Институциональные факторы развития туризма в приграничных регионах России

Морозов А.А.1, Козырева Г.Б.1
1 Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук, Петрозаводск, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлен комплексный анализ влияния туризма на социально-экономическое развитие регионов Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов Российской Федерации (РФ). Методология исследования базируется на институциональном анализе туристской деятельности регионов в период 2020-2024 годов, включая нормативно-правовое регулирование; анализ статистических данных; межрегиональные сопоставления ключевых индикаторов развития туристской индустрии. Результаты показывают неоднородность воздействия туризма на региональную экономику. Если в развитых туристских центрах России наблюдается устойчивый рост валового регионального продукта и занятости населения, то на периферийных территориях эффекты носят более ограниченный характер. Особое внимание уделяется негативным последствиям развития туризма, включая сезонность экономической активности, социо-культурные противоречия и экологические проблемы. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по оптимизации региональной туристской политики и минимизации деструктивных эффектов массового туризма. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти при формировании стратегий социально-экономического развития регионов и совершенствовании механизмов государственной поддержки туристской отрасли.

Ключевые слова: региональная экономика, туризм, институциональный анализ, социально-экономические эффекты туризма, Северо-Западный федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ

Финансирование:
Материал подготовлен в рамках работы над Государственным заданием КарНЦ РАН №FMEN-2022-0001 «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов».

JEL-классификация: Z31, Z32, L83, R10



Введение

Возрастающей ролью туризма в социально-экономическом развитии регионов РФ актуализирует исследования, нацеленные на оценку его роли как на глобальном, так и на региональном уровнях. Туристическая индустрия является одним из ведущих секторов мировой экономики, способствующая росту валового регионального продукта, созданию рабочих мест и развитию инфраструктуры. [6] Одновременно, туризм оказывает многогранное воздействие на социальную сферу, влияя на доступность услуг, сохранение культурного наследия и формирование региональной идентичности. [12] [1] [3] [4] В условиях современных вызовов, таких как геополитическая нестабильность и климатические изменения, понимание механизмов этого влияния становится особенно важным для выработки эффективной государственной политики развития приграничных регионов Российской Федерации.

Цель исследования - анализ современного социально-экономического состояния и перспективы развития внутреннего туризма в приграничных регионах Российской Федерации.

Методология исследования основывается на институциональном анализе туристской деятельности в приграничных регионах Российской Федерации в период 2020-2024 гг. Институциональный анализ включает комплексную оценку влияния внутреннего туризма на социально-экономическое развитие регионов Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов Российской Федерации.

В рамках институционального анализа осуществлено исследование институтов, регулирующих влияние туризма на экономику регионов, включая законодательные и нормативно- правовые акты.

В исследовании применяются описательный метод статистического анализа данных, который позволил получить представление о тенденциях развития туристской индустрии в исследуемых регионах и дать оценку роли туризма на социально-экономическое развитие приграничных регионов РФ.

Территориальные рамки исследования охватывают регионы Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов Российской Федерации. Выбор данных регионов обусловлен их значительным туристским потенциалом, различиями в уровне развития туристской отрасли, а также приграничным положением, что позволяет выявить специфику влияния туризма в различных геополитических и социально-экономических условиях.

Основная часть

Развитие туризма оказывает существенное влияние на экономику местных сообществ, проявляющееся через ряд взаимосвязанных механизмов. Одним из ключевых является мультипликативный эффект туристских расходов. Суть этого эффекта заключается в том, что первоначальные затраты туриста (на проживание, питание, транспорт, сувениры) не только непосредственно стимулируют предприятия сферы услуг, но и многократно увеличивают общий объем доходов в экономике региона. Эффект происходит за счет того, что полученные предприятиями средства, в свою очередь, расходуются на закупку товаров и услуг у других местных поставщиков, выплату заработной платы сотрудникам, уплату налогов, что создает цепочку дополнительных экономических транзакций. [7]

Прямые экономические эффекты туризма проявляются в непосредственных расходах туристов, которые увеличивают доходы предприятий туриндустрии, создают рабочие места в гостиницах, ресторанах, транспортных компаниях, музеях и других объектах туристской инфраструктуры. [11] Эти эффекты легко измеримы и напрямую связаны с объемом туристского потока и средней продолжительностью пребывания.

