Проблема старения населения в контексте экономической социализации молодежи
Трапицын С.Ю.1
, Гущина И.А.1
, Литвина К.Я.1
, Яковлева Т.В.1![]()
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 22
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83200296
Аннотация:
Согласно результатам многочисленных исследований последних лет, старение населения все более значимо влияет на экономику и социальную сферу. Однако не менее сильное воздействие оно оказывает или способно оказать на общественное сознание, меняя психологические установки, привычные модели экономического поведения, характер веками складывающихся межпоколенческих и семейных отношений. Эти изменения будут во многом определять успешность социально-экономического развития стран и регионов не только в ближайшие годы, но и в долгосрочной перспективе. В этих условиях основным источником устойчивого экономического роста и социальной стабильности становится молодежь, что актуализирует задачу ее ранней экономической социализации, целенаправленного формирования у нее ответственного экономического мышления и поведения. Цель настоящей статьи – в общем виде представить вызовы, угрозы и последствия, порождаемые прогнозируемым демографическим переходом России к «сверхстареющему обществу», а также показать возможные пути решения проблем, которые должны найти отражение в реализуемой молодежной политике
Ключевые слова: старение населения, демографический переход, социально-экономическое развитие, экономическое сознание и социальная ответственность молодежи
Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 25-28-00653)
JEL-классификация: F52, H56, H12
Введение
В настоящее время, наряду с все возрастающими глобальными угрозами и вызовами, появилась и стремительно набирает силу значимая цивилизационная проблема: старение населения [1]. Оно общепринято определяется как ситуация, когда доля людей в возрасте старше 60 (или старше 65) лет превышает признанный критическим (как правило, 7-10%) процент от общего числа населения страны или региона [2]. По данным Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization), в 2020 году численность людей в возрасте старше 60 лет впервые превысила численность детей до 5 лет, к 2050 году количество людей этого возраста в мире удвоится и достигнет 2,1 млрд. чел. (22% населения), число людей старше 80 лет составит 426 млн. чел., что значительно превышает общепринятые нормы старения населения [1]. При этом 80% населения преклонного возраста будет проживать в странах с низким и средним уровнем доходов на душу населения, что приведет к существенному снижению уровня и качества жизни пожилых людей [3]. Старение населения уже сегодня оказывает сильное влияние на экономику и социальную сферу, и с каждым годом это влияние будет только возрастать. Экспертами уже давно высказывается мнение, что глобальное старение населения способно вызвать серьезные потрясения для мировой экономики [26].
Очевидно, что данная ситуация, получившая название «демографического перехода» или «демографического сдвига» [4] требует не только разработки и принятия странами и правительствами превентивных и действенных мер и разработки соответствующих политик, но и изменения экономического сознания и привычных моделей экономического поведения всех членов общества, и, в первую очередь, молодежи.
Таким образом, необходимость решения проблем, связанных со старением населения, непосредственно определяет не только экономическую, социальную и демографическую, но и молодежную политику, сферу образования и семейного воспитания подрастающего поколения, поскольку именно на нынешнюю молодежь в будущем ляжет основное налоговое бремя по финансированию программ пенсионного обеспечения, социальной защиты, здравоохранения и других мер социальной поддержки пожилого населения.
Методология исследования
Старение населения(Population Aging) - это демографический процесс увеличения доли пожилых людей в общей численности населения [20]. Нередко его определяют и как рост доли пожилых людей, опережающий рост доли населения других возрастных групп [18]. Так, если в середине прошлого века соотношение численности молодежи и пожилых людей было 7:1, в настоящее время оно оценивается как 4,4:1, то к 2050 году по прогнозам будет составлять уже 2,6:1. Исследователи используют различные критерии для определения стареющего общества, наиболее признанным является подход, предложенный еще в 1956 году отделом по населению Организация Объединенных Наций (ООН) и уточненный на Всемирной конференции по проблемам старения в 1982 году [3]. В рамках данного подхода выделяют три типа современных обществ: стареющее – где более 7% населения составляют люди в возрасте 65+ (более 100 стран мира), глубокого старения – где более 14% таких людей (многие страны Европы, Канада – 19%, США – 17%, Новая Зеландия – 16%, Россия – 15%, Австралия – 14%), общество сверхстарения – где доля пожилых людей составляет более 20% (Монако – 36%, Япония – 29%, Италия, Португалия, Финляндия, Греция – 23%, Германия – 22%) [5].
