Государство как ценностно-смысловой ориентир в развитии университетов

Абрамова Н.М.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 9 (Сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83140546

Аннотация:
Данная статья посвящена исследованию роли государства как ценностно-смыслового ориентира в развитии современной системы высшего образования России. Автор рассматривает ключевые аспекты влияния государства на высшее образование, выделяя главные направления: определение стратегических ориентиров, гарантию единства образовательного пространства, развитие образовательной инфраструктуры, стимулирование инновационной, научно–исследовательской и предпринимательской деятельности в университетах. Результаты исследования показывают, что, несмотря на значительные усилия государства по модернизации высшей школы, существуют системные проблемы, связанные с фрагментарностью государственных программ и несогласованностью их реализации, трудностями в коммерциализации научных достижений и недостаточной интеграцией университетов в международное научное пространство. Предлагаются рекомендации по улучшению существующей системы управления и поддержки университетов, направленные на достижение долгосрочной устойчивости и соответствия новым реалиям

Ключевые слова: университет, государство, высшее образование, управление университетом

JEL-классификация: I21, I23, I28, L38, М10



Введение

В условиях современного социально-экономического и культурного развития государство играет ведущую роль в определении стратегических ориентиров высшего образования, выступая ключевым актором в формировании ценностно-смысловых ориентиров деятельности университетов. Такая роль государства объясняется не только необходимостью подготовки профессиональных кадров, востребованных в различных отраслях экономики и социальной сферы, но и стремлением к формированию прочной системы национальных ценностей, способствующих духовному и нравственному развитию личности и общества. Университеты, как важнейшие институты социализации, становятся площадками для трансляции идеалов, отражающих приоритеты государства - патриотизм, гражданственность, уважение к культурному и историческому наследию, стремление к инновациям и научному поиску. Цель настоящей статьи состоит в исследовании роли государства в формировании стратегических ориентиров и обеспечении целостности образовательного пространства, а также анализе влияния государственной политики на развитие современной системы высшего образования в России. В качестве элементов научной новизны можно назвать выявление конкретных проблем, возникающих вследствие фрагментарности и несогласованности государственных программ, трудности коммерциализации научных достижений и недостаточной интеграции университетов в международное научное пространство.

Основная часть

Ключевые аспекты роли государства как ценностно-смыслового ориентира в развитии университетов характеризуются следующими положениями:

Во-первых, государство определяет стратегические приоритеты высшего образования, формируя законодательные инициативы, национальные проекты и государственные программы, которые задают вектор развития университетов. В последние годы эта функция реализуется через масштабные инициативы, такие как национальный проект «Наука и университеты», программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» [9]. Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений и их взаимосвязь в формировании современной системы высшего образования.

Национальный проект «Наука и университеты», реализуемый в соответствии с указами Президента Российской Федерации с 2018 по 2024 г., был направлен на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий [8]. Ключевая задача - воспитание и поддержка нового поколения ученых, создание научных центров, модернизация научно-исследовательских кампусов и совершенствование цифровой инфраструктуры. В рамках проекта поддерживалась подготовка инженерных кадров, развитие передовых инженерных школ, формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) [1], а также внедрение современных образовательных и исследовательских технологий. Национальный проект «Наука и университеты» обеспечивал не только кадровое, но и инфраструктурное и технологическое обновление системы высшего образования, что напрямую влияло на ее способность формировать инновационный потенциал страны. Основные результаты национального проекта представлены в табл. 1. С 2025 года развитие исследовательской инфраструктуры, поддержка молодых ученых, реализация государственной программы поддержки вузов «Приоритет 2030» продолжатся в рамках нового национального проекта «Молодежь и дети».

Таблица 1 - Основные результаты национального проекта «Наука и университеты» (2018 - 2024 гг.)

Основные показатели, характеризующие масштаб проекта
Количественная характеристика
Количество охваченных регионов страны, ед.
89
Количество участвующих университетов, ед.
1234
Количество научно-исследовательских организаций – участников проекта, ед.
1584
Число привлеченных ученых, тыс. чел.
340
Количество участвующих в проекте студентов, млн чел.
4,43
Количество созданных молодежных лабораторий, ед.
940
Источник: составлено автором по информационным материалам национального проекта [2]

Программа «Приоритет-2030», реализуемая первоначально в рамках национального проекта «Наука и университеты», стала ключевым инструментом концентрации ресурсов для повышения научно-образовательного потенциала вузов, их интеграции с научными организациями и реальным сектором экономики, а также для кадрового обеспечения приоритетных направлений развития науки, технологий и экономики [6]. Одним из значимых результатов реализации программы становится не только модернизация образовательных и исследовательских процессов, но и интеграция университетов в решение задач регионального развития. Это способствует повышению привлекательности работы в России для ведущих ученых и молодых исследователей, а также ускоряет внедрение инноваций в экономику субъектов Российской Федерации. «Приоритет-2030» формирует условия для устойчивого развития университетов, их включения в национальные и региональные проекты, а также для формирования новых точек роста в научной и образовательной сферах [10]. Количественные показатели, отражающие масштабы реализации программы, представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Основные показатели государственной программы «Приоритет 2030»

