Влияние миграционных потоков на российский рынок труда
Алонцева Д.В.1
, Панькин П.В.1
, Шабалина Т.А.1![]()
1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, Россия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы, связанные с трудовой миграцией в России, дана оценка ее влияния на состояние рынка труда, определены положительные и отрицательные последствия миграции для российской экономики. В исследовании основное внимание уделено миграционному пространству Российской Федерации, для системной оценки авторы использовали открытые данные Федеральной службы государственной статистики, расчеты агентства «Эксперт РА», данные Судебного департамента Верховного суда Российской Федерации. Эмпирической базой исследования стало законодательство Российской Федерации, и статические данные, касающиеся миграционных процессов. В ходе проведенного исследования авторами осуществлен анализ динамики миграционных процессов, оценено воздействие трудовой миграции на хозяйственные процессы в Российской Федерации, в качестве иллюстрации исследованы особенности трудовой миграции из КНР в Российскую Федерацию. Статья может быть полезна специалистам, занимающимися проблемами рынка труда, миграционной политикой, а также студентам и широкому кругу читателей
Ключевые слова: миграция, трудовые ресурсы, рынок, государство, законодательство, регулирование
JEL-классификация: J60; J68; K37
Введение
Глубокое понимание миграционных процессов позволяет выстроить эффективную политику управления миграционными потоками, минимизировать негативные последствия и использовать возможности, которые представляет миграция. Миграция в настоящее время является важным политическим вопросом, связанным с правами человека, развитием государства и геополитикой на национальном, региональном и международном уровнях. По данным Портала миграционных данных в 2024 году число международных мигрантов во всем мире составило 304 миллиона человек, почти удвоилось с 1990 года, когда число международных мигрантов оценивалось в 154 миллиона человек [27]. Несмотря на абсолютный рост числа международных мигрантов, за последние десятилетия их доля в мировом населении остается небольшой: в 2024 году всего 3,7 процента людей во всем мире были международными мигрантами, увеличившись лишь незначительно с 2,9 процентов в 1990 году [27].
Миграционные процессы имеют двойственный характер, они несут в себе риски как для государств-мигрантов (в частности, отток квалификационных кадров, дефицит рабочей силы, падение рождаемости, старение населения п др.), так и государств-доноров (значительная доля мигрантов на рынке труда приводит к росту безработицы в принимающих странах, снижению минимальной заработной платы, распространению теневых трудовых отношений).
Управление миграционными потоками, соответствующее новым вызовам и выработка стратегических направлений в целях минимизации отрицательных эффектов даст возможность государствам не только сохранить свой трудовой потенциал, но и будет способствовать их экономическому развитию, стабильности, социальной гармонии и политической устойчивости.
Цель работы состоит в выявлении важнейших прогнозных тенденций развития миграционных процессов в России, их влияния на рынок рабочей силы и стабильность в обществе.
Рабочая гипотеза исследования состоит в предположении, что геополитические и экономические факторы влияют на прогнозные величины миграционных потоков, которые оказывают существенное влияние на российский рынок труда в регионах и устойчивость в обществе.
Материалы и методы исследования
Миграционные процессы, оказывающие комплексное влияние на российский рынок труда, выступают значимым фактором его трансформации. В условиях демографического кризиса и структурных дисбалансов трудовых ресурсов иностранная рабочая сила становится значимым фактором экономического развития Российского государства. В современной отечественной и зарубежной литературе миграция рассматривается как многоаспектное явление, имеющее стратегическое значение для социально-экономического развития страны
Решением проблем миграционных процессов занимаются представители разных научных школ. Приведем лишь некоторых зарубежных коллег Крис Ф. Райт и Колм Маклафлин [29], Родригес [28], Чжан [30] и др. Обобщая позиции указанных ученых, стоит отметить их комплексный подход к изучению и оценке миграционных процессов, заключающийся в оценке факторов международной миграции с социально-политической точки зрения. По мнению авторов, миграционный поток имеет двойственный характер, с одной стороны, происходит экономическое и культурное взаимообогащение, а, с другой, распространение социально-экономических рисков, дестабилизация экономики государств, проблемы миграционной безопасности [28]. Крис Ф. Райт и Колм Маклафлин рассматривают миграционную политику как источник экономического развития, полагая о необходимости пересмотра влияния миграционных потоков на рынок труда [29]. Среди зарубежных ученых есть и те, кто выделяют положительные причины миграции, связанные с лучшими возможностями трудоустройства, социальной поддержкой, доступом к здравоохранению и другими преимуществами [30].
Таким образом, анализ трудов зарубежных ученых позволяет говорить о том, что в целом миграция не является только односторонним движением, а представляет собой процесс, связывающий страны или регионы вместе.
