Вклад электронной коммерции в экономическое развитие Перу

Ревинова С.Ю.1, Дельгадильо Ю.М.1
1 Российский университет дружбы народов (РУДН)

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83019585

Аннотация:
В статье рассматривается вклад электронной коммерции в экономическое развитие Перу на фоне глобальных и региональных тенденций цифровизации. Показана роль электронной коммерции для экономического роста. Особое внимание уделено влиянию пандемии Covid-19 на ускорение цифровой трансформации розничной торговли и изменению потребительских привычек. Выявлены наиболее перспективные секторы и ключевые драйверы роста электронной коммерции, включая проникновение интернета и использование мобильных устройств. Материал будет полезен исследователям и преподавателям в области цифровой экономики и электронной коммерции, предпринимателям, а также государственным служащим и политикам, занимающимся вопросами цифровизации и экономического развития развивающихся стран, особенно в Латинской Америке

Ключевые слова: электронная коммерция, электронная торговля, экономическое развитие, Латинская Америка, Перу

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Ускоренное глобальное цифровое развитие способствует улучшению доступа в интернет и проникновению технологического прогресса во все сферы жизни. С начала 2000-х годов цифровые технологии и сеть интернет оказывают существенное влияние на взаимоотношения между государством, бизнесом и потребителем. Например, все чаще мы можем наблюдать, как чат-боты и интеллектуальные виртуальные помощники меняют эффективность и результативность в многих процессах на производстве, в получении государственных услуг, а также в торговле. Цифровые технологии влияют на экономические процессы и модели потребления [1, с. xxiv], а также стимулируют рынок электронной коммерции [2,3]. Можно утверждать, что уже полностью сформировался электронный рынок для обмена товарами и услугами. Электронная коммерция развивается повсеместно, а ограничения, введенные во время пандемии в 2000–2002 гг. заметно ускорили этот процесс.

Электронная коммерция становится неотъемлемой частью экономического развития. Исследования, проводимые учеными различных стран [4–7] положительную взаимосвязь проникновения цифровых технологий и экономическим развитием. В научных работах [8–10] выявлена растущая корреляция между уровнем проникновения фиксированной широкополосной связи и ВВП на душу населения. Наблюдается более высокий рост ВВП, если уровень внедрения широкополосной связи превышает 15% [11] или 30% [12]. Электронная коммерция играет жизненно важную роль в повышении производительности бизнеса, способствуя более эффективному управлению операциями. Кроме того, электронная коммерция стимулирует экономический рост, способствуя инновациям, создавая новые возможности для бизнеса и укрепляя спрос [13]. Экономический рост и электронная коммерция взаимосвязаны, и предполагают, что страны, желающие увеличить темпы своего экономического роста, должны сосредоточиться на политике по увеличению объемов электронной коммерции [14]. Быстрое развитие электронной коммерции способствовало экономическим и социальным преимуществам экономического роста и модернизации промышленности [15]. Использование электронной коммерции в бизнесе имеет большой потенциал для повышения конкурентоспособности. Электронная коммерция обеспечивает глобальную доступность, операционную эффективность, лучшее взаимодействие с клиентами, глубокий анализ данных и способность адаптироваться к изменениям рынка [16].

Стимулирование электронной коммерции становится одним из приоритетных направлений для всех стран. Электронная коммерция развивается во всех регионах мира без исключения. Лидером по объему электронной коммерции последние годы является Азия и по прогнозам она продолжит лидировать [17] (рис.1).

Рис.1. Доход от розничной электронной коммерции в 2025 г. по регионам, в млрд долл. США

Источник: Global: e-commerce revenue by region 2025 // Statista Market Forecast [Electronic resource] – Режим доступа: https://www.statista.com/forecasts/1117851/worldwide-e-commerce-revenue-by-region (дата обращения 10.07.2025)

