Мониторинг обращений граждан как инструмент обеспечения устойчивого развития территории
Погребцова Е.А.1![]()
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск, Россия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
В современных реалиях, где взаимодействие между государственными, муниципальными органами власти и гражданами становиться все более прозрачным, мониторинг обращений приобретает особую значимость. В статье представлены этапы анализа обращений позволяющие оценить, эффективность стратегии развития территории и программ экономической, социальной, экологической и инновационной направленности. Автор рассматривает мониторинг с точки зрения механизма обработки жалоб и предложений как основной инструмент обеспечения устойчивого развития территории. В статье предложены новые подходы к мониторингу сбора и анализа данных. Рассмотрена на примере новая система возможности подачи обращений различными способами (онлайн-платформы, телефонные линии, личные приемы), классификация обращений по категориях, инструменты для анализа тенденцией и выявления проблемных зон. Автор определил качественные показатели для методологии обращения граждан, которые позволяют понять причины и последствия проблем, а также количественные показатели, выявляющие частотность и распространенность определенных проблем. Полученные результаты исследования могут быть интересны руководителям и специалистам государственных и муниципальных органов власти для выработки новых подходов работы с обращения граждан
Ключевые слова: обращение граждан, заявление, органы местного самоуправления, администрация, эффективность, совершенствование, мониторинг, анализ, показатель
JEL-классификация: E24, J24, O15
Введение
Право граждан на обращение является важным инструментом участия в управлении делами государства и местного самоуправления. Оно позволяет доводить до сведения компетентных органов информацию о проблемах, нарушениях прав и законных интересов, а также вносить предложения по улучшению работы государственных и муниципальных институтов.
Согласно статьe 33 Конституции Российской Федерации и действующему законодательству (Федеральный закон от 2 июня 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), каждый житель России имеет возможность направлять как личные, так и групповые запросы в государственные учреждения, органы местного самоуправления и адресовать их непосредственно сотрудникам органов власти. В таких случаях они обязаны внимательно изучить содержащиеся в обращениях вопросы, вынести решение и предоставить обоснованный ответ в согласованные сроки. (Федеральный закон от 2 июня 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Конституции Российской Федерации [1; 2].
Как подметила Кирьянова О.В. для государственных и муниципальных служащих обращения от населения – это ценный канал получения данных, критически важный для разработки обоснованных решений, оперативного отклика на нужды и ожидания людей, налаживания конструктивного диалога с обществом и защиты прав каждого человека [3].
Однако, ученые выделяют недостатками организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления:
- отсутствие локальных документов, например, локального регламента, определяющего порядок рассмотрения обращений граждан в отделе обеспечения, что способствует дублированию рассмотрения жалоб, нарушениям сроков и качеству их подготовки и др.
- нет научно-профессионально выстроенной системы работы в целом, и отдельно каждого специалиста отдела с обращениями граждан.
- не сформирована система контроля и анализа за подготовкой ответов на обращения граждан и выполнение решений, изложенных в ответах на жалобы и др.
- установленные действующим законодательством сроки рассмотрения обращения (в течение 30 дней со дня регистрации) слишком растянуты [4].
Продолжение осмысления роли обращений граждан в развитии институциональных подходов и условиях трансформации взаимоотношений между государством и обществом должен способствовать повышению значимости института обращений граждан как формы гражданского участия и индикатора уровня и качества социально-экономического развития [5].
По мере повышения уровня цифровой грамотности среди населения количество обращений неуклонно увеличивается. Поддержка федеральных инициатив, таких как «Электронная Россия» и «Информационное общество», позволяет гражданам связываться с государственными структурами наиболее комфортным способом: лично, посредством обычной почты, телефонного разговора, электронной почты или онлайн-платформы ведомства [6]. Поэтому необходимо пересматривать варианты подходов к мониторингу обращения граждан, в связи с использованием новых каналов сбора информации.
Целью исследования является применение комплексного подхода к мониторингу обращения граждан на примере администрации муниципального района с точки зрения инструмента обеспечения устойчивого развития территории.
Научная новизна исследования состоит в том, что проведен поэтапный мониторинг обращения граждан на примере муниципального уровня (идентификация подачи обращения и их классификация, инструменты для анализа, количественные и качественные показатели, выявления проблемных зон) с учетом российских реалий и перехода к цифровым технологиям.
