Результативность и эффект контрольно-надзорной деятельности в контексте экономической безопасности: цена вопроса

Лев М.Ю.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук, Сектор экономической безопасности

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83089853

Аннотация:
Рассматривается теория и практика применения эффекта, как оценки эффективности контрольных мероприятий по видам деятельности, так и оценка в отношении самих органов, осуществляющих контрольную деятельность. Законодательно принятая реформа контроля при проведении контрольно-надзорной деятельности коренным образом изменила подход к проведению проверок. Вместо ранее существовавшей системы традиционного контроля, заключавшейся в планировании, поиске и наказании за нарушение установленных требований, в практику деятельности контрольных органов вошли превентивные методы: профилактические визиты; предупреждения. Введены новые цели и ключевые показатели, ставшие своеобразными индикаторами экономической безопасности. Проведён анализ работы контрольно-надзорной деятельности как по контрольным органам, так и по проводимой ими работы по наиболее массовым видам мероприятий за период действия нового контрольного закона и соответствующих изменений в нормативно-правовой практике, связанных с принятием основного закона. Анализируются показатели по видам контрольно-надзорных мероприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с начала действия нового законодательства по контролю. На основе проведенного анализа показателей деятельности контрольных органов представлены выводы и предложения по совершенствованию законодательства, имеющие практическую значимость при оценке экономической целесообразности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Результаты исследования могут быть востребованы органами законодательной и исполнительной власти при формировании и совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в условиях новой экономической модели на современном этапе

Ключевые слова: эффект и эффективность контроля, экономическая безопасность, индикативные показатели видов контроля, ключевые значения контроля

JEL-классификация: H110, H560, А130



Введение. Реформа государственного контроля, базирующаяся на фундаменте правового законодательства, закреплена в новом законе, который заложил основу не только для профилактических посещений и предупреждений в отношении подконтрольных лиц, но и для определения результатов контрольной деятельности самих контрольных органов. В отношении органов, осуществляющих контрольную деятельность введены оценки их деятельности, эффективность проводимых контрольных мероприятий в соответствии с федеральным законом о контроле, далее Закон о контроле [2].

Оценки эффективности и результативности контроля (надзора), с принятием Закона о контроле перестала ориентироваться на поиск нарушений и неотвратимость жестких санкций в применении мер административной ответственности. Мероприятия по контролю в новых условиях принятого Закона должны осуществляться в случае недостаточности или неэффективности мер профилактики в виде предупреждений и превентивных посещений.

Главным посылом оценки эффективности контрольной деятельности, стал тренд на определение результативности в зависимости от достигнутого уменьшения риска причинения вреда (ущерба) при проведении контрольных мероприятий, то есть, не сумма ущерба, а уменьшение риска. Риск-ориентированный подход как главный базис контроля в Законе о контроле должен провести дифференциацию мероприятий в зависимости от уровня рисков обязательных требований и объектов: жесткий, мягкий [14; 15]. По мнению Заместителя Председателя Правительства РФ – Руководителя Аппарата Правительства РФ, консолидированные усилия контролирующих органов и предпринимателей позволили реализовать идею риск-ориентированного подхода в государственном контроле и обеспечить баланс между эффективным контролем и комфортными условиями для ведения бизнеса [27].

Определение рисков по сути означает переход от четких, фиксированных индикаторов экономической безопасности к более гибким и менее определенным формам, где отсутствуют строгие границы и санкции за их нарушение. Более того, за весь период существования нормативно-правовых документов: указов, законов, концепций, стратегий, связанных с прохождением максимальных индикаторов экономической безопасности, таких как инфляция, доходы населения, снижение уровня образования, науки, культуры, здравоохранения и других последствий не произошло [11; 13; 16; 20]. Целью корректировки индикаторов экономической безопасности в сторону их увеличения было предотвращение ситуаций, когда кто-либо мог бы быть наказан за превышение установленных ранее максимальных значений.

В то же время следует отметить, что в настоящее время у органов контроля (надзора) отсутствуют существенные стимулы к реализации профилактических мер: посещений, предупреждений. Насколько эффективно будет деятельность таких контрольных мероприятий и результативность деятельности государственных служб при осуществлении государственного и муниципального контроля покажет время. Не войдет ли в практику и теоретическое обоснование осуществляемых контрольных мероприятий подмена понятий «эффективность» и «результативность» и не получится ли так, что осуществляемый государственный контроль по-прежнему останется основным инструментом контроля, несмотря на очевидные попытки изменить ранее существовавшую систему. Не получится ли как с введением Новой экономической политики (НЭПа) в начале прошлого века, когда бизнесу на протяжении нескольких лет предоставлялась возможность немного увеличить экономический рост, «нажить прибыльный жирок», чтобы затем под выгодным предлогом изъять полученные дополнительные доходы в пользу государства. По мнению отдельных исследователей для повышения эффективности работы и понижения уровня экономических преступлений, как фактора экономической безопасности, необходимо соблюдение определенных требований:

– проведение оперативно розыскных мероприятий, направленных на предотвращение экономических преступлений;

– привлечение к административной и уголовной ответственности граждан, совершивших противоправные действия в экономической сфере [23].

