Цифровые технологии управления трудовыми ресурсами в сфере сервиса

Резникова О.С., Умерова С.Э.
1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия
2 Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова, Симферополь, Россия

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83997733

Аннотация:
В статье рассмотрены цифровые технологии управления трудовыми ресурсами в сфере сервиса. Описаны основные составляющие методических аспектов технологий управления трудовыми ресурсами в условиях цифровизации. Представлены практические аспекты технологий управления трудовыми ресурсами. Отражены факторы, влияющие на развитие технологий управления трудовыми ресурсами в условиях цифровизации. Авторами показаны роли основных участников в сфере сервиса (туризма) обозначены проблемы, задачи и пути решения. В связи с решением проблем авторами выявлены и описаны элементы изменения технологий управления трудовыми ресурсов в цифровой экономике. Представленные универсальные навыки, которыми должен обладать специалист сферы сервиса в условиях цифровизации, должны быть сформированы в ходе обучения трудовых ресурсов и Авторами дана динамика уровня занятости в сфере сервиса в Республике Крым, также показано число замещенных рабочих мест в сфере деятельности гостиниц и предприятий общественного питания Республики Крым в 2024 году. Проведен мониторинг учебных заведений для подготовки кадров в сфере услуг в Республике Крым.

Ключевые слова: информационные технологии, подготовка кадров, трудовые ресурсы, системы управления, сфера сервиса, цифровые технологии

JEL-классификация: L86, C80, M15, M10



Введение

Актуальность

Процесс цифровизации и цифровой трансформации, характеризующийся повсеместным использованием инновационных цифровых технологий, в значительной степени влияет на все бизнес-процессы в сфере сервиса, связанные с управлением трудовыми ресурсами. Ключевые моменты, требующие совершенствования в отношении существующих технологий управления трудовыми ресурсами организации в условиях цифровизации – эффективный рекрутинг, развитие и обучение, привлечение и мотивацию сотрудников, формирование корпоративной культуры, приветствующей инновации и направленной на максимально эффективное достижение целевой результативности труда.

Актуальность совершенствования технологий управления трудовыми ресурсами в условиях цифровизации обусловлена изменениями потребительских предпочтений, усилением конкурентного давления, расширением спектра автоматизации процессов и внедрения инновационных технологий. Современное развитие информационных технологий и их внедрение в бизнес-процессы кардинально меняют подходы к управлению трудовыми ресурсами в сфере сервиса. Поэтому исследование инструментов совершенствования технологий управления трудовыми ресурсами в контексте цифровых преобразований также приобретает особую актуальность.

Литературный обзор

Источниками информации являются теоретические и практические исследования отечественных авторов по выбранной тематике. К российским авторам, занимающимся исследованиями в области решения актуальных проблем управления человеческими ресурсами относят труды Баркова С. А., Зубкова В. И. [1], Молотковой Н. В., Хазановой Д. Л., Блюма М. А. [4], Одегова Ю.Н., Руденко Г.Г. [5], Устиновой Л.Н. [12]. Теоретико-методические основы построения системы управления трудовыми ресурсами в сфере сервиса занимаются: Зелинская Е.Л. [2], Стрельцов Д.И., Морозова Н.Н., Федоркова А.В. [10], Цехла С. Ю. [13], Чуваткин П. П., Горбатов С. А. [11].

Информационными технологиями исследуются Романовой Ю. Д., Винтовой Т. А., Коваль П. Е. [7], Сотниковой С.И., Маслова Е.В., Абакумовой Н.Н. [9], а сама цифровизация управления трудовыми ресурсами представлена в трудах Круглова Д. В., Цыганковой И. В. [3]. Из зарубежных ученых стоит выделить Петтерсона Д. (Patterson D.) [18] и других ученых.

Однако, несмотря, на большой круг ученных, занимающимися вопросами внедрения цифровых технологий в управлении трудовыми ресурсами, не вполне раскрыты для сферы сервиса действия использования цифровых технологий в социальном взаимодействии и симбиозе с трудовыми ресурсами в организациях сферы сервиса. Целью деятельности предприятий сферы сервиса является увеличение эффективности работы трудовых ресурсов с использованием цифровых технологий. Поэтому эффективное использование цифровых технологий позволит повысить уровень эффективности труда в сфере сервиса, тем самым увеличивая их доходность.

Цель исследования.

