Экспертная оценка состояния контрольно-надзорной деятельности на федеральном и региональном уровнях в контексте экономической безопасности

Лев М.Ю.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 7 (Июль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83028125

Аннотация:
В исследовании представлен анализ текущего состояния и эффективности системы государственного контроля и надзора в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях в контексте обеспечения экономической безопасности. Введение в действие нового законодательного акта, регулирующего государственный контроль, стало значимым шагом, способствовавшим оптимизации данной сферы и отразившегося на сокращении номенклатуры контрольных мероприятий и общего числа проводимых проверок. Рассмотрено правовое обеспечение контрольно-надзорной деятельности и интерпретированы её результаты по основным показателям (количество проведенных проверок органами государственного и муниципального контроля; динамика отдельных видов массового контроля, контрольных мероприятий по структуре (видам) и профилактическим мероприятиям). Сделан вывод о необходимости применения комплексного подхода к реформированию контрольно-надзорной деятельности. Реализация такого подхода позволит не только повысить ее результативность, но и будет способствовать укреплению экономической безопасности государства в целом.

Ключевые слова: экономическая безопасность, государственный и муниципальный контроль, нарушение порядка ценообразования, административные санкции

Финансирование:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях». Рег. № НИОКТР № 075-00448-24-00.

JEL-классификация: R40, R48, R49



Введение. Принятый в 2020 г. закон о государственном контроле (далее Закон) подытожил длинную череду нормативного обеспечения в понятийном определении, предмете регулирования и сфере применения, полномочий органов государственной власти и организаций, участвующих в проведении контрольных мероприятий [4].

В результате принятия Закона в 2021 г. сократилось:

– федеральных видов контроля с 180 до 100 или на 44,4%;

– региональных видов контроля с 50 до 33 или на 34,0%;

– муниципальных видов контроля с 20 до 7 или на 65,0%.

Завершение масштабного проекта по проведению «регуляторной гильотины» в отношении обязательных требований контрольных требований внесла ясность в дальнейшее совершенствование государственного контроля как в нормативном, так и в практическом применение законодательных новелл

Реализация масштабного проекта по «регуляторной гильотине», направленного на пересмотр обязательных требований, позволила определить векторы дальнейшего совершенствования государственного контроля, как в нормативном регулировании, так и практическом применении внедряемых законодательных новелл [11; 15, с. 148].

С введением Закона была решена основополагающая задача – сокращение контрольных мероприятия и ограничение административной нагрузки на бизнес [14; 20; 26]. Статистические данные, представленные в 2021 г. в сравнении с предыдущим до «законным» периодом, подтвердили ограничение количества проведенных проверок: в 2019 г. – 1,5 млн проверок, в 2021 г. – 882 тыс. [21]. В 2022 г. в целях ограничения проведения контрольных мероприятий относительно бизнеса был введен мораторий на проверки не только на субъекты малого и среднего предпринимательства, но и на все организационно-правовые структуры бизнеса, позволив отменить около 240 тыс. запланированных проверок [22].

Целью исследования является проведение научно-экспертной оценки контрольно-надзорной и лицензионной деятельности в Российской Федерации в соответствие с Распоряжением Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации от 25.02. 2025 № А21-11-рсб в части подготовки:

– оценки состояния контрольно-надзорной и лицензионной деятельности (избыточные функции, количество контрольных (надзорных и лицензионных органов и их сотрудников, ежегодные затраты федерального, региональных и местных бюджетов на осуществление контрольно-надзорной и лицензионной деятельности);

– анализа эффективности принятых мер по реформированию контрольно-надзорной деятельности;

– предложений по совершенствованию контрольно-надзорной и лицензионной деятельности, в том числе с учетом зарубежного опыта.

Исследование имеет практическую значимость, поскольку его результаты позволяют сформулировать предложения по оптимизации контрольно-надзорной деятельности, и могут быть реализованы органами законодательной и исполнительной власти при формировании единой политики государственного и муниципального контроля в России, являющегося ключевым фактором обеспечения экономической безопасности страны.

Правовое обеспечение контрольно-надзорной деятельности, связанных с введением Закона. Благодаря введенному в Закон понятийному определению государственного и муниципального контроля, деятельность контрольных органов, их полномочия в рамках обязательных требований и профилактических мероприятий стала более понятной. Закон также регламентировал сферы его применения и мероприятия, не входящие в компетенцию государственного и муниципального контроля [12; 13].

Предварительный прогноз указывает на то, что разрабатываемый Закон, путем оптимизации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в сфере государственного и муниципального контроля, должен обеспечить двукратное увеличение показателя качества управления и контроля к 2026 г. по сравнению с 2015 г. (табл. 1).

Таблица 1. Плановые показатели программы и их значения по годам

Показатель
Базовое значение
2017
2018
2019
2020
2025
Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков (млн руб.), к уровню цен 2015 года
591984
100%
562381
на 5%
532782
на 10%
503183
на 15%
473584
на 20%
414386
на 30%
Снижение уровня административной нагрузки на организации и граждан-предпринимателей
100%
90%
80%
70%
60%
50%
Рост индекса качества администрирования контрольных функций
-
-
-
-
-
-
Источник: составлено автором по материалам докладов анализа эффективности контрольной деятельности надзорных органов.

