Принципы повышения жизнестойкости территории на основе концепции умного города
Семячков К.А.1![]()
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Аннотация:
Настоящее исследование посвящено проблемам, касающимся повышения жизнестойкости урбанизированных территорий, в том числе посредством внедрения идей умного города. В работе показано, что жизнестойкость территорий является важным фактором их развития в условиях глобальной турбулентности. Новизна исследования заключается в разработке принципов повышения жизнестойкости территорий на основе концепции умных городов. В результате исследования рассмотрены преимущества концепции умного города в рамках повышения жизнестойкости урбанизированных территорий, представлены инструменты повышения жизнестойкости в рамках реализации идей по цифровизации городской среды. Практическая значимость исследования заключается в формировании возможных будущих исследований в области повышения жизнестойкости территорий на основе концепции умных городов. Результаты исследования могут быть полезны научным работникам, интересующимся вопросами повышения жизнестойкости территорий в условиях процессов цифровизации, а также представителям органов управления, занимающимся вопросами развития урбанизированных территорий
Ключевые слова: умный город, жизнестойкость, цифровое общество, урбанизация, территориальное развитие, принципы управления
JEL-классификация: R1, L6, R58
Введение
Процессы урбанизации территорий по всему миру стали причиной усугубления множества проблем, с которыми сталкиваются современные города. Как отмечают Рыкун А.Ю. и коллеги [7], являясь местами с высокой концентрацией населения, города испытывают множество проблем экономического, экологического, инфраструктурного, социального характера. Помимо этого, неадекватность в оценке рисков, и как следствие, выработка необоснованных управленческих решений существенным образом сокращает возможности территорий к реагированию на угрозы и опасности, снижает их иммунитет. Выявление угроз и опасностей не всегда является тривиальной задачей, что также усиливает неопределенность в вопросах реагирования и снижения рисков их реализации на муниципальном уровне. В этой связи можно отметить, что актуальными становятся направления исследований, касающиеся возможностей реагирования территорий на усиливающиеся вызовы и угрозы.
Как отмечают Жихаревич Б.С. и коллеги [3], в научной литературе можно найти несколько терминов, использующихся для определения возможностей территории реагировать на вызовы и угрозы, среди которых «шокоустойчивость», «резильентность», «жизнеспособность». С нашей точки зрения, адекватным термином для определения возможностей адекватной реакции на различные вызовы, с которыми сталкивается территория, является термин «жизнестойкость» (resilience).
Как отмечает Антрополус Л.Г. и другие авторы [10], в общих чертах под жизнестойкостью понимается способность системы реагировать на любую внезапную угрозу, сталкиваться с катастрофой, выживать, преодолевать ее и, наконец, восстанавливаться после нее, адаптироваться и развиваться, превращаясь в более сильную версию себя, способную выдерживать такие потрясения. В основе анализа жизнестойкости лежит способность системы переносить изменения, сохраняя при этом устойчивый статус. Эта концепция имеет важнейшее значение, поскольку она определяет жизнестойкость не просто как способность возвращаться в состояние, предшествовавшее нарушению, но также включает в себя способность к адаптации и трансформации в ответ на изменяющиеся условия. Таким образом, как замечают Бурак П.И., Зворыкина Т.И. [1], жизнестойкость должна быть в основе городского планирования. C точки зрения Сабировой Э.И., Денисенко Е.В. [8], решающая роль в формировании городов будущего отводится передовым инновационным технологиям, которые определяют пригодность и жизнестойкость концептуальных проектов. Среди основных инновационных направлений авторами выделяются биотехнологии, нанотехнологии, энергетика и топливо. С точки зрения Попова Е.В., Семячкова К.А. [6], важную роль в процессах развития городов будущего играет человеческий капитал.
В работе Замятиной Н.Ю. [4] отмечается, что особое значение исследование вопросов жизнестойкости территорий имеет для экономики России, поскольку значительная часть территории РФ находится в суровых климатических условиях арктической зоны, что усугубляет проблемы существования таких территорий и требует выработки дополнительных мер по поддержке их жизнестойкости.
В условиях неравномерного экономического развития территорий, особенно на местном уровне, проблема обеспечения их жизнестойкости в значительной степени характеризуется уровнем их экономического развития. С точки зрения Гатауллина Р.Ф. и коллег [2], экономическая жизнестойкость территории, прежде всего, проявляется в её конкурентоспособности, в наличии человеческого и инновационного потенциалов, в динамичности развития. Обеспечение экономической жизнестойкости территории означает бесперебойное функционирование всех основных подсистем, в том числе производства, финансов, социальной сферы, управления.
