«Индикатор Баффетта» как инструмент оценки управления рыночной стабильностью и финансовой безопасностью стран БРИКС

Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г.
1 Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия
2 Российская академия естественных наук, Москва, Россия
3 ООО Первое экономическое издательство, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84001672

Аннотация:
В работе исследованы рыночная стабильность и финансовая безопасность стран БРИКС с применением модели «индикатора Баффетта» (отношение рыночной капитализации к ВВП) в качестве управленческого и аналитического инструмента. Концептуализирована взаимосвязь понятий «рыночная стабильность», «финансовая безопасность» и «индикатор Баффета» как факторов, обоснован их общий кумулятивный эффект. Оценены уровень рыночной стабильности и степень финансовой безопасности стран БРИКС с применением «индикатора Баффетта». Проведённый анализ позволил констатировать существенный диспаритет в рыночной капитализации и финансовой безопасности между странами БРИКС. По результатам анализа предложены рекомендации по укреплению рыночной стабильности и финансовой безопасности стран БРИКС. Сделан вывод о значимости комплексного подхода к оценке управления финансово-экономическими процессами, учитывающего не только макроэкономические показатели, но и рыночную конъюнктуру, отраженную в модели «индикатора Баффетта»

Ключевые слова: управление, рыночная стабильность, финансовая безопасность, модель «индикатора Баффета», БРИКС, национальные финансовые рынки

Финансирование:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях». Рег. № НИОКТР № 075-00448-24-00

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение. «Анализ рыночной стабильности и финансовой безопасности стран БРИКС (Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Иран, ОАЭ, Индонезия, Египет, Эфиопия) выходит за рамки теоретических изысканий, являясь практическим инструментом ориентации в динамичной среде мировой экономики» [24]. Укрепление устойчивости и предсказуемости финансовых систем стран БРИКС – это не только путь к собственному прогрессу, но и неотъемлемое условие стабильности и развития международной системы.

«Обладая колоссальными человеческими и природными ресурсами, страны БРИКС демонстрируют монументальный экономический подъем» [5]. Совокупный вклад БРИКС в мировой ВВП значителен, а их роль в международной торговле и инвестиционной деятельности последовательно расширяется. По мере того как БРИКС становится влиятельным экономическим блоком, национальные финансовые рынки его стран-участниц формируют глобальные тенденции. Экономическая стабильность БРИКС представляет интерес для широкого круга стран и международных финансовых организаций (МФО) в силу следующих факторов: глобальная экономическая взаимозависимость, становление нового мирового порядка, инвестиционные возможности и риски, устойчивость к внешним шокам [9; 14]. Исходя из этого, становится очевидной потребность в постоянном и всестороннем мониторинге финансово-экономических систем стран блока, обуславливая:

– анализ макроэкономических показателей;

– оценку финансовых систем;

– выявление потенциальных рисков;

– разработку и реализацию превентивных мер.

Хотя страны БРИКС обладают внушительным потенциалом, они сталкиваются с серьезными вызовами, создающими угрозу относительно общей рыночной стабильности и финансовой безопасности. К основным факторам, влияющим на это, относятся [16; 23; 25]:

– макроэкономическая нестабильность (инфляционное давление, дефицит бюджета, государственный долг, неравномерное экономическое развитие, зависимость от сырьевых рынков) [12];

– волатильность финансовых рынков (колебания валютных курсов, спекулятивные атаки, отток капитала, несовершенство финансовых институтов);

– геополитические риски (международные конфликты, внутренняя политическая нестабильность, санкционное давление);

– структурные проблемы (коррупция и слабость институтов, недостаточная диверсификация экономики, проблемы с инфраструктурой, качество управления и институциональная среда, регулирование финансовых рынков);

– глобальные экономические тенденции (состояние мировой экономики, политика ведущих центральных банков (например, Федеральная Резервная Система (ФРС) США, Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), динамика цен на сырьевые товары, глобальные инвестиционные потоки);

– технологические изменения (стремительное развитие технологий оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на страны БРИКС).

Для обеспечения объективной оценки рыночной стабильности и финансовой безопасности аналитики/эксперты опираются на проверенные временем и надежные индикаторы. Одним из таких устоявшихся показателей является «индикатор Баффетта» (англ. Buffett Indicator). Его преимуществами выступают [30]:

– простота и доступность: для расчета индикатора не нужны сложные математические модели или доступ к закрытой информации. Модель индикатора содержит общедоступные данные (ВВП, рыночная капитализация);

– фундаментальная основа: «индикатор Баффетта» основывается на реальных экономических показателях, его надежность выше, чем у индикаторов, использующих технические данные;

– долгосрочная перспектива: индикатор отражает подход, способствующий долгосрочной оценке рынка, оптимизирующий влияние краткосрочных колебаний и концентрирующийся на ключевых тенденциях;

– историческая эффективность: на протяжении многих лет «индикатор Баффетта» демонстрировал безупречную способность прогнозировать «рыночные развороты», своевременно указывая на приближение как серьезных спадов, так и периодов бурного роста.

Цель исследования: оценить рыночную стабильность и финансовую безопасность стран-участниц БРИКС с использованием «индикатора Баффетта».

Задачи исследования:

– концептуализировать взаимосвязь понятий: «рыночная стабильность», «финансовая безопасность», «индикатор Баффетта»;

– определить уровень рыночной стабильности и степень финансовой безопасности стран БРИКС с применением «индикатора Баффетта»;

– разработать рекомендации по укреплению рыночной стабильности и финансовой безопасности стран БРИКС на основе результатов анализа.

Научная гипотеза предполагает, что взаимосвязь рыночной стабильности, финансовой безопасности и «индикатора Баффетта» проявляется через множество каналов, делая эту связь многогранной. Как чрезмерно высокие, так и аномально низкие значения индикатора служат показателями различных состояний финансовой безопасности и рыночной стабильности, подчеркивая необходимость детализированного анализа экономических/политических факторов, присущих каждой из стран БРИКС.

Новизна исследования: классические подходы к оценке финансовой безопасности фокусируются на разнообразных макроэкономических показателях (ВВП, инфляция, государственный долг и др.). Вместе с тем, они не всегда способны исчерпывающе отразить текущую стабильность рынка и весь спектр возможных рисков. Используя модель «индикатора Баффетта», авторы предлагают новый ракурс исследования этих вопросов.

Практическая значимость: результаты исследования ориентированы на инвесторов, финансовых аналитиков, государственные органы и международные организации, принимающие решения, связанные с экономическим развитием и финансовой стабильностью стран БРИКС.

