Особенности межрегиональных перетоков трудовых ресурсов Южного федерального округа

Созинова А.А., Савельева Н.К., Чупраков Д.В., Зонова В.А., Котанджян А.В., Ведерников А.А.
1 Вятский государственный университет, Киров, Россия
2 Научно-исследовательский институт средств вычислительной техники, Киров, Россия
3 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83989517

Аннотация:
Современное развитие РФ связано со снижением диспропорций в социально-экономическом развитии регионов. Цель работы заключается в исследовании особенностей межрегиональных перетоков трудовых ресурсов Южного федерального округа. Актуальность исследования межрегиональных перетоков трудовых ресурсов обусловлена их значением для пространственного развития регионов. Исследование проведено с помощью анализа карьерных траекторий населения по данным датасета «Резюме из ЕЦП «Работа России». В результате анализа регионов-доноров и регионов-притяжения трудовых ресурсов были определены регионы РФ, откуда происходит переток трудовых ресурсов в Южный федеральный округ, и в обратную сторону (отток трудовых ресурсов). Миграционный переток трудовых ресурсов в основном направлен в центральные регионы страны. Краснодарский край определен как центр притяжения трудовых ресурсов среди регионов Южного федерального округа, поскольку переток трудовых ресурсов происходит в пределах федерального округа. Основные доноры трудовых ресурсов – г. Москва, Ростовская область, г. Санкт-Петербург. Нестабильная ситуация в исторических регионах РФ делает их непривлекательными для трудовых ресурсов. Сбалансирование миграционных перетоков имеет решающее значение для устойчивого пространственного экономического развития. Проведенное исследование выявило нестабильность межрегиональных перетоков трудовых ресурсов, что, в конечном итоге, ведет к несбалансированному социально-экономическому развитию регионов Южного федерального округа.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, межрегиональная миграция, сбалансированное развитие, регион, Южный федеральный округ

Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №23-28-00640, https://rscf.ru/project/23-28-00640/

JEL-классификация: R23, J20, J61



Введение

Современное развитие Российской Федерации и направления национальной политики связаны со снижением диспропорций в социально-экономическом развитии регионов государства. Под этим понимается достижение достойного уровня жизни населения и экономического роста во всех регионах государства, что взаимосвязано с реализацией органами государственной и региональной власти национального стратегического приоритета – «сбережение народа России и развитие человеческого потенциала» [12].

Актуальность исследования межрегиональных перетоков трудовых ресурсов обусловлена их значением для пространственного развития регионов, регулирования рынка труда, сокращения безработицы и бедности населения, а также для экономического роста и социального благополучия. Нельзя не отметить, современный рынок труда подвержен изменениям в виду перераспределения трудовых ресурсов на военно-промышленный комплекс, нехваткой трудовых ресурсов трудоспособного возраста [2].

Миграционный переток трудовых ресурсов направляется в центральные регионы страны, тем самым возникает, с одной стороны, перенасыщение центра трудовыми ресурсами, с другой стороны – истощение регионов-доноров и нехватка в них рабочей силы [7]. Мигранты способствуют увеличению ВРП в регионах-притяжения, укрепляя региональную экономику [17].

С точки зрения цифровизации экономики, управление цифровыми трудовыми ресурсами, в том числе в рамках межрегиональной миграции, способствует повышению конкурентоспособности и устойчивости результатов деятельности предприятия и региона [18]. Количество приезжающих в регион и выезжающих из него коррелирует с показателями цифровизации (наличие интернета и персонального компьютера [5].

Цифровизация миграционных процессов – это один из ключевых направлений развития миграционной политики. Внедрение новых технологий позволяет значительно упростить процесс регистрации и учёта мигрантов, а также повысить прозрачность миграционных потоков.

Существует неоспоримая связь между миграцией и социально-экономическим положением регионов [3]. Регионы с развитой инфраструктурой, доступными услугами и конкурентоспособной зарплатой привлекают трудовые ресурсы, что способствует их дальнейшему развитию. В то же время менее развитые регионы сталкиваются с оттоком населения, что замедляет их развитие. Такие территории перестают считаться благоприятными для жизни, работы и развития [1, 16].

При обращении к статистической информации, представленной Росстатом, уровень въезжающих в регион и выезжающих из него не сбалансирован. Так, при оценке динамики межрегиональной трудовой миграции занятого населения в возрасте 15 лет и старше по итогам 2024 года численность въезжающего населения на работу превышает выезжающее лишь в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Дальневосточном федеральных округах. В остальных – ситуация обратная [14].

