Региональная дифференциация минимального размера оплаты труда в России: научный взгляд на проблему (часть 1)

Сковпень В.А., Старокожева В.П.
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье исследуется актуальная проблема установления минимальных гарантий оплаты труда на региональном уровне в России. Анализируются научные взгляды на проблему дифференциации минимального размера оплаты труда с учетом значительного различия регионов по уровню социально-экономического развития и стоимости жизни. Исследование раскрывает различные подходы, мнения ученых и законодателей относительно установления региональной минимальной заработной платы в Российской Федерации. Обсуждаются проблемы регионализации, связанные с социально-экономическими условиями регионов, и предлагаются разные методы расчета минимальной заработной платы, включая привязку к прожиточному минимуму и учету уровня экономического развития регионов. Также рассматриваются правовые аспекты, социальные последствия и возможные риски дифференцированной минимальной заработной платы. Полученные данные могут быть использованы трехсторонними партнерами при выработке подходов к установлению размера минимальной заработной платы на своей территории

Ключевые слова: минимальная заработная плата, научные исследования, дифференциация, регион

JEL-классификация: J31, J32, J33, J38



Введение

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) является одной из наиболее дискуссионных тем в социально-трудовой сфере, поскольку непосредственно влияет на уровень доходов наименее защищенных категорий работников, определяет минимальные социальные гарантии и выступает важным инструментом государственного регулирования рынка труда. Установление МРОТ направлено на обеспечение базовых стандартов качества жизни и сокращение неравенства в доходах. Однако его величина и механизмы применения часто становятся предметом споров между представителями государства, бизнеса и профсоюзов. Это довольно четко сформулированный механизм, который легко проследить в динамике.

С 2019 г. МРОТ устанавливается не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения [1], с 2021 г. – в размере 42% медианной заработной платы [2], а с 2025 г. – не ниже 48% медианной заработной платы. [3]

С экономической точки зрения, МРОТ повышает уровень доходов низкооплачиваемых работников и стимулирует потребительский спрос, но, с другой стороны, он может создавать нагрузку на работодателей, особенно в малом бизнесе и трудоемких отраслях, что потенциально приводит к сокращению рабочих мест или росту неформальной занятости. Кроме того, существенным вызовом остается региональная дифференциация: единый для всей страны МРОТ не учитывает значительные различия в стоимости жизни между субъектами Российской Федерации, что снижает его эффективность в качестве инструмента социальной защиты в высокостоимостных регионах, таких как Москва или северные территории.

Поэтому на законодательном уровне предусмотрен такой механизм, как минимальная заработная плата (МЗП), который предполагает право региона самостоятельно определять нижнюю границу минимального стандарта.

Актуальность исследования связана со значительным планируемым повышением МРОТ к 2030 г. до уровня 35 тыс. руб., поскольку возникает вопрос о способности регионов достичь значения, превышающего установленное федеральными нормативными правовыми актами. В связи с вышеизложенным, целью данной работы стала систематизация и комплексный анализ существующих в научной литературе позиций относительно целесообразности «регионализации» минимального размера оплаты труда и возможных подходов к его осуществлению, высказанные в последние 25 лет. В работе представлены результаты оригинального исследования, выявляющего научно обоснованную базу для возможной разработки сбалансированной модели регионализации МРОТ, позволяющей повысить защищенность работников с учетом региональной специфики при минимизации негативных последствий для бизнеса.

Данные и методы работы с ними

Исследование базируется на контент-анализе научных публикаций, что позволило выявить ключевые тенденции и проблемы, волнующие научное сообщество, в регулировании минимальной заработной платы в России. В рамках метода систематизированы позиции ведущих экспертов в области трудового права и экономики труда. Метод контент-анализа позволил объективизировать данные, выявить распространенные в научной литературе вопросы и сформулировать выводы. Использование указанного метода обеспечило комплексный подход к изучению научных аспектов регулирования российской региональной минимальной заработной платы.

Также применялся структурный и сравнительный анализ. Структурный анализ позволил определить ключевые проблемные вопросы. Данный метод применялся для декомпозиции научной базы. Сравнительный анализ дал возможность выявить общие тенденции, особенности и специфику регулирования МЗП в различных контекстах, и систематизировать их. Визуализация статистических данных базировалась на табличных и графических методах.

Для проведения частотного анализа ключевых слов (количественный библиометрический метод) [32] и построения облака ключевых слов (метод визуализации библиометрических данных) [7] привлечены данные более 1 000 научных статей, представленных в научной электронной библиотеке Elibrary.ru за период 2000-2024 гг. и 8 месяцев 2025 г. по тематике исследования. Период с 2000 г. обусловлен принятием Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». [4] Кроме научных статей, для исследования использованы материалы диссертаций по анализируемой тематике.

Анализ наукометрических показателей публикаций по проблематике МРОТ и МЗП, в том числе в региональном аспекте

Для проведения исследования с применением возможностей научной электронной библиотеки Elibrary.ru подобраны 1 054 публикации (по состоянию на сентябрь 2025 г.) на русском языке, в которых в числе ключевых слов указаны «минимальный размер оплаты труда» [5] и «минимальная заработная плата» [6] и рассматриваются в контексте России. Выбор данных словосочетаний обусловлен нормами статей 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), а также тем фактом, что зачастую в исследованиях эти два термина рассматриваются как единая категория.

