О возможности развития региональной транспортно-энергетической инфраструктуры периферийных и неурбанизированных территорий посредством крупных инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства

Макаров И.Н.
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Липецкий филиал, Липецк, Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 9 (Сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83198854

Аннотация:
Для российской экономики как никогда остро стоит проблема ускорения пространственного развития периферийных и неурбанизированных территорий, являющихся резервом для повышения общей экономической устойчивости государства. При этом именно для регионов этого типа актуальными остаются вопросы развития транспортно-энергетической инфраструктуры, недостаточный уровень развития которой сдерживает экономический рост. В этих условиях особую значимость приобретают эффективные механизмы привлечения инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов, направленных на развитие транспортно-энергетической инфраструктуры на периферийных и неурбанизированных территориях, в том числе путем использования инструментов государственно-частного партнерства. В статье сформулирована совокупность целей, которые должны быть реализованы посредством крупных инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства и являются необходимыми для достижения в процессе хозяйственного освоения периферийных неурбанизированных и заброшенных территорий. Автором статьи систематизированы основные способы реализация масштабных инфраструктурных проектов в сложных климатических и географических условиях. В качестве технологии развития инфраструктурного обеспечения промышленности периферийных областей в статье предлагаются такие инструменты, как система проектного управления, функционирующая совместно с механизмом государственно-частного партнерства, реализуемая, прежде всего, в форме системы крупных инфраструктурных проектов. Автором статьи разработана структура проекта комплексного долгосрочного развития территории с применением инструментов государственно-частного партнерства. Статья представляет интерес для широкого круга специалистов, включая теоретиков и практиков, занимающихся вопросами региональной экономики, пространственного развития, государственно-частного партнерства и финансирования инфраструктурных проектов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инфраструктура, инфраструктурный проект, квазиконцессия, концессия, неурбанизированная территория, периферийные регион, пространственное развитие, транспорт, транспортно-энергетическая инфраструктура, энергетика

Финансирование:
Работа выполнена в рамках реализации государственного задания Финансового университета.

JEL-классификация: L32, H54, L91, O13, P28, P48

Источники:

1. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (последняя редакция). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 23.09.2025).
2. Аблязов Т.Х., Марусин А.В. Государственно-частное партнерство как механизм развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1271-1280. – doi: 10.18334/eo.9.2.40593.
3. Архипова С.М., Ильина К.С. Роль транспортной инфраструктуры в социально-экономическом развитии территории (на примере Ярославской области) // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 2. – c. 1257-1276. – doi: 10.18334/epp.15.2.122654.
4. Грачев С.А. Влияние энергетической инфраструктуры регионов на инновационную составляющую региональной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6859-6876. – doi: 10.18334/epp.14.11.121899.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Ярикова Е.В. Пространственное развитие России: проблемы дифференциации в условиях глобализации // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 855-866. – doi: 10.18334/eo.9.2.40811.
6. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Факторы регионального развития России: влияние пространства и расстояний и возможности их нивелирования // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1775-1784. – doi: 10.18334/eo.9.3.40837.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Некрасова Е.А., Кадильникова Л.В. Системы интересов и противоречий участников государственно-частного партнерства // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2051-2060. – doi: 10.18334/eo.9.3.40925.
8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Колесников В.В., Назаренко В.С., Некрасова Е.А., Широкова О.В. Государственно-частное партнерство и квазипартнерские формы в инновационном развитии национальной промышленности: институциональный анализ // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1135-1150. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113479.
9. Дробот Е.В., Смыслова О.Ю., Макаров И.Н., Строев П.В., Кадильникова Л.В. Исследование специфики формирования ресурсного потенциала инфраструктуры неурбанизированных территорий Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3525-3540. – doi: 10.18334/epp.13.9.118814.
10. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Манасян С.М., Володина А.И. Новая роль транспортной системы в обеспечении пространственной политики России в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6393-6404. – doi: 10.18334/epp.13.12.120218.
11. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Авцинова А.А., Башлыков Т.В., Володина А.И. Роль государственно-частного партнерства в системе инструментария государственной политики управления экономическим развитием // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 6. – c. 2633-2648. – doi: 10.18334/epp.14.6.120934.
12. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Авцинова А.А., Евсин М.Ю., Володина А.И. Особенности формирования, функционирования и развития государственно-частного партнерства в контексте изменения пределов государственного вмешательства в экономику // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 10. – c. 5913-5930. – doi: 10.18334/epp.14.10.121913.
13. Дробот Е.В, Макаров И.Н., Пивоварова О.В. Возможности оптимизации системы транспортного обслуживания городов и агломераций в условиях нехватки свободного городского пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6889-6902. – doi: 10.18334/epp.14.11.122176.
14. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Донской Д.А., Шахватова С.А. Государственная пространственная политика и идеология: концептуальная модель пространственного развития России // Креативная экономика. – 2024. – № 12. – c. 3881-3896. – doi: 10.18334/ce.18.12.122385.
15. Игнатьева Е.Д., Серкова А.Е. Оценка влияния транспортной инфраструктуры на индустриальное развитие и экономический рост в российских регионах // Креативная экономика. – 2025. – № 7. – c. 1797-1816. – doi: 10.18334/ce.19.7.123428.
16. Корякина Т.В., Шуваева Ю.О. Роль промышленно-энергетических комплексов в первичном освоении территорий // Креативная экономика. – 2022. – № 9. – c. 3561-3574. – doi: 10.18334/ce.16.9.116304.
17. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Шеожев Х.В., Сухина Ю.В., Володина А.И. Государственная экономическая политика формирования пространственной эффективности в условиях внешних ограничений // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 6. – c. 2069-2080. – doi: 10.18334/epp.13.6.118272.
18. Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Дробот Е.В., Селищев О.В., Юшков М.А. Роль инновационной инфраструктуры в обеспечении пространственной политики России в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 2075-2084. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119989.
19. Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Дробот Е.В., Шепелев М.И., Юшков М.А. Региональное измерение пространственной политики России: аспекты транспортно-инфраструктурного обеспечения территорий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6383-6392. – doi: 10.18334/epp.13.12.119988.
20. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Сухина Ю.В., Якушов Ю.А., Володина А.И. Государственно-частное партнерство в современной экономике: роль информационной асимметрии и доверия в управлении ГЧП-проектами // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 8. – c. 4549-4570. – doi: 10.18334/epp.14.8.121335.
21. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Сухина Ю.В., Некрасова Е.А., Володина А.И. Квазиконцессия как форма государственно-частного партнерства в системе информационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 10. – c. 5931-5948. – doi: 10.18334/epp.14.10.121910.
22. Максимцев И.А., Костин К.Б., Городилов К.А., Онуфриева О.А. Развитие энергетического сектора Российской Федерации на основе инновационных принципов зеленой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1165-1184. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114809.
23. Максимцев И.А., Костин К.Б., Онуфриева О.А., Коробкова О.Д., Городилов К.А. Инновационное развитие отечественного и мирового энергетического сектора: переход к зеленой энергетике // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 6. – c. 2963-2984. – doi: 10.18334/epp.14.6.121094.
24. Митрюкова К.А. Влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие регионов: практическая значимость и научные разногласия // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2399-2412. – doi: 10.18334/epp.13.7.118352.
25. Рожко О.Н., Каценко В.В. Партнерство государства и бизнеса в развитии транспортной инфраструктуры: возможности, риски и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 2. – c. 827-844. – doi: 10.18334/epp.15.2.122644.
26. Тагаров Б.Ж. К вопросу о «периферийной» структуре российской экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 2921-2932. – doi: 10.18334/epp.10.12.111209.
27. Устинова Л.Н., Сиразетдинов Р.М., Сиразетдинова Э.Р., Устинов Д.А. Энергетический сектор России: экономический аспект // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 401-412. – doi: 10.18334/epp.13.2.117105.
28. Устинова О.Е. Энергетический переход: производство и потребление электроэнергии и возобновляемых источников энергии // Вопросы инновационной экономики. – 2025. – № 1. – c. 145-154. – doi: 10.18334/vinec.15.1.122693.

Страница обновлена: 17.11.2025 в 21:47:10

 

 

The possibility of developing regional transport and energy infrastructure in peripheral and non-urbanized territories through large infrastructure projects based on public-private partnership

Makarov I.N.

