Влияние предпринимательского бриколажа на инновационную результативность ресурсно-ограниченных малых технологических компаний

Суханкин И.А.
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84001608

Аннотация:
Усиливающаяся технологическая конкуренция актуализирует запрос на поиск механизмов повышения инновационной результативности. Отдельное внимание национальных экономик уделяется проблематике эффективности малого технологического бизнеса. Российские инновационные предприятия существуют в условиях специфических ресурсных ограничений, что актуализирует поиск механизмов их преодоления и повышения эффективности. Бриколаж является одной из стратегий нивелирования ресурсных барьеров предприятий. Целью исследования является оценка влияния бриколажа на инновационную результативность ресурсно-ограниченных малых и средних предприятий. Автором был использован количественный метод онлайн-опроса руководителей 100 предприятий с дальнейшей статистической обработкой. Полученные результаты дополняют ресурсную теорию фирмы, демонстрируя нелинейный характер взаимосвязи между ресурсной обеспеченностью и возможностями малых и средних предприятий к инновациям. Данные свидетельствуют в пользу дифференцированного подхода к бриколажу: при низких и умеренных ограничениях его применение может стимулировать инновационную результативность; в случае критических ограничений, необходим поиск альтернативной стратегии

Ключевые слова: Малая технологическая компания, инновационный менеджмент, инновационное предпринимательство, предпринимательский бриколаж

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Актуальность. Трансформация глобальной экономики, характеризующаяся усилением технологической конкуренции, актуализирует вопросы эффективного управления инновационным предпринимательством.

Инновации существенны для субъектов хозяйственной деятельности и государства. Для предприятий инновации – ключевой фактор устойчивого роста и конкуренции, позволяющий выводить новые продукты и снижать издержки за счет повышения производительности [25] (Hall, Lotti & Mairesse, 2009). Через создаваемое преимущество раскрывается их роль, как фактора результативности предприятия [44] (Xu et al., 2021).

Отдельный интерес представляет инновационная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Несмотря на обширный перечень эмпирических свидетельств, подтверждающих их роль в инновационном развитии государства [24] (Gibson & Birkinshaw, 2004), контекстуальные особенности российской инновационной системы – недостаток промышленной самостоятельности [5] (Дементьев, 2023), низкая доступность частного кредитования [6] (Зюкин и др., 2024), доминирование государства и иные ресурсные особенности – обуславливают необходимость адаптации зарубежных моделей и разработки новых подходов.

Лишь 10% российских МСП осуществляли инновации в 2023 г. [7] (Индикаторы инновационной деятельности, 2024). Доступность активов и навыки ресурсного менеджмента определяют скорость развития и коммерциализации инноваций МСП [19] (Eisenhardt & Martin, 2000). В условиях ресурсных ограничений остаются недостаточно изученными возможности развития и адаптации инновационной стратегии малого бизнеса.

Для преодоления ресурсных ограничений широко рассматривается в зарубежных работах концепция предпринимательского бриколажа (англ. bricolage) – способности к созданию новых ресурсов через творческое комбинирование имеющихся [14] (Baker & Nelson, 2005).

Несмотря на эмпирические свидетельства того, что бриколаж положительно влияет на показатели инновационной результативности [38] (Senyard, Baker & Steffens 2014), его распространенность среди российских предприятий и эффективность в особенных контекстуальных условиях остается изученной мало.

Целью работы является изучение влияния бриколажа на инновационную результативность ресурсно-ограниченных МСП. Научная новизна работы проявляется в получении эмпирических свидетельств о значимости бриколажа для преодоления ресурсных ограничений российскими предприятиями. Гипотеза исследования заключается в том, что российские инновационные МСП, использующие бриколаж, добиваются лучшей инновационной результативности по сравнению с предприятиями, его не использующими (Гипотеза Г1, Рис. 1).

Рис.1. Теоретическая модель исследования

Источник: составлено автором. МСП – малые и средние предприятия.

Обзор литературы. Эволюция теории ресурсно-ориентированного подхода происходила в течение 1959-1991 гг. от анализа внешних факторов к оценке внутренних возможностей предприятия. Пенроуз Э. заложила концептуальные основы исследований роли ресурсов в достижении эффективности. Результативность фирмы рассматривалась ученым, как следствие действенного использования внутренних ресурсов [34] (Penrose, 1959). Вернерфельт Б. проложил методологический мост между теорией Пенроуз и ее практической импликацией, предложив оценивать потенциал предприятия, как производное уникальных ресурсов и компетенций [43] (Wernerfelt, 1984).

Формирование современного подхода укрепилось с развитием ресурсной теории фирмы (РТФ), рассматривающей активы предприятия в контексте уникальных рычагов, используемых при формировании и реализации конкурентной стратегии [15] (Barney, 1991).

Ресурсы и их доступность сами по себе не обязательно означают высокую эффективность. Показано, что потенциал предприятия распознавать ценность, интегрировать и применять ее определяет поглощающая способность (англ. absorptive capacity) [17] (Cohen & Levinthal, 1990). Для ресурсно-ограниченных МСП поглощающая способность определяет возможную эффективность управления дефицитом знаний, компетенций и иных нематериальных ресурсов.

В попытке преодолеть недостаток РТФ – понимание ресурсов, как статического актива, появилась концепция динамических способностей: «потенциал предприятия в интеграции, создании и реконфигурации ресурсов для соответствия изменяющейся среде» [42] (Teece, Pisano & Shuen, 1997, с. 516). Если РТФ показывает, почему ресурсы дают преимущество, то динамические способности объясняют, как возможно адаптировать ресурсы к изменениям.

Ключевые ресурсные теории фирмы сгруппированы в Таблице 1.

Таблица 1

Ключевые ресурсные теории фирмы

Автор (-ы)
Фокус работы
Значение для теории
Пенроуз Э., 1959 [34]
Ресурсы предприятия как конкурентное преимущество
Рост предприятия зависит от уникальных ресурсов и их использования
Вернерфельт Б., 1984 [43]
Ресурсы – ключевой фактор долгосрочного преимущества
Барни Д., 1991 [15]
Определение ресурсных характеристик, обеспечивающих конкурентное преимущество
Для обеспечения преимущества, ресурсы должны быть ценными, редкими, незаменимыми и трудно имитируемыми
Коэн У. & Левинталь Д., 1990 [17]
Способности предприятия усваивать внешние знания
Эффективность имплементации внешних ресурсов зависит от способности замечать, усваивать и применять знания
Тис Д., Пизано Г. & Шуэн А., 1997 [42]
Динамические способности: интеграция, построение и трансформация ресурсов
Для обеспечения преимущества, предприятие должно быть способно к адаптации ресурсов к изменяющейся внешней среде
Источник: составлено автором на основании [34, 43, 15, 17, 42].

