Теоретические подходы к исследованию экономической природы лесной отрасли (на примере лесотранспортных потоков)

Медведев С.О.1
1 Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева, Красноярск, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена решению научной проблемы фрагментарности теоретических и методологических подходов к исследованию экономической природы лесотранспортных потоков в условиях турбулентности глобального рынка и трансформации логистических цепочек. Лесная отрасль продолжает играть важную роль в экономике страны, а ее перспективы все также связаны с использованием передовых технологий и научных достижений. Научная новизна работы заключается в систематизации существующих знаний и разработке модели исследования экономической природы лесотранспортных потоков, что позволяет преодолеть фрагментарность подходов и вывести исследования на новый системный уровень. В результате работы систематизированы ключевые научные направления и их междисциплинарные связи, сформирована матрица интеграционных эффектов, выделены специфические принципы исследования и перспективные направления анализа. Также выявлены ключевые инструменты исследования лесотранспортных потоков, к которым отнесен комплекс инструментов из следующих категорий: математические и эконометрические методы; геоинформационные системы; методы оценки эффективности; специализированное программное обеспечение и др. Разработанная авторская модель исследования экономической природы лесотранспортных включает три уровня анализа: макро-, мезо- и микро, а структурирующими научные знания и логику исследований выступают пространственная, временная, институциональная и методическая оси. Статья будет полезна исследователям в области региональной экономики, отраслевой логистики, лесного комплекса и экономики транспорта, а также специалистам органов государственного управления, участвующим в разработке отраслевой и региональной политики.

Ключевые слова: лесная отрасль, лесотранспортный поток, эффективность, направление исследований, методика, модель, научный инструментарий

Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда и Красноярского краевого фонда науки № 25-11-20033, https: //rscf.ru/project/25-11-20033/.

JEL-классификация: L70, L73, Q23, Q20



Введение

Лесная отрасль отличается производством множества различных видов продукции, исходным сырьем для которых выступают ресурсы биологического происхождения. Потребление товаров лесопромышленного комплекса происходит в строительной, химической, медицинской и многих других отраслях [1]. Основной объем продукции выпускается из стволовой древесины. Однако хвоя, сучья, ветви, корни и ряд других побочных продуктов, а также вторичные древесные ресурсы также позволяют получать многие ценные товары. При этом в большинстве случаев такая продукция может быть более дорогостоящей, чем наиболее «базовые» пиломатериалы [26].

Россия обладает огромными запасами лесных ресурсов (мировое лидерство по данному показателю) [15]. Однако распределение лесов по территории страны крайне неравномерно. Южные территории традиционно отличаются значительно меньшим количеством лесов, чем умеренная климатическая зона. В свою очередь, чем севернее расположен лес, а значит и сырье для лесной промышленности, тем менее доступным он является [2, 13]. Это обусловлено ухудшением природно-климатических условий, а также, что, возможно, более важно снижением плотности дорожной сети.

Учитывая увеличивающееся плечо (расстояние) вывозки заготовленной в лесу древесины, многими исследователями отмечается снижение общей эффективности и прибыльности как лесозаготовительных, так и всех предприятий, использующих полученное такое «дорожающее» сырье [8, 28]. Другая важная проблема – транспортировка готовой продукции лесопромышленных предприятий до конечного потребителя [20]. Во многом эта сложность также обусловлена масштабами страны, где производство может находиться за тысячи километров от потребления. Многогранность двух данных проблем и способов их решений определяют множественность научных подходов в данном направлении, требующих должного изучения и систематизации. Данный аспект определил цель данной работы, заключающейся в систематизации научных знаний в сфере теоретических и методологических подходов и принципов изучения, а также разработке модели исследования экономической природы лесотранспортных потоков, отвечающей современным требованиям. Данная цель предопределяет научную новизну исследования, позволяющую преодолеть фрагментарность подходов и вывести исследования на новый системный уровень.

В исследованиях лесотранспортных потоков в России используются разнообразные теоретические подходы, включая исследование операций, теории систем, логистики, пространственной экономики, а также методологические подходы от математической оптимизации и имитационного моделирования до алгоритмов на основе ГИС и кластерного анализа.

Можно выделить несколько наиболее интересных работ последних лет, дающих общее представление об особенностях исследований лесотранспортных потоков в России. Отдельные авторы [4, 11] представляют основанные на оптимизации модели, которые смещают фокус с максимизации конечного потребления на минимизацию производственных затрат путем использования линейного, динамического и стохастического программирования. Другая группа исследователей [9] используют имитационное моделирование для оценки эксплуатационной скорости и экономической эффективности потоков транспортировки леса, подчеркивая важность поддержки принятия решений при планировании логистики. Интересным видится подход, предложенный в работе [16]. В ней предлагается алгоритм на основе ГИС, который заменяет ценообразование на основе расстояния подходом, основанным на затратах, используя при этом статистику по трем российским регионам. Данное общее направление исследований также прослеживается в работе [7], где формулы транспортных затрат адаптируются с учетом санкционного давления. При этом тематика влияния санкций на транспорт в России можно рассматривать системно, без привязки к отдельным отраслям промышленности (лесной, нефтехимической, металлургической и т.д.). Подобные исследования довольно широко распространены [14, 19]. Еще одним важным направлением современных исследований можно отметить использование инструментария пространственной экономики для лесной отрасли. Так, в работе [6] используется кластерный анализ для выявления пространственной организации предприятий лесного хозяйства и региональной экономической динамики.

