Результативность управления вузовской наукой в гражданской авиации: актуальный анализ
Иванова М.О.1
, Иванов Е.Д.1![]()
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. главного маршала авиации А.А. Новикова, Санкт-Петербург, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83200361
Аннотация:
В статье представлены результаты оценки вузовской науки в гражданской авиации. На основе анализа ключевых показателей: удельный вес численности молодых преподавателей, удельный вес научно-педагогических работников, защитивших кандидатский и докторские диссертации, количество публикаций и цитирований, а также ряда финансовых показателей, были определены основные факторы, влияющие на результативность управления вузовской наукой в гражданской авиации, а также выявлены отраслевые особенности и ограничения. Основной проблемой являются низкие показатели кадрового потенциала вузов гражданской авиации и необходимость поиска путей и методов совершенствования ситуации с учетом выявленных ограничений. Среди ключевых ограничений по развитию кадрового потенциала обозначены недостаточная развитость системы мониторинга, смещение фокуса на количественные показатели в ущерб качественным характеристикам, зависимость результативности он внешних факторов, недостаточное финансирование и др.
В работе предложены пути повышения результативности управления вузовской наукой: разработка стратегии развития науки в вузе; создание эффективной системы стимулирования научной деятельности; оптимизация организационной структуры управления наукой; усиление связи науки с образовательным процессом; активное взаимодействие с предприятиями и организациями воздушного транспорта и др.
Представленное исследование может быть полезно руководителям научно-организационных отделов вузов, отделов аспирантуры и докторантуры, кадровым службам, а также исследователям, занимающимся вопросами кадрового потенциала в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: управление, вузовская наука, показатели научно-исследовательской работы, кадровая политика, гражданская авиация
JEL-классификация: A20, A22, A29
Введение
Управление вузовской наукой представляет собой сложный многогранный процесс, направленный на эффективную организацию, координацию и стимулирование научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях. В условиях современной экономики, основанной на знаниях, эффективное управление вузовской наукой становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности университетов. Важными условиями успешного развития вузовской науки является грамотная кадровая политика, направленная на сохранение квалифицированных и мотивированных научно-педагогических работников (НПР), привлечение молодых ученых и поддержание научных школ.
Гражданская авиация (ГА) является стратегически важной отраслью экономики России, обеспечивающей транспортную доступность и развитие регионов. В условиях технологических вызовов и повышения конкуренции в отрасли, роль вузовской науки в развитии ГА приобретает первостепенное значение.
Система высшего образования гражданской авиации включает три вертикально-интегрированных образовательных комплекса учебных заведений гражданской авиации (ГА), подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации):
− Московский государственный технический университет гражданской авиации (далее − МГТУ ГА);
− Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова (далее − СПбГУ ГА);
− Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева (далее − УИ ГА).
Вузы, осуществляющие подготовку кадров и научные исследования в области гражданской авиации, должны не только обеспечить отрасль квалифицированными специалистами, но и генерировать новые знания, разработки и технологии, способствующие повышению эффективности и конкурентоспособности ГА.
Акцент на интеграцию науки и образования сделан в Концепции технологического развития на период до 2030 года [11], а также в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [14]. Для авиационных вузов актуальной является также Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 [12], в которой одной из приоритетных задач в сфере транспортного образования обозначена модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности.
В связи с этим актуальной задачей является оценка результативности вузовской науки в ГА, выявление проблемных областей, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности авиационных вузов.
В научной литературе достаточно широко представлены результаты исследований вузовской науки. В частности, обсуждаются вопросы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) [7], взаимосвязи вузовской науки и производства [8], в том числе создания технологических центров [6], механизмы инновационного развития вуза [1], а также влияния вузовской науки на развитие регионов [2]. Ряд авторов анализируют основные показатели результативности научно-исследовательской деятельности, практики реализации научно-исследовательской политики и выявляют положительные тенденции вузовской науки [9]. Проблемы и перспективы развития вузовской науки изложены в работах [3; 4; 5; 13]. Однако вопросы управления вузовской наукой в такой технологически-сложной отрасли, как гражданская авиации, в научной литературе освещены недостаточно, что предопределило цель настоящего исследования.
