Векторная переориентация системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях структурных изменений в российской экономике

Дубова Ю.И.1, Кожухова М.Т.1, Трудников А.С.1, Ярахмедова В.В.1
1 Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается актуальная проблема трансформации системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях структурных изменений российской экономики. Анализируются действующие инструменты господдержки и выявляются их ключевые ограничения в современных экономических реалиях. Обосновывается необходимость векторной переориентации мер поддержки с учетом приоритетных отраслей и стадий развития компаний. Особое внимание уделяется вопросам стимулирования производственного, технологического и экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства. На основе комплексного анализа нормативно-правовых актов, статистических данных и аналитических отчетов государственных институтов развития разработаны рекомендации по совершенствованию системы поддержки. Представлены количественные и качественные прогнозы развития сектора малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, структурные изменения экономики, льготное кредитование, малые технологические компании, производительность труда, импортозамещение, экспортный потенциал, технологический суверенитет, национальный проект

JEL-классификация: L26, H11, E51



Введение

Российская экономика переживает период глубоких структурных трансформаций, вызванных необходимостью достижения технологического суверенитета, переориентации внешнеторговых потоков и импортозамещения. В этих условиях сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) приобретает новую роль: от источника рабочих мест к движущей силе развития экономики предложения [10]. По имеющимся данным официальной статистики, доля МСП в ВВП России по итогам 2023 года достигла 21,7%, превысив 34,5 трлн рублей, что демонстрирует рекордный показатель за последние шесть лет [9]. Однако сохранение этих темпов роста требует существенной трансформации системы государственной поддержки.

С 2025 года в России реализуется новый национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика», в рамках которого федеральный проект по развитию МСП нацелен на качественный рост сектора с акцентом на повышение доходов работников на 20% к 2030 году. При этом финансирование поддержки МСП на период 2025–2030 годов сократилось до 329,5 млрд рублей (на 21% по сравнению с предыдущим периодом), что требует более эффективного и целевого распределения ресурсов [11].

Цель исследования – анализ эффективности действующих мер государственной поддержки МСП в условиях структурных изменений российской экономики и разработка научно обоснованных рекомендаций по их целевому применению для стимулирования производственного, технологического и экспортного потенциала МСП.

Материалы и методы

Для выполнения данной работы были использованы комплекс методов исследования, которые включали анализ и систематизацию нормативно-правовых актов, стратегических документов и программ поддержки МСП, а также статистических данных, полученных из государственных источников, отраслевых отчетов и открытых баз данных. В рамках анализа эффективности мер государственной поддержки применялись методы сравнительного анализа, позволяющие оценить значимость различных инструментов и выявить их системные ограничения, а также методы экспертных оценок, направленные на формирование рекомендаций, основанных на профессиональных знаниях и практическом опыте специалистов в области развития МСП и государственных программ поддержки. Для определения динамики и трендов в отраслевой структуре, а также в режимах поддержки использовался статистический анализ, включающий построение временных рядов, расчет индексов и коэффициентов, а также графический анализ данных с помощью диаграмм и графиков для наглядного отображения изменений. В исследовании также применялись методы документального анализа, позволяющие выявить соответствие реализуемых программ целям, поставленным в стратегических документах, а также анализам эффекта внедрения мер поддержки на основе существующих данных о росте числа субъектов, объемах инвестиций и экспортных показателях. В совокупности эти методы способствовали глубокому пониманию текущего состояния системы поддержки, ее проблемных точек и потенциала для развития, позволив сформировать обоснованные рекомендации по ее переориентации.

Результаты

1. Структурные изменения российской экономики и их влияние на МСП

Переход к экономике предложения, снижение зависимости от сырьевого экспорта и ускоренное технологическое развитие определяют новые условия для МСП. Рост ненефтегазового ВВП (7,2% в 2023 г., 4,9% в 2024 г.) демонстрирует улучшение инвестиционного климата и смещение в сторону обрабатывающих отраслей [16]. Одновременно важную роль играет повышение качества регуляторной среды и цифровизация, что поддерживает появление более 5 000 малых технологических компаний и ставит цель увеличить их число до 12 000 к 2030 г. [8].