Среди отечественных ученых вопросам миграционной политики посвящены труды, Дутова П.О. [5], Кожевникова О.А. и Кузнецовой С.С [10], Красинец Е.С. [11], Луценко С.И. [13], Леденевой В.Ю. и Рахмонова А.Х. [12], Тухтаровой Е.Х. [25] и др.
Тухтарова Е.Х., отмечает, что «в России не используется в полной мере механизм привлечения квалифицированных специалистов, которые так необходимы в регионах» [25]. Красинец Е.С. дает оценку «современных трендов функционирования национального рынка труда в контексте проблем сбалансированности между спросом на рабочую силу и её предложением» [11]. Кожевников О.А. и Кузнецова С.С. дают сравнительно-правовой анализ принципа федерализма в миграционной политике России и других стран, что позволяет выявить положительные факторы в отечественной миграционной политике [10]. Дутов П.О. рассматривает вопросу международно-правового сотрудничества Российской Федерацией с другими государства в рамках заключенных международных договоров по вопросам международной трудовой деятельности [5]. Луценко С.И. исследует взаимосвязь нелегальной трудовой миграции и преступности, отмечая тот факт, что от того, как «Россия сможет, адаптироваться к новой реальности во многом зависит от ее готовности ответить на эти вызовы взвешенной миграционной политикой, увязывающей национальные интересы страны и соблюдение прав человека» [13]. Леденева В.Ю. и Рахмонов А.Х. в своем совместном исследовании рассматривают проблему миграционного потенциала, делая акцент на то, что «международная миграция в современных условиях выступает важнейшим объектом международного регулирования» [12]. По мнению Емелина С.М. и Ермолаева О.И. миграционная политика выступает одним из направлений государственной политики современных государств, оказывая прямое влияние на «экономическое развитие государства, уровень безопасности граждан, сохранение суверенитета и защиту от вмешательства в его внутренние дела» [6]. Бабоян Л.М. проводит зависимость между экономической безопасностью государства и миграционными процессами, указывая «миграция (в частности, трудовая миграция) характеризует активно развивающуюся глобализацию, оказывает влияние на социально-экономическое, политическое состояние исходных и принимающих территорий» [1]. Зигангирова Э.Р. и Базжина В.А. говорят о неспособности удовлетворить потребности в рабочей силе на территории России в ряде регионов, «возникает необходимость применения механизмов привлечения иностранной рабочей силы из Китая» [7]. Васильева А.В. предлагает «методический подход к оценке возможности формирования российской миграционной политики компромиссов в сфере регулирования иностранной рабочей силы, базирующийся на сопоставлении действующих нормативных и стратегических документов» [3]. Максимова С. Г. и Омельченко Д. А. связывают изменения климата и миграционные процессы, отмечая, что «миграция в контексте изменений климата, с одной стороны, рассматривается в качестве активной стратегии, повышающей уровень безопасности населения, с другой стороны, акцентируют внимание на не-миграции как на вынужденной стратегии и результате свободного выбора [14]. Бурда М.А. исследовав механизм организованного набора иностранных работников как инструмента регулирования трудовой миграции в России, приходит к выводу о зависимости «способов регулирования внешней трудовой миграции с учетом имеющихся интересов государства и общества в сфере экономики и национальной безопасности, а также противодействия потенциальным миграционным рискам» [2].
Обзор научных мнений показывает значимость рассмотрения вопросов, затрагивающих миграционную политику государства, поскольку миграционные потоки сказываются на экономическом развитии государства и общества.
В данном исследовании основное внимание уделено миграционному пространству Российской Федерации, для системной оценки которого было решено использовать открытые данные Федеральной службы государственной статистики [26], расчеты агентства «Эксперт РА» [22], данные Судебного департамента Верховного суда РФ [4].
Данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации позволяют определить основные миграционные показатели, поскольку миграционные потоки напрямую влияют на ситуацию на рынке труда. Авторами исследования также учитывался тот факт, что в текущем статистическом учете государственной службы статистики отражается численность прибывших и выбывших, а по разнице формируется либо положительное, либо отрицательное сальдо миграции. Анализ представленных данных позволяет формировать предварительные прогнозы того, как эти процессы могут оказать то или иное влияние на рынок труда и внутреннюю ситуацию в стране в целом. Росстат учитывает только иностранных граждан, зарегистрировавшихся по месту проживания или временного пребывания на срок до девяти месяцев и более длительный срок, часть мигрантов (особенно временные трудовые мигранты) не попадает в эти данные, что говорит о погрешности в данных Росстата. Кроме того, на момент проведения исследования учитывались показатели до 2024 года включительно, поскольку некоторые релевантные данные за 2025 годы еще не опубликованы. Вследствие погрешности статистических данных возникает сложность дальнейшего прогнозирования динамики рынка труда.
