Современные подходы к модернизации портовой инфраструктуры
Костин К.Б.1, Мамедова Л.Э.1, Золотов А. С.1
1 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83140560
Аннотация:
В процессе проведения исследования авторами были проанализированы ключевые особенности проведения процесса модернизации портового инфраструктурного комплекса, а также сформулированы рекомендации как для отечественных, так и для зарубежных портовых комплексов. К результатам исследования необходимо отнести систематизацию и идентификацию ключевых аспектов модернизации портовой инфраструктуры (включая определение центральных этапов, на которых оказывается влияние в цепи транспортно-логистического процесса морских грузоперевозок), основанную на комплексном анализе современных научных подходов, рассмотрении практических примеров и статистическом анализе текущих экономического и технологического потенциала рассматриваемых портов. Исследование представляет интерес как для отечественных, так и для зарубежных специалистов в области судостроения и мировой экономики
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, морская торговля, грузооборот, модернизация, развитие портов, повышение конкурентоспособности, стратегическое развитие
JEL-классификация: L90, L91, R40
Введение
В современных условиях продолжающегося роста мировой торговли развитие портовой инфраструктуры играет ключевую роль в обеспечении эффективного перемещения товаров и стимулировании экономического роста. В последние годы наметились различные тенденции, направленные на удовлетворение меняющихся потребностей судоходной отрасли, решение экологических проблем и решение технологических задач. Современное состояние транспортно-логистических систем требует особого внимания в сфере инновационного развития и модернизации её ключевых объектов. Среди таких объектов решающую роль играют транспортные узлы, такие как морские порты, железнодорожные сортировочные комплексы и распределительные складские центры. Краеугольным камнем экономического благополучия любой страны является наличие эффективно функционирующей инфраструктуры. Морские порты являются важнейшей частью этой инфраструктуры и играют ключевую роль в стимулировании и поддержке экономического развития. В связи с этим любые планы по модернизации и возрождению портовой системы следует поощрять [29]. Несмотря на рост объёмов мировой торговли и следующего за ним роста грузовых перевозок, наблюдается острая потребность в модернизации технической части логистического комплекса для удовлетворения новых потребностей, возникающих в условиях увеличения темпов развития НТП (научно-технический прогресс).
Актуальность исследования обусловлена доминирующим положением морских грузоперевозок среди других видов транспорта (по объёмам грузоперевозок) и их влиянием на международную торговлю и экономические процессы. Анализ структуры затрат показывает, что морские перевозки характеризуются наименьшей стоимостью транспортировки единицы груза. Данное преимущество обусловлено высокой грузоподъемностью морских судов, позволяющей единовременно перемещать значительные объемы товаров. Для более подробного анализа обратимся к таблице 1.
Таблица 1. Сравнительные характеристики грузового транспорта [составлено авторами по 8]
|
Критерий
|
Ж/Д транспорт
|
Автотранспорт
|
Водный транспорт
|
Авиаперевозки
|
|
Затраты (Σ)
|
Низкие
|
Средние
|
Низкие
|
Высокие
|
|
Срок доставки
груза
|
Длительный
|
Средний
|
Длительный
|
Оперативный
|
|
Условия
корректировки маршрута
|
Низкие
|
Высокие
|
Низкие
|
Низкие
|
|
Условия
безопасности
|
Высокие
|
Низкие
|
Средние
|
Высокие
|
|
Топливные затраты
|
Низкие
|
Средние
|
Низкие
|
Высокие
|
Цель работы включает в себя выявление и систематизацию факторов, которые оказывают влияние на модернизацию портовой инфраструктуры, а также разработку рекомендаций по оптимизации и улучшению рассматриваемого процесса на основании проведенного анализа.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторских рекомендаций по проведению модернизации портовой инфраструктуры, которые представляют собой основу для определения стратегических целей развития экономического и транспортного потенциала портовых комплексов.
Гипотеза исследования основана на том, что развитие технологического комплекса способствует увеличению грузооборота и прибыльности порта за счет повышения эффективности и качества предоставляемых услуг, основанного на внедрении передовых инновационных технологий.
В работе использованы такие методы научного познания, как статистический и сравнительный анализ, обобщение, абстрагирование и систематизация эмпирических данных.
Следует отметить, что морские грузовые порты являются одними из самых важных составляющих проведения торгового сотрудничества между странами. Развитие морской торговли напрямую влияет на экономическое развитие ряда регионов и представляет больший интерес, чем пассажирские порты, которые, в свою очередь, несут хоть и весомый, но менее существенный экономический эффект. В рамках настоящего исследования отдадим предпочтение именно грузовым портам.
В рамках настоящего исследования были проанализированы труды таких авторов, как Быченковой Е. Ю., Гончаровой А. Р., Стояновой И. А., Шмелёвой Е. С., Сугробова М. Д., Метёлкина П. В. и других. В работах перечисленных авторов представлен широкий спектр трактовок понятий «порт», «портовая инфраструктура» и «модернизация портовой инфраструктуры» [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 27, 28, 29, 30, 31, 32].