Импортозамещение, где уже 76% МСП нашли отечественные аналоги, открывает возможности для роста производственного потенциала. Важным драйвером становится программа «Производительность труда», направленная на вовлечение 40% несырьевых МСП в повышение эффективности процессов и удвоение их производительности к 2030 г. [12].

Сдвиг экспортной политики – диверсификация рынков и поддержка неэнергетического экспорта – усиливает ориентацию МСП на внешние рынки Азии и Ближнего Востока с целью увеличить экспорт на 70% к уровню 2024 г. [15]. Эти изменения требуют переориентации мер господдержки на приоритетные отрасли и технологические компании, чтобы сектор МСП стал опорой экономического роста и технологического суверенитета.

2. Анализ эффективности современной системы поддержки

В ходе проведенного авторами анализа эффективности функционирующих мер государственной поддержки была выявлена совокупность проблемных аспектов текущей системы поддержки. Рассмотрим данные проблемы более детально:

1) Ограниченная доступность финансирования. Кредитование МСП перестало расти в 2024 году, наблюдается стагнация объемов выдач. Высокие ставки по рыночным кредитам (выше 30%) делают финансирование недоступным для инвестиционных проектов, а лимиты льготных программ быстро исчерпываются. Банки снижают интерес к льготным программам, поскольку при высокой ключевой ставке получают отрицательную процентную маржу.

2) Недостаточная адресность поддержки. До 2025 года меры поддержки распределялись по принципу «для всех и сразу», что снижало эффективность бюджетных расходов. Широкие программы поддержки не учитывали специфику различных отраслей и стадий развития компаний. Отсутствовала дифференциация между компаниями с высоким технологическим потенциалом и традиционными МСП в сфере торговли и услуг.

3) Административные барьеры. Сложные процедуры регистрации и лицензирования, избыточная отчетность и проверки со стороны контролирующих органов создают дополнительные издержки для компаний. Бюрократические проволочки при сборе справок, печатей и разрешительных документов отнимают значительное время. Недостаточная прозрачность и предсказуемость нормативно-правовой базы затрудняет долгосрочное планирование.

4) Дефицит квалифицированных кадров. Особенно остро нехватка квалифицированных специалистов ощущается в инженерной, технической и производственной сферах. Малый бизнес не может конкурировать с крупными корпорациями за кадры из-за ограниченных ресурсов. Текучесть кадров приводит к прямым убыткам, снижению выручки и потере клиентов.

5) Влияние санкций и геополитических вызовов. Санкционные ограничения создали разрыв цепочек поставок, снижение доступности импортных комплектующих и технологий. Уход ряда иностранных компаний потребовал быстрой адаптации и переориентации на новые рынки.

В таблице 1 сформулированы ключевые результаты проведенного анализа эффективности действующих мер государственной поддержки.

Таблица 1. Анализ эффективности действующих мер государственной поддержки [сост. авт. 3, 4, 7]