Вопросам взаимосвязи старения населения с устойчивостью социально-экономического развития посвящено значительное число работ российских и зарубежных авторов (Д. Блум [24], Д. Коулмен [14], Д. Вэйл [27], Ф. Ноутстейн [25], П. Петерсон [26], Э. Россет [20], Барсуков В.Н. [2,3], Вишневский А.Г. [4], Горбунова В.В. [6], Капелюшников Р.И. [12,13], Кузин С.И. [15], Пирожков С.И. [18], Синявская О.В. [22] и др.). Вместе с тем, значительная часть этих исследований акцентирована, в основном, на постановку и решение демографических проблем, уделяя мало внимания последствиям старения населения для экономического и социального развития [15]. Из-за недостаточной концептуализации феномена старения, отсутствия общепризнанной методологии и теоретической базы, прогностические исследования в этой области пока не имеют достаточной убедительности. На сегодняшний день они больше сосредоточены на качественных описаниях и статистике, в то время как эмпирические и количественные исследования встречаются значительно реже. Ощущается явный дефицит первичных данных, основанных на социологических опросах, оценках степени влияния старения на экономическое поведение и социальные практики, учете страновых, региональных и культурных особенностей как базы для эмпирического анализа [7]. Кроме того, исследования данных проблем в контексте повышения экономической активности и социальной ответственности молодежи практически не представлены.
Вместе с тем, важно понимать, что старение населения – это не только и не столько демографическая проблема, но и весьма специфичный и не имеющий исторических аналогов социальный феномен, требующий кардинальных изменений практически всех сфер общественной жизни, включая структуру и соотношение производства и потребления, ментальные модели и стереотипы образа жизни, процессы образования и воспитания подрастающего поколения, взаимоотношения между различными возрастными группами населения. Сегодня разработка долгосрочной экономической, социальной и молодежной государственной и региональной политики невозможна без учета тенденций и перспектив трансформации возрастной структуры населения. При этом продуманная, грамотная и целенаправленная политика может не только минимизировать или компенсировать риски, связанные со старением населения, но и стать дополнительным стимулом экономического роста, консолидации общества и политической стабильности.
При разработке такой политики возникает множество вопросов, ответы на которые еще предстоит найти. В какой мере сокращение доли трудоспособного населения повлияет на экономический рост и качество жизни? Насколько улучшение качества человеческого капитала (уровня образования и трудовой мотивации) сможет компенсировать снижение количества занятого населения? Что побудит молодежь достигать более высокой производительности, инновационной и предпринимательской активности, обеспечивая необходимую интенсификацию процессов производства товаров и услуг? Окажется ли резко возросшая экономическая нагрузка посильной для трудоспособной части населения? Сможет ли рост миграционных потоков решить проблему старения? Не приведет ли резкое изменение возрастной структуры населения к социальным конфликтам и как минимизировать риски их возникновения?
Исследования взаимосвязи между демографическими факторами и общественным развитием берут начало еще в теории народонаселения Мальтуса [17]. Вплоть до появления неоклассических концепций роста (Р. Солоу) эти исследования сосредоточивались в основном на характере соотношения между численностью трудоспособного и нетрудоспособного населения, т.е. баланса между производством и потреблением [14]. Подчеркивая различия между производственным и непроизводственным населением, многие ученые, в частности, Адам Смит и Карл Маркс, к сожалению, не уделяли должного внимания изменению структуры населения, предполагая, что доля трудоспособного населения в общей численности населения выступает константой, а темпы ее роста коррелируют с темпом роста населения в целом [3]. Таким образом, связь между демографическими факторами и экономическим ростом сводилась к оценке влияния увеличения народонаселения на экономическое развитие в условиях ограниченности ресурсов и с учетом экзогенного характера технического прогресса. В отличие от такого подхода в теории эндогенного роста, появившейся в середине 1980-х годов, методология исследований была дополнена факторами, связанными с качеством человеческого капитала, условиями стимулирования технического прогресса и инновациями [6]. Переход к экономике знаний, осознание значимости интеллектуального капитала, технологического лидерства и возможностей для повышения производительности труда позволяет по-новому взглянуть на влияние старения населения на экономический рост и разрушить "ловушку низкого уровня" теории Мальтуса.