Из таблицы 1 видно, что в 2025 г. в сравнение с базовым значением – 2015 г. предполагается сократить уровень материального ущерба по контролируемым видам рисков на 30,0%, при общем снижении уровня административной нагрузки на организации и граждан-предпринимателей на 50,0% [19]. С принятием Закона была реализована главная задача, поставленная Президентом – контрольные мероприятия должны осуществляться в границах общих норм при ограниченной нагрузке на бизнес с административной стороны. Для воплощения этой задачи помимо Закона принят Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были внесены изменения в 132 отраслевых законах о контроле [5]. Соответствующая обширная работа была проведена по формированию базы нормативно-правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, позволившая закрепить новые направления и цели в систему управления государственного контроля. В результате системной работы было принято 12 общих и более 70 отраслевых постановлений Правительства Российской Федерации, 2500 положений о видах контроля на региональном уровне и более 20,0 тыс. на муниципальном уровне [21]. Необходимо констатировать, что запланированные целевые показатели по сокращению количества контрольных мероприятий были достигнуты уже к началу 2023 г. Кроме того, существенный вклад в снижение объемов государственного контроля, его замещение мораторием и внедрение профилактических мер внесло Постановление Правительства Российской Федерации № 336 от 10 марта 2022 г., которое ввело ограничения на проведение как плановых, так и внеплановых проверок [9]. Осуществление контрольных мероприятий рекомендовано проводить исключительно в случаях непосредственной угрозы и фактов причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. Для ограничения «кошмаривания» бизнеса продлены на 90 дней сроки исполнения предписаний с одновременным установлением запрета на привлечение контролируемых лиц к административной ответственности без проведения контрольных мероприятий. По мнению Минэкономразвития, экономия бизнес-структур при реализации таких инструментов контроля составила порядка 80 млрд руб. [22].

Следует отметить, что в соответствии с п. 11 Постановления под ограничения не подпадают проведение государственного контроля (надзора), проверок (инспекций) в рамках федерального государственного надзора за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов). В соответствии с Приложением №1 к Постановлению предусматривается соблюдение обязательных требований к розничной реализации табачной и никотинсодержащей продукции, при проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по согласованию с органами прокуратуры на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований. То есть, завышение государственных регулируемых цен (тарифов) подпадает под контроль Закона. Вместе с тем, при завышении розничных цен на табачные изделия, предусмотренных п. 14.6 КОАП необходимо согласование с органами прокуратуры при наличии высокой степени индикаторов риска. Из-за повышения розничных цен на табачные изделия, маловероятно, что они будут подпадать под действие индикаторов риска нарушений. Возникает устойчивое сомнение в том, что нарушения дисциплины цен, при государственном регулировании относится к действенному событию по привлечению к административным и штрафным санкциям организаций, получившим неправомерный доход. Если по общему правилу при краже чужого имущества возникает ответственность, которая предусматривает возврат краденного и наказание в виде штрафа или уголовного преследования, то по действующему порядку, предусмотренному КОАП, наказание сводится к возврату денежных средств, похищенных в течение длительного срока к одному году [1; 16]. Следовательно, допускается возможность введения потребителей в заблуждение путем необоснованного завышения государственных регулируемых цен на товары (продукцию, услуги) на протяжении пяти лет, при этом ответственность может быть ограничена суммой, рассчитанной за один год таких нарушений.

Согласно Приложению № 2 к Постановлению, розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе в заведениях общественного питания) должна соответствовать обязательным требованиям. Эти требования аналогичны тем, что действуют при розничной реализации табачной и никотинсодержащей продукции. Между тем, алкогольная продукция также относится к государственным регулируемым ценам посредством установления минимальной цены [17].

Приложение № 3 к Постановлению определяет два ключевых аспекта: во-первых, обязательные требования к ценам на лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и во-вторых, осуществление регионального государственного контроля (надзора) за их соблюдением.

Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности. В соответствии с ч. 5 ст. 7 Федерального закона № 294-ФЗ «органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют подготовку докладов о реализации государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют такие доклады в Минэкономразвития России» [4] [1]. Все результаты проверок консолидируются в Минэкономразвития России, которое является уполномоченным органом [18]. Итоговый свод контрольной деятельности представляется Минэкономразвития России в виде доклада, подлежащего обязательной публикации.