Косвенные экономические эффекты туризма более сложны для оценки, но не менее значимы. Они возникают в смежных отраслях экономики, которые обслуживают туриндустрию. Например, рост спроса на продукты питания со стороны гостиниц стимулирует развитие сельского хозяйства, увеличение потребности в строительных материалах и услугах, способствует развитию строительного сектора. Развитие транспортной инфраструктуры для туристов положительно сказывается на логистических компаниях и предприятиях связи. Эти эффекты также включают увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, что позволяет финансировать развитие социальной сферы и общественной инфраструктуры. [13]

Существуют различные модели оценки экономического воздействия туризма. Одной из наиболее распространенных является модель туристского мультипликатора. Этот инструмент позволяет количественно оценить, насколько увеличение туристских расходов влияет на общий доход, занятость и производство в экономике региона. Расчет мультипликатора основывается на анализе межотраслевых балансов, которые отображают структурные особенности экономики и характер взаимодействия между её различными секторами. Следует отметить, что данный подход требует детального понимания отраслевых связей. [2]

Альтернативным методом выступают модели генерации денежных потоков. [5] [8] [10] Они дают возможность более точно определить вклад туристской деятельности в экономическое развитие территории, принимая во внимание не только прямое воздействие, но также косвенные и индуцированные эффекты, которые возникают вследствие потребительских расходов работников туристской индустрии и сопряженных с ней отраслей. Подобные модели, как правило, базируются на эконометрических методах анализа и способствуют формированию комплексного представления об экономическом влиянии туристского сектора. Однако их применение обусловлено наличием подробной статистической информации.

Необходимо подчеркнуть важность учета потенциальных деструктивных последствий при анализе экономического воздействия туризма. К таковым относятся инфляционные процессы, удорожание объектов недвижимости и перенапряжение инфраструктурных систем. Данные факторы способны существенно снизить уровень общественного благосостояния коренного и местного населения региона. [13]

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), безусловно, выделяется среди российских регионов богатством историко-культурного и природного наследия, что определяет его существенный туристско-рекреационный потенциал.

Санкт-Петербург совместно с Ленинградской областью традиционно выступают локомотивами турпотока в округе, притягивая посетителей уникальной архитектурной средой, музейными коллекциями и памятниками истории. Стоит отметить, что в 2023 году территорию Ленинградской области посетили 6,6 миллиона туристов – цифра, которая подтверждает устойчивый рост интереса к данному региону. [14]

Республика Карелия, прославившаяся природными ландшафтами и возможностями для активных форм рекреации, продемонстрировала в 2023 году увеличение объема туристических и гостиничных услуг на 12 процентов. Общий показатель достиг отметки в 7,3 миллиарда рублей. [15]

Калининградская область, которая обладает уникальным приморским положением, также показывает впечатляющую динамику развития туристской сферы. В национальных рейтингах внутренних туристических дестинаций регион занимает лидирующие позиции. Согласно прогнозным оценкам, турпоток в Калининградскую область в 2025 году может вырости до 2,5 миллиона человек. [16]

В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) туризм активно развивается, несмотря на логистические сложности и высокую стоимость путешествий. Приморский край, по данным на конец 2024 года, посетили 3,89 миллиона туристов(данные Росстата РФ), что подтверждает его статус одного из самых привлекательных направлений в регионе. Камчатский край, являющийся центром экотуризма, также демонстрирует положительную динамику, привлекая туристов уникальными природными объектами. По данным Росстата, за три квартала 2023 года общее количество туристических поездок россиян составило 134,955 миллиона, что на 16,48% больше, чем за аналогичный период 2022 года. [17] В 2023 году Дальний Восток стал одним из лидеров макрорегионов по темпам роста внутреннего турпотока.