В «Единой теории роста» Петера Нордхауса и Пола Ромера была предпринята, по сути, первая попытка объяснить нелинейный характер взаимосвязи демографических и экономических факторов и зависимость темпов экономического роста не от динамики изменения численности населения, а от его структуры [23]. В современных модификациях модели демографического перехода Фрэнка Ноутстейна [25], описывающей последовательность стадий экономического развития в контексте изменения возрастной структуры населения, переход от высокой рождаемости, низкой смертности и высокого естественного прироста к низкой рождаемости, низкой смертности и низкому естественному приросту характеризуется временным лагом, который ведет к увеличению коэффициента иждивения среди детей и пожилых людей. При достижении пенсионного возраста поколением послевоенного роста (бэби-бумеры) доля пожилых людей в обществе скачкообразно возрастает, и общество вступает в период старения. Вследствие продолжительного снижения рождаемости и уровня воспроизводства ниже уровня замещения, а также увеличения ожидаемой продолжительности жизни старение населения приобретает устойчивую тенденцию, а темпы его возрастают.
Важным дополнением этих теорий стала демонстрация влияния старения населения не только на экономический рост, но и на социальные процессы и институты. Некоторые авторы рассматривают проблему старения населения с точки зрения социальной устойчивости, утверждая, что последствия старения проявляются, в том числе, в семейных и межпоколенческих отношениях. Изменения в возрастной структуре населения, вызванные демографическим переходом, обуславливают трансформацию поведенческих моделей представителей различных возрастных групп. Традиционно дети и подростки рассматриваются основными потребителями инвестиций в образование, трудоспособное население предоставляет труд и материальные ресурсы для экономики и социальной сферы, а пожилые люди нуждаются в пенсионном обеспечении, социальной защите и медицинском обслуживании. Таким образом, дети, занятое население и пожилые люди, а также характер изменения соотношения этих возрастных групп оказывают разное влияние на экономический рост. Увеличение доли трудоспособного населения способствует экономическому росту, создавая так называемый "демографический бонус" [24]. Напротив, увеличение доли детей и пожилых людей приводит к росту нагрузки на бюджет, негативно влияя на экономический рост.
Статистика и факты
По мнению специалистов, современная Россия находится в третьей фазе демографического перехода [7]. Наряду с общими закономерностями и тенденциями: ростом продолжительности жизни, снижением рождаемости, увеличением среднего возраста вступления в брак и родительства, в России он имеет свою специфику: начался значительно позже, чем в большинстве развитых стран, на него оказали существенное влияние социальные катаклизмы – революции, войны, массовые репрессии, он формировался в условиях административно-командной системы, поэтому не носит характера «демографического взрыва». Тем не менее, наметившиеся тенденции не могут не вызывать серьезной озабоченности и тревоги. Так, если к моменту распада СССР доля граждан пенсионного возраста составляла менее 20%, то к настоящему времени возросла уже до 25,8%, а к 2046 году, по прогнозам Росстата, достигнет 26,9% от всего населения. При этом доля молодых россиян (в возрасте до 15 лет), демонстрирует волнообразную динамику с очевидным трендом к снижению — 17,7% в 1991 году, 26% в 2021 году, 18% в 2024 году и 15,6% в прогнозном 2046 году [21].
По данным Петростата, на 1 апреля 2025 года численность населения Санкт-Петербурга составила 5,664 млн. человек. Увеличение численности населения с 2010 года происходит, преимущественно, за счет миграционного прироста, который полностью компенсировал естественную убыль населения (5,5 тысяч человек), превысив ее в 2,9 раза [2].
Хотя Санкт-Петербург не входит в число субъектов федерации, где проблема старения населения достигла критического уровня, тем не менее, доля жителей старших возрастов в городе превышает средние показатели по РФ: 25,5% против 24,0% (Росстат, 2022). Санкт-Петербург – «демографически старый город». Доля петербуржцев в возрасте 60+ за 1990–2017 гг. возросла с 17,5% до 22,6%. Еще большими темпами растет доля лиц в возрасте 75+. На сегодняшний день численность жителей Санкт-Петербурга пожилого возраста составляет 1 424 587 человек. По некоторым прогнозам, численность людей пожилого возраста в Санкт-Петербурге в 2026 году возрастет до 1,6 млн. чел. и составит 27,9% населения города [21].