Создание подборки средствами Elibrary.ru позволило провести анализ указанных публикаций в следующих разрезах: распределение рассмотренных публикаций по годам выхода журналов приведено на рисунке 1, а рисунок 2 показывает основные организации-публикаторы по заданной тематике.

Рисунок 1 – Распределение проанализированных публикаций по вопросам установления минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы за 2000-2025 гг.

Источник: составлено авторами по данным научной электронной библиотеки Elibrary.ru.

На рисунке 1 отчетливо виден рост интереса исследователей к рассматриваемой проблематике в 2018 г., обусловленный существенными изменениями по достижению величины МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения и принятием Конституционным Судом Российской Федерации Постановления о начислении районных коэффициентов и процентных надбавок сверх МРОТ. Небольшое количество научных трудов в 2000-2008 гг. свидетельствует, скорее, не о низкой актуальности проблемы МРОТ, а о неполноте охвата данных базой Elibrary.ru в тот период.

К числу научных журналов, в которых ученые наиболее часто публикуют результаты своих исследований по рассматриваемому вопросу, относятся (в порядке убывания количества статей) «Кадровик», «Труд и социальные отношения», «Экономика и предпринимательство», «Экономика труда», «Трудовое право в России и за рубежом», «Вопросы трудового права», «Уровень жизни населения регионов России» при средневзвешенном импакт-факторе журналов, в которых опубликованы статьи, равном 0,531.

Визуализация публикационной активности в рамках исследуемой тематики говорит о длительности существующей дискуссии относительно различных аспектов, связанных с МРОТ, и о широкой географии вовлеченности в решение данной проблемы. Существенный интерес к ней, представленный на приведенных выше рисунках, вызван ролью МРОТ как ключевого социально-экономического регулятора, непосредственно влияющего на уровень жизни и потребительскую активность в России.

Рисунок 2 – Научные и образовательные организации, сотрудники которых наиболее часто публикуют статьи по рассматриваемой тематике

Источник: составлено авторами по данным научной электронной библиотеки Elibrary.ru.

Наиболее часто встречающиеся в рассматриваемых публикациях ключевые слова приведены в виде семантического облака на рисунке 3.

Рисунок 3 – Облако ключевых слов понятийного поля предметной области «минимальный размер оплаты труда» и «минимальная заработная плата»

Источник: составлено авторами по данным научной электронной библиотеки Elibrary.ru с привлечением методики Галявиевой М.С. [7].

При этом авторы затрагивают такие вопросы, как:

- взаимосвязь МРОТ и прожиточного минимума (как видно из рис. 3, это наиболее часто встречаемое ключевое слово);

- методика расчета МРОТ, в том числе в процентах к средней и медианной заработной плате;

- связь МРОТ с уровнем социально-экономическими показателями: занятостью, миграцией, бедностью, в т.ч. работающего населения, инфляцией;

- роль МРОТ в системе социальной защиты населения;

- МРОТ и система налогообложения;

- бухгалтерские аспекты МРОТ;

- юридические аспекты МРОТ, в том числе правоприменительная практика в свете Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации;

- вопросы установления и применения МРОТ в различных регионах и отраслях.

Далее в настоящем исследовании рассматриваются публикации, связанные с регионализацией МРОТ.

Предложения по регионализации МРОТ в научных трудах

Учеными и законодателями неоднократно ставилась проблема регионализации МРОТ.

К причинам, по которым в России это целесообразно, ученые относят: обширность территории [35], различия в природно-климатических условиях проживания [9], высокую степень дифференциации регионов по социально-экономическим условиям [5, 6, 21, 34-36,], различия в стоимости жизни [9, 11, 21, 23, 36] и др.

В целях учета вышеуказанных факторов дифференциации МРОТ по регионам в научном сообществе предлагаются следующие мероприятия (таблица 1).

Таблица 1 – Предложения по регионализации МРОТ

Предложение
Авторы
Региональный прожиточный минимум (трудоспособного населения)
Абалдуев В.А. [1], Будаев Т.Б. [4], Лопатина М.В. и Ляшок В.Ю. [23], Молоканова Д.К. [26], Нестеренко И.Ю. и Меленькина С.А. [28], Ольшанская Е.А. [30], Суреева М.Н. [39], Хабарова Д.В. [41], Хныкин Г.В. [42]
Прожиточный минимум самого «отстающего» региона
Ивановская Л.А. [15]
Региональный прожиточный минимум и коэффициенты к нему, учитывающие типы регионов на основе дороговизны проживания в них, а также уровень квалификации работника, значимость для общества труда, форм собственности
Сыроежкин А.И. [40]
В процентах от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации
Суреева М.Н. [39], Чиранова И.П. [43]
В зависимости от валового регионального продукта на душу населения пропорционально данному показателю
Галиева Г.М. и Шарафутдинов А.Г. [6]
Умножение МРОТ на расчетные коэффициенты (исчисленные на основе потребительской корзины или минимального (восстановительного) потребительского бюджета)
Агарычева А.В. и Старокожева В.П. [2]

Источник: составлено авторами по: [1, 2, 4, 6, 15, 23, 26, 28, 30, 39-43].

