Региональная дифференциация заработной платы учителей: динамика и влияние на кадровую устойчивость в системе образования
Башарина А.А.
, Руденко К.Д.![]()
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
Предмет и тема. В статье анализируется изменение региональной дифференциация оплаты труда учителей в России и её влияние на кадровую устойчивость системы образования. Цель исследования. Оценить масштабы разрыва в заработной плате педагогических работников между регионами и определить его последствия для притока и удержания молодых специалистов в сфере образования. Методология. Исследование базируется на комбинированной методологии, включающей работу со вторичными статистическими данными и первичными качественными оценками. Такой подход позволил провести многоуровневый анализ, совмещающий выявление макроэкономических тенденций рынка труда с углубленным изучением региональных особенностей. Результаты. Выявлен разрыв в заработной плате между регионами, особенно в столичных и северных субъектах Российской Федерации. Установлено, что сложившийся дефицит молодых специалистов и стагнация их притока создает риски по наполнению системы образования кадрами из-за массового выхода учителей на пенсию. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы для разработки мер государственной политики, направленных на реформирование системы оплаты труда учителей и снижение региональной дифференциации, что является ключевым фактором для привлечения и удержания молодых специалистов в образовательной сфере.
Ключевые слова: система образования, региональная дифференциация, заработная плата учителей, неравенство доходов, факторы дифференциации, кадровая устойчивость
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28
ВВЕДЕНИЕ
Дифференциация оплаты труда в сфере образования традиционно выступает одним из ключевых аспектов, определяющих стабильность и эффективность функционирования национальной образовательной системы. Уровень заработной платы учителей оказывает значительное влияние на их мотивацию, удовлетворённость профессиональной деятельностью, а также на привлекательность данной должности для молодых специалистов и потенциальных кадров.
Размер оплаты труда напрямую коррелирует с притоком молодых специалистов (включая педагогических работников) в различные сферы и опосредованно влияет на их миграционные потоки между регионами страны [6, с. 3620-3621]. В условиях выраженных диспропорций в социально-экономическом развитии регионов России наблюдается значительная дифференциация в уровне трудовых доходов работников образования. Данное явление особенно заметно при проведении межрегионального анализа различий в оплате труда учителей, а также при изучении внутриотраслевой дифференциации.
Важная проблема дифференциации уровня оплаты труда учителей в различных регионах России требует всестороннего изучения и системного анализа для разработки эффективных мер по улучшению ситуации и обеспечению более справедливого распределения доходов педагогических работников.
С целью установления справедливой дифференциации заработной платы учителей между регионами Российской Федерации государство разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на улучшение условий труда и повышение доходов педагогических работников в регионах с низким уровнем оплаты. В рамках данного подхода осуществляется выравнивание бюджетной обеспеченности регионов посредством предоставления целевой финансовой поддержки из федерального бюджета, что позволяет территориям с менее развитой экономикой улучшить условия оплаты труда учителей. Благодаря майским указам Президента России, средняя заработная плата педагогов не может быть ниже средней по региону, что обеспечивает учителям во всех субъектах РФ гарантированный уровень доходов. Кроме того, внедряется система стимулирования и мотивации, учитывающая не только квалификацию и стаж работы учителей, но и результаты их педагогической деятельности, участие в профессиональных конкурсах и проектах, что способствует повышению качества образования. Наряду с финансовыми мерами поддержки, разрабатываются и внедряются программы профессионального развития для педагогов. Примером служит портал «Единый урок», который при поддержке Министерство просвещения Российской Федерации предлагает бесплатные дистанционные курсы повышения квалификации по десяткам направлений, таких как ИКТ-грамотность, работа с детьми с ОВЗ, методика преподавания и др. Это помогает учителям повышать свою квалификацию и, как следствие, уровень дохода. Также следует отметить формирование механизмов обмена опытом и лучшими практиками между регионами в области оплаты труда и управления кадрами в образовательной сфере [1]. В рамках нацпроекта «Образование» создаются и тиражируются единые методики и модели (в том числе по управлению кадрами и оплате труда), которые внедряются во всех регионах. Данный подход способствует трансляции и масштабированию успешных моделей, направленных на оптимизацию кадровой политики и системы вознаграждения.
В основу исследования положена комбинированная методология, интегрирующая анализ вторичных статистических данных (Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Министерство просвещения Российской Федерации) и первичных качественных оценок из научной литературы. Для обработки данных был применен комплекс статистических методов, включая расчет показателей вариации (коэффициент вариации, децильный коэффициент) и коэффициента Джини с построением кривой Лоренца для оценки уровня неравенства. Дополнительно использовался кластерный анализ для группировки регионов по уровню оплаты труда педагогов. Сравнительный анализ с международным опытом позволил выявить общие тенденции и специфические особенности. Синтез количественных и качественных результатов обеспечил многоуровневый анализ проблемы, от макротрендов до региональной специфики, что сформировало основу для достоверных выводов и практических рекомендаций.
В представленном исследовании предпринята попытка дать характеристику Российской Федерации в разрезе сложившейся системы оплаты труда учителей и представить изменение региональной дифференциации, а также определить значимость оплаты труда для решения задачи привлечения и удержания молодых специалистов в сфере образования.
ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ УЧИТЕЛЕЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ
Проблема региональной дифференциации заработной платы учителей остается одной из наиболее острых в современной российской системе образования. Несмотря на законодательные инициативы, направленные на повышение доходов педагогов, значительные различия в оплате труда между субъектами РФ сохраняются, что негативно влияет на социальное самочувствие учителей, миграцию кадров и качество образования. В исследованиях российских ученых анализируются причины и масштабы данной дифференциации, а также предлагаются меры по ее сокращению.
