Модель формирования уникальных компетенций и управление трансфертом труднопередаваемых знаний в медицинских технологиях

Колесов О.О.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 9 (Сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83140570

Аннотация:
В настоящее время в Российской Федерации как никогда остро стоит проблема обеспечения потребности медицинской отрасли в высококвалифицированных специалистах, обладающих уникальными компетенциями, необходимыми для работы с новыми медицинскими технологиями. Ускорение темпов технологического развития обуславливает необходимость оперативного распространения передовых практик среди медицинского персонала, что создает серьезные проблемы в области эффективного трансферта трудно передаваемых знаний. При этом методы и инструменты, обеспечивающие формирование и передачу уникальных профессиональных компетенций и специальных медицинских знаний, особенно тех, которые являются неявными, труднопередаваемыми и сложно формализуются традиционными методами обучения, остаются разработанными недостаточно. В статье предлагается модель формирования уникальных компетенций в сфере медицинских технологиях, а также система управления бережливым трансфертом неявных знаний, основанная на цикле Деминга. Автором статьи разработана концепция цифровой платформы знаний с уникальным механизмом QR-«паспорта кадавра» и функцией обратного трансферта знаний, что обеспечивает инновационный подход к обучению и обмену опытом в сфере медицинских технологий. Статья представляет интерес для преподавателей медицинских вузов, руководителей образовательных учреждений, научных сотрудников, занимающихся проблемами подготовки кадров в медицине, разработчиков инновационных подходов к образованию и управлению персоналом, а также всех, кто заинтересован в совершенствовании системы непрерывного профессионального образования врачей и специалистов смежных областей здравоохранения.

Ключевые слова: компетенции, медицина, медицинские знания, медицинские технологии, неявные знания, образовательный процесс, обучение, трансферт знаний, труднопередаваемые знания, уникальные компетенции, управление трансфертом знаний, цикл Деминга, цифровая платформа

JEL-классификация: D83, I19, I25, J24, M53



ВВЕДЕНИЕ

Современная медицина испытывает значительные трудности, вызванные быстрым прогрессом высоких технологий и нарастающим объемом специализированной информации, необходимой медицинским работникам для достижения высокого уровня компетентности и обеспечения продуктивности профессиональной деятельности.

Формирующиеся новые стандарты диагностики и лечения требуют постоянного повышения квалификации работников сферы здравоохранения, совершенствования методов передачи накопленного опыта и организации учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить преемственность поколений медицинских профессионалов и сохранить уникальный накопленный опыт, используя его для успешного освоения современных медицинских технологий.

При этом значительная доля медицинских знаний носит неявный характер, являясь результатом индивидуального опыта врача, практических наблюдений и интуиции, что затрудняет их систематизацию и стандартизированную передачу новым поколениям специалистов. Это обстоятельство ставит проблему сохранения и трансляции сложных, труднопередаваемых знаний в центр внимания теоретиков и практиков, стремящихся оптимизировать образовательные процессы и повысить качество оказания медицинских услуг.

Однако существующие подходы к формированию профессиональных компетенций и передаче знаний часто оказываются недостаточно эффективными, поскольку ориентированы преимущественно на традиционные методы обучения, не учитывающие специфику накопления и трансферта уникального медицинского опыта и знаний.

Именно поэтому научный интерес представляет поиск и разработка комплексной модели, позволяющей эффективно управлять процессом формирования уникальных компетенций и трансфертом труднопередаваемых знаний в условиях интенсивного обновления медицинских технологий.

Целью настоящего исследования является разработка модели формирования уникальных компетенций и системы управления трансфертом труднопередаваемых знаний в медицинских технологиях, способствующих эффективной интеграции новых медицинских знаний и технологий в образовательный процесс и практику.

Методология исследования включает разработку модели формирования уникальных компетенций в медицинских технологиях, разработку системы управления бережливым трансфертом неявных знаний на основе цикла Деминга, а также разработку цифровой платформы знаний с QR-«паспортом кадавра» и механизмом обратного трансферта знаний.

1. Модель формирования уникальных компетенций в медицинских технологиях

Начать наше исследование хотелось бы с понятия «уникальные компетенции».

Компетенция (в переводе с латинского competentia – принадлежность по праву) «означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней» [30, C. 1].

В научной литературе встречается также термин «уникальные технологические компетенции», введенный в научный оборот Кашириным А. И., Барановым Е. А., Кашириным П. А., под которым предлагается понимать личные компетенции и способности «создавать глобально превосходящие и конкурентоспособные продукты и технологии в различных сферах применения» [11, С. 18-25]. Стреналюк В. В. указывает на то, что креативные уникальные технологические компетенции специалистов формируют основу инновационного развития промышленности [28, С. 154-159]. Щенова С. Е., Букель Р. В. отмечают, что уникальные компетенции формируются в процессе практики, так называемых «пробных уроков» [31, С. 81].

Ранее в наших исследованиях мы уже отмечали, что уникальные компетенции – «это специфические знания, навыки и умения, обладающие высокой ценностью и трудно воспроизводимые или перенимаемые внешними субъектами в связи с их уникальностью и контекстуальной обусловленностью» [13].

Если говорить о медицине, то в связи с тем, что медицинские работники предоставляют жизненно важные медицинские и социальные услуги населению, их профессиональные компетенции имеют исключительно важное значение. Кроме того, как отмечает Горский А. А., медицинские работники «обладают уникальным набором профессиональных компетенций, позволяющих им эффективно функционировать в условиях ограниченных ресурсов и нестабильной обстановки» [6, С. 855-858].

Марьина М. Г., Двуреченская А. С. пишут о важности компетентностно-ориентированного подхода в современном медицинском образовании [20, С. 106-109]. При этом особое значение в процессе формирования уникальных компетенций в сфере медицинских технологий имеет как традиционное медицинское образование, включающее обмен опытом с зарубежными партнерами, наставничество [24, С. 117-127], так и внедрение и использование симуляционных образовательных технологий [10, С. 71-73] и виртуального образования [12], а также формирование цифровых компетенций [26, С. 153-161].