Цель проводимого авторами изыскания сводится к научному обоснованию концептуально-теоретических и методологических положений, направленных на формирование и развитие системы управления трудовыми ресурсами в сфере сервиса в условиях цифровизации. Обосновать научные подходы к разработке мероприятий по повышению эффективной подготовки кадров для организаций сферы сервиса с использованием цифровых технологий.

Научная новизна состоит в предложен методического подхода к проведению оценки трудовых ресурсов (ТР) и результативности системы управления ТР в условиях цифровизации, особенностью которого является возможность выявления соответствия потенциала ТР целям развития сферы сервиса в условиях изменения приоритетности обучения, апробированный на примере индустрии гостеприимства Республики Крым.

Авторские исследования расширяют инструментарий управления трудовыми ресурсами в сфере сервиса в условиях цифровизации и позволяют повысить результативность формирования потенциала трудовыми ресурсами, его стабильность.

Авторская гипотеза

На основе обобщения современных тенденций развития сферы услуг, проявляющихся в высоких требованиях к качеству услуг и к трудовым ресурсам, выявлена и методически обоснована объективная необходимость использования цифровизации в управлении трудовыми ресурсами.

Совокупность экономико-организационно-трудовых отношений, характеризующих особенности системы управления трудовыми ресурсами сферы сервиса в рамках цифровых трансформаций, приводит к развитию эффектов цифровизированного управления трудовыми ресурсами.

Методология

Методологическую основу исследования составляют общие методы исследования, включая построение схем, а также статистический, графический расчетно-аналитический и сравнительный анализ.

Инструментально-методический аппарат исследования опирается на методику научного познания в экономической области: концептуальные положения и программные мероприятия по управлению трудовыми ресурсами в целом, в условиях цифровых трансформаций, в частности. В работе были использованы общенаучные и экспериментальные методы, которые включают анализ и синтез, расстановки приоритетов, метод экспертных оценок, оптимизации цифровых трансформаций.

Основные составляющие методических аспектов технологий управления трудовыми ресурсами (ТР) в условиях цифровизации отражены на рисунке 1.

Рисунок 1. Методические аспекты технологий управления трудовыми ресурсами (ТР)

Источник: составлено автором

Методические аспекты технологий управления трудовыми ресурсами можно разделить на следующие составляющие [14]: планирование (кадровое планирование), подбор и найм трудовых ресурсов, обучение и развитие трудовых ресурсов, разработка и реализации системы мотивации трудовых ресурсов, анализ и оценка, управление карьерой.

Комплексное использование вышеперечисленных методических аспектов позволяет достичь максимальной эффективности в процессе управления трудовыми ресурсами в сфере сервиса. Использование комплекса методов обеспечивает целенаправленный, систематический подход к управлению трудовыми ресурсами в организации, что в свою очередь, способствует достижению стратегических целей самой организации.

Основная часть

Практические аспекты технологии управления трудовыми ресурсами организации сферы гостеприимства представляют собой конкретные действия и инструменты, используемые для реализации методических аспектов технологии управления трудовыми ресурсами. Практические аспекты охватывают все этапы работы с трудовыми ресурсами. Они требуют чёткой организации, эффективного взаимодействия между подразделениями, а также использования современных технологий.

Основные составляющие практических аспектов технологий управления трудовыми ресурсами представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Практические аспекты технологий управления трудовыми ресурсами (ТР)

Источник: составлено автором

Совокупность практических аспектов технологий управления трудовыми ресурсами включает в себя такие составляющие, как реализация планов по управлению трудовыми ресурсами, автоматизация процессов рекрутинга, работа с системой управления трудовыми ресурсами, проведение обучения и развития трудовыми ресурсами, работа с системами мотивации и стимулирования и работа с обратной связью (отзывами сотрудников).

Развитие технологий управления трудовыми ресурсами в сфере сервиса представляет собой динамичный процесс, который определяется сложным взаимодействием внутренних и внешних факторов [15]. В условиях цифровизации в области технологий управления трудовыми ресурсами возникают факторы, связанные непосредственно с самими технологическими (цифровыми) решениями. Составляющие факторов, влияющих на развитие технологий управления трудовыми ресурсами в условиях цифровизации отражены на рисунке 3.

Рисунок 3. Факторы развития технологий управления трудовыми ресурсами

Источник: составлено автором на основе [2, 9, 10]

Результаты этого исследования выявили факторы развития технологий управления трудовыми ресурсами и представили элементы изменения технологий управления трудовыми ресурсов в цифровой экономике.