Для подготовки докладов и составления сводного доклада необходимо следовать установленным нормативным требованиям [8]. В структуру доклада о видах государственного, муниципального контроля и сводного доклада должны входить следующие показатели:

– количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;

– количество контролируемых лиц, по проведенным контрольным (надзорным) мероприятиям во взаимодействие с контролируемым лицом;

– количество объектов контроля, при измененных категориях риска;

– количество проведенных профилактических мероприятиях;

– количество контролируемых лиц, с выявленными нарушениями обязательных требований;

– количестве выявленных нарушений обязательных требований;

– количество административных наказаний;

– количество наложенных и взысканных (уплаченных) административных штрафах;

– количество (сведения) результатов по судебным обжалованиям решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

– количество (сведения) по достигнутым ключевым показателям видов контроля;

– количество (сведения) по результатам цифровизации видов контроля;

– количество (сведения) по кадровому обеспечению в контрольных (надзорных) органах;

– выводы и предложения по итогам организации и осуществлении видов контроля.

Анализируя сводные доклады Минэкономразвития России за период 2021-2024 гг., можно констатировать, что происходило последовательное сокращение масштабов контрольных мероприятий на федеральном уровне (табл. 2).

Таблица 2. Количество проверок, проведенных органами

государственного контроля, муниципального контроля

Наименование показателя
2019*
2020*
2021*
(% к 2020)
2022**
(% к 2021)
2023***
(% к 2022)
2024****
(% к 2023)
2024
(% к 2020)
Количество контрольных мероприятий, тыс. ед.
1520
408
881,7
на 97,8%
339,1
на (-61,5%)
353,9
на 4,4%
395,2
на 11,7%
на
(-3,1%)
Количество контролируемых субъектов, тыс. ед. /по субъектам МСП, тыс. ед.
1198
347
730
на 110,4%
-/
108, 6
-/
144,3
(32,9%)
-/
227,8
(59,9%)
-/
Коэффициент нагрузки на контролируемый объект, %
1,269
1,175
1,208
(2,7%)
-
-
-
-
Источники: составлено автором по материалам докладов [21-24].

Анализ таблицы 2 демонстрирует, что значительное увеличение числа проверок в 2021 г. (почти в 2,2 раза по сравнению с 2020 г.) не является показательным. Это обусловлено тем, что низкое количество проверок в 2020 г. не позволяет использовать его в качестве адекватной базы для сравнения. Ряд проверок в 2020 г. пришелся на период COVID-19, когда меры контроля были ограничены. Корректнее количество проведенных в 2021 г. контрольных мероприятий определять по показателю 2019 г. и в этом случае сравнивать количество контрольных мероприятий не с 2020 г., а с 2019 г. При таком логичном соотношение количество проведенных контрольных мероприятий в 2021 г. сократилось в 1,7 раз, свидетельствуя о выполнении Закона уже в первый год действия норм государственного контроля.

В 2022 г. сокращение количества проводимых проверок по сравнению с предыдущим 2021 г. составило 2,6 раз, в 2023 г. – на 4,4%. В 2024 г. впервые за анализируемый период действия нового закона общее количество проведенных проверок увеличилось с 2022 по 2024 гг. на 16,5%. Вместе с тем, согласно Сводному докладу «общий уровень контрольных (надзорных) мероприятий остается стабильным, при этом наблюдается снижение количества проверок на 8,2 % по сравнению с 2023 г.» [24, с. 6].

Важно отметить, что подавляющее большинство контрольных мероприятий в 2024 г. (90,6%) проводилось в рамках нового Закона о контроле. Лишь небольшая часть (9,4%) базировалась на Законе 294-ФЗ и так «публичных» законах 414-ФЗ и 131-ФЗ, причем последние два закона использовались в равной степени [2; 3; 6]. Фактически, общее количество проверок увеличилось на 11,7%, а не сократилось на 8,2%.

Из таблицы 2 видно, что отсутствует количество контролируемых субъектов и коэффициент нагрузки на контролируемый объект с начала действия Закона о контроле. Вместе с тем для оценки эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля необходимо располагать для анализа показателем «эффективность контрольной деятельности на одного инспектора (контролера), включающий в себя: количество проведенных проверок; сумма возвращенных средств в бюджет; количество профилактических мероприятий по структуре (видам) проверок, визитов.

Тенденции в области массового контроля, отраженные в докладах Минэкономразвития России за 2021-2024 гг., указывают на последовательное сокращение масштабов контрольных мероприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (табл. 3).

Таблица 3. Динамика по отдельным видам массового контроля, тыс. ед.

Количество контрольных мероприятий по отраслям, сферам, объектам
2021*
(% к 2019)
2022**
(% к 20..)
2023***
(% к 20..)
2024****
(% к 20..)
Федеральный уровень:
- пожарный надзор;
183,8
(…%)
65,5
(%)
90,6
(%)
27,5
- санитарно-эпидемиологический надзор;
108,5
(…%)
87,0
(…%)
50,4
(%)
36,6
- трудовой надзор;
70,9
(…%)
9,6
(…%)
4,3
(…%)
6,2
- земельный надзор
29,2
9,3
5,8
6,7
Региональный уровень:
- лицензионный контроль по управлению многоквартирными домами;
111,0
30,2
(30,0) [2]
38,8
39,0
- государственный жилищный надзор;
61,9
8,7
(8,6) [3]
17,6
15,5
Муниципальный контроль:
- жилищный контроль:
11,6
0,4
0,74
0,5
- земельный контроль
2,2
1,5
0,35
0,6
Источники: составлено автором по материалам докладов [21-24].

