Подходы к управлению совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте

Кошелева Т.Н.1,2, Митрофанов С.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. главного маршала авиации А.А. Новикова, Санкт-Петербург, Россия
2 Санкт-Петербургский университет технологии управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 1 (Январь 2026)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В данной статье авторами проанализированы основные направления развития управленческой модели в следствии острой нехватки квалифицированных кадров различных сфер деятельности, в том числе и сферы услуг. На основе анализа различных источников сформированы и предложены основные элементы и направления развития механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов сферы услуг. Изложена собственная трактовка понятия цифрового механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте, его ключевые элементы, определено ресурсное обеспечение механизма. Проанализированы основные аспекты виртуального взаимодействия малых мобильных групп специалистов. Предложены подходы к управлению совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности, а также к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте, основанной на фундаменте выстраивания социально-экономической системы с отраслевой направленностью

Ключевые слова: механизм стимулирования трудовой мобильности; сервисное обслуживание на транспорте; мобильные группы специалистов; виртуальное взаимодействие; мобильность трудовых ресурсов; виртуальные мобильные группы специалистов; малый мобильный коллектив; подходы к управлению; саморегулирующиеся профессиональные сообщества, институт кураторства, перекрёстное ресурсное обеспечение

JEL-классификация: J24, M51, M54



Введение

Механизм стимулирования трудовой мобильности специалистов сферы услуг в настоящее время представляется авторам статьи достаточно важным и значимым для исследования в разрезе крайне быстрого роста и восстановления предприятий сервисной отрасли после практически полной остановки и тотального сокращения сотрудников и закрытия компаний в период ковида - 19 и как результат катастрофической нехватки квалифицированных сотрудников в условиях роста потребности в сервисных специалистах в формате санкционных ограничений и востребованности самой сферы услуг, отдыха, развлечений и путешествий в рамках нашей страны, в первую очередь, в условиях открытия новых аэропортовых, гостиничных комплексов и предприятий индустрии развлечений. В данных условиях вопросы управления совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте приобретает достаточно актуальную значимость, что подтверждает актуальность поднимаемых в предлагаемой статье вопросов.

В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к управленческим технологиям, в первую очередь в направлении выстраивания механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов, а именно подходы Аверина К. Л. [1, с. 25-30], Аверкиной Е. В. [2, с. 3331-3348], Бирюковой А. В. [2, с. 377-381], Бургонова О. В. [5, с. 153-160], Вакеева А. Б. и Королевой Е. А. [6, с. 24-30], Василенка В. Л. [7, с. 62-68], Golubetskоy N. P. [8, с. 012049] и др., а также исследованы и выявлены определённые недосказанности в предложенных и обоснованных методических подходах к управлению совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте в работах Костина Г.А. [21, с. 17-20; 22, с. 21-25] и др.

