Роль мониторинга кадровой работы в выборе мер по повышению эффективности управления кадрами на государственной службе

Сладкова Н.М.1, Ясинская И.А.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83200358

Аннотация:
Статья содержит описание теоретических и эмпирических подходов, позволяющих раскрыть актуальность и необходимость использования системного подхода в организации мониторинга кадровой работы в органах государственной власти. В статье описываются сложившиеся и формируемые виды мониторинга, которые используются в практике кадровой работы органов государственной власти, определяется их роль в управлении кадрами, возможности и ограничения для повышения эффективности данной работы. Результаты мониторинга состояния гражданской службы в 2024 году отражены на примере ряда ключевых кадровых процессов: привлечения кадров на госслужбу, оценки кандидатов при отборе в ходе конкурсных и внеконкурсных процедур на должность, а также процесса адаптации. Анализ представленных данных мониторинга показывает, насколько важно с учетом необходимости значительного ускорения темпов принятия обоснованных стратегических и операционных решений и повышения их эффективности как на уровне конкретного органа власти, так и регуляторов, совершенствовать инструменты и технологии проведения таких исследований. Необходимо нормативно закрепить требования к организации аналитической работы в органах власти, системному использованию всех видов мониторинга кадров и кадровой работы.

Ключевые слова: государственная служба, виды кадрового мониторинга, эффективность кадровой работы, текучесть кадров, стабильность кадров, адаптация, технологии оценки кадров

Финансирование:
Исследование проводилось в рамках выполнения государственного задания научным коллективом ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России по теме «Научное обеспечение и экспертно-методическое сопровождение внедрения стандартизированного кадрового цикла и оценки эффективности кадровой работы в государственных органах в условиях цифровизации» в 2025 г.

JEL-классификация: C81, M51, M55, J24



Введение

Возможность реализации всего комплекса масштабных национальных целей России до 2036 года [1] напрямую связана с уровнем эффективности государственного управления, который во многом определяется качеством кадрового состава, эффективностью кадровой работы.

Последнее десятилетие связано со значительным расширением перечня метрик по составу кадров и кадровой работы при подготовке статистических отчетов, углублением сравнительного анализа данных в динамике, однако актуальность вопроса исследования роли регулярного мониторинга в повышении эффективности управления кадрами на государственной службе остается достаточно высокой. Данная тема сохраняет значимость в связи с тем, что деятельность кадровых служб в настоящее время не регламентирована едиными требованиями к сбору и накоплению необходимых и достаточных для принятия решений первичных данных в разных направлениях кадровой работы; органами власти используются в основном статистические данные (первичный уровень развития аналитики) и преимущественно для реализации функции контроля, а не развития, прогнозирования, поддержки обоснованных решений; множественность запросов данных в одной или нескольких областях кадровой работы и соответственно формируемых сотрудниками кадровых служб отчетов. Отсутствие автоматизированных систем сбора, накопления и обработки данных по кадрам у более чем 50% органов власти [14, 15] сказывается на высокой трудоёмкости подготовки подобных отчетов.

Одной из задач исследования [2], проводимого экспертами Ресурсного центра развития государственной службы и кадров ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в 2025 году, был анализ существующих запросов данных и формируемых на их основе отчетов в сфере работы с кадрами в органах государственной власти, а также возможностей использования имеющихся данных для выявления тенденций и закономерностей на примере ряда ключевых кадровых процессов: привлечения кадров на госслужбу, оценки кандидатов при отборе в ходе конкурсных и внеконкурсных процедур на должность, а также процесса адаптации.

В этой связи целью данной статьи является на примере задачи по комплектованию кадрового состава показать роль комплексного мониторинга кадровой работы органов власти в выборе мер по повышению эффективности управления кадрами на государственной службе.

Научно-теоретической базой для формирования подходов к повышению эффективности управления кадрами на государственной гражданской службе на основе аналитики данных стали исследования Воскресенской О.А. [13,14,15], Игнатовой Т.В. [4], Клищ Н.Н. [7], Кожуховой Н.В. [6], Масленниковой Н.Ю. [12], Петровой С.А. [15], Ряжской Т.В. [4], Сладковой Н.М. [13,14,15], Слинкова А.М. [16], Слинковой О.К. [12], Фаустова И.В. [4], Якишина Ю.В. [18] и др.

Для решения поставленных задач использовались методы систематизации и классификации мониторингов; сбора, обработки и сравнительного анализа данных по исследуемым ключевым процессам работы с кадрами (привлечение кадров, оценка, адаптация).

Новизна исследования состоит в подходе к классификации видов мониторинга кадровой работы на современной государственной гражданской службе, а также в рассмотрении мониторинга как инструмента в работе по повышению эффективности управления кадрами в органах государственной власти, обеспечивающего переход от реактивного к опережающему кадровому менеджменту.

Гипотеза исследования – использование в деятельности органов государственной власти в совокупности разных видов мониторингов на всех этапах кадрового цикла позволяет выявлять критические точки отклонений, управлять рисками текучести и обеспечивать долгосрочную стабильность кадрового состава, смещая фокус с оперативного решения возникающих задач на стратегическое управление кадрами.