Авторская гипотеза содержится в том, что мониторинг обращений граждан на постоянной основе, может выступать в качестве инструмента для поддержания устойчивого развития территории.
Методологическая основа
В своих работах рассматривали особенности обращения граждан в государственные и муниципальные службы: Майорова С. А. [8], Савоськин А.В. [9] (2014), Шевченко И. В. [7] (2018), Кирьянова О. В. [3], Вишняков А. П. [4] (2020) и другие. В последние годы многие авторы уделяют особое внимание дистанционному обращению граждан: Ермолаева А.В. [20] (2016), Дегтярёва Д. С. [16], Тарасов А. [19] (2018), Саяпина М. А. [6], Абазов А. Б. [10] (2020) и другие.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных институту обращений граждан, вопросы реализации этого права, особенно в контексте современных реалий, остаются недостаточно изученными. Анализ практики рассмотрения обращений граждан позволит выявить как общие тенденции, так и специфические проблемы, возникающие при реализации конституционного права граждан на обращение в органы власти на местном уровне.
Результаты исследования
Решение накопившихся проблем и потребностей населения возможно благодаря системе обратной связи, которая с одной стороны является источником ценных данных и отражает уровень социально-экономического прогресса, а с другой – инструментом защиты прав и свобод граждан, гарантированным деятельностью органов местного самоуправления и государственной власти [5].
Шевченко И.В. определяет право обращения как механизм передачи информации о нуждах и проблемах общества органам власти, форму вовлечения граждан в управление государством и средство защиты их прав, свобод и законных интересов [7].
По мнению С.А. Майоровой, реакция государственных структур на обращения граждан — это не просто законодательная норма, а и «формализованный механизм», требующий строгого соблюдения правил приема обращений, их изучения и последующего принятия необходимых мер [8].
Обращение гражданина представляет собой обязательное для рассмотрения выражение воли одного человека или группы лиц, оформленное согласно установленным требованиям и направленное на защиту их прав, свобод и законных интересов. Оно может быть представлено в письменной, устной или иной форме и адресовано государственному органу, органу местного самоуправления, организации, оказывающей услуги широкой общественности, либо их представителям [9].
В статье 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданин понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина [1]. Следовательно, определены различные формы, каждое из которых имеет свои особенности и требует различного подхода при мониторинге (табл. 1).
Таблица 1 – Классификация обращений граждан
|
Признак
|
Виды
|
Характеристика
|
|
Форма обращения
|
устная
|
индивидуальное или коллективное
обращение, поступившее во время личного
приёма, личных встреч, по специально организованным телефонам доверия и «горячим
линиям», во время «прямых эфиров» по радио и телевидению
|
|
письменная
|
обращение,
направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу в письменной форме
| |
|
электронная
|
обращение в форме
электронного документа в виде предложения, заявления или жалобы, поступившее
к адресату по электронным каналам связи
| |
|
Вид обращения
|
предложение
|
рекомендация гражданина по
совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления, развитию
общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер
деятельности государства и общества
|
|
заявление
|
просьба гражданина о содействии в реализации
его конституционных прав и свобод или это может касаться конституционных прав
и свобод других лиц
| |
|
жалоба
|
просьба гражданина о восстановлении или
защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод
или законных интересов других лиц
| |
|
ходатайство
|
официальная просьба или представление,
адресованное государственным органам (общественной организации) вышестоящей
инстанции, о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод в
случаях, прямо указанных в законодательстве Российской Федерации.
| |
|
петиция
|
коллективное обращение граждан с целью
обратить внимание на существующие проблемы в самых различных сферах
экономики, политики, общественной жизни, здравоохранения, животного мира и
так далее
| |
|
По субъекту
|
коллективное
|
обращение двух или более граждан,
которое содержит в себе частный интерес, или же обращение, принятое на
митинге, собрании, подписанное организаторами этого собрания или митинга
|
|
индивидуальное
|
подписывается одним лицом – заявителем
| |
|
В зависимос-ти от
адреса-та
|
в органы публичной власти
|
в органы законодательной
(представительной) власти, в органы судебной власти; в органы исполнительной
власти
|
|
в
организации, осуществляю-щие публично функции
|
в политические партии, в государственные
учреждения, в муниципальные учреждения, в частные (негосударственные)
организации
|
Таким образом, ключевым элементом обращения является его роль как инструмента активного участия граждан в принятии важных государственных и общественных решений, позволяющего правильно принятия управленческие решения в формате устойчивого развития местной территории.
