Региональная дифференциация процессов подготовки научных кадров и развития цифровой инфраструктуры

Грачев С.А.
1 Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84001630

Аннотация:
В статье исследуется взаимосвязь между уровнем цифровизации регионов и динамикой подготовки научных кадров в субъектах Центрального федерального округа за 2014–2023 гг. Актуальность работы обусловлена ключевой ролью научно-педагогических кадров в обеспечении технологического суверенитета и противоречивым влиянием цифровой трансформации на образовательные траектории. В работе сформирован эмпирический подход к оценке связи между долей населения, ежедневно использующего интернет, и численностью обучающихся на всех уровнях образования, включая аспирантуру и докторантуру. Научная новизна заключается в выявлении региональной дифференциации этих процессов и доказательстве слабой или отсутствующей зависимости подготовки научных кадров от уровня цифровизации, в отличие от среднего профессионального образования, которое демонстрирует высокую чувствительность к цифровым трендам. Полученные результаты подтверждают исходную гипотезу о наличии дифференцированной зависимости между изучаемыми сферами и указывают на «отстраненность» академической науки от массовой цифровизации. Работа может быть использована в дальнейшем исследователями и представителями органов государственной и муниципальной власти при разработке региональной научной и образовательной политики, а также для анализа структурных дисбалансов в системе подготовки кадров высшей квалификации

Ключевые слова: региональная дифференциация, система образования, анализ, регрессия, цифровизация

JEL-классификация: O31, O32, O33



Актуальность исследования

Актуальность исследования процессов подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации обусловлена их ключевой ролью в обеспечении технологического суверенитета и инновационного развития национальной экономики. В последнее десятилетие система высшего образования России претерпевает значительные трансформации, вызванные демографическими факторами, внутренними реформами и глобальными вызовами, среди которых особое место занимает цифровизация.

Анализ официальных данных выявляет наличие разнонаправленных тенденций: на фоне поступательного роста уровня проникновения интернета и численности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, наблюдается выраженная негативная динамика в сфере подготовки научных кадров, особенно в регионах. Это формирует исследовательский парадокс: способствует ли цифровая трансформация развитию человеческого капитала в научной сфере или же, напротив, создает конкурентные альтернативы, отвлекающие ресурсы и потенциал из фундаментального и прикладного научного сектора.

Объектом данного исследования выступает система подготовки научно-педагогических кадров в субъектах Центрального федерального округа Российской Федерации.

Предметом исследования является взаимосвязь между уровнем цифровизации регионов (измеряемым как доля населения, ежедневно использующего сеть Интернет) и динамикой обучающихся всех уровней.

В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что между уровнем цифровизации региона и численностью обучающихся различных уровней существует статистически значимая дифференцированная корреляционная связь, то есть более высокий уровень проникновения интернета сопряжен с более интенсивным сокращением контингента обучающихся.

Целью настоящего исследования является верификация данной гипотезы путем количественной оценки силы и направленности связи между уровнем цифровизации в субъектах ЦФО и динамикой численности обучающихся всех уровней за период 2014–2023 гг.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Провести анализ структурной и динамической трансформации контингентов обучающихся на всех уровнях в разрезе субъектов ЦФО.

2. Оценить уровень и динамику цифровизации в указанных регионах на основе показателя доли населения, ежедневно использующего сеть Интернет.

3. Методами корреляционного анализа и линейной регрессии выявить наличие, силу и статистическую значимость связи между исследуемыми процессами.

Эмпирической базой исследования послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), содержащие ежегодные показатели по всем субъектам ЦФО за десятилетний период.

Элементы научной новизны можно определить в выявлении и количественной оценке дифференцированного влияния уровня цифровизации на динамику численности обучающихся на всех уровнях образования — от среднего профессионального до постдипломной подготовки научных кадров — а также в обосновании региональной неоднородности этих связей в разрезе субъектов Центрального федерального округа.

Основная часть

Развитие цифровизации и связанное с этим становление цифровой экономики, способствуя устойчивому развитию общества, изменяет требования к образованию и потребности в квалифицированных кадрах. Данная тема изучается мировыми учеными. Многие исследования приходят к выводу о наличии взаимосвязи между высшим и пост вузовским образованием и цифровизацией [1], для которой характерно новые формы извлечения прибыли и ренты [2]. В данных условиях именно университеты становятся центрами генерации знаний и цифровых компетенций [3], что является крайне актуальным в вопросах обеспечения технологического суверенитета [4].