Следует отметить, что большинство вышеперечисленных предложений высказывались до принятия упомянутых ранее федеральных законов о повышении МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения и установления в зависимости от медианной заработной платы, однако они не теряют своей актуальности и сегодня, например, Королева Н.Ш. отмечает: «В регионах с высокой стоимостью жизни минимальная заработная плата должна быть выше, чтобы компенсировать различия в расходах на жилье, транспорт и услуги». [21] Особое значение она имеет для северных и дальневосточных регионов. [13, 22, 23]. Авторами в настоящее время ведутся дискуссии относительно обоснованности установленного соотношения с медианной заработной платой, применения медианной, а не средней заработной платы и др., которые требуют дополнительного исследования.

Имеются предложения и по изменению администрирования порядка установления МЗП в субъектах Российской Федерации (таблица 2).

Таблица 2 – Предложения по изменению администрирования МЗП

Предложение по установлению МЗП
Авторы
Установление законами, принимаемыми законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Горбарец С.Ю. [9], Коваль К.К. [18], Бондарева Э.С. [3]
Придание соглашениям о региональной минимальной заработной плате статуса трудового законодательства
Поллак А.П. [35]
Процедура принудительного распространения действия соглашения на работодателей, не участвовавших в его заключении
Смирнов Д.А. [37]
Разработка методики на федеральном уровне и утверждение федеральным законом
Гузиева А.И. [10], Ефимова Е.А. [12], Козлов П.А. [20]

Источник: составлено авторами по: [3, 9, 10, 12, 18, 20, 35, 37].

При этом Горбарец С.Ю. выделяет проблему возможности отказа работодателей от присоединения к соглашению [9], Ефимова Е.А. предлагает повысить ответственность работодателей за несоблюдение предусмотренных соглашениями требований [12], а Абалдуев В.А. предлагает распространить действие региональных соглашений на работодателей, не участвующих в их заключении [1]. Стоит отметит, что Бондарева Э.С. считает такой порядок неприемлемым. [3]

Чиранова И.П. высказывает справедливое мнение, что без эффективного механизма расчета МРОТ невозможно обеспечить справедливую и достойную оплату труда. [43, C. 92] Ефимова Е.А., указывая о необходимости разработки единой методики, отмечает, что в ней «должны быть прописаны критерии установления и повышения минимальной заработной платы, такие как рост стоимости жизни, ожидаемый уровень инфляции, динамика производительности труда». [12]

При этом в настоящее время на федеральном уровне, как известно, предусмотрен методический подход расчета МРОТ исходя из медианной заработной платы, а в большинстве регионов, устанавливающих минимальную заработную плату, как показывает ежегодно проводимый специалистами ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России мониторинг [7], как и на федеральном уровне, методики расчета полученных значений не конкретизированы в нормативных документах.

Козлов П.А. предлагает осуществлять пересмотр МРОТ минимум два раза в год. [20, C. 109] Панов И.Е. предлагает «пересматривать МРОТ несколько раз в год». [33, C. 173] Однако, по мнению авторов текущей работы, частый пересмотр МРОТ (имеется в виду годовой промежуток) создаст нестабильность для предприятий, особенно малого и среднего бизнеса. Потенциальные выгоды для малооплачиваемых работников могут быть перечеркнуты серьезными макроэкономическими издержками и рисками для бизнеса. Более гибкий, но все же предсказуемый ежегодный механизм корректировки по четкой формуле выглядит более целесообразным и устойчивым путем.

Возможные риски повышения и регионализации МРОТ

Ученые высказывают опасения относительно возможных негативных эффектов от повышения МРОТ как для экономики всей страны (например, рост инфляции [5, C. 135]), так и для ее отдельных секторов (сокращение малого бизнеса [5, C. 135]) и регионов (рост безработицы и увеличение теневого сектора в регионах с низкой экономической активностью – [20, 21], усиление миграции из регионов с низким МРОТ в регионы с высоким МРОТ [25]).

К проблемам «привязки» МРОТ к ПМ ТН авторы относят возможное снижение этого показателя [31]. Следует отметить, что такая ситуация неоднократно складывалась в ряде субъектов Российской Федерации, где минимальная заработная плата в региональных соглашениях установлена в соотношении с ПМ ТН. При этом в только в некоторых из них прописана норма о том, что при снижении ПМ ТН минимальная заработная плата не уменьшается (как и на федеральном уровне).

