Новая энергетика – технологический прорыв в российской экономике
Юнгблюдт С.В.1![]()
1 Петербургский энергетический институт повышения квалификации, Санкт-Петербург, Россия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
Расширяющийся перечень вызовов со стороны внешней среды требует переоценки используемых методов управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства России. Особенно остро данная задача стоит перед энергетическим комплексом РФ, приоритетное развитие которого подтверждается на уровне государства. Переход к признаваемой в мире модели будущего энергоснабжения – новой энергетике – выступает для России условием, влияющим на определение положения РФ на мировом энергетическом рынке. При этом, усиление влияния геопололитического фактора требует применения гибкого и одновременного системного подхода к решению поставленных задач. Цель работы – обоснование комплекса мер в направлении развития российской отрасли энергетики в условиях ограничений и стремления РФ к занятию лидерского положения на мировом энергетическом рынке. Материалы работы базируются на публикациях последних лет российских и зарубежных авторов. В работе использованы такие научные методы исследования, как анализ и синтез, наблюдения, эксперимента, что позволило раскрыть поставленную цель и сделать выводы о перспективности перехода РФ к этапу новой энергетики. В ходе проведенного исследования автором была обоснована гипотеза по применению гибкого подхода при переходе к новой энергетике
Ключевые слова: новая энергетика, энергетический комплекс РФ, национальная безопасность, стратегическое управление, технологическая инфраструктура
JEL-классификация: F52, H56, H12
Введение
В условиях влияния глобальных трендов на экономики стран мира происходит трансформация и российского народнохозяйственного комплекса РФ, в том числе такой ключевой отрасли, как энергетика. При этом, важно понимать, что появление новых технологий, которые сопровождают всё мировое развитие, можно рассматривать как источник смены технологического уклада. Однако это не означает, что современные технологии заменят все проистекающие процессы [3, 6]. В качестве примера автор считает возможным привести сферу энергетики, потребность в ресурсах которой присутствует во всех странах.
Востребованность в энергоресурсах есть у всех государств. Некоторые из них обладают запасами таких ресурсов и технологиями по их обработки и транспортировке, другие из государств – ищут наиболее оптимальные способы по удовлетворению спроса в таких ресурсах населения страны. Любого рода ограничения оказывают влияние на каждую группу стран: для энергодобывающих государств барьеры провоцируют поиск новых покупателей и альтернативных источников наполнения бюджета страны, для энергопотребляющих стран – востребованным становится пересмотр перечня государств-продавцов энергоресурсов. В этой связи, «зеленую повестку» можно рассматривать как механизм передела мирового энергетического рынка. Подобные тенденции не могут проистекать изолированно и не затрагивать такие вопросы, как обеспечение национальной безопасности, суверенитета, международных прав [5, 9, 11, 12].
Технологические прорывы провоцируют пересмотр уже отлаженных механизмов, особенно сильно это проявляется в системообразующих отраслях, какой признается сфера энергетики на государственном уровне управления в РФ. Таким образом, новая энергетика является уникальным движетелем и мощным стимулом для обеспечения национальной безопасности России. В свою очередь, необходимость международного взаимодействия накладывает обязательства по следованию международным нормам права, пересматриваемым под влиянием факторов внешней среды. В результате, требуют переоценки национальные стандарты энергетической безопасности, которые будут определять условия для внедрения энергосберегающих технологий и развития альтернативных источников энергии.
Цель исследования
Цель проводимого исследования проявляется в обосновании комплекса мероприятий в части активизации новой энергетики в РФ с учетом сохранения приоритета энергетического фактора для России, стремления страны к суверенитету, использования критических технологий и занятия РФ устойчивого положения на мировом энергетическом рынке.
Материалы и методы исследования
Текущие условия хозяйствования характеризуются переходом от цифровизации к экономике данных, что сопровождается изменением цифровой, технологической и энергетической инфраструктур [2]. При этом, данные тенденции являются характерными не только для России, но и для других стран. Суверенитет, кибербезопасность и конкурентоспособность национальных цифровых продуктов выступают в такой ситуации не только вызовами для каждой мировой экономики, но и задачами, приоритетность решения которых выходит на первый план.