Однако, если исследователи сходятся во мнении о наличии связи между образованием и развитием цифровой экономики, то в вопросах характера влияния оценки расходятся. С одной стороны – влияние положительное, которое заключается в подготовке кадров для отраслей, обладающих необходимыми компетенциями, что способствует инновационному развитию [5]. Однако в данном случае уже невозможно позволяют стратегически правильно выстроить одну определенную модель управления системой высшего образования, так как процессы цифровизации становятся триггером постоянных трансформаций, в том числе, в сфере образования [6]. Кроме того, это способствует снижению барьеров для входа в профессии и создание инфраструктуры для получения более качественных услуг по образованию [7] в электронном формате. Искусственный интеллект как форма коммуникации с внешними объектами, находится в начале своего роста [8], однако его значимость неуклонно возрастает.

Однако, присутствует и определенные отрицательные последствия. Так, выделяют недобросовестную конкуренцию [9], нарушение интеллектуальных прав, низкая надежность цифровых образовательных сертификатов [10]. Не следует также исключать из данного перечня и проблемы, связанные с обеспечением кибербезопасности [11], а также проблемы поиска информации и взаимоотношений с преподавателем в рамках дистанционного обучения [12]. Кроме того, отдельные исследования выявили негативное влияние высшего образования на развитие предпринимательства, которое во многом выступает драйвером развития цифровизации. Данные негативные проявления связывают с несколькими аспектами. Во-первых, это устаревание знаний, получаемых при получении образования на момент окончания обучения [13]. Вторым фактором является не соответствие учебного курса требованиям и статусу развития предпринимательства, что только способствует росту цифрового разрыва между странами [14]. Также выделяют недостаточность квалификации преподавательского состава учебных заеданий в части именно цифровых компетенций [15]. То есть высшее образование не является гарантом получения необходимы знаний и формирования достаточного уровня цифровой грамотности и компетентности.

Таким образом, между данными сферами существует взаимосвязь, однако исследователи разнятся в оценках силы связи и ее характера. Однако одним из основных положительных моментов цифровизации для обучающихся всех уровней является именно снижения барьеров доступа к цифровому образовательному контенту. Это позволяет частично снять проблему устаревания учебных курсов, своевременно обращаясь к современным практикам. Также позволяет апробировать полученные знания ввиду наличия возможности дистанционного участия в проектах, стажировках, а также трудоустройства. Доступность же во многом определяется развитием инфраструктуры, в том числе покрытия мобильным интернетом, это в свою очередь формирует привычку повседневной практики использования интернета населением в учебных и бытовых целях.

Если обратиться к данным Ростата (рисунок 1-2), то за последние десять лет, доля населения, использующего интернет каждый или почти каждый день значительно возросла.

Рисунок 1 – Доля населения, использующего интернет каждый день или почти каждый день, (по данным выборочного обследования населения по вопросам использования ИКТ; в процентах от общей численности населения соответствующего субъекта Российской Федерации), 2014 год

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 1081 с. [16]

Рисунок 2 – Доля населения, использующего интернет каждый день или почти каждый день, (по данным выборочного обследования населения по вопросам использования ИКТ; в процентах от общей численности населения соответствующего субъекта Российской Федерации), 2023 год

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 1081 с. [16]

За 10 лет доля населения, ежедневно использующего Интернет, в целом по России выросла более чем в 1,5 раза: с 51,6% в 2014 г. до 87,0% в 2023 г. Рост был практически непрерывным, с наиболее значительными скачками в периоды после 2017 года. Это, потенциально связано как с технологическими возможностями, среди которых можно выделить массовое применение технологий 4G, так и экономическими – формирование онлайн экосистем банкинга, развитие маркетплейсов. Также следует отметить, что положительным моментом является стимулирование распространения цифровых сервисов в рамках мероприятий, реализованных в рамках пандемии коронавируса.

Параллельно с процессом цифровизации наблюдается ряд изменений в численности обучающихся (рис. 3).

Рисунок 3 – Численность обучающихся, Российская Федерация, 2014-2023 год

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 1081 с. [16]

Следует выделить разнонаправленное движение ключевых показателей. Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, за десятилетний период сократилась на 17%. Это снижение обусловлено, возможно, в значительной мере демографическим фактором. Также свою роль могли сыграть изменения на рынке труда и растущая популярность более коротких и практико-ориентированных образовательных траекторий.

Одновременно с этим численность студентов, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена возрастает в 1,5 раза. Эта указывает на сохраняющийся спрос на квалифицированных рабочих и техников, а также, возможно, на целенаправленную государственную поддержку данного сегмента образования. Важным следствием является значительное сближение численности студентов высшего и среднего образования, что свидетельствует о серьезных изменениях в образовательной сфере на национальном уровне.

Параллельно с этим наблюдается противоположная динамика в сфере подготовки научных кадров. Численность аспирантов за рассматриваемый период изменяется незначительно, в границах 1%, а вот докторантов снижается почти на 72%. Стабильный рост, заметный в аспирантуре, свидетельствует о реализации политики, направленной на укрепление научного потенциала России. Для многих выпускников вузов получение ученой степени, вероятно, становится способом повышения своей конкурентоспособности в условиях насыщения рынка труда специалистами с базовым высшим образованием. Однако это же может быть проявлением системного кризиса. Подобное изменение вызвано чередой факторов – мотивационными, финансовыми и демографическими.