Таким образом, межрегиональные перетоки трудовых ресурсов могут стимулировать экономический рост и решать проблему нехватки рабочей силы, однако также возникают такие проблемы, как региональное неравенство и потенциальное снижение производительности в регионах, теряющих трудовые ресурсы. Сбалансирование этих эффектов имеет решающее значение для устойчивого пространственного экономического развития. Цель данной научной работы заключается в исследовании особенностей межрегиональных перетоков трудовых ресурсов Южного федерального округа.

Основная часть

В данном исследовании будет акцентировано внимание на перетоке трудовых ресурсов в Южном федеральном округе (далее – ЮФО). В рамках реализации данного исследования использовались общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение), методы статистики и экономико-математического моделирования.

Для достижения цели исследования проведены изыскания карьерных траекторий населения Российской Федерации по данным датасета «Резюме из ЕЦП «Работа России» от 21.08.2024 [11]. Первоначально отобраны резюме соискателей, для каждого из которых рассмотрена карьерная траектория (поле «workExperienceList») и сформирован список мест работы трудовых ресурсов с указанием идентификатора резюме, названия предприятия, должности, начала и окончания работы, КЛАДР-кода места проживания соискателя.

На базе данных федеральной статистики изобразим межрегиональную трудовую миграцию занятого населения по регионам ЮФО (рисунок 1) [14]. Данный федеральный округ занимает важное место в миграционной политике нашего государства, выступая как центром притяжения мигрантов из других стран и регионов, так и регионом, откуда население уезжает.

Рисунок 1 – Межрегиональная трудовая миграция занятого населения в возрасте 15 лет и старше по регионам ЮФО в 2024 г., тыс. чел.

Источник: составлено авторами на основании [14]

Анализируя представленные на рисунке 1 данные, можно говорить о наличии такой проблемы как отток трудовых ресурсов из регионов ЮФО. Краснодарский край является центром притяжения трудовых ресурсов среди регионов ЮФО за счет эффективного социально-экономического развития, успешного функционирования различных секторов экономики, включая агропромышленный комплекс, туристическую индустрию и транспортную сеть. Открытым в данном случае остается вопрос – в какие регионы и из каких регионов происходит переток трудовых ресурсов.

Для ответа на данный вопрос для решения целей исследования введем два понятия – регион-донор и регион-притяжения. В первом случае, регион-донор – это регион, в котором находится соискатель, готовый к акту трудовой миграции, а во втором, регион-притяжения – это регион, в котором он нашел (или ищет) работу. Таким образом, благодаря базе данных датасета «Резюме из ЕЦП «Работа России» будет оцениваться количество переездов между регионом-донором и регионом-притяжения.

Начнем обзор межрегиональных перетоков трудовых ресурсов ЮФО с позиции того, что регионы исследуемого федерального округа являются регионами-притяжения (рисунок 2). Темно-серым цветом на картограмме представлены регионы, из которых переток трудовых ресурсов больше 280 записей базы данных (среднее выборочное значение). Светло-серым цветом на картограмме представлены регионы, из которых переток трудовых ресурсов больше 100 записей базы данных (ориентировочно 75-процентиль).

Рисунок 2 – Регионы-доноры трудовых ресурсов субъектов ЮФО в рамках межрегиональных перетоков

Источник: составлено авторами по данным датасета [11]

Краснодарский край занимает одно из лидирующих мест в России по миграционному приросту. По данным Росстата в 2024 году 53,3% прибывших в регион составляют жители других регионов России. Следует отметить, что уровень трудоустройства безработных граждан центрами трудоустройства составил 69%, а численность населения, вставшего на учет, сократилась в 2 раза за последние два года [14]. Краснодарский край привлекает трудовые ресурсы высокими зарплатами, особенно в сфере IT и сельского хозяйства, и, конечно, природно-климатическими условиями и транспортной доступностью. С учетом представленных данных основным донором трудовых ресурсов становится г. Москва, Ростовская область и г. Санкт-Петербург. Практически из всех регионов России происходит приток трудовых ресурсов, в меньшей степени Краснодарский край привлекателен для жителей Северо-Кавказского федерального округа. При этом из-за большого потока трудовых мигрантов сформировались острые проблемы с инфраструктурой.

