Внутренний региональный туризм как направление развития сельских территорий в Омской области
Козлова О.А.1
, Ремизова А.А.1![]()
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск, Россия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
Данная статья посвящена вопросам развития внутреннего регионального туризма как одного из инструментов, способствующих достижению целей устойчивого развития сельских территорий. В ходе исследования на основании анализа нормативно-правовых актов, регулирующих развитие туристических услуг, представлены основные направления развития регионального туризма в Российской Федерации. В работе изучены факторы, оказывающие влияние на создание и развитие внутреннего туристического продукта в муниципальных образованиях, представлена классификация туристических услуг в сельской местности. Подчеркивается необходимость реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие и узнаваемость туристического продукта в сельской местности. В статье особое внимание уделяется кейсовому анализу предлагаемых видов туристических услуг в муниципальных образованиях Омской области. Результатом проведенного исследования является определение наиболее популярных направлений туризма и определение перспектив развития новых туристских продуктов.
Ключевые слова: сельские территории, региональная экономика, туризм, туристские продукты, поведение потребителей
JEL-классификация: Z31, Z32, L83, P25
Введение. На фоне восстановления сегментов въездного и выездного туризма в последние годы в Российской Федерации отмечается выраженный тренд развития внутреннего туризма (по сравнению с 2021 г. число туристических поездок по территории России выросло на 37%). По данным Минэкономразвития РФ по сравнению идентичным периодом 2024 г. в первом полугодии 2025 г. величина поездок в рамках внутреннего туризма выросла на семь процентов. При этом присутствует тенденция диверсификации туристических маршрутов внутри страны, поэтому положительные тенденции характерны не только регионам, в которых расположены традиционные туристические маршруты [25,8].
Как отмечает Сергиенко Н. С. [16] одним из векторов роста российской экономики является туристический сектор. С данным мнением согласен А.С. Царёв [26], который расценивает внутренний туризм как один из источников сохранения в регионе природных ресурсов и культурного наследия за счет получаемых доходов в туристической отрасли. Рост внутреннего туристического потока автор связывает с реализацией различных программ, которые направлены на развитие внутренней туристической индустрии.
Губачева Н.В. [2] считает, что одним из направлений государственной политики должно быть определение перспектив развития внутреннего туризма. Меры, направленные на компенсацию части затрат туристов, а также программа молодежного туризма оказали существенное влияние на поддержание внутреннего туризма в стране. По мнению автора мероприятия, направленные на развитие и поддержание индустрии внутреннего туризма, позволят обеспечить его конкурентоспособность по сравнению с выездным туризмом.
Одним из драйверов обеспечения устойчивого развития сельских населенных пунктов региона является внутренний туризм, поэтому вопросы развития региональных туристских центров, нуждаются в особом внимании.
По мнению Строевой А.Г., Иволги А.Г. и Елфимовой Ю.М. [20] сельский туризм является одним из инструментов реализации туристско-рекреационного потенциала страны, развитие которого связано с желанием туристов «выбраться» на село, чтобы отдохнуть от городской суеты. Авторы отмечают, что на развитие сельского туризма влияет ряд факторов, таких как: наличие ресурсного потенциала, развитие инфраструктуры в сельской местности, узнаваемость туристического продукта.
Необходимым условием, обеспечивающим устойчивое социально-экономическое развитие региона, Тараканова О. В. [21,22] также считает развитие внутреннего туризма. Развитие сельского туризма позволит не только обеспечить устойчивость как социальной, так и производственной сферы на селе, но и способствует росту качества жизни сельского населения. Автор подчеркивает, что развитие сельского туризма требует комплексного подхода, включающего не только развитие сельской инфраструктуры, но и реализацию местных инициатив, направленных на обеспечение привлекательности сельской местности. Реализация комплекса данных мероприятий будет способствовать росту туристического потока и повышения доходов сельских жителей.
