Новые подходы к формированию категориально-понятийного пространства исследования феномена человеческого капитала

Солдатов А.А.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 9 (Сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83198855

Аннотация:
Исследование посвящено уточнению категориально-понятийного аппарата исследования феномена человеческого капитала в условиях цифровой трансформации экономики России и индустриализации 4.0. Автором предложено новое видение понятия «человеческий капитал», позволяющего операционализировать его влияние на эффективность и производительность труда и задать аналитическую рамку для управленческих решений в компаниях и на уровне социальной политики. В результате проведенного исследования выявлена модель человеческого капитала в формате триадной сети с согласованным набором однородных категорий и понятий. Выделены носители капитала (работники, обладающие знаниями, умениями, навыками, способностями, потенциалом), производственные факторы (рынок труда, автоматизация, безопасность технологических операций, профессиональные риски), инвестиционные блоки (образование, здравоохранение, профессиональная подготовка) и результативные эффекты (эффективность труда, снижение травматизма, адаптация к цифровизации). В рамках сети получено 51 триада; идентифицированы межкатегориальные отношения и связи, редко или фрагментарно отражённые в литературе. На основе полученной сети сформулировано определение человеческого капитала как динамической системы потенциалов, ценностей и способностей индивида, создающей ресурс экономической ценности и определяющей эффективность труда при адаптации к изменениям рынка в условиях безопасной организации технологических процессов. Практическая значимость заключается в возможности использовать предложенную рамку при организационно-технологическом проектировании и разработке социальной политики: для оптимизации подготовки кадров, интеграции охраны труда в контуры управления, снижения трудоёмкости и повышения безопасности операций

Ключевые слова: человеческий капитал, работник, знания, способности, навыки, умения, инвестиции, социальная политика, рынок труда, триада, триадная сеть, система, категориально-системная методология, модель, структура

JEL-классификация: E24, J24, O15



Введение

Современная экономика опирается на накопление и эффективную реализацию человеческого капитала. Тем не менее, отрицательный вклад человеческого капитала в прирост ВВП России в 2020–2021 гг. [1] показал, что высокая формальная обеспеченность образованными кадрами не гарантирует устойчивого роста. Однако при глубоком изучении человеческого капитала, оперируя лишь обеспечением рынка труда только лишь образованными кадрами – непозволительная роскошь, которая не обеспечивает эффективное распределение трудовых ресурсов в ключевых нишах отечественной экономики. Это связано прежде всего с тем, что направления развития в индустриализации 4.0, основной вектор профессионального взаимодействия проходит по линии «человек – машина» и данное направление определяет управление трудовыми ресурсами через призму человеческого капитала, фокусируясь на устойчивом развитии, формировании профессиональных компетенций и реализации человеческого капитала в практике. Кроме всего прочего: безопасность, здоровье, отношения «человек-машина» и удовлетворенность сотрудников выступают ключевыми факторами при анализе концепции индустриализации 4.0 [31]. В этих условиях особенно актуально уточнить категориальную рамку исследования и расширить аналитический инструментарий, опираясь на системный и триадный подходы [8].

Цель исследования заключается в формировании категориально-понятийного аппарата термина человеческого капитала для определения доли влияния человеческого капитала в увеличении эффективности и производительности труда в современных условиях экономики России [2]. Для формирования категориально-понятийного пространства исследования были использованы методы: контент-анализ и синтез научной литературы, метод триадных сетей категориально-системной методологии.

Научная новизна исследования состоит в выделении определенного набора категорий и понятий, описывающих феномен человеческого капитала и его отдельные аспекты, связанных между собой какими-либо отношениями с описанием и осмыслением этих отношений. Результаты исследования заключаются в формировании категориально-понятийного пространства на основе термина «человеческий капитал», позволяющего на уровне понятий и определений, характеризующих феномен человеческого капитала, осознать суть, сущность и природу человеческого капитала, и его влияние на эффективность существующих производственно-технологических процессов в рамках социально-трудовых отношений в условиях цифровой трансформации экономики [17].

Сделан вывод, что полученные результаты исследования могут быть использованы в научной деятельности с целью развития понятийного аппарата в области социально-трудовых отношений, охраны труда, экономики труда, рынка труда.

Теоретическая основа исследования

В современном научном направлении исследования, связанные с человеческим капиталом, занимают центральное место как ключевой фактор социально-экономического развития [3]. Феномен человеческого капитала, как фактора влияния на макроэкономику набирает все больше внимания также ввиду того, что в условиях цифровизации отечественной экономики, человеческий капитал тесно связан с его влиянием на эффективность и маржинальность бизнеса.

Данные выводы подкрепляются данными научной электронной библиотеки eLibryary.ru [1], и говорят о том, что интерес научного сообщества к данному феномену продиктован переходом макроэкономики на рыночный строй в период 1993 – 2008 годов, когда интерес к смысловому определению человеческого капитала начинал зарождаться; в период с 2014 по 2016 годы, который в России обусловлен влиянием экономического кризиса; также рост числа исследования на тему человеческого капитала зафиксирован, начиная с 2020 года, когда Российская и мировая экономики столкнулись с вызовами, созданными влиянием пандемии COVID-19. В текущем периоде, начиная с 2022 года, подобный интерес научного сообщества вызван мировым санкционным давлением на экономику России.