Виды мониторинга кадровой работы в органах государственной власти

Первоначально термин «мониторинг» [3] был использован на международной площадке ЮНЕСКО (1971 год) применительно к вопросам экологии окружающей среды, постепенно термин стал широко использоваться применительно к менеджменту: в управлении результативностью, оценке производительности, анализу эффективности процессов, проектов, знаний, и т.п.

В настоящий момент используется несколько подходов к определению термина «мониторинг» (от лат. monitor – наблюдающий, напоминающий). Так, под мониторингом может пониматься система [5, 9, 11] постоянного или непрерывного наблюдения за процессами, явлениями или параметрами объекта с целью оценки их состояния и выявления отклонений от заданных норм или стандартов. Кроме того, «мониторинг» может определяется как процесс [16] наблюдения и оценки текущего состояния объекта или процесса (в нашем случае – кадровый состав и кадровые процессы соответственно), в основном ориентированный на выявление статуса состояния объекта исследования, отклонений и предоставление информации для принятия обоснованных управленческих решений. С другой стороны, еще одно понимание данного термина может быть связано с рассмотрением мониторинга как инструмента [18] для сбора и получения необходимых данных об объекте или процессе. Такая многоаспекность подходов к сущности данного понятия подчеркивает комплексный характер и универсальность его применения в различных научных и прикладных областях: организация сбора и анализа информации об объекте (система наблюдения), деятельность во времени (цикличный процесс) и средство достижения цели (инструмент).

Понятие «мониторинг» имеет много общего с другим широко используемым – «контроллинг» (от фр. controle – проверка, наблюдение с целью проверки). Оба термина имеют схожие характеристики процесса реализации (табл.1) – наблюдение/отслеживание. Но при этом понятие «контроллинг» понимается как более широкое, включающее в себя не только процесс наблюдения, обнаружения отклонений от норматива или от показателей других участников (бенчмаркинг), но и корректировку процессов, направленную на достижение целей организации, оптимизацию её деятельности.

Таблица 1.

Сравнение понятий «мониторинг» и «контроллинг»

Характеристика
Мониторинг
Контроллинг
Предназначение / Цель
Обоснование управленческих решений
Управление достижением стратегических целей организации
Операционная задача
Сбор показателей /отслеживание текущего состояния,
сравнение изменений в динамике,
установление эталонных/ нормативных значений
Выявление /установление фактического состояния объекта анализа,
анализ отклонений,
принятие решений для улучшения ситуации
Особенности процесса
Наблюдение,
прогнозирование
Наблюдение,
сценарное планирование,
принятие решений по необходимым изменениям
Периодичность
Регулярность проведения, отслеживание динамики
Проведение под задачу – обратная связь, корректировка
Предмет
Метрики и показатели
Результат анализа данных мониторинга, процессы
Методы
Статистический сбор данных,
опросы / анкетирование,
АВС-анализ, бенчмаркинг и др.
SWOT-анализ,
АВС-анализ, бенчмаркинг, планирование / бюджетирование, управленческий учет,
построение прогнозных моделей и др.
Инструменты
Excel / Google Таблицы,
системы учета рабочего времени,
платформы для опросов,
аналитические платформы / BI-системы и др.
Панели индикаторов (Dashboards)
Внутренние системы обмена информацией организации,
аналитические платформы,
модели процессов и др.
Принятие решений
Информирование, обоснование необходимости принятия решений
Оптимизация, корректировка стратегий
Источник: составлено авторами

На современном этапе развития государственной гражданской службы в ряде федеральных органов власти, имеющих более высокий уровень зрелости кадровой работы [13,15], например: ФНС, Минфин России, Росфинмониторинг, а также органы исполнительной власти Пермского края, Липецкой, Новосибирской, Новгородской, Ленинградской, Нижегородской областей, Ханты-Мансийского АО и других субъектов РФ, мониторинг стал важной частью системы управлению кадрами.

Анализ фактической кадровой отчетности в органах власти позволил сгруппировать существующие практики мониторинга и выделить следующие виды мониторинга в сфере управления кадрами, где основанием для классификации является объем решаемых задач:

· специализированный (монообъектный), направленный на решение одной локальной задачи в конкретном направлении кадровой работы (например, причины текучести кадров);

· объединенный (многообъектный), основанный на решении нескольких задач в одном из направлений кадровой работы (например, реализация профессионального развития кадров);

· комплексный, интегрирующий данные по нескольким задачам в разных (или всех) направлениях кадровой работы для формирования целостного представления о состоянии всей системы работы с персоналом или ее части (например, зрелость и результативность работы с кадрами) (рис. 1).

Рис. 1 Виды кадрового мониторинга.

Источник: составлено авторами

С учетом данной классификации можно представить область применения каждого вида мониторинга (табл. 2).