Основной целью данной статьи выступает разработка и обоснование основных подходов к управлению процессом совершенствования механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте, в первую очередь процессно- формирующегося подхода к управлению, в рамках которого предполагается формирование саморегулирующихся профессиональных сообществ организаций сервисного обслуживания в транспортной сфере, способных обеспечить решение организационных и кадрово - наполненных задач в организационном единстве с специализированными колледжами и университетами для более гармонично выстроенной системы подготовки кадров прямо в непосредственной взаимосвязи с самими работодателями по стране в целом и в региональном разрезе в частности под непосредственным контролем и мониторингом как министерства образования, а также выстраивание в рамках саморегулирующихся профессиональных сообществ стабилизационного страхового фонда, предполагающий запуск перекрёстного ресурсного обеспечения, включающий в себя выделение временно недостающих ресурсов его участникам на сформулированных авторами принципах. А также авторами раскрыты ситуационно-управленческий подход, предполагающий выстраивание вертикали взаимодействия образовательных организаций, саморегулирующихся профессиональных сообществ и самих работодателей, а также региональных органов образования и отраслевого пространств и системно- образовательный подход к управлению, предполагающий в свою очередь, выстраивание института кураторства в формате функционирования малых мобильных высокопрофессиональных групп в реальном и в виртуальном пространстве. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в разработке и обосновании основных подходов к управлению процессом совершенствования механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте, основанных на фундаменте вовлечения в процесс теоретического обоснования и уточнения таких понятий, как «управление совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности», а также «перекрёстное ресурсное обеспечение цифрового механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов», алгоритм исследования и уточнения и летализацию такого сложного комплексного понятия как механизм стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте и на основе его исследования в рамках использования технологий искусственного интеллекта и с включением в данный механизм виртуального пространства предложения в целях управления совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте выстроить взаимодействие с участием государственных структур в формате частно-государственного партнёрства, где основную финансовую нагрузку может и должен взять на себя профессиональное сообщество в формате саморегулирующихся профессиональных сообществах с подключением предложенного авторами института кураторства. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование необходимости доработки действующего механизма стимулирования трудовой мобильности сотрудников, в первую очередь специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте, в рамках которой, авторами были сформулированы направления совершенствования механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте с использованием технологий искусственного интеллекта (формирование саморегулирующихся профессиональных сообществ в сфере организации сервисного обслуживания в транспортной сфере, сформировать институт кураторства); уточнена трактовка понятия «управления совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте» и предложены элементы механизма управления совершенствованием стимулирования трудовой мобильности (методические основы, определяющие управленческие возможности механизма совершенствованием стимулирования трудовой мобильности, включающие методы (законодательные, экономические и информационные), принципы (побудительные, обеспечивающие, развивающе-познавательные, социально-защитные) и показатели оценки динамики и уровня позитивной отдачи механизма управления (динамика обеспеченности квалифицированными кадрами, динамика относительной безработицы в разрезе по квалифицированным специалистам и др.), направленные на корректировку управленческого воздействия, а также на разработку управленческих мероприятий для стабилизации отклонений от запланированных, как в реальном времени, так и в виртуальном пространстве с включением технологий искусственного интеллекта.

Основная часть

Минэкономразвитие, еще в 2018 г., запустил очередной этап нового формата взаимодействия с деловым и экспертным сообществом, а именно, так называемые – «upgrade-лаборатории» [26]. Минэкономразвитие курирует реализацию национальной программы по развитию и восстановлению малых и средних предприятий сервисной отрасли, включающую, на сегодняшний момент, ряд ключевых направлений в процессе становления, в том числе, цифровой экономики [5, с. 153-160; 7, с. 62-68; 26]: финансово-кредитные направления господдержки; информационной, налоговой и сертификационной форм поддержки малых и средних предпринимателей, в том числе и сервисных предприятий; предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства сервисной сферы возможностей работы с использованием на льготных условиях новых информационных и цифровых платформ и интернет-технологий, в том числе и, так называемая, «цифровизация» деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства сферы обслуживания; формирование единой технологической информационной платформы в целях организации автоматизированного доступа к элементам инфраструктурной господдержки, особенно в условиях становления новых форм цифровой идентификации потребителей сервисных услуг и др. В 2023–2024 гг. уже существующими и действующими региональными программами повышения трудовой мобильности воспользовалось порядка 2,5 тыс. человек [9], целью которых является стимулирование оказавшимися вынужденно безработными и работников под угрозой увольнения на временный или постоянный переезд в другие регионы в целях трудоустройства при поддержке региональных властей в лице Минтруда, в первую очередь [10]. В 2025 году в России действуют уже две программы повышения трудовой мобильности: «Мобильность 1.0» и «Мобильность 2.0» для предприятий ОПК (хотя потребность для других сфер экономики также велика, в том числе и в сфере услуг и в транспортной сфере), и входят в неё уже 22 региона [11], а размер компенсации составляет от 225 тысяч до 1 миллиона рублей при переезде на Дальний Восток - подробнее на [11]. Данные программы позволяют работодателям точечно привлекать в регионы квалифицированные кадры, но, такие программы, конечно, необходимо продвигать, как и расширять возможности региональных властей по привлечению квалифицированных специалистов. В настоящее время они охватывают ряд крупных регионов, в числе которых Красноярский, Хабаровский, Камчатский, Приморский края, Республику Саха (Якутия), Сахалинскую и Магаданскую области, Чукотский автономный округ, Архангельскую область и другие. В программах участвуют в основном промышленные предприятия различных структурообразующих отраслей — судостроение, авиация, космическая и угольная промышленность, которым требуются квалифицированные рабочие и инженерные кадры [12], в то время, как сфера обслуживания, как и транспортная сфера, оказываются вне региональных государственных программ повышения трудовой мобильности.

