Гармонизация таможенного регулирования в условиях экономических интеграционных объединений СНГ и ЕАЭС (на примере легкой промышленности)

Федотова Г.Ю.1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Исследование посвящено изучению вопросов гармонизации таможенного регулирования как основы функционирования интеграционных объединений СНГ и ЕАЭС, образованных на территории бывшего СССР. Достижение гармонизации инструментов для применения таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, а также мер защиты внутреннего рынка позволяет наиболее эффективно использовать потенциал интеграционных объединений в международной торговле. Для стран СНГ выявлены проблемы применения инструмента идентификации товаров как основы таможенно-тарифного регулирования в связи с включением в структуру классификации характеристик товаров, заимствованных в ЕС. При этом показан высокий уровень гармонизации таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС. Исследование гармонизации таможенного регулирования запретов и ограничений было проведено на основе сравнительного анализа базы нормативно-технических документов, применяемых в целях технического регулирования. Это позволило выявить более высокий уровень гармонизации для СНГ по сравнению с ЕАЭС. Исследование гармонизации мер защиты внутреннего рынка в ЕАЭС в полной мере обеспечены единообразным подходом в применении инструмента идентификации объекта международной торговли. Результаты исследования будут полезны участникам внешнеэкономической деятельности в условиях активной трансформации торгово-логистических цепочек на постсоветском пространстве

Ключевые слова: экономическая интеграция, зона свободной торговли СНГ, таможенный союз ЕАЭС, гармонизация, таможенно-тарифное регулирования, техническое регулирование

JEL-классификация: F15, K33, L52, O19



ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие международных отношений характеризуется сложными и разновекторными процессами экономической интеграции. В настоящее время по данным Всемирной торговой организации (ВТО) значительная часть мировой торговли охвачена такими соглашениями [17]. Всего насчитывается 437 региональных торговых соглашений по данным ВТО на июнь 2025 года [1]. Интеграционные блоки, имеющие в своей основе международные правовые механизмы, ограничены в части дальнейшей интеграции в связи с активным участием государств в различных объединениях. Так как правовые механизмы этих объединений пересекаются между собой [4]. Вопросы гармонизации таможенного регулирования являются ключевыми для достижения целей таможенной интеграции. Термин «гармонизация» не является стандартизированным и в каждой сфере имеет особенности интерпретации [9].

В мировой практике реализация и развитие интеграционного взаимодействия имеет свою особенность последовательного углубления сотрудничества стран, позволяющего постепенно с учетом интересов сторон развивать сотрудничество за счет устранения таможенных барьеров [18, 19]. Основной целью интеграционных процессов являются возможности международной торговли, что создает экономические предпосылки для использования интеграционных процессов в целях развития экономики государств [20]. Образование зоны свободной торговли сегодня является одной из самых востребованных форм интеграции [3]. По данным ВТО 89% всех региональных торговых соглашений являются зонами свободной торговли [2].

Механизм экономической интеграции сегодня имеет много положительных примеров реализации, обеспечивая существенные преимущества международного сотрудничества [16]. Процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве были начаты в 1993 году, выразившиеся в подписании 12 бывшими республиками СССР, находящихся в правовом статусе суверенных государств, договора об Экономическом союзе [3]. Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года [4], позволило, в соответствии с достигнутыми 21 октября 1994 года в Москве договоренностями руководителям двух государств, перейти в торговых отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь к осуществлению беспошлинной торговли. Данное соглашение было основано на применении ГАТТ 1994: положений статьи XXIV [5]. Введение режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было осуществлено в соответствии с Протоколом от 6 января 1995 года [6].

Тем не менее в 1995 году на путь реальной совместной интеграции вместе с Российской Федерацией и Республикой Беларусь продолжился созданием Таможенного союза [7]. В дальнейшем к этим процессам присоединился и Казахстан, а позднее Кыргызстан и Таджикистан. Эти государства 26 февраля 1999 года присоединились к целому ряду соглашений, которые в свою очередь заложили основы для Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Следующим интеграционным объединением стало Евразийское экономическое сообщество [8]. Вплоть до 2009 г. ЕврАзЭС активно функционировало, что позволило создать единое таможенное пространство. А в 2014 году в Астане был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС). Сегодня на международной арене ЕАЭС имеет правовой статус, как региональная международная организация. Функционирование ЕАЭС обеспечено созданием как правовой, так и организационной основы, что позволяет в дальнейшем обеспечить более глубокую интеграцию на постсоветском пространстве. Таким образом более глубокое интеграционное взаимодействие в рамках пяти стран делает данное объединение более динамичным по сравнению с СНГ.

Таким образом, интеграционные процессы на постсоветском пространстве привели к образованию двух основных объединений СНГ и ЕАЭС. Важно отметить, что ключевым механизмом реализации интеграционных процессов является таможенное регулирование [8]. В международной практике, основными правовыми механизмами реализации таможенного регулирования являются тарифное и нетарифное регулирование, а также меры защиты внутреннего рынка. Следовательно, гармонизация этих механизмов будет отвечать задачам развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Цель исследования: гармонизация таможенного регулирования в условиях экономических интеграционных объединений СНГ и ЕАЭС.

В качестве объекта исследования была выбрана легкая промышленность.

Обоснование выбора определяется следующими факторами:

1. Широкая востребованность населением любого государства, так как обеспечивает население товарами первой необходимости.