Представленные в литературе исследования демонстрируют достаточно широкий спектр методологических подходов и теоретических перспектив в изучении экономической сущности как внутри-, так и межрегиональных лесотранспортных потоков в России [3, 4, 7]. Вместе с тем, зачастую эмпирическая проверка, апробация результатов ограничены [27]. Также важно отметить, что в российских исследованиях достаточно редко встречаются перекрестные сравнительные исследования (с зарубежными коллегами), что могло бы существенно повысить значимость получаемых результатов. Также достаточно редко встречаются исследования в направлениях поведенческой экономики и агентного моделирования, что выглядит перспективно и актуально в современных условиях.

Материал и методы исследования

Исследование опирается на последовательный многоэтапный анализ, включающий следующие этапы: исследование существующих теоретических подходов к предметной области, анализ статистических данных о лесотранспортных потоках страны (в том числе в региональном разрезе), построение авторской модели и формирование перспективных направлений развития научной мысли в сфере лесотранспортных потоков. В ходе работы использовалась широкая база отечественной и зарубежной литературы, а также предыдущие работы автора. Основой для подбора литературных источников для анализа проблематики послужили наукометрические базы e-library.ru, sciencedirect.com и dimensions.ai. В работе использовались сведения, представленные на официальных федеральных и региональных государственных и информационных ресурсах, посвященных состоянию и развитию лесной отрасли (Министерство природных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба государственной статистики, ЛесПромИнформ, Лесной комплекс и т.д.). Обработка данных выполнялась на стандартном программном обеспечении Microsoft Office. Исследование проводилось в период с января по октябрь 2025 года.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования авторами выделен крайне важный аспект современного состояния информации касательно лесотранспортных потоков, заключающийся в недостаточной информационной прозрачности и наличия (наполнения) информационных баз сведениями о состоянии предметной области. Сведения о лесотранспортных потоках минимальны и крайне разрознены. Учитывая колоссальные объемы древесных ресурсов, заготавливаемых (рис. 1), а, следовательно, и перемещаемых, информация для эффективного управления ими и принятия должных мер регулирования на государственном, региональном и частном уровнях является крайне актуальной.

Рисунок 1. Объем лесозаготовок в стране по федеральным округам в 2024 году. Источник: составлено автором на основе данных ЕМИСС

Актуальность работы в части методического инструментария исследования лесотранспортных потоков все более возрастает, что обусловлено существенными изменениями в возможностях реализации отечественной продукции на глобальных рынках. В условиях санкционного давления и перестроения логистики большей частью экспортных предприятий, наличие четкого инструментария для исследования и принятия различных управленческих решений является крайне важным. Изменение лесотранспортных потоков можно проиллюстрировать динамикой экспорта продукции лесной отрасли (табл. 1).

Таблица 1. Объем экспорта продукции по видам производства в лесопромышленном комплексе за 2017-2024 гг., млрд. руб.

Вид производства
Год
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Распиловка и строгание древесины
102,7
117,3
137,4
144,2
251,6
164,3
156,7
172,1
Производство шпона, фанеры, деревянных плит и панелей
83,6
115,5
101,5
103,1
199,9
125,1
102,3
120,6
Производство фанеры, деревянных фанерованных панелей и аналогичных слоистых материалов
65,3
86,4
73,7
64,9
117,4
72,4
60,1
70,7
Производство древесно-стружечных плит из древесины или других одревесневших материалов
7,9
13,4
12,7
19,4
32,5
20,7
25,7
30,8
Производство древесно-волокнистых плит из древесины или других одревесневших материалов
8,2
10,6
9,6
15,9
31,0
29,4
16,0
17,7
Производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий
4,1
4,2
4,7
9,6
15,7
8,9
8,4
6,5
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона
154,7
211,6
183,8
171,4
236,2
220,9
226,2
245,3
Источник: составлено автором по данным ЕМИСС

Исходя из представленных данных видно, что объем экспорта существенно сокращается в 2022 году, что обусловлено комплексом объективных причин. Далее можно проследить разнонаправленные тенденции, но в своем большинстве наблюдается увеличение объемов экспорта, что обусловлено, в том числе, оптимизацией отдельных логистических решений. В то же время, имеются отдельные производства, где падение экспортных операций продолжает сокращаться или быть на низком уровне, что свидетельствует о комплексе проблем и необходимости дополнительного анализа. На его основе требуются оперативные решения, которые способствуют комплексному и эффективному развитию отрасли.

В ходе исследования были изучены и систематизированы сведения о научных подходах к исследуемой проблематике. Необходимо отметить, что ключевым аспектом выявленных подходов, согласно поставленной цели исследования, является экономика (в широком понимании данного термина) [10, 18, 24]. Действительно, основополагающие принципы деятельности коммерческих структур, предполагающие получение прибыли как ключевой цели функционирования, основываются на комплексе экономических принципов. Это обуславливает синтез и междисциплинарность научных подходов к исследованию экономической природы различных лесотранспортных потоков [22].

Обобщенные результаты систематизации основных областей исследований в различных научных направлениях представлены в таблице 2.