Показатели
2022
2023
2024
2025
Количество университетов – участников программы
121
129
142
141
Количество субъектов РФ, в которых расположены университеты – участники
46
52
50
56
Количество университетов – участников «Основного трека»
101
106
101
99
Вузы - участники творческой направленности
5
5
5
5
Вузы - участники Дальневосточного трека
-
8
12
14
Кандидаты на участие в программе
15
10
24
23
Доля региональных вузов, %
64
64
67
71,6
1-я группа участников программы, количество вузов
18
15
15
11
2-я группа участников программы, количество вузов
16
18
15
21
3-я группа участников программы, количество вузов
11
15
12
67
Количество университетов - получателей базовой части гранта
106
111
106
-
из них получатели специальной (повышенной) части гранта
45
48
42
-
Количество университетов - получателей специальной части гранта по треку «Исследовательское лидерство»
17
17
15
-
Количество университетов - получателей специальной части гранта по треку «Территориальное и (или) отраслевое лидерство»
28
31
27
-
Источник: составлено автором на основе информации сайта Программы [3]

Примечание к таблице: до 2025 г. университеты - участники программы делились на получателей базовой части гранта и тех, кто помимо базовой получал еще специальную часть (они в свою очередь были подразделены на три группы вузов). В 2025 г. единый совет программы сформировал общий рейтинг эффективности программ развития университетов и на основании баллов распределил все университеты на три группы. Планируется, что каждый из представителей 1-й группы получит около 1 млрд руб., 2-й - приблизительно по 460 млн руб., а 3-й - около 100 млн руб.

Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377, является ключевым инструментом реализации государственной научно-технической политики и достижения национальных целей развития страны [7].

Важной особенностью этой программы является объединение всех расходов на научные исследования и разработки гражданского назначения, что позволяет повысить управляемость и эффективность научной деятельности, а также обеспечить комплексную реализацию политики в сфере высшего образования. Основные задачи программы направлены на развитие интеллектуального потенциала нации, научно-техническое и интеллектуальное сопровождение структурных изменений в экономике, а также на эффективную организацию и технологическое обновление научной, инновационной и образовательной деятельности. Особое внимание уделяется созданию условий для профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров, модернизации системы высшего образования, повышению ее глобальной конкурентоспособности и экспортного потенциала [9]. Взаимосвязь с программой «Приоритет-2030» проявляется в единстве целей - формировании современной научно-образовательной среды, способной оперативно реагировать на вызовы времени.

Важным связующим звеном между всеми этими инициативами выступает государственная поддержка развития кадрового потенциала через грантовые и конкурсные программы для молодых ученых, такие как гранты Президента РФ, конкурсы Российского научного фонда и программы Фонда содействия инновациям [18]. Эти меры стимулируют приток молодежи в науку, способствуют формированию новых исследовательских коллективов и развитию научных школ, обеспечивая преемственность поколений и устойчивое развитие научно-образовательной среды.

Особое значение приобретает массовый запуск с 2026 г. новой национальной системы высшего образования, предусматривающей переход от традиционной модели бакалавриата и магистратуры к базовому и специализированному высшему образованию [4]. Эта реформа направлена на возвращение фундаментальности образования, гибкость и практико-ориентированность подготовки специалистов, а также на развитие междисциплинарных программ и цифровых компетенций. Новая система позволит вузам быстрее адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда, а выпускникам - быть востребованными в ключевых отраслях экономики [13].

Несмотря на комплексность государственной политики в сфере высшего образования и значительные ресурсы, направляемые на поддержку университетов, реализация стратегических инициатив сталкивается с проблемой фрагментарности и несогласованности государственных программ.

С точки зрения НИУ ВШЭ, российская система управления развитием университетов сохраняет характер «мозаики проектов», а не единой согласованной стратегии [19]. Государственные программы нередко дублируют или пересекаются по задачам, имеют различные подходы к определению результатов и отличаются по бюджетным циклам. Так, программа «Приоритет-2030» и инициатива создания НОЦ мирового уровня направлены на интеграцию науки, образования и бизнеса, а также на развитие региональных инновационных систем, однако они: предъявляют разные требования к структуре консорциумов, реализуются через разные механизмы финансирования (субсидии Минобрнауки и гранты Правительства РФ), используют различные модели мониторинга и отчетности [3].

Экспертный совет по образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке отмечает, что подобная несогласованность ведет к разрыву стратегического управления внутри университетов: одни подразделения ориентированы на KPI «Приоритет-2030», другие - на показатели НОЦ, третьи были ориентированы на цели национального проекта «Наука и университеты» [5].

Ещё более остро фрагментарность проявляется при запуске новой модели высшего образования. Отсутствие четкого сопряжения новой образовательной модели с действующими приоритетами научной и инновационной политики создаёт риск того, что структура подготовки кадров может оказаться оторванной от целей НОЦ, дорожных карт регионального развития, потребностей промышленных партнеров.

Дополнительные сложности возникают в связи с разной логикой и темпами реализации программ: «Приоритет-2030» предусматривает пятилетние циклы с ежегодной отчетностью, НОЦ имеют трехлетний цикл финансирования с возможностью пролонгации, национальный проект «Наука и университеты» предполагал серию точечных инфраструктурных вложений (кампусы, оборудование), которые часто реализовывались вне синхронизации с кадровыми и образовательными задачами. В результате: университеты оказываются в вынужденной позиции «адаптивного менеджмента», где стратегическое развитие уступает место гибкому лавированию между несогласованными госпрограммами [19], значительные управленческие ресурсы тратятся на мультиотчетность и адаптацию к различным требованиям надзорных органов, возникают риски неэффективного распределения ресурсов, когда инфраструктурные проекты не подкрепляются соответствующими программами подготовки кадров или научными приоритетами.