Таблица 2. Характеристика и область применения видов кадрового мониторинга

Характеристика
ВИДЫ МОНИТОРИНГА
Комплексный
Объединенный
Специализированный
Периодичность
Периодический
(год)
Периодический (квартал, полугодие, год)
Непрерывный
(час, день, неделя, месяц)
Объект
Система, процессы, кадровый состав
Процессы, сотрудники
Сотрудник как субъект деятельности
Средства
IT-ресурсы, ИИ
Данные
Первичные данные зрелости и результативности кадровой работы, данные всех мониторингов
Первичные данные, данные специализированного мониторинга
Первичные данные
Уровень применения
Федеральный уровень
Субъектовый уровень
Уровень органа власти
Уровень органа власти
Уровень подразделения
Уровень органа власти
Уровень подразделения
Уровень сотрудника
Ценность
Установление зависимости зрелости факторов друг от друга, выявление влияния на эффективность организации
Установление зависимости результативности конкретного направления деятельности от зрелости кадровой работы в разных направлениях работы
Определение динамики отклонений и микрофакторов, влияющих на отклонение
Возможные области применения
Стратегическое планирование на основе бенчмаркинга:
- кадрового состава
- эффективности кадровых процессов,
- зрелости кадровой работы,
- зрелости кадровой службы
- исполнения законодательства РФ
Выработка мер в связке направлений работы:
Профессиональное развитие и компетенции сотрудников
Результативность и мотивация сотрудников
Процессы адаптации и вовлеченность сотрудников
Текучесть кадров и удовлетворенность
Процесс информирования и лояльность сотрудников
Производительность труда на ПК и трудозагрузка
Профессиональное развитие и индивидуальная карьера сотрудника
Регулярность оценки кадров и удовлетворенность сотрудников обратной связью и др.
Операционное управление деятельностью сотрудников:
Рабочее время сотрудников
Рабочее время на ПК сотрудников
Мотивация сотрудников Удовлетворенность сотрудников
Результативность сотрудников
Коммуникации сотрудников
Компетенции
GPS-трекинг сотрудников
Лояльность сотрудников
Информационная безопасность и др.
Источник: составлено авторами

На современном этапе сложного рынка труда [3, 8, 10, 11] и необходимости постоянных усилий работодателя в целях укрепления стабильности кадров, повышается значимость непрерывного мониторинга состояния и деятельности сотрудника: его коммуникаций, лояльности, удовлетворенности, вовлеченности, трудозагрузки и других параметров, позволяющих определить риски выгорания, снижения мотивации, причины снижения результативности, пути предотвращения текучести.

Специализированный мониторинг характеризуется сбором данных за счет создания новых и/или использования возможностей имеющихся инструментов (онлайн опроса, выборочной оперативной оценки 360 градусов, обратной связи и т.п.). Однако (в идеале) при наличии HR-аналитической платформы в органе власти и аккумуляции данных в личных кабинетах сотрудников может быть обеспечена возможность непрерывного специализированного мониторинга деятельности сотрудников (например, в Тульской, Новосибирской, Калужской областях и др.).

Накопление данных в личном кабинете сотрудника позволяет как самому сотруднику, так и руководителю, и специалисту кадровой службы зафиксировать возникшие риски. Данные мониторинга позволяют руководителю подразделения выявлять признаки потенциального саботажа, снижения результативности, увольнения сотрудников и оперативно (до критической ситуации) принимать продуктивные решения. Основное предназначение подобного мониторинга – не контролировать сотрудников, а принимать меры по улучшению рабочих процессов и повышать общую эффективность организации, развивать и мотивировать сотрудников.

Сравнение состояния текучести/стабильности и процессов подбора кадров в органах власти с тенденциями, которые проявляются в организациях и предприятиях реального сектора экономики (затраты на рекрутмент возросли в 2 раза, средняя продолжительность адаптации увеличилась до 19 дней, текучесть увеличилась в 2 раза: «проработав неделю новый сотрудник не выходит на работу без объяснения причин» [2]), позволяют предположить о сходстве проблем. Но в реальном секторе кадровые службы уже озаботились необходимостью постоянного использования разных видов мониторингов по всем направлениям кадровой работы и не опасаются большого количества данных. Кадровые службы органов власти разного уровня еще только готовятся к принятию неизбежности глубинного и системного сбора и анализа совокупности статистических данных, характеризующих состояние разных факторов, влияющих на состояние кадрового состава организации.

Наличие статистического показателя текучести и его корреляция с данными специализированного мониторинга уже дают возможность выявлять закономерности или тренды в работе с кадрами, а в ходе и по итогам объединенного мониторинга формировать решения уже на уровне подразделения или органа в целом на тактический период полгода-год. К сожалению, уровень технического обеспечения кадровых служб специальными IT-платформами, а также текущий уровень ЕИСУКС [4], являются недостаточными для реализации всех видов мониторингов [15], что сдерживает темпы их тиражирования на все органы власти федерального и регионального уровней.

Совокупность данных по вышеназванным видам мониторингов позволяет создать основу для ежегодного комплексного мониторинга, который обеспечит проведение многофакторного анализа, позволяющего принимать решения не только на уровне органа власти, но и на уровне совокупности органов власти. Это может стать основой для выстраивания единой кадровой политики как в конкретном субъекте РФ, так и в целом на федеральном уровне, выработки общей стратегии развития государственной гражданской службы. Специфика данного мониторинга описывалась ранее [15]. Подходы к организации комплексного мониторинга выходят за рамки сбора и анализа данных и реализуются через инструменты «контроллинга», который предполагает не только обнаружение отклонений от норматива или от показателей других участников (бенчмаркинг), но и прогнозное моделирование, и планирование в целях оптимизации кадровой работы на перспективу от 1 до 3-х лет.