Параллельно развитие получили исследования роли ресурсной обеспеченности в инновационной деятельности МСП.

Инновационное предпринимательство отличается от обычного, характеризуясь более высокой сложностью, научной специфичностью деятельности и неопределенностью результатов. Они более других подвержены финансовым ограничениям, влияющим на инновационные возможности, в особенности, в части технологически сложных инноваций [30] (Murro & Peruzzi, 2022). Показано, что объем свободных денежных средств коррелирует с результативностью научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР) [46] (Zimmerman, 2017).

Анализ работ по финансовым ограничениям приводит к двум выводам.

Доступность капитала определяет возможность проведения инновационной деятельности МСП и влияет на ее результативность. В условиях финансовых ограничений повышается значимость способности эффективно использовать внутренние ресурсы посредствам развитых динамических способностей.

Одновременно, в отдельных исследованиях показано, что влияние финансовых ограничений для инновационных МСП зависит не столько от наличия или отсутствия средств, сколько от инновационного потенциала предприятия [26] (Hottenrott & Peters, 2012). Финансовые ограничения могут стимулировать инновационную деятельность, в особенности, в высококонкурентной среде. Особую ценность имеет способность к эффективному использованию имеющихся ресурсов [27] (Katila & Shane, 2005).

Для наукоемкой инновационной деятельности особенную важность имеют человеческие ресурсы [37] (Selivanovskikh, 2023). Качественность этого ресурса не является перманентным состоянием, и может быть изменена путем релевантных программ развития. Поощрение внутреннего предпринимательства и внедрение практик управления инновационными кадрами положительно влияет на инновационную эффективность МСП [18] (Curado, 2017).

Организационные ресурсы также определяют перспективы МСП к созданию, развитию и коммерциализации инноваций. Малые предприятия имеют преимущественно более простые и гибкие организационные структуры, что положительно сказывается на скорости принятия адаптационных решений [2] (Гранисо, 2022). Тем не менее, нехватка формализации процессов и отсутствие системного подхода к управлению инновациями может лимитировать скорость реализации инновационных проектов [31] (Nelson & Winter, 1982). Преимущество организационных свойств МСП – гибкость и адаптивность – может нивелироваться в контексте инноваций недостаточностью других ресурсов.

Результаты приводимых исследований демонстрируют однозначное наличие влияния ресурсной обеспеченности на инновационную результативность МСП. Следует рассмотреть ряд работ, показавших противоречивые результаты.

Продемонстрировано, что даже ресурсно-ограниченные МСП могут иметь высокую инновационность, используя методы преодоления ограничений: включение пользователей в процессы проектирования, снижение формальности, оптимизация процессов и фокус на текущих клиентах [29] (Löfqvist, 2017).

Наличие внешнего финансирования может не влиять на инновационную результативность: при возможности выбора, МСП направляют получаемые средства на операционные нужды, а не инновации [39] (Silva & Carreira, 2011). В схожей работе МСП направляли поддержку на быстрые и малозатратные изменения, но не для высокорискованных проектов [35] (Quimba & Rosellon, 2019).

Кооперация с государственной компанией может улучшать финансовые результаты, но снижать инновационные результаты при недостаточной поглощающей способности предприятия [33] (Park et al., 2022).

Совокупность исследований влияния ресурсной обеспеченности на инновационную результативность технологических МСП демонстрирует неоднородность получаемых эффектов. Выводом становится гипотеза о том, что ресурсная обеспеченность в целом оказывает влияние на инновационную активность, но изученность направленности и силы воздействия оставляет пространство для дальнейших исследований.

Парадокс ресурсов в инновационной деятельности МСП проявляется в диалектическом противоречии между их ограниченностью и необходимостью стимуляции инноваций для достижений конкурентного преимущества.

Недостаток ресурсов может стимулировать инновационную деятельность через принуждение к поиску решений, но одновременно ограничивает возможности их реализации.

Адаптация МСП к ресурсным ограничениям представляет комплексную способность к быстрой реконфигурации ресурсной базы. Исследования интегрируют концепции бриколажа и сетевого взаимодействия, как механизмы преодоления ресурсных ограничений инновационными МСП.

Если классические теории постулируют, что устойчивое преимущество достигается благодаря уникальности ресурсов и способности к их динамическому преобразованию, то современные гибридные стратегии предполагают синергию внутреннего и внешнего капитала [45] (Zaefarian, Henneberg & Naude, 2011).

Для управления ресурсным капиталом могут использоваться, в том числе, предпринимательский бриколаж, развитие внутреннего ресурсного потенциала, стратегии открытых инноваций, сетевого взаимодействия и ресурсного арбитража.

Предпринимательский бриколаж предполагает три возможные стратегии: поиск ресурсов извне, избегание путем бездействия и применение бриколажа – творческого комбинирования имеющихся ресурсов [14] (Baker & Nelson, 2005).

Хотя концепции бриколажа и динамических способностей схожи, бриколаж является тактическим инструментом, направленным на быстрое решение, и применяется в условиях острого дефицита. Динамические способности – широкая стратегическая концепция, направленная на регулярное обновление и адаптацию.

Теория бриколажа построена на концепции Пенроуз [34], в которой среда определяет паттерны использования ресурсов. Отличия в интерпретации предпринимателями ресурсной среды приводит к различиям в том, как они используют одни и те же ресурсы при схожих ограничениях [21] (Fisher, 2012).

Бейкер Т. и Нельсон Р. выделили пять доменов, в которых может применяться бриколаж предпринимателями (Таб. 2).

Таблица 2

Домены применения предпринимательского бриколажа

Домен
Проявление бриколажа
Физический
Трансформация невостребованных материалов в значимые активы
Трудовой
Привлечение внешних акторов для разработки новых решений (как управление кадровым дефицитом)
Навыки
Допуск непрофессиональных кадров или любителей к разработке решений
Потребители и рынок
Предоставление продуктов или услуг, которые иначе могли бы быть недоступными
Институциональная и регуляторная среда
Отказ от принятия ограничений, касающихся стандартов, процедур и регулирования
Источник: составлено автором на основании [14].

Перечисленные домены объединяются в три ключевые черты бриколажа: творческое применение ресурсов, отказ от ограничений как непреодолимых барьеров и готовность к импровизации.