Разумеется, при соблюдение таких требований государственный контроль при профилактических визитах будет малоэффективен. В научных исследованиях эффективность государственного контроля с ведением Закона о контроле недостаточно освящена. Так, например, эффективность контрольных мероприятий рассматривается через призму отдельных составляющих контрольных мероприятий, в их числе:

– вопросы профилактики нарушений в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предлагается рассматривать через информирование (ст. 46) как самого первого профилактического мероприятия для оценки его эффективности [29];

Целью исследования является проведение научно-экспертной оценки контрольно-надзорной и лицензионной деятельности в РФ в соответствие с Распоряжением Секретаря Совета Безопасности РФ от 25.02. 2025 № А21-11-рсб в части подготовки:

– оценки состояния контрольно-надзорной и лицензионной деятельности (ежегодные затраты федерального, региональных и местных бюджетов на осуществление контрольно-надзорной деятельности);

– анализа эффективности принятых мер по реформированию контрольно-надзорной деятельности;

– предложений по совершенствованию эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования предложений по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности для органов законодательной и исполнительной власти при формировании единой политики государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации в целях реализации задач обеспечения экономической безопасности.

Теоретико-правовое обеспечение эффективности контрольно-надзорной деятельности. В соответствие с Национальным стандартом качества [10] [1] п. 3.7.10 под эффективностью понимается соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами и п. 3.7.11 результативность применяется как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов [2].

Оценка деятельности контрольных (надзорных) органов определена ст. 30 Закона о контроле, осуществляемая по каждому виду контроля на основе системы показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а именно [21]:

– ключевые показатели видов контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба), включая уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) по отраслям и сферам деятельности;

– индикативные показатели видов контроля, по мониторингу контрольной (надзорной) деятельности, включая анализ, выявления проблем и определения причин их возникновения;

– определение степени устранения риска причинения вреда (ущерба) посредством объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов и установления уровня вмешательства в деятельность контролируемых лиц.

Следует отметить, что ключевые показатели по видам контроля и их целевым значениям для различных видов федерального государственного контроля (надзора) утверждаются положениями на основе соответствующих постановлений Правительства РФ по отраслям, в которых в одних и тех же разделах представлены ключевые показатели [6]. Например, в сфере средств массовой информации в разделе VIII. ключевой показатель государственного надзора рассчитывается как отношение количества объектов контроля по категории риска (по состоянию на конец отчетного года), к общему количеству объектов контроля (КП), рассчитываемое по формуле:

КП= ООР

Где,

КП – ключевой показатель;

ОР – количество объектов контроля;

О – общее количество объектов контроля.

При этом, также во всех отраслях в положениях о контроле, утвержденных, соответствующим постановлением Правительства РФ в Разделах VIII. расчет целевого показателя определяется как ежегодное снижение значения ключевого показателя на 1,0% [5]. Ключевые показатели и целевые значения по региональным и муниципальным субъектам утверждаются соответствующими исполнительными и представительными органами власти. При этом, согласно ст. 30, п. 7 Закона о контроле не допускается установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве: проведенных профилактических мероприятий; контрольных (надзорных) мероприятий; нарушений; контролируемых лиц, привлеченных к ответственности; размере (количестве) штрафов, наложенных на контролируемых лиц в соответствии с правовым законодательством по административной ответственности.

Отметим, что в Законе о контроле основной акцент сделан не на проведение контрольных проверок, а на их смещение в сторону профилактических мероприятий нарушения обязательных требований, стимулирование добросовестности контролируемого лица, учет усилий контролируемого лица по соблюдению обязательных требований до проведения контрольных (надзорных) мероприятий, внедрение в полном объеме системы управления рисками, оценка качества контрольной (надзорной) деятельности по показателям причинения вреда охраняемым законом ценностям, а тем более не по количеству выявленных нарушений. Таким образом проведение законодательных инициатив в практику контрольной (надзорной) деятельности означает их формализацию, в частности:

– дифференциация обязательных требований в зависимости от отнесения объекта контроля к категории риска;

– учет критериев добросовестности контролируемого лица;

– использование индикаторов риска;

– использование проверочных листов;

– использование дистанционного мониторинга;

– использование независимой оценки как альтернативного механизма оценки соблюдения обязательных требований;

– использование страхования как альтернативного механизма оценки соблюдения обязательных требований;

– использование оценки саморегулируемыми организациями в отношении своих членов как альтернативного механизма оценки соблюдения обязательных требований [15, с. 148].

В соответствии с мнениями ряда исследователей, чьи работы были положены в основу Аналитического доклада НИУ «ВШЭ» [15], Закон содержит прямые отсылки к процедурам оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия. Практическая реализация данных процедур, как свидетельствуют результаты, оказалась недостаточно эффективной. Соответственно, по мнению этих авторов следует прогнозировать пролонгацию практик во многом имитативного проведения [8]. Вместе с тем появилось новое введение в Законе о контроле, принятое в ст. 60, п. 2 при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами, о причинении вреда (ущерба) или непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) обороне страны и безопасности государства [3]. Таким образом, в Законе о контроле отражена новелла, связанная с безопасностью. При этом, согласно пункту 4.17 статьи 4, положения Закона о контроле при осуществлении мероприятий по контролю за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны/безопасности государства и п. 5, 10 при обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и некоторых других не применяются. Также не применяются действия при осуществлении выборочного контроля, предусмотренные ст. 69. Выборочный контроль при проведении контроля по месту хранения, применения и реализации продукции (товаров), представляющее собой инструментальное обследование в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству, при котором контролируемые лица не уведомляются [19]. В соответствии со ст. 74. «Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)» при мониторинге безопасности если выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба), принимаются различного рода решения от проведения внеплановой проверки, объявление предостережения, до выдачи предписания об устранении нарушения.

Анализ эффективности контрольных мероприятий. В контексте настоящего исследования под термином – экономическая эффективность следует понимать – показатель, рассчитываемый как соотношение полученных результатов деятельности при проведении контрольных мероприятий государственным органом или контролируемым лицом (инспектором) при осуществлении контрольных (надзорных мероприятий). То есть, экономическая эффективность – это получение максимальных данных или прибыли при минимальных затратах на контроль и профилактику.