Прогнозируется, что рынок электронной коммерции в Латинской Америке также будет быстро расти в ближайшие годы. Пандемия Covid-19 сыграла большую роль в преобразованиях розничного рынка Латинской Америки, она вынудила его адаптироваться: перенести физические магазины в интернет, осуществление продаж онлайн или по телефону [18, с. 10], обеспечить необходимую капитализацию и продвижение инноваций на розничном рынке в направлении продвижения к электронной коммерции и т.д. Хотя, надо отметить, что латиноамериканский рынок электронной коммерции остается довольно скромным по сравнению с другими регионами мира [19, с. 5]. В 2024 году на долю Бразилии и Мексики приходилось почти 55% рынка электронной коммерции региона (28,5% и 26,4% соответственно), за ними следуют Аргентина, Чили и Перу [20], однако, по оценкам, объем электронных продаж в Колумбии достигнет 26 млн долл. США в 2027 году, что позволит ей занять 4-е место и превзойти Чили и Перу [21]. В случае с Перу рынок электронной коммерции оказал значительное влияние на экономику, составив 5,4% ВВП в 2023 году [22].

Целью данной работы является определение роли электронной коммерции в экономике Перу, анализ текущей ситуации и определение основных тенденций развития, а также выявление факторов, способствующих росту электронной коммерции в стране.

В статье применяется аналитический обзор динамики электронной коммерции в Перу с 2010. Основной акцент сделан на использовании статистических данных из таких источников, как Statista, Перуанская палата электронной коммерции, профильные отчеты международных организаций и аналитические материалы. В статье проводится корреляционный анализ, а также используются методы сравнительного и прогностического анализа.

Результаты

Электронная коммерция в Перу неуклонно развивается с 2010 года, при этом самый высокий пик роста пришелся на 2014 год — 144,8% от объема онлайн-покупок по сравнению с предыдущим годом [2, c. 27]. В 2020 году, ознаменованном началом ограничений на передвижение из-за пандемии Covid-2019, в регионе Северной и Южной Америки и Перу был зарегистрирован пик роста на 50,7% и 40,0% по сравнению с предыдущим годом соответственно. Два года спустя, когда в Перу было объявлено об отмене чрезвычайного положения из-за пандемии Covid-19 [23] незначительное снижение темпов роста электронной торговли наблюдалось на национальном и региональном уровнях (-0,2% и -4,6% по сравнению с предыдущим годом соответственно) [24] (рис.2.).

Рис.2. Динамика доходов от электронной коммерции в Перу в 2017-2024 гг., в млрд долл. США

Источник: eCommerce - Peru // Statista Market Forecast [Electronic resource] – Режим доступа: http://frontend.xmo.prod.aws.statista.com/outlook/emo/ecommerce/peru?currency=USD (дата обращения 10.07.2025)

В 2024 г. доходы от электронной коммерции в стране составили 9,66 млрд. долл. США. Для сравнения в лидирующих странах мира этот показатель значительно выше и составляет 1182,92 млрд. долл. в США, 1141,73 млрд. долл. в Китае и 166,85 млрд. долл. в Японии.

Среди стран региона по данному показателю Перу занимает 5 место (таб. 1).

Таблица 1

Сравнение доходов от электронной коммерции в странах Латинской Америки в 2024 г, в млрд долл. США

Страна
Доход от электронной коммерции
Бразилия
41,03
Мексика
37,13
Аргентина
17,24
Чили
9,79
Перу
9,66
Колумбия
7,88
Эквадор
3,34
Гватемала
2,06
Уругвай
2,00
Пуэрто-Рико
1,71
Коста-Рика
1,55
Панама
1,55
Парагвай
1,34
Доминиканская Республика
1,32
Сальвадор
1,07
Куба
0,42
Гайана
0,15
Источник: eCommerce - Peru // Statista Market Forecast [Electronic resource] – Режим доступа: http://frontend.xmo.prod.aws.statista.com/outlook/emo/ecommerce/peru?currency=USD (дата обращения 10.07.2025)

Лидерами в регионе являются Бразилия и Мексика, далее с большим отрывом следует Аргентина. Перу, хотя и сильно отстаёт от лидеров, намного опережает большую группу стран Латинской Америки.

По оценкам, в 2025 году размер рынка электронной коммерции в Перу достигнет 11286,14 млн долл. США, а в Латинской Америке — 168 млрд долл. США, достигнув потолка роста в 17% по сравнению с предыдущим годом. В течение следующих 4 лет ожидается значительный рост электронной коммерции на национальном и региональном уровнях, но он будет более медленными темпами, достигнув почти 5% в 2029 году, по сравнению с предыдущим годом (рис.3) [24].