Одним из важных экономических индикаторов развития территорий является ВРП – Валовой региональный продукт. Он помогает понять, растет ли экономика региона, и какие возможности открываются для жителей РФ.

Таблица 1 – Вклад предприятий туристской отрасли приграничных регионов РФ в ВРП (Валовой региональный продукт) (2019-2024 гг.)

Регион
2019 г., млрд руб.
2020 г., млрд руб.
2021 г., млрд руб.
2022 г., млрд руб.
2023 г., млрд руб.
2024 г., млрд руб.
Динамика за 2019-2024гг., %
СЗФО
Санкт-Петербург
520,8
380,2
485,5
642,8
798,5
865,2
+66,1
Ленинградская область
85,5
62,8
89,2
145,8
198,5
245,8
+187,5
Республика Карелия
42,8
28,5
38,2
52,8
68,5
82,2
+92,1
Калининградская область
78,2
55,8
72,5
128,8
175,2
220,5
+182,0
ДФО
Приморский край
185,5
125,8
165,2
285,5
385,8
468,2
+152,4
Камчатский край
65,8
42,5
58,8
95,2
145,8
185,5
+181,9
Республика Бурятия
128,5
95,2
125,8
198,5
258,2
315,8
+145,8
Сахалинская область
98,2
68,5
85,8
145,2
195,8
245,2
+149,7
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата, региональных органов статистики и отраслевых аналитических материалов

Анализ статистических данных показывает, что на передовых позициях по динамике роста дохода от развития туризма за 6 лет находятся компании Ленинградской и Калининградской областей, а также Камчатского края, то есть компании как северо-западного, так и дальневосточного федеральных округов. Прирост ВРП этих компаний составляет 187, 182 и 181 млрд. руб. соответственно. Самый существенный вклад в ВРП региона СЗФО сделан Санкт-Петербургом. Он составляет 865,2 млн.руб. Самые низкие показатели по динамике ВРП с 2019 по 2024 гг. показывает Республика Карелия - 92 млрд. руб. Имея самую протяженную границу с Евросоюзом и многолетние партнерские связи в сфере туризма с западными странами (Финляндия, Швеция и др.), Республика Карелия попала в ситуации множественных объективных экономических ограничений.

В целом результаты исследования показывают, что по скорости своего развития туристские компании Дальневосточного федерального округа существенно опережают компании Северо-Западного округа, что наш взгляд, связано с происходящими геополитическими процессами.

Вклад туризма в ВРП в настоящее время является важнейшей составляющей формирования бюджета регионов и в целом экономической политики приграничных регионов РФ.

Зарубежный опыт развития туризма демонстрирует различные подходы к стимулированию экономической активности. Модели развития туризма в китайских приграничных провинциях, такие как «План развития туристической отрасли Северо-Восточного Китая», фокусировались на создании «туристической экономики» путем увеличения доходов от туризма и привлечения иностранных гостей. [9] Особое внимание уделялось развитию зимнего туризма и использованию брендов для продвижения региональных продуктов.

Практики устойчивого туризма в арктических регионах РФ, которые входят в приграничную зону, включают проектирование инфраструктуры с минимальным воздействием на окружающую среду, внедрение систем управления отходами и инвестиции в возобновляемые источники энергии. Вовлечение коренных народов в планирование и управление туристическими объектами, а также включение элементов культурной интерпретации, способствуют сохранению уникального арктического наследия и обеспечивают экономические выгоды для местного населения.

Анализ изменения величины туристских потоков приграничных регионов РФ за последние 5 лет показывает их существенный рост (рис.1). Практически все регионы удвоили прием туристов. Самым емким был и остается рынок Санкт-Петербурга, за ним – Ленинградская область (рис.1).

Рисунок 1 –Динамика туристского потока в регионах СЗФО и ДФО

2020-2024 гг. (млн.чел.). Источник: составлено авторами на данных Росстата и данных отчётов региональных органов власти.