К сожалению, в рамках инструментов управленческого механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте исследователями не рассматривается направление создания малых мобильных групп, состоящих из узких специалистов, и готовых к решению конкретных задач на небольшой промежуток времени, например, на период реализации конкретного проекта или на период «раскрутки», доработки, трансферта какой-либо технологии или технологического решения в заданной сфере деятельности [8, с. 012049; 21, с. 17-20; 23, с. 275-280; 25, c. 139-154], в первую очередь, в рамках открытия новых аэропортовых или гостиничных комплексов. Малые мобильные группы узких специалистов могут работать и удаленно или дистанционно, и формировать и выстраивать так называемое, виртуальное взаимодействие специалистов, и проводить дистанционное обучение новых сотрудников и формирование коллектива [6, с. 24-30]. За таким взаимодействием, по мнению авторов, будущее, особенно в условиях становления экономики данных. Так как сейчас расширяется создание дистанционных рабочих мест, увеличивается численность обособленно функционирующего самозанятого населения с достаточно высоким уровнем специализированных знаний и навыков. Молодое поколение специалистов достаточно сильно ориентировано на работу с виртуальными технологиями. Виртуальная занятость – это еще один шаг вперед в создании малых мобильных групп специалистов, функционирующих, в начале в рамках отраслевых и межотраслевых технопарков, в рамках региональных бизнес-инкубаторов или особых экономических зон в целях развития инновационно-направленных венчурных проектов [8, с. 012049; 23, с. 275-280]. Авторы предлагают создавать малые виртуальные (виртуально взаимодействующие) мобильные группы специалистов, используя крайнюю степень мобильности самих специалистов и трудовых ресурсов в целом в условиях виртуального взаимодействия, под которыми предлагается понимать перманентно - динамический процесс виртуального взаимодействия, включающий в себя накопление знаний для формирования инновационного потенциала специалиста с целью дальнейшего накапливания и совершенствования знаний, в результате которого знания могут преобразовываться в инновационные идеи и, с течением времени, могут претворяться в конкретную готовую инновационную технологию, способную создавать предпосылки формирования качественно нового виртуального взаимодействия без пространственного (временного, информационного, технологического и т.д.) ограничения в предпринимательской деятельности. Такие мобильные виртуальные специалисты могут одновременно участвовать в нескольких подобных малых виртуальных мобильных группах специалистов, участвовать в разных региональных и отраслевых программах развития, не будут зависеть от конкретного работодателя и его жесткой привязки к рабочему месту, а их деятельность может быть подчинена решению конкретных, может быть и краткосрочных, задач. Виртуальные малые мобильные группы специалистов могут функционировать как на принципах межпрофессионального взаимодействия, так и могут подразделяться по выполняемым функциям и по решению поставленных профессиональных задач, а также по видам экономической деятельности. Например, малые мобильные внедренческие группы или трансфертные или технологическо-адаптивные группы и т.д. Если будущая деятельность временной малой мобильной группы специалистов преследует стратегически важные для региона или государства, вида экономической деятельности (отрасли), формирование малых виртуальных мобильных групп может выстраиваться, в том числе и в отношении финансовой поддержки, в форме получения возможности делегирования своими компаниями, практически без отрыва от своей основной деятельности (без потери основного места работы) для наиболее оперативного доведения инновационной идеи до коммерческого использования и могут тесно сотрудничать и использовать научный потенциал таких же малых виртуальных малых мобильных «прогнозных лабораторий». Правом на владение и использование инновационной идеи будут, в таком случае, обладать все компании, сотрудники которых работали по коммерциализации конкретной инновации во временной мобильной группе специалистов.