Говоря о специфике формирования уникальных профессиональных компетенций будущих врачей, интерес представляют результаты исследования К. С. Итинсона, В. М. Чирковой, посвященного роли симуляционных образовательных технологий для формирования и развития профессиональных компетенций студентов-медиков [10, С. 71-73]. Как отмечают К. С. Итинсон, В. М. Чиркова, «при помощи новейших симуляционных технологий учащиеся медицинских вузов могут отрабатывать свои практические умения и навыки для успешной подготовки к работе в медицинских учреждениях без риска для здоровья пациентов» в безопасной и контролируемой среде, что способствуют формированию их профессиональных компетенций. Симуляционные технологии могут быть классифицированы на пять групп: «низкие технологии, экранные компьютерные тренажеры, стандартизированные пациенты, тренажеры сложных задач, реалистичные имитаторы пациентов» [10, С. 71-73].

Следует отметить, что уникальность компетенций в сфере медицинских технологий определяется такими факторами, как междисциплинарность взаимодействия, культурная компетентность, этичность и правовая осведомленность медицинских работников [6, С. 855-858].

Представляется, что уникальные компетенции (будь то медицина или любые другие отрасли научного познания) формируются в результате трансферта знаний в конкретной области или отрасли и накопления человеческого капитала (рис. 1).

Рисунок 1. Базовая модель формирования уникальных компетенций

Источник: составлено автором.

О трансферте знаний речь пойдет далее. Что же касается человеческого капитала, то представляется, что именно накопленный человеческий капитал оказывает ключевое влияние на формирование уникальных компетенций. Концепция человеческого капитала достаточно подробно рассматривается в современной науке в контексте его роли в обеспечении конкурентоспособности бизнеса, региона и даже страны в целом [7, С. 61-72; 8, С. 85-108; 18, С. 3051-3062; 19, С. 6255-6274]. Тем не менее в контексте специфики формирования человеческого капитала медицинских работников исследования носят эпизодический характер. Среди интересных исследований можно отметить работы таких экспертов, как Апарина Н. Ф., Липова Ю. С., Садкова Н. А., Затепякин О. А. [1], Аракелова И. В., Качалов Д. Л., Соболева С. Ю., Соболев А. В. [2], Ахметкул М. [3], Герасимова С. В. [5], Кульпанович О. А. [14], Ланская Д. В., Бокий О. С. [16], Прочко А. Л., Титова Е. В., Засурцев Г. В. [23].

Например, Кульпанович О. А. пишет о человеческом капитале здравоохранения как о нематериальном активе, отмечая, что «современные достижения медицины закладывались предыдущими поколениями путем сохранения традиций и преемственности в развитии» [14, С. 53-58]. Апарина Н. Ф., Липова Ю. С., Садкова Н. А., Затепякин О. А. [1] рассматривают человеческий капитал не только как фактор инновационной активности медицинских работников, но и как фактор инновационного развития отрасли здравоохранения в целом, отмечая, что «сложившаяся социально-экономическая ситуация в отрасли сдерживает рост отдачи от инвестиций в человеческий капитал, несмотря на то, что отрасль здравоохранения обладает его существенным запасом» [1, С. 1092-1096]. Герасимова С. В. анализирует специфику клиентоцентричной концепции управления развитием человеческого капитала в современной медицине как фактора устойчивого экономического роста и основы повышения качества и производительности труда в современных условиях хозяйствования [5, С. 66-68]. В контексте исследования специфики формирования и роли человеческого капитала врача Аракелова И. В., Качалов Д. Л., Соболева С. Ю., Соболев А. В. критикуют существующую пациентоцентричную модель и указывают на необходимость перехода к медикоцентричной модели здравоохранения, в рамках которой следует оценивать человеческий капитал врача с помощью интегрального индекса, учитывающего вклад групп показателей образования и здоровья [2, С. 1096-1098]. Ахметкул М. предлагает модель человеческого капитала в области медицины, «оптимальное формирование которой в условиях цифровой трансформации возможно лишь при взаимодействии личностных, профессиональных и нравственных качеств сотрудника» [3, С. 244-247].

Ланская Д. В., Бокий О. С. рассматривают проблему уникальных медицинских талантов и качества услуг и доказывают гипотезу о том, что уникальные компетенции медицинского персонала, выращивание талантливых специалистов, т.е. их человеческий капитал, оказывают существенное влияние на удовлетворенность пациентов и членов их семьи [16, С. 4-14]. При этом качество медицинской услуги, по мнению Ланской Д. В., Бокий О. С., определяется двумя группами факторов: 1) профессиональной подготовкой врача, глубиной диагностического исследования и лечебным процессом; 2) умением осуществлять эффективную коммуникацию с пациентом. Таким образом, качество медицинской услуги «зависит от множества факторов материального и нематериального порядка, в первую очередь, качества управления со стороны все органов, человеческого капитала, финансовых возможностей, состояния инфраструктуры и профессиональной атмосферы» [16, С. 4-14].

Итак, проведенный анализ позволяет разработать модель формирования уникальных компетенций в сфере медицинских технологий (табл. 1).

Таблица 1

Модель формирования уникальных компетенций в сфере медицинских технологий


Блок модели
Назначение
Тип содержимого
Связь с другими блоками
Тип управления / реализации
1
Целевой
Формирует цели подготовки и результат компетентности
Профессиональные стандарты, требования практики
Определяет рамки для методологического и содержательного
Стратегическое целеполагание, KPI, миссия
2
Методологический
Определяет подходы и принципы трансферта
Lean, трансферт знаний, педагогические принципы
Опирается на целевой, управляет процессным и содержательным
Метод проектирования, научная база
3
Содержательный
Определяет содержание знаний и умений
Анатомия, симуляции, этика, практика
Работает с процессным и организационным блоками
Кураторство, учебные планы
4
Процессный
Отражает логику передачи и освоения
Этапы: ввод → симуляция → диссекция → обратная связь
Управляется методологическим и ресурсным блоками
Сценарии, маршруты обучения
5
Ресурсный
Обеспечивает необходимую инфраструктуру
Биоматериал, кадры, симуляторы, помещения
Связан с организационным и управленческим
Планирование, логистика, нормативы
6
Организационный
Описывает структуру реализации программы
Ответственные, расписание, роли
Координирует процессный, коммуникативный и ресурсный
Координация, административные процессы
7
Управленческий
Обеспечивает контроль, корректировку и принятие решений
Метрики, PDCA, отчеты
Связан с целевым и прогностическим блоками
Управленческий цикл, контроллинг, оценки
8
Коммуникативный
Обеспечивает передачу знаний и взаимодействие участников
Инструктажи, командная работа, рефлексия
Работает на стыке содержательного и организационного
Среда общения, digital-каналы, soft skills
9
Социокультурный
Встраивает процесс в профессиональные и культурные нормы
Этика, биоэтика, стандарты профессии
Согласует содержательный и нормативно-этический контекст
Этика, внешняя легитимность, ценностные рамки
10
Прогностический
Адаптирует модель под изменения и накопленный опыт
Аналитика, обратный трансферт, сценарии
Получает данные от управленческого, влияет на целевой
Мониторинг, big data, прогноз и рефлексия
Источник: составлено автором.