Таким образом, очевидным становится тот факт, что человеческий капитал является неотъемлемой частью ряда ключевых факторов:

- социальный и демографический аспекты [ [11], [6], [7], [9]];

- состояние рынка труда [ [26], [10], [13], [14], [24]];

- эффективность и производительность труда [ [27], [2], [17]];

- усовершенствование бизнес-процессов [ [22], [23], [25]].

В условиях стремительного развития цифровой экономики, снижения издержек в производствах, повышения операционной эффективности с одной стороны, и отрицательной демографической динамикой, перекосом числа отраслевых специалистов на рынке труда, а также снижением активности соискателей на рынке труда в целом, с другой стороны, значимость человеческого капитала в вопросах развития макроэкономики страны приобретает совершенно иной смысл. При этом, следует понимать, что эффективное управление человеческим капиталом в текущих реалиях является единственным вектором, который, по мнению автора, является приоритетным [20].

Исследование вопроса человеческого капитала проведено путем контент-анализа научных публикаций по вопросу человеческого капитала, а также изучена статистика числа научных публикаций по данной теме. Следует отметить, что, как обозначено выше, интерес научного сообщества к феномену человеческого капитала обусловлен внешними вызовами отечественной экономики, а ключевым риск-фактором снижения экономической активности может служить рынок труда.

Необходимо принять во внимание статистику числа публикаций (рисунок 1), зафиксированных в научной электронной библиотеке eLibryary.ru [2] по теме человеческого капитала.

Рисунок 1. Динамика числа научных публикаций по теме человеческого капитала по данным научной электронной библиотеке eLibryary.ru [3].

К трактованию понятийного аппарата человеческого капитала подходили многие представители научного сообщества, однако необходимо принять во внимание узкую направленность самой терминологии. Однако, прежде всего, необходимо подойти в определении проблематики, с которыми сталкивались авторы при изучении человеческого капитала. В таблице 1 приведен контекст, в рамках которого изложены суждения авторов научных трудов.

Таблица 1. Детализация изучения проблематики авторами научных трудов [4]

Автор
Контекст проблематики
Лю Е. [11]
Отсутствие анализа влияния национальных инвестиций в человеческий капитал
Бондаренко С.Е. [27]
Отсутствие явления самостоятельного научного интереса правоведов к проблематике инвестирования в человеческий капитал
Юнусова Г.Р. [26]
Недостаточность изменения подходов к образованию студентов в учебных учреждениях
Цатурян Л.Э., Чеснюкова Л.К. [25]
Сферы образования и здравоохранения выступают ключевыми каналами аккумуляции человеческого капитала и расширения социальных возможностей общества (через доступ к образовательным и медицинским услугам), что, в свою очередь, повышает потенциал демографического и социально-экономического развития населения.
Авилова Ж.Н., Старченко Е.Е. [28]
Автор анализирует современное состояние системы образования в контексте экономических тенденций с конца XX века по настоящее время. Проблемы образования становятся ключевыми экономическими задачами современности и ближайшего будущего. Изучение роли образования в обществе должно основываться на анализе его экономических свойств как услуги, формирующей систему человеческого капитала

Если подробно изучать в ретроспективном аспекте, то, в дополнение также можно привести динамику изменения подходов к восприятию человеческого капитала:

- 1993–2008 гг. — зарождение концепции в контексте перехода к рыночной экономике. Работы Лю Е. и С.Е. Бондаренко акцентировали роль инвестиций в образование как основы накопления капитала;

- 2014–2016 гг. — кризисные явления спровоцировали исследования по влиянию человеческого капитала на рынок труда [ [29], [28]];

- 2020 г. и позднее — рост числа публикаций, связанных с цифровизацией и пандемией. Например, Спирина А.С. отметила, что 5,7% работников сталкиваются с несоответствием навыков требованиям рынка.

Таким образом, имея определенную выборку из проведенного контент-анализа, можно систематизировать данные по аспектам рассмотрения человеческого капитала (таблица 2)

Таблица 2. Распределение научных трудов авторов по категориям при изучении человеческого капитала [5]

Категория
Автор
Инвестиции
С.Фишер [11]
Е Лю [11]
С.Е.Бондаренко [27]
Личность
Г.Т.Кульжанова [29]
Работник
Г.Т.Кульжанова [29]
О.В.Цигулева, С.И.Поздеева [33]
Знания
Д.Милль [26]
И.Фишер [26]
У.Петти [26]
К.Маркс [26]
Ф.Кенэ [26]
А.Смит [26]
Н.Сениор [26]
Г.Р.Юнусова [26]
Ж.Н.Авилова, Е.Е.Старченко [28]
О.В.Цигулева, С.И.Поздеева [33]
Умения и навыки
Г.Т.Кульжанова [29]
О.В.Цигулева, С.И.Поздеева [33]
Человек
Л.Э.Цатурян, Л.К.Чеснюкова [25]
Способности
О.В.Зинина [34 ]
Здоровье
Л.Э.Цатурян, Л.К.Чеснюкова [25]
Рынок труда
Спирина А. С. [32]
Социальная политика
И.П.Воронцова, А.Р.Семенова, Л.К.Витковская, И.А. Дробышев [35]
М. Жильберт, Д.В.Линский, Э.Ф.Амирова,
М.А.Афонасова, А.В.Богомолова [30]

