Цифровизация взаимодействия органов власти и населения в сфере жилищной политики Республики Беларусь
Еременко М.М.![]()
1 Институт жилища - НИПТИС им. Атаева С.С., Минск, Беларусь
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме цифровизации взаимодействия органов власти и населения в сфере государственной жилищной политики Республики Беларусь. В ходе исследования определен детальный состав информации, необходимой гражданину на всех этапах решения жилищной проблемы, и проанализированы системные проблемы ее предоставления, такие как разрозненность и отсутствие унификации данных. В качестве решения автором предлагается научно обоснованный подход, основанный на развитии интеграционной информационной подсистемы «Государственная жилищная политика» (ГИС «Госстройпортал»). Разработанная модель информационных потребностей гражданина легла в основу функциональной структуры подсистемы, охватывающей сведения о жилищном учете, мерах поддержки, программах строительства и распределении государственного имущества. Обоснована роль платформы как инструмента не только для информирования, но и для организации обратной связи, что особенно актуально в контексте реновации жилья. Доказывается, что реализация данного подхода позволит создать целостный, прозрачный и ориентированный на гражданина механизм, повышающий эффективность государственного управления.
Ключевые слова: государственная жилищная политика в области обеспечения граждан жильем, цифровизация, информационно-коммуникационное взаимодействие, органы государственной власти, население, информационная система
JEL-классификация: L86, M15, R20, R23
Введение. Неотъемлемым условием результативной реализации государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем является построение эффективной системы информационно-коммуникационного взаимодействия между государством и обществом. В условиях цифровой трансформации традиционные модели коммуникации пересматриваются, что делает вопрос организации такого взаимодействия, основанного на принципах открытости, доверия и диалога, особенно актуальным.
В качестве «взаимодействия между органами государственной власти и населением» [1] будем понимать «взаимодействие систематического и регулярного характера между органами государственной власти и гражданами в качестве равноправных партнеров, нацеленных на получение ответной реакции друг от друга, в связи с решением какой-либо проблемы» [1]. Информационный аспект этого взаимодействия подразумевает обмен данными, а коммуникационный — построение продуктивного сотрудничества, вовлечение граждан в процесс принятия управленческих решений.
Важную роль информационно-коммуникационное взаимодействие между органами власти и населением играет также при реализации государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем. Вопросы эффективной организации такого взаимодействия являются особенно актуальными в условиях постепенного проникновения цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности.
Несмотря на то, что проблемы взаимодействия в экономике и государственном управлении рассматривались рядом авторов, таких как Пядышева Т. Г., Чарыкова Е. А. [2], Рубанов В.А. [3], [4], Копалова О. С., Черкасова В. Ю. [5], Листопад Ю. С., Дидковская Я. В. [6], применительно к узкой сфере жилищной политики этот вопрос остается малоизученным.
Целью данного исследования является разработка научно-обоснованного подхода к цифровизации информационно-коммуникационного взаимодействия органов власти и населения в сфере жилищной политики Республики Беларусь на основе создания и развития интеграционной информационной подсистемы «Государственная жилищная политика».
Основная часть. Для рассмотрения существующей системы коммуникационно-информационного взаимодействия между органами власти, реализующими государственную жилищную политику, и населением в Республике Беларусь, определим состав такого взаимодействия.
Различные авторы приводят свой набор форм взаимодействия государственных органов власти и населения, при этом можно заметить, что все они сводятся в общем к информационной (прямой и обратной) и организационно-практической связям [3, с. 121]:
- прямая информационная связь заключается в передаче информации от органа власти населению, включая «информирование населения о деятельности органов власти» [2, с. 47], [4, с. 70], [5, с. 15] принятых и предполагаемых решениях в той или иной сфере с целью заботы об интересах граждан, формирования у населения положительного имиджа власти [2, с. 45], [5, с. 15], формирования общественного мнения определенной идеологической направленности [5, с. 15], общественный контроль за деятельностью органов государственного управления [4, с. 70];
- «обратная связь от населения» [5, c. 15] имеет цель получения информации, которую можно использовать при принятии управленческих решений [2, с. 46], «выяснение общественного мнения о планах, проектах и решениях в период до их окончательного принятия» [4, с. 70], а также проведения выборов и референдумов [6, с. 206];
- организационно-практические связи реализуются через обращения граждан в органы государственной власти за решением персональных вопросов, в том числе за получением государственных услуг, осуществлением административных процедур, подачи жалоб [2, с. 47], [4, с. 70].
