Развитие контрактно-закупочной функции на международных проектах сооружения атомных электростанций
Ищенко М.М.1
, Пономарева Ю.Б.2![]()
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
2 АО «Атомстройэкспорт» (контур ГК «Росатом»)
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83140566
Аннотация:
Результатом исследования является формирование института контрактных администраторов на проектах сооружения атомных электростанций в России и за рубежом. Предлагаемое решение основано на российском и зарубежном опыте. Направления внедрения института контрактных администраторов в практическую работу управленческих команд проектов сооружения атомных электростанций выявлены с учетом выученных уроков на строительных площадках сооружения атомных электростанций при построении коммуникаций с потенциальными подрядчиками. Найденная в рамках исследования проблематика «сбоев» работы контрактно-закупочной функции генерального подрядчика позволила предложить решения, приведенные в заключительной части исследовании по 6 направлениям. В рамках предлагаемой работы, помещенной в границы основных принципов проектного управления, применялись такие методы, как анализ и синтез, наблюдение, группировка и сравнение, а также и специальные. Результаты исследования будут интересны руководителям международных проектов по сооружению атомных электростанций для повышения результативности деятельности закупочных и контрактных блоков, как по отдельности, так и с использованием синергетического эффекта.
Ключевые слова: проектное управление, международный проект, атомная энергетика, обучение руководителей проектов, международные контракты, международные закупки
JEL-классификация: O13, P28, P48, Q47, H57
Введение.
Международный рынок строительства атомных электростанций (далее – АЭС) с течением времени претерпевает разного рода изменения относительно его ключевых участников. Появляются новые участники, создаются консорциумы, но при этом основные игроки, такие как Россия (Росатом), Франция (EDF Électricité de France, Framatome - ранее Areva NP), США (Westinghouse Electric Company, GE-Hitachi Nuclear Energy), Китай (China National Nuclear Corporation (CNNC), China General Nuclear Power Group (CGN)), Южная Корея (Korea Hydro & Nuclear Power (KHNP)), Япония (Mitsubishi Heavy Industries (MHI)), продолжают удерживать свои лидирующие позиции.
Каждая из представленных компаний имеет свои конкурентные преимущества, одним из которых является полный цикл строительства АЭС, а именно: передовые технологии, высокий уровень надежности и качества сооружаемой АЭС, сопровождение проекта АЭС не только на этапе строительства, но и эксплуатации, поставка топлива. Именно это преимущество в числе прочих на высоком уровне развито у компании Росатом, Россия.
Каждая компания, реализующая проекты строительства АЭС на международном рынке, наряду с законодательством своей страны и своими корпоративными локально – нормативными актами (далее – ЛНА) также обязана руководствоваться законодательством и ЛНА страны сооружения АЭС по разным направлениям: безопасность, экология, ценообразование и т.д.
С учетом изложенного выше, актуальность темы исследования определена современным повышением уровня конкуренции международных компаний в борьбе за зарубежные рынки сооружения АЭС. В научной литературе указанная тематика вскользь освещена такими авторами, как Беллер, А. Х. [4, c. 59-64], Николаева, А. Г. [5, c. 75-78], Кузнецова, А. К. [8, c. 117-124], Федосеев, А. А. [9, c. 331-333], Гражданова, Д. П. [10, c. 60-64], Голуб, И. А. [11, c. 80-87, 12, c. 56-60]. При этом, не исследованной областью (пробелом) является построение результативного взаимодействия с иностранными строительными подрядчиками на территории зарубежного государства, что является основой для достижения итоговой цели проектов сооружения АЭС – введение в эксплуатацию объекта атомной отрасли. Таким образом, целью исследования является развитие контрактно - закупочной функции проектов сооружения АЭС, учитывающей специфику зарубежного государства как площадки сооружения. Научная новизна исследования заключается в повышении уровня сближения позиций команды, реализующей проект сооружения АЭС на территории иностранного государства, с иностранными строительными подрядчиками. Авторская гипотеза заключается в том, что предлагаемый институт контрактных администраторов значительно повысит уровень коммуникаций со строительными подрядчиками на территории иностранного государства. Методология исследования заключается в сборе и анализе фактических коммуникаций с иностранными подрядчиками на проектах сооружения АЭС непосредственно на строительных площадках, оценка их результативности, сопоставление с целями компании - генерального подрядчика, понимание «сбоев» работы контрактно-закупочных функций проектных команд, и интеграция института контрактных администраторов.
