Теоретические подходы к понятию и классификации санкций в контексте антикризисного управления

Поштар А.И.
1 Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, Россия

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 9 (Сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84021629

Аннотация:
В статье рассматриваются теоретические подходы к пониманию понятия «санкции» в контексте антикризисного управления на уровне предприятий. Основная цель исследования заключается в уточнении содержания термина «санкция» и формировании авторской интерпретации, применимой в практических задачах антикризисного управления. Методологическую основу исследования составляют анализ и синтез существующих теоретических источников, систематизация подходов, сравнительный анализ и типологизация санкционных мер. В статье проанализированы три ключевых подхода к понятию санкций: как меры, принимаемые исключительно международными организациями, как односторонние ограничительные меры отдельных государств, а также комплексный подход, объединяющий оба предыдущих направления. На основании проведенного анализа предложено собственное определение санкций в контексте антикризисного управления, отражающее управленческую значимость и необходимость адаптационных действий со стороны предприятий. Дополнительно проведена систематизация видов санкций с учетом их характера, сферы и скорости воздействия, что позволяет выстроить классификацию, ориентированную на практическое применение в антикризисном управлении. Предложенные результаты исследования обеспечивают методологическую основу для более целостного понимания санкционного давления и формирования управленческих стратегий по повышению устойчивости предприятий в условиях внешних ограничений

Ключевые слова: санкции, международные санкции, односторонние санкции, классификация санкций, виды санкций, антикризисное управление, экономическая безопасность

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение. Современное развитие российской экономики осуществляется в условиях усиленного внешнеполитического и внешнеэкономического давления. Одним из наиболее значимых факторов внешней среды, оказывающих прямое и опосредованное воздействие на деятельность предприятий, выступают международные санкции. Их применение в последние годы приобрело масштабный и системный характер, что предопределяет необходимость поиска новых подходов к обеспечению устойчивости хозяйствующих субъектов.

Санкции являются важным элементом глобальной политико-экономической практики, однако их влияние не ограничивается макроуровнем: они непосредственно отражаются на операционной, финансовой и стратегической деятельности предприятий, а также напрямую влияют на их экономическую безопасность. В этих условиях возрастает роль антикризисного управления, основная задача которого заключается в своевременной идентификации угроз, разработке и реализации мер, направленных на минимизацию негативных последствий внешних шоков.

Несмотря на наличие значительного числа научных работ, посвящённых изучению санкций, как само понятие «санкции», так и подходы к их классификации остаются неоднозначными. В литературе преобладают политико-правовые и международно-экономические трактовки, которые не в полной мере учитывают потребности прикладного анализа на уровне предприятий. Между тем для целей антикризисного управления необходимо уточнение содержания понятия «санкции» и формирование типологии, позволяющей увязать характер ограничительных мер с конкретными рисками и угрозами для хозяйствующих субъектов.

Основная часть. В международно-правовых источниках, включая документы ООН, отсутствует единое определение термина «санкции». В научной литературе можно выделить три основных подхода к пониманию данного феномена. Автором предлагается следующая систематизация подходов к понятию «санкции» (таблица 1):

Таблица 1. Систематизация подходов к интерпретации понятия «санкции»

Номер
Суть подхода
Авторы
1
Санкции как мера, принимаемая исключительно ООН.
Рыжова М.В, А.В. Калинин, М.И. Рогов, К.В. Критский, И.И. Лукащук, Н.К. Семенова
2
Санкции как односторонние ограничительные меры
Зернова Л.Е., Фарзаниан М
Захарова Е.В., Майер М.В. Винслав Ю.Б.
3
Комплексный подход, включающий в себя понимание санкций как мер, принимаемых ООН и односторонних ограничительных мер
Томилова И.И., Шестакова О.В Намятова Л.Е., Суханова И. Ф., Лявина М. Ю., Хуфбауэр Г.С., Скотт Дж.Дж., Эллиот К.А, Еремина А.Е., Лаптева, Е. В.
Источник: Составлено автором.

Первый подход основывается на трактовке санкций как мер, предусмотренных статьёй 41 главы VII Устава ООН. Согласно данной статье, Совет Безопасности уполномочен применять меры, не связанные с военным вмешательством, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. К таким мерам относятся полный или частичный разрыв экономических связей, транспортных и коммуникационных каналов, а также прекращение дипломатических отношений [14].