Рисунок 2. – Динамика доходов от туризма в регионах СЗФО и ДФО

(2020-2024 гг. (млрд. руб.) Источник: составлено авторами на данных Росстата и данных отчётов региональных органов власти.

Доходы от деятельности туристских фирм приграничных регионов за последние 5 лет выросли примерно в 2 раза. Самыми успешными регионами стали Республика Карелия, Камчатский край и Ленинградская область. Их доходы увеличились практически в 3 раза.

Формирование эффективной институциональной среды для развития туризма в российских регионах, безусловно, начинается с анализа федерального законодательного фундамента. Базовым нормативным актом выступает Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который, претерпев множественные редакции, продолжает определять правовые рамки функционирования туристской индустрии [1]. Закон устанавливает принципы государственной политики, регламентирует права и обязанности участников туристского рынка, а также – что особенно важно для регионального развития – разграничивает полномочия между различными уровнями власти.

Стратегическое планирование в туристской сфере получило новый импульс с принятием Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ в сентябре 2019 года [2]. Документ заложил концептуальные основы долгосрочного развития отрасли, выделив туризм в качестве приоритетного направления экономической политики государства. Стратегия предусматривает комплексный подход к развитию туристских территорий, включающий модернизацию инфраструктуры, повышение качества услуг и формирование конкурентоспособных туристских продуктов.

Принципиально новым этапом государственной поддержки туризма стал Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», запущенный в 2021 году [3]. Проект объединил ресурсы федерального центра и регионов для решения системных задач отрасли: от создания современной туристской инфраструктуры до подготовки квалифицированных кадров. Особое внимание уделяется развитию внутреннего туризма, что приобрело особую актуальность в условиях геополитических вызовов последних лет.

Региональный уровень правового регулирования туризма характеризуется значительным разнообразием подходов и приоритетов, что отражает специфику туристского потенциала различных субъектов федерации. Анализ нормативно-правовой базы показывает, что регионы активно используют предоставленные им полномочия для создания благоприятных условий развития туристской индустрии.

Санкт-Петербург, являясь признанным туристским центром России, обладает наиболее проработанной региональной нормативной базой. Закон Санкт-Петербурга от 15 июля 2009 года № 406-68 «О туристской деятельности в Санкт-Петербурге» детально регламентирует организацию туристской деятельности в городе, устанавливает механизмы поддержки туристского бизнеса и определяет полномочия городских властей в данной сфере [4]. Документ регулярно корректируется с учетом изменяющихся потребностей отрасли и новых вызовов городского развития.

В Республике Карелия туризм рассматривается как один из ключевых факторов диверсификации региональной экономики. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2030 года определяет развитие туристско-рекреационного комплекса в качестве приоритетного направления, особо подчеркивая роль экологического туризма и использования уникальных природных ресурсов региона [5].

Калининградская область, обладая особым географическим положением, разработала специализированную Программу развития туризма, которая учитывает эксклюзивныйстатус региона и его приграничное положение [6]. Программа предусматривает развитие различных видов туризма – от пляжного отдыха до историко-культурного познания, что позволяет максимально использовать туристский потенциал области

Приморский край, являясь «восточными воротами» России, принял Закон «О туристской деятельности в Приморском крае», который учитывает специфику приграничного региона и его роль в развитии международного туризма [7]. Нормативный акт устанавливает особенности организации туристской деятельности в условиях международного сотрудничества и определяет механизмы привлечения иностранных туристов.

Сахалинская область сосредоточила усилия на реализации Государственной программы «Развитие туризма в Сахалинской области», которая делает акцент на использовании островного положения региона для развития уникальных туристских продуктов [8]. Программа предусматривает развитие экстремального туризма, рыболовства и познавательного туризма с использованием природных и историко-культурных ресурсов островов.