Концептуализация взаимосвязи понятий: «рыночная стабильность», «финансовая безопасность», «индикатор Баффетта». Уровень рыночной стабильности, степень финансовой безопасности и значение «индикатора Баффетта» в совокупности отражают текущее состояние и потенциальные риски экономики в национальном контексте. Анализ их взаимосвязей способствует комплексному рассмотрению финансовой сферы, формируя аргументированные решения как на индивидуальном инвестиционном уровне, так и в аспекте государственной экономической политики.

Значимость рассматриваемых понятий как факторов неоспорима. Игнорирование любого из них неизбежно приведет к нежелательным последствиям. В этой связи раскроем сущность каждого фактора в отдельности и обоснуем их суммарный кумулятивный эффект.

Рыночная стабильность – это, по сути, «предсказуемость и отсутствие резких, неконтролируемых колебаний на финансовых рынках» [3]. Она выступает фундаментом уверенного развития бизнеса, благосостояния граждан, эффективного распределения ресурсов, снижения рисков, привлечения инвестиций. Наряду с этим существует множество обстоятельств, способных привести к нарушению рыночного равновесия, в частности [2]: экономические/политические кризисы, природные катаклизмы, неэффективная государственная политика.

Достижение рыночной стабильности – это комплексная задача, требующая совместных усилий:

– государства через грамотную политику (монетарную, фискальную, бюджетную), регулирование финансовых рынков, поддержку конкуренции;

– центрального банка, отвечающего за регулирование денежного обращения и процентных ставок с целью контроля над инфляцией и поддержания стабильности финансового сектора;

– бизнеса, ответственного за свои обязательства и инвестиции в долгосрочное развитие;

– потребителей, принимающих рациональные решения.

«Финансовая безопасность представляет собой комплексное понятие, включающее в себя стабильность финансовых систем на национальном, региональном и глобальном уровнях» [17]. Она является основополагающим элементом экономического развития; любые колебания в какой-либо финансовой системе чреваты социально-экономическими, политическими и другими кризисами. Финансовая нестабильность государства запускает цепную реакцию проблем [19]: экономический коллапс, социальная напряженность, снижение уровня жизни населения, ослабление обороноспособности и геополитического влияния, отток капитала, коррупция и теневая экономика, ухудшение инвестиционного климата.

Между тем, финансовая стабильность формируется через последовательную разработку и реализацию стратегии и эффективное управление. Для достижения этой цели государство должно концентрироваться на следующих ключевых направлениях: предсказуемая макроэкономическая политика, развитие независимых финансовых институтов, создание благоприятного инвестиционного климата, диверсификация экономики, эффективное управление государственными финансами, международное сотрудничество и интеграция.

«Индикатор Баффетта» – это «макроэкономический показатель, сравнивающий совокупную рыночную капитализацию всех публичных компаний в стране к ВВП» [13], предложенный У. Баффеттом (англ. Warren Edward Buffett) [1] в 2001 г. Динамика этого соотношения непостоянна из-за высокой волатильности рыночной капитализации, тогда как рост ВВП отличается большей предсказуемостью.

Формула расчёта:

Интерпретация значений индикатора:

– высокое значение (>100%). Если уровень индикатора превышает 100%, то это указывает на дисбаланс: рыночная капитализация превалирует над размером национальной экономики страны. Уровень роста в диапазоне 150-200%% может быть признаком рыночного перегрева и повышенной вероятности нисходящей коррекции;

– низкое значение (<100%). Если уровень индикатора ниже 100%, то это свидетельствует о диспаритете между рыночной капитализацией акций и экономическими показателями. В периоды экономических рецессий, когда индикатор может находиться в зоне порогового уровня (50%), формируются условия для арбитража и выгодных долгосрочных инвестиций.

Ранние академические исследования подтверждают: «индикатор Баффетта» обладает значительной прогностической способностью, особенно при анализе долгосрочных трендов [27-29]. С помощью «индикатора Баффетта» были спрогнозированы такие рыночные спады, как крах доткомов в начале 2000-х гг. и мировой финансовый кризис 2008 г. [10; 20]. При этом необходимо принимать во внимание, что референтные значения индикатора варьируются в зависимости от национальной экономики. Например, для США эти значения превышают 100%, тогда как для развивающихся рынков они могут быть ниже этого порога.

Предметом современных научных работ является изучение:

– модификации индикатора: это делается для повышения валидности результатов исследования, учитывая все факторы, оказывающие существенное влияние на измеряемый показатель. Усилия обычно направлены на преодоление ограничений, присущих оригинальной модели. Например, индикаторы могут быть разработаны на основе данных, доступных только для развитых стран, делая их применение в развивающихся экономиках проблематичным;

– комбинации с другими индикаторами: «индикатор Баффетта» в сочетании с альтернативными инструментами способствует формированию целостного видения текущего состояния рынка;

– ограничений индикатора: «индикатор Баффетта» не лишен ограничений, проявляющихся в его восприимчивости к трансформации экономической структуры и влиянию глобальных экономических трендов.

Исходя из вышеизложенного, сформулируем концептуализацию взаимосвязи понятий следующим образом:

– «рыночная стабильность» выступает главным условием финансовой безопасности. Нестабильность рынков негативно сказывается на доверии к финансовой системе, генерируя кризисные процессы;

– «финансовая безопасность» формирует основу стабильного функционирования рынка. Именно устойчивая финансовая система позволяет рынку преодолевать периоды высокой волатильности;

– роль «индикатора Баффетта» заключается в раннем выявлении потенциальных угроз рыночной стабильности, что, в свою очередь, влияет на финансовую безопасность. В случае переоценённости рынка, выявленной индикатором, это является предвестником резкого снижения стоимости активов и, как следствие, финансовой нестабильности.

Синергия этих трех факторов запускает кумулятивный процесс, укрепляющий экономическую среду, делая ее стабильной. Когда все перечисленные компоненты находятся в состоянии равновесия, это ведет к закономерным результатам: устойчивому экономическому росту, снижению системных рисков, укреплению доверия к финансовым рынкам, оптимальному распределению капитала и формированию долгосрочных перспектив.

Уровень рыночной стабильности и степень финансовой безопасности стран БРИКС. Глобальная экономическая среда, охватывающая рыночную стабильность и финансовую безопасность в том числе стран БРИКС, имеет непосредственное значение для следующих субъектов:

– инвесторов: содействует формированию рациональной инвестиционной стратегии в отношении экономик БРИКС, основанной на анализе рисков и потенциальной доходности [6];

– правительств: способствует выявлению экономических проблем и разработке действенных мер по укреплению финансовой устойчивости и снижению уязвимости к внешним факторам [26];

– международных организаций: предоставляет основу понимания роли БРИКС в мировой экономике, финансах и прогнозирования будущих рисков/возможностей;

– академических исследователей: является источником статистических данных, способствующих анализу экономических процессов, формированию новых моделей прогнозирования и управления рисками [8].

