Теневая занятость как институциональная ловушка рынка труда
Орлова Д.Р.1
, Пескова Т.А.2![]()
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Аннотация:
В статье рассматривается теневая занятость как институциональная ловушка современного рынка труда России. Анализируется, каким образом теневая занятость, возникшая как ответная реакция на экономические кризисы и недостатки формальных институтов, трансформируется в препятствие динамичному развитию экономики. Выявлены основные формы проявления теневой занятости и институциональные механизмы, поддерживающие ее существование, включая низкий уровень доверия к государственным структурам, несовершенство правового регулирования и устойчивость неформальных норм. Подчеркивается, что теневая занятость ограничивает профессиональное развитие работников, снижает производительность труда и усиливает социальное неравенство. выделена роль теневой цифровой экономики, характеризующейся скрытностью и сетевой структурой участников (разработчики, хакеры, торговцы, мошенники, ИТ-специалисты), что создает новые институциональные ловушки и повышает риски криминализации рынка труда. Отмечается амбивалентный характер теневой занятости: с одной стороны, она смягчает последствия кризисов, с другой — усиливает социальное неравенство, снижает производительность труда и ограничивает модернизацию. Сделан вывод о необходимости формирования комплексной государственной политики, направленной на преодоление институциональных ловушек теневой занятости, повышение эффективности формальных институтов и учет неформальных практик при разработке мер регулирования рынка труда.
Ключевые слова: рынок труда, теневая занятость, неформальная занятость, институциональная теория, институциональная ловушка, теневая цифровая экономика
JEL-классификация: Е24, J21, J23, J24, E26, J46, O17
Введение
Теневая занятость в России приобрела устойчивый и масштабный характер, превратившись в один из ключевых факторов деформации рынка труда. Массовый уход рабочей силы в неформальный сектор, начавшийся в период системных кризисов конца XX века, привел к формированию институциональных ловушек, оказывающих долговременное воздействие на экономическую и социальную сферы. Под институциональными ловушками понимаются нормы и институты, которые, несмотря на свою низкую эффективность, воспроизводятся и закрепляются в социальной и экономической системе.
Актуальность исследования обусловлена тем, что теневая занятость, выполняя буферную функцию в периоды экономических потрясений, в долгосрочной перспективе препятствует развитию человеческого капитала, снижает качество рабочей силы, ограничивает социальные гарантии и усиливает криминализацию трудовых отношений. В условиях цифровизации экономики и трансформации форм занятости особое значение приобретает выявление факторов устойчивости неформальной занятости и разработка институциональных механизмов ее преодоления.
Цель исследования заключается в выявлении сущности теневой занятости как институциональной ловушки российского рынка труда, определении факторов и механизмов, поддерживающих ее существование. Цель определила постановку следующих задач: теоретически обосновать сущность институциональных ловушек на российском рынке труда и выявить механизмы их поддержания в условиях теневой занятости и теневой цифровой экономики; провести обзор современной литературы по вопросам теневой занятости, институциональных ловушек и структуры рынка труда в условиях теневой цифровой экономики; аргументировать необходимость формирования концептуальных подходов и определения перспективных направлений исследований в контексте преодоления институциональных ловушек и сокращения теневой занятости. Научный вклад авторов включает: обосновано понимание теневой занятости как институциональной ловушки, воспроизводимой за счёт специфических механизмов — легализационной, доверительной, коррупционной и автоматической ловушек; раскрыта роль теневой цифровой экономики как фактора формирования новых институциональных ловушек, трансформации структуры занятости и усиления криминализации рынка труда; предложен комплексный подход к государственной политике, учитывающий взаимодействие формальных и неформальных институтов при регулировании занятости.
В настоящем исследовании применены общенаучные и специальные методы экономического анализа. В частности, использовались статистический анализ для обработки и интерпретации данных Росстата; сравнительный анализ для сопоставления масштабов теневой занятости в различных отраслях экономики; а также институциональный анализ, позволивший выявить устойчивые нормы и практики, формирующие институциональные ловушки на рынке труда. Методологическая основа работы опирается на труды отечественных и зарубежных исследователей в области экономики труда, институциональной теории и неформальной экономики.
