Парадокс цифровой асимметрии: сообщества пациентов против логики системы здравоохранения

Ушакова О.М., Стрельников С.С.
1 Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83989523

Аннотация:
В статье показано, что формальная цифровизация здравоохранения без изменения логики процессов порождает парадокс цифровой асимметрии: усиливается институциональная закрытость и административное бремя, тогда как гражданские сети самоорганизации компенсируют дефицит поддержки. Целью исследования является описание этого парадокса через призму институциональной экономики и распределения общественных благ, с акцентом на роль сетевых сообществ пациентов и их родственников. Методологически работа опирается на анализ российской и зарубежной литературы, концепты институциональной экономики и кейс-обзор практик онлайн-сообществ. Разведены понятия цифровизации и цифровой трансформации; выделены три уровня асимметрии: доступ к медицинской информации, возможности использования цифровых сервисов и влияние на проектирование и управление платформами. Показано, что бюрократическая культура и процедуры контроля воспроизводят закрытость и подрывают доверие. Горизонтальные сообщества взаимопомощи выполняют функции навигации, эмоциональной поддержки, обмена практическими знаниями и совместного производства услуг, снижая транзакционные издержки. Предложены направления преобразований: человекоцентричная трансформация услуг, интеграция данных, включение сообществ в совместное проектирование и усиление публичной подотчётности.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, цифровая асимметрия, здравоохранение, институциональная экономика, сообщества пациентов, группы поддержки, бюрократическая закрытость

JEL-классификация: I11, I15, I18, L86, D73



Введение

Цифровая трансформация на данный момент провозглашается общественно и экономически значимым трендом, а также приоритетом государственной политики и публичного управления, включая сферы распределения общественных благ, в том числе, здравоохранения. Реализуется национальный проект по внедрению единого цифрового контура системы здравоохранения, внедряются электронные медицинские карты и прочие цифровые сервисы. Однако на практике такая реализация нередко носит формальный характер: парадоксально, но изначально «безбумажные» технологии внедряются «на бумаге» без действительного совершенствования процессов, делающего их удобным для пользователей. Это приводит к противоречиям: с одной стороны, появляется внешне современная официальная цифровая инфраструктура – порталы для пациентов, включающие возможность записи на врачебный прием, электронный документооборот для врачей, разрабатываются и используются медицинские информационные системы, внедряются системы поддержки принятия врачебных решений и т.п. С другой стороны, в тени этой системы развивается неформальная цифровая «экосистема» – сообщества пациентов и врачей: в мессенджерах, социальных сетях и на интернет-форумах, где люди находят реальную поддержку, получают и оказывают помощь, делятся информацией и другими ресурсами. Уже в начале 2010-х отмечалось появление таких онлайн-сообществ пациентов и их близких, стремящихся решать свои проблемы и оказывать друг другу посильную информационную и эмоциональную помощь [6]. Сегодня группы в мобильных мессенджерах, в частности, чаты поддержки родственников больных деменцией, фактически берут на себя функции консультаций, навигации по системе здравоохранения и эмоциональной поддержки, которые официальные структуры предоставить либо не способны или же не планируют предоставлять вовсе. Тем самым пользователями общественного блага компенсируются институциональные недостатки современной сферы здравоохранения.

С позиций институциональной экономики наблюдаемая активизация пациентских онлайн-сообществ, образующихся около проблем здравоохранения, может быть истолкована как замещение дисфункции формальных институтов неформальными правилами и практиками. Если формальные институты (правила, процедуры, организации) не снижают неопределённость и транзакционные издержки взаимодействия пациента с системой, такие как поиск информации, координацию маршрута, контроль исполнения, то рациональные акторы выстраивают альтернативные механизмы координации (неформальные институты), которые берут на себя функции навигации, верификации знаний и взаимного мониторинга [4].

Исследуя цифровизацию системы здравоохранения, В.А. Галицкая и Н.Н. Мещерякова указывают на существование «цифрового парадокса», когда предпочтение выказывается бумажным носителям медицинской информации в противовес более удобным цифровым, хотя авторы и полагают его временным явлением, «проблемой роста» [2]. Мы же говорим о существовании парадокса цифровой асимметрии, который формулируем следующим образом: чем активнее в системе распределения благ реализуются формальные процессы цифровизации «сверху», тем более востребованной становится человеческая, горизонтальная коммуникация «снизу». «Официальная» часть взаимодействия с системой здравоохранения описывается состоянием закрытости и неудобства: государственные порталы часто сложны в использовании, местоположение информации неочевидно для пользователя, необходимые процессы, например, госпитализации или обращения за паллиативной помощью, непрозрачны. Кроме того, врачи перегружены цифровой (но при этом «бумажной»!) работой – вынуждены тратить время приема на заполнение электронных форм вместо живого общения с пациентом. В совокупности, это образует явление дефицита ресурсов – прежде всего, временного. В то же время сектор неформального взаимодействия потребителей общественного блага демонстрирует прямо противоположное: в сообществах взаимопомощи граждане оперативно получают ответы на вопросы, обмениваются опытом (вплоть до советов, как «обойти систему»), делятся контактами специалистов. Таким образом, технически уже существуют возможности применять цифровые технологии во благо – и именно низовые сообщества по интересам это наглядно показывают. Однако институционально система здравоохранения остаётся во многом закрытой по отношению к пациенту: официальные структуры слабо интегрируют обратную связь, не применяют технологии открытых коммуникаций и продолжают действовать бюрократически. Возникает противоречие между возможностями цифровизации и логикой функционирования институтов, которое и составляет ядро исследуемого парадокса.