В современной научной литературе уделяется значительное внимание вопросам жизнестойкости урбанизированных территорий, что свидетельствует об актуальности и востребованности развития данной тематики. При этом жизнестойкость территорий анализируется в различном контексте. Как отмечают Санчес А. и коллеги [24], понимание концепции жизнестойкости значительным образом отличается среди представителей научной среды, органов управления, представителей международных организаций, которые стремятся формировать политику городской жизнестойкости и реализовывать управленческие мероприятия. С точки зрения Стампа Е.М. [23], одной из проблем обеспечения жизнестойкости территорий является необходимость более интенсивного сотрудничества между различными дисциплинами, а также между наукой и практикой. В качестве развития подобных взаимодействий автором приводятся предложения о том, как подойти к решению этой проблемы, используя существующие платформы, такие как научные мероприятия и совместные проекты.
Важное место в исследованиях жизнестойкости городских территорий занимает направление, связанное с моделированием условий и факторов, влияющих на повышение жизнестойкости городской среды. Например, Лабака Л. с коллегами [15] описывают этапы процесса создания модели зрелости, которая может служить руководством для городов при оценке и дальнейшем повышении уровня жизнестойкости. Создание модели проводилось с участием междисциплинарной группы экспертов, которые внесли свой вклад в процесс разработки модели зрелости. Результатом этого процесса стала окончательная версия модели зрелости, включающая шаги, необходимые для повышения устойчивости города. Как отмечает Гименез Р. и коллеги [13], стремление современных городов повысить свою жизнестойкость требует вовлечения различных заинтересованных сторон в реализацию данного процесса. В этой связи авторами разработана модель зрелости, включающая ряд этапов, которые могут служить руководством для местных органов власти в том, как вовлекать различные заинтересованные стороны в процесс повышения жизнестойкости урбанизированных территорий. Кроме того, модель зрелости предусматривает ряд политик, которые местным органам власти необходимо реализовать на каждом этапе зрелости для содействия четырем принципам (сотрудничество и сетевое взаимодействие, осведомленность и приверженность, обучение, а также подготовка и готовность), которые представляют собой основу для вовлечения заинтересованных сторон в процесс повышения жизнестойкости. В исследовании Эрнантеса Дж. и коллег [14] представлена дорожная карта, которая направляет заинтересованные стороны в процессе повышения жизнестойкости, делая этот процесс ощутимым и практичным для городов. Модель управления устойчивым развитием (RMM) способствует практическому внедрению концепции устойчивости посредством: (1) содействия целостному пониманию концепции жизнестойкости, использования единой терминологии и рассмотрения жизнестойкости как многомерной цели, (2) улучшения коммуникации между заинтересованными сторонами для содействия непрерывному процессу обсуждения между заинтересованными сторонами города, что повышает их осведомленность, вовлеченность и приверженность, и (3) выявления областей, требующих улучшения, и поддержки разработки стратегий повышения жизнестойкости. Как отмечает Шамсуддин С. [22], реализация процессов по повышению уровня городской жизнестойкости влечет за собой свои уникальные проблемы, такие как обширная координация, поддержание адаптивности, расходящиеся временные горизонты и различные результаты. В этой связи важным является исследование сопротивления изменениям, а также барьеров, возникающих при повышении жизнестойкости территорий. Сопротивление относится к состоянию, при котором системы управления изначально создают барьеры для изменений, гибкости и адаптивности в процессе внедрения. Автором выделены несколько аспектов сопротивления, включая усталость, самоуспокоенность и излишняя самоуверенность. Значительная часть исследований в области жизнестойкости территорий связана с исследованием конкретных проблем, с которыми сталкивались те или иные территории. В частности, в работе МкКартни Г. и коллег [18] рассмотрен опыт преодоления кризисной ситуации во время пандемии COVID-19 в городе Макао. Как показали результаты исследования, наличие резервов, а также скорость принятия управленческих решений являлись ключевыми факторами жизнестойкости Макао. В условиях возрастающих угроз для урбанизированных территорий важным является вовлечение местного населения в решение проблем урбанизированных территорий. В рамках проведенного исследования Марана П. и коллеги [17] отмечают важность выявления успешных характеристики государственно-частного партнерства (4P) в процессе повышения жизнестойкости города. В основе анализа взаимоотношений авторы используют два критерия классификации: измерение характеристик (отношения с заинтересованными сторонами, информационный поток и разрешение конфликтов), а также атрибуты партнерства. Как отмечает Фалько Г.Дж. [12], возможность собирать и хранить данные из различных систем в облачной инфраструктуре открыла возможность основывать планирование жизнестойкости на исторических сценариях и общественном контексте, приоритизируя риски и проблемы на основе множества факторов. По мере того, как городская инфраструктура становится умнее, получая возможность собирать больше данных и принимать решения с помощью алгоритмов машинного обучения, планы повышения жизнестойкости могут все меньше учитывать интересы местного населения. В этой связи предлагается новая модель разработки комплексной стратегии жизнестойкости города, которая объединяет машинные данные, исторический контекст и социальные эффекты.