Рис.3. Эволюция размера рынка электронной коммерции в Перу (в млрд долл. США) и сравнение с регионом Латинской Америки в 2017-2029 гг.

Источник: eCommerce - Peru // Statista Market Forecast [Electronic resource] – Режим доступа: http://frontend.xmo.prod.aws.statista.com/outlook/emo/ecommerce/peru?currency=USD (дата обращения 10.07.2025)

Электронная коммерция играет значительную роль в экономическом росте стран и формировании их ВВП. Как и любой вид торговли она участвует в формировании бюджета за счет налоговых поступлений. Она создает новые рабочие места, тем самым оказывая влияние на рынок труда и социальную стабильность. Электронная коммерция стимулирует внутреннее производство, тем самым поддерживая малый и средний бизнес и локальных производителей. Рост оборота розничной торговли, а значит и электронной торговли положительно влияет на ВВП страны, стимулирует развитие инфраструктуры, влияет на потребительские расходы, а также на фондовые индексы. Таким образом электронная торговля становится важнейшим драйвером экономического роста, занятости, налоговых поступлений и повышения качества жизни населения.

Латиноамериканский регион значительно отстает от лидеров по доле электронной торговли в розничной торговле [25] (рис.4.)

Рис.4. Региональная доля электронной коммерции в розничной торговле в 2020 году с прогнозом на 2025 год, в %

Источник: E-commerce share of retail by region 2020-2025 // Statista Market Forecast [Electronic resource] – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1192717/ecommerce-share-of-retail-by-region/ (дата обращения 10.07.2025)

Как видно на рисунке 4, за последние 5 лет эта доля изменилась очень незначительно, и по прогнозам к концу года увеличится всего на 2%. По оценкам Перуанской палаты электронной коммерции, 8,6% розничных продаж в стране осуществляются через цифровые каналы, что выше, чем в других странах Латинской Америки [26].

На сегодняшний день наиболее значимым фактором роста электронной коммерции в Перу является проникновение интернета. По данным Statista в 2024 году активными пользователями интернета являются примерно 83% населения [27]. Коэффициент корреляции между двумя этими величинами составил 0,9, а коэффициент достоверности аппроксимации – 0,8 (рис.5).

Рис.5. Зависимость между объемами электронной коммерции и проникновением интернета в Перу.

Источник: eCommerce - Peru // Statista Market Forecast [Electronic resource] – Режим доступа: http://frontend.xmo.prod.aws.statista.com/outlook/emo/ecommerce/peru?currency=USD (дата обращения 10.07.2025) и Digital & Connectivity Indicators Peru report 2024 // Statista Market Forecast [Electronic resource] – Режим доступа: https://www.statista.com/study/173843/digital-and-connectivity-indicators-peru-report/ (дата обращения 10.07.2025)

Что касается крупнейшего сектора рынка электронной коммерции в Перу и Латинской Америке, то в 2024 году самым крупным сектором рынка электронной коммерции стала электроника. В Перу большая часть доходов от электронной коммерции также была получена в четырех других секторах: продукты питания; мода; красота и личная гигиена; оборудование и cделай сам (DIY: Do It Yourself). В 2018 году рынок электроники достиг 784,57 млн долл. США (превзойдя 700,02 млн долл. США мода-рынка), став лидером рынка электронной коммерции до 2024 года. Пандемия Covid-19 изменила потребительские привычки и образ жизни населения, в том числе: консолидировала дистанционное образование и работу (в 2020 году 70% компаний перешли на эту модальность работы, в 2021 году — 65%) [28]; в связи с этим растет спрос на электронные устройства и бытовую технику. С другой стороны, рынок продуктов питания значительно расширился с 2020 года (с пиковым ростом в 65,7%, по сравнению с предыдущим годом); В этом году наибольшая выручка была зафиксирована в следующих видах продуктов питания: мясо (свежие и переработанные), корма для домашних животных (сухие и влажные корма, лакомства и добавки для различных видов домашних животных), кондитерские изделия и снеки, овощи, молочные продукты и яйца. После пандемии этот рынок консолидировался и, как ожидается, достигнет 2426,08 млн долл. США к 2025 году, став лидером рынка электронной коммерции в Перу на ближайшие 4 года и превзойдя рынок электроники [29].

