Дорожная карта как инструмент управления маркетингово-поведенческой адаптивностью бизнеса в условиях турбулентной изменчивости рынка
Хандамова Э.Ф.
, Щепакин М.Б.![]()
1 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 21
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84001596
Аннотация:
Обозначены основные составляющие маркетингово-поведенческого маневрирования субъектов на уровне региональных экономик, включаемые бизнесом и властью для совершения инновационного «скачка» в качественно новое технологическое пространство с привлечением элементов искусственного интеллекта. Аргументируется необходимость активизации деятельности трудового ресурса в векторе инновационных изменений усилиями человекоцентричного звена, способного поведенческий демпфер субъекта наделить свойствами не только амортизатора внешних неблагоприятных «возмущений», но инструментом вовлечения ресурсных и иных возможностей бизнеса осуществлять преобразования конструктивного характера в различных составляющих его деятельности.
Аргументируется возможность достижения ощутимых институциональных эффектов на региональном уровне посредством формирования рациональных моделей развития региональных инновационных систем и построения ресурсообеспеченных адаптационных моделей поведения субъектов. Указывается на необходимость построения адекватного состоянию рынка маркетингово-производственного ландшафта в бизнес-среде, в рамках которого должны включаться механизмы ресурсно-компенсационного обеспечения инновационных преобразований, а также активироваться мотивационные и коммуникационные мультипликаторы для достижения синергетического эффекта от осуществляемых трансформаций на уровне социально-экономической системы.
Введено понятие «иммуноукрепляющие уколы», выступающие инструментом воздействия субъекта предпринимательства на составляющие его элементы, звенья и процессы для повышения конкурентоустойчивости и укрепления конкурентосостоятельности бизнеса. Обозначены факторы, влияющие на формирование проблемных зон в адаптационном маркетингово-поведенческом маневрировании субъектов бизнеса. Уточнено понятие дорожной карты в контексте адаптационных процессов в бизнесе и обозначены ее этапы применительно к создаваемым субъектами отношений маркетингово-коммуникационным полям, выстраиваемым в векторе инновационных трансформаций в региональной экономике. Предложена модель дорожной карты по реализации маркетингово-поведенческой адаптации субъекта бизнеса к требованиям инновационных вызовов, в рамках которой взаимоувязываются разнонаправленные факторы и различные ресурсы, определяющие результативность осуществляемых субъектом бизнеса адаптационных процессов в условиях турбулентно изменяющегося рынка
Ключевые слова: дорожная карта, маркетингово-поведенческая адаптивность, ресурсодостаточность, мотивационно-коммуникационный иммунитет, поведенческий демпфер, мотивационное кольцо, биссектриса бифуркации, компенсационно-ресурсное маневрирование, конкурентосостоятельность
Финансирование:
статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 24-28-00223 «Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики»
JEL-классификация: L51, L52, O25
Введение
Инновационная экономика в условиях обострения внешнеполитического окружения России обретает новые краски в представлениях бизнес-сообщества и тех, кто формирует образ российской экономики, основанный на знаниях и высоких идеалах. Обеспечить необходимый экономический рост в ключевых составляющих национального хозяйства – это значит перейти к модернизационной модели технологического обновления во всех его отраслях, построить производственно-сбытовые цепочки, опираясь не только на потребности различных сегментов потребителей, но и на ресурсный потенциал человеческого капитала, системно накапливаемого в векторе тех направлений развития страны, которые способны обеспечить технологический и экономический суверенитет страны. Следует особо подчеркнуть важность экономики знаний, обретающей в рамках региональных экономик новые свойства, поскольку она предполагает адаптацию новой наукоемкой информации (и прежде всего в высокотехнологичных отраслях промышленности) к решению конкретных задач экономического роста с учетом особенностей отдельных территорий по ресурсному обеспечению, профессионально-квалификационному потенциалу работников, социально-культурным признакам, с учетом природно-географических особенностей, геополитического положения, финансово-экономического состояния, специализации территориального развития, а также возможностей привлечения инвестиций. Смысл происходящих изменений, воплощаемых субъектами бизнеса в ходе адаптационных преобразований в отраслевых звеньях экономики страны на компенсационно-замещающей платформе с расширяющимся цифровым инструментарием, заключается в актуализации новых знаний как инструмента, обладающего свойствами полноценного товара и становящегося одним из основных факторов производства [1].
На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент России Владимир Путин заявил о том, что период адаптации российской экономики к новым внешним условиям завершился [2]. Но это не значит, что этот процесс требует своего «свертывания» и ослабления усилий субъектов бизнеса и власти, аккумулирующих имеющийся у них ресурсный и ценностно-нравственный капитал на решение не только проблем экономического роста, но и на создание реальных условий для укрепления конкурентных позиций бизнес. Для этого должен включаться мотивационный мультипликатор для активизации действий многих участников отношений на постоянное совершенствование инновационной деятельности предпринимательства в интересах обретения страной технологического и экономического суверенитета. Соответствующий указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года подписан Президентом страны [3]. Его реализация на уровне региональных экономик предполагает создание бизнесом и властью реальных условий для построения взаимодействующими субъектами конструктивного маркетингового и инновационно-созидательного поведения.