Результаты исследования «Бриколаж и результативность ранних фирм» свидетельствуют в пользу того, что посредствам бриколажа ресурсно-ограниченные предприятия способны рекомбинировать активы для использования в инновационной деятельности [38] (Senyard, Baker & Steffens 2014).

Бриколаж рассматривается, как альтернатива стратегии ресурсной оптимизации, и противопоставляется «прорывным» подходам в пользу поступательной деятельности множества участников, приводящей к трансформации предприятия [23] (Garud & Karnoe, 2003).

Бриколаж позволяет преодолевать организационные ограничения, мобилизуя ресурсы [40] (Simba, Ojong & Kuk, 2021).

Некоторые авторы обнаруживают ограничения бриколажа, как универсального решения. Его интенсивное применение может приводить к накоплению компромиссов и неоптимальным решениям, что в долгосрочной перспективе может снижать результативность [41] (Steffens, 2021).

Среди российских авторов, изучающих бриколаж, следует отметить серию исследований Широковой Г.В. и работу Титовой Н.В. и Титова С.А.

В работе «Изучение предпосылок предпринимательской ориентации в российских МСП: роль институциональной среды» показано, что российские предприниматели сталкиваются с экстраординарной нехваткой всех типов ресурсов. Социальный капитал является главным источником ресурсов, но низкий уровень доверия затрудняет его реализацию [11] (Широкова и Соколова, 2013).

В статье «Предпринимательский бриколаж» Широкова Г.В. отмечает, что в условиях ресурсной ограниченности традиционные подходы к принятию решений неэффективны, что стимулирует бриколаж в российских компаниях [10].

Титов С.А. и Титова Н.В. провели исследование методом кейс-стади и выявили «культурный разлом» между корпоративной культурой и философией предпринимательского бриколажа, что затрудняет его имплементацию российскими предпринимателями [9] (Титов и Титова, 2020).

Литературный обзор показывает, что предпринимательский бриколаж, как конструкт, остается мало изученным в российской среде. Способность бриколажа смягчать ресурсную недостаточность МСП, вкупе с данными, свидетельствующих о положительном влиянии на инновационную результативность, объясняет актуальность дальнейших исследований.

Методология. Исследование основано на парадигме позитивизма, предполагающей возможность объективного измерения взаимосвязей между предпринимательским бриколажем и инновационной результативностью.

Теоретическим фундаментом послужили ресурсные теории, разработанные Пенроуз Э., Барни Д., Коэном У. и Левинталем Д., Тисом Д. и др. [34,15,17,42] и концепция предпринимательского бриколажа Бейкера Т. и Нельсона Р. [14].

Исследование следовало количественной методологии с применением дедуктивного подхода для проверки сформулированной гипотезы. Дизайн представлял из себя кросс-секционное исследование, при котором участники обследовались однократно, а информация о паттернах поведения собиралась ограниченный период времени. Выбор дизайна обусловлен его предпочтительностью при задачах одновременного анализа множественных переменных [16] (Boyd, Gove & Hitt, 2005) и соответствием цели исследования.

В качестве метода сбора данных был выбран онлайн-опрос по структурированной анкете. Выборка формировалась методом снежного кома с применением предварительной стратификации. Набор осуществлялся посредствам независимых источников, включая онлайн-платформы, социальные сети для предпринимателей и нетворкинг автора. Включались руководители российских МСП (все регионы), ведущих инновационную деятельность, численностью от 16 до 250 сотрудников, с выручкой до 2 млрд руб. и возрастом компании старше 3 лет. Критерии учитывались как контрольные переменные и обеспечивали методологическую корректность.

Для минимизации искажений из-за социально желаемых ответов была гарантирована анонимность участия. Респондентам не сообщалась конечная цель исследования. Вопросы о предикторах и результатах были разнесены в течение опроса для избежания их увязывания.

Сбор данных проводился в период с 10 июля по 15 авг. 2025 г. После проверки на корректность заполнения, в итоговый анализ было включено 100 предприятий, соответствующих цели и задачам исследования (Таб. 3).

Таблица 3

Характеристики респондентов

Характеристика
Число наблюдений
Доля наблюдений
Возраст компании


От 3 до 7 лет
40
40%
Старше 7 лет
60
60%
Среднесписочное число сотрудников


16-100 чел.
45
45%
101-250 чел.
55
55%
Выручка компании за 2024 г., руб.


Менее 120 млн.
22
22%
120-800 млн.
29
29%
От 800 млн. до 2 млрд.
49
49%
Отрасль


НИОКР, научная деятельность
32
32%
Обрабатывающее производство
23
23%
Информация и связь (ИТ)
19
19%
Образование
4
4%
Здравоохранение
3
3%
Энергетика
3
3%
Другое*
16%
16%
Источник: составлено автором. *Сельское хозяйство, промышленные области, не отмеченные в рубрикаторе.

Анкета включала несколько блоков: инновационная активность, ресурсная обеспеченность и паттерны преодоления ограничений. Переменные были представлены рефлективными индикаторами. Выбор обусловлен предположением о том, что наблюдаемые индикаторы являются проявлениями соответствующих латентных конструктов. Для соответствия российскому контексту шкалы были культурно и семантически адаптированы путем предварительного обсуждения анкеты с несколькими предпринимателями.

Операционализация переменных. Предпринимательский бриколаж оценивался, как множественный конструкт, включающий компоненты на основании концепции бриколажа: предпочтение действия перед ожиданием, применение доступных ресурсов в противовес поиску новых, применение ресурсов не по прямому назначению [14]. Для определения наличия или отсутствия бриколажа использовался авторский композитный индекс, построенный на основании ответов на серию вопросов с просьбой оценить степень согласия с утверждением относительно предпринимательского поведения по 5-балльной шкале («1» - Совершенно не согласен; «5» - Полностью согласен»). Используемые формулировки были валидированы в работе Сеньярда и др. [38]. Новшество заключается в культурной адаптации формулировок и их частичного объединения с целью лингвистического соответствия российскому контексту, а также создании композитного индекса для отнесения МСП по признаку бриколажа.

Ресурсная обеспеченность оценивалась через композитный взвешенный индекс. Участников просили оценить по 5-балльной шкале степень препятствия инновационной деятельности 14 показателей – финансовых, кадровых, информационно-технических и организационных.

Пять вопросов для оценки финансовых ограничений валидированы в эмпирическом исследовании [28] (Leitner & Stehrer, 2012). На основании анализа российских источников был добавлен показатель «Трудности в получении господдержки» [1, 4] (Власова и др., 2024; Дарвиш, 2022).