В таблице 4 приведены количественные показатели по отраслям, в значительной степени распространенных проверочных обследований.

Таблица 4. Динамика наиболее массовых проверок контрольных мероприятий, в тыс. ед.

Виды контрольных мероприятий по отраслям, сферам, объектам
2021*
(% к 2019)
2022**
(% к 20..)
2023***
(% к 20..)
2024****
(% к 20..)
Образование
- [4]
98,9
48,2
26,45
Здравоохранение
7,0
(…%)
10,5
(%)
22,2
(%)
12,7
Торговля розничная
4,6
(…%)
8,0
(…%)
19,2
(%)
13,8
Недвижимое имущество
3,8
(…%)
5,4
(…%)
11,2
(…%)
56,87
Органы государственного управления
3,8
6,9
7,3
25,24
Растениеводство, животноводство, охота
3,2
-
-
8,9
Жилищно-коммунальное хозяйство
3,2
-
-
- [5]
Сфера культуры, искусства, творчества, досуга, отдыха
2,6
-
-
- [6]
Транспорта
2,6
-
-
- [7]
Торговля оптовая
1,8
-
-
- [8]
Источники: составлено автором по материалам докладов [21-24].

Показатели: растениеводство, животноводство, охота; жилищно-коммунальное хозяйство; сфера культуры, искусства, творчества, досуга, отдыха; транспорта; торговля оптовая в 2022-2023 гг. контролировались и оценивались посредством профилактических визитов, индикаторов рисков и прочих инструментов. Создается впечатление, что составители Сводного доклада намеренно не включили сопоставимые данные, чтобы скрыть возможные негативные результаты контрольных мероприятий, продемонстрировавшие рост, а не ожидаемое снижение. При этом по возможности сократив действительное положение дел.

Представляется, что при формировании Сводного отчета, необходимо выработать единую методику контрольно-разрешительной и лицензионной деятельности, в которой присутствовали бы сквозные показатели, отражающие результаты при сопоставлении разных периодов времени. Только при таком подходе возможно проводить оценку эффективности контрольных мероприятий по всем видам и проверкам как на федеральном, так и на региональном уровне. Следует констатировать, что, несмотря на возможное наличие на ресурсах ФГИС «Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий» и ФГИС «Единого реестра проверок» [10] информации, ориентированной на специалистов, для обеспечения публичного и общественного контроля требуется ее открытость. В противном случае ставится под сомнение целесообразность формирования Сводного доклада. Несомненно, это делается не для того, чтобы ввести в заблуждение научно-экспертный совет Совета Безопасности РФ, рабочие группы, ответственные за научно-экспертную оценку контрольно-надзорной и лицензионной деятельности в РФ, а также руководителей Совета Безопасности РФ.

Действия нового Закона о контроле позволяют дифференцировать контрольно-инспекционную деятельность по структуре и видам контрольных мероприятий (табл. 5).

Таблица 5. Динамика контрольных мероприятий по структуре (видам), ед.

Виды контрольных мероприятий
2021*
(доля в %)
2022**
(% от 2021 г.)
2023***
(% от 2022 г.)
2024****
(% от 2023 г.)
Выездная проверка
176 687
66,32%
225200
(127,5%)
229900
(102,1%)
192600
(83,8%)
Документарная проверка
52 922 19,86%
39400
(74,4%)
39500
(100,3%)
49100
(124,3%)
Инспекционный визит
35 450 13,31%
26700
(75,3%)
50100
(187,6%)
44400
(88,6%)
Выборочный контроль
874
0,33%
3700
(423,3%)
4500
(121,6%)
4400
(97,8%)
Контрольная закупка
291
0,11%
1100
(378%)
14100
(1281,8%)
81300
(576,6%)
Рейдовый осмотр
171
0,06%
1500
(877,2%)
2000
(133,3%)
2800
(140%)
Мониторинговая закупка
22
0,01%
30
(136,4%)
30
(100%)
1900
(6333,3%)
Итого
266 417
297630
340100
376500
Источники: составлено автором по материалам докладов [21-24].

Как видно из таблицы 5 в 2021 г. основным видом контрольной деятельности (после вступления в силу Закона с 1 июля 2021 г.) являются выездные проверки, составляющие 66,3% из всех контрольных мероприятий и 19,86% – документарные проверки. В 2022 г. среди новых форм контроля инспекционные визиты заняли значительную долю – 13,31%, остальные виды контрольных мероприятий в совокупности составили менее 1%.

Рассмотрим деятельность некоторых органов, осуществляющих государственный федеральный контроль (табл. 6).