Сущность и формы теневой занятости как институциональной ловушки
На современном этапе значительная часть теневого сектора экономики продолжает представлять собой одну из наиболее острых и дискуссионных проблем для мирового сообщества. В отчёте Международного валютного фонда за 2020 год указывается, что около одной трети мировой экономики продолжает действовать в рамках неформального (теневого) сектора. Среди основных причин, поддерживающих данное положение, выделяются значительная налоговая нагрузка, ограниченный уровень цифровой трансформации экономических процессов, а также сохраняющиеся административные препятствия, осложняющие ведение предпринимательской деятельности [4].
Согласно исследованиям Росстата, в третьем квартале 2024 года численность занятых в неформальном секторе российской экономики составила 15,8 миллиона человек, что эквивалентно 21,3% от общего числа занятых. Этот показатель достиг пика с 2016 года, когда в неформальном секторе трудилось 16,3 миллиона человек. За год доля неформальной занятости увеличилась на 11,7%, прибавив 1,66 миллиона человек по отношению к аналогичному периоду 2023 года [3]. Как указывают эксперты, наибольшая динамика зафиксирована в Москве (156%), Санкт-Петербурге (144%) и Севастополе (145%) [8].
На настоящий момент при низком уровне безработицы незарегистрированная занятость, возникшая в том числе постпандемийный период, демонстрирует высокие показатели. Наблюдаемые изменения позволяют констатировать трансформацию структуры и характера занятости, что говорит о высокой степени нестабильности российского рынка труда. Данные процессы затрагивают не только параметры спроса на рабочую силу, но и формы организации занятости, временные характеристики трудовой деятельности, а также уровень реальных доходов работников, включая расхождение между номинальной и действительной заработной платой. Сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость реформирования существующих механизмов регулирования рынка труда и миграционной политики для сокращения масштабов теневой занятости и интеграции теневого сектора в легальную экономику.
В исследовании ведущего российского социолога в области неформальной экономики Барсуковой C. выделяются две основные формы функционирования теневого рынка труда: бесконтрактный найм и несоответствие фактических и формальных условий трудоустройства [1;6].
Проявления теневого рынка труда меняются и трансформируются под воздействием внешних условий. Традиционные модели при этом сохраняют устойчивость и способны адаптироваться к новым обстоятельствам.
Влияние неформального сектора на экономику неоднозначно. С одной стороны, он играет существенную роль в обеспечении занятости и доходов населения, стимулирует развитие рынка товаров и услуг, а также служит фундаментом для роста малого предпринимательства. Неформальный сектор часто выступает как смягчающее фактор при экономических потрясениях, предотвращая резкое падение уровня жизни и рост безработицы, особенно в сфере поставок дефицитных товаров и услуг. Однако, наряду с этим, теневой сектор сопряжен с рядом серьезных социальных рисков. Прежде всего, он способствует развитию криминальной инфраструктуры. Кроме того, отсутствие реальных социальных гарантий и контроля над трудовыми условиями характерно для работников теневого сектора, что распространяется не только на нелегальные предприятия, но и на значительную часть зарегистрированных компаний, работающих в этой сфере [12].
Кларита Гёркшани и Станислав Чихоцки (K. Gërxhani, S. Cichocki) [11] анализируют воздействие формальных и неформальных институтов на масштаб теневой деятельности в странах с переходной экономикой. Авторы показывают, каким образом несовпадение ожиданий и восприятия граждан относительно этих институтов способствует вовлеченности в неформальный сектор и формирует устойчивые институциональные ловушки. Одним из их ключевых выводов является то, что низкий уровень доверия к формальным институтам - государственным органам, налоговой системе, правоохранительным структурам - приводит к тому, что граждане ищут альтернативные способы экономической деятельности. При этом, если неформальные нормы (например, взаимопомощь, семейные связи, теневые деловые практики) начинают доминировать над формальными, это создает эффект самовоспроизводящейся институциональной ловушки: люди продолжают участвовать в неформальной экономике, поскольку не верят в эффективность официальных институтов. Особо интересно представленное исследование механизмов, которые способствуют вовлеченности в теневой сектор. В странах с переходной экономикой разрыв между быстрыми изменениями формальных институтов и устойчивыми неформальными нормами приводит к кризису доверия. После падения социалистической и плановой модели многие государства Восточной Европы и Балкан столкнулись с радикальной трансформацией законодательной и экономической системы, однако граждане продолжали руководствоваться привычными неформальными практиками. Этот институциональный разрыв усиливает теневую экономику, так как люди предпочитают ориентироваться на проверенные социальные связи, а не на новые, еще не укоренившиеся формальные институты.
