Коллаборации вузов с коммерческими структурами в процессе ускорения инновационного развития региона
Руденко М.Н.1
, Скачков О.В.2![]()
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
2 Прикамский социальный институт, Пермь, Россия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы коллабораций высших учебных заведений с коммерческими структурами в процессах ускорения регионального инновационного развития. Определены направления инновационного развития региона. Отмечена роль высших учебных заведений в обеспечении экономических процессов в современных условиях. На основании теоретического и статистического материалов доказано предположение о наличии причинно-следственной связи между динамикой инновационного развития региона и интенсивностью коллабораций ВУЗов с коммерческими структурами. На примере национальных исследовательских ВУЗов Пермского края проведен анализ сетевых коллабораций университетов с бизнес-структурами региона. Предложены мероприятия по ускорению инновационного развития в регионе на основе коллабораций ВУЗов с коммерческими структурами. Статья адресована представителям научной общественности, органам государственного управления, а также отраслевому бизнесу
Ключевые слова: регион, инновации, сетевые коллаборации, высшие учебные заведения
JEL-классификация: R11, R12, O32, O33
Введение
В настоящее время перед Российской Федерацией как никогда остро стоит вопрос обеспечения экономической безопасности, технологического суверенитета и стабильного социально-экономического развития. Неоспоримым является факт того, что достижение данных целей осуществляется, прежде всего, на уровне региональных пространственных систем, вклад которых в общенациональное развитие определяется факторами территориального размещения производительных сил, экономической специализации и сложившейся отраслевой структуры, имеющихся потенциалов и наличия иных значимых ресурсов, а также способностью органов власти и отраслевого управления адаптивно реагировать на динамичные изменения окружающей среды.
В экономических источниках констатируется то, что амбициозность стоящих перед отечественной экономикой задач определяется необходимостью преодоления последствий современного глобального противостояния и дезинтеграции национального пространства [17] в посттрансформационный период развития, осложнивших существующие проблемы региональной дифференциации и разницы в уровне жизни населения. Также подчеркивается безальтернативность путей повышения конкурентоспособности страны и регионов на основе формирования в субъектах страны комплексных систем, эффективно преобразующих новые знания в инновационный продукт, свободно реализуемый на международном и российском рынках [14]. Кроме того, отмечается особая миссия высших учебных заведений (ВУЗов), способных быть генератором многих социально-экономических процессов на территории своего присутствия, в том числе в аспектах инновационного преобразования интеллектуальных ресурсов, формирования человеческого капитала и их практического воплощения в значимые эффекты регионального развития [10]. В качестве одного из эффективных инструментов реализации концептуальных решений развития региона на стратегическую перспективу называется сетевое взаимодействие органов государственного управления, предпринимательского сектора экономики, научно-образовательного сообщества и населения [3].
Вместе с тем, глубокую озабоченность научной общественности вызывает низкий уровень достижимости программных показателей и критериев инновационного развития регионов страны, зачастую формализованный и поверхностный характер документов стратегического планирования, отсутствие в практике управления сетевого подхода, призванного консолидировать интересы общества, власти и бизнеса [15].
В этой связи, можно расценивать тему настоящей статьи как актуальную, а само исследование как своевременное, результаты которого востребованы в практике регионального управления.
Целью работы является исследование роли коллабораций высших учебных заведений с коммерческими структурами в инновационном развитии субъектов Российской Федерации.
Гипотезой исследования является предположение о наличии причинно-следственной связи между динамикой инновационного развития и интенсивностью коллабораций ВУЗов с коммерческими структурами на территории их присутствия.
Материалом для статьи послужили опубликованные результаты трудов ведущих исследователей в области региональной экономики, инновационного развития, теории экономических сетей. В качестве методов исследования применялись библиографический метод, метод компаративного анализа, теоретического синтеза и обобщения и другие.
Основная часть
В своем исследовании мы будем исходить из устоявшихся и распространенных в экономической теории пониманий:
во-первых, регион, как субъект Российской Федерации, является интегральным объектом государственного стратегического управления, характеризующийся сложившимися сетевыми экономическими взаимодействиями [21];
во-вторых, инновационное развитие по своей эволюционной природе отражает потенциальную готовность экономической системы и ее субъектов к эволюционным преобразованиям в неограниченных спектре деятельности и формах реализации, на основе применения новейших достижений научно-технического прогресса и распространения передовых практик внедрения инновационных технологий [8];
в-третьих, темпы распространения сетевых коллабораций определяются уровнем развития общества [12].