Релевантность двух вопросов о кадровых ограничениях следует выводам ряда российских работ [3, 8] (Гусарова, 2021; Мальцева и Мостовщикова, 2023).

Информационно-технологические ограничения оценивались на основании четырех вопросов, валидированных в исследованиях Евростата [20] (CIS, 2020).

Организационные ограничения оценивались на основании трех вопросов. Вопросы были валидирован в ряде эмпирических работ [36] (ScienceDirect, 2024).

Инновационная результативность оценивалась через композитный индекс. Блок включал четыре вопроса с просьбой оценить инновационные результаты предприятия по 5-балльной шкале («1» - Значительно хуже конкурентов, «5» - значительно лучше конкурентов) по сравнению с другими по скорости разработки новых продуктов или услуг, скорости выхода на рынок с инновациями, качеству инновационных решений и эффективности использования ресурсов.

Скорость разработки представлена в работе Гарсии Р. [22] (Garcia, 2002). Скорость выхода на рынок валидирована в исследовании Али А. и др. [13] (Ali et al., 2003). Качество инновационных решений предложено в работе Олсона Э. и др. [32] (Olson et al., 1995). Эффективность использования ресурсов рассматривается Алегре Д. и др. [12] (Alegre et al., 2006).

Методы анализа данных. Для проверки гипотезы о том, что ресурсно-ограниченные предприятия, использующие бриколаж, имеют более высокую инновационную результативность по сравнению с теми, кто не использует бриколаж, использовался U-критерий Манна-Уитни. Для проверки и сравнения четырех групп использовался расчет H-критерия Краскела-Уоллиса.

Результаты исследования. Ресурсные ограничения определялись путем сравнения средневзвешенного значения ответов на 4 группы по 2-5 вопросов в каждой касательно препятствий инновационной деятельности со средневзвешенным значением в популяции.

Если значение для предприятия было выше или равно значению по популяции (равному 2,73), ресурсные ограничения оценивались, как высокие. В обратном случае, они оценивались, как низкие. Описательная статистика ответов на вопросы о ресурсной обеспеченности приведена в таблице 4.

Таблица 4

Описательная статистика ресурсных барьеров

Группа
Среднее значение
(5-балльная шкала)
Финансовые барьеры
3,15
Кадровые барьеры
2,78
Информационно-технические барьеры
2,60
Организационные барьеры
2,80
Средневзвешенное значение
2,73
Источник: составлено автором. Пояснения к шкале: «1» - Совсем не препятствует; «5» - Серьезно препятствует.

Бриколаж определялся на основании сравнения среднего значения ответов на семь вопросов касательно предпринимательского поведения со средним значением в популяции (равному 3,89). Если значение для предприятия было выше или равно значению в популяции, предприятие относилось к бриколажу. В противном случае, предприятие относилось к «не-бриколажу».

На основании полученных данных для проверки гипотезы были сформированы 4 аналитические группы в зависимости от использования бриколажа и ресурсной обеспеченности (Таб. 5).

Таблица 5

Аналитические группы

Группа
Бриколаж
Ресурсные ограничения
N (%)
A
Да
Высокие
28 (28)
B
Да
Низкие
31 (31)
C
Нет
Высокие
21 (21)
D
Нет
Низкие
20 (20)
Источник: составлено автором. N – размер подвыборки.

Инновационная результативность – непрерывная переменная – определялась, как медиана ответов на четыре вопроса об инновационной деятельности. Медиана для популяции составила 4,0 по 5-балльной шкале самооценки инновационной результативности.

Описательные статистики теста Манна-Уитни для групп A и C (высокие ресурсные ограничения, бриколаж vs его отсутствие) представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты теста Манна-Уитни для высоких ресурсных ограничений

Группа
N
Средний ранг
Сумма рангов
A (с бриколажем)
28
25,46
713
C (без бриколажа)
21
24,38
512
Источник: составлено автором. N – размер подвыборки.

Критерий Манна-Уитни составил 281, p=0,787. Основная гипотеза не подтвердилась: различия в наблюдаемых популяциях были статистически не значимы (p>0,05). Размер эффекта r составил 0,039 и был интерпретирован, как очень слабый эффект по классификации Коэна.

С целью объяснения результатов, подобный тест был проведен для сравнения инновационной результативности в зависимости от бриколажа в группах с низкими ресурсными ограничениями. Описательные статистики теста Манна-Уитни для групп B и D (низкие ресурсные ограничения, бриколаж vs его отсутствие) представлены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты теста Манна-Уитни для низких ресурсных ограничений

Группа
N
Средний ранг
Сумма рангов
B (с бриколажем)
31
27,56
854,5
D (без бриколажа)
20
23,58
471,50
Источник: составлено автором. N – размер подвыборки.

Критерий Манна-Уитни составил 261, p=0,330. Различия в наблюдаемых популяциях были статистически не значимы (p>0,05). Размер эффекта r составил 0,136 и был интерпретирован, как слабый эффект по классификации Коэна.

Вопреки изначальной гипотезе, результаты проведенных тестов свидетельствуют в пользу того, что больший эффект от бриколажа получают предприятия с низкими ресурсными ограничениями:

– При высоких ресурсных ограничениях размер эффекта (r) составил 0,039 при разности средних рангов 1,08 и p=0,787 (отсутствие эффекта);

– При низких ресурсных ограничениях размер эффекта (r) составил 0,136 при разности средних рангов 3,98 и p=0,330 (слабый эффект).

Исследуя находку, был проведен непараметрический тест Краскела-Уоллиса для всех четырех групп одновременно с целью выявления отличий (Таб. 8).

Таблица 8

Результаты теста Краскела-Уоллиса

Группа
N
Средний ранг
A (высокие ограничения, бриколаж)
28
52,55
B (низкие ограничения, бриколаж)
31
52,05
C (высокие ограничения, без бриколажа)
21
50,76
D (низкие ограничения, без бриколажа)
20
44,95
Источник: составлено автором. N – размер подвыборки.

Статистический H-критерий Краскела-Уоллиса составил 1,029. Двухсторонняя p=0,794 указывает на отсутствие статистических различий между четырьмя группами (p>0,05).

Равномерное распределение рангов говорит о том, что различия в инновационной результативности между группами не превышают случайного распределения. Визуальный анализ путем построения коробчатой диаграммы (Рис. 2) демонстрирует наличие паттерна к увеличению медианных значений (выделены красным) от группы без бриколажа при низких ограничениях (D) к группе с бриколажем при высоких ограничениях (A).