Однако на уровне регионов ситуация несколько иная. Анализируя данные показатели в субъектах Центрального федерального округа (ЦФО) – таблица 1 и 2, можно сделать ряд выводов.

Таблица 1 Показатели численности обучающихся по уровням, регионы ЦФО, 2014-2023 гг.


2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, (на начало учебного года; тысяч человек)
Белгородская область
21,1
21,8
23,3
24,5
25,8
27,3
29,8
31,6
33,8
36,7
Брянская область
17,3
19,2
19,1
19,3
19,5
20,6
22,0
22,0
22,7
23,3
Владимирская область
18,9
19,2
20,0
20,5
21,4
22,6
24,5
25,2
25,7
26,3
Воронежская область
34,4
34,6
34,7
34,9
34,8
36,1
39,2
41,7
44,9
47,8
Ивановская область
12,8
13,6
14,6
15,0
15,2
15,8
15,9
17,6
18,2
18,6
Калужская область
13,6
14,0
15,0
15,8
16,6
17,4
18,7
19,3
19,7
20,3
Костромская область
8,7
9,5
11,0
11,4
11,8
11,9
12,5
12,8
12,7
13,0
Курская область
17,4
18,2
21,3
21,4
22,6
22,6
23,2
23,3
23,6
24,4
Липецкая область
16,8
17,1
17,5
17,5
18,1
18,9
20,3
21,0
21,6
22,6
Московская область
62,3
64,2
71,2
76,9
82,0
86,1
91,5
97,8
101,2
110,0
Орловская область
11,8
11,9
12,5
12,6
12,8
13,1
13,7
13,9
14,3
14,7
Рязанская область
18,7
19,6
20,8
21,0
21,3
21,5
22,6
23,5
23,7
24,1
Смоленская область
15,3
14,1
15,2
16,0
16,4
17,2
17,7
17,9
18,2
18,3
Тамбовская область
16,6
17,2
18,8
18,4
18,9
19,3
20,0
20,3
21,1
21,4
Тверская область
18,4
17,8
20,0
20,7
21,4
22,5
23,7
23,7
23,8
24,6
Тульская область
19,1
19,4
20,2
21,0
22,5
24,3
25,7
27,9
30,0
33,3
Ярославская область
20,5
20,4
20,9
22,2
22,4
24,2
26,2
26,9
27,4
28,1
г. Москва
119,1
118,0
116,8
120,6
124,7
133,0
159,0
179,8
202,2
234,2
Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, (на начало учебного года; тысяч человек)
Белгородская область
64,8
59,2
53,1
50,6
49,0
47,7
46,8
46,2
46,6
47,1
Брянская область
41,7
39,5
34,5
30,7
27,0
25,3
23,7
22,9
22,1
22,5
Владимирская область
42,4
34,9
33,5
30,8
27,2
27,6
26,4
25,4
24,6
24,2
Воронежская область
106,2
99,0
91,8
88,9
87,0
86,0
85,1
85,0
85,4
86,9
Ивановская область
39,7
33,1
31,3
28,5
26,4
25,4
24,7
24,3
23,6
23,1
Калужская область
27,7
24,8
22,0
19,1
18,6
18,7
18,6
19,2
19,3
19,5
Костромская область
18,3
16,6
13,6
11,4
10,8
10,6
10,2
10,0
9,6
9,8
Курская область
60,0
55,7
54,6
44,5
41,1
38,0
36,4
37,0
36,1
36,9
Липецкая область
31,6
28,5
24,9
22,2
21,7
21,2
20,2
19,4
18,4
18,3
Московская область
145,7
130,1
112,0
86,8
77,1
81,8
81,0
78,7
76,3
73,9
Орловская область
37,3
33,5
31,9
30,7
30,9
30,3
28,6
27,4
26,2
25,7
Рязанская область
46,2
38,5
35,6
33,0
32,7
30,7
30,0
29,7
29,1
28,4
Смоленская область
40,2
33,6
26,2
24,3
21,7
21,5
21,7
21,6
22,2
22,3
Тамбовская область
34,5
33,1
29,2
29,7
28,6
27,8
27,9
27,8
27,7
29,0
Тверская область
36,8
34,0
29,2
25,8
25,0
24,5
23,6
22,7
21,9
22,2
Тульская область
41,4
39,2
35,0
32,5
32,5
33,0
33,5
33,4
33,3
33,0
Ярославская область
45,2
39,6
37,2
33,8
31,3
30,4
30,6
31,3
31,0
31,2
г. Москва
887,1
805,0
759,7
736,3
715,2
706,1
699,8
722,5
759,3
815,5
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 1081 с. [16]

Таблица 2 Численность обучающихся в аспирантуре и докторантуре, регионы ЦФО, 2014-2023 гг.