Определение уровня рыночной стабильности и степени финансовой безопасности стран БРИКС критически важно для:

– привлечения инвестиций: инвесторы (внутренние/внешние) стремятся вкладывать средства в страны с предсказуемой экономической средой и надежной финансовой системой [6];

– развития международной торговли: наличие стабильной рыночной конъюнктуры и финансовой обеспеченности являются факторами бесперебойного осуществления торговых операций и минимизации рисков субъектов экспортно-импортной деятельности [22];

– формирования эффективной экономической политики: правительства стран БРИКС используют результаты оценки для разработки и корректировки мер, направленных на предотвращение кризисов и обеспечение устойчивого роста [6];

– закрепления доверия к валютам стран БРИКС: стабильность финансовых систем и рынков повышает доверие к национальным валютам. Это, в свою очередь, усиливает их значимость в международной торговле и в качестве резервных валют [21];

– консолидации позиций БРИКС на мировой арене: демонстрация стабильности и безопасности национальных экономик усиливает влияние БРИКС в глобальных экономических и финансовых институтах [18];

– прогнозирования будущих экономических тенденций: анализ текущей ситуации позволяет прогнозировать развитие экономических процессов как внутри стран БРИКС, так и в глобальном масштабе [15];

– поддержания макроэкономической сбалансированности: достоверная оценка показателей позволяет стабилизировать экономику, выявляя и устраняя причины дисбалансов на ранних этапах [15];

– оценки эффективности интеграционных процессов: на практике, для самого блока БРИКС, оценка рыночной стабильности и финансовой безопасности является отражением эффективности его интеграционных процессов [7];

– укрепления доверия к финансовым институтам: стабильная и безопасная финансовая система способствует повышению доверия граждан к банкам и другим финансовым учреждениям.

В процессе оценки рыночной стабильности и финансовой безопасности применяются различные методы и показатели, в их числе [1]:

– макроэкономические индикаторы: ВВП, инфляция, государственный долг, торговый баланс, уровень безработицы;

– финансовые показатели: состояние банковской системы, уровень кредитования, валютные резервы, показатели фондового рынка;

– политические и социальные факторы: политическая стабильность, уровень коррупции, социальное неравенство;

– рейтинги кредитных агентств: оценки кредитоспособности стран, отражающие их способность выполнять свои финансовые обязательства.

В рамках авторского исследования, сосредоточимся на анализе рыночной стабильности и финансовой безопасности стран БРИКС, используя модель «индикатора Баффетта», позволяющую оценить их состояние в динамике (2020-2024 гг.). Агрегированные данные, необходимые для проведения анализа, а также результаты расчета «индикатора Баффетта» для каждой страны БРИКС отражены в таблице 1.

Таблица 1. Рыночная капитализация, ВВП, значение

«индикатора Баффетта» стран БРИКС

Страна
2020
2021
2022
2023
2024
Рыночная капитализация, млрд долл США /ВВП, млрд долл США
Россия
694,7/1,422
841,9/1,506
530,1/1,484
503,6/1,545
498,3/1,612
Индикатор Баффетта, %
48,85
55,89
35,72
32,60
30,91
Китай
12,277/14,921
14,437/16,199
11,469/16,707
11,683/17,612
12,338/18,488
Индикатор Баффетта, %
82,28
89,12
68,65
66,34
66,74
Индия
2,595/2,533
3,598/2,779
3,603/2,990
3,966/3,265
3,832/3,477
Индикатор Баффетта, %
102,45
129,47
120,50
121,47
110,21
Бразилия
988,4/1,760
815,9/1,844
794,4/1,899
762,3/1,961
852,9/2,027
Индикатор Баффетта, %
56,16
44,25
41,83
38,87
42,07
ЮАР
1,051/337,3
1,143/354,0
1,171/360,8
1,341/363,3
1,568/365,4
Индикатор Баффетта, %
0,31
0,32
0,32
0,37
0,43
Иран
1,539/449,8
1,508/471,1
1,613/488,9
1,606/513,5
1,622/529,1
Индикатор Баффетта, %
0,34
0,32
0,33
0,31
0,30
ОАЭ
294,8/383,3
555,1/400,0
873,6/430,1
900,2/445,6
913,8/462,4
Индикатор Баффетта, %
76,93
138,78
203,11
202,02
197,62
Индонезия
496,1/1,027
578,6/1,065
610,3/1,122
685,4/1,178
700,6/1,238
Индикатор Баффетта, %
48,31
54,33
54,39
58,18
56,59
Египет
41,35/412,2
48,73/425,8
38,85/453,8
42,6/470,9
42,15/482,2
Индикатор Баффетта, %
10,03
11,44
8,56
9,05
8,74
Эфиопия
-/95,10
-/100,4
-/105,8
-/112,8
-/121,0
Рассчитать индикатор Баффетта Эфиопии не представляется возможным по причине отсутствия в отрытом доступе значений рыночной капитализации
Примечание: значения «индикатора Баффета» рассчитаны по формуле, представленной выше».

Источник: данные систематизированы по материалам «ВВП, долл. (в неизменных ценах) – Классация стран»; «Капитализация фондового рынка, в долларах – Классация стран» [4; 11], с авторскими расчетами.

На основании проведённых расчётов «индикатор Баффетта» России составил:

– 2020 г. (48,85%): значение индикатора ниже порогового уровня в 50% демонстрировало несоответствие российского фондового рынка состоянию экономики и его недооценённость;

– 2021 г. (55,89%): значение индикатора немного превысило 50%, однако оставалось в зоне умеренной недооценки;

– 2022 г. (35,72%): значительное снижение уровня индикатора указывало на существенную недооцененность рынка, связанную с геополитическими событиями и их влиянием на экономику и фондовый рынок;

– 2023 г. (32,60%): значение индикатора продолжило снижаться, подтверждая тенденцию к недооценке;

– 2024 г. (30,91%): минимальное значение индикатора за рассматриваемый период продемонстрировало максимальную недооцененность рынка.

Наблюдаемая тенденция относительно России порождает ряд вопросов, требующих системного анализа причин и последствий столь продолжительного периода недооценки. С одной стороны, низкие значения индикатора сигнализируют о наличии значительного потенциала роста российского фондового рынка в будущем. С другой стороны, необходимо учитывать: «индикатор Баффетта» является одним из множества инструментов оценки и не может служить единственным основанием для принятия решений об уровне рыночной стабильности и степени финансовой безопасности.