В работе [11] раскрыта взаимосвязь между эффективностью работы портового комплекса и уровнем развития его инфраструктуры. В вышеуказанной определены понятие “морской порт”, его функции и роль в экономике государства. Морской порт определен как “сложный многофункциональных технический комплекс, выполняющий функцию связующего компонента общей транспортной инфраструктуры”. Главная функция порта — это “организация и осуществление процессов обработки и перевалки грузов”, которая обеспечивается бесперебойным функционированием всех инфраструктурных сооружений, непосредственно включённых в процесс обеспечения грузооборота. Автор также приводят результаты сравнительного анализа существующих подходов к управлению портовой инфраструктурой, в частности, в России и Китае. Среди важнейших отличий определяются разнящееся отношение к землепользованию, нацеленность на удовлетворение потребностей промышленного и городского развития, а также подходы к применению инновационных технологий при совершенствовании эффективности работы порта. В работе Быченковой Е. Ю. и Кругляковой В. М. раскрыта сущность понятия "портовая инфраструктура", и предложена соответствующая классификация по функциональному назначению, срокам эксплуатации и расположению объектов в терминале [4]. Особое внимание авторы уделяют важности эффективного функционирования системы управления проектами портовой инфраструктуры, а также рассматривают недостатки традиционных подходов к управлению проектами, в частности, проблем стратегического планирования и отклонения от запланированных технико-экономических показателей. Согласно подходу А. Р. Гончаровой и И. А. Стояновой, "портовая инфраструктура" определяется как совокупность гидротехнических и других инфраструктурных сооружений, а также транспортных узлов, непосредственно задействованных в обеспечении процессов обработки и перевалки грузов [7]. Главная функция портовой инфраструктуры определяется авторами как связующее звено между различными видами транспорта и общей транспортной системой, которое способствует развитию транзитного, экспортно-импортного потенциала государства и интеграции его экономики в мировую. Исследуя факторы, влияющие на процесс модернизации портовой инфраструктуры, следует отметить работу Глушкиной И. К. В своём исследовании автор определяет ключевые принципы формирования портовых комплексов в контексте арктического региона РФ, что обеспечивает дополнительный исследовательский и экономический интерес [5]. Среди факторов формирования эффективной системы портовой инфраструктуры автор определяет следующие [5]:
1. принцип природно-климатического формообразования;
2. компактность и взаимосвязь;
3. адаптивность процесса освоения территории;
4. устойчивость;
5. архитектурная выразительность (при учёте географических и климатических требований арктического региона) ;
6. многофункциональность.
Следует подчеркнуть, что учёт определяемых природно-климатических и географических факторов, в сочетании с требованиями по устойчивости, функциональности и технологичности, определяет важнейшие направления развития портовой инфраструктуры в современных условиях технологического и экономического развития логистических систем. Альтернативный взгляд на процесс модернизации портовой инфраструктуры относится к авторству Голубевой И. В. В своей статье автор формирует критерии оценки инновационного развития и определяет их как совокупность 3-х взаимосвязанных факторов. Для более подробной оценки соответствующих критериев обратимся к рисунку 1 [6].
Рисунок 1. Критерии оценки инновационного развития портовой инфраструктуры [составлено авторами по 6].
На основе анализа данных, представленных на рис. 1, оценка эффективности инноваций должна осуществляться на основе комплексного подхода, обеспечивающего оценку производственно-экономических, научно-технических, эколого-экономических и социальных последствий их внедрения. Результаты инноваций оценивают в свою очередь по степени актуальности, значимости, многоаспектности. Необходимо также отметить коллективную монографию под авторством Бологова А, В. и др. [3], в которой авторы подробно анализируют факторы и этапы развития портовой инфраструктуры, определяют приоритетные направления, а также рассматривают вопросы конкурентоспособности и интеграции в глобальные транспортные процессы.
Среди зарубежных исследований важно отметить работу [32], в которой авторы определяют наличие эффективной портовой инфраструктуры как один из важнейших факторов востребованности порта в условиях свободной рыночной конкуренции. Порты, которые хотят оставаться конкурентоспособными, должны адаптировать своё предложение к спросу с помощью технологических и организационных подходов и обеспечивать высокую производительность, низкие затраты и быструю обработку судов. Портовые администрации преимущественно инвестируют средства в развитие портовой инфраструктуры и сооружение портовых объектов. Среди ключевых направлений развития портовой инфраструктуры авторы отмечают цифровизацию и цифровую трансформацию, которую определяют как мегатренд, напрямую влияющий на развитие транспортной и логистической отрасли в будущем [32]. В статье [27] инфраструктура порта подразделяется на внутреннюю инфраструктуру, которая включает такие элементы, как длина причала терминала, контейнерные портальные краны и площадь терминала, и внешнюю инфраструктуру, которая включает те объекты, которые позволяют осуществлять проход судна необходимой осадки и размеров непосредственно до порта, а также обеспечивают прямой железнодорожный доступ [27]. В работе отмечается, что совершенствование внешней портовой инфраструктуры непосредственно связано с государственным регулированием, поскольку, в большинстве случаев, именно правительство несет ответственность за решения, связанные с инвестированием, обслуживанием и выполнением работ по модернизации территориально-зависимых объектов. Администрация порта не принимают решения относительно внешней инфраструктуры. По мнению авторов [30], портовая инфраструктура — это совокупность физических сооружений и логистических объектов, которые обеспечивают эффективное функционирование портов и их вклад в национальную экономику. Ezekiel P. в свою очередь определяет портовую инфраструктуру как технический комплекс, включающий в себя совокупность таких транспортных сооружений, как причалы, навесы, склады, каналы, навигационные средства, дороги, железные дороги, доки, шлюзы, земельные участки и вспомогательное оборудование [28]. Подводя итоги по обзору литературных источников, также следует выделить работы [29, 31], ключевые аспекты которых представлены в следующем разделе статьи при рассмотрении практических примеров.
Приведенные источники обеспечивают всестороннее рассмотрение изучаемых понятий за счёт учёта региональных особенностей и подходов к процессу проведения модернизации поровой инфраструктуры в лидирующих районах мировой торгово-логистической системы. К таким регионам в первую очередь следует отнести страны Азии, в том числе Индию и Китай, на которые приходится большая часть совокупного морского грузооборота.
Теоретические основы процесса модернизации портовой инфраструктуры: анализ и синтез подходов существующих подходов
В первую очередь необходимо систематизировать определения и понятия, анализируемые в данной работе. Соответствующие результаты представлены далее.