Достижение Россией суверенитета, в том числе технологического, должно признаваться за ее пределами. Это означает, что стремление к суверенитету будет осуществляться с учетом выработанных на глобальном уровне критериев оценки уровня суверенитета, развития инфраструктуры, и РФ будет непосредственным участником процесса как разработки таких критериев, так и оценивания достигнутых ею результатов [2].
На наш взгляд, востребованность в оценке уровня технологического суверенитета РФ усиливает потребность в привлечении к данному процессу специалистов, обладающих междисциплинарными компетенциями, способными генерировать комплексные решения. В целом, следует констатировать, что технологические вызовы влияют на проводимую государством политику, одним из элементов которой являются формируемые у сотрудников компетенции. Кроме того, для текущей политики, проводимой в РФ, характерной является цифровая трансформация, которую в [2] предлагается оценивать как I-ый этап технологизации общества, результаты которого будут выступать основой для обеспечения баланса в ресурсах и энергетике. II-ой этап будет сопровождаться возрастающей потребностью в энергии, значительно превосходящей запросы I-ого этапа в связи с развитием таких направлений, как робототехника, электротранспорт, цифровизация. В настоящее время данный список дополняет и такая сфера, как «большие данные» (Big Data). III-ий этап технологизации представляет собой кардинальную перестройку технологических решений. В [2] отмечается, что для данного этапа будет свойственно появление принципиально новых «природоподобных» технологических решений. Под природоподобными технологиями понимается комплекс технических мероприятий, которые могут быть воспроизведены природными объектами или биологическими системами [1]. Это означает, что к моменту реализации III-его этапа технологизации в мире в целом, в России в частности, будут наработаны практики взаимодействия техногенных и природных объектов, в основе чего, как полагают Аникин Д.А. и Мамычев А.Ю. [2] будут лежать цифровизация и экономика данных, оптимизация использования которых потребуют, в первую очередь, значительных энергозатрат.
На наш взгляд, представляется целесообразным привести опыт КНР в части реализации страной энергостратегии. Так, прежде всего, следует отметить, что в КНР исполнение энергостратегии исходит из взаимоувязывания документов, охватывающих разные временные периоды: детального плана, долгосрочной программы развития энергетических отраслей до 2030 года и рамочной стратегии до 2050 года [7] со ссылкой на [13]. Исходя из сущности рамочного подхода, его использование представляется затруднительным при отсутствии как структурированного плана действий, так и сформированного инструментария, обеспечивающего достижение поставленных целей. Именно по этой причине реализация энергостратегии в КНР представляет собой последовательный процесс по достижению поставленных ориентиров развития в отрасли. Кроме того, применение рамочной стратегии предполагает исключить интуитивное развитие, опирающееся исключительно на опыт прошлых лет. При этом, в более ранние периоды времени (пятилетки) определяемые цели развития энергетики КНР характеризовались своими отличиями. Так, в период с 2006 по 2010 годы приоритетной была определена цель – повышение энергетической безопасности и обеспечение энергосбережения. В дальнейшем, с 2011 по 2015 годы – цель сместилась в сторону сглаживания социальных последствий от влияния управленческих решений в части обеспечения энергетической безопасности. С 2016 по 2020 годы целью развития энергетического комплекса КНР выступало формирование актуальной системы энергетики [14]. Поставленные целевые ориентиры согласовывались с вызовами каждого из периодов, а достигаемые результаты становились базой для новых целей в следующей пятилетке.