В Ростовскую область «поступают» трудовые ресурсы из-за растущей популярности рабочих профессий, острой нехватки кадров и повышения престижа этих специальностей. Однако в 2024 г. уровень межрегиональной трудовой миграции трудовых ресурсов отрицательный (убыль на 18,1 тыс. чел.) [14]. Предприятиям, ответственным за импортозамещение, требуется всё больше сотрудников рабочих профессий, поэтому работодатели вынуждены повышать зарплаты и улучшать условия труда. Согласно предоставленным данным, основными источниками трудовых ресурсов являются г. Москва, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Из большинства регионов России наблюдается приток трудовых ресурсов, при этом Ростовская область менее привлекательна для жителей Дальневосточного федерального округа.

Население едет работать в Волгоградскую область из-за выгодного географического положения, сбалансированной структуры экономики и создания новых рабочих мест. Область граничит с другими регионами и Республикой Казахстан, а также имеет развитую промышленность и сельское хозяйство. В прошлом году 81,2% прибывших в регион граждан были представителями других регионов России, однако отток населения в другие регионы составил 81,5% от общего миграционного оттока [14]. Основная часть уезжающих людей относится к возрастной группе 25–39 лет, то есть это наиболее работоспособные и репродуктивно активные граждане [9]. Несмотря на то, что в регион активно приезжают люди из Украины и стран Средней Азии, население области постепенно уменьшается. Это приводит к снижению демографического и интеллектуального потенциала [6]. Согласно предоставленным данным, основными источниками трудовых ресурсов являются г. Москва, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург и Московская область. Из большинства регионов России наблюдается приток трудовых ресурсов, при этом Ростовская область менее привлекательна для жителей Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Межрегиональный отток населения в Астраханской области в 2024 году составил 56,1% в рамках общего оттока населения региона против 37,7% межрегионального притока. Убыль трудовых ресурсов в рамках межрегиональной трудовой миграции составила 5,5 тыс. чел. [14] Сезонный характер работ, территориальное распределение и несоответствие между профессиональными навыками и требованиями рынка труда могут способствовать отсутствию спроса на некоторые вакансии, предлагаемые работодателями, из-за сравнительно низких зарплат. Высокий уровень безработицы также играет свою роль [4]. Основные территории-источники трудовых ресурсов включают г. Москва, г. Санкт-Петербург и Ростовскую область. Волгоградская область «не пользуется спросом» у населения Северо-Кавказского федерального округа.

Республика Калмыкия также имеет отрицательный миграционный прирост трудовых ресурсов в 2024 году. Трудовые ресурсы приезжают в регион из г. Москва, Ростовской области и г. Санкт-Петербург. При этом из Приволжского и Дальневосточного федеральных округов приток трудовых ресурсов практически не фиксируется. В Калмыкии, как и во многих регионах России, фиксируются «базовые» проблемы, отталкивающие трудовые ресурсы – низкий уровень социально-экономического развития и жизни населения [13].

Республика Адыгея притягивает основную массу трудовых ресурсов из г. Москва и Краснодарского края. Среди всех регионов ЮФО имеет наименьший миграционный потенциал, поскольку в ходе исследования обнаружено незначительное количество регионов-доноров трудовых ресурсов. Одними из проблем региона для привлечения трудовых ресурсов являются бедность и недостаточный уровень развития инфраструктуры, хотя строительная отрасль развивается и наращивает объемы ввода жилья в эксплуатацию.

Что касается присоединенных в 2014 году Республики Крым и г. Севастополя, то можно отметить обоюдный переток трудовых ресурсов. На эти территории, как и в другие регионы ЮФО, приезжают трудовые ресурсы из г. Москва и Краснодарского края. Следует отметить, что Республика Крым является достаточно привлекательным регионом для реализации населением своих трудовых функций. Это подтверждается положительным значением межрегионального притока трудовых ресурсов в 2024 году (+5,7 тыс. чел.). Такая же динамика в рамках ЮФО отмечается и в Краснодарском крае [14]. Ключевой актуальной проблемой социально-экономического и демографического развития Крыма и Севастополя является их соседство с основным центром нестабильности в современной Европе, а также с районами, где проводится специальная военная операция [15].

При исследовании исторических регионов РФ (Запорожская область, ДНР, ЛНР, Херсонская область) авторами исследования отмечается, что в виду нестабильной ситуации на их территории, они в настоящий момент не являются регионами-притяжения трудовых ресурсов.

Таким образом, основная часть трудовых ресурсов прибывает на территорию Южного федерального округа из г. Москва, г. Санкт-Петербург и других регионов ЮФО.