Таблица 6. Динамика контрольных мероприятий по деятельности

отдельных органов контроля федерального уровня, тыс. ед. [9]

Контрольные органы
2019 [10]
2020 [11]
2021 [12]*
Профи-лактика/
Преду-прежден.
(% к 2019)
2022 [13]**
Профи-лактика/
Преду-прежден. (% к 20..)
2023***
Профи-
лактика/
Преду-прежден.
(% к 20..)
2024****
Профи-лактика/
Преду-прежден.
(% к 20..)
1
2
3
4
5
6
7
МЧС России
294,479
85,383
204,064
189,4/-
82,42
(31,3 [14])
64,7/-
(16,3/ [15])
83,5/
18,6
(73,59/ 56,3 [16])
Роспотребнадзор
293,788
64,051
118,039
81,7/ 100,0
87,08
(16,8)
61,0/-
(16,2)
77,5/
24,9
(42,40/
42,20)
Роструд
132,608
50,839
72,089
83,1/ 385,8
9,76
(8,5)
96,0/-
(-)
46,5/-
(6,25)
Ростехнадзор
79,631
24,092
45,628
(-)
15,36
(7,6)
-
(-)
-/-
(15,87)
Россельхознадзор
54,315
14,625
32,152
43,6/ 141,9
4,95
(3,8)
61,8/-
(4,4)
62,0/
5,1
(9,29)
Ространснадзор
37,042
6,117
29,937
-/ 87,9
2,33
(-)
-
(-)
-/-
(-)
Росреестр
8,743
1,908
27,436
37,8/ 85,0
7,93
(-)
(-)
-/-
(-/2,4)
Росприроднадзор
14,584
4,977
15,257
(-)
5,5
(-)
-
(-)
-/
(-/7,2)
Росздравнадзор
27,415
9,942
8,340
(-)
3,28
(-)
-
(-)
-/
(6,12/
5,8_
Минюст России
6,379
1,681
3,803
(-)
1,5
(-)
(-)
-/
(3,05)
Источники: составлено автором по материалам докладов [21-24].

Из таблицы 6 видно, что максимальное снижение контрольных мероприятий в 2021 г., то есть после принятия Закона по сравнению с 2019 г. произошло у Роспотребнадзора, при этом наибольшее увеличение количества контрольных мероприятий составило у Росреестра, а именно: МЧС России (–) 30,7%; Роспотребнадзор (–) 59,8%; Роструд (–) 45,6%; Ростехнадзор (–) 42,7%; Россельхознадзор (–) 40,8%; Ространснадзор (–) 19,2%; Росреестр (+) 213,8%; Росприроднадзор (+) 4,6%; Росздравнадзор (–) 69,6%; Минюст России (–) 40,4%.

По контрольным мероприятиям, осуществляемыми уполномоченными государственными органами наиболее значительными являются по количеству проведенных проверок – государственный пожарный надзор, осуществляемый МЧС России, на долю которого приходится 32,3% всех контрольных мероприятий органов федерального уровня. По масштабности вида контрольных мероприятий – санитарно-эпидемиологический надзор, на долю которого приходится – 19,1% от всех контрольных мероприятий [21].

Следует отметить, что в 2022-2024 гг. показатели по профилактики/предупреждению в Сводном докладе о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в РФ в 2024 г. отсутствуют. Несмотря на наличие контрольных мероприятий, они не распространяются на все ранее обсуждавшиеся федеральные органы контроля. Показатели по профилактики/предупреждению заменены на не количественные мероприятия, а на оценку федеральных органов контроля по этим показателям, отзывы контролируемых лиц по региональным (муниципальным) видам контроля, отзывы на профилактические визиты, количество отзывов по профилактическим визитам.

В рамках структуры профилактических мероприятий, предусматривающей предостережения и профилактические визиты, в 2021 г. профилактические визиты использовались как доминирующий инструмент, составив 79,6% от общего объема проводимых мер. На долю контрольных органов федерального уровня в 2021 г. приходилось 39,2 тысячи профилактических визитов, из которых 85,6% принадлежала МЧС России [21]. В последующие годы на протяжении анализируемого периода наиболее частые профилактические визиты осуществлялись в организациях (учреждениях) сферы образования, около 30% от всех профилактических визитов, в 2024-2023 гг. – 32,5% и 31,2% соответственно. Со значительным отставанием профилактические визиты проводились в розничной торговле – в среднем за три года – 9,0%, в 2024-2023 гг. – 8,5%; 9,9%. Тройку лидеров по профилактическим визитам делят отрасли: растениеводство, животноводство, охота в 2024 г. – 5,8%; в 2023 г. – 6,2% и здравоохранение в 2024 г. – 5,3%; в 2023 г. – 4,5%. Анализ динамики профилактических визитов свидетельствует о попеременном значение количества профилактических визитов в отраслях: в образование незначительное увеличение на 1,3% в 2024 г. против 2023 г., в растениеводстве, животноводстве, охоте – снижение в 2024 г. на 0,4% по сравнению с 2023 г.; и здравоохранение наоборот увеличение в 2024 г. на 0,8%.