Создание малых мобильных групп узконаправленных специалистов, как и сам доработка механизма стимулирования трудовой мобильности квалифицированных, в первую очередь, молодых специалистов, крайне востребованные процессы в настоящее время. Недостаток квалифицированных специалистов и специалистов, вынужденных работать не по профилю деятельности, весьма значителен как по регионам, так и в стране в целом. Однако, положительные тенденции начального этапа формирование регионального механизма стимулирования трудовой мобильности в отдельных регионах уже прослеживаются, для этого достаточно обратиться к статистическим данным такой отрасли сферы услуг, как туризм. По информации заместителя председателя правительства РФ Д. Чернышенко, за первое полугодие 2025 г. число туристических поездок россиян по нашей стране составило 41,4 млн., что почти на 7% больше, чем за аналогичный период 2024 г. [20], а по данным на 02.10.2025 г., число турпоездок по России уже за 8 месяцев 2025 г. достигло 61,7 млн., из них россиян — 58,6 млн., а иностранных туристов — 3,1 млн. [13], а рост по отношению к 2023 году – составил уже более 6,7% [14]. При этом с 2019 года рост числа турпоездок уже достиг позитивной динамики в 30,3% [14], в то время как двузначные темпы роста поездок иностранных туристов ввиду своей малой доли, не оказывают пока существенного влияния на общий показатель (5,1 млн. турпоездок) [14]. Что касается авиатранспорта, то по данным Росавиации, в первом полугодии 2025 г. российские авиакомпании перевезли 62,1 млн. пассажиров, что на 1,7% меньше аналогичного периода 2024 года, в то время как по информации Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в 2024 г. отечественные авиакомпании перевезли 111,7 млн. пассажиров, годовой прирост составил 105,9%, в то время как по итогам первых пяти месяцев 2025 г. общий пассажиропоток снизился на 0,2%, в основном за счёт внутренних линий, тогда, как международные линии за тот же период, напротив, показали прирост на 3,3%, а в направлении дальнего зарубежья увеличение составило 10% [15]. За 2024 г. внутренними рейсами транспортом было перевезено 211,8 млн. пассажиров: из них 81,8 млн. регулярными авиарейсами [16]. Темпы роста пассажиропотока снизились более, чем в 2 раза ниже роста темпов числа размещений в коллективных средствах размещения, что вкупе с данными соцопросов может говорить о росте популярности туристических путешествий по России, что подтверждает необходимость поднимаемой в статье темы и обостряет проблему совершенствования механизма стимулирования трудовой мобильности квалифицированных специалистов отрасли сферы услуг на транспорте [14]. Логично предположить, что сфера услуг, в настоящее время, переживает подъем и при этом испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, что подтверждают данные статистики - в целом по России в компаниях сферы сервисного обслуживания на транспорте не закрыто 7,6% позиций, в 29 российских регионах показатель выше, в 56 регионах - столько же или ниже [17]. Приведённая статистика подтверждает необходимость доработки действующего механизма стимулирования трудовой мобильности, которая должна включать, по мнению авторов, не только функционирование Федерального Агентства, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг с работодателями, заинтересованными в привлечении квалифицированных сотрудников, но и отбору работодателей по таким критериям, как отсутствие у работодателя задолженностей по заработной плате, по уплате налогов, отсутствие возбужденного дела о несостоятельности и др., в связи с ограниченными возможностями по обеспечению поддержки новых привлекаемых сотрудников [18], но и механизм временного привлечения высококвалифицированных сотрудников в целях организации туристической, гостиничной и иной областей сферы организации обслуживания на транспорте и в сопутствующих транспортной сфере туристических плоскостях, и впоследствии выстраивание удалённого сотрудничества в формате консультаций, контроля и мониторинга запущенных проектов. А также возможно привлечение малых мобильных групп высококвалифицированных специалистов в формате выездных бригад специалистов, или виртуальное взаимодействие высококвалифицированных групп специалистов, одновременно функционирующих в разных регионах страны на временной или даже постоянной основе [2, с. 3331-3348; 3, с. 377-381]. Таким образом под механизмом стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте на основе использования технологий искусственного интеллекта и с включением в данный механизм виртуального пространства авторы предлагают понимать алгоритм выстраивания взаимодействия с участием государственных структур в формате частно-государственного партнёрства, где основную финансовую нагрузку может и должен взять на себя не отдельно взятый работодатель, крайне остро нуждающийся в высоко квалифицированных сотрудниках, а профессиональное сообщество в формате саморегулирующихся профессиональных сообществах. В частности, необходимо выстроить такое сообщество в сфере туризма и гостеприимства и отдельно, по мнению авторов, в сфере организации сервисного обслуживания в транспортной сфере, в первую очередь в области авиатранспортного обслуживания и в сопутствующих областях. А организационную и в том числе кадрово - обеспечивающую нагрузку, включая и подготовку и переподготовку узконаправленных специалистов может и должна взять на себя профессиональное сообщество в организационном единстве с специализированными колледжами и университетами, которые целесообразно также подключить в состав профессионального сообщества для более гармонично выстроенной системы подготовки кадров прямо в непосредственной взаимосвязи с самими работодателями по стране в целом и в региональном разрезе в частности под непосредственным контролем и мониторингом как министерства образования так и отраслевыми министерствами и региональными ведомствами. Таким образом, среди основных направлений совершенствования механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте с использованием технологий искусственного интеллекта авторы видят следующие: формирование саморегулирующихся профессиональных сообществ в сфере организации сервисного обслуживания в транспортной сфере, в первую очередь в области авиатранспортного обслуживания и в сопутствующих областях; выстраивание взаимодействия саморегулирующихся профессиональных сообществ в области авиатранспортного обслуживания и в сопутствующих областях с участием государственных (региональных) структур в формате частно-государственного партнёрства, целями которого может выступать более гармоничное и комплексное обеспечение потребности в высоко квалифицированных узконаправленных специалистов по всем регионам страны; подключить в состав профессионального сообщества специализированные колледжии университеты для более гармонично выстроенной системы подготовки кадров под непосредственным контролем министерства образования и отраслевых министерств и ведомств. А также в рамках дальнейшего развития в условиях активного проникновения в область транспортного беспилотного обслуживания, включая и включённость в формат сервисного обслуживания в авиатранспортной сфере технологий искусственного интеллекта целесообразно также предложить институт кураторства, который может функционировать в формате малых мобильных высокопрофессиональных групп, образующихся на временной основе, под разнонаправленные и разноформатные временные как глобальные так и небольшие, но важные задачи и которые могут и должны функционировать, как в реальном, так и в и виртуальном пространстве.