Целью работы является характеристика парадокса цифровой асимметрии в распределении общественного блага применительно к функционированию системы здравоохранения через деятельность потребителей в рамках онлайн сообществ.

В этом исследовании мы поставили перед собой следующие задачи:

- показать связь понятий цифровизации, цифровой трансформации и цифровой асимметрии;

- продемонстрировать влияние цифровизации на степень открытости системы здравоохранения;

- охарактеризовать онлайн-группы поддержки пациентов и их родственников как инструмент преодоления закрытости системы здравоохранения и заменяющего неформального института.

Теоретической основой для исследования послужили положения институциональной экономики применительно к процессам распределения общественных благ, в частности, здравоохранения, что позволило вести рассуждение об асимметрии в ключе институциональной дисфункции. В качестве методов исследования применялся анализ русскоязычной и иностранной периодической литературы по проблемам цифровизации в здравоохранении, социологии и экономике здравоохранения, функционированию онлайн-сообществ пациентов.

Определение цифровизации, цифровой трансформации и цифровой асимметрии

Несмотря на общераспространенный характер понятий «цифровая трансформация» и «цифровизация», их необходимо разграничить. Цифровизация обычно понимается как перевод процессов и данных, существовавших ранее вне электронной формы в таковую без кардинального изменения самой логики работы системы. По большому счёту, это не более чем качественное развитие автоматизации уже существующих процедур: например, медицинские карты переводятся из бумаги в электронную базу данных, бумажные бланки заменяются на электронную копию, но при этом шаги процесса, требования к заполнению, маршруты пациента и движения документов, отражающих историю его болезни, остаются прежними. Напротив, цифровая трансформация подразумевает качественное преобразование деятельности за счёт компьютерных и сетевых технологий, влекущее за собой переосмысление процессов, ролей и отношений [19]. Трансформация предполагает нечто большее, чем изменение технологического уклада: предполагается создание новой ценности для пользователя и изменение организационной культуры и структуры взаимодействий [15]. Иными словами, цифровизация – это «оцифровка» статуса-кво системы, тогда как трансформация – это её инновационное развитие с использованием цифровых (компьютерных и сетевых) средств.

Цифровая асимметрия в широком смысле отражает неравномерность распределения информации, доступа, возможностей и власти между различными субъектами в цифровой среде [3]. Более подробно рассмотрим этот аспект применительно к сфере медицины и здравоохранения и функционирования медицинских информационных систем, под которыми будем понимать всё разнообразие существующих электронных сервисов, как для врачей, так и для пациентов. Помимо широкого понимания, цифровая асимметрия может пониматься в узких смыслах.

В контексте нашего исследования речь идёт прежде всего об асимметрии между возможностями и стратегиями государственного института здравоохранения и наблюдаемыми цифровыми практиками граждан. Государство (в лице Минздрава, региональных департаментов, больниц, поликлиник и прочих учреждений) владеет основными данными, ресурсами и рычагами контроля над цифровыми платформами – оно решает, какой функционал будет у порталов, какие данные собираются, как будет организована обратная связь. Граждане же – пациенты, их семьи, рядовые врачи – зачастую выступают в подчинённой роли пользователей, имеющих ограниченный доступ к информации. Отметим, что то же самое справедливо и для исследователей в сфере медицины, которым всё сложнее получать достоверную информацию из государственных статистических систем. Здесь наблюдается асимметрия доступа к информации как сущности, достоверно отражающей истинное положение системы.

Цифровая асимметрия может пониматься также как неравенство доступа по уровням компетенций и возможностям использования информационных систем, вызванное вторичными социальными характеристиками, что образует явление цифровой эксклюзии. Так, городские жители со стабильным интернетом и высоким уровнем цифровой грамотности легче пользуются электронными сервисами, тогда как сельские жители или пожилые люди могут быть фактически исключены из «цифрового контура». Неравенство по уровням компетенций и повседневного использования информационных систем может оказать существенное влияние на исходы лечения и профилактики заболеваемости [25]. Вместе с тем, специфика информационно-коммуникационных средств предполагает возможность их использования традиционно выделяемыми группами социального неблагополучия, и напротив – воспринимаемые как социально благополучные, некоторые граждане могут сознательно отказываться от использования цифровых сервисов [5].