По мнению В. Садовничего [20], для преодоления этой ситуации необходимо переходить к интегрированной модели управления развитием университетов, где бы стратегические приоритеты и KPI согласовывались на уровне единого программного пакета, бюджетные циклы были синхронизированы, регуляторная и отчетная нагрузка была унифицирована. В противном случае сохраняется риск, что значительная часть государственных инвестиций в университетский сектор не приведет к системным эффектам, а останется в рамках «островков успеха» отдельных проектов.

Таким образом, несмотря на беспрецедентные усилия государства по модернизации высшей школы, университеты сталкиваются с рядом структурных вызовов, которые ограничивают их стратегическую устойчивость и инновационный потенциал. Фрагментарность и несинхронность государственных программ затрудняют выстраивание целостных моделей развития университетов, что свидетельствуют о необходимости дальнейшей эволюции государственного подхода к управлению развитием высшего образования.

Во–вторых, государство выступает гарантом единства образовательного пространства, реализует одну из ключевых задач образовательной политики - обеспечение равных возможностей для получения качественного образования всеми гражданами, независимо от их социального, территориального или имущественного положения. Центральным механизмом достижения этой цели являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые формируют общие требования к условиям реализации образовательных программ и результатам их освоения [1], а также регламентируемый порядок приема студентов, правила лицензирования и аккредитации, формы отчетности и механизмы государственного контроля.

ФГОС обеспечивают единые правила для всех образовательных организаций, что означает, что независимо от региона проживания или типа образовательного учреждения, каждый обучающийся получает доступ к одинаковому уровню образовательных услуг. Такой подход минимизирует различия между регионами с разным уровнем экономического развития, предотвращая возникновение образовательных разрывов. Важным элементом социальной справедливости становится поддержка малообеспеченных, многодетных семей, а также студентов из сельских и отдалённых регионов. Государство реализует программы целевого набора, увеличивает количество бюджетных мест на приоритетных направлениях, развивает систему стипендий и социальных льгот [4]. Всё это способствует выравниванию образовательных шансов и формированию инклюзивной среды, в которой каждый может реализовать свой потенциал.

Кроме того, ФГОС предусматривают возможность формирования программ различного уровня сложности и направленности, что позволяет учитывать индивидуальные образовательные потребности и способности обучающихся из разных социальных групп, что особенно важно для поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС не только регулируют доступ к высшему образованию, но и служат важнейшим инструментом трансляции базовых национальных ценностей, формирования гражданской идентичности, патриотизма и социальной ответственности студентов. В результате их внедрения и реализации политики единства образовательного пространства:

1) снижается образовательное неравенство между регионами и социальными слоями;

2) повышается качество и доступность образования для всех категорий граждан;

3) укрепляется социальная мобильность и формируется кадровый потенциал для развития экономики и общества;

4) формируется инклюзивная образовательная среда, в которой учитываются потребности разных групп населения.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, государственная политика в сфере единства образовательного пространства требует дальнейшего совершенствования. На практике сохраняются вызовы, связанные с необходимостью большей гибкости стандартов и индивидуализации образовательных траекторий. ФГОС задают базовые требования, но важно расширять возможности для индивидуального развития, проектного обучения, поддержки талантов и одарённых детей, чтобы максимально раскрыть потенциал каждого обучающегося.

Вместе с тем, необходимо снижать уровень формализма и бюрократии: стандарты и программы должны способствовать реальному росту качества образования, развитию критического мышления, гражданской ответственности и конкурентоспособности выпускников, а не сводиться к формальным требованиям. Существенным остаётся и вопрос учёта региональной специфики и инфраструктурных различий: несмотря на единые стандарты, уровень оснащённости вузов, доступ к современным ресурсам и квалификация кадров по-прежнему различаются.

Для повышения эффективности реализуемых мер важно развивать системы мониторинга образовательных результатов и социальной мобильности выпускников, а также учитывать мнение самих обучающихся и их семей при корректировке образовательной политики. Особое внимание требует расширение адресной поддержки уязвимых групп: меры поддержки малообеспеченных, многодетных семей и студентов из сельской местности должны стать более адресными и гибкими, а также включать развитие программ наставничества и сопровождения для студентов из социально уязвимых слоёв.

В целом, дальнейшее развитие политики единства образовательного пространства должно сочетать гарантии равенства с гибкой поддержкой регионов, индивидуальных потребностей и инклюзивности, чтобы каждый гражданин имел реальные возможности для самореализации и профессионального роста независимо от исходных условий. Такой подход позволит не только укрепить социальную справедливость, но и создать устойчивую основу для развития человеческого капитала и конкурентоспособности страны в целом.

В–третьих, государство активно инвестирует в развитие образовательной инфраструктуры, строительство современных кампусов, создание научно-образовательных центров и лабораторий мирового уровня. Эти инициативы формируют стратегическую основу для повышения качества высшего образования и закладывают фундамент для формирования новых точек роста на карте страны.

В последние годы эти процессы приобрели системный характер благодаря реализации масштабных национальных проектов, направленных на обновление и развитие образовательной и научной инфраструктуры университетов. В рамках национальных проектов одной из ключевых задач стало создание новых кампусов, техническое перевооружение существующих корпусов, оснащение лабораторий современным оборудованием и цифровыми решениями. Особое внимание уделяется региональным вузам: только в 2023 - 2025 годах проектируется и строится 17 новых кампусов в различных регионах страны - от Калининградской до Сахалинской областей. Это не только улучшит условия обучения и проживания студентов, но и будет способствовать подготовке специалистов, востребованных в конкретных регионах, что отвечает задачам территориального развития и укрепления кадрового потенциала субъектов РФ [21].