Цель исследования − оценка результативности вузовской науки в гражданской авиации (на основе анализа ключевых показателей научно-исследовательской работы авиационных вузов) с целью выявления факторов, влияющих на ее эффективность, и разработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Материалы и методы:
В качестве исходного материала исследования использованы Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования, в частности, трех вузов гражданской авиации [15]; нормативные документы [10; 11; 12; 14], а также научные труды отечественных ученых, посвященные теории и методологии управления вузовской наукой.
Методологической основой работы послужили научные подходы к проведению исследования, такие как системный подход, статистический анализ, методы сравнения, аналогии, научной интерпретации, структурирования и группировки.
Результаты и их обсуждение:
Развитие науки в вузах гражданской авиации осуществляется в соответствии с ключевыми регулятивами, действующими как в области технологического развития [11; 14], так и в области отраслевого образования [12]. В настоящее время требуется уделять повышенное внимание интеграции науки и образования, что особенно актуально для таких технологически-сложных отраслей, как гражданская авиация. Направления развития авиационной вузовской науки необходимо выбрать на основе анализа существующего положения вузов ГА в данной сфере и с учетом стратегического развития университетов.
Наиболее важными показателями, позволяющими оценить результативность управления вузовской наукой, являются финансовые показатели, показывающие объем финансирования научных исследований из различных источников, долю внебюджетного финансирования науки в общем объеме финансирования вуза, а также финансовые показатели на одного научно-педагогического работника. Ключевые финансовые показатели (по данным мониторинга высшего образования) вузовской науки в гражданской авиации представлены в табл. 1.
Таблица 1 − Финансовые показатели вузовской науки в гражданской авиации (составлено авторами по данным [15])
|
ВУЗ
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
|
Общий объем НИОКР, тыс. руб.
| |||||
|
МГТУ
ГА
|
37 100,70
|
15 994,20
|
3 364,30
|
7 036,80
|
10 115,00
|
|
СПбГУ
ГА
|
1 200,00
|
51 820,00
|
72 500,00
|
87 722,00
|
84 100,00
|
|
УИ
ГА
|
3 571,40
|
2 200,20
|
3 265,70
|
450
|
1 000,00
|
|
Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах вуза, %
| |||||
|
МГТУ
ГА
|
3,19
|
1,48
|
0,22
|
0,51
|
0,66
|
|
СПбГУ
ГА
|
0,06
|
2,42
|
2,92
|
3,08
|
2,65
|
|
УИ
ГА
|
0,26
|
0,08
|
0,08
|
0,01
|
0,03
|
|
Доходы от НИОКР в расчете на одного НПР, тыс. руб.
| |||||
|
МГТУ
ГА
|
174,3
|
76,73
|
15,02
|
32,19
|
44,16
|
|
СПбГУ
ГА
|
4,4
|
184,61
|
259,86
|
342,53
|
364,54
|
|
УИ
ГА
|
16,89
|
10,3
|
14,82
|
2,13
|
4,68
|
Основным источником финансирования вузовской науки является федеральный бюджет. Однако вузы ГА в своих стратегиях и программах развития ставят цель по увеличению доходов от НИОКР за счёт внебюджетных источников финансирования. В этой связи важно понимать возможности вуза и, в частности, кадровый потенциал отдельных исполнителей или научных коллективов. Для достижение поставленной цели необходимо усиливать научно-организационную деятельность в вузах ГА, оказывать информационную и консультационную поддержку научно-педагогическим работникам по оформлению заявок на гранты, конкурсной и сопроводительной документации.
В настоящее время появляется большое количество грантов, проектов и конкурсов, актуальных для научных коллективов, включающих молодых исследователей. Привлечение молодежи в науку и образование заявлено как одно из приоритетных направлений транспортного образования: «фундаментом развития транспортного образования является привлечение, удержание и развитие талантливых педагогических кадров» [12].