Важным фактором жизнестойкости городов является их способность отвечать на вызовы, связанные с экологическими кризисами и изменением климата. На основе SWOT-анализа были проанализированы возможности развития экосистемных услуг на примере города Фару. Как отмечают Берте Е. и Панагополус Т. [11], принимая во внимание проблемы, с которыми сталкивается Фару из-за изменения климата, среди мер, способствующих повышению жизнестойкости территории необходимо повысить эффективность управления инфраструктурой, а также информированность местного населения в вопросах экологической ситуации, а также качество экосистемных услуг.
Важным условием повышения жизнестойкости городов является оценка потенциальных рисков реализации негативных событий. Как отмечает Пурко И. и коллеги [20], снижение рисков, как ключевой элемент повышения устойчивости города, вероятно, будет междисциплинарным и включать портфельный подход к смягчению сценариев риска. В этой связи необходимо привлечь специалистов к совместной разработке опросника системности риска, который можно было бы активно использовать в городских условиях.
С точки зрения Рэйнера М., Макелвани Л. [21], город представляет собой сложную взаимозависимую систему природных, социальных и структурных систем – «систему систем». Каждая система важна сама по себе, но большинство городских систем в значительной степени зависят от функционирующей инфраструктуры. Разработанная авторами концепция базовой инфраструктуры (FIF) помогает лицам, принимающим решения, понять важность устойчивости инфраструктуры для общей жизнестойкости их городов. Она иллюстрирует, как городские службы обычно зависят от семи основных секторов инфраструктуры. В случае выхода из строя любого из этих секторов, будь то из-за катастрофы, терроризма или устаревания инфраструктуры, города сталкиваются с повышенным риском каскадных отказов. Надежность и текущее состояние инфраструктуры являются неотъемлемой частью устойчивости инфраструктуры и должны быть включены в оценку будущих рисков.
Вопросы жизнестойкости широко обсуждаются в различных областях науки, в том числе в экологии, психологии, биологии, экономике, инженерии, менеджменте, социальных и городских исследованиях. Жизнестойкость является стратегической целью, охватывающей все аспекты города, включая сферу публично управления, защиту окружающей среды, автоматизацию и нормативное регулирование. Эффективная устойчивость должна развиваться в новой культуре, которая влияет на управление и граждан, а не только на инфраструктуру, здания и услуги. Разнообразные аспекты умного города взаимосвязаны во многих отношениях и на разных уровнях, и сбой в одной системе может вызвать множественные коллапсы в других.
Концепция современных городов предлагает комплексный подход к пониманию жизнестойкости урбанизированных территорий, подчеркивая интеграцию различных компонент в единую экосистему. По-видимому, в основе жизнестойкости умного города лежит интеграция социальных, экологических и технологических областей и их взаимосвязи. Основным компонентом обеспечения жизнестойкости умного города являются инновационные цифровые решения. Они включают в себя создание устойчивых и надежных инфраструктур цифровых технологий, формулирование конкретных перспективных рекомендаций технологического и организационного характера, а также внедрение механизмов непрерывного контроля качества и сертификации. Такие механизмы жизненно важны для разработки и поддержания высококачественных, безопасных цифровых решений и систем передачи данных в городских условиях с точки зрения защиты их функциональности и устойчивости перед лицом разнообразных проблем. Чтобы достичь более высокого уровня общей жизнестойкости, необходима разработка комплексного подхода к управлению жизнестойкостью урбанизированных территорий. К примеру, комплексный подход представлен Организацией Объединенных Наций, которая определяет жизнестойкий город как город, в котором:
- функционирует адекватная система менеджмента, а обязанности по управлению рисками стихийных бедствий четко разграничены, что включает в себя эффективное взаимодействие с заинтересованными сторонами, четко определенную политику и стратегии, распределение задач, эффективные каналы коммуникации и механизмы, способствующие эффективному управлению рисками;
- город обладает актуальной информацией об опасностях, оценки рисков регулярно готовятся в качестве основы для городского планирования и долгосрочного развития, включая текущие и будущие инвестиционные решения, способствующие повышению жизнестойкости;
- имеется адекватный финансовый план, который дополняет и продвигает механизмы поддержки мероприятий по обеспечению жизнестойкости;
- городское планирование осуществляется на основе актуальной информации о рисках с акцентом на наиболее уязвимые группы. Применяются и обеспечиваются реалистичные и соответствующие рискам строительные нормы и правила для эффективного снижения физического риска;
- природные экосистемы на территории города и вокруг него исследованы, защищены и контролируются для поддержания и сохранения их защитных функций в качестве естественных буферов;
- все институты, имеющие отношение к жизнестойкости города, функционируют в нормальном режиме, имея возможности, необходимые для выполнения своих ролей;
- социальная связанность и культура взаимопомощи укрепляются посредством сообщества, образования и мультимедийных каналов коммуникации;
- существует стратегия защиты, обновления и обслуживания критически важной инфраструктуры для обеспечения непрерывности услуг и повышения устойчивости к опасностям и последствиям изменения климата.