Идентифицировав регионы-доноры трудовых ресурсов для регионов ЮФО, перейдем к рассмотрению вопросов оттока трудовых ресурсов (рисунок 3).

Рисунок 3 – Регионы-притяжения трудовых ресурсов субъектов ЮФО в рамках межрегиональных перетоков

Источник: составлено авторами по данным датасета [11]

Основным регионом оттока трудовых ресурсов с территории ЮФО является г. Москва, которая привлекает своим высоким уровнем социально-экономического развития, заработной платы, инфраструктуры и доступностью для реализации своих возможностей. Переток трудовых ресурсов в другие регионы РФ (исключая ЮФО) в большем объеме происходит из Краснодарского края, Волгоградской и Ростовской областей. Северо-Кавказский федеральный округ и его регионы не обладают достаточной заинтересованностью у трудовых ресурсов ЮФО. Трудовые ресурсы Республики Адыгея и Калмыкия, г. Севастополь обладают меньшей мобильностью по сравнению с оставшимися регионами исследуемого федерального округа.

Следует отметить, что трудовые ресурсы Российской Федерации в целом не показывают высокий уровень готовности к переезду в другой регион. Среди исследуемых резюме открытой базы данных «Работа России» только 5% соискателей готовы изменить регион местожительства [8].

Не подлежит сомнению тот факт, что основная трудовая миграция осуществляется внутри самого региона, что не дает ее определить как межрегиональную. При этом существует возможность для оценки межрегионального перетока трудовых ресурсов среди регионов Южного федерального округа (таблица 1). Регионы России указаны согласно их кодам, установленным Приказом ФНС России от 24.08.2022 г. №ЕД-7-21/766@ [10].

Таблица 1 – Число переездов в регионы ЮФО

Регион-притяжения
Регион-донор
Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Краснодарский край
Астраханская область
Волгоградская область
Ростовская область
Республика Крым
г. Севастополь
Республика Адыгея
140
0
32
1
0
0
1
0
Республика Калмыкия
0
338
4
2
4
8
0
0
Краснодарский край
31
3
5034
24
60
225
71
12
Астраханская область
1
5
10
998
10
15
6
2
Волгоградская область
0
6
49
22
2564
49
10
0
Ростовская область
7
6
180
16
41
4408
40
3
Республика Крым
1
0
66
5
13
37
2620
76
г. Севастополь
0
0
16
6
0
11
62
358
Источник: составлено авторами по данным датасета [11]

Исследуя представленные в таблице 1 данные, можно еще раз подтвердить тезис, что миграция трудовых ресурсов происходит в большей степени внутри самого региона. При этом исследуемый федеральный округ по анализу вопросов определения особенностей межрегиональных перетоков трудовых ресурсов можно интерпретировать «замкнутым». Поскольку переток трудовых ресурсов осуществляется в пределах самого федерального округа, а за его пределы отток ресурсов идет лишь в незначительное количество регионов. Краснодарский край в данном аспекте остается основным регионом концентрации трудовых межрегиональных мигрантов.

Заключение

Таким образом, исследование особенностей межрегиональных перетоков трудовых ресурсов Южного федерального округа позволяет сделать ряд умозаключений. Основные перетоки трудовых ресурсов происходят в рамках самих регионов анализируемого федерального округа либо внутри одного региона, то есть без изменения места жительства. С точки зрения идентификации представленных картограмм, можно говорить, что основная часть трудовых ресурсов прибывает на территорию ЮФО из г. Москва, г. Санкт-Петербург и других регионов ЮФО. При анализе обратной ситуации, связанной с оттоком трудовых ресурсов ЮФО, основным регионом-притяжения является г. Москва. Исторические регионы РФ не являются регионами-притяжения трудовых ресурсов. Проведенное исследование показало нестабильность межрегиональных перетоков трудовых ресурсов, что, в конечном итоге, ведет к несбалансированному социально-экономическому развитию регионов. Дальнейшие научные изыскания будут связаны с исследованием межрегиональных перетоков трудовых ресурсов в других федеральных округах и выявлением общих тенденций.