Камчатский край разработал Стратегию развития туризма, которая позиционирует регион как уникальную территорию для развития экологического и приключенческого туризма [9]. Стратегия учитывает особенности природно-климатических условий полуострова и направлена на создание высококачественного туристского продукта для внутренних и международных рынков.

Таблица 2 –Сравнительный анализ региональных программ развития туризма.

Критерий сравнения
СЗФО
ДФО
Санкт-Петербург
Ленинградская обл.
Республика Карелия
Калининградская обл.
Приморский край
Сахалинская обл.
Камчатский край
Период действия программы
2020-2025 гг.
2021-2027 гг.
2019-2030 гг.
2024-2030 гг.
2020-2025 гг.
2021-2026 гг.
2020-2027 гг.
Объем финансирования (млрд руб.)
45,8
12,3
8,5
15,2
28,7
9,8
18,4
Доля регионального бюджета (%)
65
70
85
60
55
75
80
Приоритетные направления
Культурно-познавательный, деловой туризм
Экологический туризм, сельский туризм
Экотуризм, этно-культурный туризм,
активный отдых
Пляжный, культурно-исторический
Экотуризм, деловой туризм
Экстремальный туризм, рыболовный туризм
Экологический туризм, этнотуризм
Целевой показатель роста турпотока к 2025/2027 гг. (%)
+35
+45
+40
+55
+30
+60
+80
Количество новых туристских объектов
28
18
12
22
15
8
10
Создание рабочих мест (тыс. чел.)
12,5
8,2
5,1
9,8
7,3
3,5
4,8
Развитие инфраструктуры
Модернизация гостиничного фонда, транспортной доступности
Строительство турбаз, экотроп
Создание визит-центров, обустройство маршрутов
Развитие курортной инфраструктуры
Строительство яхт-марин, горнолыжных комплексов
Модернизация аэропортов, портовой инфраструктуры
Развитие вертолетных площадок, экобаз
Механизмы поддержки бизнеса
Субсидии, льготное кредитование
Гранты малому бизнесу
Налоговые льготы
ОЭЗ ТРТ, ГЧП
ТОСЭР, льготы резидентам
Региональные преференции
Субсидирование процентных ставок
Цифровизация отрасли
Создание единой информационной системы
Разработка мобильных приложений
Внедрение QR-навигации
Развитие онлайн-бронирования
Создание цифровых карт
Интеграция с федеральными платформами
Разработка VR-туров
Международное сотрудничество
Партнерство с европейскими городами
Приграничное сотрудничество с Финляндией
Сотрудничество со скандинавскими странами
Развитие связей с Германией, Польшей
Партнерство с КНР, Японией
Сотрудничество с Японией
Программы с США, Канадой
Экологическая составляющая
Устойчивое развитие исторического центра
Сохранение природных ландшафтов
Развитие особо охраняемых территорий
Защита Куршской косы
Морские заповедники
Охрана островных экосистем
Сохранение вулканических территорий
Ожидаемый эффект (млрд руб./год к концу периода)
180,5
45,2
28,8
65,3
85,7
32,1
58,9
Источник: составлено авторами на основе анализа региональных государственных программ развития туризма субъектов СЗФО и ДФО на 2024 год.

Анализ данных таблицы выявляет существенную дифференциацию региональных подходов к развитию туризма. Санкт-Петербург и Приморский край демонстрируют наибольшие объемы финансирования программ развития туризма, что корреспондирует с их статусом крупнейших туристских центров соответствующих федеральных округов. Вместе с тем, регионы с менее развитой туристской индустрией, такие как Камчатский край и Сахалинская область, устанавливают более амбициозные целевые показатели роста туристского потока, что свидетельствует о значительном потенциале этих территорий.

Специализация регионов отражает их природно-климатические особенности и историко-культурный потенциал. Так, регионы СЗФО делают акцент на культурно-познавательном и экологическом туризме, используя богатое историческое наследие и уникальные природные комплексы. Дальневосточные регионы, напротив, сосредотачиваются на развитии экстремального и приключенческого туризма, что обусловлено специфическими природными условиями и географическим положением.