Проблемы и последствия старения населения
Несмотря на непрекращающиеся дискуссии о характере и степени влияния старения населения на экономику, политику, социальную сферу, общественное сознание, оно очевидно и общепризнано [6]. Темпы экономического роста, распределение национального дохода, доля расходов на социальное обеспечение и здравоохранение, соотношение спроса и предложения рабочей силы, показатели производства, потребления, сбережений, инвестиций, показатели качества жизни и субъективного благополучия людей разных возрастных и социальных групп и другие факторы, связанные с возрастной структурой населения, в значительной мере определяют устойчивость социально-экономического развития.
Возможные последствия такого влияния многоаспектны и не всегда прогнозируемы, но, в основном, сводятся к следующему.
1. Структурные диспропорции спроса и предложения труда вследствие сокращения доли трудоспособного населения и роста доли пожилых людей. Помимо увеличения нагрузки на трудоспособное население, дефицит рабочей силы приводит к усилению конкуренции на рынке труда, стимулирует рост ожиданий в отношении заработной платы, что создает серьезные проблемы найма для предприятий бюджетной сферы и профессий с традиционно невысоким уровнем заработной платы, а также ведет к увеличению непроизводственных затрат [12,13].
По оценкам Всемирного банка, в России это может обернуться снижением темпов экономического роста до 1–1,5% ВВП в год и привести к росту дефицита бюджета и государственного долга [3]. Так, если в 2017 году в России на 1 работающего приходилось 0,92 неработающих, в 2024 году это соотношение составляло уже 1:1, то к 2035 году прогнозируется его рост до 1:1,3 [13].
Следует вместе с тем отметить, что негативные последствия изменения коэффициента экономической зависимости может быть существенно компенсировано изменением экономического сознания трудоспособного населения: ростом показателей занятости и экономической активности, повышением трудовой мотивации, ликвидацией теневых секторов экономики, улучшением условий труда и т.п.
Сокращение численности занятых требует пропорционального роста производительности труда, что ограничивается использованием устаревших технологий, низкой степенью автоматизации производства и невысоким качеством человеческого капитала.
Региональные различия в степени и динамике старения населения в не меньшей, чем структура производства, мере определяют экономический потенциал региона и его конкурентоспособность, а также силу и направленность внутренней и внешней трудовой миграции. При этом разные темпы старения населения и направленность миграционных потоков могут усугублять региональное неравенство [9].
2. Изменение соотношения совокупных сбережений (отсроченного потребления) и совокупного потребления. Совокупные сбережения традиционно рассматриваются в экономике как инвестиционный потенциал и их сокращение по мере увеличения доли пожилых людей может привести к существенному снижению объемов инвестиций. Кроме того, изменение соотношения между производством и сложившимися моделями потребления (склонность к потреблению и сбережению) может приводить к психологическим проблемам, росту неудовлетворенности жизнью, депрессивного настроения. «Это означает, что ключевые драйверы экономического роста, такие как предложение труда, производительность, потребление и сбережения, будут варьироваться в зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится большинство населения» [24].
Существенное влияние на соотношение производства и потребления оказывает величина доходов (заработной платы) работающего населения: чем она выше, т.е. чем выше экономическая активность занятых, тем меньше величина коэффициента экономической зависимости.
3. Связанный с предыдущим аспектом феномен «парадокса сбережений», когда изменение привычных моделей потребления и сокращение спроса может приводить к росту инфляции и сокращению производства [8]. Классические экономические теории постулируют сокращение объемов потребления у пожилых людей. Вместе с тем, согласно последним исследованиям, характер потребления людьми «серебряного возраста» существенно изменился, по мере увеличения продолжительности жизни уровень их потребностей возрастает, и средний уровень потребления в этой группе населения начинает даже превышать аналогичный показатель других возрастных групп, что также увеличивает финансовое давление на трудоспособное население [11]. При этом несоответствие между реальным уровнем доходов (социального обеспечения) и возросшими запросами пожилых людей также создает психологические проблемы, усиливает социальную напряженность.