Под управлением совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности ряд авторов понимает в настоящее время целенаправленное воздействие на алгоритм, условия и иные инфраструктурные составляющие процессов перемещения специалистов по стране между регионами в целях преодоления перекосов в структурной обеспеченности квалифицированными специалистами и преодоления проблем с региональным кадровым дефицитом той или иной специальности в направлении получения определённого социального и экономического эффекта в стране в целом [4; 22, с. 21-25]. Авторы считают, что данный подход не полностью отражает потребности стимулирования трудовой мобильности, в первую очередь в свете решения вопросов обеспечения высококвалифицированными специалистами организаций сервисного обслуживания на транспорте тем более в условиях цифровой трансформации, как экономики в целом, так и транспортной и сервисной сферы в частности [1, с. 25-30]. В связи с этим авторы предлагают рассмотреть возможность под управлением совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте понимать упорядоченное целенаправленное воздействие, синхронизированное в рамках организации многоуровневого планирования и моделирования ситуационных факторов (временные, состояние уровня рынка труда в регионе, уровень развития цифровых технологий, возможность виртуального профессионального взаимодействия и др. [19] в рамках выявления тенденций изменения потребности в разных квалифицированных сотрудниках по временным, региональным, профессиональным и количественным параметрам. Основными элементами механизма управления совершенствованием стимулирования трудовой мобильности могут выступать методические основы, предполагающие и определяющие управленческие возможности механизма совершенствованием стимулирования трудовой мобильности, включающего в себя методы (законодательные (условия функционирования саморегулирующихся организаций, возможности ресурсного обеспечения и др.), экономические (платформа для взаимодействия государственных и коммерческих структур, включая и образовательные государственные и коммерческие колледжи и университеты), информационные (цифровые платформы и технологии искусственного интеллекта)), принципы (побудительные, обеспечивающие, развивающе-познавательные, социально-защитные) и показатели оценки динамики и уровня позитивной отдачи механизма управления (динамика обеспеченности квалифицированными кадрами, динамика относительной безработицы в разрезе по квалифицированным специалистам и др.), направленные на мониторинг и корректировку управленческого воздействия на алгоритм стимулирования трудовой мобильности сотрудников, а также разработка управленческих мероприятий для стабилизации их отклонений от запланированных, как в реальном времени, так и в виртуальном пространстве с включением технологий искусственного интеллекта. Упорядочивание составных элементов механизма стимулирования трудовой мобильности и формирование новых элементов и выступает основными ведущими ориентирами алгоритма управления совершенствования цифрового механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов, предполагающих, как раз запуск предлагаемых авторами саморегулирующихся профессиональных сообществ в области авиатранспортного обслуживания и в сопутствующих областях; выстраивание обеспечивающей инфраструктуры образовательного пространства соответствующей сферы деятельности для практического обучения будущих специалистов, как в рамках колледжей, так и в рамках университетов, а может быть даже объединенного в условиях общего образовательного пространства в рамках одного населённого пункта или межрегионального образовательного профессионального пространства, а также предполагающей совместное возможно перекрёстное ресурсное обеспечение цифрового механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов [24, с. 397-416]. Под перекрёстным ресурсным обеспечением цифрового механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов авторы предлагают понимать алгоритм управления ресурсным обеспечением на основе включения в процесс формирования стабилизационного страхового фонда в рамках саморегулирующихся профессиональных сообществ в области авиатранспортного обслуживания и в сопутствующих областях, выделение временно недостающих ресурсов из которого осуществляется его участникам на принципах возвратности (с обязательным возвратом), незначительной (небольшого процента) платности и срочности (выдаётся на короткий ограниченный срок), а формирование такого фонда может быть непрерывным и включать неиспользуемые временно ресурсы всех участников саморегулирующихся профессиональных сообществ с определением минимально отчисляемого в данный фонд на определённый оговариваемый заранее срок (например, год) ресурсов.