Наконец, цифровая асимметрия понимается нами также как и асимметрия власти и влияния, выраженной через архитектуры медицинских информационных систем и процессы их построения. Государственные структуры, разрабатывая «цифровые решения», нередко делают это без достаточного участия сообщества пользователей. Обратная связь от граждан собирается формально, а механизмы совместного принятия решений отсутствуют – это порождает асимметрию в управлении цифровой экосистемой. Гражданское общество вынуждено либо пассивно принимать навязанные решения, либо выстраивать параллельные, неформальные каналы влияния. При отсутствии полноценных механизмов совместного проектирования и подотчётности возникает эффект институциональной зависимости от пройденного пути (path dependence): ранние решения и метрики «на отчётность» фиксируются в алгоритмах и интерфейсах, что со временем консервирует асимметрию влияния и затрудняет коррекцию дизайна под интересы пользователей [24]. С точки зрения институциональной экономики это предсказуемый исход: если формальные правила спроектированы без участия бенефициаров, они не снижают транзакционные издержки и неопределённость для граждан, а потому смещают равновесие к стратегиям контроля и отчётности, усиливая асимметрию власти в цифровой экосистеме.

Таким образом, цифровая асимметрия в сфере здравоохранения является порождением процесса цифровизации, препятствующим цифровой трансформации института общественного здравоохранения, и находящей своё проявление на следующих уровнях неравномерного распределения следующих ресурсов:

- доступа к медицинской информации как объективному отражению реальности;

- возможностей пользования медицинскими информационными системами;

- влияния на процесс создания и функционирования медицинских информационных систем.

Цифровизация и проблема закрытости системы здравоохранения

Явление цифровой асимметрии и анализ реальных последствий имеет значимое административное и общественно-политическое значение, как непосредственно связанное с доверием системе здравоохранения. Именно доверие является ключевым фактором устойчивости социальной системы. Доверие возникает, когда институты демонстрируют открытость, честность и предсказуемость в взаимодействии с обществом. Легитимность институтов обеспечивается доверием, за счет включения граждан в процесс принятия решений. Прозрачность институтов – предоставление полной и правдивой информации об их деятельности – рассматривается как важнейшая предпосылка роста доверия. Показано, что цифровые инструменты могут быть инструментом обеспечения прозрачности, однако исследователи сходятся на том, что влияние также оказывает качество процессов цифровизации и цифровая компетентность самих граждан [27], [28] Кроме того, в бюрократической системе управления, стремящейся к самосохранению, можно говорить об обратной ситуации: она демонстрирует ригидность, закрепляя институциональную закрытость.

Классические работы по публичному управлению показывают, что бюрократии стремятся снижать неопределённость и риски через жёсткие процедуры, тем самым сужая каналы общения с гражданами: о чем нам могут поведать концепции избегания ответственности (blame avoidance), ритуалов проверки и рационирования контактов на «переднем крае» [17], [20]. Интерес представляет современная теория административного бремени, которая показывает, что самовоспроизводящиеся бюрократические организации создают либо поддерживают издержки обучения, соблюдения правил, а также психологических издержек для граждан; что уменьшает обращаемость, способствует усилению закрытости (а это выражается невозможностью пользования общественными благами), что, в конечном итоге, подрывает доверие к ним [23]. Так, анализируя опыт системы здравоохранения США, Памела Херд и Дональд Мойнихан отмечают, что создана целая индустрия преодоления административного бремени в виде налоговых консультантов и юристов, которые обеспечивают экономию времени клиентов, взаимодействующих с системами медицинского страхования и здравоохранения в целом, однако с развитием такой сферы уменьшается шанс для тех, кто не имеет достаточно средств для преодоления таких барьеров [16], что способствует поддержанию и усилению социального неравенства. В условиях же цифровизации, применение новых технологий может способствовать закреплению этих практик [1], а в сфере медицины – ещё и дополняться контролем деятельности врачей, что приводит к падению эффективности их работы [22].

Таким образом, в условиях цифровизации происходит столкновение двух тенденций: возможность за счет современных информационных технологий сделать институты более открытыми, и консервативное стремление к закрытости, которое институциональная культура может даже усилить с помощью цифровых средств контроля. Указанное противоречие – значимый фактор возникновения обсуждаемого нами парадокса.