Далее мы представим результаты проведенного анализа содержания научных источников, который позволил определить ключевые положения, относящиеся к теме настоящей работы. Приведем основные из них.
Представители уральской экономической школы Акбердина В.В. и Романова О.А. считают, что краеугольным моментом регионального развития в настоящее время является действующая или формирующая в субъекте страны модель экономики знаний (ноономика), выступающая инструментом генерации социально-экономических процессов и диверсификации отраслей на основе:
– глубокой инновационно-технологической специализации;
– достигнутого уровня стратегического сетевого сотрудничества;
– наличия технологических и управленческих компетенций у органов управления и хозяйствующих субъектов предпринимательского сектора;
– качества институциональной среды и масштабов селективной поддержки [2].
В свою очередь, Голова И.М. при рассмотрении аспектов активизации инновационных процессов в региональном сообществе актуализирует многообразие горизонтальных сетевых коллабораций акторов в цепочках трансформации идей в инновационные продукты в различных сферах общественного развития, выделяя при этом особую роль учреждений науки и высшей школы [5].
Естественно, что получение полноценных эффектов сетевых коллабораций в инновационной сфере невозможно без регионального предпринимательского сектора, являющегося генеральным заказчиком и потребителем коммерчески привлекательного инновационного продукта в производственных и управленческих процессах уставной деятельности коммерческих структур [7].
Развитие современных высших учебных заведений в России и за рубежом в настоящий момент также связывают с реализацией концепта «Университет 3.0», согласно которого предпринимательская деятельность становится одним из основных видов уставной деятельности, осуществляемой в целях формирования комплексного интеллектуального обеспечения инновационного развития окружающего пространства [1]. Получившая по названию этого концепта третья миссия образовательных учреждений проявляется в самостоятельной реализации и продвижении разработанного и созданного в ВУЗе инновационного продукта в конкурентную среду исходя из потребностей рынка, становясь тем самым дополнительным источником инвестиций для технологического переоснащения и модернизации научно-образовательной деятельности [18].
В этой связи, Баландин Д.А. отмечает роль стратегического взаимодействия ВУЗов и коммерческих структур региона в организации конкурентного научно-образовательного процесса и продвижения результатов НИОКР в рыночной среде [16]. Развивая подобную позицию Данейкин Ю.В. и Иванова О.П., подчеркивают необходимость интеграции ВУЗов, промышленности и власти в форме взаимовыгодных коллабораций для осуществления инновационно-технологического прорыва, увеличения доли наукоемких отраслей, эффективного трансфера результатов НИОКР, формирования новых компетенций и преодоления структурных диспропорций в экономике страны и регионов. [6].
Курносова Е.А. и Тюкавкин Н.М. изучая уровень сетевизации реального сектора экономики, предложили дополнительно осуществлять оценку институциональных условий для формирования коллабораций акторов инновационной деятельности [11], результат которой позволяет выявлять незадействованные ресурсы и потенциалы, актуализировать проблемы и определять направления совершенствования механизмов и инструментов регулирования сетевого взаимодействия субъектов, осуществляющих трансфер технологий [19], повышать качество регулирования процессов инновационного развития [4], способствовать применению новых инструментов повышения инновационного климата в субъекте страны [13].
Распространению практики поддержки коллабораций ВУЗов и коммерческих структур со стороны органов регионального регулирования может способствовать опыт ряда стран, где за счет организации подобного сетевого взаимодействия в различных административных образованиях был достигнут рост показателей занятости, заработной платы, внедрения технологических инноваций. Наибольшие эффекты наблюдались в территориях, обладающих географическими преимуществами, качественным уровнем организации муниципального управления, налаженными связями высшей школы с корпоративным бизнесом, профессиональными навыками у местных трудовых ресурсов, востребованной специализацией локальных университетов [20].