Модель формирования уникальных компетенций в сфере медицинских технологий включает 10 блоков (компонентов): целевой, методологический, содержательный, процессный, ресурсный, организационный, управленческий, коммуникативный, социокультурный и прогностический. Каждый блок имеет свое назначение, содержательный компонент, тип управления и реализации. Кроме того, все блоки связаны между собой.

2. Система управления трансфертом труднопередаваемых знаний в медицинских технологиях на основе цикла Деминга

Трансферт медицинских знаний обусловлен во многом их уникальными характеристиками, в частности, тем фактом, что знания в сфере медицинских технологий во многом носят неявный характер и являются труднопередаваемыми [4, С. 15-16; 13; 22, С. 44-50].

Именно поэтому исключительно важное значение приобретает управление трансфертом медицинских знаний и формирование системы этого управление. Такая система должна обеспечить оперативное реагирование на происходящие изменения (появление новых знаний и технологий) в медицине, т.е. эффективная система управления трансфертом знаний в медицине должна быть адаптивной, постоянно совершенствоваться, подстраиваться к происходящим изменениям и обеспечивать передачу новых знаний для последующего накопления человеческого капитала и совершенствования уникальных навыков медицинских специалистов.

В современной практике менеджмента для постоянного совершенствования бизнес-процессов, управления качеством и адаптация к изменениям наибольшее распространение получил цикл Деминга (PDCA, Plan – Do – Check – Act) [29, С. 336-341].

Методология PDCA включает четыре этапа:

1. Планирование (Plan), т.е. определение целей и необходимых процессов для их достижения, планирование мероприятий, направленных на удовлетворение требований потребителей, распределение и выделение нужных ресурсов.

2. Выполнение (Do), т.е. реализация разработанных планов и мероприятий.

3. Проверка (Check), т.е. сбор данных и оценка результатов на основании ключевых показателей эффективности (KPI), выявление отклонений, проведение анализа причин возникновения расхождений.

4. Воздействие (и коррекция) (Act) т.е. принятие решений по устранению выявленных проблем, внесение изменений в планы и перераспределение ресурсов для улучшения итоговых результатов.

Филатов В. В., Рамазанов И. А., Безпалов В. В., Федорук С. Ю. отмечают, что в современных условиях социально-экономических изменений как никогда «важно быть гибким и адаптироваться под внешние изменяющиеся факторы», и в этих условиях цикл Деминга-Шухарта становится важным инструментом в управлении качеством, необходимым «для выстраивания эффективных процессов, которые, в свою очередь, повышают качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг»; при этом «гибкость и скорость стали ключевыми факторами успеха компаний» [29, С. 336-341].

Русина А. И., Калинин Е. М. анализируют влияние цикла Шухарта-Деминга на формирование и развитие организационной культуры в современных компаниях и делают вывод о возможности применения инструмента PDCA для улучшения процессов управления, в том числе инновациям, и обучения в организациях. При этом в успешной реализации цикла PDCA анализу важное значение отводится роли лидерства. Кроме того, «внедрение PDCA может влиять на развитие ответственности, проактивности, самокритичности и инновационной активности сотрудников» [25, С. 665-677].

Кунаков Е. П. пишет о возможностях применения новых подходов к циклу Деминга «в части совершенствования подходов к планированию, разработке, реализации, контролю параметров процессов менеджмента» и предлагая новый подход к циклу Деминга, обеспечивающий уменьшение времени выполнения технологического процесса и подготовки к нему, сокращение доли брака и последующего исправления продукции. По мнению Кунакова Е. П., «еще одной отраслью применения предложенного подхода является область подготовки специалистов», т.е. речь идет о возможностях «повышения качества обучения при совместном применении цикла Деминга PDCA и всемирной инициативы и концепции CDIO [1]» [15, С. 61-70].

Кроме того, многие эксперты, например, Степанова А. П. [27, С. 68-78], Макаров В. В., Волчик О. В. [17, С. 4-10]), отмечают перспективность и продуктивность цикла Деминга в условиях цифровизации экономики.

В контексте нашего исследования интерес представляет публикация Железняковой И. А., Серяпиной Ю. В., Михайлова И. А. и др., в которой предлагается методологический подход к внедрению системы контроля качества медицинской помощи в медицинских организациях с использованием инструментов непрерывного улучшения качества на основе цикла Деминга. В качестве преимуществ PDCA-цикла авторы отмечают, что он «основан на максимально простых, понятных широкому кругу лиц принципах» [9, С. 13-20].

Проведенное исследование позволяет разработать систему управления трансфертом труднопередаваемых знаний в медицинских технологиях на основе цикла Деминга. Система предназначена для эффективного распространения сложных медицинских технологий и повышения качества подготовки медицинского персонала и включает адаптированные инструменты бережливого производства (анализ потока стоимости, 5S, кайзен) и цикл PDCA.

Итак, адаптация инструментов бережливого производства в контексте трансферта неявных знаний в сфере медицинских технологий предполагает:

1. Анализ потока ценности (Value Stream Mapping), т.е. создание карты потоков знаний, позволяющей увидеть путь прохождения знаний от разработчика технологии до конечного исполнителя процедуры.

2. Использование методологии 5S (сортировка, систематизация, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование), т.е. обеспечение порядка и чистоты рабочих мест и учебных пространств, включая физическую организацию рабочего пространства врачей и студентов.