На примере отдела администрации Муромцевского муниципального района Омской области рассмотрим предлагаемый комплексный подход к мониторингу обращения граждан с точки зрения инструмента обеспечения устойчивого развития территории. Этапы работы с обращения граждан представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Этапы организации работы с обращениями граждан
Составлено автором по источникам 10; 11; 12
Мониторинг отчётов о работе с обращениями граждан показывает, что обращения поступают в письменном виде, когда доставка производится почтальоном, нарочным, лично, в устном виде на личном приёме должностных лиц Администрации, на выездных совещаниях в поселения района или по телефону, а также обращения в электронном виде (табл. 2). Классифицируют обращения граждан согласно общероссийского тематического классификатора, в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации по пяти разделам: государство, общество, политика; социальная сфера; экономика; оборона, безопасность, законность; жилищно – коммунальная сфера [14].
Таблица 2 – Количественный анализ обращений, поступивших в Администрацию Муромцевского муниципального района в 2022-2024 гг.
|
Обращения граждан
|
Количество обращений,
ед.
| |||
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Динамика,%
| |
|
Устные обращения:
|
70
|
30
|
19
|
27,1
|
|
- личный приём главы, заместителей главы
|
22
|
6
|
1
|
4,5
|
|
- личный приём главы, заместителей главы на выездных совещаниях
в сельских поселениях
|
48
|
24
|
18
|
37,5
|
|
Письменные обращения:
|
115
|
141
|
176
|
153,1
|
|
- в Администрацию
|
26
|
44
|
41
|
157,7
|
|
-
через Администрацию Президента РФ
|
31
|
39
|
28
|
90,3
|
|
- через другие вышестоящие органы власти
|
41
|
38
|
50
|
121,9
|
|
- поступившие в электронном виде
|
17
|
13
|
9
|
52,9
|
|
Обращения поступившие через «Инцидент - Менеджмент»
|
0
|
7
|
14
|
140
|
|
Обращения, поступившие через платформу обратной связи
|
0
|
0
|
34
|
340
|
|
Всего
|
185
|
171
|
195
|
105,4
|
Согласно данным таблицы общее количество обращений граждан ежегодно меняется и имеет волнообразный характер. Это объясняется факторами внешней среды (COVID - 19), внедрением новых механизмов взаимодействия с гражданами – прежде всего, организацией личного приёма граждан в рамках рабочих поездок главы мунициппльного района в сельские поселения, электронной формы обращения на официальном сайте и социальных сайтах в сети Интернет.
Письменные обращения регистрируются специалистом отдела по управлению делами в течение трёх рабочих дней, с даты поступления обращений в соответствующем разделе корпоративной системы электронного документооборота и управления взаимодействием – Directum. А также в системе ПОС – «Платформа обратной связи».
Несмотря на бытующее мнение, что вопросы по устные обращения решаются в разы быстрее, чем по письменным [16], наблюдается тенденция снижения количества устных обращений и одновременно с этим - увеличение количества письменных обращений граждан (рис. 2).
Рисунок 2 - Количество устных и письменных
обращений граждан
Составлено автором по источнику 15
С 2020 года в систему работы с обращениями граждан внедрена система мониторинга, разработанная компанией «Медиалогия» - «Инцидент - менеджмент». Её целью является быстрое реагирование на темы, которые поднимают пользователи социальных сетей. Система выявляет и собирает значимые сообщения: негативные оценки, жалобы, вопросы, отзывы, благодарности.
В 2020 году в Омской области создан Центр управления регионом Омской области [17], который, по сути, является межотраслевым проектным офисом, который обеспечивает координацию работы по мониторингу и обработке всех видов обращений и сообщений (жалоб) от жителей Омской области поступающих в государственные органы Омской области.
Ещё один проект по внедрению системы взаимодействия власти и граждан – Платформа обратной связи действует в Российской Федерации с 2020 года [18]. Основная цель платформы – быстрое решение проблем граждан. Платформа обратной связи включает в себя 4 компонента – обращения граждан, опросы и голосования, проводимые органами власти, инциденты в социальных сетях и госпаблики, которые централизованно управляют аккаунтами в социальных сетях с возможностью модерации.