Секторами рынка электронной коммерции в Перу, которые показали самый высокий рост выручки в 2020 году, по отношению к предыдущему году, стали: фармацевтический рынок (безрецептурные продукты), который достиг пика в 73,8%; за ним следует продовольственный рынок с 65,7%; рынок предметов первой необходимости для дома - 48,5%; рынок моды с 42,8% и рынок табачных изделий (сигареты, сигары, электронные сигареты, табак) с 31,7%. После пандемии и до 2024 года наблюдалось умеренное восстановление роста электронной коммерции, в основном в покупке табачных изделий, предметов первой необходимости и продуктов питания (27,4%, 23,9% и 21,3% по сравнению с 2023 годом). По оценкам, в 2029 году табачные изделия сохранят лидерство в секторе с самым высоким ростом как для Перу, так и для Латинской Америки, 6,6% и 6,3% по сравнению с предыдущим годом соответственно.

Проникновение электронной коммерции в Перу в 2020 году составило 42,9% (8,8 млн пользователей), что совпало со средним показателем по латиноамериканскому региону в 42,2% (184,8 млн пользователей). По сравнению с прошлым годом эти проценты выросли на 6,2 п.п. в Перу и на 13,3 п.п. в Латинской Америке с 2020 по 2024 год; Период 2020–2022 годов ознаменовался самым высоким ростом уровня проникновения. По оценкам, в 2029 году в Перу будет проникновение почти 56,8% населения (20,3 млн пользователей), в то время как в регионе Латинской Америки — 66,6% (418,9 млн пользователей). С другой стороны, сектором с самым высоким проникновением пользователей на рынок электронной коммерции в Перу и Латинской Америке в 2020 году была электроника, за которой следовали мультимедиа (книги, домашнее видео, музыка, видеоигры). В 2024 году сектор электроники достиг 36,2% и 47,6% населения Перу и региона Латинской Америки соответственно; Предполагается, что его лидерство сохранится до 2029 года. Аналогичным образом, другие сектора, такие как мода, продукты питания, напитки и очки, также имеют высокий уровень проникновения как на национальном, так и на региональном уровне.

Что касается каналов сбыта, то с 2017 года онлайн-покупки в Перу и в регионе Латинской Америки значительно выросли. В 2020 году наибольший рост процентных пунктов был зафиксирован на национальном и региональном уровнях (2,8 п.п. и 2,5 п.п. соответственно). Однако после окончания чрезвычайной ситуации в области здравоохранения из-за пандемии наблюдалось небольшое снижение онлайн-покупок, как и во всем мире. В 2024 году было зафиксировано, что 10% электронных покупок в Перу были совершены через онлайн-каналы; в то время как в регионе Латинской Америки этот показатель составляет 9%. К 2028 году ожидается медленный рост всего на один процентный пункт в год, в 2029 году он имеет тенденцию к стагнации.

Среди устройств (мобильных или десктопных), используемых для совершения онлайн-покупок, с 2017 года наблюдался рост использования мобильных устройств (включая планшеты или смартфоны) как в Перу, так и в регионе Латинской Америки. В 2024 году пятая часть (20,5%) онлайн-покупок была совершена через мобильные устройства на национальном уровне, при этом более трети (37,5%) также было совершено с помощью мобильных устройств на региональном уровне. Оценки до 2029 года указывают на то, что предпочтения в использовании компьютеров для онлайн-покупок по-прежнему будут составлять 78,8% в Перу и 61,2% в регионе Латинской Америки.