3. Внедрение элементов системы Kайзен, т.е. постоянные улучшения на всех уровнях организации процесса обучения медицинским технологиям, стимулирование инициатив и предложений участников процесса.

Сам цикл Деминга мы предлагаем расширить до шести этапов, обеспечивающих непрерывное совершенствование процессов трансферта знания и обучения медицинским технологиям. Эти шесть этапов включают (рис. 2):

1) Планируй. Этап включает изучение потребностей в медицинских знаниях с целью формирования уникальных медицинских компетенций;

2) Делай. Этап предполагает организацию учебного процесса, наставничества и т.п.

3) Проверяй. Этап включает выявление избыточных теоретических блоков и выявление потерь.

4) Улучшение. Этап предполагает разработку программ медицинской симуляции и QR-паспортов навыков.

5) Стандартизация, включая анализ полученных знаний.

6) Трансляция медицинских практик, т.е. их масштабирование.

Рисунок 2. Система управления трансфертом труднопередаваемых знаний в медицинских технологиях на основе цикла Деминга

Источник: составлено автором.

Предлагаемая система управления трансфертом труднопередаваемых знаний в медицинских технологиях на основе цикла Деминга позволяет систематизировать процесс передачи знаний, выявить и устранить потери эффективности, обеспечить постоянный рост компетенций медицинских специалистов. Подробное описание этапов расширенного цикла Деминга представлено в таблице 2.

Таблица 2

Описание этапов расширенного цикла Деминга для обеспечения управления трансфертом труднопередаваемых знаний в медицинских технологиях

№ п/п
Этап
Содержание этапа
1
Планируй
Изучение потребностей в медицинских знаниях. Определение реальных требований к знаниям, опрос практикующих врачей, анализ текущих дефицитов квалификации
2
Делай
Организация учебного процесса согласно выявленным потребностям, использование мультимедийных материалов, симуляторов, тренингов, кейсов и практических занятий
3
Проверяй
Анализ результатов тестирования, выявление недостатков теории и практики, аудит полученных знаний. Оценка применимости новых методик. Внедрение регулярного анализа слабых сторон образовательной программы и практической деятельности, выявление «узких мест»
4
Улучшение
Оптимизация процесса передачи знаний. Организация регулярных курсов повышения квалификации педагогов, направленных на развитие навыков педагогического мастерства и внедрения инновационных подходов в обучении. Разработка специализированных программ медицинской симуляции (учебные центры оснащаются современными медицинскими манекенами и виртуальной средой, позволяющими воспроизводить реальные клинические ситуации) и персональных QR-паспортов навыков (каждый врач получает индивидуальный QR-паспорт навыков, доступный через мобильное приложение, что позволяет оперативно обновлять компетенции и отслеживать уровень развития каждого сотрудника), позволяющих врачам развивать практические умения в условиях приближенных к реальной работе
5
Стандартизация
Создание единых стандартов освоения и оценки знаний, закрепление лучших практик в локальных нормативных актах учреждения
6
Трансляция медицинских практик
Масштабирование лучших медицинских практик. Постоянное обновление образовательных программ, включение вновь созданных эффективных решений в учебный процесс. Регулярная оценка результатов обучения и коррекция программы
Источник: составлено автором.

3. Цифровая платформа знаний с QR-«паспортом кадавра» и механизмом обратного трансферта знаний

Современная медицина переживает фундаментальные изменения, обусловленные переходом от традиционного лечения заболеваний к комплексному поддержанию здоровья населения. Важнейшей характеристикой текущего этапа развития системы здравоохранения является значительный прирост объема медицинской информации, приводящей к качественным изменениям механизмов принятия врачебных решений и управления здравоохранением в целом. Параллельно усиливается значение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), играющих ключевую роль в повышении качества и экономической эффективности оказываемой медицинской помощи.

Развитие современных ИКТ открывает принципиально новые перспективы для взаимодействия между всеми участниками медицинского процесса, существенно преобразив традиционные подходы к лечению и диагностике. Электронные медицинские карты (ЭМК), телемедицина, мобильные приложения, искусственный интеллект (ИИ) и другие цифровые решения создают условия для формирования единой цифровой среды, интегрирующей деятельность учреждений здравоохранения, а также медицинский университетов и формирующей новую парадигму предоставления медицинских услуг [32, C. 5-13; 33, C. 193-200; 34; 35, C. 17-28; 36].

Под медицинской экосистемой понимается совокупность взаимосвязанных субъектов медицинского рынка, объединенных целью комплексного удовлетворения потребностей пациентов в качественных медицинских услугах посредством цифровых платформ. Данная концепция включает процессы сбора, обработки и анализа клинической информации, выступающей основой для принятия обоснованных управленческих решений и оптимизации медицинских процедур [21, С. 4-32].

Медицинская экосистема выступает открытой системой, способствующей взаимодействию различных типов медицинских учреждений, производителей оборудования и лекарственных препаратов, страховых компаний, исследовательских центров, вузов и самих пациентов. Такое взаимодействие создает синергический эффект, повышая качество диагностики и лечения благодаря консолидации ресурсов и унификации подходов к обработке и интерпретации данных.

Особое внимание следует уделять способности медицинской экосистемы поддерживать накопление и распространение нового научного знания, что требует разработки специальных механизмов координации усилий ее участников. Это подразумевает открытость и взаимодополняемость подсистем, способность интегрироваться в общую структуру и свободно использовать сформированную базу знаний и опыта.

Цифровая трансформация здравоохранения осуществляется в тесной связи с развитием цифровой экономики. При этом перенос принципов функционирования бизнес-экосистем на сферу здравоохранения требует учитывать специфику самой отрасли, связанной с высокими рисками и строгими этическими нормами [21, С. 4-32].

Ключевым элементом цифровой трансформации медицинской экосистемы является интеграция в эту систему метода построения цифровых двойников, позволяющего моделировать состояния организма и предвидеть последствия медицинских вмешательств. Однако эффективное применение метода возможно лишь при условии параллельного развития вспомогательных экосистемных технологий, таких как электронные медицинские карты, большие данные, интернет вещей (IoT) и блокчейн-технологии.