2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Численность аспирантов (на конец года; человек)
Белгородская область
1386
1394
1384
1331
1298
1293
1377
1445
1559
1715
Брянская область
424
368
313
342
330
317
336
346
455
575
Владимирская область
456
430
373
316
278
273
316
378
412
426
Воронежская область
2030
1897
1647
1612
1564
1446
1538
1533
1575
1774
Ивановская область
785
620
436
366
297
227
239
274
410
471
Калужская область
355
335
273
267
230
217
232
252
251
233
Костромская область
310
273
233
222
209
207
218
205
184
180
Курская область
937
872
755
650
638
591
603
625
598
854
Липецкая область
394
343
256
250
226
211
197
202
250
344
Московская область
2307
2081
1997
1952
2515
2035
2859
2909
3653
3778
Орловская область
774
700
566
551
486
404
431
493
526
566
Рязанская область
533
478
432
408
374
326
355
378
361
381
Смоленская область
276
251
208
177
164
122
143
154
187
224
Тамбовская область
707
677
581
528
513
470
475
486
530
576
Тверская область
686
551
462
441
423
402
447
480
474
556
Тульская область
520
456
352
358
364
334
361
357
344
356
Ярославская область
810
670
492
412
374
320
344
357
353
400
г. Москва
34597
31344
28350
26993
27207
25094
25777
26507
39061
45464
Численность докторантов (на конец года; человек)
Белгородская область
22
15
12
16
18
19
21
25
23
20
Брянская область
5
3
2
3
3
2
4
3
4
5
Владимирская область
8
4
0
1
1
1
0
0
0
0
Воронежская область
48
31
19
13
11
10
8
5
4
2
Ивановская область
38
18
0
1
2
7
3
3
2
3
Калужская область
2
3
4
5
5
5
8
5
5
1
Костромская область
21
9
0
0
0
-
0
0
0
0
Курская область
20
11
4
0
1
2
4
3
0
0
Липецкая область
14
11
4
3
3
4
1
1
0
2
Московская область
38
24
7
8
12
14
11
18
30
25
Орловская область
77
46
34
38
41
36
38
36
31
36
Рязанская область
10
4
0
2
1
0
1
0
0
0
Смоленская область
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Тамбовская область
24
20
11
10
7
6
7
6
3
3
Тверская область
8
4
1
1
1
1
1
0
0
0
Тульская область
13
11
9
11
10
4
4
9
9
8
Ярославская область
29
16
7
11
10
8
8
7
6
6
г. Москва
772
520
221
281
279
255
250
234
228
253
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 1081 с. [16]

На уровне ЦФО процессы имеют ярко выраженную географическую специфику.

Все регионы ЦФО демонстрируют значительное сокращение числа студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры (например, в Брянской области на 42%, а в Тульской – на 34%). Однако число студентов СПО возрастает более значительными темпами нежели сокращаются студенты высшего образования. Все регионов демонстрируют рост данного показателя, при этом ливером являются Москва (+97%), Московская (+77%), Брянская (+74%) и Тульская области (+74%).

Что касается подготовки научных кадров в аспирантуре, то здесь наблюдается разделение регионов на две группы:

- с положительными изменениями численности обучающихся – Белгородская (+24%), Брянская (+36%), Московская (+64%) области и г. Москва (+31%);

- с отрицательной динамикой – все остальные регионы, при этом максимальное снижение произошло в Ярославской (-51%), Ивановской - 40%) и Калужской (-34%) областях.

Численность же обучающихся в докторантуре снижается практически во всех регионах. Исключение составили лишь Брянская область, в которой численность не изменилась, и Смоленская область, по которой отсутствуют данные.

Анализ данных за последние десять лет демонстрирует значительные изменения в образовательной системе на фоне ускоренной цифровизации общества и экономики. Несмотря на стремительный рост повседневного использования интернета — с 51,6% до 87% населения — что отражает широкое внедрение цифровых технологий и развитие онлайн-инфраструктуры, в сфере образования наблюдаются разнонаправленные и во многом противоречивые процессы.

Снижение числа обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в целом по стране и ещё более выраженное в регионах ЦФО в первую очередь связано с демографическим спадом — уменьшением числа молодежи, достигающей возраста поступления в вузы. Растущая практико-ориентированность рынка труда, востребованность квалифицированных рабочих и техников, а также государственная поддержка среднего профессионального образования способствуют перераспределению образовательных предпочтений в пользу более коротких и прикладных траекторий. Значительный рост численности студентов СПО свидетельствует о формировании новой модели образовательного спроса, ориентированной на быструю интеграцию в экономику.