Принимая во внимание распределение числа публикаций по категориям, становится возможным локализовать проблематику, требующую улучшений:

1) дегуманизация образования: авторы критикуют сведение человеческого капитала к «функциональному ресурсу», игнорирующему духовные и культурные аспекты [26];

2) недостаток антропологического подхода: современные системы образования фокусируются на технической подготовке, а не на развитии субъективности личности (самоопределение, этическая ответственность);

3) связь с охраной труда: менее 15% публикаций рассматривают влияние условий труда на индекс человеческого капитала, несмотря на прямую корреляцию между безопасностью и продуктивностью.

Проведенный контент-анализ научных источников показал, что несмотря на, относительно недавний интерес к теме человеческого капитала в России, в мировой экономике данный феномен изучается достаточно давно и рассматривался такими авторами, как С.Фишер [26], Джордж Милль [26], И.Фишер [26], У.Петти [26], К.Маркс [26], Ф.Кенэ [26], А.Смит [26], Н.Сениор [26]. В отечественной экономической теории вопрос человеческого капитала детально рассмотрен такими авторами, как Е.Лю [11], С.Е.Бондаренко [27], Г.Т.Кульжанова [29], Авилова Ж.Н., Старченко Е.Е. [28], однако, принимая во внимание растущую динамику интереса научного сообщества, стоит справедливо заметить, что с точки зрения практического применения теории человеческого капитала для Российского бизнеса, данный вопрос не проработан по всем аспектам.

Контент-анализ также показал, что при изучении предмета человеческого капитала затронуты такие сегменты, как: инвестиции; личность; работник; знания; умения и навыки; человек; способности; здоровье; рынок труда; социальная политика [16].

Как отмечает Е. Лю: «человеческий капитал – нематериальный актив, отличающийся от физического капитала; он включает совокупность знаний, навыков и способностей, которые повышают результативность труда» [11, с. 124]. Аналогично рассуждают и другие представители научного сообщества, например, как Л.Э. Цатурян и Л.К. Чеснюкова: «Человеческий капитал обычно понимается как потенциальная производительность определенной совокупности людей или отдельных людей» [25, с.88].

Однако, учитывая цифровую трансформацию экономики и развитие технологической оснащенности отраслевых сегментов экономики: транспортно-логистического комплекса, строительства, обработки, технологическое развитие основных фондов сопровождается высвобождением эксплуатационного штата, является прямым риск-фактором потери индекса человеческого капитала. Под этим следует понимать, что эффекты, получаемые от технологических результатов, при инвестиционных вложениях в развитие основных фондов и совершенствования технологии [ [17], [23]].

Дальнейшие исследования показали, что несмотря на широкий охват аспектов человеческого капитала, вопросы охраны труда и безопасности технологических процессов для персонала рассмотрены недостаточного глубоко и научные результаты не дают возможности практического применения для улучшения существующих бизнес-процессов коммерческих компаний сегментов отечественной экономики.

При проведении контент-анализа изучены статистические данные частоты рассмотрения вопросов охраны труда и безопасности технологических процессов получены данные, подтверждающие выводы о недостаточности рассмотрения влияния безопасности технологических процессов и охраны труда на индекс человеческого капитала (рисунок 2).

Рисунок 2. Соотношение числа научных публикаций по теме охраны труда в вопросах человеческого капитала [6]

Для моделирования системных связей использован метод триадных сетей [ [4], [5]], включающий три базовые категории:

Инвестиции (образование, здравоохранение, профессиональная подготовка) [21].

Производственные факторы (рынок труда, автоматизация, безопасность технологических операций).

Результаты (эффективность труда, снижение травматизма, адаптация к цифровизации).

Преимущества системного анализа:

Интеграция разнородных факторов (например, «инвестиции – здоровье – рынок труда»).

Выявление скрытых связей (влияние социальной политики на адаптацию к цифровизации).

Моделирование сценариев развития капитала в уязвимых отраслях (добыча полезных ископаемых, строительство)

Методология и методы исследования

В настоящее время используется множество методологий и подходов к исследовательской работе, к которой относятся системный, функциональный, процессный, исторический, диалектический, комплексный и иные подходы. К сожалению, в научных исследованиях не так часто встречается использование научных методов, основанных на идее триадичности. Применение универсальной идеи триадичности в настоящее время имеет большой потенциал в познании окружающей действительности во всех областях научных знаний [12], [15], [4], [19].