Анализ результатов комплексного мониторинга кадровой работы органов власти на примере одной задачи по комплектованию кадрового состава по данным 2024 года [5].

В мониторинге приняли участие 67 федеральных государственных органов (далее – ФГО), в том числе 34, имеющих в своей структуре территориальные органы, а также органы государственной власти (далее – ОГВ) 86 субъектов Российской Федерации [6].

Одной из задач мониторинга было проведение анализа подходов к комплектованию кадрового состава (ФГО и ОИВ субъектов РФ) с точки зрения эффективности процессов привлечения кадров на госслужбу, оценки кандидатов при отборе в ходе конкурсных и внеконкурсных процедур на должность, а также процесса адаптации для решения главной задачи в управлении кадрами – обеспечение высокой стабильности коллектива профессиональных и результативных сотрудников.

В данном приоритете заложены две принципиальные составляющие: качественный отбор кадров и комплекс мер по закреплению профессионального сотрудника в коллективе. Правильно выстроенные механизмы отбора снижают риски текучести персонала в связи с наймом специалистов слабо мотивированных и личностно неготовых к работе на госслужбе в целом или на конкретной должности [6], с недостаточным уровнем профессиональных навыков и/или желанием их быстро освоить [17]. Не меньше оказывает влияние на формирование высокой стабильности кадров комплекс мер по адаптации сотрудника к новым задачам, функционалу (возможно знакомому) в новых условиях, в новом социальном окружении.

В ходе анализа было важно определить, какую стратегию по привлечению кадров используют органы власти: ориентированную на внешний рынок труда или «выращивание» и продвижение кадров из внутреннего резерва; в какой группе должностей органов власти больше всего текучесть, а соответственно и потребность в замещении; каковы возрастные характеристики кандидатов на искомые должности и соответствующие потребностям органа методы привлечения, отбора соискателей, адаптации новых служащих.

На формирование базы вакансий в органах власти, как и в любой организации, влияют, как правило, два основных фактора: текучесть кадров и появление новых должностей в связи с изменениями в организационно-штатной структуре. По результатам мониторинга в 2024 г. было определено, что доминирующим фактором, влияющим на определение потребности органа власти в подборе персонала, была более высокая текучесть кадров в ведущей и старшей группах должностей. В органах государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях значительную долю (в совокупности порядка 70%) замещенных вакантных должностей гражданской службы составили именно эти должности, при этом в центральных аппаратах ФГО (далее – ЦА ФГО) и ОГВ субъектов РФ – это преимущественно должности ведущей группы 56% и 44% соответственно, а в территориальных органах ФГО (далее – ТО ФГО) – старшей (53%).

Подавляющее число органов государственной власти не проводят работу по углубленному анализу причин текучести: почему именно по данной группе должностей наиболее высокий отток кадров. Нет так называемого превентивного специализированного мониторинга операционной деятельности по локальным участкам кадровой работы: анализ скорости подбора и качества отобранных кандидатов, оценка динамики мотивации (удовлетворенности) в ходе отбора и после найма в испытательный/адаптационный период, оценка динамики результативности, оценка рисков выгорания нового сотрудника со стороны непосредственного руководителя. Несмотря на положительный тренд, согласно результатам мониторинга, – распространение практики «выходного интервью» (ФГО – 62%, ОГВ субъектов РФ – 41%), этот метод имеет существенный недостаток. Он является реактивным, то есть применяется постфактум, что дает мало возможностей системно и предварительно повлиять на риски текучести кадров, а непосредственные руководители остаются не вовлеченными в превентивную работу по сохранению кадрового состава.

При анализе процесса привлечения кадров было выявлено, что несмотря на отсутствие требований к стажу работы [7] для данных групп должностей в комплектовании кадрового состава ФГО наблюдается смещение акцентов в пользу внутренних кандидатов, уже обладающих опытом работы на госслужбе. Доля соискателей из внутреннего резерва составила 60%, показав рост 8% по сравнению с предыдущим периодом (2023 г. – 55%). Можно предположить, что в стратегии комплектования кадров преобладает ориентация на развитие внутренних кадровых ресурсов как более экономически выгодная: нет сложности и финансовых затрат, связанных в т.ч. с привлечением внешних кандидатов в условиях высококонкурентного рынка труда, значительных трудозатрат на длительную процедуру привлечения и отбора [1]. Сотрудникам, продвигаемым на вакансию изнутри организации, требуется меньшее время на адаптацию к новому рабочему месту, чем новичку; он быстрее показывает результативность; более высокая вероятность совпадения с ожиданиями работодателя и служащего, чем у внешнего кандидата (не уйдет в течение года из-за разочарований). Существенно повышается эффективность закрытия вакансий: сокращено время кадровых специалистов и руководителей на процедуры отбора, понятна мотивация и результативность соискателя, в целом значительно снижен риск ошибки по замещению.