Таблица 2. Направления исследований экономической природы различных лесотранспортных потоков

Научное направление/ предметная область
Ключевые исследуемые вопросы
Ключевые предмет и объект исследований
Экономическая сфера исследований
Региональная экономика
- вклад в ВРП регионов;
- межрегиональные экономические связи;
- специализация регионов;
Объемы, стоимость, влияние на региональное развитие
Экономика транспорта
- транспортные тарифы и издержки;
- загрузка инфраструктуры;
- инвестиции в логистику;
- пропускная способность транспортных коридоров;
- мультимодальность перевозок;
Себестоимость перевозок, эффективность логистики
Логистика и управление цепями поставок
- оптимизация маршрутов;
- управление запасами;
- цепочки поставок;
- координация участников логистической цепи;
- управление рисками в поставках;
Минимизация издержек, управление ресурсами
Технологическая сфера исследований
Технологии лесного комплекса
- технологические цепочки;
- виды транспорта;
- механизация работ;
- сезонность транспортных операций;
- стандартизация грузовых единиц;
Влияние технологий на себестоимость и качество
ГИС и Big Data
- пространственное моделирование;
- GPS-трекинг;
- прогнозирование потоков;
- оптимизация пробега транспортных средств;
Анализ эффективности, оптимизация маршрутов
Экологическая сфера исследований
Экономика природопользования
- экологический ущерб;
- углеродный след;
- стоимость экосистемных услуг;
- эколого-экономическая оценка ущерба дорожной сети и транспортировки;
Экологические издержки транспортировки
Устойчивое лесопользование
- сертификация FSC/PEFC/Лесной эталон;
- «прозрачность» движения древесины;
- экологические стандарты;
- цепочки поставок сертифицированной продукции;
Стоимость соответствия экологическим требованиям, ЛесЕГАИС
Социально-экономическая сфера исследований
Экономика труда
- занятость и производительность труда в транспортировке;
- доходы населения;
- миграционные процессы;
Влияние на рынок труда, доходы населения
Социальная география
- влияние на развитие населенных пунктов и местные сообщества;
- социальные эффекты транспортных коридоров;
- транспортная доступность территорий;
Социально-экономические последствия потоков
Пространственно-институциональная сфера исследований
Пространственный анализ
- Конфигурация транспортных сетей;
- Гравитационные модели;
- Центро-периферийные взаимодействия;
Пространственные закономерности потоков
Институциональная экономика
- таможенное регулирование;
- борьба с нелегальными потоками;
- стандарты и технические регламенты (нормативно-правовое регулирование);
Транзакционные издержки, влияние институтов
Геополитическая сфера исследований
Международная экономика
- санкционные ограничения и контрсанкции;
- перенаправление экспортных потоков;
- изменение валютных курсов и их влияние;
- реструктуризация цепочек стоимости;
Потери от закрытия традиционных рынков, издержки переналадки логистических цепочек
Геополитический анализ
- транспортная безопасность и суверенитет;
- доступ к морским портам и транспортным коридорам;
- политические риски международного сотрудничества;
Экономическая стоимость геополитических рисков
Экономическая безопасность
- устойчивость лесного комплекса к внешним шокам;
- критическая зависимость от импортной техники;
- обеспечение внутренних потребностей в древесине и продукции ЛПК.
Издержки обеспечения экономической безопасности
Источник: составлено автором

Проведенный анализ позволил выявить ключевые сферы научных исследований экономической природы лесотранспортных потоков (в том числе внутри- и межрегиональных). Также определены наиболее важные предмет и объект исследований в каждой из выделенных групп. Необходимо отметить, что ключевым и вполне логичным выводом является тезис о необходимости междисциплинарного подхода при исследовании и разработке любых предложений в части лесной отрасли и лесотранспортных потоков [17, 23]. Это обусловлено системными связями различных научных направлений, которые интегрируясь на практике, позволяют оптимизировать и совершенствовать исследуемую предметную область. Проведенное исследование позволило получить матрицу междисциплинарных связей в рамках изучаемой предметной области. Ее фрагмент представлен в табл. 3.

Таблица 3. Матрица междисциплинарных связей в исследовании лесотранспортных потоков (фрагмент)

Направления
Региональная экономика
Экономика транспорта
Логистика и управление цепями поставок
Технологии лесного комплекса
ГИС и Big Data
Экономика природопользования
Региональная экономика
-
Анализ транспортных издержек в себестоимости лесопродукции по регионам
Оптимизация региональных логистических схем лесных грузов
Оценка влияния технологий лесозаготовки на транспортную нагрузку регионов
Анализ пространственных данных по лесным грузопотокам регионов
Учет экологических затрат при планировании лесных транспортных потоков
Экономика транспорта
Влияние тарифной политики на конкурентоспособность регионов лесного сектора
-
Синхронизация транспортных и логистических процессов для лесных грузов
Экономика применения разных видов лесовозного транспорта
Data-driven оптимизация лесовозных маршрутов
Расчет экологического ущерба от лесовозного транспорта
Логистика и управление цепями поставок
Учет региональных особенностей в цепях поставок лесопродукции
Оптимизация лесовозных маршрутов и транспортных режимов
-
Интеграция технологических решений в логистику лесных грузов
Big Data для управления цепями поставок лесопродукции
Экологические стандарты в логистике лесных грузов
Технологии лесного комплекса
Влияние технологий лесозаготовки на транспортные потребности регионов
Эффективность транспортных технологий в разных условиях лесосек
Технологии для оптимизации лесной логистики
-
Цифровизация технологических процессов лесотранспорта
Технологии снижения экоследа лесотранспорта
ГИС и Big Data
Пространственный анализ региональных лесных грузопотоков
Моделирование транспортной доступности лесосек
Прогнозная аналитика для логистики лесных грузов
Мониторинг технологических процессов лесозаготовки
-
GIS-моделирование экологических последствий лесотранспорта
Экономика природопользования
Учет экологических ограничений при планировании лесных транспортных потоков
Оценка экологического ущерба от лесовозного транспорта
Экологические стандарты в логистике лесных грузов
Технологии снижения экоследа лесотранспорта
Пространственный анализ экологических рисков лесотранспорта
-
Источник: составлено автором