Современная система государственной поддержки туризма включает разнообразные институциональные инструменты, направленные на стимулирование инвестиционной активности в отрасли и создание благоприятных условий для развития туристского бизнеса.

Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) представляют собой эффективный механизм привлечения частных инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. Резиденты ОЭЗ ТРТ получают значительные налоговые преференции, включая льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу, что существенно повышает инвестиционную привлекательность туристских проектов. Административные преференции, предоставляемые в рамках ОЭЗ, включают упрощенные процедуры получения разрешений на строительство, подключения к инженерным сетям и проведения таможенных операций.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) получили широкое распространение в дальневосточных регионах как инструмент стимулирования экономической активности. В контексте развития туризма ТОСЭР предоставляют резидентам налоговые льготы, сопоставимые с режимом ОЭЗ, а также дополнительные преференции в области трудового и миграционного законодательства. Это особенно актуально для туристских проектов, требующих привлечения квалифицированной рабочей силы из других регионов.

Механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) в туризме охватывают широкий спектр проектов – от создания туристско-рекреационных комплексов до развития транспортной инфраструктуры туристских территорий. ГЧП позволяет объединить финансовые ресурсы государства и частного сектора, распределить риски между участниками проекта и обеспечить долгосрочную устойчивость туристских объектов. Особое значение ГЧП приобретает при реализации капиталоемких инфраструктурных проектов, требующих значительных первоначальных инвестиций и имеющих длительный срок окупаемости.

Рисунок 3– Структура институциональной поддержки туризма на федеральном и региональном уровнях. Источник: составлено авторами.

Представленная схема демонстрирует многоуровневую структуру институциональной поддержки туризма, где каждый уровень власти выполняет специфические функции и располагает определенным набором инструментов воздействия на развитие отрасли. Федеральный уровень задает стратегические направления развития и обеспечивает нормативно-правовое регулирование, региональный – адаптирует федеральную политику к местным условиям и реализует конкретные проекты развития туристской инфраструктуры, муниципальный – создает непосредственные условия для функционирования туристского бизнеса на местах.

Полученные результаты.

Разработана методология исследования, базирующуюся на институциональном анализе туристской деятельности приграничных регионов Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов Российской Федерации, включающая анализ нормативно-правового регулирования; анализ статистических данных; межрегиональное сопоставление ключевых индикаторов развития туристской индустрии.

Обоснован выбор исследуемых регионов, имеющих значительный туристский потенциал, различия в уровне развития туристской отрасли, а также занимающих приграничное положение, что позволяет выявить специфику влияния туризма в различных геополитических и социально-экономических условиях.

Показано, что развитие туризма оказывает существенное влияние на экономику местных сообществ, проявляющееся через ряд взаимосвязанных механизмов. Одним из ключевых является мультипликативный эффект туристских расходов.

Осуществлен институциональный анализе туристской деятельности в приграничных регионах Российской Федерации за период 2020-2024 годов, который показал, что регионы активно используют предоставленные им полномочия для создания благоприятных условий развития туристской индустрии.

Показано, что развитие туризма оказывает существенное влияние на экономику местных сообществ, проявляющееся через ряд взаимосвязанных механизмов. Одним из ключевых является мультипликативный эффект туристских расходов. Суть этого эффекта заключается в том, что первоначальные затраты туриста (на проживание, питание, транспорт, сувениры) не только непосредственно стимулируют предприятия сферы услуг, но и многократно увеличивают общий объем доходов в экономике региона.

[1]Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 24.06.2025) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 49. – Ст. 5491.

[2]Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» (ред. от 29.05.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 39. – Ст. 5459.

[3]Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» (ред. от 09.04.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 1 (ч. I). – Ст. 218.

[4]Закон Санкт-Петербурга от 15.07.2009 № 406-68 «О туристской деятельности в Санкт-Петербурге» (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 21.12.2022 № 784-126) // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. – 2009. – № 8.

