Образование и наука – ресурсы развития общества и обеспечения его стратегической безопасности

Казанцев С.В.
1 Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 9 (Сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84021596

Аннотация:
В эру искусственного интеллекта, высокой неопределённости, быстрых изменений и перемены тенденций одним из важнейших, как представляется, ресурсов развития многих сфер человеческой деятельности становятся специалисты высокого уровня. Этот уровень достигается в результате обучения в школе, техникуме, вузе и в процессе получения, накопления и совершенствования практического опыта. Ряд Указов Президента Российской Федерации и Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года ставят задачи повышение уровня образования, раскрытия талантов российских граждан и включают такие цели в число приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации. Научные и профессиональные кадры страны надо не только подготовить, но и сохранить, предотвратив их отъезд в другие государства. Целью данной работы является статистическая интерпретация этих процессов. Исследование выполнено на основе данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

Ключевые слова: Российская Федерация, высшее образование, иностранные студенты, «утечка умов», приток и отток научных кадров

Финансирование:
Статья подготовлена в соответствии с планом научных исследований Института экономики Российской академии наук по теме государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях».

JEL-классификация: F51, F52, O1



Введение

Основой и главным гарантом национальной безопасности человеческого общества (далее – общества) в современном мире, характеризующимся высокой скоростью изменения и большой неопределённость, являются люди. Именно они открывают законы развития, вырабатывают новые знания и на их основе создают ведущие ресурсы развития ‑ профессиональных тружеников, высокотехнологичные средства производства, формируют необходимые для их эффективной работы производственные отношения. Делать это им позволяют знания и высокая квалификация. И то, и другое они достигают в процессе образования и накопления практического и жизненного опыта. Знания, наука, опыт позволяют не просто приспосабливаться к изменениям, порой неожиданным, внутри страны и во внешнем мире, но прогнозировать их и по возможности формировать.

Уже поэтому образование, в котором закладываются профессиональные компетенции, культура, системное мышление и патриотизм, и наука, приносящая новое знание и предлагающая новые технологии, становятся ключевыми составляющими развития общества, стратегически важными элементами долгосрочного устойчивого экономического суверенитета и стратегической безопасности социума. Прежде всего, это относится в научно-образовательной, идеологической, информационной и технологической безопасности. В современных условиях, когда Российская Федерация с Запада, Севера и востока окружена враждебными к нему государствами-членами НАТО – передовые научные достижения, их быстрое, массовое внедрение, недоступность для противника и профессиональное применение становятся необходимыми для укрепление обороноспособности и повышения военно-наступательного потенциала страны.

Целью данной работы является статистический анализ динамики двух составляющих человеческого капитала: численности граждан России и других государств, обучающихся в высших учебных заведения Российской Федерации, и численности исследователей, занятых в научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). Для достижения этой цели решались следующие задачи: сбор статистических данных и составление динамических рядов исследуемых параметров; анализ и характеристика построенных динамических рядов; содержательная оценка изменения, тенденций и влияния анализируемых показателей на безопасность страны.

В качестве исходных индикаторов взяты данные Росстата за период с 20021 г по 2023 г.

Подготовка кадров в системе высшего образования РФ. Указы Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [1], от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [2] и от 18 июня 2024 г. № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий» [3], Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года [4] ставят задачи подготовки образованных, культурных людей, высококлассных специалистов в системе начального, среднего, профессионального и высшего образования страны. Подготовка таких людей начинается в школе и продолжается в профессиональных училищах, техникумах и в вузах. Динамика изменения численность студентов высших учебных заведений Российской Федерации в 2001‑2007 гг. и численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 20208‑2024 гг. показана на рис. 1.

Рисунок 1. Динамика численность студентов высших учебных заведений Российской Федерации в 2001‑2007 гг. и численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 20208‑2024 гг., на начало учебного года, тыс. чел.

Источник: составлено автором по данным Росстата [11, с. 247; 12, с. 251; 14, с. 247; 22, с. 185, 199]

Восемь лет (2000/2001 ‑ 2008/2009 учебных годов) численность обучающихся в российских вузах устойчиво росла в среднем на 5,9% каждый учебный год. После этого 13 лет (2009/2010 ‑ 2021/2022 учебные годы) уменьшалась в среднем на 4.6 п.п. В результате в 2021 г. численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в расчёте на 10 тыс. человек населения России была на 44,2% меньше, чем в 2010 г. [1]

В 2021/2022 учебном году рост численности студентов возобновился, и, по данным вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, продолжится в 2025/2026 учебном году [10]. При этом «с 2026–2027 учебного года предлагается определять предельное число платных мест в вузы по их среднему объёму за последние три года. Изменения коснутся программ бакалавриата и специалитета. Регулирование коснётся избыточных на рынке труда направлений, по которым платный приём составляет более 50% от совокупного приёма. Предположительно, это специальности в сфере маркетинга, финансов, ИТ-направлений.