При этом важно отметить, что сам термин «санкции» или «санкция» в тексте статьи 41 и в целом в главе VII Устава ООН отсутствует. Документ оперирует понятием «меры», не связывая их напрямую с категорией «санкции». Это обстоятельство порождает определённые сложности при интерпретации: возникает вопрос, насколько правомерно использовать термин «санкции» для обозначения мер, предусмотренных Уставом. Ответ на этот вопрос можно найти в практике и сопутствующих документах ООН.

Во-первых, во многих резолюциях Совета Безопасности закреплено прямое употребление термина «санкции». Характерным примером является резолюция № 2206, предусматривающая запрет на поездки и замораживание активов в отношении Южного Судана. Перечисленные меры прямо обозначены как «санкции» и квалифицированы как принятые в соответствии со статьёй 41 Устава [18]. Аналогичные формулировки встречаются и в других резолюциях, где фиксируются «санкционные перечни» лиц и организаций, подпадающих под ограничения [16,17].

Подобное понимание закрепляется и в докладах Генерального секретаря ООН, где термин «санкции» также используется в прямой связи с мерами, принятыми Советом Безопасности. В одном из документов, к примеру, указывается: «В поддержку решений ЭКОВАС Совет Европейского союза 4 февраля принял санкции, включая запрет на поездки и замораживание активов…» [2], или «…о замораживании активов физических и юридических лиц, включённых в санкционные перечни, созданные в рамках режимов санкций Совета Безопасности, включая резолюцию 1267.» [3].

Таким образом, международная организационная практика демонстрирует устойчивое отождествление статьи 41 Устава и термина «санкции».

В научной литературе данная позиция также получила широкое развитие. Так, М.В. Рыжова рассматривает санкции как централизованные меры международного принуждения, применяемые ООН против государств, нарушающих международное право [20]. А.В. Калинин предлагает различать вертикальные и горизонтальные меры: первые – это санкции ООН, обладающие институциональной легитимацией, вторые – односторонние шаги отдельных государств, не обладающие тем же правовым статусом [7]. Схожие взгляды разделяют М.И. Рогов [19], К.В. Критский [10], И.И. Лукащук [12], Н.К. Семёнова [21] и другие исследователи, подчёркивающие необходимость международной легитимации для признания меры именно санкцией.

Интересна и позиция Международной комиссии по международному праву, подготовившей проект резолюции 56/83 «Об ответственности государств за международно-противоправные деяния». Комиссия сознательно отказалась от употребления термина «санкции» применительно к односторонним действиям государств, предпочтя термины «меры» и «контрмеры» [15]. Тем самым было подчеркнуто, что использование категории «санкции» оправдано лишь в контексте решений Совета Безопасности ООН.

Таким образом, в рамках первого подхода санкции рассматриваются как исключительно международно-правовой инструмент коллективной безопасности, легитимированный Советом Безопасности ООН. Они имеют строго институциональный характер, отличающий их от любых иных ограничительных действий государств или союзов государств.

Второй подход связывает понятие санкций с мерами, которые инициируются отдельными государствами без участия международных организаций. В научной литературе такие меры нередко именуются «односторонними ограничительными мерами». Их ключевая особенность заключается в том, что они принимаются суверенными государствами в отношении других государств, компаний или физических лиц в одностороннем порядке, без согласования в рамках универсальных институтов вроде ООН.

Так, Е.В. Захарова и М.В. Майер определяют санкции как карательные действия – экономического, дипломатического и иного характера – предпринимаемые против государства, нарушившего нормы международного права [5]. Л.Е. Зернова и М. Фарзаниан трактуют экономические санкции как юридические ограничения, вводимые одной или несколькими странами в отношении другой страны или группы стран с целью ограничения их внешнеэкономической активности [6]. Ю.Б. Винслав, в свою очередь, акцентирует внимание на институциональной роли односторонних санкций, рассматривая их как инструмент воздействия на политическое и экономическое поведение другой стороны [1].

Таким образом, в рамках второго подхода санкции предстают не как универсальный инструмент коллективной безопасности, а как средство давления в руках отдельных государств, обладающих достаточным политическим и экономическим потенциалом для их применения.

Третий подход к пониманию санкций в современной научной литературе представляет собой попытку объединить две ранее рассмотренные трактовки: с одной стороны, санкции как меры, принимаемые Советом Безопасности ООН, а с другой – как односторонние ограничительные действия отдельных государств.