Научные методы, основанные на универсальной идее триадичности, начали разрабатываться с 1980-х гг. в русле развития диалектики и диалектической логики, в опытах соединения формальной и диалектической логики, в конструкциях методов для общенаучных исследований. Идея триадичности начинает самостоятельно развиваться в работах В.И. Разумова с 1983 г. в рамках разрабатываемой им категориально-системной методологии, а затем – в теории динамических информационных систем, разрабатываемой в соавторстве с В.П. Сизиковым [18]. В начале 2000-х гг. И.А. Маврина инициировала совместную работу над методом «Триадные сети», основанного также на идее триадичности [12].

В методологическом плане триада понимается как базовая, устойчиво воспроизводимая конфигурация изучаемого объекта. Она задаёт минимально необходимый и в совокупности достаточный набор элементов (или признаков), который позволяет раскрыть его сущностные характеристики и объяснить внутреннюю логику функционирования. Принцип триадичности выступает продуктивным эвристическим инструментом при анализе сложных, многокомпонентных систем - в их числе и архитектура человеческого капитала.

Подход триадных сетей обеспечивает учёт специфики взаимодействий между компонентами системы человеческого капитала и анализ пространства допустимых сочетаний ресурсов и управленческих действий, приводящих к возникновению и эволюции его отдельных разновидностей в соответствии с целями анализа и институциональным контекстом и с заданными условиями (в нашем случае – это условия цифровой трансформации экономики).

Рассмотрим более подробно метод триадных сетей, который имеет следующие базовые категории [15], [5]:

Триада – система категорий из трех единиц, позволяющая в гносеологически емком виде описать любой объект.

Триадная сеть – множество категорий, репрезентирующих предмет, между которыми устанавливаются связи таким образом, чтобы выделялись отдельные триады, которые затем описываются в ходе решения конкретной задачи исследования.

Вершина триадной сети (узел)одно из ключевых слов (от 7 до 15), репрезентирующих исследуемую предметную область.

Ребро триадной сети – взаимодействие между двумя вершинами (элементами).

Треугольник – элементарный контекст события, точка пересечения трех атрибутов события; используется для определения обстоятельств действия, времени, места, обусловливающих объединение трех атрибутов события.

Сеть – совокупность конфигураций вершин, соответствующих различным сценариям реального процесса.

Триада – это минимальная категориальная конструкция, включающая три класса: способ действия, его предмет и достигаемый результат. Объединяя такие триадные блоки, формируют категориальную сеть; при этом задействованные категории должны быть однородными. Категориальная сеть служит инструментом концептуализации и интерпретации наблюдаемых взаимодействий между объектами, соотнесёнными с выбранными категориями, а также позволяет проектировать возможные траектории по вершинам и рёбрам сети. Такой подход делает возможной идентификацию типов процессов, протекающих в триадной структуре, а также анализ схем распределения ресурсов и конфигураций взаимодействий её элементов.

Применимость метода определяется тем, что объект исследования может быть описан конечным и согласованным набором категорий и понятий, отражающих его структуру и релевантные аспекты. Между указанными элементами должны быть заданы отношения (например, иерархические, причинно-следственные или функциональные), что позволяет конструировать из выбранных категорий локальные триадные конфигурации - частные представления объекта. Эти триады затем агрегируются в единую сетевую модель.

Алгоритм применения метода, следующий [5]:

1) выбирается ключевая категория, именующая объект исследования;

2) формируется набор категорий и понятий, описывающих объект исследования;

3) категории и понятия распределяются по вершинам триадной сети с учетом наличия осмысленных связей между соседними категориями и понятиями;

4) выбираются последовательности обходов отдельных категорий и понятий, а также траекторий исследования триад.

Применение метода приводит к формированию структурированного поля категорий и понятий. В нём фиксируются первичные и вторичные отношения между элементами, что даёт возможность поэтапно выделять отдельные категории и понятия, их триадные конфигурации, агрегаты (комплексы) триад и, в пределе, целостную триадную сеть. Такое представление расширяет научные знания об исследуемом объекте.

Применение полученных результатов позволят осмыслить полученное категориально-понятийное поле, содержащее выявленные заполненные и пустые вершины, а также неописанные связи между категориями и понятиями.

Результаты исследования

Сформируем модель системы человеческого капитала методом триадных сетей и сравним полученные результаты с имеющимися в научной литературе.

Для репрезентации системы человеческого капитала в формате триадной сети целесообразно задать согласованный набор типологически однородных понятий (категорий), которые репрезентируют элементы рассматриваемой предметной области.

Носителями человеческого капитала выступают работники организации, располагающие знаниями, умениями и профессиональными навыками, способностями, а также потенциалом, позволяющим, учитывая трудовую мобильность, обеспечить эффективный труд [22].

Модель триадных сетей приведена на рисунке 3, и демонстрирует, что при всех успехах научного сообщества, остается ряд аспектов, не затронутых при изучении человеческого капитала.

Рисунок 3. Модель человеческого капитала в виде триадной сети [7]

По итогам исследования триад, выделен ряд взаимосвязей (вершин) триадной сети.