Логичным продолжением этой политики стало развитие научно-образовательных центров мирового уровня, которые получают значительные государственные инвестиции. В 2023–2024 годах на эти цели было направлено 4,7 млрд рублей [5]. География и масштабы создания НОЦ свидетельствуют о том, что государство стремится обеспечить равные возможности для развития инновационного потенциала во всех регионах страны. Сегодня в 36 регионах действует 15 НОЦ, объединяющих университеты, научные институты и бизнес. Эти центры становятся точками притяжения молодых исследователей, способствуют развитию инновационной экономики и формированию новых технологических кластеров.

Важно отметить, что инфраструктурные проекты университетов разрабатываются в тесной связи с региональными стратегиями социально-экономического развития. Вузы становятся не только образовательными, но и культурными, инновационными центрами своих территорий. Они притягивают молодежь, создают дополнительные конкурентные преимущества для набора абитуриентов, а также расширяют возможности приема иностранных студентов, что способствует интернационализации российского образования и формированию позитивного имиджа страны на мировой арене [21].

Финансовая модель государственной поддержки университетов также эволюционирует: государство обеспечивает 65–70% финансирования вузов, что значительно выше, чем в большинстве развитых стран. В то же время акцент делается на развитие партнерских форм сотрудничества: государственные инвестиции становятся отправной точкой для привлечения дополнительных внебюджетных средств, в первую очередь от бизнеса.

Программа «Приоритет-2030» стимулирует университеты к активному поиску партнеров и софинансированию научных исследований. Так, в 2023 г. ведущие российские университеты привлекли рекордные суммы внебюджетных средств: например, МГМУ им. И.М. Сеченова - более 2 млрд рублей, Казанский федеральный университет - 1,53 млрд рублей, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет - 1,3 млрд рублей. Это позволяет не только обновлять инфраструктуру, но и создавать новые исследовательские центры, лаборатории, инжиниринговые центры, что способствует коммерциализации науки и ускоряет трансфер технологий в реальный сектор экономики [6].

В результате государственные инвестиции в университетскую инфраструктуру оказывают мультипликативный эффект на экономику и социальную сферу регионов. Новые кампусы и НОЦ становятся центрами притяжения молодежи, создают рабочие места, стимулируют развитие малого и среднего бизнеса, способствуют формированию инновационных экосистем и повышают инвестиционную привлекательность территорий. Кроме того, развитие транспортной и социальной инфраструктуры вокруг университетских центров делает регионы более комфортными для жизни и профессионального роста молодых специалистов [7].

Несмотря на масштабность и комплексность государственных инициатив по развитию образовательной инфраструктуры и строительству современных кампусов, реализация этих проектов сталкивается с рядом серьёзных вызовов: необходимостью поиска устойчивых моделей финансирования, интеграции кампусов в городскую среду, эффективного управления и привлечения индустриальных партнёров. Особую актуальность сохраняет проблема неравномерного развития инфраструктуры между регионами и вузами, поскольку, несмотря на приоритетную поддержку региональных университетов, уровень оснащённости, доступ к современному оборудованию и условия для научной работы по-прежнему существенно различаются. Всё это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к выравниванию условий и дальнейшему совершенствованию политики, чтобы новые кампусы действительно стали точками роста, притяжения талантов и инноваций в масштабах всей страны.

В-четвертых, государство определяет миссию университета в обществе. В современной России государство выступает основным субъектом, определяющим миссию и стратегические задачи университетов, выступая для них ценностно-смысловым ориентиром. Через национальные проекты, федеральные программы и законодательные инициативы формируется общий вектор развития высшей школы, который отражает приоритеты и ценности, значимые для всего общества. Государство задаёт рамки, в которых университеты реализуют свои образовательные, научные и социальные функции, а также определяет их ответственность перед обществом и экономикой страны [11].

Традиционно миссия университета заключалась в развитии научных исследований и подготовке высококвалифицированных кадров, однако на фоне глобализации, цифровизации и ускорения научно-технологического прогресса, роль университетов существенно изменилась. Как отмечает академик В.А. Садовничий, университеты становятся не только центрами образования и науки, но и ключевыми институтами общественного прогресса, формирования культурной среды, развития регионов и трансляции национальных ценностей, ключевыми элементами подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета страны [14, 16]. Эта трансформация подчеркивает их ответственность за формирование новой социальной и культурной среды, укрепление гражданской идентичности и развитие общественного диалога [22]. Формулирование миссии вуза сегодня - это не просто декларация целей, а важнейший механизм согласования интересов различных стейкхолдеров [16].

Государство определяет стратегические ориентиры - через национальные проекты, федеральные программы развития образования и науки, а также через систему государственной аккредитации и финансирования. Общество ожидает от университетов не только подготовки специалистов, но и решения социально значимых задач: повышения качества жизни, развития регионов, формирования гражданской идентичности. Академическое сообщество, в свою очередь, стремится к свободе научного поиска, академической автономии, интеграции в мировое научное пространство. В результате миссия современного университета становится компромиссом между государственными приоритетами, общественными ожиданиями и академическими ценностями.

Кроме того, В.А. Садовничий акцентирует внимание на необходимости регулярного пересмотра миссии с учетом изменений во внешней среде, а также новых запросов со стороны государства, общества и академического сообщества [23], что требует от университетов готовности к адаптации, внедрению новых образовательных и научных моделей, интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении национальной специфики и традиций.