В Сводных докладах вместо показателя эффективности, установленного Законом, используется показатель «эффект». На первый взгляд, разница кажется незначительной, как будто это просто сокращенная форма или иной взгляд на то же самое понятие. Для обеспечения точности и избежания нерелевантных обсуждений, обратимся к экономическим словарям:

– эффект – впечатление, произведенное кем или чем-либо [28];

– эффект – впечатление, производимое на кого-либо или средство, прием для создания определенного впечатления, иллюзии чего-либо [30].

Стоит обратить внимание на то, что в современной российской энциклопедии, сформированной научно-редакционным советом из 83-х академиков РАН, нет слов «эффект» и «эффективность». Возможно поэтому подобное стало причиной того, что авторы Сводных докладов 2021-2024 гг. прибегли к толкованию «эффективности» как «эффекта» [7].

Иными словами, в то время как экономическая эффективность – это реальный результат, «экономический» или «театральный» эффект служит инструментом для имитации эффективности, которой на самом деле не существует. Когда реальная эффективность отсутствует, происходит подмена понятий, порождая иллюзию хорошо организованной и результативной работы контрольных мероприятий.

Рассмотрим набор показателей эффективности и эффекта по результатам контрольных мероприятий, представленных в Сводных докладах, которые начинаются с эффекта, то есть представления значимости. Так, эффект мероприятий с выявленными нарушениями по основанию «Индикатор риска» вырос в 2024 г. до 87,3% (на 11% больше, чем в 2023 г.), что свидетельствует как о повышении эффективности применения разработанных индикаторов риска, так и дисциплиной ведения Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий [27, с. 14].

Таблица 1. Эффект проведенных контрольных мероприятий, %

№№
Контрольные мероприятия
2021
2022
2023
2024

Группа оснований
Эффект
Доля/Эффект
Эффект
Эффект
1
Плановые
-
29,8/55,6
65,5
78,8
2
Внеплановые, в т.ч.
-
70,2/-
41,9
64,7
2.1
Программа проверок
-
31,6/14,9
19,8
29,1
2.2
Поручение Президента России
-
24,1/39,2
38,4
49,8
2.3
Жалобы
-
17,1/-
64,6
69,2
2.4
Проверка предписания
-
15,9/31,7
55,0
60,3
2.5
Индикаторы риска
-
0,2/42,0
76,6
87,3
2.6
Требования прокурора
-
1,9/48,2
51,4
63,1
2.7
Сведения (факты) о нарушениях
-
-/38,7
51,9
83,1
2.8
Поручение Правительства России
-
-/29,0
57,9
74,0
2.9
Иные основания
-
9,1/36,5
67,0
95,1

Итого
-
-/37,8
47,4
66,5
Источники: составлено автором по материалам докладов [12; 24-27].

Как видно из таблицы 1, несмотря на регламентированные требования п. 8 ст. 30 о ежегодном представлении органами контроля (надзора) при формировании отчета по видам контроля сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях видов контроля до 2023 г., они либо не представлялись, что маловероятно, либо не обобщались в сводной отчетности.

В 2022 г. показатели были систематизированы в таблицу как основа для проведения проверок и представлены не как эффект, а как доля, в последующие годы отображён показатель – эффект. То есть, вместо показателей эффективности и результативности деятельности контрольных органов в Сводном докладе представлялись не предусмотренные Законом о контроле показатели эффекта. Следует подчеркнуть, что показатель эффективности впервые появился в Сводном отчете в 2023 г. и сохранился в 2024 г., при этом показатель «эффекта» также публиковался параллельно. Сохранение показателя «эффекта» в Сводных докладах, как видно из таблицы 1, позволяет утверждать о ежегодном положительном росте примерно на 10,0-15,0 пп (процентных пункта) всех видов и групп оснований контрольных мероприятий. То есть, вместо эффективности и результативности, вследствие подмены эффекта, создается впечатление хорошей работы контрольных мероприятий по реализации Закона о контроле в части контрольно-надзорной деятельности.

Так, благодаря введению в Сводный доклад показателя «эффект» в 2024 г. нарушения выявлены в 250,6 тыс. контрольных (надзорных) мероприятиях, что составило примерно 66,5% всех мероприятий. Для сравнения в 2023 г. показатель по «эффекту» составил 47,4%, или на 19,1 пп. Отметим, что эффект по плановым контрольным мероприятиям выше чем по внеплановым на 14,1 пп. Более высокий эффект показывают контрольные (надзорные) мероприятия федеральных органов контроля (надзора).

Таблица 2. Эффект проведенных контрольных мероприятий по уровню и виду, %

Уровень / Вид мероприятия

2020

2022

2023

2024
Изменение эффекта
2024 к 2023
Эффект
Эффект
Эффект
Эффект
Федеральный
66,1
66,9
56,0
76,7
+20,7
плановое
-
-
66,3
79,1
+12,8
внеплановое
-
-
49,7
76,2
+26,5
Региональный
31,0
31,3
31,4
46,4
+15,0
плановое
-
-
43,2
65,4
+22,2
внеплановое
-
-
31,3
46,4
+15,1
Муниципальный
2,9
1,8
41,2
68,6
+27,4
плановое
-
-
26,1
85,7
+59,6
внеплановое
-
-
41,4
68,6
+27,2
Итого
-
-
46,8
66,5
+19,7
Источники: составлено автором по материалам докладов [12; 24-27].

