Влияние внешней среды на устойчивое развитие в индустрии туризма и гостеприимства

Леушина О.В.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
в настоящее время концепция устойчивого развития стала качественно новой парадигмой развития цивилизации. Индустрия туризма и гостеприимства является одной из наиболее заинтересованных отраслей в продвижении данной концепции на основе ESG-принципов. Проблемам развития устойчивого туризма посвящено множество исследований, но вопросы тенденций развития и механизмов адаптации ESG-практик к изменению внешней среды слабо изучены, отсутствуют общие подходы к исследованию влияния факторов внешней среды на ESG-факторы, недостаточно развит инструментарий изучения влияния. Все это обусловливает актуальность темы данной статьи. В статье приведены результаты анализа текущего состояния сферы туризма и гостеприимства, воздействия факторов внешней среды на ESG-факторы и результаты проведенного SWOT-анализа по определению направлений применения ESG-практик в сфере туризма и гостеприимства для повышения эффективности по всем трем аспектам (экологическим E, социальным S и управленческим G). Результаты исследования могут использоваться как в процессе развития теоретических положений, так и в практике устойчивого туризма

Ключевые слова: устойчивое развитие, цели устойчивого развития, ESG-концепция ESG-принципы, индустрия туризма и гостеприимства, устойчивый туризм, внешние и внутренние факторы, SWOT-анализ, экологические E, социальные S и управленческие G аспекты

JEL-классификация: D61, E23, C44, B52, H11



Введение. Концепция устойчивого развития возникла как новая модель развития человеческой цивилизации в результате проявившихся в XX веке глобальных кризисов и проблем, к которым привело хаотичное развитие человечества. Мир столкнулся с глобальным противоречием: растущие потребности людей, стимулируемые прогрессом, и невозможность их обеспечения в силу утраты своей восполняемости биосферой. Новая же модель устойчивого развития стала качественно новой парадигмой развития, которая противопоставляется неограниченному росту и учитывает необходимость биосферы самовосстанавливаться.

Разработка концепции устойчивого развития (УР), ее постоянная доработка и внедрение в многогранную составляющую человеческого бытия дали надежду мировому сообществу найти пути выхода из глобального кризиса, в котором оказалась цивилизация в начале третьего тысячелетия. Концепция устойчивого развития ни в коем случае не должна стать догмой, закостенелой структурой, а развиваться в виде мировоззренческого философского подхода, который создаст условия для осознанного восприятия своих принципов не только государствами, международными неправительственными организациями, бизнес-сообществом, но отдельно взятыми людьми. По сути, это новая модель развития человеческой цивилизации, которая посредством реализации целей устойчивого развития (ЦУР) требует определенных действия акторов для их практического воплощения в жизнь. Для регламентации этих действий, оценки их влияния на процессы УР, был сформирован свод принципов по ведению бизнеса, который позволяет любой структуре (стране, территории, организации) содействовать достижению целей устойчивого развития – ESG-принципы, сформированные в трех основных направлениях – экологическом (E), социальном (S) и управленческом (G). ESG-принципы базируются на целях устойчивого развития, которые являются ориентиром для формирования ESG-повестки. В свою очередь, ESG-принципы являются для бизнеса тем инструментом, который позволяет ему быть вовлеченным в глобальную концепцию устойчивого развития. Ответственное ведение бизнеса с внедрением ESG-принципов позволяет любой компании достичь эффекта синергии в экологических, социальных и управленческих аспектах своей деятельности и обеспечивают устойчивое развитие компании. Принимая идеи ESG-принципов, бизнес добровольно берет на себя ответственность за состояние природы, развитие общества, за высокое качество корпоративного управления.

За последние несколько лет в мире произошли серьезные изменения в плане геополитической и экономической повестки, в связи с чем возник вопрос о степени актуальности устойчивого развития для бизнеса в целом, и российского в частности. Происходящие события и их последствия показали уязвимость концепции УР, усилили позицию скептического отношения ряда экспертов к самой идее УР. Частичный отход от продвижения зеленой экономики, пересмотр США и странами ЕС своего отношения к ископаемым энергоресурсам, деглобализация и обострение политической конфронтации, требуют от бизнеса определения места повестки устойчивого развития в текущей и долгосрочной перспективах. Несмотря на ряд фундаментальных вызовов, стоящих перед мировым сообществом и международным бизнесом в современных реалиях, развитие ESG-подходов в мире продолжается, но уже в новых системах координат, в которых национальные цели становятся приоритетными. В России, по словам И. Шувалова: «Это стабильное стратегическое развитие, внимание к сотрудникам и их семьям, социальные программы, окружающая среда, родная страна» [1]. Несмотря на новые координаты, новую актуальность ESG-повестки, остается неизменным основной ее смысл обеспечить людям лучшее качество жизни в гармонии с природой. Этот смысл является планетарным связующим звеном между странами, вне зависимости от геополитической и экономической обстановки.

Россия вошла в 2025 год с огромным количеством введенных против нее санкций со стороны недружественных стран. Они носят долговременный характер, являясь механизмом давления на Россию. Российский бизнес оказался в совершенно новых условиях, но ориентация его на ESG-принципы продолжается. Переориентация многих компаний на Азию, Африку и Латинскую Америку не привела к отказу от этих принципов, поскольку через партнеров из этих стран российский бизнес продвигает такие ESG-стандарты, как углеродная нейтральность, рынок углеродных единиц, трансграничное регулирование и другие стандарты. Наши партнеры обязаны делиться соответствующей информацией по всей цепочке производства товаров, в которых задействованы российские компании.