Стабильность численности аспирантов на фоне резкого сокращения докторантов указывает на структурные дисбалансы в научной сфере. С одной стороны, сохранение интереса к аспирантуре может быть связано с ее использованием как инструмента повышения конкурентоспособности на насыщенном рынке труда, особенно в условиях снижения престижа «обычного» диплома. С другой — резкое падение числа докторантов отражает системный кризис академической науки.

В ЦФО четко проявляется географическая дифференциация образовательных траекторий. Москва и Московская область, обладая развитой инфраструктурой, научными центрами и экономическими возможностями, демонстрируют рост как в СПО, так и в аспирантуре. В то же время регионы с более слабой экономикой (Ярославская, Ивановская, Калужская области) сталкиваются с оттоком молодёжи, сокращением научной активности и общим снижением привлекательности академического образования. Это усиливает центрально-периферийный разрыв и ставит под вопрос устойчивость региональных научно-образовательных экосистем.

Как указывалось выше цифровизация вызывает как положительные, так и отрицательные изменения в образовательной среде. Поэтому для проверки гипотезы были использованы методы регрессионного анализа – был определен коэффициент детерминации между численностью различных категорий и долей населения, использующего интернет-сервисы (Таблица 3).

Таблица 3 Коэффициенты детерминации


Y1 (X)*
Y2 (X)*
Y3 (X)*
Y4 (X)*
Российская Федерация
0,01
0,97
0,76
0,45
Белгородская область
0,26
0,88
0,71
0,50
Брянская область
0,14
0,90
0,90
0,04
Владимирская область
0,01
0,98
0,82
0,47
Воронежская область
0,25
0,78
0,64
0,73
Ивановская область
0,18
0,88
0,76
0,27
Калужская область
0,48
0,95
0,38
0,07
Костромская область
0,81
0,85
0,70
0,46
Курская область
0,26
0,80
0,86
0,43
Липецкая область
0,10
0,93
0,80
0,60
Московская область
0,69
0,96
0,66
0,00
Орловская область
0,45
0,90
0,91
0,35
Рязанская область
0,33
0,83
0,73
0,27
Смоленская область
0,44
0,93
0,33
отсутствуют данные
Тамбовская область
0,34
0,88
0,68
0,71
Тверская область
0,09
0,91
0,76
0,52
Тульская область
0,42
0,88
0,47
0,37
Ярославская область
0,44
0,97
0,71
0,42
г. Москва
0,08
0,77
0,07
0,42
Y1 - численность аспирантов;

Y2 - численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена;

Y3 - численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры;

Y4 - численность докторантов;

X - население, использовавшее сеть Интернет каждый день или почти каждый день.

Источник: cоставлено автором

Анализируя данные таблицы, можно сделать ряд выводов. Наиболее сильная связь между использованием интернета и численностью обучающихся наблюдается для СПО (Y2): почти во всех регионах ЦФО коэффициент детерминации превышает 0,80, а в ряде случаев — 0,90–0,98 (например, Владимирская область — 0,98, Московская — 0,96). Это означает, что до 98% изменений в численности студентов СПО могут быть объяснены ростом доли интернет-пользователей. Цифровизация напрямую стимулирует развитие среднего профессионального образования, возможно, за счет онлайн-обучения, доступности информации о профессиях, маркетинга образовательных программ и формирования новых потребностей в цифровых навыках.

Слабая или отсутствующая связь выявлена для докторантуры (Y4): во многих регионах коэффициент детерминации ниже 0,5, исключением стали Воронежская, Липецкая, Тамбовская и Тверская области. Это свидетельствует о том, что рост интернет-пользования мало влияет на выбор докторантуры.

Умеренная связь наблюдается для высшего образования (Y3): значения коэффициент детерминации колеблются от 0,33 (Смоленская область) до 0,91 (Орловская область). Однако в целом большинство регионов показывают умеренную корреляцию (0,6–0,8).

Самая слабая связь — с аспирантурой (Y1): во многих регионах R² близок к нулю (например, 0,01 в РФ, 0,01 во Владимирской области, 0,07 в Москве). Лишь в некоторых регионах (Костромская — 0,81, Орловская — 0,45) наблюдается заметная связь. Аспирантура и докторантура остаются независимыми от интернет-трендов. Их выбор зависит от личных академических амбиций, научных и финансовых возможностей, а не от массового цифрового вовлечения и цифровизации в целом.

Таким образом следует отметить, что таблица коэффициентов детерминации количественно подтверждает качественные выводы о дифференциации образовательных трендов под влиянием цифровизации. Наиболее чувствительным к интернет-доступу оказывается СПО, что соответствует его практической направленности и адаптивности к цифровым форматам. Высшее образование реагирует умеренно, а аспирантура и докторантура — практически не реагируют, что указывает на их «отстраненность» от массовых цифровых трендов и зависимость от других, более глубинных факторов.