Морской грузовой порт – это сложная производственная система, включающая в себя элементы транспортно-грузовой инфраструктуры для обеспечения технологических процессов перевалки, хранения и обработки грузов. Роль морского грузового порта - связующее звено между различными видами транспорта. В связи с этим появляется возможность говорить о портовой деятельности как о стратегическом аспекте развития национальной экономики в силу того, что морской грузовой порт является ключевым звеном функционирования транспортной системы. Следует отметить, что определение порта как производственного предприятия определяется его сущностью как субъекта экономики, и, следственно, его структурой, назначением, а также системой законодательного регулирования в обеспечении транспортных услуг. Это, в свою очередь, позволяет оценить эффективность деятельности порта как двуединой системы: со стороны технологических процессов и со стороны его экономического результата. Увеличение скорости и эффективности обработки судов и грузов в портах напрямую зависит от уровня развития его инфраструктуры, и способствует повышению эффективности функционирования транспортно-логистических систем на глобальном уровне. Данные изменения происходят за счёт повышения объёмов обработки грузов при одновременном снижении времени и совокупных затрат на транспортные операции. Помимо пропускной способности портовой инфраструктуры, необходимо учитывать следующие факторы, для большей наглядности представленные в виде таблицы 2.
Таблица 2. Показатели оценки эффективности технологических процессов обработки груза [составлено авторами по 1, 2].
|
Название
показателя
|
Краткая
характеристика
|
Расчёт
|
|
Оборачиваемость
судов
|
Время, затраченное
на одно судно на все операции в порту (от подхода до отхода), включая
погрузку/выгрузку, оформление документов, бункеровку и т.д. Снижение времени
оборота судов позволяет увеличить количество обработанных судов за период и
повысить привлекательность порта для судовладельцев
|
Измеряется
в часах или днях (среднее время пребывания судна в порту)
|
|
Скорость
обработки грузов
|
Количество
груза, переработанного единицей оборудования за единицу времени. Повышение
скорости обработки груза достигается за счет автоматизации, использования
современного оборудования и оптимизации рабочих процессов
|
Измеряется
в тоннах/час на кран (либо в TEU/час для контейнерных
терминалов)
|
|
Время
ожидания судна
|
Среднее
время ожидания судном свободной причальной линии
|
Измеряется
в часах
|
|
Эффективность
использования складских площадей
|
Коэффициент
использования складской площади отражает отношение занятой площади к общей
площади и напрямую зависит от эффективности системы контроля и управления
грузами в порту
|
Также
может измеряться в тоннах груза на квадратный метр складской площади в
год
|
|
Эффективность
использования причального фронта
|
Максимальная
загрузка причалов без простоев и заторов. Коэффициент использования причала
отражает процентное соотношение отношение времени, когда причал занят судном,
к общему времени
|
Также
может измеряться в тоннах груза на метр причального фронта в год
|
Таблица 3. Показатели оценки экономической эффективности процессов обработки груза [составлено авторами по 1, 2].
|
Название
показателя
|
Краткая
характеристика
|
Расчёт
|
|
Доходность
на тонну груза (руб./тонну)
|
Показатель
отражает средний доход, получаемый портом за перевалку одной тонны груза.
Отражает коммерческую привлекательность порта и эффективность ценовой
политики
|
Выручка
от перевалки / Объем перевалки
|
|
Затраты
на тонну груза (руб./тонну)
|
Включает
в себя все прямые и косвенные операционные затраты, связанные с перевалкой.
Отражает эффективность управления операционными процессами и затратами
|
Операционные
затраты / Объем перевалки
|
|
Стоимость
обработки судна (руб./судно)
|
Оценивает затраты
на обслуживание одного судна в порту, включая все операции, связанные с его
обработкой (швартовка, погрузка/выгрузка, оформление документов и т.д.).
Эффективность работы портовой инфраструктуры напрямую влияет на значения
показателя
|
Общие
затраты на обслуживание судов / Кол-во обработанных судов
|
|
Коэффициент
загрузки причалов (%)
|
Показывает,
какую часть времени причалы заняты обработкой судов. Более высокий
коэффициент загрузки означает более эффективное использование причальных
мощностей
|
(Время
занятости причалов / Общее время) * 100%
|
|
Прибыль
на метр причала (руб./метр)
|
Оценивает
эффективность использования причального фронта для генерации прибыли
|
Прибыль
от перевалки / Длина причального фронта
|
Портовая инфраструктура, исходя из определения морского грузового порта, представляет собой комплекс взаимосвязанных технических сооружений, оборудования и земельных участков, необходимых для оказания услуг по перегрузке, хранению грузов, обслуживанию судов и иных транспортных средств. Процесс модернизации портовой инфраструктуры касается в первую очередь совершенствования технических средств и их интеграции в единые автоматизированные системы управления и контроля. Для лучшего понимания рассмотрим весь процесс перевозки груза морским транспортом, представленный на рис. 2.
Рисунок 2. Этапы транспортировки груза морским сообщением [составлено авторами по 9].
На основании анализа этапов, представленных на рис. 2 можно заключить, что значительная часть процессов обработки груза в порту касается его физического перемещения и осуществляется при помощи технических средств в совокупности с эксплуатацией капитальных сооружений портовой инфраструктуры, такими как специализированные причалы и складские помещения. Исходя из этого, целесообразно сделать вывод о том, что при помощи использования инновационных технологий возможно оптимизировать использование территории, занимаемой портом, а также провести реорганизацию системы управления портовой инфраструктурой с целью повышения технологической и экономической эффективности деятельности порта [37].
В заключение теоретической части исследования, следует рассмотреть ключевые направления в модернизации технических средств портовой инфраструктуры, представленные на рис. 3.
Рисунок 3. Современные направления в модернизации портовой инфраструктуры [составлено авторами по 35].
