Алгоритмическое управление трудом в сфере платформенной занятости: проблемы и перспективы регулирования
Забелина О.В.1
, Пилипчук Н.В.2,1![]()
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия
2 Тверской государственный университет, Тверь, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83174790
Аннотация:
В статье исследуется трансформация трудовых отношений под влиянием алгоритмического управления в условиях платформенной занятости, анализируются теоретические основы и практические механизмы алгоритмического управления, включая системы распределения заданий, динамического ценообразования и рейтинговой оценки. Особое внимание уделяется правовым и социально-экономическим последствиям внедрения алгоритмических систем управления трудом.
На основе эмпирического исследования выявлены ключевые проблемы, связанные с применением алгоритмического управления: прекаризация труда, непрозрачность алгоритмических решений, цифровой контроль и риски дискриминации. Исследование показывает, что существующие правовые нормы не обеспечивают защиту прав платформенных работников. В статье представлены результаты комплексного анализа различных форм алгоритмизированной занятости – от транспортных и курьерских платформ до фриланс-платформ и систем корпоративного управления. Рассматриваются как преимущества новых форм занятости (гибкость, доступ к глобальному рынку труда), так и их негативные последствия (снижение социальных гарантий, усиление неравенства). Обосновывается необходимость применения сбалансированного подхода к регулированию алгоритмического управления, которое должно сочетать инновационный потенциал цифровых платформ с адекватной защитой трудовых прав. Предлагаются конкретные меры по совершенствованию законодательства, включая введение принципов объяснимого искусственного интеллекта и механизмов коллективной защиты прав работников.
Ключевые слова: алгоритмическое управление, платформенная занятость, цифровизация труда, трудовые отношения, право на объяснение, прекаризация труда, цифровой контроль, трудовое право, искусственный интеллект в управлении
JEL-классификация: J21, J23, J24, K31
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития цифровой экономики характеризуется трансформацией традиционных моделей организации труда. Широкое распространение платформенных форм занятости и внедрение алгоритмических систем управления принципиально изменяют характер трудовых отношений, создавая новые вызовы для правового регулирования и социальной защиты работников. Актуальность данного исследования обусловлена стремительным ростом сектора платформенной экономики и отсутствием адекватных механизмов правового регулирования алгоритмического управления.
Целью исследования является комплексный анализ воздействия алгоритмического управления на трудовые отношения в условиях платформенной занятости и разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы. Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи: выявлены основные механизмы алгоритмического управления, проанализировано их влияние на условия труда, оценены социально-экономические последствия внедрения алгоритмических систем и разработаны рекомендации по защите прав работников.
Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного анализа алгоритмического управления с учетом особенностей национального рынка труда. В работе представлены результаты оригинального эмпирического исследования, выявляющего специфику восприятия алгоритмического управления российскими платформенными работниками. Кроме того, авторами предложена классификация моделей алгоритмического управления и даны конкретные рекомендации по развитию нормативно-правового регулирования использования алгоритмов в управлении трудом платформенных работников.
Методологическую основу исследования составил комплекс методов, включающий качественный и количественный анализ. Для анализа данных применялись методы статистики, корреляционный и регрессионный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию трудового законодательства России и доработке законопроекта «О платформенной занятости», включая введение права на объяснение алгоритмических решений, установление обязанности человеческого надзора за критически важными решениями алгоритмов и создание механизмов коллективной защиты прав платформенных работников.
ОСОБЕННОСТИ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ
Феномен алгоритмического управления представляет собой трансформацию традиционных парадигм организации трудовой деятельности через делегирование ключевых управленческих функций программным алгоритмам, функционирующим на основе анализа больших данных. В современной научной дискуссии под алгоритмическим управлением понимается система, в которой решения о распределении задач, контроле исполнения, оценке производительности и расчете вознаграждения принимаются автоматизированными системами без непосредственного участия человека-менеджера [1]. Наиболее часто данная система проявляется в сфере платформенной занятости, где цифровая платформа выступает в роли инфраструктурного посредника, организующего взаимодействие между заказчиком и исполнителем.