Как отмечает И.И. Лукащук, в международной политике сложилась устойчивая тенденция называть «санкциями» и те меры, которые вводятся без институциональной легитимации со стороны ООН [12]. Государства, прибегающие к подобным действиям, предпочитают использовать именно этот термин, подчеркивая тем самым их значимость и правомерность в собственном восприятии. Схожий вывод делает М.В. Кешнер, указывая, что в реальной практике под международными санкциями могут пониматься любые меры, включая экстерриториальные, направленные на реагирование на внутриполитические процессы в других странах [8].

Дополнительное подтверждение неоднородности терминологического аппарата содержится в Специальном докладе ООН, представленном Идрисом Джахаири на 30-й сессии Совета по правам человека. В документе подчеркивается, что в международном дискурсе используются разные обозначения: «санкции», «ограничительные меры», а также гибридные формулы, например, «ограничительные меры (санкции)» [22]. Такая вариативность отражает отсутствие унифицированного правового подхода и указывает на то, что в международных отношениях закрепилось смешанное понимание этого феномена.

Сторонники комплексного подхода предлагают определения, которые охватывают как институциональные, так и национальные механизмы применения санкций. Так, И.И. Томилова и О.В. Шестакова трактуют санкции как правомерные меры преимущественно невоенного характера (а в исключительных случаях и военного), которые могут вводиться как отдельными государствами, так и международными организациями в ответ на противоправные или недружественные действия [24]. А.Е. Еремина определяет санкции как ограничительные меры политико-экономического характера, предпринимаемые страной или коалицией стран с целью корректировки внешнеполитического курса государства-адресата [4]. Л.Е. Намятова [13] и И.Ф. Суханова [23] также подчеркивают двойственный характер санкций, соединяющих в себе как элементы международно-правового регулирования, так и инструменты одностороннего давления.

Аналогичную позицию разделяют зарубежные исследователи. В совместной работе Г.С. Хуфбауэра, Дж.Дж. Скотта, К.А. Эллиота и Б. Оегга санкции понимаются как целенаправленные действия государств, групп государств или международных организаций, направленные на ограничение или полное прекращение торговых, финансовых и иных форм взаимодействия с государством-адресатом [26].

Таким образом, третий подход предполагает синтез двух крайних позиций: термин «санкции» употребляется и применительно к мерам Совета Безопасности ООН, и в отношении ограничительных мер, инициируемых отдельными государствами или их объединениями.

Несмотря на то что в строгом юридическом смысле меры, введённые в отношении Российской Федерации, не могут быть квалифицированы как санкции ввиду отсутствия решений Совета Безопасности ООН, в рамках вопросов антикризисного управления автор предлагает использовать именно данный термин. Такая позиция обусловлена рядом аргументов:

1. Устойчивость термина в массовом сознании. Для широкой общественности и бизнеса любые ограничительные меры воспринимаются как «санкции», независимо от их международно-правовой природы.

2. Практическая направленность антикризисного управления. Важнее учитывать совокупное воздействие всех внешних ограничений на предприятие, чем разграничивать их по юридическим основаниям.

3. Избежание терминологической избыточности. Использование единого термина «санкции» упрощает анализ и снижает риск концептуального дробления, слабо применимого в прикладной практике антикризисного менеджмента.

4. Методологическая целесообразность. Применение комплексного подхода позволяет включить в поле анализа как институциональные, так и национальные механизмы ограничений, обеспечивая полноту исследования и выработку релевантных управленческих решений.

Таким образом, в целях антикризисного управления представляется обоснованным использование термина «санкции» в расширительном понимании, охватывающем как меры, принимаемые международными организациями, так и односторонние ограничительные действия отдельных государств или их коалиций. Исходя из изложенного, автор предлагает следующее определение:

Санкции в контексте антикризисного управления – это внешние ограничительные меры невоенного характера, вводимые международными организациями, государствами или их коалициями с целью давления на государство-адресат и оказывающие существенное воздействие на деятельность предприятий государства-адресата, меняя условия их функционирования и требуя выработки адаптационных стратегий.

Предложенное определение санкций в контексте антикризисного управления обладает рядом преимуществ.

Во-первых, в нём отражена специфика целеполагания санкций. Несмотря на то, что они формально направлены на государство-адресат, фактическое воздействие практически всегда приходится на предприятия, которые становятся первыми объектами ограничений. Указание на это в дефиниции позволяет адекватно учитывать реальные последствия санкционного давления при разработке антикризисных стратегий.