2. Обеспечивает широкую занятость населения.

3. Способствует развитию малого и среднего бизнеса, что повышает благосостояние населения [15].

4. Продукция отрасли также является востребованной в качестве промежуточного сектора, что обеспечивает стимулирование развития экономики государства в целом.

Учитывая специфику постсоветского пространства факторами, повлиявшими также на выбор объекта, являются следующие:

1) легкая промышленность является ключевым сектором для стабилизации национальной экономики [5];

2) важнейшая отрасль для производства товаров народного потребления, что обеспечивает внутренние потребности населения государства [10];

3) высокой значимостью этой отрасли для развития экономики развивающихся стран, в том числе стран СНГ [23, 25].

В советский период легкая промышленность являлась одной из ключевых отраслей экономики [6]. Несмотря на хроническое отставание от тяжелой индустрии, легкая промышленность в СССР являлась неотъемлемой частью народнохозяйственного комплекса [7]. Определение отрасли как легкая представляет широкие экономические возможности для более активного развития экономики при соответствующей поддержке государства [11]. Именно легкая промышленность предоставляет возможности обеспечить дополнительный доход государствам без значительных капиталовложений [11].

Важно обратить внимание, что в международной практике понятие легкой промышленности имеет различные подходы и интерпретации [24]. В различных правовых актах и статистических исследованиях к легкой промышленности относится широкая группа товаров широкого потребления. Важнейшими из них являются одежно-обувные товары. К легкой промышленности также относятся сектора, обеспечивающие производства материалов для этих групп товаров. Например, в Стандартной международной торговой классификации к легкой промышленности относятся производство кожевенного сырья, текстильных волокон, кожевенно-меховых товаров, текстильных товаров, одежды и обуви [9]. А согласно методологии ведения статистики торговли Всемирной торговой организации, кожевенное сырье и производство текстильных волокон относятся к сектору сельскохозяйственных товаров. При этом кожевенно-меховые товары включены в промышленные полуфабрикаты, а обувь – отнесена в прочую промышленную продукцию. Учитывая значимость текстильных товаров и одежды для мировой торговли, эти группы товаров рассматриваются отдельно [10].

Таким образом, в целях получения сопоставимых данных в рамках исследования выбранного объекта анализ статистики международной торговли по данным ВТО в качестве объекта будет рассмотрена одна из основных товарных групп легкой промышленности - текстильные товары. В целях проверки гипотезы о значимости выбранного объекта для постсоветского пространства проведем анализ динамики развития внешней торговли товарами выбранной группы странами СНГ.

Мировая торговля текстильными товарами в 2023 году достигла 807 миллиардов долл. США. и занимают 8 место в мире по объему [11]. Для стран СНГ текстильные товары являются привлекательной отраслью, позволяющей максимально использовать возможности как для развития производства, так и внешнеэкономической деятельности. Важно отметить, что положительная тенденция экспорта характерна для двух стран СНГ: Беларуси и Узбекистана (таблица 1). А до 2022 года такую положительную динамику имела и Российская Федерация. Эти страны имеют наибольший потенциал для интенсификации развития внутреннего производства текстильных товаров на постсоветском пространстве.

Таблица 1

Экспорт текстильных товаров из стран СНГ (млн. долл. США)

Table 1

Textile exports from the CIS countries (USD million)

Страна
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Армения
14
3
4
4
23
33
Беларусь
731
724
689
738
709
745
Казахстан
81
77
54
57
56
61
Кыргызская Республика
4
11
4
14
262
47
Российская Федерация
552
601
673
812
243
109
Таджикистан
39
42
41
54
59
60
Узбекистан
967
1,216
1,372
2,244
2,229
2,596
Составлено автором. Источник: WTO Stats. Dashboard. Merchandise Trade. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.wto.org/dashboard/merchandise_en.html

(дата обращения: 07.11.2025).

Все страны СНГ имеют положительную динамику импорта (таблица 2). И достаточно активный рост объемов. Это показывает широкую востребованность этих товаров на рынках стран бывшего СССР, что обеспечивает необходимость решения задачи гармонизации таможенного регулирования по этой группе товаров.

Таблица 2

Импорт текстильных товаров в страны СНГ (млн. долл. США)

Table 2

Textile imports to the CIS countries (USD million)

Страна
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Армения
122
120
106
144
191
274
Беларусь
908
955
848
877
812
917
Казахстан
459
568
624
688
780
1285
Республика Кыргызстан
406
363
208
460
1243
731
Российская Федерация
3633
3730
4241
4,684
4383
4394
Таджикистан
40
49
52
59
84
389
Узбекистан
250
319
306
396
548
671
Составлено автором. Источник: WTO Stats. Dashboard. Merchandise Trade. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.wto.org/dashboard/merchandise_en.html (дата обращения: 07.11.2025).

Следовательно текстильный товары имеют экономическую значимость в части необходимости гармонизации таможенного регулирования для перемещения этих товаров через таможенную границу. Гармонизация рассматривается в контексте унификации и единообразного подхода. В целях реализации таможенного регулирования в первую очередь необходимо обеспечить возможность идентификации объекта международной торговли - товара, перемещаемого через таможенную границу. Следовательно, таможенное регулирование основано на идентификации объекта перемещения – товара. Это обеспечивает единообразный подход к применению регулятивных мер при перемещении через таможенную границу [21].