Исторический генезис алгоритмического управления связан с эволюцией идей научного менеджмента и их адаптацией к условиям цифровой экономики. Современные алгоритмические системы наследуют принципы тейлоризма, такие как стандартизация, фрагментация и оптимизация трудовых операций, но переносят их в цифровую среду, где контроль и координация осуществляются с помощью программных кодов и данных [2]. Изначально подобные системы применялись в логистике и складском хозяйстве, однако их повсеместное распространение стало возможным с появлением глобальных онлайн-платформ, которые требуют управления большими массами географически распределенных исполнителей.
Механизм алгоритмического управления основывается на симбиозе технологических и организационных решений. К ключевым технологическим компонентам относятся: системы автоматизированного распределения заданий на основе анализа данных геолокации и рейтинга; алгоритмы динамического ценообразования, регулирующие стоимость услуг в зависимости от спроса; системы рейтингования и оценки, преобразующие отзывы клиентов и метаданные о деятельности работника в числовые показатели, определяющие его дальнейший доступ к платформенным заданиям [3]. С организационной точки зрения данные технологии реализуют функции контроля, дисциплинирования и мотивации, создавая модель, для которой характерна автономия исполнителя на уровне выполнения отдельных операций при одновременной централизации управления на уровне принятия стратегических решений алгоритмом [4].
Таким образом, в современном трудовом процессе алгоритмы выполняют роль не просто вспомогательного инструмента, а активного организатора, присваивая себе классические управленческие функции. Они структурируют трудовой процесс, осуществляют постоянный мониторинг, выносят оценочные суждения и применяют стимулирующие или дисциплинарные меры. Подобная трансформация порождает комплекс социально-правовых вызовов, связанных с непрозрачностью критериев принятия решений, деперсонализацией власти работодателя и размыванием границ традиционного трудового права, что требует адекватного нормативно-правового ответа [1, 2].
АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ ПЛАТФОРМЕННЫХ РАБОТНИКОВ: МОДЕЛИ, ПОСЛЕДСТВИЯ
Развитие новых форм занятости, использующих алгоритмическое управление трудом, представляет собой один из наиболее значимых трендов современного рынка труда.
Платформенная занятость представляет собой качественно новое явление в современной экономике, характеризующееся опосредованным взаимодействием между исполнителем и заказчиком через цифровые платформы. Согласно определению European Industrial Relations Dictionary, платформенная работа – это «трудовая деятельность, при которой организации или частные лица используют онлайн-платформы для доступа к другим организациям или частным лицам для решения конкретных задач или проблем в обмен на оплату» [5]. использует схожее определение, подчеркивая, что платформенная работа связана с использованием цифровых платформ для организации труда [6].
Ключевые характеристики платформенной занятости включают:
- цифровой характер взаимодействия (все коммуникации осуществляются через платформу);
- высокую степень гибкости и нестандартность трудовых отношений;
- автоматизированный подбор заданий и исполнителей;
- рейтинговую систему оценки качества работы;
- глобальный характер рынка труда;
- минимизацию прямого человеческого контроля (рис.1).
Рисунок 1 – Характеристики платформенной занятости [1]
Цифровые платформы выступают в роли посредников между работниками и клиентами (потребителями). В качестве таких платформ могут выступать компании, относящиеся к сфере услуг, таких как услуги такси, доставки и многие другие, например, Uber, Яндекс, Маркетплейсы Озон, Вайлдбериз, Авито, Работа.Ру. Одной из ключевых характеристик платформенной занятости является ее гибкость. Работники самостоятельно устанавливают свой рабочий график, рабочие часы и выбирают места выполнения заданий. Такая гибкость позволяет платформенным работникам адаптировать рабочий процесс к личной жизни и предпочтениям. При таком подходе, работники самостоятельно решают, какие проекты принимать. С точки зрения форм занятости, платформа предлагает разнообразные варианты, включая краткосрочные задания, которые могут выполняться за несколько часов или дней, либо долгосрочные контракты, которые обеспечивают большую стабильность дохода. Однако вознаграждение за выполненные задания, как правило, выплачивается постфактум, без использования авансовых платежей и предоплаты оказываемых услуг. При этом, доход работников может варьироваться в зависимости от спроса, типа задания и уровня конкуренции на платформе.