Из таблицы 2 видно, что в 2021-2022 гг. в Сводных докладах отсутствуют детализация по уровням контроля на плановые и внеплановые проверки. Вместе с тем, общий показатель, вне зависимости от федерального, регионального, муниципального приведен как доля: плановые проверки – 29,8%; внеплановые – 70,2%. При этом данные об уровнях контроля и планируемом характере контрольных мероприятий на 2021 г. не приводятся; данные за 2021 г. представлены в Сводном докладе за 2022 г. [26, с. 23]. Как видно из таблицы наибольший эффект в 2024 г. наблюдался по проведенным проверкам федерального уровня – 76,7%, что на 27,7 пп больше, чем в предыдущем 2023 г. В 2024 г. плановые проверки составили 79,1% или на 12,8 пп больше, чем в 2023 г., но при этом рост числа внеплановых проверок – 76,2% в 2024 г., выше на 26,5 пп по сравнению с 2023 г. На региональном уровне доля плановых проверок в 2024 г. на 22,2 пп выше, чем в 2023 г., а на муниципальном уровне на 59,6 пп больше в 2024 г., в сравнении с 2023 г. Следует в очередной раз подчеркнуть, что приведенные данные это эффект, а не эффективность контрольных мероприятий.

В таблице 3 представлен показатель «эффект» по видам контрольных мероприятий.

Таблица 3. Эффект проведенных контрольных мероприятий по виду, %


2021
2022
2023
2024

Вид мероприятия
Эффект
Доля/Эффект
Доля/Эффект
Эффект
Изменение эффекта 2024 к 2023
Контрольная закупка
-
0,34/-
4,14/93,2
98,9
+5,7
Мониторинговая закупка
-
0,01/-
0,01/41,4
95,8
+54,4
Документарная проверка
-
14,98/-
11,62/58,2
75,9
+17,7
Инспекционный визит
-
8,21/-
14,72/38,0
67,6
+29,6
Рейдовый осмотр
-
0,45/-
0,57/54,9
66,7
+11,8
Выездная проверка
-
74,86/-
67,61/44,3
50,7
+6,4
Выборочный контроль
-
1,15/-
1,33/20,7
35,9
+15,2
Итого
-

-/ 46,8
66,5
+19,7
Источники: составлено автором по материалам докладов [12; 24-27].

Как видно из таблицы 3 среди контрольных мероприятий в 2024 г. также, как и в 2023 г. наибольший эффект представлен по виду – контрольные закупки. Эффект по этому виду нарушений в 2024 г. составил 98,9% против 93,2% прошедшего 2023 г., что на 5,7 пп больше. Вместе с тем самый большой рост эффекта составили в 2024 г. мониторинговые закупки, в размере 95,8%, что на 54,4 пп выше чем в 2023 г. Очевидно, что эффективность мониторинговых закупок не может быть высокой вследствие затраченных средств на их проведение, но с точки эффекта безусловно результат впечатляющий.

Отметим, что из 87 упоминаний по тексту Сводного доклада за 2024 г. словосочетаний эффективность и эффект принадлежит словам:

– 69 эффекту;

– 18 эффективности;

– 185 долям (доля, доли).

При этом эффективность не приводится как показатель, ее использование в тексте доклада носит исключительно характер фразы в аспекте эффекта, а именно:

– повышение эффективности надзора [27, с. 7];

– разделение данных необходимо для анализа эффективности [27, с. 9];

– повышение эффективности применения разработанных индикаторов риска [27, с. 14];

– эффективные проверки бюджетных учреждений [27, с. 5];

– эффективная работа [27, с. 79] и т.д.

При обсуждении эффективности, эффект рассматривается как количественный/качественный индикатор, показатель оценки результативности.

С началом составления первого Сводного доклада за 2021 г. неудивительно, что в разделе 3. «Система оценки и управления рисками, оценка эффективности и результативности деятельности органов контроля» указано, что система показателей результативности и эффективности деятельности органов контроля состоит из двух видов показателей:

– ключевых показателей вида контроля;

– индикативных показателей вида контроля [24, с.17].

Далее в Сводном докладе за 2021 г. более подробно разъясняется, что подразумевается и как характеризуются ключевые показатели вида контроля и индикативных показателей вида контроля. На этом оценка результативности и эффективности контрольных органов исчерпана.

В соответствии со ст. 1 Закона о контроле, государственный контроль и муниципальный контроль должны обеспечивать достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, связанных с нарушениями обязательных требований. Ключевой показатель вида контроля должен отражать уровень безопасности в конкретной сфере, на которую распространяется вид контроля, а также необходим для расчета эффективности и результативности контрольных мероприятий.