Онлайн-группы поддержки пациентов и их родственников как инструмент преодоления закрытости системы здравоохранения и заменяющий социальный институт

Цифровая среда открыла перед гражданским обществом беспрецедентные возможности для самоорганизации и солидарности, минуя традиционные иерархические институты. Если раньше коллективные действия граждан требовали создания формальных организаций (некоммерческих организаций, движений), встреч в офф-лайне, то теперь социальные сети и мессенджеры позволяют людям с общими проблемами находить друг друга и координировать усилия практически в реальном времени. М. Кастельс в работе «Networks of Outrage and Hope» указывает, что сетевые коммуникации усиливают власть граждан, позволяя им обходить традиционные бюрократические барьеры и формировать новые публичные пространства, основанные на доверии «равный-равному» [11]. В контексте здравоохранения это проявляется в том, что пациенты начинают доверять коллективному опыту сообщества не меньше, чем мнению отдельных официальных лиц, особенно если последние недоступны или не внушают доверия. Это открывает возможность формирования сообществ взаимопомощи.

Родственники пациентов с редкими или тяжёлыми заболеваниями, столкнувшись с неэффективностью официальной системы, объединяются в онлайн-группы, чтобы вместе искать решения. Фактически, дефицит функций, присущих официальным институтам, компенсируется за счёт возникновения неформальных горизонтальных сетей солидарности. Именно появление «цифрового гражданского общества» в медицине – от форумов онкопациентов до чатов по уходу за лежачими больными – демонстрирует общественный запрос на новые формы участия. Граждане больше не пассивные получатели услуг; они консолидируются, чтобы коллективно формулировать свои потребности и искать пути их удовлетворения. Такой процесс можно рассматривать и как аспект модернизации: адаптация общества к меняющейся среде проходит через актуализацию новых потребностей, консолидацию людей с общими интересами и их совместное действие в поиске решений. В случае с родственниками людей с деменцией это проявляется особенно явно. Во-первых, семьи осознают новые запросы – необходимость психологической поддержки, информирования о заболеваниях, навигации по бюрократии (актуализация потребностей). Во-вторых, они объединяются в сообщества по интересам – находят друг друга через интернет, создают группы в соцсетях (консолидация обладателей сходных интересов). В-третьих, эти консолидированные группы активно участвуют в выработке и реализации конструктивных решений: коллективно формируют базы знаний о лечении, совместно добиваются изменений в работе учреждений, иногда даже распределяют между собой роли по уходу (участие в реализации интересов). Такой подход соответствует модели модернизации, где общество самоорганизуется для адаптации к новым вызовам.

Функционирование онлайн-групп поддержки пациентов и их родственников является предметом ряда исследований, опубликованных в специализированных зарубежных изданиях. Изучаются как специфические нозологии и социальные группы: больные раком дети [12], страдающие болезнью Хантингтона [13], раковые больные в целом [9], так и в целом эффекты, оказываемые общением в таких сообществах для родственников и опекунов тяжело больных пациентов [26], [8]. Примечательно, что толчком к развитию таких сообществ среди родственников больных деменцией послужило развитие пандемии COVID-19, повлекшей за собой закрытие офлайн-сервисов и невозможность получения поддержки со стороны формальных институтов, что привело авторов исследования к закономерному выводу о необходимости совершенствования процесса сопровождения дементных больных [21].

В тематических чатах и группах поддержки люди находят ответы на насущные вопросы куда быстрее, чем через официальные каналы. Например, в группе родственников пациентов с деменцией один участник может в течении пары часов получить от других совет, как оформить опеку или какую справку подготовить для паллиативного отделения – тогда как официально эти сведения разбросаны по официальным сайтам разных инстанций, и понять алгоритм непросто. Наш анализ таких сообществ (на платформах Telegram, VK и специализированных форумах) показывает, что они выполняют несколько важных функций. Наиболее важной нам представляется функция эмоциональной поддержки. Уход за тяжёлым больным – колоссальная нагрузка, и в чатах люди делятся переживаниями, получают сочувствие и моральную поддержку, чего не дают формальные структуры. Кроме того, необходимо упомянуть функцию навигационной помощи. Опытные участники подсказывают новичкам, к какому врачу лучше обратиться, как записаться на приём через госуслуги, какие документы готовить – фактически выступают консультантами, компенсируя непонятность официальной системы. Немаловажную роль также играет функция коллективного решения проблем. В сообществах складывается своего рода коллективный интеллект: распространены систематизации часто задаваемых вопросов, есть списки «лайфхаков» – как добиться квоты, как обжаловать отказ, как ухаживать за лежачим больным и т.д. Граждане по сути сами создают базы знаний, обмениваясь своими жизненным историями. Наконец, важно упомянуть функцию самоорганизации для действий. При необходимости через цифровые сети люди объединяются, чтобы совместно добиться изменений – например, устроить петицию против закрытия отделения, собрать средства на лекарство, либо обменяться ресурсами в виде средств для ухода или даже лекарствами.