Методология исследования основана на применении диалектического метода, инструментов формальной логики, а также таких общенаучных методов, как анализ, синтез, аналогия, сравнение, индукция, дедукция, системный анализ. Были задействованы и частно-научные методы, в частности, метод системного, сравнительного анализа.
Системный метод позволил выявить влияние миграционных процессов на эффективность трудовой миграции. Правовой анализ был построен на оценке действующего законодательства, в целях оценки обеспечения национальной безопасности и правопорядка, а также оценки содействия интеграции и адаптации иностранных граждан в российское общество.
С помощью прогностических методов были определены основные тенденции развития миграционных процессов, дана экономико-правовая оценка эффективности трудовой миграции на период до 2027 года.
Использование вышеуказанных методов в их совокупности позволило выявить экономико-правовые проблемы, связанные с миграционным движением населения, определить их ключевые направления, основные миграционные потоки, а также их «качественный» состав.
Результаты и обсуждение
Проведем анализ динамики развития российского рынка труда, выявим тенденции, характерные для него под влиянием миграции и сформируем прогнозные величины миграционных потоков под влиянием происходящих геополитических и экономических факторов. Итоги позволят выявить ключевые направления миграционных потоков, их особенности, перспективы и возможные угрозы, которые они могут нести для экономики страны в целом и рынка труда, в частности.
Для сферы реального сектора экономики России проблема трудовой миграции обострилась за счет осложнившихся внешнеполитических факторов и усугубления существующих демографических проблем. Проводимая СВО, западные санкции спровоцировали массовую миграцию из страны лиц трудоспособного возраста, часто с хорошим уровнем образования. Этот процесс осложнился и вынужденной миграцией, обусловленной выводом с территории страны иностранных компаний вместе с персоналом. По официальным данным, за последние 3 года (с 2022 по 2024 год) количество выехавших из страны по этой причине составило около 1 миллиона человек.
Сегодня в стране практически нет незадействованных внутренних источников дополнительной рабочей силы, поэтому привлечение иностранных рабочих является существенным источником трудовых ресурсов для реального сектора экономики. По данным Росстата, «за период с 2000 по 2023 гг. ежегодное привлечение в реальный сектор экономики молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, снизилось на 40% и сейчас большая доля работающих — это люди, старше 40 лет [16]. По прогнозным расчетам, в ближайшие 10 лет потери в количестве занятых могут достичь 3–5 млн человек» [24], а удельный вес численности граждан пенсионного возраста превысит 25% [16]. В такой ситуации приток рабочей силы из-за рубежа является вариантом снижения остроты данной проблемы, хотя он не должен быть главным. Нужно искать внутренние резервы для устранения дефицита рабочей силы, поэтому сейчас в стране активно реализуются меры, призванные преодолеть нехватку трудовых ресурсов, особенно в рабочих специальностях. В частности, за счет специальных программ происходит перераспределение трудовых ресурсов по регионам, реализуются программы по повышению мобильности кадров, совершенствуется развитие системы среднего профессионального образования. В 2020 году около 60% выпускников 9 -х классов решили продолжить свое обучение в колледжах, получая рабочие профессии, в то время как в начале 2000 гг. таких желающих было всего 10-15 % от числа выпускников [24].
Миграция и экономика: взаимосвязь, или взаимозависимость?
Миграционные процессы оказывают существенное влияние на перманентный процесс совершенствования структуры народно-хозяйственного комплекса, оказывают воздействие на трансформационные процессы в экономическом секторе и не только. Происходящие сегодня изменения геополитического характера, события прошедших 4-5 лет оказали существенное влияние на состояние и динамику миграционных процессов в России, и, как следствие, на формирование, структуру и особенности функционирования рынка труда в отдельных регионах и в стране в целом. Последствия пандемийных ограничений и санкционной политики недружественных стран обусловили изменения в динамике и структуре миграционных процессов. Серьезные изменения в международных отношениях со странами СНГ привели к тому, что за 2021-2023 годы значительно увеличилось число выбывших (в 2,8 раза) [26]. Если за 2019-2020 годы из стран СНГ, Балтии и Грузии миграционный приток сократился на 82 тыс. человек, то из других зарубежных стран миграционный приток уменьшился всего на 25 тыс. человек.
Под влиянием мировых экономических процессов, геополитических тенденций, совершенствования статистических методов, применяемых для оценки движения населения, можно проследить существенные изменения в размерах и направлениях миграционных потоков. Так, с 2011 года в статистический учет долгосрочной миграции населения включены лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, что обеспечило за 2023 год рост числа прибывших на 165 тыс. человек, а миграционный прирост составил почти 320 тыс. человек [26].