Таблица 3. Детализация взаимосвязей триад в триадной сети [8]

Вершина 1
Вершина 2
Вершина 3
Функциональный смысл
Социальная политика
Инвестиции
Интеллект
Социальный аспект инвестирование в профессиональное развитие
Интеллект
Образование
Профессионально центрированная социальная политика, направленная на развитие сотрудников
Знания
Человек
Умения и навыки
Охрана труда
Социальные подходы к подготовке квалифицированных кадров, способных выполнять комплекс опасных видов работ
Здоровье
Образование
Человеческий капитал
Способности
Человекоцентричные подходы к личностному развитию сотрудников, посредством социального регулирования
Личность
Охрана труда
Инвестиции
Социальное и государственное регулирование повышения уровня безопасности сотрудников при выполнении работ
Работник
Рынок труда
Безопасность технологий
Профессиональные риски
Образование
Здоровье
Государственное регулирование образования по подготовке профессиональных кадров
Работник
Рынок труда
Личность
Профессиональные риски
Знания
Здоровье
Социальный аспект к личностному и профессиональному развитию
Способности
Инвестиции
Умения и навыки
Интеллект
Инвестиционный аспект в бюджетном планировании, направленный на повышение безопасности труда
Работник
Профессиональные риски
Знания
Образование
Охрана труда
Безопасность технологий
Работник
Образование
Умение и навыки
Внутриотраслевые методы регулирования собственного актива профессиональных кадров
Рынок труда
Интеллект
Личность
Здоровье
Человеческий капитал
Образование
Внутриотраслевые методы профессионального развития и внешнего привлечения квалифицированных кадров
Знания
Социальная политика
Охрана труда
Умения и навыки
Умения и навыки
Интеллект
Система внутреннего обучения сотрудников
Знания
Охрана труда
Способности
Личность
Здоровье
Охрана труда
Инвестиции
Подходы к развитию личной ответственности работников по сохранению жизни и здоровья при выполнении работ
Человек
Здоровье
Профессиональные риски
Безопасность технологий
Безопасность технологий
Человек
Профессиональные риски
Инвестиции
Рынок труда
Здоровье
Способности

По результатам анализа категориально-понятийного аппарата в корпусе публикаций по проблематике человеческого капитала установлено, что в исследованной выборке отсутствует или представлено фрагментарно отражение следующих межкатегориальных связей:

- инвестиции – человеческий капитал;

- инвестиции – человек;

- инвестиции – личность;

- инвестиции – здоровье;

- инвестиции – способности;

- здоровье – человеческий капитал;

- рынок труда – человеческий капитал;

- охрана труда – человеческий капитал;

- безопасность технологических операций – человеческий капитал.

Принимая во внимание, предложенные ранее выводы [22] по терминологическому определению понятия «человеческий капитал», полученную 51 триаду триадической системы категориально-понятийного аппарата, сформируем авторское определение, включающее в себя основные характеристики, и отражающее суть, сущность и природу человеческого капитала. Итак, человеческий капитал – это динамическая система потенциалов, ценностей и способностей индивида создавать комплексный ресурс, генерирующий экономическую ценность и определяющий эффективность трудовой деятельности, позволяющих адаптироваться к изменениям на рынке труда с учетом внешних факторов, способствующих эффективному и безопасному труду.

Заключение

1. Применение метода триадных сетей к предметной области человеческого капитала позволило получить следующие результаты.

2. Сформирован согласованный перечень однородных категорий и понятий, описывающих феномен человеческого капитала с требуемой полнотой и внутренней системностью.

3. Построена категориальная сеть, задающая множество сценариев взаимодействия элементов человеческого капитала; на её основе определяется специфика формирования и развития человеческого капитала в различных условиях.

4. Идентифицированы прямые и опосредованные связи между вершинами триадной сети, что обеспечивает уточнение элементного состава человеческого капитала и его представление как системы категорий, отражающих качественную определённость феномена.

5. Обнаружены дополнительные допустимые триады построенной сети; это даёт основания для корректировки подходов к организационно-технологическому проектированию, ориентированных на повышение безопасности персонала и снижение трудоёмкости технологических операций.

6. Проведена интерпретация модели триадной сети применительно к исследуемой области, что задаёт аналитическую рамку для осмысления и описания процессов формирования и развития человеческого капитала при различных сценариях.

[1] Официальный сат научной электронной библиотеки. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/project_user_office.asp. Дата обращения: 21.06.2025 г.

[2]Официальный сат научной электронной библиотеки. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/project_user_office.asp. Дата обращения: 21.06.2025 г.

[3] Составлено автором по результатам исследования.

[4] Составлено автором по результатам исследования.

[5] [5] Составлено автором по результатам исследования.

[6] Составлено автором по результатам исследования.

[7] Составлено автором по результатам исследования.

[8] Составлено автором по результатам исследования.