[5]Постановление Правительства Республики Карелия от 29.12.2018 № 635-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2030 года» (ред. от 29.12.2023) // Карелия. – 2019. – № 4.

[6]Постановление Правительства Калининградской области от 29.12.2023 № 744 «Об утверждении государственной программы Калининградской области «Туризм» // Официальный интернет-портал Правительства Калининградской области. – URL: https://gov39.ru.

[7]Закон Приморского края от 10.02.2014 № 355-КЗ «О туризме и туристской деятельности на территории Приморского края» (ред. от 01.04.2025) // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. – 2014. – № 148.

[8]Постановление Правительства Сахалинской области от 10.11.2023 № 565 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области" и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Сахалинской области» (с изм. на 25.04.2025) // Губернские ведомости. – 2023. – № 206.

[9]Постановление Правительства Камчатского края от 28.12.2023 № 701-П «Об утверждении государственной программы Камчатского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае» (в ред. Постановлений Правительства Камчатского края от 27.02.2024 № 66-П; от 21.10.2024 № 505-П; от 11.02.2025 № 57-П) // Официальные Ведомости. – 2024. – № 1.


Источники:

1. Болдырева С.Б. Влияние туризма на социально-экономическое развитие региона: обобщение российского и зарубежного опыта // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – № 5. – c. 972-988. – doi: 10.24891/re.16.5.972.
2. Караулова Н.М. Мультипликативное воздействие въездного туризма на экономику принимающей стороны // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2015. – № 4. – c. 76-81. – doi: 10.12737/14587.
3. Кириллова С.А., Чернуха Д.С. Развитие глобального, национального и регионального туризма: состояние, тренды, прогнозы // Науковедение. – 2017. – № 6. – c. 82.
4. Кряжева Э.Г., Мурзина Е.А. Нормативно-правовое регулирование сферы туризма в Российской Федерации // Интерактивная наука. – 2018. – № 10(32). – c. 44-48. – doi: 10.21661/r-473617.
5. Лысенко Д.В. Финансовый менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2022. – 372 c.
6. Морозов М.А., Морозова Н.С. Региональные особенности развития туристской инфраструктуры и их влияние на туризм // Регионология. – 2021. – № 3(116). – c. 588-610. – doi: 10.15507/2413-1407.116.029.202103.588-610.
7. Морозова Т.В., Белая Р.В., Козырева Г.Б., Морозов А.А. Потребительский спрос и развитие рынка туризма приграничного и Северного региона // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2024. – № 1(83). – c. 50-66. – doi: 10.37614/2220-802X.1.2024.83.004.
8. Самылин А.И. Корпоративные финансы. Финансовые расчеты. - М.: ИНФРА-М, 2024. – 472 c.
9. Вэй С., Чжан Ян. Дизайн-стратегия и вопросы реализации туристической культурно-творческой продукции на Северо-Востоке Китая // Манускрипт. – 2021. – № 2. – c. 386-392. – doi: 10.30853/mns210062.
10. Тесля П.Н. Финансовый менеджмент. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2017. – 215 c.
11. Хаванова Н.В., Бокарев С.К., Бахвалов А.А. Туризм как особый вид экономической деятельности и его влияние на развитие региона // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2021. – № 2. – c. 81-94.
12. Хакимов Д.И. Роль туризма в социально-экономическом развитии регионов // Вестник науки. – 2025. – № 3(84). – c. 249-253.
13. Jingyu Sun, Dan Chen Green credit, tourism technology innovation, and sustainable development of tourism // International Review of Economics & Finance. – 2025. – doi: 10.1016/j.iref.2025.104004.
14. Публикации. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/folder/33441 (дата обращения: 01.07.2025).
15. Туризм и путешествия. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. [Электронный ресурс]. URL: https://10.rosstat.gov.ru/news/document/245400 (дата обращения: 01.07.2025).
16. Общества. Ведомости. Северо-запад. [Электронный ресурс]. URL: https://spb.vedomosti.ru/society/news/2025/05/15/1110264-kaliningradskaya-oblast-v-2025-godu-ozhidaet-prinyat-25-mln-turistov (дата обращения: 16.05.2025).
17. Туризм. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю. [Электронный ресурс]. URL: https://41.rosstat.gov.ru/folder/195663 (дата обращения: 04.06.2025).