Лидером по количеству объявленных предупреждений на протяжении анализируемого периода остается розничная торговля в 2024-2023 гг. – 13,7% и 13,4% соответственно. В 2024-2023 гг. количество объявленных предупреждений управляющим недвижимостью составило 12,3% и 11,8%, собственникам земельных участков – 12,5% и 12,8% [24, с. 77; с. 98].

В таблице 7 приведены показатели профилактических мероприятий, включающие предупреждение и профилактические визиты.

Таблица 7. Динамика профилактических мероприятий, тыс. ед.

Виды контрольных мероприятий
2021*
7/8/9/
10/11/12
2022**
1/2/3/
4/5/6/
7/8/9/
10/11/12
2023***
1/2/3/
4/5/6/
7/8/9/
10/11/12
2024****
1/2/3/
4/5/6/
7/8/9/
10/11/12
Предостережение
3,25/12,73/16,03/
21,16/17,80/20,93
15,7/21,2/47,7/
105,1/114,4/149,3/
142,1/164,6/153,2/
158,7/182,6/178,1
147,7/186,2/235,7/
209,2/220,4/216,4/
189,8/194,4/163,3/
212,9/217,4/243,7
101,2/176,8/181,6/
185,0/192,0/163,9/
214,8/187,1/169,3/
248,2/230,2/234,4
Всего
91,9
1432,7
2437,1 [17]
2284,5 [18]
Профилактика
0,18/12,15/4,84/
4,06/2,23/17,33
5,6/10,3/18,9/
34,5/44,2/49,7/
49,9/86,7/48,2/
60,7/67,7/83,7
52,5/74,5/91,9/
89,3/101,7/111,8/
82,4/113,3/71,3/
80,6/88,1/134,8
36,6/131,5/109,2/
96,6/105,3/110,5/
92,2/125,4/78,8/
91,0/94,0/118,3
Всего
40,79
560,1
1092,2 [19]
1189,4
Итого:
132,69
1992,8
3529,3
3473,9
Примечание: цифры в колонках годов означают месяца: 1 – январь; 2 – февраль и т.д.

Источники: составлено автором по материалам докладов [21-24].

Полученные данные свидетельствуют о значительном росте объёма профилактической работы в рассматриваемый период. Основной рост пришёлся на 2022-2023 гг., что может быть связано с изменением законодательства, увеличением численности инспекторов или другими факторами, стимулирующими профилактическую деятельность. Незначительное снижение общего объёма в 2024 г. требует дальнейшего анализа для выявления причин. Важно отметить, что предупреждения составляют значительную долю в общем объёме профилактических мероприятий, и их динамика является ключевым фактором, определяющим общую тенденцию.

Заключение

«Индикаторы экономической безопасности, обладая высокой «чувствительностью» служат маячками, сигнализирующими о состоянии экономики» [25, с. 6]. Именно на основе анализа этих сигналов, выявляющих потенциальные угрозы, формируются стратегические приоритеты государства. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [7] – это не просто документ, а своего рода дорожная карта, определяющая, как страна будет защищать свои экономические интересы и обеспечивать устойчивое развитие. Одним из направлений, которое затрагивает Стратегия, является контрольно-надзорная деятельность на федеральном и региональном уровнях. Предлагаемые Стратегией и Федеральным законом № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [4; 7] изменения относительно контрольно-надзорной деятельности исходят из стремления сделать более результативной, предсказуемой и менее обременительной для бизнеса, минимизируя при этом риски экономической безопасности страны.

Новый закон о контрольно-надзорной деятельности положительно повлиял на сферу в части улучшая понятийного аппарата, регламентируя применение и оптимизируя ресурсы. В перспективе ожидается повышение качества управления, снижение административной нагрузки на бизнес. Согласно Постановлению № 336 были сокращены объемы контроля за счет ограничений на проверки и приоритета безопасности, это позволило бизнесу сэкономить средства. Тем не менее, существуют исключения из ограничений (естественные монополии, регулирование цен, табака и алкоголя), сомнения в эффективности наказаний за завышение цен и неоднозначность применения индикаторов риска, это ставит под вопрос результативность регулирования в отдельных сферах.

Анализ контрольно-надзорной деятельности продемонстрировал тенденцию к снижению числа контрольных мероприятий на всех уровнях власти (федеральном, региональном, муниципальном) в 2021-2024 гг. Несмотря на общее сокращение, по отдельным видам контроля и сферам динамика неоднозначна. Отмечается рост проверок в сферах недвижимости, госуправления и АПК, при снижении в образовании, здравоохранении и торговле. Недостаточная детализация данных вызывает сомнения в том, что они полностью отражают рост числа проверок в определенных областях.

Новый закон о контроле с 2021 г. привел к дифференциации: доля выездных проверок снизилась, документарных – выросла. Значительно увеличилась доля выборочного и других профилактических форм контроля. Для достижения прозрачности и объективной оценки реформ необходимо внедрить единую методику оценки эффективности контроля и обеспечить открытость реестровых данных. Хотя переход к новому законодательству и оптимизация уже происходят, для точного определения результативности нужны дополнительные сведения.