Отдельно следует упомянуть такую функцию как обмен практическими советами по «обходу системы». В сообществах откровенно обсуждают, как ускорить получение услуги: например, участники делятся контактами врачей, которые могут принять вне очереди, рассказывают о неформальных способах ускорить оформление инвалидности и пр. С точки зрения государства это, возможно, нежелательные явления, но они возникают именно как ответ на неэффективность официальных каналов и упомянутое ранее административное бремя. В логике А.О. Хиршмана это сочетание «голоса» (коллективный голос в сообществах) и «выхода» в параллельные каналы, когда «официальный» путь не работает [7]. В отраслях с жёсткими метриками и санкциями такие условия порождают перверсные стимулы и «игру по показателям» (gaming), т.е. институционально обусловленные обходные практики [10]. На микроуровне здравоохранения это описано как обход функций информационных систем: сотрудники и пациенты вырабатывают обходные действия (workarounds), чтобы достичь результата при несоответствии формальных регламентов реальной работе [18]; [14]. Поддерживающим механизмом выступает социальный капитал: горизонтальные связи и доверие внутри сообществ уменьшают риск оппортунизма и позволяют координировать коллективные действия — от навигации по системе до взаимного аудита советов. Иными словами, это означает, что «обход системы» — не девиация отдельных лиц, а структурно обусловленная стратегия снижения транзакционных издержек и восстановления функциональности услуги там, где формальные институты общественного здравоохранения дают сбои.

Обобщая опыт пациентских онлайн-сообществ, мы можем наблюдать, как цифровая эпоха дала гражданскому обществу инструменты для самоорганизации, которые позволяют компенсировать недостатки официальных институтов здравоохранения в случаях, когда эти институты в силу действия закономерностей развития бюрократических систем не в состоянии удовлетворить запросы граждан, несмотря на те же (если не большие) возможности, которые даёт цифровизация.

Заключение

Цифровизация без цифровой трансформации, без изменения логики процессов и ценностного содержания функционирования системы здравоохранения неизбежно приводит к ситуации цифровой асимметрии в институциональном взаимодействии между пациентами и системой здравоохранения. Преодоление становится возможным за счет инструментов вертикального взаимодействия и объединения в сообщества пациентов. В результате мы приходим к выводу, что распространение цифровых инструментов как порождает асимметрию и административное бремя, так и даёт возможности по преодолению указанных дисфункций. Такая ситуация не может считаться «проблемой роста», потому что затрагивает как сложные аспекты функционирования бюрократических организаций и взаимодействий последних с гражданами, так и взаимодействия граждан друг с другом. Ключевой при этом остаётся проблема доверия официальному институту здравоохранения, выстраивающего коммуникацию с пациентом через официальные каналы. Мы можем говорить о том, что перенесение бюрократических механизмов в цифровую среду, без изменения институциональной культуры, не только не решает старых проблем, но порой и усугубляет их, рождая новые формы неравенства и недоверия. С другой стороны, упомянутое нами явление показывает жизнестойкость гражданского общества и его имманентно присущую способность самоорганизоваться ради взаимопомощи. Мы полагаем, что при надлежащей поддержке эти горизонтальные инициативы можно превратить в мощный ресурс развития системы.

Для этого необходимо перейти от парадигмы цифровизации процессов (когда цель – просто перевести существующие процедуры в электронный вид) к парадигме цифровой трансформации услуг, ориентированной на человека. Проектирование любых новых электронных сервисов должно вестись с позиций patient-centered design (ориентации на пациента) и user experience (пользовательского опыта). Рекомендуется привлекать конечных пользователей (пациентов, врачей) на этапе разработки интерфейсов и логики систем. В конечном счёте, это приблизит официальные цифровые каналы к удобству неформальных – тогда у граждан отпадёт нужда искать альтернативы. Поставить человека (пациента, врача) в центр цифровой экосистемы здравоохранения — это означает слушать обратную связь, привлекать общество к совместному формированию цифровых сервисов и оценивать успех не по достижению неких формальных показателей, а по реальным улучшениям в опыте пользователей.


Источники:

1. Бахтаирова Е.А. Цифровая трансформация государственного управления и новая электронная бюрократия // Креативная экономика. – 2021. – № 6. – c. 2673-2692. – doi: 10.18334/ce.15.6.112253.
2. Галицкая В.А., Мещерякова Н.Н. «Цифровые парадоксы» в системе здравоохранения // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2022. – № 4. – c. 176-196. – doi: 10.17323/1999-5431-2022-0-4-176-196.
3. Добринская Д.Е., Мартыненко Т.С. Возможно ли цифровое равенство? (о книге Я. ван Дейка «Цифровой разрыв») // Социологические исследования. – 2020. – № 10. – c. 158-164. – doi: 10.31857/S013216250009459-7.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. / Монография. - Москва: Фонд экономической книги «Начала», 1997. – 180 c.
5. Плотичкина Н.В. Теоретические модели социально-цифрового неравенства (Э. Хелспер, И. Мариен): сравнительный обзор // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2024. – № 3. – c. 7-38. – doi: 10.31119/jssa.2024.27.3.1.
6. Тарасенко Е.А. Patient 2.0: коммуникации пациентов и врачей в социальных сетях // XIII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. Москва, 2012. – c. 203-210.
7. Хиршман А.О. Выход, голос и верность: реакция на упадок фирм, организаций и государств. - Москва: Фонд Либеральная миссия, 2009. – 153 c.
8. Bachmann P., Hruska Ja. Alzheimer Caregiving Problems According to ADLs: Evidence from Facebook Support Groups // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2022. – № 11. – p. 6423. – doi: 10.3390/ijerph19116423.
9. Benson Ja.J., Oliver D.P., Washington K.T., Rolbiecki A.J., Lombardo C.B., Garza Ju.E., Demiris G. Online social support groups for informal caregivers of hospice patients with cancer // European Journal of Oncology Nursing. – 2020. – p. 101698. – doi: 10.1016/j.ejon.2019.101698.
10. What’s Measured Is What Matters: Targets and Gaming in the English Public Health Care System // Public Administration. – 2006. – № 3. – p. 517-538. – doi: 10.1111/j.1467-9299.2006.00600.x.
11. Castells M. Https://voidnetwork.gr/wp-content/uploads/2019/11/Networks-of-Outrage-and-Hope-Social-Movements-in-the-Internet-Age-Manuel-Castells.pdf. Polity press. [Электронный ресурс]. URL: https://voidnetwork.gr/wp-content/uploads/2019/11/Networks-of-Outrage-and-Hope-Social-Movements-in-the-Internet-Age-Manuel-Castells.pdf.
12. Coulson N.S., Greenwood N. Families affected by childhood cancer: an analysis of the provision of social support within online support groups // Child: care, health and development. – 2012. – № 6. – p. 870-877. – doi: 10.1111/j.1365-2214.2011.01316.x.
13. Coulson N. S., Buchanan H., Aubeeluck A. Social support in cyberspace: a content analysis of communication within a Huntington\'s disease online support group // Patient education and counseling. – 2007. – № 2. – p. 173-178. – doi: 10.1016/j.pec.2007.06.002.
14. Halbesleben J.R.B., Wakefield D.S., Wakefield B.J. Workarounds in Health Care Settings: Literature Review and Research Agenda // Health Care Management Review. – 2008. – № 1. – p. 2-12. – doi: 10.1097/01.HMR.0000304495.95522.ca.
15. Hanelt A., Bohnsack R., Marz D., Antunes Marante C. Systematic Review of the Literature on Digital Transformation: Insights and Implications for Strategy and Organizational Change // Journal of Management Studies. – 2021. – № 5. – p. 1159-1197. – doi: 10.1111/joms.12639.
16. Herd P., Moynihan D. Health care administrative burdens: Centering patient experiences // Health Services Research. – 2021. – № 5. – p. 751-754. – doi: 10.1111/1475-6773.13858.
17. Hood C. The Blame Game: Spin, Bureaucracy, and Self-Preservation in Government. - Princeton: Princeton University Press, 2011. – 242 p.
18. Koppel R., Wetterneck T., Telles J.L., Karsh B.-T. Workarounds to Barcode Medication Administration Systems: Their Occurrences, Causes, and Threats to Patient Safety // Journal of the American Medical Informatics Association. – 2008. – № 4. – p. 408-423. – doi: 10.1197/jamia.M2616.
19. Legner Ch., Eymann T., Hess T., Matt Ch., Böhmann T., Drews P., Mädche A., Urbach N., Ahlemann F. Digitalization: Opportunity and Challenge for the Business and Information Systems Engineering Community // Business & Information Systems Engineering. – 2017. – № 4. – p. 301-308. – doi: 10.1007/s12599-017-0484-2.
20. Lipsky M. Street-Level Bureaucracy: Dilemmas of the Individual in Public Services. - New York: Russell Sage Foundation, 2010.
21. Maćkowiak M., Senczyszyn A., Lion K., Trypka E., Małecka M., Ciułkowicz M., Mazurek Ju., Świderska R., Giebel C., Gabbay M., Rymaszewska J., Szcześniak D. The Experiences of People with Dementia and Informal Carers Related to the Closure of Social and Medical Services in Poland during the COVID-19 Pandemic—A Qualitative Study // Healthcare. – 2021. – № 12. – p. 1677. – doi: 10.3390/healthcare9121677.
22. Melnick E.R., Fong A., Nath B., Williams B., Ratwani R.M., Goldstein R., O’Connell R.T., Sinsky Ch.A., Marchalik D., Mete M. Analysis of Electronic Health Record Use and Clinical Productivity and Their Association With Physician Turnover // JAMA Network Open. – 2021. – № 10. – p. e2128790. – doi: 10.1001/jamanetworkopen.2021.28790.
23. Peeters R. The Political Economy of Administrative Burdens // Public Administration Review. – 2020. – № 1. – p. 129-139.
24. Pierson P. Increasing Returns, Path Dependence, and the Study of Politics // American Political Science Review. – 2000. – № 2. – p. 251-267. – doi: 10.2307/2586011.
25. Richardson S., Lawrence K., Schoenthaler A.M., Mann D. Framework for Digital Health Equity // Npj Digital Medicine. – 2022. – № 1. – p. 1-6. – doi: 10.1038/s41746-022-00663-0.
26. Trail T., Friedman E., Rutter C.M., Tanielian T. The Relationship Between Engagement in Online Support Groups and Social Isolation Among Military Caregivers: Longitudinal Questionnaire Study // Journal of Medical Internet Research. – 2020. – № 4. – p. e16423. – doi: 10.2196/16423.
27. Wang Q., Guan Zh. Can Sunlight Disperse Mistrust? A Meta-Analysis of the Effect of Transparency on Trust in Government // Journal of Public Administration Research and Theory. – 2022. – № 3. – p. 453-467. – doi: 10.1093/jopart/muac040.
28. Weerakkody V., Irani Z., Kapoor K., Sivarajah U., Dwivedi Y.K. Open Data and Its Usability: An Empirical View from the Citizen’s Perspective // Information Systems Frontiers. – 2017. – № 2. – p. 285-300. – doi: 10.1007/s10796-016-9679-1.