Однако при всей значимости государственной роли существует риск избыточной централизации, формализации и унификации миссий университетов. Чрезмерное административное давление может привести к потере гибкости, снижению академической автономии и ослаблению способности вузов быстро реагировать на изменения внешней среды и запросы регионов. Формальная миссия, не подкреплённая реальным участием всех стейкхолдеров, становится декларативной и неэффективной.

Для того чтобы университеты могли действительно реализовать свой потенциал как центров инноваций, общественного прогресса и культурного развития, государственная политика должна сочетаться с уважением к академической свободе, учётом региональных и отраслевых особенностей, а также с активным и постоянным диалогом между всеми участниками образовательного процесса. Только при таком подходе миссия университета будет не просто формальной декларацией, а реальным инструментом устойчивого развития, отвечающим на современные вызовы и способствующим гармоничному развитию общества.

В–пятых, государство стимулирует развитие инновационной, научно–исследовательской и предпринимательской деятельности в университетах, внедряя инвестиционные и грантовые механизмы поддержки, а также поощряя многопрофильность вузов, что позволяет формировать центры компетенций для решения задач нового технологического уклада.

Эта стратегическая линия обусловлена тем, что государственная инновационная политика занимает центральное место в системе социально-экономического развития России, определяя стратегические цели, направления и формы деятельности органов власти в сфере научно-технического прогресса. В последние годы акцент делается на формирование эффективной национальной инновационной системы, которая обеспечивает технологический суверенитет, конкурентоспособность экономики и повышение качества жизни населения [8].

Важным этапом в реализации данной политики стало утверждение в феврале 2025 г. новой Стратегии научно-технологического развития России. В этом документе четко обозначены приоритеты государственной политики, среди которых - переход к новой системе подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких отраслей, освоение и локализация передовых технологий, расширение экспорта отечественной продукции и сокращение времени между появлением новых знаний и их коммерциализацией [2]. Таким образом, государство создает институциональные и финансовые условия для ускоренного развития инновационного сектора.

Особую роль в реализации этих целей государство отводит системе образования, прежде всего университетам. Они не только готовят квалифицированные кадры для инновационной экономики, но и сами становятся центрами научных исследований, генерации и передачи знаний, а также создания малых инновационных предприятий (МИП) [1, ст. 103]. Следует отметить, что МИПы заняли важное место в деятельности университетов, позволяя коммерциализировать результаты научно-образовательной деятельности. Это дает возможность предоставлять выпускникам рабочие места, способствуя развитию научно-технологических центров. Вузы активно интегрируются с промышленностью, участвуют в формировании учебно-научно-инновационных комплексов, развивают академическую мобильность и открывают новые, перспективные направления подготовки специалистов. Мировая практика подтверждает эффективность этой модели: университеты становятся самостоятельными центрами инноваций и экономического роста.

В дополнение к этому государство активно поддерживает развитие предпринимательских инициатив в университетах. С 2022 г. реализуется федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», в рамках которого создано более 23 тыс. стартапов и стартап-проектов. Студенты получают возможность пройти обучение, найти команду единомышленников, участвовать в акселерационных программах, а лучшие идеи получают грантовую и инвестиционную поддержку [24]. Для финансирования университетских стартапов используются такие инструменты, как программа возмещения затрат бизнес-ангелам, университетские венчурные фонды, а также гранты по программе «Студенческий стартап». В 2024 г. 2,5 тыс. студенческих проектов получили по 1 млн рублей на развитие своих идей, что стимулирует молодежь к предпринимательской активности и формирует инновационную среду внутри вузов [24].

Одним из ключевых направлений укрепления инновационной инфраструктуры становится поддержка государством многопрофильных университетов, способных создавать центры компетенций для решения задач современного технологического уклада. Эти центры формируются в рамках президентской платформы «Россия - страна возможностей» и охватывают более 260 вузов во всех федеральных округах страны [9]. Участие в работе Центров компетенций дает студентам доступ к вакансиям, стажировкам, проектам и образовательным программам, а университетам — возможность выпускать специалистов, максимально адаптированных к современным вызовам рынка труда [25]. Кроме того, Центры способствуют обмену лучшими практиками между вузами, развитию управленческого кадрового потенциала и модернизации образовательных программ, что усиливает роль университетов как точек роста регионов и страны в целом [26].

Несмотря на активное развитие программ поддержки университетского технологического предпринимательства - таких как платформа университетского предпринимательства, поддержка МИП, акселерационные программы - реальная коммерциализация научных разработок университетов остается ограниченной. Как уже обозначалось ранее, с 2022 г. в рамках платформы университетского предпринимательства было создано более 23 тыс. стартапов и стартап - проектов [24], однако в ряде материалов отмечается, что лишь часть из них регистрируются как юридические лица и выходят на рынок (например, из 20 тыс. проектов только около 3 тыс. получили статус юридических лиц) [10] [11].

Отдельным направлением, практически не освоенным в рамках существующих моделей взаимодействия университетов и бизнеса, остается развитие практик открытых инноваций. Ведущие международные корпорации (например, Procter & Gamble, Philips, Siemens), а также ведущие университеты в странах с развитыми инновационными экосистемами (MIT, Stanford, ETH Zurich) активно используют модель открытых инноваций как инструмент ускорения трансфера технологий и коммерциализации научных разработок [15]. Суть подхода заключается в широкой интеграции внешних знаний, идей и технологических решений на всех стадиях инновационного процесса. Университеты в этой модели выступают не только как поставщики разработок, но и как активные участники гибких сетевых экосистем, включающих: промышленные корпорации, стартапы, венчурные фонды, центры коллективного пользования инфраструктурой.

