altman DG. Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses: The PRISMA Statement // PLoS Medicine. 2009 Jul 21;6(7):e1000097.
8. Wenzel M., Will M. The communicative constitution of academic fields in the digital age: The case of CSR // Technological Forecasting and Social Change. – 2019. – p. 517-533.
9. 郭海,杨主恩。从数字技术到数字创业:内涵、特征与内在联系. 外国经济与管理,2021, 43 (9): 3-23.
10. 肖红军。平台化履责:企业社会责任实践新范式. 经济管理,2017, (3): 193-208.
11. 阳镇,陈劲。平台情境下的可持续性商业模式:逻辑与实现. 科学学与科学技术管理,2021, 42 (2): 59-76.
12..2024 Gartner® Magic Quadrant™ for Strategic Cloud Platform Services. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/documents/5851847 (дата обращения: 16.10.2025).
13. Analyst Reports, E-Books, and White Papers. [Электронный ресурс]. URL: https://azure.microsoft.com/en-us/resources/research (дата обращения: 16.10.2025).
14. Azure Maps: зона покрытия. [Электронный ресурс]. URL: https://learn.microsoft.com/zh-cn/azure/azure-maps/render-coverage (дата обращения: 16.10.2025).
15. Carbon Disclosure Project. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdp.net/ (дата обращения: 16.10.2025).
16. DataArts Studio - Облако Huawei. [Электронный ресурс]. URL: https://www.huaweicloud.com (дата обращения: 16.10.2025).
17. Huawei первой внедрила технологию энергосбережения базовых станций в стандарт 3GPP R18, продолжая лидировать в развитии зелёных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.huawei.com/cn/news/2024/2/singleran-green (дата обращения: 16.10.2025).
18. ITU-T work programme. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/itu-t/workprog/wp_item.aspx?isn=17726 (дата обращения: 16.10.2025).
19. MSCI ESG Ratings & Climate Search Tool. [Электронный ресурс]. URL: https://www.msci.com/data-and-analytics/sustainability-solutions/esg-ratings-climate-search-tool (дата обращения: 16.10.2025).
20. Microsoft Partner Centre. [Электронный ресурс]. URL: https://partner.microsoft.com/zh-cn/support?stage=1 (дата обращения: 16.10.2025).
21. Microsoft Viva Insights. [Электронный ресурс]. URL: https://www.microsoft.com/zh-tw/microsoft-viva/insights (дата обращения: 16.10.2025).
22. Аналитика и отчеты Microsoft Teams. [Электронный ресурс]. URL: https://www.businessofapps.com/data/microsoft-teams-statistics/ (дата обращения: 16.10.2025).
23. Инклюзивные продукты Microsoft. [Электронный ресурс]. URL: https://www.microsoft.com/en-us/diversity/inside-microsoft/inclusiveproducts (дата обращения: 16.10.2025).
24. Центры обработки данных Microsoft. [Электронный ресурс]. URL: https://datacenters.microsoft.com/globe/powering-sustainable-transformation/ (дата обращения: 16.10.2025).
25. Евразийская организации экономического сотрудничества. [Электронный ресурс]. URL: https://eurasianeconomic.org (дата обращения: 16.10.2025).
26. 环境可持续发展报告. [Электронный ресурс]. URL: https://www.microsoft.com/zh (дата обращения: 16.10.2025).
Страница обновлена: 26.11.2025 в 18:29:35
Transformation of corporate social responsibility models of international ICT companies amid digitalization and transition to ESG standards
Gusov A.Z., Xu B.Journal paper
Leadership and Management
Volume 12, Number 11 (November 2025)
Abstract:
The article examines the impact of digitalization on the transformation of corporate social responsibility strategies of international companies amid the transition to green and socially oriented tools. The advantages and disadvantages of digitalization and the introduction of ESG principles into corporate social responsibility systems of ICT companies are systematized. It is shown that in the era of climate change, the introduction of digital solutions (cloud technologies, artificial intelligence, big data, and energy-efficient corporate governance platforms), on the one hand, optimize approaches to the implementation of social and environmental initiatives of international ICT companies, however, on the other hand, they have a negative impact on the environment, increasing the number of electricity consumption and carbon dioxide (CO2) emissions. It was concluded that digitalization and corporate governance of the business of the world's largest companies should be inextricably linked with the use of energy-saving green technologies.
Keywords: international ICT company, multinational corporation, corporate social responsibility, ESG standards, digital technology, environmental protection
JEL-classification: O31, O32, O33, L51, L52
References:
.2024 Gartner® Magic Quadrant™ for Strategic Cloud Platform Services. Retrieved October 16, 2025, from https://www.gartner.com/en/documents/5851847
Analyst Reports, E-Books, and White Papers. Retrieved October 16, 2025, from https://azure.microsoft.com/en-us/resources/research
Badykova I.R. (2023). THE IMPACT OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT ON CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY. Creative Economy. 17 (9). 3283–3298.
Barbaetto-Caamaño A., Chalmata R. (2022). Corporate Social Responsibility and Consumer Emotional Marketing in the Era of Big Data: A Brief Literature Review Front. Psychol. 13
Belousov K.Yu. (2024). MODERN CHALLENGES FOR RUSSIAN COMPANIES SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY. Oikonomos: Journal of Social Market Economy. (1). 83–94.
Carbon Disclosure Project. Retrieved October 16, 2025, from http://www.cdp.net/
ITU-T work programme. Retrieved October 16, 2025, from https://www.itu.int/itu-t/workprog/wp_item.aspx?isn=17726
Kulabukhov V.R. (2022). Theoretical aspects of corporate social responsibility management in the digital space Digital economy: problems and prospects of development. 315-318.
MSCI ESG Ratings & Climate Search Tool. Retrieved October 16, 2025, from https://www.msci.com/data-and-analytics/sustainability-solutions/esg-ratings-climate-search-tool
Microsoft Partner Centre. Retrieved October 16, 2025, from https://partner.microsoft.com/zh-cn/support?stage=1
Microsoft Viva Insights. Retrieved October 16, 2025, from https://www.microsoft.com/zh-tw/microsoft-viva/insights
Moher D, Liberati A, Tetzlaff J, Altman DG. Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses: The PRISMA Statement // PLoS Medicine. 2009 Jul 21;6(7):e1000097.
Shichkin I.A. (2025). THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN RUSSIA. Leadership and Management. 12 (3). 667-688.
Tumilevich E.N. (2024). ANALYSIS OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY PROGRAMS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION. Bulletin of the Buryat State University. Economics and management. (1). 120-127.
Wenzel M., Will M. (2019). The communicative constitution of academic fields in the digital age: The case of CSR Technological Forecasting and Social Change. 146 517-533.
环境可持续发展报告. Retrieved October 16, 2025, from https://www.microsoft.com/zh