Источники:

1. Ганебных Е.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Федяева Ю.С. Влияние миграции на социально-экономическое развитие регионов Приволжского федерального округа // Креативная экономика. – 2023. – № 5. – c. 1841-1858. – doi: 10.18334/ce.17.5.118225.
2. Голова Е.Е. Трудовая миграция в современных условиях: новые вызовы для рынка труда и перспективы // Экономика труда. – 2025. – № 5. – c. 717-738. – doi: 10.18334/et.12.5.123132.
3. Евдокимов Д.Ю., Плескачев Ю.А., Пономарев Ю.Ю. Эффекты межрегиональной миграции: детерминанты, межотраслевые связи и экономические эффекты // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2024. – № 3. – c. 191-214. – doi: 10.55959/MSU0130-0105-6-59-3-9.
4. Липунова В.В. Анализ современного состояния рынка труда и занятости населения в Астраханской области // Актуальные вопросы современной экономической науки: Материалы ХIII Международной научной конференции. Астрахань, 2023. – c. 99-103.
5. Ларионова Н.И., Бурганова Л.А., Сафиуллина А.М., Кукушкина О.Ю. Межрегиональные миграционные процессы: оценка вклада цифрового разрыва // Вестник экономики, права и социологии. – 2024. – № 2. – c. 214-219.
6. Одинцов А.В., Шипицин А.И., Марченко А.Ю. Центростремительная миграция молодежи из российской провинции: причины и тенденции (на примере Волгоградской области) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 3(157). – c. 335-354. – doi: 10.14515/monitoring.2020.3.788.
7. Созинова А.А., Савельева Н.К., Чупраков Д.В., Сайдакова В.А., Ведерников А.А. Особенности исследования «перетока» трудовых ресурсов в рамках межрегиональной миграции // Экономика труда. – 2024. – № 12. – c. 2107-2120. – doi: 10.18334/et.11.12.122195.
8. Савельева Н.К., Созинова А.А., Чупраков Д.В., Сайдакова В.А., Литвинова Т.Н. Оценка готовности трудовых ресурсов к дистанционной работе и переезду в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2024. – № 12. – c. 2079-2092. – doi: 10.18334/et.11.12.122203.
9. Потапов Т.Н. Миграция населения как фактор демографической безопасности региона (на примере Волгоградской области) // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 3(181). – c. 74-80. – doi: 10.24158/tipor.2023.3.10.
10. Приказ ФНС России от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@ (ред. от 10.07.2024) «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2022 №70205). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427290/ (дата обращения: 01.10.2025).
11. Работа России. [Электронный ресурс]. URL: https://trudvsem.ru/ (дата обращения: 07.10.2024).
12. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 01.10.2025).
13. Улюмджиева Л.В. Миграционные настроения населения Республики Калмыкия: социологический аспект // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. – 2022. – № 1(44). – c. 68-73. – doi: 10.24412/2071-7830-2022-144-68-73.
14. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 08.12.2024).
15. Чернышев К.А. Трансформация миграционных процессов в Крыму в современных условиях // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2024. – № 4. – c. 115-126. – doi: 10.17213/2075-2067-2024-4-115-126.
16. Heng L, Guangbin W., Dongping C. Interregional migration of construction workers in China: roles of employment opportunities and environment amenities // Engineering, Construction and Architectural Management. – 2025. – № 1. – p. 87-108. – doi: 10.1108/ECAM-01-2023-0029.
17. Susilo, Trisilia M. Interregional Labor Migration and Its Role in Shaping Economic Growth: A Case Study of Casual Worker Migrants in Indonesia // Journal of Law and Sustainable Development. – 2024. – № 1. – p. e2218. – doi: 10.55908/sdgs.v12i1.2218.
18. Tolmachev A.V., Sozinova A.A., Savelyeva N.K., Saidakova V.A. The attraction of digital personnel and corporate training in quality management in industry 4.0 with a balance between sustainability and competitiveness // Proceedings on Engineering Sciences. – 2023. – p. 311-326. – doi: 10.24874/pes.si.02.010.

Страница обновлена: 02.12.2025 в 17:17:30

 

 

Particularities of interregional labor flows in the Southern Federal District

Sozinova A.A., Savelyeva N.K., Chuprakov D.V., Zonova V.A., Kotandzhyan A.V., Vedernikov A.A.