4. Социальная ориентированность государственной политики, наряду с демографическими факторами, обуславливает постоянное увеличение доли расходов федерального и региональные бюджетов на пенсионное обеспечение, здравоохранение и социальную защиту, создавая риски его дефицита и формируя бюджетный разрыв. По оценкам ОЭСР, старение населения может в течение следующих трех десятилетий увеличить размер госдолга в среднем на 180% ВВП в странах с развитой экономикой и на 130% ВВП – с развивающейся [4]. При этом если в 2018 году расходы на пенсионное обеспечение составляли 7 346 млрд. руб., то в 2025 году запланированы уже на уровне 10 904 млрд. руб. даже при сокращении численности пенсионеров с 43,9 млн. чел. до 41,2 млн. чел. [5]
Пенсионная реформа, а также другие меры экономического характера в определенной степени способствуют повышению бюджетной устойчивости, но не устраняют полностью бюджетных рисков [10]. Вместе с т ем, старение населения стимулирует поиск решений по повышению эффективности фискальной системы, мер по предотвращению вывоза капитала, повышению экономического суверенитета и безопасности, сбалансированности бюджетной политики.
Согласно экономической теории, старение населения нарушает баланс "платежей и получений" (то есть соотношение между трудоспособным населением, которое вносит взносы в систему социального обеспечения, и пенсионерами, получающими выплаты), что приводит к существенному финансовому давлению на систему социального обеспечения. С развитием процесса старения резко увеличивается суммарная потребность пожилых людей в медицинском обслуживании, что ведет к росту расходов на здравоохранение, медицинскую инфраструктуру и услуги по уходу за пожилыми людьми. По данным Института демографии НИУ ВШЭ динамика соотношения числа плательщиков пенсионных взносов и количества пенсионеров в РФ непрерывно возрастает, и к 2028 г. число пенсионеров превысит количество плательщиков взносов [16].
Представление о характере экономических последствий изменения возрастной структуры населения можно получить с помощью так называемого «коэффициента демографической нагрузки» (или обратного ему «коэффициента поддержки»), который показывает, сколько получателей экономических благ приходится на одного их производителя. При этом резкое изменение значения данного коэффициента требует релевантного изменения экономического сознания, сложившихся моделей поведения и характера взаимоотношений всех возрастных групп, которые не могут более определяться индивидуальным выбором и игнорировать усиливающуюся взаимозависимость, причем не только в контексте микроэкономики поколений (семейных отношений). «Экономические эффекты старения населения будут иметь место тогда, когда некоторое экономическое взаимодействие (продажа товаров или услуг, получение выплат от правительства и т.д.) сводит вместе людей, чье участие в этом взаимодействии является функцией их возраста. В подобной ситуации изменения в относительных размерах двух групп, различающихся по возрасту, станут требовать изменений в поведении по меньшей мере от одной из них. Пенсии по старости, содержание детей, соединение капитала пожилых с трудом молодых — во всех этих случаях изменения в относительной численности участников на любой из сторон взаимодействия будут иметь значимые последствия» [27].
Возможные решения
В значительной мере снижение доли занятого населения может возмещаться улучшением качества человеческого капитала, в частности, уровня образования, финансовой грамотности, предпринимательской активности. По некоторым оценкам, это может компенсировать до двух третьих негативного влияния демографических факторов [22]. Следует активнее развивать капиталоемкие, наукоемкие и технологически емкие сектора экономики, одновременно обеспечивая рост производительности труда и внедрение инновационных и ресурсосберегающих технологий во все сферы общественного производства.
В определенной степени снизить риски старения населения способна миграция, поскольку мигранты, как правило, находятся в молодом трудоспособном возрасте. Ситуацию может несколько улучшить миграция квалифицированных работников, их легальная занятость и добросовестность при уплате налогов, однако это не только не решает проблему, но и не снимает ее остроту. Даже самая взвешенная миграционная политика способна обеспечить лишь временную отсрочку, при этом создавая дополнительные риски обострения проблемы в долгосрочной перспективе [19]. Кроме того, для компенсации темпов старения населения прирост миграционного потока должен обеспечиваться на уровне 390 тыс. трудоспособных мигрантов в год, что выглядит совершенно нереальным, не говоря о прочих угрозах такого решения.