Несколько иная ситуация в региональных государственных органах, где наблюдается определенный рост доли привлечения внешних кандидатов при назначении на вакантные должности (2020 г. – 45%, 2022 г. – 53%, 2024 г. – 55%). Данная тенденция может свидетельствовать об изменении характера кадровой стратегии региональных органов в сторону большей открытости, в том числе для новых специалистов извне. Такая стратегия целесообразна тогда, когда организации требуется обновление, новый импульс, инициативы, которые характерны для молодых соискателей.

В 2024 г. можно отметить приток молодых соискателей (в возрасте до 35 лет включительно) для замещения вакансий органов власти. Так, треть вакантных должностей ОГВ субъектов РФ замещена молодыми специалистами, в целом по федеральным государственным органам данный показатель составил чуть более 40%, при этом в центральных аппаратах ФГО каждая вторая вакансия была замещена кандидатом в возрасте до 35 лет.

Рис.2 Структура замещенных вакансий по возрастным группам, %

Источник: составлено авторами на основе данных мониторинга состояния гражданской службы в 2024 г.

Одной из ключевых тенденций 2024 года стало поступление на гражданскую службу значительного числа новых кадров, не имеющих опыта гражданской службы. Анализ данных мониторинга демонстрирует, что в ФГО доля кандидатов, впервые поступивших на гражданскую службу, составила 42% в общей численности всех принятых на вакантные должности кандидатов, в ОГВ субъектов РФ этот показатель составил порядка 70%.

Для привлечения кандидатов на вакантные должности кадровыми службами в 2024 г. использовались возможности ИТ-платформ, открытых интернет-ресурсов, в т.ч. ЕИСУКС. Порядка 30% кандидатов ФГО и 40% кандидатов ОГВ субъектов РФ приняты на работу, из числа откликнувшихся на вакансии, размещенные на информационных ресурсах в сети Интернет.

Закономерным является большее распространение практики использования интернет-ресурсов для привлечения внешних кандидатов кадровыми службами центральных аппаратов ФГО по сравнению с практиками территориальных органах ФГО и ОГВ субъектов РФ. Если на одну вакансию центрального аппарата ФГО приходится в среднем 43 отклика, то данный показатель в территориальных органах ФГО и ОГВ субъектов составляет порядка 3 откликов на одну вакансию (Рис.3).

Рис.3 Привлечение кандидатов с использованием интернет-ресурсов.

Источник: составлено авторами на основе данных мониторинга состояния гражданской службы в 2024 г.

Сопоставление данных по количеству вакантных должностей, значительной доли служащих молодого возраста и малой доли кандидатов, привлекаемых с помощью интернет-ресурсов, позволяет предположить высокую трудозатратность процедуры подбора и закрытия вакансий в регионах: вместо широкого привлечения заинтересованных кандидатов посредством публикации вакансий на площадках по трудоустройству в сети интернет – использование трудоемких методов пассивного отбора через анализ резюме, размещенных на сайтах о работе.

Важнейшей частью мониторинга по комплектованию кадрового состава является анализ эффективности выбранных способов/методов оценки и отбора кандидатов на вакансию.

Наиболее распространенными методами в ходе отбора на вакансии на протяжении последних лет (2023-2024 гг.) остаются тестирование, в т.ч. с использованием ИТ-технологий (по квалификационным требованиям, психологическое), и индивидуальное собеседование, которые используются как при конкурсном, так и бесконкурсном отборе. Оценку профессионального уровня посредством ИТ-систем используют 20% ФГО и 40% ОГВ субъектов РФ. Доля использования информационных систем для оценки кандидатов (без учета ЕИСУКС) в рамках конкурсных процедур в центральных аппаратах ФГО и региональных ОГВ достигает порядка 40-45%, в то время как в ТО ФГО эта доля составляет не более 15%. При бесконкурсном отборе доля использования информационных систем для оценки кандидатов на порядок ниже – в ЦА ФГО – 35%, ТО ФГО – 8%, ОГВ субъектов РФ – 25%. Это дает основания полагать, что использование автоматизированных инструментов остается в большей степени частью формализованных и публичных процедур, что создает «слепую зону», где решения могут приниматься на основе субъективных мнений, а не объективных данных. Кроме того, можно отметить проблему фрагментарного, медленного внедрения и адаптации современных информационных систем, в т.ч. для оценки кандидатов, в территориальных органах, что указывает на необходимость формирования единой экосистемы в ФГО, имеющих территориальные подразделения, и является существенным резервом для повышения эффективности управления кадрами.

Чаще всего методы тестирования и собеседования применяются в совокупности, дополняя друг друга. Большинство ФГО (70%) и ОГВ субъектов РФ (более 90%) при отборе оценивают личностные и профессиональные качества кандидатов, предусмотренные единой методикой [8]. Однако, вполне возможно (и требует проверки), что использование для внешних кандидатов только вышеуказанных методов может приводить к рискам по слабому закреплению и текучести кадров, в т.ч. молодежи в течение первых 2-3 лет службы. Наличие знаний (квалификационные требования) и мягких компетенций при отсутствии или слабом развитии практических навыков, отсутствии мотивации на служение может приводить к высокой текучести в ФГО (22%) и ОГВ субъектов РФ (24%) [9]. Именно для предупреждения данных рисков необходимо расширять применение оценочных методик, направленных на проверку практических навыков, таких как разработка проекта документа, решение кейсов, написание реферата и проведение групповых дискуссий. Пока доля таких методов крайне низка и составляет не более 1%. При этом комплексную оценку, используя полную модель компетенций для всех, кто прошел первичный отбор, применяют только 1 ФГО (Росфинмониторинг ЦА) и 6 ОГВ субъектов РФ (Пермского края, Вологодской обл., Орловской обл., Ульяновской обл., Челябинской обл. и Ненецкого АО).