Через платформу портала Госуслуг, в мобильном приложении «Госуслуги (рис. 3). Решаем вместе» гражданин может направлять обращения по широкому спектру вопросов в любые властные структуры, в том числе в органы местного самоуправления [19].
Рисунок 3 - Количество обращений,
поступивших в сети Интернет
Составлено автором по источнику 15
Показатель количества электронных обращений незначителен в общем количестве обращений. Связано это с неустойчивой зоной приёма Интернета в сельской местности, недостаточной обеспеченностью населения компьютерной техникой и психологическим фактором. Лично предоставленное обращение или направленное по почте, с точки зрения граждан, является более надёжным и предпочтительным способом доставки. Обращает на себя внимание процент прямых заявителей в общем объёме обращений граждан, как свидетельство доверия к органу муниципальной власти. Интересен, с точки зрения оперативности решения вопросов по обращениям граждан, опыт работы в системе «Инцидент – менеджмент», повышает уровень контроля над должностными лицами, делает управление в районе более эффективным, позволяет оперативно дистанционно реагировать на проблемы населения и оказывать помощь практически незамедлительно. В результате, ликвидировано 5 несанкционированных свалок, отремонтировано уличное освещение, общественный колодец, отрегулирован график предоставления услуг страховых компаний, взят на контроль вопрос дополнительного водоснабжения. Таким образом, автоматизация обработки обращений с помощью специализированных программ позволяют:
- систематизировать процесс регистрации обращений (фиксировать, присваивать уникальный номер, указывать дату поступления);
- классифицировать обращения по категориям: тема, суть вопроса, уровень срочности;
- собирать статистические данные по обращениям: количество обращений по различным темам, среднее время ответа, процент удовлетворённых обращений.
По видам обращений граждан, в общей структуре обращений, преобладают жалобы (рис. 4). За три года была подана – 305 жалоб, наибольшее количество в 2022 году на выездных личных приёмах граждан. Соответственно заявлений – 246, наибольшее количество в 2023 году, в связи с проблемой догазификации домовладений Предложения отсутствовали. Жалоб (претензий) на работу с обращениями граждан за 3 года – 3 в вышестоящую инстанцию, без привлечения надзорных органов. Отсутствие предложений является показателем того, что органы власти не берут их в расчёт.
Рисунок
4 - Количество обращений в администрацию по видам
Составлено автором по источнику 15
Далее при мониторинге следует рассмотреть тематику, поднимаемых гражданами вопросов при обращении в администрацию муниципального района на личных приёмах (таблица 3). Такой анализ позволяет выявить самые болевые проблемы для граждан района, на которые должна реагировать муниципальная власть.
Таблица 3 – Тематика и структура обращений граждан по преобладающим вопросам за 2022- 2024 год
|
Тематика
обращений граждан
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
|
Государство,
общество, политика
|
14
|
10
|
2
|
|
Социальная сфера
|
19
|
16
|
7
|
|
Экономика
|
103
|
83
|
140
|
|
Оборона, безопасность,
законность
|
6
|
22
|
12
|
|
Жилищно-коммунальная
сфера
|
43
|
40
|
34
|
|
Всего
|
397
|
342
|
390
|
Исходя из представленных рейтинговых данных, очевидно, что стабильно высокий уровень обращений наблюдается в течение рассматриваемого периода, по вопросам хозяйственной деятельности, транспорта, состояния дорог коммунального хозяйства, обеспечения жильём, градостроительства. Другие вопросы не менее важны. Это и несанкционированные свалки, получение страховых медицинских полисов, несоблюдение автоперевозчиком расписания автобусных межпоселенческих маршрутов, водоснабжение, уличное освещение, общественные колодцы, установка чипированных колонок. Решение этих вопросов заложено в две муниципальные программы: «Развитие экономического потенциала Муромцевского муниципального района Омской области в период 2020–2025 годы» и «Социально-культурное развитие Муромцевского муниципального района Омской области в период 2020–2025 годы».
Рост количества обращений от граждан, проживающих в городском поселении связан с вопросами догазификации домовладений, благоустройством населённого пункта в рамках проекта «Комфортная среда», подведением водопровода к домовладениям, очерёдности получение субсидий на жильё по программе «Молодая семья», очерёдности в дошкольные учреждения города.