Многие работники платформенной занятости зарегистрированы как самозанятые или индивидуальные предприниматели. Например, на территории России зарегистрировано 14,1 млн самозанятых по состоянию на 31.07.2025г., при этом, число самозанятых постоянно увеличивается (справочно: по состоянию на 31.07.2024г. – около 11 млн чел.) [7]. C одной стороны, выбирая такие формы занятости, работники наделены определенной свободой, с другой стороны платформенная занятость лишает их традиционных социальных гарантий, таких как оплачиваемый отпуск, медицинская страховка и пенсионные начисления, создавая дополнительные риски и трудности.
Современная платформенная экономика демонстрирует разнообразие моделей алгоритмического управления трудом:
1. системы рейтингов и репутации;
2. алгоритмическое распределение задач;
3. динамическое ценообразование;
4. предиктивная аналитика поведения работников;
5. автоматизированные системы контроля качества [8].
Так, например, транспортная платформа Uber использует сложную систему алгоритмов для управления водителями: автоматическое распределение заказов, динамическое ценообразование, система рейтингов и автоматические блокировки аккаунтов [9]. Фриланс-платформа Upwork применяет алгоритмы для сопоставления навыков исполнителей с требованиями заказчиков, автоматической проверки качества работы и защиты платежей. Платформа использует систему успешности проекта (Job Success Score), которая автоматически рассчитывается на основе множества параметров [10].
Алгоритмическое управление кардинальным образом трансформирует традиционные трудовые отношения (рис.2).
Во-первых, происходит деперсонализация управления – решения принимаются автоматизированными системами без участия человека-менеджера, что приводит к отсутствию возможности обжалования решений и прозрачности критериев оценки [11].
Рисунок 2 – Основные аспекты алгоритмического управления трудом [2]
Во-вторых, возникает феномен «цифрового контроля», при котором наблюдение за работником становится непрерывным и всеобъемлющим. Системы отслеживают не только результаты работы, но и процесс деятельности, включая время выполнения операций, маршруты перемещения и даже эмоциональное состояние [12].
В-третьих, изменяется природа трудового договора – вместо постоянных трудовых отношений доминируют разовые задания, что приводит к неустойчивости занятости и отсутствию социальных гарантий и создает серьезные вызовы для традиционной системы трудового права, основанной на концепции стандартной занятости [13].
Экономические последствия внедрения алгоритмического управления носят двойственный характер. С одной стороны, отмечается повышение производительности труда и оптимизация бизнес-процессов. Исследования Всемирного банка демонстрируют, что автоматизация управленческих функций позволяет сокращать операционные издержки на 15-25% в различных секторах экономики [14], однако, данные достижения сопровождаются ростом неустойчивой занятости и усилением прекаризации труда. Происходит перераспределение экономических рисков от компаний к работникам, что проявляется в распространении сдельной оплаты труда, отсутствии социальных гарантий и минимальной защите от внезапного отключения от платформы (рис.3). Экономическая эффективность алгоритмического управления достигается за счет минимизации издержек на человеческий менеджмент, но одновременно создает новые вызовы для системы социальной защиты. Несмотря на позитивные аспекты платформенной занятости, она порождает определенные риски и увеличивает степень неудовлетворенности трудом у платформенных работников.
Рисунок
3 – Проблемы, связанные с платформенной занятостью для работников [3]
Социальные и правовые вопросы алгоритмического управления требуют комплексного рассмотрения. Проблема защиты прав работников становится особенно актуальной в условиях, когда ключевые управленческие решения принимаются автоматизированными системами. Возникает правовой вакуум в вопросах ответственности за алгоритмические решения – традиционные нормы трудового права оказываются недостаточно адаптированными к новым реалиям. Европейское агентство по безопасности и гигиене труда (2023) выделяет необходимость разработки новых механизмов защиты, включая право на человеческое общение при решении спорных вопросов, право на объяснение алгоритмических решений и право на обжалование решений, принятых искусственным интеллектом [15]. Такие меры направлены на сохранение человеческого достоинства и основных трудовых прав в условиях цифровой трансформации.