Таким образом, современное состояние вопроса совершенствования портовой инфраструктуры касается в первую очередь автоматизации существующих процессов, таких, как подготовительный этап к цифровой трансформации глобальной транспортно-логистической системы, а также поиска новых решений в обработке растущего количества поставляемых грузов при помощи интеграции портов с другими видами транспорта и адаптации в работе с крупнотоннажными судами.
Практические примеры модернизации портовой инфраструктуры: анализ и сравнительная оценка результатов
Перед тем, как рассматривать практические примеры в модернизации портовой инфраструктуры, следует проанализировать предпосылки, которые привели к данным изменениям. В первую очередь следует рассмотреть качественную и количественную структуру мирового флота, которая определяется потребностью в транспортировке отдельных видов грузов (рис 4).
Рисунок 4. Структура мирового флота (шт, по типу судов, 2024 г.) [составлено авторами по 14].
Как видно из анализа данных, представленных на рисунке 4, среди общего объёма судов, значительную долю занимают суда для перевозки генеральных грузов, за ними идут балкеры и танкеры. Закрывают список суда для перевозки стандартизированных контейнеров. Общее количество грузовых судов на начало 2024 составляет 52904 судна. Следует отметить, что самыми молодыми судами являются балкеры со средним возрастом судна - 12 лет. Контейнеровозы занимают второе место со средним возрастом в 14 лет. Далее идут танкеры (20 лет) и суда для перевозки генеральных грузов (28 лет). Средний возраст класса судна является следствием повышения спроса на перевозку конкретного типа груза и говорит о росте темпов обновления флота данного типа. Эти изменения влекут за собой необходимость в технологическом развитии судов для следования современным трендам в условиях развития НТП. Внедрение обновлённых типов судов, использующих инновационные технологии в сфере навигации, энергетики и организации размещения груза не является процессом одностороннего порядка и требует сопоставимого развития в сфере портовых технологий.
Китай
Говоря о конкретных примерах, в первую очередь следует обратиться к опыту Китайских портов. Среди самых ярких примеров – порт Нинбо-Чжоушань, который уже 16 год является лидером по грузообороту в мире (в 2024 году в порту было обработано 1,37 млрд тонн грузов) [23]. Среди наиболее важных показателей следует выделить увеличение контейнерного грузооборота на 11% (до 39,3 млн TEU) по сравнению с предыдущим годом. Данный прирост является самым существенным за последние 7 лет. По прогнозам Министерства транспорта КНР и народного правительства провинции Чжэцзян (Восточный Китай) в «Генеральном плане развития порта Нинбо-Чжоушань до 2035» грузооборот порта к 2035 году достигнет своих значений в 1,8 млрд тонн ежегодно, контейнерный перевозки – до 60 млн TEU [15,16]. Причиной увеличения важнейших показателей эффективности работы порта, помимо изменений спроса и геополитического климата, является использование инновационных технологий. В контейнерном терминале Мэйшань используется до 60% кранов, управляемых дистанционно [20]. При перемещении контейнеров операторы используют джойстики для более точного управления процессом. При этом использование дистанционного управления позволяет проводить полный обзор рабочей зоны при помощи 19 специализированных камер. Также следует выделить использование технологии блокчейн для хранения данных и отслеживания грузов, что повысило эффективность таможенного оформления массовых грузов. Это позволило увеличить эффективность погрузки контейнеров с электромобилями со 180 штук до более чем 1000 в день [22].
В заключение по данному примеру следует выделить проект по модернизации энергетической инфраструктуры порта. В 2024 году была запущена гибридная энергосистема порта, которая позволила объединить такие элементы инфраструктуры, как ветроустановки, солнечные панели и накопители энергии. Эффективность проекта, при инвестициях в 39 млн юаней, отражается в 4 млн юаней прибыли ежегодно. Срок окупаемости составляет 10 лет [21]. Использование инновационных технологий погрузки в сочетании с новейшими технологиями в области энергетики, позволяет порту Нинбо Чжоушань увеличивать грузооборот и качество поставляемых услуг, и одновременно сокращать непроизводственные расходы.
Индия
Следующим примером является реализация комплексной программы по развитию портов и судоходства “Сагармала” в Индии. Реализация программы подразумевает инвестирование в такие проекты, как модернизация, строительство и цифровая трансформация портов. В рамках программы планируется осуществить постройку 6 новых портов, 2 из которых подразумеваются как крупные транспортные комплексы [29]. Благодаря внедрению автоматизированных систем в порте Нава-Шева для обработки контейнеров, среди которых - внедрение крупных причальных кранов, стало возможным изменение характера грузовых операций. В численном выражении увеличение контейнерооборота порта Нава-Шева за апрель-июль 2025 года достигло значений в 2,6 млн. TEU (больше на 14,28%, чем в прошлом году). Общий грузооборот порта составил 32,71 млн тонн, что превосходит значения аналогичного периода предыдущего финансового года более, чем на 10% [24]. Среди самых “свежих” значений за 2025 г. следует выделить увеличение совокупного грузооборота за июль до 8,51 млн. тонн. Данный показатель превосходит значения предыдущего года на 12,86% (7,54 млн тонн за июль 2024). Достижение данных показателей, помимо использования автоматизированного оборудования, стало возможных за счет внедрения цифровых технологий. Была проведена цифровая трансформация процессов в системе документооборота и контроля с использованием технологии “блокчейн”. При помощи данной технологии, на основе искусственного интеллекта и датчиков контроля IoT (“Интернет вещей”), была проведена реорганизация работы системы отслеживания грузов, что позволило снизить затраты на проведение данных операций [33].
