Алгоритм развития социальных функций торговли в регионах России
Никишин А.Ф.1
, Каращук О.С.1
, Майорова Е.А.1
, Больдясов А.И.1![]()
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
Торговля обеспечивает доступность населению потребительских товаров, создает рабочие места и выполняет прочие социальные функции, поэтому для устойчивого социально-экономического развития государства важно обеспечить эффективное функционирование торговли в каждом его регионе. Цель исследования заключается в разработке алгоритма развития социальных функций торговли в регионах России. Были сформулированы принципы разработки алгоритма развития социальных функций региональной торговли. Предложен алгоритм развития социальных функций торговли в регионах России, который включает шесть этапов и основывается на кластеризации регионов по показателям реализации социальных функций торговли с последующей разработкой мер по их развитию в каждом кластере. Особое внимание уделяется социальному значению интернет-торговли. Предлагаемый алгоритм развития социальных функций региональной торговли в России позволит смягчить региональную дифференциацию в их реализации и тем самым будет способствовать более полному удовлетворению потребностей населения в каждом регионе страны.
Ключевые слова: торговля, интернет-торговля, социальные функции, социальный эффект, регион
Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №24-28-00657, https://rscf.ru/project/24-28-00657/
JEL-классификация: F10, L80, L86
Источники:
2. Баркалова Н.А. Исследование феномена социально-экономического института функционирования торговли // Новое в экономической кибернетике. – 2022. – № 2. – c. 84-95.
3. Бармута К.А. Модернизация услуг розничной торговли на современном потребительском рынке региона // Экономика устойчивого развития. – 2024. – № 1(57). – c. 26-31.
4. Батищева Е.А. Анализ регионального рынка розничной торговли // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. – 2023. – № 4(68). – c. 26-35.
5. Васильчук Е.С. Региональная розничная торговля: основные проблемы и тенденции развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2022. – № 1(59). – c. 26-34. – doi: 10.47581/2022/IE.1.59.04.
6. Давыдкина И.Б., Копылов С.И., Дмитриева И.С., Кормилин С.А. Социология розничных торговых организаций и реализация их функций управления // Сервис plus. – 2018. – № 2. – c. 99-108. – doi: 10.24411/2413-693X-2018-10211.
7. Брагин Л.А., Каращук О.С., Панкина Т.В., Больдясов А.И. Исследование развития роли торговли в обеспечении населения продовольственными товарами в России // АПК: Экономика, управление. – 2024. – № 10. – c. 77-88. – doi: 10.33305/2410-77.
8. Кетова К.В., Касаткина Е.В., Вавилова Д.Д. Кластеризация регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития с использованием методов машинного обучения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – № 6. – c. 70-85. – doi: 10.15838/esc.2021.6.78.4.
9. Красильникова Е.А. E-commerce: тенденции развития услуг агрегаторов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 2(143). – c. 167-174. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.02.02.018.
10. Красильникова Е.А. Регионы драйверы развития электронной торговли в Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 11. – c. 22-34.
11. Леонова Ю.Г. Состояние и тенденции регионального развития розничной торговли // Экономика и предпринимательство. – 2025. – № 9(182). – c. 649-653. – doi: 10.34925/EIP.2025.182.9.112.
12. Лысенко И.В. Оценка современного состояния сферы торговли в Тюменском регионе // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-1. – c. 91-96. – doi: 10.17513/vaael.2436.
13. Мустафаева С.Р. Региональные различия распространения интернет-торговли в России // Экономические науки. – 2024. – № 232. – c. 279-283. – doi: 10.14451/1.232.279.
14. Олумекор М. Факторы, влияющие на региональное неравенство в сфере онлайн-торговли // Цифровая социология. – 2024. – № 3. – c. 15-23. – doi: 10.26425/2658-347X-2024-7-3-15-23.
15. Панюкова В.В. Роль розничных торговых компаний в пространственном развитии Дальнего Востока // Региональная экономика: теория и практика. – 2024. – № 6(525). – c. 1006-1022. – doi: 10.24891/re.22.6.1006.
16. Салихова Р.Р., Иванов Г.Г. Трансформация внутренней торговли России в современных условиях. / Монография. - М.: НИЦ «ИНФРА-М», 2022. – 151 c.