В своей работе «Роль этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации» Сирченко А.А. [17] отмечает, что наша страна обладает с огромным культурно-историческим наследием и потенциалом, поэтому одним из стратегических ресурсов страны является этнокультурное разнообразие. В связи с этим этнографический туризм является одном из перспективных направлений развития рынка туризма, в том числе и на сельских территориях. Реализация данного направления позволит сохранить и развить народные промыслы и ремесла, создаст условия для укрепления национальной идентичности, будет способствовать привлечению внимания к уникальным особенностям региона.
Кроме того, Россия обладает огромными природными ресурсами, которые являются потенциалом для развития экотуризма. В последние годы наблюдается положительная тенденция посещения особо охраняемых территорий. Реализация данного направления в туристической отрасли обеспечит устойчивое использование природных ресурсов и формирует ответственное отношение к ним среди туристов и местного населения. Однако в настоящее время на данный вид туризма приходится только два процента от общего оборота по данной деятельности [28,13].
Роль туризма в социально-экономическом развитии регионов отмечена и в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г.» [19]. В документе указывается, что из-за незначительной туристической активности в регионах места размещения заполнены менее чем на 35%. Поэтому в муниципальных образованиях, для обеспечения устойчивого развития территории, необходимо реализовывать мероприятия, направленные на повышение доступности туристских продуктов, в том числе и на сельских территориях: развитие инфраструктуры, рост инвестиционной привлекательности сельского туризма, диверсификация туристических маршрутов для снижения влияния сезонных факторов на отрасль, повышение уровня сервиса.
Реализация данных инициатив позволит снизить негативные факторы, оказывающие влияние на отрасль, а также будет способствовать повышению качества туристского продукта, развитию инфраструктуры сельской местности, что приведет к росту туристкой активности как российских, так и иностранных туристов. Ключевые цели и задачи, направленные на развитие внутреннего туризма, как направления развития сельских территорий представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Основные направления развития регионального туризма в сельской местности [источник: 19]
Развитие внутреннего туризма способствует обеспечению развития экономики региона за счет создания предпосылок для экономического роста: от создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры до повышения доходов местных жителей и субъектов предпринимательства.
Целью данного исследования является анализ сложившейся ситуации на рынке внутреннего регионального туризма в Омском регионе как инструмента социально-экономического роста сельских территорий, определение перспектив и ограничений данного направления.
Элементы научной новизны отражены в обобщении видов внутреннего регионального туризма, на базе которых в дальнейшем был сформирован кейс-анализ существующих туристских продуктов и выделены рыночные ниши.
Материалы и методы. В процессе рассмотрения теоретических аспектов вопроса развития внутреннего регионального туризма использовался метод анализа вторичных источников по рассматриваемой проблеме (данные туристских рейтингов, туристко-информационного центра Омской области, экспертные оценки), а также кейс-анализ туристских продуктов по основным видам в регионе.
В основу исследования потребителей была положена концепция JTBD (Jobs to be done), в частности подход, который был предложен К. Кристенен и А. Клемент [7] с акцентом на то, что работа, которую выполняет продукт, должна менять жизнь потенциальному потребителю к лучшему (Jobs-as-Progress).
Результаты исследований и их обсуждение. При формировании внутреннего валового продукта внутренний туризм оказывает значительное влияние. Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) вклад сферы туризма в мировой ВВП в 2023 г. составил 9,1% (с прогнозным значением 12,1% в 2024 г.), в России данный показатель не превышает трех процентов (рис. 1).
Рисунок 2. Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в ВВП, % [источник: 18, 27,23]
В настоящее время за счет внимания государства к развитию туристической отрасли в стране отмечается рост количества туристических поездок, из них до 90% приходится на внутренний туризм [8]. Количество туристических пакетов, которые реализованы гражданам России по территории страны, имеет положительную динамику как в целом по стране, так и в Омской области.
В зависимости от потребностей разных сегментных групп туристов, внутренний туризм в сельской местности представляет широкий спектр возможностей, который направлен на удовлетворении потребности в отдыхе, знакомстве с культурой местных жителей, изучению особенностей природного потенциала территории региона. Широкий спектр туристических услуг направлен не только на развитие экономики муниципального образования, но и на сохранение культурного наследия. В зависимости от цели поездок, можно выделить следующую классификацию туризма в сельской местности (рис. 3).
