Четверная спираль и креативные индустрии: конкурентоспособность на основе творчества и знаний
Межова М.В.
, Саблин К.С.![]()
1 Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербург, Россия
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению четверной спирали и креативных индустрий как комплементарных источников обеспечения конкурентоспособности локальных сообществ на основе генерирования творчества и знаний. Показано, что четверная спираль позволяет включить представителей гражданского общества в инновационный процесс в качестве предпринимательских субъектов. Они находят оригинальные и нестандартные подходы к решению социально-экономических проблем. Креативные индустрии связаны с созданием и использованием знаний и информации и включают широкий спектр активности, подразумевающей организацию творческого мышления. Они оказывают значительное влияние на процессы, связанные с поиском и открытием новых источников роста, которые не имеют отношения к «традиционным» факторам производства. Примеры креативного города, а также индустрии моды и дизайна иллюстрируют точки соприкосновения четверной спирали и креативных индустрий. Сделан вывод о том, что механизм четверной спирали служит способом активизации сектора креативных индустрий и создания продукции с высокой добавленной стоимостью
Ключевые слова: четверная спираль, гражданское общество, креативные индустрии, творчество, совместный дизайн
JEL-классификация: O31, O35, Z11
Введение
Современный мир характеризуется необходимостью постоянного поиска и использования новых источников конкурентных преимуществ, позволяющих выигрывать соревнования на разных этажах мировой торговли. Одними из них выступают источники, которые основаны на научно-технических достижениях, инновациях и креативности на всех стадиях производственного процесса. В этой связи возникает вопрос о возможных субъектах, которые способны генерировать инновации, и в этом смысле быть вовлеченными в постоянный процесс поиска и открытия новых источников конкурентных преимуществ.
Одной из концепций, предполагающей объединение усилий субъектов из разных сфер, выступает концепция тройной спирали [7]. Ее ядром является взаимодействие трех участников: государства, бизнеса и академического сообщества. Университеты и бизнес-сектор, которые были относительно разграниченными институционализированными сферами, стали брать на себя решение задач, ранее им не свойственных. Позиция государства по отношению к этим сферам постоянно менялась в противоположных направлениях. С одной стороны, государство создавало и развивало разветвленную систему стимулов для представителей промышленности и научно-образовательного сообщества быть вовлеченными в инновационный процесс. С другой стороны, оно вынуждало выходить за рамки выполнения традиционных функций сохранения «культурной памяти», организации образовательного процесса и проведения исследований, и непосредственно вносить свой вклад в создание национального богатства [8, p. 14].
Функция тройной спирали, состоящая в генерировании и распространении инноваций, включает в себя широкий набор знаний и способов обучения, а также предпринимательских, социальных, культурных компетенций, которые приобретаются в рамках пространств тройной спирали: пространства знаний, пространства инноваций и пространства консенсуса [23, p. 247].
Концепт тройной спирали активно используется в качестве инструмента поиска новых конкурентных преимуществ странами с развивающимися рынками [4, 22]. Однако он обладает существенным недостатком, который выражается в том, что он не предусматривает использование многообразных ресурсов гражданского общества. В настоящее время признается, что инновационные процессы все больше подвержены влиянию широкой общественности, включая средства массовой информации, культуру и искусство. Тройная спираль не учитывает процесса создания и распространения знаний именно среди массовых потребителей.
Приведенные ограничения тройной спирали послужили основанием для появления концепции четверной спирали, введенной в научный оборот Э. Караяннисом и Д. Кэмпбеллом [5]. В этом смысле четверная спираль более четко артикулирует значимость инновационных практик гражданского общества, которые являются источником генерирования богатства. Именно гражданское общество определяет четвертую спираль, и она основана на искусстве и художественных инновациях. Многообразие идей и «оптимистического мышления» позволяют находить нестандартные способы решения социально-экономических проблем. Четверная спираль подразумевает плюрализм, разнообразие и неоднородность знаний. В настоящее время возрастает значимость вклада искусства, художественных исследований и художественных практик в создание национальных инновационных систем. В частности, искусство помогает думать «нестандартно» и его можно также понимать как проявление знаний. Оно поощряет использование воображения, переосмысление старых проблем с новых точек зрения и преодоление ограничений, что приводит к новым решениям. Такой подход развивает креативность, любознательность и готовность идти на риск.
Одним из выражений деятельности представителей гражданского общества являются креативные индустрии, которые представляют секторы экономики, основанные на творчестве, навыках и талантах индивидов, и направленные на создание и использование интеллектуальной собственности для создания материальных благ и рабочих мест [1]. С другой стороны, гражданское общество предполагает активное участие отдельных лиц и общественных групп в поддержке и укреплении креативных индустрий путем отстаивания свободы творчества, поощрения разнообразия и предоставления платформ для деятелей искусств и культуры. В этой связи, цель статьи состоит в обосновании значения креативных индустрий и концепции четверной спирали как комплементарных источников творчества и знаний, ведущих к обеспечению конкурентоспособности локальных сообществ.