Анализируя ситуацию с модернизацией портов Индии, помимо вышеупомянутых, следует выделить такие технологии, как системы электронного обмена данными (EDI). Мониторинг всех процессов перемещения груза в реальном времени позволил 12 крупнейшим портам страны увеличить свою пропускную способность с 871 млн метрических тонн в 2015 году, до 1617 млн тонн в 2023 (общая пропускная способность всех индийских портов - с 1560 мл тонн в 2015 до 2600 млн тонн в 2023) [38]. Среднее время оборота груза в портах страны составляет 0,9 суток, что является одним из самых высоких показателей в глобальном пространстве. С 1 апреля 2024 по конец марта 2025 года крупнейшие порты Индии обработали 855 млн тонн грузов (на 4,3% больше, чем в предыдущий отчётный период). Увеличение обусловлено ростом объёмов перевозимых грузов в таких сегментах, как контейнерный грузооборот (на 10%), нефтепродукты (на 3%) и прочие грузы (более, чем на 30%). Следует отметить, что направленность на развитие растущих сегментов грузооборота позволило крупнейшим индийским портам увеличить свои ключевые показатели эффективности, сократить ряд организационно-технологических затрат и тем самым привести к увеличению экономического эффекта [26].
Нидерланды
В заключение следует рассмотреть пример нидерландского порта Роттердам. Несмотря на ряд негативных трендов в отдельных группах транспортируемых грузов, следует рассмотреть положительные изменения, связанные с модернизацией портовой инфраструктуры. Контейнерный сегмент порта продемонстрировал рост объёмов обработки грузов - около 14 млн TEU в 2024 году, что почти на 3% больше, чем в предыдущий период [18]. Среди причин увеличения грузооборота, в первую очередь следует выделить внедрение системы Portbase, позволяющую осуществить распространение необходимых данных на всех участников логистической системы. Данная система помогает предотвратить возникающие сбои, что позволяет сократить время на транспортировку груза и устранение ошибок. Также в порту был реализован проект Maasvlakte 2, который, несмотря на высокие первоначальные инвестиции и риски кибербезопасности, стал одним из самых показательных примеров расширения инфраструктурных мощностей порта. В рамках проекта были внедрены такие технологии, как роботизированные краны и автоматизированные контейнерные площадки, с широким намывом новых территорий [19]. Достижение высоких показателей эффективности деятельности было осуществлено при помощи увеличения пропускной способности порта и сокращения времени обработки груза. Последние, в свою очередь, являются следствием внедрения инновационных технологий в перемещении грузов и последующей эффективной реорганизации портовой деятельности.
Подводя итоги по анализу практических примеров модернизации портовой инфраструктуры, следует выделить ключевые характеристики каждого подхода, связанные с национальными, организационно-управленческими и технико-экономическими особенностями рассматриваемых регионов. При проведении сравнительного анализа рассматриваемых подходов, были достигнуты следующие результаты (табл. 4).
Таблица 4. Сравнительный анализ подходов к модернизации портовой инфраструктуры [составлено авторами по 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 29, 33, 36, 38]
|
Страна
|
Порт
|
Краткая
характеристика проекта
|
Ключевые
показатели эффективности
|
Особенности
подхода к модернизации портовой инфраструктуры
|
|
Китай
|
“Нинбо-Чжоушань”
|
Внедрение
дистанционно управляемых кранов
Внедрение
специализированной системы мониторинга
Внедрение
гибридной энергосистемы порта
|
Увеличение
контейнерного грузооборота на 11% (до 39,3 млн TEU)
Достижение крупнейшего прироста за 7 лет Лидирующие позиции по грузообороту в мире - 1,37 млрд тонн в 2024 г. |
Масштабный
характер проектов
Централизация планирования Направленность проектов на внедрение глобальных инициатив (“Один пояс, один путь”) |
|
Индия
|
“Нава-Шева”,
г. Мумбаи
|
Внедрение
новых причальных кранов
Внедрение системы “блокчейн” в системы контроля грузов и документооборота |
Увеличение
средних значений грузооборота более чем на 10 % (32,71 млн тонн за
2 квартал 2025)
|
Направленность
проектов на мультимодальное развитие портов
Направленность проектов на региональное развитие |
|
Нидерланды
|
“Порт
Роттердама”
|
Внедрение
единой информационной системы “Portbase”
Внедрение роботизированных кранов и автоматизированных контейнерных площадок в рамках проекта “Maasvlakte 2” |
Увеличение
объёмов обработки груза контейнерного сегмента до 14 млн TEU в 2024 г.
(на 3% по сравнению с 2023г.)
|
Направленность
на цифровизацию как главный драйвер оптимизации логистических процессов
|
Россия
По итогам анализа внутренних условий, сложившихся в РФ, можно заключить, что на сегодняшний день наблюдается рост спроса на транспортные грузовые услуги, и, в частности, в сфере морских грузоперевозок. Для более наглядного рассмотрения обратимся к рис. 5.
Рисунок 5. Объём экспорта транспортно-грузовых услуг РФ в сфере морских перевозок, млн. тонн [составлено авторами по 12].
В рамках общего объёма транспортно-грузовой нагрузки размеры грузооборота морских перевозок имеют положительные тенденции. За последние 5 лет, в период с 2019 по 2024 год, значения морского грузооборота выросли на 5 % и достигли значения в 886,3 млн тонн [17]. В связи с этим, возникает потребность в поддержании и дальнейшем обеспечении устойчивого роста объёмов грузоперевозок. Последнее зафиксированное падение было в 2020 году, и связано с ограничениями, вызванными пандемией COVID-19. Дальнейшие статистические данные открытых источников показывают, что объёмы грузооборота только увеличиваются [25].
Как было подмечено в теоретической части исследования, развитие морских грузоперевозок в значительной степени зависит от развития инфраструктурного комплекса портов. Обеспечение необходимого технологического уровня, вызванное необходимостью соответствия темпам развития НТП, ведёт за собой достижение целевых технологических и экономических результатов. Выбор направлений развития в сфере модернизации портовой инфраструктуры РФ значительно определяется “Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года”. В рамках данной стратегии определяются такие цели, как [1, 4]:
- увеличение мощности портов;
- эффективное развитие портовой инфраструктуры;
- обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры;
- создание условий, повышающих конкурентоспособность морских портов;
- совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.