Страница обновлена: 06.11.2025 в 21:23:12

 

 

Institutional factors of tourism development in Russian cross-border regions

Morozov A.A., Kozyreva G.B.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the impact of tourism on the socio-economic development of the regions of the Northwestern and Far Eastern Federal Districts of the Russian Federation. The research methodology is based on an institutional analysis of the tourism activities of the regions in the period 2020-2024, including legal and regulatory framework; analysis of statistical data; and inter-regional comparisons of key indicators of the development of the tourism industry. The results show the heterogeneity of the impact of tourism on the regional economy. While the developed tourist centers of Russia are experiencing steady growth in gross regional product and employment, the effects in peripheral territories are more limited. Special attention is paid to the negative consequences of tourism development, including the seasonality of economic activity, socio-cultural contradictions, and environmental problems. The article provides recommendations for optimizing regional tourism policy and minimizing the destructive effects of mass tourism. The results obtained can be used by public authorities in shaping strategies for the socio-economic development of regions and improving mechanisms for state support of the tourism industry.

Keywords: regional economy, tourism, institutional analysis, tourism socio-economic effects, Northwestern Federal District, Far Eastern Federal District

Funding:
Материал подготовлен в рамках работы над Государственным заданием КарНЦ РАН №FMEN-2022-0001 «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов».

JEL-classification: Z31, Z32, L83, R10

References:

Boldyreva S.B. (2018). The impact of tourism on socio-economic development of the region: generalization of Russian and foreign experience. Regional Economics: Theory and Pactice. 16 (5). 972-988. doi: 10.24891/re.16.5.972.

Jingyu Sun, Dan Chen (2025). Green credit, tourism technology innovation, and sustainable development of tourism International Review of Economics & Finance. 99 doi: 10.1016/j.iref.2025.104004.

Karaulova N.M. (2015). Multiplicative effects of tourism on the economy of the host country. Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa. 9 (4). 76-81. doi: 10.12737/14587.

Khakimov D.I. (2025). The role of tourism in the social-economic development regions. Vestnik nauki. 4 (3(84)). 249-253.

Khavanova N.V., Bokarev S.K., Bakhvalov A.A. (2021). Tourism as a special type of economic activity and its impact on the development of the region. Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa. 15 (2). 81-94.

Kirillova S.A., Chernukha D.S. (2017). The development of global, national and regional tourism: state, trends and forecasts. Naukovedenie (Science). 9 (6). 82.

Kryazheva E.G., Murzina E.A. (2018). Legal regulation of the tourism sector in the Russian Federation. Interactive science. (10(32)). 44-48. doi: 10.21661/r-473617.

Lysenko D.V. (2022). Financial management M.: INFRA-M.

Morozov M.A., Morozova N.S. (2021). Regional features of development of tourism infrastructure and their impact on tourism. Regionology. 29 (3(116)). 588-610. doi: 10.15507/2413-1407.116.029.202103.588-610.

Morozova T.V., Belaya R.V., Kozyreva G.B., Morozov A.A. (2024). Consumer demand and the development of the tourism market in northern border regions. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 27 (1(83)). 50-66. doi: 10.37614/2220-802X.1.2024.83.004.

Samylin A.I. (2024). Corporate finance. Financial calculations M.: INFRA-M.

Teslya P.N. (2017). Financial management M.: ITs RIOR, INFRA-M.

Vey S., Chzhan Yan. (2021). Design strategy and issues of realising tourism cultural and creative products in northeast Shina. Manuskript. 14 (2). 386-392. doi: 10.30853/mns210062.