По регионам России прослеживается неоднородная тенденция происходящих изменений, касающихся рынка труда. Санкционное давление обусловливает изменения в структуре спроса на рабочую силу в отдельных регионах. В частности, поворот к нашим восточным партнерам, увеличивает роль дальневосточных регионов в экономике страны, вызывает необходимость наращивать их потенциал. В частности, возросший грузопоток и расширившаяся структура его в этом направлении способствуют росту потребности в работниках, сфера профессиональных интересов которых связана с транспортной инфраструктурой, логическими процессами.
За 2022-2024 годы наблюдалась тенденция увеличения оттока населения, отрицательное миграционное сальдо зафиксировано в 63 субъектах Федерации [18]. Наиболее значительный миграционный отток населения был характерен для сибирских субъектов Федерации, таких, как Томская область (минус 5,9 тыс. чел.), Омская (минус 4,0 тыс. чел.), Иркутская (минус 3,7 тыс. чел.), Забайкальский край (минус 3,3 тыс. чел.) [26]. Такая ситуация не способствует развитию региональных народнохозяйственных комплексов, и выглядит крайне странно на фоне колоссальных природных ресурсов, имеющихся в этих регионах.
В конце 2023 года эта ситуация начала изменяться в лучшую сторону, миграционный прирост имел место в более, чем 40 российских регионах, хотя этот процесс не характерен для дальневосточных регионов страны. Однако, в сегодняшних условиях данная положительная тенденция не может полностью компенсировать естественную убыль населения, исходя из сложившейся прежде демографической ситуации в стране, и обеспечить потребности региональных рынков труда, в том числе в кадрах высокой квалификации.
Несмотря на санкционное давление со стороны недружественных стран на российскую экономику, реальный сектор экономики развивается, в большинстве регионов наблюдается рост спроса на рабочую силу. В частности, по данным Росстата, за октябрь 2023 года, потребность в рабочей силе возросла по сравнению с октябрем 2022 года более, чем на 8 %. Рост спроса на трудовые ресурсы наблюдается в 67 российских регионах, в том числе и во многих дальневосточных. Однако, в 70% регионов России, имеющим положительное миграционное сальдо, миграционный прирост не удовлетворяет потребности региональных рынков труда, специализация и квалификация трудовых мигрантов не соответствует реальным требованиям экономики. Наибольший дефицит трудовых ресурсов имеют хозяйствующие субъекты машиностроительной, металлургической, строительной индустрии, транспортного сектора, то есть те, где велика доля добавленной стоимости в созданной продукции и требуются профессиональные знания и умения работников, специальные компетенции.
Особенно остро чувствуется нехватка квалифицированных кадров в высокотехнологичных производствах, которые увеличили масштабы своей деятельности в связи с уходом с российского рынка иностранных производителей. Увеличение спроса на квалифицированные кадры обусловил и рост государственного оборонного заказа на фоне проводимой СВО. Предприятия, производящие высокотехнологичную продукцию подобного назначения, имеют возможность обеспечить более высокую заработную плату и успешно конкурировать в этом вопросе с предприятиями, выпускающими продукцию гражданского назначения.
Крупнейшими странами-донорами рабочих для России выступают Таджикистан, Киргизия, Украина, Казахстан и Узбекистан [20]. В Россию прибывают, в основном, трудовые мигранты с низкой квалификацией, что не может не оказать влияние на структуру предложения рабочей силы в регионах.
Анализ структуры иммиграционного потока по уровню образования показал, что подавляющее большинство прибывающих либо не имеют образования, или имеют только школьное образование. Так, за период 2008-2023 средняя доля таких иммигрантов составила 59 %. Наибольшая доля отмечается в 2019 году – 82 % (из которых 76 % без образования). По итогам 2023 года наибольшая доля приходится на мигрантов со средним общим (полным) образованием (39%), на долю лиц с высшим образованием приходится 9%, а удельный вес лиц без указанного уровня образования – 13%. За 2024 год на долю прибывших мигрантов с профессиональным образованием приходится всего 18 % [26]. Следовательно, рынок труда заполняется неквалифицированными кадрами, которые вытесняют собственные трудовые ресурсы и не способствуют развитию рынка труда.
По итогам 2024 года удельный вес прибывших в страну лиц без образования составил 13%, а наибольшая величина отмечалась в 2019 году –491 тыс. человек [26], это крайне нежелательная тенденция для страны, источник криминальных проблем в будущем. Структура прибывших мигрантов в Россию по уровню их образования за 2024 год представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура иммигрантов в возрасте 14 лет и старше по уровню образования по Российской Федерации в 2024 году.
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [24]
Правовые аспекты регулирования миграционных потоков
в Российской Федерации
В 2024 году судами первой инстанции было вынесено 174 021 решений об административном выдворении иностранных граждан, что на 44 323 решения выше, чем в 2023 году (129 698 решений) [4].
