Стипендии и другая денежная помощь студентам в системе мер социальной поддержки домохозяйств со студентами

Селиванова О.В., Прошин И.А.
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена изучению мер социальной поддержки студентов и их влияния на уровень благосостояния домохозяйств. Целью исследования является оценка влияния студенческих стипендий и социальных выплат на финансовое положение домохозяйств, имеющих в своём составе учащуюся молодёжь. С применением микросимуляционного анализа, проведённого на основе микроданных «Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах» (ВНДН) Росстата за 2024 год, показано, что домохозяйства со студентами испытывают более высокие риски бедности, чем домохозяйства без студентов. Финансовое положение домохозяйств со студентами в значительной степени зависит от их состава. Наибольшие показатели бедности регистрируются в студенческих семьях и в домохозяйствах, где студенты проживают вместе с лицами старше трудоспособного возраста. Результаты исследования показывают, что условия назначения государственных социальных стипендий и другой денежной помощи способствуют сокращению дефицита денежных доходов домохозяйств со студентами, но недостаточны для ощутимого снижения показателей бедности как в рассмотренных группах домохозяйств, так и населения в целом. Практическую значимость исследования представляют дополнительные к имеющимся официальным статистическим данным характеристики бедности в различных типах домохозяйств со студентами, что может быть использовано при разработке и актуализации мер по сокращению уровня бедности в субъектах РФ.

Ключевые слова: бедность, государственная социальная помощь, студенты, студенческие семьи, домохозяйства со студентами

JEL-классификация: I30, I38, I32, P36, P46



Введение

Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи – одна из важнейших национальных целей Российской Федерации, что находит своё отражение в Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309, определяющем в качестве базовых ориентиров снижение уровня бедности ниже 7 процентов к 2030 году и ниже 5 процентов к 2036 году, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12 процентов к 2030 году и до 8 процентов к 2036 году.

Достижение поставленных задач сочетано с реализацией эффективных мер государственного управляющего воздействия, направленных на повышение уровня жизни уязвимых групп населения, помощь которым является приоритетной. Именно к таким группам и в России, и за рубежом, относится студенчество.

Студенческая молодежь занимает значительную страту в современном российском обществе. По данным Министерства образования и науки, в 2024 г численность студентов, получающих высшее или среднее профессиональное образование в стране, составляла около 8,3 млн человек [1]. При этом ежегодные статистические обследования населения, проводимые Росстатом, показывают, что уровень бедности молодых людей, обучающихся по очной форме, традиционно превышает показатели бедности в целом по стране [2].

Высокие показатели бедности среди учащейся молодежи регистрируются и в странах Евросоюза. По оценкам Евростата, в 2024 году риску бедности или социальной изоляции подвергались 24,1% или около 17,3 миллионов человек в возрасте 15-29 лет, значительную часть которых составляют студенты. При этом наиболее высокая уязвимость как с точки зрения риска бедности, так и с точки зрения материальных лишений, отмечается в самых молодых возрастных группах 15-24 лет (26,0%). [3]

Зарубежные исследователи [16, 17, 18, 19] отмечают, что нехватка средств вынуждает студенческую молодежь, нередко из сельских семей с невысокими доходами, отказываться от качественного и разнообразного питания, несвоевременно оплачивать жилищно-коммунальные услуги и арендную плату, ограничивает возможности получения дополнительного образования, приводит к снижению академической успеваемости и к рискам отчисления. Еще большие финансовые трудности по сравнению с их бездетными сверстниками испытывают студенческие семьи с детьми. Из-за несовершенства существующих программ финансовой помощи и острой нехватки собственных средств рождение ребенка вынуждает многих молодых людей сокращать учебную нагрузку или даже отказываться от получения образования.

Схожие проблемы типичны и для российской студенческой молодежи. В работах отечественных ученых показано, что социально-экономическое положение современных студентов в многом определяется увеличившимися, по сравнению с советским периодом, сроками получения образования и связанной с этим экономической и социальной зависимостью от родительской семьи [3]. В свою очередь материальное положение семьи, образовательный уровень родителей, условия проживания оказывают значительное влияние на успеваемость обучающихся. Эта проблема особенно актуальна в условиях регионального неравенства [4].