Рис.2. – Диаграмма распределения рангов в зависимости от аналитической группы (ось абсцисс) и инновационной результативности (ось ординат).

Источник: составлено автором.

Обсуждение

Интерпретация результатов исследования не подтверждает основной гипотезы о том, что ресурсно-ограниченные технологические МСП, использующие предпринимательский бриколаж, демонстрируют более высокую инновационную результативность по сравнению с компаниями, его не использующими.

Проведенный дополнительно тест указывает на обратное: бриколаж в большей степени улучшает инновационную результативность у предприятий с низкими ресурсными ограничениями.

Полученные результаты противоречат классическому пониманию бриколажа как механизма преодоления острого дефицита ресурсов, предложенного Бейкером Д. и Нельсоном Р. [14] (Baker & Nelson, 2005).

Данные говорят о практически полном отсутствии эффекта бриколажа при высоких ресурсных ограничениях (r=0,039; p=0,787) в противовес слабому, но более выраженному эффекту при низких ограничениях (r=0,136; p=0,330), что также контрастирует с выводами лонгитюдного исследования ранних фирм Сеньярда Д. и др. [38] (Senyard et al., 2014)

Отчасти результаты подтверждают выводы исследования Штеффенса П. и др. [41] (Steffens et al., 2021) в части возможной неоднородности эффектов бриколажа в различных контекстуальных условиях, что может объяснять разницу при интерпретации данных в сравнении с исследованиями зарубежных предприятий. Выводы укрепляют полученные ранее данные Титова С.А. и Титовой Н.В. о необходимости учета культурных особенностей ведения деловой практики при оценке предпринимательского поведения [9] (Титов и Титова, 2020) и Широковой Г.В. и Соколовой Л.С. о наличии особенностей контекстуальной среды российского предпринимательства [11] (Широкова и Соколова, 2013).

За рамками данного исследования остается вопрос того, за счет чего именно компании с низкими ресурсными ограничениями добиваются лучших результатов инновационной деятельности благодаря бриколажу.

Подводя итог, следует отметить, что ресурсная обеспеченность является динамичным состоянием, что оправдывает внедрение системы мониторинга уровня ограничений, на основании которой возможно принятие решений в отношении бриколажа.

Заключение

Теоретический вклад. Результаты исследования расширяют имеющиеся теоретические данные в нескольких перспективах.

Во-первых, результаты ставят под сомнение универсальную применимость предпринимательского бриколажа в российской популяции МСП, дополняя исследования Титова С.А. и Титовой Н.В. [9] и Широковой Г.В. и Соколовой Л.С. [11] в части особенностей предпринимательской среды в России.

Во-вторых, полученное знание расширяет ресурсную теорию фирмы, подтверждая нелинейный характер взаимосвязи между ресурсной обеспеченностью и способностями предприятий к инновациям.

В-третьих, результаты дополняют эмпирические свидетельства Штеффенса П. и др. [41] (Steffens et al., 2021) о неоднородных эффектах бриколажа. Показан потенциальный эффект модерации бриколажа – его эффективность снижается при переходе от низких к высоким ограничениям.

Практические выводы исследования говорят в пользу дифференцированного подхода к применению бриколажа российскими МСП. При низких и умеренных ресурсных ограничениях его использование может стимулировать инновационную результативность. В случае же критических ограничений, альтернативной стратегией может стать поиск других источников развития. Решение может приниматься на основании самооценки уровня ресурсной обеспеченности с использованием средневзвешенного значения для популяции, полученного в настоящем исследовании:

– При низком уровне ресурсных ограничений (<2,73 по 5-балльной шкале самооценки (Таб. 4), где «1» – Совсем не препятствуют инновационной деятельности, «5» – Серьезно препятствуют), может рекомендоваться следование стратегии бриколажа.

– При высоком уровне ресурсных ограничений (≥ 2,73 по 5-балльной шкале самооценки (Таб. 4), следование бриколажу не рекомендуется.

Внедрение системы мониторинга ресурсной обеспеченности может быть рекомендовано в качестве основы для принятия управленческих решений.

Ограничениями исследования является лимитированная возможность для обобщения результатов на малые технологические предприятия отраслей, мало представленных или не представленных в популяции, полученной методом снежного кома. Основная часть пришлась на производственные предприятия, работающими в сфере разработки высокотехнологичной продукции и ИТ.

Направлением для будущих исследований является поиск промежуточных уровней ресурсных ограничений и границы, при которой бриколаж начинает приносить ощутимую пользу инновационной деятельности, и оценка влияния бриколажа на инновационную результативность МСП сепарировано для уровня каждого из четырех видов исследованных ресурсов.


Источники:

1. Власова В., Бойко К., Кузнецова Т. Преодоление внутренних и внешних барьеров для инновационного развития компаний // Форсайт. – 2024. – № 2. – c. 85–96. – doi: 10.17323/2500-2597.2024.2.85.96.
2. Гранисо Л. С. М. Конкурентные стратегии и стратегические преимущества малых и средних предприятий // Молодой ученый. – 2022. – № 23. – c. 507-509.
3. Гусарова М.С. Проблемы инновационного развития России: анализ факторов и институциональные решения // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1383-1402. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113870.
4. Дарвиш Ф. Анализ инноваций в российском предпринимательстве // Beneficium. – 2022. – № 43. – c. 24-33. – doi: 10.34680/BENEFICIUM.2022.2(43).24-33.
5. Дементьев В.Е. Технологический суверенитет и приоритеты локализации производства // Terra Economicus. – 2023. – № 1. – c. 6-18. – doi: 10.18522/2073-6606-2023-21-1-6-18.
6. Зюкин Д.А., Болычева Е.А., Каширин С.В., Баранников А.А., Гончаренко О.Н. Развитие инвестиционного климата в Российской Федерации на фоне политических и экономических санкций // Финансы: теория и практика. – 2024. – № 4. – c. 84-96. – doi: 10.26794/2587-5671-2024-28-4-84-96.
7. Власова В. В., Гохберг Л. М., Грачева Г. А. Индикаторы инновационной деятельности 2024. / статистический сборник / НИУ ВШЭ. - М. ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 260 c.
8. Мальцева А.О., Мостовщикова И. А. Проблемы и перспективы развития национальной инновационной системы России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2023. – № 4. – c. 87-96. – doi: 10.14529/em230408.
9. Титова Н. В., Титов С. А. Предпринимательский бриколаж как элемент организационной культуры // Управление персоналом и интеллектуальные ресурсы в России. – 2020. – № 5. – c. 9-14. – doi: 10.12737/2305-7807-2020-9-14.
10. Предпринимательский бриколаж. IQ Media. – 2025. – 5 февраля. [Электронный ресурс]. URL: https://iq-media.ru/business/predprinimatel-skiy-brikolazh (дата обращения: 07.09.2025).
11. Широкова Г. В., Соколова Л. С. Формирование предпринимательской ориентации в российских фирмах малого и среднего бизнеса: роль институциональной среды // Российский журнал менеджмента. – 2013. – № 2. – c. 25-50.
12. Alegre J., Lapiedra R., Chiva R. A measurement scale for product innovation performance // European Journal of Innovation Management. – 2006. – Vol. 9, № 4. – P. 333-346. DOI: 10.1108/14601060610707812
13. Ali A. & Krapfel R. & LaBahn D. Product Innovativeness and Entry Strategy: Impact on Cycle Time and Break-Even Time // Journal of Product Innovation Management. – 2003. – Vol. 12. – P. 54-69. DOI: 10.1111/1540-5885.t01-1-1210030
14. Baker T., Nelson R. E. Creating Something from Nothing: Resource Construction through Entrepreneurial Bricolage // Adminstrative Science Quarterly. – 2005. – Vol. 50, № 3. – P. 329–366. DOI: 10.2189/asqu.2005.50.3.329
15. Barney J. B. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. – 1991. – Vol. 17. – pp. 99–120. DOI: 10.1177/014920639101700108
16. Boyd B. K., Gove S., Hitt M. A. Construct measurement in strategic management research: illusion or reality? // Strategic Management Journal. – 2005. – Vol. 26, № 3. – P. 239–257. DOI: 10.1002/smj.444
17. Cohen W. M., Levinthal D. A. Absorptive capacity: A new perspective on learning and innovation // Adminstrative Science Quarterly. – 1990. – Vol. 35, № 1. – P. 128–152. DOI: 10.2307/2393553
18. Curado C. Human Resource management contribution to innovation in SMEs: A mixed approach // Creativity and Innovation Management. – 2017. – Vol. 27, № 1. – P 79–90. DOI: 10.1111/caim.12251
19. Eisenhardt K. M., Martin J. A. Dynamic Capabilities: What Are They? // Strategic Management Journal. – 2000. – Vol. 21, № 10–11. – P 1105–1121. DOI: 10.1002/1097-0266(200010/11)21:10/11<1105::AID-SMJ133>3.0.CO;2-E
20. Community Innovation Survey 2020 (CIS2020) // Eurostat. – 2023. [Электронный ресурс] – URL: https://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/en/inn_cis12_esms.htm (дата обращения: 03.09.2025)
21. Fisher, G. Effectuation, Causation, and Bricolage: A Behavioral Comparison of Emerging Theories in Entrepreneurship Research // Entreprenership Theory and Practice. — 2012. — Vol. 36, № 5. — P. 1019-1051. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2012.00537.x 
22. Garcia R. A critical look at technological innovation typology and innovativeness terminology: a literature review // The Journal of Product Innovation Management. – 2002. – Vol. 19, № 2. – P. 110-132. DOI 10.1016/S0737-6782(01)00132-1
23. Garud R., Karnøe P. Bricolage versus breakthrough: distributed and embedded agency in technology entrepreneurship // Research Policy. – 2003. – Vol. 32, № 2. – P. 277–300. DOI: 10.1016/S0048-7333(02)00100-2
24. Gibson C. B., Birkinshaw J. The antecedents, consequences, and mediating role of organizational ambidexterity // Academy of Management Journal. – 2004. – Vol. 47, № 2. – P. 209–226. DOI: 10.5465/20159573
25. Hall B. H., Lotti F., Mairesse J. Innovation and productivity in SMEs // Small Business Economics. – 2009. – Vol.33, №1. – pp. 13–33. DOI: 10.1007/s11187-009-9184-8
26. Hottenrott H., Peters B. Innovative Capability and Financing Constraints for Innovation: More Money, More Innovation? // ZEW Discussion Papers. – 2009. – Vol. 94. DOI: 10.2139/ssrn.1547083
27. Katila R., Shane S. When Does Lack of Resources Make New Firms Innovative? // Academy of Management Journal. – 2005. – Vol. 48, № 5. – P. 814-829. DOI: 10.5465/AMJ.2005.18803924
28. Leitner S.M., Stehrer R. The Role of Financial Constraints for Different Innovation Strategies: Evidence for CESEE and FSU Countries // WIIW Working Paper. – 2012. – № 125. – P. 1-35
29. Löfqvist L. Product innovation in small companies: Managing resource scarcity through financial bootstrapping // International Journal of Innovation Management. – 2017. — Vol. 21, № 1. DOI: 0.1142/S1363919617500207
30. Murro P., Peruzzi V. Credit constraints and open innovation strategies // SSRN Electronic Journal. 2022. DOI10.2139/ssrn.4827328
31. Nelson R. R., Winter S. G. An Evolutionary Theory of Economic Change. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982. – 437 p. DOI: 10.20396/rbi.v3i2.8648898
32. Olson E.M., Walker O.C., Ruekert R.W. Organizing for effective new product development: The moderating role of product innovativeness // Journal of Marketing. – 1995. – Vol. 59, № 1. – P. 48-62. DOI: 10.2307/1252014
33. Park J., Kim J., Woo H., Yang J. Opposite effects of R&D cooperation on financial and technological performance in SMEs // Journal of Small Business Management. – 2022. – Vol. 60, № 4. – P. 892–925. DOI: 10.1080/00472778.2020.1740597
34. Penrose E. The Theory of the Growth of the Firm. – Oxf.: Bas. Black., 1959. – 272 p. 
35. Quimba F., Rosellon M. Impact of Government Incentive on MSME Innovation // Discussion Paper Series, PIDS. – 2019. – No. 2019-27. – 53 p. DOI: https://doi.org/10.62986/dp2019.27
36. Resource Dependence Theory - an overview // ScienceDirect Topics. – 2024. [Электронный ресурс] – URL: https://www.sciencedirect.com/topics/economics-econometrics-and-finance/resource-dependence-theory (дата обращения: 03.09.2025)
37. Selivanovskikh L. Exploring firm innovation capability as the ‘black box’ between human capital and performance in Russian SMEs // Journal of Developmental Entrepreneurship. – 2023. – Vol. 28, № 1. DOI: 10.1142/S1084946723500073 
38. Senyard J., Baker T., Steffens P., Davidsson P. Bricolage as a Path to Innovativeness for Resource-Constrained New Firms // Journal of Product Innovation Management. – 2014. – Vol. 31, № 2. – P. 211–230. DOI: 10.1111/jpim.12091
39. Silva F., Carreira C. Do financial constraints threaten the innovation process? // GEMF Working Paper, University of Coimbra. – 2011. – 50 p. DOI: 10.1080/10438599.2011.639979
40. Simba A., Ojong N., Kuk G. Bricolage and MSEs in emerging economies // Enterprise Development and Microfinance. – 2021. Vol. 22, No. 2. P. 108–123. DOI: 10.1177/1465750320969621
41. Steffens P. et al. When Is Less More? Boundary Conditions of Effective Entrepreneurial Bricolage // Journal of Management. – 2021. Vol. 49. DOI: 10.1177/01492063221077210
42. Teece D. J., Pisano G., Shuen A. Dynamic Capabilities and Strategic Management // Strategic Management Journal. – 1997. – Vol. 18, № 7. – pp. 509–533. DOI: 10.1142/9789812834478_0002
43. Wernerfelt B. A Resource-Based View of the Firm // Strategic Management Journal. – 1984. – Vol. 5, № 2. – pp. 171–180. DOI: 10.1002/smj.4250050207
44. Xu S. et al. Firm productivity, innovation, and financial development // Cogent Economics & Finance. – 2021. – Vol. 9, № 1. DOI: 10.1080/23322039.2021.1976359 
45. Zaefarian G., Henneberg S., Naudé P. Resource acquisition strategies in business relationships // Industrial Marketing Management. – 2011. – Vol. 40, № 6. – pp. 862–874. DOI: 10.1016/j.indmarman.2011.06.010
46. Zimmermann V. R&D in SMEs: internal funding capacity determines scope of R&D expenditure // KfW Research paper. – 2017. – No. 190. – 12 p. [Электронный ресурс] – URL: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/Konzernthemen/Research/PDF-Dokumente-Fokus-Volkswirtschaft/Fokus-englische-Dateien/Fokus-2017-EN/Focus-No.-190-December-2017-R-D-in-SMEs.pdf (дата обращения: 7.9.2025)