Роль основных участников в сфере сервиса (туризма).

Проблемы, задачи и пути решения показаны на рисунке 4.

Рисунок 4. Проблемы отрасли ключевые задачи

Источник: составлено автором

В связи с выше обозначенными проблемами в рамках решаемых задач в сфере туризма предложим элементы изменения технологий управления трудовыми ресурсов в цифровой экономике (таблица 1).

Цифровизация бизнес-процессов способствует общему усложнению задач [17], изменению структуры и требований к компетенциям специалистов сферы сервиса.

Таблица 1 – Элементы изменения технологий управления трудовыми ресурсов в цифровой экономике

Изменяющийся аспект
Средства изменения
Планирование
использование аналитических инструментов для прогнозирования потребности в персонале с учётом сезонности, текучести кадров и других факторов;
Подбор и найм
использование различных инструментов для автоматизации и оптимизации поиска и отбора кандидатов, автоматизация процесса обработки заявок;
Адаптация
использование цифровых инструментов для быстрой интеграции новых сотрудников в коллектив, оптимизация процесса обучения основным аспектам работы в данной организации, обеспечение доступа к необходимой информации;
Обучение
использование онлайн-курсов, тренингов, стимуляторов и других инструментов для повышения квалификации, уровня знаний и навыков персонала;
Мотивация
использование систем поощрения, премий и бонусов, связанных с показателями эффективности;
Оценка
использование систем оценки производительности, позволяющих оценить вклад каждого сотрудника:
– KPI (ключевые показатели эффективности);
– OKR (цели и ключевые результаты);
– BSC. (индивидуальные задачи сотрудников и целями организации);
– MBO (управление по целям);
– метод «360 градусов»(обратная связь);
Кадровые изменения
автоматизация процесса принятия, увольнения, перемещения сотрудников, обеспечение соблюдения трудового законодательства.
Источник: собственные исследования авторов

В ходе цифровизации и цифровой трансформации экономики происходит трансформация должностей от принципа «1 человек – 1 задача» в сторону многофункциональности, то есть один работник может отвечать за комплексный процесс или за несколько процессов различного профиля и направленности. Также происходит постепенное изменение потребностей рынка труда – наиболее востребованными становятся аспекты, которые невозможно реализовать с помощью цифровых инструментов [8, 14].

Универсальные навыки, которыми должен обладать специалист сферы сервиса в условиях цифровизации представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Универсальные навыки специалистов сферы сервиса в условиях цифровизации

Группа навыков
Навыки
Softskills («мягкие» или «гибкие» навыки)
Тайм-менеджмент
Эмоциональный интеллект
Работа в команде
Работа в режиме многозадачности
Креативность
Инициативность
Адаптивность
Стрессоустойчивость
Адаптивность
Коммуникативные навыки
Навыки ведения переговоров
Аналитическое мышление
Эмпатия
Навыки предупреждения и решения конфликтов
Hardskills («жёсткие» профессиональные навыки и компетенции)
Работа с базами данных
Основные навыки работы с операционными системами и приложениями (программным обеспечением)
Знание иностранного языка
Владение методами защиты информации
Работа с информационными системами
Digitalskills (навыки в области цифровых технологий)
Понимание основных принципов цифровой безопаскности
Базовые компьютерные навыки
Анализ и работа с базами данных
Использование различны программ, приложений и онлайн-сервисов
Маркетинговые цифровые навыки
Цифровая коммуникация
Источник: составлено автором на основе [3, 8]

В современных условиях особое значение приобретают «softskills» (гибкие навыки) и «digitalskills» (цифровые навыки), что обусловлено рядом причин.

Во-первых, одними из ключевых аспектов цифровизации являются развитие и внедрение технологий, обусловленные появлением новых инструментов автоматизации, онлайн-платформ и цифровых ресурсов. «Мягкие» навыки помогают сотрудникам лучше различным изменениям, например, к новым условиям работы, использованию инновационных технологий и новых цифровых инструментов, сохранять и совершенствовать имеющиеся навыки и компетенции, применять их в новых условиях.

Во-вторых, растёт потребность в индивидуальном, персонализированном подходе к клиентам в процессе обслуживания. Такие навыки, как стрессоустойчивость, коммуникативные навыки, критическое мышление, эмпатия, креативность и эмоциональный интеллект приобретают особое значение.