Заключение
Опыт многих стран показывает, что высокие темпы старения населения актуализируют спрос на поиск эффективных институтов и решений, обеспечивающих не только не снижение, но и рост качества жизни. Один из главных вызовов демографического перехода состоит в низкой восприимчивости и адаптируемости общественных институтов и экономического сознания к меняющимся реалиям. Экономические, социальные и другие последствия старения населения требуют обоснования, принятия и реализации эффективных в долгосрочной перспективе мер. В отечественной науке и практике государственного управления сегодня идет активный поиск вариантов решения данной проблемы. Проведена пенсионная реформа, регулярно индексируются размеры пенсий, стимулируется переобучение и занятость лиц предпенсионного и пенсионного возраста, реализуются программы здоровьесбережения пожилых людей. Запущена программа долгосрочных сбережений, которая может придать новый импульс развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения. Молодежь имеет возможность обеспечить свою старость, накапливая активы в трудоспособном возрасте. Однако меры, подобные повышению пенсионного возраста, увеличению долю бюджета на пенсионное социальное обеспечение, стимулирование роста занятости лиц пожилого возраста и т.п. могут дать лишь краткосрочный эффект, не решая проблему негативного влияния старения населения на социально-экономическое развитие в принципе. Кроме того, негативным последствием такого варианта решения будет являться то, что трудоспособная часть населения будет пополняться лицами старших возрастов, инновационный потенциал которых существенно ниже, чем у молодежи.
При этом очевидно, что параллельно со старением общества влияние молодежи на социально-экономическое развитие страны и регионов будет усиливаться, поэтому значимой частью молодежной политики должны стать меры, направленные на раннюю экономическую социализацию молодежи, повышение ее экономической активности и социальной ответственности.
[1] Всемирная организация здравоохранения. Глобальный веб-сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/ageing-and-health (дата обращения 15.08.2025)
[2] Росстат – Петростат - Население [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/folder/27595 (дата обращения 15.08.2025)
[3] Forbes. Всемирный банк снизил прогноз роста мировой экономики [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/finansy/539372-vsemirnyj-bank-snizil-prognoz-rosta-mirovoj-ekonomiki-na-2025-god-do-2-3 (дата обращения 15.08.2025)
[4] ЭКОНС: экономический разговор. Старение населения и его влияние на экономическое развитие [Электронный ресурс]. URL: https://econs.online/articles/ekonomika/starenie-naseleniya/ (дата обращения 15.08.2025)
[5] URA.RU: информационное агентство. Подсчитано число пенсионеров в Росси: как менялось их количество и размер пенсий [Электронный ресурс]. URL: https://ura.news/news/1052976873 (дата обращения 15.08.2025)
Источники:
2. Барсуков В.Н. Демографическое старение населения: методы оценки // Вопросы территориального развития. – 2014. – № 4. – c. 4. – url: http://vtr.isert-ran.ru/article/1404.
3. Барсуков В.Н., Калачикова О.Н. Эволюция демографического и социального конструирования возраста старости // Экономические и социальные перемены: факты. тенденции, прогноз. – 2020. – № 1. – c. 34-55.
4. Вишневский А.Г. Демографический переход и проблема демографического саморегулирования. Ответ А.Б. Синельникову // Социологический журнал. – 2019. – № 4. – c. 93-104.
5. Гонатаева А.Г., Кирова И.В. Демографическое старение населения: причины и последствия // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 9. – c. 53-60. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/demograficheskoe-starenie-naseleniya-prichiny-i-posledstviya.
6. Горбунова В.В. Старение населения и его влияние на социально-экономическое развитие современного российского общества // Научное обозрение. Экономические науки. – 2019. – № 1. – c. 11-15.
7. Горошко Н.В., Пацала С.В. Старение населения России: страна на фоне мира, регионы на фоне страны // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2020. – № 3. – c. 11.
8. Григорьев Л.М., Иващенко А. Мировые дисбалансы сбережений и инвестиций // Вопросы экономики. – 2011. – № 6. – c. 4-19. – doi: 10.32609/0042-8736-2011-6-4-19.