В российских университетах механизмы открытых инноваций пока практически отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии: взаимодействие с бизнесом строится преимущественно по линейной модели трансфера технологий (лицензирование, патенты), без активного вовлечения внешних партнеров в процесс ко-инициирования и совместной разработки продуктов; отсутствуют гибкие форматы интеллектуального сотрудничества (например, совместные акселераторы с корпоративным бизнесом); правовая и финансовая инфраструктура поддержки открытых инноваций недостаточно развита - университеты сталкиваются с жесткими ограничениями при передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности и при создании совместных структур с бизнесом. Кроме того, внутри университетов доминирует культура «индивидуальных НИОКР» и грантовых проектов, что снижает мотивацию научных коллективов к включению в открытые инновационные сети [17].

В результате, несмотря на наличие отдельных примеров успешного взаимодействия (например, сотрудничество МИСиС с Уфимским моторостроительным производственным объединением и ПАО «Северсталь») [12], массовая интеграция российских университетов в модели открытых инноваций пока не происходит. Это сдерживает потенциал коммерциализации научных разработок, замыкая значительную часть инновационного процесса внутри вузов.

Формирование полноценных практик открытых инноваций требует: пересмотра существующих моделей трансфера технологий от линейной - к сетевой и платформенной; модификации правового регулирования, в том числе в части управления правами на интеллектуальную собственность и создания совместных структур с бизнесом; развития новых форм организационного взаимодействия - открытых лабораторий, корпоративных акселераторов, платформ ко-разработок; формирования внутриуниверситетской культуры, ориентированной на кооперацию и совместное создание ценности. Включение практик открытых инноваций в стратегию развития университетов в России представляет собой необходимый следующий шаг на пути повышения эффективности коммерциализации научных результатов и построения современных инновационных экосистем.

Несмотря на масштабную государственную поддержку и развитие инновационной инфраструктуры в университетах России, реальный эффект от этих мер пока ограничен. Вузы действительно становятся центрами компетенций, создают стартапы, малые инновационные предприятия и интегрируются с промышленностью, однако массовая коммерциализация научных разработок и их выход на рынок остаются на невысоком уровне.

Для повышения эффективности коммерциализации университетских разработок необходимы комплексные меры: развитие предпринимательской культуры, формирование эффективных команд с рыночной экспертизой, улучшение взаимодействия с индустрией, оптимизация правового и финансового регулирования, а также создание гибких моделей трансфера технологий и поддержки стартапов.

Одним из ключевых аспектов роли государства как ценностно-смыслового ориентира в развитии университетов выступает обеспечение их интеграции в мировое образовательное и научное пространство. Такая интеграция не только отвечает стратегическим задачам повышения конкурентоспособности российской высшей школы, но и становится каналом трансляции и усвоения фундаментальных ценностей, необходимых для формирования специалиста и гражданина.

Современный этап развития российского образования характеризуется стремлением к балансу между сохранением духовно-нравственных основ, сложившихся в отечественной культуре, и открытостью к лучшим мировым достижениям в науке, технологиях и педагогике. В этом процессе особое значение приобретают такие ценности, как уважение к многообразию культур, толерантность, стремление к сотрудничеству, взаимопомощь и ответственность за общее будущее.

Государство, реализуя интеграционные процессы, исходит из принципов, закреплённых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: приоритетность образования, гуманистический характер, воспитание гражданственности, патриотизма, правовой культуры, а также создание условий для самореализации личности и свободы академического поиска. Эти ценности становятся неотъемлемой частью образовательных программ, научных исследований и международных проектов, в которых участвуют российские университеты. Вовлечение университетов в мировое образовательное и научное пространство способствует тому, что у студентов и преподавателей формируются ценностные ориентиры, объединяющие национальные традиции и универсальные гуманистические принципы. Участие в международных научных проектах, образовательных рейтингах, совместных программах с зарубежными вузами, а также обмен опытом с иностранными коллегами не только повышают общий уровень научной и образовательной деятельности, но и развивают у всех участников умения межкультурного общения, критического анализа, уважения к правам человека и следования профессиональной этике. Интеграция в мировое научное и образовательное пространство - не только технологический и организационный процесс, но и ценностный проект. Она позволяет российским университетам перенимать лучшие мировые практики, а также транслировать собственные достижения, укрепляя национальную идентичность и систему ценностей.

Важным представляются следующие вызовы: необходимость сохранения баланса между национальной идентичностью и глобальными стандартами, преодоление языковых и культурных барьеров, а также адаптация к международным требованиям академической автономии и прозрачности [12]. Политические и экономические ограничения, включая санкции, усложняют международное сотрудничество и обмен опытом. Кроме того, существует неравномерность доступа региональных вузов к международным программам и ресурсам, что усиливает разрыв между ведущими и региональными университетами. Для успешной интеграции необходимы системные меры по развитию межкультурных компетенций, расширению международного финансирования и поддержке академической мобильности, а также сохранению уникальных национальных образовательных традиций и ценностей.

Заключение

В современной России государство выступает не только главным инвестором и регулятором сферы высшего образования, но и формирует фундаментальные ценностно-смысловые ориентиры для университетов. Через национальные проекты, стратегические программы («Приоритет-2030», «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», «Наука и университеты», «Молодежь и дети»), а также законодательные инициативы и реформы, государство задаёт вектор развития вузов, определяет их миссию, приоритеты и социальную ответственность. Университеты становятся площадками для трансляции национальных ценностей, патриотизма, гражданственности, инновационного мышления и стремления к научному поиску.