В конце 2023 года вопросы трудовой миграции в России особенно обострились в негативном контексте. В средствах массовой информации неоднократно поднимались проблемы, связанные с многочисленными правонарушениями со стороны мигрантов, особенно выходцев из стран Центральной Азии, в отношении россиян. Агрессию со стороны прибывших мигрантов сложно объяснить, неприятие частью из них наших ценностей, культуры остается большой проблемой. «В настоящий момент отрицательно оценивают явление трудовой миграции около 40% россиян, хотя это меньше, чем 10 лет назад (74%)» [23]. С учетом проводимой Россией СВО, сложной внешнеполитической ситуацией вспышки агрессии со стороны мигрантов можно рассматривать как попытку раскачать внутриполитическую ситуацию и добиться нестабильности в стране. В 2024 году в регионы России въехали более 6 млн. иностранных граждан [15], а были выдворены более 85 тыс. [8]. Выдворение с территории страны реализовывалось в рамках административного наказания по статьям 18.8 и 18.10 КоАП РФ [18]. Полагаем, что столь высокая доля решений об административном выдворении по указанным статьям может свидетельствовать о должном контроле со стороны органов государственной власти и должностных лиц соблюдения миграционного законодательства иностранными гражданами. Ситуаций, по которым применяется данный вид наказания, достаточно много, и связаны они с нарушением миграционного законодательства, совершением преступлений, несоблюдением правил пребывания и т.д. По данным статистики с начала 2024 года органами внутренних дел Российской Федерации аннулировано более 43 тысяч патентов, выданных иностранным мигрантам, это в три раза больше по сравнению с предыдущим годом.
Участившиеся данные о росте криминального поведения приезжих обусловили в соответствующих кругах дискуссии по проблемам целесообразности трудовой миграции в Россию, причем особенно проблемным может считаться вопрос о притоке неквалифицированных и не владеющих русским языком мигрантов из государств Центральной Азии. Особенно острыми можно считать вопросы, связанные с разрешением пересекать границу России многочисленным рабочим из Узбекистана, Таджикистана, как контролировать масштабный и слабо регулируемый сектор теневой занятости иностранных рабочих и т.д. Кроме того, нелегальная иммиграция вносит определенный дисбаланс на рынок труда, сокращая спрос на рабочую силу и тем самым, при прочих равных условиях, увеличивает безработицу, а также приводит к финансовым потерям в виде недополучения в бюджет налоговых поступлений. Поэтому важно объективно проанализировать ситуацию, сложившуюся на российском рынке труда, учесть появившиеся политические факторы, воздействующие на процессы трудовой миграции из главных стран-доноров Центральной Азии.
Вероятно, в ближайшей перспективе не стоит надеяться на снижение дефицита рабочей силы, особенно квалифицированной, а дисбаланс на рынке труда в региональном аспекте сохранится
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2024 № 1796 (ред. от 30.04.2025) «Об установлении на 2025 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» [19]. Согласно данному документу, существенно сокращается привлечение иностранной рабочей силы в сферах торговли розничными алкогольными напитками и табачными изделиями до 15%, а в торговле розничной в нестационарных торговых объектах и на рынках до 0%.
Прогноз миграционных процессов взаимодействия России с КНР
В силу ряда причин разворот российской экономики на Восток обусловливает расширение интеграционного сотрудничества с азиатскими странами, в первую очередь, с Китайской Народной Республикой, что усиливает взаимодействие на рынке рабочей силы. В целом, за период с 2008 по 2022 (2023) годы, наблюдался устойчивый рост числа прибывших из КНР на территорию России, который составил 10306 тыс. человек. Это определяется различными факторами: демографическая проблема (перенаселение страны), ограниченность природно-сырьевых ресурсов, рост уровня безработицы, повышение информированности населения, политическое и экономическое сближение двух стран. На основании этого специалисты выделяют «новую» китайскую миграцию на рубеже XX–XXI вв. По данным погранслужбы КНР, из Китая в 2023 г. зафиксировали 66 396 пересечений границы по работе преимущественно в РФ (рост в 5,6 раза по сравнению с 2022 г.). [26]. В дальнейшем наблюдается постоянный рост прибывающих в Россию и за первую половину 2025 года отмечается 767 тыс. приезжих из Китая, что на 67 тыс. человек больше, чем за аналогичный период в 2024 году [9].