Рисунок 3. Классификация туристских услуг в сельской местности [источники:1,9,27,4,15]
Рассматривая возможности интенсивного развития внутреннего регионального туризма в Омской области, стоит отметить, что на данный момент времени проводится значительное количество мероприятий и событий, способствующих данному процессу, а также проводятся исследования, направленные на изучение тематики c учетом специфики региона [14, 5].
Благодаря проведенным мероприятиям Омская область занимает 29 позицию из 89 возможных, войдя в категорию «Лидеры национального туристического рейтинга» [24].
По итогам 2024 года Омская область заняла 31-е место из 85 и вошла в «серебряную» группу национального туристического рейтинга, который составил журнал «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг». При подсчете показателей регион получил 81,3 балла. В 2023 году Омская область заняла 29-е место в аналогичном рейтинге, но имела показатель 73,7 [12].
По официальным данным регион ежегодно посещают около 900 тыс. туристов, а к 2030 году объем туристических услуг намерены увеличить в 3 раза [12]. Этому будет способствовать и тот факт, что в 2025 и 2026 году, город, который привлекает основной турпоток с частичным распределением в область, становится «Молодёжной столицей России» и «Культурной столицей России». Дополнительное внимание привлекают крупные событийные проекты, такие как фестиваль сибирской культуры «Слетье» в р.п. Большеречье, который посещает от 10 до 15 тыс. человек.
В Омской области созданы 7 туристско-информационных центров и пунктов: в р.п. Муромцево, г. Тюкалинске, г. Калачинске, г. Тара, визит-центр в р.п. Большеречье, п. Крутинка и Туристский информационный центр Омской области (г. Омск), которые ежегодно информируют более 10 тыс. человек.
На данный момент туры разработаны для 27 районов из 32 в Омской области, и наиболее популярные представлены в районном поселке Муромцево:
1) Автобусные экскурсии из р. п. Муромцево: «Лечебные озера. Эколето на Ленево» (оз. Ленево, оз. Щучье);
2) Комбинированная экскурсия «История села Петропавловка» (объекты исторического и современного наследия);
3) Экскурсии Муромцевского историко-краеведческого музея: обзорная, «Трогать разрешается»;
4) Выездная экскурсия в поселок Петропавловка (история села и Винокуренного завода);
4) Эко-гастрономический маршрут «Муромцевская история со вкусом», знакомит с природными объектами, традициями и бытом сибиряков, с дегустацией уникальных «серых щей».
5) Эко-маршрут «Загадочный Шайтан» - путешетсвие на самое загадочное из пяти озер с дегустацией ароматного Иван-чая.
6) Экскурсионный маршрут «Достопримечательности и энергетические места д. Окунево», рассказывает о местных легендах и научных исследованиях, предоставляет возможность побывать в точках повышенной энергетической силы и познакомиться с местными мастерами-умельцами.
Дополнительный кейсовый анализ туристских продуктов в регионе (табл. 1), позволяет сделать вывод о широте представленного ассортимента с учетом запросов разных сегментов потребителей.
Таблица 1
Кейсовый анализ предлагаемых видов туристских услуг в Омской области
|
№
|
Вид туризма
|
Примеры туристских
услуг
|
Средняя стоимость туров
|
|
1
|
Экотуризм
|
Пеший экологический маршрут "Екатерининский бор".
|
2-х дневный тур - от 7000 руб./чел
|
|
2
|
Культурно-этнографический туризм
|
Старина Сибирская уникальный в своем роде музей-заповедник
|
Однодневный тур -от 1500 руб./чел
|
|
3
|
Гастрономический туризм
|
Гастрономический тур в п. Азово «Willkommen in Asowo» с
изучением немецкой кухни
|
Однодневный тур- от 2500 руб./чел
|
|
4
|
Активный/спортивный туризм
|
Геотрек
«Сила Окунево»
|
Двухдневный тур- от 8000 руб./чел
|
|
5
|
Событийный туризм
|
Участие в фестивале «Слетье»
|
Двухдневный тур- от 6000 руб./чел
|
Проведенный анализ туристских продуктов, представленных в Омской области с одной стороны демонстрирует разнообразие представленных продуктов, с другой стороны указывает на незначительное развитие такого направления как агротуризм (сельский туризм).