Journal paper

Creative Economy
Volume 19, Number 9 (September 2025)

Citation:

Abstract:
The problem of accelerating the spatial development of peripheral and non-urbanized territories, which are a reserve for increasing the overall economic stability of the state, is more acute than ever for the Russian economy. At the same time, it is for regions of this type that the issues of developing transport and energy infrastructure remain relevant, the insufficient level of development of which hinders economic growth. Under these conditions, effective mechanisms for attracting investments in the implementation of infrastructure projects aimed at developing transport and energy infrastructure in peripheral and non-urbanized territories, including through the use of public-private partnership instruments, are of particular importance. The article formulates a set of goals that should be implemented through large infrastructure projects based on public-private partnerships and are necessary to achieve in the process of economic development of peripheral non-urbanized and abandoned territories. The author of the article systematizes the main ways to implement large-scale infrastructure projects in difficult climatic and geographical conditions. As a technology for the development of infrastructure support for industry in peripheral regions, the article suggests such tools as a project management system operating in conjunction with a public-private partnership mechanism, implemented primarily in the form of a system of large infrastructure projects. The article provides the structure of a project for the integrated long-term development of the territory using public-private partnership tools. The article is of interest to a wide range of specialists, including theorists and practitioners dealing with issues of regional economics, spatial development, public-private partnership and financing of infrastructure projects.

Keywords: public-private partnership, infrastructure, infrastructure project, quasi-recession, concession, non-urbanized territory, peripheral region, spatial development, transport, transport and energy infrastructure, energy

Funding:
Работа выполнена в рамках реализации государственного задания Финансового университета.

JEL-classification: L32, H54, L91, O13, P28, P48

References:

Ablyazov T.Kh., Marusin A.V. (2019). Public-private partnership as a mechanism of the development of transport infrastructure in the conditions of the formation of the digital economy. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 1271-1280. doi: 10.18334/eo.9.2.40593.

Arkhipova S.M., Ilyina K.S. (2025). The role of transport infrastructure in the socio-economic development of the territory (on the example of the Yaroslavl region). Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (2). 1257-1276. doi: 10.18334/epp.15.2.122654.

Drobot E.V, Makarov I.N., Pivovarova O.V. (2024). How to optimize the system of transport services in cities and agglomerations in conditions of limited free urban space?. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (11). 6889-6902. doi: 10.18334/epp.14.11.122176.

Drobot E.V., Makarov I.N., Avtsinova A.A., Bashlykov T.V., Volodina A.I. (2024). The role of public-private partnership in the system of public policy tools for managing economic development. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (6). 2633-2648. doi: 10.18334/epp.14.6.120934.

Drobot E.V., Makarov I.N., Avtsinova A.A., Evsin M.Yu., Volodina A.I. (2024). Characteristics of the formation, activity and development of public-private partnership amidst changing limits of state intervention in the economy. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (10). 5913-5930. doi: 10.18334/epp.14.10.121913.

Drobot E.V., Makarov I.N., Donskoy D.A., Shakhvatova S.A. (2024). Public spatial policy and ideology: a conceptual model of Russian spatial development. Creative Economy. 18 (12). 3881-3896. doi: 10.18334/ce.18.12.122385.

Drobot E.V., Makarov I.N., Kolesnikov V.V., Nazarenko V.S., Nekrasova E.A., Shirokova O.V. (2021). Public-private partnership and quasi-partner forms in the innovative development of national industry: institutional analysis. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (3). 1135-1150. doi: 10.18334/vinec.11.3.113479.

Drobot E.V., Makarov I.N., Nekrasova E.A., Kadilnikova L.V. (2019). System of interests and conflicts of state-private partnership participants. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 2051-2060. doi: 10.18334/eo.9.3.40925.

Drobot E.V., Makarov I.N., Pivovarova O.V., Manasyan S.M., Volodina A.I. (2023). The new role of the transport system in ensuring Russia’s spatial policy amidst a mobilization economy. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6393-6404. doi: 10.18334/epp.13.12.120218.