Страница обновлена: 02.12.2025 в 19:41:55

 

 

The impact of business bricolage on the innovative effectiveness of resource-limited small technology companies

Sukhankin I.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
Intensifying technological competition has heightened the need to identify mechanisms for enhancing innovation performance. National economies are paying attention to the effectiveness of small technology businesses. Russian innovative companies operate under specific resource-constrained conditions, which underscores the importance of finding ways to overcome constraints and improve efficiency. Bricolage represents one of the strategies for mitigating resource barriers. The article aims to assess the impact of bricolage on the innovation performance of resource-constrained small and medium-sized companies. The author employed a quantitative approach involving an online survey of 100 executives, followed by statistical analysis. The findings contribute to resource-based theory by demonstrating the non-linear nature of the relationship between resource availability and small and medium-sized business innovation capabilities. The evidence supports a differentiated approach to bricolage: under low and moderate constraints, its application may stimulate innovation performance; and under critical constraints, alternative strategies may be pursued.

Keywords: small technology business, innovative management, innovative business, business bricolage

JEL-classification: O31, O32, O33

References:

Alegre J., Lapiedra R., Chiva R. A measurement scale for product innovation performance // European Journal of Innovation Management. – 2006. – Vol. 9, № 4. – P. 333-346. DOI: 10.1108/14601060610707812

Ali A. & Krapfel R. & LaBahn D. Product Innovativeness and Entry Strategy: Impact on Cycle Time and Break-Even Time // Journal of Product Innovation Management. – 2003. – Vol. 12. – P. 54-69. DOI: 10.1111/1540-5885.t01-1-1210030

Baker T., Nelson R. E. Creating Something from Nothing: Resource Construction through Entrepreneurial Bricolage // Adminstrative Science Quarterly. – 2005. – Vol. 50, № 3. – P. 329–366. DOI: 10.2189/asqu.2005.50.3.329

Barney J. B. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. – 1991. – Vol. 17. – pp. 99–120. DOI: 10.1177/014920639101700108

Boyd B. K., Gove S., Hitt M. A. Construct measurement in strategic management research: illusion or reality? // Strategic Management Journal. – 2005. – Vol. 26, № 3. – P. 239–257. DOI: 10.1002/smj.444

Cohen W. M., Levinthal D. A. Absorptive capacity: A new perspective on learning and innovation // Adminstrative Science Quarterly. – 1990. – Vol. 35, № 1. – P. 128–152. DOI: 10.2307/2393553

Community Innovation Survey 2020 (CIS2020) // Eurostat. – 2023. [Elektronnyy resurs] – URL: https://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/en/inn_cis12_esms.htm (data obrascheniya: 03.09.2025)

Curado C. Human Resource management contribution to innovation in SMEs: A mixed approach // Creativity and Innovation Management. – 2017. – Vol. 27, № 1. – P 79–90. DOI: 10.1111/caim.12251

Darvish F. (2022). Analysis of innovations in russian entrepreneurship. Beneficium. 2 (43). 24-33. doi: 10.34680/BENEFICIUM.2022.2(43).24-33.

Dementev V.E. (2023). Technological sovereignty and priorities of localization of production. Terra Economicus. 21 (1). 6-18. doi: 10.18522/2073-6606-2023-21-1-6-18.

Eisenhardt K. M., Martin J. A. Dynamic Capabilities: What Are They? // Strategic Management Journal. – 2000. – Vol. 21, № 10–11. – P 1105–1121. DOI: 10.1002/1097-0266(200010/11)21:10/11<1105::AID-SMJ133>3.0.CO;2-E

Fisher, G. Effectuation, Causation, and Bricolage: A Behavioral Comparison of Emerging Theories in Entrepreneurship Research // Entreprenership Theory and Practice. — 2012. — Vol. 36, № 5. — P. 1019-1051. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2012.00537.x 

Garcia R. A critical look at technological innovation typology and innovativeness terminology: a literature review // The Journal of Product Innovation Management. – 2002. – Vol. 19, № 2. – P. 110-132. DOI 10.1016/S0737-6782(01)00132-1

Garud R., Karnøe P. Bricolage versus breakthrough: distributed and embedded agency in technology entrepreneurship // Research Policy. – 2003. – Vol. 32, № 2. – P. 277–300. DOI: 10.1016/S0048-7333(02)00100-2

Gibson C. B., Birkinshaw J. The antecedents, consequences, and mediating role of organizational ambidexterity // Academy of Management Journal. – 2004. – Vol. 47, № 2. – P. 209–226. DOI: 10.5465/20159573

Graniso L. S. M. (2022). Competitive strategies and strategic advantages of small and medium enterprises. The young scientist. (23). 507-509.