Как было рассмотрено выше, таможенное регулирование реализуется в мировой практике через три основных механизма: тарифное и нетарифное регулирование и защита внутреннего рынка.

Рассмотрим механизм таможенно-тарифного регулирования, который предусматривает разработку таможенного тарифа на основе систематизации товаров, обращающихся в международной торговле. На таможенной территории Союза применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС, утверждаемые Комиссией и являющиеся инструментами торговой политики Союза [12].

Гармонизация таможенно-тарифного регулирования в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве была обеспечена присоединением стран-участниц Союза к Конвенции о Гармонизированной системы описания им кодирования товаров [12]. Это дало возможность странам-участницам применять унифицированный инструмент Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (далее – ГС) для облегчения международной торговли и совершения таможенных операций.

Важно отметить, что в рамках интеграционных процессов было достигнуто не только унифицированное описание и кодирование товара на основе ГС, а также были добавлены два знака кода из Комбинированной номенклатуры ЕС и соответственно дополнительные признаки идентификации объекта за пределами шести знаков кода ГС.

Исследование гармонизации инструментов идентификации товаров было проведено на основе сравнительного анализа их структуры и уровней применения в ЕАЭС и СНГ (таблица 3).

Таблица 3

Сравнительная характеристика структурных элементов ТН ВЭД ЕАЭС в зависимости от уровня применения

Table 3

Comparative characteristics of the structural elements of the EAEU CN FEA depending on the level of application

Уровень
Знаков в структуре кода: количество (по порядку)
Примечания
ГС
6 (1 – 6)
Примечания к разделам
Примечания к группам
Примечания к субпозициям
КНЕС
2 (7и 8)
Дополнительные
СНГ
1 (9)
-
ЕАЭС
1 (10)
Дополнительные ЕАЭС
Составлено автором по данным ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/ett/ (дата обращения: 07.11.2025); HS Nomenclature 2022 edition. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org/en/topics/nomenclature/instrument-and-tools/hs-nomenclature-2022-edition/hs-nomenclature-2022-edition.aspx (дата обращения: 07.11.2025); The Combined Nomenclature. [Электронный ресурс].URL: https://taxation-customs.ec.europa.eu/customs/calculation-customs-duties/customs-tariff/combined-nomenclature_en (дата обращения: 07.11.2025).

Итак, внедрение КНЕС в структуру номенклатуры СНГ привело к необходимости внесения изменений в построение номенклатуры. А именно, введение примечаний под названием «дополнительных», стало необходимым для обеспечения применения дополнительных знаков кода. Распространение требований Конвенции о ГС на «дополнительные» примечания придало последним обязательный правовой статус. Введение текстов подсубпозиций на уровне седьмого и восьмого знаков кода в виде прямого русскоязычного перевода аналогичных по структуре текстов из КНЕС не было обеспечено правовым механизмом, устанавливавшим правовой статус первоисточника. Однако, учитывая терминологические и языковые особенности, а также интерпретационные мы получаем разночтения и товары таким образом не будут единообразно описаны и, следовательно, нет гарантий, что они будут единообразно перемещаться в части применения законодательства [13].

Указанные структурные особенности в свою очередь приводят к проблемам применения, так как гармонизация и унификация объекта международной торговли на основе ГС обеспечена Конвенцией о ГС [2], устанавливающей единый подход и однозначную классификацию товаров в международной торговле и таможенных целях. Однако, при применении КНЕС таких механизмов не предусмотрено. А следовательно введение идентификационных характеристик описательного характера без четкого правового закрепления статуса и норм для объективной проверки на уровне СНГ не обеспечивает механизм унифицированного подхода к определению кода товара на уровне всех девяти знаков кода.

Полученный результат исследования унификации в целях идентификации объекта международной торговли также позволяет сравнить уровень гармонизации таможенно-тарифного регулирования, основанного на инструменте идентификации товаров в таможенных целях. Составными элементами таможенного тарифа являются установленные ставки таможенных пошлин. Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза, происхождения товаров, в том числе, когда происхождение товаров неизвестно либо считается неподтвержденным), видов сделок и иных обстоятельств [13].

Исключения основаны также на положениях Договора, а именно соглашения о зонах свободной торговли, тарифные преференции, льготы. Все эти механизмы носят унифицированный и единообразный характер в рамках ЕАЭС.

Таким образом таможенно-тарифное регулирование в основном гармонизировано в рамках ЕАЭС. Открытым остается только вопрос единообразного подхода к интерпретации уровня детализации, заимствованного в КНЕС. Однако, необходимо отметить, что в рамках ЕАЭС при возникновении значительных разночтений по классификации товаров применяется механизм принятия решения по классификации отдельных видов товаров [1]. При этом на уровне СНГ такого унифицированного механизма по гармонизации подходов по классификации товаров нет.

Рассмотрим второй базовый механизм таможенного регулирования для исследования его гармонизации на уровне СНГ и ЕАЭС. Запреты и ограничения в рамках регулирования в пространстве ЕАЭС определены термином в ст. 2 Договора о ЕАЭС. А именно — это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные мера, меры экспортного контроля, включая в отношении продукции военного назначения и радиационные требования.