Как уже отмечалось выше, данные мониторинга отражают значительный приток новых кадров в общей численности принятых на гражданскую службу: ФГО – 42%, ОГВ субъектов РФ – 70%. При этом следует отметить недостаточный уровень охвата адаптационными мероприятиями новых сотрудников. В ФГО только для 45% впервые принятых на работу служащих разработан план по наставничеству и только 11% новичков имели индивидуальную программу по адаптации. В региональных органах эти показатели практически в 2 раза меньше – 24 % и 6% соответственно. Доля служащих, впервые поступивших на гражданских службу, в возрасте до 35 лет включительно, в отношении которых проводились адаптационные мероприятия, в ФГО составила 24%, в ОГВ субъектов РФ – 18% (рис.4).

Рис. 4. Влияние адаптации на текучесть среди молодых сотрудников

Источник: составлено авторами на основе данных мониторинга состояния гражданской службы в 2024 г.

Низкий уровень адаптационных мероприятий, выявленный входе мониторинга, еще раз подтверждает высокий уровень рисков по текучести кадров: низкий охват оценочными инструментами и отсутствие системной адаптации снижают потенциал «стабильности» и повышают риск увольнений по причинам дисбаланса ожиданий оплаты труда и реальной трудозагрузке, сопротивления служебной культуре органов власти (жестким процедурам, ненормированному графику работы и др.).

В результате анализа данных мониторинга комплектования качественного кадрового состава, включающего процессы привлечения кадров на госслужбу, оценки кандидатов при отборе в ходе конкурсных и внеконкурсных процедур на должность, а также процесс адаптации в ФГО и ОГВ субъектов РФ сформированы выводы:

ФГО (центральные аппараты) в большей части реализуют стратегию комплектования кадрового состава преимущественно используя внутренний кадровый потенциал (кадровый резерв), что позволяет сократить трудозатраты сотрудников кадровых служб на подбор, оптимизировать процесс привлечения и отбора за счет расширения интернет-ресурсов и IT-технологий, более сфокусированной работе по адаптации новых сотрудников.

ТО и ОГВ субъектов РФ нацелены на привлечение кандидатов с внешнего рынка, что повышает трудозатраты специалистов кадровых служб и руководителей на оценку кандидатов и адаптацию новых служащих. В связи с низкой долей использования IT-технологий при оценке и адаптации снижена доля охвата (по сравнению с ЦА ФГО) адаптационными мероприятиями, в т.ч. наставничеством и ИПР, что в свою очередь сказывается на показателях удовлетворенности, стабильности, повышает риск текучести, как следствие, снижает качество комплектования кадрового состава.

Дефицит практико-ориентированных методов оценки. Несмотря на широкое использование методов индивидуального собеседования и тестирования, отсутствие в оценке методов определения уровня развития практических навыков снижает эффективность отбора и ограничивает возможности создания условий стабильности кадрового состава.

Недостаточный уровень эффективности привлечения «захода» на открытые каналы, где размещаются вакансии территориальных органов ФГО и региональных ОГВ. Низкое количество откликов может свидетельствовать как о слабом продвижении ИТ-ресурсов, где размещены объявления о вакансии, так и о низком интересе непосредственно к предлагаемым вакансиям в связи с формальным наполнением вакансии: текст вакансии, составленный сухим, «казённым» языком и представляющий собой простой перечень формальных квалификационных требований.

Заключение. Результаты описываемой одной задачи мониторинга показывают, что в изменившихся условиях высокой конкуренции на рынке труда, цифровизации экономики, повышения требований к результативности и эффективности деятельности гражданского служащего необходима переоценка и, возможно, модификация сложившихся традиционных подходов (конкурсных и внеконкурсных процедур) и методов (собеседования, выходного интервью и др.) к комплектованию кадрового состава; переориентация на всех этапах этого длительного процесса с решения краткосрочных задач по замещению вакансий на обеспечение долгосрочной стабильности кадров.

Важно определить критические точки /показатели отклонений в «+» или в «-» на всех этапах (для мониторинга): от формирования потребностей в подборе («портрета» кого ищем?), выбора отвечающих потребностям поиска механизмов привлечения (внутренний резерв или внешний рынок; реклама или профессиональное конкурсы; активный или пассивный поиск), отбора на базе «портрета по компетенциям» с использованием современных автоматизированных инструментов оценки личностных, профессиональных качеств и мотивации до этапа адаптации и управления ожиданиями нового сотрудника по отношению к рабочему функционалу, месту, коллективу, традициям, требованиям. Залог потенциала высокой стабильности коллектива в предупреждении рисков, которые закладываются на всех этапах процесса комплектования кадрового состава и могут быть снижены или предотвращены с использованием мониторинговых процедур.