Мера поддержки
Содержание
Основные проблемы
Льготное кредитование
- Программа стимулирования кредитования: ставка до 17,5% при ключевой 21%, лимит 100 млрд ₽ в год для приоритетных отраслей
- Программа «1764»: ставка «ключевая ставка + 2,75%», лимиты 2 млрд руб. (инвестиции) и 500 млн руб. (оборотные)
- Высокие ставки по рыночным кредитам (свыше 30%), ограниченная доступность для инвестиционных проектов
- Быстро исчерпывающиеся лимиты льготных программ
Гранты и субсидии
- Гранты молодым предпринимателям (100–500 тыс. руб.; до 1 млн руб. в Арктике)
- Социальные гранты (не менее 50% прибыли на соцзадачи)
- Субсидии экспортерам: до 70% затрат на сертификацию, регистрацию ИС, транспорт
- Сокращение финансирования нацпроекта на 21% на 2025–2030 гг.
- Низкая адресность и отсутствие отраслевой приоритизации
Налоговые стимулы
- УСН, АУСН, ЕСХН, ПСН, НПД с пониженными ставками, упрощенной отчетностью;
- Пониженные страховые взносы 15% вместо 30% для реестра МСП;
- Налоговые каникулы для ИП до двух лет.
- Введение НДС на УСН создает неопределенность из-за отсутствия полной информированности предпринимателей о новых условиях и неизбежно вызовет рост налоговой нагрузки.
- Требуется адаптация бизнеса к новым правилам.
Гарантийные механизмы
- «Зонтичные» поручительства Корпорации МСП: покрытие до 50% суммы кредита (до 1 млрд руб.), срок до 180 мес.
- Сложность процедуры для малых предприятий без опыта работы с поручительствами.
Льготный лизинг
- Ставка 6% (российское оборудование) и 8% (иностранное) для промышленности и новых регионов.
- Ограниченный перечень оборудования, длительная оценка проектов.
Эти меры поддерживают МСП в различных сферах, однако сохраняются проблемы с доступностью финансирования, адресностью распределения помощи и административными барьерами, что требует переориентации и оптимизации системы господдержки в новых экономических условиях.

3. Векторная переориентация системы поддержки МСП

В условиях структурных изменений экономики осуществляется переход от универсальных мер к адресным инструментам, сфокусированным на приоритетных отраслях и этапах развития компаний. Ниже описаны ключевые направления новой системы поддержки.

Первый вектор. Приоритизация по отраслям и стадиям развития.

Поддержка МСП переориентируется от универсальных программ на адресное стимулирование приоритетных отраслей и технологически развитых компаний. Ключевыми направлениями становятся обрабатывающие производства с акцентом на высокотехнологичные сегменты, IT-сектор и цифровые технологии с льготными кредитами под 3%, станкостроение и робототехника с новой льготной программой кредитования, запущенной в марте 2025 года. Особое внимание уделяется туризму и гостиничному бизнесу с особыми лимитами для приграничных и новых регионов, легкой промышленности с поддержкой для Крыма, Севастополя и СКФО, а также научно-технической деятельности с доступом к программам стимулирования кредитования [5].

Компании с выручкой от 100 млн до 4 млрд рублей, демонстрирующие рост не менее 10% за два года, получают статус малых технологических компаний и доступ к специализированным мерам поддержки. Для попадания в специальный реестр малых технологических компаний (МТК) необходимо иметь основной ОКВЭД в перечне приоритетных отраслей и пройти независимую экспертизу либо присутствовать в Едином реестре получателей господдержки инновационной деятельности. Реестр открывает доступ к налоговым преференциям, субсидиям, льготным кредитам и грантам, при этом число МТК должно вырасти с 5 тысяч до 12 тысяч к 2030 году [2, 8].

Создается промежуточная категория МСП+ для компаний с годовым доходом до 10 млрд рублей и численностью до 1 500 человек, выросших из МСП и нуждающихся в дополнительной поддержке на этапе масштабирования. Программа «Инвестиционный лифт» поддерживает переход компаний из категории в категорию, обеспечивая непрерывность господдержки на разных стадиях развития бизнеса [14].

Второй вектор. Целевое применение льготного кредитования.

Обновленная Программа стимулирования кредитования ориентирована на инвестиционные проекты в приоритетных отраслях с кредитами по максимальной ставке 17,5% при ключевой 21% и лимитом 100 млрд рублей ежегодно. Запущена льготная программа для станкостроения и робототехники на инвестиционные и оборотные цели, которая начала работать в марте 2025 года. Для резидентов ОЭЗ и предпринимателей из 17 моногородов с наиболее сложной социально-экономической обстановкой разработана специальная программа с запуском в середине 2025 года, а для бизнеса Белгородской, Брянской и Курской областей действует программа по ставке не выше ключевой.

Зонтичные поручительства с покрытием до 50% суммы кредита становятся более доступными благодаря предоставлению в «одном окне» банка вместе с кредитом, при этом комиссию платит банк, а не заемщик. Количество компаний, получивших зонтичные поручительства, выросло вдвое по сравнению с 2023 годом, причем почти 84% получателей – микробизнес. Для приграничных и новых регионов предусмотрены специальные лимиты, обеспечивающие приоритетный доступ к финансовым ресурсам [6].