По данным статистики, за 2013-2024 годы в структуре иммиграции из Китая значительно увеличилась доля лиц со средним общим (полным) образованием на 27% до 50%. Наблюдается рост количества приезжающих с высшим профессиональным и неполным высшим профессиональным образованием с 2013 по 2024 год на 15% до 20%, а в структуре иммиграционного потока всё большую долю занимает образовательная миграция. [26]. Среди китайских студентов Россия не входит в число главной страны для получения образования, тем не менее, количество молодых людей, желающих получить российский диплом, ежегодно растет. Это обусловлено расширением российско-китайских отношений, доступной стоимостью обучения и проживания, перспективными направления подготовки (филология, зарубежное регионоведение, экономика, медицина и др.). За период с 2013 по 2024 год количество обучающихся в России китайских студентов увеличилось на 19 тыс. человек и составило 56 тысяч. [26]. Реализуемые с 2021 г. Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» и Стратегическая инициатива Правительства РФ «Россия – привлекательная для учёбы и работы страна», как отмечают в Минэкономразвития РФ, «направлены на привлечение в страну молодых людей, планирующих связать с Россией свою жизнь и карьеру» [21].
Можно провести прогнозирование иммиграционного потока из Китая по модели экспоненциального сглаживания по следующей формуле:
,
где t – период, предшествующий прогнозному;
t+1 – прогнозный период;
Ut+1 - прогнозируемый показатель;
α - параметр сглаживания;
Уt - фактическое значение исследуемого показателя за период, предшествующий прогнозному;
Ut - экспоненциально взвешенная средняя для периода, предшествующего прогнозному.
Результаты прогнозной величины миграционного притока в Россию представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Прогноз иммиграции из КНР до 2027 года, человек
Источник: составлено авторами.
Основными направлениями развития в области миграционной политики, в том числе с Китаем, являются:
¾ формирование объективной потребности в трудовых ресурсах во всех отраслях экономики, учитывающей региональные особенности рынка труда;
¾ развитие государственных программ по содействию занятости населения и проведения переобучения востребованным профессиям в целях повышения эффективного использования собственных трудовых ресурсов и мобилизации внутренних трудовых резервов;
¾ расширение программ привлечения квалифицированных иностранных трудовых ресурсов и оптимизация внутренней трудовой миграции;
¾ ужесточение различных видов ответственности за незаконную иммиграцию, трудоустройство и содействие в осуществлении данных процессов.
Прогнозирование и регулирование трудовой иммиграции из азиатских стран в Россию представляется достаточно сложной задачей, поэтому эта проблема может являться направлением дальнейших исследований.
Заключение
Таким образом, по итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Во-первых, в силу внешнеполитических и внутренних факторов Россия на ближайшую перспективу не сможет обойтись без миграционного притока. Иностранная рабочая сила способна оказать как положительное, так и отрицательное влияние на социально-экономическую и политическую стабильность в российском обществе. Присутствие мигрантов, особенно низкоквалифицированных, обостряет социальные и иные риски в стране, поэтому необходима эффективная правовая оценка происходящих процессов на российском рынке труда из-за привлечения труда иностранных рабочих.
Во-вторых, в российских дальневосточных регионах демографическая ситуация более сложная, чем в европейской части. Необходимость наращивать потенциал восточных регионов страны требует квалифицированной рабочей силы. Приток иностранной рабочей силы из Китая можно рассматривать как один из вариантов решения проблем рынка труда на данных территориях, тем более, определённая часть граждан этой страны намерена связать свою жизнь и карьеру с Россией. Необходимо расширение программ привлечения квалифицированных иностранцев и адаптации их к региональным особенностям рынка труда.
В-третьих, проведенный авторами прогнозный расчет величины миграционного притока в Россию из КНР на период до 2027 года показал вероятность ежегодного незначительного увеличения количества китайских мигрантов в российском экономическом пространстве. Это потребует оптимизации миграционной политики с учетом изменяющихся факторов, в том числе направленной на повышение уровня интеграции мигрантов в Российское общество, сокращение нелегальной миграции.
Источники:
2. Бурда М.А. Миграционная политика России: организованный набор как эффективный механизм внешней трудовой миграции // Управленческое консультирование. – 2025. – № 2. – c. 18-28. – doi: 10.22394/1726-1139-2025-2-18-28.
3. Васильева А.В. Оценка возможности формирования российской миграционной политики компромиссов в сфере регулирования иностранной рабочей силы // Миграционное право. – 2025. – № 2. – c. 6-10. – doi: 10.18572/2071-1182-2025-2-6-10.
4. Данные Судебного департамента Верховного суда РФ. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://refugee.ru/dokladyi/stats-vydvorenie/ (дата обращения: 10.10.2025).
5. Дутов П. О. Международно-правовое регулирование организованных форм внешней трудовой миграции // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. – 2023. – № 3. – c. 165-172.
6. Емелин С.М., Ермолаев О.И. Миграционная политика как способ защиты от вмешательства во внутренние дела государства // Миграционное право. – 2024. – № 01. – c. 2-5. – doi: 10.18572/2071-1182-2024-1-2-5.