Повышение МРОТ на федеральном уровне привело к существенному сокращению числа регионов, устанавливающих МЗП региональными соглашениями, а также к росту числа субъектов Российской Федерации, принявших для своих работников гарантию в региональном соглашении на уровне МРОТ [2], что «оказывает негативное воздействие на степень защищенности социально-экономических прав работников». [34, C. 59] Ранее Белицкая И.Я., Кузнецов Д.Л., Орловский Ю.П., Черняева Д.В. предупреждали о возможности возникновения подобной ситуации. [25]

Зырянова И.И. и Сочнева Е.Н. считают целесообразным закрепить социальную гарантию в виде отраслевой минимальной заработной платы, обусловленную различной доходностью отраслей, которую «будут получать работники всех предприятий отрасли, а не только те, руководители и представители работников которых подписали соглашение». [14] Королева Н.Ш. указывает, что такой подход позволит «учитывать различия в производительности труда, уровне автоматизации и возможностях бизнеса компенсировать рост затрат». [21, C. 119] Камари Д.М. предлагает также дифференцировать МЗП по сложности труда (квалификации работника), роду деятельности, стажу и возрасту. [17, C. 104]

В то же время, Ильин А.Е., Кассим Кабус Дерхим Али, Ильина Г.В., наоборот, считают введение отраслевой дифференциации минимальной заработной платы, в отличие от территориальной, необоснованным, создающим дискриминацию труда по отраслевому признаку, и относят ее к одной из проблем регулирования социально-трудовых отношений. [16]

Козина Е.В. считает дифференциацию МЗП по природно-климатическим условиям и по географическому принципу, а также по каким-либо иным основаниям выходящей за рамки статьи 133.1 ТК РФ, и предлагает проводить ее в отраслевых соглашениях и на локальном уровне. [19] Молотилина А.Г. отмечает, что такая дифференциация не имеет объективных оснований, противоречит концепции ТК РФ (ст. 2, 22 ТК РФ) и расценивается как дискриминация. [27] Белицкая И.Я., Кузнецов Д.Л., Орловский Ю.П., Черняева Д.В. считают, что дифференциация в размерах минимальной заработной платы, применяемая в отдельных региональных соглашениях, не предусмотрена трудовым законодательством. [25] Однако, как отмечает Лукьянова А.Л., с мнением которой следует согласиться, «формулировки закона не содержат запрета на установление отдельных РМЗП для конкретных групп работников или типов работодателей». [24]

Распространенной проблемой является исключение региональных и муниципальных бюджетников из числа получателей повышенной региональной МЗП [8, 20], что «ставит их в заведомо худшие условия воспроизводства рабочей силы» [29] и «может привести к негативному отбору в бюджетный сектор и дефициту работников на низкоквалифицированных позициях» [24].

Абалдуев В.А., наоборот, предлагает внести в статью 133.1 ТК РФ изменения, устанавливающие возможность «исключать из сферы действия соглашения работодателей, финансируемых из регионального и муниципального бюджета», ссылаясь на длительную практику ряда регионов по данному вопросу, соответствующую их финансовым интересам. [1, C. 271] Поллак А.П. также выступает сторонником разделения минимальных гарантий по оплате труда для бюджетного и внебюджетного секторов экономики, обосновывая свою точку зрения тем, что «Такой дифференцированный подход позволяет … устанавливать более высокие минимальные гарантии по оплате труда работникам отдельных видов деятельности, способствуя тем самым экономическому росту». [35]

Головина С.Ю. и Саликова Н.М. отмечают также дискриминационный характер дифференциации размера МЗП в зависимости от принадлежности к основному или вспомогательному персоналу. [8] Эти авторы, также как и Абалдуев В.А., указывают на недостаточную обоснованность различий в МЗП для работников бюджетных и коммерческих организаций. [1]

Белицкая И.Я., Кузнецов Д.Л., Орловский Ю.П., Черняева Д.В. указывают, что «необходимо определить, каким образом будет рассчитываться МРОТ для работников одной организации, обособленные структурные подразделения которой (филиалы, представительства, иные) расположены в различных субъектах Российской Федерации». [31]

Таким образом, учеными в сфере экономики труда и трудового права формулируется ряд вопросов, который сопровождает предусмотренный на законодательном уровне механизм установления МРОТ и его практическую реализацию в регионах. Исследователи фиксируют системные риски, особенно в экономически слабых регионах. В научном сообществе отсутствует консенсус по вопросам отраслевой и внутрирегиональной дифференциации оплаты труда: одни эксперты видят в этом инструмент учета отраслевой специфики, другие – дискриминационную практику. Однако в настоящее время направления их решения предлагается рассматривать в контексте уже реализуемого [8] повышения МРОТ опережающими темпами и его планируемого роста «к 2030 году более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 год» [9]. Данный вопрос представляет научный интерес и может быть рассмотрен авторами в дальнейшем.

Заключение

Как показал проведенный анализ, установление работникам минимальных гарантий по оплате труда является распространенным направлением исследований российских ученых. Дискуссии вокруг МРОТ часто затрагивают вопросы его дифференциации по регионам. Сторонники регионализации аргументируют свою позицию необходимостью учета местной экономической специфики, тогда противники указывают на риски усиления межрегионального неравенства и сложности администрирования.

С установлением МЗП в субъектах Российской Федерации связаны такие проблемы, как исключение работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, из сферы действия региональных соглашений о минимальной заработной плате, дифференциация размера МЗП для работников бюджетного и внебюджетного секторов экономики, а также отдельных видов экономической деятельности, установление МЗП в некоторых региональных соглашениях на уровне МРОТ и другие. Данные проблемы также требуют детального изучения и выработки подходов по их устранению, в том числе на законодательном уровне.