Полномочия в сфере жилищной политики, направленной на обеспечение граждан жильем, в Беларуси распределены между несколькими уровнями власти. Основная ответственность лежит на Министерстве архитектуры и строительства, в структуре которой за это отвечает специальное Главное управление строительства и жилищной политики. Региональные аспекты реализуются местными органами исполнительной власти, а некоторые узкоспециальные вопросы могут быть закреплены за другими республиканскими ведомствами.
Органы власти Республики Беларусь выстраивают информационно-коммуникационное взаимодействие с населением по вопросам обеспечения жильем по тем же ключевым направлениям, что и во многих других странах. Как и в большинстве государств, жилищная политика в Беларуси реализуется на общегосударственном и местном уровнях, и именно ответственные за нее органы управления доводят важную для граждан информацию до сведения населения. Для сравнения можно привести следующие примеры из международной практики:
- в Великобритании эту функцию выполняют Правительство Великобритании [7] и советы округов на местном уровне [8], а доступ к информации предоставляется через единый портал GOV.UK;
- в Казахстане основными субъектами государственной жилищной политики являются Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан (с входящим в его структуру Комитетом по делам строительства и ЖКХ) на общегосударственном уровне и акиматы — на местном;
- в Российской Федерации выработку и проведение государственной жилищной политики осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) [9]. Ключевым оператором по ее практической реализации выступает подконтрольная ему госкорпорация развития «ДОМ.РФ», которая финансирует строительство, разрабатывает стандарты и управляет ипотечными программами. При этом субъекты Федерации наделены полномочиями по разработке собственных мер поддержки в рамках общей стратегии [10, c. 142-143].
Так, определим состав информации о деятельности органов власти по вопросам реализации государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем в Республике Беларусь. Для этого построим логическую модель действий гражданина при решении жилищного вопроса с момента осознания своей потребности до получения ключей от жилья (рисунок 1). В соответствии с данной моделью определим те сведения, которые смогут ему понадобиться на каждом этапе.
Этими сведениями являются:
- информация о мерах государственной поддержки граждан: перечень видов помощи гражданам при улучшении жилищных условий и условия их предоставления;
- информация о государственных, региональных и местных программах жилищного строительства (их наличии и ходе реализации, строящихся жилых домах);
- информация о распределении государственного имущества: земельных участков, арендного жилья государственного жилищного фонда и бесхозных жилых домов, включая реестры имущества, а также условия и процедуру его получения;
- правовая база: тексты нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование сферы обеспечения граждан жильем);
- статистические данные: объемы ввода жилья различных видов, количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, получивших жилье и улучшивших жилищные условия, объем жилищного фонда и др.).
Получение обратной связи от населения и обращения граждан в органы государственной власти все чаще реализуется через систему электронного правительства (государства). Пионерами в развитии данной системы, традиционно занимающими ведущие позиции в международных рейтингах (например, ООН по развитию электронного правительства), являются Великобритания, Южная Корея, Сингапур, Дания [11, с. 1] и другие перечисленные страны, чей опыт в настоящее время тиражируется по всему миру.
Рисунок 1 — Модель решения жилищной проблемы гражданином
Примечание – Источник: собственная разработка
Получение обратной связи от населения в Республике Беларусь по вопросам реализации государственной жилищной политики происходит не особенно активно и сводится в основном, к эпизодическим публичным обсуждениям проектов нормативных правовых актов. Согласно Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» у нормотворческих органов отсутствует обязанность выноса каких-либо нормативных правовых актов на публичное обсуждение. При этом статья 7 «Публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов» данного Закона гласит, что проект нормативного правового акта может быть вынесен на публичное обсуждение «по решению Президента Республики Беларусь, иного субъекта права законодательной инициативы, нормотворческого органа (должностного лица) либо государственного органа (организации), осуществляющих подготовку проекта нормативного правового акта» [7]. При этом «информация о проведении публичного обсуждения проекта нормативного правового акта размещается на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, а также на официальных сайтах государственных органов (организаций) (далее - интернет-сайты), иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет, определенных организатором публичного обсуждения, в средствах массовой информации» [7].
На практике на публичное обсуждение выносится не так много проектов нормативных правовых документов в сфере государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем. Так, согласно Правовому форуму Беларуси Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь Pravo.by в 2021 г. проводилось обсуждение проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 марта 2021 г. № 116» (вопросы отчуждения жилых домов в сельской местности и совершенствования работы с пустующими домами), Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об ипотеке», Проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об особенностях использования арендного жилья», в 2022 году проводилось обсуждение Проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (вопросы регулирования порядка эмиссии жилищных облигаций), проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке формирования стоимости работ при строительстве объектов для физических лиц, проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687» (вопросы в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности), проекта Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в 2025 году проводилось обсуждение проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 1297» (вопросы предоставления и использования арендного жилья) [13].