Помимо институциональных несоответствий, значимо влияние гендерных различий на участие в неформальной экономике. Согласно эмпирическим данным, женщины реже уклоняются от налогов, чем мужчины, что связано не столько с личными установками, сколько с профессиональной сегрегацией. Женщины чаще заняты в государственном секторе, где налоговые отчисления автоматизированы, тогда как мужчины имеют большую свободу выбора между формальными и неформальными источниками дохода.
Образование также играет важную роль в участии в теневой экономике. Гёркшани и Чихоцки [11] показывают, что люди с высоким уровнем образования реже вовлекаются в неформальный сектор, поскольку они не только обладают более стабильным доходом, но и в большей степени подвержены социальным нормам соблюдения налоговой дисциплины. Однако в условиях экономической нестабильности даже высокообразованные граждане могут прибегать к неформальным методам трудоустройства, если формальный рынок труда не предоставляет достаточного количества рабочих мест.
Отдельное внимание следует уделить рассмотрению доверия — как к государственным институтам, так и между самими гражданами. Исследования свидетельствуют о том, что в государствах с высоким уровнем институционального и общественного доверия граждане проявляют большую готовность уплачивать налоги, поскольку рассчитывают на их эффективное и справедливое использование. В противоположной ситуации, когда налоговая система воспринимается как несправедливая, а государственные институты — как нерационально расходующие ресурсы, возрастает склонность населения к участию в неформальном секторе экономики. Дополнительным фактором риска выступает низкий уровень межличностного доверия: если индивиды сомневаются, что окружающие соблюдают правила, их собственная готовность следовать законодательным нормам существенно снижается.
Люди оказываются вовлечены в теневую экономику по целому ряду причин. Здесь важны и то, как работают законы и институты, и то, какие неформальные правила сложились в обществе. Влияют также уровень образования, различия между мужчинами и женщинами, доверие или недоверие к государству. При этом теневая деятельность связана не только с недостатками формальных институтов, но и с социальными привычками и устоявшимися моделями поведения, которые могут превращаться в своеобразные «ловушки». Поэтому для борьбы с теневым сектором одних лишь жёстких мер контроля недостаточно — важно учитывать и повседневные нормы, определяющие, как именно люди ведут себя в экономике. В противном случае любые реформы рискуют оказаться неэффективными, поскольку будут игнорироваться обществом, укорененным в альтернативных неформальных практиках.
В середине ХХ века интерес к теневой экономике в разных странах начал расти. Различные исследования, проведенные в этот период, привели к появлению нового направления в экономической науке и разработке государственных инициатив, целью которых стало противодействие теневой экономике и ее интеграции в легальную сферу [5]. На ранних этапах исследований были определены масштабы теневой экономики, ее структура, а также сделаны важные выводы о возможности перевода этих процессов в легальную сферу. Большой вклад в формирование научного направления измерения теневой экономики принадлежит австрийскому ученому Фридриху Шнейдеру. В его работах подробно рассматриваются различные аспекты теневой экономики как в развитых, так и в развивающихся странах.
Фридрих Шнейдер, один из ведущих исследователей теневой экономики и разработчик методологии её измерения с использованием регрессионного анализа причинно-следственных связей теневой деятельности, определяет теневую экономику как неформальную часть национальной экономики, которая не отражается в официальной статистике [13-16]. Развитие методологии количественной оценки неформальной занятости предложено в работах Забелиной О., Омельченко И., Булетовой Н., Степановой Е., Аль-Моатассем Беллах М. [2;10].
Феномен теневой цифровой экономики и её институциональные особенности
В настоящее время особую актуальность приобретает изучение проявлений теневой экономики, в том числе, в сфере цифровых технологий.