По факту уровень исполнения поручений по обращениям граждан можно отнести к средним показателям без учёта переадресации (табл. 4).
Таблица 4 – Итоги рассмотрения обращений граждан в администрации муниципального района Омской области в 2020 – 2022 гг.
|
Степень рассмотрения обращений
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
|
Удовлетворено
|
76
|
67
|
77
|
|
Разъяснено
|
69
|
57
|
59
|
|
Отказано
|
3
|
7
|
2
|
|
Взято на
дополнительный контроль
|
6
|
4
|
8
|
|
Переадресовано
в другие инстанции
|
31
|
36
|
49
|
|
Всего
|
185
|
171
|
195
|
|
Удовлетворено,
разъяснено:
- без учёта переадресации, % |
76,3
|
72,5
|
69,7
|
|
- с
учётом переадресации, %
|
95,1
|
93,5
|
94,8
|
|
Повторное
обращение
|
1
|
32
|
19
|
Отказы связаны с оформлением обращений, отсутствием персональных данных и адреса заявителей. Обращения граждан вне компетенции органов местного самоуправления подлежат переадресации. На наш взгляд, данное положение вещей объясняется тем, что население «наделяет» органы местного самоуправления полномочиями, превышающими их компетенцию, что и сказывается на количестве переадресаций обращений в другие ведомства. Значительное количество повторных обращений объясняется их пролонгированностью во времени (подтопление населённых пунктов, ремонт дорожного полотна, уличное освещение в сельских поселениях и замена водопровода).
Рассмотрев основные качественные и количественные показатели работы с обращениями граждан в администрации муниципального района, перейдём к оценке эффективности деятельности. Для удобства расчёта эффективности произведём его в таблице 3.
Таблица 3 – Эффективность работы администрации муниципального района с обращениями граждан
|
Критерий эффективности
|
Фактический
индикатор, %
| ||
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
| |
|
Уровень
рассмотрения обращений
|
76,3
|
72,5
|
69,7
|
|
Служебная
дисциплина
|
100
|
100
|
100
|
|
Отсутствие
рекламаций прокуратуры о нарушении
|
100
|
100
|
100
|
|
Осуществление
приёмов граждан: на рабочем месте; выездных приемов граждан
|
100 |
100 |
100 |
|
Организация
«горячей линии» по социально–значимым вопросам
|
50
|
50
|
50
|
|
Размещение
в СМИ и на официальном сайте Администрации информации со стороны населения
|
50
|
50
|
50
|
|
Переадресованные
обращения
|
0
|
0
|
0
|
|
Отсутствие
повторных обращений
|
99,46
|
81,3
|
90,2
|
|
Общий
коэффициент эффективности
|
72,9
|
71,1
|
71,61
|
Для эффективного управления процесс обращения граждан следует осуществлять обратную связь от населения. А.В. Ермолаева отмечает, что «введение механизма обратной связи с населением, через проведение интерактивных опросов по оценке работы с обращениями граждан, позволит повысить уровень удовлетворенности граждан, уменьшить количество жалоб, соблюсти установленные сроки рассмотрения обращений» данный автор прогнозирует ежегодный рост вышеназванных показателей, как минимум, на 10% [20].
В 2024 году было опрошено 50 человек, из которых 34 обратились с письменными и 16 человек с устными обращениями. На вопрос, касающийся полученных ответов по рассмотрению обращений, получен следующий результат: по 32 (64%) обращениям даны разъяснения в виде предложения, заявления или жалобы заявитель проинформирован о порядке их реализации или удовлетворения. Проблема разрешена признано целесообразным, заявление или жалоба – обоснованными и подлежащими удовлетворению в 12 (24%) обращениях. Отказано, то есть жалоба является необоснованными и не подлежащими удовлетворению по 6 (12%) обращениям (рисунок 5).
Рисунок 5 – Результаты опроса заявителей
Составлено автором по источнику 15
Результатами работы с обращениями удовлетворены 60% от общего числа опрошенных. Не удовлетворены работой остались 23%. Остальные (17%) затруднялись с ответом на вопрос. Таким образом, методом опроса было установлено, что население не всегда удовлетворено работой администрации.