Во-вторых, в определении подчеркнута именно управленческая значимость санкций. Они рассматриваются не как абстрактный международно-правовой инструмент, а как фактор, непосредственно меняющий условия функционирования предприятия. Такой акцент делает дефиницию более прикладной и релевантной задачам антикризисного управления.

В-третьих, определение фиксирует необходимость адаптационных действий со стороны бизнеса. Санкции не только создают новые внешние ограничения и ставят под угрозу экономическую безопасность предприятия, но и требуют от него выработки ответных решений. Это положение позволяет трактовать санкции не как статичное явление, а как динамический вызов, требующий активного управленческого реагирования.

В-четвёртых, предложенная дефиниция исключает терминологическую избыточность, объединяя как санкции международных организаций, так и односторонние ограничительные меры. Такой подход облегчает комплексный анализ и способствует выработке целостных управленческих решений в условиях кризиса.

После детального рассмотрения подходов к понятию «санкции» и обоснования применения данного термина в контексте антикризисного управления возникает необходимость перехода к анализу их видов и классификаций. Понимание сущности санкций в целом не даёт полного представления о том, каким образом они воздействуют на предприятия и какие управленческие решения следует предпринимать для минимизации негативных последствий и обеспечения его экономической безопасности.

Существующие в научной литературе классификации санкций демонстрируют значительное методологическое и содержательное разнообразие. Например, Е.В. Лаптева выделяет торговые санкции (эмбарго), финансовые меры (блокировки и ограничения доступа к ресурсам), ограничения в сфере передвижения, дипломатические меры, спортивные и культурные санкции, а также процессуальные меры, ограничивающие участие в международных организациях [11]. Аналогичную структуру предлагает А. Демаре, выделяя торговые, финансовые и отраслевые санкции, затрагивающие конкретные сектора экономики [25]. Многоаспектный подход представлен А.Ю. Кнобелем, К.М. Багдасарян и К.А. Прокой, которые классифицируют санкции по характеру воздействия, числу инициаторов, целевому адресату и объекту санкционного давления [9]. И.Ф. Суханова и М.Ю. Лявина предлагают более простое деление на экономические и политические санкции, подчёркивая, что экономические меры преимущественно направлены на ослабление внешнеэкономической позиции государства-адресата [23].

Несмотря на значимость перечисленных классификаций в международно-правовом и экономическом контексте, их применение в задачах антикризисного управления на уровне предприятий оказывается ограниченным.

Во-первых, большинство классификаций ориентировано на макроуровень и не отражает конкретное воздействие санкций на деятельность предприятий.

Во-вторых, выделение категорий, таких как политические или культурные санкции, не всегда позволяет напрямую сопоставлять меры с возникающими экономическими и организационными рисками для бизнеса.

В-третьих, существующие подходы, как правило, не учитывают динамику воздействия санкций, их скорость реализации и возможность адаптации предприятий, что является ключевым аспектом при формировании антикризисных стратегий.

Таким образом, для целей антикризисного управления требуется более прикладная и целенаправленная классификация, способная соединить тип меры, источник её введения и характер влияния на предприятие.

С целью повышения практической применимости анализа санкций для антикризисного управления автор предлагает собственную классификацию, ориентированную на выявление рисков и угроз для предприятий, а также на формирование управленческих решений. Наглядное представление видов санкций, а также их влияния на предприятия и соответствующих им рисков, угроз и потенциальных последствий, приведено в таблице 2.

