Бенчмаркинг в оценке социально-экономической эффективности услуг театров

Сафиулин Р.А.1
1 Краевое государственное автономное учреждение культуры «Красноярский театр юного зрителя»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 9 (Сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83140569

Аннотация:
В настоящем исследования предлагается способ формирования однородных кластеров театров в интерпретации их деятельности в качестве услуг с целью оценки их состояния и потенциала роста социально-экономической эффективности. Объект наблюдения – театры, осуществляющие деятельность в области культуры и исполнительского искусства в Красноярском крае, доминирующего региона Сибирского федерального округа, третьего в России по числу государственных театров. Незначительные ограничения, установленные в ходе анализа данных, связаны с дефицитом сведений о деятельности частных театров, оказывающих услуги по показу спектаклей преимущественно в формате антрепризы. Территориальная выборка связана с последующим эмпирическим анализом данных в отношении коммерциализации услуг театров внутри сформированных кластеров с использованием бенчмаркинга. Применение кластеризации как метода группировки реализовано в пространственном и экономическом подходах. Первый характеризует потенциал зрительского охвата территории присутствия театра, второй – жанровую специализацию и первичный критерий коммерциализации, в качестве которого определена валовая доходность одного зрителя. Обоснована гипотеза выбора бенчмарка как субъекта «лучшей практики» выборочной совокупности однородных объектов в регионе эмпирического наблюдения. Предполагается, что предложенный подход интерпретации деятельности государственных театров как субъекта оказания услуг и использование внутригруппового бенчмарка позволит оценивать их экономическую эффективность и потенциал роста внебюджетных доходов как источника воспроизводства высококачественных театральных продуктов и сервисных услуг населению территории.

Ключевые слова: услуги театров, коммерциализация, экономическая эффективность

JEL-классификация: C30, C31, C32, D61



Введение

Театры являются широко распространённым видом исполнительского искусства, присутствуют в каждом регионе и определяют качество жизни населения территории. В концепции императива доступности культуры и согласно сводных данных федеральной статистики [14] в России на начало 2025 года работает свыше 650 государственных театров, в пространственной структуре которых преобладают региональные театры. Проект «Атлас культура.рф» [13] отображает в территориальном размещении большее число театров и включает некоторое незначительное число их частных институций.

Неравномерность экономического развития регионов, определяющая в том числе условия функционирования театров, характеризуется ограничениями зрительского охвата и платежеспособного спроса. Театры, испытывающие дефицит финансирования, нуждаются в расширении источников и способов привлечения материальных ресурсов, необходимых для воспроизводства театральных продуктов и повышения их качества. Наиболее уязвимой категорией являются субрегиональные театры, что демонстрируют и некоторые результаты настоящего эмпирического исследования.

Актуальным является поиск резервов роста экономической эффективности театров и качества оказываемых услуг через расширение их хозяйственной самостоятельности и коммерциализацию деятельности.

Бенчмаркинг является широко распространенным методом анализа данных и может быть применен для в отношении выбранного однородного сегмента, а именно театров региона наблюдения – Красноярского края.

Использование метода в эмпирическом исследовании предполагает необходимость применения кластерного подхода как метода группировки однородных экономических субъектов в отношении которых в сравнительном исследовании будет оценен потенциал экономической эффективности (коммерциализации).

Степень разработанности проблемы.

Современная экономическая наука на протяжении последних десятилетий отличается философским подходом к исследованию культуры, фокусируясь на обязательствах государства, что отмечается в работах В.Ю. Музычук [9], Д.Л. Морозовой [8] и Д.Е. Коновалова [6], которые сосредоточены на концептуальных вопросах культурной политики государства и справедливости ее целеполагания, результативности и финансирования. На макроуровне оценивает эффективность в сфере культуры преимущественно эконометрическими методами в дедуктивной логике доцент ВШЭ Е.М. Зеленская [3, 17], применившая кластерный анализ для группировки театров по показателям эффективности через метод главных компонент на страновом массиве данных.

На микроуровне методически исследованными, но недостаточно актуализированными являются подходы к нормированию затрат и ресурсов театральных процессов. Отдельные вопросы финансирования театральных проектов в сложной процедуре подготовки спектаклей высокого качества разных жанров, отличающихся длинными сроками окупаемости, и поиск внебюджетных источников рассматриваются З.А. Кравченко [7] и Д.Е. Коноваловым [5]. Спрос на исполнительской искусство был приоритетом ряда публикаций Ю.В. Автономова [2], А.Р. Ожеговой и Е.М. Ожегова [4].