Сложившийся за последние годы рост требований работодателей к образовательному уровню молодых людей, ищущих работу, конкурентная среда на региональных рынках труда диктуют потребность получения трудового стажа параллельно с обучением [6]. Стремление студентов найти баланс между трудовой и образовательной деятельностью ведет их в ряды прекариата со всеми преимуществами и рисками такого вида занятости [2, 15].

Согласно недавнему исследованию аналитического центра НАФИ [4], нерегулярный заработок имеют 59% студентов. Более половины молодых людей в возрасте от 19 до 24 лет (57%) живут отдельно от родителей или иных родственников. При этом лишь 30% из самостоятельно живущих молодых россиян могут справиться в решении своих жилищных и бытовых вопросов без поддержки родителей.

Сложное финансовое положение и жилищные проблемы, которые студенты не всегда могут решить самостоятельно, препятствуют молодым людям вступать в брак и создавать семьи, что влияет на крайне низкий уровень детности, особенно среди людей, получающих высшее образование [5].

Образовавшиеся студенческие семьи часто сталкиваются с низким уровнем дохода, ограниченными жилищными условиями, трудностями совмещения учёбы, работы и воспитания детей, недостаточной социальной поддержкой. Проблема обостряется в условиях социально-экономической нестабильности, роста стоимости жизни и ограниченности доступных государственных программ поддержки [5, 10, 14].

С одной стороны, студенческий статус является заведомо временным. Студенты с первых курсов обучения стремятся к финансовой независимости и проявляют активную позицию на рынке труда. С другой стороны, ограниченность ресурсов домохозяйств со студентами, необходимость совмещения работы, учебы, ухода за детьми приводят к высоким рискам дезадаптации, снижения качества жизни, что в конечном итоге влечет за собой ухудшение образовательных компетенций учащихся [10].

В условиях экономической турбулентности роль государственной социальной помощи учащейся молодежи как стабилизирующего фактора, влияющего на формирование кадрового потенциала страны, многократно возрастает. В Российской Федерации государственная социальная помощь гарантируется нескольким категориям граждан, среди которых приоритизированы малоимущие семьи с детьми, а также малоимущие одиноко проживающие граждане, душевые доходы которых по не зависящим от них причинам не превышают величины регионального прожиточного минимума [5].

Оценке влияния государственных мер социальной поддержки на повышение уровня благосостояния российских домохозяйств посвящены работы представителей многих исследовательских центров страны [1, 7, 8, 9, 11, 12, 13]. Ученые сходятся во мнении, что наиболее действенными мерами государственной социальной помощи в контексте сокращения монетарной бедности являются денежные социальные трансферты, однако действующие меры социальной поддержки не позволяют домохозяйствам со значительным дефицитом денежных доходов преодолеть черту бедности. Вместе с тем в таких исследованиях домохозяйства со студентами зачастую не выделяются как отдельная социально-экономическая группа. Еще реже в научной литературе представлены результаты анализа эффекта государственных социальных выплат студентам на изменение материального положения в различных типах домохозяйств.

Целью настоящего исследования является оценка влияния государственных социальных выплат студентам на финансовое положение домохозяйств со студентами и уровень бедности в целом.

Объект исследования - российские домохозяйства со студентами. Предмет исследования – влияние государственной социальной помощи обучающимся в образовательных организациях на уровень материальной обеспеченности домохозяйств со студентами.

В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что материальное положение домохозяйств со студентами в значительной степени обусловлено их составом, при этом действующая система мер социальной помощи обучающимся в образовательных организациях не достаточна для ощутимого повышения уровня их денежных доходов.

Материалы и методы

В рамках настоящего исследования под домохозяйствами со студентами рассматриваются домохозяйства, в состав которых входят студенты в возрасте от 18 до 23 лет включительно, учащиеся дневной формы обучения в организациях среднего профессионального или высшего образования.

Основной фокус исследования сосредоточен на анализе денежных доходов различных типов домохозяйств со студентами, обучающихся на очном отделении колледжа или вуза, и роли студенческих социальных выплат в снижении уровня бедности таких домохозяйств.