Таблица 2. Взаимосвязь видов санкций и потенциальных рисков, угроз

и последствий от их применения

Признак классификации
Виды санкций
Описание/суть
По характеру воздействия на предприятие
Прямые санкции
Меры, прямо влияющие на ключевые бизнес-процессы и вызывающие ощутимые изменения в операционной деятельности, к примеру, резкое сокращение оборота, блокировку платежей, утрату поставщиков или клиентов.
Косвенные санкции
Меры, создающие неблагоприятную среду для бизнеса, воздействуя опосредованно, что проявляется, к примеру, в ухудшении имиджа, снижении интереса партнеров и инвесторов, а также косвенном влиянии на рынок через снижение покупательской способности населения.
По сфере воздействия на предприятие
Торговые санкции (эмбарго)
Ограничение экспорта и импорта товаров, сырья и технологий, что приводит к утрате внешних рынков сбыта, срыву поставок компонентов, нарушению производственных цепочек и росту издержек на поиск альтернативных каналов снабжения.
Финансовые санкции
Ограничение доступа к международным расчётам, кредитам, инвестициям и финансовым инструментам, включая блокировку каналов транзакций (SWIFT), что вызывает рост транзакционных расходов, дефицит ликвидности, удорожание заимствований и возможные сбои в операционной деятельности.
Отраслевые санкции
Целенаправленные ограничения на деятельность конкретных отраслей экономики, включая запрет на финансирование, страхование, инвестиции и торговлю отдельными товарами или услугами, что ведёт к ухудшению конкурентных позиций на внутреннем и внешнем рынках.
По направленности применения
Первичные
Санкции, вводимые непосредственно против государства и его субъектов (государственных органов, предприятий, юрлиц) с целью воздействия на политику или экономику государства, потенциально включающие все виды ограничений, которые могут прямо затронуть деятельность предприятия.
Вторичные
Санкции, распространяющиеся на третьи стороны, взаимодействующие с объектом первичных санкций, с целью усиления давления на государство-адресат, при этом обход введённых ограничений практически невозможен или крайне затруднён.
По скорости проявления эффекта
Санкции с немедленным воздействием
Ограничительные меры, вступающие в силу сразу после введения и вызывающие быстро проявляющиеся последствия для ключевых бизнес-процессов, требующие оперативной адаптации.
Санкции с отсроченным воздействием
Меры, последствия которых проявляются постепенно, создавая постепенное ухудшение условий функционирования предприятия и требуя стратегической адаптации бизнес-модели.
Источник: Составлено автором.

Важность предложенных классификаций с точки зрения антикризисного управления заключается в следующем:

1. Классификация санкций на прямые и косвенные важно для целей антикризисного управления, поскольку позволяет оперативно идентифицировать угрозы, распределять приоритеты реагирования и формировать комплекс мер адаптации в зависимости от степени непосредственного воздействия на деятельность предприятия.

2. Классификация санкций по сфере воздействия на предприятие с точки зрения целей антикризисного управления позволяет четко соотнести каждую санкцию с конкретной областью деятельности компании, оценить возможные последствия и определить соответствующие инструменты антикризисного реагирования.

3. Классификация санкций по направленности применения в контексте антикризисного управления позволяет прогнозировать цепочки воздействия ограничений и заранее разрабатывать меры обхода или смягчения рисков. Определение связи первичных и вторичных санкций между собой дает понимание того, какие ограничения можно смягчить через альтернативные каналы, а где обход практически невозможен.

4. Классификация санкций по скорости проявления эффекта воздействия позволяют определить, какие санкции требуют быстрого внедрения корректирующих мероприятий и оперативной перестройки бизнес-процессов в целях обеспечения экономической безопасности, а какие формируют долгосрочные риски и требуют разработки стратегических адаптационных решений, обеспечивающих устойчивость предприятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Заключение

В настоящей статье проведён комплексный анализ подходов к определению и классификации понятия «санкция» в контексте антикризисного управления на уровне предприятий. Рассмотрены три подхода к трактовке понятия «санкция» и предложено применение комплексного подхода, обеспечивающего целостное понимание санкционного воздействия и позволяющего адаптировать меры антикризисного управления к реальным условиям функционирования предприятий.

Также рассмотрены существующие в научной литературе классификации санкций. Предложена авторская классификация, включающая в себя прямые и косвенные, торговые, финансовые и отраслевые, первичные и вторичные санкции, а также санкции с немедленным и отсроченным воздействием.

Предложенная авторская классификация санкций рассматривается как инструмент практического применения антикризисного управления. Она обеспечивает комплексный анализ влияния санкций на деятельность предприятия, позволяет связать меры с ключевыми бизнес-блоками и определить приоритетные направления реагирования и адаптации в целях обеспечения экономической безопасности предприятия, что делает результаты исследования значимыми для управленцев и практиков.