Реализация концепции цифрового двойника требует интеграции разнородных источников первичной информации, что достижимо исключительно в рамках развитой цифровой медицинской экосистемы, способной аккумулировать и обрабатывать разнотипные данные.

На основе модели формирования уникальных компетенций в сфере медицинских технологий (табл. 1) и система управления трансфертом труднопередаваемых знаний в медицинских технологиях на основе цикла Деминга (рис. 2) представляется возможным разработать цифровую платформу знаний с QR-«паспортом кадавра» и механизмом обратного трансферта знаний в сфере медицинских технологий, являющуюся, по сути, цифровым двойником.

Модель цифровой платформы знаний с QR-«паспортом кадавра» предназначена для обеспечения сохранности и трансляции уникальных медицинских знаний и практического опыта, накопленных за годы исследований. Основа предлагаемой модели – методика присвоения специальным объектам и ресурсам уникальных QR-кодов, своеобразных «цифровых паспортов», содержащих полную историю возникновения, эволюцию, исследования и возможные способы применения данного ресурса.

Цифровая платформа знаний с QR-«паспортом кадавра» одновременно функционирует как:

- источник сохраняемых знаний и компетенций;

- средство идентификации и отслеживания материальных объектов медицинского назначения;

- механизм обратной передачи знаний и накопленного опыта;

- основа для развития и коррекции образовательных программ.

Объекты, подлежащие маркировке QR-кодами, включают образцы биологических тканей, препараты лекарств, медицинские устройства, исторические фотографии операций и уникальные случаи из клинической практики.

Суть концепции QR-«паспортов кадавра» состоит в следующем. Каждый физический медицинский ресурс, обладающий научной или учебной ценностью, маркируется особым QR-кодом, который служит ключом к соответствующим сведениям о нем. Все эти сведения хранятся централизованно на сервере платформы и связаны с самим объектом, обеспечивая прямой доступ к полному спектру информации по нему.

QR-коды выполняют сразу две важные роли:

1. Фиксируют индивидуальные характеристики и специфику каждого объекта, делая возможным его точное распознавание и идентификацию.

2. Связывают физические предметы с богатой цифровой инфраструктурой, состоящей из формализованной информации, необходимой для полноценной экспертизы и использования.

Такой подход кардинально улучшает механизмы учета, контроля и поддержания целостности информации о медицинских объектах, создавая мощный инструмент мониторинга и аналитики.

Механизм обратного трансферта знаний позволяет извлекать, сохранять и повторно применять уникальные компетенции, созданные предыдущими поколениями медицинских специалистов и исследователей. Используя данные, зафиксированные QR-кодами, специалисты способны восстановить недостающую информацию, восполнить пробелы в документах и обогатить существующие знания новыми наблюдениями и выводами.

Основные этапы этого процесса включают:

1. Выявление уникального объекта, нуждающегося в дополнительной фиксации.

2. Проведение исследований, сбор и оформление полной информации о нем.

3. Формирование качественной записи на платформе с использованием QR-кода.

4. Доступ к новым источникам знаний для последующих поколений специалистов.

Интеграция концептуально схожих компонентов создает полноценную модель цифрового двойника медицинского объекта или процесса. Каждый элемент приобретает свое цифровое отражение, синхронизированное с физической сущностью. Таким образом, появляется возможность следить за изменениями, тестировать гипотезы и предсказывать будущее поведение объекта, опираясь на прошлые события и эксперименты.

Использование цифровых двойников позволяет медикам улучшать диагностику, планировать профилактические мероприятия и разрабатывать персонализированные схемы лечения. Точная и детализированная информация, доступная через QR-коды, дополняет представление о конкретном объекте, что увеличивает точность принимаемых решений.

В основе цифровой платформы знаний с QR-«паспортом кадавра» служат три важнейших компонента:

1. Биоданные, т.е. хранилище генетической, физиологической и морфологической информации, связанной с изучаемым материалом.

2. Лог процедур, который включает историю обследований, операций, терапевтических мероприятий и реакций организма на медицинские вмешательства.

3. Оценка навыков, которая предполагает оценивание профессионализма медицинского специалиста, проверку правильности выполнения манипуляций и определение потребность в дополнительном обучении.

Используя специальные QR-метки, фиксируется вся необходимая информация о каждой единице биологически активных материалов (кадавера). К примеру, это могут быть органы доноров, ткани, клетки, фрагменты ДНК или микробиологические образцы. Вся эта информация доступна специалистам в режиме реального времени, помогая оптимизировать логистику, контроль запасов и эксплуатацию медицинских ресурсов.

Функционал системы включает:

- учет наличия и движения кадавер-материала;

- регистрацию заявок и договоров поставок;

- поддержку коммуникации между организациями и производителями;

- мониторинг состояния запасных частей и расходных материалов;

- интеграцию с финансовыми и бухгалтерскими службами;

- проведение статистического анализа и формирование отчетов.

Разработанная цифровая платформа знаний с QR-«паспортом кадавра» и механизмом обратного трансферта знаний способна обеспечить своевременное обновление образовательных программ, адаптируя их к современным требованиям и возможностям медицинской науки. Через встроенную систему мониторинга приобретенных навыков и компетенций можно точно определить, какой специалист нуждается в переподготовке или дополнительном обучении, что повысит общий профессиональный уровень медперсонала. Кроме того, сама платформа сможет автоматически формировать рекомендации по улучшению учебных курсов, используя методы машинного обучения и искусственного интеллекта для анализа накопленных данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цифровая трансформация современной медицины представляет собой сложный многоуровневый процесс, успех которого зависит от способности создавать эффективные и устойчивые цифровые платформы, способствующие росту доступности и качества медицинских услуг. При этом несмотря на все те преимущества, которые дает цифровизация, для медицины значение квалифицированных медицинских кадров, обладающих уникальными компетенциями, не только не снизится, но и будет только возрастать.

Предлагаемые в статье модель формирования уникальных компетенций в сфере медицинских технологиях и система управления бережливым трансфертом неявных знаний, основанная на цикле Деминга, ориентированы на интенсивное внедрение современных методов бережливого производства и менеджмент знаний. Разработанная цифровая платформа знаний, включающая оригинальный инструмент QR-«паспорт кадавра» и концепцию обратного трансферта знаний предлагает качественно новый подход к решению вопросов к формированию уникальных компетенций медицинских кадров.