На социальную коммерцию приходилось от 0,3% (2018 г.) до 0,9% (2024 г.) от выручки рынка электронной коммерции в Перу. В 2018 году размер социальной коммерции достиг 9,49 млн долл. США в Перу и 0,57 млрд долл. США в регионе Латинской Америки. В период 2020-2023 годов были зафиксированы самые высокие годовые темпы роста доходов от социальной коммерции, самый высокий пик был достигнут в 2021 году: 66% (33,50 млн долл. США) в Перу и 64,3% (1,75 млрд долл. США) в латиноамериканском регионе, по сравнению с предыдущим годом. Размер социальной коммерции продолжал увеличиваться (в 2024 году 91,54 млн долл. США в Перу и 5,63 млрд долл. США в латиноамериканском регионе), но, по оценкам, ее рост продолжит замедляться до 2029 года как на национальном, так и на региональном уровне, достигнув всего 7,5% по сравнению с предыдущим годом.

Проникновение социальной коммерции в Перу составило 13,7% (2,8 млн пользователей), что соответствует среднему показателю по региону Латинской Америки в 14,9% (13,72 млн пользователей) в 2020 году. По сравнению с прошлым годом эти проценты выросли на 4,0 п.п. в Перу (17,7%) и на 6,4 п.п. в Латинской Америке (21,4%) с 2020 по 2024 год. Тем не менее, по оценкам, уровень проникновения социальной коммерции едва ли увеличится на один процентный пункт до 2029 года, как на национальном, так и на региональном уровне. Facebook и Instagram являются лидерами на рынке социальной коммерции, как в Перу, так и в латиноамериканском регионе. В Перу, ведущей платформе, Facebook зафиксировал доход от электронной коммерции с 7,1 млн долл. США (2018 год) до 68,7 млн долл. США (2024 год). С 2018 года объем доходов в социальной коммерции увеличился и, по оценкам, продолжит расти в будущем, но с 2022 года ежегодные темпы роста указывают на постепенное снижение.

Заключение

В течение последних лет рынок электронной коммерции в Перу демонстрировал устойчивый рост, наибольшее ускорение которого было вызвано пандемией Covid-19 (2020–2021 гг.). После окончания чрезвычайной ситуации в области здравоохранения показатели показали, что привычки перуанского населения к потреблению электронных средств не закрепились. Прогнозы предполагают второй рост электронных транзакций в 2025 году, но замедление ожидается в 2029 году. Секторы, которые имеют наибольший потенциал для получения выгоды от электронной коммерции в будущем как на национальном, так и на региональном уровне, — это продукты питания, электроника, мода, красота и личная гигиена. Использование мобильных устройств позволило росту электронной коммерции в Перу, но до 2024 года уровень ее проникновения среди населения латиноамериканского региона был выше, чем в Перу. По оценкам, в 2029 году 78,8% электронных покупок в Перу будут совершаться через настольные устройства (компьютеры).

Рынок социальной коммерции в Перу потенциально расширился в период с 2020 по 2023 год, оценки указывают на замедление роста до 2029 года. Тем не менее, в 2024 году он составляет едва ли 1% электронной коммерции и насчитывает 5,1 млн пользователей в Перу. Facebook и Instagram являются наиболее часто используемыми социальными платформами на национальном и региональном уровнях, которые принесли самые высокие доходы за последние годы.

Нужно отметить, что электронная коммерция в Перу сильно зависит от доступа в интернет, что может негативно сказать на отдаленных и малообеспеченных регионах страны. Вопросы цифрового неравенства в стране и его влияние на электронную коммерцию требуют более детального изучения. Также нужно отметить, что приведенные существующие прогнозы не учитывают в достаточной мере быстрое проникновение в электронную коммерцию таких инноваций как искусственный интеллект из-за отсутствия данных, что может сильно повлиять на оценочные значения. Эти вопросы также являются предметом для дальнейшего изучения.

Тем не менее, несмотря на отмеченные ограничения, проведенный анализ показывает, что электронная коммерция может важнейшим драйвером для экономического развития Перу и повышения конкурентоспособности страны.