[1] До 31 декабря 2025 г. включительно данный документ применяется в соответствии с особенностями, установленными статьей 26.3. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ.

[2] По данным представленным в Сводном докладе 2023 года (с.109).

[3] По данным представленным в Сводном докладе 2023 года (с.109).

[4] Показатель отсутствует, в Сводном докладе представлено 27,3 % контрольных мероприятий в организациях сферы образования от общего количества, проведенных проверок, и 17,52 тыс. ед. в виде профилактического визита на федеральном уровне.

[5] Показатель по жилищно-коммунальному хозяйству не представлен.

[6] Показатель в сфере культуры, искусства, творчества, досуга, отдыха не представлен.

[7] Показатель по транспорту не представлен.

[8] Показатель по торговле оптовой отдельно в докладе не представлен.

[9] Контрольные (профилактика/предупреждение) надзорные мероприятия в отношении субъектов МСП.

[10] Общее количество проведенных мероприятий.

[11] Общее количество проведенных мероприятий.

[12] Общее количество проведенных мероприятий.

[13] Общее количество проведенных мероприятий.

[14] В столбце 5 (в скобках) количество проверок бизнеса.

[15] В столбце 6 (в скобках) количество проверок субъектов МСП,

[16] В столбце 7 (в скобках) без и через дробь приведены показатели контрольных мероприятий, представленные на с. 24 всего/ и на с. 95 Сводного доклада, проведенных в соответствии с Законом о контроле и Законом 294-ФЗ.

[17] Возможная погрешность при округлении, в Сводном докладе – 2436,9

[18] Возможная погрешность при округлении, в Сводном докладе – 2284,3

[19] Возможная погрешность при округлении, в Сводном докладе – 1092,3


Источники:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2025). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=510549&dst=100001#A5zGwrUmmkEq6ZwO1 (дата обращения: 25.07.2025).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.03.2025) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=501480&dst=100001#8rAb6rUY19KUvkSv (дата обращения: 16.07.2025).
3. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=482887&dst=100001#LYZc6rUa2GPrsAFk2 (дата обращения: 16.07.2025).
4. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/b36deb04ea24c7f479f9a2d58340ea49713115af/ (дата обращения: 22.07.2025).
5. Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=483138&dst=100001#x1c1rjUAOWTTmlEm (дата обращения: 05.05.2025).
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 N 414-ФЗ, (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=482888&dst=100001#YN5a6rUWSTxWWsa5 (дата обращения: 16.07.2025).
7. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=216629#j0n9chU05PZfk6c31 (дата обращения: 06.04.2025).
8. Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 N 2041 (ред. от 13.02.2024) «Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=469887&dst=100010#vclA9kUDiC51JKYV (дата обращения: 20.04.2025).
9. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 28.12.2024) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=495209&dst=100001#lIQYxjUoXFGyT5O62 (дата обращения: 19.04.2025).
10. Поиск контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий. Генеральная прокуратура РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://proverki.gov.ru/portal (дата обращения: 07.07.2025).
11. Голодникова А.Е., Ефремов А.А., Цыганков Д.Б. Под знаком «регуляторной гильотины»: как разорвать замкнутый круг дерегулирования и ре-регулирования? // Закон. – 2021. – № 2. – c. 105-117. – doi: 10.37239/0869-4400-2021-16-2-105-117.
12. Гурина О.В. Формы государственного контроля (надзора): правовой анализ // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2023. – № 2. – c. 77-82. – doi: 10.52928/2070-1632-2023-64-2-77-82.
13. Игошин В.В. Об изменении порядка организации отдельных видов государственного контроля (надзора) // Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда. – 2022. – № 9(186). – c. 3.
14. Игошин В.В. Развитие и практика применения законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле: от наказания к профилактике // Актуальные проблемы развития российского законодательства и практика его применения: Сборник научных статей по результатам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ижевск, 2022. – c. 566-576.
15. Плаксин С.М., Абузярова И.А., Алимпеев Д.Р., Казикаев В.Д., Кашанин А.В., Кнутов А.В., Полесский Е.А., Чаплинский А.В., Шабала Ю.И. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. / Аналитический доклад — 2020–2021. - М.: НИУ ВШЭ, 2021.
16. Лев М.Ю. Правовые вопросы ценообразования и государственного регулирования цен. / Монография. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 153 c.
17. Лев М.Ю. Ценообразование. / Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: ООО «Издательство «Юнити-Дана», 2013. – 720 c.
18. Лев М.Ю. Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 447-466. – doi: 10.18334/eo.10.2.100903.
19. Лев М.Ю. Оценка состояния контрольно-надзорной деятельности на федеральном и региональном уровнях в аспекте социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2025. – № 4. – c. 881-900. – doi: 10.18334/ecsec.8.4.123205.
20. Максименко Е.С. Выборочный контроль как перспективная форма государственного контроля // Современные тенденции и инновации в науке и производстве: Материалы Х Международной научно-практической конференции. Междуреченск, 2021. – c. 2411-2414.
21. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации в 2021 году. Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/d7300f6fc00ed1118638ad58fb4e7d1f/svodnyy_doklad_o_gosudarstvennom_kontrole_nadzore.pdf (дата обращения: 19.04.2025).
22. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год. Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/svodnyy_doklad_o_gosudarstvennom_kontrole_nadzore_municipalnom_kontrole_v_rossiyskoy_federacii_za_2022_god.html?ysclid=md5zt6b0ss576300990 (дата обращения: 14.04.2025).
23. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2023 год. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/2DNnx6TUMbQCQOPU5Q6koVdJkIFEAirX.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
24. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации в 2024 году. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/XqE8QwFSdipVDxrREBGeefeH6AUfNFNv.pdf (дата обращения: 02.06.2025).
25. Сенчагов В.К., Лев М.Ю., Гельвановский М.И., Рубин Б.В., Иванов Е.А., Караваева И.В., Колпакова И.А., Павлов В.И., Рогова О.Л., Вайвер Ю.М., Лев М.Ю., Казанцев С.В. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономической безопасности РФ. / Монография. - Москва: Издательство «Маска», 2017. – 140 c.
26. Спиридонов А.А. Конституционно-правовые основы развития государственного контроля (надзора), муниципального контроля и общественного контроля. / Монография. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2023. – 179 c.