Позиция российских исследователей о региональной дифференциации заработной платы учителей в научной литературе представлена в работах ведущих экономистов и социологов. Агарычева А.В. и Старокожева В.П. отмечают, что отсутствие единых федеральных стандартов оплаты труда приводит к значительным различиям между регионами, где разрыв в зарплатах может достигать 4,7 раз. Авторы подчеркивают, что в 2023-2024 гг. в некоторых регионах зарплаты учителей опускались ниже средних по региону, несмотря на требования Указа Президента № 597, а также указывают на необходимость системных изменений, включая увеличение базовых окладов и унификацию подходов к оплате труда [1, с. 2338-2341].
Ногайлиева Ф.К. и Филиппова М.В. [2024] также акцентируют внимание на структурных диспропорциях внутри отрасли, включая низкий уровень базовых окладов, часто не превышающих МРОТ, особенно в отношении молодых специалистов. Авторы отмечают, что региональная дифференциация нарушает принцип «равной оплаты за равный труд». В качестве решения исследователи предлагают введение единой федеральной системы оплаты труда с фиксацией доли оклада не менее 70% от ФОТ и прозрачными критериями для стимулирующих выплат [7, с. 88-91].
Синица А.Л. [2019] анализирует невыполнение нормативов оплаты труда, установленных Указом Президента № 597, и показывает отрицательную динамику: в 2013-2017 гг. отношение зарплаты педагогов школ к средней по региону снизилось с 87,3% до 77,6%. По мнению автора, это свидетельствует о снижении покупательной способности педагогов и усиливающемся расслоении между субъектами РФ. Усугубляют ситуацию сохраняющиеся географические и социально-экономические различия, которые препятствуют формированию сбалансированной системы оплаты труда. В качестве приоритетной меры автор предлагает увеличить объём государственного финансирования образования для соблюдения нормативов и снижения региональной дифференциации [9, с. 34, 40-44].
Клячко Т.Л., Семионова Е.А. и Токарева Г.С. [2021] обращают внимание на низкий уровень удовлетворённости педагогов условиями оплаты: лишь 31,6% учителей оценивают свою зарплату как приемлемую, при этом 47,6% вынуждены искать дополнительные источники дохода, в том числе через репетиторство. Исследователи подчеркивают необходимость внедрения единых стандартов оплаты труда для снижения дифференциации и усиления контроля за распределением стимулирующих выплат [5, с. 58-59, 64].
Анализ других научных публикаций российских исследователей [Богданова, Жукова, 2024, Ястребова, Лазарев, Зубринская, 2021, Евтушенко, 2018, Варзин, 2017, И. В. Абанкина, А. А. Вавилова, П. В. Деркачев, 2021] позволяет сделать обоснованный вывод о высокой степени региональной дифференциации заработной платы учителей, обусловленной отсутствием единых федеральных стандартов оплаты труда, недостаточной долей базовых окладов в структуре заработной платы и непрозрачным механизмом распределения стимулирующих выплат. Исследователи едины во мнении, что подобная ситуация не только нарушает принцип справедливой и эквивалентной оплаты за равный труд, но и способствует углублению социально-экономического неравенства между субъектами РФ [2, с. 41-43, 10, с. 110-112, 4, с. 324, 3, с. 195-196, 8, с. 6-8].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ
Проведенный анализ публикаций и отчетов позволяет не только констатировать различия в абсолютных размерах вознаграждения педагогов, но и перейти к системному сравнению моделей оплаты труда, сложившихся в разных странах. Международный опыт раскрывает широкий спектр подходов – от жестко регламентированных до гибких, основанных на результативности.
В скандинавских странах разница в зарплатах между начинающими и опытными педагогами невелика. Японская система предполагает ежегодное повышение зарплаты в течение 35 лет, а в Южной Корее учителям выплачиваются крупные бонусы за исследовательскую работу. В Германии оплата труда учителей регулируется тарифной сеткой с шестью уровнями, а во Франции действует система «индексов». В Испании учителя получают высокие автономные надбавки, и их зарплата достигает 84,1% от средней по стране. Для большинства европейских стран характерен высокий уровень социальных выплат. Сравнительный анализ заработной платы учителей и уровня жизни в странах приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительный анализ средней заработной платы (СЗП) учителей и уровня жизни в отдельных странах, 2025 г.
|
Страна
|
СЗП по стране
|
СЗП учителя
|
Единицы измерения
|
Соотношение
|
Стоимость жизни национальной валюте
|
Соотношение СЗП учителя к стоимости жизни
|
|
Австралия
|
7 658
|
6 108
|
AUD
|
0,80
|
3 397,20
|
1,80
|
|
Канада
|
9 975
|
7 683
|
CAD
|
0,77
|
2 811,24
|
2,73
|
|
США
|
7 875
|
5 633
|
USD
|
0,72
|
2 502,00
|
2,25
|
|
Великобритания
|
5 808
|
4 558
|
GBP
|
0,78
|
1 763,44
|
2,58
|
|
Дания
|
40 633
|
30 133
|
DKK
|
0,74
|
13 892,97
|
2,17
|
|
Швеция
|
44 975
|
34 083
|
SEK
|
0,76
|
16 205,04
|
2,10
|
|
Норвегия
|
50 841
|
37 175
|
NOK
|
0,73
|
22 274,84
|
1,67
|
|
Россия
|
104 158
|
73 725
|
RUB
|
0,71
|
70 822,02
|
1,04
|
|
Япония
|
514 975
|
410 950
|
JPY
|
0,80
|
173 207,36
|
2,37
|
|
Германия
|
3 801
|
2 963
|
EUR
|
0,78
|
1 518,73
|
1,95
|
|
Италия
|
3 766
|
2 915
|
EUR
|
0,77
|
1 377,02
|
2,12
|
|
Испания
|
2 626
|
2 208
|
EUR
|
0,84
|
1 371,04
|
1,61
|
|
Южная
Корея
|
3 890 075
|
2 960 091
|
KRW
|
0,76
|
1 648 660,74
|
1,80
|
|
Франция
|
4 150
|
2 941
|
EUR
|
0,71
|
1 485,44
|
1,98
|
|
Беларусь
|
2 863
|
2 301
|
BYN
|
0,80
|
1 687,40
|
1.36
|
Представленная таблица содержит данные о соотношении средней заработной платы (СЗП) учителя к стоимости жизни в различных странах. Этот показатель служит индикатором покупательной способности заработной платы педагогических работников и позволяет оценить адекватность их доходов по отношению к уровню потребительских цен. Анализ представленных значений показывает, что в странах Северной Америки и Западной Европы уровень оплаты труда учителей в целом соответствует или превышает стоимость жизни, обеспечивая относительно высокий уровень материального благополучия.