Journal paper

Creative Economy
Volume 19, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
The modern development of the Russian Federation is associated with a decrease in imbalances in the regional socio-economic development. The article examines particularities of interregional labor flows in the Southern Federal District. The relevance of the study of interregional labor flows is due to their importance for the spatial development of regions. The study was conducted by analyzing the career trajectories of the population according to the dataset "Summary from the Single Digital Platform 'Work in Russia'". As a result of the analysis of the donor regions and the regions of attraction of labor resources, the regions of the Russian Federation from where labor flows to the Southern Federal District and in the opposite direction (outflow of labor resources) were identified. The migration flow of labor resources is mainly directed to the central regions of the country. The Krasnodar Territory is defined as the center of attraction of labor resources among the regions of the Southern Federal District, since the flow of labor resources occurs within the federal District. The main donors of labor resources are Moscow, the Rostov Region, and St. Petersburg. The unstable situation in the historical regions of the Russian Federation makes them unattractive to the workforce. Balancing migration flows is crucial for sustainable spatial economic development. The conducted research revealed the instability of interregional labor flows, which ultimately leads to an unbalanced socio-economic development of the regions of the Southern Federal District.

Keywords: labor resources, inter-regional migration, balanced development, region, Southern Federal District

Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №23-28-00640, https://rscf.ru/project/23-28-00640/

JEL-classification: R23, J20, J61

References:

Chernyshev K.A. (2024). Transformation of migration processes in Crimea in modern conditions. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsialno-ekonomicheskie nauki. 17 (4). 115-126. doi: 10.17213/2075-2067-2024-4-115-126.

Evdokimov D.Yu., Pleskachev Yu.A., Ponomarev Yu.Yu. (2024). Effects of interregional migration: determinants, intersectoral links, and economic effects. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. 59 (3). 191-214. doi: 10.55959/MSU0130-0105-6-59-3-9.

Ganebnyh E.V., Saveleva N.K., Sozinova A.A., Fedyaeva Yu.S. (2023). The impact of migration on the socio-economic development of the regions of the Volga Federal District. Creative Economy. 17 (5). 1841-1858. doi: 10.18334/ce.17.5.118225.

Golova E.E. (2025). Labor migration in modern conditions: new challenges for the labor market and prospects. Russian Journal of Labour Economics. 12 (5). 717-738. doi: 10.18334/et.12.5.123132.

Heng L, Guangbin W., Dongping C. (2025). Interregional migration of construction workers in China: roles of employment opportunities and environment amenities Engineering, Construction and Architectural Management. 32 (1). 87-108. doi: 10.1108/ECAM-01-2023-0029.

Larionova N.I., Burganova L.A., Safiullina A.M., Kukushkina O.Yu. (2024). Interregional migration: assessment of the digital divide contribution. The Review of Economy, the Law and Sociology. (2). 214-219.

Lipunova V.V. (2023). Analysis of the current state of the labor market and employment in the Astrakhan region Current issues of modern economics. 99-103.

Odintsov A.V., Shipitsin A.I., Marchenko A.Yu. (2020). Centripetal migration of young people from the Russian province: causes and trends (example of Volgograd region). Monitoring of public opinion: economic and social changes. (3(157)). 335-354. doi: 10.14515/monitoring.2020.3.788.

Potapov T.N. (2023). Population migration as a factor of regional demographic security (case study of Volgograd region). Theory and practice of social development. (3(181)). 74-80. doi: 10.24158/tipor.2023.3.10.

Saveleva N.K., Sozinova A.A., Chuprakov D.V., Saydakova V.A., Litvinova T.N. (2024). Assessing workforce readiness to work remotely and relocate in the digital economy. Russian Journal of Labour Economics. 11 (12). 2079-2092. doi: 10.18334/et.11.12.122203.

Sozinova A.A., Saveleva N.K., Chuprakov D.V., Saydakova V.A., Vedernikov A.A. (2024). The study of labor flows in the context of interregional migration. Russian Journal of Labour Economics. 11 (12). 2107-2120. doi: 10.18334/et.11.12.122195.

Susilo, Trisilia M. (2024). Interregional Labor Migration and Its Role in Shaping Economic Growth: A Case Study of Casual Worker Migrants in Indonesia Journal of Law and Sustainable Development. 12 (1). e2218. doi: 10.55908/sdgs.v12i1.2218.

Tolmachev A.V., Sozinova A.A., Savelyeva N.K., Saidakova V.A. (2023). The attraction of digital personnel and corporate training in quality management in industry 4.0 with a balance between sustainability and competitiveness Proceedings on Engineering Sciences. 5 311-326. doi: 10.24874/pes.si.02.010.

Ulyumdzhieva L.V. (2022). Migration sentiments of the population of the Republic of Kalmykia: a sociological aspect. Vestnik Instituta kompleksnyh issledovaniy aridnyh territoriy. (1(44)). 68-73. doi: 10.24412/2071-7830-2022-144-68-73.