Под уровнем бедности домохозяйств со студентами применительно к настоящему исследованию понимается доля населения с денежными доходами ниже регионального прожиточного минимума (ПМ), проживающего в домохозяйствах со студентами, от общей численности населения рассматриваемой группы.

Информационной базой для изучения уровня доходов домохозяйств со студентами является Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах Росстата, в котором ежегодно принимает участие 60 тысяч домохозяйств страны. Это статистическое наблюдение проходит во всех регионах России и позволяет получать репрезентативные данные по отдельным социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств.

Для аналитических целей исследования была произведена выборка данных о денежных доходах домохозяйств, имеющих в своем составе студентов, обучающихся по очной форме, в том числе:

- состоящих только из студентов;

- со студентами и лицами трудоспособного возраста;

- со студентами и лицами старше трудоспособного возраста;

- со студентами, лицами трудоспособного и старше трудоспособного возраста;

- со студентами, детьми в возрасте до 17 лет, лицами трудоспособного возраста.

Для оценки влияния государственной социальной помощи студентам на сокращение уровня бедности в различных типах домохозяйств со студентами рассматривался комплекс мер, включающих стипендии и другую денежную помощь обучающимся в образовательных организациях, к которым, по ВНДН-2024, относились:

- стипендии учащимся образовательных организаций в возрасте до 16 лет;

- стипендии учащимся образовательных организаций в возрасте 16 лет и более;

- гранты на обучение (проведение научных разработок);

- денежная помощь (от государственных учреждений) при оплате питания в образовательных организациях детей в возрасте до 16 лет;

- денежная помощь на оплату питания в образовательных организациях учащимся в возрасте 16 лет и более;

- денежная помощь и льготы на оплату питания в образовательных организациях учащимся в возрасте до 16 лет;

- денежная помощь и льготы на оплату питания в образовательных организациях учащимся в возрасте 16 лет и более.

С применением микросимуляционного анализа на основе данных ВНДН-2024 были определены:

- доля каждого типа обследуемых домохозяйств со студентами в общем количестве домохозяйств со студентами;

- охват домохозяйств со студентами стипендиями и другой денежной помощью обучающимся в образовательных организациях;

- средний размер вышеуказанной социальной помощи в расчете на члена домохозяйства со студентами;

- численность малоимущих граждан, проживающих в репрезентованных в ВНДН-2024 домохозяйствах со студентами, до и после исключения из состава денежных доходов стипендий и другой денежной помощи обучающимся в образовательных организациях с последующей экстраполяцией полученных данных на генеральную совокупность.

В ходе исследования были использованы релевантная научная литература, соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие оказание государственной социальной помощи студентам, статистические сборники Росстата, иные источники данных.

Результаты исследования

По данным ВНДН-2024, в 2023 году в России в домохозяйствах со студентами проживало около 21,5 млн. человек, из них порядка 2,5 млн. россиян имели доходы ниже регионального прожиточного минимума.

Анализ состава домохозяйств со студентами в возрасте от 18 до 23 лет, обучающимися на очном отделении колледжа или вуза, свидетельствует о том, что большинство (55,3%) студентов проживали в домохозяйствах без детей. Как правило — это семьи с работающими родителями или иными трудоспособными родственниками (30,9%), многопоколенные семьи без детей (12,7%), студенты, проживающие совместно с пенсионерами (2,9%). Крайне незначительное число участников опроса (1,3%) относилось к домохозяйствам, состоящим только из студентов (таблица 1).

Сведения о репрезентованных в ВНДН-2024 занятых в экономике студентов-очников в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся на очном отделении колледжа или вуза, статистически незначимы.