На современном этапе развития в России большинство стейкхолдеров не только крупного бизнеса, но и среднего, а в последнее время и малого предпринимательства, понимают важность и необходимость использования в своих бизнес-моделях принципы устойчивого развития и ESG–повестки. Исследования E+Change и JPSOS по итогам 2024 года показали, что 86% опрошенных компаний уже запустили продукты или сервисы, которые полностью или частично соответствуют принципам УР; 85% имеют и успешно развивают систему управления устойчивым развитием; в 75% организаций есть специальное подразделение, ответственное за в это направление; 62% компаний предоставляют отчетность; 56% заявили о наличии стратегии в области УР [2].

Несмотря на то, что большинство россиян не понимают термины «устойчивое развитие» и «ESG-принципы», но ожидают от бизнеса ответственности за социальные и экологические аспекты их деятельности и готовы чаще приобретать товары и услуги у тех компаний, которые реализуют ESG-стандарты. Опросы E+ Change показывают, что «86% покупателей ожидают от бизнеса социальных и экологических инициатив», «по мнению россиян, ответственная компания должна сокращать негативное влияние на окружающую среду (64% ответов респондентов), предоставлять качественные товары и услуги (56%), заботиться о персонале (42%) [3]. Рядовые россияне не только ожидают от бизнеса ответственного отношения к природе, но и сами активно участвуют в экологических программах: «По данным ВЦИОМа, люди берегут энергию (74%), участвуют в субботниках и благоустройстве территорий (60%), экономят воду (58%), придерживаются рационального потребления (57%), сортируют отходы (44%). Каждый третий инициирует или поддерживает местные экологические инициативы» [3]. Эти данные говорят о все возрастающем запросе общества на продвижение природоохранного мировоззрения.

Государство активно участвует в продвижении концепции устойчивого развития и ESG-повестки, контроле за соблюдением принципов и оказании помощи бизнесу при их реализации. В России существует законодательная база в области УР, действуют десятки законов, правительственных актов и постановлений, ГОСТов и нормативов. Безусловно, законодательная база в России в области УР расширяется и дорабатывается, примером чему служит разработка национальных стандартов устойчивости компаний, работа над законопроектом о нефинансовой отчетности, разработка национальных стандартов ESG – отчетности, формирование нормативной базы для льготного финансирования, в частности, экологических проектов и др. Однако общего законодательного фундамента для регулирования и поддержки компаний в России пока нет. Такие действия компаний как учет ESG-факторов, сдача ESG-отчетности, работа с потребителями, партнерами, сотрудниками, просветительская работа в области УР и многое другое никак не регламентирована и имеет в своей основе только добровольную ответственность бизнеса.

Понимание использования в своих бизнес-моделях принципов устойчивого развития с каждым годом растет. Все больше компаний положительно оценивают тот ряд преимуществ, которые они получают за приверженность ESG-повестке: создание положительного имиджа, привлечение инвесторов, снижение операционных издержек, укрепление доверия со стороны основных акторов компании, повышение репутации работодателя, снижение риска штрафов и другие инструменты решения проблем предпринимателей. До недавнего времени существовало мнение, что следование ESG-повестке является прерогативой только крупного бизнеса, но как показала практика последних лет, начинать работать по на основе ESG-принципов может любой бизнес.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что концепция устойчивого развития не просто не теряет свою актуальность, а становится еще более значимой для развития всех сфер человеческой деятельности. Несмотря на сложную геополитическую обстановку в мире, когда многими политиками мирового масштаба попираются важнейшие принципы устойчивого развития, сама основа концепции остается общечеловеческой ценностью в силу универсальности своих принципов, что дает возможность применять их в различных сферах деятельности. Не является исключением сфера туризма и гостеприимства. Более того, социальная направленность отрасли, сосредоточенность на удовлетворение потребностей жителей страны, тесный контакт с природными объектами и зависимость от состояния окружающей среды позволяют сделать вывод о том, что данная сфера деятельности является одной из наиболее заинтересованных отраслей в продвижении концепции устойчивого развития. Следование данной концепции на основе ESG-принципов позволяет предприятиям гостеприимства внести весомую лепту в процессы охраны окружающей среды, рационального использования ресурсов не в ущерб природе и будущим поколениям, продвижению идей корпоративной социальной ответственности и повышению устойчивости бизнеса.

Проведенный анализ работ отечественных авторов по проблемам устойчивого развития туризма показал, что многие аспекты рассматриваемой проблемы достаточно подробно отражены в трудах специалистов. В частности, в статьях Р.В. Плохих с соавторами [4] и С.С. Скобкина [5] представлены исторические анализы возникновения концепции УР в туриндустрии. рассмотрены общие вопросы формирования концепции. В статьях Я.А. Войновой [6], А.И. Карловой [7], М.В. Кобяк и А. Махлюф [8], Е.Г. Радыгиной [9] рассмотрены тренды развития устойчивого туризма с учетом изменения патернов изменения потребительского поведения, формирование механизмов и инструментов УР, проанализированы практики. Исследования М.А. Морозова [10] и Н.С. Морозовой [11] посвящены проблеме влияния инвестиций на ESG-трансформацию отрасли. В публикациях Л.Б. Нюренбергер [12], Т.В. Рассохиной [13] и А.И. Сесёлкина [14] анализируется устойчивое развитие туристских дестинаций.

Однако имеющиеся научные разработки не охватывают всего многообразия и специфики проблем устойчивого развития в индустрии туризма и гостеприимства, тенденций развития и механизмов ее адаптации к изменению внешней среды. Отсутствует общий подход к исследованию влияния факторов внешней среды на ESG-факторы, недостаточно развит инструментарий изучения влияния.