Проблематика.
С целью исполнения международных контрактов на строительство АЭС в контуре Росатом в структуре инжинирингового дивизиона реализуют соответствующие функции АО Атомстройэкспорт – генеральный ЕРС подрядчик, АО Атомэнергопроект – генеральный проектировщик и группа дочерних строительных обществ – подрядчики при сооружении ключевых объектов АЭС. В своей деятельности указанные компании руководствуются Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее - ЕОСЗ), утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07 февраля 2012 № 37 (крайняя редакция от 25 декабря 2024 № 202), приложением №8 к которому служит Методика расчета начальных (максимальных) цен (далее – НМЦ) договоров при проведении закупок (далее – Методика), которая определяет общий порядок расчета НМЦ при проведении закупок.
Разделом 6 Методики предусмотрены особенности определения НМЦ по объектам, строящимся за пределами территории РФ, касательно договоров подряда на выполнение строительно – монтажных работ (далее – СМР), пуско – наладочных работ (далее – ПНР), проектно – изыскательских работ (далее – ПИР) и на авторский надзор, а также необходимые и обязательные к выполнению дополнительные действия для обоснования рассчитанного значения НМЦ, которые предусматривают направление адресных запросов индикативных технико – коммерческих предложений (далее – ТКП) потенциальным подрядчикам/ исполнителям на выполнение работ / оказание услуг.
Пакет документов, который направляется потенциальным подрядчикам в составе запроса индикативных ТКП, содержит в себе техническое задание, комплекты рабочей документации (далее – РД) и существенные условия выполнения работ. Техническое задание состоит из описания работ и требований к ним, а также посредством приложения содержит перечень комплектов РД.
Накопленный опыт сбора индикативных ТКП [1] в рамках реализации международных проектов на территории зарубежного государства выявил ряд проблем, которые были систематизированы и представлены в таблице 1. При этом мы не рассматриваем ситуацию бесшовного выполнения расчетов НМЦ с учетом полученных от потенциальных подрядчиков индикативных ТКП, которые остаются на первоначальном уровне на этапе реализации конкурсной процедуры, считая эту ситуацию беспроблемной. Также необходимо добавить, что приведенная в таблице 1 информация была систематизирована на основе значительного массива ТКП по разносторонним объемам работ и по разным зарубежным площадкам, что и позволило провести проблемную систематизацию и выявить дальнейшие пути решения этих проблем.
Таблица 1. Проблемы реализации международных проектов сооружения АЭС на территории зарубежного государства. Составлено авторами.
|
№
|
Наименование
|
Комментарий
|
|
1
|
Отсутствие
обратной связи от потенциальных подрядчиков
|
Потенциальные
подрядчики отказываются направлять свои индикативные ТКП в каком бы то ни
было виде, считая данную активность бесполезной
|
|
2
|
Поступление
уточняющих вопросов от потенциальных подрядчиков и последующий отказ от
участия в конкурсе на выполнение работ
|
Потенциальные
подрядчики после письменного уточнения условий выполнения работ в части
объемов, сроков и стоимости, по причинам, рассмотренным ниже, отказываются от
участия в конкурсе несмотря на то, что их индикативное ТКП на заданные работы
уже было сформировано и представлено по запросу
|
|
3
|
Направление
потенциальными подрядчиками индикативных ТКП и последующее изменение цены на
этапе конкурсной процедуры
|
Потенциальные
подрядчики изменяют на этапе конкурсных процедур ценовые параметры своих ТКП вследствие
различных причин, которые рассматриваются ниже
|
|
4
|
Направление
потенциальными подрядчиками индикативных ТКП без должной детализации цены
работ \ услуг и условий участия в конкурсе
|
Предложение
потенциального подрядчика является не информативным для заказчика и не
позволяет определить факторы, влияющие на предложение цены Лота.
В случае слишком высокой или слишком низкой (отклонение от среднего значения составляет более 20%) цены заказчик не имеет возможности уточнить свой подход к ценообразованию работ при расчете НМЦ закупки |
Далее, рассмотрим приведенные блоки по порядку.