Следует отметить, что в Российской Федерации высшие учебные заведения, в полной мере соответствующие подобным характеристикам, выделены как отдельная категория с приданием им статуса национальных исследовательских университетов и дополнительным бюджетным финансированием на прорывные инновационные исследования и разработки. В то же время нельзя проигнорировать тот факт, что российские национальные исследовательские университеты существенно различаются по показателям эффективности, объемам финансирования и степени вовлеченности в процессы ускорения инновационного развития регионов и муниципальных территорий [9].
В подтверждение данного тезиса рассмотрим отдельные показатели, характеризующие интенсивность коллабораций национальных исследовательских университетов с коммерческими структурами в создании инновационного продукта на примере Пермского края. В регионе функционируют два подобных ВУЗа (без учета филиалов): Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) и Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ). Практически по всем показателям данные образовательные учреждения являются лидерами среди других ВУЗов региона, включая научно-инновационную деятельность. Таким образом, допустимо считать, что ПГНИУ и ПНИПУ определяют тенденции научно-образовательной деятельности в местном масштабе.
Учитывая то, что Пермский край является индустриально-развитым регионом, отрасли промышленности которого генерируют и реализуют инновации в сфере высоких технологий для дальнейшего исследования считаем необходимым представить динамику объема научной и образовательной деятельности (рисунок 1).
Рисунок 1 – Объем научной и образовательной деятельности в Пермском крае за 2016-2022 годы, млрд. руб.
Примечание – Составлено авторами по данным Росстат
Как можно убедиться из содержания рисунка 1 в Пермском крае наблюдается устойчивый рост показателя суммарного объема научной и образовательной деятельности по состоянию до 2022 года (данные за 2023 и 2024 годы на момент работы над статьей не опубликованы Росстат).
При этом в регионе в данный период наблюдалась неоднородная динамика производства инновационной продукции, связанная с отраслевыми сдвигами в результате изменения рыночной конъектуры, переориентации национальной экономики на страны азиатского региона, последствий пандемии коронавируса, санкций и ограничений со стороны так называемых «недружественных» государств и т.д. (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика объема инновационной продукции в Пермском крае за 2016-2023 годы, млрд. руб., %
Примечание – Составлено авторами по данным Росстат
На рисунке 2 по левой вертикальной оси отображены данные объема инновационной продукции, а по правой – доли инновационной продукции в общем объеме производства. Как мы видим, динамика данных показателей практически тождественна.
Из сопоставления содержания рисунков 1 и 2 можно сделать вывод об отсутствии прямой зависимости между объемами производства инновационной продукции и финансированием научной и образовательной деятельности со стороны государства и бизнес-структур за анализируемый период в регионе.
Хотелось бы также отметить – рассматриваемые национальные исследовательские университеты, локализованные в Пермском крае сопоставимы по числу факультетов, количеству остепененных сотрудников и обучающихся студентов и существенно различаются по объемам НИОКР, распределению бюджетных мест по образовательным программам, востребованности выпускников в реальном секторе экономики.
Наш интерес вызывают показатели коллабораций ВУЗов с коммерческими структурами. В связи с этим, на рисунке 3 приведена структура НИОКР ПГНИУ и ПНИПУ за 2023 год.
Рисунок 3 – Структура НИОКР национальных исследовательских университетов, локализированных в Пермском крае за 2023 г., млн. руб., %
Примечание – Составлено авторами по данным официальных сайтов ВУЗов
На рисунке 3 по левой вертикальной оси отображены данные объема средств бизнеса в НИОКР высших учебных заведений, а по правой – их доли.
Колоссальный отрыв ПНИПУ от ПГНИУ по объемам НИОКР, по нашему мнению, отражает повышенный коммерческий интерес предпринимательских структур региона к потенциалу и результатам научно-образовательной деятельности Пермского национального исследовательского политехнического университета, получивших практическое применение в отраслях реального сектора экономики.
Пермский государственный национальный исследовательский университет в большей степени ориентирован на потребности организаций государственного сектора экономики, ограниченных бюджетными рамками и менее затрато- и ресурсоемких по характеру своей деятельности.
Стратегические задачи по достижению технологического суверенитета и импортозамещению, реализуемые в форме национальных проектов в том числе на промышленных предприятиях Пермского края также отразились на показателе количества обучающихся по целевым программам в данных ВУЗах (рисунок 4).