Таблица 4. Показатели для расчета экономической эффективности

Контрольные органы
2021
2022
2023
2024


Кол-во инспек- торов
на
начало/
на конец
года, чел.
Доля прове-
рок с
нару-
шен.,
%/
ключе-
вой показ.
да/нет
Кол-во инспек- торов
на
начало/
на конец
года, чел.
Доля прове-
рок с
нару-
шен.,
%/
ключе-
вой показ.
да/нет
Кол-во инспек- торов
на
начало/
на конец
года, чел.
Доля прове-
рок с
нару-
шен.,
%/
ключе-
вой показ.
да/нет
1
2
3
4
5
6
7
8
Федеральный уровень:
- пожарный надзор;
-
-
/
нет
12661/
12659
44,92/
нет
11360/
11425
/
нет
- санитарно-эпидемиологический надзор;
-
-
/
да
9581/
10226
67,29/
нет [3]
7223/
7013
/
да
- земельный надзор
-
-
/
да
4586/
4662
83,87/
да
4165/
4023
/
нет
- контроль за ККТ*****
-
-
/
нет
3713/
3870
93,66/
нет
2953/
2849
/
да
- трудовой надзор;
-
-
/
да
2179/
2111
66,13/
да
2085/
1982
/
да
- экологический контроль
-
-
/
нет
1983/
2007
52,30/
нет
1692/
1555
/
нет
- ветеринарный контроль
-
-
/
да
1448/
1377
70,81/
да
1217/
1180
/
да
-лекарственный контроль
-
-
/
нет
720/
719
6,92/
да
478/
437
/
да
-строительный надзор
-
-
/
да
261/
248
34,25/
да
-/
-
/
нет
Региональный уровень:
- лицензионный контроль по управлению многоквартирными домами;
-
-
-
-
47,5/
-
-
13,14/
-
- государственный жилищный надзор;
-
-
-
-
45,1/
-
-
4,96/
-
Муниципальный контроль:
- жилищный контроль:
-
-
-
-
18,1/
-
-
1/
-
- земельный контроль
-
-
-
-
67,6/
-
-
96,3/
-
Примечание: ***** контрольно-кассовая техника;

– в графе 6 представлено значение ключевого показателя: да/нет означает достигнуто/не достигнуто.

Источники: составлено автором по материалам докладов [12; 24-27].

Согласно опубликованным в Сводном докладе за 2021 г. при расчете ключевых показателей целевые значения достигнуты только в отдельных сферах деятельности: по отдельным группам объектов контроля в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты. Данных о количестве инспекторов в контрольные органы федерального, регионального, муниципального уровнях и данных по доле проверок с нарушениями ключевых показателей в Сводном докладе за 2021 г. не представлены.

В Сводном докладе за 2022 г. ключевые показатели частично выполнены службой пожарного надзора, которая при целевом значении ключевого показателя по снижению на 3% тяжести возможных последствий пожаров на различных категориях защищаемых объектов выполнила его по 10 категориям объектов, в том числе: в сфере образования: детский отдых; здравоохранение; организация досуга и не достигла его по 6 категориям объектов. Не представлены в Сводном докладе за 2022 г. данные по выполнению ключевых показателей:

– на федеральном уровне (по контролю за применением контрольно-кассовой техники, экологическому контролю, контролю по лекарственным средствам);

– на региональном уровне (лицензионный контроль по управлению многоквартирными домами, государственный жилищный надзор);

– на муниципальном уровне (жилищный контроль и земельный контроль).

В 2022 г. целевые значения ключевых показателей считались выполненными, если фактические значения были ниже плановых. Например, по санитарно-эпидемиологическому надзору достигнуты целевые показатели по заболеваемости инфекционными болезнями (1307,25 против 1352,39), пищевым отравлениям (1,27 против 1,89) и паразитарным болезням (128,76 против 210,03) на 100 тыс. населения. Это свидетельствует об изменении вектора эффективности: теперь учитывается общий эффект от проверок, включая профилактику и предупреждение, а не только прямые доходы бюджета от проверенных объектов и результаты на одного инспектора.

Важно понимать, что данный подход не предполагает включения в оценку деятельности контрольно-надзорных органов таких количественных показателей, как число выданных предписаний, доля субъектов, нарушивших обязательные требования, или процент устраненных нарушений. Вопрос стоит иначе: можно ли считать эти ключевые показатели отражением экономической эффективности? Или же термин «эффективность» в ст. 30 Закона о контроле следует заменить другим понятием, либо вовсе исключить. В качестве альтернативы предлагается переформулировать название ст. 30, оставив в нем только «Оценка деятельности контрольных (надзорных) органов».

Обращает на себя внимание, что в графе 6 таблица 4 за 2023 г., в котором представлены значения ключевых показателей, как «да/нет», означающих достижение целей, то есть «достигнуто/не достигнуто» из девяти органов, осуществляющих контроль указано «нет» – в четырех, в том числе в двух – частично достигнуто. Частично достигнуты целевые значения ключевых показателей по следующим федеральным органам контроля:

– Федеральный государственный пожарный надзор – ключевой показатель по группам объектов значительной, средней и умеренной категорий риска;

– Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) – 3 ключевых показателя, в том числе:

– количество людей, заболевших инфекционными болезнями;

– количество людей, заболевших паразитарными болезнями;

– количество людей, пострадавших при пищевых отравлениях;

По следующим службам информация отсутствует или ключевой показатель не достигнут:

– Федеральная налоговая служба – выполнение ключевого показателя по контролю за применением контрольно-кассовой техники (ККТ) в Сводном докладе за 2023 г. отсутствует;

– Федеральный государственный экологический контроль (надзор) – ключевой показатель не достигнут в результате ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий.

В графе 8 таблица 4 за 2024 г. из девяти органов, осуществляющих контроль указано нет – в четырех, в том числе в двух – частично достигнуто, в органах федерального контроля при пожарном контроле, земельном контроле.

Поскольку как не может быть рыба второй свежести, означающей в контексте произведения известных авторов авантюрного романа ХХ века с главным героем произведения – «великим комбинатором» возможно не свежей, а вероятней всего протухшей. Так не может при достижении ключевых целей показатель оценки контрольной деятельности быть частично достигнутым. Показатель может быть «да» – достигнутым или «нет» – не достигнутым. Частично достигнутый показатель, это как рыба второй свежести, а в контексте Сводного доклада за 2023 г. свидетельствует о великом комбинаторстве авторов, представивших доклад и долгой жизни, и народной памяти литературного персонажа.