Регулирование платного приёма не затронет социально значимые и дефицитные направления: здравоохранение, медицинские науки, образование и педагогические науки» [5] (Boldova).

В российских вузах образование получают не только граждане РФ, но и других государств. При этом доля иностранных студентов в общем числе обучающихся в российских вузах по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, быстро растёт [2] (рис. 2).

Рисунок 2. Численность иностранных студентов, обучающихся в РФ по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в процентах к численности обучающихся по этим программам в России

Источник: составлено автором по данным Росстата [13, с. 251; 14, с. 261; 16, с. 211; 17, с. 200; 18, с. 201; 19, с. 209; 20, с. 207; 21, с. 206; 22, с. 205]

На рисунке 2 нет 2000/2001 учебного года. 2000 г. – год наиболее сильного проявления пандемии COVID-19. В этот год доля численности иностранных студентов, обучающихся в РФ по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в процентах к численности обучающихся по этим программам в Российской Федерации тогда сократилась до 2,43%. На этом уровне она сохранилась и в 2011/2012 учебном году.

В 2024/2025 учебном году по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в России обучалось 355,8 тысяч иностранных студентов [6]. Следовательно, столько мест не было занято гражданами Российской Федерации. И эти подготовленные в РФ специалисты, полагаю, в большинстве своём покинут Россию и будут работать в других странах, повышая их научно-технологический уровень и уровень конкуренции с Российской Федерацией даже при самом дружелюбном отношении к нашей стране. Считаю, что это создаёт угрозу технологическому суверенитету РФ и препятствует научно-технологическому и культурно-образовательному лидерству Российской Федерации.

Кроме того, недостаточное для граждан страны количество мест в высших учебных заведениях вызывает недовольство в обществе, что отрицательно сказывается на его внутренней безопасности.

Несмотря на это, численность иностранных студентов в России планируют ещё больше увеличить. В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036года» предусмотрено «увеличение к 2030 году численности иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем до 500 тыс. человек» [2, п. 3 б)]. И эта цифра заложена в Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года. [4, c. 59].

В соответствии с планами в России растёт и квота на обучение иностранных студентов. «В 2021 г. квота составляла 18 тыс. чел., в 2022 г. ‑ 23 тыс. чел., с 2023 г. ‑ 30 тыс. чел. В 2024 г. из числа всех иностранных студентов, поступивших в российские вузы, 22% поступили по квоте, причем политика предоставления возможности обучаться на бюджетной основе все больше направлена на студентов из стран Африки, Азии и Латинской Америки. В среднем более половины студентов из африканских стран обучаются по квоте. При этом для студентов из стран СНГ доля обучающихся по квоте составляет около 8%. В 2024 г. по квоте обучалось 45 тыс. иностранных граждан, или 12% иностранных студентов всех уровней» [8, с. 5] (Ivakhnyuk, 2025).

Наука РФ. Новые научные результаты, технико-технологические изделия достигаются и создаются в сфере научных исследований и разработок (НИОКР). Делают это ученые, исследователи и специалисты, занятые в НИОКР. Численность последних в 2023 г. в Российской Федерации была в 1,27 раза меньше, чем в 2000 г. Снизилась и доля исследователей в НИОКР и в среднегодовой численности занятых в РФ [3] (рис. 3). И это непосредственная угроза научно-технологическому суверенитету нашей страны.

Рисунок 3. Численность исследователей в НИОКР (ЧИ, тыс. чел.) и их доля в среднегодовой численности занятых в РФ (д ЧИ, %) в 2000‑2023 г.

Источник: составлено автором по данным Росстата [12, с. 559; 14, с. 555; 15, с. 214; 16, с. 503; 18, с.479; 19, с. 507; 20, с.495; 21, с. 555; 22, с. 276].

Также в России стало меньше докторов и кандидатов наук (табл. 1). И это несмотря на то, что сально международной миграции докторов и кандидатов наук увеличилось с 437 чел в 2018 г. до 5950 чел в 2023 г. [9, с. 8] (Kazantsev, 2025).