Также, ярким показателем удовлетворенности граждан работой с их обращениями является количество жалоб. За рассматриваемый период уменьшилось количество жалоб на 32% и составило 43, но все же это очень значительный показатель. Из основных причин, направлений жалоб можно выделить:
- низкую правовую грамотность населения (составители обращения часто не имеют представления о порядке составления и подачи обращения, о сроках его исполнения, в связи с чем жалобы бывают бессмысленными и необоснованными законодательно);
- ненадлежащее и формальное исполнение служебных обязанностей муниципальными служащими отдела по работе с обращениями граждан. Причиной этого является отсутствие четкого механизма обратной связи и возможности оценить качество предоставляемой услуги населением;
- некоторые жалобы связаны с нарушением установленного срока рассмотрения обращения, если затронутые в нем вопросы требуют специального изучения и дополнительных проверок. Число таких обращений увеличилось на 24%;
- нет четких проработанных алгоритмов для молодых сотрудников для работы с обращениями граждан. При анализе было выявлено, что поступило 44% от всех жалоб, и ими пропущено 38% сроков обращений.
После такого мониторинга, намечаются основные пути проблемы и пути их решения (табл. 4).
Таблица 4 – Совершенствование работы с обращениями граждан
|
Направление
|
Характеристика
|
|
Законодательное
|
- уточнение требований к обращениям в форме
электронного документа (наличие
электронного адреса, доменное имя которого находится в российской
национальной зоне).
- разработка нормативных стандартов качества ответов на обращения граждан. Например, дифференциация сроков рассмотрения обращений в зависимости от вида обращения: консультация - до 5 дней, жалоба и обращение, не требующие дополнительного изучения и проверки - до 10 дней |
|
Организационное
|
- повышение квалификации сотрудников,
ответственных за работу с обращениями.
- систематический обмен опытом работы сотрудников, рассматривающих обращения граждан (семинары и обмен опытом на всех уровнях управления). - повышение доступности для населения органов власти - регулярное информирование о деятельности через интернет-сайты, справочно-информационные электронные системы |
|
Информационное
|
- автоматизация обработки обращений с
помощью специализированных программ.
- использование чат-ботов - они обеспечивают круглосуточное взаимодействие с гражданами, автоматизируя стандартные запросы и разгружая сотрудников для решения более сложных задач. |
|
Контроль
|
- мониторинг и анализ практики работы с
обращениями - выявление проблемных зон в работе органов власти и
принятие обоснованных управленческих решений.
- особый контроль рассмотрения обращений, поднимающих общественно значимые проблемы. |
Главной задачей в формирование концепции мониторинга системного подхода к организации работы с обращениями граждан является повышение уровня удовлетворенности населения, с целью выявления основных проблем и принятия правильных управленческих решений для устойчивого развития территории. Например, Маленькая М. приводит примеры уменьшения количества жалоб на муниципальных служащих и уменьшения количества обращений с пропущенными сроками в результате проведения обучающих видеокурсов по работе с системами электронного документооборота также на 10% [22].
Необходимо обеспечить равные возможности подачи обращений для всех категорий населения, в том числе для людей с ограниченными возможностями и тех, кто не имеет доступа к современным технологиям. Так как эффективность системы работы с обращениями напрямую зависит от ее доступности и удобства для граждан. Развитие электронных сервисов, таких как онлайн-платформы и мобильные приложения, значительно упрощает процесс подачи обращений и повышает уровень вовлеченности граждан в решение проблем местного и регионального значения. Весь проведённый цикл работ по внедрению комплексного мониторинга, в итоге положительно скажется на развитии социальной инфраструктуры и жизнеустройстве муниципального района в целом.
Заключение
Эффективная работа с обращениями граждан предполагает не только их своевременную обработку и предоставление ответов, но и глубокий анализ содержащейся в них информации. Систематизация и классификация обращений по различным критериям (тематика, география, социально-демографические характеристики заявителей) позволяют выявлять наиболее острые и актуальные проблемы, требующие приоритетного решения. Такой подход обеспечивает органам власти возможность оперативно реагировать на запросы общества, корректировать свою деятельность и разрабатывать целевые программы.