Основными составляющими маркетингово-поведенческого маневрирования субъектами на уровне региональных экономик в условиях необходимости совершения инновационного «скачка» в качественно новое технологическое пространство с элементами искусственного интеллекта становятся: а) сокращение инновационных циклов разработки и распространения наукоемких технологий во всех элементах экономической системы [4]; б) повышение интенсивности реагирования субъектов бизнеса на проявление действия инновационно-технологического фактора как инструмента управления их гибкостью и адаптивностью к вызовам разного происхождения; в) совершенствование механизмов государственной финансовой поддержки инновационного предпринимательства [5]; г) ориентация технологических изменений на интеграцию умственного и физического потенциала человека в векторе укрепления целостности, стабильности и успешности развития общества [6]; д) осуществление трансформации институциональной среды и структуры рыночного пространства [7], совершенствование инфрастуктур в разных звеньях бизнес-сообщества [8], а также увеличение объема привлекаемых инвестиций (в том числе посредством вовлекаемого венчурного капитала [9, 10]), в региональные проекты приоритетного значения; е) совершенствование инновационно-инвестиционной системы региона посредством достижения баланса между ее структурными (по признакам целостности, иерархичности, восприимчивости к вызовам) и функциональными (по признакам открытости, динамичности, устойчивости, информационности, равновесности, способности к изменениям) качествами [11]; ж) индуцирование экономической деятельности (авт. – увеличение спроса на товары и услуги, сопровождаемое ростом инвестиций) разноотраслевыми субъектами отношений с учетом качественных и структурных особенностей регионов в их стремлении соответствовать требованиям эффективной мобилизации социального капитала для достижения значимых выгод в решении задач инновационного обновления [12, 13]; и) реализация инструментарно-методического обеспечения экономики знаний при построении маркетингово-коммуникационной платформы для активизации инновационных адаптационных циклов субъектами бизнеса [14]; к) реинжиниринг бизнес-процессов в контексте технико-технологического совершенствования действующих производств и перестройки инфраструктурных связей в результате актуализации задач инновационного «прорыва»; л) смещение приоритета на ресурсное обеспечение адаптационных процессов, а также акцентуация значимости качества человеческого капитала [15] при выделении и обозначении этапов дорожной карты на маркетингово-поведенческую адаптацию бизнеса в условиях инновационных вызовов и повышения влияния временного фактора; м) контроль за принятием решений на основе объективизации содержания информационных потоков с одновременным ослаблением влияния субъективного фактора [16], искажающего реальную картину происходящего и становящегося источником масштабного симуляционного манипулирования сознанием участников в условиях диджитализации выстраиваемых между ними отношений [17]; н) поддержка системообразующих элементов, ориентация их на ресурсный рационализм и устойчивое развитие бизнеса в развивающейся социально-экономической системе в целом [36, с. 316].
Целью исследования является разработка дорожной карты маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к вызовам турбулентного рынка в контексте инновационного формата изменений, реализуемых на уровне региональных субъектов хозяйствования в интересах эффективного вовлечения человеческого капитала в разноуровневые процессы обеспечения экономического роста и технологического суверенитета страны.
Методы исследования: диагностика определяющих факторов, категорийный анализ, семантический анализ, структурно-функциональный анализ, маркетинговый анализ, поведенческий анализ, системный подход, моделирование
Инновационный компонент в создании благоприятных условий для повышения маркетингово-поведенческой адаптивности бизнеса к рыночным изменениям
Инновационные преобразования в развивающихся экономических системах всегда связаны с адаптационными процессами, осуществляемыми различными субъектами, стремящимися динамично реагировать на новые вызовы разного характера и изменяющиеся обстоятельства внешнего окружения (по целевым установкам, характеру использования ресурсов, ценностным ориентирам, условиям коммуникационных обменов, мотивационным предпочтениям и др.) в зависимости от инновационной проницаемости субъектов [18]. Активизация деятельности трудового ресурса в векторе инновационных изменений в ключевых составляющих функционирования бизнеса сводится к формированию в нем человекоцентричного звена, способного поведенческий демпфер субъекта наделить свойствами не только амортизатора внешних неблагоприятных «возмущений», но инструментом стимулирования создания новых возможностей для осуществления изменений конструктивного характера. И в этом потоке стихийно «наплывающих» проблем, обозначающих болевые точки развития бизнеса, определяющими становятся разнонаправленные факторы, влияющие на инновационное развитие России [35] и на принятие сбалансированных по интересам разных участников рынка институциональных решений. На наш взгляд, регулятором изменения состояния болевых зон развития, способным ослаблять влияние негативных факторов, могут выступать элементы, активизируемые в моделях адаптации бизнеса к новым реалиям. Они способны менять качественные характеристики ключевых составляющих его ресурсных компонентов (коммуникационных, информационных, мотивационных, поведенческих, нравственно-этических, познавательных и др.) и задавать импульс для инновационных прорывов бизнеса в новое технологическое пространство, в том числе и с разумно обоснованным использованием искусственного интеллекта. Инновационный компонент в моделях адаптации бизнеса к новой реальности посредством его интеграционного построения из составляющих, функционирующих в различных векторах намечаемых или реализуемых изменений, создает ту среду функционирования субъекта, которая может формировать его конкурентоустойчивость и быть источником последующей конкурентосостоятельности. Следует иметь в виду, что составляющие интеграционно сформированного инновационного компонента для различных субъектов настолько различны по своим ресурсным элементам и возможностям воплощения, что они требуют индивидуального подхода к их рассмотрению и реализации при разработке и принятии рациональных решений в развитии бизнеса на те или иные изменения. Ядром в инновационных системах бизнес-сообщества и источником возможных позитивных преобразований являются знания разного характера, масштаба и назначения, определяющие состояние человеческого капитала [15]. Не случайным является то, что Freeman C. (1987 г.), Lundvall B. (1992 г.) и Nelson R. (1993 г.) [19, 20, 21] на этапе построения концепций национальных инновационных систем особую значимость придавали знаниям, которые аккумулируясь в сознании человека формируют возрастающее качество человеческого капитала и обретают свойства важнейшего триггера в придании технологическому и экономическому развитию желаемого темпа роста. Должен включаться механизм аккумулирования знаний в различных составляющих национальной институциональной структуры, а также в конструктивной деятельности человека. В дальнейшем может предполагаться декомпозиция накопленных знаний во внутренних и внешних бизнес-процессах [22] как в интересах упрощения анализа и решения задач в различных областях деятельности, так и в стремлении обеспечивать приращение ресурсного потенциала субъектами, выстраивающими свою инновационно-инвестиционную политику в условиях масштабных инновационных преобразований. А она не может вестись стихийно и предполагает построение дорожных карт по адаптации ресурсных (и иных) возможностей субъектов бизнеса для реализации их интересов в соответствии с формируемыми ими целями, определяемыми потребностями региона (как с позиций потребителей и собственно бизнеса, так и власти).
Интеграционный потенциал общества формируется под воздействием основных факторов социальной интеграции общества, которые отражают общие интересы и цели, ценности и нормы, а также национальные идеи. А они в свою очередь составляют совокупность социокультурных параметров [23, Сорокин, 1992; 24, Малова, 2006; 25, Киселев, Шилкина, 2012], которые в условиях настоящих реалий подталкивают инновационные процессы к ускорению и укреплению их результативности в ходе внедрения из-за стремления российского общества противостоять враждебному внешнему давлению Запада и проискам множества врагов, выступавших ранее партнерами в совместных проектах и позитивных начинаниях. Для того, чтобы строить действительно успешные программы развития отраслей и общества в целом, следует обратить внимание на формирование субъектами рынка сбалансированных и взвешенных по ресурсным возможностям дорожных карт по реализации маркетинговой адаптации к изменяющимся сигналам развивающегося рынка. Последние существенным образом влияют на эффективность реализуемых решений в рамках разномасштабных задач, ставящихся и обозначаемых не только сверху органами государственной власти разных уровней, но формируемых внутри субъектов бизнеса, стремящихся занять выгодные конкурентные позиции на турбулентном рынке. А он постоянно диктует не только правила игры, но задает и формирует новое личностное сознание людей (в нравственно-ценностном и нормативно-правовом измерении). Эти новые требования определяют в той или иной мере состояние факторов социальной интеграции общества, и вместе с тем фиксируют планки роста (экономического, технологического) в условиях интеллектуализации информационного пространства и повышения значимости искусственного интеллекта [26], выступающего неким «маячком» технологического преуспевания.
