Компетентностный подход как способ гармонизации системы образования и рынка труда в биоэкономике
Титова Е.С.1![]()
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83174789
Аннотация:
Необходимость повышения производительности труда требует повышения эффективности системы образования для удовлетворения количественных и качественных запросов рынка труда. Аналогичные запросы возникают и в связи с актуальными задачами по обеспечению технологического суверенитета РФ, в том числе по технологическому обеспечению формируемой в РФ биоэкономики. Выполненный анализ показал, что результативное сопряжение образования и индустрии требует регулирующих механизмов и организации соответствующей системы. Для гармонизации деятельности образовательных организаций и представителей реального сектора в работе предложен компетентностный подход. Изученные особенности подготовки кадров в биоэкономике позволили предложить концептуальную схему использования компетентностного подхода в биоэкономике, схему организационной деятельности по интеграции указанного подхода в систему подготовки кадров для биоэкономики РФ. Как механизм сопряжения системы образования и рынка труда представлена архитектура цифровой базы данных компетенций, визуализированы концепция её интеграции в систему подготовки кадров для биоэкономики РФ. Предложена модель комплексного модульного цифрового решения по обеспечению функционирования системы подготовки кадров в условиях формирования отечественной биоэкономики.
Ключевые слова: биоэкономика; биотехнологии; подготовка кадров; компетенции; цифровая база данных
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на выполнение государственного задания по научной теме FSSW-2025-0004 «Разработка комплексного научно-методологического подхода к формированию концептуальной модели междисциплинарной подготовки кадров для биоэкономики РФ с учетом необходимости экономически эффективного использования ресурсного потенциала пищевых и агробиотехнологий».
JEL-классификация: I25, J24, Q57
Введение
Происходящий переход мировой экономики к новому технологическому укладу, усиление значимости внедрения технологий для конкурентоспособности продукции требуют сообразной адаптации рынка труда [30] (Zaussinger F. et al. 2025). Возникающие изменения стимулируют поиск механизмов сопряжения национальных интересов, требований рынка труда и образовательных результатов [21] (Liu J., Brunhaver S. 2025).
Происходящие изменения на рынке труда носят нелинейный характер и в условиях демографических ограничений все больше ориентируются на повышение производительности труда. При этом формирование технологически ориентированной экономики требует не только изменения количественной структуры работников, но и трансформации подходов к организации образовательной деятельности [29] (Wu J., Zhang K. 2022).
Системы образования зарубежных стран устремляются к поиску новых методологических решений для ориентации образовательной деятельности на подготовку специалистов, способных решать актуальные задачи промышленности [11] (Titova E.S. 2024). Значительное внимание привлекают нестандартные подходы к организации образовательной деятельности (например, так называемое мейкерское образование) или внедрение специализированных образовательных технологий [21] (Liu J., Brunhaver S. 2025).
Развитие получают и механизмы взаимодействия образовательных организаций с представителями индустрии, реализуются соответствующие программы поддержки. Примером может быть программа «Продвинутое технологическое образование» (Advanced Technological Education, ATE) Национального научного фонда США [22]. Указанная программа поддерживает подготовку технических специалистов для высокотехнологичных областей и предполагает установление партнерских отношений между учебными заведениями (начиная со школы), промышленностью и институтами экономического развития. Как результат ожидается улучшение качества образования технических специалистов в области науки и техники. Поэтому целью данного исследования является анализ возможностей использования компетентностного подхода к гармонизации системы образования и рынка труда для формируемой в России биоэкономики.
Общие тенденции развития образования и индустрии
В настоящее время лидирующие позиции вузов в мировой образовательной системе во многом определяются организацией взаимодействия с промышленными предприятиями и получением доходов от отраслевых партнерств. Представленная на рис. 1 картограмма может свидетельствовать результаты целенаправленной работы США над максимизацией эффективности взаимодействия образования и индустрии.
Рисунок 1. Картограмма вузов, лидирующих во взаимодействии с промышленностью при подготовке кадров в области наук о жизни (сельское и лесное хозяйство; биологические науки), 2025 [1]
Источник: составлено автором по [26].