Для КНР достижение целей гарантировалось строгим контролем и определением стандартов энергозатрат Госкомитетом КНР. Кроме того, исполнение энергостратегии строилось на принципах соблюдения правил международной торговли, обеспечения безопасности энергетической инфраструктуры, содействия развитию энергетики в мире [15]. На решение этих же задач направлена Совместная декларация министров энергетики о создании энергетического партнерства «Пояс и путь», которая открыта для всех стран. Основной посыл Документа - налаживание взаимовыгодного партнерства [16]. Таким образом, при анализе энергостратегии КНР видна взаимосвязь национальной безопасности с энергетической безопасностью, обеспечение чего достигается за счет соблюдения баланса интересов политических объединений и коммерческих структур. В случае выявления таких негативных тенденций, как рост энергозатрат, недостаточность энергетической инфраструктуры, отсутствие должного регулирования механизма ценообразования на нефтепродукты, делались выводы о несоответствии проводимой на уровне власти политики складывающимся условиям и необходимости пересмотра «конституционно-правового статуса уполномоченных органов» [7]. Преодоление указанных тенденций свидетельствовало о наращивании КНР потенциала в направлении усиления геополитического влияния страны на мировой арене, роста инвестиционных вложений в мировые экономические центры [7].
Отметим в этой связи, что в 2023 году впервые в истории Китая объем инвестируемых средств превысил число вложений, привлекаемых к экономике КНР. Однако в 2024 году было зафиксировано снижение объема инвестиций в экономику США [2]. При этом, США является одним из мировых экономических центров [3]. На наш взгляд, новая энергетика наравне с развитием наукоемких отраслей способствовали расширению зоны геополитического влияния Китая [4]. Занятию лидерских позиций на мировом рынке, согласно книге Рэя Далио «Принципы изменения мирового порядка», должна способствовать совокупность следующих факторов: «уровень образования, военная мощь, доля в мировой торговле, статус резервной валюты, наличие в стране мировых финансовых центров, конкурентоспособность и технологическое развитие». Уточним, что к 2025 году КНР достиг сопоставимых с США результатов по доле в мировой торговле и уровню технологического развития [5]. В результате, новая энергетика стала для Китая действенным инструментом геополитики. Данный опыт для России означает, что синтез традиционных и альтернативных источников энергии позволит достичь баланса в ТЭК, создавая предпосылки для передела мирового энергорынка [8].
Результаты исследования
Опыт Китая в части реализации энергостратегии свидетельствует о перспективности новой энергетики для России, даже с учетом текущих ограничений, накладываемых странами коллективного Запада. При этом, жесткий контроль за реализацией достигаемых целевых ориентиров представляется действенным способом решения текущих задач. Дальнейшая отсрочка перехода РФ к новой энергетике может стать критической и оказать негативное воздействие на уровень национальной и энергетической безопасности России.
Уточним в этой связи, что актуальность разработки и внедрения программы «Новая энергетика» в РФ была отмечена ещё в 2021 году. Ее основные задачи на тот момент сводились к следующим: снижение выбросов СО2, преодоление «климатических вызовов», диверсификация деятельности традиционных отраслей ТЭК. Решение последней задачи увязывалось с развитием таких новых направлений, как СПГ, нефтегазохимия, водородная энергетика [6]. В редакции от 02.02.2023 года Госпрограммы РФ «Развитие энергетики» стратегической целью развития национальной энергетики было определено укрепление и сохранение позиций России на мировом энергетическом рынке. Данная цель увязывалась с задачей роста показателей социально-экономического развития страны к 2035 году [7]. С нашей точки зрения, в текущих условиях развития российской экономики ориентация на 10-ти летний период должна подтверждаться промежуточными результатами. Кроме того, опыт Китая свидетельствует о перспективности пятилетнего планирования и обеспечения взаимосвязи между новой энергетикой, энергетической и национальной безопасностью. Увязывание показателей роста российской экономики с удержанием РФ на прежней позиции на мировом рынке энергетики на 10-ти летнем горизонте планирования, с нашей точки зрения, заведомо труднореализуемо. При этом, имеющийся опыт в разработке правовых положений в России свидетельствует о возможности утверждения новых программных документов до истечения срока реализации предыдущих. Отсутствие контроля за достижением поставленных целей приводит к накоплению значительного числа программных документов, что, на наш взгляд, затрудняет выстраивание взаимосвязей одних документов с другими.