Также в ходе исследования выявлены возможные перспективные направления в сфере междисциплинарных исследованиях и комплексном подходе к решению задач лесотранспортных потоков. Особенно, по авторскому мнению, необходимо отметить следующие области исследований [5, 21, 25]:

1. Цифровая экономика в лесном комплексе. В данном направлении наиболее перспективными и актуальными можно отметить следующие аспекты: блокчейн для отслеживания цепочек поставок лесоматериалов и продукции ЛПК; использование различных цифровых платформ для оптимизации загрузки транспорта.

2. Влияние климатической повестки на транспорт (в широком его понимании). Вполне очевидно, что продолжатся комплексные исследования в части учета углеродного следа от транспорта и различных аспектов логистики, а также адаптации бизнеса к изменениям климата.

3. Влияние достижений поведенческой экономики на лесотранспортные потоки. В целом, данная сфера будет актуальной с позиции необходимости определения особенностей и принципов принятия решений участниками рынка лесопродукции (как и во многих других отраслях). Также продолжит быть актуальным привлечение внимания и реализация проектов в части охраны окружающей среды, что на практике может быть реализовано в исследованиях в части мотивации устойчивого лесопользования бизнеса.

Обобщенная структура перспективных направлений исследований в рамках лесотранспортных потоков представлена на рис. 2.

Рисунок 2. Перспективные направления исследований лесотранспортных потоков. Источник: составлено автором

На представленной схеме выделена лишь малая часть возможных направлений исследований в изучаемой предметной области. Для каждой из представленных групп представлены по три конкретных тематики научных изысканий. В каждой из последних могут быть определены еще более детальные объекты, предметы и цели исследования. В зависимости от общей направленности – решения теоретических или прикладных задач – будут видоизменяться как подходы, инструменты исследования, так и содержание, получаемые результаты (в том числе по масштабу, фундаментальности). На практике исследования могут строиться как от общих фундаментальных основ к прикладным разработкам, так и в обратном направлении.

Проведение любых исследований основывается на определенных принципах. В противном случае изыскания и их результаты могут считаться ненаучными или недостоверными [12]. Вполне очевидно, что работа по анализу лесотранспортных потоков опирается на традиционные научные принципы. Вместе с тем, специфика предмета исследования, а также отдельные аспекты, которые могут быть элементами цели, объекта или используемых инструментов, позволяют выделить оригинальные принципы для проведения подобных работ. В ходе авторского исследования были определены следующие принципы:

1. Базовые принципы: объективности, системности, доказательности, этичности и т.п. Данный перечень включает наиболее «базовые» принципы любых научных исследований. Так, объективность предполагает получение результатов, независящих от исследователей. Системность, в свою очередь, предполагает исследование лесотранспортных потоков как сложной экономической системы и т.д.

2. Принцип экономической целесообразности. Согласно данному принципу транспортные решения должны подбираться исходя из их эффективности и оптимальности (прежде всего по экономическим критериям). Это позволит повышать конкурентоспособность всей лесной отрасли и ее отдельных предприятий.

3. Принцип междисциплинарности. Исследование должно опираться на методы и инструменты различных научных направлений и наук, что позволяет достигать наиболее оптимальных и эффективных решений.

4. Принцип территориальной дифференциации. В ходе исследований необходимо учитывать пространственную неоднородность, региональную специфику, дифференцированность по природно-климатическим, технико-экономическим, инфраструктурным и иным факторам.

5. Принцип устойчивости. Исследования, особенно согласно последним тенденциям в мировой науке, должны учитывать необходимость нахождения баланса между экономическими, экологическими, социальными и иными аспектами реализации лесотранспортных решений (проектов).

Представленные принципы могут быть дополнены. Однако по авторскому мнению, именно они характеризуют основные аспекты исследуемой проблематики.

Результат исследований во многом определяется инструментарием, используемым для достижения цели и задач проводимой работы. В отдельных случаях могут быть использованы методы аналитической обработки данных для обработки литературных источников по определенной тематики; в других – необходимо использование специального программного обеспечения и/или экономико-математических методов (например, для прогнозирования изменения определенных показателей). Совокупность наиболее часто используемых и способных быть используемыми инструментов в исследованиях лесотранспортных потоков представлена в табл. 4.