Страница обновлена: 20.10.2025 в 12:31:34

 

 

Expert assessment of government monitoring and oversight at the federal and regional levels in the context of economic security

Lev M.Yu.

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 7 (July 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the current state and effectiveness of the system of government monitoring and oversight in the Russian Federation at the federal and regional levels in the context of economic security. The introduction of a new legislative act regulating government monitoring and oversight was a significant step that contributed to the optimization of this area and resulted in a reduction in the range of monitoring and oversight measures and the total number of inspections conducted. The article examines the legal support of government monitoring and oversight and interprets its results according to the main indicators (the number of inspections carried out by central and local government oversight bodies, the dynamics of individual types of mass monitoring and oversight, monitoring and oversight measures by structure (types) and preventive measures). It is concluded that it is necessary to apply an integrated approach to the reform of government monitoring and oversight. The implementation of this approach will not only increase its effectiveness but will also contribute to strengthening the economic security of the state as a whole.

Keywords: economic security, central and local government oversight, violation of pricing procedures, administrative sanctions

Funding:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях». Рег. № НИОКТР № 075-00448-24-00.

JEL-classification: R40, R48, R49

References:

Golodnikova A.E., Efremov A.A., Tsygankov D.B. (2021). Under sign of “regulatory guillotine”: how to brake vicious circle of deregulation and reregulation?. Law (zakon). (2). 105-117. doi: 10.37239/0869-4400-2021-16-2-105-117.

Gurina O.V. (2023). Forms of state control (supervision): legal analysis. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. (2). 77-82. doi: 10.52928/2070-1632-2023-64-2-77-82.

Igoshin V.V. (2022). On changing the order of organization of certain types of state control (supervision). Promyshlennaya i ekologicheskaya bezopasnost, okhrana truda. (9(186)). 3.

Igoshin V.V. (2022). Development and practice of legislation application on state control (supervision) and municipal control: from punishment to prevention Current problems of the development of Russian legislation and the practice of its application. 566-576.

Lev M.Yu. (2001). Legal issues of pricing and government regulation of prices Saint Petersburg: Izdatelstvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta.

Lev M.Yu. (2013). Pricing Moscow: OOO «Izdatelstvo «Yuniti-Dana».

Lev M.Yu. (2020). Legal nature of economic security of the state and its institutional aspects. Journal of International Economic Affairs. 10 (2). 447-466. doi: 10.18334/eo.10.2.100903.

Lev M.Yu. (2025). Assessment of control and supervisory activities at the federal and regional levels regarding socio-economic security. Economic security. 8 (4). 881-900. doi: 10.18334/ecsec.8.4.123205.

Maksimenko E.S. (2021). Selective control as a promising form of state control Current trends and innovations in science and production. 2411-2414.

Plaksin S.M., Abuzyarova I.A., Alimpeev D.R., Kazikaev V.D., Kashanin A.V., Knutov A.V., Polesskiy E.A., Chaplinskiy A.V., Shabala Yu.I. (2021). Control, supervision and licensing activities in the Russian Federation M.: NIU VShE.

Senchagov V.K., Lev M.Yu., Gelvanovskiy M.I., Rubin B.V., Ivanov E.A., Karavaeva I.V., Kolpakova I.A., Pavlov V.I., Rogova O.L., Vayver Yu.M., Lev M.Yu., Kazantsev S.V. (2017). Optimization of indicators and thresholds in the development of financial, banking and price indicators in the economic security system of the Russian Federation Moscow: Izdatelstvo «Maska».

Spiridonov A.A. (2023). Constitutional and legal bases for the development of state control (supervision), municipal control and public control Tula: TGPU im. L.N. Tolstogo.