Под теневой цифровой экономикой (ТЦЭ) принято понимать особый сектор хозяйственных отношений, в рамках которого различные виды деятельности — вне зависимости от их направленности, содержания или организационных форм — выходят за пределы действующего правового поля и реализуются с использованием цифровых технологий, оставаясь вне сферы государственного регулирования и контроля [5].
Ключевым элементом ТЦЭ выступает теневая предпринимательская активность, обладающая рядом характерных признаков. Прежде всего, речь идёт о латентности: подобная деятельность не подлежит официальной регистрации и, как следствие, не отражается в статистической отчётности. Кроме того, она охватывает все стадии воспроизводственного цикла — от производства до распределения, обмена и конечного потребления. Наконец, значительная часть процессов, будь то анализ исходного кода программных продуктов или коммерциализация аренды бот-сетей, носит эксплуататорский и во многом паразитический характер.
Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что само понятие «теневая информационная экономика» впервые было предложено авторами монографии «Рынок информационных услуг и продуктов» [7], что отражает более широкий контекст эволюции научного дискурса в данной области. В этой работе указано на необходимость изучения теневого сектора информационной экономики и его влияние, чтобы определить его масштабы и возможный вред, который он может причинить.
Научные споры ведутся вокруг качественных характеристик участников, занятых в ТЦЭ. В модели теневой цифровой экономики выделяется своеобразная система субъектов рынка труда [17]:
Первая группа — это исследователи, чья работа направлена на поиск и изучение слабых элементов в информационных системах. На основе полученных данных разрабатываются новые методики эксплуатации. Следующей группой являются разработчики, которые занимаются созданием программного обеспечения, в том числе вредоносного, предназначенного для вымогательства или кражи данных. Эти разработчики также создают инструменты для внедрения в системы с целью получения несанкционированного доступа к информации.
После завершения этапа разработки программного обеспечения наступает фаза его распространения, где ключевое место занимают торговые посредники — заключительное звено в цепочке создания продукта. Их деятельность не ограничивается реализацией вредоносных программных решений или похищенных данных: они также обеспечивают канал обратной связи между авторами и конечными пользователями, что способствует совершенствованию функций и качественных характеристик создаваемого софта. Для поддержания инфраструктуры необходим труд ИТ-специалистов, отвечающих за развертывание и обслуживание сетей, серверов и баз данных, без которых невозможна работа остальных групп.
Отдельное значение имеют хакеры, специализирующиеся на выявлении уязвимостей в приложениях, сетевых структурах и информационных системах, что открывает злоумышленникам доступ к защищённым ресурсам. Существенную роль играют и мошенники: они изучают слабые места в цифровой среде, разрабатывают новые методы манипуляции и обмана потенциальных жертв. Дополняют систему нелегальные хостинг-провайдеры, предлагающие площадки для размещения криминального контента и сайтов, связанных с ним.
Завершающим элементом в организации выступают менеджеры, которые занимаются привлечением новых участников, формированием специализированных групп и координацией их действий при реализации операций. Необходимо отметить, что в рамках ТЦЭ размываются отношения найма и индивидуального предпринимательства. Успешный специалист может быть наемным работником в крупной IT компании и одновременно сам нанимать себе исполнителей, как правило, работающих онлайн и соответственно они могут находится в любой точке земного шара, где есть интернет. Примером этой ситуации является недавний кейс, описанный на сайте российской компании Positive Technologies [9].
Модель рынка труда в IT-сфере, демонстрирует новый подход, где специалист одновременно является наемным работником и работодателем. Он работает на несколько компаний, делегируя часть своих обязанностей команде, состоящей из помощников, которых нанимает через платформы вроде Upwork. Это позволяет ему значительно увеличивать доход без официального оформления, создавая многозадачную систему, в которой он координирует работу команды, а помощники выполняют его обязанности. Такая модель обеспечивает гибкость и финансовую стабильность, но также сопряжена с рисками из-за сложности контроля со стороны работодателей и возможных нарушений трудовых соглашений.
Одной из ключевых особенностей, отличающих теневой рынок труда в информационных технологиях, является его скрытность. Программисты, работающие в рамках крупных проектов, часто не осознают, что их труд используется для создания нелегальных продуктов или реализации преступных схем. Это создает условия для функциональной изоляции отдельных исполнителей от общей картины работы подпольной экономики. В ряде случаев такие работники уверены, что их деятельность ограничивается исключительно легальными операциями, что затрудняет правоохранительным органам отслеживание криминальных проектов.