Учеными предлагаются различные модели установления регионального МРОТ, основанные на местном прожиточном минимуме, средней заработной плате или валовом региональном продукте, а также совершенствования механизма региональных соглашений для повышения их обязательности. Однако регионализация сопряжена с рисками, включая инфляцию, рост безработицы и административные сложности.

Существенное повышение МРОТ за последние годы способствует «росту общего уровня заработной платы и привлечению более квалифицированных специалистов», и, как отмечается, «нехватка дешевой рабочей силы будет стимулировать компании к внедрению инновационных решений и оптимизации своих рабочих процессов». [20] Планируемое значительное повышение МРОТ к 2030 г. актуализирует поиск сбалансированного подхода, который обеспечит достойный уровень жизни работникам, не подорвав устойчивость бизнеса, что и станет предметом дальнейшего исследования. В то же время, с внедрением нового механизма установления МРОТ (в процентах к медианной заработной плате) не все ранее существовавшие вопросы становятся решенными, а также могут возникнуть новые. Исследованию проблем действующего порядка установления МРОТ на федеральном уровне и МЗП в регионах, а также аспектам регионализации МРОТ в контексте вышеуказанного увеличения МРОТ посвящена вторая часть настоящей статьи.

Таким образом, МРОТ остается не только экономическим, но и социально-политическим инструментом, требующим сбалансированного подхода к установлению и корректировке. Его дальнейшее развитие должно учитывать как необходимость обеспечения достойного уровня жизни для всех работников, так и поддержание устойчивости бизнеса, особенно в условиях экономической нестабильности и структурных преобразований на рынке труда.

[1] Федеральные законы: от 28 декабря 2017 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения». Гарант. URL: https://base.garant.ru/71846610/ (дата обращения: 29.10.2025), от 7 марта 2018 г. №41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"». Гарант. URL: https://base.garant.ru/71892946/ (дата обращения: 29.10.2025).

[2] Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400052246/ (дата обращения: 29.10.2025). Действие данного положения приостановлено на 2023-2024 гг. Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений» (ред. от 27 ноября 2023 г.). Гарант. URL: https://base.garant.ru/405961927/ (дата обращения: 29.10.2025).

[3] Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 548-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений». Гарант. URL: https://base.garant.ru/408079029/ (дата обращения: 29.10.2025).

[4] Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 29 октября 2024 г.) Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400052246/ (дата обращения: 29.10.2025).

[5] В том числе «гарантированный минимальный размер оплаты труда», «федеральный минимальный размер оплаты труда».

[6] Включая термины «региональная минимальная заработная плата», «минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации».

[7] Результаты которого за 2020 г. опубликованы в [38].

[8] В 2026 г. МРОТ планируется на уровне 27 093 руб., что на 20,7% выше, чем в 2025 г. Проект федерального закона № 1026183-8 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"». [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1026183-8 (дата обращения: 06.10.2025).

[9] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015 (дата обращения: 29.10.2025)


Источники:

1. Абалдуев В.А. Минимальная заработная плата как коллективно-договорная гарантия трудовых прав работников // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2023. – № 1. – c. 263-273. – doi: 10.24412/2227-7315-2023-1-263-273.
2. Агарычева А.В., Старокожева В.П. Минимальная заработная плата в регионах России: целесообразность или невозможность // Актуальные вопросы публичного управления, экономики, права в современных геополитических условиях: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. (Калининград, 29 марта 2025 г.). – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. Киров, 2025. – c. 28-30.
3. Бондарева Э.С. Минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации как региональный социальный стандарт в сфере труда // Третий пермский конгресс ученых-юристов: Материалы международной научно-практической конференции. (Пермь, 12 октября 2012 г.). Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 2012. – c. 200-202.
4. Будаев Т.Б. Механизм государственного регулирования оплаты труда в Российской Федерации: специальность 08.00.05 «экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)». / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М., 2015. – 25 c.
5. Бужко Д.В., Савицкая И.М. Минимальная заработная плата и ее влияние на рынок труда // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты: Материалы X Международной научно-практической конференции. (Горловка, 21 марта 2025 г.). – Горловка: Донецкий национальный технический университет, Автомобильно-дорожный институт (филиал). Горловка, 2025. – c. 131-137.
6. Галиева Г.М., Шарафутдинов А.Г. Государственное регулирование оплаты труда в региональном пространстве // Успехи современной науки и образования. – 2017. – № 1. – c. 135-138. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28130017.
7. Галявиева М.С. Облако слов как инструмент визуализации библиометрических данных // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: Сборник статей II Международной научной конференции (24-25 ноября 2016 г., Казань). – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2016. – c. 427-431.
8. Головина С.Ю., Саликова Н.М. О правовом содержании категории минимальный размер оплаты труда // Российский юридический журнал. – 2018. – № 5. – c. 105-114. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36923169.
9. Горбарец С.Ю. Минимальный размер оплаты труда: варианты регулирования // Вестник научно-исследовательского института труда и социального страхования. – 2009. – № 1. – c. 78-81.
10. Гузиева А.И. Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда: специальность 12.00.05 «трудовое право; право социального обеспечения». / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московской государственной юридической академии имени O.E. Кутафина. - Москва, 2012. – 29 c.
11. Долганова А.С., Минина Е.С. Выигрывают ли люди от повышения минимального размера оплаты труда // Современная экономика и общество глазами молодых исследователей: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции V Уральского вернисажа науки и бизнеса. (Челябинск, 16 марта 2018 г.). – В 3-х томах. / Под общ. ред. Е.П. Велихова. Челябинск: Челябинский государственный университет. Челябинск, 2018. – c. 256-258.
12. Ефимова Е. А. Установление минимальной заработной платы: зарубежный опыт и российская практика // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 2. – c. 24-35. – doi: 10.20542/0131-2227-2011-2-24-35.
13. Зленко Е.Г. Ограниченность прожиточного минимума трудоспособного населения как инструмента регулирования минимального уровня трудовых доходов в России и ее арктическая специфика // Уровень жизни населения регионов России. – 2018. – № 1. – c. 37-43. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35044467.
14. Зырянова И.И., Сочнева Е.Н. К вопросу регулирования минимальной социальной гарантии по оплате труда в России // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 777-790. – doi: 10.18334/et.5.3.39428.
15. Ивановская Л.А. Влияние минимальной зарплаты на рынок труда // Экономика труда. – 2016. – № 4. – c. 341-358. – doi: 10.18334/et.3.4.37097.
16. Ильин А.Е., Кассим Кабус Дерхим Али, Ильина Г.В. Дифференциация минимальной заработной платы: состояние и перспективы // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2015. – № 7. – c. 6-8. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28899274.
17. Камари Д.М. Целесообразность использования индекса Кейтца: за и против // Социально-трудовые исследования. – 2025. – № 1. – c. 100-107. – doi: 10.34022/2658-3712-2025-58-1-100-107.
18. Коваль К.К. Выполняет ли минимальный размер оплаты труда отведенную ему роль // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. – 2016. – № 4. – c. 34-38. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27466983.
19. Козина Е.В. Минимальный размер оплаты труда и размер минимальной заработной платы: терминологическая разница в действующем законодательстве, проблемы правоприменения и позиция Верховного Суда Российской Федерации // Трудовое право. – 2010. – № 6. – c. 61-79. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15517801.
20. Козлов П.А. Повышение минимального размера оплаты труда как механизм снижения бедности и неравенства: возможности и ограничения // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 12. – c. 102-111. – doi: 10.36871/ek.up.
21. Королева Н.Ш. Влияние повышения минимальной заработной платы на уровень безработицы // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2025. – № 2. – c. 114-122. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2025.02.08.014.
22. Крапивин Д.С. Проблемы применения минимального размера оплаты труда: общие и специфика для регионов российской Арктики // Вектор экономики. – 2018. – № 8. – c. 14. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35551969.
23. Лопатина М.В., Ляшок В.Ю. Влияние минимального размера оплаты труда на рынок труда и уровень бедности в России. - М.: РАНХиГС, 2019. – 53 c.
24. Лукьянова А.Л. Практика установления региональных минимальных заработных плат в субъектах Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – № 1. – c. 81-102. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25666686.
25. Белицкая И. Я., Орловский Ю. П. Минимальные границы заработной платы. Эффективный контракт. - М.: КОНТРАКТ, 2015. – 193 c.
26. Молоканова Д.К. Развитие системы социальных нормативов качества жизни населения в Российской Федерации: специальность 08.00.05 «экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)». / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». - М., 2013. – 24 c.
27. Молотилина А.Г. Участие органов социального партнерства в правовом регулировании оплаты труда на региональном уровне: соглашения о минимальной заработной плате // Пробелы в российском законодательстве. – 2012. – № 7. – c. 16-23. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18357669.
28. Нестеренко И.Ю., Меленькина С.А., Гуляева Г. Ю. Роль минимального размера оплаты труда в обеспечении воспроизводства рабочей силы. / Факторы и эффективные механизмы устойчивого развития. - Пенза, 2020. – 31-50 c.
29. Обухович Н.В. Кузнецова К.И. Механизм установления минимальной заработной платы в регионах Большого Урала // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – № 14. – c. 33-44. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32274501.
30. Ольшанская Е.А. Заработная плата в условиях перехода России к рыночной экономике: специальность 08.00.05 «экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)». / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. - М., 2005. – 23 c.
31. Орловский Ю.П., Кузнецов Д.Л., Черняева Д.В. Правовое регулирование минимальной оплаты труда: препринт WP3/2013/09. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. – 43 c.
32. Павлова А.С. Библиометрические методы: виды, задачи, проблемы (аналитический обзор) // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2015. – № 9. – c. 20-29. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25021730.
33. Панов И.Е. Социальное партнерство для профсоюзов как способ конструктивного решения проблем в социально-трудовой сфере // Стратегия как инструмент социально-экономического развития региона: от разработки к реализации: Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. (Барнаул, 14 апреля 2022 г.). – Барнаул: ООО «Пять плюс». Барнаул, 2022. – c. 172-174.
34. Плуталова Е.С. Проблемы МРОТ как инструмента государственного регулирования заработной платы // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. – 2023. – № 2. – c. 58-62. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54085192.
35. Поллак А.П. Минимальная заработная плата и проблемы ее регулирования в Российской Федерации: специальность 08.00.05 «экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)». / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Научно-исследовательский институт труда и социального страхования. - М., 2015. – 155 c.
36. Пролетарская А.А., Енина Е.С., Литвиненко Г.Н. Анализ влияния внешних и внутренних факторов на изменение минимального размера оплаты труда в России // Проблемы социально-экономической устойчивости региона: Сборник статей XXII Международной научно-практической конференции. (Пенза, 27-28 января 2025 г.). Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, Межотраслевой научно-информационный центр. Пенза, 2025. – c. 216-221.
37. Смирнов Д.А. Понятийный аппарат института оплаты труда: комплексный анализ: специальность 12.00.05 «трудовое право; право социального обеспечения». / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 2009. – 24 c.
38. Старокожева В.П., Сковпень В.А. Методы установления минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации и опыт зарубежных стран // Экономика труда. – 2020. – № 10. – c. 933-952. – doi: 10.18334/et.7.10.111052.
39. Суреева М.Н. Методические принципы и подходы к разработке систем оплаты труда работников: специальность 08.00.05 «экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)». / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Научно-исследовательский институт труда и социального страхования. - М., 2015. – 24 c.
40. Сыроежкин А.И. Социально-экономическая политика государства по преодолению бедности в России: специальность 08.00.05 «экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)». / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет». - М., 2010. – 24 c.
41. Хабарова Д.В. Развитие методов обоснования гарантий по заработной плате при заключении коллективных договоров и соглашений: специальность 08.00.05 «экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)». / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийский центр уровня жизни. - М., 2015. – 186 c.
42. Хныкин Г.В. О соотношении справедливой заработной платы и минимального размера оплаты труда по трудовому законодательству России // Законодательство. – 2017. – № 7. – c. 60-65. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30729757.
43. Барашков Е. О., Гинзбург И. В., Панченко В. Ю., Петрикова С. В., Пяткин В. Н., Чебуренков А. А.,Чиранова И.П. Обзор материалов Всероссийской научно-практической конференции 30 лет Конституции Российской Федерации: Этапы развития и перспективы реализации, 17 ноября 2023 г., Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, Саранск (Часть 2) // Аграрное и земельное право. – 2025. – № 1. – c. 90-93. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80377501.