Все это обусловливает актуальность избранной темы исследования.

Целью данного исследования является разработка основ анализа влияния факторов внешней среды на процессы устойчивого развития в индустрии туризма и гостеприимства для повышения эффективности.

Методология исследования заключается в аналитическом исследовании совокупности факторов развития сферы туризма и гостеприимства под мультипликативным воздействием факторов внешней среды. В исследовании использовался смешанный или комплексный методологический подход, основанный на контент-анализе размещенных в открытом доступе официальных законодательных и нормативно-правовых документов РФ, информации Росстата и отраслевых аналитических агентств, результатов опросов, интервью и анкетирования и материалов информационных агентств, результатов исследований и статей по устойчивому развитию туризма. При обработке информации использовались комплексный подход, установление причинно-следственных связей. Взаимодействие внешних и внутренних факторов для выявления возможностей развития под влиянием внешней среды и реагирования на угрозы осуществлялось с помощью метода SWOT-анализа.

Научной новизной исследования являются полученные направления применения ESG-практик в устойчивом развитии сферы туризма и гостеприимства под воздействием динамично меняющейся внешней среды.

Основная часть исследования. Особую важность продвижению принципов устойчивого развития в сфере туризма и гостеприимства придает тот факт, что эта отрасль играет весьма значительную роль в экономике страны и активно развивается. По данным Министерства экономического развития РФ валовая добавленная стоимость туриндустрии в 2024 году составила 5,3 трлн рублей и составила 2,9% ВВП РФ. Для сравнения, при этом доля легкой промышленности составила 0,3%, пищевой промышленности – 1,9%, разработки компьютерного ПО – 2,5% Выручка туриндустрии в 2024 году превысила 10 трлн рублей, на четверть больше, чем в 2023 году [15].

Одним из определяющих внешних факторов развития устойчивого туризма является государственная поддержка отрасли. Развитие туризма является одним из главных приоритетов государственной стратегии развития страны. Президент и правительство предпринимают значительный комплекс мер по поддержке отрасли. В 2019 году Правительством РФ разработана Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, в 2020-2021 годах – национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» и госпрограмма «Развитие туризма». После того, как Президент РФ включил задачи по развитию отрасли в свой Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», эти программы были актуализированы и доработаны в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство» на период 2025-2030 гг. Были определены ключевые показатели развития отрасли, среди которых достижение к 2030 году доли туристской отрасли в валовом внутреннем продукте страны 5% при 2,6% в 2021 году и количества туристических поездок по территории РФ 140 млн поездок в год (в 2020 году – 45,22 млн поездок) [16].

Принятые меры поддержки, являющиеся одним из важнейших внешних факторов развития сферы туризма и гостеприимства, привели к глобальным изменениям в отрасли, которая в данный момент переживает период резкого роста спроса на внутренний туризм и обусловленный этим бум развития инфраструктуры. Количество туристических поездок по России растет опережающими темпами по сравнению с заложенными в государственные программы: при плановом показателе на 2025 год в 83,78 поездок в год их количество уже в 2024 году достигло показателя в 90,1 млн поездок [15]. В этом году рост продолжается и уже составил за 8 месяцев 2025 года 61,7 поездок или на 5,5% больше, чем за этот же период в 2023 году [17].

По мнению экспертов, исследовавших проблематику устойчивого развития и ESG-принципов, компании, которые ориентируются на данную концепцию, могут иметь ряд преференций в самых различных формах. В первую очередь от инвесторов и банков в виде зеленых или социальных облигаций, льготных кредитов и условий страхования, гарантируемого субсидирования. Многие банки закладывают в условия выдачи кредитов показатели выполнения ESG-принципов. Для таких клиентов существуют пониженные процентные ставки и привлекательные условия. Причем это касается не только банков, но и финансирования в рамках краудлендинга и специализированных фондов финансирования.

Развитие инфраструктуры гостиничного бизнеса идет за счет различных государственных программ и активизации вложений бизнеса. В 2025 году доступны следующие меры поддержки: инвестиции по программе реализации проекта «Пять морей и озеро Байкал»; финансирование инвестиционных проектов средств размещения Корпорацией «Туризм.РФ»; субсидии на строительство модульных гостиниц; получение грантов для развития сельского туризма, для молодых предпринимателей и для социальных предпринимателей; снижение НДС; инвестиционный налоговый вычет; льготная аренда земельных участков для строительства объектов туристической инфраструктуры; инвестиционный налоговый вычет; налоговые каникулы для новых ИП [18]. Действует программа льготного кредитования. В 2025 году по этой программе реализуется свыше 220 инвестпроектов с общим объемом вложений более 1 трлн рублей [19]. Все эти меры позволяют компенсировать нехватку оборотных средств и повысить устойчивость компаний.

В результате объем инвестиций в основной капитал в 2024 году составил 1,1 трлн рублей (+ 19,4% к 2023 году) и по данным Росстата значительно опережает рост инвестиций в других отраслях: в строительстве – 5,5%, добыче полезных ископаемых – 7,9%. Доля государственного сектора в общем объеме инвестиций составила 30% при доле частного сектора 70%, что также значительно выше среднего значения вложения государства в развитие всех видов экономической деятельности, которое составляет 20%. За счет инвестиций произошло значительное увеличение числа номеров и мест в коллективных средствах размещения – в 2024 году оно увеличилось на 34 338 номеров на 188,1 тысяч мест и составило на конец года 3 186 тысяч мест [15]. По словам Д. Чернышенко: «В России туристическая отрасль сегодня в тройке самых быстрорастущих. Большие возможности дал нацпроект «Туризм и гостеприимство». Бизнес поверил в перспективы, активно пользуется мерами господдержки, которые введены по инициативе Президента и председателя Правительства» [99].