1. Отсутствие обратной связи от потенциальных подрядчиков. Методика предусматривает поэтапный расчет НМЦ, алгоритм которого, с учетом работы инициатора процедура закупок (далее – ИП) с ведомостями объемов работ (далее – ВОРы), исходными данными для проектирования (далее – ИД), существенными условиями договоров (далее – СУ) и сметной документацией (далее – СД), показан на рисунке 1.
Рис. 1. Этапы расчета НМЦ. Составлено авторами (ИД – исходные данные, ИП – инициатор процедуры).
Как показано на рисунке 1, Методика, с целью сокращения процессных сроков расчета НМЦ, предусматривает выполнение этапа по запросу ТКП и этапа по расчету стоимости инициатором процедуры параллельно. Однако, как показал опыт работы с зарубежными подрядчиками, пакет документации для запроса индикативного ТКП имеет достаточно сложную для восприятия зарубежным потенциальным подрядчиком структуру, особенно в отношении ее технической части, где основной упор в определении объемов работ делается не на техническое задание, а на приложения к нему, находящиеся в рамках канонов российского сметного нормирования и не в полной мере понятны зарубежным подрядчикам, которые привыкли пользоваться в своих расчетах стоимости так называемыми единичными расценками. Таким образом, в данном случае происходит «сбой» [2] в самом начале трека запроса индикативных ТКП в том, что подрядчику непонятна структура прилагаемой проектной документации и ее сутевая, техническая часть. Это приводит к тому, что потенциальные зарубежные подрядчики не дают обратную связь по запросам компании либо, больше в качестве исключения, значительно завышают стоимость своего ТКП, закладывая большие проценты на риск и неопределенность. Схематично приведенная ситуация изображена на рисунке 2.
Рис. 2. Отказ зарубежного подрядчика от предоставления ТКП. Составлено авторами.
Поступление уточняющих вопросов от потенциальных подрядчиков и последующий отказ от участия в конкурсе на выполнение работ. В данном случае зарубежный подрядчик, получивший запрос на индикативное ТКП, направляет «волнами» пул уточняющих технических и экономических вопросов. Обычно вопросы возникают в связи с отсутствием опыта подобных работ или переоценкой собственных сил и ресурсов. Пытающиеся договориться стороны тратят очень много времени на разъяснение необходимых в соответствии с ТЗ к выполнению работ или услуг, погружение подрядчика в технические детали и финансовые условия выполнения работ [3]. После прояснения ситуации зарубежный подрядчик осознает тот факт, что данный лот для него не под силу и отказывается от участия в конкурсе, его ТКП не может быть использовано для расчета НМЦ. Происходит значительная потеря времени с обеих сторон. Схематично приведенная ситуация изображена на рисунке 3.
Рис. 3. Отказ зарубежного подрядчика от предоставления ТКП в результате пула уточняющих вопросов. Составлено авторами.
Направление потенциальными подрядчиками индикативных ТКП и последующее изменение цены на этапе конкурсной процедуры. Приведенная ситуация является продолжением первых двух блоков и заключается в том, что зарубежный подрядчик, желая принять участие к конкурсе на интересующий его объем работ, направляет свое индикативное ТКП в указанный в запросе срок, до конца не разобравшись в структуре документации, основных положениях ТЗ и существенных условиях выполнения работ. Далее следует этап «пула вопросов» от зарубежного подрядчика, ответы на которые приводят его на конкурс уже с другой ценой, значительно выше заявленной прежде в его индикативном ТКП. Соответственно, расчет НМЦ, выполненный с учетом его индикативного ТКП, значительно отличается от его конкурсного предложения и конкурс признается не состоявшимся, так как согласно конкурсным процедурам не принимаются заявки участников, которые выше предложенной НМЦ [4]. Схематично приведенная ситуация изображена на рисунке 4.
Рис. 4. Превышение цены заявки зарубежного подрядчика над НМЦ. Составлено авторами.
Направление потенциальными подрядчиками индикативных ТКП без должной детализации цены работ \ услуг и условий участия в конкурсе. Предложение потенциального подрядчика является не информативным для заказчика и не позволяет определить факторы, влияющие на предложение цены Лота [5]. В случае слишком высокой или слишком низкой (отклонение от среднего значения составляет более 20%) цены заказчик не имеет возможности уточнить свой подход к ценообразованию работ при расчете НМЦ закупки в разрезе статей затрат \ цен ресурсов.