Это свидетельствует о разрыве между цифровой экономикой и академической сферой, где последняя всё ещё функционирует по старым правилам, несмотря на общую цифровизацию общества. Для устойчивого развития необходимо не только развивать цифровые сервисы, но и переосмыслить мотивационную и институциональную основу научного образования — особенно в регионах, где цифровизация не компенсирует системные проблемы.

Заключение

Подготовка научных кадров как ключевой элемент формирования человеческого капитала высшего уровня тесно взаимодействует с процессами цифровизации, однако характер этой взаимосвязи оказывается неоднозначным и существенно дифференцированным в региональном разрезе. На современное состояние системы подготовки научно-педагогических кадров влияют как глобальные вызовы — цифровая трансформация, демографический спад, изменение структуры рынка труда, — так и внутренние факторы.

Данное исследование было направлено на проверку гипотезы о наличии статистически значимой дифференцированной корреляционной связи между уровнем цифровизации региона и численностью обучающихся. Анализ коэффициентов детерминации показал, что подготовка научных кадров практически не зависит от уровня повседневного использования интернета. В то же время выявлена высокая чувствительность среднего профессионального образования к цифровизации, что подчеркивает его адаптивность к новым технологическим условиям.

Во-первых, региональная дифференциация образовательных траекторий выражена четко: Москва и Московская область демонстрируют рост как в СПО, так и в аспирантуре, тогда как периферийные регионы (Ярославская, Ивановская, Калужская области) сталкиваются с сокращением научного контингента и оттоком молодежи.

Во-вторых, аспирантура и докторантура функционируют вне основного цифрового тренда, что свидетельствует об их зависимости от глубинных факторов — научной инфраструктуры, финансирования, академической мотивации, а не от массовой цифровой вовлеченности населения.

В-третьих, наблюдается разрыв между цифровой экономикой и академической наукой: цифровизация стимулирует практико-ориентированные образовательные траектории, но не оказывает существенного влияния на фундаментальную науку и подготовку кадров высшей квалификации.

Таким образом, гипотеза подтвердилась, это позволило выявить важные закономерности регионального развития образовательной и научной сфер. Полученные результаты могут быть использованы исследователями и представителями органов государственной и муниципальной власти при разработке региональной научной и образовательной политики, а также в дальнейших исследованиях, направленных на понимание причин «отстраненности» академической науки от цифровых трансформаций.


Источники:

1. Breaz T. O., Fulop M. T., Cioca L. I. The role of E-Learning generated by the COVID-19 epidemic in higher education //International Journal of Computers Communications & Control. – 2022. – Т. 17. – №. 5. (https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=The%20Role%20of%20E-Learning%20Generated%20by%20the%20COVID-19%20Epidemic%20in%20Higher%20Education&publication_year=2022&author=T.O.%20Breaz&author=M.T.%20Fulop&author=L.I.%20Cioca)
2. Komljenovic J. The future of value in digitalised higher education: why data privacy should not be our biggest concern //Higher Education. – 2022. – Т. 83. – №. 1. – С. 119-135.(https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=The%20Future%20of%20Value%20in%20Digitalised%20Higher%20Education%3A%20Why%20Data%20Privacy%20Should%20not%20be%20Our%20Biggest%20Concern&publication_year=2022&author=J.%20Komljenovic)
3. Сайченко О. А. Роль высшего образования в развитии инновационной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 4. – c. 245-255. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.04.04.028.
4. Podverbnyh O. E., Okhotkin K. G., Kukushkin S. G., Dyatlov D. V. Formation of partnership relations // Creative Economy. – 2023. – № 8. – p. 2839-2858. – doi: 10.18334/ce.17.8.118771.
5. Аверьянов А.О., Степусь И.С. Кадровое обеспечение инновационных процессов: проблематика и содержание // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2025. – № 4. – c. 79–94. – doi: 10.15838/esc.2025.4.100.4.
6. Хуриев Р. В., Мамбетова Ф. А. Адаптивная модель управления системой высшего образования в условиях цифровой трансформации экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2024. – № 1. – c. 132-147. – doi: 10.18184/2079-4665.2024.15.1.132-147.
7. Lv Z. Research on optimization and application of university student development and management strategy driven by multidimensional big data //Scientific Programming. – 2022. – Т. 2022. – №. 1. – С. 6538069. https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Research%20on%20Optimization%20and%20Application%20of%20University%20Student%20Development%20and%20Management%20Strategy%20Driven%20by%20Multidimensional%20Big%20Data&publication_year=2022&author=Z.%20Lv
8. Фролов И. Э., Киселев В. Н. Искусственный интеллект как драйвер прорывных технологий: глобальные тренды и уроки для России // Проблемы прогнозирования. – 2025. – № 3. – c. 122-134. – doi: 10.47711/0868-6351-210-122-134.
9. Klinge T. J. et al. Augmenting digital monopolies: A corporate financialization perspective on the rise of Big Tech //Competition & Change. – 2023. – Т. 27. – №. 2. – С. 332-353. https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Augmenting%20Digital%20Monopolies%3A%20A%20Corporate%20Financialization%20Perspective%20on%20the%20Rise%20of%20Big%20Tech&publication_year=2023&author=T.J.%20Klinge&author=R.%20Hendrikse&author=R.%20Fernandez&author=I.%20Adriaans
10. Guo J. et al. Blockchain-enabled digital rights management for multimedia resources of online education //Multimedia Tools and Applications. – 2020. – Т. 79. – №. 15. – С. 9735-9755. https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Blockchain-enabled%20digital%20rights%20management%20for%20multimedia%20resources%20of%20online%20education&publication_year=2020&author=J.Q.%20Guo&author=C.Y.%20Li&author=G.Z.%20Zhang&author=Y.C.%20Sun&author=R.F.%20Bie
11. Васифов Р.З. Цифровые экосистемы: аспекты управления, развитие и безопасность // Экономическая безопасность. – 2025. – № 1. – c. 165-178. – doi: 10.18334/ecsec.8.1.122537.
12. Rajeh M. T. et al. Social media as a learning tool: Dental students’ perspectives //Journal of dental education. – 2021. – Т. 85. – №. 4. – С. 513-520. https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Social%20media%20as%20a%20learning%20tool%3A%20Dental%20students%20perspectives&publication_year=2021&author=M.T.%20Rajeh&author=S.N.%20Sembawa&author=A.A.%20Nassar&author=S.A.%20Al%20Hebshi&author=K.T.%20Aboalshamat&author=M.K.%20Badri
13. Morgan A., Sibson R., Jackson D. // Journal of Higher Education Policy and Management. – 2022. – № 3. – p. 258-275. – url: https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Digital%20Demand%.
14. Shirazi F., Hajli N. IT-enabled sustainable innovation and the global digital divides //Sustainability. – 2021. – Т. 13. – №. 17. – С. 9711. https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=IT-Enabled%20Sustainable%20Innovation%20and%20the%20Global%20Digital%20Divides&publication_year=2021&author=F.%20Shirazi&author=N.%20Hajli#d=gs_cit&t=1757936143949&u=%2Fscholar%3Fq%3Dinfo%3Alro1l7NO_FYJ%3Ascholar.google.com%2F%26output%3Dcite%26scirp%3D0%26hl%3Dru
15. Geng Y. et al. Higher education and digital Economy: Analysis of their coupling coordination with the Yangtze River economic Belt in China as the example //Ecological Indicators. – 2023. – Т. 154. – С. 110510. https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Higher%20education%20and%20digital%20Economy%3A%20analysis%20of%20their%20coupling%20coordination%20with%20the%20Yangtze%20River%20economic%20Belt%20in%20China%20as%20the%20example&publication_year=2023&author=Y.%20Geng&author=L.%20Chen&author=J.%20Li&author=K.%20Iqbal
16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024. / Стат. сб. / Росстат. - М., 2024.

Страница обновлена: 02.12.2025 в 19:41:57

 

 

Regional differentiation of scientific personnel training and digital infrastructure development

Grachev S.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the relationship between the regional digitalization level and the dynamics of scientific personnel training in the subjects of the Central Federal District for 2014–2023. Scientific and pedagogical personnel play a key role in ensuring technological sovereignty. At the same time, digital transformation has a contradictory impact on educational trajectories. The article provides an empirical approach to assessing the relationship between the share of the population that uses the Internet on a daily basis and the number of students at all levels of education, including postgraduate and doctoral studies. The article reveals the regional differentiation of these processes and proves the weak or absent dependence of the scientific personnel training on the level of digitalization, in contrast to secondary vocational education, which demonstrates a high sensitivity to digital trends. The results obtained confirm the initial hypothesis that there is a differentiated relationship between the studied fields and indicate the "detachment" of academic science from mass digitalization. The research results can be used in the future by researchers and representatives of public and municipal authorities in the development of regional scientific and educational policy, as well as for the analysis of structural imbalances in the training system of highly qualified personnel.

Keywords: regional differentiation, education system, analysis, regression, digitalization

JEL-classification: O31, O32, O33

References:

[].

Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2024 (2024).

Averyanov A.O., Stepus I.S. (2025). Innovation processes staffing: issues and content. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 18 (4). 79–94. doi: 10.15838/esc.2025.4.100.4.