Источники:

1. United Nations. C. 252. UNCTAD (2024). Digital economy report 2024: shaping an environmentally sustainable and inclusive digital future. [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/4053817?ln=en&v=pdf (дата обращения: 07.06.2025).
2. Cámara Peruana de Comercio. Observatorio Ecommerce Perú 2023-2024. Los datos oficiales de la industria. [Электронный ресурс]. URL: https://capece.org.pe/observatorio-ecommerce/ (дата обращения: 05.06.2025).
3. La Organización Mundial del Comercio – OMC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/indexsp.htm (дата обращения: 07.06.2025).
4. Djiofack-Zebaze C., Keck A. // Elsevier. – 2009. – № 37. – p. 919-940. – url: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0305750X08003124.
5. Roller L.-H., Waverman L. Telecommunications Infrastructure and Economic Development: A Simultaneous Approach // American Economic Review. – 2001. – № 91. – p. 909–923. – doi: 10.1257/aer.91.4.909.
6. Von Braun J., Straub S. Information and Communication Technologies for Development and Poverty Reduction: The Potential of Telecommunications // Economic Development and Cultural Change. – 2008. – № 56. – p. 724-727. – doi: 10.1086/533540.
7. Waverman L., Meschi M., Fuss M. // The Vodafone Policy Paper Series. – 2005. – № 2. – p. 10-24. – url: https://www.vodafone.com/content/index/about/about-us/policy/policy_papers.html.
8. Czernich N., Falck O., Kretschmer T., Woessmann L. Broadband infrastructure and economic growth // The Economic Journal. – 2011. – № 121. – p. 505-532. – doi: 10.1111/j.1468-0297.2011.02420.x.
9. García Zaballos A., López-Rivas R. (2012). Socioeconomic Impact of Broadband in Latin American and Caribbean Countries. Inter-American Development Bank. С. 22. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.18235/0009082 (дата обращения: 25.06.2025).
10. Zhen-Wei Qiang, C., M. Rossotto C. (2009). Economic Impacts of Broadband. California Emerging Technology Fund. С. 35-50. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cetfund.org/report/economic-impacts-of-broadband/ (дата обращения: 07.06.2025).
11. Gruber H., Koutroumpis P. Broadband Access in the EU: An Assessment of Future Economic Benefits // Telecommunications Policy. – 2014. – № 38. – p. 1046-1058. – doi: 10.1016/j.telpol.2014.06.007.
12. Koutroumpis P. The economic impact of broadband on growth: A simultaneous approach // Telecommunications policy. – 2009. – № 33. – p. 471-485. – doi: 10.1016/j.telpol.2009.07.004.
13. Benjouid Z. The Impact of E-commerce on the Economy: A Bibliometric Study // Africa Scientific Journal. – 2024. – № 03. – p. 0208-0226.
14. Yurtkur A. K., Bahtiyar B. An Empirical Study on the Relationship Between Economic Growth and E-Commerce // Tools and Techniques for Implementing International E-Trading Tactics for Competitive Advantage: PA: IGI Global Scientific Publishing. 2020. – p. 71-86.– doi: 10.4018/978-1-7998-0035-4.ch004.
15. Zeng S., Fu Q., Haleem F., Han Y., Zhou L. Logistics density, E-commerce and high-quality economic development: An empirical analysis based on provincial panel data in China // Journal of Cleaner Production. – 2023. – p. 138871. – doi: 10.1016/j.jclepro.2023.138871.
16. Afiat M.N., Rijal S. Analysis of the Use of E-commerce in Improving Entrepreneurial Business Competitiveness: 1 // Jurnal Minfo Polgan. – 2023. – № 12. – p. 468–479. – doi: 10.33395/jmp.v12i1.12439.
17. Global: e-commerce revenue by region 2025. Statista Market Forecast. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/forecasts/1117851/worldwide-e-commerce-revenue-by-region (дата обращения: 10.07.2025).
18. OECD (2023). Online product safety sweep report. OECD Digital Economy Papers. OECD Publishing, 354, С.58. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/c1faa51e-en (дата обращения: 01.04.2025).
19. Latin American and Caribbean Competition Forum. OECD (2021). Summary of discussion of the roundtable on Efficiency Analysis in Vertical Restraints. [Электронный ресурс]. URL: https://one.oecd.org/document/DAF/COMP/LACF/M(2021)3/en/ (дата обращения: 01.06.2025).
20. Statista Market Forecast. ECommerce - LATAM. [Электронный ресурс]. URL: http://frontend.xmo.prod.aws.statista.com/outlook/emo/ecommerce/latam (дата обращения: 01.06.2025).
21. Statista Market Forecast. Latin America: e-commerce market size by country 2023-2027. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/804022/latin-america-e-commerce-sales/ (дата обращения: 05.06.2025).
22. Datos del mercado de comercio electrónico de Perú. Payments and Commerce Market Intelligence - PCMI. [Электронный ресурс]. URL: https://paymentscmi.com/insights/mercado-comercio-electronico-peru/ (дата обращения: 01.06.2025).
23. Plataforma Digital Única del Estado Peruano. Gobierno oficializa fin del estado de emergencia por la covid-19. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gob.pe/institucion/minsa/noticias/664735-gobierno-oficializa-fin-del-estado-de-emergencia-por-la-covid-19 (дата обращения: 05.06.2025).
24. Statista Market Forecast. ECommerce - Peru. [Электронный ресурс]. URL: http://frontend.xmo.prod.aws.statista.com/outlook/emo/ecommerce/peru?currency=USD (дата обращения: 10.07.2025).
25. Statista Market Forecast. E-commerce share of retail by region 2020-2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1192717/ecommerce-share-of-retail-by-region/ (дата обращения: 10.07.2025).
26. Cámara Peruana de Comercio Electrónico. Epayment Summit 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://capece.org.pe/epaymentsummit2024/ (дата обращения: 10.07.2025).
27. Statista Market Forecast. Digital & Connectivity Indicators Peru report 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/study/173843/digital-and-connectivity-indicators-peru-report/ (дата обращения: 10.07.2025).
28. United Nations. C. 125. UNCTAD (2023). Perú: Evaluación sobre el estado de preparación para el comercio electrónico. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/es/publication/peru-evaluacion-sobre-el-estado-de-preparacion-para-el-comercio-electronico (дата обращения: 05.06.2025).
29. Statista Market Forecast. E-commerce in Peru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/topics/6765/e-commerce-in-peru/ (дата обращения: 05.06.2025).