Геополитические риски, макроэкономическая нестабильность и структурные проблемы российской экономики оказывают долгосрочное давление на финансовый рынок в целом, препятствуя его возвращению к более справедливым оценкам [12]. Дальнейшее наблюдение за динамикой «индикатора Баффетта» и сопоставление его с другими экономическими показателями позволит более точно оценить потенциал роста и риски финансовой системы России.

В динамике рассчитанных значений «индикатора Баффетта» Китая отмечены следующие тенденции:

– наивысший уровень индикатора зафиксирован в 2021 г. (89,12%): соотношение рыночной капитализации китайского фондового рынка к ВВП показало наибольшую степень соответствия;

– с 2022 г. индикатор демонстрировал нисходящую динамику: с 68,65% до 66,34% в 2023 г., с последующим незначительным увеличением до 66,74% в 2024 г.

Подобное сокращение было обусловлено несколькими факторами, в частности:

– ростом ВВП (в этот период ВВП Китая стабильно рос, опережая рост рыночной капитализации);

– волатильностью рыночной капитализации (в отличие от растущего ВВП, рыночная капитализация стагнировала);

– спецификой китайского финансового рынка (на развивающихся рынках, таких как Китай, соотношение рыночной капитализации и ВВП подвержено влиянию специфических факторов: доля государственных компаний, особенности регулирования, структура инвестиций [7]).

Таким образом, снижение уровня китайского «индикатора Баффетта» можно трактовать двумя способами: как показатель потенциальной недооцененности фондового рынка и как маркер наличия структурных дисбалансов и усиления системных рисков, сдерживающих рост рыночной капитализации.

Анализ «индикатора Баффетта» в Индии за период 2020-2024 гг. выявил его устойчиво высокий уровень, свидетельствующий о тенденции к переоценке рынка, с последующим сбалансированным соотношением:

– значение индикатора в 2020 г. (102,45%) указывало на умеренную переоценку рыночных активов;

– в 2021 г. значение индикатора составило 129,47%: рыночная капитализация продемонстрировала существенный рост, превысив темпы роста ВВП на фоне оптимизма инвесторов и притока капитала;

– 2022 г. (120,50%): отмечено снижение значения индикатора, при этом его уровень оставался высоким, свидетельствуя о стабилизации после предшествующего всплеска;

– 2023 г.: значение индикатор увеличилось до 121,47%, сохраняя тенденцию к переоценке рынка;

– 2024 г.: резкое снижение значения индикатора до 110,21% стало результатом замедления роста рыночной капитализации и ускорения темпа ВВП, что привело к сбалансированному соотношению.

Так, на протяжении рассматриваемого периода «индикатор Баффетта» Индии находился выше 100%, что в целом указывает на потенциальную переоценку фондового рынка по отношению к экономике. Тем не менее следует отметить:

– наблюдаемая волатильность, с пиком в 2021 г. и постепенным снижением, отражает различные экономические и рыночные факторы, влияющие на Индию;

– для более полного понимания состояния индийского рынка необходимо учитывать дополнительные макроэкономические показатели (инфляцию, процентные ставки, уровень безработицы) [9], а также специфические отраслевые тенденции и геополитические риски;

– снижение значения индикатора в 2024 г. можно интерпретировать как позитивный показатель, свидетельствующий о тенденции к сбалансированному состоянию рыночной и экономической систем. Однако подтверждение тенденции будет зависеть от дальнейшего мониторинга статистических данных.

За анализируемый период (2020-2024 гг.) «индикатор Баффетта» Бразилии находился ниже 100%. Это свидетельствует о недооценённости фондового рынка Бразилии по отношению к размеру ее экономики:

– рыночная конъюнктура 2020 г. привела к тому, что значение индикатора достигло своего максимального значения (56,16%);

– к 2023 г. значение индикатора показало минимальное значение (38,87%), отражая тенденцию сокращения, наблюдавшуюся с 2021 г., являясь следствием снижения рыночной капитализации и роста ВВП;

– увеличение значения индикатора в 2024 г. до 42,07% стало сигналом, интерпретируемым как признак восстановления рыночной активности и замедления темпов роста ВВП относительно предыдущих лет.

Анализ факторов, воздействующих на «индикатор Баффетта» в Бразилии, включает:

– структура экономики: Бразилия – крупная развивающаяся экономика с сырьевым сектором. Колебания цен на сырьевые товары влияют как на ВВП, так и на рыночную капитализацию компаний, особенно связанных с добычей полезных ископаемых и сельским хозяйством;

– инвестиционный климат: динамика притока капитала на фондовый рынок, оказывающая воздействие на его рыночную капитализацию, обусловлена комплексом факторов (доверием иностранных инвесторов, степенью политической стабильности, характером регуляторной среды и уровнем процентных ставок);

– развитие финансового рынка: соотношение рыночной капитализации и ВВП Бразилии зависит от глубины и ликвидности его фондового рынка, а также от доступности для инвесторов различных финансовых инструментов;

– инфляция и валютный курс: высокая инфляция и волатильность бразильского реала (BRL) искажают номинальные значения ВВП и рыночной капитализации, если они выражены в долл. США [24].

На протяжении рассматриваемого периода значения «индикатора Баффетта» ЮАР находились на стабильно низком уровне: 2020 г. (0,31%), 2021 г. (0,32%), 2022 г. (0,32%), 2023 г. (0,37%), 2024 г. (0,43%), указывая на потенциальную недооценённость южноафриканского фондового рынка по отношению к её экономике.

Низкие значения индикатора коррелируют с:

– потенциалом роста: перспективы значительного роста фондового рынка, обусловленного интенсивным развитием экономики ЮАР;

– рисками: указывает на наличие определённых рисков, сдерживающих рост фондового рынка, несмотря на рост ВВП. К ним относятся политическая нестабильность, структурные проблемы в экономике и низкая ликвидность рынка;

– спецификой экономики: фондовый рынок ЮАР не отражает в полной мере всю экономическую активность.

Динамика роста рыночной капитализации в ЮАР обусловлена следующими факторами [23]: увеличение притока иностранных инвестиций, проведение IPO (англ. Initial Public Offering) [2] и вторичных размещений акций, рост прибыльности компаний, представленных на бирже. Ключевыми факторами, влияющими на относительно медленный рост ВВП ЮАР (особенно в последние годы), являются: процессы глобального экономического замедления, внутренние структурные проблемы (высокий уровень безработицы, энергетические проблемы) и инфляционное давление.