Drobot E.V., Makarov I.N., Yarikova E.V. (2019). Spatial development of Russia: problems of differentiation in the conditions of globalization. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 855-866. doi: 10.18334/eo.9.2.40811.

Drobot E.V., Smyslova O.Yu., Makarov I.N., Stroev P.V., Kadilnikova L.V. (2023). Peculiarities of infrastructure resource potential of non-urbanized territories in Russia. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (9). 3525-3540. doi: 10.18334/epp.13.9.118814.

Drobot E.V., Yarikova E.V. (2019). Factors of regional development of russia: the influence of space and distance and the possibility of their leveling. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 1775-1784. doi: 10.18334/eo.9.3.40837.

Grachev S.A. (2024). The impact of regional energy infrastructure on the innovative component of the regional economy. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (11). 6859-6876. doi: 10.18334/epp.14.11.121899.

Ignateva E.D., Serkova A.E. (2025). Assessment of the impact of transport infrastructure on industrial development and economic growth in Russian regions. Creative Economy. 19 (7). 1797-1816. doi: 10.18334/ce.19.7.123428.

Koryakina T.V., Shuvaeva Yu.O. (2022). The role of industrial and energy complexes in the primary development of territories. Creative Economy. 16 (9). 3561-3574. doi: 10.18334/ce.16.9.116304.

Makarov I.N., Drobot E.V., Sheozhev Kh.V., Sukhina Yu.V., Volodina A.I. (2023). State economic policy of spatial efficiency amidst external constraints. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (6). 2069-2080. doi: 10.18334/epp.13.6.118272.

Makarov I.N., Drobot E.V., Sukhina Yu.V., Nekrasova E.A., Volodina A.I. (2024). Quasi-concession as a form of public-private partnership in the information economy system. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (10). 5931-5948. doi: 10.18334/epp.14.10.121910.

Makarov I.N., Drobot E.V., Sukhina Yu.V., Yakushov Yu.A., Volodina A.I. (2024). Public-private partnership in the modern economy: the role of information asymmetry and trust in PPP project management. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (8). 4549-4570. doi: 10.18334/epp.14.8.121335.

Makarov I.N., Pivovarova O.V., Drobot E.V., Selischev O.V., Yushkov M.A. (2023). The role of innovation infrastructure in Russiaʼs spatial policy amidst mobilization economy. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2075-2084. doi: 10.18334/vinec.13.4.119989.

Makarov I.N., Pivovarova O.V., Drobot E.V., Shepelev M.I., Yushkov M.A. (2023). Regional dimension of Russia's spatial policy: aspects of transport and infrastructure provision. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6383-6392. doi: 10.18334/epp.13.12.119988.

Maksimtsev I.A., Kostin K.B., Gorodilov K.A., Onufrieva O.A. (2022). Development of the energy sector of the Russian Federation based on innovative principles of green economy. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (2). 1165-1184. doi: 10.18334/vinec.12.2.114809.

Maksimtsev I.A., Kostin K.B., Onufrieva O.A., Korobkova O.D., Gorodilov K.A. (2024). Innovative development of the domestic and global energy sector: the transition to green energy. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (6). 2963-2984. doi: 10.18334/epp.14.6.121094.

Mitryukova K.A. (2023). Influence of transport infrastructure on the regional socio-economic development: practical significance and scientific controversy. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (7). 2399-2412. doi: 10.18334/epp.13.7.118352.

Rozhko O.N., Katsenko V.V. (2025). Partnership between the state and the private sector in the development of the transportation infrastructure: opportunities, risks and prospects. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (2). 827-844. doi: 10.18334/epp.15.2.122644.

Tagarov B.Zh. (2020). The peripheral structure of the Russian economy. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (12). 2921-2932. doi: 10.18334/epp.10.12.111209.

Ustinova L.N., Sirazetdinov R.M., Sirazetdinova E.R., Ustinov D.A. (2023). Russia's energy sector: an economic dimension. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (2). 401-412. doi: 10.18334/epp.13.2.117105.

Ustinova O.E. (2025). Energy transition: electricity and renewable energy production and consumption. Russian Journal of Innovation Economics. 15 (1). 145-154. doi: 10.18334/vinec.15.1.122693.