Страница обновлена: 18.10.2025 в 10:15:36

 

 

The contribution of e-commerce to the Peru\'s economic development

Revinova S.Yu., Delgadilo Yu.M.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 3 (July-september 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the contribution of e-commerce to the Peru's economic development amid global and regional digitalization trends. The role of e-commerce for economic growth is shown. Special attention is paid to the impact of the Covid-19 pandemic on accelerating the digital transformation of retail and changing consumer habits. The most promising sectors and key drivers of e-commerce growth, including Internet penetration and mobile device usage, have been identified. The material will be useful to researchers and academic staff in the field of digital economy and e-commerce, business people, as well as government officials and politicians dealing with issues of digitalization and economic development in developing countries, especially in Latin America.

Keywords: e-commerce, economic development, Latin America, Peru

JEL-classification: O31, O32, O33

References:

Afiat M.N., Rijal S. (2023). Analysis of the Use of E-commerce in Improving Entrepreneurial Business Competitiveness: 1 Jurnal Minfo Polgan. (12). 468–479. doi: 10.33395/jmp.v12i1.12439.

Benjouid Z. (2024). The Impact of E-commerce on the Economy: A Bibliometric Study Africa Scientific Journal. (03). 0208-0226.

Czernich N., Falck O., Kretschmer T., Woessmann L. (2011). Broadband infrastructure and economic growth The Economic Journal. (121). 505-532. doi: 10.1111/j.1468-0297.2011.02420.x.

Cámara Peruana de Comercio ElectrónicoEpayment Summit 2024. Retrieved July 10, 2025, from https://capece.org.pe/epaymentsummit2024/

Cámara Peruana de ComercioObservatorio Ecommerce Perú 2023-2024. Los datos oficiales de la industria. Retrieved June 05, 2025, from https://capece.org.pe/observatorio-ecommerce/

Datos del mercado de comercio electrónico de PerúPayments and Commerce Market Intelligence - PCMI. Retrieved June 01, 2025, from https://paymentscmi.com/insights/mercado-comercio-electronico-peru/

Djiofack-Zebaze C., Keck A. (2009). Telecommunications Services in Africa: The Impact of WTO Commitments and Unilateral Reform on Sector Performance and Economic Growth Elsevier. (37). 919-940.