Стремление участников взаимодействия достигать ощутимых институциональных эффектов на региональном уровне не может обойтись без формирования рациональных моделей развития региональных инновационных систем и построения ресурсообеспеченных адаптационных моделей поведения субъектов. И в этом случае необходим учет состояния маркетингово-производственного ландшафта, возможностей ресурсно-компенсационного обеспечения инновационных преобразований, мотивационного [27] и коммуникационного мультипликаторов [26] и их влияния на инфраструктурную трансформацию. Действие мотивационного фактора определяется интересами участников отношений (всей совокупности вступающих во взаимодействие субъектов разной подчиненности), формирующих наполнение изменений инновационных циклов на базе технологических и иных новаций. Субъекты рынка в рамках переговорного процесса выстраивают «мотивационное кольцо», которое определяет характер и масштаб осуществляемых иммунных «уколов» в различные составляющие их бизнес-моделей развития. Эти «уколы» выступают действенной мерой по укреплению конкурентосостоятельности субъектов бизнеса, что предполагает обеспечение эффективного управления маркетингово-поведенческой адаптивностью бизнеса [28] посредством компенсационно-ресурсного маневрирования.
Сокращение инновационных циклов разработки и распространения наукоемких технологий во всех элементах экономической системы [4], повышение интенсивности проявления действия инновационно-технологического фактора как инструмента управления гибкостью и адаптивностью субъектов к вызовам разного происхождения, совершенствование внутрисистемных механизмов активизации государственных финансовых регуляторов поддержки инновационных трансформаций [5], включение в технологические разработки интеграционного потенциала искусственного интеллекта, а также продуктов воплощения умственного и физического труда человека в векторе достижения стабильности и устойчивости развития общества становятся теми составляющими маркетингово-поведенческого маневрирования субъектов рыночного пространства, которые определяют результативность преобразований. Они могут быть или успешными, свидетельствуя об эффективной реализации инновационного «скачка», или же неудачными, демонстрируя инерционное отставание национального технологического развития страны в условиях противостояния с внешним агрессивным окружением. Инновационное бизнес-моделирование в промышленно-производственной сфере становится ключом к обеспечению технологического и экономического суверенитета страны [29].
Государство, конечно же, должно вырабатывать инструментарий, способствующий созданию благоприятных условий для ускоренного масштабирования промышленно-производственных сфер деятельности, для активизации действия механизмов мотивации бизнеса к развитию ключевых отраслевых сфер экономики, а также к повышению эффективности потребления ресурсов, поскольку этот показатель пока остается на достаточно низком уровне [30]. Таким образом, процесс формирования инновационных компонентов в отраслевых трансформациях под новые задачи экономического и технологического роста должен оставаться в центре внимания бизнес-сообщества и должен сопровождаться взвешенно продуманными действия субъектов по построению дорожных карт по их маркетингово-поведенческой адаптации к вызовам разной природы и разного целеполагания.
Модель дорожной карты по реализации субъектом бизнеса сбалансированной по ресурсам и целям маркетингово-поведенческой адаптации к требованиям инновационных вызовов в условиях турбулентно изменяющегося рынка
Создание «дорожной карты» в понимании зарубежными авторами представляет собой стратегический процесс, направленный на достижение необходимых характеристик субъектом бизнеса посредством реализации реальных по величине затрат, а также использованием «правильных» методов и в нужное для этого время [31]. В традиционном понимании дорожная карта представляет собой совокупность действий, которые взаимосвязаны между собой, и которые дают представление о том, куда должен «двигаться» бизнес, что он должен делать при построении рациональных взаимодействий между разными участниками обменов, и какие ресурсы (собственные, заемные, компенсационные и иные) должен вовлекать для того, чтобы обеспечивать его эффективное функционирование и развитие в интересах формирования им конкурентосостоятельности. Дорожная карта субъекта чаще всего предполагает определение этапов его маркетингово-поведенческой адаптации к вызовам разного характера и происхождения для конкретного временного периода его функционирования. Адаптация бизнеса предусматривает прежде всего укрепление его мотивационно-коммуникационного иммунитета для достижения желаемых результатов в инновационных преобразованиях [37]. Этому может способствовать построение сбалансированных по ресурсам моделей дорожных карт для осуществления эффективного маркетингового инновационирования. И в этом процессе главная роль отводится выбору субъектами тех или иных моделей их поведения, отличающихся или активностью, или инерционностью (по самым разным обстоятельствам).
Чаще всего в условиях турбулентного манипуляционного воздействия со стороны внешних субъектов рынка наблюдается гиподинамия в поведенческих откликах бизнеса на спонтанно появляющиеся вызовы, исходящие или от неизвестных, или от «мало прочитываемых» субъектов изменяющегося рынка, подверженного мощным геополитическим и иным воздействиям симуляционного характера, направленных на деформацию маркетингового и иного поведения участников рынка в интересах невидимых бенефициаров. Имеют место девиации в сумбурно рождаемых эгоцентристами от бизнеса моделях маркетингово-поведенческой адаптации, настраиваемых на единственно желаемый результат – получение выгоды (прибыли) любыми средствами, способами и любыми инструментами. Такие модели могут являться результатом информационно-симуляционного манипулирования заинтересованными лицами (например, собственниками капиталов, или различными представителями «нечистоплотных» бизнес-структур, или же субъектами агрессивного Запада) сознанием людей, слабо разбирающихся в происходящих процессах (в том числе в поле инновационных изменений).