Несмотря на распространенные опасения о перспективах повсеместного замещения физических работников цифровыми и соответствующими ожиданиями принципиальных изменений производительности труда, на примере внедрения цифровых технологий показано, что внедрение автоматизации и искусственного интеллекта не имеет строгой значимой корреляции с замещением рутинного труда [16] (Chen Q. et al. 2025).
По этим причинам объектом исследований всё больше становятся компетенции и опыт [24] (Rasa T. 2024). Причем работа ведется не только над исследованием развития компетенций, но и над формулированием компетентностного запроса со стороны работодателя, также, как и пониманием работников собственных компетенций [15] (Canzian G. et al. 2023). От компетентности работников, соответствия их компетенций квалификации напрямую зависит производительность труда [17] (De Oliveira A.A.A., Monsueto S.E. 2024). Более того, с развитием компетенций связывают не только поддержание, но и приращение человеческого капитала, при этом исследователями и практиками подчеркивается значимость непрерывного образования [18] (Denzler S. et al. 2025).
Недостаток знаний, умений и навыков (в совокупности компетенций) и необходимость переосмысления механизмов их накопления относят к числу основных ограничений технологического развития государства. Как следствие, подходы к формированию требуемых компетенций и организация соответствующей работы активно развиваются. Для анализа компетентностного запроса и рынка труда в целом уже применяются языковые модели и системы искусственного интеллекта [16] (Chen Q. et al. 2025).
Подобные тенденции фиксируются и в ряде стран мира, например, в основанной на использовании биотехнологий – биоэкономики [28] (Twardowski T. 2025). Эти доводы вполне обоснованы ввиду необходимости использования комплексных компетенций в области наук о жизни, экономики, права и т.д. для интеграции биотехнологий в хозяйственную деятельность.
В Финляндии – стране активно развивающей биоэкономику, вопросы развития образования отнесены к интересам национального уровня, что находит отражение в соответствующей программе профессиональной специализации в области биоэкономики (BioERKO). В рамках проекта BioERKO двенадцать образовательных организаций Финляндии во взаимодействии с представителями индустрии и государственного сектора провели форсайт-исследование перспектив и потребностей в компетенциях для последующей их интеграции в образовательную деятельность с целью обеспечения текущих потребностей рынка труда, а также осуществления опережающей подготовки кадров [25] (Takala T. et al. 2019). Этот вопрос активно исследуется и в других страх Европейского Союза [23] (Paris B. et al. 2025).
Подобные задачи в настоящее время предстоит решить и в России ввиду формируемого национального проекта по обеспечению технологического лидерства «Технологическое обеспечение биоэкономики» и соответствующих планов по развитию биоэкономики [1, 14] (Titova E.S., Shishkin S.S., Shtykhno D.A. 2023; Борисова Т.А. с соавт. 2025).
По данным рейтингового агентства “RAEX” [7] наибольшая часть образовательных организаций, лидирующих в предметных рейтингах «Биотехнология и биоинженерия», «Биология», «Экономика» сосредоточена в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге (рис. 2).
Рисунок 2. Картограмма количества вузов, лидирующих в предметных рейтингах “RAEX” «Биотехнология и биоинженерия», «Биология», «Экономика» по регионам России, 2025 г.
Источник: составлено автором по [7].
Это обстоятельство, а также широкая география России требуют организации единой, унифицированной системы организации подготовки кадров для высокотехнологических отраслей экономики, в том числе биоэкономики.
Материалы и методы
Основными материалами исследования стали опубликованные в открытом доступе научные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам гармонизации национальных систем образования и рынка труда, использованию компетентностного подхода. Для подбора публикаций использовались ресурсы Научной электронной библиотеки (https://elibrary.ru/), а также издательств Elsevier (https://www.sciencedirect.com/) и Wiley (https://www.wiley.com/).
В качестве материалов также использовались данные мирового рейтинга образовательных организаций Times Higher Education (https://www.timeshighereducation.com/), отечественного предметного рейтинга вузов компании “RAEX” 2025 года (https://raex-rr.com/news/press-reliz/subject_rankings_2025/). Кроме того, были использованы материалы российских государственных стандартов (ГОСТ).
Среди использованных методов можно отметить графические методы визуального представления разработанных структурно-логических моделей, а также метод составления картограмм, которые позволили обобщить соответствующие данные рейтинговых агентств. Помимо этого, в работе использовались традиционные общенаучные методы анализа, синтеза и систематизации научной информации, а также метод контент-анализа. Кроме того, было проведено качественное исследование возможностей интеграции цифровых решений при использовании компетентностного подхода к организации подготовки кадров в биоэкономике.