Третий вектор. Стимулирование производственного потенциала. Программа «Производительность труда» нацелена на вовлечение 40% компаний из базовых несырьевых отраслей в проекты по повышению производительности к 2030 году с планируемым удвоением этого показателя и приростом ещё на 21%. В 2025 году поддержку получат 1 000 предприятий, ожидается, что прирост добавленной стоимости за счет реализации мероприятий составит 434 млрд рублей. Федеральный и региональные центры компетенций помогают бизнесу улучшить внутрипроизводственную логистику, обеспечить полную загрузку оборудования и сократить простои, в результате чего в среднем прибыль компаний увеличивается на 78 млн рублей, время протекания процессов сокращается на треть, а выработка увеличивается на 45% [1].

В задачах Корпорации МСП развивать платформу для организации производственной кооперации между МСП и крупными компаниями, расширяя доступ малого бизнеса к закупкам государственных и частных компаний. Также создаются отраслевые технопарки с льготной арендой для производственных МСП, где организуется взаимодействие между предприятиями и обмен технологическими решениями [13].

Четвертый вектор. Развитие технологического потенциала.

Выручка МТК планируется увеличить в семь раз, что станет возможным благодаря комплексу мер поддержки. Государство компенсирует 50% расходов на покупку российского ПО для МСП, предоставляет гранты на перспективные технологические стартапы и финансирует программу обратного инжиниринга с объемом свыше 7 млрд рублей для 147 проектов. МТК получают налоговые преференции, включая льготы по налогу на прибыль, что стимулирует реинвестирование средств в развитие технологий [2].

Цифровая платформа МСП.РФ предоставляет 18 сервисов, включая расчет рейтинга бизнеса по 44 показателям, конструктор документов, меры поддержки и регистрацию онлайн. Более 350 федеральных и региональных мер поддержки агрегированы на платформе с удобной системой фильтрации по отраслям, регионам и видам поддержки, что существенно упрощает навигацию предпринимателей в доступных инструментах господдержки.

Пятый вектор. Стимулирование экспортного потенциала.

В 82 субъектах РФ действуют центры поддержки экспорта, оказывающие консультационную, образовательную и информационную поддержку на всех стадиях экспортной сделки от поиска партнеров до логистики и таможенного оформления. Государство компенсирует до 70% затрат на международную сертификацию с максимальной суммой 1 млн рублей, аналогичная компенсация предусмотрена на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за рубежом. Транспортные расходы для экспорта сельхозпродукции железнодорожным транспортом частично компенсируются, как и процентные ставки по экспортным кредитам.

Центры поддержки экспорта организуют участие в бизнес-миссиях и международных выставках, содействуют в сертификации продукции и регистрации интеллектуальной собственности, предоставляют информацию о требованиях внешних рынков и помогают в поиске иностранных партнеров с организацией переговоров. К 2030 году несырьевой неэнергетический экспорт должен вырасти примерно на 70% к уровню 2024 года до 21,12 трлн рублей, при этом доля МСП в экспорте постоянно увеличивается благодаря переориентации на страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.

На рисунке 1 приведена визуализация переориентации системы поддержки МСП.

Рисунок 1. Основные элементы векторной переориентации системы поддержки МСП [сост.авт.]

Таким образом, переориентация мер господдержки на приоритетные отрасли, технологические компании и ключевые стадии развития, в сочетании с финансовыми и нефинансовыми инструментами, создаёт основу для устойчивого роста МСП, повышения их производительности, технологической готовности и расширения экспортных возможностей.

Обсуждение

На основе проведенного исследования авторами предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию системы поддержки:

Необходимо создать гибкую систему субсидирования процентных ставок с установлением дифференцированных уровней в зависимости от отрасли и технологической составляющей проекта. Для высокотехнологичных МТК целесообразно предусмотреть субсидирование до уровня 5-7% годовых, для производственных проектов с импортозамещающим потенциалом – до 10-12%, а для стандартных оборотных кредитов – до 15%. Такая дифференциация позволит направить ограниченные бюджетные ресурсы на наиболее перспективные проекты с высокой добавленной стоимостью.