- эффективное реагирование на стихийные бедствия обеспечивается путем разработки и регулярного обновления планов готовности, подключения к системам раннего оповещения и повышения потенциала реагирования на чрезвычайные ситуации и управления посредством учений по обеспечению готовности населения;
- стратегии восстановления, реабилитации и реконструкции после стихийных бедствий согласованы с долгосрочным планированием и обеспечивают улучшение городской среды после стихийных бедствий (UNDRR, 2017). [1]
Концепция умного города привлекает всё больше внимания в последние десятилетия, причём основное внимание уделяется аппаратному обеспечению (например, технологиям, инфраструктуре), а также программному обеспечению (например, человеку, обществу). Хотя общепризнанно, что цифровые технологии являются ключевым инструментом повышения интеллектуальности города, забота о людях, которые управляют технологиями, политикой и управлением, становится всё более важной.
В настоящее время предпринимаются попытки расширить концепцию умного города с разных точек зрения, например, с точки зрения жизнестойкости, эффективности управления, защиты окружающей среды, социального капитала и городской конкурентоспособности. Исследователи Нел Д., Нел В. [19] предложили несколько принципов, которые необходимо применять к умным городам при их трансформации в жизнестойкие умные города:
- Местное население должно быть активным субъектов реализации политики управления на местном уровне. Технологии и предприятия – это лишь инструменты для повышения качества жизни. Города должны инвестировать в свои человеческие активы и ресурсы и привлекать граждан к участию в управлении и принятии решений.
- В рамках умных городов должна обеспечиваться социальная сплоченность, защита наиболее уязвимых сообществ и отдельных лиц. Важнейшим параметром в достижении этой цели является образование и социальная инклюзия.
- Город должен способствовать устойчивому развитию территории. Новые технологии способны повысить уровень жизнестойкости, поддерживая креативность и инновации, а также предоставляя полезную информацию, которая поможет противостоять будущим угрозам и катастрофам. Любые возникающие неопределенности должны контролироваться, не ограничивая эффективность инноваций.
- Достаточное управление уязвимостями не только в таких критических аспектах, как окружающая среда, экономика и общество, но и в аспектах, связанных с умным городом. Чрезмерное использование цифровых решений и сильная зависимость от них могут вызвать значительные нарушения непрерывности услуг в кризисных ситуациях, которые затрагивают эти системы, и по этой причине города должны иметь план быстрого восстановления своих систем.
Как отмечают Нел Д., Нел В. [19], планирование развития умных городов должно осуществляться таким образом, чтобы все критические элементы города были построены с определенными характеристиками, такими как «разнообразие», «избыточность», «модульность», «связность», «предвидение и обучение» и «адаптируемость», которые обеспечат непрерывность процессов функционирования городских систем. Помимо этого, как отмечают Линде Л. и коллеги [16], в умных городах должно быть обеспечено активное участие каждой заинтересованной стороны, в том числе местного населения, бизнеса, властных структур, некоммерческих организаций.
Концепция жизнестойкости подразумевает, что город должен обладать способностью поглощать, адаптироваться и преобразовывать внешнее давление и гарантировать безопасность города во время любого кризиса, опасностей или катастроф. В то время как умные города полагаются на цифровые решения для улучшения городской жизни, похоже, что концепции умного города и городской устойчивости интерпретируются как попытки улучшить городскую эффективность и стремление предоставить стратегии и решения городских проблем для обеспечения более высокого качества жизни людей. Таким образом, как отмечает Курочкин А.В. [5], умный город сможет использовать цифровые технологии для вовлечения людей, улучшения городских услуг и развития городской системы, что приведет к повышению жизнестойкости города, что в целом будет способствовать его устойчивому развитию.
Умные города используют инновационные технологии для повышения качества жизни местного населения, создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности. При этом как отмечает Ангелидо М. [9], умные решения все чаще становятся базовой необходимостью для развития территорий, а концепция умных городов становится ориентиром для планирования развития территорий. В этой связи повышается приоритетность внедрения умных решений при стратегическом планировании, в том числе, в рамках повышения жизнестойкости урбанизированных территорий. В целом же можно отметить, что концепция жизнестойкости и концепция умного города во многом дополняют друг друга, а цифровые решения, реализуемые в рамках развития умных городов, зачастую направлены на повышение жизнестойкости современных городов. Городские власти должны оценивать уровень умности и жизнестойкости и планировать перспективы развития соответствующим образом, основываясь на уникальных приоритетах, потребностях и угрозах каждого города. При этом в настоящее время не существует единого подхода к проблемам повышения жизнестойкости урбанизированных территорий в рамках идей умного города. В этой связи, целью настоящего исследования является разработка принципов повышения жизнестойкости урбанизированных территорий в рамках концепции умного города. Новизна исследования заключается в развитии теоретических основ по повышению жизнестойкости урбанизированных территорий в условиях формирования цифрового общества. В рамках исследования проанализированы научные публикации в области жизнестойкости урбанизированных территорий, а также исследования международных организаций.