Проблема состоит в том, что необходимо обеспечивать укрепление информационно-поведенческой конгруэнтности субъектов, которая представляет собой адекватность и соразмерность друг другу информационных воздействий и поведенческих откликов в разных формах их отображения и воплощения. Она позволяет достигать разумной согласованности действий между субъектами при построении ими поведенческих моделей в изменяющемся рыночном пространстве, кажущимися им рациональными . Конгруэнтная эмпатия [17] как категория, введенная Ю.Б. Гиппенрейтер, является составным звеном (элементом) информационно-поведенческой конгруэнтности; она влияет на выбор формы ответного поведенческого отклика субъекта и на характер выстраиваемых отношений между субъектами при построении ими адаптационных поведенческих моделей к происходящим изменениям. Необходима синхронизация усилий разноотраслевых и разноуровневых участников маркетингово-коммуникационного поля для ослабления действия негативных факторов на осуществление маркетингово-поведенческой адаптации субъектов к изменяющейся рыночной обстановке. Рациональная модель маркетингово-поведенческой адаптации всегда находится в центре треугольника болевых точек роста бизнес-сообщества.
Нами предлагается ввести в научный оборот термин «иммунноукрепляющие уколы». Они представляют комплекс взаимосвязанных между собой воздействий и решений разного характера (мотивационных, организационно-управленческих, технико-технологических, маркетинговых, поведенческих, коммуникационных и др.), формируемых и осуществляемых субъектами предпринимательской сферы в интересах ослабления негативного влияния факторов, сдерживающих их инновационное развитие и тормозящих рост конкурентоустойчивости субъектов бизнеса, функционирующих в условиях турбулентной изменчивости рынка. Последняя определяется вызовами разного происхождения и стремлением субъектов отношений повышать уровень их ресурсодостаточности для решения задач устойчивого развития, принимая во внимание представления о ресурсодефицитности и ресурсоизбыточности [32].
Иммунно-укрепляющие «уколы» выступают инструментом воздействия бизнеса на составляющие его элементы, звенья и процессы для повышения конкурентоустойчивости и укрепления конкурентосостоятельности. Потенциал роста бизнеса чаще всего формируется усилиями изнутри – и прежде всего в том звене, в котором концентрируется человекоцентричный ресурс, выступающий ядром человеческого капитала бизнеса. У бизнес-структур со слабой интеллектуально-творческой составляющей в их деятельности отсутствует или ослаблен маркетингово-поведенческий иммунитет. И это дает о себе знать в процессе принятия решений по повышению конкурентоспособности бизнеса в условиях изменчивого и расширяющегося маркетингово-коммуникационного пространства.
Проблемная зона в деятельности бизнес-структур формируется в результате того, что рынок и его участники чувствительны ко многим воздействиям и обстоятельствам функционирования экономики региона и мотивациям активного звена трудового ресурса. В частности, на разрастание проблемной зоны в адаптационном маркетингово-поведенческом маневрировании бизнеса и на появление болевых точек в развитии субъектов влияют:
а) правовые воздействия разного характера, формируемые не всегда компетентными и мотивированными на нужный результат работниками федеральных и региональных структур;
б) финансово-экономические условия взаимодействия собственников бизнеса, власти и работников, которые определяют изменчивость состояния мотивационного кольца, формируемого участниками договорных отношений;
в) коммуникационный климат, складывающийся при построении сотрудничества между лидерами отраслевых рынков, между успешно развивающимися участниками рынка и малыми субъектами предпринимательства [1]; следует признать, что мотивационный и коммуникационный мультипликаторы дают сбой при построении сбалансированных по интересам взаимодействий субъектов;
г) производственно-технологические изменения, масштабно вносящие коррективы в маркетинговое поведение субъектов под воздействием внедряемых новых разработок, осуществляемых в ходе инновационной трансформации институциональных структур, изменения бизнес-процессов, роста интеллектуализации всех видов деятельности в результате цифровизации;
д) профессионально-кадровая необеспеченность в сфере управления развитием субъектов на новых маркетингово-информационных платформах, опирающихся на технологические решения нового поколения [2]
е) несбалансированность интересов многих участников отношений в части ресурсообеспечения возможных производственно-технологических изменений инновационного характера;
ж) недостаточная деловая активность субъектов бизнеса в расширении ими маркетингово-коммуникационных полей при построении ими новых партнерств в интересах масштабирования высокотехнологичных решений и инвестирования средств в венчурные проекты без должной поддержки со стороны госструктур разного уровня;
и) неотработанность механизма управления маркетингово-поведенческой адаптацией бизнеса в ситуационно-меняющемся рыночном пространстве при появлении новых требований и разновекторных задач на построение информационно-технологических платформ в условиях ограниченной ресурсодостаточности и инерционности субъектов при реинжиниринге ими инновационных процессов в диверсификационном измерении и др.
Болевые точки развития субъектов бизнес-сообщества определяют характер и распределение задач внутри бизнеса между исполнителями по определяющим параметрам (значимости, срочности, этапности и гибкости процессов). Могут применяться разные методы для построения рациональных процессов маркетингово-поведенческой адаптации субъектов к вызовам разного характера, а также для выбора эффективного инструментария управления изменениями.
Повышение внутренних разногласий между различными звеньями внутри бизнеса и скрытой агрессивности внутри системы (и в ее институциональных звеньях) в результате турбулентности в эмоционально-поведенческом и мотивационно-нравственном измерении порождает дополнительные сигналы для наращивания бифуркационной полярности [33] и к изменчивости институциональных элементов инновационных политик [34] при выстраивании бизнесом маркетингово-адаптационных циклов. Повышенная чувствительность к вызовам изменяющегося рынка (в контексте достижения баланса между эффективностью, ресурсным рационализмом, временными горизонтами и упорядоченностью взаимодействий) не всегда носит позитивный характер, а порождает рассогласованность в действиях разных звеньев бизнес-сообщества.
Турбулентность в маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса порождает бифуркационность (от лат. bifurcus «раздвоенный») [18] и установление ее биссектрисы, свидетельствующей о разрастающемся дифференцировании в различных измерителях (по признакам функционального, производственно-технологического, ресурсообеспечивающего и иного покрытия деятельности); она возникает как результат поляризации в восприятиях происходящего различными участниками отношений как внутри бизнеса, так и вне его (в том числе при взаимодействии со структурами власти).