Основная часть
Четверная спираль: общая характеристика и пример «лучших практик»
Четверная спираль является концепцией, описывающей развитие инновационных систем посредством структурированных форм взаимодействия четырех субъектов. В их число входят бизнес-сообщества, государство, научно-образовательные организации и представители гражданского общества [23]. Модели на основе четверной спирали акцентированы на взаимосвязанных процессах со-конкуренции и ко-специализации [2, с. 37]. Более того, взаимодействие между фирмами, академическим сообществом, правительством и гражданским обществом является обязательным условием для обеспечения устойчивого развития [14].
Научно-образовательные организации и бизнес-сообщества обеспечивают поддержание инновационной системы, в которой могут развиваться все формы творчества. Государство предоставляет финансовую поддержку и формирует систему регулирования для определения и осуществления инновационной деятельности. Представители гражданского общества формируют спрос на постоянно обновляющиеся товары и услуги. Именно пользователи инноваций формируют «ядро» четверной спирали. Данная модель стимулирует создание инноваций, важных для пользователей, и они определяют инновационный процесс и являются его движущей силой. Бизнес-сообщество и государство могут в дальнейшем выгодно использовать созданные гражданами инновации.
Концепт четверной спирали открывает широкие возможности. Так, он позволяет запустить локально ориентированный предпринимательский процесс исследований, экспериментирования и изобретательства. Предпринимательский процесс позволяет выявить то, что сообщество делает лучше всего в терминах науки и технологий. При этом предпринимательские субъекты играют лидирующую роль в открытии потенциальных областей специализации [10]. Данные субъекты понимаются в широком смысле слова, и могут быть представлены фирмами, вузами, исследовательскими институтами, некоммерческими организациями, независимыми инноваторами. Они обладают «рассеянным» знанием, необходимым для выявления возможностей сообщества добиться успеха в инвестировании ресурсов в приложения базовых изобретений. Подходы в рамках концепта четверной спирали, который выступает именно как широкий и «многомерный» концепт, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Подходы в рамках концепта четверной спирали
|
Параметры
|
Живые
лаборатории |
Открытые
инновации |
Социальные
сети |
|
Субъекты
|
Граждане
и бизнес-сообщества
|
Бизнес-сообщества
|
Граждане
|
|
Ориентация
|
Улучшение
развития
услуг через взаимодействие в повседневной жизни между разработчиками и
конечными потребителями
|
Улучшение
разработок новых
услуг/продуктов через сотрудничество между фирмами
|
Взаимодействие
и сотрудничество,
обеспечение более широкого доступа к услугам - пользователи становятся соавторами
|
|
Форма/режим сотрудничества
|
Географически
очерченные инновационные среды (экосистемы)
|
Кластеры
фирм
|
Виртуальное
сотрудничество (кооперация)
|
|
Роль
государства
|
Активное
участие,
государственно-частное партнерство
|
Стимулирование,
проведение инновационной политики
|
Реактивная,
ответ на
меняющиеся отношения
|
Несмотря на то, что четверная спираль является широким и «многомерным» концептом, существует положительный опыт ее функционирования в форме «лучших практик». При этом их выявление является достаточно сложной задачей в силу нескольких причин [3].
Во-первых, концепт четверной спирали является пока «неустоявшейся моделью», и потому — это скорее «набор подходов», чем концепция с четкими границами.
Во-вторых, «лучшая практика» - это всегда локально укорененная практика, которая не может быть просто перенесена в другое место как «товар», но ее можно повторить посредством процесса обучения. При этом органы государственной власти играют важную роль в продвижении «платформ» для реализации данного процесса.
В-третьих, культурные характеристики, цели, этапы развития и доступные ресурсы различаются в разных сообществах. В этой связи однозначное определение «лучшей практики» в универсальных терминах невозможно. В данном контексте преимуществом обладает «конфигурационный подход», в рамках которого есть несколько признаков успеха, и только единственная «универсальная» рекомендация - усиление процесса обучения «лучшим практикам» [28].
Важно отметить, что существуют определенные методологические проблемы, которые связаны с обеспечением включения представителей гражданского общества в качестве четвертой спирали. Во-первых, возникает вопрос о том, каким образом индивиды могут эффективно выражать точку зрения локальных сообществ во взаимодействии с остальными тремя субъектами, и, во-вторых, существует проблема определения функциональной роли гражданского общества как четвертого субъекта в совместных инновационных процессах [24, p. 129-130]. Тем не менее, можно выделить критерии идентификации «лучших практик» четверной спирали [9].
Во-первых, они четко разграничиваются с исключительно инновационной деятельностью в рамках тройной спирали.
Во-вторых, все четыре субъекта вовлечены в инновационную деятельность, и представители гражданского общества играют ведущую роль.
В-третьих, имеется достаточно подробное описание «лучшей практики», и оно предполагает основанное на опыте ее реальное знание.
В целом, «лучшие практики» четверной спирали фокусируются на инклюзивном взаимодействии с заинтересованными сторонами, совместном управлении и создании благоприятных условий для инноваций. Ключевым элементом при определении «лучших практик» является активное участие всех четверых субъектов спирали посредством четко определенных ролей и финансовой и политической поддержки для содействия взаимному обучению и коллективному созданию ценностей.