В контексте преступной организации ТЦЭ, разработчики, торговцы, хакеры, мошенники и другие участники действуют в рамках определённой институциональной среды, где их деятельность не только подчиняется криминальным «нормам» и «правилам», но и создаёт условия для возникновения ловушек. К таким ловушкам можно отнести:
Ловушка легализации: В традиционной системе труда участники рынка могут столкнуться с ситуацией, когда неконтролируемый рост неформальных или полулегальных профессий приводит к формированию теневого рынка, где правила не регулируются должным образом. В преступной организации это аналогично ситуации, когда преступники начинают действовать по устоявшимся криминальным схемам, и такие действия становятся нормой. Это ведет к стабилизации преступных практик и усложняет их пресечение. Участники системы адаптируются к этим условиям и, в некотором смысле, становятся зависимыми от них.
Ловушка доверия: В рамках преступной сети взаимодействие между разработчиками, торговцами и хакерами может привести к формированию специфического доверия между участниками, которое, в свою очередь, порождает институты, поддерживающие преступную деятельность.
Ловушка коррупции: Преступные схемы с участием мошенников и координаторов создают замкнутую систему коррупционных зависимостей. Нарушение её внутренних правил подрывает устойчивость и может привести к краху всей организации. Аналогично на легальных рынках, когда институциональные проблемы (например, неэффективное законодательство или коррупция) приводят к неэффективному функционированию, это создаёт порочный круг, в котором система оказывается неспособной к реформированию.
Ловушка автоматизма: В преступных организациях, как и в обычных институтах, могут возникать ситуации, когда участники начинают действовать по привычке, автоматически следуя сложившимся схемам и рутинным процессам. Это может привести к стабилизации существующих практик, даже если они становятся менее эффективными или опасными. Такой автоматизм в действиях можно сопоставить с институциональными ловушками в экономике, когда на рынке труда появляются трудности из-за устаревших практик или невосприимчивости к инновациям.
Таким образом, институциональные ловушки в контексте преступной организации ТЦЭ являются не только следствием определённых норм и процессов, но и фактором, поддерживающим её существование. Участники системы оказываются в ловушке, где соблюдение существующих правил и норм ведёт к дальнейшему укреплению преступной структуры, подобно тому, как на официальных рынках труда старые институты или системы могут ограничивать развитие и способствовать сохранению нестабильных или неэффективных практик.
Теневая занятость отрицательно влияет на рынок труда следующим образом: неформальная занятость представляет собой серьезную деформацию трудовых отношений. Отсутствие надлежащего оформления занятости ведет к игнорированию работодателями норм трудового права и бесправию работников, отсутствию для них социальных гарантий и правовой защиты. Это означает возможность хищнической эксплуатации рабочей силы, в частности, за счет заниженной оплаты труда, несоблюдения требований и норм охраны труда и его использования (высокая интенсивность и чрезмерная продолжительность труда, отсутствие выходных, оплачиваемых отпусков и т. п.). Заниженная оплата труда неформалов, в свою очередь, сокращает стимулы к совершенствованию производства и внедрению новой техники. Все это ведет к утрате здоровья работниками, деквалификации рабочей силы, снижению качества труда и производимого продукта, т. е. в конечном итоге - к снижению качества трудового потенциала России. Наконец, оплата труда неучтенными наличными средствами ведет к сокрытию полученных доходов и неполучению социальных и налоговых платежей. Последнее, в свою очередь, ограничивает возможность повышения оплаты труда в бюджетной сфере. Неконтролируемость процессов в сфере занятости вкупе с многообразными нарушениями законодательства ведет к криминализации рынка труда.
Несмотря на то, что теневая занятость сопряжена с рядом негативных последствий, она также обладает некоторыми положительными аспектами. Во-первых, она способствует сокращению фактической безработицы и уменьшению уровня социальной напряженности на рынке труда, давая населению возможность подрабатывать и получать доход. Для многих людей, особенно для не обладающих достаточной конкурентоспособностью на официальном рынке труда, в некоторых ситуациях теневая занятость может являться единственным способом выживания. В условиях экономической турбулентности она также оказывает существенное влияние на заполнение непривлекательных рабочих мест. Неформальная занятость предоставляет возможности для гибкой организации рабочего времени [1].