При реализации заложенного в многочисленные проекты высокого потенциала отрасли возникла острая необходимость учитывать цели устойчивого развития. Следование ESG-принципам поможет нивелировать те риски, которые несет в себе столь энергичный рост. Превышение возможностей приема туристов и недостаток инфраструктуры для их обслуживания в виде овертуризма создают проблемы как для экономики региона, так и для экологического состояния окружающей среды.

Понятие и определение устойчивого развития туризма было сформировано Всемирной туристской организацией (UNWTO), Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC) и Советом Земли (Earth Council) в 1995 в «Повестке дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма» (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry): «Устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуществляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма – это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу, а не ущерб туристскому развитию» [21].

Основной целью индустрии туризма и гостеприимства является удовлетворение потребностей туристов. Поэтому одним из определяющих блоков внешних факторов, влияющих на эту сферу деятельности, являются постоянно меняющиеся запросы туристов. Если совсем недавно формы туризма и перечень услуг представляли собой некие устоявшиеся формы, то в нашем динамичном мире все меняется с калейдоскопической быстротой. Привычки, мировоззрение и запросы отличаются у людей разных национальностей, возрастов, социальных слоев и просто индивидуальных особенностей. И каждый клиент хочет получить индивидуальный пакет услуг. При этом значительно повысились требования к качеству сервиса – исследование Zendesk показало, что «после получения уже одного негативного впечатления от сервиса примерно половина гостей уходит к конкурентам, а после двух случаев 80% прекращают общение с данным отелем. При этом 75% клиентов готовы доплачивать за качественный сервис» [22].

Изменение запросов приводит к развитию новых форм туризма. Активно развиваются экологический (зеленый), агротуризм, событийный, спортивный, медицинский, образовательный и другие. Растет интерес к формату «всё включено» и wellness-направлению. В деловом туризме развивается тренд на совмещение работы с отдыхом. Постоянно увеличивается количество уникальных дополнительных услуг.

Один из самых выраженных трендов последнего времени – развитие автотуризма. «По данным ВЦИОМ, в 2024 году более половины россиян (53%) во время летнего отдыха передвигались преимущественно на автомобиле. При этом каждый второй автотурист предпочёл бы переночевать в гостинице (51%) и хотел бы видеть у трассы высокоразвитую инфраструктуру со всеми удобствами (46%) » [23]. «В текущем году ожидается порядка 32 млн автомобильных турпоездок, что на 7% выше показателей прошлого года» [17]. С учетом востребованности автотуризма, государство и бизнес активно вкладывают инвестиции в придорожную инфраструктуру, строят модульные отели, развивают дорожную сеть.

На фоне этих изменений особо выделяется еще один фактор внешней среды – рост числа экологически ориентированных клиентов, заботящихся о снижении негативного воздействия на окружающую среду, стремящихся к использованию экологически чистых материалов и продуктов, практик энерго- и ресурсо-сбережения, снижения и переработки отходов, применение IT- технологий, направленных на уменьшение потребления ресурсов. Исследования показывают, что 73% гостей учитывают устойчивые и экологические практики и готовы дополнительно платить за это, особенно в премиум-сегменте и бизнес-туризме [24]. «65% гостей предпочтёт отель, прошедший экологическую сертификацию, отелю без сертификата при одинаковой цене» [25].

Большое влияние на процессы устойчивого развития в индустрии туризма и гостеприимства оказывают не только экологическая ориентация клиентов, но повышение уровня осознанного отношения к проблемам окружающей среды у инвесторов, местных властей, финансовых организаций и партнеров. Слаженная работа всех стейкхолдеров в направлении продвижения культуры природопользования позволяет достичь эффекта синергии. Преференции от партнеров, в случае, когда они работают в едином направлении, повышает эффективность взаимодействия, возрастает возможность создания качественного туристического продукта. Помогает в работе помощь от региональных государственных и негосударственных организаций в виде: предоставления информации о потенциальных угрозах и факторах риска на экосистемы региона при развитии туризма; создание совместных программ по формированию ответственного отношения к традициям и обычаям местных жителей; формирование единой информационной базы, которая позволит конкретизировать перспективы развития гостиничного бизнеса. Гостиничное предприятие имеет жесткую привязку к конкретной местности, что позволяет ему находиться в тесной взаимосвязи с экологическими, экономическими и социальными особенностями региона и территории его местонахождения, что позволяет согласовывать и взаимно влиять на внедрение принципов УР территории своей концепцией развития. Кроме того, гостиницы, внедрившие в свою деятельность принципы устойчивого развития, играют большую роль в просветительской сфере, показывая на своем примере важность «зеленой повестки» в повседневной жизни, формируя сознательное ограничение материальных потребностей, показывая возможности позитивного вклада в социально-экономическое развитие не только предприятия, но и конкретного региона. Учитывая большой пропускной поток туристов, это очень важная миссия гостиничного бизнеса.