В то же время, можно отметить вызовы, существующие в рамках концепта четверной спирали:
· проблема обеспечения успешного вовлечения конечных потребителей инновационных товаров и услуг;
· поиск «правильных» потребителей среди больших разнородных групп потребителей;
· мотивирование потребителей к участию в разработке новых товаров и услуг;
· способы организации систематического сбора и использования информации и идей пользователей (потребителей).
Рассмотрим «лучшие практики» в рамках концепта четверной спирали, принимая во внимание отмеченные вызовы.
Таблица 2
«Лучшая практика»: вовлечение «обычных пользователей» (Швеция)
|
Целевая организация
|
Телекоммуникационная компания
|
|
Что изучается
|
Способ привлечения обычных пользователей к развитию
телекоммуникационных услуг
|
|
Чему можно научиться
|
Работа с «обычными пользователями» с целью генерирования идей
для новых телекоммуникационных услуг
|
Суть «лучшей практики» состоит в том, что три группы пользователей получили задание генерировать полезные идеи для новых услуг на основе SMS-технологии. Цель задания заключалась в выяснении следующих фактов: (1) могут ли потребители предлагать ценные идеи в контексте новых телекоммуникационных услуг для конечных пользователей; (2) как потребители могут участвовать в создании данных идей. Этот «эксперимент» содержит «правильный» (получивший подтверждение) метод привлечения обычных пользователей к разработке мобильных услуг. При этом роль местного университета заключалась в разработке инновационных методов привлечения пользователей.
Выводы, которые можно извлечь из «лучшей практики», состоят в следующем. Во-первых, недостаточно спрашивать клиентов, есть ли у них какие-либо идеи, поскольку они знают только то, в чем у них уже есть опыт, и им трудно представить использование новых технологий. Во-вторых, пользователям было предложено открыть новые, еще неизвестные для них потребности, которые не представлялось возможным вывить во время их «традиционного» процесса изучения.
Помимо разработки коммерческих продуктов, концепт четверной спирали также можно применять для разработки государственных и муниципальных услуг. Рассмотрим «лучшую практику» в данной сфере (см. табл. 3).
Таблица 3
«Лучшая практика»: вовлечение граждан в развитие общественного
сектора (Нидерланды)
|
Целевая организация/сектор
|
Публичное управление и сектор услуг
|
|
Что изучается
|
Метод вовлечения граждан в развитие услуг электронного
правительства
|
|
Чему можно научиться
|
Как граждане могут быть успешно вовлечены в развитие услуг
электронного правительства
|
«Лучшая практика» связана с тем фактом, что правительства и региональные органы государственной власти во всем мире изучают потенциальные преимущества информационно-коммуникационных технологий для улучшения связи с гражданами и стимулирования их участия в процессах принятия решений. Для достижения целей электронного правительства по расширению участия граждан и повышению скорости и эффективности базовых процессов требуется основанный на широком участии подход к разработке и реализации его услуг. При этом предполагается ориентация на конечного потребителя. В рамках «лучшей практики» был разработан метод привлечения граждан и государственных служащих к развитию услуг электронного правительства. Метод содержит собеседования, формулировку требований с акцентом на конкретные и измеримые критерии и оценку путем использования гражданами услуг электронного правительства. Он разработан в рамках совместной исследовательской инициативы группы субъектов, в состав которой входит Налоговая и таможенная администрация Нидерландов, муниципалитет Гааги, SVB (банк), Служба социального страхования UWV, Университет Твенте и Делфтский технологический университет.
Одну из «форм» четверной спирали воплощают «живые лаборатории», нацеленные на улучшение предоставления услуг через взаимодействие между разработчиками и конечными потребителями в «повседневной жизни». Они представляют географически «очерченные» инновационные среды (экосистемы инноваций), ключевая цель которых состоит в поддержке коммерциализации ценных и перспективных знаний и разработок за счет эффективной кооперации участников инновационного процесса. «Живая лаборатория» может содержать «лучшую практику» четверной спирали (см. табл. 4).
Таблица 4
«Лучшая практика»: «живая лаборатория» Halmstad (Швеция)
|
Целевая организация
|
«Живая лаборатория» в университете Хальмстад
|
|
Что изучается
|
Опыт «живой лаборатории» с точки зрения развития малых и средних
предприятий
|
|
Чему можно научиться
|
Вовлечение пользователей с «фокусом» на партнерах из числа малых
предприятий; выявление «вызовов», с которыми сталкиваются малые предприятия,
когда они участвую в «живой лаборатории»
|
Halmstad Living Lab работала в области прикладных технологий в здравоохранении и средствах массовой информации, уделяя особое внимание партнерам из числа малых предприятий. Партнеры «живой лаборатории» включали муниципалитет Хальмстада и пожилых людей муниципалитета. В центре внимания «живой лаборатории» находилось совершенствование инновационных процессов для компаний, а также предоставление ИКТ-инноваций для потребителей. Кроме того, Halmstad Living Lab располагала сетью небольших предприятий, работающих в области технологий здравоохранения. Технологические фирмы, рекламодатели и университеты по всей Европе приняли участие в проектах «живой лаборатории».