Уровень «индикатора Баффетта» Ирана постепенно снижается: за анализируемый период 2020-2024 гг. сокращение произошло на 0,04%, при максимальном значении в 2020 г. (0,34%) и минимальном в 2024 г. (0,30%). Фактически рыночная капитализация иранского фондового рынка растёт медленнее, чем ВВП страны, свидетельствуя об экономическом развитии, не сопровождающемся соответствующим ростом фондового рынка [16].

Факторами низкого уровня «индикатора Баффетта» в Иране выступают:

– международные санкции: многолетние санкционные меры оказывают дестабилизирующее воздействие на национальную экономику. Ограничение доступа к международным рынкам, сокращение объема иностранных инвестиций и девальвация национальной валюты приводят к снижению стоимости активов и, как следствие, к недооценке фондового рынка;

– политическая нестабильность: непредсказуемая обстановка, проявляющаяся во внутренних разногласиях и напряженных международных отношениях, порождает неопределенность и увеличивает риски. Из-за этого спрос на иранские акции падает, оказывая негативное влияние на общую капитализацию фондового рынка;

– высокая инфляция: Иран уже много лет испытывает серьезные проблемы с инфляцией. Инфляционные процессы сопровождаются обесцениванием национальной валюты, сокращением покупательной способности населения и ухудшением рентабельности экономических субъектов;

– ограничения на иностранные инвестиции: рестрикции на иностранные инвестиции в Иране создают препятствия для притока капитала на фондовый рынок. Это обстоятельство приводит к снижению рыночной ликвидности и ограничивает перспективы роста экономики;

– зависимость от экспорта нефти: экономическая система Ирана характеризуется высокой степенью зависимости от экспорта нефти. Мировые цены на нефть оказывают непосредственное воздействие на макроэкономические показатели страны. Снижение нефтяных котировок влечет за собой сокращение экспортных доходов, ухудшение финансовой устойчивости корпоративного сектора и инвестиционной активности;

– высокий уровень коррупции: учитывая сложную политическую обстановку и влияние заинтересованных сторон на сохранение статус-кво, борьба с коррупцией в Иране представляется сложной и долгосрочной задачей.

За период 2020-2022 гг. «индикатор Баффетта» ОАЭ продемонстрировал выраженную положительную динамику, однако в 2023 и 2024 гг. было зафиксировано незначительное снижение его значений:

– 2020 г. (76,93%): индикатор находился на уровне ниже 100%, что традиционно считается признаком потенциальной недооцененности рынка;

– 2021 г. (138,78%) и 2022 г. (203,11%): наблюдался резкий рост значений индикатора, превышающий 100% и 200% соответственно. Когда рыночная капитализация демонстрирует более быстрый рост, чем экономика в целом, то это интерпретируется как признак либо рыночного перегрева, либо интенсивного притока инвестиций в страну;

– 2023 г. (202,02%) и 2024 г. (197,62%): индикатор оставался на высоком уровне с тенденцией к снижению. Подобное расхождение между темпами роста рыночной капитализации и ВВП в ОАЭ указывало на необходимость коррекции рынка.

Рост «индикатора Баффетта» в ОАЭ – многогранное явление, обусловленное комплексом взаимосвязанных факторов:

– диверсификация экономики и снижение зависимости от нефти: экономика ОАЭ, ранее зависимая от экспорта нефти, активно диверсифицируется в сферах туризма, недвижимости, логистики, финансов и технологий;

– привлекательный инвестиционный климат и благоприятная деловая среда: правительство ОАЭ активно создает благоприятные условия для бизнеса и привлечения инвестиций посредством налоговых льгот, упрощенных процедур регистрации бизнеса, защиты прав инвесторов и развитой инфраструктуры;

– рост ВВП и экономическая стабильность: стабильный и растущий ВВП является основой роста рыночной капитализации, поскольку он отражает общую экономическую активность и прибыльность компаний;

– активное развитие фондового рынка: фондовые биржи ОАЭ (Dubai Financial Market (DFM) и Abu Dhabi Securities Exchange (ADX)) интенсивно развиваются, привлекая к листингу как национальные, так и международные компании, а также увеличивая ликвидность и доступность инвестиционных инструментов;

– приток иностранных инвестиций: благоприятная деловая среда, стабильность и потенциал роста ОАЭ привлекают значительный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), способствующих развитию бизнеса, созданию рабочих мест и росту рыночной капитализации;

– развитие технологического сектора и инноваций: ОАЭ инвестируют в технологический сектор, поддерживая стартапы и инновации в сферах ИИ, Fintech, e-commerce и возобновляемой энергии, что способствует росту новых компаний и увеличению рыночной капитализации [16].

Динамика «индикатора Баффетта» Индонезии с 2020 по 2024 гг. демонстрировала уверенный рост, хотя и с небольшим снижением в последний год. Из этого следует, что фондовый рынок страны в целом рос быстрее, чем ее экономика:

– 2020 г.: 48,31% – значение индикатора было относительно низким, подтверждая недооцененность индонезийского фондового рынка;

– 2021 г.: 54,33% – заметный рост, указывающий на то, что рынок начал расти быстрее, чем экономика;

– 2022 г.: 54,39% – стабильный уровень, указывающий на примерную сопоставимость роста рынка и экономики;

– 2023 г.: 58,18% – фондовый рынок Индонезии показал более сильный рост, чем ВВП страны;

– 2024 г.: 56,59% – небольшое снижение по сравнению с предыдущим годом, связанное с замедлением роста рынка и ускорением темпов экономики.

На «индикатор Баффетта» в Индонезии, как и в любой другой стране, влияет множество факторов. Рассмотрим основные:

– рост фондового рынка (рыночная капитализация): приток иностранных инвестиций, корпоративные прибыли, IPO, повышение интереса национальных инвесторов;

– рост экономики (ВВП): макроэкономическая стабильность, политика правительства, глобальные экономические тенденции, инфляция.

«Индикатор Баффетта» в Индонезии формируется не только под воздействием общих экономических факторов, но и под влиянием локальных особенностей, в их числе:

– волатильность цен на сырьевые товары: Индонезия – крупный экспортёр сырья. Колебания мировых цен на эти товары существенно отражаются и на ВВП (через экспортную выручку), и на рыночную капитализацию компаний, связанных с добычей и переработкой сырья;

– политические события и реформы: стабильность политической системы и проведение реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата, повышают доверие инвесторов, способствуя росту фондового рынка;

– демографический дивиденд: Индонезия обладает молодым и растущим населением, формируя большой внутренний рынок потребления. Рост среднего класса и увеличение располагаемых доходов населения стимулируют спрос на товары/услуги, поддерживая рост компаний и, как следствие, фондового рынка;

– денежно-кредитная политика Банка Индонезии: уровень процентных ставок и другие меры монетарной политики обуславливают привлекательность инвестиций в акции по сравнению с облигациями и депозитами [8]. Низкие ставки стимулируют приток капитала на фондовый рынок.