Источники:

1. Авдеева Д. А. Человеческий капитал и экономический рост в России: обзор литературы // Экономический журнал. – 2022. – № 2. – c. 240-269.
2. Авдеева Д. А. Вклад человеческого капитала в рост российской экономики // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2024. – № 1. – c. 9-43. – doi: 10.17323/1813-8691-2024-28-1-9-43.
3. Божечкова А. В., Кнобель А. Ю., Некрасов А. А., Трунин П. В. Восстановление роста российской экономики в среднесрочной перспективе // Terra Economicus. – 2024. – № 2. – c. 60-76. – doi: 10.18522/2073-6606-2024-22-2-60-76.
4. Боуш Г.Д. Бизнес-кластеры: категориально-системное представление. / монография / научн. ред. проф. В.М. Разумовский. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. – 244 c.
5. Боуш Г.Д., Разумов В.И Методология научного исследования. - М: ИНФРА-М, 2021. – 227 c.
6. Калабихина И. Е., Казбекова З. Г. Влияние первого демографического дивиденда на экономический рост с учетом человеческого капитала // Журнал новой экономической ассоциации. – 2022. – № 3. – c. 81-100.
7. Лаврикова Ю. Г., Васильева Е. В. Концепция активного долголетия как инструмент обеспечения экономической безопасности территории в условиях старения населения // Экономика и управление. – 2022. – № 1. – c. 25-32.
8. Локосов В. В. Человеческий потенциал: концептуальные подходы и методики измерения // Народонаселение. – 2023. – № 4. – c. 4-14. – doi: 10.19181/population.2023.26.4.1.
9. Локосов В.В., Пилипенко И.В., Шнейдерман И.М. Малоэтажное жильё как приоритет в повышении жилищной обеспеченности российских семей // Народонаселение. – 2024. – c. 161-176. – doi: 10.24412/1561-7785-2024-S1-161-176.
10. Ляшок В. Ю., Варшавская Е. Я. Региональная дифференциация возраста выхода с рынка труда в России // Экономика региона. – 2022. – № 3. – c. 714-726.
11. Лю Е. Влияние национальных инвестиций в человеческий капитал на прирост индивидуального человеческого капитала в Китае // Российский экономический вестник. – 2022. – № 2. – c. 123-130.
12. Маврина И.А., Разумов В.И. Эволюция предмета, цели и задачи социальной работы // Социальная педагогика. – 2000. – № 1. – c. 29-38.
13. Маслова Е. В., Колесникова О. А., Околелых И. В. Обеспечение кадрами предприятий Воронежской области в условиях демографических вызовов // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 4. – c. 111-122. – doi: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-111-122.
14. Маслова Е. В., Колесникова О. А., Околелых И. В. Современные трансформации рынка труда России: вызовы и необходимая реакция управления // Экономика труда. – 2022. – № 4. – c. 743-764.
15. Недолужко О.В., Солодухин К.С. Теоретико-методологические основы управления интеллектуальным капиталом с позиции категориально-системной методологии. / монография / Владивостокский государственный университет. - Владивосток: Изд-во ВВГУ, 2022. – 128 c.
16. Николаев М. А., Махотаева М. Ю. Факторы формирования и развития человеческого капитала в регионах Северо-Западного федерального округа // Региональная и отраслевая экономика (π-Экономика). – 2023. – № 6. – c. 32-42. – doi: 10.15826/pe.2023.06.003.
17. Пьянкова С. В., Ергунова О. М. Трансформация базовых компетенций персонала наукоемких предприятий в условиях цифровизации // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2025. – № 1. – c. 97-110. – doi: 10.17072/2218-9173-2025-1-97-110.
18. Разумов В.И., Сизиков В.П. Основы теории динамических информационных систем. / монография / вступ. ст. А.А. Романюха. - Омск: Издво ОмГУ, 2005.
19. Самарская Н.А. Охрана труда в современной экономике России: актуальные вопросы и перспективы развития. / монография. - Москва: Первое экономическое издательство, 2024. – 246 c.
20. Сапожников А. А. Демография и социальное развитие как ядро новой парадигмы стратегического управления в России // Государственная служба. – 2024. – № 3. – c. 102-110. – doi: 10.52987/2070-8378-2024-26-3-102-110.
21. Слободенюк Е. Д., Каравай А. В., Мареева С. В. Включенность россиян в образовательные практики: динамика и факторы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2024. – № 4. – c. 148-169. – doi: 10.14515/monitoring.2024.4.2542.
22. Самарская Н. А., Солдатов А. А. Человеческий капитал: анализ понятия и новое трактование в условиях индустриализации 4.0 // Экономика труда. – 2025. – № 4. – c. 403-416. – doi: 10.18334/et.12.4.123060.
23. Солдатов А. А., Самарская Н.А. Эффективное использование человеческого капитала в условиях инновационного развития экономики // Экономика труда. – 2025. – № 5. – c. 669-682. – doi: 10.18334/et.12.5.123228.
24. Узякова Е. С. Оплата труда и качество рабочей силы в России // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 4. – c. 115-126.
25. Цатурян Л. Э., Чеснюкова Л. К. Человеческий капитал, теории и методы: значение системы здравоохранения в формировании человеческого капитала региона // Вестник УГМУ. – 2022. – № 2. – c. 86-98.
26. Человеческий капитал в развитии экономики региона: высококачественное высшее образование как инвестиции в человеческий капитал Юнусова Г. Р., Человеческий капитал в развитии экономики региона: высококачественное высшее образование как инвестиции в человеческий капитал // Государственное управление. Электронный вестник, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, eISSN: 2070-1381
27. Бондаренка М. С., Инвестиции в человеческий капитал как актуальное направление научных исследований в области права // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні, Университет права и социально-информационных технологий. – 2022, ISSN: 2220-1432
28. Avilova ZH.N., Starchenko E.E., Tselyutina T.V. Education and its role in the formation of human capital // Человеческий капитал как ключевой фактор социально-экономического развития региона: материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической междисциплинарной конференции. - Том 2. 2020.
29. Kulzhanova G. T. Human capital as a socio-cultural phenomenon // Mission confessions. – 2020. – № 1. – p. 109-118.
30. Mabiala G., Linskiy D. V., Amirova E. F., Afonasova M. A., Bogomolova A. V. Human capital quality and its impact on economic growth of Russian regions // MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie), MIR (Modernization. Innovation. Research). – 2023. – № 14. – p. 654–679.
31. Porubčinová M., Fero M., Fidlerová H., Novotná I. Industry 4.0 in the human capital optics – empirical findings of Work 4.0 competencies development within the Slovak automotive sector // Prognostické práce: Foresight, Analysis and Recommendations (PP-FAR). – 2021. – № 2. – p. 44-67. – doi: 10.31577/PPFAR.2021.13.007.
32. Spirina A. S. Labor resources as a human capital component (results of sociological research in the border Region of Russia) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2022. – № 11. – p. 259-266.
33. Tsiguleva O. V., Pozdeeva S. I. Human capital humanitarianization in the context of an anthropological approach to education // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 467. – p. 88–91. – doi: 10.17223/15617793/467/11.
34. Zinina O. V. The controlling in the enterprise and human capital development // AZimuth of Scientific Research: Economics and Administration. – 2021. – № 1. – p. 2309-1762.
35. Vorontsova I.P., Semenova A.R., Vitkovskaya L.K., Drobyshev I.A. Evaluation of human capital in the macroregion (on the example of the Yenisey Siberia) // J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci. – 2020. – № 13. – p. 1808–1818. – doi: 10.17516/1997-1370-0686.