Выводы, которые можно сделать на основе изучения данной «лучшей практики», состоят в следующем. Во-первых, производство коммерчески успешных инноваций является сложной задачей, особенно для малых предприятий. Во-вторых, усиление инновационного потенциала малых предприятий заключается в сотрудничестве с субъектами из других спиралей - научно-исследовательскими сообществами, общественным сектором и другими предприятиями. В-третьих, в рамках «живой лаборатории» малые предприятия оказываются вовлеченными в широкое инновационное сотрудничество, в том числе – с представителями гражданского общества.
Другим примером «лучшей практики» в рамках подхода «живой лаборатории» может служить район Arabianranta в г. Хельсинки, который привлекает внимание городских планировщиков со всего мира как история успеха в сфере креативной городской регенерации (см. табл. 5).
Таблица 5
«Лучшая практика»: «живая лаборатория» Arabianranta (Финляндия)
|
Целевая организация/район
|
«Живая лаборатория» («локация знаний») г. Хельсинки
|
|
Что изучается
|
Способы
восстановления/создания открытой городской среды с использованием знаний,
дизайна и искусства
|
|
Чему можно научиться
|
Формирование
ведущего центра искусства и дизайна, и привлечение в качестве партнеров
муниципальные власти, высшие учебные заведения, компании и представителей
гражданского общества
|
«Живая лаборатория» Arabianranta позиционируется муниципальными властями и местным сообществом как «локация знаний», нацеленная на повышение качества жизни населения и улучшение условий для ведения бизнеса. Мероприятия, связанные с «живой лабораторией», осуществляются в разных форматах (художественные выставки, проекты в социальных медиа, технологические ярмарки). Отметим, что архитектурно и коммерчески Arabianranta находится под сильным влиянием старой фабрики Arabia, на которой первоначально производили фарфоровые изделия и керамику. В настоящее время здание фабрики дополняется современными строениями, в которых размещается множество дизайнерских бюро и их торговые объекты. В Arabianranta также находится старый университет искусств и дизайна, который в настоящее время является одной из трех школ в составе университета Аалто. Институциональное разнообразие «живой лаборатории» основано на комбинациях символических ресурсов, а характеристика экономических субъектов связана с розничной торговлей предметами искусства и дизайна, малым производством и сферой услуг. Наличие развитой социальной инфраструктуры, которая поддерживает инновационный процесс, ориентированный на конечного потребителя, позволяет идентифицировать Arabianranta как «социальную Кремниевую долину» [13].
Приведенные кейсы показывают, что концепт четверной спирали может быть использован для развития, основанного на знаниях, творчестве и предпринимательском открытии, в сообществах, которые характеризуются разным уровнем социально-экономического развития. При этом создание положительного контекста развития невозможно без созидательных действий всех субъектов четверной спирали, и особенно - представителей гражданского общества.
Гражданское общество выступает источником появления креативных практик. Оно представляет собой организации и отдельных лиц, которые работают над продвижением деятелей искусств, культуры и культурной политики в целом, часто выступая в качестве агентов перемен для обеспечения разнообразия форм культурного самовыражения. В данном случае креативные индустрии являются локально ориентированным инструментом развития сообществ, в которых функционирует четверная спираль. По сути, четвертая спираль связана со СМИ, креативными индустриями, культурой, ценностями, стилями жизни. Рассмотрим связь между четверной спиралью и креативными индустриями, которые выступают комплементарными элементами в рамках творческого процесса и генерирования инноваций.
Креативные индустрии и четверная спираль: точки соприкосновения
Креативные индустрии относят к ряду видов экономической деятельности, которые связаны с созданием или использованием знаний и информации. Дж. Хоукинс включил в их состав рекламу, архитектуру, ремёсла, дизайн, моду, кино, музыку, исполнительское искусство, издательское дело, исследования и разработки, программное обеспечение, игрушки и игры, телевидение и радио, а также видеоигры [12]. При этом творческое мышление, которое лежит в основе креативных индустрий, представляет собой «способ избавиться от жёстких предубеждений и открыться сложным явлениям, с которыми не всегда можно разобраться строго логически» [17]. Подлинное творческое мышление предполагает следующие черты: новое обдумывание проблемы; экспериментирование; оригинальность; возможность переписывать «правила игры»; взгляд на ситуацию «со стороны».