В-третьих, развитие «softskills» оказывает существенное влияние на карьерный рост. «Мягкие» навыки помогают работникам лучше взаимодействовать с коллегами и гостями, упрощают решение и предупреждение конфликтов, повышают уровень ответственности и самостоятельности, позволяют поддерживать высокий уровень продуктивности даже в условиях высокой загруженности, а также способствуют развитию лидерских качеств и продвижению по службе.

Акцентна «digitalskills» обусловлен повсеместной цифровой трансформацией. Владение навыками работы с новейшими технологиями повышает профессиональную конкурентоспособность, расширяет возможности для трудоустройства, упрощает выполнение повседневных задач, повышает продуктивность, облегчает коммуникацию, оптимизирует процессы, связанные с обработкой и управлением информацией, а также способствует эффективному управлению временем (тайм-менеджмент).

Таким образом, развитие технологий управления трудовых ресурсов в сфере сервиса определяется внешними, внутренними и технологическими факторами, которые оказывают комплексное и многоплановое влияние на процессы, связанные с кадрами.

Рассмотрим занятость трудовых ресурсов в сфере сервиса на примере в сфере гостеприимства и общественного питания в Республике Крым.

Динамика занятости в сфере гостеприимства и общественного питания в Республике Крым представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Динамика занятости в сфере услуг (сфера гостеприимства и общественного питания) в Республике Крым

Показатель
2019
2020
2021
2022
2023
Среднесписочная численность работников гостиниц и предприятий общественного питания, чел.
12409
13713
14144
12647
12329
Численность принятых работников, чел.
6877
5429
8966
6019
4869
Численность выбывших работников, чел.
6514
5811
8492
7357
5564
Число замещенных рабочих мест организаций
5823
6788
7080
6363
5775
Источник: основано на данных [6]

Динамика численности замещенных рабочих мест в сфере деятельности гостиниц и предприятий общественного питания Республики Крым в 2024 году по месяцам года отражена на рисунке 5.

Рисунок 5. Число замещенных рабочих мест в сфере деятельности гостиниц и предприятий общественного питания Республики Крым в 2024 году, чел.

Источник: основано на данных [6]

Мониторинг учебных заведений для подготовки кадров в сфере услуг в Республике Крым показан в таблице 4.

Таблица 4 – Мониторинг учебных заведений для подготовки кадров в сфере услуг в Республике Крым

Учебное заведение
Уровень образования
Направления подготовки
Принято обучающихся в 2024 г., чел.
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
Высшее
образование
43.03.02 Туризм,
43.03.03 Гостиничное дело,
43.04.02 Туризм
144
Среднее профессиональное образование
43.02.16 Туризм и гостеприимство
133
Крымский университет культуры, искусств и туризма
Высшее
образование
43.03.02 Туризм
43.04.02 Туризм
33
Университет экономики и управления
Высшее
образование
43.03.02 Туризм
80 (только коммерческая форма)
Романовский колледж индустрии гостеприимства
Среднее профессиональное образование
43.01.01 Сервис и туризм 43.02.16 Туризм и гостеприимство
375
Открытый Таврический колледж
Среднее профессиональное образование
43.02.16 Туризм и гостеприимство
150
Крымский колледж общественного питания и торговли
Среднее профессиональное образование
43.02.16 Туризм и гостеприимство
125
Симферопольский политехнический колледж
Среднее профессиональное образование
43.02.16 Туризм и гостеприимство
75
ВСЕГО ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ЕЖЕГОДНЫЙ ВЫПУСК
Высшее
образование
257
Среднее профессиональное образование
858
ИТОГО
1115 чел. – ОКОЛО 40% ПОТРЕБНОСТИ В КАДРАХ В ОТРАСЛИ В ГОД
Источник: собственные исследования автора

В 2024 году набор абитуриентов в сфере туризма и гостеприимства осуществляли 3 высших учебных заведения (направления подготовки 43.03.02 Туризм, 43.03.03 Гостиничное дело, 43.04.02 Туризм) и 5 учреждений СПО (43.02.16 Туризм и гостеприимство 43.01.01 Сервис и туризм).

В таблице 5 представлены сведения о возможностях подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере гостиничного и туристического бизнеса, а также обучения будущих специалистов в сфере гостеприимства в средне-специальных и высших образовательных учреждениях Крыма.