Результаты исследования.
На основе описанного выше опыта работы с зарубежными подрядчиками в отношении проведения конкурсных процедур и сформированной проблематики целесообразно предложить следующие решения:
1. Формирование института контрактных администраторов. Включает в себя такие составляющие, как проведение регулярных информационных обучающих семинаров для потенциальных подрядчиков страны сооружения и смежных стран, предварительных консультационных переговоров с потенциальными участниками закупок, модификацию существенных условий договора на основании выученных уроков, развитие базы нормативной и ценовой информации страны сооружения (мониторинг цен строительных ресурсов) и установление новых правил работы с соглашениями о не раскрытии информации.
Институт контрактных администраторов подразумевает под собой реализацию инициативы по созданию института контрактных администраторов. Контрактные администраторы работают в дуэте с кураторами договоров на СМР (представители строительного блока) [6,7], поддерживают их и берут на себя большую часть «бумажной» работы, такой как формирование единой базы данных, «досье» исполнения договора, интеллектуально насыщенные функции претензионной деятельности и заключения ДС, интеграция исполнения договора, связующий центр между функциональными подразделениями.
Управленческие проблемы, которые решает институт контрактных администраторов, выражаются в том, что кураторы договоров СМР («строители») не могут полноценно вести бумажную договорную работу и зачастую не обладают достаточными переговорными навыками, отсутствие единой базы по контролю исполнения обязательств по расходным договорам, отсутствие единого регламента исполнения договоров, когда процессы разбиты на несколько регламентов и роли участников процесса недостаточно регламентированы.
Предлагаемые решения, которые позволяют достичь искомого результата, заключаются в организации работы «дуэта» куратор договора плюс контрактный администратор, в формировании и регулярной актуализации единой базы данных договоров и дополнительных соглашений, обеспечений, страховых полисов, исполнения обязательств по договорам силами контрактных администраторов, формировании матрицы распределения ответственности за все активности, формирующие единый процесс исполнения договора.
При этом, проведение обучающих семинаров для потенциальных подрядчиков страны сооружения и смежных стран заключается в разъяснении условий и правил формирования пакета документов для закупки (техническое задание, проект договора, расчет НМЦ, требования к участникам в соответствии с приложением 8 ЕОСЗ), подготовки закупки к публикации, подведения итогов закупки и заключения договора. Схематично приведенная ситуация изображена на рисунке 5.
Рис. 5. Проведение обучающих семинаров. Составлено авторами.
Консультационные переговоры подразумевают под собой внедрение нового формата работы с потенциальными участниками закупочных процедур – «консультационные переговоры», живое общение на этапе запроса индикативных ТКП [8,9], с целью проведения закупочных процедур «с первого раза» и для решения таких задач, как:
· лучше узнать участников рынка, расширить круг участников, увеличить конкуренцию,
· разъяснять условия закупок, получать качественные заявки на тендерах,
· иметь обратную связь от участников рынка в отношении контрактных условий и др.
Здесь решаются такие управленческие проблемы, как:
· потенциальные участники не до конца понимают содержание ТЗ и проектной документации, что приводит к дозапросам на стадии проведения закупки, спорам на этапе исполнения договоров;
· в ответ на избыточные требования договоров участники закладывают все риски в ценовое предложение, что приводит к превышению НМЦ;
· участники не всегда разбираются в специфике оформления индикативных ценовых предложений и заявок на участие в тендерах
Предлагаемые решения в данном случае заключаются в том, что в ходе переговоров участникам разъясняются зоны неопределенности, формируется более полное понимание участниками требований и обязательств, условия проекта договора балансируются таким образом, чтобы учесть интересы обеих сторон и снизить цену, проводится обучение правилам оформления заявок, разъясняются квалификационные требования и др.