В настоящее время важность креативных индустрий признается почти всеми правительствами мира. В некоторых странах определение креативных индустрий связано с искусством и культурой, в других - существуют более широкие определения, включающие, например, еду и гастрономию, поскольку национальная кухня имеет как экономическое, так и культурное значение. В любом случае креативные индустрии оказывают значительное влияние на процессы, связанные с поиском и открытием новых источников роста и развития, которые не имеют отношения к «традиционным» факторам производства. Более того, они способны трансформировать образ жизни людей, сделать его более продуктивным с точки зрения раскрытия талантов и навыков, которые используются для производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Креативные индустрии взаимодействуют с четверной спиралью, способствуя осуществлению сотрудничества как внутри, так и между ее субъектами: учреждениями культуры и искусств, креативными предприятиями, государством и гражданским обществом, включая медийную общественность, ценности и образ жизни. Университеты и учреждения искусств вносят свой вклад, предоставляя знания и опыт, которые могут быть использованы промышленностью и правительством. Креативные индустрии являются важнейшим компонентом экосистемы инноваций, генерируя ценность из интеллектуальной собственности, а также предоставляя рыночные возможности и разрабатывая новые креативные продукты и услуги. Государство играет роль в содействии развитию и контроле творческих индустрий посредством разработки политики и распространения результатов обмена знаниями. Гражданское общество охватывает масс-медиа, культуру, а также участие и взаимодействие общественности с креативными продуктами. Оно обеспечивает обратную связь, генерирует новые концепции и поддерживает инновации посредством взаимодействия с креативными продуктами и услугами.
В контексте креативной экономики инновационные системы характеризуются межсекторальными связями и взаимозависимостями между креативными индустриями, культурными учреждениями, производством контента. По мере развития цифровых технологий такие области, как кино, анимация, дизайн, музыка и интерактивные медиа, органично интегрируются в образование, здравоохранение, городское развитие. Эти отрасли способствуют междисциплинарному сотрудничеству, делая знания более доступными. Они улучшают глобальный диалог, влияют на общественное мнение и способствуют пропаганде с помощью убедительных визуальных и нарративных инструментов. Благодаря развитию и использованию своих навыков, субъекты креативных индустрий способны обеспечить занятость и экономическое процветание. Это деятельность, которая раскрывает индивидуальность, таланты и способности [18].
В целом, четверная спираль и креативные индустрии пересекаются в следующих сферах. Она предоставляет креативным индустриям основу для развития инноваций путем интеграции творчества с исследованиями, технологиями и участием местных сообществ. Креативные индустрии способствуют созданию и передаче знаний в рамках модели, связывая художественные и культурные ценности с научными и технологическими достижениями. Взаимодействуя с остальными субъектами спирали, креативные индустрии могут способствовать экономическому росту, созданию рабочих мест и развитию новых культурных активов.
С другой стороны, четверная спираль подчеркивает активное участие представителей гражданского общества в процессах совместного создания и проектирования инновационных продуктов. Креативные индустрии, основанные на четверной спирали, используют творческий потенциал, развивая новые предприятия, а также учитывают существующие модели взаимодействия субъектов для разработки инновационной политики. При этом взаимозависимость ролей в системе четверной спирали вдохновляет на занятие творчеством, в течение которого исследователи, представители локальных сообществ и государства взаимодействуют с целью разработки новых концепций, продуктов и услуг. Это демонстрирует важность сотрудничества четырех субъектов спирали для продвижения креативных индустрий.
С другой стороны, способность управлять и развивать «обратную связь» от представителей местных сообществ оказывает значительное влияние на потенциал креативных индустрий. Предприниматели могут извлечь выгоду из элементов креативности, которые являются важнейшим капиталом для выживания в бизнесе, для повышения своей инновационной эффективности. Элементы четверной спирали также необходимы для дальнейшего стимулирования изобретательности представителей бизнеса, например, для постоянного повышения эффективности инноваций. В этом случае представители креативных индустрий создают инновационные продукты с высокой добавленной стоимостью.
Для того, чтобы креативность способствовала разработке новых товаров и услуг, необходимо обеспечивать открытость и постоянный обмен знаниями. Более того, необходима культура инноваций для максимизации преимуществ малого бизнеса в креативной индустрии [30]. В целом, сотрудничество четырёх спиралей играет важнейшую роль в развитии креативных индустрий. Рассмотрим несколько обобщенных кейсов, демонстрирующих положительную комплементацию между четверной спиралью и креативными индустриями.
Первый кейс связан с проектированием креативного города в свете концепции четверной спирали [16]. Креативный город является примером «свободного мышления», что приводит к появлению новых подходов к городскому планированию. Идеология состоит в том, чтобы улучшить городскую среду и продвижение развития вдохновляющей атмосферы для творческой деятельности городского сообщества. Имеется значимая корреляция между креативным городом и четверной спиралью. В городе есть один важный ресурс - люди. Интеллект, желание, мотивация, воображение и человеческое творчество заменяют местоположение и природные ресурсы как источники конкурентных преимуществ. Творчество людей, которые живут и управляют городом, определяет его будущий успех. В более широком контексте, творчество поощряет инновации и становится решением для повседневных городских проблем. Оно стимулирует экономический рост, и поскольку творчество хорошо развивается именно в городских условиях, креативный город становится центром развития и притяжения экономически активного населения.
В целом, креативный город способствует экономическому росту, воспитывая синергетическую экосистему творческих талантов, которые производят и продают творческие товары и услуги, используя культурные активы. Ключевые аспекты креативного города включают сильный «креативный класс», инклюзивную политику, развитую инфраструктуру для креативных индустрий и стратегии, которые интегрируют культуру в городское развитие.