Страница обновлена: 17.11.2025 в 21:47:10

 

 

New approaches to the creation of a categorical and conceptual space for the study of human capital

Soldatov A.A.

Journal paper

Creative Economy
Volume 19, Number 9 (September 2025)

Citation:

Abstract:
The article clarifies the categorical and conceptual framework for studying the phenomenon of human capital amid the digital transformation of the Russian economy and industrialization 4.0. The author proposes a new vision of the concept of human capital, which allows operationalizing its impact on labor efficiency and productivity and setting an analytical framework for management decisions in companies and at the level of social policy. As a result of the research, a model of human capital has been identified. The model is in the format of a triadic network with a consistent set of homogeneous categories and concepts. Capital carriers (employees with knowledge, skills, abilities, and potential), production factors (labor market, automation, safety of technological operations, and occupational risks), investment blocks (education, healthcare, and vocational training), and productive effects (labor efficiency, injury reduction, and adaptation to digitalization) are highlighted. 51 triads were obtained within the framework of the network. Inter-categorical relations and connections, which are rarely or fragmentarily reflected in the literature, were identified. Based on the obtained network, the definition of human capital is formulated. The human capital is a dynamic system of potentials, values and abilities of an individual, creating a resource of economic value and determining labor efficiency in adapting to market changes in the conditions of safe organization of technological processes. The practical significance lies in the possibility of applying the proposed framework in organizational and technological design and development of social policy: to optimize personnel training, integrate occupational safety and health into management circuits, reduce labor intensity, and improve the safety of operations.

Keywords: human capital, employee, knowledge, abilities, skills, investments, social policy, labor market, triad, triad network, system, categorical-system methodology, model, structure

JEL-classification: E24, J24, O15

References:

Avdeeva D. A. (2022). Human capital and economic growth in Russia: Literature review. Economic Journal. 26 (2). 240-269.

Avdeeva D. A. (2024). The contribution of human capital to economic growth in Russia. The HSE Economic Journal. 28 (1). 9-43. doi: 10.17323/1813-8691-2024-28-1-9-43.

Avilova ZH.N., Starchenko E.E., Tselyutina T.V. (2020). Education and its role in the formation of human capital Human capital as a key factor of socio-economic development of the region.

Boush G.D. (2011). Business clusters: a categorical and systematic view

Boush G.D., Razumov V.I (2021). Methodology of scientific research

Bozhechkova A. V., Knobel A. Yu., Nekrasov A. A., Trunin P. V. (2024). Human capital and economic development of russian regions, with special reference to long-term historical dynamics. Terra Economicus. 22 (2). 60-76. doi: 10.18522/2073-6606-2024-22-2-60-76.

Kalabikhina I. E., Kazbekova Z. G. (2022). The impact of the first demographic dividend on economic growth considering human capital. The Journal of the New Economic Association. (3). 81-100.

Kulzhanova G. T. (2020). Human capital as a socio-cultural phenomenon Human capital as a socio-cultural phenomenon. (1). 109-118.