Лидирующие позиции по данному показателю занимают Канада (2,73) и Великобритания (2,58). Это свидетельствует о высоком уровне доходов учителей в этих странах относительно стоимости жизни. Высокие показатели также отмечены в Японии (2,37), США (2,25), Дания (2,17), Италии (2,12), Швеция (2,10) и Германии (1,95), что указывает на достойное материальное положение педагогов в этих государствах.
Анализ представленных данных свидетельствует о существенных различиях в соотношении доходов учителей и стоимости жизни в различных странах. Такие расхождения обусловлены экономическими, социальными и политическими условиями, а также спецификой национальных образовательных систем. Для повышения качества образования и привлечения квалифицированных кадров важно обеспечить адекватный уровень оплаты труда педагогов, учитывающий местный уровень жизни.
В то же время в некоторых странах, таких как Россия (1,04), Испания (1,61), Беларусь (1,36) и Южная Корея (1,80), отмечается более низкий уровень дохода учителей относительно стоимости жизни по сравнению с другими странами, представленными в таблице. Это может указывать на необходимость повышения инвестиционной привлекательности и поддержки социальной сферы в этих государствах для обеспечения достойного уровня жизни и привлечения квалифицированных специалистов в отрасль образования.
Следует подчеркнуть, что соотношение средней заработной платы учителей и стоимости жизни сказывается на привлекательности профессии. В тех государствах, где педагогам обеспечивается достойный уровень заработка, возрастает их мотивация и профессиональная заинтересованность.
Несмотря на невысокую покупательскую способность заработной платы педагогического сообщества, стоит отметить, вариативность ее уровня в зависимости от региона: в некоторых субъектах РФ доходы учителей могут быть ниже средних по экономике, однако наблюдается и обратная ситуация, при которой ряд регионов характеризуются значительным превышением данного показателя от среднероссийского.
Адаптация и внедрение элементов международного опыта в области оплаты труда, включая повышение уровня заработной платы, введение дополнительных стимулов и льгот, а также учёт региональных особенностей и различий, может способствовать улучшению ситуации с оплатой труда учителей в России и, как следствие, привлечение талантливых и мотивированных кадров.
ДИНАМИКА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В 2020–2024 ГГ.
Межрегиональное неравенство в оплате труда педагогических работников остаётся одной из наиболее острых и дискуссионных проблем современной российской образовательной системы. В период с 2020 по 2024 годы на динамику заработных плат учителей значительное влияние оказали как макроэкономические факторы (инфляция, бюджетная политика, а также последствия пандемии COVID-19), так и региональные особенности социально-экономического развития. Существующая дифференциация доходов педагогов не только отражает общую экономическую неоднородность территорий, но и напрямую воздействует на кадровую обеспеченность школ, профессиональную мотивацию учителей и миграционные потоки внутри отрасли.
В число регионов с наивысшей средней заработной платой педагогов входят преимущественно субъекты РФ, характеризующиеся высокой стоимостью жизни и специфическими климатическими условиями. К таким регионам относятся (таблица 2): Чукотский автономный округ (192 414 руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (170 829 руб.), Магаданская область (160 125 руб.), Москва (143 819 руб.) и Сахалинская область (143 124 руб.) по данным за 2024 год [12].
Таблица 2 – Группа регионов с наивысшими значениями заработных плат за 2024 год
|
Регион
|
СЗП
учителей, руб.
|
Заработная
плата в экономике, руб.
|
Соотношение
СЗП учителей и СЗП в экономике*, %
|
|
Чукотский АО
|
192
414
|
153
982
|
124,9
|
|
Ямало-Ненецкий
АО
|
170
829
|
146
563
|
116,6
|
|
Магаданская
область
|
160
125
|
119
312
|
134,2
|
|
Москва
|
143
819
|
109
377
|
131,5
|
|
Сахалинская
область
|
143
124
|
103
361
|
138,5
|
|
Ненецкий АО
|
131
119
|
120
932
|
108,4
|
|
Ханты-Мансийский
АО — Югра
|
124
966
|
96
851
|
129,0
|
|
Камчатский край
|
121
431
|
103
017
|
117,9
|
|
Республика Саха
(Якутия)
|
115
819
|
95
371
|
121,4
|
|
Мурманская
область
|
115
066
|
94
140
|
122,2
|
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата
Важно отметить, что в перечисленных регионах заработная плата учителей превышает средний уровень оплаты труда по экономике региона на 8,4-38,5%. Особо выделяются Сахалинская область (с превышением на 38,5%) и Магаданская область (с превышением на 34,2%), где доход педагогических работников существенно превосходит средний экономический доход региона. Подобный отрыв в оплате труда отражает целенаправленную региональную политику, ориентированную на удержание кадров в условиях значительной географической удалённости и климатической экстремальности, что, в свою очередь, направлено на снижение миграционных потоков педагогических работников в центральные регионы страны и призвано обеспечить кадровую стабильность в отдалённых территориях.