Другим кейсом, иллюстрирующим взаимодействие креативных индустрий и четверной спирали, является участие организаций и граждан в совместном создании инноваций в секторах моды и дизайна. Это сотрудничество выходит за рамки традиционных подходов, позволяя сообществам стать активными участниками в разработке решений для экологических, социальных и культурных проблем в секторе моды и дизайна [29]. В частности, совместный дизайн способствует использованию технических и технологических инноваций в индустрии моды. Например, он помогает использовать такие методы, как изготовление узоров, для осуществления социальных инноваций. В то же время, совместный дизайн также рассматривается как ключевой аспект в дизайнерской педагогике в области образования, где будущие дизайнеры могут установить отношения с ремесленниками моды [20].
В этой связи, дизайн-активность может быть определена как «мышление дизайна, воображение и практика, применяемые сознательно или неосознанно для создания позитивных социальных, институциональных, экологических и/или экономических изменений» [11, p. 27]. Данное определение подразумевает расширение роли дизайнера и его превращение в активного субъекта, который вносит свой вклад в генерирование социальных инноваций. Вовлекая различные группы людей непосредственно в процесс дизайна и моды, этот метод направлен на создание решений, которые являются более полезными, эффективными и соответствующими потребностям и ценностям конечных пользователей. Данный подход обозначается как «совместный дизайн», «кооперативный дизайн» и «дизайн сообщества».
Рассмотренные кейсы демонстрируют, что механизм четверной спирали служит источником активизации сектора креативных индустрий и способствует широкому раскрытию и вовлечению групп гражданского общества, которые выступают и как источник локально ориентированных инноваций, и как конечные потребители новых продуктов. Именно гражданское общество, как субъект четверной спирали, наилучшим образом вносит вклад в развитие креативных индустрий.
Заключение
Современный мир характеризуется наличием многочисленных вызовов, которые определяют поиск новых источников конкурентоспособности в рамках мировой и национальной экономики. Одним из таких подходов, предполагающим нахождение нестандартных конкурентных преимуществ, является четверная спираль. Ее солидным плюсом выступает широкое содействие преобразующим, ориентированным на пользователя, инноваций, что приводит к значимой общественной выгоде. Это также способствует улучшению инноваций с помощью разнообразных перспектив и обмена знаниями.
Четверная спираль позволяет раскрыть творческий потенциал многочисленных представителей гражданского общества. Местные сообщества, как правило, оказываются вовлеченными в раскрытие локальных конкурентных преимуществ, что предполагает использование творческого подхода. Происходит стимулирование развития креативных индустрий. В этом смысле четверная спираль подпитывает креативные индустрии, а они, в свою очередь, в явном виде артикулируют значимость гражданского общества как четвертого субъекта в спирали. Подобная комплементарность усиливает позиции и креативных индустрий, и четверной спирали, создавая широкие возможности для раскрытия талантов и навыков, которые позволяют найти нестандартные подходы для решения социально-экономических проблем.
Источники:
2. Караяннис Э., Григорудис Э. Четырехзвенная спираль инноваций и «умная специализация»: производство знаний и национальная конкурентоспособность // Форсайт. – 2016. – № 1. – c. 31-42. – doi: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42.
3. Arnkil R. Exploring Quadruple Helix: Outlining user-oriented innovation models // Työraportteja Working Papers. – 2010. – № 85/2010. – p. 132.
4. Balzer H., Askonas J. The Triple Helix after communism: Russia and China compared // Triple Helix. – 2016. – № 1. – doi: 10.1186/s40604-015-0031-4.
5. Carayannis E.G., Campbell D.F.J. «Mode 3» and «Quadruple Helix»: toward a 21st century fractal innovation Ecosystem // International Journal of Technology Management. – 2009. – p. 201-234. – doi: 10.1504/IJTM.2009.023374.
6. Eriksson M., Niitamo V.-P., Kulkki S., Hribernik K.A. Living labs as a multi-contextual R&D methodology // IEEE Xplore. – 2006. – p. 1-8. – doi: 10.1109/ICE.2006.7477082.
7. Etzkowitz H. Technology transfer: the second academic revolution // Technology Access Report. – 1993. – № 6. – p. 7-9.
8. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Triple helix – university-industry-government relations: a laboratory for knowledge based economic development // EASST Review. – 1995. – № 1. – p. 14-19.
9. Følstad A. Living labs for innovation and development of information and communication technology: A literature review // Living labs for innovation and development of information and communication technology: A literature review. – 2008. – p. 99-131.
10. Foray D. Guide to research and innovation strategies for smart specialization (RIS 3) // Europe Commission. Regional Policy. – 2012. – p. 126.
11. Fuad-Luke A. Design Activism: Beautiful Strangeness for a Sustainable World. - London: Earthscan, 2009.
12. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. - London: Allen Lane, 2001.
13. Inkinen T. Reflections on the innovative city: examining three innovative locations in a knowledge bases framework // Journal of Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2015. – № 8. – p. 1-23. – doi: 10.1186/s40852-015-0009-5.
14. Khan M., Al-Ansari M. Sustainable innovation as a corporate strategy. Intellectual assets. - Dharan: Management, Saudi Aramco, 2005.