Lavrikova Yu. G., Vasileva E. V. (2022). The concept of active longevity as a tool for ensuring the economic security of territories in the context of population aging. Economics and management. 28 (1). 25-32.

Lokosov V. V. (2023). Human potential: conceptual approaches and measurement methods. Population. 26 (4). 4-14. doi: 10.19181/population.2023.26.4.1.

Lokosov V.V., Pilipenko I.V., Shneyderman I.M. (2024). Low-rise housing as a priority in raising housing space availability to families in the Russian Federation. Population. 27 161-176. doi: 10.24412/1561-7785-2024-S1-161-176.

Lyashok V. Yu., Varshavskaya E. Ya. (2022). Interregional differentiation of the age of exit from the labour market in Russia. Economy of the region. 18 (3). 714-726.

Lyu E. (2022). The impact of national investments in human capital on the growth of individual human capital in China. Rossiyskiy ekonomicheskiy vestnik. (2). 123-130.

Mabiala G., Linskiy D. V., Amirova E. F., Afonasova M. A., Bogomolova A. V. (2023). Human capital quality and its impact on economic growth of Russian regions MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie), MIR (Modernization. Innovation. Research). (14). 654–679.

Maslova E. V., Kolesnikova O. A., Okolelyh I. V. (2022). Modern transformations of the Russian labour market: challenges and necessary management response. Russian Journal of Labor Economics. 9 (4). 743-764.

Maslova E. V., Kolesnikova O. A., Okolelyh I. V. (2022). Staffing of Voronezh region enterprises in the context of demographic challenges. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (4). 111-122. doi: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-111-122.

Mavrina I.A., Razumov V.I. (2000). The evolution of the subject, goals and objectives of social work. Sotsialnaya pedagogika. (1). 29-38.

Nedoluzhko O.V., Solodukhin K.S. (2022). Theoretical and methodological foundations of intellectual capital management from the perspective of a categorical-systemic methodology

Nikolaev M. A., Makhotaeva M. Yu. (2023). Factors of human capital formation and development in the Nwfd regions. Regionalnaya i otraslevaya ekonomika (π-Ekonomika). (6). 32-42. doi: 10.15826/pe.2023.06.003.

Porubčinová M., Fero M., Fidlerová H., Novotná I. (2021). Industry 4.0 in the human capital optics – empirical findings of Work 4.0 competencies development within the Slovak automotive sector Prognostické práce: Foresight, Analysis and Recommendations (PP-FAR). 13 (2). 44-67. doi: 10.31577/PPFAR.2021.13.007.

Pyankova S. V., Ergunova O. M. (2025). Transformation of basic competencies of personnel of high-tech enterprises in the context of digitalization. Ars Administrandi (Iskusstvo upravleniya). 13 (1). 97-110. doi: 10.17072/2218-9173-2025-1-97-110.

Razumov V.I., Sizikov V.P. (2005). Fundamentals of the theory of dynamic information systems

Samarskaya N. A., Soldatov A. A. (2025). Human capital: analysis of the concept and new interpretation amidst industrialization 4.0. Russian Journal of Labour Economics. 12 (4). 403-416. doi: 10.18334/et.12.4.123060.

Samarskaya N.A. (2024). Labor protection in the modern Russian economy: current issues and development prospects

Sapozhnikov A. A. (2024). Demography and social development as the core of Russia’s new strategic management paradigm. Public service. 26 (3). 102-110. doi: 10.52987/2070-8378-2024-26-3-102-110.

Slobodenyuk E. D., Karavay A. V., Mareeva S. V. (2024). Participation of russians in educational practices forming human capital. Monitoring of public opinion: economic and social changes. (4). 148-169. doi: 10.14515/monitoring.2024.4.2542.

Soldatov A. A., Samarskaya N.A. (2025). The effectiveness of human capital in innovative economic development. Russian Journal of Labour Economics. 12 (5). 669-682. doi: 10.18334/et.12.5.123228.

Spirina A. S. (2022). Labor resources as a human capital component (results of sociological research in the border Region of Russia) Sotsialnaya integratsiya i razvitie etnokultur v evraziyskom prostranstve. 1 (11). 259-266.

Tsaturyan L. E., Chesnyukova L. K. (2022). Human capital, theories and methods: the importance of the healthcare system in the formation of the human capital of the region. Vestnik UGMU. (2). 86-98.

Tsiguleva O. V., Pozdeeva S. I. (2021). Human capital humanitarianization in the context of an anthropological approach to education Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. (467). 88–91. doi: 10.17223/15617793/467/11.

Uzyakova E. S. (2023). Compensation and the quality of the labor force in Russia. Problems of forecasting. (4). 115-126.

Vorontsova I.P., Semenova A.R., Vitkovskaya L.K., Drobyshev I.A. (2020). Evaluation of human capital in the macroregion (on the example of the Yenisey Siberia) J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci. (13). 1808–1818. doi: 10.17516/1997-1370-0686.

Zinina O. V. (2021). The controlling in the enterprise and human capital development AZimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 10 (1). 2309-1762.