Этические аспекты алгоритмического управления приобретают особую значимость в контексте ответственности за принимаемые решения. Речь идет о проблеме «ответственности без вины», когда алгоритмические системы могут причинять вред без четкого установления виновного лица. Применяемые алгоритмы должны быть не только эффективными, но и справедливыми, прозрачными и подотчетными. Соблюдение данных требований возможно лишь при разработке принципов алгоритмической этики, включающих требования к обязательному аудиту алгоритмов, обеспечению их соответствия законодательству и защите от дискриминационных практик. Особую озабоченность вызывает проблема цифрового контроля – постоянного наблюдения за работниками, которое может нарушать их право на приватность и достоинство личности.
Влияние алгоритмического управления на неравенство в трудовой сфере проявляется в нескольких измерениях. Во-первых, возникает новый вид цифрового неравенства - между теми, кто обладает навыками работы с алгоритмическими системами, и теми, кто этими навыками не обладает. Исследования Международной организации труда (2024) [16] показывают, что алгоритмическое управление может усиливать существующее социальное неравенство, поскольку алгоритмы часто обучаются на исторических данных, содержащих скрытые предубеждения. Это приводит к дискриминационным последствиям для определенных групп работников по признаку пола, возраста или этнической принадлежности. Кроме того, наблюдается рост доходного неравенства между владельцами платформ и работниками, что ставит вопрос о справедливом распределении добавочной стоимости, создаваемой с помощью алгоритмических систем.
Проблема алгоритмической дискриминации требует разработки специальных правовых механизмов защиты. Необходимость обеспечения прозрачности и объяснимости алгоритмических решений становится ключевым требованием к разработчикам систем искусственного интеллекта. Особого внимания заслуживает вопрос о предотвращении дискриминации при найме и увольнении, когда алгоритмы могут необоснованно отсеивать определенные категории соискателей на основе исторических данных.
Социально-экономические последствия алгоритмического управления носят комплексный и многогранный характер. С одной стороны, оно предлагает новые возможности для экономического роста и повышения производительности. С другой стороны, оно создает серьезные вызовы для социальной справедливости и защиты трудовых прав. Это требует разработки сбалансированного подхода, который бы сочетал инновации с адекватными социальными гарантиями и правовой защитой работников в условиях цифровой трансформации экономики. Формирование эффективных механизмов регулирования алгоритмического управления становится необходимым условием для обеспечения справедливого перехода к цифровой экономике.
АНАЛИЗ ПРАКТИК АЛГОРИТМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ ПЛАТФОРМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ
Эмпирическая часть проведенного исследования направлена на комплексный анализ практик алгоритмического управления в российском сегменте платформенной занятости. Методологическую основу исследования составил смешанный подход, сочетающий количественные и качественные методы сбора и анализа данных. Выборка формировалась целенаправленно и включала 200 респондентов, работающих на различных цифровых платформах (транспортные, курьерские, фриланс-платформы). Количественная выборка включает основные категории платформенных работников с учетом гендерного, возрастного и территориального распределения. Для углубленного качественного анализа отобраны 30 работников, с которыми проводились полуструктурированные интервью. Сбор данных осуществлялся в период с января по июнь 2025 года с использованием онлайн-анкетирования и глубинных интервью, что позволило получить как статистически значимые данные, так и глубокие качественные исследования о практиках алгоритмического управления.
Для анализа количественных данных применялись методы статистики, корреляционный и регрессионный анализ. Качественные данные анализировались методом тематического анализа. Особое внимание уделялось выявлению паттернов восприятия алгоритмического управления, анализу стратегий адаптации работников к алгоритмическим системам и оценке воздействия алгоритмов на трудовые права и условия труда. Этические аспекты исследования обеспечивались через получение информированного согласия участников, гарантии анонимности и конфиденциальности данных.
Результаты исследования выявили существенное влияние алгоритмического управления на трудовые практики и условия труда платформенных работников. Анализ количественных данных показал, что 78% респондентов испытывают постоянный психологический прессинг из-за необходимости поддерживать высокий рейтинг в алгоритмических системах. При этом 62% участников исследования отметили отсутствие прозрачности в критериях оценки их работы алгоритмами. Корреляционный анализ выявил статистически значимую связь между интенсивностью алгоритмического контроля и уровнем профессионального выгорания работников. Регрессионная модель продемонстрировала, что такие факторы, как отсутствие обратной связи от человека-менеджера и невозможность обжалования алгоритмических решений, являются значимыми факторами снижения удовлетворенности трудом.