Таблица 1.

Среднегодовая численность исследователей докторов и кандидатов наук в РФ, чел.

Учёные
2010‑2015
2016‑2021
2022‑2023
Кандидаты наук
81,3
76,1
70,9
Доктора наук
27,6
25,4
23,0

Источник: таблица составлена автором по данным Росстата [23].

Наиболее заметное сокращение в 2016‑2023 гг. в РФ произошло в технических и естественных науках: на 5,0 и 3,9 тыс. чел. соответственно [4]. Они особенно важны для научно-технологического развития, для генерирования прорывных разработок и для научно-технологической независимости страны.

Заключение

Подготовка научно-технических кадров требует времени. Начинается она со школьной скамьи, продолжается в вузе и на месте работы. Увеличения числа получивших высшее образование и повысивших (повышающих) уровень образования граждан страны способствует росту культурно-образовательного и научного уровня этих граждан и общества в целом, является важным фактором научно-технологического развития, укрепления экономической, культурной, научно-образовательной и военном мощи страны [5].

Происходившее в 2010‑2019 гг. в Российской Федерации сокращение доли численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования ‑ программам бакалавриата, специалитета, магистратуры ‑ ослабляло российское общество и, думается, снижало его конкурентные преимущества в разных сферах международной деятельности. А заменить нехватку высокообразованных россиян окончившими вузы РФ иностранными гражданами и привлечением учёных и специалистов высокого уровня из-за рубежа вряд ли удастся. По крайней мере, до тех пор, пока условия жизни и работы в России не станут значительно лучше, чем в высокоразвитых и богатых странах мира.

Уменьшение численности научных работников, педагогов, исследователей, учёных ослабляет сообщество внутри страны, разрушает научные школы, нарушает связи с международным научным сообществом. Всё это негативно влияет на развитие и безопасность социума.

Нехватка талантливых учёных сужает возможности долгосрочного развития на основе информации, знаний, изобретательности и интеллекта, сокращает качество и скорость создания новых научных, программных, информационных, технико-технологических, интеллектуальных продуктов и стартапов.

Как прогресс, так регресс в научно-образовательной сфере проявляются не сразу, носят и долговременный характер. При этом в современном мире высоких скоростей порой непредсказуемых изменений они могут быстро повлиять на состояние оборонно-промышленного комплекса, безопасность и суверенитет страны. Особенно если развитие рассматриваемых сфер в других странах, в первую очередь враждебных) идёт быстрее, чем в России. Снижение уровня новаторства, качества и конкурентоспособности образования и науки делает страну более уязвимой к внешним и внутренним опасностям угрозам

Восстановление утраченного кадрового и научного потенциала не произойдёт в одночасье. Оно требует длительного времени, долговременных инвестиций и серьезных организационных новаций.

Для преодоления негативных тенденций в сфере высшего образовании и в науке необходимо а) увеличить объёмы и усовершенствовать структуру финансирования образования и науки; б) создать лучшие, чем в других странах, условия работы преподавателей, исследователей, учёных; в) повысить общий уровень жизни в стране; г) сделать так, чтобы результаты работы учёных, первооткрывателей и изобретателей были широко востребованы в первую очередь внутри страны, а не за её пределами; д) оценивать публикации результатов работы преподавателей, исследователей и ученых в отечественных журналах и книгах выше, чем в зарубежных; е) расширять возможности получения российскими педагогами и учеными новейших результатов работы зарубежных исследователей.

[1] Рассчитано автором по данным Росстата.

[2] Статистику иностранных студентов в вузах РФ читатель найдёт, например, в работе [8].

[3] Между рассматриваемыми выборками наблюдается тесная положительная линейная корреляционная связь: Коэффициент линейной корреляции равен 0,98129. Он значим с уровнем существенности α 0,0001. Т.е. вероятность ошибки = 0, 01%.

[4] Рассчитано автором по данным Росстата [23]

[5] Государственная политики Российской Федерации в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования представлена в [7].