Таблица 1. Распределение численности населения в различных типах домохозяйств со студентами, учащимися дневной формы обучения в возрасте 18-23 лет

Тип домохозяйства
Численность лиц в ДХ всего, %
Численность лиц в малоимущих ДХ всего, %
Доля лиц, проживающих в малоимущих домохозяйств со студентами от общей численности лиц, проживающих в домохозяйствах со студентами, %
Домохозяйства со студентами всего,
в том числе:
100
100
12,1
состоящие только из студентов
1,3
4,9
44,1
со студентами и лицами трудоспособного возраста
30,9
12,9
5,0
со студентами и лицами старше трудоспособного возраста
2,9
6,6
27,6
со студентами, лицами трудоспособного и старше трудоспособного возраста
12,7
6,8
6,5
со студентами, детьми, лицами трудоспособного возраста
44,7
67,0
18,1
Источник: расчеты авторов по ВНДН-2024

Анализ микроданных ВНДН-2024 показывает, что в 2023 году в зависимости от состава домохозяйств стипендии и другую денежную помощь обучающимся получали 10,4 % многодетных домохозяйств, 7,9% домохозяйств с 2 детьми, 9,1% домохозяйств с одним ребенком, 4,0% домохозяйств без детей.

Размер государственной академической стипендии для студентов вузов в 2023 году составлял 1825 рублей в месяц, для студентов среднего профессионального образования - 664 рубля, государственной социальной стипендии для социально незащищенных студентов в вузах - 2739 рублей (19% от величины ПМ в 2023 году), а в ссузах - 996 рублей (6,9% от величины ПМ в 2023 году) [6].

Расчеты, проведенные по данным ВНДН-2024 в различных типах домохозяйств со студентами, показывают, что самый высокий вклад стипендий и иной денежной помощи (10,3%) в совокупность денежных доходов наблюдался в домохозяйствах, состоящих только из студентов. Однако в среднем по всем домохозяйствам со студентами-очниками удельный вес стипендий и иной денежной помощи в структуре денежных доходов не превышал 1,5%.

Анализ численности малоимущих граждан по типам домохозяйств со студентами показывает, что наиболее высокая концентрация лиц с душевыми денежными доходами ниже регионального прожиточного минимума наблюдается в домохозяйствах со студентами, детьми и лицами трудоспособного возраста (67,0%). Наличие несовершеннолетних детей в таких семьях повышает уровень бедности в 2,2 раза по сравнению со среднероссийским значением (в 2023 году - 18,1% и 8,3% соответственно). Низкий размер стипендий учащихся в совокупности с невысоким размером пенсий приводит за черту бедности 27,6% граждан, проживающих в домохозяйствах, состоящих только из студентов и лиц старше трудоспособного возраста. Самые высокие показатели бедности наблюдались в домохозяйствах, состоящих только из студентов (44,1% малоимущих граждан), наименьшие – в домохозяйствах со студентами и лицами трудоспособного возраста (5,0%).

Сопоставление доходов домохозяйств до и после исключения совокупности пособий и иных выплат обучающимся показало, что благодаря студенческим стипендиям и иным полагающимся выплатам за черту бедности не «попали» приблизительно 147 тысяч студентов-очников и членов их семей, но в масштабах Российской Федерации такая помощь способствовала сокращению уровня бедности лишь на 0,1 процентный пункт, или весьма незначительно.

Заключение

Проведённое исследование показало, что домохозяйства со студентами остаются одной из наиболее уязвимых социально-экономических групп в России. Несмотря на наличие системы стипендиальной поддержки, её влияние на снижение уровня бедности остаётся ограниченным.

Наибольшие риски бедности демонстрируют домохозяйства, состоящие только из студентов, а также такие семьи, где студенты проживают совместно только с лицами старше трудоспособного возраста. Данное положение связано с низкими размерами стипендий, ограниченными возможностями совмещения работы и учёбы, а также с невысоким уровнем пенсионного обеспечения старшего поколения.