Качественный анализ данных позволил выявить основные стратегии адаптации работников к алгоритмическому управлению. В рамках исследования идентифицированы три основные стратегии:
- стратегия «игры по правилам алгоритма» (сознательное подстраивание под известные параметры системы);
- стратегия «коллективного сопротивления» (обмен информацией и советами в сообществах работников);
- стратегия «альтернативной идентичности» (создание нескольких аккаунтов для обхода санкций).
Интервью показали, что работники применяют сложные тактики «обмана алгоритмов», однако это приводит к дополнительной эмоциональной нагрузке и усилению прекаризации труда. Обсуждение результатов свидетельствует о необходимости разработки новых механизмов регулирования алгоритмического управления. Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что существующие правовые рамки недостаточно эффективны для защиты прав платформенных работников. Выявленный дисбаланс между экономической эффективностью алгоритмических систем и социальной защищенностью работников требует разработки комплексных мер, включая внедрение принципов объяснимого искусственного интеллекта (XAI), установление обязательного человеческого надзора за критически важными алгоритмическими решениями и создание механизмов коллективного представительства интересов платформенных работников. Результаты исследования подчеркивают острую необходимость в развитии цифровой эргономики и создания алгоритмических систем, учитывающих человеческий фактор.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ НА ЦИФРОВЫХ ТРУДОВЫХ ПЛАТФОРМАХ
Предлагаемые рекомендации по совершенствованию национального нормативно-правового регулирования алгоритмического управления трудом платформенных работников следует рассматривать в неразрывной связи с механизмом имплементации положений Конвенции № 190 [17] и Рекомендации № 206 [18] Международной организации труда о труде в условиях платформенной экономики. Комплексный подход, сочетающий ратификацию международных стандартов и их непосредственное внедрение в национальное законодательство, является необходимым условием для создания справедливых и защищенных условий труда в российской цифровой экономике.
В целях преодоления изоляции платформенных работников необходимо создать правовые условия для реализации ими права на свободу объединения и ведение коллективных переговоров, в том числе на трансграничном уровне. Цифровые трудовые платформы должны быть обязаны раскрывать представителям работников информацию, необходимую для ведения содержательных переговоров об алгоритмических системах управления, с обеспечением режима конфиденциальности при необходимости.
Законодательство должно ввести обязанность платформ уведомлять компетентные государственные органы о внедрении и использовании автоматизированных систем мониторинга, оценки и управления трудом, за исключением случаев, когда эти вопросы урегулированы коллективным договором. Для обеспечения справедливости и отсутствия дискриминации необходимо законодательно закрепить требование о раскрытии работникам ключевых параметров, влияющих на их доступ к работе и условия труда (рейтинги, критерии распределения заданий, дисциплинарные алгоритмы), а также степени человеческого вмешательства в процесс принятия решений.
Разработка гарантий защиты персональных данных платформенных работников должна учитывать положения соответствующих международных актов. Национальным законом следует предусмотреть право платформенных работников на беспрепятственное использование своих трудовых данных в цифровой среде (право на портативность трудовых данных), включая рейтинги и историю выполненных заданий, что позволит работникам сохранять наработанную репутацию при смене платформы и снизит эффект «запертости» и «закрытости».
Требуется законодательно обеспечить получение платформенными работниками вознаграждения не ниже установленного минимального размера оплаты труда с четким определением порядка учета рабочего времени (включая периоды ожидания задания) и исключением из расчета компенсационных выплат и чаевых. Одновременно должны быть установлены меры по охране труда, учитывающие специфику дистанционной работы, включая право на отключение без угрозы преследования со стороны алгоритмических систем.
Необходимо адаптировать критерии установления трудовых отношений к реалиям цифрового труда, чтобы исключить практику завуалированного найма. Для работников, признанных самостоятельно занятыми, но экономически зависимыми от платформы, следует разработать механизмы их постепенного включения в систему социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве) на принципах финансовой устойчивости и социальной справедливости, с учетом обязанности платформ по участию в их финансировании.