Расширение зонтичных поручительств должно предусматривать увеличение максимального размера для МТК до 2 млрд рублей с покрытием до 70% суммы кредита для стартапов и инновационных проектов. Создание ускоренной процедуры рассмотрения заявок со сроком до 5 рабочих дней снизит транзакционные издержки и повысит привлекательность инструмента для предпринимателей. Развитие альтернативных инструментов финансирования через стимулирование размещения облигационных выпусков МСП с предоставлением государственных гарантий, развитие краудлендинга и краудинвестинга для технологических стартапов, создание региональных венчурных фондов с государственным участием для МТК диверсифицирует источники финансирования и снизит зависимость от банковского кредитования.

Целевая поддержка модернизации производства должна включать компенсацию до 50% затрат на приобретение отечественного высокотехнологичного оборудования, гранты на внедрение систем автоматизации производства до 10 млн рублей и субсидирование затрат на энергоэффективное оборудование до 30% стоимости. Развитие производственных кластеров предполагает создание отраслевых технопарков с льготной арендой для производственных МСП, организацию производственной кооперации между МСП и крупными предприятиями через цифровую платформу, предоставление налоговых льгот для якорных предприятий, интегрирующих МСП в производственные цепочки.

Масштабирование программы «Производительность труда» требует снижения порога входа по выручке до 100 млн рублей для производственных МСП, предоставления бесплатного сопровождения проектов по внедрению бережливого производства и создания системы бенчмаркинга для обмена лучшими практиками между предприятиями. Упрощение получения статуса МТК должно осуществляться через автоматизацию процедуры экспертизы через единую цифровую платформу, сокращение срока рассмотрения заявок до 30 дней и предоставление предварительной консультации по критериям соответствия.

Усиление поддержки НИОКР предполагает увеличение максимального размера грантов для МТК до 50 млн рублей на разработку прорывных технологий, компенсацию до 80% затрат на патентование изобретений в России и за рубежом, предоставление налогового вычета в размере 150% от расходов на НИОКР аналогично крупному бизнесу. Развитие технологической инфраструктуры должно обеспечить льготный доступ МТК к испытательным лабораториям и центрам коллективного пользования, создание сети инжиниринговых центров для разработки прототипов и пилотных образцов, субсидирование аренды специализированного оборудования для МТК до 70% стоимости.

Финансовая поддержка экспорта требует увеличения размера компенсации транспортных расходов до 50% для экспорта в страны дальнего зарубежья, предоставления грантов на адаптацию продукции под требования зарубежных рынков до 5 млн рублей, субсидирования участия в международных выставках с компенсацией до 80% расходов. Нефинансовая поддержка должна включать организацию не менее 100 бизнес-миссий ежегодно в приоритетные страны, создание онлайн-платформы для поиска иностранных партнеров с автоматизированным подбором, предоставление юридического сопровождения внешнеторговых контрактов с первой бесплатной консультацией.

Развитие экспортной инфраструктуры предполагает создание логистических хабов в приграничных регионах с упрощенным таможенным оформлением, развитие электронных торговых площадок для экспорта МСП в страны ЕАЭС, Азии и Африки, обеспечение информационного сопровождения по требованиям сертификации в целевых странах. Цифровизация взаимодействия с государством должна перевести все процедуры получения поддержки в онлайн-формат через платформу МСП.РФ, внедрить принцип «одного окна» для всех видов господдержки, автоматизировать проверку соответствия критериям без подачи заявки.

Оптимизация контрольно-надзорной деятельности требует установления моратория на плановые проверки МСП из приоритетных отраслей на 3 года, внедрения риск-ориентированного подхода с фокусом на компании с высоким риском нарушений, перехода к проверкам в формате самообследования для компаний с высоким рейтингом. Упрощение регистрации и лицензирования должно сократить срок регистрации бизнеса до 1 рабочего дня, перевести все виды лицензий в электронный формат с автоматическим продлением, отменить избыточные требования к документам на основе принципа «презумпции добросовестности».