В целом, в исследованиях сохраняется дефицит эмпирических исследований, позволяющих уточнить значимую статистику, выявить реальные резервы роста региональных театров.

Непопулярная в научной среде позиция представления театра в качестве экономического субъекта, оказывающего услуги, коммерциализация которых позволяет не только обеспечить хозяйственную самостоятельность, но и, как показывает практика, существенно расширить творческие границы в постановке спектаклей, повышая их качество, представлена в исследовании в логике современных подходов к развитию сферы услуг, систематизированных в работе Л. Б. Нюренбергер, О. А. Чистяковой, Ж. П. Шнорр [10].

Целью исследования является разработка методического подхода к формированию однородных кластеров региональных театров в интерпретации их деятельности как услуг для перспективной оценки их качества и социально-экономической эффективности в сравнительном анализе через бенчмарк.

В качестве гипотезы исследования предлагается перспективное использование опыта коммерциализации услуг Красноярского театра юного зрителя как субъекта «лучшей практики» (бенчмарка) выборочной совокупности однородных объектов в регионе эмпирического наблюдения.

Таким образом, в исследовании предлагается новый методический подход к перспективной оценке социально-экономической эффективности и качества услуг театров с помощью выборочных методов исследовании и сравнительного анализа эмпирических данных.

Материалы и методы.

В исследовании используются выборочные методы исследования, Объект пространственного наблюдения – театры Красноярского края. В работе используются данные статистики культуры региона, сведения из публичных отчетов учреждений культуры, открытая информация о деятельности частных субъектов в области оказания театральных услуг.

Анализ данных выполнен на основании открытых данных сводной статистической отчетности, подготовленной в соответствии с требованиями госстатистики [1], и дополнен внутренними материалами театров.

Исследовательские вопросы, на которые формируется ответ:

1. Как сформировать кластеры однородных театров объекта наблюдения?

2. Как выбрать бенчмарк для последующих исследований внутри кластеров и перспективной экстраполяции данных на схожие совокупности?

Предлагаема агрегация кластеров однородных театров основана на адаптированной к настоящему эмпирическому исследованию классификации услуг театров, которая ранее предложена автором для более крупной группы (кластера) объектов – театрально-зрелищных учреждений [11].

За основу группировки кластера предлагается взять специализированный подход по видам исполнительского искусства, определяющий субъектность театров (таблица1).

Таблица 1 - Классификация услуг театров. Предложено автором

Признак классификации
Вид и характеристика театрально-зрелищных услуг
Субъект
По видам исполнительского искусства
¾ Услуги по показу оперных, балетных и музыкальных спектаклей
Музыкальные театры
¾ Услуги по показу драматических спектаклей:
¾ для широкой аудитории
¾ для молодежной аудитории
Драматические театры
Молодежные театры
Антреприза
¾ Услуги по показу кукольных спектаклей
Кукольные театры
Сопутствующие услуги
¾ Розничная торговля сувенирной продукцией
¾ Услуги буфетного и ресторанного обслуживания зрителей
¾ Услуги по аренде стационарных помещений
Связанные услуги
¾ Услуги по организации проектной деятельности (в т.ч. в инфраструктуре креативного культурного кластера)
¾ Услуги по организации зрелищных мероприятий (фестивали, общественные, корпоративные и частные мероприятия)

Необходимость введения классификации связана с тем, что в статистической классификации услуги театров не классифицируются как услуги. Классификация вводится как детерминанта настоящего исследования, в котором театр рассматривается как поставщик услуг в области исполнительских искусств. Услуги театра реализуются при показе спектаклей и оказании сервисных услуг зрителю, коммерциализируются при продаже билетов на спектакли и иные мероприятия, продаже сувенирной продукции и товаров, аренды помещений, оказания услуг по организации, буфетного и ресторанного обслуживания. Группировка услуг на сопутствующие и связанные с основным видом, известна в международных стандартах аудита и адаптирована к объекту исследования.