7. Зигангирова Э.Р., Базжина В.А. Миграционная политика Российской Федерации как угроза миграционному потоку из Китая // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. – 2024. – № 4. – c. 75–89. – doi: 10.24866/1813-3274/2024-4/75-89.
8. Из России стали выдворять почти втрое больше нелегальных мигрантов. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://mskgazeta.ru/obshchestvo/iz-rossii-stali-vydvoryat-pochti-vtroe-bol-she-nelegal-nyh-migrantov-15089.html (дата обращения: 26.10.2025).
9. Иностранцы едут китайскими маршрутами. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7972592 (дата обращения: 23.10.2025).
10. Кожевников О.А., Кузнецова С.С. Принцип федерализма в миграционной политике России и зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование // Российский юридический журнал. – 2023. – № 4. – c. 42 – 59.
11. Красинец Е. С. Трудовая миграция в Россию: тренды развития и последствия для рынка труда // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2023. – № 12. – c. 189-198.
12. Леденева В.Ю., Рахмонов А.Х. Влияние миграционного потенциала на экономическое и демографическое развитие стран-доноров и стран-реципиентов // Вестник МГИМО-Университета. – 2023. – № 16. – c. 250-269. – doi: 10.24833/2071-8160-2023-6-93-250-269.
13. Луценко С.И. Адаптация миграционной политики к современным реалиям. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inesnet.ru/2024/04/sergej-lucenko-strategicheskie-napravleniya-migracionnoj-politiki-rossii/ (дата обращения: 24.04.2024).
14. Максимова С. Г., Омельченко Д. А. Миграционное поведение населения внутриконтинентальных горных районов Евразии в условиях изменения климата // Вестник Института социологии. – 2025. – № 1. – c. 50–73. – doi: 10.19181/vis.2025.16.1.4.
15. МВД: за 2024 год в Россию прибыли более 6 млн мигрантов. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2025/06/19/1118529-v-rossiyu-pribili (дата обращения: 26.10.2025).
16. О демографических вызовах и мерах по сохранению и наращиванию трудового потенциала Российской Федерации. Счетная палата Рос. Федерации. — 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/press_center/news/35172 (дата обращения: 05.07.2025).
17. Обзор российской судебной статистики за 2024 год: резкий рост судебных решений о выдворении. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://refugee.ru/uncategorized-en/obzor-rossijskoj-sudebnoj-statistiki-za-2024-god-rezkij-rost-sudebnyh-reshenij-o-vydvorenii/ (дата обращения: 26.10.2025).
18. Первые демографические итоги 2024 года в России. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.demoscope.ru/weekly/2025/01067/barom03.php (дата обращения: 23.10.2025).
19. Постановление Правительства РФ от 16.12.2024 № 1796 (ред. от 30.04.2025) «Об установлении на 2025 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» // СПС «Гарант».
20. Российские регионы вводят запреты на работу мигрантов с 2024 года. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/11/19/reg-urfo/postavili-na-mestnyh.html (дата обращения: 20.10.2024).
21. Россия – привлекательная для учёбы и работы страна и «Клиентоцентричность» сайт. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/news/567/95999 (дата обращения: 20.10.2024).
22. Росстат, расчеты агентства \Эксперт РА\. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru (дата обращения: 10.10.2025).
23. Трудовая миграция в Россию: взгляд через призму политических, экономических и демографических тенденций. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/trudovaya-migratsiya-v-rossiyu-vzglyad-cherez-prizmu-politicheskikh-ekonomicheskikh-i-demografichesk/ (дата обращения: 10.10.2025).
24. Трудовая миграция не решит проблем рынка труда России. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6633886 (дата обращения: 23.03.2024).
25. Тухтарова Е. Х. Влияние трудовой миграции на человеческий капитал и ВРП регионов России // Народонаселение. – 2022. – № 4. – c. 163-177. – doi: 10.19181/population.2022.25.4.14.
26. Федеральная служба государственной статистики: сайт. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru// (дата обращения: 22.01.2025).
27. International Migrant Stock 2024: website. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd (дата обращения: 22.01.2025).
28. Rodrigues Irene Migration and Social Aspirations: Chinese Cosmopolitanism in Wenzhou Region (China) // Urban Sci.. – 2018. – № 2. – p. 32. – doi: 10.3390/urbansci2020032.
29. Wright C.F., McLaughlin C. Short‐term fix orremedy for market failure? Immigration policy as a distinct source of skills // Industrial Relations. – 2023. – № 55. – p. 3-19. – doi: 10.1111/irj.12412.
30. Yung Chang Wu., Yenchun Jim Wu, Shiann Ming Wu Development and Challenges of Social Enterprises in Taiwan—From the Perspective of Community Development // Sustainability. – 2018. – № 10. – p. 1797. – doi: 10.3390/su10061797.