В январе 2024 года Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендовало образовательным организациям России назначить аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, а также студентам 1-2 курсов, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с высокой успеваемостью и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, повышенную стипендию в размере прожиточного минимума [7]. Однако действующие Правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. N 1390) [8] актуальны с 28 июня 2021 г. по настоящее время и не подразумевают значительных изменений в стипендиальном обеспечении учащихся образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

Безусловно, помимо государственных академических и социальных стипендий существуют многочисленные программы поддержки одаренных студентов, включая Президентскую стипендию, стипендию Правительства Российской Федерации, именные стипендии субъектов Российской Федерации, именные стипендии федеральных органов исполнительной власти РФ и образовательных организаций высшего образования для обучающихся, проявивших выдающиеся способности в учебной и научной деятельности. Несмотря на значимость этих стипендий в контексте формирования кадрового потенциала страны, такая финансовая поддержка не может рассматриваться в качестве инструмента для сокращения уровня бедности в масштабе страны в силу узкой направленности и ограниченного числа получателей именных стипендий.

Полагаем, что реальным шагом на пути сокращения уровня бедности домохозяйств со студентами может стать увеличение размера стипендий для всех студентов, учащихся по очной форме обучения на бюджетной основе, до уровня, сопоставимого с прожиточным минимумом. Универсальный подход при реализации такой меры позволит устранить «ошибки исключения», характерные для мер социальной поддержки, назначаемых с учетом критерия нуждаемости, повысить значимость образования, снизить экономические барьеры, ограничивающие успеваемость, «обнулить» проблему стигматизации студентов из семей в трудной жизненной ситуации и в целом станет важнейшим условием для дальнейшего сокращения уровня бедности в стране.

[1] Доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования. - URL: http://static.government.ru/media/files/9FSaRZ2GJ7GRZc1hTICXDQAV9orIaXtI.pdf (дата обращения: 04.10.2025)

[2] Росстат. Социально-экономические индикаторы бедности. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13293 (дата обращения: 02.10.2025)

[3] EUROSTAT. Young people - social inclusion. – URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained (дата обращения: 02.10.2025)

[4]НАФИ. Жизнь за свой счет: когда молодые россияне становятся финансово независимыми. - URL: https://nafi.ru/analytics/zhizn-za-svoy-schet-kogda-molodye-rossiyane-stanovyatsya-finansovo-nezavisimymi/ (дата обращения 26.09.2025)

[5] Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «О государственной социальной помощи»

[6]Минобрнауки. Поддержка от вуза и государства: какие стипендии могут получить российские студенты. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/obrazovanie/47766/ (дата обращения 20.09.2025)

[7] Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 января 2025 г. N МН-11/57 "О сумме государственных академической и социальной стипендий в повышенном размере в 2025-2027 годах"/ - URL: https://internet.garant.ru/#/document/411718531/paragraph/1:3 (дата обращения 01.10.2025)

[8]Правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

(утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. N 1390). – URL: https://ivo.garant.ru/#/document/71570302/paragraph/10:0 (дата обращения 01.10.2025)


Источники:

1. Андреева Е.И., Бычков Д.Г., Феоктистова О.А. Эффективность региональных политик социальной поддержки населения // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 5(188). – c. 101-110. – doi: 10.47711/0868-6351-188-101-110.
2. Антонова Н.Л., Бахтин Е.Л. Ориентации студентов на прекарную занятость // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 4(170). – c. 14-18. – doi: 10.24158/tipor.2022.4.1.
3. Архипова В.А. Проблема социальной зрелости студенческой молодежи в системе высшего образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2020. – № 5(68). – c. 29-35. – doi: 10.26105/SSPU.2020.68.5.004.
4. Ахмедова А.Р., Чуканова Т.В., Василенко И.А., Мазайлова Т.А. Социально-экономические факторы академической успеваемости студентов (на примере социологического исследования г. Барнаула) // Социодинамика. – 2025. – № 2. – c. 14-32. – doi: 10.25136/2409-7144.2025.2.72640.
5. Вилкова К.А., Груздев И.А., Шмелева Е.Д., Тарасова Е.А., Старцев С.В. Что мы знаем о студенческих семьях: социологический анализ // Высшее образование в России. – 2024. – № 7. – c. 67-83. – doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-67-83.
6. Гоголева Е.Н. Студенчество в структуре социально-экономических отношений (по результатам социологического исследования) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2022. – № 2(77). – c. 37-45. – doi: 10.26105/SSPU.2022.77.2.015.
7. Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Влияние системы социальной поддержки на уровень бедности в регионах // Уровень жизни населения регионов России. – 2022. – № 3. – c. 368-377. – doi: 10.19181/lsprr.2022.18.3.8.
8. Дорофеев М.Л. Анализ эффективности региональных финансовых моделей социального обеспечения населения России на основе метода DEA // Вопросы экономики. – 2023. – № 6. – c. 117-137. – doi: 10.32609/0042-8736-2023-6-117-137.
9. Коробкова Н.Ю. Единое пособие на ребенка в системе мер социальной поддержки в современных условиях: оценка влияния на основе моделирования доходов // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 4(53). – c. 132-142. – doi: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-132-142.
10. Кучмаева О.В., Золотарева О.А. Студенческая семья в современной России: демографические и социальные характеристики по данным выборочного обследования // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2022. – № 1. – c. 135-149. – doi: 10.17213/2075-2067-2022-1-135-149.
11. Пишняк А., Горина Е., Корчагина И., Тер-Акопов С. Материальное положение россиян в условиях пандемии: влияние государственной поддержки // Экономическая политика. – 2021. – № 6. – c. 70-93. – doi: 10.18288/1994-5124-2021-6-70-93.
12. Прошин И.А. Оценка влияния основных комплексов мер социальной поддержки на малоимущие домохозяйства // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 4(53). – c. 63-69. – doi: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-63-69.
13. Разумов А.А., Селиванова О.В. Влияние детских пособий и компенсационных выплат на снижение уровня бедности в регионах РФ // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 1(50). – c. 83-93. – doi: 10.34022/2658-3712-2023-50-1-83-93.
14. Ростовская Т.К., Васильева Е.Н., Никольский В.С. Параметры благополучия студенческой семьи в современной России: основные проблемы и поиск ресурсов // Высшее образование в России. – 2024. – № 7. – c. 15-31. – doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-15-31.
15. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс: The Precariat: The New Dangerous Class. - М., 2014. – 328 c.
16. 2023–2024 Student Basic Needs Survey Report. The Hope Center for Student Basic Needs at Temple University. [Электронный ресурс]. URL: https://hope.temple.edu/research/hope-center-basic-needs-survey/2023-2024-student-basic-needs-survey-report (дата обращения: 24.09.2025).
17. Cismaru D.M. et al. The impact of social scholarships and of reserved places for graduates from rural high schools in improving access to higher education and academic performance. / In book: Higher Education in Romania: Overcoming Challenges and Embracing Opportunities. - Cham: Springer International Publishing, 2022. – 53-70 p.
18. For Student Parents, The Biggest Hurdles to A Higher Education are Costs and Finding Child Care. Edtrust.org. [Электронный ресурс]. URL: https://edtrust.org/resource/for-student-parents-the-biggest-hurdles-to-a-higher-education-are-costsand-finding-child-care/ (дата обращения: 06.10.2025).
19. Huelsman M., Engle J. Student parent and financial aid. Working paper. Working paper. [Электронный ресурс]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED556730.pdf (дата обращения: 02.10.2025).

Страница обновлена: 24.11.2025 в 17:44:37

 

 

Scholarships and other monetary assistance to students in the system of social support measures for households with students

Selivanova O.V., Proshin I.A.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics
Volume 12, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines social support measures for students and their effect on the well-being of families with students. The article aims to evaluate the impact of student financial assistance on the financial status of households with young people studying. Using a microsimulation analysis based on microdata from the Selective Monitoring of Household Income and Participation in Social Programs, conducted by Rosstat for 2024, the study found that households with students have a higher risk of poverty than those without students. The financial situation of student households largely depends on their composition. The highest poverty rates are recorded in student families and in households where students live with people over working age. The results of the study show that the conditions for awarding state social scholarships and other monetary assistance contribute to reducing the deficit of monetary incomes of households with students, but they are insufficient to significantly reduce poverty rates both in the considered groups of households and the population as a whole. The practical significance of the study is represented by additional poverty characteristics of various types of households with students to the available official statistical data, which can be used in the development and updating of measures to reduce poverty in the constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: poverty, state social assistance, student, student family, household with students