В целом, приведенный выше опыт КНР свидетельствует о том, что государство ориентируется на занятие лидерских позиций на мировом рынке энергетики. Следовательно, для РФ, стремящейся к той же цели, учет опыта Китая позволит снизить вероятность наступления негативных последствий от принятия тех или иных управленческих решений, не соответствующих актуальным вызовам. Безусловно, что опыт Китая должен быть адаптирован к текущим реалиям функционирования российской экономии. Определяемые цели в правовых документах для того, чтобы быть достижимыми, должны базироваться не результатах предыдущего периода. Будущие цели должны быть согласованными не только с происходящими изменениями на рынке, но и с уже реализованными задачами. В этой связи, достижение технологического лидерства ТЭК РФ в период с 2036 до 2050 годов, на наш взгляд, представляется несогласованным с обеспечением национальной безопасности России, согласно госпрограмме «Развитие энергетики» [8].
Обсуждение
Обоснованность и своевременность перехода РФ к новой энергетике, признаваемая автором, поддерживается не всеми исследователями. Так, например, Абдулкадыров А.С., Идрисов И.М., Ишеков К.А. и Амбарцумов С.К. перспективным направлением развития энергетического комплекса РФ называют возобновляемые источники энергии (ВИЭ) [1; 4]. например, в [4] со ссылкой на работу Абдулкадырова А.С. и Идрисова И.М. [1]. Их развитие предполагается осуществлять на территории России посредством привлечения инвестиций, как государственных, так и частных. При этом, отсутствуют уточнения, каким образом будут распределяться инвестиции между рассматриваемыми участниками и чем именно объясняется такой выбор [4]. В дальнейшем в ходе исследования признается, что в России уровень развития альтернативной энергетики в целом гораздо ниже, чем в ведущих странах мира. Основными причинами такого явления называются следующие: рост стоимости капитальных затрат, длительные сроки строительства объектов инфраструктуры, существенные риски и ограниченность мер государственной поддержки. Также следует отметить фиксируемую фрагментарность нормативно-правовой базы в РФ в части регулирования и обеспечения реализации проектов в области развития альтернативной энергетики в стране [4]. В результате, отставание в актуальном нормативно-правовом обеспечении, как и несформировавшаяся «иерархия альтернативной энергетики» ведут к сдерживанию формирования правоприменительной практики. Данные положения выступают основными причинами, препятствующими выстраиванию эффективной системы государственного контроля в области альтернативной энергетики [4]. В этой связи, а также ориентируясь на прогноз, что к 2028 году возобновляемые источники энергии будут производить около 42% всей энергии в мире, поиск эффективных решений по управлению новой энергетикой в РФ становится наиболее актуальным [4].
Текущий этап развития альтернативной энергетики сопровождается в России региональной диспропорцией, которая проявляется в неравномерном участии субъектов РФ в проектах по развитию альтернативной энергетики. Складывающаяся особенность участия в проектах приводит к усилению данной тенденции из-за необходимости подтверждения участниками своего участия в прошлые периоды времени, что является одним из условий заявки. Такой тренд рассматривается как предпосылка «энергетической неустойчивости» России в будущем [4], особенно при текущей политике, проводимой государственными органами власти в части развития альтернативной энергетики. Так, согласно Распоряжению Правительства РФ от 8 января 2009 г. № 1-р [9], к 2035 году в России доля ВИЭ в общих электрогенерации и потреблении должна составить более 6%. Однако документом не уточнено, какие именно меры будут способствовать достижению комплексных показателей [4].