Общие вопросы использования компетентностного подхода в национальных системах образования
В современном мире ключевыми инструментами эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса и представителями рынка труда стали компетенции – совокупность знаний, умений, навыков и личных качеств работника [9, 10] (Sytnik A.A. 2024; Stepanishchev A.G. 2024). Поэтому именно компетенции могут выступать в качестве основного механизма координации действий между образовательными учреждениями и работодателями, обеспечивая согласованность требований к подготовке специалистов [8] (Senashenko V.S., Struchkova E.P. 2025).
Компетентностный подход широко используется при организации образовательных систем во многих странах Европы и Азии [3, 27] (Tsareva E.E. et al. 2020; Zharkova G.A., Neverov A.A. 2019). Определенное развитие в России компетентностный подход получил с интеграцией принципов Болонского процесса в систему образования [13] (Titova E.S. 2025). Использование данного подхода выдержало немало критики особенно ввиду возникающих трудностей при оценке сформированности компетенций и стандартизации подобной оценки в целях присвоения квалификаций [4] (Karpova E.G., Sagitova V.O. 2023).
Вместе с этим компетентностный подход интегрирован в международные стандарты проектного управления для оценки, например, уровней подготовки менеджеров проектов. На основе зарубежных разработок утвержден соответствующий отечественный ГОСТ [2, 19].
Использование компетенций как механизма сопряжения образования и рынка труда приобретает новый смысл ввиду устремления систем образования различных стран мира к поиску эффективных решений при организации подготовки кадров в целях технологического развития экономики. Для этого, например, создаются национальные системы компетенций с ориентацией на подготовку кадров по направлениям национального технологического развития [11] (Titova E.S. 2024).
Таким образом, можно считать, что компетентностный подход становится эффективным при подготовке современных специалистов, поскольку позволяет формировать у обучающихся профессиональные знания и навыки. При этом у них развиваются способности действовать в меняющихся условиях, адаптироваться к новым задачам и непрерывно совершенствоваться. Компетенции как таковые можно считать и инструментами универсального общения между участниками процесса подготовки кадров и работодателями.
Особенности подготовки кадров для биоэкономики
Развитие и внедрение технологий как способа обеспечения конкурентоспособности требуют от национальных экономик переосмысления подходов к организации систем образования. Существующие национальные системы образования наращивают сопряжение с интересами реального и финансовых секторов экономики. Таким образом, процесс подготовки кадров всё больше ориентируются на решение технологических задач, развития национальной хозяйственной системы. Эта тенденция не обходит стороной и формируемую в ряде стран мира биоэкономику.
Однако создание системы подготовки кадров для обеспечения национальной биоэкономики осложняется интеграцией биотехнологий в различные отрасли хозяйственной деятельности [12] (Titova E.S. 2025).
Биотехнологии интегрированы в сельское и лесное хозяйство, рыбоводство, добычу угля, нефти и природного газа, металлических руд, производство пищевых продуктов, химических веществ и химических продуктов. На биотехнологиях основано производство лекарственных средств и ветеринарных препаратов. По этой причине биоэкономику определяют как надотраслевую систему, что отражает комплексность проблемы формирования эффективной системы подготовки кадров, соответствующего статистического учета и т.д.
Более того, при организации подготовки кадров для биоэкономики возникает необходимость освоения обучающимися не только различных базовых («ядерных») дисциплин в области наук о жизни, но и финансовых, организационно-экономических аспектов биоэкономической деятельности.
По описанной причине система подготовки кадров для биоэкономики должна включать и междисциплинарный аспект, позволяющий интегрировать в образовательные программы междисциплинарные знания из различных областей. Концептуальная схема организации компетентностного подхода к организации подготовки кадров в биоэкономике представлена на рис. 3.
Рисунок 3. Концептуальная схема содержания компетентностного подхода к подготовке кадров в биоэкономике
Источник: составлено автором.