Для продукции текстильной промышленности, как готовых, завершенных с точки зрения производства товаров, наиболее важными являются меры технического регулирования. Техническое регулирование по данным ВТО является одним из самых активных барьеров в международной торговле. Согласно Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, к таким барьерам относятся положения технических регламентов, устанавливающие обязательные требования как к самым товарам, так и к процедурам оценки такого соответствия. При этом из мер технического регулирования по правилам ВТО исключены санитарные и фитосанитарные меры. Технический регламент как нормативный акт представляет собой документ, устанавливающий характеристики продукции или связанных с ней процессов и методов производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным. Он может содержать, в частности или исключительно, требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке или этикетированию, а также требования к самой продукции и процессам их производства. В технических регламентах также устанавливаются требования к процедурам оценки и подтверждения соответствия. В частности, процедуры отбора проб, проведения испытаний и контроля; оценку, проверку и удостоверение соответствия; регистрацию, аккредитацию и одобрение.

Согласно Соглашению по техническим барьерам, в торговле любая страна – член ВТО имеет право принять меры в целях обеспечения как качества самих ввозимых товаров, так и защиты жизни и здоровья населения, растений и животных, защиты окружающей среды. При этом государство может применить такой уровень защиты какой посчитает необходимым в рамках норм данного Соглашения [14]. Однако, Соглашением непосредственно указано на недопустимость применения технических мер в качестве способа дискриминации в отношении товаров из отдельных стран, что в свою очередь будет препятствовать развитию международной торговли. В целях предотвращения создания искусственных ограничений члены ВТО в части применения технических мер должны руководствоваться принципами национального режима и режима наиболее благоприятствуемой нации. При этом принцип национального режима распространяется на установление размеров оплаты услуг и порядок оплаты услуг по подтверждению соответствия товара тем или иным техническим требованиям [22].

В рамках Договора о ЕАЭС техническое регулирование реализуется через следующие механизмы:

1) единый реестр органов по сертификации включая испытательные лаборатории

2) Единый перечень продукции

3) Единые формы и схемы подтверждения соответствия

4) Унифицированные формы документов

5) Единые технические регламенты

Евразийской экономической комиссией утверждается перечень международных и региональных (межгосударственных), а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечения соблюдение требований технических регламентов.

Итак, исследование гармонизации применения запретов и ограничений, было проведено на примере технического регулирования с учетом выбранного объекта исследования путем сравнительного исследования областей стандартизации и уровня гармонизации с международными стандартами по текстильным товарам (таблица 4).

В рамках СНГ в целях осуществления технического регулирования приняты следующие документы:

1) Концепция технического регулирования в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Постановление МПА СНГ от 3 декабря 2009 года № 33-2.

2) Соглашение государств-членов таможенного союза об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами- участниками содружества независимых государств, не являющимися государствами-членами таможенного союза (Москва, 17 декабря 2012 года).

3) Соглашение о порядке и условиях устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами (Заключено в г. Москве 22.11.2012).

В перечень приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации на 2023 – 2027 годы включено [15]:

1) Устранение технических барьеров в торговле. Разработка межгосударственных стандартов, взаимосвязанных с техническими регламентами.

В результате создан Межгосударственный технический комитет № 558. Государствами-полноправными членами являются: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

С другой стороны, в рамках Международной организации по стандартизации в целях гармонизации технического регулирования по текстильным товарам в международной торговле также функционирует Технический комитет ISO|TC 38 (Textiles). В таблице 4 представлена сравнительная характеристика областей деятельности обоих комитетов в части текстильных товаров. Анализ показывает однородность сфер деятельности, что позволяет говорить о гармонизации областей стандартизации СНГ на международном уровне.

Таблица 4

Сравнительная характеристика областей стандартизации МТК 558 и ISO/TC 38 по текстильным товарам

Table 4

Comparative characteristics of the standardization areas of ITC 558 and ISO/TC 38 for textile products

Области стандартизации МТК 558
Области стандартизации ISO/TC 38
Код по ОК 001-2021
Наименование
59.040
Вспомогательные материалы для отделки текстиля
* Включая перо и пух
* Поверхностно-активные вещества, см. 71.100.40
Сырье, вспомогательные материалы и химическая продукция текстильной промышленности, необходимые для переработки и испытаний
59.140.10
Процессы и вспомогательные материалы
59.060.10
Натуральные волокна
Волокна
59.060.20
Искусственные волокна
59.060.30
Минеральные и металлические волокна
59.060.99
Текстильные волокна прочие
59.080.20
Пряжа
* Включая крученую пряжу, текстурированную пряжу, нити
Пряжа, нити
59.080.30
Текстильные изделия
* Включая нетканые полотна, войлок, кружева и т.д.
Ткани и другие готовые текстильные изделия
59.080.40
Ткани с покрытием
59.080.80
Интеллектуальные текстильные материалы
59.080.99
Изделия текстильной промышленности прочие
59.080.50
Веревки
* Включая бечевки, ремни, ленты
* Проволочные канаты для подъема грузов, см. 53.020.30
* Стальные проволочные канаты, см. 77.140.65
Шнуры, веревки
Составлено автором. Примечание: МТК 558 – Межгосударственный технический комитет по стандартизации «Продукция легкой промышленности»

Источник: ТР ТС 017/2011 - О безопасности продукции легкой промышленности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gostinfo.ru/trts/List/15 (дата обращения: 07.11.2025).

Далее на основе анализа степени соответствия рассмотрим уровень гармонизации стандартов с международными, как базовых нормативно-технических документов, обеспечивающих техническое регулирование.