Важным каналом организационно-практической связи являются обращения граждан в органы государственной власти за получением государственных услуг, в том числе за осуществлением административных процедур, подачи жалоб с целью решения персональных жилищных проблем.
Порядок подачи обращений граждан в «государственные органы и иные государственные организации и получение ответов (уведомлений) на них» [14] регламентируется Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». При этом «Обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме» [14]. Обращения по вопросам обеспечения граждан жильем возможно подать в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь и/или иные государственные органы лично или посредством почтового отправления. Подача электронных обращений со 02 января 2023 г. осуществляется посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц по электронному адресу https://обращения.бел/.
Как и в других сферах, в сфере обеспечения граждан жильем заинтересованные лица, согласно Закону Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур», могут в письменной, устной либо электронной форме обращаться в уполномоченные органы за осуществлением административных процедур. При этом, согласно ст. 14 данного Закона «Заявление заинтересованного лица в электронной форме подается через единый портал электронных услуг. Перечень административных процедур, заявления заинтересованных лиц по которым подаются в электронной форме через единый портал электронных услуг, определяется Советом Министров Республики Беларусь с указанием в таком перечне способа идентификации и аутентификации заинтересованного лица, а также возможности подачи административной жалобы и получения административного решения через единый портал электронных услуг» [15].
Помимо административных процедур у граждан востребованы электронные услуги. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2017 № 637 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур» «электронная услуга — оказываемая оператором ОАИС (общегосударственная автоматизированная информационная система) услуга, связанная с деятельностью по поиску, получению, передаче, обработке, распространению и (или) предоставлению информации посредством ОАИС, не являющаяся административной процедурой» [16]. Предоставление электронных услуг (получение выписок, сведений, справок, электронных документов для решения бытовых или деловых ситуаций граждан и бизнеса) из государственных информационных ресурсов, обеспечивает ОАИС на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» по адресу https://e-pasluga.by.
Ключевыми проблемами существующего информационного обеспечения граждан Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем являются разрозненность данных и отсутствие их унификации при предоставлении разными органами государственного управления.
Так, например, «информация о вакантном арендном жилье, и свободных земельных участках, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов и свободных (незанятых) земельных участков в садоводческих товариществах по районам территориально-административных областей, о проектных декларациях застройщиков многоквартирных жилых домов расположена на сайтах соответствующих региональных исполнительных комитетов по месту их расположения. При этом форма предоставления этой информации у всех различная.
Вследствие этого граждане, которые, например, осуществляют поиск свободного земельного участка для индивидуального жилищного строительства (арендного помещения, объекта долевого строительства) в нескольких районах и областях, вынуждены обращаться на различные сайты соответствующих исполкомов, что затрудняет и затягивает процесс поиска, сравнения результатов» [17, с. 433-434].
Нормативные правовые акты, статистические данные в сфере жилищной политики, а также новостная информация расположена на специализированных порталах, сайтах и иных интернет-ресурсах исполкомов, Минстройархитекуры и других организаций.
Также вся вышеперечисленная информация может публиковаться в печатных средствах массовой информации, например, в официальном издании Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Республиканской строительной газете» либо в иных газетах республиканского, областного или городского значения.
В целях повышения эффективности информирования граждан по вопросам обеспечения жильем в республике была разработана и введена в опытно-промышленную эксплуатацию информационная подсистема «Государственная жилищная политика» ГИС «Госстройпортал». Подсистема полностью охватывает перечисленные направления информационного взаимодействия органов власти и граждан в области обеспечения жильем (кроме сбора обратной связи), учитывает его существующие системные проблемы и содержит следующие разделы:
- свободные арендные квартиры государственного жилищного фонда, предлагаемых для реализации соответствующими исполкомами;
- свободные земельные участки для индивидуального жилищного и дачного строительства, предлагаемых для реализации соответствующими исполкомами;
- перечень организаций, предоставляющих услуги при проектировании и строительстве индивидуальных жилых домов и производителей готовых домокомплектов для индивидуального домостроительства;
- тексты нормативных правовых актов в сфере государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем;
- перечень организаций, осуществляющих финансирование жилищного строительства путем кредитования и займов, включая сведения об их кредитных предложениях;
- статистические и аналитические показатели в сфере государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем;
- сведениях об электронных административных процедурах и государственных услугах.