Очень важным фактором внешней среды, является наличие и качество трудовых ресурсов. Ситуация на рынке труда в России очень тяжелая. Тренд на снижение трудоспособного населения накладывает ограничения на все отрасли экономики. Сфера туризма и гостеприимства находится в особенно тяжелом положении. То, что персонал гостиниц работает непосредственно с гостями и от его квалификации зависит качество обслуживания, приводит к повышенным требованиям к нему. На фоне низких зарплат и постоянно растущих запросов повышения квалификации, обусловленных внедрением инноваций, в отрасли наблюдается значительный дефицит кадров и сильная текучка. По данным Министерства экономического развития РФ «по состоянию на 2024 год дефицит кадров в туротрасли оценивался примерно в 250 тыс. человек, и к 2030 году, оценочно, составит до 400 тысяч. Однако данный дефицит может быть компенсирован за счет роста производительности труда в отрасли. Также указанный дефицит частично должен покрываться за счет подготовки новых кадров для туриндустрии более чем в 100 вузах и 1,3 тыс. колледжах» [15]. Важным моментом в кадровой политике является создание коллектива единомышленников, разделяющих общие взгляды на общество и природу. Не только клиенты гостиниц, но и персонал все больше проникается ценностями устойчивого развития. Такая команда обеспечивает более ответственную реализацию других компонентов S-направления: работу с клиентами, партнерами, местным сообществом, сохранением культурного наследия, инклюзивностью и другими направлениями, что в свою очередь позволяет повысить рентабельность отеля, увеличить лояльность гостей, улучшить бренд и репутацию компании, уменьшить текучесть кадров и «кадровый голод».

Анализ текущего состояния устойчивого развития индустрии туризма и анализ внешних факторов гостиничного бизнеса служат основой для определения основных направлений применения ESG-практик в сфере туризма и гостеприимства для повышения эффективности. Эффективность управления любой коммерческой структурой зависит от того, насколько успешно она реагирует на различные воздействия извне, обеспечивает свое функционирование и развитие в изменяющихся внешних и внутренних условиях. Необходимо своевременно выявлять возможности развития под влиянием внешней среды и реагировать на угрозы. Для этого проводится анализ взаимодействия внешних и внутренних факторов, и на базе этой информации разрабатываются стратегии их взаимодействия с помощью метода SWOT-анализа.

При проведении SWOT-анализа формируется матрицы S (Strengths) – сильных сторон и W (Weaknesses) – слабых стороны применения ESG-практик в устойчивом развитии сферы туризма и гостеприимства, которые характеризуют внутренние факторы УР гостиничного бизнеса, а также матрицы О (Opportunities) – возможностей и Т (Threats) – угроз внешней среды на процессы УР.

С помощью перекрестного анализа факторов этих матриц получаем следующие матрицы направлений применения ESG-практик:

SO – использования сильными сторонами возможностей внешней среды;

WO – преодоления слабых сторон под действием возможностей внешней среды;

ST – избегания угроз внешней среды путем использования сильных сторон;

WT – ослабления недостатков для избегания угроз внешней среды.

Проведем SWOT-анализ использования каждого трех аспектов (экологических E, социальных S и управленческих G) ESG-практик в гостиничном бизнесе (табл. 1 – табл. 3).

Таблица 1

SWOT-анализ использования экологических (E) аспектов ESG-практик

в гостиничном бизнесе (Источник: собственная разработка)


O
Рост спроса на внутренний туризм
Рост числа экологически ориентированных клиентов.
Повышение уровня осознанного отношения к проблемам окружающей среды у инвесторов, финансовых организаций и партнеров.
Развитие инновационных технологий.
T
Низкий уровень информированности об устойчивом туризме и ESG-практиках
Высокая антропогенная нагрузка на территориях с овертуризмом.
Значительное количество партнеров, не придерживающихся ESG.
S
Снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Баланс между развитым сервисом и бережным отношением к природе.
Использование практик энерго- и ресурсосбережения, снижения и переработки отходов, IT- технологий, направленных на уменьшение потребления ресурсов.
Использование экологически чистых материалов и продуктов.
SO
Снижение затрат и повышение эффективности бизнеса на основе устойчивого управления ресурсами.
Повышение возможности финансирования и привлечения инвесторов за счет ESG- политики.
Повышение имиджа гостиницы, лояльности клиентов и партнеров на основе использования экологических практик
Повышение конкурентоспособности за счет использования инноваций
ST
Предоставление гостям информации об устойчивом туризме и ESG-практиках.
Активный маркетинг ESG-повестки.
Продвижение культуры природопользования.
Снижение рисков и повышение устойчивости бизнеса за счет сотрудничества с местными производителями и поставщиками и поставщиками с ESG-принципами.
W
Изменение климата.
Проблемы защиты окружающей среды.
Наличие пиковых временных нагрузок в основных туристических регионах.
Ограничение возможностей строительства новых объектов вследствие жестких экологических требований.
Трудности работы с поставщиками, не придерживающимися ESG.
WO
Дополнительное привлечение клиентов за счет активного участия в программах защиты окружающей среды.
Использование инновационных технологий при проектировании и строительстве новых объектов.
WT
Разработка программ борьбы с овертуризмом на основе перераспределения туристических потоков, диверсификация вариантов размещения, видов досуга, логистики и других аспектов отдыха.
Активное участие в отраслевых мероприятиях по продвижению экологической повестки.