Хотя нормативный документ требует включения установленных показателей в Сводный доклад, таблица 4 свидетельствует о том, что они представлены не в полном объеме [4; 22].

Таблица 5 отражает финансовые результаты деятельности контрольных служб, а именно суммы утверждённых и уплаченных штрафов по итогам проверок.

Таблица 5. Административные штрафы, утверждённые

отдельными органами контроля, тыс. руб.

Виды контроля (надзора)
2020
2021
2022
2023
2024

Сумма нало-женного
штафа/
взыскан-
ного
Сумма нало-женного
штафа/
взыскан-
ного
Сумма нало-женного
штафа/
взыскан-
ного
Сумма нало-женного
штафа/
взыскан-
ного
Сумма нало-женного
штафа/
взыскан-
ного
1
2
3
4
5
6
пожарный надзор
-/-
-/-
-/-
1294283/
757351
1031312/
657903
санитарно-эпидемиологический
контроль (надзор)
-/-
-/-
-/-
525623,4/
337895,4
612236/
354583
контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства
-/-
-/-
-/-
1179170/
1010709
1410348/
1228145
ветеринарный контроль (надзор)
-/-
-/-
-/-
57306/
37465
112161/
60201
контроль (надзор) в области защиты прав потребителей
-/-
-/-
-/-
-/-
85603/
51721
контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств
-/-
-/-
-/-
3991/
3991
2735/
2715
экологический контроль (надзор)
-/-
-/-
-/-
314998,4/
188099,4
375551/
205002
земельный контроль (надзор)
-/-
-/-
-/-
88119,5/
82725,5
158842/
78147
контроль (надзор) за ККТ
-/-
-/-
-/-
76911,5/
40552,0
531893/
266786
Примечание: ***** контрольно-кассовая техника; в графе 6 представлено значение ключевого показателя: да/нет означает достигнуто/не достигнуто.

Источники: составлено автором по материалам докладов [12; 24-27].

Как следует из таблицы 5, в Сводных докладах за период 2020-2022 гг. не было опубликовано сведений об утверждённых и взысканных штрафах. Как упоминалось ранее, штрафные санкции согласно Закону о контроле не являются основной целью работы контрольных органов в ходе проверки и надзорных мероприятий. Тем не менее в Сводных докладах за 2023-2024 гг. опубликованы данные о суммах, утверждённых и взысканных административных штрафов. Даже если такие данные не следует относить к результатам эффективности деятельности контрольных органов, эффект впечатляет. Из восьми видов контроля только по одному виду контроля – государственному контролю в сфере обращения лекарственных средств – суммы утверждённых и взысканных штрафов совпадают.

В отличие от пожарного надзора и контроля за ККТ, при которых сумма утверждённого штрафа в 2024 г. ниже на 20,3%, чем в 2023 г., по другим видам контроля сумма утверждённых штрафов, в среднем выше чем в 2023 г. при:

– санитарно-эпидемиологическим контроле – на 16,5%;

– контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства – на 19,6%

– ветеринарном контроле – на 95,7%;

– экологическом контроле (надзор) – на 19,2%;

– земельном контроле (надзоре) – на 80,3%.

При реализации видов контроля (табл. 5) разница между утверждёнными и уплаченными административными штрафами составляет:

– пожарный надзор – 1,7 раз в 2023 г., 1,6 раз в 2024 г.; при сокращении утверждённых штрафов в 2024 г. против 2023 г. на 20,3%, взысканных на 13,1%;

– по остальным видам контроля:

– санитарно-эпидемиологический контроль – 1,6 раз в 2023 г., в 2024 г., 1,7 раз, при увеличении утверждённых штрафов в 2024 г. против 2023 г. на 16,5%, взысканных на 4,9%;

– контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства – 1,2 раз в 2023 г., в 2024 г, 1,1 раз, при увеличении утверждённых штрафов в 2024 г. против 2023 г. на 19,6%, взысканных на 21,5%;

– ветеринарный контроль – 1,5 раз в 2023 г., в 2024 г, 1,9 раз, при увеличении утверждённых штрафов в 2024 г. против 2023 г. на 95,7%, взысканных на 60,7%;

– контроль (надзор) в области защиты прав потребителей – за 2023 г. данные отсутствуют; за 2024 г. – 1,7 раз;

– экологический контроль (надзор) – 1,7 раз в 2023 г., в 2024 г. 1,8 раз, при увеличении утверждённых штрафов в 2024 г. против 2023 г. на 19,2%, взысканных на 9,0%;

– земельный контроль (надзор) – 1,1 раз в 2023 г., в 2024 г. 2,0 раза, при увеличении утверждённых штрафов в 2024 г. против 2023 г. на 80,3%, взысканных меньше на 5,5%;

– контроль (надзор) за ККТ – 1,9 раз в 2023 г., в 2024 г, 2,0 раза, при увеличении утверждённых штрафов в 2024 г. против 2023 г. в 6,9 раза, взысканных в 6,6 раза.

В результате анализа теории нормативно-правовой контрольно-надзорной деятельности в части обеспечения, предложенных целевых ключевых показателей, предлагается осуществить разработку единых «Методических рекомендаций по формированию перечня ключевых показателей и их оценку в системе контрольно-надзорной деятельности» с дифференциацией по конкретным органам контроля различных уровней: федерального, регионального, муниципального.

Резюмируем проведённый анализ:

– несмотря на то, что Закон о контроле не допускает установления ключевых показателей по видам контроля на основе количественных показателей, включая штрафы, такой расчёт осуществляется, но не в качестве ключевых показателей и целей. Данный расчёт необходим для определения эффективности работы контрольных служб;

– разница между утверждёнными и уплаченными административными штрафами свидетельствует как о некачественной работе по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий, так и об отсутствии надлежащего контроля за уплатой в бюджет утверждённых административных штрафов со стороны контролирующих органов.