Среди основных подходов к управлению совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте авторы предлагают в связи всего вышеизложенного рассмотреть возможность, кроме традиционно используемых походов, использовать следующие: процессно- формирующемся (предполагает формирование саморегулирующихся профессиональных сообществ и стабилизационного страхового фонда), ситуационно-управленческого (предполагающего выстраивание вертикали взаимодействия образовательных организаций, саморегулирующихся профессиональных сообществ и самих работодателей, а также региональных органов образования и отраслевого пространств) и системно- образовательный (выстраивание института кураторства в формате функционирования малых мобильных высокопрофессиональных групп как в реальной, так и в виртуальной плоскости).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате рассмотрения подходов к управлению совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте, авторами в предложенной статье был проведён анализ государственных программ по привлечению в регионы и повышению трудовой мобильности квалифицированных кадров, были выявлены проблемы и ограничения в реализации данных программ в современных условиях, в первую очередь, в отношении выявления виртуальной занятости молодых специалистов и запуска малых мобильных групп узконаправленных специалистов. Авторами предложены теоретические подходы к следующим понятиям: «виртуальное взаимодействие», «механизм стимулирования трудовой мобильности», «управление совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов» и «перекрёстное ресурсное обеспечение цифрового механизма стимулирования трудовой мобильности». Рассмотрены и уточнены методологические основы механизм стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте на основе использования технологий искусственного интеллекта. А также предложены основные подходы к управлению совершенствованием механизма стимулирования трудовой мобильности специалистов организаций сервисного обслуживания на транспорте (процессно- формирующийся и ситуационно-управленческий и системно- образовательный).


Источники:

1. Аверин К.Л., Кошелева Т.Н. Классификация проблем цифровой трансформации управленческих технологий в современных условиях // Теория и практика управления в современных условиях: Сборник научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2024. – c. 25-30.
2. Аверкина Е. В., Кошелева Т. Н. Экосистемный подход в рамках формирования интегрированно-информационной системы в технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 5. – c. 3331-3348.
3. Бирюкова А.В., Кошелева Т. Н. Подходы к интегрированным информационным системам в процессе управления сервисным обслуживанием на транспорте // Теория и практика управления в современных условиях: Сборник научных трудов по итогам IV Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2025. – c. 377-381.
4. Богатырева М. Р., Ха Ань Ту Трудовая мобильность персонала как один из факторов развития кадрового потенциала организации. [Электронный ресурс]. URL: http://edrj.ru/article/166-10-19 (дата обращения: 19.10.2025).
5. Бургонов О. В.,Кошелева Т. Н. Подходы к формированию стратегии инновационного развития малого предпринимательства // Проблемы экономики и управления в регионе: Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием. Министерство образования и науки Российской Федерации; Псковский государственный университет. Псков, 2016. – c. 153-160.
6. Вакеев А. Б., Кошелева Т. Н., Королева Е. А. Подходы к изменению форм социального взаимодействия в рамках обслуживания в транспортной сфере на основе технологий искусственного интеллекта // Социология управления: актуальные вопросы современности: Сборник научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2023. – c. 24-30.
7. Василенок В. Л., Бразевич Д. С., Кошелева Т. Н. Методические подходы к оценке успешности регионального развития предпринимательских структур // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2018. – № 4,. – c. 62-68.
8. Problems of innovative development of an entrepreneurship in the industry in the conditions of upgrade of economy Golubetskaya, N. Р. Problems of innovative development of an entrepreneurship in the industry in the conditions of upgrade of economy / N. Golubetskaya, V. Kunin, T. Kosheleva // Iop conference series: Earth and environmental science, 19. Сер. \Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport, EMMFT 2017\» 2017, с. 012049
9. Информационный ресурс «В программах трудовой мобильности поучаствовало 2,5 тыс. россиян». [Электронный ресурс]. URL: https://www.audit-it.ru/news/personnel/1109845.html?ysclid=mgw7k4niak218250535 (дата обращения: 18.10.2025).
10. Информационный ресурс «Деньги за переезд ради карьеры: как работает программа трудовой мобильности». [Электронный ресурс]. URL: https://life.akbars.ru/personal-finance/zarabatyvaem/dengi-za-pereezd-radi-karery-kak-rabotaet-programma-trudovoy-mobilnosti/ (дата обращения: 17.10.2025).
11. Информационный ресурс «Dobro.press». [Электронный ресурс]. URL: https://dobro.press/zcngyw (дата обращения: 17.10.2025).
12. Информационный ресурс «Минтруд РФ: в программах трудовой мобильности поучаствовало 2,5 тыс. россиян». [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1781470/2024-10-28/v-programmakh-trudovoi-mobilnosti-pouchastvovalo-okolo-25-tys-rossiian (дата обращения: 12.10.2025).
13. Информационный ресурс «Число турпоездок по России в этом году прeвысило 61 млн.». [Электронный ресурс]. URL: https://объясняем.рф/articles/news/chislo-turpoezdok-po-rossii-v-etom-godu-prevysilo-61-mln/ (дата обращения: 19.10.2025).
14. Информационный ресурс «Министерство экономического развития РФ. Туризм в России - итоги года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/e0c9ed6e75a854d11b301a27834b0aba/ (дата обращения: 12.10.2025).
15. Информационный ресурс «Вышли на досанкционный уровень. Прибыль авиакомпаний кратно выросла на фоне высокой занятости кресел». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2025/06/25/na-vzlete.html (дата обращения: 19.10.2025).
16. Информационный ресурс «Economy.gov.ru». [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/c9cd37b4abe4b99ab1267982bc72efc2/Brochure_to (дата обращения: 19.10.2025).
17. Информационный ресурс «Росстат назвал регионы с самым острым дефицитом кадров». [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20250506/rosstat-2015181190.html?ysclid=mgxjdi0iii719547351 (дата обращения: 19.10.2025).
18. Информационный ресурс «Ubmr.ru». [Электронный ресурс]. URL: https://ubmr.ru/index.php/2015-06-04-22-42-09/kraevoe-gosudarstvennoe-kazennoe-uchrezhdenie-tsentr-zanyatosti-naseleniya/1911-povyshenie-mobilnosti-trudovykh-resursov?ysclid=mgxjtufsqt18945738 (дата обращения: 19.10.2025).
19. Информационный ресурс «Как правильно определить потребность компании в персонале. Планирование численности персонала. [Электронный ресурс]. URL: https://potok.io/blog/hr-howto/potrebnost-v-personale/ (дата обращения: 19.10.2025).
20. Информационный ресурс «Туристы в первой половине 2025 года совершили 41,4 млн. путешествий по России». [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/24786501 (дата обращения: 19.10.2025).
21. Костин Г. А., Кошелева Т. Н. Цифровая трансформация сетевых транспортных структур сферы услуг с учетом национальных приоритетов по формированию экономики предложения. / В книге: Проблемы экономического, социально-психологического и образовательного характера сервисной деятельности на транспорте - 24. - Санкт-Петербург, 2024. – 17-20 c.
22. Костин Г.А., Кошелева Т. Н. Цифровые технологии как форма развития инфраструктурной поддержки сервисного обслуживания в транспортной сфере // Глобальные тенденции развития сервиса в гражданской авиации в современном мире - 2022: Сборник статей научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Кошелевой, С.В. Митрофанова. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2023. – c. 21-25.
23. Кошелева Т. Н. Региональные особенности цифровых подходов к управлению процессом формирования потребностей в сфере сервисного обслуживания на транспорте // Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ДФИЦ РАН. Махачкала. Махачкала, 2025. – c. 275-280.
24. Кошелева Т. Н. Подходы к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 1. – c. 397-416.
25. Митрофанов С. В., Кошелева Т. Н. Подходы к повышению эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 1. – c. 139-154.
26. Проект Минэкономразвития России «Upgrade-лаборатория по перезагрузке мер поддержки МСП». [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru/analytics/17992.html (дата обращения: 18.08.2025).