Проиллюстрированная на рис. 3 схема включает в качестве основных компетентностных контуров технологический и продуктовый. Личностные и цифровые компетенции изображены в концептуальной схеме в качестве сквозных. Предлагаемый подход может позволить обеспечить инклюзивное развитие системы подготовки кадров и экономики в целом через обогащение умений по созданию и использованию новых технологий гуманитарными знаниями [20] (Hardi I. et al. 2025).
Таким образом, организация системы подготовки кадров для биоэкономики РФ нуждается в создании условий, исключающих конфликты отраслевых интересов, но обеспечивающих эффективные взаимодействия при подготовке кадров в рамках реализуемых национальных проектов по обеспечению технологического лидерства в разной степени сопряженных с созданием и использованием биотехнологий.
Крупной задачей при этом является уход от абстрактных целей в подготовке кадров как количественных, так и качественных. Важно предусмотреть возможность стандартизации требований к образовательным программам и выпускаемым специалистам для обеспечения возможности тиражирования лучших образовательных и кадровых практик в регионах России с устранением барьеров для внутренней трудовой миграции.
В интересах воплощения предлагаемого подхода в практическую деятельность и квалифицированного методического обеспечения процесса подготовки кадров для биоэкономики целесообразно формирование профильных центров компетенций (ПЦК) в регионах России по направлениям биоэкономики на базе ведущих профильных вузов или научных организаций. Функции по координации деятельности таких ПЦК логично было бы возложить на институционального оператора биоэкономической деятельности, который мог бы выступать организационным центром инновационного развития отечественной биоэкономики. Тем более, что в целях правового регулирования уже предложен соответствующий симбиотический регулятор общественных отношений в биоэкономике [5] (Kubyshkin A.V. 2024). Схема организации предлагаемой структуры суммирована на рис. 4.
Рисунок 4. Схема организационной деятельности по интеграции компетентностного подхода в систему подготовки кадров для биоэкономики РФ
Источник: составлено автором.
В соответствии с разработанной схемой значимым обстоятельством представляется детерминация перечня продуктов, необходимых биоэкономике. Подобная детерминация может способствовать специализации биоэкономической деятельности РФ и уточнению спектра необходимых компетенций.
Особо стоит отметить, что показанные на рис. 4 направления и возможности взаимодействия участников биоэкономической деятельности предусматривают возможность вовлечь всех интересантов в процесс подготовки кадров через ПЦК при общей координации биоэкономической деятельности. Это может быть весьма значимо для привлечения к методическому обеспечению процесса подготовки кадров значительной экспертизы.
Цифровые решения для реализации компетентностной модели подготовки кадров для биоэкономики
Ввиду комплексности вопроса по интеграции компетентного подхода в процесс подготовки работников для биоэкономики очевидна потребность использования предлагаемого подхода в практическую деятельность цифровых решений. Таким решением может быть создание комплексной цифровой системы методического сопровождения процесса подготовки кадров, включающей базу данных профильных для биоэкономики компетенций.
Наличие цифрового сервиса особенно значимо ввиду широкого каскада направлений биоэкономики и очевидных перспектив систематизации компетенций не только по этим направлениям, но и по уровням образования (квалификации).
Использование компетенции как механизма гармонизации системы образования и рынка труда должно быть сопряжено с установлением прямых взаимосвязей компетенций с трудовыми действиями и функциями работника. Это может повысить соотнесение образовательных программ с профессиональными стандартами не только формально, но и с реальным практическими целями. Разработанная модель функционирования цифровой базы данных компетенций как элемента цифровой системы сопровождения мероприятий по подготовке кадров в биоэкономике приведена на рис. 5.
Рисунок 5. Схематическое изображение модели цифровой базы данных компетенций и её интеграции в систему подготовки кадров для биоэкономики
Источник: составлено автором.
С целью обеспечения искомой гармонизации системы подготовки кадров для биоэкономики база данных компетенций может стать цифровым решением при организации связок с видами экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС (ЕКС)).
Создание подобной базы данных представляется значимым особенно ввиду планов Министерства труда и социальной защиты РФ по модернизации профессиональных стандартов с общей ориентацией на удовлетворение потребностей рынка труда и тенденций по разработке механизмов для обеспечения наиболее эффективного взаимодействия между образовательными организациями и представителями индустрии [6].