Руководствуясь единым перечнем продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования [16], текстильные товары отнесены к группе легкой промышленности. А в ЕАЭС обеспечены специально принятым техническим регламентом ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» [17]. В сферу применения регламента входят 9 групп товаров, в том числе материалы текстильные. Решением Коллегии ЕЭК № 180 от 22.12.2020 утвержден перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение действий технического регламента. В перечне стандартов, относящихся к текстильным товарам, входят 60 стандартов. Анализ категорий стандартов позволил выявить, что 49 из них имеют статус межгосударственных, 11 стандартов Беларусь и в том числе только один гармонизирован с Европейским стандартом (СТБ EN14465-2011 «Текстиль. Материалы обивочные. Технические требования и методы испытаний»). И ни один из стандартов не гармонизирован с международными стандартами ИСО (таблица 5).

Таблица 5

Сравнительный анализ уровня гармонизации стандартов для текстильных товаров

Table 5

Comparative analysis of the level of harmonization of standards for textile products

Уровень
Межгосударственные
ИСО
Европейские
Национальные
ЕАЭС
82%
0
1%
17%
СНГ
17%
83%
0
0
Составлено автором. Источник: перечень стандартов, утверждённых решением и отчетом о работе ТК 558 за 2023 год. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mgs.gost.ru/TKSUGGEST//%D0%9C%D0%A2%D0%9A2014.nsf/MainPage?OpenPage (дата обращения: 07.11.2025).

Сегодня согласно данным ISO/TC 38 разработано и опубликовано 179 стандартов. Отчеты о деятельности МТК 558 показывают, что за период 2023 года было принято 9 стандартов, 7 рассмотрены в 1 редакции и 10 из плановых не рассматривались. Важно обратить внимание, что в рамках СНГ все стандарты принятые и рассмотренные в 1 редакции гармонизированы со стандартами ИСО. Итак, работа комитета СНГ по стандартизации не имеет необходимой активности. 27 % из запланированных не были рассмотрены. Однако, 83 % стандартов в рамках СНГ гармонизированы с международными, что обеспечивает необходимые основы для дальнейшего развития экономической интеграции.

Таким образом, можно отметить, что в рамках СНГ вопросы гармонизации стандартов способствуют развитию экономической интеграции, так как гармонизированы с международными стандартами в отличие от уровня ЕАЭС.

Рассмотрим третий механизм таможенного регулирования в целях экономической интеграции на постсоветском пространстве. Меры защиты внутреннего рынка в международной торговле относятся к группе мер нетарифного регулирования. В рамках зоны свободной торговли СНГ таких мер не предусмотрено соглашением. В ЕАЭС эти меры имеют самостоятельных характер и не относятся ни к таможенно-тарифному регулированию, ни к запретам и ограничениям. Анализ подходов к регулированию мер защиты внутреннего рынка показывает, что для применения этих мер необходимо установить код товара и его происхождение [14]. Таким образом инструмент ТН ВЭД будет правоустанавливающим для установления необходимости применения мер защиты внутреннего рынка. Следовательно гармонизация ТН ВЭД будет основанием для гармонизации мер защиты внутреннего рынка. А с учетом достигнутого высокого уровня гармонизации применения ТН ВЭД ЕАЭС меры защиты также применяются единообразно в ЕАЭС.

Заключение:

1. Текстильные товары имеют экономическую значимость для стран СНГ, что делает необходимым гармонизацию таможенного регулирования в рамках интеграционного объединения.

2. Введение в структуру классификации товаров в ТН ВЭД СНГ уровней, заимствованных в КНЕС, не обеспечивает однозначную идентификацию товаров в таможенных целях. Это не позволяет достичь гармонизации таможенно-тарифного регулирования в СНГ. Однако, в ЕАЭС эта проблема решена путем применения механизма принятия решения по классификации отдельных видов товаров.

3. За счет широкого применения международных стандартов в СНГ обеспечивается более высокий по сравнению с ЕАЭС уровень гармонизации стандартов для товаров текстильной промышленности. Это создает гармонизированный механизм в СНГ для единообразного применения технического регулирования как основного вида запретов и ограничений в международной торговле. Для ЕАЭС международная гармонизация стандартов для товаров текстильной промышленности является актуальной задачей для углубления экономической интеграции в данной отрасли.

4. Меры защиты внутреннего рынка применяются в ЕАЭС и обеспечена единообразным подходом за счет достигнутой гармонизации идентификации товара в международной торговле.

[1] World Trade Organization. Regional trade agreement Facts & Figures. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/region_e/rtafactfig_e.pdf (дата обращения: 07.11.2025).

[2] World Trade Organization. Regional trade agreement Facts & Figures. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/region_e/rtafactfig_e.pdf (дата обращения: 07.11.2025).

[3] Договор стран СНГ от 24.09.1993 «О создании Экономического союза». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5465/ (дата обращения: 07.11.2025).

[4] Протокол от 02.04.1999 «О внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30113/9a0bb03c9a84f7ad17fb82d98b1012742f170aab/ (дата обращения: 07.11.2025).

[5] Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ/GATT) (Вместе с <Договоренностями в отношении положений о платежном балансе, освобождения от обязательств, о толковании статей II:1 "b", XVII, XXIV, XXVIII>, "Марракешским протоколом...") (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994). СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=16485#fwMwy1VVKXIMZgE (дата обращения: 07.11.2025).

[6] Протокол между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 «О введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91435/ (дата обращения: 07.11.2025).