При этом следует отметить, что актуальной проблемой для системы высшего образования является высокая доля лиц, достигших пенсионного возраста (около 30%), на фоне низкой доли молодых преподавателей (чуть более 5%) [16]. Схожие тенденции характеры и для вузов гражданской авиации, где доля молодых преподавателей критически низкая (табл. 2).
Таблица 2 − Удельный вес численности НПР без ученой степени – до 30 лет, кандидатов наук – до 35 лет, докторов наук – до 40 лет, в общей численности НПР (составлено авторами по данным [15]).
|
ВУЗ
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
|
МГТУ
ГА
|
5,45
|
5,88
|
7,42
|
8,73
|
10,08
|
|
СПбГУ
ГА
|
5,82
|
5,79
|
5,21
|
4,26
|
2,17
|
|
УИ
ГА
|
6,36
|
4,04
|
2,69
|
2,37
|
2,34
|
Наглядно полученные результаты представлены на рис. 1.
Рисунок 1 − Удельный вес численности НПР без ученой степени – до 30 лет, кандидатов наук – до 35 лет, докторов наук – до 40 лет, в общей численности НПР (составлено авторами по данным [15]).
Вузам ГА необходимо предпринимать меры по привлечению молодых научно-педагогических работников. Однако, следует отметить, что привлечение молодых преподавателей сопряжено с необходимостью создания системы стимулирования персонала, а также возможностей карьерного роста. Поскольку для ППС карьерный рост связан с необходимостью ведения научно-исследовательской деятельности, защите диссертаций и получения ученых степеней, имеет значение рассматривать результативность управления вузовской наукой по такому показателю, как удельный вес НПР, защитивших кандидатские и докторские диссертации (табл. 3).
Таблица 3 − Удельный вес научно-педагогических работников, защитивших кандидатские и докторские диссертации за отчетный период в общей численности НПР, % (составлено авторами по данным [15])
|
ВУЗ
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
|
МГТУ
ГА
|
0,88
|
1,36
|
1,36
|
1,75
|
2,18
|
|
СПбГУ
ГА
|
0,36
|
0
|
0
|
0,8
|
0
|
|
УИ
ГА
|
0,51
|
0
|
0
|
0
|
0,5
|
Обозначенная проблема требует комплексного решения: стимулирование работы молодых НПР над диссертационными исследованиями, организационная и консультационная поддержка, открытие диссертационных советов на базе авиационных вузов не только по профильным техническим специальностям, но и по ряду социально-экономических направлений.
Важным показателем, характеризующим научно-исследовательскую деятельность, является публикационная активность (табл. 4).
Таблица 4 − Число публикаций организаций, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования РИНЦ, в расчете на 100 НПР, ед. (составлено авторами по данным [15])
|
ВУЗ
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
|
МГТУ
ГА
|
275,31
|
218,98
|
335,64
|
155,54
|
287,71
|
|
СПбГУ
ГА
|
168,5
|
111,51
|
96,77
|
223,35
|
248,81
|
|
УИ
ГА
|
55,32
|
57,13
|
93,03
|
121,74
|
167,37
|
Рисунок 2 − Число публикаций организаций, индексируемых в РИНЦ, в расчете на 100 НПР, ед. (составлено авторами по данным [15])
Для оценки результативности управления вузовской наукой представляет интерес показатель количества цитирований публикаций, отражающий востребованность научных работ исследователей вузов в научном сообществе. Данные вузов ГА по этому показателю представлены в табл. 5.
Таблица 5 − Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в РИНЦ в расчете на 100 НПР, ед. (составлено авторами по данным [15])
|
ВУЗ
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
|
МГТУ
ГА
|
128,73
|
171,3
|
167,37
|
157,82
|
169,83
|
|
СПбГУ
ГА
|
137
|
182,76
|
158,42
|
173,37
|
253,58
|
|
УИ
ГА
|
343,26
|
330,13
|
162,01
|
898,63
|
413,74
|
Для повышения значений показателя необходимо предпринимать ряд мер: в первую очередь, повышать качество, уровень и значимость публикаций, во-вторых, предусматривать технические возможности для удобного поиска публикации (четко формулировать название, аннотацию, ключевые слова); в-третьих, использовать передовые разработки и публикации по их результатам, выполненные НПР вуза, в образовательной деятельности, а также на различных научных мероприятиях, организованных для молодых исследователей (семинарах, круглых столах, секциях научно-практических конференций и т.д.), что позволит широкой аудитории ознакомиться с результатами исследования и цитировать их при написании своих НИР.