В исследовании предлагается следующий алгоритм формирования кластеров однородных театров:

Этап 1. Анализ генеральной совокупности экономических субъектов государственного и частного секторов экономики, оказывающих услуги в области театральной деятельности.

Этап 2. Установление ключевых показателей социально-экономической эффективности при кластеризации (критерия коммерциализации).

Этап 3. Формирование однородных кластеров экономических субъектов.

Этап 4. Экономическое обоснование выбора бенчмарка внутри однородного кластера для проведения последующих выборочных исследований с перспективами экстраполяции позитивного опыта коммерциализации.

Описание генеральной совокупности (этап 1).

Экономические субъекты региона, оказывающие населению услуги в области исполнительских искусств (театральной деятельности), представлены государственными театрально-зрелищными учреждениями и небольшими частными театрами, не имеющими своих помещений для обслуживания зрителей (антреприза).

Театрально-зрелищные учреждения региона обладают внушительным имущественным комплексом, позволяющим оказывать услуги по показу спектаклей на собственных оборудованных площадках. В хозяйстве культуры существуют и учреждения, позволяющие использовать иные площадки ведомственной инфраструктуры для показа спектаклей вне стационарных помещений государственных театров. Ведомственная структура театрально-зрелищных учреждений Красноярского края, демонстрирующая особенности статистической группировки данных представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Ведомственная структура театрально-зрелищных учреждений Красноярского края на начало 2025 г. Составлено автором по данным [15]

Показатель
Число учреждений
Численность работников списочного состава на начало года – всего, чел.
Вместимость зрительного зала, мест
Численность зрителей, тыс. чел.
Краевые государственные театрально-зрелищные учреждения всего, из них
11
2443,00
6789,00
1417,70
Краевые государственные театры
10
1915
4601
1070,1
Красноярская краевая филармония
1
528
2188
347,6
Муниципальные театры
5
168
1129
126,3
Муниципальные творческие коллективы
5
185
0
275,7
Театры всего
15
2083
5730
1196,4
Концертные организации и самостоятельные коллективы всего
6
713
2188
623,3
Итого
21
2796
7918
1819,7

На 2025 год театрально-зрелищные учреждения Красноярского края представлены 15 театрами (из которых пять муниципальных), одной филармонией, пятью концертными организациями и самостоятельными коллективами.

В государственных театральных учреждениях занято свыше 2 тыс. человек, они обладают 5,7 тысячами оборудованных зрительских мест и по итогам 2025 года сформировали 1,2 млн зрительского охвата (примерно 40% населения Красноярского края).

Посещаемость мероприятий является традиционным маркером эффективности театрально-зрелищных учреждениях, что в статистике региона отражается свёрнуто по всему массиву кластера театрально-зрелищных учреждений (таблица 3).

Таблица 3 – Показатели оценки эффективности театрально-зрелищных учреждений Красноярского края. Составлено автором по данным [15]

Показатели программной эффективности
2022 г.
2023 г.
2024 г.
Число новых постановок, ед.
87
96
111
Количество проведенных мероприятий, ед.
6 715
7 455
9 166
Количество выездных мероприятий, ед.
1 653
1 589
1 478
Мероприятий на гастролях в России за пределами края, ед.
53
94
89
Мероприятий на гастролях за рубежом, ед.
60
13
10
Количество зрителей, тыс. чел.
1 647,2
1 756,5
1 819,7
Численность работников списочного состава, чел.
2 727
2 768
2 796
Артистический персонал, чел.
1 204
1 246
1 257
Художественный персонал, чел.
153
199
164

Показатели эффективности обычно дополняется маркерами ресурсной обеспеченности, свидетельствующими о потенциале качества услуг на стационарных площадках.

Совокупность указанных показателей относится скорее к маркерам качества услуг театров на уровне отрасли и ограничивает поиск резервов экономического роста через коммерциализацию.

В контексте индуктивной логики исследования применение укрупнённых маркеров эффективности не имеет экономического смысла и требует сепарации театров из совокупности театрально-зрелищных учреждений.

Первичный отбор театров региона, дополненный частными субъектами и сведениями об их хозяйственной самостоятельности, представлен в таблице 4.