Страница обновлена: 12.11.2025 в 23:53:35
The impact of migration flows on the Russian labor market
Alontseva D.V., Pankin P.V., Shabalina T.A.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)
Abstract:
The article examines the problems associated with labor migration in Russia, assesses its impact on the state of the labor market, and identifies the positive and negative consequences of migration for the Russian economy. The study focuses on the migration space of the Russian Federation. For a systematic assessment, the authors used open data from the Federal State Statistics Service, calculations by the Expert RA agency, and data from the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation. The empirical basis of the study was the legislation of the Russian Federation and statistics on migration processes. In the course of the study, the authors analyzed the dynamics of migration processes, assessed the impact of labor migration on economic processes in the Russian Federation, and examined the features of labor migration from China to the Russian Federation as an illustration. The article may be useful to specialists dealing with labor market issues, migration policy, as well as students and a wide range of readers.
Keywords: migration, labor resources, market, state, legislation, regulation
JEL-classification: J60; J68; K37
References:
Baboyan L.M. (2024). MIGRATION AND ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA. Migratsionnoe pravo. (01). 28-31. doi: 10.18572/2071-1182-2024-1-28-31.
Burda M.A. (2025). MIGRATION POLICY OF RUSSIA: ORGANIZED RECRUITMENT AS AN EFFECTIVE MECHANISM OF EXTERNAL LABOR MIGRATION. Management consulting. (2). 18-28. doi: 10.22394/1726-1139-2025-2-18-28.
Dutov P. O. (2023). INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF ORGANIZED FORMS OF EXTERNAL LABOR MIGRATION. Vestnik Vserossiyskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii. (3). 165-172.
Emelin S.M., Ermolaev O.I. (2024). MIGRATION POLICY AS A MEANS OF DEFENSE AGAINST INTERFERENCE WITH THE INTERNAL AFFAIRS OF THE STATE. Migratsionnoe pravo. (01). 2-5. doi: 10.18572/2071-1182-2024-1-2-5.
International Migrant Stock 2024: website. – 2025. Retrieved January 22, 2025, from https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd
Kozhevnikov O.A., Kuznetsova S.S. (2023). THE PRINCIPLE OF FEDERALISM IN MIGRATION POLICY OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES: A COMPARATIVE LEGAL RESEARCH. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. (4). 42 – 59.
Krasinets E. S. (2023). LABOR MIGRATION TO RUSSIA: DEVELOPMENT TRENDS AND CONSEQUENCES FOR THE LABOR MARKET. Regional problems of transforming the economy. (12). 189-198.
Ledeneva V.Yu., Rakhmonov A.Kh. (2023). THE IMPACT OF ‘MIGRATION POTENTIAL’ ON THE ECONOMIC AND DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT OF DONOR AND RECIPIENT COUNTRIES. Vestnik of MGIMO University. (16). 250-269. doi: 10.24833/2071-8160-2023-6-93-250-269.
Maksimova S. G., Omelchenko D. A. (2025). MIGRATION BEHAVIOUR OF THE POPULATION OF THE INLAND MOUNTAINOUS REGIONS OF EURASIA IN THE CONTEXT OF CLIMATE CHANGE. Vestnik Instituta sotsiologii. (1). 50–73. doi: 10.19181/vis.2025.16.1.4.
Rodrigues Irene (2018). Migration and Social Aspirations: Chinese Cosmopolitanism in Wenzhou Region (China) Urban Sci.. (2). 32. doi: 10.3390/urbansci2020032.
Tukhtarova E. Kh. (2022). Impact of labor migration on human capital and GRP of Russian regions. Population. 25 (4). 163-177. doi: 10.19181/population.2022.25.4.14.
Vasileva A.V. (2025). ASSESSING THE POSSIBILITY OF FORMING A RUSSIAN MIGRATION POLICY OF COMPROMISE IN REGULATING FOREIGN LABOR. Migratsionnoe pravo. (2). 6-10. doi: 10.18572/2071-1182-2025-2-6-10.
Wright C.F., McLaughlin C. (2023). Short‐term fix orremedy for market failure? Immigration policy as a distinct source of skills Industrial Relations. (55). 3-19. doi: 10.1111/irj.12412.
Yung Chang Wu., Yenchun Jim Wu, Shiann Ming Wu (2018). Development and Challenges of Social Enterprises in Taiwan—From the Perspective of Community Development Sustainability. (10). 1797. doi: 10.3390/su10061797.
Zigangirova E.R., Bazzhina V.A. (2024). MIGRATION POLICY OF THE Russian Federation AS A THREAT TO THE MIGRATION FLOW FROM CHINA. PACIFIC RIM: ECONOMICS, POLITICS, LAW Research and Socio-political Journal. 26 (4). 75–89. doi: 10.24866/1813-3274/2024-4/75-89.