Таблица 2

SWOT-анализ использования социальных (S) аспектов ESG-практик

в гостиничном бизнесе (Источник: собственная разработка)


O
Рост спроса на внутренний туризм
Наличие местных традиций, культурных и исторических ценностей
Развитие информационных технологий и ИИ.
Проведение крупных общественных мероприятий
T
Дефицит рабочей силы и
низкий уровень ее квалификации
Динамично меняющиеся предпочтения потребителей
Тренд на уменьшение влияния экономических факторов
S
Повышенная социальная ответственность бизнеса с заботой о благополучии сотрудников и клиентов.
Создание комфортных условий труда для персонала, предоставление возможности для обучения и развития, справедливая оплата.
Внутренняя политика поддержки разнообразия среди сотрудников и клиентов.
Учет влияния мировоззрения и привычек различных социально-экономических и возрастных групп клиентов.
Учет эмоциональной составляющей услуг в сфере гостеприимства.
SO
Повышение уровня сервиса на основе персонализированных предложений с использованием ИИ.
Повышение качества сервиса на основе обратной связи с клиентами
Увеличение количества потенциальных потребителей за счет предложения гостям информации о местных культурно-исторических традициях, поддержки и участии в сохранении их.
Оптимизация внутренней работы за счет внедрение онлайн-сервисов и платформ обратной связи.
ST
Развитие принципов клиентоориентированности и персонализации сервиса.
Адаптация маркетинговых стратегий запросам различных социальных и возрастных групп, в том числе специальных предложений для особых групп туристов.
Инвестирование в обучение и развитие сотрудников по вопросам ESG.
Разработка и внедрение в практику образовательных программ по экологии, устойчивому туризму.
W
Низкий уровень сервиса.
Высокий уровень цен.
Дефицит средств размещения, особенно в удаленных регионах.
Большая текучка и дефицит кадров.
Недостаточно активное участие персонала в продвижении ESG-повестки.
WO
Повышение уровня сервиса за счет выявления потребительских тенденций и оптимизации бизнес-процессов с использованием ИИ для обработки больших данных.
Снижение уровня цен за счет оптимизации затрат и снижения налоговой нагрузки.
Снижение дефицита средств размещения за счет развития агротуризма и придорожных отелей, сети модульных кемпингов и глэмпингов.
WT
Развитие новых форм туризма.
Предложение дополнительных услуг по запросам клиентов.
Программы поощрения сотрудников. Повышение конкуренции за счет разработки программ социальной поддержки сотрудников.
Привлечение местных жителей с обучением по собственным стандартам и предоставлением социального пакета.
Привлечение на работу уязвимых групп населения —пожилых, людей с ограниченными возможностями здоровья, молодёжи из детских домов.

Таблица 3

SWOT-анализ использования управленческих (G) аспектов ESG-практик (Источник: собственная разработка)


O
Рост спроса на внутренний туризм
Стратегия развития туризма в РФ на период до 2035 года.
Финансовая поддержка государства в виде налоговых льгот, субсидий и грантов.
Государственная поддержка инфраструктурных проектов и логистики
Развитие федеральных и региональных инициатив по устойчивому туризму.
Рост внутреннего турпотока
Развитие системы сертификации.
Развитие информационных технологий и ИИ.
T
Экономическая нестабильность.
Высокий уровень инфляции и высокая ставка рефинансирования.
Политика санкций.
Сильные конкуренты в отрасли.
Требования акционеров о скорейшей окупаемости проектов
Постоянные изменения в экологических и законодательных требованиях.
Слабо развитая транспортная инфраструктура и высокая стоимость транспортных услуг
S
Стратегия и операционная деятельность на основе принципов устойчивого развития.
Учет интересов всех заинтересованных сторон.
Наличие программ автоматизации сбора данных.
Прозрачность в предоставлении информации и отчетности.
Практика отчетности по ESG-показателям.
SO
Оптимизация бизнес-процессов за счет финансовой поддержки государства.
Повышение качества управления за счет анализа больших данных с использованием IТ и ИИ.
Повышение уровня доверия и привлечения клиентов за счет открытости данных, получения экологических сертификатов и рейтингов, развития
эффективной стратегии коммуникации.
ST
Повышение возможности
адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка Привлечение инвесторов на основе высоких ESG показателей
Снижение штрафов за счет соблюдения требований и стандартов.
Повышение устойчивости к внешним вызовам
W
Высокий уровень стартовых капиталовложений в ESG-практики
Экономическая нестабильность бизнеса.
Слабая вовлечение персонала в процесс принятия решений по ESG.
Сложности перехода на ESG-практики и повышение при этом операционных затрат.
Проблемы транспортной доступности
WO
Повышение устойчивости бизнеса за счет участия в государственных и региональных программах.
Повышение эффективности за счет участия в отраслевых мероприятиях по обмену опытом и внедрению лучших практик.
Снижение уровня цен за счет снижения налоговой нагрузки.
WT
Разработка системы управления рисками и реагирования на кризисные ситуации.
Корректировка стратегий на основе мониторинга изменений внешней среды.
Разработка системы мотивации персонала.
Вовлечение персонала в процесс принятия решений, связанных с ESG-инициативами.
Повышение уровня обслуживания вследствие высокой конкуренции.

Результаты

В результате проведенного SWOT-анализа получены основные направления применения ESG-практик в сфере туризма и гостеприимства для совершенствования деятельности и повышения эффективности по всем трем аспектам (экологическим E, социальным S и управленческим G) под воздействием динамично меняющейся внешней среды.

Использование ESG-принципов за счет достижения положительных социальных и экологических результатов может помочь в туристической индустрии выбрать оптимальный путь развития, улучшить использование ресурсов, повысить репутацию организации, привлечь инвесторов и повысить вовлеченность сотрудников, а также позволит организациям определить новые возможности для роста, такие как разработка новых продуктов или услуг, отвечающих потребностям потребителей, которые все больше обеспокоены экологическими и социальными проблемами.