В соответствии с новым направлением жилищной политики Республики Беларусь — «реновацией жилья», которое было задекларировано в Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07 марта 2025 г. № 144 [18], — информационная подсистема «Государственная жилищная политика» может быть использована для информирования граждан по вопросам ее проведения. Например, посредством данной подсистемы могут быть организованы общественные обсуждения проектов реновации конкретных районов и домов, предоставляться сведения о включении домов в программу реновации, а также публиковаться информация о критериях отбора домов для включения в программы реновации, графиках и перспективных планах расселения, предлагаемых гражданам вариантах нового жилья или компенсации, и иные сведения. Доработка данной подсистемы позволит также реализовать такой элемент информационно-коммуникационного взаимодействия органов власти и населения, как получение обратной связи от населения.
Создание информационной подсистемы «Государственная жилищная политика» позволит:
- минимизировать временные и иные ресурсы субъектов жилищной политики на поиски релевантной информации, полезной при принятии решении, в том числе управленческих, в вопросах обеспечения граждан жильем за счет интеграции данных в одном информационном ресурсе;
- унифицировать информацию, что приведет к устранению ее дублирования, обеспечит согласованность и позволит проводить сравнительный анализ данных по регионам и в динамике;
- способствовать повышению правовой грамотности и информированность граждан о механизмах и инструментах государственной жилищной политики в сфере обеспечения жильем за счет обеспечения открытого доступа к текстам соответствующих нормативных правовых актов;
- сформировать систему взаимодействия органов власти и населения в вопросах обеспечения граждан жильем, основанной на транспарентности (прозрачности) и обратной связи через систематическую публикацию статистических данных, отчетов о реализации государственных программ и проектов нормативных правовых актов, а также создание возможности для граждан участвовать в формировании государственной жилищной политики через участие в общественных обсуждениях проектов нормативных правовых актов;
- создать условия для адресного решения жилищных проблем граждан путем обеспечения возможности дистанционной подачи обращений в органы власти, получения государственных услуг и осуществления административных процедур, связанных с решением персональных жилищных проблем.
Заключение. Таким образом, разработка и внедрение информационной подсистемы «Государственная жилищная политика» представляет собой научно обоснованный подход к цифровизации взаимодействия власти и общества. Этот подход позволяет преодолеть фрагментарность существующей системы, трансформируя ее в целостный, прозрачный и ориентированный на гражданина механизм. Реализация данного проекта способна существенно повысить эффективность государственного управления в жилищной сфере, оптимизировать ресурсные затраты и, что наиболее важно, укрепить доверие населения за счет обеспечения подлинной открытости, адресности и вовлеченности в процесс принятия решений.
Источники:
2. Пядышева Т.Г., Чарыкова Е.А. Особенности функционирования PR-службы государственного учреждения (на примере отдела пресс-службы администрации г. Уварово Тамбовской области) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. – 2018. – № 14. – c. 45-50.
3. Рубанов В.А. Организационная коммуникация в системе «власть-население» // Организационная коммуникация: Материалы международной научно-практической конференции. Минск, 2015. – c. 120-123.
4. Рубанов В.А. Система взаимодействия органов власти и населения как объект социологического исследования // Философия и социальные науки. – 2013. – № 1. – c. 69-73. – url: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49754/1/pages%2069-73%20Rubanou.pdf.
5. Копалова О.С., Черкасова В.Ю. Информационное взаимодействие органов власти с населением // Муниципалитет: экономика и управление. – 2017. – № 2(19). – c. 14-20. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-vzaimodeystvie-organov-vlasti-s-naseleniem.
6. Листопад Ю.С., Дидковская Я.В. Перспективы применения информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии власти и населения: анализ зарубежного опыта // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. В двух томах. Том 1. Екатеринбург, 2019. – c. 204-208.
7. Как получить жилье от государства и кто имеет на это право. Egov. [Электронный ресурс]. URL: https://egov.kz/cms/ru/articles/receive_housing (дата обращения: 20.10.2025).
8. Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах. / Конспект лекций. - М.: Логос, 2005. – 170 c.
9. Жилищная политика. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/zhilishnaya-politika/ (дата обращения: 21.10.2025).