На рисунке 1 представлены этапы дорожной карты маркетингово-поведенческой адаптации субъекта бизнеса к инновационным вызовам внешнего окружения.
|
Этапы дорожной карты маркетингово-поведенческой адаптации
бизнеса к вызовам турбулентно изменяющегося рынка
|
1. Формирование
стратегии развития бизнеса в маркетитингово-коммуникационном формате
|
|
2. Определение участников рыночных
отношений,
выступающих ключевыми игроками в формируемом коммуникационном поле |
|
3. Формализация стратегических установок на
развитие бизнеса в разрезе
составляющих его звеньев и фактического уровня ресурсообеспеченности |
|
4. Построение дерева целей субъекта,
структурированных в разрезе возможных направлений
маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к вызовам
разного характера |
|
5. Распределение (декомпозиция) задач
внутри бизнеса
по определяющим параметрам (значимости, срочности, этапности и гибкости процессов) с помощью разных методов на построение процессов маркетингово-поведенческой адаптации и выбора рационального инструментария |
|
6. Установление ограничительных параметров,
сдерживающих развитие
бизнеса, ослабляющих его мобилизационно-инновационную проницаемость и мотивационно-коммуникационный иммунитет в процессах маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к условиям турбулентной изменчивости рынка |
|
7. Определение маркетингово-поведенческой
проницаемости субъектов рынка на сбалансированное по интересам и ресурсам
коммуникационное
взаимодействие |
|
8. Диагностическая оценка уровня
ресурсодостаточности у субъекта бизнеса для обеспечения экономического
роста в условиях меняющихся рыночных
вызовов |
|
9. Построение принципиальной модели
маркетингово-поведенческой
адаптации бизнеса для реализации стратегических установок его развития в векторе инновационных преобразований |
|
10. Определение уровня
маркетингово-поведенческой адаптивности субъекта в контуре его
потенциальных возможностей обеспечить масштабирование
бизнеса в условиях текущего состояния рынка |
|
11. Диагностическая оценка
удовлетворенности потребителей продукцией и
услугами адаптирующегося к изменяющимся требованиям рынка субъекта бизнеса |
|
12. Формирование модели управления
конкуретоустойчивостью субъекта
бизнеса, функционирующего в условиях турбулентного рынка в границах формируемого им маркетингово-коммуникационного поля на инновационной платформе |
|
13. Формирование и выполнение иммунных
«уколов» в различные
составляющие бизнес-модели развития субъекта как действенная мера по укреплению его конкурентосостоятельности |
|
14. Определение контрольных дат исполнения
обозначаемых
задач и установление ответственных исполнителей по этапам реализации дорожной карты |
Рисунок 1 – Этапы дорожной карты, выстраиваемой субъектом бизнеса в интересах осуществления им эффективной маркетингово-поведенческой адаптации к вызовам изменяющегося рынка
Нами предлагается следующее понимание термина «дорожная карта (roadmap) в менеджменте»: это организационно-коммуникационный документ, выстраиваемый в виде системы деловой информации, содержащей во взаимосвязи совокупность элементов, отражающих стратегию, цели, приоритетные задачи, ограничительные параметры (в ресурсообеспечивающем, временном, пространственном, коммуникационном, поведенческом, ценностно-нравственном измерении), а также включающая ключевые этапы, контрольные даты и перечень ответственных исполнителей, реализующих концепцию развития субъектов для достижения ими установок на масштабирование бизнеса (горизонтального, вертикального, посредством франшизы и интернет-маркетинга).
На рисунке 2 представлена модель дорожной карты по реализации маркетингово-поведенческой адаптации субъектом бизнеса к требованиям инновационных вызовов в условиях турбулентно изменяющегося рынка.
Рисунок 2 – Модель дорожной карты по реализации субъектом бизнеса сбалансированной по ресурсам и целям маркетингово-поведенческой адаптации к инновационным вызовам в условиях турбулентно изменяющегося рынка
Обозначения: 1 – управляющие сигналы, формируемые субъектом бизнеса, на укрепление им мотивационно-коммуникационного иммунитета в интересах эффективной адаптации к вызовам разного происхождения; 2 – интегративные сигналы, исходящие от субъектов рынка разноотраслевых сфер экономики региона, мотивированных на реализацию рациональной маркетингово-ресурсной трансформации к вызовам из разных источников их возникновения; 3 – управляющие сигналы, формируемые в региональной экономике на выбор стратегий развития бизнеса субъектами разных отраслей и сфер деятельности в маркетингово-коммуникационном формате; 4 – включение мотивационно-коммуникационного иммунитета субъекта в процесс масштабирования бизнеса и выбора им направленности и форм реинжиниринга бизнес-процессов; 5 – воздействие инновационных преобразований разного характера на содержание реинжиниринга бизнес-процессов; 6 – субъективизация процессов маркетингово-поведенческой адаптации трудовым ресурсом и ее влияние на выбор решений по ослаблению (демпфированию) нежелательных поведенческих реакций бизнеса и его персонала на вызовы разного происхождения или же по уничтожению (ликвидации) звеньев (поведенческих деструкторов), порождающих их происхождение; 7 – поведенческий демпфер; 8 – поведенческий деструктор; 9 – управляющие сигналы, исходящие от субъекта бизнеса, направленные на формирование благоприятного маркетингово-поведенческого ландшафта; 10 – воздействие коммуникационного мультипликатора на выбор субъектом модели управления им его конкурентоустойчивостью в векторе инновационных изменений; 11 – воздействие промышленно-производственной сферы на состояние региональной экономики; 12 – сигналы, исходящие от потребителей товаров и услуг, влияющие на объем, характер и содержание задач, формируемых внутри бизнеса в рамках выстраиваемых субъектами процессов маркетингово-поведенческой адаптации и выбора ими рационального инструментария по управлению изменениями; 13 – влияние интегративного мотивационного фактора на характер, масштаб и воплощение маркетингово-ресурсной адаптации субъектов бизнеса в условиях нарастания инновационных вызовов изменяющегося рынка; 14 – воздействие реинжиниринга бизнес-процессов на результативность маркетингово-поведенческой адаптации субъектов бизнеса в интересах реализации инновационных изменений; 15 – ресурсно-компенсационное регулирование при построении субъектами инновационных преобразований разного характера; 16 – сигналы обратной связи, формируемые субъектами бизнеса по корректировке их ресурсного потенциала; 17 – влияние инфраструктурных трансформаций на масштабы и характер маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса; МКИ – мотивационно-коммуникационный иммунитет субъекта.
В этой модели субъектами отношений, участвующими в формировании сбалансированного маркетингово-коммуникационного поля по их ресурсам и интересам, выступают как бизнес-структуры разной отраслевой принадлежности и индивиды с разноцелевыми установками на самореализацию, так и государственные органы власти различных уровней подчиненности. Стратегическая «броня» в ценностно-нравственном воплощении построения моделей экономического роста бизнеса обретает в этом случае свои конкретные очертания, поскольку речь идет о выборе форм и методов реализации субъектами маркетингово-коммуникационного поведения, формирующего и «очерчивающего» их «лицо» в имиджобразующей «рамке».