Дополнительно проведенные качественные исследования потенциальных потребителей в г. Омске в 2025 году, на основе методики JTBD (табл.2), указывают также на необходимость расширения туристских услуг по направлению «медленного туризма» (slow travel).
Таблица 2
Результаты исследования поведения потенциальных потребителей региональных туристских услуг
|
Катализаторы
|
Желания
|
Предложения
|
|
-Стрессы и
хроническая усталость;
-Недостаток физической активности; -Потребность в новых знаниях; эмоциях -Мало совместных активностей с семьей, ориентированных на связь поколений; - Найти новое хобби; - Побыть одному; - Уделить время на общение с друзьями; -Избыток негативной информации; - Восстановление здоровья |
- Посидеть у
костра, прогуляться в лесу, пособирать грибы и ягоды, порыбачить
- Организовать комфортный отдых с друзьями на природе, с банькой - Использовать духовные практики на природе - За выходные дни побывать в нескольких местах, попробовать разные блюда |
-Активности на
природе;
-Организация ретрита у озера, реки; -Организация сплава по реке; -Проживание в эко-деревне. |
Тем не менее, при исследованиях потенциальными потребителями были отмечены и ограничения при использовании туристских продуктов в сельской местности, которые были выделены нами в несколько категорий:
- Инфраструктурные (плохое качество сельских дорог, отсутствие комфортных мест для проживания, однообразие форматов сервиса при отдыхе);
- Организационные (нет опыта отдыха в сельской местности, автомобиля, информации о турах, снаряжения);
- Временные (ограничения по времени, отсутствие возможности в одно время собраться компанией или семьей).
Выводы. Проблемы сельских территорий связанные с оттоком населения, зависимостью от сельскохозяйственного сектора, низким уровнем диверсификации экономики могут решаться за счет альтернативной занятости и развития новых видов бизнеса. Результаты приведенных исследований подтверждают, что развитие разных видов туризма на селе оказывает мультипликативный эффект на целый ряд индикаторов: создание новых рабочих мест на основе экономической диверсификации; стимулирование местного производства, развитие инфраструктуры и сохранение культурного наследия.
Проведенный анализ формирования внутреннего регионального туризма в Омской области демонстрирует активное развитие следующих видов туристских услуг как экотуризм, культурно-этнографические, гастрономические, событийные. Тем не менее, явно виден потенциал для дальнейшего развития таких направлений как агротуризм и «медленный» туризм.
Создание комплексного механизма развития внутреннего туризма на селе, на основе научно-обоснованных рекомендаций по поддержке, планированию и продвижению разнообразных туристских услуг, позволит не только развить новые сферы бизнеса, но и повысить качество жизни местного населения, сохранить уникальное культурное наследие, а также повысить значимость села в экономике региона.
Источники:
2. Губачева Н.В. Внутренний туризм России: проблемы и перспективы // Вестник Национального Института Бизнеса. – 2023. – № 4(52). – c. 70-75.
3. Дьяченко О.Н., Полесская О.П. Организация специальных видов туризма. tourlib.net. [Электронный ресурс]. URL: https://tourlib.net/books_tourism/djachenko1-1.htm (дата обращения: 02.09.2025).
4. Желнина З.Ю. Потенциал этнографического туризма в развитии культурной идентичности этносов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2018. – № 2. – c. 136-144. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-etnograficheskogo-turizma-v-razvitii-kulturnoy-identichnosti-etnosov/viewer.
5. Козлова О.А. Механизм развития сельских территорий с учетом региональной специфики // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – c. 33. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10396.
6. Методические рекомендации по развитию сельского туризма. mtur.rk.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mtur.rk.gov.ru/uploads/mtur/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/phpCKR7TB_2.pdf (дата обращения: 14.09.2025).