Страница обновлена: 02.12.2025 в 17:17:31

 

 

The paradox of digital asymmetry: patient communities versus the healthcare system logic

Ushakova O.M., Strelnikov S.S.

Journal paper

Creative Economy
Volume 19, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
The article shows that the formal digitalization of healthcare without changing the logic of processes generates a paradox of digital asymmetry: institutional closeness and administrative burden increase, while civil networks of self-organization compensate for the lack of support. The article aims to describe this paradox through the prism of institutional economics and the distribution of public goods, with an emphasis on the role of network communities of patients and their relatives. Methodologically, the research is based on an analysis of Russian and foreign literature, concepts of institutional economics, and a case study of online community practices. The article proposes a distinction between the concepts of digitalization and digital transformation. Three levels of asymmetry are identified: access to medical information, the possibility of using digital services, and the impact on the design and management of platforms. It is shown that bureaucratic culture and control procedures reproduce closeness and undermine trust. Horizontal mutual aid communities perform the functions of navigation, emotional support, exchange of practical knowledge and joint production of services, reducing transaction costs. The directions of transformation are proposed. They are: human-centered transformation of services, integration of data, inclusion of communities in joint design, and strengthening public accountability.

Keywords: digitalization, digital transformation, digital asymmetry, healthcare, institutional economics, patient community, support group, bureaucratic closeness

JEL-classification: I11, I15, I18, L86, D73

References:

What’s Measured Is What Matters: Targets and Gaming in the English Public Health Care System (2006). Public Administration. 84 (3). 517-538. doi: 10.1111/j.1467-9299.2006.00600.x.

Bachmann P., Hruska Ja. (2022). Alzheimer Caregiving Problems According to ADLs: Evidence from Facebook Support Groups International Journal of Environmental Research and Public Health. 19 (11). 6423. doi: 10.3390/ijerph19116423.

Bakhtairova E.A. (2021). Digital transformation of public administration and the new electronic bureaucracy. Creative economy. 15 (6). 2673-2692. doi: 10.18334/ce.15.6.112253.

Benson Ja.J., Oliver D.P., Washington K.T., Rolbiecki A.J., Lombardo C.B., Garza Ju.E., Demiris G. (2020). Online social support groups for informal caregivers of hospice patients with cancer European Journal of Oncology Nursing. 44 101698. doi: 10.1016/j.ejon.2019.101698.

Castells M. Https://voidnetwork.gr/wp-content/uploads/2019/11/Networks-of-Outrage-and-Hope-Social-Movements-in-the-Internet-Age-Manuel-Castells.pdfPolity press. Retrieved from https://voidnetwork.gr/wp-content/uploads/2019/11/Networks-of-Outrage-and-Hope-Social-Movements-in-the-Internet-Age-Manuel-Castells.pdf

Coulson N. S., Buchanan H., Aubeeluck A. (2007). Social support in cyberspace: a content analysis of communication within a Huntington\'s disease online support group Patient education and counseling. 68 (2). 173-178. doi: 10.1016/j.pec.2007.06.002.

Coulson N.S., Greenwood N. (2012). Families affected by childhood cancer: an analysis of the provision of social support within online support groups Child: care, health and development. 38 (6). 870-877. doi: 10.1111/j.1365-2214.2011.01316.x.

Dobrinskaya D.E., Martynenko T.S. (2020). Is digital equality possible? (on the book “The digital divide” by J. Van Dijk). Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (10). 158-164. doi: 10.31857/S013216250009459-7.