Анализ регионального распределения заработных плат позволяет выявить группу субъектов РФ с наименьшими средними значениями оплаты труда учителей. В неё входят преимущественно регионы с низким уровнем экономического развития (таблица 3), такие как Республика Ингушетия (31 124 руб.), Чеченская Республика (34 486 руб.), Карачаево-Черкесская Республика (37 097 руб.) и другие [12].
Таблица 3 – Группа регионов с наименьшими значениями заработных плат за 2024 год
|
Регион
|
СЗП
учителей, руб.
|
Заработная
плата в экономике, руб.
|
Доля
СЗП учителей от заработной платы в экономике*, %
|
|
Республика
Ингушетия
|
31
124
|
30
473
|
102,1
|
|
Чеченская
Республика
|
34
486
|
31
650
|
109,0
|
|
Карачаево-Черкесская
Республика
|
37
097
|
34
731
|
106,8
|
|
Республика
Дагестан
|
38
133
|
32
159
|
118,6
|
|
Республика
Мордовия
|
40
094
|
42
278
|
94,8
|
|
Республика Сев.
Осетия — Алания
|
40
410
|
33
448
|
120,8
|
|
Пензенская
область
|
42
815
|
40
758
|
105,0
|
|
Республика Крым
|
45
058
|
38
154
|
118,1
|
|
Ивановская
область
|
45
139
|
34
938
|
129,2
|
|
Волгоградская
область
|
45
301
|
39
597
|
114,4
|
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата
Несмотря на сравнительно низкие абсолютные показатели, важно отметить, что уровень заработной платы учителей по сравнению со средней заработной платой в регионе часто превышает 100%. Исключением является лишь Республика Мордовия (94,8% от средней заработной платы в регионе). Подобное распределение напрямую связано с необходимостью исполнения указов Президента, обеспечивающих зарплату педагогов на уровне не ниже 100% от средней по субъекту РФ. Таким образом, даже в регионах со слабой экономикой данное требование создает регуляторный барьер, который искусственно, но целенаправленно поддерживает заработную плату педагогических работников на приоритетном уровне. Однако её абсолютный уровень остаётся недостаточным для обеспечения приемлемого уровня жизни, что, в свою очередь, усиливает риск миграции квалифицированных кадров и вызывает их дефицит. Сложная ситуация наблюдается в Республике Ингушетия и Чеченской Республике, выражающаяся в низких показателях, что создаёт риск кадрового дефицита и оттока учителей в более высокооплачиваемые регионы.
Анализ результатов демонстрирует значительную региональную дифференциацию: средняя заработная плата педагогов в десяти лидирующих регионах составляет 141 981 рубль, что значительно – на 30,1% – превышает средний уровень оплаты труда по экономике (109 160 рублей). При этом в десяти регионах с наименьшими показателями средняя зарплата учителей составляет 41 463 рубля. Хотя этот показатель и превышает средний уровень в экономике этих же регионов на 16,3% (35 623 рубля), абсолютная разница в доходах остаётся весьма существенной, подчёркивая глубину проблемы межрегионального неравенства [12].
Для детального изучения динамики межрегиональной дифференциации заработной платы педагогических работников проведен анализ ключевых статистических показателей. Метрики, представленные в таблице 4, позволяют оценить степень рассеяния и вариации уровня оплаты труда учителей в период с 2020 по 2024 годы [12].
Таблица 4 – Статистические показатели дифференциации заработной платы учителей
|
Показатель
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2024
г.
|
|
Коэффициент
вариации,
%
|
46,07
|
44,39
|
44,91
|
45,67
|
45,91
|
|
Межквартильный
размах (IQR), руб.
|
15 858,7
|
19 295,3
|
18 562,6
|
19 093,1
|
21 246,2
|
|
Размах
вариации, руб.
|
90 639
|
112 962
|
111 166
|
139 752
|
161 290
|
|
Среднеквадратическое
отклонение
|
20 668,88
|
23 302,94
|
23 991,84
|
27 166,07
|
31 163,02
|
|
Децильный коэффициент
|
2,75
|
2,61
|
2,52
|
2,53
|
2,56
|
Результаты анализа статистических данных свидетельствуют о сохранении и усилении региональной дифференциации заработных плат педагогических работников. Коэффициент вариации колебался в пределах 44,39–46,07%, достигнув 45,91% к 2024 году, что подтверждает высокую степень дисперсии доходов. Межквартильный размах продемонстрировал рост на 33,9% – с 15 858,7 до 21 246,2 рублей, что свидетельствует о расширении доходного неравенства среди регионов, занимающих центральные позиции в распределении. Данная динамика указывает на углубление поляризации не только на периферии, но и в средних сегментах распределения заработных плат. Особенно выраженный рост наблюдается в абсолютных показателях дифференциации: разрыв между минимальной и максимальной заработной платой увеличился на 70,1%, достигнув 161 290 рублей в 2024 году против 90 639 рублей в 2020 году. Параллельный рост стандартного отклонения на 50,8% (с 20 668,88 до 31 163,02 рублей) подтверждает усиление дисперсии заработных плат относительно среднероссийского уровня, что свидетельствует о нарастании территориальных диспропорций в оплате труда.