База данных компетенций может стать элементом комплексного модульного цифрового решения по обеспечению функционирования системы подготовки кадров для биоэкономики РФ с использованием компетентностного подхода. Помимо цифровой базы данных компетенций другими модулями комплексного цифрового решения для организации подготовки кадров в биоэкономике могут стать базы данных об объектах инфраструктуры, образовательных программах с региональной привязкой, профессий и профессиональных стандартов, квалификаций и оценочных средств и т.д. В обобщенном виде структура такого модуля вместе с элементами организационной модели подготовки кадров в биоэкономике представлена на рис. 6.
Рисунок 6. Модель формирования комплексного цифрового решения по обеспечению функционирования системы подготовки кадров для биоэкономики РФ
Источник: составлено автором.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что использование компетентностного подхода может стать доступным инструментом гармонизации системы образования и рынка труда, что особенно значимо в условиях перспектив формирования биоэкономики РФ.
С помощью компетентностного подхода возможно сблизить образовательный процесс с требованиями работодателей и повысить скорость реакции образовательных организаций на преобразования технологических решений.
При проведении мероприятий по гармонизации системы образования и рынка труда необходимо обращать особое внимание на формирование практических навыков, предусмотреть возможность освоения обучающимися профильных междисциплинарных компетенций.
Для детерминации необходимых на современном этапе развития биоэкономики компетенций и формирования цифровой базы данных – впоследствии комплексного модульного цифрового решения для подготовки кадров в биоэкономике важно учесть национальные приоритеты биоэкономической деятельности. Наибольшее внимание стоит обратить на линейку биопродуктов, особенно значимых для народного хозяйства. Для преобразования продуктового запроса в компетентностный потенциально возможно разработать механизмы декомпозиции технологий на базовые технологические элементы. Это позволит в перспективе разработать технологические карты проектирования образовательных модулей подготовки кадров в биоэкономике с использованием компетентностного подхода.
Не менее значимым аспектом потенциальных преобразований является совершенствование системы статистического учета сведений о присваиваемых квалификациях, специализации выпускников.
Таким образом, можно надеяться, что внедрение цифровых технологий, использование наилучших мировых практик, развивающиеся механизмы государственной поддержки взаимодействия образовательных организаций и индустрии, как и происходящие изменения системы образования РФ в целом позволят сформировать эффективную систему подготовки кадров под задачи промышленности с целью обеспечения биоэкономики РФ.
[1] для включения в картограмму отобраны образовательные организации, лидирующие в области наук о жизни (сельское и лесное хозяйство; биологические науки) в 2025 году и набравшие 100 баллов по показателю “Industry” (World University Rankings by Subject 2025: Life Sciences)
Источники:
2. ГОСТ Р 53892-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов. Области компетентности и критерии профессионального соответствия. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200081846 (дата обращения: 21.07.2025).
3. Жаркова Г.А., Неверов А.А. Зарубежный опыт становления и развития компетентностного подхода в образовании // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2019. – № 1. – c. 58-64.
4. Карпова Е.Г., Сагитова В.О. Стандартизация процедуры оценки персонала гостиничного предприятия на основе компетентностного подхода // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. – 2023. – № 1. – c. 23-29.
5. Кубышкин А.В. Теоретические подходы к регулированию биоэкономики // Lex Genetica. – 2024. – № 3(3). – c. 7-25. – doi: 10.17803/lexgen-2024-3-3-7-25.
6. ПМЭФ-2025. Современный рынок труда: поиск ответов на глобальные вызовы. Платыгин Д.Н. [Электронный ресурс]. URL: https://forumspb.com/programme/business-programme/145585/ (дата обращения: 22.07.2025).
7. Рейтинговое агентство “RAEX”. Предметные рейтинги. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rr.com/all_rankings/ (дата обращения: 14.07.2025).
8. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Особенности сопряжения высшего образования и сферы труда в условиях структурных преобразований отечественной системы высшего образования // Высшее образование в России. – 2025. – № 3. – c. 31–51. – doi: 10.31992/0869-3617-2025-34-3-31-51.
9. Степанищев А.Г. Критериальный подход в оценке сформированности компетенций обучающихся // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. – 2024. – № 40. – c. 61-66.
10. Сытник А.А. Современные технологии развития компетенций персонала // Социальная политика и социология. – 2024. – № 1. – c. 109-116. – doi: 10.17922/2071-3665-2024-23-1-109-116.