Gusarova M.S. (2021). Problems of innovative development in Russia: factor analysis and institutional solutions. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1383-1402. doi: 10.18334/vinec.11.4.113870.

Hall B. H., Lotti F., Mairesse J. Innovation and productivity in SMEs // Small Business Economics. – 2009. – Vol.33, №1. – pp. 13–33. DOI: 10.1007/s11187-009-9184-8

Hottenrott H., Peters B. Innovative Capability and Financing Constraints for Innovation: More Money, More Innovation? // ZEW Discussion Papers. – 2009. – Vol. 94. DOI: 10.2139/ssrn.1547083

Katila R., Shane S. When Does Lack of Resources Make New Firms Innovative? // Academy of Management Journal. – 2005. – Vol. 48, № 5. – P. 814-829. DOI: 10.5465/AMJ.2005.18803924

Leitner S.M., Stehrer R. The Role of Financial Constraints for Different Innovation Strategies: Evidence for CESEE and FSU Countries // WIIW Working Paper. – 2012. – № 125. – P. 1-35

Löfqvist L. Product innovation in small companies: Managing resource scarcity through financial bootstrapping // International Journal of Innovation Management. – 2017. — Vol. 21, № 1. DOI: 0.1142/S1363919617500207

Maltseva A.O., Mostovschikova I. A. (2023). Problems and prospects of developing the Russian innovation system. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. 17 (4). 87-96. doi: 10.14529/em230408.

Murro P., Peruzzi V. Credit constraints and open innovation strategies // SSRN Electronic Journal. 2022. DOI10.2139/ssrn.4827328

Nelson R. R., Winter S. G. An Evolutionary Theory of Economic Change. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982. – 437 p. DOI: 10.20396/rbi.v3i2.8648898

Olson E.M., Walker O.C., Ruekert R.W. Organizing for effective new product development: The moderating role of product innovativeness // Journal of Marketing. – 1995. – Vol. 59, № 1. – P. 48-62. DOI: 10.2307/1252014

Park J., Kim J., Woo H., Yang J. Opposite effects of R&D cooperation on financial and technological performance in SMEs // Journal of Small Business Management. – 2022. – Vol. 60, № 4. – P. 892–925. DOI: 10.1080/00472778.2020.1740597

Penrose E. The Theory of the Growth of the Firm. – Oxf.: Bas. Black., 1959. – 272 p. 

Quimba F., Rosellon M. Impact of Government Incentive on MSME Innovation // Discussion Paper Series, PIDS. – 2019. – No. 2019-27. – 53 p. DOI: https://doi.org/10.62986/dp2019.27

Resource Dependence Theory - an overview // ScienceDirect Topics. – 2024. [Elektronnyy resurs] – URL: https://www.sciencedirect.com/topics/economics-econometrics-and-finance/resource-dependence-theory (data obrascheniya: 03.09.2025)

Selivanovskikh L. Exploring firm innovation capability as the ‘black box’ between human capital and performance in Russian SMEs // Journal of Developmental Entrepreneurship. – 2023. – Vol. 28, № 1. DOI: 10.1142/S1084946723500073 

Senyard J., Baker T., Steffens P., Davidsson P. Bricolage as a Path to Innovativeness for Resource-Constrained New Firms // Journal of Product Innovation Management. – 2014. – Vol. 31, № 2. – P. 211–230. DOI: 10.1111/jpim.12091

Shirokova G. V., Sokolova L. S. (2013). Formation of entrepreneurial orientation in Russian small and medium-sized businesses: the role of the institutional environment. Russian Management Journal. 11 (2). 25-50.

Silva F., Carreira C. Do financial constraints threaten the innovation process? // GEMF Working Paper, University of Coimbra. – 2011. – 50 p. DOI: 10.1080/10438599.2011.639979

Simba A., Ojong N., Kuk G. Bricolage and MSEs in emerging economies // Enterprise Development and Microfinance. – 2021. Vol. 22, No. 2. P. 108–123. DOI: 10.1177/1465750320969621

Steffens P. et al. When Is Less More? Boundary Conditions of Effective Entrepreneurial Bricolage // Journal of Management. – 2021. Vol. 49. DOI: 10.1177/01492063221077210

Teece D. J., Pisano G., Shuen A. Dynamic Capabilities and Strategic Management // Strategic Management Journal. – 1997. – Vol. 18, № 7. – pp. 509–533. DOI: 10.1142/9789812834478_0002

Titova N. V., Titov S. A. (2020). Entrepreneurial bricolage as a component of organizational culture. Upravlenie personalom i intellektualnye resursy v Rossii. 9 (5). 9-14. doi: 10.12737/2305-7807-2020-9-14.

Vlasova V. V., Gokhberg L. M., Gracheva G. A. (2024). Indicators of innovation activity in 2024

Vlasova V., Boyko K., Kuznetsova T. (2024). Overcoming internal and external barriers for the innovative development of businesses. Foresight. 18 (2). 85–96. doi: 10.17323/2500-2597.2024.2.85.96.

Wernerfelt B. A Resource-Based View of the Firm // Strategic Management Journal. – 1984. – Vol. 5, № 2. – pp. 171–180. DOI: 10.1002/smj.4250050207

Xu S. et al. Firm productivity, innovation, and financial development // Cogent Economics & Finance. – 2021. – Vol. 9, № 1. DOI: 10.1080/23322039.2021.1976359 

Zaefarian G., Henneberg S., Naudé P. Resource acquisition strategies in business relationships // Industrial Marketing Management. – 2011. – Vol. 40, № 6. – pp. 862–874. DOI: 10.1016/j.indmarman.2011.06.010

Zimmermann V. R&D in SMEs: internal funding capacity determines scope of R&D expenditure // KfW Research paper. – 2017. – No. 190. – 12 p. [Elektronnyy resurs] – URL: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/Konzernthemen/Research/PDF-Dokumente-Fokus-Volkswirtschaft/Fokus-englische-Dateien/Fokus-2017-EN/Focus-No.-190-December-2017-R-D-in-SMEs.pdf (data obrascheniya: 7.9.2025)

Zyukin D.A., Bolycheva E.A., Kashirin S.V., Barannikov A.A., Goncharenko O.N. (2024). Development of the investment climate in the russian federation against the background of political and economic sanctions. Finance: Theory and Practice». 28 (4). 84-96. doi: 10.26794/2587-5671-2024-28-4-84-96.