15. Kristensson P., Matthing J., Johansson N. Key strategies for the successful involvement of customers in the co-creation of new technology-based services // International Journal of Service Industry Management. – 2008. – № 4. – p. 474-491. – doi: 10.1108/09564230810891914.
16. Landry C. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. - London: Earthscan, 2012.
17. Landry C., Bianchini F. The Creative City. - London: Demos, 1995.
18. Lutter M., Weidner L. Newcomers, betweenness centrality, and creative success: A study of teams in the board game industry from 1951 to 2017 // Poetics. – 2021. – p. 101535. – doi: 10.1016/j.poetic.2021.101535.
19. Magnusson P.R., Matthing J., Kristensson P. Managing user involvement in service innovation. Experiments with innovating end users // Journal of Service Research. – 2003. – № 2. – p. 111-124. – doi: 10.1177/1094670503257028.
20. Mazzarella F., Black S. Fashioning Change: Fashion Activism and Its Outcomes on Local Communities // The Journal of Design, Creative Process & the Fashion Industry. – 2023. – № 2. – p. 230-255. – doi: 10.1080/17569370.2022.2095729.
21. Pascau C., van Lieshout M. User-led, citizen innovation at the interface of services // European Communities. – 2009. – № 6. – p. 82-96. – doi: 10.1108/14636690910996731.
22. Perumal S., Nair S.S., Unnikrishnan R. Triple helix in practice in Indian HEIs using lens of academic patenting // Technology Analysis & Strategic Management. – 2020. – № 11. – p. 1322-1334. – doi: 10.1080/09537325.2020.1768234.
23. Ranga M., Etzkowitz H. Triple helix systems: an analytical framework for innovation policy and practice in the knowledge society // Industry & Higher Education. – 2013. – № 3. – p. 237-262. – doi: 10.5367/ihe.2013.0165.
24. Schutz F., Heidingsfelder M.L., Schraudner M. Co-shaping the Future in Quadruple Helix Innovation Systems: Uncovering Public Preferences toward Participatory. Research and Innovation // She Ji: The Journal of Design, Economics, and Innovation. – 2019. – № 2. – p. 128-146. – doi: 10.1016/j.sheji.2019.04.002.
25. Svensson J., Eriksson C. Open innovation in small enterprises - a living lab approach. Proceedings of ISPIM, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2: 240015/FULLTEXT01.pdfCarina (дата обращения: 01.10.2025).
26. Van Velsen L., Geest T. van der, Hedde M. ter, Derks W. Requirements engineering for e-Government services: A citizen-centric approach and case study // Government Information Quarterly. – 2009. – № 3. – p. 477-486. – doi: 10.1016/j.giq.2009.02.007.
27. Van Waart P., Mulder I., de Bont C. A Participatory Approach for Envisioning a Smart City // Social Science Computer Review. – 2016. – № 6. – p. 708-723. – doi: 10.1177/0894439315611099.
28. Whittington R., Pettigrew A.M.,, Melin L., Sanchez-Runde C., van den Bosch F., Ruigrok W., Numagami T. Complementaries thinking. / Innovative Forms of Organizing: International Perspective. - London: SAGE Publications, 2003. – 125-133 p.
29. Williams D. Fashion Design as a Means to Recognize and Build Communities-in-Place // She Ji: The Journal of Design, Economics, and Innovation. – 2018. – № 1. – p. 75-90. – doi: 10.1016/j.sheji.2018.02.009.
30. Zeng M. Inheritance or variation? Spatial regeneration and acculturation via implantation of cultural and creative industries in Beijing\'s traditional compounds // Habitat International. – 2020. – p. 102071. – doi: 10.1016/j.habitatint.2019.102071.
Страница обновлена: 25.11.2025 в 12:03:51
The quadruple helix and creative industries: competitiveness based on creativity and knowledge
Mezhova M.V., Sablin K.S.Journal paper
Creative Economy
Volume 19, Number 11 (November 2025)
Abstract:
The article examines the concept of the quadruple helix and creative industries as complementary sources of ensuring the competitiveness of local communities based on creativity and knowledge. It is shown that the quadruple helix makes it possible to include representatives of civil society in the innovation process as business entities. They find original and non-standard approaches to solving socio-economic problems. Creative industries are associated with the creation and use of knowledge and information and include a wide range of activities involving the organization of creative thinking. They have a significant impact on the processes associated with the search and discovery of new sources of growth that are not related to the traditional factors of production. Examples of a creative city, as well as the fashion and design industries, illustrate the points of contact between the quadruple helix and creative industries. It is concluded that the quadruple helix mechanism serves as a way to activate the creative industries sector and create high-value-added products.
Keywords: quadruple helix, civil society, creative industry, creativity, cooperative design
JEL-classification: O31, O35, Z11
References:
Arnkil R. (2010). Exploring Quadruple Helix: Outlining user-oriented innovation models Työraportteja Working Papers. (85/2010). 132.
Auzan A.A., Bakhtigaraeva A.I., Bryzgalin V.A. (2022). Development of Russia’s creative economy in the context of modern challenges. The Journal of the New Economic Association. (2). 213-220. doi: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-12.