Таблица 4. Ключевые инструменты исследования лесотранспортных потоков

Категория инструментов
Конкретные методы и технологии
Решаемые задачи
Математические и эконометрические методы
- множественная регрессия;
- панельный анализ;
- линейное программирование;
- транспортные задачи.
- выявление факторов влияния;
- прогнозирование потоков;
- оптимизация маршрутов;
- анализ динамики.
Геоинформационные системы (GIS)
- сетевой анализ;
- тематическое картографирование;
- модели гравитационного типа.
- пространственная оптимизация;
- визуализация потоков;
- анализ доступности;
- планирование инфраструктуры.
Методы сбора и анализа данных
- спутниковый мониторинг;
- Анализ больших данных (Big Data);
- веб-скрапинг.
- сбор первичных данных;
- мониторинг в реальном времени;
- анализ больших массивов данных.
Экономико-математическое моделирование
- агентное моделирование;
- игровые модели;
- модели пространственного равновесия;
- системная динамика.
- анализ взаимодействия участников;
- прогнозирование развития;
- имитация сценариев.
Методы оценки эффективности
- анализ «затраты-выгоды»;
- расчет уровней рентабельности, NPV, IRR и т.д.
- оценка экономической эффективности;
- сравнение альтернатив;
- учет внешних эффектов.
Качественные методы
- метод Дельфи;
- SWOT-анализ;
- фокус-группы;
- глубинные интервью.
- экспертные оценки;
- анализ лучших практик;
- понимание мотивации.
Специализированное программное обеспечение
- ArcGIS, QGIS;
- MATLAB, R, Python, Statistica;
- AnyLogic;
- SQL, Tableau.
- обработка пространственных данных;
- статистический анализ;
- визуализация результатов.
Комплексные подходы
- интегрированные GIS-модели;
- сценарное планирование;
- анализ жизненного цикла;
- оценка устойчивости.
- комплексный анализ системы;
- стратегическое планирование;
- оценка долгосрочных последствий.
Источник: составлено автором

На сегодняшний день практика реализации исследований лесотранспортных потоков может быть в большинстве случаев организована согласно обобщенному алгоритму, представленному на рис. 3.

Рисунок 3. Общий алгоритм проведения исследования транспортных потоков. Источник: составлено автором

Вместе с тем, можно отметить, что столь упрощенный подход не отвечает современным требованиям. Ключевая задача исследования лесотранспортных потоков, по авторскому мнению, заключается в разработке оптимальных решений (фундаментальных основ, принципов, алгоритмов, конкретных разработок и т.д.), направленных на повышение их эффективности. В конечном итоге, принятие наиболее эффективных (оптимальных) решений должно сказаться на конкурентоспособности предприятий лесной отрасли и всего лесопромышленного комплекса. При этом нельзя забывать, что в современных условиях отрасль находится под мощным давлением со стороны недружественных стран. Решение столь сложной проблемы требует должной институциональной поддержки. Таким образом, подходы к исследованиям лесотранспортных потоков должны не просто учитывать комплекс различных факторов (в том числе, государственного регулирования, макро- и микроокружения и т.д.), но проводиться в рамках многоуровневой системно-институциональной парадигмы. Ее авторская модель представлена на рис. 4.

Рисунок 4. Модель исследования экономической природы лесотранспортных потоков. Источник: составлено автором

Согласно разработанной модели исследования должны проводиться системно по трем уровням: макро-, мезо- и микро. При этом структурирующими научные знания и логику исследований выступают следующие оси (ключевые параметры): пространственная, временная, институциональная и методическая. Вполне очевидно, что экономическая природа лесотранспортных потоков проявляется именно на стыке представленных уровней и осей.

Примером реализации данной модели может служить современная ситуация, когда санкционные ограничения (макро-уровень) привели к изменению логистических цепочек конкретных предприятий (микро-уровень), что в свою очередь привело к развитию инфраструктурных объектов (транспортные сети, склады, хабы, порты и т.д.) в одних регионах и одновременному кризису таких объектов в других субъектах страны, ранее ориентировавшихся, например, на европейского потребителя (мезо-уровень). Вполне логично, что исследование данной ситуации затрагивает пространственные (например, региональные различия), временные (динамика показателей во времени, прогнозы и др.), институциональные (ответные меры Правительства страны, поддержка лесного бизнеса путем субсидирования и т.п.) и методические (научно обоснованный инструментарий исследования) вопросы (оси).

Разработанная модель вполне четко объясняет необходимость интегральных исследований, затрагивающих столь сложные и многогранные вопросы как лесотранспортные потоки. Аналогично, по авторскому мнению, следует рассматривать и лесную отрасль в целом. Происходящие в ней изменения также затрагивают три уровня: от макро- до микро. Точно также и оси (ключевые параметры) исследований должны включать не только один аспект (например, институциональный), а представленный в модели комплекс направлений. Это позволяет исключить отдельные пробелы в получаемых результатах, проследить динамику и региональные отличия изменения параметров и/или объектов исследований, выявлять наилучшие из существующих практик и инструментов анализа и т.д.

Заключение

Лесная отрасль является одной из многих в стране, где современная ситуация изменила различные производственные и логистические процессы. Преобразования стали необходимостью для большей части предприятий ЛПК. Особенно большие сложности и, соответственно, преобразования характеризуют экспортноориентированный бизнес. Изменения на глобальном рынке привели к изменению цепочек поставок и лесотранспортных потоков как таковых. В таких условиях научно обоснованные мероприятия по повышению эффективности и оптимизации процессов предприятий (в том числе логистических) становятся жизненно необходимыми. Параллельно развиваются сами методы и инструменты научных исследований, усиливается роль искусственного интеллекта и вычислительные возможности техники. Два данных условия (изменения в ЛПК в условиях трансформации глобального рынка и развитие научного инструментария) ведут к необходимости переосмысления научных подходов к исследованию как лесной отрасли, так и лесотранспортных потоков, в частности.