«Индикатор Баффетта» Египта в рассматриваемый период оставался на относительно низком уровне, колеблясь в пределах 8-12%%:

– 2020 г.: 10,03% – уровень значения указывал на ограниченный размер египетского фондового рынка по сравнению с экономикой;

– 2021 г.: 11,44% – наблюдался небольшой рост, связанный с оживлением на рынке акций и замедлением роста ВВП;

– 2022 г.: 8,56% – значительное снижение было вызвано комбинацией факторов: падение стоимости акций на бирже, ускоренный рост ВВП;

– 2023 г.: 9,05% – небольшое восстановление, значение индикатора оставалось на уровне, близком к предыдущему году;

– 2024 г.: 8,74% – незначительное сокращение по сравнению с 2023 г.

Низкие значения «индикатора Баффетта» Египта за период с 2020 по 2024 гг. были обусловлены воздействием следующих факторов:

– экономический рост (ВВП) Египта определялся как внутренними факторами (государственными инвестициями в инфраструктуру), так и внешними (ценами на нефть и туризмом). Замедление экономического роста привело к более высоким значениям индикатора, а ускорение – к более низким;

– на динамику рыночной капитализации повлияли позитивные настроения инвесторов, листинги новых компаний, корпоративные прибыли, инфляция и девальвация валюты;

– политическая нестабильность, социальные волнения и реформа в законодательстве негативно сказались на доверии к рынку и, следовательно, на рыночной капитализации [22];

– глобальные экономические условия, изменения процентных ставок в развитых странах и колебания цен на сырьевые товары отражались не в пользу египетского фондового рынка и, как следствие, на «индикатор Баффета».

Так, проведённый анализ выявил явный разрыв в рыночной капитализации и финансовой безопасности между странами БРИКС. В то время как отдельные страны обладают развитыми фондовыми рынками и сильной экономикой, другие сталкиваются с серьёзными проблемами, что отражается в их низких уровнях «индикатора Баффетта».

Рекомендации по укреплению рыночной стабильности и финансовой безопасности стран БРИКС. Признавая неоднородность и потенциальные риски, обусловленные дисбалансом рыночной капитализации и финансовой безопасности стран БРИКС через призму модели «индикатора Баффетта», сформулируем рекомендации по их укреплению (табл. 2).

Таблица 2. Рекомендации по укреплению рыночной стабильности

и финансовой безопасности стран БРИКС

Рекомендации
Содержание
Углубление финансовой интеграции и развитие альтернативных платежных систем
Создание системы клиринга
Развитие национальных платежных систем и их взаимная интеграция
Расширение использования национальных валют во взаимной торговле
Укрепление финансового регулирования и надзора
Гармонизация регуляторных стандартов
Усиление надзора за финансовыми институтами
Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма
Развитие механизмов разрешения финансовых кризисов
Диверсификация источников финансирования и снижение долговой нагрузки
Развитие рынков капитала
Продвижение зеленых и устойчивых финансов
Управление государственным долгом
Укрепление сотрудничества в области макроэкономической политики
Координация монетарной политики
Обмен информацией и аналитикой
Совместные исследования и разработка политики
Развитие цифровых финансовых технологий и кибербезопасности
Стимулирование инноваций в финтехе
Создание единых стандартов кибербезопасности
Обмен информацией об угрозах кибербезопасности
Развитие компетенций в области кибербезопасности
Укрепление роли БРИКС в глобальной финансовой архитектуре
Увеличение доли национальных валют в международных резервах
Активное участие в реформе международных финансовых институтов Создание альтернативных площадок для обсуждения глобальных финансовых вопросов
Развитие сотрудничества с другими развивающимися странами
Источник: сформулировано авторами.

Предложенные рекомендации направлены на всестороннее укрепление рыночной стабильности и финансовой безопасности стран БРИКС. Направления деятельности охватывают:

1. Создание клиринговых систем, интеграция национальных платежных систем и расширение использования национальных валют в торговле являются ключевыми этапами на пути к снижению зависимости от доллара/евро и повышению устойчивости к внешним шокам.

2. Гармонизация стандартов, усиление надзора, борьба с отмыванием денег и развитие механизмов разрешения кризисов создадут надежную и предсказуемую финансовую среду.

3. Развитие рынков капитала, продвижение «зеленых» / «устойчивых» финансов и эффективное управление государственным долгом будут способствовать сокращению долговой нагрузки и обеспечению доступа к новым источникам финансирования.

4. Координация монетарной политики, обмен информацией и совместные исследования позволят странам БРИКС эффективнее реагировать на глобальные экономические вызовы и проводить согласованную политику.

5. Стимулирование финтех-инноваций, создание единых стандартов кибербезопасности и обмен информацией об угрозах – необходимые меры для защиты финансовой системы в условиях цифровизации.

6. Укрепление позиций БРИКС в международной системе станет возможным за счет увеличения доли национальных валют в резервах, активного участия в реформировании международных институтов, создания альтернативных площадок для обсуждения финансовых вопросов.

Заключение

Исследования в области управления рыночной стабильностью и финансовой безопасностью продолжают развиваться, предлагая новые подходы и аналитические инструменты. Модель «индикатора Баффетта», несмотря на свою простоту использования остается ценным инструментом в арсенале экономистов, финансистов и аналитиков. Применение этого индикатора в сочетании с другими методами позволяет эффективнее оценивать риски и принимать обоснованные решения, способствуя тем самым общей финансовой безопасности/стабильности.

Рыночная стабильность, финансовая безопасность и «индикатор Баффетта» – это не просто отдельные показатели, а взаимосвязанные элементы, в совокупности создающие накопительный эффект, являющийся основой для устойчивого экономического развития. Рост в такой системе – не случайное явление, а закономерный результат продуманной экономической политики и ответственного поведения всех субъектов финансовой деятельности. Понимание их взаимосвязи и влияния позволит не только рационально управлять финансами/экономикой, но и прогнозировать их дальнейшее развитие.

По результатам анализа стран БРИКС были отмечены следующие тенденции:

– страны-лидеры по рыночной капитализации и потенциалу финансовой безопасности: Китай, Индия;

– страны с потенциалом стремительного экономического роста и переоценки рынка: ОАЭ;

– страны с признаками недооценки и стагнации фондового рынка: Россия, Бразилия;

– страны с низкой долей фондового рынка в экономике: ЮАР, Иран;

– из-за отсутствия данных по рыночной капитализации не была исследована Эфиопия.