Balzer H., Askonas J. (2016). The Triple Helix after communism: Russia and China compared Triple Helix. 3 (1). doi: 10.1186/s40604-015-0031-4.
Carayannis E.G., Campbell D.F.J. (2009). «Mode 3» and «Quadruple Helix»: toward a 21st century fractal innovation Ecosystem International Journal of Technology Management. 46 201-234. doi: 10.1504/IJTM.2009.023374.
Eriksson M., Niitamo V.-P., Kulkki S., Hribernik K.A. (2006). Living labs as a multi-contextual R&D methodology IEEE Xplore. 1-8. doi: 10.1109/ICE.2006.7477082.
Etzkowitz H. (1993). Technology transfer: the second academic revolution Technology Access Report. (6). 7-9.
Etzkowitz H., Leydesdorff L. (1995). The Triple helix – university-industry-government relations: a laboratory for knowledge based economic development EASST Review. 14 (1). 14-19.
Foray D. (2012). Guide to research and innovation strategies for smart specialization (RIS 3) Europe Commission. Regional Policy. 126.
Fuad-Luke A. (2009). Design Activism: Beautiful Strangeness for a Sustainable World
Følstad A. (2008). Living labs for innovation and development of information and communication technology: A literature review Living labs for innovation and development of information and communication technology: A literature review. 10 99-131.
Howkins J. (2001). The Creative Economy: How People Make Money from Ideas
Inkinen T. (2015). Reflections on the innovative city: examining three innovative locations in a knowledge bases framework Journal of Innovation: Technology, Market, and Complexity. (8). 1-23. doi: 10.1186/s40852-015-0009-5.
Karayannis E., Grigorudis E. (2016). The four-link spiral of innovation and. Foresight. 10 (1). 31-42. doi: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42.
Khan M., Al-Ansari M. (2005). Sustainable innovation as a corporate strategy. Intellectual assets
Kristensson P., Matthing J., Johansson N. (2008). Key strategies for the successful involvement of customers in the co-creation of new technology-based services International Journal of Service Industry Management. (4). 474-491. doi: 10.1108/09564230810891914.
Landry C. (2012). The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators
Landry C., Bianchini F. (1995). The Creative City
Lutter M., Weidner L. (2021). Newcomers, betweenness centrality, and creative success: A study of teams in the board game industry from 1951 to 2017 Poetics. 87 101535. doi: 10.1016/j.poetic.2021.101535.
Magnusson P.R., Matthing J., Kristensson P. (2003). Managing user involvement in service innovation. Experiments with innovating end users Journal of Service Research. (2). 111-124. doi: 10.1177/1094670503257028.
Mazzarella F., Black S. (2023). Fashioning Change: Fashion Activism and Its Outcomes on Local Communities The Journal of Design, Creative Process & the Fashion Industry. 15 (2). 230-255. doi: 10.1080/17569370.2022.2095729.
Pascau C., van Lieshout M. (2009). User-led, citizen innovation at the interface of services European Communities. 11 (6). 82-96. doi: 10.1108/14636690910996731.
Perumal S., Nair S.S., Unnikrishnan R. (2020). Triple helix in practice in Indian HEIs using lens of academic patenting Technology Analysis & Strategic Management. 32 (11). 1322-1334. doi: 10.1080/09537325.2020.1768234.
Ranga M., Etzkowitz H. (2013). Triple helix systems: an analytical framework for innovation policy and practice in the knowledge society Industry & Higher Education. 27 (3). 237-262. doi: 10.5367/ihe.2013.0165.
Schutz F., Heidingsfelder M.L., Schraudner M. (2019). Co-shaping the Future in Quadruple Helix Innovation Systems: Uncovering Public Preferences toward Participatory. Research and Innovation She Ji: The Journal of Design, Economics, and Innovation. (2). 128-146. doi: 10.1016/j.sheji.2019.04.002.
Svensson J., Eriksson C. Open innovation in small enterprises - a living lab approachProceedings of ISPIM, 2009. Retrieved October 01, 2025, from http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2: 240015/FULLTEXT01.pdfCarina
Van Velsen L., Geest T. van der, Hedde M. ter, Derks W. (2009). Requirements engineering for e-Government services: A citizen-centric approach and case study Government Information Quarterly. (3). 477-486. doi: 10.1016/j.giq.2009.02.007.
Van Waart P., Mulder I., de Bont C. (2016). A Participatory Approach for Envisioning a Smart City Social Science Computer Review. 34 (6). 708-723. doi: 10.1177/0894439315611099.
Whittington R., Pettigrew A.M.,, Melin L., Sanchez-Runde C., van den Bosch F., Ruigrok W., Numagami T. (2003). Complementaries thinking
Williams D. (2018). Fashion Design as a Means to Recognize and Build Communities-in-Place She Ji: The Journal of Design, Economics, and Innovation. 4 (1). 75-90. doi: 10.1016/j.sheji.2018.02.009.
Zeng M. (2020). Inheritance or variation? Spatial regeneration and acculturation via implantation of cultural and creative industries in Beijing\'s traditional compounds Habitat International. 95 102071. doi: 10.1016/j.habitatint.2019.102071.