17. Симонов С.А. Интернет-торговля в Алтайском крае: актуальное состояние и перспективы развития // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. – 2025. – № 16. – c. 65-77.
18. Сурай Н.М., Красильникова Е.А., Корнева Г.В., Жданова Г.В., Михалев А.П. Современное состояние и перспективы развития розничной торговли на примере города Москвы // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 1. – c. 294-297.
19. Никишин А.Ф., Каращук О.С., Майорова Е.А., Больдясов А.И. Состав и классификация социальных функций торговли // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 5(146). – c. 4-11. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.05.03.001.
20. Сурай Н.М., Бабарыкин В.П., Баранова В.А. Современное состояние и потенциал развития регионального ритейла (на примере Алтайского края) // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2025. – № 1. – c. 105-113. – doi: 10.14258/epb202512.
21. Хабаху С.Н. Социальный характер функций розничной торговли потребительской кооперации // Aspectus. – 2016. – № 3. – c. 93-102.
22. Шарова И.В. Влияние развития рынка интернет-торговли на социально-экономическое положение региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 3. – c. 799-810. – doi: 10.18334/epp.14.3.120636.
23. Baghaee S., Aram F., Nosratabadi S., Mosavi A. Driving factors behind the social role of retail centers on recreational activities // Cogent Business and Management. – 2021. – № 1. – p. 1905218. – doi: 10.1080/23311975.2021.1905218.
24. Freeman R.E. Strategic management: A stakeholder approach. - Marshfield, MA: Pitman Publishing, 1984. – 276 p.
25. Stanley C. Hollander Retailers as creatures and creators of the social order // International Journal of Retail & Distribution Management. – 2002. – № 11. – p. 514-517. – doi: 10.1108/09590550210449368.
Страница обновлена: 11.11.2025 в 14:47:39
The algorithm for the development of trade social functions in Russian regions
Nikishin A.F., Karashсhuk O.S., Mayorova E.A., Boldiasov A.I.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)
Abstract:
Trade ensures the availability of consumer goods to the population, creates jobs and performs other social functions.
Therefore, for the sustainable socio-economic development of the state, it is important to ensure the effective functioning of trade in each of its regions. The article aims to provide an algorithm for the development of trade social functions in Russian regions. The principles of an algorithm for the development of social functions of regional trade were formulated. An algorithm for the development of trade social functions in Russian regions is proposed.
The algorithm includes six stages, and it is based on the clustering of regions according to indicators of the implementation of trade social functions, followed by measures for their development in each cluster. Special attention is paid to the social significance of ecommerce. The proposed algorithm for the development of social functions of regional trade in Russia will mitigate regional differentiation in their implementation and thereby contribute to a more complete satisfaction of the needs of the population in each region of the country.
Keywords: trade, ecommerce, social functions, social effect, region
Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №24-28-00657, https://rscf.ru/project/24-28-00657/
JEL-classification: F10, L80, L86
References:
Aborvalova O.N. (2012). MODERN COMMERCE: SOCIAL FUNCTIONS SYSTEM. Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl. (1). 163-168.
Baghaee S., Aram F., Nosratabadi S., Mosavi A. (2021). Driving factors behind the social role of retail centers on recreational activities Cogent Business and Management. 8 (1). 1905218. doi: 10.1080/23311975.2021.1905218.
Barkalova N.A. (2022). STUDY OF THE PHENOMENON OF THE SOCIO-ECONOMIC INSTITUTION OF TRADE FUNCTIONING. Novoe v ekonomicheskoy kibernetike. (2). 84-95.
Barmuta K.A. (2024). MODERNIZATION OF RETAIL TRADE SERVICES IN THE MODERN CONSUMER MARKET OF THE REGION. Ekonomika ustoychivogo razvitiya. (1(57)). 26-31.
Batischeva E.A. (2023). ANALYSIS OF THE REGIONAL RETAIL MARKET. Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza (Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym khozyaystvom). Ekonomicheskie nauki. (4(68)). 26-35.
Bragin L.A., Karaschuk O.S., Pankina T.V., Boldyasov A.I. (2024). RESEARCH ON THE DEVELOPMENT OF THE ROLE OF TRADE IN PROVIDING THE POPULATION WITH FOOD PRODUCTS IN RUSSIA. APK: Ekonomika, upravlenie. (10). 77-88. doi: 10.33305/2410-77.