Анализ данных участников мониторинга позволяет установить ряд зависимости состояния, проявления исследуемых факторов (текучесть, методы и инструменты привлечения и подбора, оценки кадров и адаптации) друг от друга, выявление их влияния на стабильность кадрового состава.

Пример по мониторингу комплектования кадрового состава в органах власти показывает возможность использования полученных выводов для осознания проблемных областей и выработки стратегических направлений развития как на уровне регулирования дальнейшего развития гражданской службы, так и пересмотра кадровых стратегий в комплектовании и обеспечении стабильности кадрового состава. Ограничением активного продвижения комплексного ежегодного мониторинга кадров и кадровой работы в органах государственной власти является отсутствие механизма нормативного регулирования сроков, требований к проведению разных видов мониторингов, инструментам, перечню и методике сбора первичных данных.

[1] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015 (дата обращения: 23.08.2025)

[2] «Научное обеспечение и экспертно-методическое сопровождение внедрения стандартизированного кадрового цикла и оценки эффективности кадровой работы в государственных органах в условиях цифровизации», 2025 г.

[3] Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, в связи с подготовкой Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде.

[4] ФГИС "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации"

[5] Данные получены в результате мониторинга состояния гражданской службы в 2024 г.

[6] За исключением органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Запорожской области, Херсонской области, г. Москвы.

[7] Ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102088054 (дата обращения: 25.08.2025); Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» // Официальный сайт Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru/acts/bank/41638 (дата обращения: 25.08.2025)

[8] Единая методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31.03.2018 № 397. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102466514 (дата обращения 27.08.2025)

[9] Рассчитано на основе фактической численности за 2024 г.


Источники:

1. Борисова А.А., Кузьмин А.Н., Тютрюмова Е.Г. Текучесть персонала в условиях трудодефицитной конъюнктуры рынка труда: как определяются целевые значения показателя? // Экономика труда. – 2024. – № 3. – c. 317-330. – doi: 10.18334/et.11.3.120747.
2. Борисова А.А., Кузьмин А.Н., Тютрюмова Е.Г. Текучесть персонала в условиях трудодефицитной конъюнктуры рынка труда: как определяются целевые значения показателя? // Экономика труда. – 2024. – № 3. – c. 317-330. – doi: 10.18334/et.11.3.120747.
3. Дефицит квалифицированных кадров в России достиг 1,5 млн человек. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/12/2024/67596ef49a79474844647e79.
4. Игнатова Т.В., Ряжская Т.В., Фаустов И.В. Мониторинг как инструмент оценки кадрового потенциала государственных гражданских служащих // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2021. – № 2. – c. 87-103. – doi: 10.24412/2071-6141-2021-2-87-103.
5. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. - Санкт-Петербург: ИСЭП, 1995. – 141 c.
6. Кожухова Н.В. Регулирование процесса текучести кадров на предприятии как инструмент управления персоналом // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 631-642. – doi: 10.18334/et.7.7.110724.
7. Кондратьев В.П., Клищ Н.Н., Ларионов А.В. Методические основы проведения социологического мониторинга государственной гражданской службы // Государственная служба. – 2021. – № 6(134). – c. 58-67. – doi: 10.22394/2070-8378-2021-23-6-58-67.
8. Костенко Е.П. Трансформация HR-сферы в условиях дефицита кадров // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2024. – № 4. – c. 261-277. – doi: 10.22394/2079-1690-2024-1-4-261-277.
9. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. / Авторская редакция. - СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 c.
10. Манукиян М. Голикова заявила, что к 2030 году в России может не хватать 2 млн специалистов. Интернет-портал «Российской газеты». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/11/28/golikova-zaiavila-chto-k-2030-godu-v-rossii-mozhet-ne-hvatat-2-mln-specialistov.html.
11. Масленникова Е.В. Дефицит работников на российском рынке труда: понятие, причины, меры преодоления // Вестник Челябинского государственного университета. – 2024. – № 10(492). – c. 228-237. – doi: 10.47475/1994-2796-2024-492-10-228-237.
12. Масленникова Н.Ю., Слинкова О.К. Понятие и сущность мониторинга с позиции системного подхода // Science Time. – 2014. – № 6. – c. 110-121. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-monitoringa-s-pozitsii-sistemnogo-podhoda.
13. Сладкова Н.М., Воскресенская О.А. О влиянии зрелости кадровой работы на результативность кадровых процессов // Экономика труда. – 2024. – № 12. – c. 2211-2232. – doi: 10.18334/et.11.12.122362.
14. Сладкова Н.М., Воскресенская О.А. Кадровая работа органов исполнительной власти: основные итоги мониторинга // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 12. – c. 8051-8074. – doi: 10.18334/epp.14.12.122371.
15. Сладкова Н.М., Воскресенская О.А., Петрова С.А. Зрелость кадровой службы как условие клиентоцентричности при работе с внутренним клиентом в органах государственной власти // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 4(53). – c. 143-156. – doi: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-143-156.
16. Слинков А.М. Мониторинг как управленческий процесс: принципы, методы, функции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2016. – № 2(223). – c. 63-70. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kak-upravlencheskiy-protsess-printsipy-metody-funktsii.
17. Шарапова Н.В., Шарапова В.М., Трушков С.А. Кадровая политика организации: высвобождение персонала // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 6(83). – c. 885-889.
18. Якишин Ю.В. Социально-экономический мониторинг как инструмент информационно-аналитического обеспечения управления структурной перестройкой экономики города // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 2(30). – c. 333-336. – url: https://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2562.