Скрытая занятость, с одной стороны, способствует оживлению конкурентной среды на рынке труда и расширяет предложение продукции и услуг, делая их более доступными для малообеспеченных слоёв населения. С другой стороны, большинство исследователей отмечает её деструктивное воздействие на макроэкономические процессы. Получая определённые выгоды, такие как дополнительная прибыль, трудоустройство или доступ к дешёвым товарам, участники теневых практик одновременно создают нагрузку на государственный бюджет и провоцируют системные проблемы, препятствующие стабильному экономическому развитию. Особенно остро стоит проблема поступления социальных платежей и налоговых отчислений, что, в свою очередь, приводит к сокращению инвестиций, недофинансированию социальной сферы и ограничению возможностей для повышения социальных пособий и заработной платы. Кроме того, отмечается сокращение расходов на модернизацию производства и замедление научно-технического развития. Это ведет к снижению качества производимой продукции и оказываемых услуг. Теневая экономика негативно сказывается на уровне развития рабочей силы, приводя к ее деквалификации, излишней эксплуатации и несоблюдению нормативных требований по охране труда.
Социологические исследования демонстрируют, что доходы в теневой экономике часто превышают зарплаты в формальном секторе. Вместе с тем, данные исследований также свидетельствуют о том, что работники, занятые в неформальной экономике, выполняют задачи, требующие более низкого уровня квалификации, по сравнению с должностями, доступными им на официальном рынке труда.
К наиболее серьезным социальным проблемам относятся: произвол работодателей и социальную незащищенность неформально занятых, многочисленные нарушения трудового законодательства по отношению к ним; усиление социальной напряженности (прежде всего конфликты на национальной почве по отношению к нелегально занятым иностранцам) и враждебности в обществе, общее ухудшение криминальной обстановки; деградация населения и ухудшение демографической ситуации, в частности, утрата здоровья, нехватка времени на нормальный отдых, семью и воспитание детей.
Широкие масштабы теневой деятельности затрудняют управление экономическими процессами, искажают данные о реальном спросе и предложении рабочей силы и препятствуют выработке эффективной государственной политики
Заключение
Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что теневая экономика как институциональная ловушка на рынке труда ограничивает конкуренцию между работодателями и сдерживает повышение уровня заработной платы и улучшение условий труда. Работники, оставшиеся в системе, несмотря на невыгодные условия, оказываются в ситуациях, когда их возможности для карьерного роста и профессионального развития существенно ограничены. Это приводит к снижению производительности труда и росту социальной изоляции работников.
Институциональные ловушки усиливают социальное неравенство. Трудовая мобильность является одним из ключевых факторов обеспечения справедливости и равенства на рынке труда. Когда определенные социальные группы оказываются «запертыми» в низкооплачиваемых или неблагоприятных профессиях из-за социальных связей или ограничений, это ведет к усилению социального и экономического неравенства, что, в свою очередь, сказывается на стабильности общества в целом.
Источники:
2. Забелина О.В., Омельченко И.Б. Методические подходы к оценке неформальной и теневой занятости // Теневая экономика. – 2023. – № 1. – c. 11-24. – doi: 10.18334/tek.7.1.117395.
3. Занятость в неформальном секторе России достигла рекорда с 2016 года. РБК исследования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/04/12/2024/674ef2b19a794766c71facdc (дата обращения: 29.03.2025).
4. Набиев Ф.Н. Цифровые технологии как средство снижения доли теневой экономики // Молодой ученый. – 2023. – № 9(456). – c. 108-111.
5. Охрименко С., Бортэ Г. Тень цифровой экономики. Academia.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/42385193/%D0%A2%D0%95%D0%9D%D0%AC_%D0%A6%D0%98%D0%A4%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%99_%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%9A%D0%98 (дата обращения: 29.03.2025).
6. Пескова Д.Р. Теневая составляющая экономического роста. / Дис. … канд. экон. наук: 08.00.01. - Уфа, 2006. – 187 c.