Источники:

1. Винслав Ю.Б. Мобилизационная экономика как технология государственного управления в условиях тотальных санкций // Российский экономический журнал. – 2022. – № 4. – c. 4-29. – doi: 10.33983/0130-9757-2022-4-4-29.
2. Доклад Генерального секретаря ООН о работе Организации № S/2022/278. [Электронный ресурс]. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n22/293/12/pdf/n2229312.pdf (дата обращения: 04.08.2025).
3. Доклад Генерального секретаря ООН о работе Организации № S/2024/117. [Электронный ресурс]. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n24/017/63/pdf/n2401763.pdf (дата обращения: 04.08.2025).
4. Еремина А. Е. Экономические санкции: понятие, типология, особенности // Постсоветский материк. – 2019. – № 4. – c. 78-93.
5. Захарова Е. В., Майер М. В. Санкции против России. Анализ влияния экономического кризиса на розничную торговлю // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4. – c. 22-27. – url: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51586.
6. Зернова Л. Е., Фарзаниан М. Классификация санкций и рисков из-за введения санкций // Инновационные технологии управления и права. – 2014. – № 3. – c. 98-101.
7. Калинин А.В. Экономические санкции ООН и односторонние экстерриториальные меры экономического принуждения: сравнительный анализ // Юрист-международник. – 2005. – № 6.
8. Кешнер М. В. Экономические санкции ООН: тенденции развития форм осуществления // Международное право и международные организации. – 2015. – № 2. – c. 139-146. – doi: 10.7256/2226-6305.2015.2.14611.
9. Кнобель А. Ю., Прока К. А., Багдасарян К. М. Международные экономические санкции: теория и практика их применения // Журнал новой экономической ассоциации. – 2019. – № 3. – c. 152-162. – doi: 10.31737/2221-2264-2019-43-3-7.
10. Критский К.В. Термины международные санкции и односторонние ограничительные меры // Московский журнал международного права. – 2016. – № 2. – c. 204-213. – url: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2016-2-204-213.
11. Лаптева Е. В. Средневековые антироссийские санкции: к истории вопроса // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 6. – c. 22-27. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/srednevekovye-antirossiyskie-sanktsii-k-istorii-voprosa.
12. Лукащук И. И. Право международной ответственности. - Москва: Волтерс Клувер, 2004. – 311 c.
13. Намятова Л.Е., Володин М. Н. Экономические санкции: теория и мировая практика // Агропродовольственная политика России. – 2016. – № 10. – c. 18-22.
14. Организация Объединенных Наций. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 1945 г.: с поправками от 17.12.1963, 20.12.1965, 20.12.1971 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 04.08.2025).
15. Резолюция 56/83. Ответственность государств за международно-противоправные деяния. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901941379?section=status (дата обращения: 04.08.2025).
16. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1970 (2011) [Электронный ресурс] : от 26 февраля 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n11/245/60/pdf/n1124560.pdf (дата обращения: 04.08.2025).
17. Резолюция Совета Безопасности ООН № 2094 (2013) [Электронный ресурс] : от 7 марта 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n13/253/08/pdf/n1325308.pdf (дата обращения: 04.08.2025).
18. Резолюция Совета Безопасности ООН № 2206 (2015) [Электронный ресурс] : от 3 марта 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n15/057/13/pdf/n1505713.pdf (дата обращения: 04.08.2025).
19. Рогов М. И. Международные экономические санкции: анализ кейса с Россией в 2014 году // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2016. – № 2. – c. 133-157.
20. Рыжова М. В. Экономические санкции в современном международном праве: специальность 12.00.10 «Международное право. Европейское право». / диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Рыжова Марина Викторовна; Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина. - Казань, 2006.
21. Семенова Н. К., Марченкова Е. А., Грачева И. В. Санкции, односторонние ограничительные меры и рестрикции в международном праве // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 8. – doi: 10.23670/IRJ.2022.122.91.
22. Идрис Джазаири Совет по правам человека. Доклад Специального докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека А/НRC/30/45. [Электронный ресурс]. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/g15/177/07/pdf/g1517707.pdf (дата обращения: 04.08.2025).
23. Суханова И.Ф., Лявина М.Ю. Экономические санкции: содержание, цели, мотивы, эффективность // Аграрный научный журнал. – 2018. – № 4. – c. 88-93. – doi: 10.28983/asj.v0i4.454.
24. Томилова И. И., Шестакова О. В. Санкции в международном праве: терминологические и типологические подходы // Международное публичное и частное право. – 2017. – № 3. – c. 18-22.
25. Demarais A. Backfire: How sanctions reshape the world against U.S. interests. - New York: Columbia University Press, 2022.
26. Hufbauer, G. C., Schott, J. J., Elliot, K. A., & Oegg, B. (2009). Economic sanctions reconsidered. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics

Страница обновлена: 03.12.2025 в 00:06:30

 

 

Theoretical approaches to the concept and classification of sanctions in the context of anti-crisis management

Poshtar A.I.