В целом, результаты проводимых исследований свидетельствуют о том, что причина неэффективного контроля за реализуемыми программными мероприятиями заключается в монополизации сектора энергетики в России [10]. При этом, складывающиеся изменения на мировом энергетическом рынке свидетельствуют о «достаточно медленных темпах проводимых преобразований». Данные обоснования базируются на практически не меняющемся соотношении между традиционными и альтернативными источниками энергии, начиная с 1973 года [10]. На наш взгляд, любому технологическому прорыву предшествует длительный этап подготовительных работ, как в части изучения теоретических подходов, приемлемых к применению, так и практического опыта. Отсутствие последнего для мирового энергетического рынка является естественным, т.к. данная система единственная в своем роде. Следовательно, длительный цикл подготовки к критическому соотношению между традиционной и альтернативной энергетикой может свидетельствовать о скором (относительно периода ожидания) наступлении данного события. При этом, дискуссионным выступает положение о том, что для России подобная трансформация будет означать стабильность в развитии в будущем периоде времени.
Заключение
Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в оценке новой энергетики в РФ как технологическому прорыву в российской экономике. Имеющийся опыт других стран в данном направлении выявил основную проблему – недостаточность контроля за исполнением программных мероприятий. Одно из решений данной проблемы - устранение монополизации на энергетическом рынке России. В случае, если данное решение представляется малообоснованным, это не означает, что переход к новой энергетике в России в ближайшее время будет отложен на неопределенный срок, однако потребует поиска компромиссных управленческих мер.
Автор считает, что проблема сдерживания перехода к новой энергетике заключается, в конечном итоге, в монополизации на российском энергетическом рынке. Текущая геополитическая ситуация, вернее сказать результат от вводимых против России санкций, с нашей точки зрения, актуализирует вопрос перехода к новой энергетике. При этом основной вопрос текущего этапа: следует ли переходить к новой энергетике уже сейчас или после снятия санкционных ограничений. С одной стороны, сдерживание данного процесса до настоящего времени свидетельствует об отсутствии совокупности факторов, обеспечивающих переход России в определенный момент времени к новой энергетике. С другой стороны, приведенный в исследовании опыт других стран подтверждает перспективность новой энергетики. Для РФ, по мнению автора, современное состояние развитие экономики характеризуется состоянием, в котором новая энергетика может и должна сопровождаться технологическим прорывом в российской экономике. В условиях ограничений технологический прорыв представляется труднореализуемым. Следовательно, к окончанию снятия санкций с России в стране должны быть созданы предпосылки для перехода к новой энергетике. Понимание того, что монополизация российского энергетического рынка и технологический прорыв являются неотделимыми составляющими новой энергетики, представляется обоснованным в текущем периоде времени рассмотреть сценарии ухода от монополии на рынке энергетики в РФ, а также расставить приоритеты в осваиваемых в России технологиях. В такой ситуации усиливается потребность в привлечении инвестиционных средств. На наш взгляд, наибольшая заинтересованность в инвестировании будет у участников рынка при уходе от монополии к новой модели рынка (или их гибрида). Автор считает, что в ближайшее время потребуется оценить перспективность каждой из моделей рынка с точки зрения перехода к новой экономике в наиболее короткие сроки, обеспечения технологического прорыва отрасли энергетики России, ухода от монополии. Автор надеется, что данное исследование дополнит существующие представления о роли новой энергетики в процессе развития национальной экономики особенно в посткризисных условиях (после окончания санкционного периода) и стремлении к технологическому суверенитету на основе технологического прорыва.
[1] Кулев А. Природоподобные технологии. URL: https://proza.ru/2022/05/03/1721 (дата обращения: 21.10.2025).
[2] Инвестиции Китая в странах мира. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 09.10.2025).
[3] Экономические центры мирового хозяйства. URL: https://spravochnick.ru/mirovaya_ekonomika/mirovoe_hozyaystvo/ekonomicheskie_centry_mirovogo_hozyaystva/ (дата обращения: 09.10.2025).
[4] Экономика Китая: как из аграрной страны превратиться в технологического лидера. URL: https://t-j.ru/chinese-miracle/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 09.10.2025).