2. Модификация условий договора на основании выученных уроков. На основании анализа «выученных уроков» по итогам исполнения договоров на СМР и получения обратной связи от участников рынка/контрагентов производится регулярная корректировка проформы договора СМР, например:
· отказ от утверждения форм банковских гарантий в форме приложения к договору. На практике, такие формы иностранными банками не выдаются. Для согласования банковских гарантий ранее приходилось заключать ДС, что занимало несколько недель;
· сокращение оснований для начисления неустойки. Избыточные неустойки приводили к завышенной цене ТКП ввиду повышенного финансового риска для субподрядчика. Оставлены неустойки за нарушение сроков выполнения работ, устранение дефектов и нарушение требований контролирующих органов;
· учет особенностей зарубежного законодательства. Например, неприменение залогового права. Отсутствие данного положения в ранее заключенных договорах позволяло удерживать субподрядчикам площадку строительства на законных основаниях;
· учет особенностей санкционной политики. В договор включается условие о необходимости получения всех необходимых разрешений или уведомлений. В случае введения санкций, стороны вступят в переговорный процесс и определят дальнейшие шаги в отношении судьбы договора.
3. Развитие базы нормативной и ценовой информации страны сооружения (мониторинг цен строительных ресурсов). Здесь управленческие проблемы заключаются в существенном разрыве между ценой основных строительных ресурсов лота у заказчика и подрядчика, применении различных технологий выполнения работ, оказывающее влияние на итоговую цену лота и в различных нормативах расходования ресурсов, применяемые в расчете.
Решения, которые предлагается реализовывать в данном случае, заключаются в вовлечении потенциальных подрядчиков в пополнение базы ценовой информации о стоимости основных строительных ресурсов [10], машин и механизмов, особенностей формирования расценок на работы, структуры заработной платы и особенностей учета рабочего времени строительных рабочих в разрезе специальностей и квалификаций; в выявлении и уточнении структуры формирования конечной цены строительных ресурсов, включая логистические расходы и систему скидок.
В качестве источников данных для проведения ценового анализа используются общедоступная информация о ценах работ, услуг, строительных ресурсов или полученная по запросу заказчика у подрядчиков, исполнителей, производителей (поставщиков), выполняющих аналогичные работы, оказывающих аналогичные услуги, осуществляющих производство (поставку) аналогичных строительных ресурсов, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен работ, услуг, строительных ресурсов в открытых источниках.
При проведении конъюнктурного анализа могут быть использованы данные, подтвержденные обосновывающими документами, заверенными подписями уполномоченных лиц производителей и (или) поставщиков или подписанные Заказчиком, с указанием дат и (или) сроков действия ценовых предложений, полученные из следующих источников: коммерческие предложения, прайс-листы производителей и (или) поставщиков и другие документы [11], содержащие информацию о стоимости, в том числе размещенные на официальных сайтах производителей, поставщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или полученные по запросу (официальное письмо, электронная почта, факс), данные электронных торговых площадок и котировок товарно-сырьевых бирж, результаты конкурсов, аукционов и данные, указанные в договорах (контрактах), которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими договорами (контрактами), а также данные государственной статистической отчетности.
4. Исследование строительного рынка на территории страны сооружения и близ расположенных стран необходимо с целью получения информации о среднегодовом объеме производства продукции, номенклатуры производителей/поставщиков [12], об отпускных ценах строительных ресурсов с учетом условий предоставления скидки (при наличии таких процедур на исследуемом предприятии) на строительном рынке для максимально возможного использования местных материалов, строительных машин и механизмов, услуг по перевозке строительных грузов и рабочей силы при выполнении строительно-монтажных работ, для снижения затрат при сооружении объекта.
5. Следующим направлением приложения управленческих усилий в рамках интеграции институтов контрактных администраторов выступает формирование новых правил работы с соглашениями о не раскрытии информации (NDA). Проведение полной перестройки работы по заключению NDA с целью снижения риска возникновения ситуации конфликта интересов, то есть предоставление необоснованного приоритета одному/нескольким участникам закупок, и снижения риска утечки чувствительной информации позволяет решать такие управленческие проблемы, как несоответствие сроков действия NDA условиям EPC контракта (продолжительность действия устанавливалась на срок 12-20 лет), отсутствие санкций за разглашение, отсутствие строгой фиксации перечня передаваемой документации (нет актов приема-передачи), отсутствие заполненного NDA на этапе заключения договора, согласование NDA как формы, отсутствие у ответственных работников четкого представления о том, при каких обстоятельствах возможна передача документации и какие документы должны быть направлены для оформления NDA.