7. Микрюков В.О., Восканян М.М., Галаванова С.Э. Применение подхода Just to be done в стратегическом маркетинге // IN SITU. – 2022. – № 12. – c. 116-118.
8. В первом полугодии число турпоездок по России выросло на 7% // Министерство экономического развития Российской Федерации. Минэкономразвития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rf_v_pervom_polugodii_chislo_turpoezdok_po_rossii_vyroslo_na_7.html (дата обращения: 11.10.2025).
9. Направления и виды внутреннего туризма. Развитие туристического бизнеса в России. Туризм. [Электронный ресурс]. URL: https://turizmplus.ru/vnutrenniy_turizm/ (дата обращения: 02.09.2025).
10. Национальный проект «Туризм и гостеприимство». government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/920/about/ (дата обращения: 02.09.2025).
11. Национальный туристический рейтинг (итоги 2024). russia-rating.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://russia-rating.ru/info/22990.html (дата обращения: 19.10.2025).
12. Омская область вошла в первую треть национального туристического рейтинга. omsk.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://omsk.rbc.ru/omsk/24/01/2025/6793271d9a7947318e2262dd (дата обращения: 14.09.2025).
13. Парасоцкая Н.Н., Черных Н.А. Внутренний туризм в экономике России: проблемы и пути их решения // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2025. – № 5(158). – c. 119-126. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2025.05.02.014.
14. Шумакова О.В., Блинов О.А., Нардин Д.С., Косенчук О.В., Якубенко М.Н., Новиков Ю.И., Ремизова А.А., Рабканова М.А., Крюкова О.Н. Развитие агротуризма в Омской области. / Монография. - Омск: Информационный центр сотрудничества «Литера», 2015. – 158 c.
15. Сельский туризм в России: как деревни и села превращаются в туристические магниты. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2025/09/23/selskij-turizm-v-rossii-kak-derevni-i-sela-prevrashchaiutsia-v-turisticheskie-magnity.html#8 (дата обращения: 09.10.2025).
16. Сергиенко Н.С. К вопросу о развитии внутреннего туризма в Российской Федерации // Вестник университета. – 2021. – № 5. – c. 77-84. – doi: 10.26425/1816-4277-2021-5-77-84.
17. Сирченко А.А. Роль этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2012. – № 3. – c. 11-16.
18. Статистический бюллетень Росссата к всемирному дню туризма – 2024. ssl.rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ssl.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2024.pdf (дата обращения: 19.10.2025).
19. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.09.2018 № 2129-р. economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/fb8a4b084460e064e787d6f199dba82e/strategiya_razvitiya_turizma.pdf (дата обращения: 05.10.2025).
20. Строева А.Г., Иволга А.Г., Елфимова Ю.М. Сельский туризм как перспективное направление развития сельских территорий регионов России // Сервис в России и за рубежом. – 2021. – № 2(94). – c. 18-21. – doi: 10.24412/1995-042X-2021-2-110-120.
21. Тараканова О.В. Стратегический механизм устойчивого развития сельского туризма в регионах // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6603-6612. – doi: 10.18334/epp.14.11.122125.
22. Тараканова О.В. Структурные и функциональные аспекты сельского туризма в регионе // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 5. – c. 3593-3602. – doi: 10.18334/epp.15.5.123013.
23. Туризм. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 19.10.2025).
24. Туризм в Омской области выходит на новый уровень. kultura55.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://kultura55.ru/news/turizm-v-omskoy-oblasti-vyhodit-na-novyy-uroven (дата обращения: 17.09.2025).
25. Туристический рынок России в 2025 году: состояние, тренды, перспективы. Mitt.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mitt.ru/ru/media/news/2025/june/30/turisticheskij-rynok-rossii-v-2025-godu-sostoyanie-trendy-perspektivy/ (дата обращения: 09.10.2025).
26. Царёв А.С. Актуальные тренды внутреннего туризма // Вестник РМАТ. – 2025. – № 1. – c. 112-115.