Таблица 4 – Состав и структура театров Красноярского края на начало 2025 г. Составлено автором по материалам [15, 16]

Административное образование
Численность населения, тыс.чел.
Число театров, ед.
профессиональных государственных, всего
из них образованные в форме автономных учреждений, ед
частные театры
г.Красноярск
1198
5
5
5
г.Норильск
175
1
г.Ачинск
101
1
г.Железногорск
89
2
г.Канск
86
1


г Минусинск
72
1
г.Лесосибирск
59
1
г.Шарыпово
41
1
1
посёлок городского типа Мотыгино
7
1
городской поселок Северо-Енисейск
6
1
Итого
х
15
6
5

Театры региона максимально сконцентрированы в наиболее крупном городе (30%), а внутрирегиональные театры расположены в малых индустриальных городах.

Только один из них (муниципальный театр города Шарыпово) имеет автономию, распространённую у крупных театров региона.

Частные театры региона («Театр на крыше», Красноярский независимый театр современной драмы «Вспышка», «Отдельный театр» Андрея Пашнина, мим-театр «За двумя Зайцами» и театр «Крылья) не имеют собственных помещений и анализ их деятельности затруднён отсутствием публичных данных.

Установление ключевых показателей социально-экономической эффективности (критериев коммерциализации) при кластеризации (этап 2).

В таблице 5 систематизированы традиционные показатели посещаемости театров региона в динамике среднесрочного бюджетного планирования - 3 лет.

Таблица 5 – Динамика посещаемости театров Красноярского края в 2022-2024 гг. Составлено автором по материалам [15]

Театральное учреждение
Число мероприятий, проведенных собственными силами на своих площадках, ед
Вместимость зрительных залов, мест
Число зрителей на мероприятиях собственных площадок, тыс.чел
2022
2023
2024
2022
2023
2024
2022
2023
2024
Красноярский государственный театр оперы и балета
257
321
278
836
836
836
139
146
159
Красноярский музыкальный театр
314
336
344
820
820
820
138
149
154
Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина
423
495
552
598
649
749
118
138
138
Красноярский театр юного зрителя
261
374
372
468
415
459
67
43
40
Красноярский краевой театр кукол
612
634
620
120
120
120
40
40
40
Ачинский драматический театр
338
311
326
246
246
246
56
62
63
Канский драматический театр
209
264
246
250
250
250
39
37
36
Минусинский драматический театр
147
212
231
450
850
450
39
46
40
Мотыгинский драматический театр
116
97
95
70
70
70
7
6
6
Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского
348
385
386
601
601
601
112
124
131
Театр оперетты (ЗАТО г. Железногорск)
163
121
159
681
771
751
42
31
31
Театр кукол «Золотой ключик» (ЗАТО г. Железногорск)
174
162
183
88
88
88
16
10
10
Городской драматический театр «Поиск» (г. Лесосибирск)
106
94
115
90
90
100
9
9
11
Городской драматический театр (г. Шарыпово)
151
115
140
120
120
120
13
15
15
Северо-Енисейский драматический театр «Самородок»
-
42
70
1
Данные свидетельствуют об устойчивой тенденции неуклонного роста посещаемости, объективность которых является предметом дискуссий. В частности, в анализе данных государственных театров региона наблюдения выявлено ограничение, не позволяющее корректно использовать показатели посещаемости при оценке факторов коммерциализации. Установлено, что посещаемость не в полной мере определяет потенциал коммерческой выручки, что объясняется ценовой политикой билетного хозяйства, включая предоставление билетов без возмещения их полной или частичной стоимости отдельными категориями граждан. В результате некоторые театры дифференцируют коммерческую и некоммерческую вместимость зрительных залов. Результаты позитивной динамики показателей посещаемости объясняются необходимостью достижения плановых показателей для получения государственного финансирования.

Представленные показатели не являются исчерпывающими. В статистике культуры они дополняются показателями посещаемости на гастролях, иных мероприятиях и виртуальных площадках. В целом данная категория данных подлежит скептической переоценке и детализации в целях перспективном анализа. При этом посещаемость целесообразно рассматривать как показатель качества услуг и фактор формирования коммерческой выручки, что требует дополнительных данных для перспективного проведения когортного анализа зрительского охвата.

При выборе ключевых показателей эффективности (коммерциализации) необходимо приоритизировать показатель доходности услуг театра, что визуализировано на рисунке 1, где составлен рейтинг динамики коммерческой выручки театров за 2023 и 2024 год.