[1] Всемирная инициатива CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate) – это международный проект по реформированию инженерного образования, запущенный в октябре 2000 г.


Источники:

1. Апарина Н. Ф., Липова Ю. С., Садкова Н. А., Затепякин О. А. Роль человеческого капитала в повышении инновационной активности персонала медицинских организаций // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 10. – c. 1092-1096.
2. Аракелова И. В., Качалов Д. Л., Соболева С. Ю., Соболев А. В. Человеческий капитал врача: медикоцентричная модель здравоохранения // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD\\\'2019: Материалы двенадцатой международной конференции Научное электронное издание, Москва, 01–03 октября 2019 года / Под общей ред. С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. – Москва: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. Москва, 2019. – c. 1096-1098.– doi: 10.25728/mlsd.2019.1.1096.
3. Ахметкул М. Особенности модели человеческого капитала в области медицины и факторы, влияющие на ее формирование. / Challenges of Science : Materials of International Practical Internet Conference, Almaty, Kazakhstan, 22 ноября 2018 года / Ответственный редакторы: Г.К. Касымова, Ж.Ә. Кәрбоз, Н.Ж. Артыкбаев. Том I. - Almaty, Kazakhstan: Institute of Metallurgy and Ore Beneficiation, Satbayev University, 2018. – 244-247 c.
4. Вороненко Ю. В., Минцер О. П., Иванов Д. Д. Современная философия трансфера знаний в последипломном медицинском образовании // Почки. – 2012. – № 2. – c. 15-16.
5. Герасимова С. В. Особенности применения клиентоцентричной концепции управления развитием человеческого капитала в современной медицине // Научный альманах. – 2024. – № 11-3. – c. 66-68.
6. Горский А. А. Профессиональные функции и компетенции работников медицинских общественных организаций // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2024. – № 4. – c. 855-858. – doi: 10.32687/0869-866X-2024-32-4-855-858.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Рязанцева Е.А., Филоненко Н.Ю., Крылова А.Д. Человеческий капитал и ресурс доверия в контексте групп и индивидов // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 61-72. – doi: 10.18334/eo.9.3.40845.
8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
9. Железнякова И. А., Серяпина Ю. В., Михайлов И. А. и др. Методологические подходы к внедрению системы контроля качества медицинской помощи в медицинских организациях // Медицинские технологии. Оценка и выбор. – 2020. – № 4. – c. 13-20. – doi: 10.17116/medtech20204204113.
10. Итинсон К. С., Чиркова В. М. Роль симуляционных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций будущих врачей // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – № 4. – c. 71-73. – doi: 10.26140/bgz3-2019-0804-0099.
11. Каширин А. И., Баранов Е. А., Каширин П. А. Диверсификация и уникальные технологические компетенции // Инновации. – 2019. – № 1. – c. 18-25.
12. Ковалев С. П., Арутюнов А. Т., Яшина Е. Р. и др. Виртуальное образование в медицине: организационные, методологические, экономические и правовые аспекты. - Москва : ООО Грифон, 2023. – 352 c.
13. Колесов О. О. Управление трансфертом знаний в медицинских технологиях: от классификации барьеров к разработке матрицы трансферта знаний // Лидерство и менеджмент. – 2025. – № 9. – doi: 10.18334/lim.12.9.123827.
14. Кульпанович О. А. Нематериальный актив здравоохранения - человеческий капитал. Оценка труда врачей. / К 100-летию белорусского здравоохранения и 75-летию здравоохранения Гродненской области : Сборник статей / Редколлегия: В.А. Снежицкий, М.Ю. Сурмач [и др.]. - Гродно : Гродненский государственный медицинский университет, 2019. – 53-58 c.
15. Кунаков Е. П. Применение новых подходов к циклу Деминга // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. – 2022. – № 1. – c. 61-70. – doi: 10.18503/1995-2732-2022-20-1-61-70.
16. Ланская Д. В., Бокий О. С. Таланты в здравоохранении: управление и качество медицинских услуг // Проблемы общества и экономики, основанных на знании: инновации и неоиндустриализация : сборник научных статей молодых исследователей : посвящается 100-летию ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»: Выпуск 12. – Краснодар : Кубанский государственный университет. Краснодар, 2020. – c. 4-14.
17. Макаров В. В., Волчик О. В. Особенности цифровой трансформации менеджмента бизнес-процессов предприятия на основе цикла Деминга // Экономика и качество систем связи. – 2024. – № 1. – c. 4-10.
18. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Кукина Е.Е., Черных А.В., Волкова О.А. Модели эволюции человеческого капитала в контексте формирования новой политической экономии // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 3051-3062. – doi: 10.18334/epp.13.8.118951.
19. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Назаренко В.С., Фурсова Н.В., Володина А.И. Устойчивое инновационное развитие, зеленая экономика и человеческий капитал: базисная триада государственной политики экономического развития регионов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6255-6274. – doi: 10.18334/epp.13.12.120516.
20. Марьина М. Г., Двуреченская А. С. Место культурологии в системе высшего медицинского образования // Общество: философия, история, культура. – 2017. – № 11. – c. 106-109. – doi: 10.24158/fik.2017.11.21.
21. Михеев А. Е. Перспективы создания цифровых медицинских экосистем в России: цифровые двойники и другие технологии, проблемы и подходы // Менеджер здравоохранения. – 2024. – c. 4-32. – doi: 10.21045/1811-0185-2024-S-4-32.
22. Павлов Ч. С., Ковалевская В. И., Литвинова Т. М., Волель Б. А. Модели медицинского образования: исторические аспекты, современное состояние, проблемы // Медицинская этика. – 2022. – № 3. – c. 44-50. – doi: 10.24075/medet.2022.051.
23. Прочко А. Л., Титова Е. В., Засурцев Г. В. Профессиональные виртуальные коллаборации врачей как способ накопления положительного человеческого капитала // Труды Института системного анализа Российской академии наук. – 2010. – № 1. – c. 82-92. – doi: 10.14357/20790279220108.
24. Рослякова Н. А. Ключевые аспекты развития экспорта медицинских услуг в России // Друкеровский вестник. – 2025. – № 2. – c. 117-127. – doi: 10.17213/2312-6469-2025-2-117-127.
25. Русина А. И., Калинин Е. М. Влияние цикла Шухарта-Деминга на формирование организационной культуры // Современные проблемы менеджмента : XVIII Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых: Санкт-Петербург, 10 апреля 2024 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ». Санкт-Петербург, 2024. – c. 665-677.
26. Старшинин А. В., Аксенова Е. И., Турзин П. С. и др. Инструменты оценки цифровых компетенций в зарубежных системах здравоохранения : систематический исследовательский обзор // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. – 2024. – № 4. – c. 153-161. – doi: 10.69541/NRIPH.2024.04.024.
27. Степанова А. П. Трансформация цикла Деминга в условиях цифровизации экономики // Маркетинг и логистика. – 2021. – № 3. – c. 68-78.
28. Стреналюк В. В. Креативные уникальные технологические компетенции научно-технических коллективов высокотехнологичных предприятий - основа инновационного развития промышленности // Друкеровский вестник. – 2018. – № 6. – c. 154-159.
29. Филатов В. В., Рамазанов И. А., Безпалов В. В., Федорук С. Ю. Управление качеством на основе цикла Деминга -Шухарта в условиях изменений // Журнал прикладных исследований. – 2022. – № 8. – c. 336-341. – doi: 10.47576/2712-7516_2022_8_4_336.
30. Хуторской А.В. // Эйдос. – 2002. – № 1. – c. 1. – url: https://khutorskoy.ru/books/2002/0423.htm.
31. Щенова С. Е., Букель Р. В. От пробных уроков к уникальным компетенциям // Аккредитация в образовании. – 2013. – № 8.
32. Hu D. Intelligent Medical Assistant Ecosystem: Basic Framework and Synergistic Innovation of Key Entities // В сборнике: Феномены медиа: социокультурная и философская реальность. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Санкт-Петербург, 01 декабря 2023 года, СПб. СПб., 2024. – c. 5-13.
33. Priyadharshini P., Ramganesh G. H., Isaac Pradeep Raj K. L. et al. MediAura – An AI-Driven Digital Healthcare Ecosystem for Seamless Medical Access // International Research Journal on Advanced Science Hub. – 2025. – № 7(03). – p. 193-200. – doi: 10.47392/irjash.2025.023.
34. Rocchetti C., Duffy Ch., Winter R. O., Hoffman M. Transforming the Ecosystem of Medical Education: Community-Engaged Medical Education (CEME) // Academic Medicine. – 2025. – doi: 10.1097/acm.0000000000006050.
35. Thavasimuthu R., Geethanjali D., Anitha T., Aruna M. Chapter 2 - Human computer interactive applications based on metaverse for medical ecosystem. / In: Metaverse Technologies in Healthcare; Rajesh Kumar Dhanaraj, Srishti Vashishtha, Malathy Sathyamoorthy, Balamurugan Balusamy, Korhan Cengiz (Eds). - Academic Press, 2024. – 17-28 p.
36. Tong A., See Ch. Informal and Formal Peer Teaching in the Medical School Ecosystem: Perspectives From a Student-Teacher Team // MIR Medical Education. – 2020. – № 6. – p. e21869. – doi: 10.2196/21869.