Результаты исследования
Принципы управления жизнестойкостью умного города – это основные подходы и стратегии, направленные на обеспечение устойчивости, адаптивности и способности города эффективно реагировать на различные вызовы и кризисы. В целом, анализ факторов повышения жизнестойкости современных городов дает понимание общих подходов, принципов в области обращения с данными в процессах цифровизации городской среды, которые можно сформулировать следующим образом (таблица 1).
Таблица 2. Принципы управления жизнестойкостью на основе идей умного города
|
Принцип
|
Описание
|
Инструменты
реализации
|
|
Целостность и системный
подход
|
Рассматривать
город как сложную систему, где взаимодействуют различные компоненты
(инфраструктура, экономика, социальные структуры, окружающая среда).
Управление должно учитывать взаимосвязи и взаимозависимости.
|
Стратегия умного
города
|
|
Резервирование и
избыточность
|
Создавать
резервные ресурсы и избыточные системы для обеспечения непрерывности важных
функций при сбоях или чрезвычайных ситуациях.
|
Резервная
инфраструктура
|
|
Гибкость и
адаптивность
|
Разрабатывать
стратегии и инфраструктуру, способные быстро адаптироваться к изменениям и
новым условиям, внедрять инновации и обновления.
|
Резервная
инфраструктура
|
|
Превентивное
управление и раннее обнаружение угроз
|
Использовать
системы мониторинга, аналитики и прогнозирования для выявления потенциальных
угроз заранее и предотвращения кризисных ситуаций.
|
Анализ больших
данных
|
|
Интеграция
технологий и данных
|
Внедрять умные
технологии, IoT, большие данные
и искусственный интеллект для сбора, анализа и использования информации в
реальном времени.
|
Цифровые
платформы,
интернет вещей, искусственный интеллект |
|
Участие и
сотрудничество
|
Вовлекать
граждан, бизнес и государственные структуры в процессы принятия решений,
обмена информацией и совместного реагирования.
|
Цифровые
платформы
|
|
Обучение и
подготовка
|
Постоянно
повышать уровень готовности населения и служб экстренного реагирования.
|
Система
обучения, тренировки, информационные кампании
|
|
Устойчивое
развитие
|
Стремиться к
экологической, социальной и экономической устойчивости, минимизировать
негативное воздействие на окружающую среду.
|
Наилучшие
доступные технологии, технологии энергосбережения
|
|
Гибкое
управление кризисами
|
Разрабатывать
планы действий и сценарии реагирования на различные чрезвычайные ситуации,
обеспечивая их своевременное выполнение.
|
Система
планирования, система экстренного реагирования
|
|
Обратная связь и
постоянное улучшение
|
Анализировать
результаты действий, получать обратную связь и вносить коррективы для
повышения эффективности системы жизнестойкости.
|
Анализ данных,
цифровые платформы
|
Реализация предложенных принципов является важным условием повышения жизнестойкости урбанизированных территорий в условиях увеличивающихся рисков различной природы.
Систематизация принципов управления жизнестойкостью территории позволяет выделить пять основных компонент территориальной жизнестойкости: система управления, инфраструктура, технологии, человеческий капитал, стэйкхолдеры. При этом внедрение цифровых решений в функционирование различных систем урбанизированных территорий является ответом на вызовы, с которыми сталкиваются современные города.
Обсуждение результатов
В современном мире города становятся не только центрами культуры, науки и инноваций, но и ключевыми игроками в глобальной экономике. В условиях высокой конкуренции между мегаполисами и региональными центрами, вопрос их жизнестойкости и способности адаптироваться к вызовам и угрозам приобретает особую актуальность. В контексте конкурентного пространства это означает не только выживание, но и способность развиваться, привлекать инвестиции, удерживать население и укреплять свою репутацию.
Таблица 2. Преимущества концепции умных городов в контексте повышения жизнестойкости территорий
|
Преимущества
|
Описание
|
|
Обеспечение
стабильности и доверия инвесторов
|
Инвесторы
предпочитают города, которые демонстрируют устойчивость к кризисам. Надежная
инфраструктура, эффективное управление рисками и способность быстро
восстанавливаться делают город более привлекательным для инвестиций.
|
|
Привлечение и
удержание талантов
|
Современные
специалисты выбирают города с высоким уровнем безопасности, развитой
социальной инфраструктурой и возможностями для профессионального роста. Умный
жизнестойкий город создает условия для комфортной жизни и работы.
|
|
Конкурентоспособность
на глобальной арене
|
В
условиях глобализации города конкурируют не только за инвестиции, но и за
туристов, студентов, инновационные компании. Устойчивость к внешним шокам
позволяет сохранять привлекательность и репутацию.
|
|
Экономическая
эффективность и снижение затрат
|
Город,
способный быстро реагировать на кризисы и минимизировать их последствия,
сокращает издержки и повышает свою экономическую эффективность.
|
|
Диверсификация
экономики
|
Разнообразие
отраслей и источников доходов снижает уязвимость к кризисам в отдельных
секторах.