Breaz T. O., Fulop M. T., Cioca L. I. The role of E-Learning generated by the COVID-19 epidemic in higher education //International Journal of Computers Communications & Control. – 2022. – T. 17. – №. 5. (https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=The%20Role%20of%20E-Learning%20Generated%20by%20the%20COVID-19%20Epidemic%20in%20Higher%20Education&publication_year=2022&author=T.O.%20Breaz&author=M.T.%20Fulop&author=L.I.%20Cioca)

Frolov I. E., Kiselev V. N. (2025). Artificial intelligence as a driver of breakthrough technologies: global trends and lessons for Russia. Problems of forecasting. (3). 122-134. doi: 10.47711/0868-6351-210-122-134.

Geng Y. et al. Higher education and digital Economy: Analysis of their coupling coordination with the Yangtze River economic Belt in China as the example //Ecological Indicators. – 2023. – T. 154. – S. 110510. https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Higher%20education%20and%20digital%20Economy%3A%20analysis%20of%20their%20coupling%20coordination%20with%20the%20Yangtze%20River%20economic%20Belt%20in%20China%20as%20the%20example&publication_year=2023&author=Y.%20Geng&author=L.%20Chen&author=J.%20Li&author=K.%20Iqbal

Guo J. et al. Blockchain-enabled digital rights management for multimedia resources of online education //Multimedia Tools and Applications. – 2020. – T. 79. – №. 15. – S. 9735-9755. https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Blockchain-enabled%20digital%20rights%20management%20for%20multimedia%20resources%20of%20online%20education&publication_year=2020&author=J.Q.%20Guo&author=C.Y.%20Li&author=G.Z.%20Zhang&author=Y.C.%20Sun&author=R.F.%20Bie

Khuriev R. V., Mambetova F. A. (2024). Adaptive management model of the higher education system in the context of the transition to the digital economy. MIR (Modernization. Innovation. Research). 15 (1). 132-147. doi: 10.18184/2079-4665.2024.15.1.132-147.

Klinge T. J. et al. Augmenting digital monopolies: A corporate financialization perspective on the rise of Big Tech //Competition & Change. – 2023. – T. 27. – №. 2. – S. 332-353. https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Augmenting%20Digital%20Monopolies%3A%20A%20Corporate%20Financialization%20Perspective%20on%20the%20Rise%20of%20Big%20Tech&publication_year=2023&author=T.J.%20Klinge&author=R.%20Hendrikse&author=R.%20Fernandez&author=I.%20Adriaans

Komljenovic J. The future of value in digitalised higher education: why data privacy should not be our biggest concern //Higher Education. – 2022. – T. 83. – №. 1. – S. 119-135.(https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=The%20Future%20of%20Value%20in%20Digitalised%20Higher%20Education%3A%20Why%20Data%20Privacy%20Should%20not%20be%20Our%20Biggest%20Concern&publication_year=2022&author=J.%20Komljenovic)

Lv Z. Research on optimization and application of university student development and management strategy driven by multidimensional big data //Scientific Programming. – 2022. – T. 2022. – №. 1. – S. 6538069. https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Research%20on%20Optimization%20and%20Application%20of%20University%20Student%20Development%20and%20Management%20Strategy%20Driven%20by%20Multidimensional%20Big%20Data&publication_year=2022&author=Z.%20Lv

Morgan A., Sibson R., Jackson D. (2022). Digital demand and digital deficit: conceptualising digital literacy and gauging proficiency among higher education students Journal of Higher Education Policy and Management. 44 (3). 258-275.

Podverbnyh O. E., Okhotkin K. G., Kukushkin S. G., Dyatlov D. V. (2023). Formation of partnership relations Creative Economy. 17 (8). 2839-2858. doi: 10.18334/ce.17.8.118771.

Rajeh M. T. et al. Social media as a learning tool: Dental students’ perspectives //Journal of dental education. – 2021. – T. 85. – №. 4. – S. 513-520. https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Social%20media%20as%20a%20learning%20tool%3A%20Dental%20students%20perspectives&publication_year=2021&author=M.T.%20Rajeh&author=S.N.%20Sembawa&author=A.A.%20Nassar&author=S.A.%20Al%20Hebshi&author=K.T.%20Aboalshamat&author=M.K.%20Badri

Saychenko O. A. (2024). The role of higher education in the development of innovation economy. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 4 (4). 245-255. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.04.04.028.

Shirazi F., Hajli N. IT-enabled sustainable innovation and the global digital divides //Sustainability. – 2021. – T. 13. – №. 17. – S. 9711. https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=IT-Enabled%20Sustainable%20Innovation%20and%20the%20Global%20Digital%20Divides&publication_year=2021&author=F.%20Shirazi&author=N.%20Hajli#d=gs_cit&t=1757936143949&u=%2Fscholar%3Fq%3Dinfo%3Alro1l7NO_FYJ%3Ascholar.google.com%2F%26output%3Dcite%26scirp%3D0%26hl%3Dru

Vasifov R.Z. (2025). Digital ecosystems: management, development and security. Economic security. 8 (1). 165-178. doi: 10.18334/ecsec.8.1.122537.