Заключение

Несмотря на очевидные перспективы, которые открываются перед компаниями, внедряющими ESG-принципы в сфере туризма и гостеприимства, темпы перехода пока еще достаточно низкие. На это имеется ряд причин, главной из которых является нежелание бизнеса менять парадигму в оценках эффективности предприятия, отходить от привычной модели получения выгоды в краткосрочной перспективе на основе учета по классической схеме «доход-затраты», а стремиться к долгосрочному стратегическому развитию.

В настоящее время государство поставило весьма амбициозные цели и задачи перед туристической отраслью в изменившейся парадигме ее значимости для ВВП страны. «Туристическая отрасль – один из драйверов социально-экономического развития страны, она постоянно меняется под влиянием современных тенденций» [26]. Для достижения поставленных целей нужны не только инновационные подходы к ведению бизнеса, но и к учету воздействий турбулентной внешней среды на эти процессы.


Источники:

1. Свой путь: что будет с ESG-повесткой в России. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/6544bc319a794766281b034c (дата обращения: 02.10.2025).
2. Итоги ESG-повестки российского бизнеса в 2024 году. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/679226e29a794700bed8a6b0 (дата обращения: 02.10.2025).
3. Люди не верят, запутались и ищут заботы. Какие социальные тренды важно учитывать для устойчивого развития компаний. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7798695 (дата обращения: 05.08.2025).
4. Плохих Р.В., Байбуриев Р.М., Батбаатар З. Концепция устойчивого развития туризма: история формирования и сущность // География и водные ресурсы. – 2015. – № 1. – c. 11-23. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-ustoychivogo-razvitiya-turizma-istoriya-formirovaniya-i-suschnost.
5. Скобкин С.С. Концепция устойчивого развития туризма и ее воздействие на индустрию гостеприимства // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. – 2012. – № 10. – c. 77-82. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-ustoychivogo-razvitiya-turizma-i-ee-vozdeystvie-na-industriyu-gostepriimstva.
6. Войнова Я.А., Мишулина С.И. ESG трансформация как инструмент управления устойчивым развитием туризма // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2024. – № 3-4. – c. 34-51. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/esg-transformatsiya-kak-instrument-upravleniya-ustoychivym-razvitiem-turizma-1.
7. Карлова А.И., Соколов И.С. Эффективность внедрения принципов устойчивого развития в организации сферы гостеприимства // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 6. – c. 892-896. – doi: 10.34925/EIP.2024.167.6.185.
8. Кобяк М.В., Махлюф А. Устойчивое развитие гостиничных предприятий: концепция и механизм реализации // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. – 2020. – № 2. – c. 151-157. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-razvitie-gostinichnyh-predpriyatiy-kontseptsiya-i-mehanizm-realizatsii.
9. Радыгина Е.Г., Ошкордина А.А. Показатели устойчивого развития предприятий индустрии гостеприимства // ЭПП. – 2023. – № 2. – c. 513-522. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-ustoychivogo-razvitiya-predpriyatiy-industrii-gostepriimstva.
10. Морозов М.А. Инновационная трансформация индустрии гостеприимства на базе зеленых и цифровых технологий // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 6. – c. 558-563. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-transformatsiya-industrii-gostepriimstva-na-baze-zelenyh-i-tsifrovyh-tehnologiy.
11. Морозова Н.С. Инновационные направления развития индустрии туризма и гостеприимства в кризисных условиях // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2020. – № 4. – c. 11-18. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-napravleniya-razvitiya-.
12. Нюренбергер Л.Б., Мальгин А.В., Петренко Н.Е., Бавыкина Е.Н. Исследование рынка туристских услуг в контексте устойчивого развития регионов Сибири // Sochi Journal of Economy. – 2023. – № 1. – c. 41-50.
13. Рассохина Т.В. Системная оптимизация функционирования корпоративных структур в туристской индустрии на основе ESG-трансформации // Сервис в России и за рубежом. – 2022. – № 5. – c. 30-37. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnaya-optimizatsiya-funktsionirovaniya-korporativnyh-struktur-v-turistskoy-industrii-na-osnove-esg-transformatsii.
14. Сесёлкин А.И., Рассохина Т.В. Анализ критериев устойчивого развития туристских дестинаций // Вестник РМАТ. – 2013. – № 2. – c. 28-33. – url: https://cyberleninka.ru/.
15. Туризм в России. Итоги 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/e0c9ed6e75a854d11b301a27834b0aba/turizm_v_rossii_itogi_2024_goda.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
16. Свежий взгляд: правительство поменяло ориентиры в развитии туризма. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/news/svezhiy-vzglyad-pravitelstvo-pomenyalo-orientiry-v-razvitii-turizma (дата обращения: 02.10.2025).
17. Дмитрий Чернышенко: С использованием программ поддержки к 2025 году ввели 18,7 тыс. номеров. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/dmitriy_chernyshenko_s_ispolzovaniem_programm_podderzhki_k_2025_godu_vveli_187_tys_nomerov.html?ysclid=mggi76rrio320592835 (дата обращения: 09.10.2025).
18. Как гостиницам получить господдержку в 2025 году: 15 способов. [Электронный ресурс]. URL: https://travel.yandex.ru/pro/kak-gostinicam-poluchit-gospodderzhku-v-2025-godu-15-sposobov/ (дата обращения: 05.10.2025).
19. Правительство расширило программу льготного кредитования строительства туристической инфраструктуры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_rasshirilo_programmu_lgotnogo_kreditovaniya_stroitelstva_turisticheskoy_infrastruktury.html?ysclid=mggjp116t050935949 (дата обращения: 06.10.2025).
20. Максим Решетников: объем инвестиций бизнеса в туризм – почти 2 трлн рублей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_obem_investiciy_biznesa_v_turizm_pochti_2_trln_rubley.html?ysclid=mghv58fpl0636363872 (дата обращения: 10.10.2025).
21. Новиков В. С. Характерные черты туризма XXI века – устойчивое и инновационное развитие. [Электронный ресурс]. URL: https://www.intacadem.ru/statji/novikov-v.s.-harakternye-cherty-turizma-xxi-veka-ustoychivoe-i-innovatsionnoe-razvitie-3.html (дата обращения: 09.10.2025).
22. Время действовать: Zendesk определил 5 главных трендов клиентского сервиса. [Электронный ресурс]. URL: https://retail-loyalty.org/lr/zendesk/ (дата обращения: 01.10.2025).
23. Придорожные отели: как построить успешный бизнес вдоль российских трасс. [Электронный ресурс]. URL: https://travel.yandex.ru/pro/pridorozhnye-oteli-kak-postroit-uspeshnyy-biznes-vdol-rossiyskih-trass/ (дата обращения: 09.08.2025).
24. Яшков И. Д., Волкова Е. А. Устойчивое развитие в индустрии гостеприимства: экономическая эффективность экологических инициатив в современных отелях // Научный Лидер. – 2025. – № 20. – c. 196-198. – url: https://scilead.ru/article/8788-ustojchivoe-razvitie-v-industrii-gostepriimst.
25. ESG-стратегия для отеля: зачем нужна и как её внедрить. [Электронный ресурс]. URL: https://travel.yandex.ru/pro/esgstrategiya-dlya-otelya-zachem-nuzhna-i-kak-eyo-vnedrit/ (дата обращения: 09.10.2025).
26. Экоразворот: как меняется гостиничный бизнес России. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/21231281 (дата обращения: 02.10.2025).