Проведенное исследование выявило наличие подходов к анализу лесотранспортных потоков и их экономической природы, которые при определенных допущениях можно назвать комплексными. Однако отдельные и достаточно важные научные инструменты используются фрагментарно. Еще большую обеспокоенность вызывает тот факт, что в большинстве существующих научных работ исследуемая проблематика рассматривается в рамках определенных рамок (парадигм, систем, «осей координат»). Это ведет к существенным пробелам в формировании целостного представления об исследуемых объектах и перспективах их развития. Такое положение вещей привело к формированию авторского подхода к исследованию экономической природы лесотранспортных потоков, а если шире, то и всего лесного комплекса. Ее сущность заключается в необходимости формирования многоуровневой системно-институциональной парадигмы существования и исследования объекта изучения. Ее неотъемлемыми компонентами выступают микро-, мезо- и макроуровни лесной отрасли (в том числе определяющие специфику лесотранспортных потоков), а также систему осей (ключевых параметров), включающую временную, пространственную, институциональную и методическую. Рассмотрение столь сложных объектов как лесная отрасль и ее транспортные потоки с целью получения объективных результатов возможно лишь через призму данных «систем координат».


Источники:

1. Абакулина Л.Ю., Васильева А.З. Тенденции в изменении факторов, оказывающих влияние на спрос и предложение на продукцию ЛПК // Вестник МАНЭБ. – 2024. – № 3. – c. 32-37.
2. Гребенюк А.Л., Гарус И.А. Проблема доступности лесных ресурсов // Актуальные проблемы лесного комплекса. – 2014. – № 39. – c. 3-4.
3. Добриднюк Т.С. Разработка имитационной модели функционирования российского рынка транспортировки древесины в среде Anylogic // Первый экономический журнал. – 2022. – № 10(328). – c. 41-49. – doi: 10.58551/20728115_2022_10_41.
4. Еналеева-Бандура И.М., Баранов А.Н., Бровкин С.А., Григорьев И.В., Ковалев Р.Н. К оценке эффективности управления системой поставок товарной древесины // Сибирский лесной журнал. – 2024. – № 6. – c. 101-112. – doi: 10.15372/SJFS20240612.
5. Каштелян Т.В. Институциональные аспекты инновационного развития лесного сектора Беларуси: выбор организационных форм // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого. – 2018. – № 1(72). – c. 79-91.
6. Никонец О.Е., Кожемяко Н.П., Дузкрятченко С.Н. Организационно-экономический механизм пространственного размещения предприятий лесного сектора России // Управленческий учет. – 2021. – № 9-1. – c. 187-201. – doi: 10.25806/uu9-12021187-201.
7. Покровская О.Д., Пакулина Е.В. Трансформация логистических цепей поставок лесных грузов из России в условиях санкций // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2023. – № 10. – c. 36-43. – doi: 10.36535/0236-1914-2023-10-6.
8. Рукомойников К.П., Царев Е.М., Анисимов С.Е. Обоснование среднего расстояния трелевки лесоматериалов при комплексном освоении лесных участков // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. – 2017. – № 4(358). – c. 95-105. – doi: 10.17238/issn0536-1036.2017.4.95.
9. Соколов А.П., Шаин В.А., Тукусер Д.И. Имитационная модель для анализа транспортных потоков на перевозках древесины // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. – 2025. – № 253. – c. 178-190. – doi: 10.21266/2079-4304.2025.253.178-190.
10. Стариков Е.Н., Прядилина Н.К., Раменская Л.А., Вукович Н.А. Кластерный механизм как эффективный инструмент трансформации экономико-технологической реальности в лесном секторе экономики региона (на примере Свердловской области) // Лесотехнический журнал. – 2017. – № 3(27). – c. 314-325. – doi: 10.12737/article_59c212b20449c4.83134014.
11. Стойлова А.С., Машкина Л.В., Блам Ю.Ш. Информационное согласование народнохозяйственной и отраслевой модели на примере лесного комплекса РФ // Информационные и математические технологии в науке и управлении. – 2020. – № 4(20). – c. 124-131. – doi: 10.38028/ESI.2020.20.4.011.
12. Терещенко А.М. Методологические принципы современных научных исследований // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. – 2011. – № 1(7). – c. 55-60.
13. Третьяков А.Г. Экономическая доступность лесных ресурсов и транспортная логистика // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. – 2015. – № 2(26). – c. 63-71.
14. Цверов В.В., Домнина О.Л. Методика принятия решений по импортным поставкам материальных ресурсов предприятиями транспорта в условиях санкций // Транспортное дело России. – 2023. – № 4. – c. 89-94. – doi: 10.52375/20728689_2023_4_89.
15. Черных В.Л., Поваров Е.Д., Фёдоров С.В., Черных Л.В., Черных Д.В., Фомин А.С. Государственная инвентаризация лесов в Российской Федерации: изменчивость и точность определения запаса древесины // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Лес. Экология. Природопользование. – 2024. – № 1(61). – c. 6-29. – doi: 10.25686/2306-2827.2024.1.6.
16. Чумаченко С.И., Каракчиева И.В. Совершенствование методики определения транспортной составляющей в системе оценки экономической доходности древесных ресурсов // Лесохозяйственная информация. – 2018. – № 3. – c. 72-80. – doi: 10.24419/LHI.2304-3083.2018.3.09.
17. Шалаев В.С. Направления лесных исследований за рубежом: от Брисбена до Сеула // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. – 2010. – № 6. – c. 64-75.
18. Шанин И.И., Строганова К.Р. Инновационное развитие лесного комплекса в условиях перехода на экономику замкнутого цикла // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – № 3(53). – c. 122-128. – doi: 10.47581/2021/FA-09/IE/53/03.021.
19. Щербанин Ю.А. Отрасли и межотраслевые комплексы транспорт России: девять лет экономических санкций // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 5(200). – c. 45-58. – doi: 10.47711/0868-6351-200-45-58.
20. Якубук Ю.П. Инновационные технологии логистики в экспорте продукции деревообработки // Вестник транспорта Поволжья. – 2025. – № 2(110). – c. 107-113.
21. Bastos T., Teixeira L., Nunes L. Forest 4.0: Technologies and digitalization to create the residual biomass supply chain of the future // Journal of Cleaner Production. – 2024. – p. 143041. – doi: 10.1016/j.jclepro.2024.143041.
22. Gao Z., Yu Ch., Xia E., Zhu X., Hong Ya., Wang L. Unraveling the timber supply chain in the belt and road region: Analyzing embodied timber flows and industrial interconnections // Resources, Conservation and Recycling. – 2025. – p. 108138. – doi: 10.1016/j.resconrec.2025.108138.
23. Hetemäki L., D\'Amato D., Giurca A., Hurmekoski E. Synergies and trade-offs in the European forest bioeconomy research: State of the art and the way forward // Forest Policy and Economics. – 2024. – p. 103204. – doi: 10.1016/j.forpol.2024.103204.
24. Di Letizia G., De Lucia C., Pazienza P., Cappelletti G.M. Forest bioeconomy at regional scale: A systematic literature review and future policy perspectives // Forest Policy and Economics. – 2023. – p. 103052. – doi: 10.1016/j.forpol.2023.103052.
25. Liu Y., Zhang Y., Xu Y., Guan Z. Evaluation of the coordinated development of China’s Forest Resources-Economy-Environment System // Chinese Journal of Population, Resources and Environment. – 2023. – № 4. – p. 249-256. – doi: 10.1016/j.cjpre.2023.11.007.
26. Medvedev S.O., Mokhirev A.P., Zyryanov M.A. Study of the effectiveness of the Russian regions forestry activities // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2024. – № 12. – p. 2322-2336.
27. Medvedev S.O., Zyryanov M.A. Developing a model of forest enterprises activities with the prospect of moving into sustainable development // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. – 2024. – № 2. – p. 129-145. – doi: 10.15838/esc.2024.2.92.7.
28. Monti C.A.U., Gomide L.R., Oliveira R.M., França L.C.J. Optimization of Wood Supply: The Forestry Routing Optimization Model // Annals of the Brazilian Academy of Sciences. – 2020. – № 3. – p. 1-17. – doi: 10.1590/0001-3765202020200263.