Рисунок 1 - Динамика абсолютного прироста поступлений от оказания платных услуг региональными театрами в 2023-2024 гг., млн.руб. Составлено автором по материалам [15]

Рейтинг ситуационной двухлетней динамики коммерческой выручки театров (рисунок 1) демонстрирует существенные разрывы выручки между театрами крупных городов (Красноярска и Норильска) и остальными территориями, что связано с общими условиями экономического развития географических сегментов присутствия театров.

Данная группировка не включает сведения о экономической деятельности частных театров (антрепризы), финансовая отчётность которых не отражена в открытых данных или подлежит сомнению. Представляется, что доходы данной категории несопоставимы с доходами государственных театров. Вместе с тем анализ данной группировки является предметом дальнейших исследований.

Дальнейшая кластеризация в пространственном и специализированном подходе требует уточнения метрик коммерциализации, в качестве которых выбрана средняя доходность на одного зрителя для обеспечения сопоставимости показателей.

Формирование однородных кластеров экономических субъектов (этап 3).

Формирование однородных кластеров экономических субъектов основано на количественном измерении числа театров, их специализации, пространственном размещения и формам собственности, что позволило отобразить его на рисунке 2.

Специализация театра
Оперы и балета
Кукольные театры
Драматические театры
Молодежные театры
Антреприза
Число театров
1
3
10
1
5
Размещение
г. Красноярск
г. Красноярск
г. Красноярск
г. Красноярск
г. Красноярск

г. Железногорск
г. Норильск

г. Ачинск

г. Железногорск

г. Лесосибирск

посёлок городского типа Мотыгино

г.Шарыпово

городской поселок Северо-Енисейск

Рисунок 2 – Генеральный кластер театров Красноярского края на начало 2025г. Составлено автором

Структура генерального кластера театров, систематизированная по укрупненным данным подлежит детализации для текущего и перспективного анализа сконструированных кластеров. В логике коммерциализаии услуг сопоставимось данных разных жанров и зрительского охвата представлена в валовой доходности одного зрителя соответствующего театра, рассчитанной по данным региональной статистики [15].

Результаты исследования.

Применение методического подхода к выборочным методам исследований для последующего сравнительного анализа эмпирических данных позволил сконструировать модели кластеров объекта наблюдения в пространственном и специализированном подходах. Апробация моделей представлена в таблицах 6 и 7.

В рамках пространственного подхода сформирован кластер театров региона (таблица 6). Кластер сгруппирован по однородным признакам и включает в себя 2 группы больших и малых городов, а также ключевые метрики первичного анализа данных, основанном на средней валовой доходности одного зрителя. Валовая доходность одного зрителя в первичном анализе данных используется как критерий коммерциализации и представляет собой частное от деления валовых доходов от оказания платных услуг театрами по отношению к численности зрителей.

Таблица 6 – Первичная оценка коммерциализации услуг театров Красноярского края в пространственном подходе по состоянию на 2025 г. Составлено автором по данным [15, 16]

Театр
Численность населения, тыс.чел.
Численность работников списочного состава на начало года – всего, чел.
Численность зрителей, тыс. чел.
Доходы от оказания платных услуг, тыс.руб.
Средняя доходность одного зрителя, руб.
Кластер крупных городов региона
Красноярский театр юного зрителя
1198
195
98
116768
1189
Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского
1198
590
194
195284
1007
Красноярский музыкальный театр
1198
311
182
135490
746
Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина
1198
217
160
118084
738
Красноярский краевой театр кукол
1198
75
61
25149
414
Итого

1388
695
590775
851
Кластер малых городов региона
Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского
175
140
138
65399
474
Ачинский драматический театр
101
114
79
16766
211
Театр оперетты (ЗАТО г. Железногорск)
89
89
66
15248
232
Театр кукол «Золотой ключик» (ЗАТО г. Железногорск)
89
31
29
5339
183
Канский драматический театр
86
88
72
14388
201
Минусинский драматический театр
72
151
78
18410
238
Городской драматический театр «Поиск» (г. Лесосибирск)
59
19
14
6269
438
Городской драматический театр (г. Шарыпово)
41
18
16
6213
396
Мотыгинский драматический театр
7
34
9
1796
204
Северо-Енисейский драматический театр «Самородок»
6
11
1
444
317
Итого

695
502
150270
299

Сформированный кластер является базой первичной оценки и сравнительных исследований региональных театров с театром-бенчмарком внутри группы на исследуемой территории. Обращает на себя внимание тот факт, что кластер малых городов состоит исключительно из государственных драматических театров со статистической доходностью более чем в два раза ниже театров крупных городов.