9. Доброхлеб В.Г., Барсуков В.Н. Демографические теории и региональный аспект старения населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 6. – c. 89-103. – doi: 10.15838/esc.2017.6.54.6.
10. Жукова Т.В. Глобальные трансформации пенсионных систем на рубеже веков – 1994–2008 гг // Банковские услуги. – 2019. – № 8. – c. 32-39. – doi: 10.36992/2075-1915_2019_8_32.
11. Зорина Е.Н. Старение населения и уровень жизни населения третьего возраста // Вестник Института экономических исследований. – 2017. – № 4. – c. 102–108.
12. Капелюшников Р.И. Феномен старения населения: экономические эффекты // Экономическая политика. – 2019. – № 2. – c. 8-63. – doi: 10.18288/1994-5124-2019-2-8-63.
13. Капелюшников Р.И. Феномен старения населения: экономические эффекты (окончание) // Экономическая политика. – 2019. – № 3. – c. 8-53. – doi: 10.18288/1994-5124-2019-3-8-53.
14. Коулмен Д. Третий демографический переход. [Электронный ресурс]. URL: https://www.perspektivy.info/book/tretij_demograficheskij_perehod_2007-09-28.htm (дата обращения: 15.08.2025).
15. Кузин С.И. Старение населения: социально-экономический аспект // Вестник университета. – 2018. – № 3. – c. 137-143. – url: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-3-137-143.
16. Мабиала Ж., Сухарева И.А., Линский Д.Б., Трусевич Е.Б., Шамилева Э.Э. Социально-экономические последствия старения населения: аспекты современных вызовов Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2023. – № 14. – c. 126-145. – url: https://doi.org/10.18184/2079-4665.2023.14.1.126-145.
17. Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=150911 (дата обращения: 15.08.2025).
18. Пирожков С.И. Демографическое старение. / Народонаселение: энциклопедический словарь. - М.: Большая советская энциклопедия, 1994. – 112-113 c.
19. Питухина М.А. Миграционные процессы в России в условиях глобальных вызовов современности - старения населения и глобализации // Политика и общество. – 2015. – № 9. – c. 1193-1197. – url: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=54446.
20. Россет Э. Процесс старения населения. - М.: Статистика, 1968. – 508 c.
21. Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2024. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/conne (дата обращения: 15.08.2025).
22. Синявская О.В., Омельчук Т.Г. // SPERO. Социальная Политика: Экспертиза. Рекомендации. Обзоры. – 2014. – № 19. – c. 7-30. – url: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/c5zj5vr6e4/134552288.pdf.
23. Филобок М.А. Демографический вызов: влияние старения населения на экономику страны // Мировая наука. – 2024. – № 1. – c. 110-113. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/demograficheskiy-vyzov-vliyanie-stareniya-naseleniya-na-ekonomiku-strany.
24. Bloom D.E., Luca D.L. The Global Demography of Aging: Facts, Explanations, Future // Handdbook of the Economics of Population Aging. Amsterdam: Elsevier. – 2016. – p. 3-56. – doi: 10.1016/bs.hespa.2016.06.002.
25. Notestein F. W. Population. The Long View // Food for the World. - Chicago: University of Chicago Press, 1945. – 36-57 p.
26. Peterson P.G. // Foreign Affairs. – 1999. – № 78. – p. 42-55. – url: https://www.jstor.org/stable/20020238.
Страница обновлена: 17.11.2025 в 21:45:59
Download PDF | Downloads: 22
The problem of population aging in the context of the youth economic socialization
Trapitsin S.Y., Gushchina I.A., Litvina K.Y., Yakovleva T.V.Journal paper
Leadership and Management
Volume 12, Number 9 (September 2025)
Abstract:
According to the results of numerous studies in recent years, the aging of the population has an increasingly significant impact on the economy and the social sphere. However, it has or is capable of having an equally strong impact on public consciousness, changing psychological attitudes, habitual patterns of economic behavior, and the nature of intergenerational and family relations that have been developing over the centuries. These changes will largely determine the success of the socio-economic development of countries and regions not only in the coming years, but also in the long term. Under these conditions, young people are becoming the main source of sustainable economic growth and social stability, which actualizes the task of their early economic socialization and the purposefulness of responsible economic thinking and behavior. The article examines the challenges, threats and consequences generated by Russia's projected demographic transition to a "super–aging society" and provides possible solutions to the problems that should be reflected in the implemented youth policy.