7. Родионов И.И., Гиляревский Р.С., Цветкова В.А., Залаев Г.З. Рынок информационных услуг и продуктов. / Монография. - М.: МК-Периодика, 2002. – 549 c.
8. Чеченова Л.М. Теневая экономика региона: аналитика и оценка масштабов // Теневая экономика. – 2024. – № 4. – c. 279-290. – doi: 10.18334/tek.8.4.122487.
9. IT-специалист зарабатывает сотни тысяч долларов, нанимая других людей для работы вместо себя. SecurityLab. [Электронный ресурс]. URL: https://www.securitylab.ru/news/557451.php (дата обращения: 29.03.2025).
10. Buletova N.E., Stepanova E.V., Almoatassembellah M.M. Shadow economy and non-observed economy: accounting features and analysis results // Shadow economy. – 2025. – № 1. – p. 29-48. – doi: 10.18334/tek.9.1.122468.
11. Gërxhani K., Cichocki S. Formal and informal institutions: Understanding the shadow economy in transition countries // Journal of Institutional Economics. – 2023. – № 4. – p. 656-672. – doi: https://doi.org/10.1017/S1744137422000522.
12. Illegal Employment in the Netherlands: Extent and Effects. A Study Commissioned by: Ministry of Social Affairs and Employment and Ministry of Justice. - The Hague. – Rotterdam. - January 1994
13. Schneider F. Implausible Large Differences in the Sizes of Underground Economies in Highly Developed European Countries? A Comparison of Different Estimation Methods. Cesifogroup.de. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cesifogroup.de/ifoHome/publications/docbase/DocBase_Content/WP/WP (дата обращения: 29.03.2025).
14. Schneider F. Money laundering and financial means of organized crime: some preliminary empirical findings. EU Economics of security working paper 26. [Электронный ресурс]. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/119351/1/diw_econsec0026.pdf.
15. Schneider F. Size and Development of the Shadow Economies of Portugal and 35 other OECD countries from 2003 to 2013: A further decline. - Austria: The Johannes Kepler University of Linz, 2013. – 1-30 p.
16. Schneider F. The Shadow Economy and Work in the Shadow: What Do We (Not) Know?. / IZA DP, no. 6423. - Bonn: Institute for the Study of Labor, 2012. – 1-73 p.
17. Under the Hood of Cyber Crime. The Rise of Stealthy and Targeted Cyber Attacks. Bezpecneit.cz. [Электронный ресурс]. URL: https://bezpecneit.cz/wp-content/uploads/2019/03/SR2019_Single-Pages_Vol-2_R2.pdf (дата обращения: 29.03.2025).
Страница обновлена: 08.10.2025 в 20:30:51
Shadow employment as an institutional trap of the labor market
Orlova D.R., Peskova T.A.Journal paper
Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 4 (October-December 2025)
Abstract:
The article examines shadow employment as an institutional trap of the contemporary Russian labor market. The article analyzes how shadow employment, which initially emerged as a response to economic crises and deficiencies of formal institutions, has evolved into a barrier to dynamic economic development. The article identifies the main forms of shadow employment and the institutional mechanisms sustaining its persistence, including low levels of trust in government structures, imperfections in legal regulation, and the resilience of informal norms. It is emphasized that shadow employment constrains employees’ professional development, reduces labor productivity, and exacerbates social inequality. Particular attention is given to the shadow digital economy, characterized by its latent nature and networked structure of participants (developers, hackers, traders, fraudsters, and IT specialists), which generates new institutional traps and increases the risks of labor market criminalization. The ambivalent nature of shadow employment is underlined: on the one hand, it mitigates the consequences of crises; on the other, it deepens inequality, lowers productivity, and hinders modernization. The article concludes that it is necessary to develop a comprehensive public policy aimed at addressing the institutional challenges of shadow employment. This policy should aim to increase the effectiveness of formal institutions, integrate informal practices into the labor market, and create a more inclusive and efficient system of labor regulation.
Keywords: labor market, shadow employment, informal employment, institutional theory, institutional trap, social and labor relations
JEL-classification: Е24, J21, J23, J24, E26, J46, O17