Законодательство должно гарантировать платформенным работникам, включая мигрантов и беженцев, доступ к юрисдикции государства, на территории которого они проживают или выполняют работу. Важным элементом является определение компетенции и полномочий национальных органов по контролю за деятельностью цифровых платформ, включая сбор данных и статистики для мониторинга ситуации, при безусловном соблюдении права работников на приватность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация указанных рекомендаций требует от государства активной роли не только в нормотворческой деятельности, но и в содействии социальному диалогу, укреплении потенциала профсоюзов и ассоциаций платформ, а также развитии международного сотрудничества для эффективного применения законодательных норм и преодоления трансграничного характера цифрового труда. Внедрение пилотных проектов и тестирование новых механизмов регулирования может послужить промежуточным этапом для оценки их эффективности и соответствия потребностям рынка труда. Международное сотрудничество, на фоне глобализации платформенной экономики, становится необходимым условием для выработки универсальных стандартов и норм, которые могли бы защитить права работников на глобальном уровне. Обмен опытом между странами позволит выявить успешные практики регулирования и адаптировать их к конкретным условиям, что может привести к более согласованным и эффективным подходам согласования интересов государства, платформенного бизнеса и платформенных занятых.
[1] Составлено авторами
[2] Составлено авторами
[3] Составлено авторами
Источники:
2. Kellogg K.C., Valentine M.A., Christin A. Algorithms at Work: The New Contested Terrain of Control // Academy of Management Annals. – 2020. – № 1. – p. 366-410. – doi: 10.5465/annals.2018.0174.
3. Yudina M.A. Algorithmic management in the focus of sociology of technology // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2024. – № 3. – p. 734-746. – doi: 10.22363/2313-2272-2024-24-3-734-746.
4. Lee M.K., Kusbit D., Metsky E., Dabbish L. Working with Machines: The Impact of Algorithmic and Data-Driven Management on Human Workers // Proceedings of the 33rd Annual ACM Conference on Human Factors in Computing Systems. 2015. – p. 1603 - 1612.– doi: 10.1145/2702123.2702548.
5. European Industrial Relations Dictionary. Eurofound.europa.eu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eurofound.europa.eu/en/european-industrial-relations-dictionary/platform-work (дата обращения: 26.08.2025).
6. Цифровые платформы труда. – Тематический портал МОТ. Ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/digital-labour-platforms (дата обращения: 26.08.2025).
7. Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics2.html?t=1756048310094 (дата обращения: 26.08.2025).
8. Как работает динамическое ценообразование: оптимизация цен на основе данных. Habr.com. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/articles/736270/ (дата обращения: 24.08.2025).
9. From Predictive to Generative – How Michelangelo Accelerates Uber’s AI Journey. Global. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uber.com/blog/from-predictive-to-generative-ai/ (дата обращения: 23.08.2025).
10. Job Success Score. Support.upwork.com. [Электронный ресурс]. URL: https://support.upwork.com/hc/en-us/articles/211068358-Job-Success-Score (дата обращения: 23.08.2025).
11. Цифровые инструменты оценки персонала: цели, барьеры и критерии выбора. Goodt.me. [Электронный ресурс]. URL: https://goodt.me/posts_info/cifrovye_instrumenty_ocenki_personala_celi_baryery_i_kriterii_vybora/ (дата обращения: 26.08.2025).
12. Цифровой контроль за сотрудниками (использование технологий мониторинга на рабочем месте). Институт развития интернета. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--h1aax.xn--p1ai/news/tsifrovoy-kontrol-za-sotrudnikami-ispolzovanie-tekhnologiy-monitoringa-na-rabochem-meste/ (дата обращения: 26.08.2025).
13. Неустойчивая занятость. Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/neustoichivaia-prekarizovannaia-zaniatost-b9460d (дата обращения: 26.08.2025).
14. Данные в интересах развития. Данные, необходимые для принятия решений, мониторинга прогресса и оценки воздействия. Всемирный банк развития. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ext/ru/home (дата обращения: 26.08.2025).
15. Key trends and drivers of change in information and communication technologies and work location. Osha.europa.eu. [Электронный ресурс]. URL: https://osha.europa.eu/en/emerging-risks/developments-ict-and-digitalisation-work (дата обращения: 26.08.2025).
16. Global case studies of social dialogue on AI and algorithmic management. Kwebapps.ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: https://webapps.ilo.org/static/english/intserv/working-papers/wp144/index.html (дата обращения: 26.08.2025).