Государство обеспечивает единство образовательного пространства, используя федеральные стандарты, поддерживает равенство возможностей для всех граждан, инвестирует в инфраструктуру, строит новые кампусы, создаёт научно-образовательные центры и современные лаборатории. Эти меры формируют условия для подготовки кадров, востребованных в экономике будущего, и способствуют интеграции университетов в мировое научное и образовательное пространство.

В то же время сохраняются системные вызовы: фрагментарность и несогласованность государственных программ, неравномерность развития инфраструктуры между регионами и университетами, избыточная бюрократия и формализм в управлении, а также ограниченная коммерциализация научных разработок и недостаточная интеграция в мировое научное пространство. Существенным ограничением остаётся разрыв между ведущими и региональными вузами, различия в уровне оснащённости, доступе к современному оборудованию и возможностях для научной и инновационной деятельности.

Кроме того, интеграция в глобальное образовательное и научное пространство сталкивается с барьерами, связанными с языковыми, культурными, финансовыми и политическими трудностями, что требует дальнейших усилий по развитию академической мобильности, межкультурных компетенций и сохранению национальных образовательных традиций.

Для повышения эффективности государственной политики необходим переход к интегрированной модели управления, синхронизация стратегических приоритетов, унификация процедур финансирования и отчётности, развитие гибких механизмов поддержки инноваций и стартапов, а также усиление партнёрства с бизнесом и регионами.

Только комплексный и системный подход позволит университетам стать настоящими центрами инноваций, культурного и экономического развития, способными успешно отвечать на вызовы XXI века и формировать устойчивую национальную систему высшего образования.

[1] Научно-образовательные центры мирового уровня // ноц.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--m1acy.xn--p1ai/about (дата обращения: 01.06.2025)

[2] Информационные материалы по наиболее значимым мероприятиям и результатам национального проекта «Наука и университеты». Итоги 2024 г. // Минобрнауки РФ. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/upload/2025/03/Буклет_итоги_нацпроекта_Наука_и_университеты_2024_вылеты_.pdf (дата обращения: 22.05.2025)

[3] Программа «Приоритет-2030» // priority2030.ru. URL: https://priority2030.ru/analytics (дата обращения: 25.06.2025)

[4] Валерий Фальков: Россия переходит на новую модель высшего образования [Электронный ресурс]. - РБК. - URL: https://ria.ru/20250617/obrazovanie-2023284204.html (дата обращения: 22.06.2025)

[5]Экспертный совет при Комитете ГД по образованию и науке. Записка «Системные проблемы согласованности госпрограмм поддержки высшего образования», 2024

[6] Министр рассказал, какие университеты привлекли больше инвестиций // Газета.Ru. 2024. URL: https://www.gazeta.ru/science/news/2024/01/11/22082053.shtml (дата обращения: 05.06.2025)

[7]Марат Хуснуллин: Более 3 тыс. км дорог к образовательным и досуговым учреждениям приведут в нормативное состояние в 2025 году // Официальный интернет-портал Правительства РФ. 2025. URL: http://government.ru/news/55195/ (дата обращения: 05.06.2025)

[8] Стратегические документы в сфере инновационного развития // Минэкономразвития РФ. 2024. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d01/strategicheskie_dokumenty_v_sfere_innovacionnogo_razvitiya/

[9]Центры компетенций // rsv.ru [Электронный ресурс]. URL: https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ (дата обращения: 15.06.2025)

[10] Количество созданных в РФ за два года университетских стартапов превысило 20 тыс. // tass.ru [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/22342397(дата обращения: 05.06.2025)

[11]Платформа университетского технологического предпринимательства // // tadviser.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Платформа_университетского_технологического_предпринимательства (дата обращения: 05.06.2025)

[12] Проекты 218 ПП 2013-2022 гг. // сайт НИТУ МИСИС [Электронный ресурс]. URL: https://misis.ru/business/innovations/pp2018/ (дата обращения: 05.06.2025)