Страница обновлена: 24.11.2025 в 17:44:40

 

 

Regional differentiation of the minimum wage in Russia: a scientific view of the problem (part 1)

Skovpen V.A., Starokozheva V.P.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics
Volume 12, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the current problem of establishing minimum wage guarantees at the regional level in Russia. The article analyzes scientific views on the problem of differentiation of the minimum wage, taking into account the significant differences between regions in terms of socio-economic development and cost of living. The study reveals various approaches, opinions of scientists and legislators regarding the establishment of a regional minimum wage in the Russian Federation. The problems of regionalization related to the socio-economic conditions of the regions are discussed. Various methods of calculating the minimum wage, including reference to the subsistence minimum and taking into account the level of economic development of the regions, are proposed. The legal aspects, social consequences and possible risks of a differentiated minimum wage are considered. The data obtained can be used by trilateral partners in developing approaches to setting the minimum wage in their territory.

Keywords: minimum wage, scientific research, differentiation, region

JEL-classification: J31, J32, J33, J38

References:

Abalduev V.A. (2023). Minimum wage as a collective and contractual guarantee of labor rights of employees. Bulletin of the Saratov State Law Academy. (1). 263-273. doi: 10.24412/2227-7315-2023-1-263-273.

Agarycheva A.V., Starokozheva V.P. (2025). Minimum wage in Russian regions: expediency or impossibility Current issues of public administration, economics, and law in modern geopolitical conditions. 28-30.

Barashkov E. O., Ginzburg I. V., Panchenko V. Yu., Petrikova S. V., Pyatkin V. N., Cheburenkov A. A.,Chiranova I.P. (2025). Review of the materials of the all-russian scientific and practical conference 30 years of the constitution of the Russian Federation: Stages of development and prospects for implementation, november 17, 2023, ogarev National research Mordovian state university, Saransk (part 2). Agrarnoe i zemelnoe pravo. (1). 90-93.

Belitskaya I. Ya., Orlovskiy Yu. P. (2015). Minimum wage limits. Effective contract

Bondareva E.S. (2012). The minimum wage in a constituent entity of the Russian Federation as a regional social standard in the field of labor The Third Permian Congress of Legal Scientists. 200-202.

Budaev T.B. (2015). The mechanism of state regulation of wages in the Russian Federation

Buzhko D.V., Savitskaya I.M. (2025). Minimum wage and its impact on the labor market Current issues of economics and management: theoretical and applied aspects. 131-137.

Dolganova A.S., Minina E.S. (2018). Do people benefit from an increase in the minimum wage? Modern economy and society through the eyes of young researchers. 256-258.

Efimova E. A. (2011). Setting of minimal wages: foreign experience and russian practice. World Economy and International Relations. (2). 24-35. doi: 10.20542/0131-2227-2011-2-24-35.