17. C190 - Violence and Harassment Convention, 2019 (No. 190). Normlex.ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: https://normlex.ilo.org/dyn/nrmlx_en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO::P12100_ILO_CODE:C190 (дата обращения: 26.08.2025).
18. Violence and Harassment Recommendation, 2019 (No. 206). Ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/resource/ilc/108/violence-and-harassment-recommendation-2019-no-206 (дата обращения: 26.08.2025).
Страница обновлена: 11.11.2025 в 20:18:23
Download PDF | Downloads: 8
Algorithmic labor management in platform employment: regulation problems and prospects
Zabelina O.V., Pilipchuk N.V.Journal paper
Russian Journal of Labour Economics
Volume 12, Number 9 (September 2025)
Abstract:
The article examines the transformation of labor relations under the influence of algorithmic management in terms of platform employment.
The article analyzes the theoretical foundations and practical mechanisms of algorithmic management, including systems of assignment allocation, dynamic pricing and ranking assessment.
Special attention is paid to the legal and socio-economic consequences of the introduction of algorithmic labor management systems.
Based on empirical research, key problems related to the application of algorithmic management have been identified.
They are: labor precarization, opacity of algorithmic solutions, digital control and risks of discrimination. The study shows that the existing legal norms do not ensure the protection of platform employees' rights. The article presents the results of a comprehensive analysis of various forms of algorithmic employment, from transportation and courier platforms to freelance platforms and corporate governance systems. The advantages of new forms of employment (flexibility and access to the global labor market) and their negative consequences (reduced social guarantees and increased inequality) are considered. The necessity of applying a balanced approach to the algorithmic management regulation, which should combine the innovative potential of digital platforms with adequate protection of labor rights, is substantiated. The article proposes specific measures to improve legislation, including the introduction of principles of explicable artificial intelligence and mechanisms for the collective protection of employees' rights.
Keywords: algorithmic management, platform employment, labor digitalization, labor relations, right to explanation, labor precarization, digital control, labor law, artificial intelligence in management
JEL-classification: J21, J23, J24, K31
References:
C190 - Violence and Harassment Convention, 2019 (No. 190)Normlex.ilo.org. Retrieved August 26, 2025, from https://normlex.ilo.org/dyn/nrmlx_en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO::P12100_ILO_CODE:C190
European Industrial Relations DictionaryEurofound.europa.eu. Retrieved August 26, 2025, from https://www.eurofound.europa.eu/en/european-industrial-relations-dictionary/platform-work
Filipova I.A. (2023). Algorithmic management and digital profiling in the labor sphere. Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. (01). 16-18. doi: 10.18572/2221-3295-2023-1-16-18.
From Predictive to Generative – How Michelangelo Accelerates Uber’s AI JourneyGlobal. Retrieved August 23, 2025, from https://www.uber.com/blog/from-predictive-to-generative-ai/
Global case studies of social dialogue on AI and algorithmic managementKwebapps.ilo.org. Retrieved August 26, 2025, from https://webapps.ilo.org/static/english/intserv/working-papers/wp144/index.html
Job Success ScoreSupport.upwork.com. Retrieved August 23, 2025, from https://support.upwork.com/hc/en-us/articles/211068358-Job-Success-Score
Kellogg K.C., Valentine M.A., Christin A. (2020). Algorithms at Work: The New Contested Terrain of Control Academy of Management Annals. 14 (1). 366-410. doi: 10.5465/annals.2018.0174.
Key trends and drivers of change in information and communication technologies and work locationOsha.europa.eu. Retrieved August 26, 2025, from https://osha.europa.eu/en/emerging-risks/developments-ict-and-digitalisation-work
Lee M.K., Kusbit D., Metsky E., Dabbish L. (2015). Working with Machines: The Impact of Algorithmic and Data-Driven Management on Human Workers Proceedings of the 33rd Annual ACM Conference on Human Factors in Computing Systems. 1603 - 1612. doi: 10.1145/2702123.2702548.
Violence and Harassment Recommendation, 2019 (No. 206)Ilo.org. Retrieved August 26, 2025, from https://www.ilo.org/resource/ilc/108/violence-and-harassment-recommendation-2019-no-206
Yudina M.A. (2024). Algorithmic management in the focus of sociology of technology Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. 24 (3). 734-746. doi: 10.22363/2313-2272-2024-24-3-734-746.