Среди проектов, которые реализуются на сегодняшний день, следует выделить реконструкцию Морского порта Мурманск, Большого порта Санкт-Петербург, Морского порта Архангельск, Морского порта Новороссийск и Морского порта Владивосток. Данные порты являются важнейшими объектами морской логистической инфраструктуры тех регионов, где они расположены. Процесс модернизации портовой инфраструктуры в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем централизованного планирования. Структура портового комплекса России распределяется на несколько бассейнов, среди которых Балтийский, Азово-Черноморский, Дальневосточный, Арктический и Каспийский. Крупнейшие порты РФ, расположенные в различных частях страны, в первую очередь нацелены на достижение целей регионального развития [4]. Выбор тех или иных направлений модернизации портовой инфраструктуры в данном случае определяется потребностями региона.
Заключение
Модернизация портовой инфраструктуры направлена на повышение эффективности транспортно-пропускной способности порта. Повышение показателей транспортной эффективности порта в сочетании с передовыми технологиями цифровой и энергетической инфраструктуры влечет за собой снижение тех или иных видов издержек, оказывающих влияние на экономический результат деятельности порта.
Данные условия обеспечивают рост интереса к получению транспортных услуг за счёт снижения затрат на транспортировку груза, при повышении качества проводимых операций (в том числе, мониторинг, повышение уровня безопасности и сокращение времени на обработку груза). В связи с этим, можно утверждать, что рабочая гипотеза исследования нашла своё подтверждение.
Также, целесообразно утверждать, что модернизация портовой инфраструктуры является элементом стратегического развития порта и обеспечения его устойчивости в условиях изменяющегося геополитического климата и повышении темпов развития НТП.
Результаты исследования показали, что развитие тех или иных составляющих портовой инфраструктуры напрямую влияет на транспортную и экономическую эффективность деятельности порта. Повышение уровня обслуживания в виде постоянного мониторинга нахождения груза, улучшения условий транспортировки, а также снижении времени и стоимости его перемещения напрямую обеспечивается инфраструктурным развитием порта. Положительные изменения от модернизации технического обеспечения порта нашли своё отражение в экономических и технологических результатах, предоставленных в аналитической части исследования.
На практических примерах развития портовой инфраструктуры, в сочетании со “Стратегией развития морских портов РФ до 2030 года”, были сформированы следующие рекомендации как для отечественных, так и для зарубежных портовых комплексов [10, 34]: 1. внедрение цифровых технологий и цифровая трансформация бизнеса; 2. автоматизация логистических процессов; 3. изучение спроса на различные виды грузов; 4. определение стратегии финансирования.
При формировании соответствующих рекомендаций в контексте модернизации отечественных морских портов, также необходимо указать на выбор направлений исходя из специфических потребностей и приоритетов развития каждого региона. В РФ следует уделить особое внимание межрегиональному развитию для обеспечения эффективного взаимодействия регионов на базе возможностей морского логистического комплекса. Данное условие определяет, что развитие порта будет работать на благо региона, а развитие региона – на благо порта.
Таким образом, использование данных рекомендаций на практике способствует формированию эффективной стратегии развития портовой инфраструктуры и обеспечивает устойчивое технологическое и экономическое развитие портов в стремительно меняющихся условиях спроса и НТП.
Источники:
2. Балашова Е.С., Утемишев Г.Р. Инновационные стратегии и международный опыт в трансформации портовой деятельности: роль автоматизации и интеллектуальных технологий в повышении экономической эффективности и устойчивости портов // Economic Science. – 2024. – № 4. – c. 72-80.
3. Бологов А.В., Изотов О.А., Кириченко А.В., Соляков О.В. Морские порты России. Современное состояние и перспективы развития. - Москва: Моркнига, 2014. – 322 c.
4. Быченкова Е.Ю., Круглякова В.М. Организация и управление строительством объектов современной морской портовой инфраструктуры // Вестник евразийской науки. – 2024. – № 6. – c. 62. – url: https://esj.today/PDF/71SAVN624.pdf.
5. Глушкина И.К. Принципы формирования арктической архитектуры на примере портовой инфраструктуры // Amit. – 2025. – № 2. – c. 169-191. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-arkticheskoy-arhitektury-na-primere-portovoy-infrastruktury.
6. Голубева И.В. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2024. – № 11. – c. 235-241. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodologicheskih-podhodov-k-otsenke-innovatsionnogo-razvitiya-morskih-portov.
7. Гончарова А.Р., Стоянова И.А. О стратегической значимости портовой инфраструктуры в социально-экономическом развитии РФ и ее регионов // Экономика промышленности. – 2021. – № 14. – c. 164–171.
8. Каргинова-Губинова В.В. Повышение экологичности грузового транспорта на основе учета конфликтов интересов заинтересованных сторон // Среднерусский вестник общественных наук. – 2023. – № 2. – c. 147-165. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-ekologichnosti-gruzovogo-transporta-na-osnove-ucheta-konfliktov-interesov-zainteresovannyh-storon.
9. Купцов Н.В. Современные методы технологического проектирования морских портов в условиях Российской нормативной базы // Интернет-журнал \\\\Строительство уникальных зданий и сооружений\\\\. – 2012. – № 2. – c. 39.
10. Овчинников Д.Е. Место и роль механизма частно-государственного партнёрства в инструментарии финансирования региональных проектов // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 5. – c. 221–224.
11. Сугробов М.Д., Метелкин П.В. Методическая аналитика подходов к управлению инфраструктурой портовых комплексов морского транспорта // Kant. – 2024. – № 3. – c. 114-120. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-analitika-podhodov-k-upravleniyu-infrastrukturoy-portovyh-kompleksov-morskogo-transporta.