По результатам проведённого анализа сформулированы рекомендации, призванные укрепить рыночную стабильность и финансовую безопасность стран БРИКС как единого целого. Реализация этих предложений потребует скоординированных действий и политической решимости, став опорой в построении устойчивой и предсказуемой экономической среды, стимулирующей долгосрочное развитие блока.

Важно также отметить, что «индикатор Баффета» не является абсолютным критерием оценки, поэтому применение модели не следует ограничивать её ролью единственного инструмента управления рыночной стабильностью и финансовой безопасностью. Рекомендуется интегрировать данную модель в комплексную оценку с использованием других экономических показателей, поскольку финансовый рынок представляет собой сложный механизм, подверженный влиянию множества факторов и рисков.

[1] Уоррен Эдвард Баффетт (англ. Warren Edward Buffett, 1930 г.) – американский инвестор, предприниматель, акционер, финансист, экономист.

[2] IPO (от англ. Initial Public Offering) – первичное публичное предложение акций, то есть процесс, когда компания впервые предлагает свои бумаги широкой аудитории на фондовой бирже и таким образом становится публичной.


Источники:

1. Авдийский В.И., Бурак П.И., Бауэр В.П. Онтологическая модель расширенного синдинического гиперпространства // Экономическая безопасность. – 2024. – № 5. – c. 1035-1054. – doi: 10.18334/ecsec.7.5.120983.
2. Болонин А.И., Вецин А.Ю., Мануйлов К.Е. Основы регулирования финансовых рынков. / учебник. - Москва: ООО Русайнс, 2023. – 484 c.
3. Болонин А.И., Рейес Н.Э. Трансформация мировой валютно-финансовой системы в текущих геополитических условиях: факторы, тенденции и сценарий дальнейшего развития // Мировая экономика и мировые финансы. – 2024. – № 1. – c. 81-90. – doi: 10.24412/2949-6454-2024-0110.
4. ВВП, долл. (в неизменных ценах) – Классация стран. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/GDP_constant_dollars/ (дата обращения: 05.09.2025).
5. Ведерникова Е.В. Стратегия экономической безопасности БРИКС в условиях глобальной конкуренции // Экономическая безопасность. – 2024. – № 12. – c. 3051-3068. – doi: 10.18334/ecsec.7.12.122348.
6. Ведерникова Е.В., Руденко М.Н. Динамика институционального развития стран БРИКС и их роль в современном миропорядке // Экономическая безопасность. – 2024. – № 8. – c. 1983-1998. – doi: 10.18334/ecsec.7.8.121617.
7. Ведерникова Е. В. Стратегические инициативы БРИКС+ в сфере экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2025. – № 3. – c. 591-608. – doi: 10.18334/ecsec.8.3.123025.
8. Экономическая безопасность БРИКС: от анализа рисков к стратегиям противодействия // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 8. – c. 5193-5214. – doi: 10.18334/epp.15.8.123599.
9. Ильин Г.И., Медведева М.Б. Влияние БРИКС на формы международных экономических отношений: теоретические аспекты // Финансовый менеджмент. – 2025. – № 2. – c. 146-152.
10. Индекс Баффетта указал на крах 2008-го. Что будет теперь, когда он на пике (2021). [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/quote/news/article/6115019e9a7947e5fd86044d (дата обращения: 05.09.2025).
11. Капитализация фондового рынка, в долларах – Классация стран. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/stock_market_capitalization_dollars/ (дата обращения: 05.09.2025).
12. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Иванов Е.А., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Федеральный бюджет РФ на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. в свете актуальных задач стимулирования экономического роста и социального развития // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 1. – c. 9-26. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10001.
13. Корнилов Д.А., Корнилова Е.В. Индикатор Уоррена Баффета и коррекция на рынке // Развитие и безопасность. – 2020. – № 3. – c. 54-62. – doi: 10.46960/2713-2633_2020_3_54.
14. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г., Вайвер Ю.М., Сазонова Е.С. Концептуализация глобального управления безопасностью в международных отношениях // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2579-2600. – doi: 10.18334/epp.12.10.116497.
15. Лев М. Ю., Казанцев С. В. Цены, инфляция и безопасность общества. - Москва: ООО Первое экономическое издательство, 2024. – 230 c.
16. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность БРИКС в условиях антироссийских санкций: институциональный аспект // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 123-154. – doi: 10.18334/ecsec.7.1.120345.
17. Лещенко Ю.Г. Совет по финансовой стабильности: перспективы развития механизма глобального регулирования // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 2. – c. 197-222. – doi: 10.18334/vinec.8.2.39151.
18. Лещенко Ю.Г. Анализ членства в международных финансово-экономических организациях с позиции укрепления экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 853-870. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114900.
19. Лещенко Ю.Г. Квантовая верификация финансовой системы в целях безопасности // Экономическая безопасность. – 2024. – № 3. – c. 535-558. – doi: 10.18334/ecsec.7.3.120696.
20. Предсказавший крах доткомов «индикатор Баффета» обновил исторический максимум (2021). [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/milliardery/421125-predskazavshiy-krah-dotkomov-indikator-baffeta-obnovil-istoricheskiy (дата обращения: 05.09.2025).
21. Руденко М.Н. Перспективы мировой резервной валюты в контексте сопоставления стратегических альтернатив БРИКС, положения US dollar и Bitcoin // Банковские услуги. – 2024. – № 10. – c. 38-46. – doi: 10.36992/2075-1915_2024_10_38.
22. Руденко М.Н. БРИКС+ в новых контурах международной торговли // Экономическая безопасность. – 2025. – № 1. – c. 61-88. – doi: 10.18334/ecsec.8.1.122495.
23. Толорая Г.Д., Zreik M., Badar A.I. РИКС в мировых финансах и экономике. - Москва: МГИМО, 2024. – 541 c.
24. Ярыгина И.З. Механизмы финансового сотрудничества БРИКС в современных условиях // Банковские услуги. – 2023. – № 1. – c. 2-8. – doi: 10.36992/2075-1915_2023_1_2.
25. Ярыгина И.З., Шелепов А.В. Особенности сотрудничества БРИКС на финансовом треке // Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы сотрудничества в изменяющемся мире: Материалы Второй международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 05–07 июня 2024 года. – Москва: Издательский дом «УМЦ». Москва, 2024. – c. 682-688.
26. Ярыгина И.З., Шелепов А.В. Частно-государственное партнерство как фактор дедолларизации экономического сотрудничества стран БРИКС: Доклад РСМД № 95 / 2024 /. - Москва: РСМД, 2024. – 52 c.
27. Buffett Indicator: Where Are We with Market Valuations?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gurufocus.com/stock-market-valuations.php (дата обращения: 05.09.2025).
28. Hussman J. P. Why Warren Buffett is Right (and Why Nobody Cares). October 20, 2008. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hussmanfunds.com/wmc/wmc081020.htm (дата обращения: 05.09.2025).
29. Lleo S., Ziemba W. T. Can Warren Buffett forecast equity market corrections? // European Journal of Finance. Taylor & Francis Journals. – 2019. – № 25. – p. 369-393.
30. Minski Jill (2017). Market Cap to GDP: An Updated Look at the Buffett Valuation Indicator. [Электронный ресурс]. URL: https://www.financialsense.com/jill-mislinski/market-cap-gdp-buffett-valuation-indicator (дата обращения: 09.09.2025).