Дополнительное профессиональное образование в Крыму:

- курсы ДПО в регионе очно и дистанционно – экскурсовод, агент по туризму

- реализовано 5 проектов «Школы экскурсоводов» обучающей программы регионального центра «Мой бизнес» - всего подготовлено более 250 экскурсоводов. Крым по данному показателю занимает 2 место в РФ после Санкт-Петербурга. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [16] с 1 сентября 2022 года по состоянию на 1 января 2024 года аттестовано 415 экскурсоводов (гидов), включая 10 гидов.

С учетом прогнозируемого туристского потока к 2030 г. до 10 млн. чел., целесообразно увеличить число выпускников высших учебных заведений на 20%, а число выпускников программ СПО с учетом создаваемых новых рабочих мест и наиболее динамично растущих потребностей в линейном персонале средств размещения – на 40%.

Заключение

Предложено авторское видение управления трудовыми ресурсами с использованием цифровых технологий, представляющего собой иерархию в цифровизации управленческого функционала, понимаемого как способ построения информационно-цифрового пространства системы управления трудовыми ресурсами, распределенном по уровням диджитализации в целях создания удобной цифровой среды для работников в сфере сервиса и повышения управленческих эффектов, с использованием синергетического эффекта, направленного на повышение управления трудовыми ресурсами с применением цифровых технологий в организациях сферы сервиса.

Предложен методический подход к проведению оценки трудовых ресурсов (ТР) и результативности системы управления ТР в условиях цифровизации, особенностью которого является возможность выявления соответствия потенциала ТР целям развития сферы сервиса в условиях изменения приоритетности цифровизации, апробированный на примере индустрии гостеприимства Республики Крым.

Эффективность труда является главным результатом деятельности процесса управления трудовыми ресурсами с использованием цифровых технологий в организациях сферы сервиса. Таким образом, организации сферы сервиса для эффективного процесса управления создают не только лучшие условия труда, стимулирование, мотивацию, самореализацию в трудовой деятельности и прочее, но и нацеливают на внедрение цифровых навыков в использовании цифровых технологий в организациях сферы сервиса для повышения эффективности труда, для этого необходимо постоянно развивать трудовые ресурсы, путем применения системы постоянного обучения.

В качестве практической реализации цифрового платформенного подхода разработана обучающая функциональная модель практикоориентированной подготовки с упором на цифровые компетенции в формате передовых профильных организаций сервиса (туриндустрии) и образовательных организаций, которые позволят более эффективно адаптировать систему управления трудовыми ресурсами в сфере сервиса к изменяющимся условиям цифровизации основных бизнес- процессов.

Современные направления управления трудовыми ресурсами претерпевает ряд существенных изменений в условиях цифровой экономике, под влиянием использованиях современных IT-технологий, направленных на улучшение эффективности работы организаций сферы сервиса, повышая рентабельность отрасли в целом.


Источники:

1. Барков С.А., Зубков В.И. Актуальные проблемы управления человеческими ресурсами. / Учебник и практикум для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 185 c.
2. Зелинская Е.Л. Теоретико-методические основы построения системы управления персоналом на предприятиях индустрии гостеприимства // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2015. – № 3(44). – c. 210-214. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodicheskie-osnovy-postroeniya-sistemy-upravleniya-personalom-na-predpriyatiyah-industrii-gostepriimstva.
3. Круглов Д.В., Резникова О.С., Цыганкова И.В. Цифровизация управления персоналом. / Учебник для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 102 c.
4. Молоткова Н.В., Хазанова Д.Л., Блюм М.А. Управление человеческими ресурсами. / Учебное пособие. - Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2023. – 89 c.
5. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Управление персоналом. / Учебник и практикум для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 445 c.
6. Республика Крым в цифрах. 2023. / Краткий статистический сборник. - Симферополь: Крымстат, 2024. – 223 c.
7. Романова Ю.Д., Винтова Т.А., Коваль П.Е. Информационные технологии в управлении персоналом. / Учебник и практикум для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 275 c.
8. Россия 2025: от кадров к талантам. The Boston Consulting Group. [Электронный ресурс]. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469 (дата обращения: 15.09.2025).
9. Сотникова С.И., Маслов Е.В., Абакумова Н.Н. Управление персоналом организации: современные технологии. / Учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2023. – 513 c.
10. Стрельцов Д.И., Морозова Н.Н., Федоркова А.В. Понятие и задачи современной системы управления персоналом предприятия // Форум молодых ученых. – 2021. – № 2(54). – c. 215-224.
11. Чуваткин П.П., Горбатов С.А. Управление персоналом гостиничных предприятий. / Учебник для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 280 c.
12. Устинова Л.Н., Аракелова А.О. Технологии управления человеческими ресурсами на основе цифрового подхода // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2021. – № 6. – c. 40-52. – doi: 10.18721/JE.14603.
13. Карлова А.И., Плугарь Е.В., Полищук Е.А., Почупайло О.Е., Резникова О.С., Скоробогатова Т.Н., Стахно Н.Д., Цёхла С.Ю. Управление устойчивым развитием индустрии туризма и гостеприимства в цифровой среде. / Монография. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. – 248 c.
14. Управление персоналом: Эффективность управления персоналом: технология анализа и оценки. Hr-director.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hr-director.ru/article/66578-qqq-17-m3effektivnost-upravleniya-personalom-tehnologiya-analiza-i-otsenki (дата обращения: 10.09.2025).
15. Факторы развития сотрудников. Jobers.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://jobers.ru/blog/faktory-razvitiya-sotrudnikov/ (дата обращения: 25.08.2025).
16. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (с изменениями и дополнениями). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 13.09.2025).
17. Экспресс-анализ системы управления персоналом. Inside-management.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://inside-management.ru/onlajn-test-karta-upravleniya-personalom/ (дата обращения: 14.08.2025).
18. Patterson D. Human resources management. - London: Fanshawe College Pressbooks London Ontario, 2020. – 532 p.