Davydkina I.B., Kopylov S.I., Dmitrieva I.S., Kormilin S.A. (2018). SOCIOLOGY OF RETAIL ENTERPRISES AND IMPLEMENTATION OF THEIR MANAGEMENT FUNCTIONS. Servis plus. 12 (2). 99-108. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10211.
Freeman R.E. (1984). Strategic management: A stakeholder approach Marshfield, MA: Pitman Publishing.
Ketova K.V., Kasatkina E.V., Vavilova D.D. (2021). CLUSTERING Russian Federation REGIONS ACCORDING TO THE LEVEL OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT WITH THE USE OF MACHINE LEARNING METHODS. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 14 (6). 70-85. doi: 10.15838/esc.2021.6.78.4.
Khabakhu S.N. (2016). The social nature of the functions of retail trade and consumer cooperation. Aspectus. (3). 93-102.
Krasilnikova E.A. (2019). REGIONS DRIVERS OF DEVELOPMENT FOR E COMMERCE IN THE Russian Federation. Problemy teorii i praktiki upravleniya. (11). 22-34.
Krasilnikova E.A. (2024). E-commerce: trends in the development of aggregator services. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 2 (2(143)). 167-174. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.02.02.018.
Leonova Yu.G. (2025). THE STATE AND TRENDS OF REGIONAL RETAIL DEVELOPMENT. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9(182)). 649-653. doi: 10.34925/EIP.2025.182.9.112.
Lysenko I.V. (2022). ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE OF TRADE IN THE TYUMEN REGION. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (10-1). 91-96. doi: 10.17513/vaael.2436.
Mustafaeva S.R. (2024). REGIONAL DIFFERENCES IN THE DISTRIBUTION OF INTERNET TRADE IN RUSSIA. Ekonomicheskie nauki. (232). 279-283. doi: 10.14451/1.232.279.
Nikishin A.F., Karaschuk O.S., Mayorova E.A., Boldyasov A.I. (2024). COMPOSITION AND CLASSIFICATION OF SOCIAL FUNCTIONS OF TRADE. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 3 (5(146)). 4-11. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.05.03.001.
Olumekor M. (2024). FACTORS INFLUENCING REGIONAL DISPARITIES IN ONLINE SHOPPING. Tsifrovaya sotsiologiya. 7 (3). 15-23. doi: 10.26425/2658-347X-2024-7-3-15-23.
Panyukova V.V. (2024). THE ROLE OF RETAIL COMPANIES IN THE SPATIAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FAR EAST. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. 22 (6(525)). 1006-1022. doi: 10.24891/re.22.6.1006.
Salikhova R.R., Ivanov G.G. (2022). TRANSFORMATION OF RUSSIA´S DOMESTIC TRADE IN MODERN CONDITIONS M.: NITs «INFRA-M».
Sharova I.V. (2024). The impact of the e-commerce market on the socio-economic situation in the region. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (3). 799-810. doi: 10.18334/epp.14.3.120636.
Simonov S.A. (2025). ONLINE TRADING IN THE ALTAI TERRITORY: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS. Aktualnye voprosy funktsionirovaniya ekonomiki Altayskogo kraya. (16). 65-77.
Stanley C. Hollander (2002). Retailers as creatures and creators of the social order International Journal of Retail & Distribution Management. 30 (11). 514-517. doi: 10.1108/09590550210449368.
Suray N.M., Babarykin V.P., Baranova V.A. (2025). CURRENT STATE AND DEVELOPMENT POTENTIAL OF REGIONAL RETAIL (BASED ON THE MATERIALS OF THE ALTAI TERRITORY). Ekonomika. Professiya. Biznes. (1). 105-113. doi: 10.14258/epb202512.
Suray N.M., Krasilnikova E.A., Korneva G.V., Zhdanova G.V., Mikhalev A.P. (2023). THE CURRENT STATE AND PROSPECTS OF RETAIL TRADE DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF MOSCOW. Innovatsii i investitsii. (1). 294-297.
Vasilchuk E.S. (2022). REGIONAL RETAIL TRADE: MAIN PROBLEMS AND DEVELOPMENT TRENDS. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. (1(59)). 26-34. doi: 10.47581/2022/IE.1.59.04.