JEL-classification: I30, I38, I32, P36, P46

References:

2023–2024 Student Basic Needs Survey ReportThe Hope Center for Student Basic Needs at Temple University. Retrieved September 24, 2025, from https://hope.temple.edu/research/hope-center-basic-needs-survey/2023-2024-student-basic-needs-survey-report

Akhmedova A.R., Chukanova T.V., Vasilenko I.A., Mazaylova T.A. (2025). Socio-economic factors of students' academic performance (using the example of a sociological study of Barnaul). Sotsiodinamika. (2). 14-32. doi: 10.25136/2409-7144.2025.2.72640.

Andreeva E.I., Bychkov D.G., Feoktistova O.A. (2021). Efficiency of regional social assistance policies. Problems of forecasting. (5(188)). 101-110. doi: 10.47711/0868-6351-188-101-110.

Antonova N.L., Bakhtin E.L. (2022). Orientation of students to precarious employment. Theory and practice of social development. (4(170)). 14-18. doi: 10.24158/tipor.2022.4.1.

Arkhipova V.A. (2020). The problem of social maturity of students in the higher education system. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. (5(68)). 29-35. doi: 10.26105/SSPU.2020.68.5.004.

Cismaru D.M. et al. (2022). The impact of social scholarships and of reserved places for graduates from rural high schools in improving access to higher education and academic performance Cham: Springer International Publishing.

Dorofeev M.L. (2023). Comprehensive analysis of the effectiveness of social security regional financial models in Russia based on the DEA method. Voprosy Ekonomiki. (6). 117-137. doi: 10.32609/0042-8736-2023-6-117-137.

For Student Parents, The Biggest Hurdles to A Higher Education are Costs and Finding Child CareEdtrust.org. Retrieved October 06, 2025, from https://edtrust.org/resource/for-student-parents-the-biggest-hurdles-to-a-higher-education-are-costsand-finding-child-care/

Gogoleva E.N. (2022). Students in the structure of socio-economic relations (by the results of sociological research). Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. (2(77)). 37-45. doi: 10.26105/SSPU.2022.77.2.015.

Grishina E.E., Tsatsura E.A. (2022). The influence of social protection on the poverty in Russian regions. Living standards of the population of Russian regions. 18 (3). 368-377. doi: 10.19181/lsprr.2022.18.3.8.

Huelsman M., Engle J. Student parent and financial aid. Working paperWorking paper. Retrieved October 02, 2025, from https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED556730.pdf

Korobkova N.Yu. (2023). Standard child allowance in the system of social support measures in current conditions: impact assessment based on income modeling. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (4(53)). 132-142. doi: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-132-142.

Kuchmaeva O.V., Zolotareva O.A. (2022). Student family in modern Russia: demographic and social characteristics according to sample survey data. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsialno-ekonomicheskie nauki. 15 (1). 135-149. doi: 10.17213/2075-2067-2022-1-135-149.

Pishnyak A., Gorina E., Korchagina I., Ter-Akopov S. (2021). Financial well-being of the population in the pandemic: the impact of the income support policy response in Russia. “Economic Policy” Journal. 16 (6). 70-93. doi: 10.18288/1994-5124-2021-6-70-93.

Proshin I.A. (2023). Assessment of the impact of main social support measures on low-income households. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (4(53)). 63-69. doi: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-63-69.

Razumov A.A., Selivanova O.V. (2023). The impact of child benefits and compensation payments on poverty reduction in the regions of Russia. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (1(50)). 83-93. doi: 10.34022/2658-3712-2023-50-1-83-93.

Rostovskaya T.K., Vasileva E.N., Nikolskiy V.S. (2024). The conditions of functioning of the student family in modern Russia: the main problems and resources of well-being. Higher education in Russia. 33 (7). 15-31. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-15-31.

Stending G. (2014). The Precariat: The New Dangerous Class M..

Vilkova K.A., Gruzdev I.A., Shmeleva E.D., Tarasova E.A., Startsev S.V. (2024). What we know about student families: a sociological analysis. Higher education in Russia. 33 (7). 67-83. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-67-83.