11. Титова Е.С. Анализ особенностей национальных систем компетенций с целью оптимизации подготовки кадров для развития биоэкономики России // Бизнес. Образование. Право. – 2024. – № 3. – c. 52-58. – doi: 10.25683/VOLBI.2024.68.1037.
12. Титова Е.С. Интеграция биотехнологий в экономическую систему для развития биоэкономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2025. – № 3. – c. 148-162. – doi: 10.24891/ni.21.3.148.
13. Титова Е.С. Современная биоэкономика: проблемы подготовки кадров. - М.: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2025. – 384 c.
14. Титова Е.С., Шишкин С.С., Штыхно Д.А. Биоэкономика – один из путей к устойчивому развитию регионов // Федерализм. – 2023. – № 1. – c. 56-79. – doi: 10.21686/2073-1051-2023-1-56-79.
15. Canzian G., Meroni E.C., Santangelo G. Evaluation of a Flemish Active Labour Market Policy in the framework of the European Social Fund. Results and challenges // Socio-Economic Planning Sciences. – 2023. – № 88. – p. 101622. – doi: 10.1016/j.seps.2023.101622.
16. Chen Q., Ge J., Xie H., Xu X., Yang Y. Large language models at work in China’s labor market // China Economic Review. – 2025. – № 92. – p. 102413. – doi: 10.1016/j.chieco.2025.102413.
17. De Oliveira A.A.A., Monsueto S.E. The sorting effect on wages in the formal labor market: An analysis of administration, accounting and economics graduates from a public university in Brazil // International Journal of Educational Development. – 2024. – № 107. – p. 103033. – doi: 10.1016/j.ijedudev.2024.103033.
18. Denzler S., Ruhose J., Wolter S.C. Labour market effects of work-related continuous education in Switzerland – evidence from administrative datan // Economics of Education Review. – 2025. – № 107. – p. 102683. – doi: 10.1016/j.econedurev.2025.102683.
19. Global Alliance for Project Performance Standards (GAPPS). A Framework for Performance Based Competency Standards for Program Managers. [Электронный ресурс]. URL: https://mosaicprojects.com.au/PDF-Gen/GAPPS-Program-Manager-Framework.pdf (дата обращения: 21.07.2025).
20. Hardi I., Idroes G.M., Márquez-Ramos L., Noviandy T.R., Idroes R. Inclusive innovation and green growth in advanced economies // Sustainable Futures. – 2025. – № 9. – p. 100540. – doi: 10.1016/j.sftr.2025.100540.
21. Liu J., Brunhaver S. From the margins to the center: Repositioning workforce development in engineering education // Journal of Engineering Education. – 2025. – № 114 (3). – p. e70022. – doi: 10.1002/jee.70022.
22. National Science Foundation. Advanced Technological Education (ATE). [Электронный ресурс]. URL: https://www.nsf.gov/funding/opportunities/ate-advanced-technological-education (дата обращения: 16.07.2025).
23. Paris B., Michas D., Balafoutis A.T., Nibbi L., Skvaril J., Li H., Pimentel D., da Silva C., Athanasopoulou E., Petropoulos D. et al. A Review of the Current Practices of Bioeconomy Education and Training in the EU // Sustainability. – 2023. – № 15. – p. 954. – doi: 10.3390/su15020954.
24. Rasa T. Education and the Future: Four Orientations // European Journal of Education. – 2024. – № 60 (1). – p. e12884. – doi: 10.1111/ejed.12884.
25. Takala T., Tikkanen J., Haapala A., Pitkänen S., Torssonen P., Valkeavirta R., Pöykkö T. Shaping the concept of bioeconomy in participatory projects – An example from the post-graduate education in Finland // Journal of Cleaner Production. – 2019. – № 221. – p. 176-188. – doi: 10.1016/j.jclepro.2019.02.007.
26. Times Higher Education. World University Rankings by Subject 2025: Life Sciences. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2025/subject-ranking/life-sciences#!/length/25/subjects/3051/sort_by/scores_industry_income/sort_order/asc/cols/scores (дата обращения: 17.07.2025).
27. Царева Е. Е., Фахретдинова Г. Н., Зиннатуллина Л. М., Дулалаева Л. П. Компетенции в инженерном образовании в странах Евросоюза // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 2. – c. 15-19.