12. Сугробов М.Д. Управление инфраструктурой морских портов: экономическая устойчивость // Kant. – 2024. – № 4. – c. 146-153. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-infrastrukturoy-morskih-portov-ekonomicheskaya-ustoychivost.
13. Шмелёва Е.С. Перспективы развития морских портов // Морские порты. – 2021. – № 2. – c. 10-12. – url: https://morvesti.ru/analitika/1688/89829.
14. Аналитическое исследование состояния и трендов рынка Маринет в 2024 году. Отчёты. Marinet. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://marinet.org/wp-content/uploads/2025/01/Аналитический-отчёт-об-исследовательстве-архитектуры-рынка.pdf (дата обращения: 08.09.2025).
15. Грузооборот китайского порта Нинбо-Чжоушань к 2035 году планируют увеличить до 1,8 млрд тонн. Новости. PortNews.ru. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://portnews.ru/news/369217/ (дата обращения: 08.09.2025).
16. Грузооборот китайских портов к 2035 году увеличится до 1,8 млрд тонн. Новости. PortNews.ru. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://portnews.ru/news/369217 (дата обращения: 08.09.2025).
17. Грузооборот морских портов России в 2024 году. Новости. AgroPartner.ru. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://agropartner.su/news/gruzooborot2024.html (дата обращения: 08.09.2025).
18. Грузооборот порта Роттердам в I квартале 2025 года упал на 5,8% — до 103,7 млн тонн. Новости. PortNews.ru. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://portnews.ru/news/376254 (дата обращения: 08.09.2025).
19. Грузооборот порта Роттердам продолжает сокращаться на фоне замедления экономической активности в Европе. Статистика. InfraNews. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.infranews.ru/novosti/porty/66958-gruzooborot-porta-rotterdam-prodolzhaet-sokrashhatsya-na-fone-zamedleniya-ekonomicheskoj-aktivnosti-v-evrope (дата обращения: 08.09.2025).
20. Как автоматизация портов Юго-Восточной Азии ускоряет обработку грузов: новые технологии и их влияние на логистику. Юго-Восток. Avalog Блог. 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://avalog.pro/blog/2025/05/27/как-автоматизация-портов-юго-восточн/ (дата обращения: 08.09.2025).
21. Китай предлагает миру модель уникального морского порта, где половина энергии поступает от ВИЭ. Российский уголь. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://rosugol.ru/news/miscellanea.php?ELEMENT_ID=41233 (дата обращения: 08.09.2025).
22. Китайские прибрежные порты: новые успехи в мировой торговле и инновационные достижения. Современный Китай. China Studies Centre. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://chinastudies.kz/modern-china-ru/17927 (дата обращения: 08.09.2025).
23. Китайский порт Нинбо-Чжоушань 16-й год подряд лидирует по грузообороту в мире. Новости. PortNews.ru. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://portnews.ru/news/372549 (дата обращения: 08.09.2025).
24. Контейнерооборот порта Нава-Шева (Индия) за апрель–июль 2025 года вырос на 14,28% — до 2,6 млн TEU. Новости. PortNews.ru. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://portnews.ru/news/380248 (дата обращения: 08.09.2025).
25. Порты России: 2024 год – итоги и уроки. Авторские статьи. Korabel.Ru. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/porty_rossii_2024_god_-_itogi_i_uroki.html (дата обращения: 08.09.2025).
26. FESCO: Семикратный рост на индийском направлении. Порты. Paluba Media. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://paluba.media/news/187648 (дата обращения: 08.09.2025).
27. Ensslin, S.R., Dutra, A., Rambo, M.A. Performance Evaluation from the Infrastructure Perspective in Ports and Container Terminals // Proceedings of the 10th Intl. Conf. on Maritime Transport (MT\'24), Barcelona, Spain, June 5–7, 2024
28. Paul Somina Ezekiel (PhD) (2023). Effect of Port Infrastructure on Performance of Eastern Nigerian Ports (2000–2022) // Int. J. of Research and Innovation in Soc. Sci. (IJRISS), Vol. 7(10), pp. 1867–1891
29. Rana K. Port Modernisation: a crucial step towards the nation’s success. Logistics Insider Magazine. – April, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.logisticsinsider.in/product/logistics-insider-magazine-april-issue-2023 (дата обращения: 04.08.2025).
30. Saswat S., Seetharaman A., Maddulety K., Bakhshi P. Adoption of Sustainability in Seaport Infrastructure // International Journal of Social Ecology and Sustainable Development. – 2024. – p. 1-12.
31. Tsinker G.P. Modernization of Existing Marine Facilities. / Handbook of Port and Harbor Engineering. - Boston, MA: Springer, 1997.
32. Zanne M., Twrdy E., Beškovnik B. The Effect of Port Gate Location and Gate Procedures on the Port-City Relation // Sustainability. – 2021. – № 13. – p. 4884.
33. Gateway to Mumbai: Nhava Sheva Port. Orbitshub. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://orbitshub.com/gateway-to-mumbai-nhava-sheva-port (дата обращения: 08.09.2025).
34. Modernizing Port Infrastructure: A New Era for Global Shipping Efficiency. ShipUniverse. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shipuniverse.com/news/modernizing-port-infrastructure-a-new-era-for-global-shipping-efficiency (дата обращения: 08.09.2025).
35. Port infrastructure development: 5 trends about to become global. Katradis.com. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.katradis.com/port-infrastructure-development-trends/# (дата обращения: 08.09.2025).
36. Port modernization: A crucial step towards the nation\'s success. LogisticsInsider.in. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.logisticsinsider.in/port-modernisation-a-crucial-step-towards-the-nations-success (дата обращения: 08.09.2025).
37. Technology Trends Transforming Port Operations in 2025. Nicom Maritime. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nicommaritime.com/technology-trends-transforming-port-operations-in-2025 (дата обращения: 08.09.2025).