Рисунок 4 – Динамика числа обучающихся по целевым программам в национальных исследовательских университетах, локализированных в Пермском крае за 2014-2023 гг., ед.
Примечание – Составлено авторами по данным официальных сайтов ВУЗов
Как мы видим из рисунка 4, в настоящее время в российском обществе и, в частности, Пермском крае более востребованы промышленные специальности, о чем свидетельствуют доминирование ПНИПУ над ПГНИУ по числу обучающихся по целевым программам.
Также показателен уровень удовлетворенности коммерческих структур молодыми специалистами – выпускниками Пермского национального исследовательского политехнического университета (рисунок 5).
Рисунок 5 – Уровень удовлетворенности работодателей выпускниками ПНИПУ за 2021-2023 гг., %
Примечание – Составлено автором по данным официального сайта ПНИПУ
Из рисунка 5 видно, что уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников ПНИПУ за 2023 год достиг 82 %. В ПГНИУ по данным самообследования за 2022 год (за 2023 год информации нет) данный показатель составил 73%, а уровень удовлетворенности выпускников полученным компетенциями только 71 %.
Отсюда напрашивается вывод о большей практикоориентированности студентов, подготавливаемых в ПНИПУ. ПГНИУ отличается более системным классическим образованием (с «отложенным» на перспективу эффектом), при меньшем объеме практики у будущих работодателей, что увеличивает срок адаптации молодых специалистов и требует дополнительных временных издержек со стороны бизнеса, государственных и муниципальных организаций и учреждений.
Рассмотренные аспекты сетевых коллабораций ведущих ВУЗов Пермского края с коммерческими структурами позволяет выявить локальные особенности в реализации их взаимодействия, отдельные из которых понижают потенциал инновационного развития региона.
Считаем важным отметить такие из них как: неотработанность алгоритма заключения договорных отношений ВУЗов с коммерческими структурами; конкуренция между потенциальными стейкхолдерами и разнонацеленность их интересов; неотлаженные коммуникации и «обратная связь».
Для ускорения инновационного развития Пермского края на основе повышения уровня сетевых коллабораций ВУЗов с коммерческими структурами, по результатам настоящего исследования считаем необходимым предложить следующие мероприятия:
– совершенствование методов коммерциализации научно-образовательной деятельности сотрудников ВУЗов;
– формирование служб сопровождения результатов НИОКР до уровня коммерческого предложения;
– разработка положений о стимулировании реализации интеллектуального продукта;
– отработка инструментов информационных коммуникаций с коммерческим сектором экономики об обмене научно-технологическими компетенциями.
Заключение
Подводя итоги настоящего исследования, считаем необходимым отметить, что подтверждено наличие определенной следственной связи между динамикой инновационного развития региона и интенсивностью коллабораций ВУЗов с коммерческими структурами. При этом, проявления этой связи сильнее в реальном секторе экономики индустриально-развитых регионов страны, где присутствуют национальные исследовательские университеты, ориентированные в своей деятельности на промышленные корпорации. Установлено – интенсивность сетевых коллабораций ВУЗов с коммерческими структурами в настоящее время в большей степени формируется налаженными коммуникациями отдельных представителей профессорско-преподавательского состава с представителями бизнеса, чем рыночными факторами, что свидетельствует о незадействовании всего потенциала системного развития. Полученные результаты адресованы научному сообществу и органам регионального и отраслевого управления и перспективны при разработке инструментов оценки сетевых коллабораций ВУЗов с коммерческими структурами в рамках реализации мероприятий по инновационному развитию субъектов Российской Федерации.
Источники:
2. Акбердина В. В., Романова О. А. Региональные аспекты индустриального развития: обзор подходов к формированию приоритетов и механизмов регулирования // Экономика региона. – 2021. – № 3. – c. 714-736.
3. Башминов А.В., Руденко М.Н. Некоммерческие организации и их сетевое взаимодействие // Экономика и управление. – 2022. – № 12. – c. 1259-1268.
4. Боуш Г.Д., Вертинова А.А., Солдатова Л.С. Инновационное развитие регионов: роль университетов // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1229-1238. – doi: 10.18334/epp.14.4.120671.