Journal paper

Economic security
Volume 8, Number 9 (September 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines theoretical approaches to understanding the concept of sanctions in the context of crisis management at the corporate level. The article aims to clarify the concept of sanctions and to develop an authorial interpretation applicable to practical tasks of crisis management. The methodological basis of the study includes the analysis and synthesis of existing theoretical sources, systematization of approaches, comparative analysis, and typology of sanction measures. The article analyzes three key approaches to the concept of sanctions. Firstly, sanctions are considered as measures adopted exclusively by international organizations. Secondly, they are discussed as unilateral restrictive measures of individual states. Thirdly, sanctions can be defined within an approach which combines the two previous directions. Based on this analysis, an original definition of sanctions in the context of crisis management is proposed. The definition reflects their managerial significance and the need for companies to take adaptive actions. Additionally, the article provides a systematization of types of sanctions, taking into account their nature, scope, and speed of impact, which allows the development of a classification oriented towards practical application in crisis management. The proposed research results provide a methodological basis for a more holistic understanding of sanctions pressure and the development of managerial strategies to enhance the corporate resilience under external constraints.

Keywords: sanctions, international sanctions, unilateral sanctions, classification of sanctions, types of sanctions, crisis managemen, economic security

JEL-classification: F52, H56, H12

References:

Demarais A. (2022). Backfire: How sanctions reshape the world against U.S. interests

Eremina A. E. (2019). Economic sanctions: consept, typology, features. Postsovetskiy materik. (4). 78-93.

Hufbauer, G. C., Schott, J. J., Elliot, K. A., & Oegg, B. (2009). Economic sanctions reconsidered. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics

Kalinin A.V. (2005). UN economic sanctions and unilateral extraterritorial measures of economic coercion: a comparative analysis. Yurist-mezhdunarodnik. (6).

Keshner M. V. (2015). UN economic sanctions: trends in the development of forms of implementation. Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii. (2). 139-146. doi: 10.7256/2226-6305.2015.2.14611.

Knobel A. Yu., Proka K. A., Bagdasaryan K. M. (2019). The theory and practice of international economic sanctions. The Journal of the New Economic Association. (3). 152-162. doi: 10.31737/2221-2264-2019-43-3-7.

Kritskiy K.V. (2016). International sanctions and unilateral restrictive measures: problems of definition. Moskovskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava. (2). 204-213.

Lapteva E. V. (2015). Medieval anti-russian sanctions: on the history of the issue. Current problems of Russian law. (6). 22-27.

Lukaschuk I. I. (2004). The law of international responsibility

Namyatova L.E., Volodin M. N. (2016). Economic sanctions: theory and world practice. Agro-food policy of Russia. (10). 18-22.

Rogov M. I. (2016). International economic sanctions: analyses of the case with russia in 2014. Marketing MBA. Marketingovoe upravlenie predpriyatiem. 7 (2). 133-157.

Ryzhova M. V. (2006). Economic sanctions in modern international law

Semenova N. K., Marchenkova E. A., Gracheva I. V. (2022). Sanctions, unilateral restrictive measures and restrictions in international law. International Research Journal. (8). doi: 10.23670/IRJ.2022.122.91.

Sukhanova I.F., Lyavina M.Yu. (2018). Economic sanctions: content, goals, motives, efficiency. Journal of agricultural science. (4). 88-93. doi: 10.28983/asj.v0i4.454.

Tomilova I. I., Shestakova O. V. (2017). Sanctions in international law: terminological and typological approaches. Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. (3). 18-22.

Vinslav Yu.B. (2022). Mobilization economy as a technology of public administration in the conditions of total sanctions. Russian Economic Journal. (4). 4-29. doi: 10.33983/0130-9757-2022-4-4-29.

Zakharova E. V., Mayer M. V. (2015). Sanctions against Russia. Analysis of the impact of the economic crisis on the retail trade. Modern scientific researches and innovations. (4). 22-27.

Zernova L. E., Farzanian M. (2014). Classification of sanctions and risks due to the imposition of sanctions. Innovatsionnye tekhnologii upravleniya i prava. (3). 98-101.