[7] Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Заключено в г. Минске 06.01.1995). СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15906/ (дата обращения: 07.11.2025).

[8] Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества" (ред. от 06.10.2007, с изм. от 10.10.2014) (Подписан в г. Астане 10.10.2000).

[9] Standard International Trade Classification, Revision 4. [Электронный ресурс]. URL: https://unstats.un.org/unsd/trade/sitcrev4.htm (дата обращения: 07.11.2025).

[10] World Trade Organization. Statistics on merchandise trade. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/merch_trade_stat_e.htm (дата обращения: 07.11.2025).

[11] OEC. Textiles. [Электронный ресурс]. URL: https://oec.world/en/profile/hs/textiles. (lfnf j,hfotybz^ 07/11/2025)/

[12] Ст. 42 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)/ СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 07.11.2025).

[13] П.4 ст. 42 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)/ СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 07.11.2025).

[14] World Frade Organization. Technical barriers to trade. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/tbt_e/tbt_e.htm (дата обращения: 07.11.2025).

[15] Приложение № 16 к протоколу МГС № 63-2023 Перечень приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации на 2023-2027 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://easc.by/images/document/standartizacia/63%20MGS%20A16.pdf (дата обращения: 07.11.2025).

[16] Решение от 28 января 2011 г. N 526 «О едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного Союза». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110159/ (дата обращения: 07.11.2025).

[17] Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 (ред. от 22.12.2020) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (вместе с "ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности"). СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124672/ (дата обращения: 07.11.2025).


Источники:

1. Алексеева Н. Н. Анализ судебной практики по оспариванию законности решений таможенных органов по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2018. – № 3. – c. 5-17. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sudebnoy-praktiki-po-osparivaniyu-zakonnosti-resheniy-tamozhennyh-organov-po-klassifikatsii-tovarov-po-tn-ved-eaes.
2. Андреева Е. И., Андриянов Д. Е. Унифицированная система описания и кодирования товаров: перспективы международной торговли // Вестник Российской таможенной академии. – 2021. – № 3. – c. 116-126. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/unifitsirovannaya-sistema-opisaniya-i-kodirovaniya-tovarov-perspektivy-mezhdunarodnoy-torgovli.
3. Безбородов Ю.С. Интеграция как международно-правовой метод правовой конвергенции // Lex Russica. – 2017. – № 12. – c. 124-132. – url: https://lexrussica.msal.ru/jour/article/view/477?locale=ru_RU.
4. Безбородов Ю. С. Сближение права на постсоветском пространстве: от унификации в рамках СНГ к интеграции в рамках ЕАЭС // Universum Juris. – 2018. – № 2. – c. 2. – url: https://www.universum-juris.org/?q=ru/node/48.
5. Казаков В. Е. Политическое значение легкой промышленности в России в условиях международных санкций и логистических проблем // Власть. – 2025. – c. 86-93.
6. Лаврикова Ю. Г. Региональные приоритеты промышленной политики в социально-ориентированных отраслях // Экономика региона. – 2007. – № 3. – c. 164-172. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-prioritety-promyshlennoy-politiki-v-sotsialno-orientirovannyh-otraslyah.
7. Литвинова А.Г. Анализ ситуации в российской легкой промышленности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2014. – № 2. – c. 16-26. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-situatsii-v-rossiyskoy-legkoy-promyshlennosti.
8. Мантусов В. Б. Таможенное администрирование в интеграционных объединениях на современном этапе развития мирохозяйственных связей // Вестник Российской таможенной академии. – 2017. – № 2. – c. 22-29. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/tamozhennoe-administrirovanie-v-integratsionnyh-obedineniyah-na-sovremennom-etape-razvitiya-mirohozyaystvennyh-svyazey.
9. Мизя М.С. Гармонизация развития социальной и технологической подсистем предприятия // ОНВ. ОИС. – 2017. – № 1. – c. 77-80. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/garmonizatsiya-razvitiya-sotsialnoy-i-tehnologicheskoy-podsistem-predpriyatiya.
10. Саргсян Ж. А., Кусков А. Н. Легкая промышленность как важнейшая отрасль производства товаров народного потребления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 12-5. – c. 174-178.
11. Стикина Л. И. Понятие, сущность и содержание легкой промышленности как отрасли государственного управления // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 12. – c. 203-208.
12. Федотова Г. Ю. Актуальные вопросы классификации товаров в международной торговле // Зеленый коридор. Наука и образование в таможенном деле. – 2023. – № 2. – c. 93-98. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54383395.
13. Федотова Г.Ю. // «Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии». – 2025. – № 2. – c. 53-57. – url: https://spbrta.customs.gov.ru/storage/document/document_file/2025-09/02/%D0%A3%D0%97_2__94_.pdf.
14. Козленко Д. Г., Орманжи Я. П., Скляр В. Д, Мигел А. А. Меры защиты внутреннего рынка России в условиях западных торговых ограничений // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 3-1. – c. 165 – 168. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-zaschity-vnutrennego-rynka-rossii-v-usloviyah-zapadnyh-torgovyh-ogranicheniy.
15. Ayandibu, Ayansola & Houghton, Jennifer. (2017). The role of Small and Medium Scale Enterprise in Local Economic Development (LED). №11. pp.133-139. https://www.researchgate.net/publication/316583604_The_role_of_Small_and_Medium_Scale_Enterprise_in_Local_Economic_Development_LED (дата обращения: 07.11.2025). URL: https://www.researchgate.net/publication/316583604_The_role_of_Small_and_Medium_Scale_Enterprise_in_Local_Economic_Development_LED (дата обращения: 07.11.2025).
16. Butorina O.V., Borko Yu.A. Benefits of Regional Integration: Redefining the Concept // Herald of the Russian Academy of Sciences. – 2022. – p. S105-S112.
17. CHEN Yutong Issues of interaction between the WTO and regional trade agreements Евразийский юридический журнал. № 8 (171) 2022 Pages 56-59
18. Dusmatov B.O. // Journal of marketing, business and management. – 2025. – № 1. – p. 73-75. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/the-content-of-economic-integration-and-its-features.
19. Ettore Dorrucci, Stefano Firpo, San Paolo, Marcel Fratzscher, Francesco Paolo Mongelli // Journal of Economic Integration. – 2005. – № 20. – p. 217-251. – url: https://www.researchgate.net/publication/227489234_The_Path_of_European_Institutional_and_Economic_Integration_What_Lessons_for_Latin_America.
20. Fedotova, G.Yu. Problems of tariff classification in the context of economic integration. Conference Paper. Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020, 2019, С. 3621–3625. https://ibima.org/accepted-paper/problems-of-tariff-classification-in-the-context-of-economic-integration/ (дата обращения: 07.11.2025). URL: https://ibima.org/accepted-paper/problems-of-tariff-classification-in-the-context-of-economic-integration/ (дата обращения: 07.11.2025).
21. Fedotova, G. Yu. State Digital Resources Development as a Basis for Identifying the Subject of a Transaction to Reduce the Risks of Foreign Trade / G. Yu. Fedotova, A. Yu. Tereshenkova, D. N. Leontiev // Digital Challenges: What Is the Response of the Economy?. – New York : Nova Science Publishers, Inc. (USA), 2023. – P. 171-186. https://novapublishers.com/shop/digital-challenges-what-is-the-response-of-the-economy/ (дата обращения: 07.11.2025). URL: https://novapublishers.com/shop/digital-challenges-what-is-the-response-of-the-economy/ (дата обращения: 07.11.2025).
22. Farouq Ahmad Faleh Alazzam, Rasha Bashar Ismail Alsabbagh The importance of non-tariff barriers in regulating international trade relations Public Administration And Law Review 2021, Issue 1 (5), pp. 91-104. https://public.scnchub.com/palr/index.php/palr/article/view/83 (дата обращения: 07.11.2025). DOI: 10.36690/2674-5216-2021-1-92. URL: https://public.scnchub.com/palr/index.php/palr/article/view/83 (дата обращения: 07.11.2025).
23. Umarkulov K.M., Abdunosirova N. R. Light Industry: The Need For Development, General Situation, And Export Challenges // Экономика и социум. – 2025. – № 4-1. – p. 614-619. – url: https://www.researchgate.net/publication/366843654_THE_IMPORTANCE_OF_NON-TARIFF_BARRIERS_IN_REGULATING_INTERNATIONAL_TRADE_RELATIONS.
24. Zhamkeyeva M., Turekulova D., Nekvasil Ja Features of the development of light industry in foreign countries // «Мемлекеттік аудит – государственный аудит». – 2023. – № 59. – p. 118-129. – doi: 10.55871/2072-9847-2023-59-2-118-129.