Galitskaya V.A., Mescheryakova N.N. (2022). «digital paradoxes» in health care system. Public administration issues. (4). 176-196. doi: 10.17323/1999-5431-2022-0-4-176-196.

Halbesleben J.R.B., Wakefield D.S., Wakefield B.J. (2008). Workarounds in Health Care Settings: Literature Review and Research Agenda Health Care Management Review. 33 (1). 2-12. doi: 10.1097/01.HMR.0000304495.95522.ca.

Hanelt A., Bohnsack R., Marz D., Antunes Marante C. (2021). Systematic Review of the Literature on Digital Transformation: Insights and Implications for Strategy and Organizational Change Journal of Management Studies. 58 (5). 1159-1197. doi: 10.1111/joms.12639.

Herd P., Moynihan D. (2021). Health care administrative burdens: Centering patient experiences Health Services Research. 56 (5). 751-754. doi: 10.1111/1475-6773.13858.

Hood C. (2011). The Blame Game: Spin, Bureaucracy, and Self-Preservation in Government Princeton: Princeton University Press.

Khirshman A.O. (2009). Exit, Voice, and Loyalty: Reactions to the Decline of Firms, organizations, and States Moscow: Fond Liberalnaya missiya.

Koppel R., Wetterneck T., Telles J.L., Karsh B.-T. (2008). Workarounds to Barcode Medication Administration Systems: Their Occurrences, Causes, and Threats to Patient Safety Journal of the American Medical Informatics Association. 15 (4). 408-423. doi: 10.1197/jamia.M2616.

Legner Ch., Eymann T., Hess T., Matt Ch., Böhmann T., Drews P., Mädche A., Urbach N., Ahlemann F. (2017). Digitalization: Opportunity and Challenge for the Business and Information Systems Engineering Community Business & Information Systems Engineering. 59 (4). 301-308. doi: 10.1007/s12599-017-0484-2.

Lipsky M. (2010). Street-Level Bureaucracy: Dilemmas of the Individual in Public Services New York: Russell Sage Foundation.

Maćkowiak M., Senczyszyn A., Lion K., Trypka E., Małecka M., Ciułkowicz M., Mazurek Ju., Świderska R., Giebel C., Gabbay M., Rymaszewska J., Szcześniak D. (2021). The Experiences of People with Dementia and Informal Carers Related to the Closure of Social and Medical Services in Poland during the COVID-19 Pandemic—A Qualitative Study Healthcare. 9 (12). 1677. doi: 10.3390/healthcare9121677.

Melnick E.R., Fong A., Nath B., Williams B., Ratwani R.M., Goldstein R., O’Connell R.T., Sinsky Ch.A., Marchalik D., Mete M. (2021). Analysis of Electronic Health Record Use and Clinical Productivity and Their Association With Physician Turnover JAMA Network Open. 4 (10). e2128790. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2021.28790.

Nort D. (1997). Institutions, institutional changes, and the functioning of the economy Moscow: Fond ekonomicheskoy knigi «Nachala».

Peeters R. (2020). The Political Economy of Administrative Burdens Public Administration Review. 80 (1). 129-139.

Pierson P. (2000). Increasing Returns, Path Dependence, and the Study of Politics American Political Science Review. 94 (2). 251-267. doi: 10.2307/2586011.

Plotichkina N.V. (2024). THEORETICAL MODELS OF DIGITAL INEQUALITY (E. HELSPER, I. MARIëN): COMPARATIVE REVIEW. The Journal of Sociology and Social Anthropology. 27 (3). 7-38. doi: 10.31119/jssa.2024.27.3.1.

Richardson S., Lawrence K., Schoenthaler A.M., Mann D. (2022). Framework for Digital Health Equity Npj Digital Medicine. 5 (1). 1-6. doi: 10.1038/s41746-022-00663-0.

Tarasenko E.A. (2012). Patient 2.0: communication between patients and doctors in social networks The 13th International Scientific Conference on Problems of Economic and Social Development. 203-210.

Trail T., Friedman E., Rutter C.M., Tanielian T. (2020). The Relationship Between Engagement in Online Support Groups and Social Isolation Among Military Caregivers: Longitudinal Questionnaire Study Journal of Medical Internet Research. 22 (4). e16423. doi: 10.2196/16423.

Wang Q., Guan Zh. (2022). Can Sunlight Disperse Mistrust? A Meta-Analysis of the Effect of Transparency on Trust in Government Journal of Public Administration Research and Theory. 33 (3). 453-467. doi: 10.1093/jopart/muac040.

Weerakkody V., Irani Z., Kapoor K., Sivarajah U., Dwivedi Y.K. (2017). Open Data and Its Usability: An Empirical View from the Citizen’s Perspective Information Systems Frontiers. 19 (2). 285-300. doi: 10.1007/s10796-016-9679-1.