Предлагаемые решения по выделенному направлению – это корректировка формы NDA: NDA действуют в течение неограниченного периода времени (как требует EPC контракт), за каждый случай нарушения условий NDA установлен штраф; фиксация передаваемых документов в актах приема-передачи, которые хранятся вместе с NDA; заполнение и подписание форм NDA, прилагаемых к проектам договоров, вместе с договором; передача документации практикуется только на стадии запроса ТКП или после подписания договора с победителем; NDA проходят согласование через единое окно - юридическое управление.
Особенно важен предлагаемый подход на начальном этапе сооружения объектов в новой стране \ регионе, когда происходит исследование рынка страны сооружения и формирование пула потенциальных участников строительного проекта.
Все перечисленные шаги позволяют сформировать качественную конкурентную среду для проведения закупочных процедур и выбора надежных подрядчиков под особенности каждого конкретного лота.
Заключение.
На основании вышеизложенного опыта работы с зарубежными подрядчиками на международных проектах сооружения АЭС были выявлены такие проблемы, как неполноценность функционала кураторов договоров СМР («строителей»), необходимость переформатирования контрактной базы для начисления неустоек, существенный разрыв между ценой основных строительных ресурсов у заказчика и подрядчика, максимально возможного использования местных материалов, строительных машин и механизмов, отсутствие адаптивных правил работы с соглашениями о не раскрытии информации.
Для решения выявленных проблем предлагаются следующие авторские рекомендации по их решению:
1. Формирование института контрактных администраторов;
2. Проведение обучающих семинаров для сектора потенциальных подрядчиков;
3. Проведение пула консультационных переговоров с потенциальными подрядчиками, в частности, в отношении технических заданий;
4. Постоянная модификация условий проекта договора на основании выученных уроков;
5. Развитие базы нормативной и ценовой информации страны сооружения (мониторинг цен строительных ресурсов)
6. Постоянная модификация правил работы с соглашениями о не раскрытии информации (NDA).
Необходимо отметить, что научная новизна предлагаемых авторских рекомендаций по устранению выявленных проблем на проектах сооружения АЭС за рубежом состоит в развитии контрактно - закупочной функции на международных проектах сооружения атомных электростанций на основе критического анализа полученного эмпирическим путем опыта непосредственно на строительных площадках сооружения АЭС, что расширяет горизонты знаний руководителей зарубежных проектов и позволяет глубже понять зарубежный строительный рынок и его закономерности. Концентрация усилий по указанным направлениям работы компании во взаимоотношениях с зарубежным рынком, особенно на этапе «захода» компании на зарубежную территорию, позволит наряду с углублением указанного сотрудничества расширить конкурентную среду по каждому направлению строительно-монтажных работ, что естественным образом приведет к оптимизации технико-коммерческих предложений потенциальных подрядчиков и соответственно стоимости проекта в целом.
Источники:
2. Тюсина Л.С. Международный опыт оптимизации управления закупками. / Сборник научных статей: Управление закупками в структуре профессионализма заказчиков. - Москва: Российский университет дружбы народов, 2016. – 79-85 c.
3. Трефилова Ю.С. Система конкурентных закупок атомной отрасли // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2012. – № 1(30). – c. 331-336.
4. Беллер А.Х., Рыжая А.А. Современное состояние и тенденции развития закупочной деятельности предприятий атомной отрасли // Логистические системы в глобальной экономике. – 2023. – № 13. – c. 59-64.
5. Николаева А.Г., Фахретдинова А.Р. Оценка эффективности закупочной деятельности как инструмент конкурентного преимущества организации // Экономическиеи управленческие технологии ХХI века:теория и практика, подготовка специалистов: Материалы методической и научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2018. – c. 75-78.
6. Фоменко Н.М., Аленькова И.А. Влияние корпоративной структуры атомной генерации на построение конкурентных стратегий (на примере ГК «Росатом») // Вестник евразийской науки. – 2023.
7. Шевцова Ю.Б. Экспертиза закупок и нормативно-правовое обеспечение закупочной деятельности. / Сборник научных докладов: Тенденции изменений профессиональных навыков специалистов в сфере закупок в меняющихся социально-экономических условиях. - Москва: Русайнс, 2023. – 86-90 c.
8. Кузнецова А.К., Власова К.В. Правовая регламентация закупочной деятельности в России - актуальные проблемы и оценка зарубежного опыта // Защита прав человека в периоды внешнеполитической напряженности: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Том Часть 2. Саранск, 2022. – c. 117-124.