Заключение

Проведение контрольных мероприятий стало носить социально-значимый характер, направленный на обеспечение благ всех членов общества, при котором сумма изъятых денежных средств, полученных за счет нарушения обязательных требований, завышения цен не имеет значения [1; 17]. Но какую пользу принесёт такая эффективность бюджету и, в конечном счёте, населению? Не ударит ли этот новый вектор по населению, которому придётся платить дополнительные налоги, чтобы компенсировать выпадающие бюджетные средства? Принцип сообщающихся сосудов действует и здесь: если где-то что-то прибывает, то где-то обязательно убывает. Обеспечение высокого уровня комфорта и социально значимых условий жизни требует финансовых вложений. Это выражается в увеличении стоимости жилья, росте тарифов на коммунальные услуги (электричество, газ) и введении платы за доступ к парковым зонам с пляжами и бассейнами. В результате, такая политика приведет к тому, что комфортное проживание станет доступным исключительно для обеспеченных слоев населения, в то время как менее обеспеченные граждане будут вынуждены переместиться на окраины мегаполиса.

Каков порядок действий контрольно-надзорных органов при выявлении отсутствующих или некорректно оформленных ценников на товары в организациях розничной торговли [18]. Только от профилактического визита или предупреждения руководителям торговли справедливость не восстановится, так как покупатели уже приобрели продукты по завышенным ценам, суммы, которых им никто не возместит. Можно безнаказанно обманывать потребителей, нарушая правила торговли, получая взамен извинения, при отсутствии возмещения понесенного ущерба. Но не будут ли действия инспекторов, осуществляющих контрольные мероприятия в виде профилактических визитов и предупреждений очередным витком коррумпированности органов контроля. При осуществлении контрольных мероприятий, когда для бизнеса может быть угроза как уголовная, так и экономическая в виде возмещения ущерба, при профилактических мероприятиях всегда можно договориться. У бизнесмена один доход, карманов много, и в худшем случае он может расстаться с половиной во время профилактического визита. А экономическая эффективность деятельности контрольных органов может подождать, важно отчитываться о проведённых профилактических визитах и проводить мониторинг взаимоотношений бизнеса и населения о положительной работе контрольных органов.

[1] Документ изменен 25.10.2016 на ГОСТ Р N ИСО 9000-2015.

[2] Примечание – термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО для системы менеджмента.


Источники:

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2025). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=510549&dst=100001#A5zGwrUmmkEq6ZwO1 (дата обращения: 25.07.2025).
2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 28.12.2024) \О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации\» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=496567&dst=100001#PhR3FsUG7pDxaP141 (дата обращения: 28.07.2025).
3. Федеральный закон от 28.12.2024 N 540-ФЗ \О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=494826&dst=100001#T04SYsU81D0KV134 (дата обращения: 30.07.2025).
4. Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 N 2041 (ред. от 13.02.2024) \Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в РФ\. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=469887&dst=100010#vclA9kUDiC51JKYV (дата обращения: 27.07.2025).
5. Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1020 (ред. от 16.12.2021) «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389416/651cc1138ddd14843a91f2993f53139c53c0f84e/ (дата обращения: 28.07.2025).
6. Положения о федеральном государственном контроле (надзоре), относящиеся к сфере применения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=403246&dst=100791#aM0oYsU4ej8W44cm (дата обращения: 30.07.2025).
7. Большая Российская энциклопедия. Том 35. - Москва: БолРосЭнц, 2017. – 799 c.
8. Василевская М.М., Казанцев К.И., Шепелева О.С. Качество проведения оценки регулирующего воздействия в России: что показывает сплошной анализ текстовых данных?. / Центр перспективных управленческих решений. - М.: ЦПУР, 2021.
9. Геннадий Малкин. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/author/2279-gennadij-malkin (дата обращения: 25.07.2025).
10. Гост р исо 9000-2015. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения: 29.07.2025).
11. Гуров М. П., Фролова О. В. Угрозы экономической безопасности России в условиях санкционной политики недружественных ей государств // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2023. – № 2. – c. 75–83.
12. Доклад Минэкономразвития России за 2020 г. об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля. [Электронный ресурс]. URL: https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/kont/reportl20kont.pdf?ysclid=m9wklngth408716894 (дата обращения: 14.04.2025).
13. Еркеев И. Х. Экономическая безопасность государства в новых геополитических условиях // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. – 2023. – № 2. – c. 17–21.
14. Калинина А. Деятельность контрольно-надзорных органов должна носить не карательный, а предупредительный характер. [Электронный ресурс]. URL: https://opora.ru/news/aleksandrkalinin-deyatelnost-kontrolno-nadzornykh-organov-dolzhny-nosit-ne-karatelnyy-a-predupredit.html (дата обращения: 28.07.2025).
15. Плаксин С.М., Абузярова И.А. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад — 2020–2021. / Российский союз промышленников и предпринимателей; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021.
16. Кутуев М. И. Анализ эффективности государственного контроля для реализации стратегии экономической безопасности // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 1. – c. 38-51. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.01.05.006.
17. Лев М.Ю. Правовые вопросы ценообразования и государственного регулирования цен. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 153 c.
18. Лев М.Ю. Ценообразование. / учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: ООО «Издательство «Юнити-Дана», 2013. – 720 c.
19. Лев М.Ю. Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 447-466. – doi: 10.18334/eo.10.2.100903.
20. Лев М. Ю., Казанцев С. В. Цены, инфляция и безопасность общества. - Москва: ООО \Первое экономическое издательство\, 2024. – 230 c.
21. Лев М.Ю. Оценка состояния контрольно-надзорной деятельности на федеральном и региональном уровнях в аспекте социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2025. – № 4. – c. 881-900. – doi: 10.18334/ecsec.8.4.123205.
22. Лев М. Ю. Экспертная оценка состояния контрольно-надзорной деятельности на федеральном и региональном уровнях в контексте экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2025. – № 7. – doi: 10.18334/ecsec.8.7.123629.
23. Овсийчук В. Я., Овсийчук В. В. Повышение эффективности финансового контроля как способ обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Академии управления и производства. – 2022. – № 1. – c. 104-112.
24. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации в 2021 году. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/d7300f6fc00ed1118638ad58fb4e7d1f/svodnyy_doklad_o_gosudarstvennom_kontrole_nadzore.pdf (дата обращения: 19.04.2025).
25. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/svodnyy_doklad_o_gosudarstvennom_kontrole_nadzore_municipalnom_kontrole_v_rossiyskoy_federacii_za_2022_god.html?ysclid=md5zt6b0ss576300990 (дата обращения: 14.04.2025).
26. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2023 год. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/2DNnx6TUMbQCQOPU5Q6koVdJkIFEAirX.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
27. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации в 2024 году. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/XqE8QwFSdipVDxrREBGeefeH6AUfNFNv.pdf (дата обращения: 02.06.2025).
28. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – Чудинов А.Н., 1910. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/275494?ysclid=mdr6r8vynz769150518 (дата обращения: 30.07.2025).
29. Тулаева К. В. Эффективность профилактических мероприятий в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (в контексте ПМЭФ 2023) // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2023. – № 3. – c. 75-79.
30. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/275494?ysclid=mdr6r8vynz769150518 (дата обращения: 30.07.2025).