Страница обновлена: 07.11.2025 в 11:38:05

 

 

Theoretical approaches to the study of the economic nature of the forestry industry (on the example of forest transportation flows)

Medvedev S.O.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
The article solves the scientific problem of the fragmentation of theoretical and methodological approaches to the study of the economic nature of timber transportation flows in the context of global market turbulence and the transformation of logistics chains. The forestry industry continues to play an important role in the country's economy, and its prospects are also linked to the use of advanced technologies and scientific achievements. The article systematizes existing knowledge and develops a model for studying the economic nature of forest transportation flows, which makes it possible to overcome the fragmentation of approaches and bring research to a new systemic level. As a result of the research, key scientific areas and their interdisciplinary connections are systematized. A matrix of integration effects is formed; and specific research principles and promising areas of analysis are identified. Key tools for the study of forest transportation flows have been identified. They include a set of tools from the following categories: mathematical and econometric methods, geoinformation systems, methods for evaluating efficiency, specialized software, etc. The author's research model for the economic nature of forest transportation includes three levels of analysis: macro, meso, and micro, and spatial, temporal, institutional; and methodological axes serve as structuring scientific knowledge and research logic. The article will be useful to researchers in the field of regional economics, sectoral logistics, forestry and transport economics, as well as to government officials involved in the development of sectoral and regional policies.

Keywords: forestry industry, timber transportation flow, efficiency, research direction, methodology, model, scientific tools

Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда и Красноярского краевого фонда науки № 25-11-20033, https: //rscf.ru/project/25-11-20033/.

JEL-classification: L70, L73, Q23, Q20

References:

Abakulina L.Yu., Vasileva A.Z. (2024). Trends in changing factors influencing demand and supply for forestry industry products. Vestnik MANEB. 29 (3). 32-37.

Bastos T., Teixeira L., Nunes L. (2024). Forest 4.0: Technologies and digitalization to create the residual biomass supply chain of the future Journal of Cleaner Production. 467 143041. doi: 10.1016/j.jclepro.2024.143041.

Chernyh V.L., Povarov E.D., Fyodorov S.V., Chernyh L.V., Chernyh D.V., Fomin A.S. (2024). State forest inventory in the Russian Federation: variability and accuracy of the growing stock estimation. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya: Les. Ekologiya. Prirodopolzovanie. (1(61)). 6-29. doi: 10.25686/2306-2827.2024.1.6.

Chumachenko S.I., Karakchieva I.V. (2018). Improvement of the methodology for the transport infrastructure assessment in the system economic revenue assessment of woody forest resources. Lesokhozyaystvennaya informatsiya. (3). 72-80. doi: 10.24419/LHI.2304-3083.2018.3.09.

Di Letizia G., De Lucia C., Pazienza P., Cappelletti G.M. (2023). Forest bioeconomy at regional scale: A systematic literature review and future policy perspectives Forest Policy and Economics. 155 103052. doi: 10.1016/j.forpol.2023.103052.

Dobridnyuk T.S. (2022). Development of a simulation model functioning of the russian wood transportation market in Anylogic environment. Pervyy ekonomicheskiy zhurnal. (10(328)). 41-49. doi: 10.58551/20728115_2022_10_41.