Специализированный кластер является развитием первого подхода и представлен в таблице 7.

В специализированном подходе сформировано три кластера: музыкальных, драматических и кукольных театров. Кластер драматических театров региона является самым ёмким и включает в себя 10 театров, районированных по территории региона.

Данный кластер является ключевым для последующих исследований, поскольку он является однородным и включает театры, которые можно определить в качестве бенчмарка.

Таблица 7 – Первичная оценка коммерциализации услуг театров Красноярского края в специализированном подходе по состоянию на 2025 г. Составлено автором по данным [15, 16]

Театр
Численность работников списочного состава на начало года – всего, чел.
Численность зрителей, тыс. чел.
Доходы от оказания платных услуг, тыс.руб.
Средняя доходность одного зрителя, руб.
Кластер 1 Музыкальные театры
Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского
590
194
195284
1007
Красноярский музыкальный театр
311
182
135490
746
Театр оперетты (ЗАТО г. Железногорск)
89
66
15248
232
Итого по музыкальным театрам
990
441
346022
784
Кластер 2 Драматические (и молодежные) театры
Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина
195
98
116768
1189
Красноярский театр юного зрителя
217
160
118084
738
Итого по драматическим театрам крупных городов
412
258
234852
910
Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского
140
138
65399
474
Городской драматический театр «Поиск» (г. Лесосибирск)
19
14
6269
438
Городской драматический театр (г. Шарыпово)
18
16
6213
396
Северо-Енисейский драматический театр «Самородок»
11
1
444
317
Минусинский драматический театр
151
78
18410
238
Ачинский драматический театр
114
79
16766
211
Мотыгинский драматический театр
34
9
1796
204
Канский драматический театр
88
72
14388
201
Итого по драматическим театрам малых городов
575
407
129683
319
Итого по драматическим театрам
987
665
364535
548
Неуточненная группировка – частные театры
Х
Х
Х
Х
Кластер 3 Кукольные театры
Театр кукол «Золотой ключик» (ЗАТО г. Железногорск)
31
29
5339
183
Красноярский краевой театр кукол
75
61
25149
414
Итого по кукольным театрам
106
90
30488
339

Согласно данным сформированного рейтинга доходности в качестве бенчмарка коммерциализации могут быть два театра:

¾ Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина, у которого отмечается максимальная абсолютная доходность по итогам 2024 года в размере 118 млн.руб. и зрительская доходность (1,2 тыс.руб. на каждого зрителя);

¾ Красноярский театр юного зрителя с аналогичным уровнем абсолютной доходности и зрительской доходности в 0,7 тыс.руб.

Аргументация в пользу выбора бенчмарка связана не только с достижением показателей доходности, но и с доступностью внутренней информационной базы по деятельности театра при реализации задач повышения коммерческой эффективности, к которым относится уникальная проектная деятельность молодежного театра, включенного в данный кластер.

Кроме того в данный кластер вошли частные театры, которые остаются плохо объясненной статистической категорией.

Заключение

В исследовании обоснован методический подход к перспективной оценке социально-экономической эффективности и качества услуг театров с помощью выборочных методов исследовании и сравнительного анализа эмпирических данных (бенчмаркинга).

В частности получены следующие результаты:

Разработан алгоритм кластеризации однородных театров для последующего анализа данных в логике бенчмаркинга

В качестве инструмента кластеризации предложена новая классификация услуг театров, которая в интерпретирует их деятельность как субъекта достижения экономической эффективности через коммерциализацию основных (по видам исполнительского искусства), связанных и сопутствующих услуг.

Сконструированы и апробированы модели кластеров театров в пространственном и специализированном подходах на материалах статистики объекта наблюдения – театров Красноярского края.

Введен критерий коммерциализации (первичное данные оценки экономической эффективности) при кластеризации – валовая доходность одного зрителя.