Страница обновлена: 02.11.2025 в 23:10:11

 

 

Unique competency model and management of the tacit knowledge transfer in medical technologies

Kolesov O.O.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 9 (September 2025)

Citation:

Abstract:
Currently, the problem of ensuring the medical industry’s need for highly qualified specialists with unique competencies necessary to work with new medical technologies is more acute than ever in the Russian Federation. Accelerating the pace of technological development necessitates the rapid dissemination of best practices among medical staff, which creates serious problems in the effective transfer of tacit knowledge. At the same time, the methods and tools that ensure the creation and transfer of unique professional competencies and medical knowledge, especially those that are tacit and difficult to formalize by traditional teaching techniques, remain insufficiently developed. The article proposes a unique competency model in the field of medical technology, as well as a management system for the lean transfer of tacit knowledge based on the Deming cycle. The author of the article has developed the concept of a digital knowledge platform with a unique mechanism called “QR cadaver passport” and a reverse knowledge transfer function, which provides an innovative approach to training and experience exchange in the field of medical technology. The article is of interest to academic staff of medical universities, heads of educational institutions, researchers involved in the problems of personnel training in medicine, developers of innovative approaches to education and personnel management, as well as anyone interested in improving the system of continuing professional education of doctors and specialists in related fields of healthcare.

Keywords: competency, medicine, medical knowledge, medical technology, implicit knowledge, educational process, learning, knowledge transfer, tacit knowledge, unique competency, knowledge transfer management, Deming cycle, digital platform

JEL-classification: D83, I19, I25, J24, M53

References:

Akhmetkul M. (2018). Features of the human capital model in the field of medicine and the factors influencing its formation Almaty: Institute of Metallurgy and Ore Beneficiation, Satbayev University.

Aparina N. F., Lipova Yu. S., Sadkova N. A., Zatepyakin O. A. (2018). Role of human capital in raising the innovative activity of medical personnel. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10). 1092-1096.

Arakelova I. V., Kachalov D. L., Soboleva S. Yu., Sobolev A. V. (2019). Human capital of a doctor: a medical-centric healthcare model Managing the development of large-scale systems. MLSD'2019. 1096-1098. doi: 10.25728/mlsd.2019.1.1096.

Drobot E.V., Makarov I.N., Pochepaev I.A. (2021). How companies can use human resources to achieve the Sustainable Development Goals. Leadership and management. 8 (1). 85-108. doi: 10.18334/lim.8.1.110932.

Drobot E.V., Makarov I.N., Ryazantseva E.A., Filonenko N.Yu., Krylova A.D. (2019). Human capital and trust resource in the context of groups and individuals. Leadership and management. 6 (2). 61-72. doi: 10.18334/eo.9.3.40845.

Filatov V. V., Ramazanov I. A., Bezpalov V. V., Fedoruk S. Yu. (2022). Quality management based on the Deming-Shewhart cycle in the face of change. Journal of Applied Research. 4 (8). 336-341. doi: 10.47576/2712-7516_2022_8_4_336.