Развитие системы профессионального образования предполагает субсидирование обучения сотрудников МСП по программам повышения квалификации с компенсацией до 80% стоимости, создание отраслевых центров компетенций для подготовки кадров под запросы МСП, организацию программ стажировок студентов с последующим трудоустройством и компенсацией МСП до 50% расходов на наставничество. Привлечение квалифицированных специалистов должно обеспечиваться через предоставление жилищных субсидий для специалистов, переезжающих работать в производственные МСП приоритетных регионов, компенсацию МСП части расходов на оплату труда дефицитных специалистов до 30% годового фонда оплаты труда первые 2 года, упрощение процедур привлечения иностранных специалистов для МТК.

Снижение текучести кадров требует предоставления грантов МСП на создание комфортных условий труда и корпоративной культуры, субсидирования внедрения систем мотивации и удержания персонала, организации обучения руководителей МСП эффективным практикам управления персоналом. Комплексная реализация этих мер позволит решить одну из наиболее острых проблем сектора МСП, которая была признана главной наряду с инфляцией в 2025 году.

Заключение

Векторная переориентация системы государственной поддержки МСП в условиях структурных изменений российской экономики предполагает переход от широкой неселективной поддержки к адресному стимулированию приоритетных отраслей и технологических компаний. Ключевые направления трансформации включают:

Во-первых, концентрацию финансовых ресурсов на поддержке производственного, технологического и экспортного потенциала МСП через дифференцированное субсидирование процентных ставок, расширенные зонтичные поручительства и целевые гранты для МТК.

Во-вторых, развитие производственного потенциала через программы повышения производительности труда, создание производственных кластеров и стимулирование модернизации оборудования.

В-третьих, усиление технологической составляющей через расширение реестра МТК, увеличение поддержки НИОКР и развитие технологической инфраструктуры.

В-четвертых, стимулирование экспорта через финансовую компенсацию затрат на выход на внешние рынки, организацию бизнес-миссий и развитие экспортной инфраструктуры.

В-пятых, снижение административных барьеров через цифровизацию взаимодействия с государством и оптимизацию контрольно-надзорной деятельности.

В-шестых, решение кадровой проблемы через развитие системы профессионального образования, привлечение квалифицированных специалистов и снижение текучести кадров.

Реализация предложенных рекомендаций позволит к 2030 году существенно увеличить вклад МСП в ВВП России, обеспечить технологический суверенитет в критических отраслях и создать устойчивую экономику предложения, основанную на инновациях и высокой производительности труда. При этом сокращение общего объема финансирования на 21% компенсируется повышением адресности и эффективности мер поддержки, что соответствует новой парадигме развития МСП как движущей силы экономического роста России.


Источники:

1. Арзуманов И. Как в России растет малое исреднее предпринимательство. Эксперт. [Электронный ресурс]. URL: https://expert.ru/ekonomika/kak-v-rossii-rastet-maloe-i-srednee-predprinimatelstvo/.
2. Борко В. Льготы и возможности: что дает бизнесу статус малой технологической компании. Объясняем.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://объясняем.рф/articles/useful/chto-daet-biznesu-status-maloy-tekhnologicheskoy-kompanii/.
3. Бургонов О.В., Чивирев И.Ю. Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях экономических изменений // Проблемы современной экономики. – 2024. – № 1(89). – c. 104-107.
4. Вовченко Н.Г., Куринова Я.И., Жолудева А.Г. Эффекты от господдержки для предпринимателя // Учет и статистика. – 2024. – № 1. – c. 50-61. – doi: 10.54220/1994-0874.2024.47.64.006.
5. Екимова К.В., Топчи Ю.А. Развитие малого и среднего предпринимательства в фокусе национальной цели Российской Федерации // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2025. – № 4(142). – c. 188-193. – doi: 10.21686/2413-2829-2025-4-188-193.
6. Зонтичный механизм предоставления поручительств. Корпорация МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://old.corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/zontichnyy-mekhanizm-predostavleniya-poruchitelstv/.
7. Каджаметова Т.Н., Ахтемова А.Р. Механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2024. – № 4(86). – c. 157-162.
8. Количество малых технологических компаний в России превысило пять тысяч. Роспатент. [Электронный ресурс]. URL: https://rospatent.gov.ru/ru/news/08-06-2025-kolichestvo-malyh-tehnologicheskih-kompaniy-v-rossii-prevysilo-pyat-tysyach.
9. Малое и среднее предпринимательство в ВВП и ВРП. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/MSP_v_VVP_s2017.xlsx.
10. Молчанов И.Н. Малое и среднее предпринимательство как ключевое звено в достижении национальных целей России // Экономика. Налоги. Право. – 1999. – № 5. – c. 6-17. – doi: 10.26794/1999-849x-2024-17-5-6-17.
11. Паспорт федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Msp.novreg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://msp.novreg.ru/tinybrowser/files/nac_proekti/2025/2_fp_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoj.pdf.
12. Предпринимательство: новая роль и компетенции в экономике России: экспертный аналитический доклад. Национальныепроекты.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/upload/itogi-msp/MSP_2024.pdf.
13. Производственная кооперация и сбыт. Корпорация МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/to-business/sales/kooperatsiya-i-sbyt/.
14. Развитие инструментов фондового рынка для субъектов МСП. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120739/press_faund.pdf.
15. Структурные изменения в экономике России в 2022–2024 годах: исследование. Акра. [Электронный ресурс]. URL: https://www.acra-ratings.ru/upload/iblock/bcf/lkndoclhx1yq6pkmdllkize2e1u94qm9/20250314_RRFDK.pdf.
16. Шимаев Р. Собственная повестка развития: какие структурные изменения экономики предложил Президент. Объясняем.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://объясняем.рф/articles/useful/kakie-strukturnye-izmeneniya-ekonomiki-predlozhil-prezident/.

Страница обновлена: 07.11.2025 в 11:37:40

 

 

Vector reorientation of the state support system for small and medium-sized companies amid structural changes in the Russian economy

Dubova J.I., Kozhukhova M.T., Trudnikov A.S., Yarakhmedova V.V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
The article discusses the current problem of the transformation of the system of state support for small and medium-sized businesses amid structural changes in the Russian economy. The current instruments of state support are analyzed; and their key limitations in modern economic realities are identified. The necessity of vector reorientation of support measures, taking into account priority industries and stages of development of companies, is substantiated. Special attention is paid to stimulating the production, technological and export potential of small and medium-sized companies. Based on a comprehensive analysis of regulatory legal acts, statistical data, and analytical reports from government development institutions, recommendations to improve the support system have been developed. Quantitative and qualitative forecasts of the development of the small and medium-sized businesses for the period up to 2030 are presented.

Keywords: small and medium-sized companies, state support for small and medium-sized companies, structural changes in the economy, preferential lending, small technology company, labor productivity, import substitution, export potential, technological sovereignty, national project

JEL-classification: L26, H11, E51

References:

Burgonov O.V., Chivirev I.Yu. (2024). Measures of state support for small and medium-sized enterprises in the context of economic changes. Problems of modern economics. (1(89)). 104-107.

Ekimova K.V., Topchi Yu.A. (2025). Development of small and medium enterpreneurship in focus of the national goal of the Russian Federation. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 22 (4(142)). 188-193. doi: 10.21686/2413-2829-2025-4-188-193.

Kadzhametova T.N., Akhtemova A.R. (2024). Mechanism of state support for small and medium entrepreneurship. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. (4(86)). 157-162.

Molchanov I.N. (1999). Small and medium-sized enterprises as a key link in achieving Russia’s national goals. Economy. Taxes. Law. 17 (5). 6-17. doi: 10.26794/1999-849x-2024-17-5-6-17.

Vovchenko N.G., Kurinova Ya.I., Zholudeva A.G. (2024). Effects from state support for the entrepreneur. Uchet i statistika. 21 (1). 50-61. doi: 10.54220/1994-0874.2024.47.64.006.