28. Twardowski T. Legal and social aspects of biotechnology: Towards a circular bioeconomy // Chemistry. – 2025. – p. 101041. – doi: 10.1016/j.cogsc.2025.101041.
29. Wu J., Zhang K. How to Evaluate the Coordination of Green Economy, Education Development, and Technological Innovation? Take China as Example // Discrete Dynamics in Nature and Society. – 2022. – № 2022 (1). – p. 2027636. – doi: 10.1155/2022/2027636.
30. Zaussinger F., Schmidt T.S., Egli F. Skills-based and regionally explicit labor market exposure to the low-carbon transition in Europe // Joule. – 2025. – № 9 (2). – p. 101813. – doi: 10.1016/j.joule.2024.101813.
Страница обновлена: 11.11.2025 в 20:18:22
Download PDF | Downloads: 12
Competency-based approach as a way to harmonize the education system and the labor market in bioeconomy
Titova E.S.Journal paper
Russian Journal of Labour Economics
Volume 12, Number 9 (September 2025)
Abstract:
The need to increase labor productivity requires increasing the education system efficiency to meet the labor market quantitative and qualitative demands. Similar requests arise in connection with the urgent tasks of Russian Federation technological sovereignty ensuring, including the bioeconomy being formed in the Russian Federation technological support. The analysis carried out showed that education and industry effective integration requires regulatory mechanisms and the appropriate system organization. In order to harmonize the educational organizations activities and representatives of the real sector, a competency-based approach is proposed.
The studied features of personnel training in the bioeconomy allowed to propose a conceptual scheme for applying the competency-based approach in the bioeconomy and a scheme of organizational activities for integrating this approach into the personnel training system for the Russian bioeconomy. The digital competencies database architecture is presented as a mechanism for coupling the education system and the labor market; and the concept of its integrating into the personnel training system for the Russian bioeconomy is visualized. To ensure the personnel training system in the context of national bioeconomy, a model of a comprehensive digital modular solution has been proposed.
Keywords: bioeconomy, biotechnology, training, competency, digital database
Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на выполнение государственного задания по научной теме FSSW-2025-0004 «Разработка комплексного научно-методологического подхода к формированию концептуальной модели междисциплинарной подготовки кадров для биоэкономики РФ с учетом необходимости экономически эффективного использования ресурсного потенциала пищевых и агробиотехнологий».
JEL-classification: I25, J24, Q57
References:
Borisova T.A., Volkov A.I., Stepanova E.A., Dokukina A.A. (2025). Bioeconomics: concept, development, problems. Traektorii tekhnologicheskogo razvitiya. 4 (1). 50-59.
Canzian G., Meroni E.C., Santangelo G. (2023). Evaluation of a Flemish Active Labour Market Policy in the framework of the European Social Fund. Results and challenges Socio-Economic Planning Sciences. (88). 101622. doi: 10.1016/j.seps.2023.101622.
Chen Q., Ge J., Xie H., Xu X., Yang Y. (2025). Large language models at work in China’s labor market China Economic Review. (92). 102413. doi: 10.1016/j.chieco.2025.102413.
De Oliveira A.A.A., Monsueto S.E. (2024). The sorting effect on wages in the formal labor market: An analysis of administration, accounting and economics graduates from a public university in Brazil International Journal of Educational Development. (107). 103033. doi: 10.1016/j.ijedudev.2024.103033.
Denzler S., Ruhose J., Wolter S.C. (2025). Labour market effects of work-related continuous education in Switzerland – evidence from administrative datan Economics of Education Review. (107). 102683. doi: 10.1016/j.econedurev.2025.102683.
Global Alliance for Project Performance Standards (GAPPS). A Framework for Performance Based Competency Standards for Program Managers. Retrieved July 21, 2025, from https://mosaicprojects.com.au/PDF-Gen/GAPPS-Program-Manager-Framework.pdf
Hardi I., Idroes G.M., Márquez-Ramos L., Noviandy T.R., Idroes R. (2025). Inclusive innovation and green growth in advanced economies Sustainable Futures. (9). 100540. doi: 10.1016/j.sftr.2025.100540.