Страница обновлена: 14.11.2025 в 23:03:46

 

 

The impact of the external environment on sustainable development in the tourism and hospitality industry

Leushina O.V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
Currently, the concept of sustainable development has become a qualitatively new paradigm for the development of civilization. The tourism and hospitality industry is one of the most interested sectors in promoting this concept based on ESG principles. Many studies have been conducted on the development of sustainable tourism, but the issues of trends in development and mechanisms for adapting ESG practices to changes in the external environment are poorly understood, and there are no general approaches to studying the impact of external factors on ESG factors, and the tools for studying this impact are underdeveloped. All of this makes the topic of this article relevant. The article analyzes the current situation in the tourism and hospitality industry. The article assesses the impact of external environmental factors on ESG factors. The article provides the results of the SWOT analysis to identify areas for applying ESG practices in the tourism and hospitality industry to improve efficiency in all three aspects (environmental, social, and managerial ones). The research results can be used both in the development of theoretical concepts and in the practice of sustainable tourism.

Keywords: sustainable development, sustainable development goals, ESG concept, ESG principles, tourism and hospitality industry, sustainable tourism, external and internal factors, SWOT analysis, environmental aspects, social aspects, managerial aspects

JEL-classification: D61, E23, C44, B52, H11

References:

Karlova A.I., Sokolov I.S. (2024). THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE ORGANIZATION OF THE HOSPITALITY INDUSTRY. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6). 892-896. doi: 10.34925/EIP.2024.167.6.185.

Kobyak M.V., Makhlyuf A. (2020). SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF HOSPITALITY ENTERPRISES: CONCEPT AND MECHANISM OF IMPLEMENTATION. Vestnik REA im. G. V. Plekhanova. (2). 151-157.

Morozov M.A. (2024). INNOVATIVE TRANSFORMATION OF THE HOSPITALITY INDUSTRY BASED ON GREEN AND DIGITAL TECHNOLOGIES. Vestnik Akademii znaniy. (6). 558-563.

Morozova N.S. (2020). INNOVATIVE DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY IN CRISIS CONDITIONS. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. (4). 11-18.

Nyurenberger L.B., Malgin A.V., Petrenko N.E., Bavykina E.N. (2023). RESEARCH OF THE TOURISM SERVICES MARKET IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT REGIONS OF SIBERIA. Sochi journal of economy. 17 (1). 41-50.

Plokhikh R.V., Bayburiev R.M., Batbaatar Z. (2015). CONCEPT OF SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT: HISTORY OF FORMATION AND ESSENCE. Geografiya i vodnye resursy. (1). 11-23.

Radygina E.G., Oshkordina A.A. (2023). SUSTAINABILITY INDICATORS FOR COMPANIES IN THE HOSPITALITY INDUSTRY. EPP. (2). 513-522.

Rassokhina T.V. (2022). THE CORPORATE STRUCTURES SYSTEMIC OPTIMIZATION IN THE TOURISM INDUSTRY BASED ON ESG-TRANSFORMATION. Service in Russia and abroad. (5). 30-37.

Sesyolkin A.I., Rassokhina T.V. (2013). ANALISIS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT CRITERIA FOR TOURISM DESTINATIONS. Vestnik RMAT. (2). 28-33.

Skobkin S.S. (2012). The concept of sustainable tourism development and its impact on the hospitality industry. Vestnik REA im. G. V. Plekhanova. (10). 77-82.

Voynova Ya.A., Mishulina S.I. (2024). ESG TRANSFORMATION AS A TOOL FOR MANAGING SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT. «Russian regions: looking into the future». (3-4). 34-51.

Yashkov I. D., Volkova E. A. (2025). SUSTAINABILITY IN THE HOSPITALITY INDUSTRY: COST-EFFECTIVENESS OF ENVIRONMENTAL INITIATIVES IN MODERN HOTELS. Nauchnyy lider. (20). 196-198.