Страница обновлена: 02.12.2025 в 18:46:53

 

 

Digital technologies for human resource management in the service sector

Reznikova O.S., Umerova S.E.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics
Volume 12, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines digital technologies for human resource management in the service sector. The article describes the key components of the methodological aspects of human resource management technologies amid digitalization. Practical aspects of human resource management technologies are presented. Factors influencing the development of human resource management technologies amid digitalization are discussed. The authors demonstrate the roles of key players in the service sector (tourism) and identify problems, challenges, and solutions. In addressing these challenges, the authors describe the changing elements of human resource management technologies in the digital economy. The presented universal skills, which a service sector specialist must possess in the context of digitalization, should be developed through human resource training. The authors analyze employment trends in the Republic of Crimea and the number of filled job vacancies in hotels and catering establishments in the Republic of Crimea in 2024. Educational institutions providing training for the service sector in the Republic of Crimea were monitored.

Keywords: information technology, personnel training, human resources, management systems, service sector, digital technology

JEL-classification: L86, C80, M15, M10

References:

The Republic of Crimea in figures. 2023 (2024). Simferopol: Krymstat.

Barkov S.A., Zubkov V.I. (2025). Current problems of human resource management Moscow: Izdatelstvo Yurayt.

Chuvatkin P.P., Gorbatov S.A. (2025). Personnel management of hotel enterprises Moscow: Izdatelstvo Yurayt.

Karlova A.I., Plugar E.V., Polischuk E.A., Pochupaylo O.E., Reznikova O.S., Skorobogatova T.N., Stakhno N.D., Tsyokhla S.Yu. (2023). Managing the sustainable development of the tourism and hospitality industry in a digital environment Simferopol: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Izdatelstvo Tipografiya «Arial».

Kruglov D.V., Reznikova O.S., Tsygankova I.V. (2025). Digitalization of personnel management Moscow: Izdatelstvo Yurayt.

Molotkova N.V., Khazanova D.L., Blyum M.A. (2023). Human resource management Tambov: Izdatelskiy tsentr FGBOU VO «TGTU».

Odegov Yu.G., Rudenko G.G. (2025). Personnel management Moscow: Izdatelstvo Yurayt.

Patterson D. (2020). Human resources management London: Fanshawe College Pressbooks London Ontario.

Romanova Yu.D., Vintova T.A., Koval P.E. (2025). Information technology in personnel management Moscow: Izdatelstvo Yurayt.

Sotnikova S.I., Maslov E.V., Abakumova N.N. (2023). Organization's personnel management: modern technologies Moscow: INFRA-M.

Streltsov D.I., Morozova N.N., Fedorkova A.V. (2021). Concept and objectives of modern enterprise personnel management system. Forum molodyh uchenyh. (2(54)). 215-224.

Ustinova L.N., Arakelova A.O. (2021). Ecosystems in scientific literature on business and economics from the perspective of multidimensional bibliometric analysis. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. 14 (6). 40-52. doi: 10.18721/JE.14603.

Zelinskaya E.L. (2015). Theoretical and methodological bases of formation of a personnel management system at the enterprises of the industry of hospitality. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura. (3(44)). 210-214.