Страница обновлена: 02.12.2025 в 19:42:03

 

 

The Buffett Indicator as a tool for assessing the management of market stability and financial security in the BRICS countries

Lev M.Y., Leshchenko Y.G.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the market stability and financial security of the BRICS countries using the Buffett indicator model (market capitalization-to-GDP ratio) as a management and analytical tool. The relationship between the concepts of market stability, financial security, and the Buffett indicator as factors is conceptualized, and their overall cumulative effect is substantiated. The level of market stability and financial security of the BRICS countries are assessed using the Buffett indicator. The analysis revealed a significant disparity in market capitalization and financial security among the BRICS countries. Based on the results, recommendations for strengthening market stability and financial security in the BRICS countries are proposed. The article concludes that an integrated approach to assessing the management of financial and economic processes is essential, taking into account not only macroeconomic indicators but also market conditions, as reflected in the Buffett indicator model.

Keywords: governance, market stability, financial security, Buffett indicator model, BRICS, national financial market

Funding:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях». Рег. № НИОКТР № 075-00448-24-00

JEL-classification: F52, H56, H12

References:

BRICS economic security: from risk analysis to counteraction strategies. (2025). Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (8). 5193-5214. doi: 10.18334/epp.15.8.123599.

Avdiyskiy V.I., Burak P.I., Bauer V.P. (2024). An ontological model of extended syndinic hyperspace. Economic security. 7 (5). 1035-1054. doi: 10.18334/ecsec.7.5.120983.

Bolonin A.I., Reyes N.E. (2024). Transformation of the global monetary and financial system in the current geopolitical conditions: factors, trends and scenario for further development. Mirovaya ekonomika i mirovye finansy. 3 (1). 81-90. doi: 10.24412/2949-6454-2024-0110.

Bolonin A.I., Vetsin A.Yu., Manuylov K.E. (2023). Fundamentals of financial market regulation

Buffett Indicator: Where Are We with Market Valuations?. Retrieved September 05, 2025, from https://www.gurufocus.com/stock-market-valuations.php

Hussman J. P. Why Warren Buffett is Right (and Why Nobody Cares). October 20, 2008. Retrieved September 05, 2025, from https://www.hussmanfunds.com/wmc/wmc081020.htm

Ilyin G.I., Medvedeva M.B. (2025). The influence of BRICS on the forms of international economic relations: theoretical aspects. Financial management. (2). 146-152.

Karavaeva I.V., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Ivanov E.A., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2019). The federal budget of the Russian Federation for the year 2019 and for the planning period from 2020 through 2021 in the light of the urgent tasks of promoting economic growth and social development. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (1). 9-26. doi: 10.24411/2073-6487-2019-10001.

Kornilov D.A., Kornilova E.V. (2020). Warren Buffett indicator and market correction. Razvitie i bezopasnost. (3). 54-62. doi: 10.46960/2713-2633_2020_3_54.

Leschenko Yu.G. (2018). Financial stability board: prospects for the development of a global regulation mechanism. Russian Journal of Innovation Economics. 8 (2). 197-222. doi: 10.18334/vinec.8.2.39151.

Leschenko Yu.G. (2022). Analysis of membership in international financial and economic organizations from the standpoint of strengthening the economic security of the state. Economic security. 5 (3). 853-870. doi: 10.18334/ecsec.5.3.114900.

Leschenko Yu.G. (2024). Quantum verification of the financial system for security purposes. Economic security. 7 (3). 535-558. doi: 10.18334/ecsec.7.3.120696.

Lev M. Yu., Kazantsev S. V. (2024). Prices, inflation and public safety

Lev M.Yu., Leschenko Yu.G., Vayver Yu.M., Sazonova E.S. (2022). Conceptualization of global security management in international relations. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (10). 2579-2600. doi: 10.18334/epp.12.10.116497.

Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2024). Brics economic security amidst anti-Russian sanctions: an institutional aspect. Economic security. 7 (1). 123-154. doi: 10.18334/ecsec.7.1.120345.

Lleo S., Ziemba W. T. (2019). Can Warren Buffett forecast equity market corrections? European Journal of Finance. Taylor & Francis Journals. (25). 369-393.

Minski Jill (2017). Market Cap to GDP: An Updated Look at the Buffett Valuation Indicator. Retrieved September 09, 2025, from https://www.financialsense.com/jill-mislinski/market-cap-gdp-buffett-valuation-indicator

Rudenko M.N. (2024). Prospects for a global reserve currency in the context of a comparison of BRICS strategic alternatives, the position of the US dollar and bitcoin. Banking services. (10). 38-46. doi: 10.36992/2075-1915_2024_10_38.

Rudenko M.N. (2025). BRICS+ in the new contours of international trade. Economic security. 8 (1). 61-88. doi: 10.18334/ecsec.8.1.122495.

Toloraya G.D., Zreik M., Badar A.I. (2024). BRICS in Global Finance and Economics

Vedernikova E. V. (2025). BRICS+ strategic initiatives in economic security. Economic security. 8 (3). 591-608. doi: 10.18334/ecsec.8.3.123025.

Vedernikova E.V. (2024). BRICS economic security strategy amidst global competition. Economic security. 7 (12). 3051-3068. doi: 10.18334/ecsec.7.12.122348.

Vedernikova E.V., Rudenko M.N. (2024). Dynamics of institutional development of the BRICS countries and their role in the modern world order. Economic security. 7 (8). 1983-1998. doi: 10.18334/ecsec.7.8.121617.

Yarygina I.Z. (2023). Mechanisms of BRICS financial cooperation in contemporary environment. Banking services. (1). 2-8. doi: 10.36992/2075-1915_2023_1_2.

Yarygina I.Z., Shelepov A.V. (2024). Features of BRICS cooperation on the financial track BRICS countries: development strategies and cooperation mechanisms in a changing world. 682-688.

Yarygina I.Z., Shelepov A.V. (2024). Public-private partnership as a factor in de-dollarization of BRICS economic cooperation: RIAC Report No. 95, 2024