Следует считать верным утверждение, что инновационная трансформация в необходимом объеме и качестве реализуемых инициатив со стороны бизнес-сообщества, власти разных уровней с привлечением рядовых граждан является единственно правильным вектором развития национальной экономики [35]. Однако на этом нелегком пути возникает множество проблемных зон, одной их которых является недостаточная проработанность выстраиваемых субъектами рынка дорожных карт по осуществлению ими маркетингово-поведенческой и мотивационно-коммуникационной адаптации к изменяющимся рыночным условиям. Не учитывается в должной мере влияние регионального фактора и состояние человеческого ресурса, который собственно и определяет уровень возможной инновационной проницаемости субъектов к вызовам разного происхождения. Активизация инновационного развития территорий и предпринимательской инициативы субъектов бизнеса формирует реальные предпосылки для конструктивных преобразований в институциональной сфере и в инфраструктуре бизнеса посредством построения мотивационно- и ресурсооправданных взаимосвязей между разными ее элементами и звеньями. Тем самым обеспечивается свободный обмен и перелив различных ресурсов для эффективного функционирования не только самого бизнеса, но и для успешного развития социально-экономической системы в целом. Создание синергетического эффекта от взаимовыгодного партнерства различных субъектов отношений на изменяющемся рынке с ориентацией на интересы государства и общества является тем измерителем, который может свидетельствовать о том, что маркетингово-поведенческая адаптация в рамках выстраиваемых бизнесом дорожных карт осуществляется в правильном направлении.
Заключение
1. Дорожное картирование осуществления адаптационных преобразований в развивающихся бизнес-структурах в разрезе различных по своим характеристикам региональных образований должно осуществляться по результатам соотнесения ресурсных возможностей бизнеса (научно-технических, производственно-технологических, кадровых, финансовых, маркетинговых, мотивационных, коммуникационных, поведенческих) и турбулентно заявляемых вызовов рынка. Обязательным условием в достижении сбалансированности интересов взаимодействующих сторон является добросовестный учет запросов потребителей с их меняющимися потребностями, а также ориентация бизнеса на экономический рост и устойчивое развитие совокупности участников рынка, формирующих рациональную маркетингово-коммуникационную платформу сотрудничества в понимании необходимости четкого соблюдения правовых, нравственных, социально-экономических и иных норм и правил.
2. Рационализация поведенческих реакций бизнеса, власти и человекоцентричного звена трудового ресурса в условиях повышения их мотивационной проницаемости на инновационные изменения должна осуществляться посредством принятия кумулятивных решений по адаптационному конструированию маркетингово-коммуникационных полей, аккумулирующих инновационный потенциал множества участников взаимодействия, заинтересованных в создании реальных условий для повышения их конкурентоустойчивости в ходе взаимных рыночных обменов имеющимися у них ресурсными и иными возможностями.
3. Совершенствование инфраструктуры развивающегося бизнеса в векторе мобилизационной экономики страны посредством расширения влияния адаптационно трансформирующихся маркетингово-поведенческих «конструкций» в выстраиваемых взаимодействиях разноуровневых участников рынка (бизнеса, власти различных уровней, трудового ресурса, социальных институтов и др.) должно стать одним из важнейших этапов в построении инновационной экономики и экономики знаний, а также в обеспечении эффективного трансфера технологий, без которых невозможно выживать в условиях приближающегося шестого технологического уклада (включающего совокупность сопряженных производств, работающих с использованием искусственного интеллекта, биотехнологий, квантовых компьютеров, нанотехнологий).
4. Предложена модель дорожной карты по реализации маркетингово-поведенческой адаптации субъектом бизнеса к требованиям инновационных изменений в условиях турбулентного рынка, учитывающая взаимосвязь различных факторов и инструментов, которые синхронизируют взаимодействие многих участников рыночного пространства в ходе разработки ими решений по построению сбалансированных маркетингово-коммуникационных полей в интересах обеспечения экономического роста, повышения конкурентоустойчивости бизнеса и обретения страной экономического и технологического суверенитета в условиях актуализации действия социального доминатора в развивающемся обществе.
[1] Комментарий: по информации газеты «Известия», в первой половине 2025 г. в России закрылась 141 тыс. организаций, при регистрации лишь 95 тыс. новых – впервые за три года «смертность бизнеса» превысила «рождаемость».
[2] Комментарий: в 2024 г. дефицит работников в стране оценивался примерно в 3,58 млн человек. К настоящему времени нехватка квалифицированных кадров у компаний и предприятий, по различным оценкам, составляет 1,98 млн чел.; по данным вице-премьера РФ Александра Новака, экономике России не хватает 1,5 миллиона высококвалифицированных специалистов. Минтруд прогнозирует, что к 2030 г. кадровый дефицит в стране составит 3,1 млн работников. Одним их факторов, определяющих дефицит квалифицированных работников является несоответствие системы образования требованиям рынка труда (Дефицит кадров в России в 2025 году. – URL: https://easydocs.ru/blog/tpost/avb61so5y1-defitsit-kadrov-v-rossii-v-2025-godu?ysclid=mfnqw0z11z643539256 (дата обращения: 17.09.2025 г.).
Источники:
2. Путин заявил об адаптации экономики к новым условиям. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZYQzB41VN0aKFfjP?ysclid=mfp3e9ypww124350151 (дата обращения: 17.09.2025).
3. Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 15.09.2025).
4. Жигляева А. В. Наукоёмкие технологии: роль в современной экономике, проблемы и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – c. 2721–2725. – url: http://e-koncept.ru/2017/970871.htm.
5. Петров М.В. Финансирование инновационного развития России в условиях усиления геополитической напряженности и международных санкций // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 77-92. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117382.
6. Константинова Л. В. Интеграционный потенциал общества: опыт концептуализации // Социологические исследования. – 2019. – № 8. – c. 19-29. – doi: 10.31857/S013216250006133-9.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Барбашина Е.А., Колесников В.В. Трансформации институциональной среды и формирование потенциала инновационного развития на основе моделей публично-частного партнерства // Креативная экономика. – 1999. – № 5. – c. 1639-1662. – doi: 10.18334/ce.15.5.111999.
8. Зозуля Д. М. Инфраструктура инновационного бизнеса в России: проблемы и решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – c. 1101–1105. – url: http://e-koncept.ru/2013/53223.htm.
9. Суровицкая Г.В., Фролов И. И., Сорокин А. Ю. Институциональные аспекты совершенствования управления инновационной деятельностью // Креативная экономика. – 2014. – № 12. – c. 31-43. – doi: 10.18334/ce.8.12.5215.
10. Гохберг Л.М., Дитковский К.А., Евневич Е.И. Технологии. Инновации: 2021. / Краткий статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 92 c.