Эмпирически подтверждена гипотеза выбора бенчмарка в последующих сравнительных исследованиях на детализированных данных о факторах формирования доходов однородных кластеров. В отношении эмпирически установленного бенчмарка (молодежный театр) это кластер драматических и молодежных театров.

Одновременно, первичный кластерный анализ демонстрирует, что бенчмарк музыкальных и кукольных театров в генеральной совокупности объекта наблюдения не может быть установлен и предполагает дополнительное моделирование.

Использование опыта театра-бенчмарка в перспективных исследованиях на уровне обоснованной выборки (кластера) позволит экстраполировать выводы на иные схожие совокупности в достижении роста качества и социально-экономической эффективности региональных театров. При этом показатели коммерциализации услуг театров являются метриками экономической эффективности деятельности драматических театров, которая расширяет возможности повышения качества театральных продуктов через рост ресурсов их воспроизводства.

Благодарности.

Автор выражает благодарность за научное руководство к.э.н., доценту О.П. Горячевой.


Источники:

1. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 16 сентября 2022 г. № 641 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью театров, концертных организаций, самостоятельных коллективов, цирков, цирковых коллективов» (с изменениями и дополнениями). Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 25.06.2025).
2. Автономов Ю.В. Эластичность спроса на исполнительское искусство по цене и доходу: основные результаты эмпирических исследований // Журнал новой экономической ассоциации. – 2012. – № 2(14). – c. 135-138.
3. Зеленская Е.М. Эффективность в сфере культуры: кластерный анализ социально-экономических показателей деятельности российских театров // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2018. – № 1. – c. 8-25. – doi: 10.15826/vestnik.2018.17.1.001.
4. Ожегова А.Р., Ожегов Е.М. Оценка функции спроса на театральные постановки: эмпирический анализ // Журнал новой экономической ассоциации. – 2018. – № 1(37). – c. 87-110. – doi: 10.31737/2221-2264-2018-37-1-4.
5. Коновалов Д.Е. Проблемы финансирования музыкальных театров в регионах России. / В сборнике статей: Культурологические записки. - Москва: Государственный институт искусствознания, 2024. – 139-150 c.
6. Коновалов Д.Е. Целеполагание и результативность государственной культурной политики России // AlterEconomics. – 2025. – № 2. – c. 240-258. – doi: 10.31063/AlterEconomics/2025.22-2.4.
7. Кравченко З.А. Современные тенденции финансирования театрального искусства в России и за рубежом // Гуманитарное пространство. – 2020. – № 3. – c. 285-295.
8. Морозова Д.Л. Театр и государство: экономические обоснования субсидирования. / Монография. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Мир науки», 2022. – 138 c.
9. Музычук В.Ю. Культура в логике рынка: факты VS мифы. / Монография. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2025. – 424 c.
10. Нюренбергер Л.Б., Чистякова О.А., Шнорр Ж.П. Эволюция подходов к исследованию состояния и развития сферы услуг // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 3. – c. 1603-1618. – doi: 10.18334/epp.15.3.122699.
11. Антонец В.Г., Белов П.С., Бессарабова А.А., Бровченко О.А., Василенко В.Г., Верич Ю.Л., Волкова Т.А. и др. Трансформации социально-экономического пространства России и стратегии территориального развития: экономические, институциональные, экологические проблемы и механизмы их решения. / Монография. - Самара: ПНК, 2025. – 388 c.
12. Архипов А.Е., Биттер Н.В., Ляшенко С.В., Нюренбергер Л.Б., Петренко Н.Е., Севрюков И.Ю., Чистякова О.А. Современный региональный рынок услуг: проблемы функционирования, драйверы развития. / Монография. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2025. – 181 c.
13. Атлас Культура.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/atlas/krasnoyarskiy-kray/cultural/theaters (дата обращения: 25.08.2025).
14. Статистические данные по видам учреждений культуры, искусства и образования. АИС «Статистика» ГИВЦ Минкультуры России. [Электронный ресурс]. URL: https//stat.mkrf.ru/indicators/ (дата обращения: 25.08.2025).
15. Сводные статистические данные по видам учреждений культуры и образования. Центр кадров культуры. [Электронный ресурс]. URL: https://educentre.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=143 (дата обращения: 25.08.2025).
16. Население Красноярского края. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://24.rosstat.gov.ru/folder/32970 (дата обращения: 25.08.2025).
17. Zelenskaya E., Shakina E. The Efficiency of the Performing Arts: Evidence from Data Envelopment Analysis for Russian Theaters // Journal of Arts Management Law and Society. – 2023. – № 5. – p. 273-290. – doi: 10.1080/10632921.2023.2273442.