|
|
Социальная
устойчивость
|
Инклюзивность,
доступность социальных услуг и высокий уровень гражданской ответственности
укрепляют социальную ткань города.
|
|
Экологическая
устойчивость
|
Зеленые
зоны, возобновляемые источники энергии и экологические инициативы повышают
качество жизни и снижают риски, связанные с экологическими катастрофами.
|
|
Гибкое
управление и инновации
|
Внедрение
новых технологий, умное управление ресурсами и постоянное обучение позволяют
быстро адаптироваться к изменениям.
|
В основе управления жизнестойкостью территории находится системный подход, согласно которому публичное управление должно рассматривать город как единую сложную систему, где все компоненты – транспорт, энергетика, здравоохранение, безопасность, социальные услуги взаимосвязаны. Решения в одной сфере могут влиять на другие. В этой связи при планировании инфраструктурных проектов необходимо учитывать их влияние на экологию, социальную сферу и экономику. При этом при возникновении негативных событий важным является координация усилий различных заинтересованных сторон, чтобы минимизировать потенциальный ущерб.
Важным условием обеспечения жизнестойкости города являются резервирование и избыточность, т.е. создание резервных систем и ресурсов (например, запас воды, энергии, медицинских средств), чтобы обеспечить функционирование критически важных служб при сбоях. Например, для функционирования умных городов крайне важным является создание резервных электросетей или альтернативных источников энергии, способных обеспечивать бесперебойный режим функционирования цифровых систем. Необходимым условием повышения жизнестойкости городов является их способность к гибкости и адаптивности к быстро меняющимся условиям. При этом адаптивностью и гибкостью должны обладать как «жесткая» инфраструктура, так и «мягкая» инфраструктура. Власти должны уметь оперативно корректировать стратегии и внедрять новые технологии, быстро перераспределять ресурсы. Превентивное управление и раннее обнаружение угроз является отличительной чертой умных городов, обладающих возможностью прогнозировать стрессовые ситуации. Например, использование технологий мониторинга (датчики, системы аналитики) для выявления потенциальных угроз до их развития, что позволяет принимать превентивные меры. Интеграция технологий и данных в единую экосистему является важным фактором жизнестойкости урбанизированных территорий, поскольку способствует обеспечению обмена информацией между различными системами и службами города для быстрого реагирования и принятия решений. Эффективным решением в этой связи является создание единой платформы данных, объединяющей информацию о дорожной ситуации, состоянии инфраструктуры, погодных условиях и социальных службах, что позволяет оперативно реагировать на изменения. Одним из приоритетных направлений при реализации управления в области повышения жизнестойкости является социальный компонент, включающий в себя повышение уровня участия и сотрудничества различных заинтересованных участников в вопросах повышения жизнестойкости умного города, вовлечение граждан, бизнеса, научных и общественных организаций в процессы управления и принятия решений. Помимо этого, важной является способность широкого круга населения реагировать на кризисы и угрозы, что требует адекватного уровня подготовки, а также наличия обратной связи, что позволяет анализировать эффективность принятых мер, собирать отзывы граждан и служб, чтобы постоянно совершенствовать системы жизнестойкости. Возможности анализа большого количества данных, получаемых от местного населения, способствуют развитию гибкого управления кризисами, разработке сценариев и планов действий для различных чрезвычайных ситуаций, а также возможность их быстрого внедрения. В качестве общего фундамента для повышения жизнестойкости территории можно отметить концепцию устойчивого развития, объединяющей в себе стремление к экологической, социальной и экономической устойчивости, направленной на снижение уязвимости города к внешним и внутренним угрозам.
Выводы
В условиях глобальной нестабильности жизнестойкость становится неотъемлемым фактором конкурентоспособности урбанизированных территорий. Поэтому развитие систем жизнестойкости должно стать приоритетом для городских властей, бизнеса, населения, стремящихся к повышению способностей урбанизированных территорий реагировать на современные вызовы и угрозы.
В настоящем исследовании, проведенном с целью развития основных принципов повышения жизнестойкости территорий на основе идей умного города, получены следующие результаты.
Во-первых, показано, что жизнестойкость является одним из важнейших факторов развития урбанизированных территорий в условиях возрастающих вызовов и угроз.
Во-вторых, систематизированы принципы повышения жизнестойкости урбанизированных территорий, представлены инструменты их реализации на муниципальном уровне.
В-третьих, представлены преимущества использования концепции умных городов в контексте повышения жизнестойкости территорий.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в систематизации принципов повышения жизнестойкости урбанизированных территорий на основе идей умного города. Практическая значимость исследования заключается в формировании возможных будущих исследований разумного хозяйствования в условиях цифрового общества.