Выводы:
В результате проведенного анализа можно обозначить ряд факторов, влияющих на результативность управления вузовской наукой в ГА:
− стратегическое планирование и приоритеты развития науки в вузе;
− система стимулирования и мотивации научно-педагогических работников;
− уровень информационной и консультационной поддержки исследователей;
− дефицит молодых кадров в системе высшего образования;
− планирование, развитие и поддержание академической карьеры НПР.
Следует отметить, что оценка результативности управления вузовской наукой имеет свои особенности и ограничения:
− фокус на количественных показателях в ущерб качественным характеристикам;
− зависимость результативности от внешних факторов (финансирование, государственная политика, нормативно-правовое регулирование, демографическая ситуация в стране и т.п.);
− недостаточная развитость системы мониторинга и анализа данных;
− сложность сопоставления различных вузов по качественным параметрам.
С учетом проведенного анализа и выявленных особенностей управления вузовской наукой в гражданской авиации можно предложить пути повышения результативности управления вузовской наукой в отраслевых учебных заведениях.
1. Разработка четкой стратегии развития науки в вузе, основанной использовании методов стратегического анализа (например, SWOT-анализа).
2. Создание эффективной системы стимулирования научной деятельности, учитывающей как количественные, так и качественные показатели.
3. Оптимизация организационной структуры управления наукой, обеспечивающей четкое распределение ответственности и полномочий.
4. Повышение квалификации управленческих кадров в сфере науки, в том числе за счет обучения современных методам управления, и привлечение опытных экспертов.
5. Развитие информационной инфраструктуры для поддержки научных исследований, включая доступ к базам данных, научному оборудованию и специализированным программным средствам.
6. Усиление связи науки с образовательным процессом, привлечение обучающихся к участию в научных исследованиях.
7. Активное взаимодействие с предприятиями и организациями воздушного транспорта для коммерциализации научных разработок.
Оценка результативности управления вузовской наукой − это непрерывный процесс, требующий мониторинга, анализа и корректировки управленческих решений, связанных как с финансированием НИОКР, так и с осуществляемой в вузах ГА кадровой политикой. Только при грамотной кадровой политике высшие учебные заведения гражданской авиации смогут эффективно развивать свою научную деятельность и вносить значимый вклад в развитие науки и общества.
Источники:
2. Борискин А.С., Щанкин С.А. Вузовская наука в процессе формирования инновационной инфраструктуры региона // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 37(244). – c. 7-14.
3. Гохберг Л., Кузнецова И. Вузовская наука: перспективы развития // Высшее образование в России. – 2004. – № 4. – c. 107-120.
4. Донцова О.И. Проблемы взаимодействия академического, вузовского и предпринимательского секторов науки // Креативная экономика. – 2019. – № 10. – c. 1905-1918. – doi: 10.18334/ce.13.10.41170.
5. Игнатов И.И. Высшее образование и вузовская наука в России: структура кризиса и антикризисные наметки // Экономика образования. – 2014. – № 2. – c. 98-114.
6. Клочнева А. Вузовская наука - для технологического прорыва страны // Ректор ВУЗа. – 2022. – № 4. – c. 8-11.
7. Коваленко А.А., Полушкина А.О., Федотов А.В. Вузовская наука - двигатель развития или привилегия избранных // Университетское управление: практика и анализ. – 2021. – № 4. – c. 75-98. – doi: 10.15826/umpa.2021.04.037.
8. Низова Л.М., Яндулина Т.В. ВУЗовская наука и реальный сектор экономики // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. – № 7. – c. 93-96.