Keywords: population aging, demographic transition, socio-economic development, youth economic consciousness and social responsibility
Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 25-28-00653)
JEL-classification: F52, H56, H12
References:
Arkhangelskiy V.N., Vorobeva OD, Ivanova A.E. (2019). Demographic situation in Russia: New challenges and ways to optimize: national demographic report
Barsukov V.N. (2014). Demographic ageing of the population: assessment methods. Territorial development issues. (4). 4.
Barsukov V.N., Kalachikova O.N. (2020). The evolution of demographic and social construction of the age of old age. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty. tendentsii, prognoz. 13 (1). 34-55.
Bloom D.E., Luca D.L. (2016). The Global Demography of Aging: Facts, Explanations, Future Handdbook of the Economics of Population Aging. Amsterdam: Elsevier. 1 3-56. doi: 10.1016/bs.hespa.2016.06.002.
Dobrokhleb V.G., Barsukov V.N. (2017). Demographic Theories and the Regional Aspect of Population Ageing. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 10 (6). 89-103. doi: 10.15838/esc.2017.6.54.6.
Filobok M.A. (2024). Demographic challenge: impact of aging population on the country's economy. Mirovaya nauka. (1). 110-113.
Gonataeva A.G., Kirova I.V. (2023). Demographic aging of the population: causes and consequences. Economics and business: theory and practice. (9). 53-60.
Gorbunova V.V. (2019). Socio-economic consequences of population ageing. Scientific review. Economic sciences. (1). 11-15.
Goroshko N.V., Patsala S.V. (2020). Aging of the Russian population: country against the backdrop of the world regions against the background of the country. Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU. (3). 11.
Grigorev L.M., Ivaschenko A. (2011). Global savings and investment imbalances. Voprosy Ekonomiki. (6). 4-19. doi: 10.32609/0042-8736-2011-6-4-19.
Kapelyushnikov R.I. (2019). The phenomenon of population aging: major economic effects (ending). “Economic Policy” Journal. 14 (3). 8-53. doi: 10.18288/1994-5124-2019-3-8-53.
Kapelyushnikov R.I. (2019). The phenomenon of population aging: major economic effects. “Economic Policy” Journal. 14 (2). 8-63. doi: 10.18288/1994-5124-2019-2-8-63.
Kuzin S.I. (2018). The aging of the population: socio-economic aspect. Vestnik Universiteta. (3). 137-143.
Mabiala Zh., Sukhareva I.A., Linskiy D.B., Trusevich E.B., Shamileva E.E. (2023). Socio-economic consequences of population aging: aspects of modern challenges of the Russian Federation. MIR (Modernization. Innovation. Research). (14). 126-145.
Notestein F. W. (1945). Population. The Long View // Food for the World
Peterson P.G. (1999). Gray Dawn: The Global Aging Crisis Foreign Affairs. (78). 42-55.
Pirozhkov S.I. (1994). Demographic aging
Pitukhina M.A. (2015). Migration processes in Russia in the context of the global challenges of our time - the aging of the population and globalization. Politics and Society. (9). 1193-1197.
Rosset E. (1968). The aging process of the population
Sinyavskaya O.V., Omelchuk T.G. (2014). The consequences of demographic aging for the pension system in the medium term: forecasting experience for Russia. SPERO. Sotsialnaya Politika: Ekspertiza. Rekomendatsii. Obzory. (19). 7-30.
Vishnevskiy A.G. (2019). Demographic transition and the problem of demographic self-regulation. answer to a.b. sinelnikov. Sotsiologicheskiy Zhurnal (Sociological Journal). 25 (4). 93-104.
Zhukova T.V. (2019). Global transformations of pension systems at the turn of the century - 1994-2008. Banking services. (8). 32-39. doi: 10.36992/2075-1915_2019_8_32.
Zorina E.N. (2017). The population ageing and senior citizens’ standard of living. Vestnik Instituta ekonomicheskikh issledovaniy. (4). 102–108.