Enaleeva-Bandura I.M., Baranov A.N., Brovkin S.A., Grigorev I.V., Kovalev R.N. (2024). Towards assessing the efficiency of managing the commercial timber supply system. Sibirskiy lesnoy zhurnal. (6). 101-112. doi: 10.15372/SJFS20240612.

Gao Z., Yu Ch., Xia E., Zhu X., Hong Ya., Wang L. (2025). Unraveling the timber supply chain in the belt and road region: Analyzing embodied timber flows and industrial interconnections Resources, Conservation and Recycling. 215 108138. doi: 10.1016/j.resconrec.2025.108138.

Grebenyuk A.L., Garus I.A. (2014). Problem accessibility of forest resources. Aktualnye problemy lesnogo kompleksa. (39). 3-4.

Hetemäki L., D\'Amato D., Giurca A., Hurmekoski E. (2024). Synergies and trade-offs in the European forest bioeconomy research: State of the art and the way forward Forest Policy and Economics. 163 103204. doi: 10.1016/j.forpol.2024.103204.

Kashtelyan T.V. (2018). Institutional aspects of innovative development of the forestry sector in Belarus: the choice of organizational forms. Vestnik Gomelskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. P.O. Sukhogo. (1(72)). 79-91.

Liu Y., Zhang Y., Xu Y., Guan Z. (2023). Evaluation of the coordinated development of China’s Forest Resources-Economy-Environment System Chinese Journal of Population, Resources and Environment. 21 (4). 249-256. doi: 10.1016/j.cjpre.2023.11.007.

Medvedev S.O., Mokhirev A.P., Zyryanov M.A. (2024). Study of the effectiveness of the Russian regions forestry activities Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 17 (12). 2322-2336.

Medvedev S.O., Zyryanov M.A. (2024). Developing a model of forest enterprises activities with the prospect of moving into sustainable development Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 17 (2). 129-145. doi: 10.15838/esc.2024.2.92.7.

Monti C.A.U., Gomide L.R., Oliveira R.M., França L.C.J. (2020). Optimization of Wood Supply: The Forestry Routing Optimization Model Annals of the Brazilian Academy of Sciences. 92 (3). 1-17. doi: 10.1590/0001-3765202020200263.

Nikonets O.E., Kozhemyako N.P., Duzkryatchenko S.N. (2021). Organizational and economic mechanism of spatial location of enterprises of the forestry sector of Russia. Management accounting. (9-1). 187-201. doi: 10.25806/uu9-12021187-201.

Pokrovskaya O.D., Pakulina E.V. (2023). Transformation of logistics supply chains of forest goods from russia under sanctions. Transport: nauka, tekhnika, upravlenie. Nauchnyy informatsionnyy sbornik. (10). 36-43. doi: 10.36535/0236-1914-2023-10-6.

Rukomoynikov K.P., Tsarev E.M., Anisimov S.E. (2017). Substantiation of average distance of skid logging during integrated development of forest divisions. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Lesnoy zhurnal. (4(358)). 95-105. doi: 10.17238/issn0536-1036.2017.4.95.

Scherbanin Yu.A. (2023). Transport in Russia: nine years of economic sanctions. Problems of forecasting. (5(200)). 45-58. doi: 10.47711/0868-6351-200-45-58.

Shalaev V.S. (2010). Directions of forest researches: from Brisbane up to Seou. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa - Lesnoy vestnik. (6). 64-75.

Shanin I.I., Stroganova K.R. (2021). Innovative development of the forest complex in the conditions of transition to the economy of a closed cycle. Innovation economy: prospects for development and improvement. (3(53)). 122-128. doi: 10.47581/2021/FA-09/IE/53/03.021.

Sokolov A.P., Shain V.A., Tukuser D.I. (2025). Simulation model for wood procurement analysis. Izvestiya Sankt-Peterburgskoy lesotekhnicheskoy akademii. (253). 178-190. doi: 10.21266/2079-4304.2025.253.178-190.

Starikov E.N., Pryadilina N.K., Ramenskaya L.A., Vukovich N.A. (2017). Sverdlovsk region cluster mechanism as an effective instrument of transformation of the economic and technological reality in the forest sector of region economy. Lesotekhnicheskiy zhurnal. 7 (3(27)). 314-325. doi: 10.12737/article_59c212b20449c4.83134014.

Stoylova A.S., Mashkina L.V., Blam Yu.Sh. (2020). Information coordination of the national economic and industry models on the example of the Russian Federation forestry. Informatsionnye i matematicheskie tekhnologii v nauke i upravlenii. (4(20)). 124-131. doi: 10.38028/ESI.2020.20.4.011.

Tereschenko A.M. (2011). Methodological principles of modern scientific research. Vestnik Moskovskoy gosudarstvennoy akademii delovogo administrirovaniya. Seriya: Filosofskie, sotsialnye i estestvennye nauki. (1(7)). 55-60.

Tretiakov A.G. (2015). Economic accessibility of forest resources and transport logistics. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. (2(26)). 63-71.

Tsverov V.V., Domnina O.L. (2023). Decision-making algorithm for import supplies material resources by an industrial enterprise in the context of sanctions. Transport business in Russia. (4). 89-94. doi: 10.52375/20728689_2023_4_89.

Yakubuk Yu.P. (2025). Innovative logistics technologies in the export of woodworking products. Vestnik transporta Povolzhya. (2(110)). 107-113.