Исключение из общей тенденции демонстрирует децильный коэффициент (отношение 90-го процентиля к 10-му процентилю распределения), который снизился с 2,75 до 2,56. Данное снижение может указывать на сближение уровней оплаты труда в наиболее и наименее обеспеченных 10% регионов.
Для оценки степени регионального неравенства использован коэффициент Джини, рассчитанный на основе данных о средней зарплате и численности учителей. Анализ распределения доходов с использованием кривой Лоренца (рисунок 1) выявил умеренную степень отклонения от линии абсолютного равенства, что подтверждается значением коэффициента Джини, составившим 0,225 единиц. Данный показатель отражает низкий уровень неравенства, характерный для систем с эффективными механизмами перераспределения доходов.
Рисунок 1. Кривая Лоренца
Источник: рассчитано авторами на основании данных Росстата о средней заработной плате педагогических работников образовательных организаций общего образования по субъектам РФ за январь-июнь 2024 года
Визуализация через кривую Лоренца демонстрирует умеренное отклонение от линии абсолютного равенства, при этом наибольшие расхождения наблюдаются в верхнем сегменте распределения, обусловленные экстремально высокими значениями заработных плат в столичных и северных регионах (Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотка). Наблюдаемая конфигурация кривой Лоренца позволяет сделать вывод о сбалансированности распределительных механизмов в исследуемой системе. Важно отметить, что сбалансированность показателя достигается за счет того, что регионы с наиболее высокими и низкими заработными платами оказывают пропорционально сопоставимое влияние на общее распределение, компенсируя друг друга.
Выявленное расхождение между значительным разбросом абсолютных значений заработных плат и относительно низким коэффициентом Джини объясняется особенностями пространственного распределения доходов педагогических работников. Анализ показывает, что высокая вариативность заработных плат преимущественно обусловлена экстремальными значениями в ограниченном числе регионов, которые, однако, характеризуются незначительной долей в общей численности учителей. При этом основная масса субъектов РФ демонстрирует сравнительно компактное распределение доходов в медианном диапазоне, что и определяет умеренный уровень относительного неравенства.
Рисунок 2. Пространственная дифференциация оплаты труда педагогов по субъектам РФ
Источник: рассчитано авторами на основании данных Росстата о средней заработной плате педагогических работников образовательных организаций общего образования по субъектам РФ за январь-июнь 2024 года
Анализ пространственного распределения средних заработных плат педагогов по регионам России за 2024 год демонстрирует выраженную концентрацию большинства субъектов РФ в диапазоне от 25 000 до 75 000 рублей, что визуально проявляется в плотном скоплении точек соответствующего цветового кодирования. При этом наблюдается чёткий тренд уменьшения количества регионов по мере роста уровня оплаты труда: если нижние и средние интервалы (25 000 - 75 000 рублей) включают подавляющее большинство субъектов РФ, то верхние диапазоны (свыше 100 000 рублей) представлены единичными случаями. При анализе пространственного распределения регионы России можно разделить по кластерам (табл. 5).
Таблица 5 – Распределение регионов РФ по кластерам на основе средних заработных плат за 2024 год
|
Кластер
|
Субъекты РФ
|
|
Регионы с низкой заработной платой
|
Республика Ингушетия, Чеченская
Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика
Мордовия, Республика Северная Осетия - Алания, Пензенская область, Республика
Крым, Ивановская область, Волгоградская область, Кабардино-Балкарская
Республика, Республика Башкортостан, Псковская область, Тамбовская область,
Костромская область, Алтайский край, Республика Калмыкия, Республика Адыгея,
Ульяновская область, Ставропольский край, Новгородская область, Республика
Марий Эл, Белгородская область, Астраханская область, Смоленская область,
Брянская область, Орловская область, Кировская область, Саратовская область,
Чувашская Республика - Чувашия, Воронежская область, Ростовская область,
Курская область, Рязанская область, Омская область, Республика Алтай,
Удмуртская Республика, Липецкая область, Самарская область, Курганская
область, Тверская область, Ярославская область, Владимирская область,
Оренбургская область, Пермский край, Челябинская область, Калининградская
область, Республика Татарстан, Калужская область, Краснодарский край,
Нижегородская область, Тульская область
|
|
Регионы со средней заработной платой
|
г. Севастополь, Республика Тыва,
Вологодская область, Республика Хакасия, Новосибирская область, Ленинградская
область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Республика
Бурятия, Томская область, Республика Коми, Республика Карелия, Кемеровская
область, Тюменская область, Свердловская область, Амурская область,
Хабаровский край, Архангельская область, Иркутская область, Красноярский
край, Московская область, Приморский край, г. Санкт-Петербург
|
|
Регионы с высокой заработной платой
|
Мурманская область, Республика Саха
(Якутия), Камчатский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Ненецкий
автономный округ, Сахалинская область, г. Москва
|
|
Регионы с очень высокой заработной
платой
|
Магаданская область, Ямало-Ненецкий
автономный округ, Чукотский автономный округ
|
Результаты визуализации подтверждают количественный анализ: несмотря на низкий коэффициент Джини, указывающий на общую сбалансированность, сохраняются значительные абсолютные различия между регионами, что обуславливает необходимость дифференцированного регулирования, учитывающего как генеральные тренды, так и специфику отдельных региональных групп. Проведенный анализ показал устойчивую региональную дифференциацию в оплате труда педагогических работников, проявляющуюся как в абсолютных, так и в относительных показателях. В ряде экономически слаборазвитых регионов зарплаты учителей не обеспечивают конкурентоспособного уровня жизни, несмотря на номинальное превышение над средней по региону. Региональные диспропорции подчеркивают необходимость разработки гибких механизмов регулирования, которые будут учитывать как общие направления в развитии, так и специфические условия каждого региона.