[1] UNISDR (2017) How to Make Cities More Resilient - A Handbook for Mayors and Local Government Leaders. Geneva, Switzerland: United Nations Office for Disaster Risk Reduction. ISBN: 978-92-1-101496-9 [Электронный ресурс]. URL. https://undrr.org/media/73120 (дата обращения: 09.09.2025)
Источники:
2. Гатауллин Р.Ф., Каримов А.Г., Чувашаева Э.Р. Методологические основы оценки и обеспечения экономической жизнестойкости локальных территориальных образований // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 3. – c. 9.
3. Жихаревич Б.С., Климанов В.В., Марача В.Г. Шокоустойчивость территории: концепция, измерение, управление // Региональные исследования. – 2020. – № 3. – c. 4-15.
4. Замятина Н.Ю. Устойчивая изменчивость: особенности арктических городов россии и подходы к оценке их жизнестойкости // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. – № 2. – c. 123-125.
5. Курочкин А.В. Социально-политические компоненты в проектировании стратегий развития умных городов как базис их устойчивого развития // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2020. – № 4. – c. 448-461.
6. Попов Е.В., Семячков К.А. Развитие человеческого капитала в условиях формирования цифровой экономики // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. – № 3. – c. 91-99.
7. Рыкун А., Черникова Д., Сухушина Е., Березкин А. Измерение качества жизни в городах: возможности индексного подхода // Журнал исследований социальной политики. – 2020. – № 2. – c. 283-298. – doi: 10.17323/727-0634-2020-18-2-283-298.
8. Сабирова Э.И., Денисенко Е.В. Аспекты формирования города будущего XXI века // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2015. – № 4. – c. 56-64.
9. Angelidou, M. (2014). Smart city policies: A spatial approach. Cities, 41, S3–S11. doi:10.1016/j.cities.2014.06.007
10. Anthopoulos L. G., Pantouvakis J.-P., Kostavara E. An effective disaster recovery model for construction projects // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2013. – p. 21-30. – doi: 10.1016/j.sbspro.2013.03.026.
11. Berte E., Panagopoulos T. Enhancing city resilience to climate change by means of ecosystem services improvement: A SWOT analysis for the city of Faro, Portugal // International Journal of Urban Sustainable Development. – 2014. – № 6. – p. 241-253.
12. Falco, G. J. (2015). City resilience through data analytics: A human-centric approach. Procedia engineering, 118, 1008-1014
13. Gimenez R., Labaka L., Hernantes J. A maturity model for the involvement of stakeholders in the city resilience building process // Technological forecasting and social change. – 2017. – p. 7-16.
14. Hernantes J., Maraña P., Gimenez R., Sarriegi J. M., Labaka L. Towards resilient cities: A maturity model for operationalizing resilience // Towards resilient cities: A maturity model for operationalizing resilience. – 2019. – p. 96-103.
15. Labaka L., Marana P., Gimenez R., Hernantes J. Defining the roadmap towards city resilience // Technological Forecasting and Social Change. – 2019. – p. 281-296.
16. Linde L., Sjödin D., Parida V., Wincent J. Dynamic capabilities for ecosystem orchestration A capability-based framework for smart city innovation initiatives // Technological Forecasting and Social Change. – 2021. – № 166. – p. 120614. – doi: 10.1016/j.techfore.2021.12061.
17. Marana P., Labaka L., Sarriegi J. M. A framework for public-private-people partnerships in the city resilience-building process // Safety science. – 2018. – p. 39-50.
18. McCartney G., Pinto J., Liu M. City resilience and recovery from COVID-19: The case of Macao // Cities. – 2021. – p. 103130.
19. Nel, D., & Nel, V. (2019). Governance for resilient smart cities. In Proceedings of the CIB world building congress 2019: Constructing smart cities, the Hong Kong Polytechnic University, Hong Kong, 17-21 June 2019 (pp. 2112–2220). (online version), ISBN: 978-962-367-821-6
20. Pyrko, I., Howick, S., & Eden, C. (2017, June). Risk systemicity and city resilience. In EURAM 2017: 17th Annual Conference of the European Academy of Management
21. Reiner M., Mcelvaney L. Foundational infrastructure framework for city resilience // Sustainable and Resilient Infrastructure. – 2017. – № 2. – p. 1-7.
22. Shamsuddin S. Resilience resistance: The challenges and implications of urban resilience implementation // Cities. – 2020. – p. 102763.
23. Stumpp E. M. New in town? On resilience and Resilient Cities // Cities. – 2013. – p. 164-166.
24. X Sanchez A., Van der Heijden J., Osmond P. The city politics of an urban age: urban resilience conceptualisations and policies // Palgrave Communications. – 2018. – № 4. – p. 1-12.
Страница обновлена: 04.11.2025 в 16:26:07
Principles of increasing the territory resiliency based on the smart city concept
Semyachkov K.A.Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics
Volume 15, Number 4 (October-December 2025)
Abstract:
The article examines issues related to enhancing the resiliency of urban areas, including through the implementation of smart city concepts. The article demonstrates that territorial resiliency is an important factor in their development in the face of global turbulence. The study's novelty lies in the development of principles for enhancing territorial resiliency based on the smart city concept. The article examines the advantages of the smart city concept for enhancing the resiliency of urban areas and presents tools for enhancing resiliency within the context of digitalization of the urban environment. The practical significance of this study lies in its potential for future research in the field of enhancing territorial resiliency based on the smart city concept. The results of this study may be useful to researchers interested in enhancing territorial resiliency in the face of digitalization, as well as to government officials involved in urban development.