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 г. № 145. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50358 (дата обращения: 03.12.2024).
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 13.03.2025).
3. Указ Президента Российской Федерации от 18.06.2024 г. № 529. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50755 (дата обращения: 20.08.2024).
4. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ZsnFICpxWknEXeTfQdmcFHNei2FhcR0A.pdf.
5. Болдова К. Что ждёт высшее образование в 2026 году и чем особенный 2025-й. Rambler.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rambler.ru/pro/obraz/55403391-chto-zhdet-vysshee-obrazovanie-v-2026-godu-i-chem-osobennyy-2025-y/ (дата обращения: 03.10.2025).
6. Высшее образование. Минобрнауки России. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 01.10.2025).
7. Доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования за 2024 год. - М., 2025. – 195 c.
8. Ивахнюк И.В. Аналитическая записка №62: Образовательная миграция в Россию: современное состояние и перспективы развития. Рсмд. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/papers/RIAC-Edu-Migration-PolicyBrief62.pdf.
9. Казанцев С.В. Российская Федерация: миграция и эмиграция квалифицированных кадров // Развитие и безопасность. – 2025. – № 3. – c. 4-12.
10. Чернышенко рассказал, сколько студентов будут учиться в российских вузах. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20250827/chernyshenko-2037879429.html (дата обращения: 27.08.2025).
11. Российский статистический ежегодник. 2006. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2006. – 806 c.
12. Российский статистический ежегодник. 2010. / Статистический сборник. - М.: Статистика России, 20140. – 813 c.
13. Российский статистический ежегодник. 2011. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2011. – 795 c.
14. Российский статистический ежегодник. 2012. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2012. – 786 c.
15. Российский статистический ежегодник. 2015. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2015. – 728 c.
16. Российский статистический ежегодник. 2016. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2016. – 725 c.
17. Российский статистический ежегодник. 2017. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2017. – 686 c.
18. Российский статистический ежегодник. 2018. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2018. – 694 c.
19. Российский статистический ежегодник. 2019. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2019. – 708 c.
20. Российский статистический ежегодник. 2020. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2020. – 700 c.
21. Российский статистический ежегодник. 2021. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2021. – 692 c.
22. Российский статистический ежегодник. 2024. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2024. – 630 c.
23. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 14.03.2025).

Страница обновлена: 03.12.2025 в 00:06:26

 

 

Education and science as resources for the development of society and its strategic security

Kazantsev S.V.

Journal paper

Economic security
Volume 8, Number 9 (September 2025)

Citation:

Abstract:
In the era of artificial intelligence, high uncertainty, rapid change, and shifting trends, highly qualified specialists are becoming one of the most important resources for the development of many spheres of human activity. This level of qualification is achieved through schooling, technical college, university, and the process of acquiring, accumulating, and refining practical experience. A series of Decrees by the President of the Russian Federation and the Unified Plan for Achieving the National Development Goals of the Russian Federation until 2030 and with a View to 2036 set the tasks of raising the level of education, unlocking the talents of Russian citizens and include such goals among the priority areas of scientific and technological development of the Russian Federation. The country's scientific and professional personnel must not only be trained but also retained, preventing their departure to other states. The article aims to provide the statistical interpretation of these processes. The research is based on data from the Federal State Statistics Service of Russia.

Keywords: Russian Federation, higher education, international student, brain drain, influx and outflow of scientific staff

Funding:
Статья подготовлена в соответствии с планом научных исследований Института экономики Российской академии наук по теме государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях».

JEL-classification: F51, F52, O1

References:

Report on the implementation of the state policy in the field of higher education and related additional professional education for 2024 (2025). M..

Russian Statistical Yearbook. 2006 (2006). M.: Rosstat.

Russian Statistical Yearbook. 2010 (20140). M.: Statistika Rossii.

Russian Statistical Yearbook. 2011 (2011). M.: Rosstat.

Russian Statistical Yearbook. 2012 (2012). M.: Rosstat.

Russian Statistical Yearbook. 2015 (2015). M.: Rosstat.

Russian Statistical Yearbook. 2016 (2016). M.: Rosstat.

Russian Statistical Yearbook. 2017 (2017). M.: Rosstat.

Russian Statistical Yearbook. 2018 (2018). M.: Rosstat.

Russian Statistical Yearbook. 2019 (2019). M.: Rosstat.

Russian Statistical Yearbook. 2020 (2020). M.: Rosstat.

Russian Statistical Yearbook. 2021 (2021). M.: Rosstat.

Russian Statistical Yearbook. 2024 (2024). M.: Rosstat.

Kazantsev S.V. (2025). Russian Federation: migration and emigration of qualified personnel. Razvitie i bezopasnost. (3). 4-12.