Источники:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. 2025) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 25.02.2025).
2. Указ Президента РФ от 28.02.2024 г. № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50358 (дата обращения: 25.06.2025).
3. Правительство РФ. Распоряжение №2325-р «О предоставлении грантов НОЦ мирового уровня», 2024. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/dep_news/52508/ (дата обращения: 25.06.2025).
4. Правительство РФ. Распоряжение от 18.02.2025 г. №378-р «Об установлении квот приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/54272/ (дата обращения: 05.06.2025).
5. Правительство РФ. Распоряжение от 28.08.2024 г. №2325-р «О предоставлении грантов из федерального бюджета на поддержку научно-образовательных центров мирового уровня». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/dep_news/52508/ (дата обращения: 06.06.2025).
6. Минобрнауки России. Программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». [Электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения: 01.06.2025).
7. Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://fcntp.ru/programs-and-projects/gpntr/detail/ (дата обращения: 01.06.2025).
8. Минобрнауки России. Паспорт национального проекта «Наука и университеты». [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2024/11/НП_Наука% (дата обращения: 25.06.2025).
9. Минобрнауки России. Доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9FSaRZ2GJ7GRZc1hTICXDQAV9orIaXtI.pdf (дата обращения: 01.06.2025).
10. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Анализ показателей эффективности университетов - участников исследовательского трека программы Приоритет-2030 // Высшее образование в России. – 1992. – № 3. – c. 49-63. – doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-3-49-63.
11. Ефремов В.С., Владимирова И.Г., Гусов А.З. Совершенствование организации управления в современном университете. - М.: ООО \Первое экономическое издательство\, 2023. – 184 c.
12. Певзнер М.Н., Ширин А.Г., Смертин И.В. Интернационализация высшего образования в период кризиса: от глобалистских тенденций к поиску национальных приоритетов // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 1. – c. 743-762. – doi: 10.32744/pse.2024.1.42.
13. Петров В.В. За пределами Болони: перспектива развития отечественных университетов в условиях локализации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2023. – № 72. – c. 142-150. – doi: 10.17223/1998863X/72/13.
14. Садовничий В.А. Российские университеты как ключевой элемент подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета страны // Вестник Российской академии наук. – 2024. – № 3. – c. 192-199. – doi: 10.31857/S0869587324030022.
15. Судакова Н.А. Тенденции развития партнерства университетов и бизнеса в США // Россия и Америка в XXI веке. – 2019. – № 4. – c. 3. – doi: 10.18254/S207054760008219-7.
16. Садовничий В.А. Три миссии университета: образование, наука, общество. - М.: МАКС Пресс, 2019. – 440 c.
17. Фадеева И.М., Алексуткина В.С. Как российские исследователи оценивают гранты – инструмент развития науки // Университетское управление: практика и анализ. – 2022. – № 4. – c. 56-70. – doi: 10.15826/umpa.2022.04.030.
18. Десятилетие науки и технологий в России: достижения. Росконгресс. [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/materials/desyatiletie-nauki-i-tekhnologiy-v-rossii-klyuchevye-meropriyatiya-i-dostizheniya/ (дата обращения: 05.06.2025).
19. Аналитический доклад «Трансформация управления университетами в условиях реализации государственных программ». Центр развития образования НИУ ВШЭ. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.hse.ru/research/reports/ (дата обращения: 17.05.2025).
20. Садовничий В.А. О задачах российской высшей школы и МГУ в современных условиях. Пресс-служба МГУ. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://rsr-online.ru/news/2024/3/12/viktor-sadovnichij-rasskazal-o-zadachah-vysshej-shkoly-rossii-v-sovremennyh-usloviyah/ (дата обращения: 08.06.2025).
21. Университеты как новые институты регионального развития: тренды и перспективы. Росконгресс, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/materials/universitety-kak-novye-instituty-regionalnogo-razvitiya-trendy-i-perspektivy-2024/ (дата обращения: 05.06.2025).
22. Садовничий В.А. Сильный университет - это суверенитет и безопасность России. Российская газета. 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2025/01/24/istina-v-ume.html (дата обращения: 05.06.2025).
23. О задачах российской высшей школы и МГУ в современных условиях. Пресс-служба МГУ. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://msu.ru/news/novosti-mgu/o-zadachakh-rossiyskoy-vysshey-shkoly-i-mgu-v-sovremennykh-usloviyakh.html (дата обращения: 15.06.2025).
24. Минобрнауки России поддерживает развитие университетского предпринимательства. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/81644/ (дата обращения: 05.06.2025).
25. В Москве открыты 25 Центров компетенций для карьерного и профессионального роста. [Электронный ресурс]. URL: https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi (дата обращения: 07.06.2025).
26. Университетские Центры компетенций подвели итоги года работы. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ (дата обращения: 07.06.2025).

Страница обновлена: 02.11.2025 в 23:10:05

 

 

The state as a value-semantic guideline in the development of universities

Abramova N.M.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 9 (September 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the role of the state as a value-semantic reference point in the development of the modern higher education system in Russia. The author analyzes the key aspects of the state\'s influence on higher education and highlights the following main areas: defining strategic guidelines, ensuring the unity of the educational space, developing educational infrastructure, and stimulating innovation, research and business activities at universities. The results of the study show that, despite significant government efforts to modernize higher education, there are systemic problems associated with the fragmentation of government programs and the inconsistency of their implementation, difficulties in commercializing scientific achievements and insufficient integration of universities into the international scientific space. Recommendations to improve the existing management and support system of universities, aimed at achieving long-term sustainability and compliance with new realities, are proposed.

Keywords: university, state, higher education, university management

JEL-classification: I21, I23, I28, L38, М10

References:

Efremov V.S., Vladimirova I.G., Gusov A.Z. (2023). Improving the management organization at a modern university

Fadeeva I.M., Aleksutkina V.S. (2022). How do russian researchers evaluate grants as a tool for the development of science. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 26 (4). 56-70. doi: 10.15826/umpa.2022.04.030.

Guseva A.I., Kalashnik V.M., Kaminskiy V.I., Kireev S.V. (1992). Performance indicators analysis of universities participating in the PRIORITY 2030 program research track. Higher education in Russia. 33 (3). 49-63. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-3-49-63.

Petrov V.V. (2023). Outside bologna: national universities’ development perspective in the localization context. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. (72). 142-150. doi: 10.17223/1998863X/72/13.

Pevzner M.N., Shirin A.G., Smertin I.V. (2024). Internationalization of higher education in times of crisis: from globalist tendencies to the search for national priorities. Perspectives of science and education. (1). 743-762. doi: 10.32744/pse.2024.1.42.

Sadovnichiĭ V.A. (2019). The university's three missions are education, science, and society

Sadovnichiy V.A. (2024). Russian universities as a key element of personnel training to provide technological sovereignty of the country. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 94 (3). 192-199. doi: 10.31857/S0869587324030022.

Sudakova N.A. (2019). Trends in university-industry partnership in the USA. Rossiya i Amerika v XXI veke. (4). 3. doi: 10.18254/S207054760008219-7.