5. Голова И. М. Экосистемный подход к управлению инновационными процессами в российских регионах // Экономика региона. – 2021. – № 4. – c. 1346-1360.
6. Данейкин Ю.В., Иванова О.П. Оценка вклада университета в развитие инновационного научно- технологического центра в регионе // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 6. – c. 13-19.
7. Иванов С.Л., Теребова С.В. Проблемы развития инновационного предпринимательства в регионе и пути их решения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2024. – № 1. – c. 159-177. – doi: 10.15838/esc.2024.1.91.9.
8. Клименко О.И. Методический инструментарий оценки инновационного потенциала: анализ содержания и оценка прикладной ценности для управления // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2024. – № 4. – c. 9-21.
9. Ковельский В.В., Ростова Е.П. Оценка эффективности бюджетного финансирования инновационных российских университетов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2023. – № 2. – c. 330-349.
10. Котомина О.В., Третьякова Е.А. Взаимосвязь развития региона и функционирования вузов (на примере Северо-западного федерального округа) // Балтийский регион. – 2024. – № 1. – c. 117-140.
11. Курносова Е.А., Тюкавкин Н.М. Методология и инструментарий оценки эффективности инфраструктуры инновационной деятельности региональной промышленности. - Самара, 2021. – 218 c.
12. Ластовкина Д. А. Сетевые взаимодействия в рамках регионального сообщества // Society and Security Insights. – 2021. – № 1. – c. 122–139.
13. Митяков Е.С., Куликова Н.Н., Горина Т.В. Инновационная политика современного технического ВУЗа: подход к формированию и реализации // Развитие и безопасность. – 2024. – № 2. – c. 47-60.
14. Пыткин А.Н., Баландин Д.А., Ионова И.Г. Управление инновационным развитием региона в конкурентной среде. / Монография. - Пермь: Изд-во ООО Полиграф Сити, 2014. – 257 c.
15. Рахмеева И. И. Региональная регуляторная среда: на распутье. - Екатеринбург : Уральский государственный экономический университет, 2021. – 210 c.
16. Руденко М. Н., Баландин Д. А. Концептуальные противоречия в сфере высшего образования как угроза экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2024. – № 2. – c. 235-246.
17. Силин Я.П., Анимица Е.Г. Эволюция парадигмы региональной экономики // Journal of New Economy. – 2020. – № 1. – c. 5–28.
18. Смирнов Д. Ю. Организационная структура предпринимательского университета // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2024. – № 1. – c. 14-19.
19. Сотников А.А. Механизм управления региональным взаимодействием субъектов трансфера технологий // Регион: системы, экономика, управление. – 2024. – № 2. – c. 104-112.
20. Тайкулакова Г.С., Мырзахмет М.К., Мырзахмет Б.К., Базарханова Г.О. Анализ предпринимательской активности региональных университетов в процессе создания промышленных кластеров // Экономика: стратегия и практика. – 2024. – № 2. – c. 100-122.
21. Щеглов Е.В., Акатов Н.Б., Баландин Е.Д. Конкурентоспособное развитие промышленного комплекса региона на современном этапе // Российский экономический интернет-журнал. – 2020. – № 4. – c. 62.
Страница обновлена: 13.11.2025 в 21:17:32
Collaboration of universities with commercial structures in the process of accelerating the regional innovative development
Rudenko M.N., Skachkov O.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)
Abstract:
The article considers the issues of collaboration of higher educational institutions with commercial structures in the processes of accelerating regional innovative development. The directions of regional innovative development have been determined. The role of higher educational institutions in ensuring economic processes in modern conditions is noted. Based on theoretical and statistical materials, the assumption that there is a causal relationship between the dynamics of regional innovative development and the intensity of university collaborations with commercial structures was proved. On the example of national research universities in the Perm Region, an analysis of network collaborations between universities and business structures in the region was carried out. Measures to accelerate innovative development in the region based on university collaborations with commercial structures are proposed. The article is addressed to representatives of the scientific community, the public administration body, as well as industry business.
Keywords: region, innovation, network collaboration, higher education institution
JEL-classification: R11, R12, O32, O33
References:
Akberdina V. V., Romanova O. A. (2021). REGIONAL INDUSTRIAL DEVELOPMENT: REVIEW OF APPROACHES PRIORITIES TO REGULATION AND DETERMINING. Economy of the region. 17 (3). 714-736.