Страница обновлена: 17.11.2025 в 21:44:52

 

 

The role of personnel monitoring in the selection of measures to improve the personnel management efficiency in the civil service

Sladkova N.M., Yasinskaya I.A.

Journal paper

Leadership and Management
Volume 12, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
The article contains a description of theoretical and empirical approaches that make it possible to reveal the relevance and necessity of applying a systematic approach in the organization of personnel monitoring in public authorities. The article describes the established and emerging types of monitoring that are used in the practice of personnel management of public authorities and determines their role in personnel management, opportunities and limitations for improving the management efficiency. The results of the monitoring of the civil service in 2024 are reflected in several key personnel processes, such as recruitment to the civil service, the evaluation of candidates during selection for both competitive and non-competitive positions, and the adaptation process. An analysis of the presented monitoring data shows how important it is, given the need to significantly accelerate the pace of informed strategic and operational decision-making and increase their effectiveness both at the level of a particular authority and regulators and to improve the tools and technologies for conducting such research. It is necessary to establish regulatory requirements for the organization of analytical work in public authorities, the systematic application of all types of personnel monitoring and personnel management.

Keywords: civil service, types of personnel monitoring, personnel management efficiency, staff turnover, staff stability, adaptation, personnel assessment technology

Funding:
Исследование проводилось в рамках выполнения государственного задания научным коллективом ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России по теме «Научное обеспечение и экспертно-методическое сопровождение внедрения стандартизированного кадрового цикла и оценки эффективности кадровой работы в государственных органах в условиях цифровизации» в 2025 г.

JEL-classification: C81, M51, M55, J24

References:

Borisova A.A., Kuzmin A.N., Tyutryumova E.G. (2024). Staff turnover in conditions of labor shortage in the labor market: how are the target values of the indicator determined?. Russian Journal of Labour Economics. 11 (3). 317-330. doi: 10.18334/et.11.3.120747.

Borisova A.A., Kuzmin A.N., Tyutryumova E.G. (2024). Taff turnover in conditions of labor shortage in the labor market: how are the target values of the indicator determined?. Russian Journal of Labor Economics. 11 (3). 317-330. doi: 10.18334/et.11.3.120747.

Ignatova T.V., Ryazhskaya T.V., Faustov I.V. (2021). Monitoring as a tool for assessing the staff potential of public civil employees. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. (2). 87-103. doi: 10.24412/2071-6141-2021-2-87-103.

Kogut A.E., Rokhchin V.E. (1995). Information bases of regional socio-economic monitoring Saint Petersburg: ISEP.

Kondratev V.P., Klisch N.N., Larionov A.V. (2021). Methodological foundations for sociological monitoring of the state civil service. Public service. 23 (6(134)). 58-67. doi: 10.22394/2070-8378-2021-23-6-58-67.

Kostenko E.P. (2024). Transformation of the hr sphere in the context of workforce shortages. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (4). 261-277. doi: 10.22394/2079-1690-2024-1-4-261-277.

Kozhukhova N.V. (2020). Regulation of the staff turnover in the company as a tool of personnel management. Russian Journal of Labor Economics. 7 (7). 631-642. doi: 10.18334/et.7.7.110724.

Kuznetsov S.A. (2000). A large explanatory dictionary of the Russian language SPb.: «Norint».

Maslennikova E.V. (2024). The shortage of workers in the russian labor market:the concept, causes, and measures to overcome. Bulletin of Chelyabinsk State University. (10(492)). 228-237. doi: 10.47475/1994-2796-2024-492-10-228-237.

Maslennikova N.Yu., Slinkova O.K. (2014). The concept and essence of monitoring from the perspective of a systematic approach. Science Time. (6). 110-121.

Sharapova N.V., Sharapova V.M., Trushkov S.A. (2017). Personnel policy of the organization: the release of personnel. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6(83)). 885-889.

Sladkova N.M., Voskresenskaya O.A. (2024). Personnel work of executive authorities: the main results of monitoring. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (12). 8051-8074. doi: 10.18334/epp.14.12.122371.

Sladkova N.M., Voskresenskaya O.A. (2024). The impact of staff management maturity on the effectiveness of personnel processes. Russian Journal of Labor Economics. 11 (12). 2211-2232. doi: 10.18334/et.11.12.122362.

Sladkova N.M., Voskresenskaya O.A., Petrova S.A. (2023). Hr service maturity as a condition for client-centricity when working with internal customers in public authorities. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (4(53)). 143-156. doi: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-143-156.

Slinkov A.M. (2016). Monitoring as a management process: principles, methods, functions. Scientific bulletins of the Belgorod State University. Series: The Economy. Computer science. (2(223)). 63-70.

Yakishin Yu.V. (2009). Socio-economical monitoring as an instrument of information-and-analytic management support in relation to the structural reconstruction of a city's economy. Problems of modern economics. (2(30)). 333-336.