38. Top 10 busiest seaports in India by cargo tonnage in 2025: THIS state is home to 3 ports. The Indian Express. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://indianexpress.com/article/trending/top-10-listing/top-10-busiest-seaports-in-india-by-cargo-tonnage-in-2025-10177071 (дата обращения: 08.09.2025).
Страница обновлена: 02.11.2025 в 23:10:08
Download PDF | Downloads: 8
Modern approaches to port infrastructure modernization
Kostin K.B., Mamedova L.E., Zolotov A. S.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 9 (September 2025)
Abstract:
In the course of the study, the authors analyzed the key features of the modernization process of the port infrastructure complex, as well as formulated recommendations for both domestic and foreign port complexes. The results of the study include the systematization and identification of key aspects of the modernization of port infrastructure (including the identification of the central stages that are affected in the chain of the transport and logistics process of maritime cargo transportation), based on a comprehensive analysis of modern scientific approaches, consideration of practical examples and statistical analysis of the current economic and technological potential of the ports under consideration. The research is of interest to both domestic and foreign experts in the field of shipbuilding and the global economy.
Keywords: transport infrastructure, maritime trade, cargo turnover, modernization, port development, competitiveness improvement, strategic development
JEL-classification: L90, L91, R40
References:
Balashova E.S., Utemishev G.R. (2024). Innovative strategies and international experience in port operations transformation: the role of automation and intelligent technologies in enhancing economic efficiency and port sustainability. Economic Science. (4). 72-80.
Bologov A.V., Izotov O.A., Kirichenko A.V., Solyakov O.V. (2014). Seaports of Russia. Current state and development prospects
Bychenkova E.Yu., Kruglyakova V.M. (2024). Organization and management of construction of modern seaport infrastructure facilities. Vestnik evraziyskoy nauki. 16 (6). 62.
Ensslin, S.R., Dutra, A., Rambo, M.A. Performance Evaluation from the Infrastructure Perspective in Ports and Container Terminals // Proceedings of the 10th Intl. Conf. on Maritime Transport (MT\'24), Barcelona, Spain, June 5–7, 2024
Gateway to Mumbai: Nhava Sheva PortOrbitshub. – 2024. Retrieved September 08, 2025, from https://orbitshub.com/gateway-to-mumbai-nhava-sheva-port
Glushkina I.K. (2025). Principles of arctic architecture formation: the case of port infrastructure. Amit. (2). 169-191.
Golubeva I.V. (2024). Analysis of methodological approaches to the assessment of innovative development of sea ports. Humanities, socio-economic and social sciences. (11). 235-241.
Goncharova A.R., Stoyanova I.A. (2021). Strategic significance of port infrastructure in social and economic development of the Russian Federation and its regions. Russian Journal of Industrial Economics. (14). 164–171.
Karginova-Gubinova V.V. (2023). Increasing the environmental friendship of freight transport based on stakeholders' conflicts of interest. Central Russian Journal of Social Sciences. (2). 147-165.
Kuptsov N.V. (2012). Modern methods of port planning in Russian legal framework. Internet-zhurnal \\\\Stroitelstvo unikalnyh zdaniy i sooruzheniy\\\\. (2). 39.
Modernizing Port Infrastructure: A New Era for Global Shipping EfficiencyShipUniverse. – 2025. Retrieved September 08, 2025, from https://www.shipuniverse.com/news/modernizing-port-infrastructure-a-new-era-for-global-shipping-efficiency
Ovchinnikov D.E. (2023). Place and role of the mechanism of public-private partnership in the instrumentation for financing regional projects. Innovation and Investment. (5). 221–224.
Paul Somina Ezekiel (PhD) (2023). Effect of Port Infrastructure on Performance of Eastern Nigerian Ports (2000–2022) // Int. J. of Research and Innovation in Soc. Sci. (IJRISS), Vol. 7(10), pp. 1867–1891
Port infrastructure development: 5 trends about to become globalKatradis.com. – 2025. Retrieved September 08, 2025, from https://www.katradis.com/port-infrastructure-development-trends/#
Port modernization: A crucial step towards the nation\'s successLogisticsInsider.in. – 2023. Retrieved September 08, 2025, from https://www.logisticsinsider.in/port-modernisation-a-crucial-step-towards-the-nations-success
Rana K. Port Modernisation: a crucial step towards the nation’s successLogistics Insider Magazine. – April, 2023. Retrieved August 04, 2025, from https://www.logisticsinsider.in/product/logistics-insider-magazine-april-issue-2023
Saswat S., Seetharaman A., Maddulety K., Bakhshi P. (2024). Adoption of Sustainability in Seaport Infrastructure International Journal of Social Ecology and Sustainable Development. 15 1-12.
Shmelyova E.S. (2021). Development of sea ports: tendency and perspectives. Morskie porty. (2). 10-12.
Sugrobov M.D. (2024). Managing the infrastructure of seaports: economic sustainability. Kant. (4). 146-153.
Sugrobov M.D., Metelkin P.V. (2024). Methodological analysis of approaches to infrastructure management of port complexes of maritime transport. Kant. (3). 114-120.
Technology Trends Transforming Port Operations in 2025Nicom Maritime. – 2025. Retrieved September 08, 2025, from https://www.nicommaritime.com/technology-trends-transforming-port-operations-in-2025
Top 10 busiest seaports in India by cargo tonnage in 2025: THIS state is home to 3 portsThe Indian Express. – 2025. Retrieved September 08, 2025, from https://indianexpress.com/article/trending/top-10-listing/top-10-busiest-seaports-in-india-by-cargo-tonnage-in-2025-10177071
Tsinker G.P. (1997). Modernization of Existing Marine Facilities
Zanne M., Twrdy E., Beškovnik B. (2021). The Effect of Port Gate Location and Gate Procedures on the Port-City Relation Sustainability. (13). 4884.