Страница обновлена: 07.11.2025 в 16:36:22

 

 

Approaches to managing the improvement of the mechanism for stimulating specialists' labor mobility in transport service organizations

Kosheleva T.N., Mitrofanov S.V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 16, Number 1 (January 2026)

Citation:

Abstract:
In this article, the authors analyze the main directions of development of the management model due to the acute shortage of qualified personnel in various fields, including the service sector. Based on the analysis of various sources, the authors formulate and propose the main elements and directions of development of the mechanism for stimulating the labor mobility of service sector specialists. The authors present their own interpretation of the concept of a digital mechanism for stimulating the labor mobility of service sector specialists in transport organizations and its key elements. The authors define the resource support for the mechanism. The authors analyze the main aspects of virtual interaction between small mobile groups of specialists. The article proposes approaches to managing the improvement of the mechanism for stimulating labor mobility, as well as to building an integrated information model for managing transport services based on the foundation of building a socio-economic system with a sectoral focus.

Keywords: mechanism for stimulating labor mobility, transport service, mobile groups of specialists, virtual interaction, labor mobility, virtual mobile groups of specialists, small mobile team, management approach, self-regulating professional community, mentoring institute, cross-resource provision

JEL-classification: J24, M51, M54

References:

Averin K.L., Kosheleva T.N. (2024). Classification of problems of digital transformation of management technologies in modern conditions Theory and practice of management in modern conditions. 25-30.

Averkina E. V., Kosheleva T. N. (2025). An ecosystem approach to creating an integrated information system for service management technology in transportation. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (5). 3331-3348.

Biryukova A.V., Kosheleva T. N. (2025). Approaches to integrated information systems in the process of transportation service management Theory and practice of management in modern conditions. 377-381.

Burgonov O. V.,Kosheleva T. N. (2016). Approaches to the formation of a strategy for the innovative development of small businesses Problems of economics and management in the region. 153-160.

Golubetskaya, N. R. Problems of innovative development of an entrepreneurship in the industry in the conditions of upgrade of economy / N. Golubetskaya, V. Kunin, T. Kosheleva // Iop conference series: Earth and environmental science, 19. Ser. \Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport, EMMFT 2017\» 2017, s. 012049

Kosheleva T. N. (2025). Resource management approaches for transport service organizations. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (1). 397-416.

Kosheleva T. N. (2025). Regional peculiarities of digital approaches to managing the process of formation of needs in the field of service services in transport Current trends and priorities of sustainable development of the regions. 275-280.

Kostin G. A., Kosheleva T. N. (2024). Digital transformation of the network transport structures of the service sector, taking into account national priorities for the formation of a supply-side economy

Kostin G.A., Kosheleva T. N. (2023). Digital technologies as a form of infrastructure support development in the transport sector Global trends in the development of civil aviation services in the modern world. 2022. 21-25.

Mitrofanov S. V., Kosheleva T. N. (2024). Approaches to improving the efficiency of work organization in the field of transport services. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (1). 139-154.

Vakeev A. B., Kosheleva T. N., Koroleva E. A. (2023). Approaches to changing forms of social interaction within the framework of services in the transport sector based on artificial intelligence technologies Sociology of management: current issues of our time. 24-30.

Vasilenok V. L., Brazevich D. S., Kosheleva T. N. (2018). Methodological approaches to evaluating the success of regional development of business structures. Scientific journal of NIITMO. Series: Economics and Environmental Management. (4,). 62-68.