[5] Экономика Китая: как из аграрной страны превратиться в технологического лидера. URL: https://t-j.ru/chinese-miracle/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 09.10.2025).
[6] Правительство России готовит стратегический документ «Новая энергетика». URL: https://globalenergyprize.org/ru/2021/04/12/pravitelstvo-rossii-gotovit-strategicheskij-dokument-novaya-energetika/ (дата обращения: 09.10.2025).
[7] Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321. URL: https://minenergo.gov.ru/activity/government-program?docs-group=file-276804 (дата обращения: 09.10.2025).
[8] Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2050 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2025 года №908-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411766542/ (дата обращения: 09.10.2025).
[9] Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 января 2009 г. №1-р). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94737/ (дата обращения: 11.10.2025).
Источники:
2. Аникин Д.А., Мамычев А.Ю. Технологический суверенитет в цифровую эпоху развития российского общества: политики-правовой аспект // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. – 2024. – № 5. – c. 54-74. – url: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_82546708_43409097.pdf.
3. Ахмедова А.А. Опыт зарубежных стран в развитии альтернативной энергетики // Наука, техника и образование. – 2020. – № 10. – c. 75-78.
4. Ишеков К.А., Амбарцумов С.К. Формирование нормативно-правовых основ государственной политики в сфере альтернативной энергетики // Государственное управление. Электронный вестник. – 2024. – № 105. – c. 136-150. – url: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_69864924_88024575.pdf.
5. Камчатова Е.Ю., Муратова М.Н. Возможности применения ресурсного подхода при обеспечении технологического суверенитета промышленности РФ // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 2. – c. 196–201.
6. Кокоев М.Н. Технические инновации и их роль в альтернативной энергетике // Вестник науки и образования Северо-Запада России. – 2022. – № 4. – c. 20-30.
7. Кукеев А.К. // Вестник Карагандинского университета. Серия Право. – 2024. – № 2. – c. 48-59. – url: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_69172289_89537942.pdf.
8. Панина О.В. Теоретические аспекты государственного управления топливно-энергетическим комплексом Российской Федерации // Вестник РАЕН. – 2023. – № 4. – c. 120-125. – url: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_59853434_75159585.pdf.
9. Рагулина Ю. В., Братарчук Т. В. Характеристика механизмов реализации государственной промышленной политики // Вестник Российской академии естественных наук. – 2022. – № 2. – c. 57–63.
10. Седых К.В., Слинько А.А. Актуальные вопросы государственной политики российской федерации в области электроэнергетики // Регион: системы, экономика, управление. – 2023. – № 1. – c. 122-127. – url: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54148161_41007211.pdf.
11. Федина Е.Н., Утенков Г.Н., Горшков Е.А. Обеспечение энергетической безопасности России: политико-управленческие и технологические аспекты в условиях финансово-экономического кризиса // Вопросы управления. – 2020. – № 1. – c. 192-212.
12. Янковская Е.С. Цифровизация и технологический суверенитет России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2023. – № 1. – c. 81–85.
13. China\'s 14th five-year plan published in booklet. [Электронный ресурс]. URL: http://english.www.gov.cn/news/topnews/202103/14/content_WS604dc8c (дата обращения: 25.09.2025).
14. Li J., Wang X. Energy and Climate Policy in China Twelve Five Plan: A paradigm shift // Energy Policy. – 2012. – № 2. – p. 519–528.
15. Lyu Ch., Xie Z., Li Z. Market Supervision, Innovation Offsets and Energy Efficiency: Evidence from Environmental Pollution Liability Insurance in China // Energy Policy. – 2022. – p. 113267.