Страница обновлена: 16.11.2025 в 17:27:19

 

 

Harmonization of customs regulation amid the economic integration associations of the CIS and the EAEU (on the example of textile, clothing and footwear industry)

Fedotova G.Y.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs
Volume 15, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the harmonization of customs regulations as the foundation of the CIS and EAEU integration associations, established in the former USSR. Harmonization of instruments for applying customs and tariff regulation, prohibitions and restrictions, and measures to protect the domestic market enables the most effective use of the potential of these integration associations in international trade. For the CIS countries, challenges in applying the product identification instrument as the basis for customs and tariff regulation were identified due to the inclusion of product characteristics imported from the EU in the classification structure. A high level of harmonization of customs and tariff regulation in the EAEU was demonstrated. The study of the harmonization of customs regulations, prohibitions and restrictions was conducted based on a comparative analysis of the database of regulatory and technical documents used for technical regulation purposes. This revealed a higher level of harmonization for the CIS compared to the EAEU. The study of harmonization of measures to protect the domestic market in the EAEU is fully supported by a uniform approach to the application of the instrument for identifying an object of international trade. The results of the study will be useful for participants in foreign economic activity amid the active transformation of trade and logistics chains in the post-Soviet space.

Keywords: economic integration, CIS free trade zone, EAEU Customs Union, harmonization, customs and tariff regulation, technical regulation

JEL-classification: F15, K33, L52, O19

References:

[].

Alekseeva N. N. (2018). CASE LAW ANALYSIS ON CHALLENGING THE DECISIONS OF CUSTOMS AUTHORITIES ON GOODS UNDER THE EAEU FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY COMMODITY NOMENCLATURE. Tamozhennaya politika Rossii na Dalnem Vostoke. (3). 5-17.

Andreeva E. I., Andriyanov D. E. (2021). UNIFIED PRODUCT DESCRIPTION AND CODING SYSTEM: A NEW LOOK AT THE PROSPECTS FOR INTERNATIONAL TRADE. Head of Russian Customs Academy. (3). 116-126.