Страница обновлена: 28.10.2025 в 21:52:29

 

 

Performance and effect of means of control and supervision in the context of economic security: the issue price

Lev M.Yu.

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 8 (August 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the theory and practice of applying the effect of evaluating the effectiveness of control measures by type of activity and the control bodies themselves. The legally adopted reform of control in the means of control and supervision has fundamentally changed the approach to conducting inspections. Instead of the previously existing system of traditional control, which consisted in planning, searching and punishing violations of established requirements, preventive methods have entered into the practice of the control bodies. They are preventive visits and warnings. New goals and key indicators have been introduced, which have become unique indicators of economic security. The article analyzes the means of control and supervision both for control bodies and for their work on the most widespread types of events during the period of the new control law and the corresponding changes in regulatory practice related to the adoption of the basic law. The article analyzes indicators by types of control and supervisory measures at the federal, regional and municipal levels since the beginning of the new control legislation. Based on the analysis of performance indicators of control bodies, the article presents conclusions and suggestions for improving legislation that are of practical importance in assessing the economic feasibility and effectiveness of control and supervisory activities. The results of the study may be in demand by legislative and executive authorities in the formation and improvement of the means of control and supervision in the context of a new economic model at the present stage.

Keywords: control effect and effectiveness, economic security, indicative indicators of control types, control key values

JEL-classification: H110, H560, А130

References:

The Great Russian Encyclopedia. Volume 35 (2017).

Erkeev I. Kh. (2023). Economic security of the state in the new geopolitical conditions. Obschestvo, pravo, gosudarstvennost: retrospektiva i perspektiva. (2). 17–21.

Gurov M. P., Frolova O. V. (2023). Threats to Russia's economic security under the sanctions policy of unfriendly states. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta voysk natsionalnoy gvardii. (2). 75–83.

Kutuev M. I. (2024). Analysis of the effectiveness of control and supervisory measures for the implementation of the economic security strategy. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 5 (1). 38-51. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.01.05.006.

Lev M. Yu. (2025). Expert assessment of government monitoring and oversight at the federal and regional levels in the context of economic security. Economic security. 8 (7). doi: 10.18334/ecsec.8.7.123629.

Lev M. Yu., Kazantsev S. V. (2024). Prices, inflation and public safety

Lev M.Yu. (2001). Legal issues of pricing and government regulation of prices

Lev M.Yu. (2013). Pricing

Lev M.Yu. (2020). Legal nature of economic security of the state and its institutional aspects. Journal of International Economic Affairs. 10 (2). 447-466. doi: 10.18334/eo.10.2.100903.

Lev M.Yu. (2025). Assessment of control and supervisory activities at the federal and regional levels regarding socio-economic security. Economic security. 8 (4). 881-900. doi: 10.18334/ecsec.8.4.123205.

Ovsiychuk V. Ya., Ovsiychuk V. V. (2022). Improving the effectiveness of financial control as a way to ensure the economic security of the state. Features of the conclusion and execution of a contract for the purchase and sale of residential real estate under the legislation of the Russian Federation using maternity capital. (1). 104-112.

Plaksin S.M., Abuzyarova I.A. (2021). Control, supervision and licensing activities in the Russian Federation. Analytical report 2020-2021

Tulaeva K. V. (2023). The efficiency of preventive measures in the sphere of state control (supervision) and municipal control (in the context of spief 2023). Aktualnye problemy gumanitarnyh i sotsialno-ekonomicheskikh nauk. (3). 75-79.

Vasilevskaya M.M., Kazantsev K.I., Shepeleva O.S. (2021). The quality of the regulatory impact assessment in Russia: what does continuous analysis of text data show?