16. Zhao F., Bai F., Liu X., Liu Z. A Review on Renewable Energy Transition under China`s Carbon and Neutrality Target // Sustainability. 2022. Vol. 14. Iss. 22
Страница обновлена: 05.11.2025 в 12:36:36
New energy as a technological breakthrough in the Russian economy
Jungbludt S.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)
Abstract:
The expanding list of challenges from the external environment requires a reassessment of the management methods used in all sectors and spheres of the Russian national economy. This task is particularly acute for the energy complex of the Russian Federation, the priority development of which is confirmed at the state level. The transition to a globally recognized model of future energy supply – new energy – is a condition for Russia that affects the determination of the position of the Russian Federation in the global energy market. At the same time, increasing the influence of the geo-political factor requires a flexible and at the same time systematic approach to solving the tasks set. The article aims to substantiate a set of measures towards the development of the Russian energy industry in the context of restrictions and the desire of the Russian Federation to occupy a leading position in the global energy market. The research is based on recent publications by Russian and foreign authors. The application of such scientific research methods as analysis and synthesis, observations and experiments allowed to reveal the goal and draw conclusions about the prospects of the transition of the Russian Federation to the stage of new energy. In the course of the research, the author substantiated a hypothesis on the application of a flexible approach in the transition to a new energy sector.
Keywords: new energy, energy complex of the Russian Federation, national security, strategic management, technological infrastructure
JEL-classification: F52, H56, H12
References:
Abdulkadyrov A.S., Idrisov I.M. (2022). Issues of development and implementation of projects in the field of alternative energy in modern conditions. Promyshlennaya ekonomika. (4–3). 236–240. doi: 10.47576/2712-7559_2022_4_3_236.
Akhmedova A.A. (2020). Experience of foreign countries in the development of alternative energy. Science, Technology and Education. (10). 75-78.
Anikin D.A., Mamychev A.Yu. (2024). Technological sovereignty in the digital era of the development of russian society: a political and legal aspect. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki. (5). 54-74.
China\'s 14th five-year plan published in booklet. Retrieved September 25, 2025, from http://english.www.gov.cn/news/topnews/202103/14/content_WS604dc8c
Fedina E.N., Utenkov G.N., Gorshkov E.A. (2020). Ensuring Russia’s energy security: political, managerial and technological aspects in the context of the financial and economic crisis. Voprosy upravleniya. (1). 192-212.
Ishekov K.A., Ambartsumov S.K. (2024). Formation of regulatory framework of the state policy in the field of alternative energy. Public administration. Electronic Bulletin. (105). 136-150.
Kamchatova E.Yu., Muratova M.N. (2023). The possibilities of using the resource approach in ensuring the technological sovereignty of the industry of the Russian Federation. Innovation and Investment. (2). 196–201.
Kokoev M.N. (2022). Technical innovation and its role in alternative energy sources. Vestnik nauki i obrazovaniya Severo-Zapada Rossii. (4). 20-30.
Kukeev A.K. (2024). State policy of ensuring energy security in foreign countries: constitutional and legal aspect. Vestnik Karagandinskogo universiteta. Seriya Pravo. 114 (2). 48-59.
Li J., Wang X. (2012). Energy and Climate Policy in China Twelve Five Plan: A paradigm shift Energy Policy. 41 (2). 519–528.
Lyu Ch., Xie Z., Li Z. (2022). Market Supervision, Innovation Offsets and Energy Efficiency: Evidence from Environmental Pollution Liability Insurance in China Energy Policy. 171 113267.
Panina O.V. (2023). Theoretical aspectsof state management of the fuel and energy complex of the Russian Federation. Vestnik RAEN. 23 (4). 120-125.
Ragulina Yu. V., Bratarchuk T. V. (2022). Characteristics of mechanisms for the implementation of state industrial policy. Vestnik Rossiyskoy akademii estestvennyh nauk. 22 (2). 57–63.
Sedyh K.V., Slinko A.A. (2023). Current issues of the state policy of the Russian Federation in the field of electric power industry. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. (1). 122-127.
Yankovskaya E.S. (2023). Digitalization and technological sovereignty of Russia. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. (1). 81–85.
Zhao F., Bai F., Liu X., Liu Z. A Review on Renewable Energy Transition under China`s Carbon and Neutrality Target // Sustainability. 2022. Vol. 14. Iss. 22