Galieva G.M., Sharafutdinov A.G. (2017). State regulation of remuneration in the regional space. Success of Modern Science and Education. 2 (1). 135-138.

Galyavieva M.S. (2016). The word cloud as a visualization tool for bibliometric data Visual communication in socio-cultural dynamics. 427-431.

Golovina S.Yu., Salikova N.M. (2018). On a legal content of the concept minimum wages. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. (5). 105-114.

Gorbarets S.Yu. (2009). Minimum wage: regulatory options. Vestnik nauchno-issledovatelskogo instituta truda i sotsialnogo strakhovaniya. (1). 78-81.

Guzieva A.I. (2012). Minimum wage as one of the state guarantees in the field of wage labor

Ilyin A.E., Kassim Kabus Derkhim Ali, Ilyina G.V. (2015). Minimum wage differentiation: current status and prospects. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. (7). 6-8.

Ivanovskaya L.A. (2016). Impact of the minimum wage on the labor market. Labor economics. 3 (4). 341-358. doi: 10.18334/et.3.4.37097.

Kamari D.M. (2025). The expediency of using the keitz index: pros and cons. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (1). 100-107. doi: 10.34022/2658-3712-2025-58-1-100-107.

Khabarova D.V. (2015). Development of methods for substantiating wage guarantees when concluding collective agreements and agreements

Khnykin G.V. (2017). Relationship between concepts of decent wage and minimum wage under labor legislation of Russia. Zakonodatelstvo. (7). 60-65.

Koroleva N.Sh. (2025). The impact of minimum wage increase on unemployment. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 8 (2). 114-122. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2025.02.08.014.

Koval K.K. (2016). Does the minimum wage fulfill its assigned role. Vestnik Instituta zakonodatelstva i pravovoy informatsii im. M.M. Speranskogo. (4). 34-38.

Kozina E.V. (2010). Minimum wage and minimum wage: terminological difference in current legislation, problems of law enforcement and the position of the Supreme Court of the Russian Federation. Labor law. (6). 61-79.

Kozlov P.A. (2024). Increasing the minimum wage as a mechanism for reducing poverty and inequality: opportunities and limitations. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 7 (12). 102-111. doi: 10.36871/ek.up.

Krapivin D.S. (2018). Problems of use of minimum wage: common problems and specificities for the regions of the russian Arctic. Vectoreconomy. (8). 14.

Lopatina M.V., Lyashok V.Yu. (2019). The impact of the minimum wage on the labor market and poverty in Russia

Lukyanova A.L. (2016). Regional variation in the minimum wage policies in the Russian Federation (2007-2015). Public administration issues. (1). 81-102.

Molokanova D.K. (2013). Development of the system of social standards for the quality of life of the population in the Russian Federation

Molotilina A.G. (2012). The participation of the bodies of social partnership in the legal regulation of wages at the regional level: the agreement on the minimum wage. Probely v rossiyskom zakonodatelstve. (7). 16-23.

Nesterenko I.Yu., Melenkina S.A., Gulyaeva G. Yu. (2020). The role of the minimum wage in ensuring the reproduction of the workforce

Obukhovich N.V. Kuznetsova K.I. (2017). The mechanism of setting the minimum wages in the regions of Bolshoy Ural. Bulletin of Chelyabinsk State University. (14). 33-44.

Olshanskaya E.A. (2005). Wages in the context of Russia's transition to a market economy

Orlovskiy Yu.P., Kuznetsov D.L., Chernyaeva D.V. (2013). Legal regulation of the minimum wage

Panov I.E. (2022). Social partnership for trade unions as a way to constructively solve problems in the social and labor sphere Strategy as a tool for socio-economic development of the region: from development to implementation. 172-174.

Pavlova A.S. (2015). Bibliometric methods: types, tasks, problems (an overview). Trudy GPNTB SO RAN. (9). 20-29.

Plutalova E.S. (2023). Problems of the minimum wage as an instrument of state regulation of wages. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye, obschestvennye nauki. (2). 58-62.

Pollak A.P. (2015). Minimum wage and problems of its regulation in the Russian Federation

Proletarskaya A.A., Enina E.S., Litvinenko G.N. (2025). Analysis of the influence of external and internal factors on the change in the minimum wage in Russia Problems of socio-economic sustainability of the region. 216-221.

Smirnov D.A. (2009). The conceptual framework of the institute of remuneration: comprehensive analysis

Starokozheva V.P., Skovpen V.A. (2020). Methods of the minimum wage determination in the Russian Federation and the foreign countries experience. Russian Journal of Labour Economics. 7 (10). 933-952. doi: 10.18334/et.7.10.111052.

Sureeva M.N. (2015). Methodological principles and approaches to the development of employee compensation systems

Syroezhkin A.I. (2010). Socio-economic policy of the state to overcome poverty in Russia

Zlenko E.G. (2018). The limited subsistence level of the working-age population as a tool for regulating the minimum level of labor income in Russia and its Arctic specifics. Living standards of the population of Russian regions. (1). 37-43.

Zyryanova I.I., Sochneva E.N. (2018). To the question of regulation of the minimum social guarantee for payment in Russia. Russian Journal of Labour Economics. 5 (3). 777-790. doi: 10.18334/et.5.3.39428.