Несмотря на значительный объём федерального финансирования, направляемого на оплату труда учителей по всей стране, выделяемых средств недостаточно для обеспечения справедливого уровня зарплат.
АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Обобщенная статистика по педагогическим работникам Российской Федерации указывает на высокий уровень их профессиональной подготовки и значительную специализацию кадрового состава, что выступает важным фактором качества образовательного процесса. По состоянию за исследуемый период, общая численность педагогических работников составляет порядка 1,35 миллиона человек. Из этого числа 83,8% имеют высшее образование, причем 94,9% сотрудников с высшим образованием обладают профильной педагогической квалификацией, что свидетельствует о целенаправленной подготовке кадров для системы образования.
Особое внимание следует уделить структуре образования именно среди учителей общеобразовательных программ: 86,2% педагогов имеют высшее образование, что подчеркивает преобладание высококвалифицированных специалистов в данной категории. Оставшаяся часть учительского состава – около 12,8% – имеет среднее профессиональное образование, что свидетельствует о сохранении определенной роли специалистов с неполным высшим образованием или с профессиональной подготовкой в педагогической системе. Высокая доля педагогов с профильным высшим образованием создает предпосылки для обеспечения высокого качества преподавания и реализации современных образовательных стандартов на всех уровнях системы образования России.
Академический потенциал педагогического сообщества представлен менее чем 0,5% работников с учёными степенями, при этом 184 доктора наук и 6 296 кандидатов наук составляют ядро научно-педагогических лидеров. Несмотря на малую численность, наличие таких квалифицированных специалистов играет ключевую роль в методическом развитии и кадровом росте, особенно в школах с высокими образовательными стандартами.
Квалификационная структура педагогов характеризуется высоким уровнем профессиональной компетентности: более половины работников (56,3%) имеют первую или высшую квалификационную категорию. Показатели категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» остаются незначительными, что связано с внедрением новых нормативных требований и процедур аттестации, а также особенностями кадровой политики [11].
Гендерный состав педагогического состава Российской Федерации демонстрирует выраженную феминизацию отрасли (рисунок 3): женщины составляют около 89,4% всех педагогических работников. Данный социальный фактор имеет существенное значение, влияя на специфику занятости, условия труда и кадровую устойчивость, что проявляется в таких аспектах, как частота использования декретных отпусков, распределение нагрузки и формирование уровня оплаты труда.
Рисунок 3. Распределение учителей по полу и возрасту, 2024
Источник: Статистическая информация Минпросвещения России
Наибольшая доля женщин приходится на возрастные группы 45–54 лет – 92–93%, что указывает на традиционную роль женщины в сфере образования и отражает социально-экономические особенности профессии. Почти 200 тысяч педагогов находятся в возрасте 50–54 лет — группе, которая в ближайшие годы может массово покинуть профессию. При текущем уровне привлечения молодых кадров (около 100 тысяч педагогов младше 25 лет) к 2030 году прогнозируется дефицит более 300 тысяч ставок [11].
Результаты пересчёта численности педагогических работников на эквивалент полной занятости демонстрируют, что фактический объём трудовых ресурсов в системе образования соответствует приблизительно 1,11 млн ставок. Данный показатель существенно ниже общей численности работников (1 346 928 человек), что свидетельствует о значительной распространённости таких форм занятости, как совмещение должностей. Подобная практика организации труда может способствовать возникновению профессионального стресса и повышенной рабочей нагрузки среди педагогов.
Мониторинг кадрового состава показывает высокую степень профессиональной стабильности в сфере образования: 98,7% работников обладают педагогическим стажем. Однако крайне низкая доля специалистов без опыта работы (1,3% от общего числа учителей) указывает на недостаточный уровень обновления кадрового потенциала и ограниченный приток молодых специалистов в образовательную отрасль. Такая ситуация может повлечь возникновения разрыва в преемственности, что затруднит процесс передачи знаний и опыта.
На основе оценки общего трудового стажа можно сделать вывод, что более половины работников (55,3%) обладают стажем свыше 20 лет, а совокупная доля специалистов с 15-летним опытом достигает 65% [11]. Такое распределение, с одной стороны, свидетельствует о высокой кадровой стабильности и накопленном профессиональном капитале, с другой – актуализирует риски, связанные с предстоящей волной пенсионных выходов и недостаточным притоком молодых специалистов.
Особую актуальность приобретает проблема дефицита молодых педагогических кадров: лишь 17,6% учителей имеют стаж работы менее 5 лет, а общий показатель учителей со стажем менее 10 лет составляет 27% [11]. Подобная диспропорция отражает системные трудности с воспроизводством кадрового резерва, что может негативно влиять на адаптацию образовательной системы к современным технологиям и методам обучения, которые могут быть внедрены в учебные программы.
В 2024 году штатное количество педагогических ставок в системе образования России составило 2 132 217 единиц, из которых фактически занято 2 047 477 (96,0%). Вакантных позиций зарегистрировано 39 434, что составляет около 1,8% от общего фонда ставок. Уровень вакансий свидетельствует о наличии недобора педагогических кадров, особенно на фоне высокой численности учащихся (17 586 662 учащихся в классах (без классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)), что создает нагрузку на существующий персонал и может привести к их выгоранию и уходу из профессии. Указанные тенденции требуют разработки целевых мер по привлечению и закреплению молодых специалистов, а также оптимизации кадровой политики с учетом демографических рисков.