Avdeychik O., Struk V., Antonov A., Lesun A. (2024). Towards the methodology of the concept of University 3.0 at the Belarusian higher school. Theoretical & Applied Science. (1). 277-288.
Bashminov A.V., Rudenko M.N. (2022). NON-PROFIT ORGANIZATIONS AND THEIR NETWORKING. Economics and management. 28 (12). 1259-1268.
Boush G.D., Vertinova A.A., Soldatova L.S. (2024). The role of universities in innovative regional development. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (4). 1229-1238. doi: 10.18334/epp.14.4.120671.
Daneykin Yu.V., Ivanova O.P. (2020). ASSESSING THE CONTRIBUTION OF THE UNIVERSITY TO THE DEVELOPMENT OF AN INNOVATIVE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL CENTER IN THE REGION. Innovation and Investment. (6). 13-19.
Golova I. M. (2021). ECOSYSTEM APPROACH TO INNOVATION MANAGEMENT IN RUSSIAN REGIONS. Economy of the region. 17 (4). 1346-1360.
Ivanov S.L., Terebova S.V. (2024). Innovative entrepreneurship development in the region: challenges and ways to address them. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 17 (1). 159-177. doi: 10.15838/esc.2024.1.91.9.
Klimenko O.I. (2024). METHODOLOGICAL TOOLS FOR ASSESSING INNOVATION POTENTIAL: CONTENT ANALYSIS AND ASSESSMENT OF APPLIED VALUE FOR MANAGEMENT. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (4). 9-21.
Kotomina O.V., Tretiakova E.A. (2024). UNIVERSITY PERFORMANCE AND REGIONAL DEVELOPMENT: THE CASE OF RUSSIA'S NORTH-WEST. The Baltic region. 16 (1). 117-140.
Kovelskiy V.V., Rostova E.P. (2023). ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF BUDGET FINANCING OF INNOVATIVE RUSSIAN UNIVERSITIES. Bulletin of the Russian University of Peoples\\\' Friendship. series: economics. 31 (2). 330-349.
Kurnosova E.A., Tyukavkin N.M. (2021). Methodology and tools for assessing the effectiveness of regional industry innovation infrastructure
Lastovkina D. A. (2021). NETWORK INTERACTIONS WITHIN A REGIONAL COMMUNITY. Society and Security Insights. 4 (1). 122–139.
Mityakov E.S., Kulikova N.N., Gorina T.V. (2024). INNOVATION POLICY OF A MODERN TECHNICAL UNIVERSITY: APPROACH TO FORMATION AND IMPLEMENTATION. Razvitie i bezopasnost. (2). 47-60.
Pytkin A.N., Balandin D.A., Ionova I.G. (2014). Managing the region's innovative development in a competitive environment
Rakhmeeva I. I. (2021). Regional regulatory environment: at a crossroads
Rudenko M. N., Balandin D. A. (2024). CONCEPTUAL CONTROVERSIES IN HIGHER EDUCATION AS A THREAT TO RUSSIA'S ECONOMIC SECURITY. Economic security. (2). 235-246.
Scheglov E.V., Akatov N.B., Balandin E.D. (2020). COMPETITIVE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION AT THE PRESENT STAGE. Russian economic online journal. (4). 62.
Silin Ya.P., Animitsa E.G. (2020). EVOLUTION OF THE REGIONAL ECONOMICS PARADIGM. Journal of New Economy. 21 (1). 5–28.
Smirnov D. Yu. (2024). HE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY. Interexpo GEO-Siberia. 5 (1). 14-19.
Sotnikov A.A. (2024). MECHANISM FOR MANAGING REGIONAL INTERACTION OF TECHNOLOGY TRANSFER SUBJECTS. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. (2). 104-112.
Taykulakova G.S., Myrzakhmet M.K., Myrzakhmet B.K., Bazarkhanova G.O. (2024). ANALYSIS OF THE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF REGIONAL UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF CREATION INDUSTRIAL CLUSTERS. Ekonomika: strategiya i praktika. 19 (2). 100-122.