Страница обновлена: 02.11.2025 в 23:10:10

 

 

Benchmarking in assessing the economic efficiency of theater services

Safiulin R.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 9 (September 2025)

Citation:

Abstract:
This study suggests a way to form homogeneous clusters of theaters in interpreting their activities as services in order to assess their condition and the potential for socio-economic efficiency growth. The object of observation is theaters operating in the field of culture and performing arts in the Krasnoyarsk Territory, the dominant region of the Siberian Federal District and the third Russian region by the number of state theaters. The minor limitations identified during the data analysis are related to the lack of information about the activities of private theaters working as non-repertory companies. The territorial sample is connected with the subsequent empirical data analysis of the theater services commercialization within the formed clusters using benchmarking. The clusterization as a grouping method is implemented in spatial and economic approaches. The first approach characterizes the audience coverage potential of the theater\'s territory, the second one characterizes genre specialization and the primary criterion of commercialization, which determines the gross profitability of one viewer. The hypothesis of choosing a benchmark as the subject of the best practice of a sample set of homogeneous objects in the region of empirical observation is substantiated. It is assumed that the proposed approach to interpreting the activities of state theaters as a service provider and using an intra-group benchmark will make it possible to assess their economic efficiency and the growth potential of off-budget revenues as a source of reproduction of high-quality theatrical products and services to the regional population.

Keywords: theater services, commercialization, economic efficiency

JEL-classification: C30, C31, C32, D61

References:

Antonets V.G., Belov P.S., Bessarabova A.A., Brovchenko O.A., Vasilenko V.G., Verich Yu.L., Volkova T.A. i dr. (2025). Transformations of Russia's socio-economic space and territorial development strategies: economic, institutional, environmental problems and mechanisms for their solution Samara: PNK.

Arkhipov A.E., Bitter N.V., Lyashenko S.V., Nyurenberger L.B., Petrenko N.E., Sevryukov I.Yu., Chistyakova O.A. (2025). The modern regional market of services: problems of functioning, drivers of development Barnaul: Altayskiy gosudarstvennyy universitet.

Avtonomov Yu.V. (2012). Elasticity of demand for performing art at price and income: basic results of empiric research. The Journal of the New Economic Association. (2(14)). 135-138.

Konovalov D.E. (2024). Problems of financing musical theaters in Russian regions Moscow: Gosudarstvennyy institut iskusstvoznaniya.

Konovalov D.E. (2025). Russian cultural policy: goal-setting and outcomes. AlterEconomics. 22 (2). 240-258. doi: 10.31063/AlterEconomics/2025.22-2.4.

Kravchenko Z.A. (2020). Current trends in theatrical art financing in Russia and abroad. Gumanitarnoe prostranstvo. 9 (3). 285-295.

Morozova D.L. (2022). Theater and the state: economic justifications for subsidies Moscow: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Izdatelstvo «Mir nauki».

Muzychuk V.Yu. (2025). Culture in the logic of the market: facts VS myths Saint Petersburg: Aleteyya.

Nyurenberger L.B., Chistyakova O.A., Shnorr Zh.P. (2025). The evolution of approaches to the study of the service sector. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (3). 1603-1618. doi: 10.18334/epp.15.3.122699.

Ozhegova A.R., Ozhegov E.M. (2018). Estimation of demand function for performing arts: empirical analysis. The Journal of the New Economic Association. (1(37)). 87-110. doi: 10.31737/2221-2264-2018-37-1-4.

Zelenskaya E., Shakina E. (2023). The Efficiency of the Performing Arts: Evidence from Data Envelopment Analysis for Russian Theaters Journal of Arts Management Law and Society. 53 (5). 273-290. doi: 10.1080/10632921.2023.2273442.

Zelenskaya E.M. (2018). Performance in cultural sphere: cluster analysis of socio-economic performance indicators of russian theatres. Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 17 (1). 8-25. doi: 10.15826/vestnik.2018.17.1.001.