10. Петрина О.А., Стадолин М.Е. О реализации государственной жилищной политики в регионах России // Вестник университета. – 2014. – № 16. – c. 140-144. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/o-realizatsii-gosudarstvennoy-zhilischnoy-politiki-v-regionah-rossii.
11. Титова А.И. Электронное правительство в России и за рубежом // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2018. – № 1. – c. 410-416. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossii-i-za-rubezhom.
12. О нормативных правовых актах: Закон Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З: в ред. от 28 июня 2024 г. № 15-З. Ilex. [Электронный ресурс]. URL: https://ilex.by/ (дата обращения: 09.09.2025).
13. Публичное обсуждение проектов НПА: Правовой форум Беларуси. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://forumpravo.by/publichnoe-obsuzhdenie-proektov-npa/forum15/ (дата обращения: 09.09.2025).
14. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З: в ред. от 17 июля 2023 г. № 284-З. Ilex. [Электронный ресурс]. URL: https://ilex.by/ (дата обращения: 10.09.2025).
15. Об основах административных процедур: Закон Респ. Беларусь от 28 окт. 2008 г. № 433-З: в ред. от 05 дек. 2024 г. № 44-З. Ilex. [Электронный ресурс]. URL: https://ilex.by/ (дата обращения: 10.09.2025).
16. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур»: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 22 авг.2017 г. № 637: в ред. от 25 окт. 2024 г. № 792. Ilex. [Электронный ресурс]. URL: https://ilex.by/ (дата обращения: 22.09.2025).
17. Еременко М.М. Цифровая трансформация государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем // Тенденции экономического развития в XXI веке: Материалы VІ Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию экон. фак. БГУ. В 2 ч. Ч. 1. Минск, 2024. – c. 432-435.– url: https://elib.bsu.by/handle/123456789/317223.
18. О Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года: постановл. Совета Министров Респ. Беларусь от 07 марта 2025 г. № 144. Ilex. [Электронный ресурс]. URL: https://ilex.by/ (дата обращения: 22.09.2025).
Страница обновлена: 28.11.2025 в 21:14:10
Digitalization of interaction between authorities and the population in housing policy of the Republic of Belarus
Yaromenka M.M.Journal paper
Russian Journal of Housing Research
Volume 12, Number 4 (October-December 2025)
Abstract:
The article examines the urgent problem of digitalization of interaction between authorities and the population in public housing policy of the Republic of Belarus. The article provides the detailed composition of the information needed by a citizen at all stages of solving the housing problem and analyzes the systemic problems of its provision, such as fragmentation and lack of data unification. As a solution, the author suggests a scientifically based approach based on the development of the integration information subsystem "State Housing Policy" (GIS "Gosstroyportal"). The developed model of the citizen's information needs formed the basis of the functional structure of the subsystem, which includes information on housing accounting, support measures, construction programs and the distribution of public property. The role of the platform as a tool is justified not only for informing but also for organizing feedback, which is especially important in the context of housing renovation. It is proved that the implementation of this approach will create a holistic, transparent and citizen-oriented mechanism that increases the effectiveness of public administration.
Keywords: state housing policy in providing citizens with housing, digitalization, information and communication interaction, public authorities, population, information system
JEL-classification: L86, M15, R20, R23
References:
Eremenko M.M. (2024). Digital transformation of the state housing policy of the Republic of Belarus in the field of providing citizens with housing Trends in economic development in the 21st century. 432-435.
Kopalova O.S., Cherkasova V.Yu. (2017). Information interaction of public authorities with the population. Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie. (2(19)). 14-20.
Listopad Yu.S., Didkovskaya Ya.V. (2019). Prospects of application of information and communicative technologies in the interaction of power and population: analysis of foreign experience Strategies for the development of social communities, institutions and territories. 204-208.
Petrina O.A., Stadolin M.E. (2014). About realization of the state housing policy in regions of Russia. Vestnik Universiteta. (16). 140-144.
Pyadysheva T.G., Charykova E.A. (2018). Features of functioning of pr-service state agencies (on example of department a press-services of city administration of Uvarovo of the Tmbov region). Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Obschestvennye nauki. 4 (14). 45-50.
Rubanov V.A. (2013). System of relations between government bodies and population as an object of sociological research. Filosofiya i sotsialnye nauki. (1). 69-73.
Rubanov V.A. (2015). Organizational communication in the "government-population" system Organizational communication. 120-123.
Startsev Ya.Yu. (2005). State and municipal administration in foreign countries M.: Logos.
Titova A.I. (2018). Electronic government in Russia and abroad. Russia: trends and development prospects. 13 (1). 410-416.