9. Константинова Л.В., Титова Е.С., Петров А.М., Штыхно Д.А. О некоторых позитивных тенденциях развития вузовской науки в России на современном этапе // Высшее образование в России. – 2024. – № 4. – c. 101-122. – doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-101-122.
10. Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Priority2030.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://priority2030.ru/analytics (дата обращения: 19.05.2025).
11. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406831204/ (дата обращения: 17.05.2025).
12. Распоряжение Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 255-р От утверждении Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400210182/ (дата обращения: 17.05.2025).
13. Стрельцова Е.А., Репина А.А., Нестеренко А.А. Вузовская наука: барьеры и перспективы. / Информационный бюллетень. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. – 32 c.
14. Указ Президента РФ от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353/.
15. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования. Monitoring.miccedu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 19.05.2025).
16. Варламова Т.А., Гохберг Л.М. и др. Образование в цифрах: 2024. / Краткий статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 132 c.
Страница обновлена: 17.11.2025 в 21:44:53
Download PDF | Downloads: 3
The effectiveness of university science management in civil aviation: an up-to-date analysis
Ivanova M.O., Ivanov E.D.Journal paper
Leadership and Management
Volume 12, Number 10 (October 2025)
Abstract:
The article presents the results of an evaluation of university research in civil aviation. Through the analysis of several key indicators, including the proportion of young faculty, the percentage of scientific and academic staff who have defended their candidate's and doctor's theses, the number of published articles and citations, and financial metrics, the article identifies the main factors that influence the effectiveness of university research management in civil aviation, as well as specific industry-related characteristics and limitations.
The main challenge is the lack of personnel in civil aviation universities and the need to find solutions to address this issue, while taking into account the existing limitations.
Among the key limitations to the personnel development, there is a lack of a monitoring system, a focus on quantitative indicators to the detriment of qualitative characteristics, dependence on external factors for effectiveness, and insufficient funding.
To improve the effectiveness of university science management, the article proposes several strategies.
They are: developing a science development strategy for the university, creating an effective system to stimulate scientific activity, optimizing the organizational structure for science management, strengthening the connection between science and education, and actively engaging with air transport companies and organizations.
The research presented here may be useful for heads of scientific and administrative departments in universities, postgraduate and doctoral programs, human resources offices, and researchers working on human resources issues in higher education.
Keywords: management, university science, research work indicator, personnel policy, civil aviation
JEL-classification: A20, A22, A29
References:
Belova E.A. (2018). Formation of holistic approach to the effective integration of university study in national innovation system. Creative economy. 12 (6). 855-864. doi: 10.18334/ce.12.6.39155.
Boriskin A.S., Schankin S.A. (2011). University science in the process of forming the innovation infrastructure of the region. Economic analysis: theory and practice. (37(244)). 7-14.
Dontsova O.I. (2019). Problems of interaction of academic, university and business sectors of science. Creative economy. 13 (10). 1905-1918. doi: 10.18334/ce.13.10.41170.
Gokhberg L., Kuznetsova I. (2004). University science: development prospects. Higher education in Russia. (4). 107-120.
Ignatov I.I. (2014). Higher education and science high scool in Russia: structure and crisis basting. Economics of education. (2). 98-114.
Klochneva A. (2022). University science for the technological breakthrough of the country. Rector of the University. (4). 8-11.
Konstantinova L.V., Titova E.S., Petrov A.M., Shtyhno D.A. (2024). Some positive trends in the development of university science in russia at the present time. Higher education in Russia. 33 (4). 101-122. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-101-122.
Kovalenko A.A., Polushkina A.O., Fedotov A.V. (2021). Science at universities - the development driver or privilege of the selected ones. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 25 (4). 75-98. doi: 10.15826/umpa.2021.04.037.
Nizova L.M., Yandulina T.V. (2015). University science and the real economy. Alma mater (Higher School Herald). (7). 93-96.
Streltsova E.A., Repina A.A., Nesterenko A.A. (2022). University science: barriers and prospects Moscow: Natsionalnyy issledovatelskiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki».
Varlamova T.A., Gokhberg L.M. i dr. (2023). Education in figures 2024 M.: NIU VShE.