Мониторинг обращения граждан должен иметь комплексный подход, который будет учитывать не только правовые характеристики, но и социальные аспекты. Такой подход позволяет повысить эффективность работы органов публичной власти и качество взаимодействия с населением. Обращения граждан - это ценнейший источник аналитической информации, который позволяет уточнить приоритеты деятельности, использовать новые подходы и креативные идеи для поиска решения актуальных социально-экономических проблем. Благодаря этим обращениям формируется понимание общественного мнения, определяются актуальные проблемы, оценивается работа государственных институтов, а также формируются пути устойчивого развития территории.
Источники:
2. Конституция Российской Федерации. Официальный интернет–портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 02.11.2025).
3. Кирьянова О. В. Реализации гражданами права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления // Аграрное и земельное право. – 2020. – № 6. – c. 160-161.
4. Вишняков А. П. История становления института обращений граждан в России как инструмента взаимодействия общества и государства // Наука и инновации - современные концепции: Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 17 января 2020 года / Отв. ред. Хисматуллин.Д.Р. Том 2. – Москва: Инфинити. Москва, 2020. – c. 13-18.
5. Макаров И. Н., Назаренко В. С., Селищев О. В., Волкова О. А., Полухин В. А. Анализ обращений граждан в органы власти как индикатор социально-экономического развития (на примере города Липецка) // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3631 – 3652.
6. Саяпина М. А. Модернизация взаимодействия органов власти и граждан посредством внедрения системы мониторинга обращений граждан «Инцидент менеджмент» // Государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета: вызовы и ответы современности: сборник научных трудов магистрантов и преподавателей. Том Часть 2. – Челябинск : Челябинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Челябинск, 2020. – c. 403 – 408.
7. Шевченко И. В. Взаимодействие органов власти и общества: история, законодательство, развитие обращений граждан // Политика, экономика и инновации. – 2018. – № 5. – c. 4-8.
8. Майорова С. А. К вопросу о реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2014. – № 1. – c. 334-339.
9. Савоськин А. В. Место конституционного права на обращение в системе прав и свобод человека // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2014. – № 4. – c. 144-159.
10. Абазов А. Б. Правовая категория обращение граждан и механизмы реализации порядка обращения граждан РФ // Проблемы экономики. – 2020. – № 5. – c. 170-173.
11. Варгина В. М. Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований // NovaUm.Ru. – 2018. – № 15. – c. 293 – 297.
12. Капранова Ю. В. Конституционно-правовой институт обращений граждан: отдельные вопросы теории // Юристъ-Правоведъ. – 2018. – № 2. – c. 158-164.
13. Лущенко В. А. Право граждан на обращение в российской федерации: понятие, содержание права граждан на обращение, классификация обращений // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 22. – c. 1106 – 1112.
14. Широков А. Н., Юркова С. Н. Муниципальное управление. - М.: КноРус, 2016. – 248 c.
15. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.omsk.gks.ru (дата обращения: 02.11.2025).
16. Дегтярёва Д. С. Работа с обращениями граждан в органах муниципальной власти // Труды молодых учёных Алтайского государственного университета. – 2018. – № 11. – c. 499-503.
17. Распоряжение Губернатора Омской области от 21.09.2020 г. № 111-р «О создании Центра управления регионом Омской области». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/omsk/1414699/ (дата обращения: 02.11.2025).
18. Тренина Т. А. Совершенствование законодательства РФ в сфере обращения граждан // Молодой учёный. – 2020. – № 42. – c. 15-20.
19. Тарасов А. Электронное правительство как эффективный механизм государственного управления // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 9. – c. 8-21.
20. Ермолаева А. В. Работа с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления // Секретарское дело. – 2016. – № 12. – c. 42-51.
21. Погребцова Е. А. Повышение квалификации для государственных и муниципальных служащих: концепции и сравнительный анализ программ // Лидерство и менеджмент. – 2025. – № 4. – c. 1065-1082.
22. Маленькая М. Инновационная системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих // Власть. – 2013. – № 9. – c. 40-44.
Страница обновлена: 13.11.2025 в 12:07:52
Monitoring of citizen appeals as a tool for ensuring sustainable development of the territory
Pogrebtsova E.A.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)
Abstract:
In modern realities, where the interaction between public and municipal authorities and citizens is becoming more and more transparent, citizen appeal monitoring is becoming particularly important.