Keywords: smart city, resiliency, digital society, urbanization, spatial development, management principle
JEL-classification: R1, L6, R58
References:
Angelidou, M. (2014). Smart city policies: A spatial approach. Cities, 41, S3–S11. doi:10.1016/j.cities.2014.06.007
Anthopoulos L. G., Pantouvakis J.-P., Kostavara E. (2013). An effective disaster recovery model for construction projects Procedia - Social and Behavioral Sciences. 74 21-30. doi: 10.1016/j.sbspro.2013.03.026.
Berte E., Panagopoulos T. (2014). Enhancing city resilience to climate change by means of ecosystem services improvement: A SWOT analysis for the city of Faro, Portugal International Journal of Urban Sustainable Development. (6). 241-253.
Burak P.I., Zvorykina T.I. (2021). Standardization mechanisms in the planning of sustainable development and resilience of russian cities. Vestnik RAEN. 21 (2). 68-72.
Falco, G. J. (2015). City resilience through data analytics: A human-centric approach. Procedia engineering, 118, 1008-1014
Gataullin R.F., Karimov A.G., Chuvashaeva E.R. (2019). Methodological basis for assessing and ensuring the economic viability of local territorial entities. Vestnik evraziyskoy nauki. 11 (3). 9.
Gimenez R., Labaka L., Hernantes J. (2017). A maturity model for the involvement of stakeholders in the city resilience building process Technological forecasting and social change. 121 7-16.
Hernantes J., Maraña P., Gimenez R., Sarriegi J. M., Labaka L. (2019). Towards resilient cities: A maturity model for operationalizing resilience Towards resilient cities: A maturity model for operationalizing resilience. 84 96-103.
Kurochkin A.V. (2020). Socio-political components in the design of smart city strategies as a basis of their sustainable development. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS. 16 (4). 448-461.
Labaka L., Marana P., Gimenez R., Hernantes J. (2019). Defining the roadmap towards city resilience Technological Forecasting and Social Change. 146 281-296.
Linde L., Sjödin D., Parida V., Wincent J. (2021). Dynamic capabilities for ecosystem orchestration A capability-based framework for smart city innovation initiatives Technological Forecasting and Social Change. (166). 120614. doi: 10.1016/j.techfore.2021.12061.
Marana P., Labaka L., Sarriegi J. M. (2018). A framework for public-private-people partnerships in the city resilience-building process Safety science. 110 39-50.
McCartney G., Pinto J., Liu M. (2021). City resilience and recovery from COVID-19: The case of Macao Cities. 112 103130.
Nel, D., & Nel, V. (2019). Governance for resilient smart cities. In Proceedings of the CIB world building congress 2019: Constructing smart cities, the Hong Kong Polytechnic University, Hong Kong, 17-21 June 2019 (pp. 2112–2220). (online version), ISBN: 978-962-367-821-6
Popov E.V., Semyachkov K.A. (2018). Human capital development in the digital economy. Management in Russia and abroad. (3). 91-99.
Pyrko, I., Howick, S., & Eden, C. (2017, June). Risk systemicity and city resilience. In EURAM 2017: 17th Annual Conference of the European Academy of Management
Reiner M., Mcelvaney L. (2017). Foundational infrastructure framework for city resilience Sustainable and Resilient Infrastructure. (2). 1-7.
Rykun A., Chernikova D., Sukhushina E., Berezkin A. (2020). Measuring the quality of life in cities: the possibilities of the index approach. Zhurnal issledovaniy sotsialnoy politiki. 18 (2). 283-298. doi: 10.17323/727-0634-2020-18-2-283-298.
Sabirova E.I., Denisenko E.V. (2015). The formation aspects of the future city of the XXI century. News of the Kazan State University of Architecture and Civil Engineering. (4). 56-64.
Shamsuddin S. (2020). Resilience resistance: The challenges and implications of urban resilience implementation Cities. 103 102763.
Stumpp E. M. (2013). New in town? On resilience and Resilient Cities Cities. 32 164-166.
X Sanchez A., Van der Heijden J., Osmond P. (2018). The city politics of an urban age: urban resilience conceptualisations and policies Palgrave Communications. (4). 1-12.
Zamyatina N.Yu. (2019). Sustainable variability: features of Russian Arctic cities and approaches to assessing their resilience. Nauchnyy elektronnyy zhurnal Meridian. (2). 123-125.
Zhikharevich B.S., Klimanov V.V., Maracha V.G. (2020). Resilience of the territory: concept, measurement, governance. Regional research. (3). 4-15.