11. Матвеев Ю.В., Степанова Т.Е., Матвеев К.Ю. Региональное развитие как инновационно-инвестиционный процесс институционального управления // Креативная экономика. – 2017. – № 5. – c. 637-658. – doi: 10.18334/ce.11.5.37861.
12. Malecki E. Technology and economic development: the dynamic of local, regional and national competitiveness. - Harlow: Longman Scientific & Technical, 1991. – 7 p.
13. Blakely E. J. Planning local economic development: theory and practice. - Thousand Oaks, 1994. – 15 p.
14. Колесов В. П. Экономика знаний. / монография. - Москва: ИНФРА-М, 2008. – 431 c.
15. Щепакин М.Б., Щепакина П.М. Модель управления человеческим капиталом в региональной экономике в условиях активизации действия инновационного фактора в формате мобилизационных изменений // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 175-204. – doi: 10.18334/vinec.14.1.119825.
16. Владимирова М.Б. Информационное воздействие: механизмы и защита // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 5. – c. 64-70.
17. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – c. 61–73.
18. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петриченко Г.С. Принципиальная модель маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к условиям мобилизационной ориентации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 2. – c. 503-526. – doi: 10.18334/vinec.14.2.120761.
19. Freeman C. Technology Policy and Economiс Performance. - London: Pinter Publishers, 1987.
20. Lundvall B. National Systems of Innovation. - London: Pinter, 1992.
21. Archibugi, Daniele. National Innovation Systems: A Comparative Analysis by Richard R. Nelson, Editor. New York: Oxford University Press, 1993. 541 + x Pages. Journal of Product Innovation Management, 1995. doi:10.1016/S0737-6782(95)90054-3
22. Жук М.А. Механизмы аккумуляции знаний для оценки эффективности бизнес-процессов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2011. – № 34. – c. 60. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-akkumulyatsii-znaniy-dlya-otsenki-effektivnosti-biznes-protsessov.
23. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. – 542 c.
24. Малова Т.Ф. Социокультурная интеграция как социальный процесс // Известия ТРТУ. – 2006. – № 13. – c. 275-279.
25. Киселев М.И., Шилкина Е.Л. К вопросу о социологической интерпретации понятия социокультурная интеграция // Вестник Южно-российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Сер.: Социально-экономические науки. – 2012. – № 1. – c. 165-170.
26. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ксензова Г.В. Искусственный интеллект в зеркале инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 749-770. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.
27. Щепакин М.Б. Рекламно-маркетинговое манипулирование поведением субъектов при управлении экономическим ростом бизнеса в условиях диджитализации рыночных отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 81-102. – doi: 10.18334/epp.12.1.114062.
28. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петриченко Г.С. Управление маркетингово-поведенческой адаптивностью бизнеса к требованиям инновационных изменений в условиях рисков разного характера // Вопросы инновационной экономики. – 2025. – № 1. – c. 295-328. – doi: 10.18334/vinec.15.1.122475.
29. Щепакин М.Б., Хмельницкая С. В., Шинкевич А. Н. Инновационное бизнес-моделирование на производственных предприятиях. / монография. - Краснодар: ФГБОУ ВО КубГТУ, 2018. – 94 c.
30. Литвиненко В. Что значит для России переход на мобилизационную модель экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bing.com/ck/a? (дата обращения: 10.09.2025).
31. Wimmer, M.A., Codagnone, C., Ma, X. (2007). Developing an E-Government Research Roadmap: Method and Example from E-GovRTD2020. In: Wimmer, M.A., Scholl, J., Grönlund, Å. (eds) Electronic Government. EGOV 2007. Lecture Notes in Computer Science, vol 4656. Springer, Berlin, Heidelberg. https://doi.org/10.1007/978-3-540-74444-3_1 URL: https://doi.org/.
32. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Спесивцев В.А., Жидков Н.С., Раков К.А., Воликов П.В. Ресурсодефицитность и ресурсоизбыточность как критерии функциональности плановых и рыночных систем в мирохозяйственной системе: политэкономический анализ // Креативная экономика. – 2023. – № 3. – c. 837-854. – doi: 10.18334/ce.17.3.117339.
33. Родионов В.Г. Современный социально-экономический кризис как бифуркация нелинейной динамической системы // Креативная экономика. – 2014. – № 12. – c. 3-12.
34. Щепакин, М.Б., Баженов, Ю.В. Формирование выгодной рыночной позиции пред- приятием посредством маркетинговой бифуркации // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 11–3. – c. 667–675.
35. Гусарова М.С. Проблемы инновационного развития России: анализ факторов и институциональные решения // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1383-1402. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113870.
36. Агабекян Р.Л., Щепакин М. Б, Щепакин М. М. Предпринимательство и рынок труда. / учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2008. – 352 c.
37. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. Мотивационно-коммуникационный иммунитет бизнеса в формировании конкурентоустойчивой экономики // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 9-34. – doi: 10.18334/lim.10.1.117057.
Страница обновлена: 02.12.2025 в 19:41:53
Download PDF | Downloads: 21
Roadmap as a tool for managing the business marketing and behavioral adaptability in a turbulent market environment
Khandamova E.F., Shchepakin M.B.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 10 (October 2025)
Abstract:
The article outlines the main components of marketing and behavioral maneuvering at the regional economy level, which are used by businesses and authorities to make an innovative leap into a qualitatively new technological space using elements of artificial intelligence. The article argues for the need to intensify the activities of the labor resource in the direction of innovative changes through the efforts of a human-centered link that can provide the behavioral damper of the subject with the properties of not only an external adverse “disturbance” absorber but also a tool for involving the resource and other capabilities of the business to carry out constructive transformations in various aspects of its activities.
The article argues that it is possible to achieve tangible institutional effects at the regional level by forming rational models of regional innovation systems development and building resource-based adaptive models of subject behavior. The article points out the need to build a marketing and production landscape in the business environment that is adequate to the current market conditions, which should include mechanisms for resource and compensation support for innovative transformations, as well as activate motivational and communication multipliers to achieve a synergistic effect from the ongoing transformations at the level of the socioeconomic system.
The concept of immunostimulating injections has been introduced, which is a tool for influencing the elements, links, and processes of an entrepreneurial entity in order to increase its competitiveness and strengthen its business. The factors influencing the formation of problem zones in the adaptive marketing and behavioral maneuvering of business entities are identified. The concept of a road map in the context of adaptive processes in business is clarified, and its stages are outlined in relation to the marketing and communication fields created by business entities in the context of innovative transformations in the regional economy. A model of a roadmap for implementing marketing and behavioral adaptation of a business entity to the requirements of innovative challenges has been proposed. In this model, multidirectional factors and various resources that determine the effectiveness of the adaptation processes carried out by the business entity in a turbulent and changing market are interconnected.