The article presents the stages of the analysis of citizen appeals to assess the effectiveness of the territory development strategy and programs of economic, social, environmental and innovative orientation. The author considers monitoring from the point of view of the mechanism for processing complaints and suggestions as the main tool for ensuring the sustainable development of the territory. The article suggests new approaches to monitoring data collection and analysis. On the example of a new system, the possibility of submitting appeals in various ways (online platforms, telephone lines, and personal receptions), classification of appeals by category, tools for trend analysis and identification of problem areas are considered. The author has identified qualitative indicators for the methodology of citizen appeals, which make it possible to understand the causes and consequences of problems, as well as quantitative indicators that reveal the frequency and prevalence of certain problems. The obtained research results may be of interest to managers and specialists of public and municipal authorities in order to develop new approaches to working with citizen appeals.
Keywords: citizen appeal, application, local self-government, administration, efficiency, improvement, monitoring, analysis, indicator
JEL-classification: E24, J24, O15
References:
Abazov A. B. (2020). LEGAL CATEGORY TREATMENT OF CITIZENS AND MECHANISMS FOR IMPLEMENTING THE PROCEDURE APPEALS OF CITIZENS OF THE Russian Federation. The problems of Economy. 16 (5). 170-173.
Degtyaryova D. S. (2018). Dealing with citizens' appeals to municipal authorities. Trudy molodyh uchyonyh Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. (11). 499-503.
Ermolaeva A. V. (2016). Dealing with citizens' appeals to the state authorities of the subjects of the Russian Federation and local governments. Sekretarskoe delo. (12). 42-51.
Kapranova Yu. V. (2018). CONSTITUTIONAL AND LEGAL INSTITUTE OF THE CITIZENS APPLICATIONS: SINGLE QUESTIONS OF THE THEORY. Yurist-Pravoved. (2). 158-164.
Kiryanova O. V. (2020). IMPLEMENTATION OF THE CITY'S RIGHT TO APPEAL TO STATE AND LOCAL GOVERNMENTS. Agrarnoe i zemelnoe pravo. (6). 160-161.
Luschenko V. A. (2020). Citizens' right to appeal in the Russian Federation: the concept, content of citizens' right to appeal, classification of appeals. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie. (22). 1106 – 1112.
Makarov I. N., Nazarenko V. S., Selischev O. V., Volkova O. A., Polukhin V. A. (2023). ANALYSIS OF CITIZENS' APPEALS TO THE AUTHORITIES AS AN INDICATOR OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF LIPETSK). Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (9). 3631 – 3652.
Malenkaya M. (2013). Innovative system of additional professional education for municipal employees. Power. (9). 40-44.
Mayorova S. A. (2014). On the issue of the implementation of the constitutional right of citizens to appeal to state bodies. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. (1). 334-339.
Pogrebtsova E. A. (2025). PROFESSIONAL DEVELOPMENT FOR PUBLIC AND MUNICIPAL EMPLOYEES: CONCEPTS AND COMPARATIVE ANALYSIS OF PROGRAMS. Leadership and management. 12 (4). 1065-1082.
Savoskin A. V. (2014). PLACE OF CONSTITUTIONAL RIGHT TO APPEAL IN THE SYSTEM OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS. Nauchnyy ezhegodnik Instituta filosofii i prava Uralskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk. 14 (4). 144-159.
Sayapina M. A. (2020). Modernization of interaction between authorities and citizens through the introduction of an incident management system for monitoring citizens' complaints State regulation of socio-economic processes in the region and the municipality: challenges and responses of the present. 403 – 408.
Shevchenko I. V. (2018). INTERACTION OF AUTHORITIES AND SOCIETY: HISTORY, LEGISLATION, DEVELOPMENTOF APPEALS FROM CITIZENS. Politics, economics and innovation. (5). 4-8.
Shirokov A. N., Yurkova S. N. (2016). Municipal administration
Tarasov A. (2018). E-GOVERNMENT AS EFFICIENT STATE GOVERNANCE MECHANISM. Theoretical and Practical Aspects of Management. (9). 8-21.
Trenina T. A. (2020). Improvement of the legislation of the Russian Federation in the sphere of citizens' appeals. The young scientist. (42). 15-20.
Vargina V. M. (2018). The right of citizens to appeal to State and municipal authorities. NovaUm.Ru. (15). 293 – 297.
Vishnyakov A. P. (2020). The history of the formation of the institution of citizens' appeals in Russia as an instrument of interaction between society and the state Science and innovation - modern concepts. 13-18.