Данные кадровой динамики свидетельствуют о значительном уровне ротации персонала: за отчетный период трудоустроено 187 361 специалистов при 184 606 случаях прекращения трудовых отношений. При этом около 93% увольнений произошло по собственному желанию, что указывает на значительные проблемы с удержанием кадров и, возможно, на низкую удовлетворённость условиями труда.
Особый интерес представляет структура притока кадров: более половины новых работников (55,59%) – выпускники образовательных учреждений, что свидетельствует о сохранении базового канала воспроизводства педагогических кадров через систему профессионального образования. Однако при этом требуется анализ качества профессиональной подготовки, уровня адаптации молодых специалистов и их удержания в профессии в первые 3–5 лет после трудоустройства.
Несмотря на незначительный прирост численности работников (+ 2 755 человека за год), общая ситуация характеризуется недостаточностью педагогического персонала. Это серьезная проблема, которая требует разработки и внедрения комплексных мер, направленных на повышение мотивации педагогов, улучшение условий труда и развитие программ наставничества.
Анализ возрастной структуры педагогических кадров России выявляет выраженный тренд старения отрасли. Из общей численности педагогов в 1 346 928 человек более 41,5% (558 962 человека) находятся в возрастной группе старше 50 лет, при этом медианный возраст составляет примерно 50 лет. В то же время молодые педагоги до 30 лет составляют лишь 14,8% (199 788 человек), а до 25 лет — всего 7,5% от общего числа [11]. Данный демографический сдвиг свидетельствует о нарастающем риске массового выхода педагогов на пенсию в ближайшие 5–10 лет, что может привести к значительным кадровым потерям.
В целях формирования стабильного кадрового потенциала в отрасли педагогических работников, в первую очередь, следует разработать дифференцированную систему социальных и финансовых стимулов для специалистов в возрасте до 35 лет, способствующую повышению привлекательности педагогической профессии для молодых кадров.
Особую актуальность приобретает формирование эффективной системы наставничества, обеспечивающей передачу профессионального опыта от педагогов-ветеранов (доля которых превышает 45% среди специалистов со стажем свыше 20 лет) молодым коллегам. Пересмотр критериев профессионального роста позволит сократить текучесть кадров и повысить социальный статус педагогической деятельности.
Реализация указанных мер будет способствовать формированию сбалансированной возрастной структуры педагогического состава, сохранению и передаче профессиональных компетенций, повышению престижа педагогической профессии, созданию условий для профессионального роста молодых специалистов. Предлагаемый комплекс мероприятий требует системного подхода и поэтапной реализации с обязательным мониторингом эффективности принимаемых решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Региональная дифференциация заработной платы учителей в России является актуальной проблемой, которая влияет на социальное благополучие педагогов, миграцию кадров и качество образования. Проведенный анализ российских исследований позволил определить основные причины дифференциации: отсутствие единых федеральных стандартов оплаты, низкая доля базового оклада и непрозрачность стимулирующих выплат. Необходимо создание единой системы оплаты труда с увеличением базового оклада и усилением контроля за её соблюдением, а также повышение общего уровня финансирования сферы образования.
Международный опыт показывает, что во многих странах уровень оплаты учителей соотносится со средней заработной платой и стоимостью жизни населения, что способствует высокой мотивации педагогов и повышению результатов образовательной деятельности. В ряде развитых стран соотношение зарплаты учителей и стоимости жизни значительно выше, чем в России, что указывает на потенциальные резервы для повышения доходов российских педагогов.
Проведённый анализ динамики межрегионального дифференцирования заработной платы педагогических работников в период с 2020 по 2024 годы выявил устойчивое неравенство в оплате труда по регионам России. Высокие зарплаты в северных регионах компенсируют суровые климатические и географические условия, способствуя удержанию кадров. Тогда как в экономически слабых субъектах РФ, несмотря на приоритетность оплаты учителей внутри региона, абсолютный уровень доходов остаётся недостаточным для комфортной жизни, что стимулирует миграцию и кадровый дефицит.
Статистические показатели подтверждают рост разрыва между регионами, особенно в абсолютных значениях, что указывает на необходимость разработки дифференцированных и адресных мер государственной поддержки для сглаживания территориальных диспропорций. Вместе с тем сравнительно низкий коэффициент Джини свидетельствует о том, что основная масса регионов располагается в среднем доходном диапазоне, а экстремальные различия связаны с небольшим числом территорий.
Анализ кадрового потенциала отражает высокий уровень профессионализации педагогов и преобладание опытных специалистов, однако обнаруживает проблему недостаточного притока молодых кадров и высокую феминизацию отрасли. Такое распределение создает риски кадрового дефицита в среднесрочной перспективе, особенно с учётом приближающейся массовой пенсионной волны и относительно высокого уровня увольнений по собственному желанию.
В совокупности выявленные тенденции подчёркивают необходимость комплексного пересмотра кадровой и бюджетной политики, включающей адресную поддержку регионов с низкими уровнями оплаты труда, меры по привлечению и удержанию молодых педагогов, а также балансировку условий труда с учетом региональных особенностей. Такие меры позволят повысить устойчивость и качество системы образования в масштабах всей страны.
[1] Национальный проект «Образование» URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 13.10.2025)
Источники:
2. Богданова Т.К., Жукова Л.В. Многомерный статистический анализ, эконометрика и моделирование реальных процессов. / В кн. : XI-я международная конференция «» имени С.А. Айвазяна. - М.: ЦЭМИ РАН, 2024. – 41-44 c.
3. Варзин С.А. Заработная плата современного учителя: билет в школу выживания // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2017. – № 1. – c. 194-197.
4. Евтушенко О.Н. Анализ и динамика оплаты труда учителей в Российской Федерации // Экономика и социум. – 2018. – № 1(44). – c. 322-325.
5. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Заработная плата учителей: произошли ли изменения? // Экономическое развитие России. – 2021. – № 5. – c. 52-66.
6. Леденёва М.В., Шамрай-Курбатова Л.В., Столярова А.Н. Проблема оттока молодежи из регионов России в крупнейшие центры притяжения и пути ее решения // Креативная экономика. – 2023. – № 10. – c. 3613-3628. – doi: 10.18334/ce.17.10.119241.
7. Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В. Оплата труда учителей в России: постановка проблемы // Ежегодник трудового права. – 2024. – № 14. – c. 77-93. – doi: 10.21638/spbu32.2024.105.
8. Абанкина И.В., Вавилова А.А., Деркачев П.В., Зиньковский К.В., Кравченко И.А., Суркова Н.Е. Оплата труда педагогов: как изменить ситуацию к лучшему? // Современная аналитика образования. – 2021. – № 7(56). – c. 1-68.
9. Синица А.Л. Межрегиональные различия в оплате труда: педагогические работники в муниципальных школах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. – 2019. – № 1. – c. 26-49. – doi: 10.21638/spbu05.2019.102.
10. Ястребова О.К., Лазарев А.А., Зубринская Д. На счет педагога. Целевые ориентиры и ограничения в разных системах оплаты труда // Образовательная политика. – 2021. – № 2(86). – c. 108-119. – doi: 10.22394/2078-838X-2021-2-96-106.
11. Министерство просвещения Российской Федерации. Сводная статистическая информация в сфере образования в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р. Opendata.edu.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://opendata.edu.gov.ru/opendata/7707418081-StatInfo (дата обращения: 17.07.2025).
12. Заработная плата педагогических работников. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_costs# (дата обращения: 17.07.2025).
13. International Cost of Living Calculator. Livingcost.org. [Электронный ресурс]. URL: https://livingcost.org/cost (дата обращения: 14.07.2025).
14. World Salaries. [Электронный ресурс]. URL: https://worldsalaries.com/ (дата обращения: 14.07.2025).
Страница обновлена: 24.11.2025 в 17:44:37
Regional differentiation of teachers' salaries: dynamics and impact on personnel sustainability in the education system
Basharina A.A., Rudenko K.D.Journal paper
Russian Journal of Labour Economics
Volume 12, Number 11 (November 2025)
Abstract:
The article analyzes the change in the regional differentiation of teachers' salaries in Russia and its impact on the personnel stability of the education system. The article aims to assess the scale of the teachers' salary gap between regions and determine its consequences for the influx and retention of young professionals in education. The study is based on a combined methodology that includes work with secondary statistical data and primary qualitative assessments. This approach allowed for a multi-level analysis combining the identification of macroeconomic trends in the labor market with an in-depth study of regional characteristics. Results. The wage gap between the regions, especially in the metropolitan and northern regions of the Russian Federation, has been revealed. It has been established that the current shortage of young specialists and the stagnation of their influx creates risks for filling the education system with personnel due to the mass retirement of teachers. The results of the study can be used to develop public policy measures aimed at reforming the teacher remuneration system and reducing regional differentiation, which is a key factor in attracting and retaining young professionals in the educational system.
Keywords: education system, regional differentiation, teachers' salaries, income inequality, differentiation factor, personnel sustainability
JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28
References:
Abankina I.V., Vavilova A.A., Derkachev P.V., Zinkovskiy K.V., Kravchenko I.A., Surkova N.E. (2021). Payment for teachers: how to change the situation for the better?. Sovremennaya analitika obrazovaniya. (7(56)). 1-68.
Agarycheva A.V., Starokozheva V.P. (2024). Characteristics of payment and rationing of teachers' work in general education organizations: analysis of the current situation. Russian Journal of Labour Economics. 11 (12). 2335-2350. doi: 10.18334/et.11.12.122224.
Bogdanova T.K., Zhukova L.V. (2024). Multidimensional statistical analysis, econometrics and modeling of real processes M.: TsEMI RAN.
Evtushenko O.N. (2018). Analysis and dynamics of earning fee for teachers of the Russian Federation. Economy and society (Ekonomika i socium). (1(44)). 322-325.
International Cost of Living CalculatorLivingcost.org. Retrieved July 14, 2025, from https://livingcost.org/cost
Klyachko T.L., Semionova E.A., Tokareva G.S. (2021). Teachers’ salaries: are there changes?. Russian Economic Developments. 28 (5). 52-66.
Ledenyova M.V., Shamray-Kurbatova L.V., Stolyarova A.N. (2023). Emigration of young people from Russian regions to the largest centers of attraction: problem and solutions. Creative Economy. 17 (10). 3613-3628. doi: 10.18334/ce.17.10.119241.
Nogaylieva F.K., Filippova M.V. (2024). Remuneration of teachers in Russia: problem statement. Ezhegodnik trudovogo prava. (14). 77-93. doi: 10.21638/spbu32.2024.105.
Sinitsa A.L. (2019). Regional diversity in salaries: teachers in municipal schools. Bulletin of St. Petersburg University. Series 5. economics. 35 (1). 26-49. doi: 10.21638/spbu05.2019.102.
Varzin S.A. (2017). The salary of a modern teacher: a ticket to a survival school. Health is the basis of human potential: problems and ways to solve them. 12 (1). 194-197.
World Salaries. Retrieved July 14, 2025, from https://worldsalaries.com/
Yastrebova O.K., Lazarev A.A., Zubrinskaya D. (2021). Teacher's pay: targets and limitations in the different pay systems. Obrazovatelnaya politika. (2(86)). 108-119. doi: 10.22394/2078-838X-2021-2-96-106.