Ayandibu, Ayansola & Houghton, Jennifer. (2017). The role of Small and Medium Scale Enterprise in Local Economic Development (LED). №11. pp.133-139. https://www.researchgate.net/publication/316583604_The_role_of_Small_and_Medium_Scale_Enterprise_in_Local_Economic_Development_LED (data obrascheniya: 07.11.2025).

Bezborodov Yu. S. (2018). CONVERGENCE OF LAW IN THE POST-SOVIET SPACE: FROM UNIFICATION IN THE CIS TO INTEGRATION IN THE EAEU LANGUAGE ENGLISH. Universum Juris. (2). 2.

Bezborodov Yu.S. (2017). INTEGRATION AS INTERNATIONAL LEGAL METHOD FOR LEGAL CONVERGENCE. Lex Russica. (12). 124-132.

Butorina O.V., Borko Yu.A. (2022). Benefits of Regional Integration: Redefining the Concept Herald of the Russian Academy of Sciences. 92 S105-S112.

CHEN Yutong Issues of interaction between the WTO and regional trade agreements Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. № 8 (171) 2022 Pages 56-59

Dusmatov B.O. (2025). The Content of Economic Integration and its Features Journal of marketing, business and management. 4 (1). 73-75.

Ettore Dorrucci, Stefano Firpo, San Paolo, Marcel Fratzscher, Francesco Paolo Mongelli (2005). The Path of European Institutional and Economic Integration: What Lessons for Latin America? Journal of Economic Integration. (20). 217-251.

Farouq Ahmad Faleh Alazzam, Rasha Bashar Ismail Alsabbagh The importance of non-tariff barriers in regulating international trade relations Public Administration And Law Review 2021, Issue 1 (5), pp. 91-104. https://public.scnchub.com/palr/index.php/palr/article/view/83 (data obrascheniya: 07.11.2025). DOI: 10.36690/2674-5216-2021-1-92.

Fedotova G. Yu. (2023). CURRENT ISSUES OF CLASSIFICATION OF GOODS IN INTERNATIONAL TRADE. Zelenyy koridor. Nauka i obrazovanie v tamozhennom dele. (2). 93-98.

Fedotova G.Yu. (2025). Communicative problems of customs digitalization in the context of international economic integration. «Uchyonye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii». (2). 53-57.

Fedotova, G. Yu. State Digital Resources Development as a Basis for Identifying the Subject of a Transaction to Reduce the Risks of Foreign Trade / G. Yu. Fedotova, A. Yu. Tereshenkova, D. N. Leontiev // Digital Challenges: What Is the Response of the Economy?. – New York : Nova Science Publishers, Inc. (USA), 2023. – P. 171-186. https://novapublishers.com/shop/digital-challenges-what-is-the-response-of-the-economy/ (data obrascheniya: 07.11.2025).

Fedotova, G.Yu. Problems of tariff classification in the context of economic integration. Conference Paper. Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020, 2019, S. 3621–3625. https://ibima.org/accepted-paper/problems-of-tariff-classification-in-the-context-of-economic-integration/ (data obrascheniya: 07.11.2025).

Kazakov V. E. (2025). POLITICAL SIGNIFICANCE OF LIGHT INDUSTRY IN RUSSIA UNDER INTERNATIONAL SANCTIONS AND LOGISTICAL CHALLENGES. Power. 33 86-93.

Kozlenko D. G., Ormanzhi Ya. P., Sklyar V. D, Migel A. A. (2024). MEASURES TO PROTECT THE RUSSIAN DOMESTIC MARKET SUBJECT TO WESTERN TRADE RESTRICTIONS. Economics and business: theory and practice. (3-1). 165 – 168.

Lavrikova Yu. G. (2007). REGIONAL PRIORITIES OF INDUSTRIAL POLICY IN SOCIAL-ORIENT BRANCHES. Economy of the region. (3). 164-172.

Litvinova A.G. (2014). ANALYSIS OF THE SITUATION IN THE LIGHT INDUSTRY IN RUSSIA. Bulletin of the Russian University of Peoples\\\\\\\' Friendship. series: economics. (2). 16-26.

Mantusov V. B. (2017). CUSTOMS MANAGEMENT OF THE INTEGRATION ASSOCIATIONS AT THE PRESENT STAGE OF GLOBAL ECONOMIC CONNECTIONS. Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. (2). 22-29.

Mizya M.S. (2017). Harmonization of the development of social and technological subsystems of the enterprise. ONV. OIS. (1). 77-80.

Sargsyan Zh. A., Kuskov A. N. (2022). LIGHT INDUSTRY AS THE MOST IMPORTANT BRANCH OF PRODUCTION OF CONSUMER GOODS. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (12-5). 174-178.

Stikina L. I. (2023). THE CONCEPT, ESSENCE AND CONTENT OF LIGHT INDUSTRY AS A BRANCH OF GOVERNMENT. Humanities, socio-economic and social sciences. (12). 203-208.

Umarkulov K.M., Abdunosirova N. R. (2025). Light Industry: The Need For Development, General Situation, And Export Challenges Ekonomika i sotsium. (4-1). 614-619.

Zhamkeyeva M., Turekulova D., Nekvasil Ja (2023). Features of the development of light industry in foreign countries «Memlekettіk audit – gosudarstvennyy audit». (59). 118-129. doi: 10.55871/2072-9847-2023-59-2-118-129.