Global: e-commerce revenue by region 2025Statista Market Forecast. Retrieved July 10, 2025, from https://www.statista.com/forecasts/1117851/worldwide-e-commerce-revenue-by-region

Gruber H., Koutroumpis P. (2014). Broadband Access in the EU: An Assessment of Future Economic Benefits Telecommunications Policy. (38). 1046-1058. doi: 10.1016/j.telpol.2014.06.007.

Koutroumpis P. (2009). The economic impact of broadband on growth: A simultaneous approach Telecommunications policy. (33). 471-485. doi: 10.1016/j.telpol.2009.07.004.

La Organización Mundial del Comercio – OMC. Retrieved June 07, 2025, from https://www.wto.org/indexsp.htm

Latin American and Caribbean Competition ForumOECD (2021). Summary of discussion of the roundtable on Efficiency Analysis in Vertical Restraints. Retrieved June 01, 2025, from https://one.oecd.org/document/DAF/COMP/LACF/M(2021)3/en/

Plataforma Digital Única del Estado PeruanoGobierno oficializa fin del estado de emergencia por la covid-19. Retrieved June 05, 2025, from https://www.gob.pe/institucion/minsa/noticias/664735-gobierno-oficializa-fin-del-estado-de-emergencia-por-la-covid-19

Roller L.-H., Waverman L. (2001). Telecommunications Infrastructure and Economic Development: A Simultaneous Approach American Economic Review. (91). 909–923. doi: 10.1257/aer.91.4.909.

Statista Market ForecastDigital & Connectivity Indicators Peru report 2024. Retrieved July 10, 2025, from https://www.statista.com/study/173843/digital-and-connectivity-indicators-peru-report/

Statista Market ForecastE-commerce in Peru. Retrieved June 05, 2025, from https://www.statista.com/topics/6765/e-commerce-in-peru/

Statista Market ForecastE-commerce share of retail by region 2020-2025. Retrieved July 10, 2025, from https://www.statista.com/statistics/1192717/ecommerce-share-of-retail-by-region/

Statista Market ForecastECommerce - LATAM. Retrieved June 01, 2025, from http://frontend.xmo.prod.aws.statista.com/outlook/emo/ecommerce/latam

Statista Market ForecastECommerce - Peru. Retrieved July 10, 2025, from http://frontend.xmo.prod.aws.statista.com/outlook/emo/ecommerce/peru?currency=USD

Statista Market ForecastLatin America: e-commerce market size by country 2023-2027. Retrieved June 05, 2025, from https://www.statista.com/statistics/804022/latin-america-e-commerce-sales/

United Nations. C. 125UNCTAD (2023). Perú: Evaluación sobre el estado de preparación para el comercio electrónico. Retrieved June 05, 2025, from https://unctad.org/es/publication/peru-evaluacion-sobre-el-estado-de-preparacion-para-el-comercio-electronico

United Nations. C. 252UNCTAD (2024). Digital economy report 2024: shaping an environmentally sustainable and inclusive digital future. Retrieved June 07, 2025, from https://digitallibrary.un.org/record/4053817?ln=en&v=pdf

Von Braun J., Straub S. (2008). Information and Communication Technologies for Development and Poverty Reduction: The Potential of Telecommunications Economic Development and Cultural Change. (56). 724-727. doi: 10.1086/533540.

Waverman L., Meschi M., Fuss M. (2005). The Impact of Telecoms on Economic Growth in Developing Countries The Vodafone Policy Paper Series. (2). 10-24.

Yurtkur A. K., Bahtiyar B. (2020). An Empirical Study on the Relationship Between Economic Growth and E-Commerce Tools and Techniques for Implementing International E-Trading Tactics for Competitive Advantage. 71-86. doi: 10.4018/978-1-7998-0035-4.ch004.

Zeng S., Fu Q., Haleem F., Han Y., Zhou L. (2023). Logistics density, E-commerce and high-quality economic development: An empirical analysis based on provincial panel data in China Journal of Cleaner Production. 426 138871. doi: 10.1016/j.jclepro.2023.138871.