27. Чернышенко заявил, что доля туризма в ВВП в 2025 году выросла почти до 3%. interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/1036656 (дата обращения: 19.09.2025).
28. Шальнова О.А. Перспективы и проблематика развития экотуризма в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 6. – c. 3885-3896. – doi: 10.18334/epp.15.6.123097.
Страница обновлена: 06.11.2025 в 21:04:38
Domestic regional tourism as a rural development direction in the Omsk region
Kozlova O.A., Remizova A.A.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)
Abstract:
The article examines the problems of the development of domestic regional tourism as one of the tools that contribute to achieving the goals of sustainable rural development. In the course of the research, based on the analysis of legal acts regulating the development of tourist services, the main directions of regional tourism development in the Russian Federation are presented. The article analyzes the factors influencing the creation and development of a domestic tourism product in municipalities and presents a classification of tourist services in rural areas. The necessity of implementing a set of measures aimed at the development and recognition of a tourist product in rural areas is emphasized. The article pays special attention to the case analysis of the types of tourist services offered in the municipalities of the Omsk region. The result of the conducted research is the identification of the most popular tourism destinations and the identification of prospects for the development of new tourism products.
Keywords: rural area, regional economy, tourism, tourist product, consumer behavior
JEL-classification: Z31, Z32, L83, P25
References:
Gubacheva N.V. (2023). DOMESTIC TOURISM IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS. Vestnik Natsionalnogo Instituta Biznesa. (4(52)). 70-75.
Kozlova O.A. (2020). Regional specifics of developing mechanisms for rural development. Moscow Economic Journal. (6). 33. doi: 10.24411/2413-046X-2020-10396.
Mikryukov V.O., Voskanyan M.M., Galavanova S.E. (2022). APPLYING THE JOBS TO BE DONE APPROACH IN STRATEGIC MARKETING. IN SITU. (12). 116-118.
Parasotskaya N.N., Chernyh N.A. (2025). DOMESTIC TOURISM IN THE RUSSIAN ECONOMY: PROBLEMS AND SOLUTIONS. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2 (5(158)). 119-126. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2025.05.02.014.
Sergienko N.S. (2021). ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM IN THE Russian Federation. Vestnik universiteta. (5). 77-84. doi: 10.26425/1816-4277-2021-5-77-84.
Shalnova O.A. (2025). Prospects and problems of ecotourism development in Russia. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (6). 3885-3896. doi: 10.18334/epp.15.6.123097.
Shumakova O.V., Blinov O.A., Nardin D.S., Kosenchuk O.V., Yakubenko M.N., Novikov Yu.I., Remizova A.A., Rabkanova M.A., Kryukova O.N. (2015). Development of agrotourism in the Omsk region Omsk: Informatsionnyy tsentr sotrudnichestva «Litera».
Sirchenko A.A. (2012). The role of the ethno-cultural factor in the development of inbound and domestic tourism in the Russian Federation. Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa. (3). 11-16.
Stroeva A.G., Ivolga A.G., Elfimova Yu.M. (2021). RURAL TOURISM AS A PROMISING DIRECTION FOR THE RURAL AREAS DEVELOPMENT IN RUSSIAN REGIONS. Servis v Rossii i za rubezhom. 15 (2(94)). 18-21. doi: 10.24412/1995-042X-2021-2-110-120.
Tarakanova O.V. (2024). Strategic mechanism for the sustainable development of rural tourism in the regions. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (11). 6603-6612. doi: 10.18334/epp.14.11.122125.
Tarakanova O.V. (2025). Structural and functional aspects of regional rural tourism. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (5). 3593-3602. doi: 10.18334/epp.15.5.123013.
Tsaryov A.S. (2025). CURRENT TRENDS IN DOMESTIC TOURISM. Vestnik RMAT. (1). 112-115.
Zhelnina Z.Yu. (2018). THE POTENTIAL OF ETHNOGRAPHIC TOURISM IN THE DEVELOPMENT OF THE CULTURAL IDENTITY OF THE ETHNOS. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kulturologiya. 4 (2). 136-144.