Gerasimova S. V. (2024). Features of the application of the client-centered concept of human capital development management in modern medicine. Science Almanac. (11-3). 66-68.

Gorskiy A. A. (2024). The professional functions and competences of personnel of medical public organizations. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 32 (4). 855-858. doi: 10.32687/0869-866X-2024-32-4-855-858.

Hu D. (2024). Intelligent Medical Assistant Ecosystem: Basic Framework and Synergistic Innovation of Key Entities In: Media phenomena: socio-cultural and philosophical reality. Proceedings of the 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. 5-13.

Itinson K. S., Chirkova V. M. (2019). Role of simulation educational technologies in formation of professional competences of future doctors. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 8 (4). 71-73. doi: 10.26140/bgz3-2019-0804-0099.

Kashirin A. I., Baranov E. A., Kashirin P. A. (2019). Diversification and unique technological competences. Innovations. (1). 18-25.

Khutorskoy A.V. (2002). Key competencies and educational standards. Report at the Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education on April 23, 2002. Eydos. (1). 1.

Kolesov O. O. (2025). Knowledge transfer management in medical technologies: from barrier classification to the knowledge transfer matrix. Leadership and management. 12 (9). doi: 10.18334/lim.12.9.123827.

Kovalev S. P., Arutyunov A. T., Yashina E. R. i dr. (2023). Virtual education in medicine: organizational, methodological, economic and legal aspects Moscow: Grifon.

Kulpanovich O. A. (2019). Human capital as an intangible health asset. Estimation of doctors\' work Grodno: Grodnenskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet.

Kunakov E. P. (2022). Applying new approaches to the deming cycle. Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova. 20 (1). 61-70. doi: 10.18503/1995-2732-2022-20-1-61-70.

Lanskaya D. V., Bokiy O. S. (2020). Talents in healthcare: management and quality of medical services Problems of Knowledge-based Society and Economy: Innovations and Neoindustrialization: Collection of Scientific Articles by Young Researchers: Dedicated to the 100th Anniversary of Kuban State University. 4-14.

Makarov I.N., Drobot E.V., Kukina E.E., Chernyh A.V., Volkova O.A. (2023). Models of human capital development in the context of a new political economy. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (8). 3051-3062. doi: 10.18334/epp.13.8.118951.

Makarov I.N., Drobot E.V., Nazarenko V.S., Fursova N.V., Volodina A.I. (2023). Sustainable innovative development, green economy and human capital: the basic triad of the state policy of regional economic development. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6255-6274. doi: 10.18334/epp.13.12.120516.

Makarov V. V., Volchik O. V. (2024). Features of digital transformation of enterprise business process management based on the deming cycle. Ekonomika i kachestvo sistem svyazi. (1). 4-10.

Marina M. G., Dvurechenskaya A. S. (2017). Place of cultural studies in higher medical education. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. (11). 106-109. doi: 10.24158/fik.2017.11.21.

Mikheev A. E. (2024). Prospects for the creation of digital medical ecosystems in Russia: digital twins and other technologies, problems and approaches. Menedzher zdravookhraneniya. 4-32. doi: 10.21045/1811-0185-2024-S-4-32.

Pavlov Ch. S., Kovalevskaya V. I., Litvinova T. M., Volel B. A. (2022). The models of medical education: historical aspects, current condition and concerns. Meditsinskaya etika. 10 (3). 44-50. doi: 10.24075/medet.2022.051.

Priyadharshini P., Ramganesh G. H., Isaac Pradeep Raj K. L. et al. (2025). MediAura – An AI-Driven Digital Healthcare Ecosystem for Seamless Medical Access International Research Journal on Advanced Science Hub. (7(03)). 193-200. doi: 10.47392/irjash.2025.023.

Prochko A. L., Titova E. V., Zasurtsev G. V. (2010). Professional virtual collaborations of physicians as a human capital building. Trudy Instituta sistemnogo analiza Rossiyskoy akademii nauk. 72 (1). 82-92. doi: 10.14357/20790279220108.

Rocchetti C., Duffy Ch., Winter R. O., Hoffman M. (2025). Transforming the Ecosystem of Medical Education: Community-Engaged Medical Education (CEME) Academic Medicine. doi: 10.1097/acm.0000000000006050.

Roslyakova N. A. (2025). Key aspects of the development of medical services exports in Russia. Drukerovskij vestnik. (2). 117-127. doi: 10.17213/2312-6469-2025-2-117-127.

Rusina A. I., Kalinin E. M. (2024). The impact of the Shewhart-Deming cycle on the formation of organizational culture Modern problems of management: The 18th All-Russian Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists. 665-677.

Schenova S. E., Bukel R. V. (2013). From trial lessons to unique competencies. Akkreditatsiya v obrazovanii. (8).

Starshinin A. V., Aksenova E. I., Turzin P. S. i dr. (2024). Tools for assessing digital competencies in foreign healthcare systems: scoping review. Byulleten Natsionalnogo nauchno-issledovatelskogo instituta obschestvennogo zdorovya imeni N.A. Semashko. 28 (4). 153-161. doi: 10.69541/NRIPH.2024.04.024.

Stepanova A. P. (2021). Deming cycle transformation during economy digitalization. Marketing i logistika. (3). 68-78.

Strenalyuk V. V. (2018). Creative unique technological competencies of scientific and technical teams of high-tech enterprises are the basis for the innovative development of industry. Drukerovskij vestnik. (6). 154-159.

Thavasimuthu R., Geethanjali D., Anitha T., Aruna M. (2024). Chapter 2 - Human computer interactive applications based on metaverse for medical ecosystem Academic Press.

Tong A., See Ch. (2020). Informal and Formal Peer Teaching in the Medical School Ecosystem: Perspectives From a Student-Teacher Team MIR Medical Education. (6). e21869. doi: 10.2196/21869.

Voronenko Yu. V., Mintser O. P., Ivanov D. D. (2012). Modern philosophy of knowledge transfer in postgraduate medical education. Pochki. (2). 15-16.

Zheleznyakova I. A., Seryapina Yu. V., Mikhaylov I. A. i dr. (2020). Methodological approaches to the development of medical care quality control at medical organizations. Meditsinskie tekhnologii. Otsenka i vybor. (4). 13-20. doi: 10.17116/medtech20204204113.