9. Федосеев А.А., Гильц Н.Е. Анализ отечественного опыта организации закупочной деятельности // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2018. – № 4(14). – c. 331-333.
10. Гражданова Д.П., Захарова Л.А. Обобщение опыта зарубежных стран и РФ по осуществлению государственных закупок // Общество и цивилизация. – 2024. – № 1. – c. 60-64.
11. Голуб И.А., Черемухина Ю.Ю. Апробация и исследование методики управления процессом подбора поставщиков в атомной отрасли с использованием инструментов цифровизации // Качество и жизнь. – 2024. – № 4(44). – c. 80-87.
12. Голуб И.А., Черемухина Ю.Ю. Критерии отбора поставщиков в атомной отрасли // Компетентность. – 2023. – № 6. – c. 56-60. – doi: 10.24412/1993-8780-2023-6-56-60.
Страница обновлена: 02.11.2025 в 23:10:10
Download PDF | Downloads: 5
Development of the contract procurement function for international nuclear power plant construction projects
Ishchenko M.M., Ponomareva Yu.B.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 9 (September 2025)
Abstract:
The result of the research is the development of the institute of contract administrators for nuclear power plant construction projects in Russia and abroad. The proposed solution is based on Russian and foreign experience.
The directions of introducing the institute of contract administrators into the practical work of management teams of nuclear power plant construction projects have been identified. When building communications with potential contractors, the experience and practice of nuclear power plant construction sites were taken into account.
The problem of failures in the work of the general contractor's contract procurement function, found in the framework of the study, allowed to propose solutions six areas. Within the framework of the proposed work, placed within the boundaries of the basic principles of project management, such methods as analysis and synthesis, observation, grouping and comparison, as well as special ones were used. The results of the study will be of interest to managers of international projects for the construction of nuclear power plants to improve the performance of procurement and contract units, both individually and using a synergistic effect.
Keywords: project management, international project, nuclear energy, project manager training, international contract, international procurement
JEL-classification: O13, P28, P48, Q47, H57
References:
Beller A.Kh., Ryzhaya A.A. (2023). The current state and development trends of procurement activities of nuclear industry enterprises. Logistic systems in the global economy. (13). 59-64.
Fedoseev A.A., Gilts N.E. (2018). Analysis of domestic experience in the organization of procurement activities. Actual problems of aviation and cosmonautics. 3 (4(14)). 331-333.
Fomenko N.M., Alenkova I.A. (2023). Influence of the corporate structure of nuclear generation on the construction of competitive enterprises (on the coverage of Rosatom state corporation). Vestnik evraziyskoy nauki. 15
Galkovskaya V.E. (2018). Directions of development of the procurement system in the nuclear energy sector as a tool for increasing the competitiveness of Rosatom State Corporation. Vestnik nauki Sibiri. (2(29)). 11-21.
Golub I.A., Cheremukhina Yu.Yu. (2023). Selection criteria for suppliers in the nuclear industry. Kompetentnost. (6). 56-60. doi: 10.24412/1993-8780-2023-6-56-60.
Golub I.A., Cheremukhina Yu.Yu. (2024). Approbation and research of methods for managing the selection of suppliers in the nuclear industry using digitalization tools. Kachestvo i zhizn. (4(44)). 80-87.
Grazhdanova D.P., Zakharova L.A. (2024). Generalization of experience of foreign countries and the Russian Federation on the implementation of public procurement. Obschestvo i tsivilizatsiya. 6 (1). 60-64.
Kuznetsova A.K., Vlasova K.V. (2022). Legal regulation of procurement activities in russia - current problems and evaluation of foreign experience Protection of human rights in times of foreign policy tension. 117-124.
Nikolaeva A.G., Fakhretdinova A.R. (2018). Evaluation of the effectiveness of procurement as a tool of competitive advantage Economic and management technologies of the 21st century: theory and practice, training of specialists. 75-78.
Shevtsova Yu.B. (2023). Procurement expertise and regulatory support of procurement activities. my suggestions Moscow: Rusayns.
Trefilova Yu.S. (2012). The system of competitive procurement of the nuclear industry. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura. (1(30)). 331-336.
Tyusina L.S. (2016). International experience optimization of procurement Moscow: Rossiyskiy universitet druzhby narodov.