Karpova E.G., Sagitova V.O. (2023). Standardization of personnel assessment procedures for the hotel enterprise on the basis of the competence approach. Informatsionno-ekonomicheskie aspekty standartizatsii i tekhnicheskogo regulirovaniya. (1). 23-29.
Kubyshkin A.V. (2024). Theoretical approaches to the regulation of bioeconomy. Lex Genetica. (3(3)). 7-25. doi: 10.17803/lexgen-2024-3-3-7-25.
Liu J., Brunhaver S. (2025). From the margins to the center: Repositioning workforce development in engineering education Journal of Engineering Education. (114 (3)). e70022. doi: 10.1002/jee.70022.
National Science Foundation. Advanced Technological Education (ATE). Retrieved July 16, 2025, from https://www.nsf.gov/funding/opportunities/ate-advanced-technological-education
Paris B., Michas D., Balafoutis A.T., Nibbi L., Skvaril J., Li H., Pimentel D., da Silva C., Athanasopoulou E., Petropoulos D. et al. (2023). A Review of the Current Practices of Bioeconomy Education and Training in the EU Sustainability. (15). 954. doi: 10.3390/su15020954.
Rasa T. (2024). Education and the Future: Four Orientations European Journal of Education. (60 (1)). e12884. doi: 10.1111/ejed.12884.
Senashenko V.S., Struchkova E.P. (2025). Features of the interface between higher education and the sphere of work in the context of structural transformations of the domestic higher education system. Higher education in Russia. 34 (3). 31–51. doi: 10.31992/0869-3617-2025-34-3-31-51.
Stepanischev A.G. (2024). A criterion-based approach to assessing the formation of students' competencies. Vestnik uchebnogo otdela Barnaulskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. (40). 61-66.
Sytnik A.A. (2024). Modern technologies for developing the competences of personal. Social policy and sociology. 23 (1). 109-116. doi: 10.17922/2071-3665-2024-23-1-109-116.
Takala T., Tikkanen J., Haapala A., Pitkänen S., Torssonen P., Valkeavirta R., Pöykkö T. (2019). Shaping the concept of bioeconomy in participatory projects – An example from the post-graduate education in Finland Journal of Cleaner Production. (221). 176-188. doi: 10.1016/j.jclepro.2019.02.007.
Times Higher Education. World University Rankings by Subject 2025: Life Sciences. Retrieved July 17, 2025, from https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2025/subject-ranking/life-sciences#!/length/25/subjects/3051/sort_by/scores_industry_income/sort_order/asc/cols/scores
Titova E.S. (2024). Analysis of national competence systems in order to optimize personnel training for the development of bioeconomy in Russia. Business. Education. Law. (3). 52-58. doi: 10.25683/VOLBI.2024.68.1037.
Titova E.S. (2025). Integration of biotechnology into the economic system for bioeconomy development. National interests: priorities and security. 21 (3). 148-162. doi: 10.24891/ni.21.3.148.
Titova E.S. (2025). Modern bioeconomics: problems of personnel training M.: Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni G. V. Plekhanova.
Titova E.S., Shishkin S.S., Shtyhno D.A. (2023). Bioeconomy as one of the ways to sustainable development of Russian regions. Federalizm. 28 (1). 56-79. doi: 10.21686/2073-1051-2023-1-56-79.
Tsareva E. E., Fakhretdinova G. N., Zinnatullina L. M., Dulalaeva L. P. (2020). Competencies in engineering education in European Union countries. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. (2). 15-19.
Twardowski T. (2025). Legal and social aspects of biotechnology: Towards a circular bioeconomy Chemistry. 101041. doi: 10.1016/j.cogsc.2025.101041.
Wu J., Zhang K. (2022). How to Evaluate the Coordination of Green Economy, Education Development, and Technological Innovation? Take China as Example Discrete Dynamics in Nature and Society. (2022 (1)). 2027636. doi: 10.1155/2022/2027636.
Zaussinger F., Schmidt T.S., Egli F. (2025). Skills-based and regionally explicit labor market exposure to the low-carbon transition in Europe Joule. (9 (2)). 101813. doi: 10.1016/j.joule.2024.101813.
Zharkova G.A., Neverov A.A. (2019). Foreign experience in formation and development of competence approach in education. Economical and humanities researches of the regions. (1). 58-64.