Keywords: roadmap, marketing and behavioral adaptability, resource sufficiency, motivational and communicational immunity, behavioral damper, motivational ring, bifurcation bisector, compensatory and resource maneuvering, competitive viability
Funding:
статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 24-28-00223 «Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики»
JEL-classification: L51, L52, O25
References:
Agabekyan R.L., Schepakin M. B, Schepakin M. M. (2008). Entrepreneurship and the labor market
Archibugi, Daniele. National Innovation Systems: A Comparative Analysis by Richard R. Nelson, Editor. New York: Oxford University Press, 1993. 541 + x Pages. Journal of Product Innovation Management, 1995. doi:10.1016/S0737-6782(95)90054-3
Blakely E. J. (1994). Planning local economic development: theory and practice
Drobot E.V., Makarov I.N., Barbashina E.A., Kolesnikov V.V. (1999). Transformation of the institutional environment and innovative development potential based on public-private partnership models. Creative economy. 15 (5). 1639-1662. doi: 10.18334/ce.15.5.111999.
Drobot E.V., Makarov I.N., Spesivtsev V.A., Zhidkov N.S., Rakov K.A., Volikov P.V. (2023). Resource scarcity and resource abundance as criteria for the functionality of planned and market systems: political economy analysis. Creative Economy. 17 (3). 837-854. doi: 10.18334/ce.17.3.117339.
Freeman C. (1987). Technology Policy and Economis Performance
Gippenreyter Yu.B. (1993). The phenomenon of congruent empathy. Voprosy Psychologii (Issues of Psychology). (4). 61–73.
Gokhberg L.M., Ditkovskiy K.A., Evnevich E.I. (2021). Technologies. Innovation. 2021
Gusarova M.S. (2021). Problems of innovative development in Russia: factor analysis and institutional solutions. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1383-1402. doi: 10.18334/vinec.11.4.113870.
Kiselev M.I., Shilkina E.L. (2012). On the issue of the sociological interpretation of the concept of socio-cultural integration. Vestnik Yuzhno-rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (Novocherkasskogo politekhnicheskogo instituta). Ser.: Sotsialno-ekonomicheskie nauki. (1). 165-170.
Kleyner G. B. (2007). Mikroekonomika znaniy i konkurentosposobnost predpriyatiy Modern competition. (3). 238–131.
Kolesov V. P. (2008). Knowledge Economy
Konstantinova L. V. (2019). Integration potential of society: a conceptualization. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (8). 19-29. doi: 10.31857/S013216250006133-9.
Lundvall B. (1992). National Systems of Innovation
Malecki E. (1991). Technology and economic development: the dynamic of local, regional and national competitiveness
Malova T.F. (2006). Socio-cultural integration as a social process. Izvestiya TRTU. (13). 275-279.
Matveev Yu.V., Stepanova T.E., Matveev K.Yu. (2017). Regional development as an innovative and investment process of institutional management. Creative economy. 11 (5). 637-658. doi: 10.18334/ce.11.5.37861.
Petrov M.V. (2023). Financing Russia's innovative development amid growing geopolitical tensions and international sanctions. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (1). 77-92. doi: 10.18334/vinec.13.1.117382.
Rodionov V.G. (2014). Contemporary social and economic crisis as a bifurcation of nonlinear dynamic system. Creative economy. (12). 3-12.
Schepakin M.B. (2022). Advertising and marketing manipulation of the subjectsʼ behavior in managing the economic growth of business entities amid digitalization of market relations. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). 81-102. doi: 10.18334/epp.12.1.114062.
Schepakin M.B., Khandamova E.F., Ksenzova G.V. (2023). Artificial intelligence in the mirror of innovative change in the mobilization economy. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (2). 749-770. doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.
Schepakin M.B., Khandamova E.F., Petrichenko G.S. (2024). Basic model of business marketing and behavioral adaptation to the mobilization economy. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (2). 503-526. doi: 10.18334/vinec.14.2.120761.
Schepakin M.B., Khandamova E.F., Petrichenko G.S. (2025). Managing the marketing and behavioral adaptability of business entities to the demands of innovative change under conditions of various risks. Russian Journal of Innovation Economics. 15 (1). 295-328. doi: 10.18334/vinec.15.1.122475.
Schepakin M.B., Khmelnitskaya S. V., Shinkevich A. N. (2018). Innovative business modeling in manufacturing enterprises
Schepakin M.B., Ksenzova G.V. (2023). Motivational and communication business immunity in a competitive economy. Leadership and Management. 10 (1). 9-34. doi: 10.18334/lim.10.1.117057.
Schepakin M.B., Schepakina P.M. (2024). The model of human resources management in the regional economy in the conditions of the innovative factor in the format of mobilization changes. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (1). 175-204. doi: 10.18334/vinec.14.1.119825.
Schepakin, M.B., Bazhenov, Yu.V. (2016). Formation of the competitive market position of enterprises through marketing bifurcation. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11–3). 667–675.
Sorokin P. (1992). Human. Civilization. Society
Surovitskaya G.V., Frolov I. I., Sorokin A. Yu. (2014). Institutional aspects of the improvement of the innovation activity management. Creative Economy. 8 (12). 31-43. doi: 10.18334/ce.8.12.5215.
Vladimirova M.B. (2015). Informational influence: mechanisms and protection. Bulletin of Chelyabinsk State University. (5). 64-70.
Wimmer, M.A., Codagnone, C., Ma, X. (2007). Developing an E-Government Research Roadmap: Method and Example from E-GovRTD2020. In: Wimmer, M.A., Scholl, J., Grönlund, Å. (eds) Electronic Government. EGOV 2007. Lecture Notes in Computer Science, vol 4656. Springer, Berlin, Heidelberg. https://doi.org/10.1007/978-3-540-74444-3_1
Zhiglyaeva A. V. (2017). High-tech technologies: their role in the modern economy, problems and development prospects. Scientific and methodical electronic Concept magazine. 39 2721–2725.
Zhuk M.A. (2011). Mekhanizmy akkumulyatsii znaniy dlya otsenki effektivnosti biznes-protsessov. Management of economic systems: scientific electronic journal. (34). 60.
Zozulya D. M. (2013). Innovative business infrastructure in Russia: problems and solutions. Scientific and methodical electronic Concept magazine. 3 1101–1105.
